"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
День памяти священноисповедника Николая, митрополита Алма-атинского и Казахстанского. О воскрешении сына наинской вдовы. Советы преподобного Амвросия (Гренкова). Иеросхимонах Лев. Празднование иконе Пресвятой Богородицы "Иерусалимская". Иверская икона. Преподобный Никола, именованный Святоша, князь Черниговский. Месяцеслов. |
Святителю Николаю,
митрополиту Алматинскому и Казахстанскому исповеднику
Яко светозарное светило, лучами Божественных дарований сияющее,
Яви тя Солнце правды Христе Бог наш,
Тьму безбожия и злоправия далече отгоняюща,
И зарями богопознания осияюща, вопиющих верно:
Радуйся Святителе Николае, Христов Исповедниче и Казахстанский чудотворче.
День памяти священноисповедника Николая,
митрополита Алма-атинского и Казахстанского 12/25 октября
ано или поздно, в старости или в юных летах Господь всех нас зовет к Себе. И этот Божественный призыв позволяет каждому в этой суетной жизни немножечко приостановить свой бег, приостановить для того, чтобы задуматься над смыслом своей жизни, задуматься над тем, что все мы, хотя и живем сейчас на земле, но являемся детьми Неба. Когда человек, услышав этот Божественный призыв, несмотря на то, что жизнь со всеми ее прелестями старается завладеть всем его существом, задумывается над смыслом своей жизни, задумывается над тем, что он совершает, и, осознав свой личный грех, с покаянием обращается к Богу, - это на нашем русском языке называется "призыванием". Но мы из опыта нашей личной жизни знаем, что недостаточно только услышать этот призыв Божий, и недостаточно, может быть, сделать всего несколько шагов по направлению к Богу. Необходимо, чтобы вся жизнь человека была ответом на этот Божественный призыв.
Я заговорил с вами сейчас на эту тему не случайно: жизнь святителя и исповедника Николая, митрополита Алма-атинского и Казахстанского, свидетельствует о том, что, однажды услышав в своем сердце этот Божественный призыв, он не только откликнулся на него, но он всю свою жизнь посвятил служению Богу. Только что из уст наших детей мы слышали о том, что 10 лет этой жизни Владыка Николай провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Это были непростые годы, годы нелегкого испытания, когда пред ним стоял вопрос: или отказаться от Христа, отказаться от своей веры или продолжать идти за Христом. А мы знаем, что следование за Христом в те годы было равно смерти, не случайно поэтому многие и многие, - не десятки, не сотни тысяч, а миллионы людей пострадали за имя Христово в годы страшных гонений прошлого ХХ века. В этом для всех нас урок, урок того, что мы не только должны, услышав Божественный призыв, однажды прийти в храм, как нам кажется, для исполнения своего христианского долга, для того, чтобы поставить здесь свечку, чтобы, не понимая зачем, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн, и с чувством исполненного долга вновь вернуться в суету земной жизни. Нет, братья и сестры, в этом нет исполнения нашего предназначения, к которому каждого из нас призвал Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Главное ведь даже не начало, а продолжение и конец той жизни, которую каждому из нас даровал наш Спаситель. Конечно, по нашим грехам, и мы это хорошо осознаем, мы, возможно, и не сподобимся быть мучениками и исповедниками имени Христова. Но дай Бог, и будем просить Господа и святителя и исповедника Николая, чтобы если мы и не сподобимся пострадать за Христа, то хотя бы с именем Христовым нам не разлучаться никогда.
Вот о чем всем нам вновь и вновь напоминает Святая Христова Церковь, совершая этот дивный праздник - праздник прославления священноисповедника Николая, митрополита Алма-атинского и Казахстанского. Можно, братья и сестры, перечислять еще много полезных и спасительных для нас уроков, но мне бы хотелось в этот праздничный для всех нас день обратиться к вам не столько со своим словом, сколько с его словами назидания, с которыми он и сегодня обращается к каждому из нас.
Все мы знаем, какое большое значение в нашей жизни имеет покаяние. Почему оно имеет такое большое значение? Да потому, что, к сожалению, нет на земле ни одного человека, который бы не согрешал. И апостол Иоанн Богослов в своем послании так и пишет: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин. 1,8). Действительно, мы с вами согрешаем постоянно, и поэтому покаяние имеет очень важное значение в нашей жизни. Не случайно, что и Владыка Николай уделял исповеди очень большое внимание. Им было сказано много назидательных слов и о покаянии, и о значении истинного покаяния. И когда с кем-либо случалось какое-то несчастье или кто-либо заболевал, Владыка первым долгом советовал этому человеку как можно строже исповедоваться, причаститься и только после этого приступать к исправлению того положения, в котором оказался этот человек, или к лечению той или иной болезни. "Значит, - говорил Владыка, - какой-то грех не исповедан тобою как нужно.
Перебери все в памяти, вспомни и открой все духовнику. Подумай хорошенько, может быть, постеснялась какой-то грех исповедать, - вот Господь посылает тебе напоминание, чтобы ты не понесла из этого греха еще большего наказания. Помни всегда, что нераскаянный грех ведет к духовной смерти. Нечистая исповедь, - далее продолжает учить всех нас Владыка, - вот корень всех наших бед". А почему? "Потому что Господь хочет, чтобы все спаслись, вот и спасает нас через всевозможные напасти. Только в напасти мы вспоминаем о Боге, а в благополучии нашем нам нет до Него дела". Как проницательны эти слова владыки Николая! Ведь действительно, братья и сестры, в благополучии нам нет дела до Бога, когда все в нашей жизни хорошо, зачем нам нужен Бог? "Исповедь воспитывает христианина, - учит нас далее Владыка. - Если ты откровенно исповедуешь грехи, у тебя есть гарантия впредь их не повторять.
Воспоминания о том стыде, который переживает кающийся во время исповеди, вовремя остановит в другой раз от совершения подобного греха, поможет в целом и бороться с грехом".
Часто бывало, что Владыка и сам совершал исповедь прихожан. И в этот момент Владыка кающемуся задавал такой вопрос: "Ты признаешь, что согрешил?" Очень часто кающийся на этот вопрос отвечал: "Да, признаю", и тогда Владыка говорил: "Вот и кайся в этом грехе и впредь старайся к нему не возвращаться. На исповеди для христиан не должно существовать никаких обстоятельств, которые оправдывали бы совершенный грех. Грех есть грех. Ты совершил его добровольно и, осознав свое поведение, освобождайся от греха чистосердечным раскаянием. Никогда не впадай в уныние, если снова упадешь, не устояв в добродетели. Имей мужество сразу подняться и снова бороться с грехом покаянием. Сколько раз упадешь - столько раз и поднимайся. И твердо запомни, что не исповеданный грех ведет душу к вечной погибели". Вот, братья и сестры, какой для всех нас полезный урок сегодня преподносит Владыка и исповедник Николай. Будем внимательны к самим себе, когда мы приступаем к Таинству исповеди, будем стараться, как этому учит нас Владыка Николай, исповедывать все грехи, в которых мы виноваты перед Богом. Это очень важно, потому что, и я вновь повторю сейчас слово митрополита Николая, "не исповеданный грех ведет душу к вечной погибели".
Также, братья и сестры, Владыка Николай учил всех и учит всех нас развивать любовь к людям и к Богу. "И как было во времена Ветхого Завета, - говорит Владыка, - так и сейчас об этом самом нужном деле люди забывают. Фарисеи видели первую заповедь или в соблюдении субботы, или в омовениях, или в жертвах. А мы что? - задает вопрос Владыка. - Иная бабушка говорит:
Други мои! Нужно и то, и другое, но ведь не это главное. Это только средства, а не цель. Главное в очах Божиих - это любовь к Нему, а проявляется она в любви к окружающим. "Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет", - сказал Сам Христос. А заповедь Его и есть: "Да любите друг друга!", а если мы ходим в церковь, постимся, но при этом ссоримся, завидуем, осуждаем, даже клевещем друг на друга и на духовных отцов наших, то понесем за это двойное наказание. Деятельная любовь к ближним угоднее Богу, чем самые трудные аскетические подвиги". Я еще и еще раз хочу повторить эти очень важные для всех нас слова святителя Божия: "Деятельная любовь к ближним угоднее Богу, чем самые трудные аскетические подвиги". И пусть никто из нас не думает, что если читает по десять акафистов в день, если кладет в день по 150 земных поклонов, если каждую службу ставит свечку на подсвечник, постится все четыре поста и плюс еще каждую среду и пятницу на седмице, то тем самым он уже спасен. Нет, не спасет нас все это, если мы не будем иметь деятельной любви к друг другу. И вот об этом вновь и вновь нам напоминает святитель Христов Николай: "И на Страшном Суде о чем прежде всего спросит нас Господь? Сколько мы поклонов положили или как посты соблюдали? Нет! Он спросит нас о том, накормили ли мы алчущего, напоили ли жаждущего, посетили ли болящего, утешили ли скорбящего, дали ли добрый совет находящемуся в затруднении?"
"Что значит быть милостивым? - задает вопрос святитель Христов Николай. - Подавать милостыню можно и телесную, и духовную. Если вы напоите жаждущего, накормите голодного, если к вам придет нищий и попросит одежды, а вы подадите ему хотя бы ветхое рубище прикрыть свою наготу, то всем этим вы окажете милость телесную. Дела милости духовной - утешить скорбящего, подать добрый совет, предотвратить от греха, помочь грешнику вернуться на путь спасения.
Всякую милостыню под видом человека принимает Сам Господь наш Иисус Христос, и это мы знаем совершенно точно. Не упускайте же случая, никогда не упускайте, сделать добро". Братья и сестры, прислушаемся к этому наставлению святителя Христова Николая.
И еще один урок, на который мне также хотелось бы обратить внимание. О нем говорит нам Владыка Николай: "Некоторые говорят: "Смирение - это признак слабости характера", человек будто бы должен иметь собственное достоинство. Но высшее проявление собственного достоинства и есть именно смирение. Самые богатые, мудрые, образованные люди не имеют той нравственной силы, которую дает Бог смиренным. Бог кому противится? Гордым. А смиренным дает благодать. Многие святые удостаивались получить дар чудотворений именно за свое смирение. <:> Помните же, други мои, как дорого смирение в очах Божиих, и старайтесь украшаться им, да будете и вы, по обетованию Божию, наследниками Царства Небесного".
Вот тот завет, те уроки, с которыми к нам сегодня, как и всегда, обращается святитель Христов Николай. Постараемся исполнить все это в нашей жизни. И тогда то звание христианина, которое мы несем на своих раменах, будет пронесено нами достойно. Взирая на святителя и исповедника Николая: будем помнить, что никогда никакие беды, никакие лишения, никакие болезни, никакие скорби - ничто не должно отвратить нас от Христа Спасителя. Дай Бог, братья и сестры, чтобы мы не хныкали, как это, к сожалению, очень часто бывает в нашей жизни. Что-то приключилось - и начинаем хныкать, начинаем жаловаться, что и это у нас не так, и то у нас плохо, и там-то у нас не по-человечески. Нет, не так мы должны жить. Об этом говорит нам святитель Христов Николай: все, что не совершается в нашей жизни, совершается по воле Божией, всеблагой, всесовершенной, вселюбящей нас воле Божией. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров 25 октября 2003 г.
Из святоотеческого наследия святителя Николая
дин человек, верующий, просил меня разъяснить ему, как надо понимать эти слова: "Вседержитель" и "Промыслитель". Я, насколько хватило сил, исполнил эту просьбу, и он в ответ прислал мне один рассказ, который я слышал еще в детстве, но потом забыл. Его я сейчас вам и расскажу.
Накануне Рождества Господь послал Ангела Своего взять душу одной бедной вдовы, у которой было трое маленьких детей. Ангел спустился в бедную избушку, стоявшую в лесу, и увидел там лежащую на одре тяжело больную женщину и около нее троих малых детей, которые горько плакали. И пожалел их Ангел. Кто накормит сироток, когда не будет матери, кто их приласкает, утешит, к добру приучит? И вернулся Ангел к Богу, не исполнив Его повеления, и говорит Ему: "Господи, отмени Свое постановление, не призывай к Себе душу этой женщины ради малых детей ее!" Но Господь повелел Ангелу спуститься на дно моря, взять оттуда камешек, разбить его и сказать, что там окажется? Ангел исполнил это, и когда разбил камешек, то внутри него оказался живой червячок, который питался через стебель травы, вросший в камешек. Понял Ангел, что Господь сможет пропитать всех, кого захочет, и полетел исполнить волю Его: взял душу вдовы из тела ея и принес к Богу. А Бог в тот же день, в который отнял от малюток мать, послал им отца. В том же лесу заблудился в это время ехавший мимо богатый человек. Была сильная метель, наступал вечер, и в темноте путнику угрожала неминуемая смерть. Но он обратился к Богу с горячей молитвой о своем спасении и дал обет - если останется жив, сделает какое-либо доброе дело. Не успел он окончить эту молитву, как блеснул в лесу огонек. Путник поехал в ту сторону и нашел ту избушку, в которой только что скончалась вдова. Увидел он жестокую нищету кругом, похолодевшее тело и троих детей, плачущих и испуганных, жмущихся к умершей матери. И вспомнил этот человек свое обещание Богу, и понял, какое именно доброе дело должен он теперь сделать. Он взял к себе всех троих детей, заменил им отца, воспитал их и обеспечил.
Вот видите, как заботится о всех нас Господь, особенно о сиротах! Поэтому, други мои, никогда не говорите: "Бог меня забыл! Бог меня оставил!" Мы Бога иногда забываем и оставляем, а Он никогда не прекращает заботиться о нас. Он и червячка в камушке на дне моря питает, и нас всех может сохранить и пропитать. Аминь.
Никольский благовест 2003г
Б
ОГО Ты пространством Бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Течением времени Превечный,
Без лиц, в Трех Лицах Божества!
Дух всюду сущий и Единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем БОГ!
Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, -
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны
От света Твоего рождены
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоем величии исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Ты есть! Природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть - и я уже ничто!
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих
Черта начальна Божества.
Я телом в прахе истлеваю
Умом громам повелеваю
Я царь, я раб, я червь, я бог!
Но будучи я столь чудесен
Отколе произшел? - безвестен
А сам собой я быть не мог.
Твое создание, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие,
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец!- в бессмертия Твое.
Неизъяснимы, Непостижимы!
Я знаю, что души моей
Воображении безсильны
И тени начертать Твоей;
Но если словословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.Гавриил Державин (1780-1784)
"21 неделя по Пятидесятнице о воскрешении сына наинской вдовы"
о имя Отца и Сына и Святаго Духа! В этот воскресный день, братья и сестры, Святая Церковь вновь напомнила нам о том чуде, которое было совершено Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом у врат города Наин. Этот небольшой городок находился недалеко от Капернаума. Обычно Господь, проповедуя Евангелие Царства Божия, посещал те места, где особенно нуждались в Его помощи. Но в этом городе не было толп больных и бесноватых, как в других городах Палестины. "Когда же Он приблизился к городским воротам (Наина), тут выносили умершего, единственного сына у матери, она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь" (Лк. 7,12-13). Далее Господь жестом руки повелел тем, кто нес одр с умершим юношей, остановиться. Подойдя к одру, Господь, обращаясь к юноше, сказал: "Юноша, тебе говорю: встань" (ст. 14). Смерть не могла противиться словам Жизнодавца. И юноша встал и стал говорить. И его движения, его речь убедили всех присутствующих, что покойник ожил по одному слову Божественного Учителя. Неописуема была радость матери. В восторге и трепете многолюдная толпа свидетельствовала о чуде. Осознав величие всего происшедшего, она стала единодушно славить Бога, восклицая: "Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой" (ст. 16). Так у врат Наинских милосердие Божие встретилось со скорбью души человеческой.
Mы знаем о том, что слово евангельской истины непреложно, назидательно и полезно для всех нас. И уже очень много полезных уроков мы извлекали из того евангельского чтения, которое всем нам было предложено за Божественной Литургией. Но мне еще и еще раз хочется напомнить всем вам о том, что в этом Евангелии говорится о смерти. Всем нам, живущим на земле, рано или поздно придется встретиться с ней. Рано или поздно всем нам придется перейти этот порог, эту дверь, отделяющую нас от временной земной жизни и жизни нескончаемой, небесной. К сожалению, всякий раз, когда мы говорим о смерти, чувство не только невыразимой тоски, но и какой-то боли вольно или невольно овладевает каждым из нас. Особенно это ощутимо тогда, когда мы говорим о смерти не просто какого-то стороннего для нас человека, а человека, который был близок и дорог нашему сердцу. Даже когда мы хороним пожилых людей, смерть которых рассматривается как упокоение, как сон от тех многих жизненных трудов, которые пришлось совершить им в земной жизни, тем не менее, все равно чувство боли, чувство горя, чувство потери овладевает каждым из нас. И как обостряется это чувство боли, когда нам приходится хоронить молодых людей, а может быть, даже младенцев, которые еще только начали жить. И ни разум, ни сердце не готовы понять, почему так происходит. Отчего Господь так рано забирает этого человека?
Вот когда мы слышим сегодняшнее Евангелие, казалось бы, в этом евангельском сюжете для нас все ясно и понятно: плачет безутешная вдова, которая, похоронив своего мужа, сегодня хоронит свою последнюю радость, надежду, свою опору в жизни - своего единственного сына. И Господь пришел к ней, утешил ее и воскресил ее сына. Здесь все предельно ясно. Но непонятно и необъяснимо, почему же Господь не приходит к нам, когда мы точно так же хороним своих малолетних детей, почему Он в этот момент не приходит к нам и не говорит нам: "Не плачь", а нашему ребенку не говорит: "Встань и продолжай жить"?! Это тот вопрос, братья и сестры, на который мы с вами здесь, на земле, никогда не найдем ответа. Было бы совершенно наивно думать, что мы найдем ответ на этот вопрос здесь, на земле, потому что таинственна смерть, как и таинственна жизнь, таинственен Промысел Божий о каждом человеке. Но сегодняшний евангельский рассказ все-таки учит нас тому, что хотя смерть все еще продолжает властвовать на земле, но она уже побеждена, она побеждена Воскресением Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. А поэтому всякий раз, когда нам приходится встречаться со смертью, будем твердо знать, что смерти нет, а есть лишь только временная разлука с нашими родными и близкими, они уходят на время, как и мы на время оставляем друг друга. И наступит тот момент, когда всем нам нужно будет предстать пред нашим Господом, потому что все мы - вечны, все. Никто из живущих на земле людей с переходом из этой временной жизни не уничтожается, не уходит в какое-то небытие, а, продолжая вечно жить своей бессмертною душою, предстанет пред престолом Божиим. Смерть для христианина - это сон, а после сна бывает пробуждение, поэтому будем верить, что после этого долгого сна пробудятся все те, кого сегодня нет уже рядом с нами, но кто своими бессмертными душами ныне предстоит престолу Божию.
И вот здесь, братья и сестры, все мы должны задуматься вот над чем: а если и мне предстоит предстать перед Богом и предстоит дать Богу ответ за мою земную жизнь, то какой ответ я дам своему Господу, какие плоды земной жизни я принесу Ему туда, в Царство Его Небесное?
Есть и второй урок, который также с пользой мы должны принять в свое сердце: Господь спешит на горе матери, хоронившей своего единственного сына. Как тогда Господь видимо ходил среди горя людского, исцеляя больных, воскрешая мертвых и утешая печальных, так и сейчас Он невидимо ходит и благовествует среди нас, исполняя данное Им обетование: "Я с вами во все дни до скончания века". И как тогда Господь, во плоти снисшедший на землю, посещал города, так и теперь, после Своего славного Воскресения и Вознесения, Он присутствует всегда и везде, Он видит все наши слезы, скорби, беды и печали, слышит все наши воздыхания и всегда готов прийти на помощь. И как бы тяжело, как бы трудно нам не было, будем помнить: Господь спешит на помощь к каждому из нас. И каждому из нас Он точно так же, как и этой вдовице, говорит: "Не плачь, утешься". И как там милосердие Божие встретилось со скорбью человеческой, так эти встречи продолжаются везде и всегда. Любовь Божия не оставляет нас и там, где темно, скорбно, грустно. Об этом нам постоянно напоминает Святая Христова Церковь. Вот те уроки, которые все мы должны извлечь из сегодняшнего евангельского повествования.
Протоиерей Валерий Захаров
19 октября 2003 г.
Календарь 21 октября - 27 октября 2007 года
23 октября
Преподобный Амвросий Оптинский
Советы преподобного Амвросия (Гренкова
)сли оставим свои хотения и разумения и постараемся исполнить хотения и разумения Божия, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не поможет. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при самом Спасителе не принесла никакой пользы. Везде потребно терпение и понуждение к благочестивой жизни, как читаем в Святом Евангелии.
Hапрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному... неудовлетворительность наша душевная и духовная происходят от нас самих, от нашего неискусства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно-то и наводит на нас и смущение, и сомнение, и разное недоумение; а все это нас томит и отягощает, и приводит в безотрадное состояние. Хорошо было бы, если бы мы могли понять простое святоотеческое слово: если смиримся, то на всяком месте обретем покой, не обходя умом многие иные места, на которых может быть с нами то же, если не худшее.
Главное средство ко спасению - претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в "Деяниях апостольских": "Многими скорбями подобает нам войти в Царствие Небесное."
Хотящему спастись должно помнить и не забывать апостольскую заповедь: "друг друга тяготы носите, - и так исполните Закон Христов." Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть "так исполните Закон Христов." Великое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной.
...Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме, но только не многие и редкие на самом деле исполняют благое свое пожелание - именно те, которые твердо держатся слов Священного Писания, что "многими скорбями подобает нам войти в Царство Небесное," и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби и болезни и разные неудобства, содержа всегда в памяти слова Самого Господа: "если хочещь войти в жизнь, соблюди заповеди."
А главные заповеди Господни: "Не судите, и вас не будут судить; не осуждайте, да не осуждены будете; отпускайте и отпустится вам." Кроме этого, желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что творение совершается между страхом и надеждою.
Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не чем иным, как сказано в псалмах: "Мир мног любящим закон Твой, и нет им соблазна." А ты все ищешь мира внутреннего и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась и что другие будто бы не так действовали. В Священном Писании сказано: "на всяком месте владычество Его," то есть Божие, и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души.
Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром, но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у св. отцов: "дай кровь и приими дух." Это значит - потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, то есть все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни разве можно приобрести смирение? Ведь смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и бессловесных животных и даже самих духов злобы. И вот, когда люди тревожат тебя, ты видишь, что не терпишь сего и гневаешься на людей, то поневоле будешь себя считать плохою... Если при этом будешь о своей неисправности сожалеть и укорять себя в неисправности, и искренно каяться в этом пред Богом и духовным отцом, то вот ты уже и на пути смирения... А если бы никто тебя не трогал, и ты оставалась бы в покое, как же бы ты могла сознать свою худость? Как могла бы увидеть свои пороки?.. Если стараются унизить - значит хотят смирить тебя; а ты сама просишь у Бога смирения. Зачем же после этого скорбеть на людей?
На вопрос: "Как себе внимать, с чего начинать?," последовал такой ответ: "Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как гордишься, как тщеславишься, как сердишься и прочее."
Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с Божией помощью человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
Уча, что в духовной жизни нельзя пренебрегать и маловажными обстоятельствами, старец иногда говорил: "От грошевой свечи Москва сгорела."
Насчет осуждения и замечания чужих грехов и недостатков, батюшка сказал: "Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь."
Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял: "Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: помилуй, помилуй! А подастся ли милость, это еще кто знает."
Когда нападет гордость, скажи себе: "Чудачка ходит."
Батюшку спросили: "Такая-то долго не умирает, ей все представляются кошки и прочее. Почему так?" Ответ: "Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. Оттого некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются... Непременно нужно грехи записывать, как вспомнишь, а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или после скажу, а придем каяться и нечего сказать."
Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости.
"Отчего люди грешат?" - задавал иногда старец вопрос и сам же отвечал на него: "Или оттого, что не знают что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают... Это три исполина - уныние или леность, забвение и неведение,- от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: "Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления."
Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени кончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно - сладко, а другое - приятно.
Когда старцу написали, что тяжело на свете, он ответил: "Потому она (земля) и называется юдолью плача; но люди одни плачут, а другие скачут, но последним будет нехорошо."
На вопрос: "Что значит жить по сердцу?," батюшка ответил: "Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее."
Батюшка говорил: "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем."
На вопрос: "Как жить?," батюшка отвечал: "Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение."
Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное - не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.
Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: "Боже-то поможи, - да и сам мужик не лежи." И прибавлял: "Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила."
Батюшка учил, что у спасения три степени. Сказано у св. Иоанна Златоуста:
а) не грешить,
б) согрешивши, каяться,
в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
Заговорили как-то о скорбях, одна и говорит: "Лучше болезни, чем скорби." Батюшка ответил: "Нет, в скорбях помолишься Богу и отойдут, а болезнь и палкой не отобьешь."
Когда найдет хандра, не забудь укорять себя: вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: "многи скорби праведным," и "многи раны грешным." Такова жизнь наша здесь,- все скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: "Взыщи мира и пожени его."
После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть повторять прежние грехи.
Когда батюшку спросили: "Отчего после приобщения иногда чувствуешь утешение, а иногда холодность?," он ответил: "У того холодность бывает, кто ищет утешения от приобщения, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать."
Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
"Всегда лучше уступать, - говорил батюшка, - если будешь настаивать справедливо - это все равно, что рубль ассигнаций, а если уступишь - рубль серебром."
На вопрос "Как стяжать страх Божий?," батюшка отвечал: "Должно всегда иметь Бога пред собою. Вижу Господа предо мною всегда."
Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда: "зачем" и "почему." Этого нет нигде в Писании. Там сказано напротив: "ударят тебя по правой щеке, подставь и левую," а это вот что значит: если бьют тебя за правду, то не ропщи и подставь левую, то есть вспомни свои неправые дела и увидишь, что достоин наказания. При этом батюшка прибавил: "Терпя потерпел Господа, и услышал меня."
"Батюшка! научите меня терпению," - сказала одна сестра. "Учись,- ответил старец,- и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей."- "Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями." Ответ старца: "Будь сама справедлива и не обижай никого."
Батюшка говаривал: "Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду терпеть и я."
Старец часто приводил пословицу: "Побежишь от волка, встретишь медведя." Остается одно -потерпеть и подождать, внимая себе - не осуждать других, и молится Господу и Царице Небесной, да устрояют о тебе полезное, яко же Им угодно.
http://www.fatheralexander.org/booklets/
24 октября
Собор Оптинских старцев
Тропарь Собору преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших
,Православные веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наша
Великий старец Оптиной пустыни Иеросхимонах Лев
одился в 1768 г в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости был купеческим приказчиком и по торговым делам объездил всю Россию. К 1801 году он уже был иеромонахом, а в 1804 году настоятелем Белобережской пустыни. Под руководством своего духовного отца схимонаха Феодора будущий старец постиг высокую науку святых отцов Церкви, так что и сам вскоре стал наставником стремящихся к спасению. В 1808 году он сложил с себя настоятельство и вместе с о. Феодором подвизался в нескольких монастырях, в том числе на Валааме. Были они некоторое время в Александро-Свирском монастыре, где с ними беседовал посетивший обитель император Александр I. В 1822 году отец Феодор скончался, а иеромонах Лев перешел сначала в Плошанскую пустынь, где познакомился с будущим оптинским старцем Макарием (он стал его учеником), а потом они вместе поселились в скиту Оптиной пустыни. Здесь иеросхимонах Лев до своей кончины в 1841 году принимал многочисленных посетителей, монахов и мирян, беседуя, наставляя, врачуя души, часто и телесные болезни. Слава о нем разнеслась по России. "Пуще отца родного" почитали его крестьяне. Без его благословения в Оптиной ничего не делалось, только то и выходило хорошо и разумно, что он благословлял. Вел он и обширную духовную переписку. Старец Лев вместе с другими великими Оптинскими старцами был канонизирован Русской Православной Церковью.
25 октября
Празднование иконе Пресвятой Богородицы "Иерусалимская"
о преданию, эта чудотворная икона была написана св. Лукой в 15 г. по Вознесении Господнем, в Гефсимании, близ Иерусалима. В 453 г. святая икона была перенесена императором Львом I из Иерусалима в Константинополь. Затем эта святая икона была передана в дар святому равноапостольному князю Владимиру, который перенес ее в Киев (в 988 г.). Когда новгородцы приняли веру Христову святой Владимир передал Иерусалимскую икону Богоматери в дар Новгороду. Покорив Новгород, царь Иоанн Грозный в 1571 г. перенес эту икону в Московский Успенский собор. После нашествия Наполеона, подлинной святой Иерусалимской иконы Богоматери в Успенском соборе не оказалось, вместо нее в этом соборе был поставлен точный старинный список, взятый из Московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях.
26 октября
Иверская икона
Москве, в Иверской часовне, находился подлинный список с Иверской иконы Божией Матери Вратарницы, что в Иверской обители на Афонской горе. Список этот был привезен в Москву 13 октября 1648 г. и поставлен в Никольском греческом монастыре, отданном царем Алексеем Михайловичем афонским инокам и называвшемся прежде Никола Большая Глава, а потом перенесен в Иверскую часовню, 19 мая 1669 г.
Списание св. иконы, по объяснению настоятеля Иверской обители на Афонской горе Пахомия, совершалось так: вся братия обители с архимандритом, собравшись в церковь, совершили Всенощное бдение и молебен с водосвятием. В освященную воду опустили св. мощи, потом этою водою обливали подлинную Чудотворную Иверскую икону, и, собравши эту воду с иконы в чашу, обливали ею новую кипарисную доску, назначенную для написания новой иконы. Затем снова, собравши воду в чашу
, служили Божественную Литургию, дали воду и св. мощи иконописцу, чтобы он, смешав и воду и мощи с красками, написал список иконы. Иконописец вкушал во время написания иконы пищу только в субботу и воскресенье, а братия по-дважды в неделю совершала Всенощные и Литургии. И та новописанная икона, говорит Пахомий, не разнится ни в чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, - только слово в слово новая аки старая.Иверская икона Божией Матери была одной из самых почитаемых в Москве. Москвичи, не испросив благословения Богоматери, не начинали делать ничего: закладывается ли здание, открывается ли фабрика, завод, начинается ли семейное сватовство, посещает ли кого несчастие или радость, переменяется ли квартира, - непременно принимают в дом Иверскую икону Божией Матери, - молятся Ей и тогда уже с полной верой и надеждой на заступничество Ходатаицы принимаются за дело.
Со временем в часовне стала находиться копия чудотворной иконы, так как саму икону с утра до вечера возили по всей Москве в особой карете, несомой шестеркой лошадей... (Из календаря на 1872 г. "Путеводитель по Москве и ее окрестностям".)
В ночь на 31 июля 1929 г. большевики снесли Иверскую часовню. Икона была перенесена в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. Часовня восстановлена и освящена 26 октября 1995 г.
27 октября
Преподобный Никола, именованный Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец
ын Черниговского князя Давида Святославича, он княжил сначала в г. Луцке, а потом в г. Чернигове. Будучи женат и имея детей, он оставил семью, княжество и все земные удовольствия и 1107 г. принял иночество в Киево-Печерской обители, Здесь он подвизался как простой инок, исполняя все монастырские послушания, и вел жизнь, полную всяких лишений. Напрасно братья князья старались вызвать в нем сожаление о прежней богатой и роскошной жизни. Блаженньий Николай проводил время в трудах, молитве, посте и бдении более тридцати лет. Предание сообщает, что им на монастырских вратах была устроена церковь в честь Пресвятой Троицы, а также больница с храмом святого Николая (близ Лаврских ворот). Вкушая одну монастырскую пищу, преподобный Николай раздавал нищим и странным все то, что получал от братьев. Он скончался в 1143 г., и почти все киевляне явились в монастырь воздать последний долг блаженному князю.
Прославившиеся исцелениями мощи его почивают в Антониевой пещере. Даже оставшаяся после смерти преподобного Николая одежда источала исцеления. Так, когда князь Изяслав тяжко заболел, то на него надели власяницу прп. Николая, и больной тотчас выздоровел. Название "Святоша" осталось за преподобным Николаем, как уменьшительное имя Святослав, которое было дано ему при рождении.
Схиархимандрит Севастиан старец Карагандинский
араганда росла и строилась. В 1946 г по благословению старца Севастиана верующие подали в местные органы власти заявление о регистрации религиозной общины. В ответ пришло распоряжение: "Запретить священнику Севастиану Фомину службы в самовольно открытом храме". Только в 1953 г. было разрешено совершение в Большемихайловском молитвенном доме церковных таинств и обрядов - крещения, отпевания, венчания, исповеди, но Литургию Батюшка мог служить только тайно ночью на квартирах верующих. По Великим праздникам Всенощное Бдение служили с часа ночи, а после короткого перерыва совершалась Божественная литургия. Окна плотно завешивали одеялами, а внутри дома было светло и многолюдно. Службу заканчивали до рассвета, и по одному - по два люди расходились по домам. Только в 1955 г. из Москвы было получено разрешение о регистрации религиозной общины в Большой Михайловке. Начались работы по переоборудованию жилого дома в храмовое здание. Всем руководил Батюшка. Храм наполнился иконами - одни были принесены верующими, другие - написаны талантливой матушкой Агнией; служебные и святоотеческие книги прислал из Москвы бывший узник Карлага протодиакон Иаков. И в 1955 г. в день праздника Вознесения Господня церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена. Священников Батюшка подбирал себе сам. Сохранилось письмо о. Севастиана к митрополиту Алма-Атинскому и Казахстанскому Николаю (Могилевскому), в котором он просит посвятить во священники А. П. Кривоносова. Одиннадцать лет был старец Севастиан настоятелем храма - до дня своей кончины. 22 декабря 1957 г., в день празднования иконы Божией Матери "Нечаянная радость", архиепископом Петропавловским и Кустанайским Иосифом (Черновым) Батюшка был возведен в сан архимандрита и награжден Патриаршей грамотой "За усердное служение Святой Церкви". А в 1964 г. ко дню своего Ангела был награжден архиерейским посохом - награда примеров не имеющая. Перед блаженной своей кончиной Батюшка был пострижен в схиму. Неутомимое подвижническое служение Православной Церкви от послушника в скиту Введенской Оптиной Пустыни до настоятельства и посвящения в сан архимандрита Батюшка исполнял 57 лет - с 1909 по 1966 г.
http://www.fap.ru/index.php?nt=
Батюшка всегда и во всем учил полагаться на волю Божия Промысла
атюшка всегда и во всем учил полагаться на волю Божия Промысла. Он, также, любил природу, жалел животных, однажды спас только что родившихся котят.
Людям он помогал своей тайной молитвой. О бесноватых он говорил: "Здесь они потерпят, а там мытарства будут проходить безболезненно... Я не хочу с вас кресты снимать. Здесь вы потерпите, но на Небе большую награду приобретете". У батюшки были духовная мудрость, великое терпение. Если кто при нем роптал на ближнего, он скажет: "Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть не хотите". Не поладит кто - он волнуется: "Я настоятель, а всех вас слушаю".
Он заботился о спасении каждого, это была его цель. Он просил: "Мирнее живите". Однажды среди беседы о нравах людей батюшка сказал и даже указал: "Вот этих людей нельзя трогать, они, по гордости, не вынесут ни замечания, ни выговора. А других, по их смирению, можно". Очень важное значение он придавал молитвам за усопших, и других призывал: "Молитесь за усопших больше всего. За все слава Богу! Слава Богу за все!"
3 (16 по н.ст.) апреля 1966 года батюшка принял постриг в схиму от владыки Питирима (Нечаева), прибывшего к нему для совершения пострига.
Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной Пустыни и будучи учеником ее великих старцев, перенеся изгнания и заключения в большевистских концлагерях, он по неисповедимым судьбам Божиим пронес свое старческое служение в столице знойных степей Центрального Казахстана, многострадальной Караганде.
Скончался отец Севастиан 6 (19 по н.ст.) апреля 1966 года, на Радоницу. Погребен он был на Михайловском кладбище.
Прославлен в 1997 году как местночтимый святой Алма-атинской епархии. 22 октября (4 ноября) 1997 года были обретены святые мощи старца Севастиана и перенесены в новый храм Рождества Пресвятой Богородицы в Караганде. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Тропарь Иконе Божией Матери Иверская
От святыя иконы Твоея, /
о Владычице Богородице,/
исцеления и цельбы подаются обильно /
с верою и любовию приходящим к ней, /
тако и мою немощь посети, /
и душу мою помилуй, Благая, /
и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Воскресенье, 21 Октября 2007 года. Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Понедельник, 22 Октября 2007 года. Седмица 22-я по Пятидесятнице.
Обретение мощей схиархимандрита Севастиана старца Карагандинского.
Правв. Богоотцов Иоакима и Анны, Прп. Петра Галатийского,
Прпп. Андроника и Афанасия, Прав. Авраама праотца и племянника его Лота,
Корсунской иконы Божией Матери
Вторник, 23 Октября 2007 года.
Среда, 24 Октября 2007 года.
Ап. Филиппа, единого от семи диаконов, Прп. Феофана исп., еп. Никейского,
Собор Оптинских старцев, Прп. Феофана Печерского, Мц. Зинаиды
Четверг, 25 Октября 2007 года.
Свт. Николая исповедника, митр. Алматинского и Казахстанского
Мчч. Прова, Тараха и Андроника, Прп. Космы, еп. Майумского,
Иерусалимской иконы Божией Матери,
Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Креста Господня, десной руки Иоанна Крестителя,
Калужской, Рудненской, Ярославо-Смоленской икон Божией Матери
Пятница, 26 Октября 2007 года.
Мчч. Карпа и Папиллы, Мч. Вениамина. Прп. Никиты исп.,
Иверской иконы Божией Матери, Седмиезерной иконы Божией Матери
Суббота, 27 Октября 2007 года.
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!