По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
9 (418), 22 июня 2008 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Диакон Андрей Кураев о Петровском посте. Собор Сибирских святых. День Святителя Иоанна, митрополита Тобольского. Илиотропион или Сообразование с Божественной Волей. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. Месяцеслов.

 

 

 Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

о имя отца, и сына, и святаго духа!

Сегодняшнее Евангелие учит нас тому - что значит быть святым, то есть - что значит быть христианином.

Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом моим Небесным". Это сказал Господь ученикам Своим, которые тогда стояли пред лицом Его; это сказал всевидящий Господь, взирающий на отдалённое будущее как на настоящее, сказал всем без исключения ученикам Своим всех времён и стран; сказал это Господь и нам, слушающим эту программу. Ученики Господа - не те только, которые от имени Его именуются христианами, не те только, которые приняли на себя обеты служения Ему: ученики - те, которые действительно исповедают Его Господом своим, исповедают полновластным Владыкою над собою, последуя Его учению, как учению Бога, исполняя Его заповеди, как заповеди Бога. Исповедание должно быть совершаемо умом, сердцем, словом, делом, всей жизнью.

Стыд, робость, колебание - нетерпимы при исповедании. Исповедание требует решительного самоотвержения. Оно должно быть исполнено, как бы на открытом месте, перед всем человечеством, перед Ангелами святыми и перед ангелами падшими, перед взорами земли и неба.

Апостолы не устыдились и не устрашились исповедать казнённого позорной казнью Богочеловека перед судом церковным и гражданским, перед сильными и мудрыми земли, перед тиранами и мучителями, перед лицом пыток и казней, перед лицом насильственной смерти. Такое же исповедание Господа принесли Господу святые мученики и новомученики, наполнившие всё пространство земли кровью своей, огласившие всю землю святым свидетельством Богопознания и Богопочитания. Исповедали Господа невидимым мученичеством и постоянным самоотвержением в течение всей жизни преподобные иноки (монахи): они служили союзом земли с небом, принадлежа небу во время своего пребывания на земле. Исповедали Господа презрением и неприятием начал мира те угодники Божии, которые жили в миру, к которым можно отнести слова Евангелия: "Сии в мире суть, и не суть от мира" (Ин. 17; 11, 16). Исповедание Господа, сопровождаемое решительным и полным отречением от мира и от себя, есть знамение всех святых.

Исповедание Богом-Сыном человека пред Богом-Отцом есть введение этого человека в теснейшее единение с Богом. Богом установленное, богоугодное исповедание человеком Бога есть знамение избрания Богом того человека. Но включение в число избранных есть плод собственного благого произволения (желания и воли) человека.

Исповедание слабое, двусмысленное не принимается, отвергается, как непотребное, как недостойное Бога. Недостаточно исповедание в тайне души: необходимо исповедание устами и словом. Недостаточно исповедание словом: необходимо исповедание делами и жизнью. "Иже аще постыдится Мене, - сказал Господь, - и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда придет во славе Отца Своего со Ангелы святыми" (Мк. 8; 39). Не только должно исповедать Господа, не только должно признать Божество и владычество Его, - должно исповедать учение Его, должно исповедать заповеди Его. Заповеди исповедуются исполнением их. Исполнение их, в противоположность обычаям, общепринятым в человеческом обществе, есть исповедание Господа и учения Его перед всеми людьми. Общество человеческое названо грешным и прелюбодейным, потому что оно, в большинстве своём, уклонилось в греховную жизнь, предало и променяло любовь к Богу на любовь ко греху. Обычаи, господствующие в мире, имеющие значение закона, превысшего всех законов, противны, враждебны Богоугодной жизни. Жизнь Богоугодная служит предметом ненависти и насмешек для гордого мира. Чтоб избежать ненависти мира, его преследований и стрел, сердце слабое, не утверждённое верою, склоняется к человекоугодию, изменяет учению Господа, исключает себя из числа избранных. Господь же утверждает Своих учеников в верности Себе и Своему учению грозным словом, которое мы слышали в сегодняшнем Евангелии, грозным определением, объявляемым заранее.

Зависимость от человеческого общества слабее зависимости семейной. Легче уклониться от подчинения требованиям общества, чем уклониться от подчинения требованиям семейным. Требованиям семейным помогает закон естественный, когда эти требования согласуются с законом Божиим, помогает им сам закон Божий. Верующий человек часто бывает в недоумении от противоречащих друг другу требований, не зная, исполнение которых из них является Богоугодным. Недоумение это разрешает предвидевший его Господь, разрешает со всей твёрдостью. Он сказал: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф. 10; 37). "Кто предпочитает Моей воле волю родителей или других родственников, кто предпочитает их образ мыслей и их убеждения Моему учению, кто предпочитает угождение им угождению Мне, тот недостоин Меня".

Но затруднения и препятствия к исповеданию Христа, действующие на христианина извне, мало значат в сравнении с затруднениями и препятствиями, которые он находит внутри себя. Грех, живущий в уме, сердце, теле, прямо противоположен исповеданию Христа, исповеданию исполнением Его заповедей. Грех упорно противодействует этому исполнению. Самое естественное добро, повреждённое грехом, затрудняет исповедание, смешивая его с исповеданием достоинств падшего естества. Уклониться от общества человеческого, от родственников - возможно; но куда уйти от самого себя? Куда скрыться от своего естества? Для освобождения от порабощения падшему естеству Господь заповедует распятие естества, то есть отвержение его разума и его воли, пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия. Кто умертвит своё падшее естество мечом учения Христова, "кто погубит душу свою Меня ради и Евангелия, - сказал Господь, - тот обретёт её, тот спасёт её" (Мф. 10, 39; Мк. 8, 35). Напротив того, кто будет поступать по понятиям и влечениям падшего естества, ошибочно признавая их добрыми, "сберёгший душу свою потеряет её. Кто не берёт креста своего, - не возложит на себя иго заповедей Моих, - и не следует за Мною в самоотвержении, а будет последовать самому себе, - тот не достоин Меня" (Мф. 10, 38).

Святая Церковь, в намерении объяснить судьбу избранных Божиих во времени и в вечности, положила сегодня читать, после слышанного нами страшного, нелицеприятного, решительного определения, исшедшего из уст Божиих, ответ Господа на вопрос святого апостола Петра: "вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?". Господь обещал особую почесть двенадцати апостолам. Как Богочеловек есть единственный вечный Царь Израильский, то есть Царь всех христиан, этого духовного Израиля, который составится из всех народов земных и населит собою землю обетованную - небо; так и апостолы, посредством которых покорены Богочеловеку все народы, естественно соделались начальниками и судьями этого нового Израиля, этого вечного, небесного народа. Объяснив апостолам, значение их в человеческой истории, Господь дополнил: "И всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат ныне, во время сие, во изгнании, и наследует жизнь вечную". Изгнанием названа земная жизнь. Она - изгнание, потому что люди низвергнуты на землю и подчинены страдальческому странствованию на ней за преступление заповеди Божией. Она - место и время изгнания для последователей Христовых, потому что в ней преобладает владычество греха, враждебное последователям Христовым, преследующее их непрерывающимся, ожесточённым гонением. Они подвергаются разнообразному мучительству греха и внутри себя, и извне: с исступленной злобою и неимоверным лукавством действуют против них жаждущие погибели их падшие духи; действует против них большинство людей, поработившихся падшим духам, и служащие для них слепым, несчастным орудием; действуют против них собственные страсти и пристрастия.

И в этом временном изгнании сторицей получат последователи Христовы в сравнении с тем, что они оставили ради Христа и ради Его учения. Они ощутимо принимают благодать Всесвятаго Духа. В сравнении с утешением, доставляемым Божественной благодатью, ничтожны все радости, все наслаждения мира. Пред духовным богатством, пред духовной славой ничтожны все богатства мира, вся слава их. Удовольствия греховные и плотские в воззрении святых Божиих - отвратительные скверны, исполненные смертной горечи; положение знаменитых и богатых мира сего подобно гробам поваленным, блистающим снаружи, внутри наполненным тления.

Все земные блага и преимущества оставляют человека, остаются на земле, когда человек, по неизбежному и неумолимому закону смерти, оставит землю и переселится невозвратно в вечность. Иному закону подчиняется Божественная благодать: она сопутствует в загробную область стяжавшему её здесь. Лишь свергнет человек с себя, как оковы, тело, - благодать, как бы стесняемая доселе плотью, развивается обширно и величественно. Она служит залогом и свидетельством для избранника Божия. Когда предстанет он на суд, ожидающий каждого человека после его смерти, и предъявит своё свидетельство и залог свой, тогда, сообразно им, как логичное последствие их, предоставляются ему на небе духовные, вечные, неизреченные и неограниченные богатства, великолепие, наслаждение. "В век грядущий он жизнь вечную наследует" (Мф. 19, 29), - сказал Господь. Жизнь настолько преизобильную и прекрасную, что плотской человек, основывающийся в суждениях о неведомом на понятиях о ведомом, не может составить о нём никакого понятия при посредстве собственного суждения.

Да дарует и нам Господь за исповедание Его наследовать эту жизнь, уготованную для всех нас непостижимой, безграничной милостью искупившего нас Собою Господа Иисуса Христа.

Аминь.

Настоятель прихода храма иконы Божией Матери
"Всех скорбящих Радость", г. Минска
Игорь Коростелев

Диакон Андрей Кураев о Петровском посте

Обычно говорят, что в эти дни постятся, подражая апостолам, чью память мы и будем праздновать в конце поста -12 июля. Апостолы действительно постились. Но исторически Петров пост не имеет к этому никакого отношения. Впервые упоминает о нем "Апостольское предание" святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься перед Пасхой, да постятся по окончании праздничного ряда (от Пасхи к Троице). Сегодня же пост именуется апостольским - тут и возникает огромнейшее недоумение: да в чем же именно мы подражаем апостолам? Меня коробит, когда при начале Петрова поста поясняют: этот пост существует у нас потому, что мы подражаем апостолам, а они постились перед тем, как пойти на проповедь Евангелия, потому и мы последуем их примеру...Тут все ставится с ног на голову. Скажите, почему мы подражаем апостолам в подготовке к делу и не подражаем в самом деле?

Ведь получается как если бы мы основательно и упорно готовились к бою, а вместо боя отправились на пикник. Есть в Церкви память о святых врачах бессребренниках (скажем, св. Косьма и Дамиан). Представьте, если бы мы предложили: давайте будем подражать их подвигу. Они изготавливали лекарства, а потом бесплатно раздавали их страждущим. Вот и мы будем лекарства копить... копить... копить... А раздавать лекарств не будем. Вот также издевательски выглядит наше постное "подражание апостолам".

Петр и Павел - это люди, которые не унаследовали, а обрели свою веру и отстояли ее. И у нас похожая судьба: по словам Андрея Вознесенского, "расформированное поколенье, мы в одиночку к истине бредем"...

В самом начале своего пути к Церкви я услышал слова, которые стали для меня определяющими. Архиепископ Александр, ректор Московской духовной академии, сказал мне: "Мы должны почаще спрашивать себя, как бы в этой ситуации поступил апостол Павел". Казалось бы, естественнее было сказать: "Как поступил бы Христос". Но ведь это невозможно - мы не можем ставить себя на место Христа, человек не в силах понять психологию Бога. Но почему ректор назвал именно апостола Павла? Апостол Павел - это апостол свободы. Удивительно: в мире не было человека, который был бы обращен в веру более насильственным путем. Воскресший Христос явился гонителю христиан Савлу, навязал ему очевидность своего воскресения ("трудно тебе идти против рожна"), но при этом никто более этого самого Савла (Павла) потом так не переживал жизнь во Христе как опыт свободы...

Эта обретенная им свобода дала ему умение различать, где главное, а где второстепенное. Причем Павел умел ценить второстепенное ради того главного, которое через него проступает. Он четко понимал, "где суббота, а где человек", и ради человека хранил субботу и ради человека ее нарушал. Принцип его пасторства: "Я с эллинами был как эллин, с иудеями - как иудей". Он знает о той свободе, с которой умный, верующий христианин может себя вести, но предлагает самим ограничивать себя в этой свободе - ради немощных братьев своих по вере.

Наша беда в том, что за две тысячи лет эти "немощные в вере" не исчезли; напротив, их голос стал решающим... Знаете, с этим когда-то надо кончать, нельзя всегда идти на поводу у бабушек и у их страхов. В конце концов, это и самих бабушек, и Церковь в целом сваливает в пропасть. Когда все сгрудились на одном конце лодки, кто-то обязан встать на другом борту, иначе она перевернется. Кстати, таким человеком, который стоит не на том борту церковного корабля, где сгрудились народные суеверия, является Патриарх Алексий. Найдите его книгу "Войдите в радость Господа своего" и почитайте размышления Патриарха о суевериях...

Принцип поста объяснял Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол. Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста.

- Правильный пост - это борьба за человеческое в самом себе. Он - попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это "более высокое" (то есть душа) будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост - это радость. Как и правильно переживаемое православие.

http://www.pravmir.ru/article_1142.html

23 июня - День Святителя Иоанна, митрополита Тобольского (1715)

Собор Сибирских святых

древней столице Сибирской Земли, городе  Тобольске,  этот день проходит особенно торжественно, поскольку чествуется великий Угодник Божий митрополит Иоанн. При большом стечении паломников его святые мощи, почивающие под сенью в Покровском соборе, переносятся священнослужителями в Софийский кафедральный собор для всеобщего поклонения и лобызания. После обедни в самый день праздника священство обносит раку вокруг собора, останавливаясь у каждой из его сторон. При этом хор и народ поет многократное "Господи, помилуй", а священники в присутствии Высокопреосвященного высоко поднимают раку со святыми мощами и осеняют всех крестообразно. Этот крестный ход представляет собой величественное зрелище и как бы дополняет состоявшийся накануне ход из Абалацкого монастыря в Тобольск с чтимой иконой Божией Матери.

После того, как мощи Святителя будут вновь занесены в Покровский собор и положены на прежнее место, совершается заупокойная Лития  на месте погребения бывших преподавателей Тобольской Духовной Семинарии. Эта традиция является неотъемлемой частью Актового дня, совершающегося в Тобольских Духовных школах после окончания очередного года обучения.

http://www.russned.ru/stats/1197

Илиотропион или
Сообразование
с Божественной Волей

Творение Митрополита
Тобольского и всей Сибири
Иоанна Максимовича

II. Глава

Почему Бог попускает то или другое.

В этом отношении множество людей сильно заблуждаются, смешивая попущение Божье с попущением человеческим.

Первое неизмеримо разнится от последнего по причинам своего происхождения - человеческое попущение происходит от бездеятельности попустителя, которая и служит непосредственной причиной появления множества физических и моральных зол при всей возможности попустителю предупредить или пресечь их в самом начале. Иногда, впрочем, происходит это попущение от того, что попуститель не имел возможности предотвратить какое либо зло. При таком нашем воззрении и на попущение Божье - в случаях, когда мы друг на друга нападаем, считая своего противника злодеем и виновником наших злоключений, и терзаем друг друга не только языком, словами, но и руками - рождается в душе нашей мысль, будто бы всеведущий Бог не смотрит на нас и, имея возможность возбранить, попускает наносить нам тяжкие обиды.

Для исправления этой преступной мысли необходимо нам рассмотреть попущение воли Божьей в трояком отношении:

а) со стороны желания Божьего попустить что-либо;

б) со стороны причины Божьего попущения;

в) со стороны содействия воли Божьей в совершении попускаемого дела или вещи.

Для лучшего уразумения указанных сторон попущения Божьего необходимо различать два рода попускаемых зол.

Первый род зол включает в себя разные огорчения, тяготы, болезни, нанесение обид, или бесчестия, как то: приведение в нищенство (оскудение), заключение в тюрьме, недуги, изгнание (ссылка), смерть - все это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного врачевания нас.

Второй род зол, называемый в собственном смысле злом - это наши грехи (преступления Божьих заповедей).

Первого рода зло попускает Бог по желанию своему или как казнь для нечестивых безбожников, или как меру исправления для сынов (и дщерей). О зле второго рода, то есть о грехах, нельзя сказать, что Бог желает их совершения, он их только попускает. Все, что действительно существует в мире, пребывает в нем по желанию и слову Божьему, по воле Которого "все ... начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоан. 1:3).

Но грех не есть нечто жизненное (реальное), а есть только призрачная противоположность действительности, ее призрак, тень, ничто. Грех существует по одному именованию несовершенства лжи и лукавства неповинующихся Богу сотворенных Им разумно свободных существ. Потому грех и произошел первоначально и ныне происходит против желания Божьего, не от Бога, по Его, однако, попущению. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенства и непогрешимости Божьего управления миром или Его Промысла. Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая из зла произвести доброе, из неправого правое для вразумления и исправления людей, дабы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившему и по отношению к его ближним (к обществу).

В этом состоит отличие попущения Божьего от попущения человеческого, по которому зло или не могло быть предупреждено и пресечено в начале человеческими мерами, или, по крайней мере, было нежелательно совершение допущенного. Напротив в Боге видим и могущество Его не допустить, пресечь исполнение злого намерения, и вместе с тем волю попускающую совершиться тому или другому из зол.

При этом рождается вопрос: почему благоволит Бог попускать совершение греха, какая побудительная причина у Бога к попущению людей на грех?

Бог и злые дела иногда обращает во благо.

Бесконечная благость Божья никогда бы не попустила быть на земле таким злым беззакониям, если бы отсюда она не производила величайших благ, и сделанное по злобе не обращала бы во спасение.

Бог попустил умножиться братней зависти против неповинного Иосифа, но попустил для какого благодеяния? Не для спасения ли от голодной смерти не только его родителей, братьев и родственников, но и всего Египта? Попустил Бог нечестивому Саулу всячески озлоблять кроткого, незлобивого Давида, но не для пользы ли самого Давида и всего царства Еврейского (да, для величайшей пользы не только их, но и всего рода человеческого через потомка Давидова Христа Спасителя нашего)? Попустил Бог бросить в ров к разъяренным львам безвинно оклеветанного Даниила пророка; но для чего? для возведения его самого и друзей его на высшую степень величия и славы.

Но зачем мне рассказывать о многочисленных фактах Ветхозаветной истории, когда через попущение Божье завистливые первосвященники, фарисеи и старейшины Еврейские, по зависти, предали на распятие Единородного Сына Божьего, Иисуса Христа, и это попущение обратилось во спасение всего рода человеческого. Таким образом, от каждого попущения происходят и открываются нам величайшие богатства славы Божьей и Его благодеяний каждому человеку и всему роду человеческому. Отсюда открываются нам благость Божья и милосердие Его, щедроты, всемогущество и величество, предвидение и промысел Его. Отсюда Высочайшая мудрость и правда Его неведомыми нам путями озаряют нас, и тем самым возбуждают весьма многих, внимательных людей, к возращению добродетели, к умножению многотрудных, но славных подвигов, награждаемых обильными благодеяниями в нынешней жизни и будущей и вместе с тем ореолом славы.

О, как дивно и величественно проявляет себя Божественное промышление в повседневных своих попущениях!

Неважно от добра произвести добро, но весьма удивительно злое обратить в добро. Есть общая поговорка: "на спокойном море всякий может быть кормчим." Невелика мудрость, когда ветер попутный, корабль крепок, море не волнуется, еще и матросы корабля знают свое дело, пристань видна, - направить к ней корабль. Но иное дело, когда буря бушует на море, корабль поврежден, волны с шумом вливаются на палубу и внутрь корабля, или когда ночь темная, ничего невидно, пираты окружили корабль, экипаж малочислен и плохо вооружен; и при всем этом капитан корабля так искусно распорядился, что безбедно избежал опасности; вот это удивительное дело: капитан корабля делом доказал свою мудрость и свою опытность править кораблем

Подобное замечаем мы и в мироправлении Божьем: кажущееся нам попущение воли Божьей не ведущим к добру, Бог приводит к наилучшему концу по Своей неизреченной премудрости и правде. Чрез попущение противозаконных деяний и приключений горестных Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих. По Божьему промыслу, направляющему все к наилучшему концу, хитрые замыслы, направленные для вреда обольщаемого ими, часто обращаются ему в пользу и честь; делаемые на кого-либо нападения и обиды нередко умножают его силы; величайшие беззакония нечестивых утверждают многих в благочестии и добродетели и предохраняют от погибели.

Оттуда же происходит, что многие люди, на первый взгляд, уже совершенно погруженные в бездну погибели, на деле оказываются бывают через то самое спасены. Иосифу узы и темница служат к почестям и к его величайшей славе, братняя в нему зависть доставила ему больше пользы, чем благоволение всего мира. Саулова злоба доставила Давиду царский венец. Львиный ров ввел Даниила в большую честь и славу, каких не достигали и цари земные. Христос с креста вошел в рай вместе с покаявшимся разбойником, а с горы Елеонской вознесся на небеса и сел по правую сторону Бога Отца. Если бы Бог не попускал грехопадения и не исправлял допущенных, и через это не производил бы от злых деяний добрых последствий, то едва ли бы могли мы узнать присущую Богу правду, карающую злых и награждающую добрых. Но через такое допущение злых деяний мы учимся познавать пользу исследования самих попущений и осознавать, какими чудными путями Бог из величайших зол производит бесчисленное множество добра.

Об этом весьма умно выразился знаменитый ученый Боэтий, говоря: известный порядок Божественного управления всегда достигает своих целей; ибо если иногда что-нибудь и уклонится от Божественного установления в сторону, то оно хотя и другим путем, все же направляется к предположенной цели, дабы ничто не оказалось неразумным в управлении Промысла. Хотя и неудобно человеку постигать ограниченным умом и выражаться слабым словом о величайших и бесчисленных деяниях неограниченного и всемогущего Божества, но для нас достаточно удостовериться, что Бог есть творец и промыслитель всего сущего, и Сам же Он все направляет наилучшим образом к достижению наибольшего добра. А потому, если благоразумно всмотримся в многоразличные явления природы н человеческих обществ, то ничего не найдем злого (в собственном смысле) и неразумного в порядке высшего управления миром.

Итак существуют многочисленные причины попущений Божьих, примеры которых привели мы в начале этого отделения.

О попущении Божием.

В начале этой 2-й главы предложено рассмотреть попущение Божье с трех сторон: а) волю Божию, б) причины попущения, и в) волю содействующую к совершению попущенного. К рассмотрению этой третьей стороны попущения Божьего мы теперь и приступаем.

Предвечный Бог еще прежде всех веков установил все то и так, что впоследствии времен намерен был Он привести и приводит в дело или исполнение. Тогда же Он предвидел и знал не только справедливейшие причины попущений зла в мире, но и имел свободную волю - как попустить, так и содействовать к совершению попускаемого действия. У богословов эта истина ясно и точно выражается словами: "Бог есть помощник всему истинно (немечтательно) происходящему и существующему." Ничего в мире не бывает и не осуществляется без посредства первой и Высочайшей причины (воли Триединого Божества).

Итак, если все, что попускает Бог, предустановленно Им от века к попущению по справедливейшим причинам, и Сам Бог благоволит являться невидимо помощником совершения (внешней стороны) попущенного деяния, то зачем мы произносим безумно на Бога и людей печальные и пустые жалобы? Зачем часто мы оговариваем и отрицаем Промысел Божий, и самые справедливые причины Божьего попущения? Почему лучше и справедливее все случившееся нам неприятное и мучительное для нас не приписываем Мы с покорностью воле Божьей и Его попущению для нашего исправления?

Зная, во-первых, что попущения Божьи бывают не без справедливых причин, во-вторых, что вся сила и все лучшее содержится в том Божьем о нас намерении, с которым сделано попущение, и которому сопротивляться нам нисколько не следует - обязаны мы тем более осмотреться и исправить себя раскаянием перед Богом в своих погрешностях. В попущениях Божьих - добрая ли воля, злая ли она - но она работает Богу, и с каким бы намерением она не работает, однако в конце концов все совершается для достижения наилучших целей.

Действительно, все святые то, что встречалось с ними в жизни (приятное или неприятное), приписывали воле, действию Божьему, потому что они не обращали своего внимания на грехи чужие, но все поступки людские рассматривали, как Божий дар или Божье попущение за свои грехи. Святые рассуждали так: милостивый Бог никогда бы не попустил ничего злого, если бы не знал Он, что оттуда произведет Он многочисленные великие благодеяния.

Подобную мысль высказал и блаженный Августин: "Бог признал лучшим злое обращать в доброе, нежели вовсе не попускать зла. Потому что Бог, будучи всеблагим, никаким образом не допустил бы зла в делах Своих, если бы Он не был столь всемогущ и благ, чтобы не мог от зла произвести благое, доброе."

Также справедливо говорил учитель Феофил: "Непостижимо Бог вмешивается в наши заблуждения и в наши грехи, не для похвалы их или принятия соучастия в них, но гнушаясь ими, ненавидя и исправляя их. Бог производит из зла много доброго, подобно тому, как бы Он огонь превратил в воду." Здесь следует упомянуть и о другом его наставлении: "Всякий оскорбляющий нас (каким бы то ни было образом), - совмещает в себе как бы два лица, действующие одно сознательно, другое бессознательно. Во-первых, он желает по злому расположению к нам действовать против нас враждебно - с намерением оскорбить нашу личность, лишить нас имущества и т.д., хотя в этом намерении своем и не всегда успевает. При успехе же своем, через попущение Божье, делается он бессознательно 2-м лицом, действующим в качестве орудия в руках Божьих, наказывающего нас или исправляющего наше поведение, и тем самым он бессознательно служит Богу."

Такими бессознательными служителями Божьими были (известные в истории): Навуходоносор, Аттила (предводитель Гуннов), Тотий, или Тотила (царь италийских Остготов), Тамерлан, и другие бичи Божьи. Таковы же Веспасиан и сын его Тит, которые ради славы и распространения Римской империи, старались уничтожить Евреев, но обманулись в том. Действительно, они были мучителями и сильными воинами - орудием гнева Божьего на народ неправедный. Евреи не могли достигнуть спокойствия и своего счастья на земле, иначе, как при пособии теплиц Нероновых. Но чтобы яснее изложить читателям означенное здесь изъяснение попущения Божьего, да будет нам позволено коснуться некоторых исследований и суждений.

Любое попущение Божье нужно принимать с покорностью.

Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, оглашающий весьма часто небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне, что тебя столько оскорбляет: воля ли (умысел) оскорбителя, или только его власть (возможность осуществить умысел) или и то и другое?

Ты отвечаешь меня оскорбляет и то и другое вместе.

В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение ее в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбления: злое намерение (воля) без власти ничтожно, и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, то есть от воли Божьей, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая власть от Бога, зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом, иначе бы он не мог тебя оскорбить без Божьего попущения. Скажешь: противник мой нанес мне величайшую обиду. Скажи: какую? Ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит тебя терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление тебя - и ты считаешь себя обиженным? Этого лукавого человека, скажешь, и его злобную волю я ненавижу. Но ты всегда обращаешь свое внимание на деяния других людей, а я тебе советую лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести (беспристрастному внутреннему оку).

Воля человеческая, хотя она и зла и нечестива, что же она могла тебе сделать? В чем ее успех? Ты не столько сожалеешь о том, что хотел тебе вредить твой противник, сколько о том, что он повредил и что мог повредить? От кого же это произошло, и почему он мог тебе вредить? Не по власти ли и воле Божьей? А если по власти и воле Божьей - то всегда по судьбам праведным и святым. Следовательно ты или умолкни или обрати свои жалобы к Божественному попущению, и это последнее запечатлей твердо в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь. И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго?

Прекрасно сказал блаженный Августин: "Не бойся врага, он на столько силен повредить, на сколько получил для того власти от Бога. Того же бойся, который силен столько сделать, сколько захочет, и который ничего несправедливого не делает, но что Он делает, то все - справедливо. А если что-нибудь, по мнению нашему, казалось бы несправедливым, то, если несомненно, что оно произошло по воле Божьей, веруй, что оно есть справедливо и истинно."

Спросишь: если кто убил невиновного человека, справедливо он поступил или несправедливо? Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Почему же Бог, спросишь опять, попустил такую несправедливость? Ты хочешь вести спор с Богом прежде, чем сделался достойным вопрошать Бога, по какой причине, Боже, Ты попустил это? Намерения Божьего о том или причины Его попущения не могу тебе, любезный мой, прямо объяснить (по необъятности Премудрости Божьей умом человеческим). Но утверждаю только, что и убивший неповинного человека действовал несправедливо, и что этого убийства не было бы, если бы Бог не попустил его по неведомой нам праведной причине, говоря другими словами - убийца совершил дело неправедное, требующее казни. Но попущение Божье - праведно и премудро по причине праведной, но скрытой до времени от нас.

Подобным образом рассматривает блаженный Августин дело об убиении Христа, нашего Спасителя. "Иуда, беззаконный предатель Христов (говорит Августин) - и гонители Христовы - все беззаконники, все нечестивцы и все погибшие. Однако Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за спасение всех нас." Рассуди сам, любезнейший мой, если можешь, всякое подобное дело, отдели обе его стороны (т.е. законопреступника, совершающего злое дело, от Бога, соизволяющего на попущение), потом растолкуй. Исполни перед Господом твои обещания, которые высказаны тобой перед Ним (Пс. 75:12).

Рассмотри, что сделал тебе нечестивый? Что - праведный? Тот захотел умышленно совершить зло, сознавая свою неправду; этот попустил совершиться злоумышлению, и попустил справедливо для того, чтобы воля нечестивого погибла, а праведное попущение прославилось. Не удивляйся же, что Бог попускает совершаться злу. Он попускает это по праведному Своему суду, попускает мерою, числом и весом. У него нет неправды, ты только сам всецело предайся Ему, усвойся Ему.

Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство - когда тебя кто обидел или оскорбил, то ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло - ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени. Этого обычая держались все святые Угодники Божьи - они не разыскивали кто и за что их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божьего попущения. И потому они считали нанесенные им обиды за благодеяния для себя, а своих противников - за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам. Те же, которые нас хвалят и величают нас в глаза - льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Поэтому святые всегда мысленный взор свой обращали к Богу, во всяком деле полагались на Промысел Божий, и ожидали от Бога всего доброго.

С другой стороны, оттуда же видно (из сказанного выше) что грех, учиненный против ближнего через Божье попущение, тем не менее не дает ни малейшего смягчения вины грешника, потому только, что его противозаконное деяние дало Богу повод произвести от зла большее добро. Ибо к произведению последнего подан только повод согрешившим и не от себя, но по богатству Божественной благости, намерение же у согрешившего было злое и осталось злым. Так, например, если бы кто из злодеев, подложив огонь под хижину бедняка по злобе на него, сжег ее, а другой добрый и достаточный человек, по своему сожалению к бедняку, выстроил ему на месте истребленной пожаром хижины не в пример лучший домик, то и в таком случае не могли бы служить уменьшающими вину поджигателя ни ничтожную стоимость подожженной хижины, ни то добро, сделанное бедняку, по поводу поджога и потери им хижины.

Для лучшего уразумения сокровенных и непостижимых судеб Божьих и Его Промысла о людях предложим рассмотрение об этом в следующей главе.

 

http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/iliotropion.h

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская

В 1294г. Ростовская княжна Анна Дмитриевна вышла замуж за Тверского князя Михаила Ярославича. Ее жизнь стала величайшим испытанием ее Духа. Сначала она проводила на смерть в Орду мужа, затем одного за другим двух старших сыновей - князей Дмитрия и Александра, внука Федора. Не озлобилась, не впала в уныние, смиренно ушла в монастырь и уже монахиней пережила смерть третьего сына Константина. Младшенький Василий увез мать в Кашин. Он был Кашинским князем. Здесь, в монастыре при Успенской церкви она дожила свою жизнь. Княгиня Анна умерла в 1368 г. Ее похоронили в церкви Успения Пресвятой Богородицы и со временем забыли о ней.

Прошло почти 300 лет.... В 1611 г. в церкви Успения от ветхости провалился пол, тогда и обнаружили в подклете гробницу, которую подняли и поставили в церкви. Они бросали на гробницу шапки и даже садились, принимая за лавку. Терпение княгини кончилось. Она явилась во сне к умирающему пономарю Успенской церкви Герасиму и укоряла его, что 300 лет бережет город от напастей и не заслужила такого обращения. Пономарь от увиденного исцелился мгновенно, побежал в церковь и все рассказал. Кашинцы начали вспоминать, когда и какие беды счастливо миновали их город, получалось, что Герасим говорит правду. Княгиню стали поминать в молитвах, гробнице отвели почетное место, и возле нее начали свершаться чудесные исцеления.

Анна Кашинская, наверное, единственная святая, дважды канонизированная православной церковью. Первый раз произошло это в 1650 году. Но спустя 30 лет, отговорившись тем, что в житии Анны есть несоответствия летописям, из сонма святых ее исключили, службы прекратили. Истинной же причиной явились рассказы старообрядцев, будто лежит княгиня в гробу, благословляя людей двоеперстием. Приехавшая комиссия нашла руки Анны сложенными на груди. Но Церковный Собор все равно запретил почитать святую, дабы не стала она знаменем старообрядцев во время церковного раскола. Кашинцы решения этого не послушались и продолжали молиться своей святой, а она продолжала хранить свой город. Кашинцы несколько раз обращались в Синод. Наконец, в 1909 году им удалось рассказать о своей беде императору Николаю I и по его распоряжению Анну Кашинскую канонизировали вторично. Княгиня Анна помогает при болезнях и напастях, заступается за обижаемых женщин, помогает выдержать экзамен. Ее и сейчас иногда видят в городских церквях...

25 июня 1993 г. по центру города шел Крестный ход, раку с мощами Княгини Анны переносили из церкви Рождества Христова во вновь открытый после реставрации Вознесенский собор, ставший кафедральным, т.е. главным собором города Кашина. Начиная с 1994 г. 25 июня, в День города и День почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, после литургии совершается Крестный ход с ее мощами по маршруту: Вознесенского собор, церковь святых Петра и Павла, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор.

http://kashinold.narod.ru/gocity/e7

Тропарь Иконе Божией Матери "Достойно есть"

Притецем, вернии, со дерзновением к Милующей Царице Богородице и умиленно воззовем к Ней:

низпосли на ны милости Твоя богатыя: град сей избави от всякаго обстояния, мир даруй мирови и спасение душам нашим.

Месяцеслов

Воскресенье, 22 Июня 2008 года. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.
Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского,
Прп. Кирилла, игум. Белоезерского
Заговенье на Петров пост

Понедельник, 23 Июня 2008 года. Седмица 2-я по Пятидесятнице.
Петров пост Сщмч. Тимофея, Мчч. Александра и Антонины,
Свт. Иоанна, митр. Тобольского, Собор Сибирских святых,
Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского

Вторник, 24 Июня 2008 года. Седмица 2-я по Пятидесятнице.
Апп. Варфоломея и Варнавы, Прп. Ефрема Новоторжского,
Иконы Божией Матери, именуемой 'Достойно есть'

Среда, 25 Июня 2008 года. Седмица 2-я по Пятидесятнице.
Прп. Онуфрия Великого, Прп. Петра Афонского,
Блгв. вел. кн. Анны Кашинской

Четверг, 26 Июня 2008 года. Седмица 2-я по Пятидесятнице.
Мц. Акилины, Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской,

Прмц. Пелагии Карагандинской, Прпп. Андроника и Саввы Московских,

Мц. Антонины. Прпп. Анны и сына ее Иоанна
Пятница, 27 Июня 2008 года. Седмица 2-я по Пятидесятнице.
Прп. Варлаама Хутынского, Прор. Елисея. Свт. Мефодия, игумена,
Блгв. кн. Мстислава

Суббота, 28 Июня 2008 года. Седмица 2-я по Пятидесятнице.

Прор. Амоса, Свт. Ионы, митр. Московского, Блж. Августина
Прпп. Григория и Кассиана Авнежских, Блж. Иеронима,

версия для печати

Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ":

Рассылка CONTENT.MAIL.RU


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL (http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

Сайт управляется системой uCoz