По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
24 (378), 2007 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Собор Святых Священномучеников и Исповедников, в земле Казахстанской просиявших. Проповедь в день памяти Священномученика Пимена епископа Верненского и Семиреченского. Притча о талантах. Рождество Пресвятой Богородицы. История праздника. Месяцеслов.

Тропарь
праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Собор Святых Священномучеников и Исповедников, в земле Казахстанской просиявших

колько их - святителей и священников, монахов и мирян - ведомых и неведомых! Мы обращаем свой молитвенный взор к ним, в годы гонений на Церковь Христову твердо исповедовавшим свою веру, не щадившим и саму свою жизни. Ибо они, получив в награду Жизнь Вечную, ныне предстоят престолу Божию, молясь о нас.

Велико было число страдальцев в XX-м столетии, но делают ли святым страдания сами по себе? Значит, тайна их святости в причастности всей их жизни ко Христу. В умении следовать, в самых суровых обстоятельствах, словам Господа: "Ищите прежде Царства Божия, и правды Его и все приложится вам!".

 

Проповедь в день памяти Священномученика Пимена епископа Верненского и Семиреченского.

16.09.2006

о имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Еще в 4 веке один из отцов Церкви говорил, что кровь Мучеников это семя Церкви, которое должно дать свои добрые плоды. То что все мы живем сегодня в счастливое, благодатное время, время, когда можем открыто без боязни исповедовать свою веру, это заслуга тех, кто пролил кровь свою, кто отдал жизнь свою за эту Святую Христову Православную Церковь и Веру нашу.

Этих людей было многие, многие сотни тысяч, если даже не миллионы. И среди них был и Святой Священномученик Пимен епископ Верненский и Семиреченский.

В очень непростое время епископ Пимен прибыл на нашу казахстанскую Землю. Это было то страшное время кровавого террора, которое произошло в России в 1917 году.

Это был февраль месяц. Именно в это время произошла февральская революция, именно в это время император Николай II отрекся от престола, именно в это время к власти пришли большевики, которые в дальнейшем приложили все усилия, для того чтобы уничтожить Церковь Христову, вырвать корень веры из человеческих сердец, чтобы человек забыл о Боге.

Зная и предвидя все это, Владыка Пимен прилагал всяческие усилия, к тому, чтобы человек сохранил веру, в сердцах человеческих, не ожесточился, не потерял любовь по отношению к Богу и к окружающим людям.

Время было не простое, когда отец выступал против сына, сын против отца, когда брат восставал на своего брата. Самые родные и близкие люди становились предателями и убийцами. И против всего этого молился Владыка Пимен

Враг рода человеческого очень быстро осознал, кого ему нужно опасаться.

Большевики прилагали все усилия, для того чтобы завести на него так называемое "дело". Его обвиняли в том, что он является подстрекателем на всякие мятежи и прочие, прочие нестроения, это была ложь, на самом деле владыка Пимен прилагал все усилия, для того чтобы, братолюбие, милосердие, любовь были среди людей. Чтобы люди не потеряли веру православную, не потеряли свое человеческое достоинство.

Но вот наступил 18 год, наступило 3 сентября по старому стилю, и в этот день в дом, в котором жил владыка Пимен, поздно вечером пришли красногвардейцы. В очень грубой форме они сказали, чтобы Владыка собирался и ехал вместе с ними. Владыка, как нам известно, колебался: ехать с красногвардейцами, или все-таки остаться дома. Он сказал, что если бы они пришли днем он бы не раздумывая исполнил бы их приказание, но они пришли уже вечером, нельзя ли отложить исполнение приказа на следующее утро. Солдаты в грубой форме начали принуждать епископа исполнить приказ. И после раздумий и молитв, Владыка решил пойти с ними, но при этом он попросил своего келейника, чтобы он передал верненскому духовенству о том, что если его не будет какое-то продолжительное время, чтобы звонили во все церковные колокола, чтобы поднимали народ:

Когда его увозили на окраину города, в рощу Баума, колокола все-таки не зазвонили. :

Нам сейчас не стоит упрекать тех людей за их нерешительность и за их предательство. Ведь и сейчас мы не перестаем его предавать. Храмы наши не полны в день его памяти. Он ради нас пролил свою кровь и отдал свою жизнь. Очень нужно нам сейчас, чтобы память о нашем Батюшке жила и сегодня в наших сердцах и эту память передавали мы нашим близким, нашим детям.

Дети наши не всегда даже знают, что для нас сделал наш епископ, а ведь Владыка очень любил детей, и дети его очень любили. В его доме постоянно можно было видеть детей. Он находил время, чтобы заниматься с ними, что бы передать им свою любовь. Они приходили в его дом, что бы услышать от своего любимого Батюшки какую-нибудь сказку или притчу, просто поиграть вместе с ним, поиграть в обычные детские игры.

Мы очень часто жалуемся на то, что очень многие скорби и болезни одолевают нас, от этих жалоб возникает ропот на судьбу, ропот на Создателя.

Давайте еще раз посмотрим на жизнь, на подвиг священномученика Пимена. Он не жаловался на свою судьбу, не жаловался на жизнь, хотя эта жизнь была нелегкая, можно сказать болезненная и трудная. Сам владыка был болезненным человеком, не смотря на то, что он мученически пострадал, когда ему было всего 38 лет, даже не дожив до своего сорокалетия. Он страдал, как свидетельствуется, болезнями суставов и костей и тем не мене не жаловался на свою жизнь. То послушание, которое он проходил в церкви было тоже не простое послушание. Он многие годы находился в Киеве. И его миссия совершалась весьма успешно. Он мог сказать, как многие из нас говорят: "Господи, да за что мне это все. Разве я не стараюсь тебе служить, тебе угождать, исполняю твои заповеди, а ты вот и болезни мне послал и заслал неизвестно куда к совершенно чужим людям в далекую окраину России".
Но тем не менее никогда из уст епископа Пимена не вырвался ни один упрек, ни одно сожаление, ни одна жалоба. И вот в этом нам всем дан примечательный урок. Давайте будем поменьше жаловаться, давайте не упрекать Бога, что он посылает болезни, боли, страдания, переживания, которые являются верными спутниками на этой земле. Давайте больше доверять Богу и благодарить его за все те милости, которые он посылает нам. Потому что, все что не посылается, посылается для нашего спасения. Вот это и будет достойным несением нашего креста. Конечно, никто из нас не сможет нести креста, который нес Священномученик Пимен, никто из нас не смог бы пролить свою кровь за церковь и за Бога. Но тем не менее, сознавая свои немощи, сознавая свои слабости, сознавая, что мы далеко не совершенны и тем паче глубоко греховны будем все-таки надеяться на милосердие Божье и будем молиться Священномученику Пимену, о том, чтобы его молитвами Господь утвердил и в нас веру Православную, чтобы его молитвами Господь даровал ту же любовь, которую имел и он в своем сердце, чтобы его молитвами Господь укрепил в нас надежду на милосердие Божье, надежду на то, что Господь всегда вместе с нами, что всегда рядом, что всегда готов помочь нам в тех или иных обстоятельствах жизни. Вот с этим упованием, с этой молитвой, пусть каждый из нас не только в день памяти Священномученика Пимена, но и во все дни нашей жизни обращается с молитвенной просьбой, чтобы всем нам быть верными христианами, быть верными сынами и дочерьми нашей Церкви Христовой Православной. Вот это и будет самым достойным прославлением памяти Святого Священномученика Пимена, память которого совершает сегодня наша Православная церковь.

Решением Синода и по благословению Святейшего Патриарха день-первое воскресение после дня памяти Святого Священномученика Пимена объявлен, как особый праздник нашей казахстанской земли, праздник всех Новомучеников и Исповедников земли казахстанской. Поэтому этот день для нас является особым праздничным днем. И мне бы хотелось, чтобы вы сказали всем своим родным и близким и чтобы все пришли к храму Божьему и помолиться всем Мученикам и Исповедникам, чтобы их молитвами Господь прибавлял свои щедрые и богатые милости и на нас с вами. Аминь

Протоиерей Валерий Захаров

Краткие сведения о жизни и мученической кончине Жаркентского священномученика иерея Василия (Колмыкова), мученика Зосимы (Фунтикова) и иже с ними пострадавших православных христиан.

18.03.2004 г

ерей Василий Колмыков родился в 1866 году в купеческой семье. 2 января 1913 года поступил на службу в Омскую епархию в должности псаломщика к церкви села Южно-Подольского Тюкалинского уезда. 20 января того же года рукоположен в сан диакона. Со 2 февраля 1914 года служил диаконом в церкви села Черновинского Змеиногорского уезда. 12 марта 1914 года перемещен к церкви села Чернолучинского Тюкалинского уезда.

В 1916 году был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем церкви селения Мещанского Джаркентского уезда Семиреченской области. Его приход составляли также жители близлежащих переселенческих поселков: Каркара, Владиславское, Ново - Киевское и Охотничье.

В июле - сентябре 1916 года в Семиречье произошел киргизский мятеж, жертвами которого стали тысячи мирных жителей. Иерей Василий, спасая от рук мятежников своих прихожан, проявил настоящий героизм.

После 1916 года священник Василий Колмыков служил в станице Подгорненская. Старостой церкви этого села был потомственный казак родом из Омской губернии Зосима Фунтиков.. На берегу речки Киргизсай была основана новая казачья станица, названная Подгорненской.

Со временем сюда стали переселяться земляки основателей станицы и, когда поселение разрослось, благочестивые жители построили в ней церковь. Церковным старостой был избран самый уважаемый в станице человек Зосима Фунтиков, который отличался честностью, трудолюбием и благоговением к Церкви Божией. О духовной настроенности его говорит следующий обычай, которого по достижении преклонных лет придерживались Зосима и его супруга. Памятуя о смерти, Зосима приготовил для себя и своей жены два гроба, которые стояли на чердаке дома. Каждую осень, собрав новый урожай, супруги засыпали эти гробы пшеницей, а дожив благополучно до Пасхи, раздавали эту пшеницу бедным жителям станицы. И своих детей Зосима воспитывал в духе смирения и исполнения христианских заповедей.

О том, в каком году был построен в станице Подгорненской первый храм, и кто был первым священником, сведений не сохранилось. Известно лишь, что после киргизского мятежа 1916 года, когда в селе Мещанском был осквернен и разграблен православный храм, дома сожжены, а жители эвакуированы, священник Василий Колмыков был переведен на новое место служения - в станицу Подгорненскую Джаркентского уезда.

В 1918 году, когда в Семиречье утверждалась новая власть, в Подгорненскую вошел отряд красноармейцев. Первым комиссары арестовали отца Василия, затем пришли к церковному старосте Зосиме Фунтикову и устроили у него обыск. Забрали церковное вино и деньги, а его самого арестовали. Затем были арестованы еще 13 православных христиан. Всех их вывели за село на кладбище и расстреляли из пулемета. Перед расстрелом мучеников избивали, некоторым надели на голову мешки. Хоронить мучеников красноармейцы не разрешили. На горе напротив кладбища поставили пулемет и никого не подпускали к расстрелянным. Ночью селяне - казаки, среди которых были и сыновья Зосимы, тайком пришли на кладбище и стали копать общую могилу. Пулеметчик, слыша звуки, доносившиеся с кладбища, время от времени давал пулеметные очереди, прочесывая кладбище и прилегающую местность. Выкопав могилу, казаки положили в нее иерея Василия, старосту Зосиму и 13 убиенных сельчан. На протяжении более восьми десятилетий за могилой ухаживали местные жители. Со временем здесь была поставлена небольшая часовня, в которой горела неугасимая лампада. Часто, особенно в поминальные дни, к могиле мучеников приходили их земляки, молились, возжигали свечи. Несмотря на то, что в годы Великой Отечественной войны, часовенку разобрали на дрова крестьяне - уйгуры, поселившиеся в этой местности (большинство русских с течением времени покинули бывшую станицу и возвратились в Россию), память о мучениках сохранилась до нашего времени. Могила их, обнесенная простой деревянной оградкой и увенчанная ветхим деревянным крестом, на протяжении многих лет не переставала быть местом почитания. Обретение мощей святых мучеников состоялось 26 апреля 2002 года.

Из материалов "Настоятеля храма игумена Вианора Иванова"

ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ

РАТЬЯ И СЕСТРЫ! Природа подчинена законам, естественным законам, сотворенным, так же как и вся природа сотворена волею Божиею и Богом подчинена законам, Им установленным. Нет свободы в природной жизни, в природном естественном бытии. И только человек создан разумным и свободным. Только человеку сообщен этот дар, величайший дар свободы, потому что это дар сообразности человека Богу, в Котором свобода берет свое начало. Вот почему так раздваивается человек, как сказал апостол Павел. Вот почему так двоится сердце человеческое: хочет добра человек, а делает зло, а вернее, понимает, где есть добро и где есть зло, а тянет его ко злу, хочет зла - и делает зло. Тем не менее человек все-таки свободен, он может выбрать между добром и злом и идти по одному жизненному пути или по другому. По какому?

У каждого человека - свой путь в жизни. Премудрость Божия ("Премудрость" по-гречески значит "София"), в которой задумано творение и задуман каждый из нас с вами, поставила перед каждым из нас определенную задачу. Каждому из нас дана тема жизни, поэтому у каждого из нас есть свой путь - раскрыть эту тему жизни, исполнить эту волю Божию о нас, эту задачу, поставленную перед нами Премудростью Божией. Только нужно ее понять, нужно хорошо понять тему своей жизни, путь своей жизни. Этот путь всегда ведет к добру, этот путь всегда есть добро, он от добра, от Бога нам назначен этот путь. Но мы по нему можем идти или не идти, мы свободны сделать этот выбор.

И каждому человеку, братья и сестры, даны какие-то силы и способности, для того чтобы идти именно этим путем. Каждому человеку даны таланты. Талант - это значит "деньга", это еврейское слово. Во времена Иисуса Христа талантами назывались деньги. Талант был чем-то вроде рубля, скажем, только гораздо больше. Но мы с вами теперь называем талантом нечто другое. Так, каждому из нас даны таланты, даны средства, силы идти по тому пути, по которому назначила нам идти Премудрость Божия и по которому мы можем идти, и человек захочет - пойдет, не захочет - не пойдет. И если он захочет пойти и пойдет по этому пути, то данный ему талант раскроется, увеличится помощью Божией на этом пути и значительно увеличится. Он исполнит задачу, поставленную перед ним в этой жизни Самим Богом, придет и скажет: вот.

И этот путь есть всегда путь творческий. И это творчество, творческая активность наша, если она согласована с волей Божией, всегда творит ценности. Какие ценности? Мы их называем культурными ценностями, культурой. Каждый из нас обязан - и это наш долг перед Богом, наша ответственность за это - творить культурные ценности. Культура в самом широком смысле этого слова - это все, что мы делаем, если только делаем так, как надо делать, согласно Божию замыслу. Это все непременно будут культурные ценности, будь то даже котлета, которую вы готовите на газовой плите, потому что ее можно приготовить так, как если бы это была задача, данная вам Богом, - служение людям с любовью. И тогда это тоже - культурная ценность, потому что вы все сделали так, как надо, с тем чувством и с тем внутренним настроением, как это угодно Богу, хотя вы и были поставлены, казалось бы, на малое дело.

Братья и сестры, именно об этом говорит Спаситель в притче, которую вы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Некто, господин, хозяин, оставил своим рабам имение, а сам ушел. Одному дал пять талантов, другому - два таланта, третьему - один талант. Но всем дал таланты. Пришел и спрашивает: "Что же ты сделал с этими талантами?" - "А вот я работал с этими талантами, работал, и из них сделал десять талантов". - "Войди в радость господина твоего", - говорит хозяин, господин. - "А ты что с двумя талантами сделал?" - "То же самое". - "Войди в радость господина твоего". - "А ты что сделал?" - А я его спрятал, возьми его обратно". И вы знаете, чему подвергся этот лукавый и нерадивый раб.

Это замечательная притча. Она так важна для нашей жизни, так важно знать ее настоящий смысл, понимать его. Так важно иметь эту притчу постоянно перед нашими духовными очами, братья и сестры. Ведь разве мы с вами не уподобляемся так часто этому лукавому и нерадивому рабу? Разве у нас не отнимется даже этот один талант? И остаемся мы совсем ни с чем. Тот, кто сделал из пяти талантов еще пять, еще получил и в радость господина вошел, так же как тот, который имел два малых таланта и те увеличил, те оказались увеличенными его трудом, преобразившим его жизнь, и он в радость господина вошел. Третий же - нерадивый.

А какие мы имеем с вами таланты, братья и сестры? Мы даже их и не замечаем с вами. Замечаем ли мы с вами наше здоровье, например? Это ведь от Бога - дано или не дано. Когда оно есть, пользуемся ли мы им так, как надо? А как надо пользоваться талантами? Их нужно сделать полезными, но не только для себя - для всех. Они должны служить Богу, служить любви к Богу и любви к людям. Вот тогда-то этот талант увеличивается, вот тогда-то так увеличивается, что из одного делается вдвое больше - два таланта, три таланта, десять талантов, и это обогащает нас по-настоящему.

Среди нас есть старики, включая и меня. А так ли уж мы ценим наше долгожитие, вернее, понимаем ли мы, что это тоже дар Божий, тоже талант от Бога, который нам дан? А как мы живем? Ценим ли мы время, братья и сестры, как надо? Что такое время? Какая тайна в этом времени заключена? Что же это за реальность - время? Вот этот момент: сейчас он пришел - и его уже нет. Этой реальности уже нет, это мгновение ушло, и пришло другое, новое мгновение, и опять - мы не можем его схватить, оно снова ушло, и снова ушло, и пришло другое. Какая это реальность, какой смысл в этом конце и начале каждого момента, каждой минуты нашей жизни? Ведь мы должны в эту минуту, входящую к нам и уходящую от нас, что-то вложить, вложить что-то новое. Приходит новый момент, новая минута, и каждый из нас в каждую минуту должен становиться в какой-то мере новым, обновляться силою любви и служения Богу, которыми эту минуту мы будем наполнять. Тогда и этот дар Божий, этот талант - время, будет использован нами так, как нужно, так, как это задумано Премудростью Божией. И так все всегда. Такова наша жизнь, братья и сестры, во Христе вера, такова наша любовь. Для того, чтобы она была действенной и раскрытой по-настоящему, надо ее всегда углублять, усиливать.

Кстати, о вере. Веру надо и исповедовать, и проповедовать. Ведь вокруг нас так много людей, нуждающихся в вере. В состоянии ли мы с вами эту веру исповедовать и проповедовать, как надо? Ведь мы должны жизнью проповедовать. А жизнью мы ее не очень-то хорошо проповедуем, да и исповедуем ее не очень хорошо, а когда исповедуем - так только словами, и других чему-то учим. Но как часто бывает, что в ту борозду, в которую нужно бросить семя веры, мы бросаем с этим семенем вместе и семена плевел!

Видите, братья и сестры, нужно пользоваться всеми дарами, с большим вниманием относиться к этим дарам, понимать их значение в нашей жизни. Если мы хотим и в будущей жизни войти в радость Господа, если мы хотим спастись, если мы хотим идти правильным христианским путем в нашей жизни, то нужно очень ценить все таланты, которые нам даны. Например, наши умственные способности. А другие силы человеческой души? Обращаемся ли мы с ними как с талантами, которые нам даны? Понимаем ли мы, что они нам даны, чтобы служить ими Богу и людям? Так, нам дан талант нашего ума, но творит ли этот ум так, как надо, и создает ли он настоящие культурные ценности, культуру в истинном смысле этого слова? А не бывает ли так, что творится нечто как раз антикультурное, не ценности культуры, а то, что ее разрушает?

А чувства наши? Не обращаемся ли мы с нашими чувствами так, что они служат совсем другим целям? Разве не превращаются так часто они в плотоугодничество, да и не только в плотоугодничество? А к чему приводит наше самомнение, самодовольство, гордость, тщеславие, честолюбие? Ведь это все то, что искажает нашу истинную природу наших чувств и сил.

Будем вспоминать, братья и сестры, в нашей жизни обыкновенной почаще евангельскую притчу о талантах, которую мы сегодня слышали. И будем стараться жить так, чтобы войти в радость Господа Иисуса Христа.Аминь.

Протоиерей Всеволод Шпиллер 1979 г.

Рождество Пресвятой Богородицы

Перед Богом всякий глагол возможен, и Архангел Гавриил благовестник благовестит им радость: "За вашу веру, за вашу верность, за ваше терпение Господь даст вам дитя. Зачнешь ты и родишь дочь Марию, Которая станет Матерью всех живущих на земле, родит Спасителя мира". Таково было обетование Архангела Гавриила праведной Анне, которая плакала в саду, смотря на птичек, как они гнёзда вьют и птенцов своих выхаживают. "Боже, и птицы птенчиков имеют, радостно щебечут, а я бесплодная нахожусь", - взмолилась она. Иоакиму было радостное явление Ангела: "Иди в дом, зачнет жена твоя, и родите дочь Марию".

Схиархимандрит Зосима (Сокур)

астоящее в честь Девы празднество поистине украшается многими и великими дарами и справедливо почитается днем спасения всего мира, - писал в IX веке святитель Фотий, патриарх Константинопольский.

Рождество Пресвятой Богородицы - итог и венец Ветхого Завета, всех надежд и чаяний дохристианского человечества.

Праздник Рождества Богородицы вводит человека в совершенно особый круг идей и размышлений. Путем длинного ряда поколений Промысел Божий подготавливал для себя на земле этот сосуд Божества. "Преблагословенная Мария, происходя по прямой линии от Авраама и Давида, в числе своих предков считает ветхозаветных патриархов, много первосвященников, вождей и царей иудейских. Таким образом, если достойные уважения доблести, душевные свойства и заслуги усвояются и доставляют в миру уважение имени их потомков; то вера, кротость, мужество, терпение и другие добродетели рода Аврамова и Давидова в самом рождении Девы Марии украсили Ее имя".

События рождества Пресвятой Богородицы произошли в небольшом городе Назарете, где жили Ее престарелые родители. Иоаким и Анна любили Господа всем сердцем. Это были очень добрые, скромные, пожилые люди, которые с полным правом могли бы быть в почете у людей, если б у них были дети... Но безплодие вступало в противоречие с повелением Божиим "Плодитесь и размножайтесь!" Оно считалось в Израиле большим несчастьем. Небесное благословение люди видели в многочисленном потомстве.

Старики привыкли к насмешкам и находили утешение в Храме. Но однажды на праздник Иоакима не пустили к жертвеннику: "Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь наследников, а, значит, наказывает тебя Господь; наверное, есть у тебя какие-то тайные грехи, в которых ты не хочешь раскаяться".

От горя, позора, обиды он ушел в пустынное место, к пастухам, стыдясь вернуться в дом и надеясь вымолить у Бога прощение. Бедная Анна во всем винила себя. Плакала, молилась и обещала, что если свершится чудо и снимется с нее поношение, она посвятит дитя Богу.

По древнему преданию, Иоаким в пустыне, а Анна в горнице, получили радостную весть от Ангела, что услышана их молитва. Рано утром они поспешили с благодарностью в Храм и встретились у Золотых ворот. На этот сюжет написана икона: "Встреча Иоакима и Анны".

 А через девять месяцев у них появилась девочка - Мария. Ей суждено было стать первым шагом в деле  спасения рода человеческого от греха, проклятия и смерти.

http://virginnativity.paskha.ru/Propovedi/Zosima_Sokur/

История праздника

раздник Рождества Божьей Матери относится к очень древним Богородичным праздникам, хотя нельзя точно определить время, когда он появился. По мнению М. Н. Скабаллановича, среди Богородичных праздников Рождество Пресвятой Богородицы едва ли не последний по времени появления среди двунадесятых.

Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V в. на востоке в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439-446 гг.), а на западе - в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492-426 гг.). Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви. О нем также упоминают св. Иоанн Златоуст, св. Епифан, св. Августин.

Палестинское предание гласит, что св. Елена, построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

С самого возникновения праздника Рождества Пресвятой Богородицы должны были появляться в честь него и церковные песни. Но в нынешней службе праздника едва ли сохранились какие-либо песни этого периода. В VI в. Преподобный Роман Сладкопевец составил тропарь празднику, который поется церковью до настоящего времени. В нынешнюю службу праздника входят песни следующих песнописцев: св. Андрея Критского (VII в.) - второй канон, св. Иоанна Дамаскина (VIII в.) - первый канон, Германа, патриарха Константинопольского (VIII в.) - стихиры на стиховне, Анатолия епископа Солунского (?) (IX в.) - некоторые стихиры на литии, Стефана и Сергия Святоградцев (IX в.) - стихиры на Господи воззвах и некоторые на литии и стиховне, Иосифа Песнописца (IX в.) - канон на предпразднство.

Произведения песнописцев Императорa Льва VI, Георгия епископа Никомидийского были в Богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты.

Официальное введение этого праздника в византийском царстве приписывают царю Маврикию.

http://ru.wikipedia.org/wiki

Календарь 16-22 сентября 2007 года

17 сентября

Икона Божией Матери "Неопалимая Купина"

разднование в связи с явлением иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" установлено ради памяти святого пророка и Боговидца Моисея, которому в явлении горящей и несгораемой купины (куста) было предвозвещено бессеменное воплощение Сына Божия от Приснодевы Марии. Иконы Неопалимой Купины находятся во многих храмах. Особым почитанием пользовались две иконы, находившиеся в московской церкви в честь Неопалимой Купины. В этом же храме находилась особая служба-последование с указанием, что Служба сия поется во святей горе Синайской, егда кто произволити, егда бывает молния страшна. Это указание объясняет ревностное почитание образа Божией Матери Неопалимая Купина русским народом, который прибегает к предстательству Божией Матери через эту икону во время страшных опустошительных пожаров, творя по последованию особый чин.

 

18 сентября

Пророк Захария и праведная Елисавета

лагочестивые супруги Захария и Елисавета непорочно прошли свой жизненный путь и до преклонных лет не имели детей. Однажды, когда Захария служил в храме, ему явился ангел Гавриил и благовестил, что их молитвы услышаны, и Господь, разрешая узы неплодства, дарует им сына, соименного благодати Иоанна. Ангел предсказал, что еще во чреве матери Иоанн исполнится Святого духа и многих обратит к истинному Богу, что он будет Христовым Предтечей и приготовит народ к принятию Господа Спасителя. За Недоверие к словам Божьего посланника Захария был связан немотою, а по церковному преданию и глухотой,  до самого рождения сына, Иоанна Крестителя.

20 сентября

Святитель Иоанн,
архиепископ Новгородский, чудотворец

оспитанный в страхе Божием, св. Иоанн с детства посвятил себя Богу и вел добродетельную жизнь. По пострижении наречен Илиею, а по принятии схимы назван прежним именем Иоанн. С 1165 года - первый архиепископ Новгородский.

Еще при жизни удостоился от Господа дара чудотворения. Так в 1170 году по молитвам святого икона Богоматери защитила Новгород от осаждавших его Суздальцев, пролив слезы от попавшей в нее стрелы. Св. Иоанн имел такую власть над нечистыми духами, что своими словами мог связывать их, подчинять и изгонять из одержимых. Построил семь прекрасных церквей, написал несколько духовных сочинений. Узнав о приближении своей кончины, принял схиму и преставился ко Господу 7 (20) сентября 1187 года.

Однажды святитель, по своему обыкновению, в полночь стоял в своей келье на молитве. Бес, желая устрашить святого, вошел в рукомойник, который висел него келье и, возмущая воду, стал производить шум. Святитель, поняв, что сие-дело дьявола, подошел к сосуду, осенил его крестным знамением и запрещением своим так связал беса в умывальнике, что тот томился там долгое время. не будучи в состоянии выйти оттуда; наконец, не вынося более муки, так как сила крестного знамения палила его, бес начал вопить человеческим голосом

- О горе мне! Сила креста жжет меня, не могу более терпеть такого страдания, от пусти меня скорее, святой угодник Божий.

Святой же спросил:

- Кто ты и  как вошел сюда?

Дьявол отвечал:

- Я - лукавый бес и пришел смутить тебя, ибо я думал, что ты, как человек. устрашишься и перестанешь молиться; но ты заключил меня в этом сосуде, и теперь я сильно мучаюсь. Горе мне, что я прельстился и вошел сюда. Пусти меня, раб Божий; отныне никогда не буду я приходить сюда.

Так бес вопил долгое время.

Наконец, святитель сказал:

- За твою бесстыдную дерзость повелеваю тебе сей ночью отнести меня в Иерусалим и поставить у храма, где находится Гроб Господень; из Иерусалима тотчас же ты должен обратно перенести меня сюда в мою келью в туже самую ночь, и тогда я отпущу тебя.

Бес всячески обещался исполнить волю святого, лишь бы только блаженный выпустил его из сосуда. Святитель выпустил его со словами:

- Превратись в оседланного коня и стань перед кельей моей.

Подобно тьме вышел бес из сосуда и обратился, по повелению святителя, в коня. Блаженный Илия, выйдя из кельи, сел на беса и в ту же ночь очутился святом городе Иерусалиме, близ храма святого Воскресения. где находился Гроб Господень. Здесь угодник Божий запретил бесу отходить от того места и бес стоял, словно при кованный, не имея силы сдвинуться с места, до тех пор, пока Илия не совершил поклонение  Гробу Господню и Честному древу Святого Креста. Подойдя к храму, святитель преклонил колена пред дверями и стал молиться; вдруг запертые двери отверзлись сами собой, а у Гроба Господни зажглись свечи и лампады. Архиепископ, вознося Богу благодарственные молитвы и проливая слезы, поклонился  Господню и благоговейно облобызал его; также поклонился он и животворящему Древу, всем святым иконам и местам. Исполнив свое желание, он вышел из храма, и снова двери церковные затворились сами собой; бес же стоял на том месте, где ему было   повелено, в виде оседланной лошади; сен на него, Илия опять в ту же ночь прибыл в Новгород Великий и очутился в своей келье. Уходя от святителя, бес умолял его не говорить никому, как он служил ему, как был связан клятвой, как повиновался он, словно пленник.

- Если же ты расскажешь кому-либо, - прибавил нечистый дух,- как ты ездил на мне, То не перестану я строить против тебя козни и наведу на тебя сильное искушение.

Так грозил бес, а святитель осенил себя крестным знамением, и тотчас исчез от него бес, словно дым.

 

22 сентября

Праведные Богоотец Иоаким и Анна

воею праведной жизнью Иоаким Анна так угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, предызбранной Матери Господа. Святые супруги долгое Время были бездетны, дабы в самом зачатии и рождении Такой Дочери была явлена и сила Божией благодати, и честь Рожденной, и достоинство родителей, ибо пожилой бездетной женщине невозможно иначе родить, как по силе благодати Божией, побеждающей законы природы и

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сентябрь, 19

о Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника.

Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит "отверстие", "расселина".

http://vrnplus.ru/pravoslav2.php?id=

 Тропарь
Архангела Михаила

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.

 

Месяцеслов

Воскресенье, 16 Сентября 2007 года. Неделя 16-я по Пятидесятнице.

Собор Святых в земле Казахстанской просиявщих.

Новосщмч. Пимена (Белоликова), еп. Верненского и Семиреченского.
Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского и с ним мчч. Феофида диакона, Дорофея Домны девы и других,Мц. Василиссы Никомидийской,Свт. Ионникия, Патр. Сербского. Перенес. мощей св. Нектария Пентапольского.

Понедельник, 17 Сентября 2007 года. Седмица 17-я по Пятидесятнице.
Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии,
Прор. и Боговидца Моисея, Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского,
Иконы Божией Матери, именуеой 'Неопалимая Купина'

Вторник, 18 Сентября 2007 года.
Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи,
Мц. Раисы (Ираиды), Мч. Авдия,
Убиение блгв. кн. Глеба, во св. крещении Давида

Среда, 19 Сентября 2007 года.
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
Мчч. Евдоксия, Макария и Зинона, Прп. Архиппа,
Киево-Братской и Арапетской икон Божией Матери

Четверг, 20 Сентября 2007 года.
Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы
Мч. Созонта, Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского,
Прп. Серапиона Псковского, Прпмч. Макария Каневского

Пятница, 21 Сентября 2007 года.
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Икон Божией Матери Курской 'Знамение', Почаевской, и 'Софии - Премудрости Божией'.

Суббота, 22 Сентября 2007 года.
Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы
Cуббота перед Воздвижением
Правв. Богоотец Иоакима и Анны,
Мч. Севериана, Прп. Иосифа Волоцкого, Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz