"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Неделя 28 по пятидесятнице. Неделя святых праотец. Слово пастыря в Неделю Святых Праотец. О утраченной возможности. Митрополит Алматинский и Казахстанский Иосиф (Чернов И.М). Святитель Спиридон Тримифунтский. Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест. Подготовительный период к празднику Рождества Христова. Месяцеслов. |
|
Тропарь Даниилу и трем отрокам: Анании, Азарии и Мисаилу
Велия веры исправления,
во источнице пламене, яко на воде упокоения,
святии трие отроцы радовахуся,
и пророк Даниил львом пастырь яко овцам являшеся.
Тех молитвами, Христе Боже,
спаси души наша.
Неделя 28 по пятидесятнице.
Неделя святых праотец
О утраченной возможности
[
Лк. 14, 16-24, Кол. 1, 12-18]днажды, когда Господь Иисус Христос был на обеде "у одного из начальников фарисейских", "некто из возлежащих с Ним" "благочестиво" вздохнул: "блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!". Господь же по этому поводу рассказал притчу, как "один человек сделал большой ужин". Сначала он позвал желанных и достойных. Но они
"все, как бы сговорившись", стали "извиняться", ссылаясь на важные, неотложные дела. Зачем им куда-то идти: у них и так все есть, они независимы и самодостаточны, у них и свой ужин не хуже. И теперь хозяин велит собрать действительно нуждающихся - "нищих, увечных, хромых и слепых", которые сразу согласились, и "наполнился дом" его.И Матфей не противоречит Луке. Просто вот это и означает - не вкусить вечери Господней, не вкусить хлеба в Царствии Божием. Ведь и сотворил нас Бог для того, чтобы мы разделили с Ним трапезу Его радости, были бы причастниками Его блаженной жизни. Принявший приглашение Владыки воскликнет: Благодарю "Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его в прощение грехов"!
А мы-то гадаем, в чем смысл жизни, и в чем наше назначение! Мы думаем, что есть нечто большее, чем собственно сама жизнь. Только не эту жизнь, полную страданий и смерти, дал нам Бог. Эту жизнь мы сами себе придумали, и поэтому в ней, действительно, все не то и не так. И когда мы вдруг это поймем, то поймем, и какая печаль таится в этих словах: "Сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит Моего ужина"...
Это звучит страшнее, чем у Матфея. Как иногда человек к концу жизни вдруг осознает: "а счастье было так возможно, так близко"!.. Но с чем сравнить эту утрату: не вкусить ужина Господня. Оскорбить и убить его посланников; отвергнуть Его любовь, Его простоту
, Его крестный труд, затраченный для твоего утешения!Православное Пушкино
Неделя Святых праотец
|
о имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Приближается к завершению Рождественский пост. Сегодня Неделя Святых праотец. Следующее воскресенье - Неделя Святых отцов. Святые праотцы - это все святые Ветхого Завета. Святыми отцами Церковь называет тех, кто входит в родословную Спасителя.
Мы прославляем сегодня всех ветхозаветных святых, которые были устремлены к пришествию в мир Христа и одновременно прообразовали Его явление. Мы возносим сегодня в наших молитвах имена Адама, Авеля, праведного целомудренного Иосифа, пророка Божия Моисея, царя Давида, Ионы, Иова, Авраама, Исаака и Иакова. Но как в сегодняшнее воскресенье, так и в следующее перед нами будет прежде всего предстоять икона святого пророка Даниила и святых трех отроков - Анании, Азарии и Мисаила, которые были брошены в печь вавилонскую.
Святой пророк Даниил, раскрывающий в своих потрясающих пророчествах тайны всей истории человечества, то есть, первого и второго Пришествия Спасителя в мир, являет собой образ праведника, преследуемого за отказ поклониться идолам. Подобно трем отрокам в печи вавилонской, он всегда остается главным примером для Церкви всех времен, начиная с Ветхого Завета и не исключая Церковь Нового Завета. Этот пример становится всё более ярким, всё более обращенным к нам по мере того, как сгущается тьма истории. Он показывает нам, что значит пост и молитва, как дороги они для человека, любящего Бога. Когда с опасностью для своей жизни человек предпочитает хранить пост и молитву и через них стяжать благодать Божию, которая укрепляет его во всех испытаниях.
Святой пророк Божий Даниил являет нам силу веры в гонениях. Это праведник, много раз побеждаемый и всегда побеждающий, когда он побежден, потому что с ним Господь. Он знает, что Бог никогда не оставляет верных Ему. Ветхозаветный пророк Даниил - это не только образ праведника, гонимого за верность Богу, но и пример того, как Бог избавляет всех, кто хранит Ему верность. Когда святой Даниил оказывается брошенным в ров со львами, его питает Сам Бог, показывая, что Он всегда дает то, что необходимо для жизни человеку, который хранит Ему верность. И самое замечательное в жизни этого угодника Божия, когда он отказывается поклониться идолу Ваала, в то время как и царь, и весь народ кланяются ему.
Мы живем во времена особого идолопоклонства, когда всё ближе становимся к тому, чтобы и царь, и весь народ кланялись этому идолу. Не только в недавние советские времена, когда мы были свидетелями слепого поклонения, но в несравненно большей степени и несравненно более страшному идолу совершается поклонение сегодня. И, кажется, это поклонение скоро будет всеобщим. Но хуже всего, когда это происходит в Церкви.
Мы знаем, что враг рода человеческого более всего ненавидит Церковь. Когда ему не удается стереть Церковь с лица земли, он пытается разрушить ее изнутри. Тайна беззакония, по слову апостола Павла, совершается не только во внешнем мире, но и в Церкви. Придет время, когда этот беспримерный и открытый наглец, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, в храме Божием сядет, как бог, выдавая себя за Бога. И многие поклонятся ему.
Это поклонение некоторых мы можем видеть уже сегодня. В праздник святителя Николая мы говорили о том, что в Москве при хасидской синагоге зарегистрирована Государственная классическая еврейская академия имени Маймонида. Мы подчеркивали, и еще раз подчеркнем, чтобы не дать повода ищущим повода, что речь для нас не может идти о национальности, потому что во Христе нет ни эллина, ни иудея. Речь идет об открытой и сознательной ненависти ко Христу Богу и Его Церкви, об одобрении христоубийц, о призыве убивать всех христиан.
Знаменитый средневековый талмудист Маймонид, в честь которого названа упомянутая академия, именно так провозглашает свое главное кредо: "Подобает убивать и бросать в ров погибели всех, подобных Иисусу из Назарета, и Его последователей". Мы знаем, как осуществлялась эта программа в недавнее время, какие в нашей Церкви пролились реки крови новых мучеников и исповедников Российских. Мы слышим сегодня, что враги не собираются ни на миллиметр отступить от этой программы в будущем. Как сказал Святейший Патриарх, может быть, несколько по иному поводу: "Идет планомерная, хорошо организованная война, направленная на уничтожение нашего народа". "Убивали, и будем убивать", - с вдохновенной сатанинской злобой открыто заявляют эти враги рода человеческого. Вот где международный суперэкстремизм и супертерроризм. Вот с кем нужно бороться всем государствам и народам! Но у нас сейчас речь не об этом.
Еще святитель Иоанн Златоуст назвал их "видимыми бесами", теми, с кем не может быть у христиан никакого общения. Не может быть с бесами у христиан никогда никакого общения, если христиане не хотят погибнуть. Именно этих видимых бесов имеет в виду его, святого Иоанна Златоуста, каждодневная молитва, которую мы все знаем: "Избави мя, Господи, от человек некоторых, и от бесов". Святые отцы напоминают об этом Апостольскими правилами, многократными определениями Антиохийского, Лаодикийского, Карфагенского, Шестого Вселенского (Трулльского) Соборов. Отцы Церкви строжайше воспрещают христианам иметь какое-либо содружество и общение с этими христоубийцами и человеконенавистниками. Священник да будет извержен, лишен сана, мирянин да отлучен от Церкви.
И вот происходит следующее. Выясняется, что есть у нас такие православные христиане, которые и в храм ходят, и даже дерзают в хоре церковном петь, и одновременно в этой академии имени Маймонида учатся и преподают. Более того, их благословляет так поступать православный священник.
Что же мы слышим в ответ при напоминании о Святых отцах, Апостольских правилах, о канонах Церкви, о Соборах, начинающихся словами "изволися Святому Духу и нам"? Или нам - это не нам, это не про нас? Ведь они так действительно говорят: "Если сегодня применять древние правила, то всех надо запретить и отлучить, и никого в Церкви не останется". Вы слышите - это голос дьявола!
Разумеется, Церковь во всем должна проявлять рассудительность. Невозможно во всей строгости по букве применять древние каноны теперь, когда Церковь находится среди почти всеобщего нравственного и духовного отступничества. Невозможно безрассудно по букве применять эти правила к немощным, недавно переступившим порог Церкви.
Например, Святые отцы Духом Святым требуют отлучения от Причастия за грех детоубийства во чреве материнском на десять-пятнадцать лет. Это правило святого Василия Великого продиктовано Духом Святым и любовью к каждому человеку. Но если мы не в состоянии понести столь строгую епитимию, означает ли это, что теперь можно христианам безнаказанно убивать собственных детей? Недостаточность продолжительности несения епитимии, мы постоянно говорим об этом на исповеди, может быть восполнена только глубиной покаяния. А нам здесь дьявол предлагает отменить сам духовно-нравственный принцип, отменить покаяние в грехе, в котором больше, чем грехи всего мира, потому что если бы, говорят Святые отцы, у тебя были грехи всего мира, и ты покаялся, то Бог принял бы твое покаяние и простил бы. Здесь больше, чем все грехи мира, ибо это сознательная и открытая ненависть ко Христу и Его Кресту, отвержение нашего Господа. О Иудино окаянство!
Дьявол известен своей изощренностью, не хочет никак уняться. А вы ходили в библиотеку имени Ленина и учились в институте имени Ленина, говорят эти лукавые люди. Как будто не знают, что есть безмерная разница между коммунистическим безбожием, отвергающим все религии, и религиозным ожиданием лже-Мессии, антихриста. Между государственным атеизмом и государственным сатанизмом. Как будто не оставлено уже нам выбора, кроме поклонения, пусть даже косвенного, дьяволу. Пока еще наше государство еще не объявило себя государством имени Маймонида, как объявляло себя атеистическое государство государством имени Ленина!
Однако некоторые христиане заранее идут с поклонением к нему, ценой попрания всех спасительных запретов Церкви хотят купить себе земное благо и удобства. "Отойди от Меня, сатана", ибо сейчас ты не просто учишь учениям и заповедям человеческим, а учениям и заповедям античеловеческим.
Одна прихожанка, услышав о подобном явлении, сказала, что настаивать на том, чтобы этих людей не лишали причастия, это всё равно, что женщине, которая работает в публичном доме для пропитания своих детей, священник сказал бы: "Такие твои обстоятельства. Ради того, чтобы всё было благополучно у тебя в семье, благословляю тебя этим заниматься, а самое главное, ты не отходи от Церкви".
Мы так подробно останавливаемся на этом, потому что это касается, на самом деле, всей Церкви, всех нас. Потому что это рядом с нами, потому что иго, ужаснейше паче всякого иного, набирает всё большую силу в мире. Это зло обретает, и будет обретать, по слову Святых отцов, всё большую поддержку даже в Церкви.
Святая Церковь говорит, чтобы мы ничего не страшились. Даже один человек, когда с ним пребывает Бог, может сделать очень многое, даже несмотря на то, что он пребывает в одиночестве или находится в чужой стране. И мы с вами всё более и более переживаем то состояние, когда в своей собственной стране, подобно празднуемым сегодня Святым, можем оказаться как в чужой. Или остаться в таком абсолютном меньшинстве, в таком одиночестве, о котором Христос, обращаясь ко всем верным, как в первые времена Христианства, так и в последние, говорит: "Не бойся, малое стадо
". Одновременно с тревогой за нас вопрошает: "Сын человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"Святые три отрока Анания, Азария и Мисаил, которые были брошены в раскаленную печь за отказ поклониться идолу, стоят наравне с праведным пророком Даниилом. О подвиге стояния трех отроков среди огня Церковь размышляет постоянно. Все святые внимательно всматриваются в эту тайну, которая выражает всю суть нашей веры. Святитель Игнатий Брянчанинов с изумлением говорит, что святые отроки Анания, Азария и Мисаил уподобились пророку Даниилу, который после того как прошел через страшные испытания, явил силу мужества и верности Господу, и Господь увенчал его венцом мученичества, хотя он был избавлен от смерти.
Святой пророк после всего, что случилось с ним, исповедал себя грешником. Если мы не сохраним в чистоте истину нашу, если это будет свет, в котором есть какая-то тьма, невозможно будет покаяние и спасение. Три отрока в печи вавилонской, находясь в центре опасности, на самом краю гибели, под угрозой смерти в раскаленной печи, исповедуют прежде всего свою греховность: "Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, Господи". Слова, которые Церковь всегда произносит в самые святые дни. В то же время эти юные отроки бесстрашно обличают Навуходоносора, бросившего их в раскаленную печь, называя его лютейшим паче всея земли. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что правда и смирение не разнятся между собой, а наоборот созидают друг друга.
Как часто это расходится с пониманием правды и смирения в современном христианском мире. Наше ложное представление о смирении заключается в том, что мы живем и думаем: "Я молюсь, и меня не касается, какой там у нас царь, какое нечестие он проявляет, не мое дело, что происходит с моим народом, какой геенский огонь растления распространяется по всей стране. Не мое дело, что к власти постепенно, согласно Писанию, приходит всё более человек беззакония". Лютейший паче всея земли, говорят юные мужи о нечестивом правителе, исповедуя свою греховность. Одно питает другое, потому что и то, и другое - правда. Не может быть смирения, которое основывается на лжи, которое нарочно закрывает глаза на правду, решающую жизнь всех. Или нарочно закрывает глаза на самое предельное нечестие, покушающееся на Господа и на всю Церковь. Это ложное смирение.
Вспомним слова Иоанна Златоустого, который назвал видимыми бесами этих открытых сознательных врагов Христа и всей Церкви. Святой Иоанн говорит, что его не то изумляет в подвиге трех отроков, брошенных в печь вавилонскую, что Господь явил через них чудо, и они угасили силу огня, а то, что они, будучи брошенными в огонь и находясь перед лицом смерти и ада, мужественно исповедовали свою веру и не отреклись от нее в то время, как все другие отреклись от нее, не зная опасности. Пример подвига юных отроков Анании, Азарии и Мисаила обращен ко всем нам, ко всей молодежи, ко всем молодым сердцам, кто действительно алчет и жаждет истинной правды. Мы видим, что отроки, юноши, порой могут быть более бесстрашными исповедниками веры, чем мужи зрелые.
Подобно пророку Даниилу, дающему нам пример поста и молитвы, три ветхозаветных отрока Анания, Азария и Мисаил были постниками, которые предпочитали всем роскошным яствам с царского стола простые овощи и воду. И молились так, что показали всей Церкви, что значит единство молитвы
в истине и верности Господу. Будучи при царском дворе они так молились, что Господь там, где эти трое были собраны во имя Божие, присутствовал среди них. Действительно, царь Навуходоносор видел, что среди них ходит некто Четвертый. И отроки среди пламени, как мы поем в церковной песни, яко во цветнице ходяще радованною ногою. Сын Божий ходил среди них, показывая нам, что присутствует там, где пламя искушений, опасности и самой смерти, если мы верны Ему. Он дает избавление от любого огня смерти, если наши пост и молитва устремлены к верности Богу. Это есть образ, говорят Святые отцы, Второго Пришествия Христова, когда тьма, действительно, сгустится до предела, когда пламя искушений будет таким, что никто не устоит в этом пламени, если не будет с ним Сам Господь, если не будет с ним благодать Божия, которую человек может стяжать только верностью Ему. И тогда Господь дарует избавление верным.Мы знаем, что, доколе существует Церковь от первого до второго Пришествия Христова, эти святые будут стоять перед нами святой иконой. За каждый богослужением седьмая и восьмая песнь канона на утрени посвящается им. Прежде чем "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим", мы проникаем в эту тайну воплощения Сына Божия и в тайну Второго Пришествия Христова со всеми ветхозаветными святыми и святыми Нового Завета, угодившими Богу. Аминь
Протоиерей Александр Шаргунов
24 декабря 2005 года
Слово в Неделю Святых Праотец
о имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Приближаются дни к святому Рождеству Христову и Церковь сегодня вспоминает Праотцев от Адама и от ближайших к Адаму святых до всемирного потопа, и после потопа до пришествия Христа Спасителя.
После рождества Христа Спасителя, особенно после Его проповеди, среди ученых того времени, верующих богословов и среди язычников, враждебно настроенных против христианства, было исполнено то пророчество, где говорилось о Христе Спасителе: "Род же Его кто исповесть". Поэтому Церковь Христова и вспоминает сегодня Праотцев, а в следующее воскресение святый Матфей точно объяснит по линии земной, по линии человечества - родословие от Авраама и до самого рождения Спасителя Христа.
А сегодня Церковь предваряет это событие святыми Праотцами. Сегодня Апостол Павел рекомендует держаться своей линии всем христианам, держаться той линии, которой держались Праотцы святые - праведности: без закона жили паче, нежели в законе. И святый Апостол Павел сегодня подтверждает и напоминает, чтобы люди держались тех возвышенных качеств, законов естественных духовных, которыми жили святые Праотцы. Закон благодати начертан на скрижали сердца, ибо всяк человек есть Божие создание. (Впоследствии сказали, что всяк человек или душа человеческая есть христианка.)
В сегодняшний день очень реально выступает жизнь святого праведного Иосифа, сына патриарха Иакова, которая является примером для всего человечества, как прежде, так особенно теперь.
Иосиф был самым меньшим и любимым сыном патриарха Иакова. И необыкновенные сны он видел: что в поле все снопы его снопу кланялись и что само солнце и луна ему кланялись. И очень не нравилось это отцу и матери, и особенно старшим братьям его. Отец всегда держал Иосифа при себе и одевал его в красивые ризы, паче нежели других своих сыновей. Иосиф возрастал в красоте и разуме. Библия святая говорит, что однажды отец послал его далеко в поле навестить братьев своих и отнести им гостинцы. А братья, когда увидели его издалека, решили его уничтожить, этого сновидца. Неужели мы и отец, и мать будут ему кланяться?! Неужели он господином будет над нами?! И решили убить его. Но один из более разумных и более богодухновенных братьев, Рувим, сказал: "Нет, мы не должны проливать крови брата своего, мы не должны руки возлагать на него, а мы его в ров опустим, и во рве он сам умрет от голода". И взяли веревки, и опустили его в ров. Он очень плакал, он умолял, как Библия нам говорит, братьев своих. Но братья оставались черствыми и холодными, жестоко-выйными были его братья. А потом - идут, идут обозы в Египет - измаильтяне едут, купцы, которые покупали живой товар. Тогда братья решили: "Неужели смерь брата
будет на нашей совести? Правду ты сказал, Рувим. Давайте вынем его изо рва и продадим этим купцам в Египет. А одежду его снимем, окрасим кровью козленка, которого мы заколем сегодня к трапезе и скажем отцу, что нашли ризу сына твоего любимого и нашего брата. Вероятно, его растерзали звери".И продали они Иосифа измаильтянам, которые купили его за двадцать сребренников и повели в Египет, в главный город. Там они продали его царедворцу фараонову, начальнику царской охраны. И тот взял его в свой дом: белого, красивого, с красивым станом, с красивыми глазами, с умными мозгами, со спокойных взором, со спокойными грациозными манерами. И он, как раб, исполнял всякие работы, которые ему приказывали. И заметил господин, что благодать Божия в руках этого молодого еврея. Заметила и его жена, что очень умен этот человек. И заметил господин, что человек этот честный, и поручил ему большое поручение. Он ему поручил все, ... кроме своей жены. Иосиф с благоговением исполнял все свои обязанности. И такое счастье сыпалось на хозяйство Потифара, и благодать, и мир, и покой, и радость были в сердце господина и всех окружающих слуг. Но сатана заполз в сердце госпожи и вложил ей искушение к этому слуге своему, рабу своему - еврею Иосифу, вложил ей страсть, запрещенную в союзе семейном, в союзе супружеском. И сердце ее разгоралось страстной любовью к Иосифу. И не раз она, воспламенясь, склоняла его на запрещенный грех, и не раз она его задерживала во внутренних покоях под предлогом дела и некоторых поручений. И в конце концов она решилась сделать то, что совсем запрещалось и политическим законом. Она потребовала от него остаться с ней в спальне. Иосиф ей сказал, что он Господа Бога Вседержителя чтит, почитает и боится нарушить волю Его. Он ей сказал, что почитает господина своего, что он верный раб и слуга всего того, что ему поручено. И, поклонившись ей, сказал: "Ты, госпожа моя, неприкосновенное лицо". Тогда она, как часто делают женщины, которых воля не исполнена, как женщина, которую, отдавшуюся, не взяли, схватила его физически, но он вырвался от нее. У нее остался в руках его верхний плащ. Тогда она закричала на весь дом, что вот этот еврей, которому муж все доверил, хотел над ней насилье учинить, и показывала плащ Иосифа. Когда явился к обеду Потифар, она сказала ему со слезами и истерикой: "Не ожидала такого поступка от молодого еврея, которого ты ввел в дом. Он хотел меня оскорбить". И очень возмутился господин, и заключил Иосифа в царскую тюрьму.
А благодать Божия была с Иосифом и в тюрьме. Ему начальник тюрьмы доверял всякие поручения. Он имел непосредственное прикосновение деловое ко всем заключенным. А заключены там были высокопоставленные особы: не уголовники, не воры. Царская, политическая тюрьма, вероятно была высшего порядка, раз там министры сидели. И благодать Божия была с Иосифом, и все его там любили. И в той тюрьме оказались два министра: один хлебодар, иначе начальник питания, а другой начальник виноделия - виночерпий. И хлебодар видел сон такой, будто бы он держал на голове своей корзину с разными яствами, и ворон клевал их. И этот сон повторился три раза. А виночерпий видел сон, что он нацедил вина в чану фараона и подал ему. Последнему Иосиф сказал: "Ты через три дня будешь опять подавать фараону чашу с вином - восстановлен будешь в своей должности". А хлебодару:
"Ты через три дня будешь повешен". Так и совершилось.Прошло два года, в течение которых министр виночерпия не вспоминал об Иосифе. Только когда фараон увидел сны необыкновенные: худых коров он увидел, худых и хороших, что предвещало страшный голод семь лет, тогда тот министр сказал: "Ах, да, там есть в тюрьме Иосиф, еврей, который прекрасно растолковал сон, который сбылся точно. Вели его привести сюда, он точно расскажет. Он единственный расскажет, ибо Бог его один, Бог его с ним". И призван Иосиф был. Его
, конечно, выкупали, причесали, облачили в белый хитон, препоясали. И подведен был к фараону, и поклонился фараону в ноги, как полагается.Иосиф стоял, как свеча пред иконой: высокий, красивый, грациозный, благоговейный. Тогда фараон объяснил ему свой сон. И Иосиф сказал: "Да живет душа твоя, владыка! Сон твой от Господа Бога. Будет семь лет необыкновенный урожай в твоей стране и семь лет страшный голод. Найди такого человека, который взял бы в свои руки все хозяйство во всем государственной масштабе. И те семь лет, в которые будет урожай, нужно собирать пшеницу особенно тщательно и лишнюю часть оставить в припасы, чтобы на другие страшные семь лет пропитание было в стране, да и чужие люди придут к тебе за пшеницей".
И понравились фараону эти слова, и поверил фараон этому объяснению своих снов Иосифом. И как бы сам Бог положил ему на сердце и в разум, и фараон сказал своим рабам и министрам: "Кого же мы найдем на это дело лучше, нежели этот снов толкователь Иосиф-еврей?" И все были согласны с ним, ибо благодать Божия вела к дальнейшим и дальнейшим Божиим действиям и промыслительному делу домостроительства. Иосиф сразу вошел в свою роль. Благодать Духа Святого в нем действовала и еврейский торговый и коммерческий мозг. И пошло все прекрасно. Он дал распоряжение
по всем городам и селениям строить, как это называя по-нашему, элеваторы. Он приказал известный процент изымать, и известный процент покупать, и все продаваемое покупать. У него очень быстро накапливалась пшеница во всех закромах всего государства, и было ее все больше, и больше, и больше - до наступления страшного голода.И когда подошли года страшного голода, то отец Иосифа Иаков, который давно его оплакал, как растерзанного зверем, - сказал сыновьям: "В Египте хлеб продают, возьмите, дети, мое серебро, овечек, бальзам и пойдите купите, и обменяйте". И собрались десять братьев, десять сыновей Иакова, навьючили на своих ослов и верблюдов подарки и пошли, и в Египте все предложили Иосифу. Все было промыслительно. Бог как бы за руку вел это дело. Иосиф отпустил братьев, только спросил об отце своем. Потом опять повторился приезд их с серебром и третий был приезд, который был обусловлен тем, чтобы и Вениамин, которого отец не отпускал, боясь, чтобы его не погубили как Иосифа, пришел сюда. Иосиф ребром поставил
вопрос: "Не будет Вениамина - вы - соглядатаи, вы - шпионы!" И отец согласился отпустить Вениамина. Увидел Иосиф Вениамина и упал на его шею, и плакал, и целовал. И открылся Иосиф братьям своим, и они обедали вместе. И фараон разрешил ввиду страшного голода, продолжающегося и все усиливающегося, чтобы сам Иаков приехал со своими сыновьями. Семьдесят два человека приехали в Египет. И повелел фараон отвести им землю Гесем. Это лучшая земля - нечто вроде нашей Кубани. И сам Иосиф поехал навстречу отцу своему, и как бы упал жезл из рук у Иосифа, и он стал будто подымать его, чтобы сделать свой поклон отцу, ибо египтяне смотрели на евреев, как на меньших.И поселились в Гесеме братья Иосифа с отцом своим Иаковом. И там они прекрасно жили. И было у Иосифа два сына - Ефрем и Манассия. И когда патриарх Иаков умирал, он Иосифа пригласил к себе: он хотел благословить его детей и Иосифа самого. И прибыл Иосиф в Гесем с двумя сыновьями - Ефремом и Манассией, и стал подводить к одру умирающего отца, уже слепого, который сидел на одре. Там уже традиция была, чтобы патриарх возложил руки: на старшего - правую, на младшего - левую. Но патриарх так сделал... [Владыка руками изобразил крест.] Тогда Иосиф: "Что ты, что ты отец! Не так - это младший, это старший!" А патриарх говорит: "3наю, знаю, что я делаю во образ креста Христова". И отсюда пошло архиерейское благословение обеими руками в Новом Завете.
Патриарх Иаков пророчествовал будущее Иосифа и колена его, пророчествовал всем остальным сыновьям. И Иосиф тоже, умирая, завещал евреям, своим братьям, которые очень размножались, что "...когда Спаситель Господь чрез сотни лет посетит вас и выведет из Египта в землю, обещанную Аврааму, Исааку и Иакову, отцу нашему, чтобы не забыли перевезти в Палестину и кости отца", что и совершилось во время исхода, на что и дал распоряжение в свое время Моисей. Вот такая история праведнаго Иосифа, который в сегодняшний день так особенно реально выступает своей жизнью, своим этим Боговедением, так как за руку его Сам Господь Бог вел. И необычайный был его дивный характер, и необычайные его были способности, и необычайная красота, и необычайная воздержанность, честность при исполнении долга. Он честно вы-полнил долг во дворе своего господина Потифара. Он удержал себя от искушения и преодолел все свои инстинкты половые, зная, что это нельзя! И он честно в тюрьме выполнял возложенные на него послушания, всегда молясь и страдая, не зная, что завтра будет. И он честно выполнил задание, порученное фараоном: спасти страну от голода, спасти свою фамилию, размножить за сотни лет Израиль во Египте. И предусматривал чудесное избавление евреев от египтян, и чудесный исход под предводительством великого уполномоченного и секретаря Господа Бога и дееписателя - Моисея.
|
Вот таковая тема сегодняшнего праздника святых Праотцев. Вот каковой пример уготовили людям Праотцы, не знавшие закона начертанного, но выполнявшие закон совести, живя по совести, по-человечески.
А мы часто, имея благодатный закон, не только благодатный закон Синайский, но благодатный закон Христов, так страшно нарушаем этот закон, так страшно позволяем своим инстинктам бушевать и плясать по нашей совести.
Сегодня праведный Иосиф благословляет, утверждает и рекомендует святость семейных взаимоотношений, и сегодня Иосиф праведный показывает благодатный и страшный пример: третьему лицу никогда не вклиниваться в семейный союз, где полагается два.
Он сегодня является примером красоты духовной, примером смирения, примером веры в Господа Бога, примером семейной жизни, примером того, как нужно исполнять возложенный долг, примером человека, которого не напрасно так прекрасно Моисей описал в первой книге Библии - Бытии.
Иосиф сегодня дает пример и поучение, и благословение небесное всем государственным деятелям, которые пекутся о хлебе насущном в государстве своем. Аминь.
29 декабря, 1963 год.
Митрополит Алматинский и Казахстанский Иосиф (Чернов И.М)
очитая святого, имя которого было дано ему при пострижении в монашество, владыка Иосиф всегда совершал Богослужение в неделю святых праотцев пред Рождеством Христовым. Заканчивая однажды в этот день свое слово, он обратился к молящимся:
Так помолимся сегодня святым Праотцам, которые очень прекрасно выполняли закон, не написанный на бумаге, но начертанный в совести каждого человека - на сердце его, помолимся им, чтобы они помолились о нас Господу Богу,
Попросим же праведного Иосифа, чтобы он молился Господу Богу об укреплении семейных уз, за удержание страстей людей в молодых годах, да и в самой старости, и чтобы он благословил в каждой стране и в нашем государстве всех тех, которые думают о том, о чем молятся верующие: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь".
Как при Иосифе питался и не оскудевал Египет в хлебе, так за его молитвы и за молитвы святых Праотцев да не оскудеет никогда пшеница, вино и елей в стране нашей благодатной, русской.
Поверим всему тому и не забудем, что еще до закона, написанного в Библии, уже при рождении древних патриархов, а также и каждого младенца, рождающегося вчера, сегодня и завтра, какой-то благодатной и невещественной рукой начертывается на скрижали сердца закон веры, закон совести, закон исполнения долга.
Вера Королева
Неделя святых праотец
егодня Церковь празднует память ветхозаветных праведников, воспоминает творение мира: блаженство райское, грехопадение, а затем мучительные искания потерянного рая, или, наоборот, безумное наслаждение грехом. Святые Отцы всю историю человечества разделяли как бы на периоды человеческой жизни. Они говорили, что время от Адама до Ноя - это детство человечества, его младенчество. Ной после потопа получил от Бога уже новый завет. Человечество вошло в другой возраст, в другой период своей жизни. Время от Ноя до Авраама - отрочество человечества. Аврааму Господь дал более величественные обетования. Время от Авраама до Моисея - юность. Пророку Моисею Господь дал десять заповедей - основу Ветхого Завета.
Время от Моисея до Христа Спасителя - это время зрелости, мужества человечества. Христос принес Евангелие, и это, братия и сестры, - последнее откровение. В Апокалипсисе сказано: вечное Евангелие (Откр. 14, 6). Других откровений уже не будет. Поэтому в Новом Завете и сказано: Дети! последнее время (1 Ин. 2, 18). Некоторые неправильно понимают эти слова. Но "последнее время" - это значит последний период, когда все исполнилось, когда все уже человечеству открыто. А когда будет конец, знает только лишь Сам Господь. На вопрос учеников о времени кончины мира, Спаситель не дал ответа...
Итак, братия и сестры, сегодня Церковь вспоминает святых праотцев. Они не видели Христа, но верили в Его пришествие, они не имели в руках Святого Евангелия, но подчинялись закону своей совести, нерукописной книги, начертанной в их сердцах. Святые Отцы говорят: "Совесть наша подобна роднику. Если мы будем расчищать этот родник, прислушиваться к совести, то совесть будет говорить громче и яснее, что нам делать. Если же мы будем заглушать нашу совесть, то она иссякнет, как родник, который засыпали грязью, песком и камнями".
Братия и сестры, праотцы видели Христа очами своей веры, а некоторые - в пророческом прозрении. Они исполняли волю Христа, совершая дела добра, любви, всепрощения.
В Библии есть слова: "Авраам, Исаак и Иаков, не сделавшие зла" (молитва Манассии, царя иудейского, чин пения 12-ти псалмов). Свт. Димитрий Ростовский спрашивает: "Как же - все люди делают зло, почему же о них сказано: "не сделали зла?"" И объясняет эти слова так: "В жизни своей они не желали никому никакого зла, в жизни своей они не хотели ни обидеть, ни оскорбить ни одного человека".
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Отрывок из книги "Путь христианина"
30 декабря - память пророка Даниила
и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила.
вятой пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил, память коих совершается ныне, жили во время плена вавилонского. Они были из числа тех юношей, которых царь вавилонский избрал и велел воспитывать при своем дворе, чтобы потом они могли служить в его царстве. Когда им с царского стола приносили кушанья, запрещенные законом Моисеевым, они отказывались принимать, желая питаться только овощами. Приставник, обязанный наблюдать за ними, из опасения, как бы они не похудели от скудной пищи, запрещал им это, но Даниил уговорил его дать им сроку десять дней, чтобы испытать, будет ли вредна для их здоровья и телесной красоты постная пища. По истечении сего срока оказалось, что благочестивые юноши, питавшиеся овощами и пившие простую воду, были гораздо здоровее и красивее других их сверстников, евших скоромную пищу. Тогда Даниилу и его товарищам дозволено было употреблять пищу, какую они желали. Благочестивые юноши были благословлены Богом особенным даром к учению, так что, по окончании их воспитания, сам царь испытывал их и нашел умнее всех своих товарищей, - потому дал им хорошие должности в своем государстве...
Вскоре открылось, что Даниил обладал сверхъестественной мудростью - он знал то, чего никто из людей не мог знать, именно он знал будущее, был пророк Божий. Однажды Навуходоносор видел сон и забыл его. Он созвал всех мудрецов и требовал под угрозою смерти, чтобы они отгадали забытый им сон, но никакая человеческая мудрость не могла исполнить этого. Только Даниилу Бог открыл сон царя и значение его. Навуходоносор познал величие истинного Бога и сказал Даниилу: "Поистине ваш Бог есть Бог богов, Господь господей и Царь царей". Даниил был поставлен главным начальником Вавилонской области
...Но признание Навуходоносором истинного Бога Царем царей не было прочное и сердечное. Гордость побуждала Навуходоносора самого себя признать за Бога или, по крайней мере, заставить своих подданных повиноваться ему беспрекословно, как Богу. И вот, поставил он на поле Деире, близ Вавилона, золотого истукана и издал указ, чтобы подданные поклонялись этому истукану, как Богу. Все вельможи, сановники царства вавилонского, поклонились истукану; только три отрока Анания, Азария и Мисаил отказались исполнить царское повеление, потому что этим нарушалась вторая заповедь закона Божия. Благочестивые юноши ввержены были в разожженную печь, но Господь послал ангела, который уничтожил палящую силу огня, сделал печь росодательной, так что юноши среди пламени не только оставались невредимы, но и воспевали хвалебную песнь Богу избавителю. Все, видевшие это чудесное спасение, и сам Навуходоносор, воздали хвалу истинному Богу...
Подобное же чудесное спасение явлено было от Бога и над Даниилом, в царствование царя мидийского Дария. Этот царь особенно полюбил Даниила и хотел сделать его одним из главных сановников государства. Другие вельможи за то возненавидели Даниила и для погубления его уговорили царя издать такой указ, чтобы никто из его подданных в продолжение тридцати дней не смел просить чего-либо ни у Бога, ни у людей, кроме царя, так как царь настолько могуществен, что в силах удовлетворить нуждам всех. Однако Даниил не переставал каждый день три раза совершать положенные молитвы истинному Богу, обращаясь лицом в ту сторону, где был Иерусалим. Об этом было донесено царю, и Даниил, по силе царского указа, был брошен в львиный ров. Но Господь заградил уста зверей, и они не тронули праведника. Царь, по любви к Даниилу беспокоившийся о нем всю ночь, поутру сам пришел ко рву львиному и, нашедши Даниила невредимым, познал его невинность, Самим Богом засвидетельствованную, и клевету врагов его. Поэтому, изведши Даниила из рва львиного, велел бросить туда его обвинителей с их женами и детьми. Львы тотчас всех их растерзали...
http://orthodox.etel.ru
МОЛИТВА СВЯТОМУ ПРОРОКУ ДАНИИЛУ
О, прехвальный и пречудный пророче Божий Данииле! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им
во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.
http://samara.orthodoxy.ru
Святитель Спиридон Тримифунтский
|
вятитель Спиридон Тримифунтский (Саламинский), чудотворец, родился в конце III века на острове Кипр, где Евангелие Христово было возвещено в I веке святыми апостолами Павлом и Варнавой (Деян. 13, 4-12). О существовании Кипрской Церкви с глубокой древности свидетельствуют многие кипрские святые, поименованные в
греческом синаксаре.С детских лет святой Спиридон пас овец, чистой и Богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду - в кротости, Иакову - в сердечной доброте, Аврааму - в любви к странникам. В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники - пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.
После смерти жены, в царствование Константина Великого (324-337) и его сына Констанция (337-361), святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта. В его лице паства приобрела любвеобильного отца. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре, по молитве святителя Спиридона, пошли дожди, и бедствие прекратилось. Доброта у святого сочеталась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным. По его молитве был наказан немилосердный хлеботорговец, а бедные поселяне избавлены от голода и нищеты.
Завистники оклеветали одного из друзей святителя, и тот был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Святой поспешил на помощь, путь ему преградил многоводный поток. Вспомнив, как перешел разлившийся Иордан Иисус Навин (Нав. 3, 14-17), святитель с твердой верой во всемогущество Божие вознес молитву, и поток расступился. Вместе со спутниками, невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешел посуху на другой берег. Предупрежденный о происшедшем, судья встретил святителя с почетом и отпустил невиновного.
Много чудес совершил святитель Спиридон. Однажды во время Богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем. Известен случай, когда святому Спиридону незримо сослужили ангелы, и после каждой ектении слышалось пение ангелов: "Господи, помилуй". Святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция; разговаривал со своей скончавшейся дочерью Ириной, уже приготовленной к погребению; оживил благодатию Божией умершего ребенка, а затем и его мать, при виде чуда упавшую бездыханно.
Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению. Тех, кто не внимал голосу совести и словам святого, постигало наказание Божие.
Как епископ, святой Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия: пас овец, убирал хлеб. Он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Святитель строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других Богодухновенных книг.
Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого было о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь святых апостолов в г. Тримифунте. В середине VII века мощи святителя перенесены в Константинополь, а в 1453 году - на остров Керкира в Ионическом море (греч. название острова - Корфу). Здесь, в одноименном городе Керкира (главный город острова) и поныне сохраняются святые мощи святителя Спиридона в храме его имени (десная рука святителя почивает в Риме). Пять раз в году на острове совершается торжественное празднование памяти
святого Спиридона.Святитель Спиридон Тримифунтский издревле почитается на Руси. "Солнцеворот", или "поворот солнца на лето" (25 декабря нового стиля), совпадающий с памятью святителя, называли на Руси "Спиридоновым поворотом". Особым почитанием пользовался святитель Спиридон в древнем Новгороде и Москве. В 1633 году в Москве был воздвигнут храм во имя святителя.
В московской церкви Воскресения словущего (1629) находятся две чтимые иконы святителя Спиридона с частицей его святых мощей.
В славянских служебных Минеях его имя встречается с XI века. К тому же времени относят перевод службы святому, составленной Феофаном Палестинским в первой половине IX века.
О жизни святителя Спиридона сохранились свидетельства церковных историков IV-V веков - Сократа Схоластика, Созомена и Руфина, обработанные в X веке выдающимся византийским агиографом блаженным Симеоном Метафрастом. Известно также Житие святителя Спиридона, написанное ямбическими стихами его учеником святителем Трифиллием, епископом Левкуссии Кипрской (+ ок.
370; память 13 июня).http://www.eparhia-saratov.ru/
Святые мученики Евстратий, Авксентий,
Евгений, Мардарий и Орест
26 (13) декабря - память мучеников Евстратия,
Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284-305)
|
вятые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за веру Христову при императоре Диоклитиане (284-305) в Армении Каппадокийской (или Малой Армении), бывшей тогда римской провинцией.
Наместниками ее были жестокие правители - Лизий и Агриколай. Лизий пребывал в городе Сатале, Агриколай - в Севастии. Христиан, схваченных в Сатале, они отправляли для пыток в Севастию, а христиан из Севастии направляли в Сатал. Это делали для того, чтобы казненные на чужой стороне не могли быть погребены по христианскому обряду.
Видя непоколебимую твердость в вере множества христиан, знатный военачальник города Саталы Евстратий, бывший тайным христианином, решился на открытое исповедание своей веры. Когда был схвачен и заключен в темницу пресвитер Авксентий, настоятель церкви в близлежащем городе Аравраке (откуда Евстратий был родом), святой Евстратий открыто обличил Лизия в жестокости и безбожии. За это он предстал перед судом, где несмотря на бесчеловечные пытки (тело его жгли огнем, строгали острыми черепками, а раны поливали соленой водой и уксусом), отверг язычество, исповедуя веру в Господа Иисуса Христа. По приказу Лизия, мученика Евстратия обули в железные сапоги, подбитые острыми гвоздями и повели в Севастию.
В городе Аравраке к святому присоединился христианин Мардарий, также решившийся на подвиг исповедничества. Во время допроса он повторял неизменно: "Я - христианин", и мучители не смогли добиться от него отречения от веры Христовой, хотя истязали исповедника раскаленными гвоздями, повесив вниз головой. Перед самой кончиной святой Мардарий произнес молитву: "Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю:", чтение которой совершается на полунощнице и в конце 3-го часа.
Во время допроса мученика Евстратия, его товарищ, христианин Евгений, обличил языческих судей в жестокости и отверг их веру. Святой Евгений был осужден на смерть. Ему вырезали язык, отрубили руки и перебили голени ног. После такой страшной пытки святой Евгений предал душу свою Господу.
Когда Лизий отправился за город производить смотр войскам, у воина Ореста, метавшего копье, обнаружился золотой крест. На недоуменный вопрос Лизия святой Орест твердо отвечал, что он христианин. По прибытии Лизия в Никополь, святого Ореста вызвали на допрос. На этот допрос пришло множество воинов, объявивших себя христианами. Лизий испугался и распорядился отвести святого Ореста вместе с мучеником Евстратием в Севастию к правителю Агриколаю. В пути мученики Евстратий и Орест укреплялись пением 118-го псалма ("Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господнем").
Святой Орест рассказал святому Евстратию как скончался пресвитер Авксентий. Когда его вели на казнь в лес, он также воспевал 118-й псалом и перед кончиной сказал: "Брат Орест! Передай господину Евстратию, чтобы он помолился обо мне, и что он скоро соединится со мною, и я его ожидаю". Когда святого Авксентия обезглавили, тело его было взято ночью христианами и предано благочестивому погребению.
В Севастии мученики Евстратий и Орест предстали перед правителем Агриколаем. На предложение принести жертву языческим идолам святые ответили решительным отказом. Мученик Орест был немедленно приговорен к сожжению на раскаленном железном ложе, куда взошел, укрепляемый молитвой святого Евстратия. Мученика же Евстратия вновь заключили в темницу. Здесь он написал завещание, распорядившись отпустить своих рабов на свободу, имения отдать Церкви, а имущество - нищим.
Агриколай тем временем колебался, не решаясь казнить святого Евстратия - видного военачальника, исправно прослужившего 27 лет, пользовавшегося славой и уважением среди горожан. Он призвал святого Евстратия и в разговоре с ним наедине предложил отречься от Христа хотя бы только для вида, но тот категорически отказался.
Когда мученика Евстратия повели на сожжение к раскаленной печи, он во всеуслышание молился: "Величая, величаю Тя, Господи:". В печь святой Евстратий вошел, осеняя себя крестным знамением со словами: "Господи Иисусе Христе! В руце Твои предаю дух мой".
Святые мощи мучеников Евстратия и Ореста были взяты епископом Севастийским Власием и преданы христианскому погребению в их родном городе Аравраке. Впоследствии они были перенесены в Рим, где почивают в церкви священномученика Аполлинария, епископа Равеннийского (+ около 75 года, память 23 июля по ст. ст.).
Подготовительный период
к празднику Рождества Христова
раздник Рождества Христова принадлежит к числу двунадесятых. Ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. Считая Рождество Христово второй Пасхой (в древних Типиконах под 25 декабря значится: "Пасха. Праздник тридневный"), церковный Устав назначает перед праздником пост, начинающийся с 15 ноября, по продолжительности равный предпасхальному, т.е. посту святой Четыредесятницы, и поэтому называемый "малой Четыредесятницей". Рождественский пост называется еще Филипповым, так как перед началом его, 14 ноября, празднуется память св. апостола Филиппа. По строгости же своей этот пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петровому посту (кроме последних дней). Подробные предписания относительно поста указаны в Типиконе под 14 ноября. (Наиболее строгое воздержание - "сухоядение", т.е. воздержание от вареной пищи - назначается в понедельник, среду и пятницу во все седмицы поста; во вторник же
и четверг этих седмиц, если случится полиелейный святой, - разрешается вино и рыба. Употребление рыбы разрешается также в субботы и воскресенья поста, а также в остальные седмичные дни, если случится великий двунадесятый праздник или храмовой. В последние же дни поста - с 20 по 24 декабря - Устав усиливает строгость поста, и в эти дни воспрещается вкушение рыбы, даже в субботу и воскресенье, совпадающие с этим отрезком времени).Наиболее строгим воздержанием посвящается последний день поста, 24 декабря, известный под именем СОЧЕЛЬНИК. Само название происходит, как полагают, от слово "сочиво", то же что "коливо", - варение зерна риса или пшеницы (вкушать сочиво, или коливо, положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней, следовательно, после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный день Рождества). Таким образом, часть сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Этот строгий пост ослабляется, если сочельник приходится в субботу или воскресенье (тогда вкушение
пищи разрешается ранее вечера - "по отпусте литургии", которая служится с утра).Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Если сочиво есть то же, что и коливо, то предложение его в последний день предпразднства Рождества Христова сближает этот день с другими днями, когда полагается вкушение колива, а именно - благословение колива для вкушения положено Уставом в дни памяти мучеников и других святых и в дни поминовения усопших. В рождественский сочельник, следовательно, сочиво, или коливо, вкушается в честь Того, Которому по рождении волхвы принесли свои дары, и в Котором прозрели явившегося Спасителя мира, имеющего по смерти три дня пребыть Своим Пречистым телом во гробе и со славою воскреснуть из мертвых. Спаситель пришел на землю, родился на ней для спасения людей Своими страданиями и крестной смертью. Поэтому в сочельник полагается на церковных службах петь ирмосы, подобные ирмосам Великой Субботы: "Волною морскою...".
Киевская Духовная Семинария
из конспекта по Литургике для 3-го класса
http://sedmica.orthodoxy.ru
Воскресенье, 24 Декабря 2006 года. Неделя 28-я по Пятидесятнице.
Понедельник, 25 Декабря 2006 года. Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Вторник, 26 Декабря 2006 года.
Среда, 27 Декабря 2006 года.
Четверг, 28 Декабря 2006 года.
Пятница, 29 Декабря 2006 года.
Суббота, 30 Декабря 2006 года.
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!