"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Брачный пир. О познании Бога через рассматривание природы. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в день памяти Святителя Николая. Потерянные деяния. О скорой помощи святителя Николая. Зачатие святой Анны. Икона Пресвятой Богородицы "Нечаянная Радость". Месяцеслов. |
Тропарь Николаю, архиеп. Мир Ликийских, чудотворцу
Правило веры и образ кротости,
воздержания учителя
яви тя стаду твоему,
яже вещей истина:
сего ради стяжал еси смирением высокая,
нищетою богатая,
Отче священноначальниче Николае
моли Христа Бога
спастися душам нашим
БРАЧНЫЙ ПИР
читанном ныне Евангелии Господь Иисус Христос уподобляет "Царство Небесное человеку-царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир - и не хотели прийти". Какое невнимание, какая гордость, неблагодарность, дерзость! Но какое снисхождение и долготерпение царя! "Он опять послал других рабов, сказав: "Скажите званым: "Вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир"". Что же званые, как они ответили на новое приглашение благого царя своего? "Они", говорится в Евангелии, "пренебрегши и это, пришли кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их".
Но теперь послушайте, что сделал царь с этими дерзкими и неблагодарными. Услышав о такой продерзости званных на брак, "царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: "Брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир". И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: "Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?" Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: "Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте в тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов, ибо много званых, а мало избранных"" (Мф. 22, 2-14). Здесь конец нынешнему чтению из Евангелия.
Сказание это называется притчей, т. е. подобием, или как бы загадкой. Надобно ее отгадать. Кто же этот царь, сделавший брачный пир для сына своего? Это - Бог Отец, Творец неба и земли и Царь всякого создания. Кто царский сын? Это единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, а невеста Его - Церковь и, во-первых, еврейский избранный Богом народ, а во-вторых, душа каждого верующего христианина. Христос возлюбил Церковъ, сказано, и Себя предал за нее (Еф. 5, 25); апостол Павел говорит: Я обручил вас единому мужу, чтобы представитъ Христу девою чистою (2 Кор. 11, 2).
Под брачным пиром разумеется Царство Небесное, в котором истинно верующие соединятся навсегда с Господом Иисусом. На этот брак, или в Царство Небесное, прежде всего приглашаемы были чрез пророков и апостолов иудеи, но они отказались от приглашения - мало того, даже оскорбили посланников Божиих и многих из них убили. За это Бог впоследствии времени оружием римлян истребил иудейский народ и разрушил их город и храм. Вместо иудеев Бог призвал на брак, или в Церковь Свою, через апостолов и равноапостолов языческие народы, в том числе и нас, русских. Но и христиане из язычников, и последующие за ними уже христианскис роды также не все войдут в царство Христово. Те из них, которые не сохранят в чистоте светлой брачной одежды невинности и святости, которую они получили при крещении, или после осквернения ее грехами не очистят слезами покаяния, будут на Страшном суде извержены во тьму кромешную, где будет вечный плач и скрежет зубов.
Вот толкование приведенной притчи! Но может быть и другое, подобное, столь же верное толкование, и уже в более близком приложении к нам с вами, братья и сестры. Брачный пир, о котором говорится в нынешнем Евангелии, - это Божественная литургия, на которой предлагается верным не телец закланный, но Сам Ангнец Божий, закланный в жертву ради спасения нас, грешных, да напитаемся Его пречистым Телом и Кровью, да соединимся с ним теснейшим соединением, да будем плотью от плоти Его и костью от костей Его. Вот брак царского Сына - соединение христианских душ с Христом в таинстве причащения! Вот пир - вкушение плоти и крови Его! Божественный, святейший, нетленный, небесный и обоготворяющий пир! Но многие ли и ныне спешат на этот божественный пир! Не уклоняется ли и ныне большая часть от присутствия на этой небесной вечере по нерадению и лености и по разным житейским расчетам, например по причине торговли или по маловерию и высокоумию или по причине долгого сна и прочее? Кто этого не видит, не замечает, не знает? Таково наше маловерие, таково духовное скудоумие, таково пристрастие к миру, таково невнимание к величайшему таинству веры, к таинству бессмертия и обожения! Такова суетность и неблагодарность христиан к Господу, предлагающему Самого Себя в снедь и питье ради очищения, освящения и бессмертной жизни! Чего же таковые достойны? Не отвержения ли от Бога, поелику сами отвергались от Него почти всю жизнь? Но и приходящие на этот брак Агнца, к Божественной литургии, для воспоминания Его жизни, проповеди, чудес, благодеяний, страданий, смерти, погребения, воскресения и вознесения на небо или для причащения пречистого Тела и Крови Его - в брачной ли одежде приходят, с чистой ли душой, с чистым ли сердцем? С горними ли помыслами, со святым ли настроением? Не с земными ли мечтами и страстями являются многие и в храм, в этот как бы брачный чертог Иисуса Христа? Мы сами, совершители страшной, небесной, бескровной Жертвы, в брачной ли одежде чистоты и бесстрастия душевного являемся всегда в храм и служим в нем? Увы! часто и у нас нет брачной одежды и благоговейных помышлений и мыслей сердечных; и мы входим нередко в нечистом рубище страстей. Поспешим все покаяться и убелить одежды душ наших слезами покаяния и делами правды, особенно милостынею, очищающей грехи. Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
О познании Бога через рассматривание природы
о имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь (Пс. 18, 2). Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси; что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его (Пс. 8, 2, 4-5)? - так, созерцая красоту вселенной,
прославлял Бога святой псалмопевец Давид. Таким же образом, через рассматривание красоты сотворенной природы, пришла к познанию Бога и святая всехвальная многострадальная великомученица Варвара, память которой, возлюбленные во Христе братия и сестры, празднует сегодня Святая Церковь.Святая Варвара пострадала в IV веке, в царствование нечестивого императора Максимиана. Она родилась и воспитывалась в семье знатных и богатых родителей, по вере язычников, в городе Илиополе Финикийском. Еще будучи малюткой, лишилась она своей матери, и воспитание ее целиком оказалось в руках отца ее, Диоскора, ревностного идолопоклонника. Такую же веру в языческих богов старался он привить и своей дочери. Святая Варвара обладала необыкновенной телесной красотой, многих приводившей в изумление. Поэтому, чтобы предохранить свою дочь от дурного влияния и худого сообщества, Диоскор построил для нее отдельную башню со всеми удобствами и различными покоями и поместил ее туда жить, дабы не видела она никакого соблазна и искушения. Находясь в уединении и удалении от всяких развлечений, внимательно всматривалась Варвара в окружающую ее природу и полюбила размышлять о дивных явлениях ее. С высоты своего жилища святая Варвара взирала ночью на бесчисленные сверкающие звезды, горящие на своде
небесном, а днем - на отдаленные синие горы, на темные дремучие леса, на зеленые луга, на быстро текущие реки и ручьи, - смотрела она на это и размышляла.Особенно пленялся ее взор весной, когда видела она, как деревья и сады покрывались прекрасным зеленым покровом, луга одевались зеленью и цветами, воздух исполнялся пением птичек небесных. "Не может быть, - думала она, - чтобы прекрасный этот мир произошел сам собою или случайно, без участия разума. Не может быть и того, чтобы создали его боги, которым мы
поклоняемся: они сами сделаны руками человеческими из золота и серебра". Так размышляя, приходила она к вере в то, что есть какое-то Всемогущее Разумное Существо, Которое сотворило этот прекрасный разумный мир, что есть Невидимый Бог.И однажды, когда была она погружена в размышления о сотворении вселенной, благодать Божия коснулась ее чистого сердца и Господь озарил Своим светом ее пытливый ум, - и уразумела она Живого Истинного Бога, и с этого времени ничто ее больше не занимало, кроме мысли о Нем. А тем
временем о красоте ее прослышали многие богатые женихи и принялись наперебой свататься к ней, и отец ее, Диоскор, радовался, что дочь его должна будет скоро выйти замуж. Однако, когда он объявил ей об этом, святая Варвара категорически отказалась от замужества, говоря, что она желает всю свою жизнь провести девицей. Отец от такого ответа своей дочери пришел в недоумение. Он решил, что виноват в этом сам, заключив ее в уединенный замок, из-за чего и хочет она продолжать жить в уединении. Поэтому он разрешил дочери свободно выходить, куда она хочет, и свободно общаться со всеми молодыми мужчинами в надежде, что она переменит свои мысли. Но свобода эта послужила только лишь к душевной ее пользе: Промысл Божий все устроял для блага и вечного ее спасения. В то время она познакомилась со многими девицами, тайными христианками, которые рассказали ей о Христе Спасителе, о том, как страданиями Его весь мир был спасен. И ее непорочное сердце возрадовалось неизреченной радостью при слышании благовестия об истинном Боге.Она изъявила желание принять Крещение, что по Божию благоволению в скором времени и устроилось. Отец уехал куда-то в дальнюю страну, а прибывший в Илиополь из Александрии под видом купца священник научил святую девицу тайнам христианской веры и крестил ее. Получив сугубую благодать, святая Варвара исполнилась еще большей любви к Господу Иисусу Христу и ни о чем больше не помышляла, как только о Нем. Когда же приехал ее отец и нашел, что дочь его поклоняется Распятому и верует в Него, то исполнился несказанной ярости и собственноручно хотел убить ее мечом, но бегство и помощь Божия спасли в тот раз святую Варвару от его рук. Затем отец предал ее судье, обвинив в поклонении Христу: в то время на христиан было воздвигнуто страшное гонение, за одно только имя христианина подвергали бесчеловечным мукам и истязаниям.
Судья после многообразных увещаний и угроз, видя, что святая непоколебимо исповедует христианскую веру, подверг ее тяжким мучениям. Обнаженную, ее безжалостно бичевали, так что земля обагрилась девической кровью. После этого палачи стали растирать свежие раны волосяными тканями, что причиняло страдалице неимоверную боль. Затем ее ввергли в темницу, где она, измученная и израненная, стала просить у Господа утешения и помощи. И там, в темнице, явился Варваре Сам Господь Иисус Христос, исцелил ее от всех ран и укрепил в терпении ради Царствия Небесного.
После этого святую вновь взяли на мучения: повесили на дереве и строгали ее тело железными крючьями, били по голове железными молотами, а затем отрезали сосцы и после того нагою повели по всему городу. Последнее истязание было для святой и целомудренной девицы самым тяжелым. Она просила Господа, чтобы Он защитил ее от взора любопытных зрителей, и Господь послал Ангела Своего, который тотчас же покрыл ее наготу световидной одеждой. После всех сих мучений святую осудили на смерть через усечение мечом, и этот приговор исполнил ее родной отец-убийца, который собственноручно отсек своей дочери голову. Так закончила свой страдальческий подвиг за Христа святая великомученица Варвара.
Возлюбленные во Христе братия и сестры, из жизнеописания этой великой святой для нас особенно назидательно одно явление в ее духовной жизни, а именно то, что она познала Бога через рассматривание природы. Она была воспитана в языческой вере, никто не научал ее с детства вере в истинного Бога, но через наблюдение над природой она сама познала Его. И как познала через природу Бога святая Варвара, так через рассматривание творения Божия может познавать Бога и каждый из нас.
На всем окружающем нас отпечатлены следы всемогущества Божия и присносущной силы Его. Как на снегу ясно запечатлевается след человека, так и на всем творении ясно запечатлен след Божий. Каждый полевой цветок, каждая травинка говорит о всемогуществе, премудрости и благости
Божией. Посмотрите, дорогие, на любую былинку - и вы увидите, что во всем является премудрость Божия. Былинка травная прикреплена к земле и двигаться не может, но она находит все нужное себе в самой почве, там питаются корни ее; листиками же своими дышит она чистым воздухом и таким образом живет и существует. Кто создал ее, кто поит ее благодатным дождем, кто питает чистым дыханием воздуха, кто дает цветку ее благоухание и цвет? Как может роза извлечь из черной земли свою яркую розовую краску, а лилия - свою блестящую белизну? Ни один художник, ни один ученый, как бы он ни был искусен, не может создать подобного ароматного цветка. Все это дело рук всемогущего Бога.Далее посмотрим на животных. Они рождаются маленькими и слабыми, не способными самостоятельно существовать, но Господь внушил матерям заботиться о своих детях, так что мать не знает покоя, пока не воспитает своего детеныша. Так во всем видны следы попечения Божия о Его творении.
Поэтому, дорогие братия и сестры, будем почаще всматриваться в окружающий нас прекрасный мир и через него познавать Бога и все доброе. Природа - это книга Божия, не писаная, но созданная, которую может читать всякий человек, и грамотный, и неграмотный, и благоговеть всегда пред Творцом Вселенной. Взойдет ли солнце, усеется ли небо яркими звездами, загремит ли гром, прольется ли дождь - преклонись пред величием Божиим и воздай хвалу Вседержителю. То же делай, когда взираешь на красоту окружающего тебя мира.
Возлюбленные во Христе братия и сестры, святая великомученица Варвара, когда шла на смерть, то испросила себе у Господа дар спасать от болезни и внезапной смерти всех, кто будет вспоминать ее и ее страдания. Помолимся же ей сегодня от всей души, чтобы она, призрев на всех собравшихся в храм сей в день ее памяти, спасла от внезапной смерти и нас, дабы, шествуя путем покаяния и исправления, сподобиться нам будущей вечной жизни. Аминь.
Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова)
в день памяти святой великомученицы Варвары - 17 (4) декабря
Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в день памяти Святителя Николая
о имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, когда Господь проповедовал на земле слово Божие, то Его окружали и теснили тысячи людей. Ближе всего к Нему теснились ученики Его; были и другие, жаждущие послушать святую проповедь, были и те, кто пришел с тайной надеждой обрести исцеление от многоразличных своих недугов. Словом, скорбь человеческая рекой стремилась к стопам Милосердного Учителя. И Он, по
совершении исцелений, став на ровном месте и отверзши уста Свои, произнес на все времена неизменные Божественные заповеди: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 20-23).Откликнулось человечество на эти святые призывы своего Спасителя? Да, откликнулось - в лице Апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех истинных последователей Христовых. Смиренные сердца их приняли Его заветы и принесли богатые и обильные плоды. Смирение стало корнем, из которого произрастают прочие плоды святой веры. Смирение вознесло людей, низвело на них многоразличные дары благодати и прославило их в Царствии Небесном. Вот в числе таких смиренных и кротких делателей и подвижников добродетели и является чествуемый ныне Церковью Святитель Христов Николай, великий угодник Божий, который, услышав о Христе и о Его спасительном учении, пошел неуклонно и верно за Ним, в точности исполняя евангельские заповеди и во всем стараясь подражать своему Владыке.
Родившись в Ликийской стране от благочестивых родителей Феофана и Нонны, Святитель Николай с детства рос смиренным и богобоязненным отроком. Воодушевленный простой, но живой и сердечной верой, он в своей ревности по славе Божией был подобен иным великим ревнителям ее - пророку Божию Илии и Крестителю Господню Иоанну. Его ревность по славе Христа Бога проявилась и в том, что он на первом Вселенском Соборе, не стерпев еретического кощунства, еретика Ария ударил по щеке, за что Отцами Собора был осужден. Но Господь, явившись вместе с Пресвятой Богородицей некоторым из Святых Отцов, оправдал его и восстановил в епископском сане: Отцы видели в видении, как Спаситель Сам вручил ему Евангелие, а Матерь Божия - омофор. Оправдал, ибо поступок его был не следствием порочности сердца или грубости нрава, но следствием ревности по славе Божией.
В другой раз его праведная душа, возмущенная неправедным осуждением невиновных, воспламенилась ревностью о спасении их, и он, полагая душу свою за ближних, избавил их от смерти. Так же он и в темницах заключенных посещает, и в море погибающих чудесно спасает.
Так прославился Святитель Христов Николай своим милосердием, сострадательностью и помощью страждущим людям. Ведь мы, в силу своей немощи, большей частью обращаемся к Богу и святым Его за помощью в своих телесных и душевных нуждах, и более всего к тем из святых, которые явили особенно много дел милосердия и помощи страждущим. Имея суровый, строгий и молчаливый внешний вид, Святитель Христов обладал редкой душевной добротой, сердцем нежным и сострадательным ко всем скорбящим и страждущим и всегда спешил на помощь призывающим его. Поэтому и пользуется он особенною любовью и почитанием, и не только среди православного народа, но и среди евреев, магометан и других иноверных. Вся подсолнечная полна его чудес, щедро даруемых всем, в скорбях обращающимся к нему.
Святая Церковь в своих песнопениях прославляет его как алчущих кормителя, обуреваемых на море изрядного правителя и скорого помощника всем, находящимся в бедах и скорбях. И действительно, вся его жизнь представляет собой непрерывный ряд благодеяний, оказанных страждущим людям.
Вот один из таких примеров. Один несчастный человек разорился и, имея трех взрослых дочерей, в отчаянии вознамерился поправить свои дела гнусным способом - продажей чести девушек. Святитель узнает о бедственном положении семьи и, не дожидаясь просьбы, стремится предотвратить грех и бедствие, хочет спасти и душу, и тело невинных девиц от позора. Под непроницаемым покровом полуночи приходит он к жилищу бедняков, тайно опускает в оконце мешочек с золотыми монетами и незаметно скрывается. Он следит за тем, как отец девушек распорядится его даром, и, убедившись в разумном его употреблении, еще дважды повторяет свое благодеяние, пока все три девицы не были устроены. Но благодарный отец на третий раз подстерег своего тайного благодетеля, бросился ему в ноги со словами: "Чем благодарить мне тебя, человек Божий!". "Молчанием", - отвечал Святитель.
Не только при жизни, но и по смерти не перестает он благотворить обращающимся к нему с молитвами. Поэтому из всего сонма угодников Божиих Святитель Николай пользуется особенной любовью православного нашего русского народа. В честь его было построено много храмов, само имя его любезно православному русскому человеку, и потому оно часто встречается в христианских семьях.
Помолимся ему, чтобы он испросил нам дары духовные: смирение, кротость и любовь.
Святителю отче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим!
Аминь.http://www.pobeda.ru/
Потерянные деяния
ель любой науки - поиск истины. Современные исследования николаеведов, опирающиеся на достоверные древние тексты, а также исторические и археологические исследования не умаляют того, что раньше было известно о свт. Николае, а, наоборот, позволяют значительно больше узнать о его земной жизни
.В древних источниках обнаруживается, например, замечательное деяние свт. Николая, исключенное из текста его жития в X веке, - деяние о подати. В IV веке несправедливой податью Ликия была доведена до разорения и голода. Присланный из столицы сборщик налогов, требуя все новых и новых денег, постоянно унижал народ. Жители попросили своего архиепископа о заступничестве. Святитель Николай отправился в Константинополь, и после его разговора с императором подать была уменьшена в 100 раз. Это решение было записано в скрепленную золотой печатью грамоту. Но архиепископ знал, что под влиянием сановников Константин может отменить свой указ. Святитель обратился к Богу за помощью, и чудесным образом императорская грамота в тот же день оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день император, поддавшись уговорам, попытался изменить указ. Когда святитель сказал, что документ уже зачитан в Мирах и, значит, вступил в силу, ему не поверили: до Ликии от Константинополя было шесть дней пути. Чтобы проверить слова святителя, снарядили самый быстроходный корабль. Через две недели посланники вернулись и подтвердили, что ликийский сборщик налогов получил грамоту императора в тот день, когда она была подписана. Христолюбивый Константин усмотрел во всем происшедшем волю Божию и попросил прощения у святителя, щедро одарив его.
А через шесть столетий при Василии II создавалась императорская менология (то, что у нас называется Четьи Минеи). В те времена жития святых были основной литературой, которую читали православные люди. И "Деяние о подати" императорские агиографы не включили в жизнеописание святителя Николая, чтобы влия тельные архиереи не смогли использовать этот невыгодный для царской казны пример для снижения налога в своих епархиях. А казна византийского императора в X веке, как и в IV, очень нуждалась в пополнении.
И тысячу лет это деяние не попадает в житие, как и еще одно - о хлебовозах. В нем рассказывается о том, как святитель Николай в очередной раз спас Миры от голода. Мимо Ликии на пяти кораблях везли из Египта хлеб в Константинополь. И святитель уговорил капитана отгрузить часть хлеба в бедствующих Мирах. Поскольку хлебовоз был императорский, Константинополь счел это деяние неприемлемым.
Кроме того, много важных подробностей в деяниях святителя исчезли при переписке. Что-то казалось писцам маловажным. Что-то сокращали из экономии, ведь бумага была очень дорогой.
Автор недавно вышедшего исправленного жития святителя Николая
Александр Владимирович Бугаевский.
Русской бабе в тяжкую минуту кто поможет, если не святой
(из газеты "Комсомольская правда" от 3 февраля 2001 г.)
По просьбам читателей наш спецкор Николай Варсегов побывал в селе Державино, где силы небесные явили народу чудо великое.
За что ей Божья благодать, она ведь даже не доярка!
13-го числа самолеты летают наполовину пустыми, так как именно в этот день пассажир особо трепещет за свою хрупкую жизнь перед царствием ада. Потому я запросто распластался на трех сиденьях и всю дорогу до Оренбурга предавался горьким раздумьям о бренности человека перед лицом Вселенной, о страхе его перед высшими силами, ибо рожден человек во мраке невежества и тяжко ему отличить ересь от истины.
Не хотелось же мне быть обманутым, и потому к встрече с державинским чудом, с расспросами о котором получил уже кучу писем, я готовился весьма настороженно.
Село Державино в Оренбургской области - родина поэта Державина. Именно здесь 5 мая 1999 года в доме крестьянки Ольги Ефимовой вдруг обильно замироточила икона Николая Чудотворца. После начали мироточить и кровоточить другие образа. Ходил поглазеть на диво народ, приехало начальство, явилось духовенство, факт засвидетельствовали, но с выводами не торопились. В городе Оренбурге священнослужители настроены осторожно: "Что-то там непонятное, потому что у нее и картонные иконки мироточат, а ведь обычно это случается только с деревянными..." А журналисты и вовсе разочаровали: "Прессу она теперь в дом не пускает и паломников тоже, говорит, что все иконы куда-то сдала. А раньше, когда пускала, иконы брать в руки не разрешала, местные жители говорят, что у нее на обратной стороне ликов пузырьки с маслом и что-то вроде маленьких капельниц. Вот и все чудо!"
Многие жители самого Державина Ольгу, мягко говоря, недолюбливают: "А кто она такая, чтобы ей Господь чудо явил?! На почте в тепле работает, а я вот дояркой всю жизнь, и у меня почему-то иконы не мироточат, и у Люды не мироточат..." Но самый серьезный довод: "У нее муж мусульманин был с Кавказа, разве может Бог в такую семью благодать послать?!"
Ох, искали мы подвох!
С журналистом из районного города Бузулука Александром Булгаковым приехали мы в Державино. Ольга нас не ждала, и на дверях ее дома висел замок. С трудом отыскали хозяйку у подруги. Ольга оказалась приятной женщиной лет сорока с грустным усталым лицом, в потрепанной старой шубейке с порванным рукавом. Пристально изучив наши далеко не святые лики, все же решилась пригласить в дом. Одна крохотная комнатушка и кухонька являли глазу бедную утварь еще советских времен. Зато оконная стена сплошь завешана и заставлена иконами: большими, средними, маленькими. Я насчитал их около семидесяти. Примерно половина из них обильно блистали прозрачными маслянистыми струйками. Пахнуло легким ароматом мира, не сравнимым ни с чем. Этот запах сразу напомнил мне келью матушки Серафимы, настоятельницы женского Серафимовского монастыря в поселке Ыб Республики Коми, где случилось бывать мне прошлым летом (читайте "КП" за 17 августа 2000 г. "В поселке Ыб иконы плачут..."). Но у матушки Серафимы была только одна икона с подсохшей струйкой мира, зато аромат был более крепкий. Здесь же десятки икон буквально сочились маслом, и это масло изредка капало на подставленные под образами блюдца.
Сразу захотелось найти подвох, и я попросил подержать иконы в руках. Ольга разрешила. Мы с коллегой разглядывали образа со всех сторон, просматривали на свет лампочки, но ничего такого не обнаружили. Иные, даже рисованные на тонком полотне, с обратной стороны были совершенно сухи, а с ликов струилось миро.
Расскажи нам, Ольга, с чего все началось?
- Началось с того, что однажды утром, лет семь назад, я вышла на кухню, а там стоит старец с ликом Николая Чудотворца. Собственно, это он и был. Я очень перепугалась, хотела закричать, но не смогла. Николай Чудотворец перекрестил меня и на глазах растворился. Прошло время, и вот в 1998 году, с 23 на 24 октября, в 12 часов ночи, вот здесь на стене вдруг осветилась икона Николая Чудотворца...
- То есть как осветилась? - не понял я.
Ну так, будто электросварка, только сильнее, - пояснила она, - это было несколько секунд...Мы с коллегой попросили подробностей.- Я хотела включить телевизор, подошла к нему, - рассказывала Ольга, но как-то уже неубедительно и почему-то отводя глаза в сторону, - и в этот момент икона вдруг осветилась .А на самом деле было все страшнее. На этом месте рассказа в дом пришла Ольгина мама с двумя чернявенькими Ольгиными дочками лет семи и восьми. Поздоровались.- И вот, как икона-то осветилась, мы с мамой упали на колени и давай молиться, - продолжала она. - А вообще, если честно, то Николай Чудотворец в ту ночь меня от смерти спас, - подняла глаза Ольга, - только мама вот никому об этом говорить не разрешает.- И нет! Нет! Нет! - замахала руками Ольгина мама.- Наверное, телевизор мог взорваться? - высказал я догадку.- Да не было никакого телевизора, - призналась Ольга.Тут ее мама опять резко запротестовала и потребовала сменить разговор. - На все воля Божья! - заметил я. - Если Господу не угодно донести до людей эту историю, следовательно, она в печати никогда не
появится. Бабушка поворчала, махнула рукой и удалилась на кухню. Ольга вдруг расплакалась и, всхлипывая, стала рассказывать:Вообще-то я не мордвин... - ответил я гостю.
Неправда! - отрезал Владимир Ильич. - Только мордвин может так писать о России!
- Ну, будь по-вашему, - не стал я спорить, и мы поехали кататься на его авто по городу Бузулуку. В обед зашли в редакцию местной газеты "Российская провинция" ко вчерашнему моему коллеге Александру Булгакову. Заговорили о державинском чуде, и я посетовал, что с моей иконкой ничего не получилось. При этом вынул ее из портмоне... иконка была вся в масле! И независимый свидетель тому - Владимир Ильич Гадушкин. Иконка тут же пошла по рукам, ею растирали лбы, щеки... вернули мне сухой образ. Однако к вечеру мой Николай Чудотворец покрылся - словно потом - мелкими каплями масла. В районной администрации образ опять пошел по рукам и был вытерт насухо. Утром миро снова выступило каплями. И на третий день - опять. После все прекратилось, только на промасленной бумаге с ликом святого остались крупные подсохшие пятна. Несколько дней иконка стояла дома на полке. А после я позади нее поставил фотографию Ольги. Хотите верьте, хотите нет, пусть жена Марина не даст соврать - через сутки на задней пластмассовой стороне иконки капельками пота заблестело масло. Что сие значит - не знаю. Наверно, в том есть какая-то тайна природы. Но сколько подобных тайн сплошь и рядом. Я,
например, совершенно не понимаю, как работает сотовый телефон, принимая по каким-то там волнам речи далеких граждан. Возможно, у Ольги тоже есть некий контакт со святым Николаем Чудотворцем?Вот такой непростой этот святой Николай Чудотворец. А что касается Ольги из Державина, то я ей скорее верю, чем нет, потому как корысти со своего чуда она не ищет и льет пред иконой заступника своего совершенно натуральные слезы. Счастливая женщина эта Ольга.
http://orthodox.etel.ru/Best/Svyat/chudnik.htm
Сначала пусть говорит сама жизнь.
...Врач-хирург был весел и беззаботен. Сегодня он сидел у меня в гостях, пили душистый чай, шутили, говорили о пустяках. Трудно было представить, что этот человек два дня в неделю делает по нескольку сложнейших операций в состоянии предельного напряжения всех своих сил: от его умения и внимания зависит жизнь пациентов. В свои сорок пять лет этот доктор сумел достичь многого, занял видное место в медицинской среде. "Золотые руки!" - говорят о нем. Множество спасенных жизней, признательность больных. Разговор незаметно сводится на духовные темы. "Я никогда не приступаю к операции, не помолясь, - говорит хирург, - всех своих ассистентов и сестер я приучил призывать на помощь святителя Николая". "Почему именно его?" - заинтересовался я. "Видите ли... - доктор подыскивал слова, становясь очень серьезным. - Лучше я вам расскажу об одном случае. Это было в 1982 году. Оперировал женщину. Злокачественная опухоль. Все шло хорошо. Опухоль удалили, вокруг нее все почистили, метастазов не было, можно
зашивать. И вдруг - сильное кровотечение! В тяжелых складках внутренних тканей скальпелем случайно задели кровеносный сосуд. Пытаюсь найти его и не могу! Обильное кровотечение не дает даже примерно определить, откуда идет кровь. Крутимся все, меняем тампоны, смотрим и так и этак - все впустую. Идет время, больная истекает кровью. Еще немного - и конец! Срочно посылаю за специалистом-профессором, а сам думаю: пока его приведут, может быть уже поздно. В отчаянии громко воскликнул: "Николае угодниче, да помоги же!" Тут меня кто-то позвал. На мгновение отвел глаза от раны, что-то кому-то сказал и, снова посмотрев на рану, не поверил глазам своим: кровотечение прекратилось там, словно его и не было!.. Если бы это был один случай!" Глаза у моего доктора влажные, а руки дрожат и дергаются, - руки, которые никогда не дрожат при самых операциях!..К сему можно добавить лишь то, что этот хирург особенно любит Никольский храм и часто посещает его.
О скорой помощи святителя Николая
ростая женщина-крестьянка в 1941 году на Смоленщине осталась без мужа (он ушел на фронт) беременной и с двумя детьми. Наша армия тогда отступала. Ужас близящегося фашистского нашествия охватил оставшихся в деревне. Свои же ушли, а немцы еще не вступили. Крестьяне решили раздать людям по домам
то, что хранилось в колхозных амбарах. Но Ксения (так звали женщину) не могла взять ничего: она была кроме всего прочего вконец ослаблена болезнью (простудой) и только смотрела, как другие несут продукты в свои семьи. "Что ты стоишь? - крикнул ей один мужик, - давай я тебе хоть мешок картошки дам, а то ведь помрешь с голоду со своими детьми!" И крестьянин, бросив тяжелый мешок к ногам Ксении, побежал по своим делам. Женщина, надрываясь, потащила мешок к дому. А идти было довольно далеко, через овраг с кустарником. Тащила волоком, обливаясь потом и слезами, поминутно останавливаясь, задыхаясь. Пронзительный крик: "Немцы!" Вдалеке на дороге в клубах пыли показались грязнозеленые фигуры на мотоциклах. "Ну, все. Пропала я! - испугалась Ксения и завопила, - "Святитель Николай, помоги!" - "Чего кричишь?" - послышался голос. Из кустов вышел незнакомый старик. "Ой, дедушка! Видно, Бог тебя послал! Не могу картошку до дому донести, а немцы уже едут, а у меня двое детей!" - "Так я тебе донесу", спокойно сказал старик, взвалил на спину тяжелый мешок и пошел вперед. У дома Ксении он с грохотом свалил мешок на деревянное крыльцо. Ксения, причитая, бросилась к дверям, чтобы пригласить своего помощника в избу, угостить чем-нибудь и всего на какую-нибудь секунду, не более, оказалась спиной к старику. А когда тут же обернулась, то... никакого старика не увидела. Не было его ни во дворе, ни на дороге, куда она на всякий случай выбежала, хотя и понимала, что старик не мог столь быстро пройти через двор на улицу. "Села я на свой мешок с картошкой, - вспоминала Ксения, - как дура, ничего не понимая.! И тут до меня стало доходить: откуда старик знал мой дом и дорогу к нему?! Вбежала в избу, посмотрела в красный угол. - Да вот же он мой "старик", на иконе Николая Чудотворца! Только на иконе он в красивых одеяниях, в митре, с Евангелием, а из кустов вышел в такой одежде, будто колхозник, а в какой - я и не приметила!"Всю дальнейшую долгую жизнь Ксения помнила этот случай и всегда обливалась слезами, рассказывая его.
Самое невероятное
...1975 год. Я служу вторым священником в Никольском храме г. Курска. Готовимся к "весеннему Николае", как говорят в народе, - к празднику перенесения честных мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари (9/22 мая). Это наш престольный праздник. Ожидается очень много богомольцев, не только наших прихожан, но и со всего города. В храме есть икона святителя Николая, почитаемая чудотворной. Она помещена в киоте, под стеклом, и очень много лет не вынималась оттуда. Сам не знаю, почему я вдруг решил предложить настоятелю вынуть эту икону из киота и положить на аналой в центре храма, чтобы верующие могли приложиться к ней. Возможно, такому намерению посодействовало то, что один мой знакомый священник, побывавший только что в Италии, привез мне из г. Бари флакон
со святой водой, в которой растворена капелька мира, источаемого от мощей святителя Николая. Настоятель согласился с моим предложением. Мы даже решили в самый день праздника на молебен после литургии добавить в священную воду немного воды из итальянского флакона. 21 мая началась торжественное всенощное бдение. Оба мы - и я, и настоятель почувствовали нечто необычное, какой-то особенный подъем, словно обильная Божия благодать наполнила храм и сердца людей, которых собралось на редкость много - до двух тысяч и более. Моя жена Андроника стояла в числе певчих на левом клиросе, откуда бывает видна часть алтаря с престолом, когда отверзаются царские врата. Мы, священники, облачились, как положено, в золотые ризы. Сшитые из современной парчи, они недавно были куплены и сверкали, как солнце. Уже на Великой вечерне, на "выходе" жена моя увидела, что в алтаре вместе с нами присутствует еще один священник, облаченный тоже в золотую ризу, которая однако сверкает еще ослепительней, чем наши. "Кто бы это мог быть? - размышляла Андроника. - К настоятелю в гости обычно никто из священников не приезжает; могут приехать только к моему мужу. А батюшка наверняка приезжий, так как в Курске такого нет, да все куряне теперь служат в своих храмах. Значит, придется принимать сегодня этого батюшку дома, он будет ночевать. Чем его угостить? Где положить спать?" - такие женские, практические заботы стали одолевать мою супругу, которая меж тем замечала, что этот третий священник, молится не так, как мы: он делает много чинных земных поклонов, тогда как мы стоим, не следуя его примеру. Сначала он осеняет себя крестным знамением, потом опускается на колени, скрываясь за престолом, затем поднимается и вновь становится виден. Кланяется он горнему месту, и потому лица его почти не видно; хорошо видна только седая голова и левая щека, обрамленная седой бородой. "Что-то я не знаю такого священника среди знакомых моего мужа, - думает жена. - Хотя у него много знакомых, и не все мне известны". Настало время утрени. "Хвалите имя Господне" - запел хор. Отверзлись вновь царские врата, и мы с настоятелем вышли на середину храма со свечами в руках совершать полиелей. А третий незнакомый священник, к удивлению моей жены, не вышел с нами, остался в алтаре, продолжая делать земные поклоны. "Посмотрите, что это за батюшка!" - обратилась Андроника к певчим, стоявшим рядом. "Какой благообразный батюшка! - сказала одна из женщин. - Как истово кладет поклоны!" - "Но почему же он не вышел с нашими священниками!" - воскликнула другая певчая, тоже ясно увидевшая священника в алтаре. - "Ведь, если он пришел просто помолиться, то не должен был облачаться в ризы, а если облачился, то должен был выйти и на полиелей. Но почему не вышел?!" - так судачили женщины-певчие на левом клиросе, наблюдая за странным неизвестным священником. Вся служба прошла необычайно, небывало радостно и благодатно!..Когда мы с настоятелем, окончив все, разоблачились и вышли из алтаря, к нам приступили певчие: "А где же гость?" - "Какой гость?" - "Тот, третий батюшка, который молился с вами. - "Вы что-то путаете, никакого "третьего" батюшки не было. И вообще кроме нас двоих в алтаре никого не было". - "Как же не было, когда был! Мы за ним наблюдали..." И певчие рассказали нам то, что видели.
Мы потом внимательно осмотрели алтарь. Не могло ли случиться так, что какая-нибудь гладкая поверхность отражала кого-то из нас? Но нет! Все "опыты" на месте показали - ничто не создает отражения. Да и молился этот "батюшка" не так, как мы, и голова у него была седая (а у нас еще нет!..). И он оставался видим в алтаре, когда мы вышли из него.
"Боже милостивый! - подумал я тогда. - С нами молился святитель Николай! А мы не видели его! Конечно, по грехам нашим. Впрочем, как могли бы мы служить, если бы увидели его! Господь покрыл наши очи, чтобы служба шла своим чередом". Но "не горело ли в нас сердце наше", не ощущало ли оно чьего-то близкого благодатного присутствия! Воистину горело, ощущало! И это лучшее подтверждение тому, что женщины действительно видели Божия угодника!
Подобных случаев различных чудесных знамений и скорой помощи святителя Николая во всех концах России и в наши дни такое необозримое множество, что, если бы попытаться описать их, то никакая книга не смогла бы вместить этих описаний. Поэтому, когда читаешь древние "Жития" святителя Николая, то полной верой и радостью отзывается сердце на все, что содержат в себе страницы старинных книг. А содержать они и подробное житие святителя, и повесть о перенесении его честных мощей из Мир Ликийских в Бар, и описание некоторых из его чудес, приводимых лишь в качестве примеров, ибо описать все, что связано с ним в церковной истории, просто невозможно
Русские люди знают святителя Николая не только как милосердного заступника, но и как "страшного наказателя" обижающих, "обличителя" всякой неправды; он - "очень строгий святой", - говорят о нем иконописцы, среди которых и по сей день бытует поверье, что доску для иконы святителя Николая следует выбирать непременно без единого сучка (иначе накажет!).
Старинное "Житие" святителя Николая заканчивается такими словами:
"Многая же великая и преславная чудеса великий сей Угодник Божий сотвори по земле и по морю, в бедах сущим помогая, от потопления спасая, и из глубины морский на сухо износя, от пленения восхищая и перенося в дом, от уз и темницы избавляя, от мечного посечения заступая, и от смерти свобождая, многим многое подаде исцеление: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страждущих обогати, гладным пищу подаде, и всякому ныне такожде призывающим его помогает, и от бед избавляет, его же чудес мощно исчести... Весть великого чудотворца сего восток и запад, видят и вси концы земнии чудотворения его. Да славится убо о нем Бог в Троице Единый, Отец, Сын, и Святой Дух и его святое имя устнами всех да почитается в хвалении во веки, аминь".
Отрывки из книги "Святитель Николай в России" (Прот. Лев Лебедев)
С сайта:http://www.russianorthodoxchurch.ws
Зачатие святой Анны,
"егда зачат святую Богородицу"
вятая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левинна. Она вышла замуж за святого
Иоакима (память их 9 сентября), который был родом из Галлии. Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Зачатие святой Анны совершилось в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, нареченная Марией. Большинство икон, посвященных Зачатию святой Анны, изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия. "Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную."Существуют также иконы, на которых святая Анна держит на левой руке Пресвятую Деву в младенческом возрасте. На лице святой Анны изображено особое благоговение. Старинная икона большого размера, написанная на холсте, находилась в селе Миньковицах Дубенского уезда Волынской епархии. Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life3089.htm
Икона Пресвятой Богородицы
"Нечаянная Радость"
Чудотворная икона Божией Матери "Нечаянная Радость" в храме Пророка Илии Обыденном.
ти икона написана в память о событии, которое описывает святитель Димитрий Ростовский в своей книге "Руно орошенное"
Один человек, который вел грешную жизнь, отправляясь на неправедные дела, имел обыкновение обращаться к иконе Божией Матери. Однажды, остановившись у иконы, он пришел в трепет, увидев, что изображение Пресвятой Богородицы ожило, а у Божественного Младенца открылись кровоточащие язвы на руках, ногах и в боку.
- Ты и прочие грешники, - услышал преступник голос свыше, - оскорбляете Меня своими беззаконными делами и вновь распинаете грехами Моего Сына.
Это видение вызвало глубокое раскаяние в душе грешника. Он упал на колени перед образом Царицы Небесной и стал в слезах умолять Пресвятую Богородицу испросить у Господа Иисуса Христа прощение прегрешений.
Дважды обращалась Божия Матерь с этой просьбой к Своему Божественному Сыну, но Он оставался непреклонен.
Наконец Господь ответил на неотступную мольбу Своей Матери:
- Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи.
Прощенный грешник с великой радостью припал к ранам Спасителя.
С тех пор он стал жить благочестиво. На иконе Божией Матери "Нечаянная Радость" изображен этот раскаявшийся грешник, молящийся пред пречистым образом Царицы Небесной.
Очень почитались святые иконы "Нечаянная Радость" в Московском Кремле в церкви Благовещения, а также в храме Равноапостольных Константина и Елены.
В настоящее время чудотворная икона "Нечаянная Радость" из Кремля находится в храме Пророка Илии Обыденном. У этой иконы всегда можно увидеть паломников из разных областей России в молитвах к Пречистой Деве.
Валентина Ануфриева
Тропарь Варваре
Агнице всеблаженная Варваро,
Божественне озарившися светом Святыя Троицы Трисолнечным
и в купели ут вердившися в побеждение лести отеческия,
веру исповедала еси Христову.
Тем, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог,
исцеляти недуги и болезни вся.
Егоже моли, великомученице, да спасет души наша.
Воскресенье, 17 Декабря 2006 года. Неделя 27-я по Пятидесятнице
.Вмц. Варвары
и мц. Иулиании, Прп. Иоанна Дамаскина,Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского
Понедельник, 18 Декабря 2006 года. Седмица 28-я по Пятидесятнице.
Прп. Саввы Освященного, Свт. Гурия, архиеп. Казанского,
Мч. Анастасия, Прп. Кариона и Захарии
Вторник, 19 Декабря 2006 года.
Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца
Среда, 20 Декабря 2006 года.
Свт. Амвросия, еп. Медиоланского, Прп. Антония Сийского.
Прп. Нила Столбенского, Иконы Божией Матери Селигерской (Владимирской)
Четверг, 21 Декабря 2006 года.
Прп. Патапия, Прп. Кирилла Челмогорского,
Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса и проч., Мц. Анфисы в Риме
Пятница, 22 Декабря 2006 года.
Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы
Прор. Анны, Свт. Софрония, архиеп. Кипрского,
Иконы Божией Матери 'Нечаянная Радость'
Суббота, 23 Декабря 2006 года.
Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа, Свт. Иосафа, еп. Белгородского,
Блж. Иоанна и родителей его блжж. Стефана и Ангелины, правителей Сербских
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!