По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
8 (417), 15 июня 2008 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Праздник Святой Троицы. Слово пастыря. Значение благодати в жизни христианина. Сионская горница. Картинки детства. Месяцеслов.

 ПРАЗДНИК СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Тропарь праздника

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

сутолоке повседневных забот православный христианин порой забывает о благодатных сокровищах, подаваемых верующим в Церкви Христовой, и погружается в мутное море погони за земными благами, захлебываясь в волнах суеты, греха и различных пороков. Тогда отходит от него надежда вечной жизни, тускнеет в сознании его жизненная цель, душа черствеет, человек становится неудовлетворенным, раздражительным.

Праздник Святой Троицы имеет целью воодушевить христианина жить духовными интересами. Пятидесятница - это день новой встречи Божественного Утешителя с жаждущей утешения человеческой душой, которая может снова пить из источника живой воды и наполнять себя самыми возвышенными и благородными чувствами. В этот день благодать Духа, подобно огню, испепеляет его прегрешения; подобно елею, смягчает его сердце; подобно свету, проясняет его мысль; подобно благоуханному миру, освящает все его существо. Благодать дает ему духовные силы, чтобы жить воздержанно, делать добро, любить Бога, помогать ближним. Прежнее смятение и озлобленность она заменяет внутренним миром и радостью, как свидетельствует об этом старец Силуан Афонский по своему опыту: "С благодатью Божией легко жить, все делается хорошо, все мило и радостно, душа покойна в Боге и ходит как бы по прекрасному саду, в котором живет Господь."

Миссионерский листок номер 5

Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы




СЛОВО ПАСТЫРЯ

о имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Такими словами начинается в нашей церкви любое богослужение, любое таинство, любое священнодействие, потому что мы призываем на наши дела, на нашу жизнь, души и сердца благодать Святой Троицы и поэтому всегда возглашаем: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь". Ум человеческий не может вместить полноту Святой Троицы, явленную нам в Священном Писании и было много человеческих попыток узнать сущность Троицы, что Она есть по своему существу. В Священном Писании нам было открыто единственное определение, которое может нам дать понять тайну Пресвятой Троицы. Апостол Иоанн Богослов сказал нам: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога"(1Ин.4,8). Поэтому когда человеческий ум дерзает познать святую Троицу, познавать ее можно только в Духе Святом, только в истине и только тому человеку, который является чадом святой, соборной и апостольской Церкви.

Сегодня у нас величайший праздник и величайшая радость, потому что нам дан этот Дух Святый, которым мы можем познавать Троицу святую, единосущную, нераздельную и непостижимую. В первых страницах Библии нам говорится о том, что в Превечном Совете Лица Пресвятой Троицы уже полагали о создании мира и человека, читая Священное Писание, мы находим там такие слова: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему:"(Быт.1,26). Не говорят в единственном лице "сотворю", но "сотворим" человека - по образу Нашему и по подобию. Какой образ и подобие даны нам с вами? Образ Божий в нас состоит в нашем владычественном уме, который дан нам Богом, мы - единственное существо, которому дан ум - способный постигать Бога, постигать истину, стремящийся к познанию причины происходящего с нами в нашей жизни. Нам дана свободная воля, чтобы мы возлюбили добро, истину и всю свою жизнь отдали Богу и для служения людям.

Нам дано чувство любви, которое мы должны посвящать Богу и ближнему нашему, потому что в этом весь закон: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:возлюби ближнего твоего, как самого себя"(Мф.37-38).

И в этот день святой Пятидесятницы - день Святой Троицы, мы снова вспоминаем событие, которое случилось на 50-й день по Вознесении Спасителя нашего на Небеса - ученики Его сидели в Сионской горнице и вдруг сделался некий как бы шум ветра и все ученики, и люди, находящиеся в Сионской горнице увидели, что Дух Святый в виде огненных языков почил на каждом из них, и все они исполнились благодати Святаго Духа и стали говорит иными языками.

Для чего случилось это событие? Господь сказал, что не оставит Своих учеников сирыми, но пошлет Святаго Духа, Которого видимым или ощутимым образом еще не было и, как мы слышали в Святом Евангелии, Христос еще не был прославлен, и Дух Святый еще не был в мире. Но Христос был прославлен в день Вознесения и поэтому Дух Святый был послан от Отца в этот мир, чтобы освящать его светом истины, чтобы не давать ему возможности кануть в небытие, чтобы каждый человек приходил к познанию Бога и к познанию истины. Дух Святый со дня Пятидесятницы живет в нашей церкви, в святых таинствах и поэтому мы, если имеем такое желание и возможность, то реальным образом можем познавать Его, участвуя в таинствах церкви.

Всякое таинство, всякое пророчество, всякое поучение - это есть плоды Духа Святаго. Порой это бывает непостижимо человеческому уму, но сердцу дано знать Духа Святаго, потому что каждый из нас знает такое слово "благодать". Это слово человек познает тогда, когда он молится Богу и когда беседует в Духе с Богом, тогда он исполняется этой благодати Божией, которая выражается в чувстве умиления. А что такое чувство умиления? Мы познаем, что Господь любит нас грешных, и за это проливаем теплые слезы умиления. Когда человек в Духе познает любовь Божию и познает, как он далеко отстоит от Бога, то он исполняется чувства благодати. Это чувство есть посещение нас Святым Духом явно в таинствах нашей церкви, особенно в таинстве Покаяния и в таинстве Причащения.

И вот нам Духом Святым дано знать Бога, дано нам знать непостижимые тайны существа Божия, нам открыто, что Бог есть Троица единосущная, но троичная в Лицах, когда объединяет их единая сущность, единство мысли, любви, дел. Мы различаем в Троице Бога Отца, Бога Сына, рожденного от Бога Отца, и различаем истинного Бога - Духа Святаго, исходящего вечно от Бога Отца. Троица, не имеющая ни начала, ни конца, бесконечная, непостижимая, всеблагая, всеправедная и всесовершенная, всегда пребывающая и никогда не перестающая быть, дающая мир, жизнь, свет и истину этому миру.

Человеческое существо не может взирать на солнце глазами без каких-либо побочных средств. Так непостижимо и существо Святой Троицы, но единственное открыто нам, что Бог есть любовь и познается любовью.

Когда блаженный Августин рассуждал о таинстве Святой Троицы, хотел постичь эту непостижимую тайну существа Божия и долго размышлял об этом, он сидел на берегу Адриатического моря, вдруг увидел он на берегу отрока, который выкопал маленькую яму, черпал ведром воду из моря и хотел залить эту ямку. Блаженный Августин спросил у него: "Что ты делаешь?" Он сказал: "Я хочу это море перечерпать в эту маленькую ямку". И сказал тогда блаженный Августин: "Это невозможно сделать, море такое великое, а ямка такая маленькая". И тогда отрок отвечает ему: "А как ты, будучи человеком и существом ограниченным, пытаешься проникнуть в тайны существа Божия, они непостижимы и безграничны, и Бог познается только любовью". Вот так Ангел возвестил блаженному Августину о непостижимости и безграничности существа Божия и открыл ему, как должно познавать Бога.

Авва Дорофей, великий учитель духовной жизни, говорит всем нам, что мы должны помнить слова Спасителя, что только чистые сердцем Бога узрят, что только душе, очищенной в духе, очищенной покаянием, только такой душе открываются великие тайны Божии. Он говорит: "Представьте себе, что наш мир подобен кругу, центр этого круга есть Бог всемогущий - Творец неба и земли. Радиусы, исходящие из этого круга, из этого центра жизни - есть мы с вами. Если человек стремится к Богу, от окружности стремится к центру любовью, добротой и истиной, то он невольным образом соединяется и с радиусом, и с каждым человеком. И наоборот: если люди как радиусы сближаются друг с другом, значит они невольно приходят к центру жизни; приходят к Богу, если они пребывают в любви между собой". Вот поэтому, если мы хотим познавать Бога, хотим соединяться с Ним, хотим, чтобы Он реальным образом жил в нас, тогда должны иметь смыслом своей жизни любовь, потому что без любви невозможна никакая христианская духовная жизнь, невозможно никакое познание Бога как Троицы Святой. И поэтому сама Святая Троица являет нам закон любви, потому что любовь Лиц Пресвятой Троицы направлены друг на друга.

Великое откровение было дано нашей Церкви, которое может познавать всякий человек. Нашей русской Церкви дано познание Святой Троицы, ибо Андрею Рублеву была открыта тайна Святой Троицы. Каждый помнит эту икону, помнит - как лица склоняются друг перед другом так, что невозможно постичь, кто из них первый, а кто последний, потому, что всех их объединяет единство любви. И вот мы с вами, глядя на Образ Святой Троицы, также должны помнить о том, что мы христианами можем быть только тогда, когда помним, чей образ мы на себе носим. А носим мы на себе образ святой единосущной, животворящей и нераздельной Троицы. Когда мы себя осеняем крестным знамением, когда мы складываем персты вместе во имя Отца и Сына и Святаго Духа, значит в этот момент мы осеняем себя воспоминанием Пресвятой Троицы, и поэтому перед каждым делом мы должны осенять себя крестным знамением. Однажды, когда старец Силуан, еще будучи в миру, ехал в поезде, он встретился с человеком, который предложил ему закурить, старец ответил ему, что христианину не полагается курить, тем более монаху. А человек этот говорит ему, что никак не может избавиться от этой привычки. Старец Силуан посоветовал ему: "Когда тебя будет тянуть покурить, ты прочитай молитву Отче наш". Этот человек говорит: "Как-то неудобно перед этим делом читать молитву Отче наш". Тогда старец Силуан говорит ему: "Так вот, всякое дело, перед которым неудобно читать молитву, не должно делать". Мы должны помнить, что когда у нас появляется какая-то раздражительность, гневливость, ложь и лицемерие, должны осенить себя крестным знамением во имя Отца и Сына и Святаго Духа и тогда язык не повернется солгать, кого-нибудь осудить, раздражиться или еще какое неправедное дело сделать, потому что мы призываем в нашу жизнь Святую Троицу - Бога любви.

Когда святой равноапостольный Константин, брат Мефодия, учителя славянских народов, спорил однажды с сарацинами о Святой Троице, они обратились к нему и сказали: "Почему многие люди верят в единого Бога, но никак не принимают христианство, Бога-Троицу которого тяжело познать". Тогда равноапостольный Константин говорит им: "Ваше учение подобно малому ребенку, через которого можно перепрыгнуть, а христианство, вера в Святую Троицу - оно глубоко, таинственно и исполнено премудрости". Нам дано познание Святой Троицы в подобиях. Вот солнце сияет каждый день и собою как бы символизирует Святую Троицу. Представьте себе солнечный день, этот диск, этот круг не имеет ни начала, ни конца, и этот круг подобен Богу Отцу, который не имеет ни начала, ни конца, Он безначален. Из этого круга исходят лучи света, этот свет подобен второму лицу Святой Троицы - Господу нашему Иисусу Христу, который Светом Евангелия, светом любви и истины просветил весь мир. И мы знаем, что от этого солнца исходит теплота, оживляющая каждого из нас, каждую травинку на земле. Вот эта теплота солнечная подобна третьему лицу Святой Троицы - Духу Святому, животворящему, согревающему собой каждого христианина и каждого человека, который стремится к познанию истины. Каждый человек имеет в себе дух, подобно Духу Божиему и в этом духе имеет ум, имеет волю, чувства, которые составляют единого человека. Поэтому наш ум должно посвящать служению Богу, добру и истине, и познавать должно Святую Троицу, насколько это возможно - делами любви и милосердия. Волю свою каждый человек должен отдавать Богу, борясь со своими страстями и похотями, потому что только такой человек, который распинает свою плоть, борется с пороками, только такой человек отдает свою волю Богу. И чувства наши должны мы также посвящать единому, непостижимому Богу, призывая в свою жизнь благодать Святаго Духа.

А как возможно исправить свою жизнь? Как можно, чтобы все наши чувства, наш ум и воля служили Богу? Без молитвы, без благодати Духа Святаго, которая дается в церковных таинствах это невозможно. Поэтому каждый христианин день и ночь призывает Святаго Утешителя Духа: "Царю Небесный, Утешителю Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже, души наша". Мы должны ежечасно и ежеминутно призывать Господа Иисуса Христа в молитве сердечной и умной: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Через эту молитву человек приобщается Духа Святаго и без этой молитвы невозможно единение с Богом. Мы должны всегда об этом помнить.

Сегодняшний великий праздник - день Святой Пятидесятницы научает нас многому: научает нас единству, любви, потому что Бог есть любовь и бытие Святой Троицы есть любовь. Мы должны помнить о том, в каком виде Святый Дух сошел на апостолов - в виде огненных языков, и мы должны знать, что Бог наш есть "огнь поядающий" и своей жизнью мы должны уподобляться Ему, иметь огонь любви и ревности, потому что человек, не имеющий этой ревности, не может быть христианином. Нам Откровение говорит: "Знаю твои дела, ты не холоден и не горяч, :но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих"(Откр.3,15-16). Каждый из нас должен светиться и согревать этот мир, лежащий во зле. Мы должны помнить слова Христа: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного"(Мф.5,16).

И каждый из нас, в этот день Святой Троицы, тоже должен исполниться Духа Святаго и как святые апостолы, получив эту благодать, должны благовествовать всему миру и стать посланниками, благовествующими о слове истины, о Христе, о Святой Троице. Каждый из нас должен нести в своей жизни это апостольство, по нам будет судиться наш Бог - Бог любви. Будем иметь и мы между собою любовь, и тогда люди, глядя на нашу жизнь, скажут: "да, эти люди - дети Божии", а если увидят нашу злобу, эгоизм, тогда скажут: "мы не будем верить в такого Бога, потому что эти люди не несут в себе образ и подобие Того в Кого верят". Мы должны помнить, что каждому из нас дана величайшая миссия, величайшая благодать Духа Святаго - благовествовать о Господе Иисусе Христе и о Святом Духе - которая заключается не в словах человеческой мудрости, потому что и святые апостолы были простые рыбаки, но исполнились благодати Духа Святаго и стали говорить на иностранных языках, даже люди поражались, как они - неученые, говорят иными языками. А это дано было им благодатью Духа Святаго, чтобы весь мир привести к познанию Бога. Те люди, которые собрались строить Вавилонскую башню, которые хотели утвердить свое имя на земле, захотели уподобиться Богу, но Господь рассеял эти племена и языки, так что они не стали понимать друг друга, говоря на разных языках.

И вот теперь апостолы, ради единства, ради Церкви, ради мира собраны для спасения этого мира. Чтобы стать солью этого мира, Господь дает им понимание других языков и через это они все народы, все племена, привели к познанию Евангелия, к любви и истине.

В эти святые дни будем молить Святаго Духа, будем призывать Утешителя в нашу жизнь, чтобы в нас горел огонь любви к Богу Вседержителю, чтобы мы исполнялись верности, единства и любви по образу Святой Троицы. Тогда наша жизнь станет светом для всех людей, станет истинной, добротой и сиянием. Мы должны помнить об этом и "благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа да будет над всеми нами во веки веков". Аминь.

Игумен Мелхиседек (Артюхин), 2005 г.

http://optina.org.ru/propovedi/?id=25

Значение благодати в жизни христианина

каждом человеке есть семя добра. Однако, как обычное семя не может развиться и созреть без влаги и света, так и душа человека остается бесплодной, пока ее не оросит благодать Божия. Чувствуя в себе недостаток божественной помощи, ветхозаветный праведник молился Богу: "Душа моя, как бесплодная земля, стремится к Тебе" (Псл. 142-й). И все люди, искренне жаждущие праведности, понимают, что без помощи Божией, без Его руководства и поддержки невозможна никакая духовная жизнь. Благодать Божия обновляет душу человека, очищает его совесть, просвещает разум, укрепляет веру, направляет волю к добру, согревает сердце любовью к Богу и ближним, устремляет человека к небесному, вселяет в него желание жить духовными интересами. Она очищает и освящает все его существо. По свидетельству многих, удостоившихся высшего духовного озарения, благодать Божия приносит такой мир и радость душе человека, что все земные блага и все физические удовольствия кажутся жалкими и ничтожными.

Со дня сошествия Святого Духа на апостолов каждый вновь крещенный в таинстве миропомазания, подобно апостолам, удостаивается благодати Духа Святого. Сила этого таинства настолько велика и неизгладима, что оно, как и крещение, не повторяется. Последующие таинства Церкви, как например: исповедь и причащение, а также богослужения в храме, частная молитва, пост, дела милосердия и добродетельная жизнь, имеют целью укрепить и усилить в христианине действие благодатных даров, полученных им в миропомазании.

Возрождающая сила благодати Божией обнаруживает себя в благотворных внутренних и внешних переменах в людях, принявших ее. Эти перемены были особенно очевидны в учениках Христа. Они, как мы знаем, до сошествия Святого Духа были людьми простыми, некнижными и вовсе не владеющими словом. Когда же на них сошел Святой Дух, они обогатились духовной мудростью и своим вдохновенным словом стали привлекать к вере не только простой народ, но даже философов и знатных людей. Их овеянное благодатью слово проникало в самые огрубевшие сердца, располагая грешников к покаянию и исправлению, а малодушных - к усердию.

Из робких и боязливых, какими апостолы были при жизни Спасителя, они после сошествия Святого Духа стали мужественными и бесстрашными. Результатом полученных ими благодатных даров было возникновение множества христианских общин еще при жизни апостолов не только в разных частях Римской империи, но и за ее пределами: в северной Африке, Индии, Персии и на юге Скифии. Так благодаря неутомимым трудам апостолов стало распространяться христианство во всем мире, а вместе с этим началось и возрождение человеческого общества.

В возрождающей силе благодати Святого Духа можно убедиться, читая книгу "Деяния святых апостолов," в которой описывается жизнь христиан в первое десятилетие после Пятидесятницы. Действительно, многие грешные, маловерующие и живущие плотскими интересами люди, приняв Святого Духа, делались глубоко верующими, праведными, полными усердия и горячей любви к Богу и людям.

"Они [новокрещенные], - как пишется в книге "Деяния,"- постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба [Причащении] и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и пользовались любовью всего народа: У множества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее : Не было между ними никого нуждающегося" (Деян. 2:42-47; 4:32-35).

Одним словом, духовные интересы и стремление к небесному вытеснили в них все греховное и низменное.

По учению Спасителя, сама духовная жизнь невозможна без помощи свыше: "Если кто не родится от воды и Духа, не может увидеть Царства Божия: Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть Дух" (Ин. 3:5-6). Еще Спаситель учил о Духе Святом, что Он наставляет христианина в истине, утешает в скорбях, утоляет его духовную жажду (См.: Ин. 16:13-17; 4:13-14). Апостол Павел все христианские добродетели именует "плодом Духа," говоря : "Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5:22-23). Часто внутренний духовный рост и совершенствование христианина происходят незаметно для него самого, как Господь объяснил в притче о невидимо растущем семени (Мр. 4:26-29). О таинственном действии Св. Духа на душу человека Спаситель говорил: "Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, не зная, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа" (Иоан. 3:8).

Кроме духовных дарований, необходимых каждому христианину в его личной жизни, Святой Дух еще подает отдельным верующим особые дарования, которые нужны для блага Церкви и общества. Об этих особых дарованиях апостол Павел так пишет: "Каждому дается дар Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, наделяя каждого особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12:7-11). Далее Апостол сравнивает Церковь с телом, каждая часть которого имеет свое назначение: "Бог поставил в Церкви кого Апостолами, кого пророками, кого учителями; иным дал силы чудодейственные, а также дары исцелений, помощи, управления, дар языков" (Еф. 4:11-12).

Христианин, получив благодать, становится живым храмом Святого Духа. Вот почему он должен хранить себя от всякого греха, как наставляет Апостол: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? - спрашивает ап. Павел. - Если кто разорит храм Божий [своей невоздержанностью], того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм - вы" (1 Кор. 3:16-17).

В своей притче о десяти девах Господь говорит о необходимости получения духовных даров. Без них человек все равно, что лампада без елея или обуглившееся и погасшее полено (Мт. 25:1-13). Объясняя притчу Спасителя о десяти девах, святой Серафим Саровский учит, что целью человеческой жизни является"стяжание" (приобретение) благодати Божией (См.: его беседу с Мотовиловым).

Хотя благодатная сила Духа Святого дается верующему не по его заслугам, а по милости Божией, в результате искупительных страданий Богочеловека, однако она возрастает в нем по мере его усердия в христианской жизни. Преподобный Исаак Сирин пишет: "В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарами Своими." Апостол Петр так наставляет христиан: "Как от Божественной силы Его дано нам все нужное для жизни и благочестия: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь" (2 Пет. 1:3-7). Апостол Павел убеждает христиан привлекать благодать Божию добродетельной жизнью и молитвой, говоря: "Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине: Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, воспевая в сердцах ваших Господ" (Еф. 5:8-9, 18).

Принято утренние, вечерние и другие молитвы начинать обращением к Святому Духу словами Царю Небесный. В этой молитве мы просим Духа Святого обновить в нас Свою благодать. Молитва "Царю Небесный" замечательна тем, что она изложена словами Самого Господа Иисуса Христа и содержит то, что нам следует знать о Духе Божием и что следует просить у Него. Вот текст этой молитвы (по-церковнославянски и в русском переводе).

Епископ Александр Милеант

http://www.pravmir.ru/article_2063.html

Сионская горница

В священном Писании гора Сион именуется городом Давидовым, жилищем и домом Божьим. В скалах Сиона были гробницы первых израильских царей. Здесь же находится и Сионская горница, в которой Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками. Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух. Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики "преломляли хлеб" - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская горница и называется матерью всех христианских церквей.

Это малое святилище, сохранившееся даже и во время гонений на христиан в первые века после Рождества Христова, во времена Константина Великого было отмечено величественной базиликой. Эта базилика указывается на древних картах под названием "Святой Сион", по словам очевидцев, ее потолок поддерживало 80 колонн, и в ней хранился терновый венец Спасителя. Сама Сионская горница, в которой сохранялся древний алтарь, примыкала к зданию с правой стороны, не входя в него.

В 614 году базилика была разрушена персами, после чего неоднократно восстанавливалась и снова разрушалась. Но в начале 13 века она была разрушена мусульманами и больше не восстанавливалась, само же здание Сионской горницы при этом уцелело. Крестоносцы, на недолгое время отвоевавшие Святую землю у арабов, изобразили на верхнем этаже горницы Тайную вечерю, а на нижнем Умовение ног апостолам.

 В XIV веке король Сицилии Роберт Анжуйский за большую сумму купил у султана Дамасского весь участок с развалинами и горницей и подарил францисканским монахам "в вечное" пользование. Однако в XVI веке халиф Сулейман отнял у христиан это место, превратив здание Сионской горницы в мечеть. Такие действия со стороны Сулеймана были связаны с легендой о том, что именно под Сионской горницей находится могила царя Давида, почитаемого и мусульманами. Нижняя часть стала считаться гробницей Давида, в верхней был установлен михраб (особое молитвенное место - навес, указывающий направление Мекки) сохраняющийся и поныне.

Помещение Сионской горницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. По близости устроена синагога.

Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.

По материалам сайта Императорского православного палестинского общества

http://www.ippo-jerusalem.info/

http://troitsa.paskha.ru/history/Istoriya_Bogosluzheniya/

ТРОИЦА
Картинки детства

Уже за два дня до праздника сходили в степь - за цветами и травою. Лазили по овражкам, поросшими весеннею бархатною зеленью, рвали душистый чёбор и длинные желтые медовники, спускались вниз - на дно оврага и там - над источником - ломали белые березовые ветки... Сколько было смеха, ауканья, беганья! Нарвали полный мешок чёбора, громадный букет желтых медовых цветов, пук белоствольных березок - с зелеными узорчатыми листками... Устали до изнеможения и - вспотевшие - прилегли в тени дикой яблоньки. Душистый чёборовый мешок - в головах, лежим и смотрим, как сквозь яблоневые веточки струится знойный воздух - густой и духовитый. Где-то по сторонам, в листве, все время - ш...ш...ш... - так спокойно и тихо. Чёбор одуряет голову, слегка дремлется... В нескольких шагах - родник. Лепечет, как далекие серебряные колокольчики, и куда-то бежит, куда-то бежит... Ух, как жарко! Должно быть, самый полдень. Солнце прямо над головой, листы привяли и душат воздух своими запахами. Хорошо полежать в тени яблоньки!.. А домой, все же, надо идти: пообещали старшим вернуться к обеду... Встаем, перекидываем мешок на плечи, березки и цветы - в руки, и - марш! По жаркой знойной степи быстро шагаем. Солнышко парит, горячий ветерок обдает лицо, - мы идем... За плечами - чёбор, в руках зеленые березки и желтые медовники, а впереди - Троица!..

С вечера - под праздник - церковь обрядили ветками и травою. Идешь по церкви - под ногами трава, по сторонам - деревца. И все березки - серебристые и нежные. Точно в саду или в степи. И пахнет садом - цветами, травой, деревцами. Батюшка - в зеленых ризах - ходит по церкви-саду и кадит... Мы - в уголке, пред старою иконою, на коленках, - нагнемся, захватим полную горсть травы и мнем в руках, потом к носу - как хорошо пахнет!.. Солнышко уже ушло из самого крайнего окна, и тень легла по храму. Краснеют высоко вверху - перед иконою Спасителя - лампадки и слабо колышатся, словно они там - на высоте - молятся... Свечки разгорелись, оплыли, пылают жарко... Чуткая-чуткая тишина вокруг. Лишь поднимаются от трав и деревьев степные чистые запахи, и вдали, на клиросе, невидимые - тихо поют монахини... О чем? О большом празднике, празднике зеленых трав, белых березок, ясного неба и чего-то еще - таинственного, незримого, далекого, чего никак не может уловить маленький детский ум... Невидимые - тихо поют о празднике Троицы монахини, благоухают цветы, а люди внимают, и тишина спускается к ним в души, и ласкают их белые нежные березки и зеленая яркая травка...

Утром - еще солнце не встало, над землею - предрассветная глубокая тишь, - а мы уже на ногах... Еще бы! Идти так далеко - в монастырь! И непременно пешком, с букетиками золотистых роз, идти туда через весь городок, через гору. Как далеко!.. Бегаем, суетимся, волнуемся:

- Мамочка, скорее! Как бы не опоздать!

- Не опоздаем. Еще рано!.. Ах, как долго собираются эти старшие! Уже солнышко совсем близко подошло к земле, ярко окрасило концы неба и вот-вот выплывет из своего ночного покоя. Скорее!.. Алеша капризничает, просит зонт - будто бы от жары. Он думает, что с зонтом он очень похож на большого. Ему дают какой-то старенький, с дырками, и он доволен. Наконец, собрались и тронулись в путь...

По улице дома стоят еще с закрытыми ставнями - спят. Пыль лежит спокойно на дороге. Проезжающих нет, но пеших много. Нарядные, свежие - идут, как и мы, в далекий монастырь - к Троице...

Кончилась улица, началась степь. Мы - взапуски по узенькой дорожке, похожей на ленточку, брошенную среди зеленой муравы. Как просторно! Как далеко видно! Вон синеет река, вон что-то движется на ней, наверно - рыбак... А дальше - лес, густой и темный. С другой стороны - далекая зеленая степь. Протянулась во все стороны, лишь убегают белые изъезженные дорожки и склоняются на бок - один за другим - телеграфные столбы... Как просторно!.. А сколько цветов! Под кустами еще отцветают синие подснежники. Скорее их в букет, рядом с фиалками и поветелью!.. Вон в буераке - смотрите, смотрите! - большие желтые цветы. Как золотые шапочки! Скорее! Что там: кажется, папа что-то шумел? Выпачкаюсь? Нет. Осторожнее. Вот сюда, здесь отлого. Тпр... - как скользко! На всем ходу съехал по крутому спуску в овражек - по сочной зеленой траве... Кажется, обзеленился? Да, да... Немножко есть. Ничего! Скорее рвать - вон те покрупнее. А то по спуску следом уже катится Алеша...

Вот и гора окончилась. Прямо спуск в котловину, где сидит, спрятавшись, маленький беленький монастырек. Дорожка - узкая, кремнистая, скользкая, а мы - наперегонки. Старшие что-то шумят, но ничего не разберешь: ветерок навстречу несется, камушки следом катятся, и белые стены монастыря все ближе, ближе... Сбежали. Под стареньким, как дедушка, вязом садимся и ждем, когда спустятся старшие...

В монастыре еще тихо. Пробегают из церкви в кельи клирошанки, около святых ворот сидит слепой старик и жалобно поет про Лазаря... Собор, кельи, деревья в саду - все свежо, как само утро... Солнышко уж высоко, и видно, как над речкой густеет воздух - теплый и душный. Будет зной!..

Старшие уходят в келью - к знакомой монахине, а мы просим позволения остаться на дворе. После долгих просьб, получаем разрешение и убегаем за монастырь, в соседнюю березовую рощу... Она уже вся проснулась - умылась, приоделась в беленькие нежные корочки-одежки, надушилась запахами своих клейких душистых почек... Тени нет совсем, маленькие тоненькие ветки свободно пропускают сквозь себя горячие лучи. Вся рощица - такая миленькая, душистая, солнечная, как девочка. Мы начинаем бегать - между молодых стволов, аукать, бросаться травой... Вдруг - бом, бом, бом... Расплавленное золото, блестя и переливаясь, полилось с колокольни... Надо бежать в церковь. Отряхиваемся, приводим волосы в порядок и идем в ограду. Уже много народа. Кумачи, голубые платки, девичьи наряды - все весело горит на солнышке. Шум, разговор, кое-где легкий смешок. У всех - букеты из полевых цветов, перевязанные поветелью. Все стоят стеною около церкви и ждут... Меж тем незаметно в одинокий звон вплетаются другие колокола, и в воздухе льется - тихой колеблющейся волной - трезвон. Из собора вышел крестный ход. Золотые хоругви, кресты, образа. За ними батюшки - в зеленых ризах, с легкими звонкими кадильцами. Пошли вдоль стены собора, блестя и переливаясь. Следом хлынул народ. А мы, тем временем, - в церковь. Проходим наперед - к амвону, и здесь становимся. В соборе - жарко, душно от травы и солнца. Хочется воды - холодной, прозрачной, из родника. Но теперь уже поздно - народ зашумел у входа и льется в церковь...

Обедня - какая-то зеленая. Деревца, цветы, чёборок, зеленые ризы батюшек, травяной запах, иногда песни монахинь о горнице, убранной зеленой травою - в далеком святом Иерусалиме... У всех - букетики, точно свечки на страстном стоянии. И каждый букетик пахнет по-своему, и люди молятся, и тихо поют монахини... И из этих отдельных простых черточек составляется особая жизнь - душистая, зеленая, солнечная - день Троицы... После обедни пьем чай - в келье у знакомой монахини, где по стенам развешаны виды Святой Земли и портреты матушек-игумений, и - домой!.. Жарко. Степь поблекла и дышит сухими ароматными испарениями. По сторонам убегают дорожки, телеграфные столбы... Вот и улица. Ставни у домов опять закрыты - от солнца. Пыль поднялась с дороги и стоит неподвижно столбом... Скорее!.. Вот, наконец, и дома. В комнатах прохладно, хорошо пахнет березкой и чёборком. Расстилаем на полу полсть, разуваемся и ложимся отдыхать... Боже, как хорошо!..

Милая Троица!.. Золотое далекое детство!..

Роман Кумов. БЕССМЕРТНИКИ

http://orth.narod.ru/articles/kumov/8.htm

 

 

Величание праздника

Величаем Тя,
Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего,
Егоже от Отца, послал еси Божественным учеником Твоим

Месяцеслов

Воскресенье, 15 Июня 2008 года. День Святой Троицы. Пятидесятница
Свт. Никифора, исп., Патр. Константинопольского, Вмч. Иоанна Нового, Сочавского,
Обретение мощей прав. Иулиании, кн. Вяземской, Прп. Варлаама Хутынского

Понедельник, 16 Июня 2008 года. День Святого Духа.
Мч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла. Прмч.Киприана.
Перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву

Вторник, 17 Июня 2008 года. Седмица 1-я по Пятидесятнице.

Свт. Митрофана, Патр. Константинопольского,
Прп. Мефодия, игумена Песношского

Среда, 18 Июня 2008 года.
Сщмч. Дорофея, еп. Тирского, Сщмч. Михаила пресвитера,
Блж. Игоря, вел. кн. Черниговского, Игоревской иконы Божией Матери

Четверг, 19 Июня 2008 года.
Прпп. Виссариона чудотворца и Иллариона Нового, Свт. Ионы, еп. Великопермского,
Прп. Паисия Угличского, Прпмцц. Архелаи, Феклы и Сосанны,
Пименовской иконы Божией Матери

Пятница, 20 Июня 2008 года.
Мч. Феодота Анкирского, Сщмч. Маркеллина, папы Римского,
Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии, Собор Ивановских Святых

Суббота, 21 Июня 2008 года.
Отдание праздника Пятидесятницы
Вмч. Феодора Стратилата, Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских,
Свт. Феодора, еп. Суздальского, Ярославской иконы Божией Матери

версия для печати

Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ":

Рассылка CONTENT.MAIL.RU


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL (http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

Сайт управляется системой uCoz