"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Неделя 32-я по Пятидесятнице. Рождество Христово. Навечерие. Проповедь о Святых Отцах. Для чего Христос пришел в мир? Вифлеемская звезда. Святочный рассказ "Березовая елка". Месяцеслов. |
Тропарь
праздника Рождества Христова
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат. Очи матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних, Вот пропели петухи ≈ И за ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик. Звездный хор к иному хору Слухом трепетным приник. И над Ним горит высоко Та звезда далеких стран; С ней несут цари востока Злато, смирну и ливан. А. Фет |
Встаньте и пойдите В город Вифлеем; Души усладите И скажите всем: "Спас пришел к народу, А. Фет |
Рождество Христово
25 декабря (7 января
)ождество Христово - величайший после Пасхи православный праздник. Это праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Младенец родился в полутемном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифлеемская звезда, за светом которой следовали три восточных царя (их называют волхвами) Валтасар, Гаспар и Мельхиор. Они принесли в дар Божественному Младенцу золото, ладан и смирну. Ладан - дорогая ароматическая смола особого дерева, которую подносили в знак особого благоговения. Смирной, дорогим благовонным маслом, помазывали умерших. Итак, золото - Царю, ладан - Богу, смирну - Человеку.
Матерь Божия бережно хранила дары волхвов всю свою жизнь и перед Своим Успением передала их в Иерусалимскую Церковь, где они хранились до 400 года. После этого дары перевозили в разные города. В 1453 году сербская царица Мария перевозит их на Афон в монастырь святого Павла, где они хранятся по сей день - двадцать восемь небольших золотых пластинок разной
формы с филигранным орнаментом и около семидесяти небольших, величиной с маслину, шариков ладана и смирны. От даров и поныне исходит удивительное благоухание, их иногда выносят из ризницы для поклонения паломникам. Монахи заметили, что они помогают исцелению при одержимости нечистыми духами.http://palomnic.org/oh/poet/rogdestvo/
***
Бог по бесконечной благости Своей явился человекам... несравненно ближе, чтобы они приблизились к Нему, усвоились Ему, соединились с Ним, обрели в Нем спасение свое и блаженство, освободясь от погибели и вечного бедствия, в которые низверглись произвольным падением. Явился человекам Бог не в великолепном облачении - в видимой природе - оставаясь, впрочем, и в этой царственной порфире... явился в смиренном образе человека, приняв на Себя человечество, приняв на Себя все немощи наши, последствия нашего падения, кроме греха, причинившего падение. Бог явился облеченным в человечество, явился в стране нашего изгнания, провел в ней жизнь Свою, как должно было провести изгнаннику - в лишениях, скорбях, гонениях. Окончил Он эту жизнь насильственной смертью на древе крестном. Богочеловек исповедал жизнью и смертью правосудие Божие, которым низвергнуты человеки из рая на землю.
Свт. Игнатий Брянчанинов
Навечерие Рождества Христова.
В нынешний воскресный день, когда стоим мы в преддверии великого Праздника явления в мир Солнца Правды, мы невольно обращаемся мыслью в давно минувшие века, в те века, когда мир утопал в хаосе; разочарованное в религиозных и философских идеалах человечество оказалось на перепутье, когда скептицизм и атеизм овладели умами, и громко звучал голос римского Цезаря Августа, что не существует жизни после смерти.
В хаосе погибающий мир жаждал очищения и обновления. Из уст в уста передавались слухи и предсказания, что из Иудеи выйдет Некто для покорения вселенной, а поэт Вергилий прямо возвещал, вместе с Платоном, рождение Младенца, Который явится основателем новой эры. Древний историк Никифор Каллист занес на страницы истории предание, что Цезарь Август, не имея мужского потомства, захотел, под конец своего продолжительного царствования, узнать, через оракула, дальнейшую судьбу им основанной Римской Империи. Отправившись к оракулу Аполлона, он принес торжественную жертву, и спросил оракула, кто будет управлять империей после его смерти, на что получил следующий для него загадочный ответ:
"Мне отрок еврейский, Сам Бог, повелитель богов всех,
Трон уступить велел и вернуться в подземное царство,
Покорно и ты уходи от алтарей наших здешних."
Это свидетельствует о том, что жажда обновления мира была всеобщей, всемирной. И вот, над темным горизонтом человечества вспыхнула утренняя заря: в двадцатый год правления Цезаря Августа в Галилейском городе Назарете юная Дева услышала слова: "Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус... Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего и царству Его не будет конца."
Ему - Сыну Всевышнего - и посвящено нынешнее Евангельское чтение. Подобно тому, как Моисей, начиная изложение истории падшего человечества, сказал в книге Бытия: "вот родословие Адама," так и ап. Матфей, приступая к описанию восстановления падшего человечества, говорит: "Родословие Иисуса Христа." Перечисляя имена от Адами до праведного Иосифа и Марии-Девы, ап. Матфей как бы повторяет нам: древнее
прошло - теперь все новое! Сам Творец приобщается нашей плоти! Если от первого человека - Адама - вошло в человечество расстройство, то вот Новый Человек, Новый Адам - Господь с неба, Начальник нового поколения людей, должных составить народ Его.Закваска вошла в мир
- свидетельствуют апостолы. Посему-то дни Рождества-Богоявления являются днями радости всего человечества. Сам Творец приобщается нашей плоти, не возгнушаясь подобных нам людей назвать Своими предками, а нас - Своими братьями. На родственность Бога и человека указывает нынешнее Евангельское чтение.Да, родственность Богу составляет неотъемлемое отличие человека от всей твари, человека, являющегося нераздельно и "духом и плотью." Эта норма жизни была нарушена первым Адамом, и вот приходит на землю Христос, чтобы восстановить нарушенное. Одни приняли Его, как Спасителя и Учителя своего, другие по нынешний день стоят пред Ним в недоумении, иные же подняли и поныне ведут на Него гонение, продолжая жить во тьме и мраке опрокинутых ценностей, завлекая мир в новый хаос. Как Божии чада и, по плоти братья Христовы, мы с вами открываем сердца в эти дни, чтобы умом и волею принять Христа, как нашего Искупителя и Ходатая пред Отцом Небесным. Аминь.
Слова и Проповеди Епископа Митрофана
ВОСКРЕСНАЯ ПРОПОВЕДЬ О СВЯТЫХ ОТЦАХ
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
В этот последний воскресный день перед Праздником Рождества Христова Святая Церковь напомнила нам о Святых Отцах. Совсем недавно, буквально седмицу назад, мы с вами вспоминали о всех Праотцах. И тогда мы говорили, что Праотцами являются те ветхозаветные праведники, которые жили верою в обетованного Мессию. Невольно может возникнуть вопрос:
Святая Церковь отвечает нам на этот вопрос. Она учит нас, что Святыми Отцами были также ветхозаветные праведники, но лишь те, которые по плоти своей входили в родословную Христа Спасителя. И не случайно мы сегодня с вами во время чтения Евангелия слышали имена многих и многих людей, которые вошли в родословную Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Апостол Матфей, - а именно
его Евангелие было сегодня предложено нашему благочестивому вниманию за сегодняшней литургией, - напомнил нам об этих ветхозаветных людях. И мы с вами из всего этого повествования знаем, что родословная Христа Спасителя начинается от отца верующих ветхозаветного патриарха и праведника Авраама. Продолжалось это древо до самой Девы Марии, и ее обручника праведного Иосифа.Множество людей жило верой в ожидании того, что было открыто нашим Праотцам. Хотя Адама и Еву, совершивших грех, Господь и изгнал из рая, но Он не лишил их того обетования, той доброй надежды, что человек будет спасен, и что сам Бог придет, чтобы спасти человека. И Бог открывает величайшую тайну Адаму и Еве, говоря о том, что наступит время, когда семя Жены сотрет главу змия. На протяжении очень длительного времени все человечество ожидало момента появления здесь на Земле среди развращенного и живущего во грехах человечества того обетованного Мессии, который избавит человека от греха, проклятия и смерти.
И Апостол Матфей напомнил нам сегодня о том, что от Авраама до Давида было 14 поколений. От Давида и до вавилонского пленения было также 14 поколений. От вавилонского пленения до Рождества Христова было тоже 14 поколений. Конечно, братья и сестры, те люди, имена которых мы слышали, не все были праведниками, многие из них жили во грехе. Мы с вами знаем, что царь Давид, которого сегодня почитает Святая Церковь, также был многогрешным человеком. В прошлый воскресный день, вспоминая ветхозаветных праведников, мы уже говорили о том, как этот человек грешил, и тяжко грешил перед Богом. Но этот человек имел решимость придти к Богу, осознавая свою греховность и каясь в своих многих и многих грехах.
И, вот, сегодня в этот последний воскресный день перед праздником рождества Христова мы не случайно вспоминаем этих святых отцов, которые вошли в родословную нашего Господа. Всей своей жизнью они не только сохранили для нас веру в истинного Бога, но и несли ее как зажженный факел. Чтобы каждый человек, видя эту веру и праведность, мог возблагодарить Господа за все те христианские дела, за ту праведную христианскую жизнь, которую вели эти благочестивые люди.
К сожалению, очень многие, взирая на нашу с вами христианскую жизнь, и зная о том, что мы христиане, зная о том, что мы молимся Богу, ходим в церковь, удивляются тому, как мы смеем называть себя верующими людьми, как мы смеем называть себя христианами. Удивляются потому, что наша с вами жизнь далека от тех идеалов, далека от всего того, к чему призывает нас наш Господь и Спаситель Иисус Христос. Святая Церковь напоминает нам сегодня о людях, вошедших в родословную Христа Спасителя, потому, что мы с вами не являемся чужими для нашего Спасителя. Все мы без исключения - Его дети, Его родные братья и сестры. Посмотрите, какое величайшее достоинство дарует нам Господь. Он не считает нас своими рабами, а всех Он считает своими братьями и сестрами. И величайший авва нашей Святой Христовой Церкви преподобный Серафим Саровский говорит о том, что когда человек причащается Святых Христовых Тайн, то он становится сотелесным нашему Господу, он действительно входит в родословную нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Поэтому, братья и сестры, так важно тщательно готовить себя к этому величайшему таинству Святого Причащения
и причащаться как можно чаще во время своей земной жизни. Аминь.Протоиерей Валерий Захаров
31 декабря 2006 г
Для чего Христос пришел в мир?
О цели пришествия Сына Божия в мир образно и ярко говорит притча о
заблудшей овце. Добрый Пастырь оставляет девяносто девять овец, под которыми подразумевается ангельский мир, и отправляется в горы, чтобы отыскать свою заблудшую овцу - погибающий в грехах человеческий род. Великая любовь Пастыря к гибнущей овце видна не только в том, что он заботливо ищет ее, но особенно в том, что он после нахождения берет ее на свои плечи и несет обратно. Иными словами, Бог Своей силой возвращает человеку утраченные им невинность, святость и блаженство. Соединившись с нашим человеческим естеством, Сын Божий, по слову Пророка, "взял на себя наши немощи и понес наши болезни" (Ис. 53 гл.).Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству. Рождество Христово свидетельствует о том, что мы достигаем конечной цели своей жизни не только верой и стремлением к добру, но, главное, возрождающей силой воплотившегося Сына Божия, с Которым мы соединяемся.
И, углубляясь в тайну воплощения Сына Божия, мы видим, что оно тесно связано с таинством Причащения и с Церковью, которая, по Апостольскому учению, есть таинственное тело Христово. В Причащении тела и крови Христовой человек приобщается к Бого-человеческой природе Христа, соединяется с Ним и в этом соединении весь преображается. Одновременно, в Причащении христианин соединяется и с другими членами Церкви - и так таинственное Тело Христово растет.
Инославные христиане, не верящие в Причащение, понимают соединение с Христом в иносказательном, переносном смысле, или в смысле одного духовного общения с Ним. Но для духовного общения воплощение Сына Божия излишне. Ведь и до Рождества Христова пророки и праведники удостаивались благодатного общения с Богом.
Нет, надо понять, что человек болен не только духовно, но и физически. Грехом повреждена вся человеческая природа. Необходимо поэтому исцелить всего человека, а не одну его духовную часть. Чтобы отвести всякие сомнения в необходимости всецелого общения с Собой, Господь Иисус Христос в Своей беседе о Хлебе Жизни так говорит: "Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то
не будете иметь в себе жизни: Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день : Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Иоан.6:53-56). Немного позже, в беседе о виноградной лозе, Христос объясняет Своим ученикам, что именно в тесном соединении с Ним человек получает необходимые силы для духовного развития и совершенствования: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы - ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 15:4-6).
Справедливо некоторые святые Отцы уподобляли Причастие таинственному дереву жизни, от которого вкушали наши прародители в Эдеме и которое потом видел св. Иоанн Богослов в раю (Быт. 2:9, Ап. 2:7, 22:2). В Причащении христианин приобщается к бессмертной жизни Бого-человека!
Таким образом, в духовном и физическом возрождении человека заключается цель воплощения Сына Божия. Духовное обновление совершается в течение всей жизни христианина. Обновление же его физической природы завершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда "праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их" (Мат. 13:43).
автор: Епископ Александр (Милеант)Fri, 6 Jan 2006, 11:49
http://www.pravmir.ru/article_1633.html
Вифлеемская звезда
Евангельский рассказ о необыкновенной звезде, восшедшей над Вифлеемом, уже более 2000 лет волнует человечество. В древние времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от таких представлений сохранилось крылатое выражение "взошла
11звезда и погасла звезда". В существование зависимости жизни людей от небесных тел верили греки, римляне, персы и другие народы. Однако может показаться странным, что восточные мудрецы-звездочеты, увидев необыкновенную звезду, немедленно отправились на поиски Царя именно в Иерусалим.Дело в том, что по всему Востоку было распространено убеждение, что в ближайшее время, причем именно в Иудее должен родиться Спаситель мира, Которому будут поклоняться все народы. Об этом напряженном ожидании Царя Иудейского свидетельствуют в своих произведениях историки Корнелий Тацит ("Истории"), Светоний Транквилл ("Жизнь Веспасиана") и Иосиф Флавий ("Иудейская война"). Вергилий в своей поэме "Буколики" за 40 лет до Рождения Иисуса Христа писал: "грядет новое время, грядет событие
, к которому давно стремится история - космического, вселенского масштаба, дающее времени новый отсчет". Кстати, именно за это пророчество Вергилия изобразили на стенах притвора Благовещенского храма в Московском Кремле.Считается, что о грядущем Рождестве Спасителя и о предшествующей Ему звезде говорится и в Книге Чисел (глава 24, стих 17) Ветхого Завета: "Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Иакова". Евангелие от Матфея свидетельствует, что волхвы с востока, пришедши в Иерусалим, уверенно спрашивают: "Где родившийся Царь Иудейский?" "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему <...> Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну". (Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 1-2, 9-11).
Евангелие говорит, что волхвов в Вифлеем привела шедшая перед ними звезда. Что это была за звезда? Христианские писатели первых веков (Игнатий-Богоносец, Ориген и Евсевий) думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. Святой Иоанн Златоуст (IV век) и Блаженный Феофилакт Болгарский (XI век) считали, что это божественная разумная сила явилась в образе звезды. Вот что по этому поводу пишет блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании 2-й главы Евангелия от Матфея: "Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу".
Знаменитый астроном Иоганн Кеплер предложил естественное объяснение необыкновенного явления. Он доказывал, что виденная волхвами звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера, Сатурна и Марса. Наблюдая такое сочетание планет в 1603 году, Кеплер вычислил, что подобное "соединение планет" должно было происходить и в 747-748 годах от основания Рима. Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы нашего столетия посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину звездного неба в год рождения Иисуса Христа с яркой звездой.
Какая бы версия ни была верной (а Церковь не отрицает возможности существования различных объяснений этого удивительного факта), не нужно забывать, что Библия - не учебник по астрономии, а Евангельская история Рождества не является описанием атласа звездного неба над Вифлеемом и Иерусалимом. Евангелие в последнюю очередь является хронологией происходивших 2000 лет назад событий. Евангелие - Благая Весть (именно так слово евангелие переводится с греческого) всему человечеству о Спасении его от вечной смерти Богом Иисусом Христом. Волхвы, идущие за звездой поклониться рожденному Иисусу Христу, символизируют все народы, идущие к Источнику Вечной Жизни. Но в этом символе можно прочесть и обращение к нам, живущим через 2000 лет, - а мы, кто такие? Пойдем
ли мы за Вифлеемской звездой?rojdestvo.paskha.ru
БЕРЁЗОВАЯ ЁЛКА
(святочный рассказ)
Каких только чудес не случается в Рождественскую ночь! Сережа слушал, как мама читает ему святочные рассказы, и только диву давался. Все они, начинаясь грустно-грустно, заканчивались так, что даже плакать хотелось от радости. Были, правда, и рассказы с другим концом. Но мама, хмурясь, пропускала их. И правильно делала. Печального им хватало и в жизни.
За окном наступала темно-синяя ночь. Двор быстро чернел, и только береза под ярким фонарем продолжала оставаться белой. Крупными хлопьями, словно ватные шарики на нитках, которыми они когда-то украшали комнату с елкой, падал снег.
Вспомнив то счастливое время, Сережа прищурил глаза. Береза сразу превратилась в ель, а многочисленные горящие в честь Рождества окна дома напротив стали светящимися гирляндами. Папа с мамой сновали по заставленной мягкой мебелью и увешанной коврами комнате. Они доставали
из буфета праздничную посуду и накладывали в нее сыр, колбасу, дымящуюся картошку с мясом...Сережа сглотнул голодную слюну и открыл глаза. Ель снова стала березой, а комната - пустой и унылой, где не было ни ковров с креслами, ни праздничного стола, ни папы... Мама лежала на истрепанном диване, читая про то, как бедный мальчик однажды попал из жалкой лачуги на рождественский бал во дворец. А папа... его последний раз он видел на вокзале, в окружении точно таких же спившихся бомжей.
- Ну, вот и все! - сказала мама, переворачивая последнюю страницу.
"Как жаль, что такое бывает только в книгах!" - вздохнул про себя Сережа и вслух спросил:
- А почему эти рассказы - святочные?
Мама подумала и улыбнулась:
- Наверное, потому, что они про Рождество. Ты же ведь теперь знаешь, что сегодня кончается пост.
- Он у нас и завтра будет! - буркнул Сережа.
- ... и наступает самая веселая неделя, которая называется святки! - делая вид, что не слышит его, закончила мама.
- Самая грустная неделя... - снова искаженным эхом повторил мальчик. Мама с трудом приподнялась на локте и затеплила перед стоявшей на столе иконой лампаду:
- Ну, вот и праздник. С Рождеством Христовым, сынок! Я так хотела, чтобы и у нас с тобой были настоящие святки, но...
Недоговорив, она легла лицом к стене. Плечи ее вздрагивали. Чем Сережа мог помочь ей? Обнять? Сказать что-нибудь ласковое? Но тогда она заплачет навзрыд, как это уже бывало не раз. И он опять стал глядеть в окно на березовую ель и радужные из-за слез на глазах окна. Он знал, что мама надеялась получить сегодня щедрую милостыню у храма, куда придет на Рождество много-много людей, и, помнится, даже помогал ей мечтать, как они потратят эти деньги. Но у мамы заболело сердце, и врач сказал, что ей нужно ложиться в больницу. "Только лекарства, - предупредил он, выписывая рецепт, - надо купить за свой счет". А самое дешевое из них стоило больше, чем мама зарабатывала за месяц, когда еще работала дворником. Где им достать таких денег? Сережа перевел глаза на огонек лампадки. После того, как папа, пропив все самое ценное, исчез из дома, они постепенно сдали в комиссионку мебель и вещи. Осталось лишь то, чего нельзя было продать даже на "блошином" рынке: этот вечно пугающий острыми зубами пружин диван, царапанный-перецарапанный стол, хромые стулья... Мама хотела продать и родительскую икону, но какая-то бабушка сказала, что она называется "Всех Скорбящих Радость", и если мама будет молиться перед ней, то Бог и Пресвятая Богородица непременно придут на помощь. Никто на свете уже больше не мог помочь им, и
мама послушалась совета. Она сделала из баночки лампадку и, наливая в нее дешевого масла, отчего та почти сразу же гасла, стала молиться, а потом ходить в храм, где до и после службы просила милостыню.И, удивительное дело, продавать им давно уже было нечего, денег достать неоткуда, потому что маме из-за болезней пришлось оставить работу, но еда, пусть самая черствая и простая, в доме не переводилась. Сегодня, после первой звездочки, они даже поужинали по-праздничному - черным хлебом с селедкой под луком! А вот завтра, холодея, вспомнил Сережа, им совсем нечего будет есть.
И тут он понял, чем может помочь маме! Если она сама не в силах пойти за милостыней, то должен идти он! Нужно было только дождаться, когда мама уснет или погаснет лампадка, чтобы он мог незаметно уйти из дома. Но огонек в этот раз почему-то горел и горел. К счастью, мама вскоре задышала по-сонному ровно, и Сережа, наскоро одевшись, неслышно скользнул за дверь.
* * *
Улица встретила его разноцветным сиянием и многоголосой суетой. Со всех сторон завывающе подмигивали огни реклам. Мчались, шипя колесами, по заснеженному асфальту автомобили. Люди, смеясь и радуясь празднику, шли - одни обгоняя его, другие навстречу... Десятки, сотни, тысячи людей, и ни одному из них не было дела до одиноко идущего мальчика, у которого дома осталась больная мать. Сережа шел, и ему казалось, что все это он уже где-то видел и слышал, причем совсем недавно. "Ах, да! - вспомнил он. - В святочных рассказах". Только там бездушными прохожими были жившие лет сто назад, а не эти люди, а бедным мальчиком - он сам. И хотя в ближайшем храме, и в другом, и в третьем всенощная служба уже отошла, его не покидало ощущение, что с ним тоже может произойти что-то необыкновенное.
Он уже не шел - бежал по улицам. И только раз, проходя мимо большого магазина, остановился и долго, расплющив нос о витринное стекло, смотрел на ломившиеся от всяких вкусностей прилавки и на огромного плюшевого мишку в отделе подарков.
Наконец, обежав и исколесив полгорода на трамвае, он увидел церковь, в котором еще шла ночная служба. Встав на паперти, Сережа робко протянул руку и, завидев приближавшихся людей, выдавил из себя непривычное:
- Подайте, ради Христа!
Первый рубль, который вложил ему в ладошку старичок, он запомнил на всю жизнь. Потом одна женщина дала ему две десятикопеечные монетки, а другая - пряник. И все. После этого переулок перед храмом как вымер. Сережа понял, что, опоздав к началу службы, он должен дождаться ее окончания, когда начнут выходить люди. Зайти же в храм, где громко пели "Христос раждается...", он боялся - вдруг за это время появится еще какой-нибудь щедрый прохожий?
От долгого стояния на одном месте стали мерзнуть ноги. Варежки он в спешке забыл дома и теперь вынужден был поочередно греть в кармане то одну, то другую руку. Наконец он присел на корточки и, не опуская ладошки - вдруг все же кто-то пройдет мимо, - почувствовал, как быстро проваливается в сон.
...Очнулся он от близкого громкого разговора. Сережа открыл глаза и увидел высокого красивого мужчину в распахнутой дубленке, с толстой сумочкой на ремешке, какие носят богатые люди.
- Можешь поздравить! - говорил он кому-то по трубке-телефону. - Только что исповедался и, как говорится, очистил сердце! Такой груз с души снял... Все, еду теперь отдыхать!
- Подайте... ради Христа! - испугавшись, что он сейчас уйдет, с трудом разлепил заледенелые губы Сережа. Мужчина, не переставая разговаривать, достал из кармана и небрежно протянул - Сережа даже глазам не поверил, но каких только чудес не бывает в Рождественскую ночь - сто рублей!
- Спасибо! - прошептал он и сбивчиво в порыве благодарности принялся объяснять: "У меня ведь мама больна ... рецепт... есть нечего завтра... было..."
- Хватит с тебя. Остальное Бог подаст! - поняв его по-своему, отмахнулся мужчина.
И тут произошло что-то непонятное... странное... удивительное! Мужчина вдруг изменился в лице. Брезгливое выражение исчезло, и на смену ему пришло благоговейное. Он с восторгом и почти с ужасом, глядя куда-то выше и правее головы мальчика, стал торопливо расстегивать сумочку, бормоча:
- Господи, да я... Господи, да если это Тебе... Я ведь только слышал, что Ты стоишь за нищими, но чтобы это было вот так... здесь... со мною?.. Держи, малыш!
Сережа посмотрел на то, что давал ему мужчина, и обомлел. Это были доллары... Одна, вторая, пятая, десятая - и сколько их там еще - зеленоватые бумажки! Он попытался ухватить их, но пальцы так задеревенели на морозе, что не смогли удержать этого богатства.
- Господи, да он же замерз! Ты ведь замерз совсем! - обращаясь уже к Сереже, воскликнул странный мужчина и приказал: "А ну, живо ко мне в машину, я отвезу вас... тебя домой!"
Мужчина не был пьян. Сережа, хорошо знавший по папе, какими бывают пьяные, сразу понял это. Он очень хотел оглянуться и посмотреть, кто это так помогает ему, но, боясь, что мужчина вдруг исчезнет, покорно пошел за ним следом.
* * *
В машине, отмякая в тепле, он сначала нехотя, а потом, увлекаясь, стал подробно отвечать на вопросы, как они с мамой жили раньше и как живут теперь. Когда же дошел до того, каким был у них праздничный ужин, мужчина резко затормозил машину и повел Сережу в тот самый большой магазин, у витрины которого он любовался недоступными ему товарами. Из магазина они вышли нагруженными до предела. Мужчина шел к машине с пакетами, в которых были сыр, колбаса, апельсины, конфеты и даже торт, а Сережа прижимал к груди огромного плюшевого мишку.
Как они доехали до дома, как поднялись на этаж, он не помнил. Все происходило как во все. Пришел он в себя только тогда, когда предупрежденный, что мама спит, мужчина на цыпочках пробрался в комнату, осмотрелся и прошептал:
- Господи, да как же Ты сюда... да как же они здесь... Значит, так! Рецепт я забираю с собой и завтра же отвожу твою маму в больницу. Папой тоже займусь. Ты пока поживешь у моей бабушки. А здесь мы за это время такой ремонт сделаем, что самого Господа не стыдно принимать будет! Кстати, - наклонился он к уху мальчика, - а Он часто у вас бывает?
- Кто? - заморгал Сережа.
- Ну, Сам... Он! - мужчина замялся и показал взглядом на икону, перед которой продолжала гореть лампадка. - Иисус Христос!
- Так значит, это был Он? - только теперь понял все мальчик. - И все это - благодаря Ему?!
Через полчаса Сережа, проводив мужчину, лежал на своей расшатанной раскладушке и слушал, как дышит во сне даже не подозревавшая ни о чем мама. За окном быстро наступало светло-синее утро. Окна в доме напротив давно погасли и не казались уже гирляндами. Береза тоже не хотела больше быть елью. Но ему теперь не было грустно от этого. Он знал, что в следующем году наконец-то и у них обязательно будут настоящая елка и святки.
Единственное, чего он страшился, так это проснуться не в этой постели, а на промерзшей паперти. Но тут же, сжимая покрепче плюшевого мишку, успокаивал себя: ведь каких только чудес не случается в Рождественскую ночь!
Е.САНИН
С Рождеством Христовым!
"Люди, сидящие во тьме, увидели свет великий". Этому мы радуемся в день праздника Рождества Христова. Ведь человечество со времён грехопадения Адама и Евы всё более и более погружалось во тьму.
Семя греха легко проникает в душу, от него быстро разрастается в ней терние, искажающее всю природу человека и его потомков. Адам плакал о своём грехе, а для его детей грех стал уже делом обычным. Ослеплённые тьмой люди поклонялись тысячам богов, неукоснительно следовали тысячам нелепых, придуманных ими же самими правил, верили в приметы, ворожили, гадали...
Ну, совсем как в наше время. А ведь Христос уже родился более двух тысяч лет назад. И воскрес. "Свет во тьме светит", - но не все хотят выйти на свет Божий. Это не так просто. И требует мужества. Но это возможно после Рождества Христова. А до него было невозможно. Никакого света духовного на земле просто не было. Волны греха залили всю землю, как во времена потопа. Стрелка нравственного барометра человечества упала до ноля. Катастрофа гибели Земли и всех её обитателей была неизбежна. Никакое учение, даже Богом данное через пророков, не могло спасти человечество.
И тогда на небе появилась дивная звезда, о которой тысячелетия знали и которую ждали мудрецы востока. Может быть ещё со времён Адама, по воле Божией хранили они и передавали из поколения в поколение предание о том, что такая звезда предвещает рождение Великого Царя, Спасителя мира. Да, это воистину были мудрецы: они сохранили самое важное знание, и они пошли за звездой радоваться и благодарить. Кого? - С виду беспомощного Младенца. Но мудрецы знали, Кого и за что благодарят, перед Кем преклоняют колени. А ведь, они по преданию, были царями, пусть и небольших государств. Но явили небывалое в те времена благородное чувство благодарности и смирения. Удивительно ещё и то, что дары Младенцу они принесли символические. Это свидетельствует о том, что из древнего предания им был известен земной путь Спасителя мира: золото они принесли Ему как Царю (и Его встречали как Царя, когда Он входил в Иерусалим через Золотые ворота после воскрешения Лазаря), ладан - как Священнику (и Он проповедовал, служил людям как Священник), смирну - на погребение. То есть они знали, что Царь, Спаситель мира, будет предан смертной казни. Как мудрецы они понимали, что по-другому и быть не могло в этом грешном мире. - Тьма ненавидит Свет, и люди, служащие ей, не простят Того, Кто пришёл спасти их. Они обуяны злобой, несчастные. Злобой и гордыней, этим страшным порождением тьмы. В свете Христовом слишком хорошо видны их пороки, а гордый человек обличения своей скверны вынести не может.
Дары волхвов хранятся до сего времени в монастыре св. Павла на Святой Горе Афон. Мощи волхвов ныне находятся в Кёльнском соборе.
Ангелы, пришедшие на Землю, чтобы возвестить миру о великом событии Рождества Христова, нашли на всей планете только несколько простых пастухов, которые были способны восприять благую весть:
"Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Беззлобные, чистые сердцем пастухи тут же пошли в пещеру и поклонились Младенцу. Увидели исходящий от Него свет и не испугались, а возрадовались, и уверовали. И потом, во время земного служения Иисуса Христа, с радостью слушали и любили Его, в основном, только простые люди: рыбаки, мытари, блудницы. И это понятно. Ведь они сознавали полное своё ничтожество, им гордиться было совершенно нечем, и потому их души были открыты для Истины. Никакой тайны здесь нет. Просто "Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать".Но почему же человечеству пришлось столько тысячелетий томиться в духовной жажде, блуждать во тьме, ждать, когда появится Она, способная вместить Невместимого Бога, Творца всей Вселенной? Он же Всемогущий, потому, кажется, мог бы смирить и очистить любую деву в мире в любое время. Почему же Он не сделал этого? Ведь Бог, Любящий и Милосердный, всегда хотел и хочет всем спастись и в разум Истины прийти.
Хочет. Но насильно никого смирить и спасти не может. Он Сам ограничил Себя, дав человеку свободную волю, создав его по образу и подобию Своему. Потому проходили столетия и тысячелетия, а Бог всё не мог воплотиться, пока не родилась Она, Честнейшая Херувим, Которая добровольно и смиренно сказала: "Я Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему". И выносила Младенца и родила Его в тёмной пещерке, положила в ясли, на сено для скотины.
Так встретили люди своего Спасителя. Ни в одном из домов Вифлеема места Ему не нашлось: "И земля вертеп Неприступному приносит", - поём мы в день праздника Рождества. Только вертеп могла принести Христу Земля, - ничего более. Но Божия Матерь, Дева из царского рода, беседовавшая с Ангелами, не сетовала. Она была смиренна и мудра. Встретила пастухов, приняла дары волхвов, потом бежала с Младенцем на руках в Египет (а это путь неблизкий), спасая Его от злобного Ирода, жила с Ним почти год в Египетской пустыне в палатке. Это Царица-то Небесная!
А на следующий день после Рождества Христова Церковь установила праздник - Собор Пресвятой Богородицы. То есть, мы и 8 января должны бы прийти в церковь, чтобы все вместе, соборно, славить и благодарить Матерь Божию. Но обычно в храмах в этот день мало народу. Чувство праздника вспыхивает в наших душах и быстро угасает. Бог гордым противится. Мы не вполне осознаём величие подвига Пресвятой Богородицы. Ни до Неё, ни после Неё, - подобной Девы не рождалось. Она - главная участница Торжества Рождества Христова. Ведь Христос - Единородный Сын Божий и в то же время Совершеннейший Человек, пребывающий на Небесах одесную Отца в теле, которое Он получил от Своей Матери.
Пастухов, простых людей, среди нас почти уже нет. Если заговоришь с кем-нибудь просто - человек насторожится: уже слишком это непривычно ныне. Люди становятся всё "сложнее" и глупее. Потому волхвов, то есть мудрецов истинных, тоже днём с огнём не отыщешь. Но Господь ещё милует нас, потому что есть на Руси люди, старающиеся смиряться и благодарить.
Дети у нас непослушные и больные. Придётся смириться, воспитывать их с любовью, вспоминая, какими сами-то мы в молодости были, на ком женились, кто были наши родители и их родители? Увы, твоё дитя неизбежно несёт бремя грехов и страстей своих предков.
Один старец в ответ на жалобы родителей на своих детей часто говорил: "От осинки не родятся апельсинки". И русская пословица "яблочко от яблоньки недалече падает", - нам известна. Так чему же мы удивляемся, глядя на своих детей? Это закон, установленный Богом. И Сам Бог подчинился ему. Но Своим Рождеством и Воскресением Он дал каждому из нас возможность разорвать греховную цепочку поколений
умерщвлением своих страстей с помощью Божией."
Бог крепок, властитель, начальник мира: яко с нами Бог" (из великого повечерия).Надежда Александровна ИЛЬИЧЁВА
http://www.russdom.ru/2007/200701i/200701
Тропарь
Радуйся обрадованная Богородице Дево,
пристанище и предстательство рода человеческаго,
из Тебе бо воплотися избавитель мира:
едина бо еси Мати и Дева,
присноблагословенная и препрославленная.
Моли Христа Бога, мир даровати всей вселенней.
Воскресенье, 6 Января 2008 года.
Неделя 32 по Пятидесятнице, святых отец.
Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ": |
|
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006 |