"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Введение во храм Пресвятой Богородицы. О безумном богаче. Прп Варлаам, первый игумен Киево-Печерский. Свт Филарет, мт Московский. Свт Прокл, арх-п Константинопольский. Александр Невский. Святая вмч Екатерина. Свмч Климент, папа Римский. Месяцеслов. |
Величание
праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице,
и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Д
ень начала Нового Завета с Богом на земле.о имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...
Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых.
Чистота и святость, свет и радость - вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, "поя, играя и ликуя", сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария - старец, родитель Предтечев, "благословив, прият" Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых.
Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире.
Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.
Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице - Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую - Христа - Бога и Человека.
Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни - Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву - священное сокровище славы Божией.
С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий - Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.
И с этим вхождением можно было впервые произнести слова: "Твоя от Твоих, Тебе приносяща..."
Дар Божий людям - Пресвятая Дева - плод молитвы престарелых родителей, и через Нее - Христос, возвращается людьми Богу, как дар Ему от людей, как жертва благоприятная, благовонная.
И с этим вхождением, в предчувствии великих перемен в мире, впервые можно было запеть слова радости и надежды: "Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите"!
С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности."Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание..."
Так велик этот день, так единственен и неповторим он - день начала Нового Завета с Богом на земле.
До явления в мир Христа Спасителя оставались считанные годы, и храм Божий призван был среди величайшей святости, чистоты и Божественной силы вскормить и воспитать в эти годы чуткую, детски чистую душу Богоотроковицы, наполняя Ее Божеством и предуготовляя в Ней самое Боговоплощение.
День ото дня возрастала телесными и духовными силами Пресвятая Дева в храме Божием. Силы духа у Пресвятой Девы образовались, возрастали и укреплялись ангельскою беседою и молитвой, устремленной к Богу, и трудами ради Бога.
Телесные же силы Ее поддерживались небесной пищей, приносимой Ей Архангелом. И первосвященник Захария, не могущий сам ежедневно входить во Святая Святых, с удивлением, недоумением и ужасом слышал беседы Девы с Архангелом во Святилище. И, не находя ничего подобного в явлении Ангелов другим людям, первосвященник укреплялся в мысли, что пришло время исполнения всеобщего ожидания, и от Благословенной придет спасение, от Жены - Обещанный, от Девы - Бог.
А Мария, питаемая Божией благодатию, потеряв в последние годы Своей жизни при храме единственную привязанность к земле - праведных родителей, дала обет Богу - до конца жизни сохранять девство и остаться рабою Господа, Ему Единому служа и предаваясь во всем и всегда Его Святой воле.
"...Се, раба Господня, буди мне по глаголу Твоему" (Лк. 1, 38).
И сердце Ее, отданное Богу, стало нерукотворенным храмом, вместилищем Богу. И скоро, совсем скоро вслед за этим Христос - Ее Сын и Сын Божий - приидет и учредит законность этого нового, нерукотворенного храма, основанием которого станет Он Сам.
"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. 3, 16-17). И с этим обновлением храма Божия уже не только в Иерусалиме будут поклоняться Богу люди, но в Духе и истине они поклонятся Ему на всяком месте владычества Его, там, где найдется верное, любящее Бога человеческое сердце.
И вот всем нам в этот великий день нынешнего праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу, открытый людям в те, далеко отстоящие от нас времена, все тот же, и начинается он на пороге рукотворенного храма Божия, когда человек крещением приносится в дар Богу и становится нерукотворенным храмом, и Дух Божий поселяется в нем. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы воспитаться и возрасти нам в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже вошел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос
- Первосвященник будущих благ.Дорогие мои, храм Божий всегда во все времена был жертвенником Богу, освящающим и жертвы, и приносящих их. Еще в ветхозаветные времена Господь Сам благословил храм как место Своего пребывания. "...Небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?" (Ис. 66, 1).
И первый храм Божий - рукотворенное святилище на земле, сооруженный сыном царя и пророка Давида Соломоном в 1033 году до Рождества Христова, был создан непосредственно велением Божиим. "Я освятил сей храм... чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни",- сказал Господь (3 Цар. 9, 3). И дивен, и свят, и великолепен был первый храм Господень в Иерусалиме, и Ковчег Завета, данный Богом людям через Моисея, был в нем.
Храм Божий во все времена - это всегда вечность, в нем живет и пребывает все, что было от начала, от сотворения мира, и что еще будет до самого второго и славного пришествия Господня. В Храме Божием все и всегда живо - и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни таин, которых бы не знал Храм Божий - Святая Церковь.
Но почему же живущие не знают этих таин, почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к ним, почему зрячих и слышащих так мало?
Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней - Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета - Пресвятой Богоотроковицы - и явлением в нем Спасителя и Бога - Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему "Новый Израиль" - Великая Россия,- в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и
мерзость запустения на святом месте - многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри?Ответ на все наши горькие "почему?" опять же надо искать нам в Храме и в Святом Писании, которое хранит Храм. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями.
Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался и ликовал святыней.
Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: "Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего... И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: "за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?" И скажут: "за то, что они оставили Господа Бога своего... и приняли других богов, и поклонились им, и служили им,- за это навел на них Господь все сие бедствие" (3 Цар. 9, 6-9).
Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными?
Отступление от Бога - вот причина всех бед и во все времена.
Иудейские цари и народ отступили от Бога, поклонились богам чуждим. Господь наказал Израиля войной и в ожидании покаяния послал к отступникам пророка Иеремию с проповедью покаяния к исправлению. Но не послушали пророка, как не послушали и Самого Господа. И разорен Иерусалим, и пал храм Соломонов, и погиб Ковчег Завета. И семидесятилетнее Вавилонское пленение стало уделом согрешившего Израиля.
Второй Иерусалимский храм, построенный после возвращения из Вавилонского пленения, был меньше и не так великолепен, но славу ему пророки Аггей и Захария предсказали более первого, ибо Ковчег Нового Завета взрастет в нем. И судьбу этого храма, и прекращение ветхозаветной жертвы пророк Даниил предсказал задолго до свершения сего. И последнее пророчество о втором Иерусалимском храме прозвучало из уст Самого Спасителя. Восплакал Господь Иисус Христос в день Своего входа в Иерусалим и, зря близкую Голгофу, предрек погибель храму: "...и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего" (Лк. 19, 44).
Отверг, опять отверг Израиль Божие и принял человеческое, отверг Христа Спасителя, осудив Его на смерть и испросив себе Варавву-убийцу. И последний плач, стон об ослеплении избранного народа, слышит мир: "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23, 37-38).
"Се, оставляется вам дом ваш пуст" - страшные слова совершившиеся, потому что люди опять не захотели быть Божиими.
В одно и то же время Иерусалимский храм воспитал Ту, Которая Святая Святых большая, и последователей Христа, но в нем же жили своей далекой от Бога жизнью и те, кто убил первосвященника Захарию между храмом и жертвенником, кто убил Предтечу Христова Иоанна, кто распял Христа Спасителя.
Не видим ли мы, что человек становится или соработником у Бога, или разорителем того, что Господь созидает. Смотрите, дорогие мои, како опасно ходим. Можно быть в храме, но без Бога. И Бог наказывает людей за непочитание Себя, за отвержение храма. Десятилетиями длятся спасительные Божии наказания людям, призванные вернуть сердце человеческое Богу. И как последнее предупреждение нам звучат слова притчи о виноградарях: "...сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его..." (Мф. 21, 43).
Будем же особенно внимательны, дорогие мои, созидая и восстанавливая теперь в большом количестве рукотворенные храмы, не забудем главного новозаветного храма Божия - своего сердца, призванного служить Богу в Духе и истине. Не забудем, что мы возвращаемся из плена у иноплеменников и единоплеменников, воюющих на нас и веру нашу Православную, больные, увечные, истощенные духовно. Что мы долго, очень долго, были без Бога и сейчас только-только стоим на пороге Храма, который освятит нас, но при одном условии: если мы этого захотим сами.
И приведу вам, дорогие мои, слова Господни, которые сейчас особенно должны помочь нам осознать критический момент нынешней жизни нашей. "... Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф... Взойдите на гору и
носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею".За что?
Говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений" (Агг. 1, 5-10).
Мы стоим на пороге Храма, и надо войти в него, оживив в себе знание закона Божия, войти исполнением обетов, уже принесенных нами Богу. И не забудем, что не одни правители вершат судьбы стран и народов, но ответственность за жизнь мира пред Богом лежит на всех, на каждом живущем, как бы мал он не был.
Дорогие мои! Милость Божия дает нам ныне время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия. Господь ждет, чтобы собрать нас под крылья Свои. Захотим же спасения, вернемся в Храм Божий любовью и желанием к нему и вернем Богу храм нашего сердца. И отверзутся щедроты милостей Божиих, заключенных нашими грехами, отверзется небо.
А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, укрепить и провести по жизни, по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою и любовью.
"Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое". Аминь.
21 ноября (4 декабря) 1994 года
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице,
о безумном богаче
В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что заготовил?
Лк. 12, 20
о имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Смерть часто поражает человека, как молния с ясного неба. Единый Бог, Творец всего сущего, знает сроки совершения земных судеб. Человек может строить планы, рассчитывать и высчитывать, что будет завтра, каких житейских успехов он добьется через год, какого богатства достигнет через десять лет - и не подозревать, что совсем мало времени осталось ему до той черты, за
которой теряют всякое значение ценности этого мира.Так было и с безумным богачом из евангельской притчи. Почему он назван безумным? По обычным мирским меркам этот человек действовал очень разумно и практично. Год за годом он копил деньги и расширял на них свои угодья, пока, наконец, принадлежавшие ему поля не сделались весьма обширными и не принесли такой обильный урожай, что зерно не вмещалось в амбары. Видя это изобилие, богач решил, что для него настало время пожить без забот в свое удовольствие, и сказал душе своей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 19). Но в тот же миг разнежившийся богач услышал глас Божий, сказавший ему: Безумный! (Лк. 12, 20).
Земная практичность и рассудительность богача обернулись безумием пред Господом Всевидящим. Пустыми оказались мечты богача о многих годах сытости, праздности и удовольствий, ибо в ту же ночь душе его предстояло расстаться с телом. Ничего из обильных своих запасов не мог взять с собой богач в этот последний путь. По мирскому разумению, он очень хорошо подготовился к жизни, но вот готов ли он был к смерти?
Увы, кроме суетной погони за наживой и пустых мечтаний о наслаждениях за душой у богача не было ничего. Душа, погрязшая в земном, бескрыла и не способна подняться в Царство Небесное, а потому становится добычей демонов. Так безумный богач сам себя обрек на вечные страдания. "Посмотрите, как мучительно задыхается рыба, перенесенная из воды на сушу; так будет замирать в тяжких муках и наша душа, когда, проживши только для этого мира, она увидит необходимость остановить его", - говорит преподобный Антоний Великий.
Глубоки, а порой и непостижимы земным разумом тайны Промысла Божия, отмеряющего сроки человеческих жизней. Но в случае с безумным богачом мы можем догадываться: он умер так скоропостижно, потому что душа его уже была обречена, и дальнейший его земной путь привел бы не к спасению, а завел бы еще глубже в бездны ада.
Годами этот древний "бизнесмен" стремился к прибылям. И вот, наконец, стены хранилищ ломятся, богатство скоплено, цель достигнута. Что дальше? Вокруг так много обездоленных - бедняков, сирот, немощных стариков - их можно накормить, одеть, приютить. Как много добра можно сделать людям, имея богатство! Тогда и смерть будет не страшна, ибо на крыльях добрых дел взлетит душа к Небесному Отцу! Но не об этом думает безумный богач. Он думает только о себе, одному себе он говорит: ешь, пей, веселись (Лк. 12, 20). И чем дольше жил бы этот себялюбец, тем греховнее становилось бы его "веселье". Известно, как быстро пресыщаются эгоисты обычными человеческими радостями и как начинают искать "острых наслаждений", пятная себя все новыми пороками. Немедленная смерть явилась для безумного богача единственно возможным благодеянием Божиим, ибо сделала менее страшной ожидавшую его за гробом бесконечную пытку.
Но любая область преисподней, куда ввергнуты будут погибшие души, мрачна и ужасна. И Милосердный Спаситель предостерегает нас от участи тех, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 21). Не в амбарах и кладовых, в сейфах и на банковских счетах должны мы накапливать богатства, но в душах своих взращивать золотые всходы любви к Богу и ближним. Приготовляйте себе... сокровище неоскудевающее на
небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает (Лк. 12, 33), - говорит Господь наш Иисус Христос.Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Тщетными оказались старания безумного богача обеспечить себе спокойную роскошную жизнь. Столь же бессмысленными могут оказаться любые приобретения и накопления, и не только тогда, когда смерть похищает владельца. Вот, в нашей стране сотни тысяч примеров того, как казавшиеся значительными сбережения инфляция превращает в жалкие крохи.
Конечно, жаль этих обманутых и обманувшихся людей. Но не нам ли сказал Спаситель: не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь... ваш... Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк. 12, 29-31).
А мы, маловеры, все не слушаем гласа Божия - мы надеемся на свои слабые силенки, заботимся и суетимся, подсчитываем и рассчитываем, впадаем от этого в уныние и отчаяние. Неужели так бессильна наша вера? Если Бог Всемогущий будет с нами, тогда будет у нас и пища, и крыша над головой, и любая опасность не будет нам страшна. Но вот если Господь за маловерие и слабодушие наше оставит нас, тогда не спасут нас никакие подсчеты и расчеты.
Многие говорят о необходимости скопить что-нибудь "на черный день". Но ведь единственный день, к которому по-настоящему должен готовиться человек, - это день его смерти. А вот будет наступление этого неизбежного срока черным или пресветлым - зависит от самого человека. Блажен тот, кто воспримет и воплотит своей жизнью совет преподобного Нила Синайского: "Почитай землю училищем, в коем путем страданий и радостей достиг ты возраста совершенного мужества. Увенчанный верою и препоясанный мечом терпения, с благодарностью и доверенностью к Промыслу продолжай далее свое странствие".
Пусть же пример безумного богача из евангельской притчи послужит нам предостережением от погони за тленными благами. Да печется каждый из нас о стяжании Божественной благодати, и пока проходим мы земное поприще, да укрепляют нас в терпении и мужестве слова Господни: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). Аминь.
http://www.pravoslavie.uz/Vladika/Books/
О празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы
О введении Богородицы во храм, как и об истории детства Пресвятой Девы, Священное Писание ничего не говорит. Однако существует древнее Предание Церкви, восходящее к апокрифическому протоевангелию Иакова, датированному II веком, где сообщаются подробности Ее детства. В дальнейшем церковное Предание было дополнено в проповедях отцов и учителей Церкви и сохранило не мало подробностей этого события, многие из которых, конечно, невозможно подтвердить исторически. Вот в каком виде этот рассказ дошел до нас.
Иерусалимский храм времен Иисуса Христа называли вторым храмом. Он был восстановлен после Вавилонского плена, но по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета, главной святыни иудеев, - она исчезла. Пророки предрекали этому второму храму славу большую, чем была у первого: "Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете". Но шли годы, ничего не происходило, Святое Святых пребывало пустым.
Однако храм продолжал оставаться центром всей духовной жизни израильского народа. Кроме священников и других служителей при храме жили назореи - мужчины и женщины, давшие обет служения Богу. Они воздерживались от употребления опьяняющих напитков, не стригли волос, выполняли посильную работу в храме и получали необходимое пропитание. Обыкновенно назорейство принималось добровольно по разным побуждениям и продолжалось какое-то заранее определенное время.
По прошествии же срока обета назореи приносили жертву Богу, стригли волосы и возвращались в свои семейства. Но иногда обет назорейства давали родители за своих детей, особенно если эти дети были долгожданные и о появлении их на свет горячо молились.
Так было и с Девой Марией. Она была обещана, посвящена Богу еще до Своего рождения, и с раннего детства в Ней возникло стремление жить только для Бога. Она Сама просила родителей скорее исполнить обет, то есть поселить Ее в храме. И хотя возраст избранницы Божией, едва научившейся говорить, был слишком мал для глубокого понимания предметов веры, сердце Ее пламенело любовью и желанием служить Богу. По выражению святых отцов Церкви, Богоотроковица "младенчествовала плотью, но была совершенна душою", "трилетствовала телом и многолетствовала духом". По тому-то святые родители, когда Деве Марии исполнилось три года, решились не откладывать далее обряда посвящения Ее храму.
Предание повествует, что в Назарете к торжеству посвящения приглашены были все родственники и знакомые. Пречистую Деву Марию украсили с царским великолепием и, кроме того, пригласили для сопровождения Ее юных девиц. И вот процессия двинулась из Назарета в Иерусалим: впереди шествовали с зажженными свечами, напоминая великолепный звездный круг, юные девушки, поющие псалмы Давида, за ними Иоаким и Анна, которые вели за руки свою Преблагословенную Дочь, замыкали процессию родные и знакомые.
Три дня с краткими остановками для отдыха двигалось это торжественное шествие, вслушиваясь в слова многократно повторяемого псалма:"Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему" (Пс. 44, 11 - 12).
Наконец процессия достигла
Иерусалимского храма . Навстречу ей с пением вышли священники во главе с первосвященником Захарией. Ко входу в Иерусалимский храм вели пятнадцать больших ступеней, на которых священники пели особые "степенные" псалмы, входя в храм для служения. Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень со словами: "Иди, Дочь, к Богу, давшему нам Тебя, к благосердному Владыке. Войди в Господню Церковь - радость и веселие мира". И первосвященник принял Пресвятую Деву и, поцеловав, дал благословение, сказав: "Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупителя". И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать.Здесь, как и во многих других случаях, мы имеем дело не столько с историческим фактом, сколько с образным, символическим осмыслением событий. Вот что говорят об этом отцы Церкви. То, что Святое Святых в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества. Отроковица Мария оказалась живым вместилищем Божественной благодати и более самого Ковчега достойна предстоять лицу Божию. Она Новый Живой Кивот Божий. И Ей суждено послужить делу Божественного замысла.
После принесения благодарственных жертв и молитв Иоаким и Анна возвратились в Назарет, а Дева Мария осталась жить при храме и ежедневно приходила в Святилище на молитву. К Ней были приставлены старшие Ее по летам девицы, искусные в знании Священного Писания и рукоделии. Они учили Ее читать священные книги, прясть шерсть и лен, вышивать шелками, ткать, шить священные одежды. Образ жизни Ее при храме был строго упорядочен и состоял из молитв, чтения Священного Писания и рукоделия. Скоро Пречистая Дева почувствовала неизъяснимую сладость молитвы, а вместе с тем полюбила и необходимое для нее уединение. Все относящееся к Богу, действующее на сердца других детей слабо и на короткое время, в Ней производило глубокое и неизгладимое впечатление. С каждым днем Она более и более совершенствовалась. Никто не слыхал от Нее укора, никто не видел Ее в гневе или капризах. Она была немногословна, речь Ее была приятна, и чувствовалось, что истина - одна истина-движет Ее устами.
В обители девиц Ей было отведено особое место для отдыха. Молилась Она всегда в храме, где являлись Ей Ангелы Господни и приносили пищу. Очевидцем этих явлений неоднократно был сам первосвященник Захария.
Однажды, будучи неподалеку, он увидел, как некто, видом похожий на Ангела, подает Марии корзину с пищей. Захария весьма удивился: что это за новое и необыкновенное видение?! "Явление Ангелов бывает одним лишь священникам, и то редко, -думал он, - а чтобы Ангел пришел к девице, и притом столь юной, и при нес ей пищу?! Естеством невещественный подает Деве нечто вещественное, бесплотный принес пищу, питающую плоть, - это небывало! Непостижимо, почему Она удостоилась таких даров, такого служения духов бесплотных?! Не та ли это Дева, Которой суждено послужить великой тайне? Не от Нее ли примет естество человека Тот, Который придет спасти род человеческий?" Захария, конечно, знал пророчества о пришествии Спасителя, и тем острее были его впечатления.
Архангел Гавриил, личный покровитель Пресвятой Девы, являлся к Ней каждый день, иногда один, иногда с другими Ангелами, и подолгу беседовал с юной избранницей. Естественный разум Пресвятой Девы, образованный чтением Священного Писания, укрепленный молитвой и размышлением, еще более просвещался ангельскими наставлениями. Мария знала пророчество Исайи, что "Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, что значит "с нами Бог"", и воспламенилась горячей любовью не только к ожидаемому Мессии, но и к Его Матери. Она молит Бога, чтобы сподобил Ее лицезреть Божию Матерь.
В это время Мария лишилась своих благодатных родителей. Сначала умирает праведный Иоаким, за ним вскоре почила и святая Анна. Таким образом, по промыслу Божию, Та, Которая впоследствии станет Матерью всех сирот рода человеческого, Сама испытала эту горькую участь. Ничто больше не привязывает Ее к земле! Она всецело предается сердцем Богу. В Ней преобладает теперь одно чувство, что Она-раба Господня и в радостях, и в трудностях, при носимых жизнью. Одно было у Нее стремление - быть покорной воле Божией. Она готовила Себя к великому служению.
Предчувствуя Свое высшее назначение, Дева Мария пожелала проводить жизнь в ангельской чистоте и дала необыкновенный для того времени обет - сохранить девство Свое до смерти. "Невестой Царя Бога" величает Ее Церковь. Мария стала первой из иудейских дев, возлюбивших девство больше супружества.
Скоро наступило время, когда девушка должна покидать храм и воз вращаться в родительский дом или выходить замуж. Хотя Марии было тогда всего 14 лет, твердость Ее решения удивила всех. Священники не могли оставить Ее в храме, но не могли и принуждать к нарушению данного обета. Они начали совещаться и никак не могли прийти к единому решению. Наконец Захария после долгой общей молитвы получил ангельское указание собрать неженатых мужей от рода Давидова - пусть принесут свои посохи, и одному будет дано знамение, ему-то и следует отдать Деву Марию в соблюдение девства.
Послали глашатаев во все концы земли Израильской. А тут, кстати, и праздник обновления Иерусалимско го храма - отовсюду стал стекаться народ. Первосвященник Захария со брал у храма неженатых мужей рода Давидова и возгласил всенародно: "Господи Боже! Яви мужа, достойно го обручиться с Девой!" - затем взял их посохи (жезлы) и внес в храм. Когда же вынес их, то увидел, что посох, принадлежавший праведному Иосифу, восьмидесятилетнему древоделу, расцвел, и голубица, откуда ни возьмись, прилетела на него. Остальные лее посохи оставались без знамений. Тогда первосвященник, возвращая жезл Иосифу, сказал: "Приими, Иосиф, Деву в соблюдение обета". Иосиф же сначала стал было возражать, что имеет в доме взрослых детей и что он уже стар и не стать бы ему посмешищем сынов Израилевых. Но Захария убедил его покориться воле Божией, и тогда же Пречистая Дева была обручена с ним.
Обручение это набросило покров таинственности на истинно совершаемое дело. Божественный промысл оказался скрытым от исконно го врага рода человеческого - диавола. Не без причины и зачатие от Святого Духа не свершилось прежде обручения. Иоанн Златоуст говорит, что было это устроено так, чтобы не ввести в смущение людей. Столь необычайное событие, аналогий которому не
было в истории их предков, могло быть превратно понято, и Деву вполне могли бы побить камнями, как поступали в то время с обольщенными и обольстившими. Но Премудрость Божия устранила все эти затруднения. Вот чем заканчивается период пребывания Девы Марии в Иерусалимском храме.А теперь вернемся к началу, чтобы осознать смысл и глубину этого события. Иерусалимский храм в ветхозаветные времена был единственным священным центром, сосредоточением религиозной жизни общества. Теперь же в пустующее Святое Святых храма вводится Дева Мария. Отныне
храмом Божиим избирается человек. И первым таким храмов буквальном смысле этого слова стала Дева Мария. Ее тело есть храм, воздвигнутый самим же Ветхим Заветом, всей его святостью, ожиданием спасения. Верность Богу сделала возможным соединение Его с человеком, и в этом смысле Дева Мария - плод ветхозаветного храма, его продолжение в истории, теперь Она становится источником спасения и соединения людей с Богом. "Пречистый храм Спасов сегодня вводится в Дом Господень", и в этом введении раскрывается как бы главный смысл ветхозаветного храма и совершается его преодоление - введение во храм знаменует завершение Иерусалимского храма как места обитания Бога.Праздничные церковные песнопения этого дня неоднократно повторяют, что Дева входит во храм, чтобы Самой сделаться живым храмом Божиим во исполнение древних пророчеств, что "жилище Бога будет с людьми" и что сам человек есть единственное истинное место Божественного присутствия. Вот почему этот праздник нам сегодня так важен - он как бы указывает на наше истинное призвание, напоминает о божественном достоинстве каждого чело века. В лице Девы Марии весь род человеческий идет навстречу Богу, готов посвятить себя Божьему промыслу и Божьему замыслу. Каждый может войти во храм и стать храмом Божиим, стать обиталищем Бога живого. Об этом возвещает нам тропарь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы:
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасение проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
(Сегодня предвестие благоволения Божия и проповедь о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и Христа всем предвозвещает. И мы Ей громко воспоем: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя.)
Из
книги Л. В. Суворовой "Церковный год. Беседы о Православии", Паломник 2000http://www.st-tatiana.ru
Календарь 2- 9 декабря 2007 года
2 декабря
Преподобный Варлаам, первый игумен Киево-Печерский
ын боярина Иоанна, внук славного и храброго воеводы Вышаты, правнук известного Остромира, Варлаам уже в молодости стал посещать пещеру преподобного Антония и с любовью слушать его наставления. Однажды он снял с себя дорогие одежды, сложил их у ног преподобного и остался в числе братии. Ни угрозы, ни ласки отца, ни слезы матери и молодой жены - ничто не смогло повлиять на его решение. За добродетельную жизнь он был поставлен преподобным Антонием первым игуменом Печерской обители. При нем была построена первая наружная
церковь для братии. Вскоре преподобный Варлаам, по повелению великого князя Изяслава (во Святом Крещении Димитрия), устроившего обитель святого великомученика Димитрия, принял (в 1057 г.) настоятельство над братией этой обители. Продолжая вести строгую подвижническую жизнь и ревностно заботясь о спасении руководимых им иноков, преподобный Варлаам путешествовал ко святым местам в Иерусалиме и Царьграде. Возвращаясь из Царьграда, преподобный Варлаам заболел и, достигнув г. Владимира (на Волыни), почил с миром около 1065 г. По завещанию преподобного его тело было перенесено в Киев для погребения. Его святые Мощи почивали в Антониевой пещере, подавая с верою притекающим к ним исцеления душевных и телесных недуговСвятитель Филарет, митрополит Московский
Почти полвека митрополит Филарет управлял Московской епархией. Узы обоюдной христианской любви между архипастырем и паствой особенно укрепились после холеры, обрушившейся на Москву в 1830 году. Не сомневаясь в пользе медицинских средств, митрополит Филарет, однако, распорядился совершать крестные ходы с молебным пением. В Кремле сам митрополит вместе с братией Чудова монастыря под открытым небом на коленях молился о прекращении моровой язвы.
На закате земной жизни святителя больше, чем повальный мор, тревожила другая народная беда - повсеместное распространение пьянства.
Благоговейный служитель алтаря, митрополит Филарет своей важнейшей архиерейской обязанностью считал совершение Литургии. Даже в пору немощной старости он служил всякое воскресенье, если только болезнь не приковывала его к постели, и почти за каждым богослужением святитель произносил проповедь.
Особенно пристально святитель наблюдал за состоянием Московской Духовной Академии. Без его ведома в академии не совершалось никакого важного дела. По его благословению и под его надзором профессора академии принялись за исключительно важный труд - перевод творений святых отцов на русский язык.
Свою кончину святитель Филарет предвидел заранее. 19 ноября 1867 года, в воскресенье, он совершил Литургию в Троицком подворье. После службы принимал посетителей. Через несколько часов святитель безболезненно отошел ко Господу.
3 декабря
Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский
Ученик
св. Иоанна Златоустого, под его руководством совершенствовавшийся в богоугодной жизни, он был епископом Кизическим, а в 434 г. избран архиепископом Царьграда. Отличаясь благочестием и сияя различными добродетелями, он доблестно пас Христово стадо до конца своей жизни. Он обладал красноречием и был выдающимся церковным ритором. При нем мощи св. Златоуста были перенесены в Царьград. Во время его святительства в Византийской империи произошло сильное землетрясение - церкви, дома, городские стены падали и разрушались, некоторые из рек исчезали или меняли свое русло. Весь народ пришел в ужас. Святой Прокл устроил крестный ход и торжественно совершал публичное молебствие. В это время мальчик из толпы небесной силой был поднят в небо. Опустившись на землю, он рассказал удивленному народу, что слышал ангелов, прославляющих Бога словами:"Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный"
и повелевших петь эту песнь на земле. Народ воспел эту песнь с добавлением слов:
"Помилуй нас"
и землетрясение прекратилось. С того времени Трисвятое было введено, как во всеобщее церковное употребление, так и мирянами при различных обстояниях и болезнях в той форме, как оно было воспето народом вовремя землетрясения. Скончался святой Прокл около 446 г.
6 декабря
Благоверный великий князь Александр Невский
еликий князь Александр, сын Ярослава II, за победу над шведами в 1240 году на берегах Невы получил прозвание Невского. Ограждая Россию от новых бедствий, явился в монгольский стан на переговоры с Батыем, где показал себя исповедником христианской веры и отрекся от поклонения твари. Перед смертью великий князь постригся с именем Алексия. Церковь причла Александра к лику святых за его христианские добродетели и чудеса.
Пишут, что в княжение Димитрия Донского однажды ночью загорелись свечи в церкви, где лежало тело Александра, и два старца, вышедшие из алтаря, приблизились к гробу, говоря:
" Александр! Встань и спаси правнука твоего Димитрия, одолеваемого иноплеменными"
Александр встал из гроба и скрылся с ними. Пономарь видел это чудо и рассказал церковноначальникам; они же, выкопав нетленные мощи Невского, поставили их в раке. Больные, прикасаясь к оным с верой, получали исцеление, и благочестивый архимандрит Евфросин видел, как свеча у гроба Александрова сама загорелась от небесного огня.
Перенесение мощей - 6 декабря / 23 ноября
7 декабря
Святая великомученица Екатерина
роисходила из княжеского рода и отличалась красотой в мудростью. Необыкновенно одаренная, она изучила греческую и римскую литературу, блестяще знала словесность и философию. Обращенная ко Христу одним пустынником, Екатерина была удостоена чудесного видения, в котором Иисус Христос нарек ее Своею невестою и в знак Своего обручения подал ей драгоценный перстень.
В гонение Максимина св. Екатерина, явилась к императору, обличила заблуждения язычников и исповедала перед ним Христа. Плененный красотой девушки, император
пытался вернуть ее и язычество, но был не в силах поколебать веру. Тогда он пригласил на диспут со св. Екатериной пятьдесят философов и ораторов. Явившись на собрание, она оказалась сильнее их по научным познаниям, по высоте и основательности мыслей, по силе слова.Видя безуспешность своих попыток, властитель попытался иным образом прельстить св. Екатерину, предлагая ей разделить с ним царство и власть. Целомудренная дева отказалась от этих предложений, сказав, что она "больше желает одежды мученичества, чем всякой царской багряницы". Тогда Максимин в гневе велел снять с нее одежду и обнаженную бить воловьими жилами, После двух часов мучений девственное тело ее раздробилось ранами. Св. Екатерина переносила истязания с великим терпением. Ожесточенный мучитель повелел посадить ее в темницу и морить голодом. Но Иисус Христос не оставил Своей невесты без попечения и каждый день с голубицей посылал ей пищу, и Сам посетил узницу, вдохнув в нее крепость. Приведенная через два дня на суд, св. Екатерина предстала совершенно здравой, красивой и окрепшей, лицо ее сияло. И теперь она не преклонилась языческим богам и отвергла посулы царя. Тогда он приказал колесовать св. Екатерину; но она в после этих мучений оставалась непреклонной. Наконец святая была "во главу усечена мечом". Вера и подвиг св, Екатерины многих обратили ко Христу: царицу Августу, супругу Максимина, Порфирия Стратилата, полководца, и 200 воинов. Все они были обезглавлены. Ныне мощи вмц. Екатерины (глава в левая рука ее) находятся в обители на горе Синае, в Преображенском храме.
8 декабря
Священномученик Климент, папа Римский
вятой Климент родился в Риме в семье богатых и знатных родителей. Еще в детстве потеряв мать, а потом и отца, святой воспитывался язычникам. Лишенный родительской любви и ласки, он рос грустными задумчивым юношей. Окружавшая его роскошь и земные радости поражали его своей суетностью, однако вскоре святой Климент нашел утешение и счастье в вере Христовой. Он решил отправитьси туда, где проповедовали апостолы. Он слушал апостолов Варнаву и Петра, от последнего он принял Святое Крещение и присоединился к его ученикам, а впоследствии стал его соратником. Возвратясь в Рим, он вел благочестивую жизнь и распространял Веру Христову, за горячую ревность о вере он был избран епископом Рима. Ревность святого Климента в обращении ко Христу вызвала негодование императора Траяна,. и он был сослан в Тавриду, но и там он не оставил своей проповедннической деятельности, обратив множество язычников и создав 75 церквей. Кто бы из недужных ни приход к нему, он всякого исцелял; каждый с печалью пришедший - получал утешение; всем делал много благодеяний. Услышав об успешной апостольской деятельности святого Климента на южный берегах Крыма, Траян приказал утопить его море (в 101 г.). В царствование императора Михаила и матери его Феодоры Святые Кирилл и Мефодий, шедшие через Херсонес, обрели мощи святого Климента и положили их в Херсонесе в храме святых Апостолов. Много чудес и исцелений совершилось у его мощей по молитве святого, которого прославил Господь: слепые прозирали, хромые и всякие другие больные получали исцелениие, бесноватые освобождались от демонов.
Делай благо, бегай злаго
(Деятельность свт. Митрофана на Воронежской кафедре)
Глава 7
Завещание и блаженная кончина
вятитель Митрофан, предощущая в душе и в теле своем приближение смертного часа, приготовил обширное духовное завещание, "как бы души и телу моему сотворити плод",- писал он. В начале завещания святитель исповедует пред всеми свою веру, кратко касается некоторых более важных событий в своей жизни (это единственный источник сведений о жизни святителя до его епископства). Остальная часть завещания, занимающего около 12 листов, состоит в увещаниях духовенства жить благочестно, свято и благочинно, в убеждениях судей и градоправителей судить суд праведный и нелицеприятный; святитель излагает мудрые правила жизни, основывающиеся на нерушимом сохранении веры и неуклонном следовании учению Православной Церкви.
"Прочее же мудрых мужей правило всякому человеку: употреби труд, храни умеренность - богат будешь. Воздержно пей, мало ешь - здрав будешь. Твори благо, бегай злаго - спасен будешь. Да пребывают же все православные христиане в благочестии праведно, в чистоте, в воздержании же и святости и покаянии. Ибо без веры правой угодить Богу невозможно, также и без Церкви Святой Восточной и светлого богопреданного ее учения невозможно никому спастись".
В заключение завещания он неоднократно обращается ко всем, и испрашивает себе прощения, и умоляет всех молиться за него ко Господу Богу: "Слезно прошу у всей Божией Церкви, и у священного собора, и у всего православного народа молитв святых, да молятся о душе моей ко Господу Богу и Пресвятой Деве Богородице Марии, да сотворит Бог милость бедствующей моей душе и простит согрешение мое и сподобит меня царствия небесного. Сотворите милость и последний мой долг заплатите ко Господу Богу молитвами своими в душевную мою пользу, помяните душу мою грешную, да и сами поминовены будете Господом Богом в день праведного Суда. Не презрите моего прошения, слезно молю и прошу последней вашей любви ко мне, грешному, не забудьте меня в молитвах своих, по апостолу: молитесь друг за друга (Иак. 5, 16)".
Но особенно трогательно прошение святителя относительно его сердечного предсмертного желания, свидетельствующего о его нелицемерном и непостижимом смирении: "Еще молю и прошу великим прошением: не презрите моего прошения, сподобите меня святого, и великого, и ангельского образа схимонашеского и, по пострижении во образ тот, положите во одеянии том по чину схимонахов, как все святые греческие архиереи, и по образу и завещанию отца нашего архипастыря, Святейшего господина Иоакима, Патриарха Московского и всея России, ибо он заповедал о себе и нам образ предал; архиерейскими же ризами отнюдь не облачайте меня".
Сподобившись приять на смертном одре напутствие в жизнь вечную, святитель с несомненной надеждой на милосердие человеколюбивого Господа непрестанно молился Ему. Перед смертью святитель по собственному желанию и по примеру Патриарха Иоакима и других Преосвященных был пострижен в схиму и наречен Макарием, в честь преп. Макария Желтоводского, к которому святитель имел особенное усердие и любовь. Блаженная кончина избранника Божия, святителя Митрофана, в схиме Макария, последовала 23 ноября 1703 года. Ему было около 80 лет. Более двадцати из них он посвятил святительскому служению на Воронежской кафедре.
Из Воронежа немедленно сообщили в Москву Государю о кончине уважаемого им Воронежского архипастыря, и Петр вследствие этого донесения немедленно отправился в Воронеж для торжественного погребения святителя. В день погребения 4 декабря * в собор стеклись многие тысячи воздать последний долг почившему архипастырю, и сам Государь Петр Великий со всеми воинскими и морскими чиновниками и кораблестроителями благоволил быть у гроба преставившегося для участия в общественном молении о нем.
И здесь Государь показал редкий, яркий пример своего благоговейного уважения к добродетельному архипастырю. Когда знатнейшие лица духовные уже готовились выносить честное тело святителя из Архиерейского дома в храм, Монарх обратился к своей свите и сказал: "Стыдно нам будет, ежели мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем тело его сами". Сказав это, Государь первый взялся за гроб святителя и с первейшими военачальниками понес его в соборный храм. Погребение совершал архимандрит Акатова монастыря Никанор со всем городским духовенством.
После совершения Литургии Государь со своими помощниками отнес тело его в усыпальницу, устроенную по завещанию самого святителя под помостом придела Архистратига Михаила Благовещенского собора, построенного самим святителем, и по окончании погребения святителя Государь сказал во всеуслышание: "Не осталось у меня другого такого святого старца, ему же да будет вечная память".
Петр I уважал святителя Митрофана в частности и за то, что тот не был противником его реформ, хотя и не отличался школьной ученостью, присущей сторонникам перемен. Также святитель был близок Петру в усердном радении о благе родной земли. В то время, когда другие архиереи неблагосклонно смотрели на нововведения Петра (например, учреждение Монастырского приказа, передачу управления архиерейскими вотчинами светским лицам и т. п.), по их мнению, разорявшие монастыри и Архиерейские дома, Воронежский епископ Митрофан благословлял намерения своего Монарха относительно заведения флота и убеждал народ всеми силами помогать Царю в его великом деле; мало того, святитель нередко приносил или пересылал Петру иногда последние свои деньги на войну с неверными или "на ратных".
Легко из этого понять, как должен был смотреть на такого архиерея Петр, не любивший жертвовать ни для кого и ничем из вновь вводимого им, изыскивавший всевозможные средства извлечения денег для успешнейшего выполнения своих предприятий. Понятно, что Петр, отнимая у других архиереев их вотчины, ограничивая их владения, Воронежскому архипастырю нередко жертвовал вотчины, распространял его епархию, так как видел, что святитель, строгий в жизни своей подвижник, по мере увеличения своих средств будет содействовать умножению государственных доходов.
Так как в домовой архиерейской казне, как видно из завещания, денег не осталось, то сам Государь приказал из монастырского приказа выдать 700 рублей на поминовение души святителя, на служение сорокоуста и на милостыню. Поминовение святителя Митрофана совершалось по всей епархии в продолжение полугода, а в соборном приделе Архангела Михаила - в продолжение всего года, согласно предсмертному прошению святителя.
Ежегодно в день памяти святителя было совершаемо торжественное поминовение, после которого в Архиерейском доме устраивалась трапеза для священнослужителей и для почитателей памяти почившего. Над местом погребения святителя сначала была поставлена тумба, на которой была надпись о месте и времени погребения святителя, но потом, вместо тумбы, над местом погребения была поставлена икона Божией Матери, под которой была надпись: "Здесь погребен Митрофан, 1-й епископ Воронежский".
В 1717 году мощи святителя Митрофана были обретены нетленными, возле них всегда происходили чудесные исцеления. Для всеобщего поклонения св. мощи угодника Божия Митрофана были открыты 7 августа 1832 года (и вновь мощи были обретены нетленными).
Память свт. Митрофана отмечается дважды в год: 7/20 августа (обретение мощей) и 23 ноября / 6 декабря (блаженная кончина). Рака со св. мощами свт. Митрофана ныне пребывает в Воронежском Покровском кафедральном соборе.
КОНЕЦ И БОГУ СЛАВА!
Архиепископ Димитрий (Самбикин)
http://mystudies.narod.ru/library/s/sambikin/mitrophan/mitroph07.htm
Все по молитвам святителя Митрофана
ообщая о назначении на приходы, секретарь епархиального управления сыронизировал насчет названий мест:
- Хреновое, Гнилое, Самодуровка:
В Хреновое настоятелем Митрофановского храма 14 октября 1997 года был назначен священник Алексий Ботвинков.
- Я родом из деревни - село Верхний Карачан Грибановского района Воронежской области. Милостью Божией 10 классов окончил, год работал в колхозе, два года - армия, четыре года - семинария и вот уже 8 лет на приходе. 19 августа, на Преображение, была диаконская хиротония. И вечером, в самую первую свою службу, я стоял у мощей святителя Митрофана. В том же году, на Покров, Владыка Мефодий рукоположил меня во иерея и назначил настоятелем Митрофановского храма села Хреновое. Все, что происходило и происходит в моей жизни, - все - по молитвам святителя Митрофана...
Село Хреновое, в котором батюшка служит, имеет двухсотлетнюю историю, известно всему миру орловскими рысаками. В 1905 - 1907 годах в Хреновом по заказу управляющего генерал-майора И.П. Дерфильдена на территории конезавода был построен храм во имя святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.
Сложенный из красного кирпича, он необычен по архитектуре. Его фасадное узорочье выгодно контрастирует с остальными массивами заводских построек периода классицизма. Декор фасадов храма заимствован из романской, готической и русской средневековой архитектуры.
В годы лихолетья (1921) из храма изъяли утварь, затем его закрыли и в 28-м здание переоборудовали под водонапорную башню конезавода. Внутри церкви находились электростанция, склад, впоследствии - спортзал местного ПТУ. Верхние ярусы колокольни разобрали. Звонницу (7 колоколов весом 94 пуда 9 фунтов) конфисковали.
Приход Митрофановского храма был восстановлен в 1990 году. Через год после 70 лет запустения в храме была совершена первая Божественная литургия. В 1997-м в Хреновое приехал молодой священник Алексий Ботвинков. Обратился сразу к прихожанам с просьбой усерднее прибегать к своему небесному покровителю - святителю Митрофану с молитвой о поспешествовании в скорейшем восстановлении храма. Ежедневное чтение акафиста святителю Митрофану стало молитвенным правилом прихожан - и вот вскоре поступает большая партия кирпича от благотворителя
. Начинают восстанавливать колокольню. Проходит некоторое время, и батюшка едет в Воронеж на колокололитейный завод посмотреть колокола. "А чего их смотреть? Берите!" - говорит директор В.Н. Анисимов. Денег явно не хватало. Тем не менее на заводе пошли навстречу и выдали колокола в рассрочку. "Благодарю директора, а он мне: "Это святитель Митрофан". Гляжу - в святом углу у него образ святителя. Чудесной помощью святителя Митрофана считает это отец Алексий.- Вся жизнь - это чудеса. Смотришь, кто-то кирпичи пожертвовал, кто-то с раствором помог. В алтаре на пожертвования три окна установили: Много чудес, много: Кто-то их замечает, а кто-то нет. Я с ногами мучился. Женщина из Москвы приехала, сказала: "У нас прославили Матронушку:"
Поехал в столицу (зима, холодно) в Покровский монастырь. Просил, просил Матронушку. Отошел от раки, мне матушка говорит: "Я тебе лепестков дам: Чай с ними заваривай:" Купил для храма икону святой блаженной старицы Матроны. В сумму, собранную прихожанами храма, точь-в-точь уложился.
Ноги маслицем мазал, в грехах своих каялся и просил матушку Матронушку. И к весне - милость Божия - все прошло. "Этого быть не может", - сказали врачи. Разве не чудо?.. Порой люди приходят с бедами, со скорбями, просят помолиться. Одна женщина помолилась и ушла. Свечку поставила, икону "Казанскую" купила, через некоторое время приходит радостная: "Сын перестал пить!" Благодарит.
- Ты Матерь Божию благодари. Служи молебны за сына. И Господа благодарите каждый Божий день:
Вот такие пастырские наставления. "Священнослужитель, ты - сеятель, пришедший сеять. Ты должен быть хорошим агрономом и знать, в какую почву бросить семя и в какое время. К каждому человеку нужно иметь свой подход. Только на приходе священник может почувствовать себя востребованным", - сказал на встрече выпускников с нынешними воспитанниками семинарии отец Алексий.
Каждый день в храме служат акафист Казанской иконе Божией Матери, святителю Митрофану и царю-мученику Николаю.
На престольный праздник отец Алексий всегда служит в своем храме. В этом году Владыка благословил храму частичку мощей святителя Митрофана. Еще одна святыня - подкрепление, утешение, надежда.
Воронеж Православный №9-10 (95-96) 2006
http://www.vob.ru/saints/svt/svt_mitrofan/16.htm
Тропарь Александру Невскому (в схиме Алексию), блгв. вел. Кн
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца преславна и Богоприятна. И днесь сошедшееся в память твою верою и любовию, во псалмех пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися. |
Воскресенье, 2 Декабря 2007 года. Неделя 27-я по Пятидесятнице.
БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!