По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
10 (419), 29 июня 2008 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя всех святых в земле Российской просиявших. Евангельское чтение. Афон. Свято-Боголюбский монастырь в честь Боголюбской иконы Божией Матери собор. Патриарх Иов. Илиотропион или Сообразование с Божественной Волей. Месяцеслов.

Неделя всех святых в земле Российской просиявших

 Евангельское чтение

(Евангелие от Матфея 9, Гл.4, стих 18-24)

роходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Неделя Святых Земли Российской

егодня светлый праздник Святой Руси - мы прославляем наших отечественных святых, в Земле Российской просиявших. Каждый из них может сказать о себе: "мир меня ловил, но не поймал." Святые Земли Российской - это не только великаны духа, это путеводные звезды для всех, стремящихся к осмысленной жизни, ищущих Истины и Правды.

В назидание наше, остановим внимание на некоторых чертах жизни наших святых. Прежде всего - жизнь их протекала в вере, они жили в вере. А что значит жить в вере? Жить в вере - это значит стремиться жить в ощущении жизни вечной. Знайте, дорогие мои братья и сестры, что в ком нет света этого ощущения, в том нет еще, по существу, и жизни веры. "Господи, исполни сердце мое жизни вечной" - взывали ко Господу святые. Наличие духовного ощущения жизни вечной - это признак живой духовной жизни человека. "Жизнь вечная есть утешение в Боге," - говорит преп. Исаак Сирин.

Движущей силой жизни святых была любовь. Любовь к Богу и к человеку. Печатью любви к Богу была всецелая преданность Православию, как вере Христовой-Апостольской. В завещании сынам Российским преп. Феодосий Печерский говорит: "Чада, берегитесь кривоверов и всех бесед их. Кто хвалит чужую веру, тот все равно что свою хулит. Если же кто будет хвалить и свою и чужую, то он двоеверен, близок к ереси."

Любовь же к человеку, во имя и во славу Божию, побеждает и национальные и вероисповедные преграды. Тот же преп. Феодосий говорит: "Твори милостыню не только своим по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, - будет ли то жид, или турок, или латинянин, - ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не только на христиан, но и на неверных." Жизнь верующего должна быть подвигом любви.

Следующей чертой жизни наших святых была непрестанная молитва. Молитва это - плод любви к Богу и к человеку. Возможна ли подлинная любовь к человеку без любви к Богу? Нет, невозможна. Без любви к Богу не может быть подлинной, чистой, альтруистической любви к человеку. Молитва рождается от любви - от скорби о людях.

Мы ныне живем в мире суеты, во власти суеты находимся. И в наше время особенно нужен подвиг молитвы. Свойством нашей молитвы может быть ее краткость дома - "Боже, милостив буди мне грешному," "Господи, настави, утеши и помилуй," "Господи, помилуй," но обязательна ее непрестанность среди людей, на работе. О влиянии молитвы на окружающих людей повествует нам наш во Христе брат, Б. М. Назаров, бывший в советских условиях инженером-судостроителем. Он свидетельствует следующее: "Среди окружавших меня людей было много вражды и волнений, и я не знал, куда от всего этого деваться. Потом решил: буду на работе вести постоянную молитву. И представьте себе, результаты сказались скоро. Не только я сам успокоился, но стали спокойнее и все те, которые со мной общались." Небесный покровитель нашего храма. преп. Серафим говорил: "Стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся." Вот в инженере Назарове был дух мирный, мирная и смиренная была его непрестанная молитва. К стяжанию такой непрестанной молитвы и нас зовут святые Земли Русской.

"Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа," - поучал евреев ап. Павел. Этими словами поучают нас и святые Земли Российской, поучают примером своей жизни.

И еще на одной отличительной черте наших святых остановим наше внимание. Это - постоянство пребывания в Церкви, сознание себя живой клеткой Тела Христова. И всем опытом своей жизни они свидетельствуют нам о том, что для постоянства бытия нашего в Церкви необходимо постоянство покаяния. "Храм Божий свят, а этот храм - вы," - говорит тот же ап. Павел. А "кто делает грех, тот от диавола," т.е. вне храма, не от Церкви, пока не покается. Это понимали и наши великие князья. Вот Владимир Мономах и Димитрий Донской, не причисленные к лику святых, дают нам пример постоянства пребывания в Церкви: они, несмотря на обремененность государственными и общественными делами, ежедневно посещали храм и каждое воскресенье Великого Поста приобщались св. Таин. "Диавол, враг наш, побеждается тремя добрыми делами: покаянием, молитвой и милостыней," - поучает нас великий князь Владимир Мономах: "Просите Бога о прощении грехов со слезами и не только в храме это делайте, но и ложась в постель. Не забывайте ни одну ночь класть земные поклоны, если вы здоровы, если же занеможете, то хоть трижды поклонитесь... Не забывайте убогих... Все, что дал нам Бог, не наше, а только поручено нам на короткое время.,. Старика почитайте, как отца... В делах не ленитесь... Больного посетите, покойника проводите, никого не оставляйте без привета, скажите всякому доброе слово. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее, и прежде всего по отношению к Церкви."

Так наставляет нас Святая Русь. Да поможет же нам Господь явить себя достойными наследниками Отцов наших, наших вождей и наставников, память которых мы сегодня прославляем. Аминь.

Слова и Проповеди Епископа Митрофана

(Зноско-Боровского, 1909-2002).

http://www.kursmda.ru/books/sermons_episkop_mitrophan.htm

 АФОН

эсхатологический очерк

Юрий Юрьевич Воробьевский

однимаемся от Кирасии лесом, из тенистой чащи то и дело выныриваем на яркие поляны, словно вытопленные жаркими лучами в прохладной зелени. Сразу обдает сладким запахом. Может быть, это не просто аромат цветов? Может, благовоние молитв, возносимых кем-то невидимым?

Афон полон преданий о незримых старцах. Говорят, их сорок или пятьдесят, и подвизаются они как раз на склонах Святой Горы.

Один из известных сюжетов таков. Однажды молодой послушник встретил в горах похоронную процессию. "Пойдем с нами", - позвали шедшие за гробом. "Сейчас, только спрошу благословение своего старца". Послушник рассказал учителю о встрече. "Неразумный! - воскликнул тот. - Ты видел по соседству хоть одну келью? Это же были старцы! Беги следом!" Но процессии на горной тропинке уже не было. Говорят, когда умирает один из аскетов (порой их называют восками, то есть пасущимися, питающимися лишь дарами природы), незримое братство забирает с собой еще одного афонского монаха.

- "Предания о старцах мы воспринимаем всерьез, - говорил духовник Пантелеимонова монастыря отец Макарий. - Когда новые поколения русских монахов в 80-х, начале 90-х годов стали прибывать на Афон, они еще застали в живых великих молитвенников, сохранивших святогорскую традицию в самые тяжелые времена. И они относились ко всему, что касается незримых старцев, как к абсолютной истине. Предания эти берут начало в откровениях Матери Божьей подвижникам Афона, в том числе старцу Паисию...". Афонские монахи чутко прислушиваются к знамениям последних времен. С сокрушением нам рассказали о судьбе древней оливы, выросшей из косточки того дерева, под которым была усечена глава святого Пантелеимона. До недавнего времени она зеленела на территории русского монастыря рядом с храмом, где хранится честная глава великомученика. В нынешнем году олива засохла. Этот факт соотносят и со смертью Мамврийского дуба в Палестине.

Первый удел Пресвятой Богородицы, Афон своими сокровенными знаками всегда символизировал происходящее в России, стране, ставшей последним Ее уделом. В Покровском храме Пантелеимонова монастыря - удивительная икона Спаса Нерукотворного. Черный, почти неразличимый лик. Кажется, он немного светлеет, когда стоишь на молитве, из темной бездны проступают очертания лица, глаза глядят на тебя в упор. Икона потемнела в день убийства Царской Семьи. Суждено ли ей обновиться? "В кельях, - говорит отец Лазарь, - словно затишь, но мы духовно чувствуем, что происходит в нашей стране и в мире. Из России привозят все больше синодиков для поминовения, в которых то и дело - "убиенный", "пропавший без вести"..

Какова роль загадочных незримых молитвенников? Рассказывают, что в последние времена, когда пучина страстей захлестнет и Афон, старцы поднимутся на самую его вершину. Там, в маленьком храме Преображения Господня, они отслужат последнюю литургию перед Концом Света. Ежегодно во образ грядущего события монахи всех афонских обителей в праздник Преображения поднимаются на вершину для торжественной службы.

А пока - молитвами монахов мир держится. Молитвами живых и усопших. В костнице Пантелеимонова монастыря, всегда с Псалтырю в руках, несет послушание отец Павел, пожилой человек, приехавший из Чернигова. "Мощи усопших монахов через три года откапывают и омывают вином, - рассказывает он. - Афонской земле даровано свидетельствовать о благочестии почивших. Когда череп белый - достойный был монах. Если слегка желтоватый - за него надо молиться. А восковая, благоуханная глава принадлежит настоящему подвижнику. Вот они, подвижники, и молятся за нас", - голос отца Павла дрожит.

На Афоне, запретном для женщин, люди не рождаются уже полторы тысячи лет. Здесь только умирают. Не умерев, человек не может воскреснуть.

"Афон не для жизни, - говорил монах Зенон. - Здесь живешь, ожидая Конца Света. Ночью прогрохочет низко летящий реактивный лайнер, а у тебя мысль: вдруг это Ангел Смерти?!".

На полках костницы - черепа поколений русских монахов, на лбу - имя и дата смерти. Вот как бы светящаяся, действительно словно восковая глава монаха, почившего в конце прошлого века. Читаем: "схимонах Исидор". Моли Бога о нас, отче Исидоре.

Скит Старый Руссик, откуда вышли монахи, основавшие Пантелеимонов монастырь, наши соотечественники получили еще в 1169 году. Акт, подписанный всеми игуменами Святой Горы, гласит, что монастырь "дарован на вечные времена русским как людям усердным, тщательнейшим в делах житейских и ведущих жизнь похвальную". Русские появились на Афоне еще до крещения киевлян святым Владимиром, возможно во времена императора Михаила III (около 842 года), когда "приходила Русь на Царьград и многие русы крестились". А уже в 1016 году под актом монастыря Ксилургу стоит подпись "монаха Герасима, пресвитера и игумена обители Русской".

Именно отсюда пошло русское монашество. В монастыре Есфигмен подвизался основатель Киево-Печерской Лавры преподобный Антоний. Именно на Афоне с греческого на русский переведены важнейшие церковные книги, отсюда русские паломники вынесли сказания о святых, их подвигах, монастырские обычаи и уставы. Символично, что здесь находится стопа первокрестителя Руси апостола Андрея. Здесь на верхнем этаже братского корпуса хранятся и другие святыни: глава евангелиста Луки, частицы мощей Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца, Козьмы и Дамиана, старца Силуана... Многих и многих угодников Божьих. "Когда мы поднимаем стекла, разносится удивительный аромат, - говорит отец Лазарь. - Сильнее всего благоухают мощи мучеников".

Последнее строение перед вершиной Афона - Панагия. Маленький храм и помещение для ночлега, есть матрацы и одеяла, но ночуют редко - холодно. Даже в разгар дня облака, окружающие нас со всех сторон, заставляют поеживаться. Наверху, говорят, температура ниже нуля. Далеко ли еще? Все устали. Слышно - вверху нестихаемый ветер, шум довольно далекий и мягкий, будто облака шуршат о скалы. Наконец проходим белую, влажную, клубящуюся полосу. Последние могучие, часто искривленные сосны. Далее - сплошной камень, словно выгоревший на солнце. Путь помечен маленькими металлическими стрелочками, но чаще - пятнами красной краски.

Неожиданно из-за скалы открывается долгожданная вершина. На ней - православный металлический крест. Отсюда в просветах облаков виден весь полуостров, на всем своем восьмидесятикилометровом протяжении. Светлые точки монастырей. Нас предупреждали: чтобы посмотреть вниз, придется буквально подползать к краю - порыв ледяного ветра может сбросить в пропасть. На самом же пике устоишь, лишь прочно держась за крест. Однако нам таких искушений не выпало. Ветерок совсем слабый, взятые с собой ватники ни к чему, тепло и в майках.

На вершине одновременно могут разместиться несколько десятков человек, как раз столько, сколько незримых старцев. А вот и Преображенский храм, куда сойдутся они в последние времена. Помолившись в этой церквушке, построенной в конце прошлого века, оставляем здесь ладан и иконки, привезенные из России. С местом, где стоит храм, связано еще одно предание. Здесь в языческие времена высилась гигантская статуя Аполлона. Когда Матерь Божия отправилась к Лазарю Четверодневному на Кипр, в море разразилась страшная буря, корабль прибило к каменистым берегам Афона, тогда он назывался Аполлониадой. Но как только Пресвятая Богородица сошла на эту землю, кумир рассыпался в прах.

Богородица ходит по Афону. 21 августа 1903 года монахи раздавали милостыню у Великих ворот Пантелеимонова монастыря. Инок Гавриил сделал снимок и изумился: на серебряной пластине проявилась фигура Богоматери, смиренно получавшей благословенный ломоть хлеба! Незадолго до этого некоторые из подвижников видели Дивную Жену наяву. Спустя 95 лет поразительную фотографию нам подарил русский афонский монах Лазарь.

Говорят, вершина Святой Горы находится между землей и раем. Каждому, кто поднялся сюда, приходится спускаться вниз... Спускаться туда, где веками молятся монахи. Где неподвижна пока лампада в Ивероне. Где во образ движения Вселенной вращается паникадило и огненный круг хороса.

http://sv-afon.orthodoxy.ru/afon1/Main.htm

Свято-Боголюбский монастырь

В честь Боголюбской иконы Божией Матери собор

вято-Боголюбский монастырь - один из древнейших монастырей Русской Православной Церкви - был основан в 1155 г. св. блгв. кн. Андреем Боголюбским - первым после св. равноап. кн. Владимира собирателем Русской земли. Летом 1155 г. св. кн. Андрей переезжал из Киева во Владимиро-Суздальскую землю. В 10 верстах от Владимира кони, везшие чудотворную икону Пресвятой Богородицы, внезапно остановились, а ночью молящемуся князю явилась Богоматерь и повелела на этом месте основать храм в честь Своего Рождества и обитель для иноков, а чудотворную икону поставить во Владимире. С этого дня Владимирская икона стала главной святыней и символом Святой Руси, а Владимиро-Суздальская земля - центром Русского государства. Тогда же по княжескому повелению была написана Боголюбивая (или Боголюбская) икона Божией Матери в том виде, как Владычица явилась св. кн. Андрею в ночном видении. Икона эта (находящаяся ныне в Свято-Успенском Княгинином женском монастыре г. Владимира) прославилась многими чудесами, многочисленные списки ее также являются чудотворными. Летом 1174 г. князь был убит заговорщиками. Место мученической кончины святого князя (в лестничной башне Боголюбского замка) сохранилось до наших дней.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Русские церкви www.russian-church.ru

2 Июля - память святого апстолоа Иуды, брата Господня

О святом апостоле Иуде церковный историк Никифор пишет: "Божественный Иуда, не искариотский, но другой, которого также звали Фаддеем и Леввеем, сын Иосифа, брат Иакова, сброшенного с крыши церковной, уловил сетью святого Евангелия сначала Иудею, Галилею, Самарию, Идумею, потом города Аравии, Сирии и Месопотамии; напоследок пришел в г.Едес, принадлежащий царю Авгарю, и где другой Фаддей, один из 70-ти апостолов, проповедовал Христа еще прежде него".

По преданию известно еще, что апостол Иуда проповедовал Евангелие и в Персии, откуда написал соборное послание к верующим, краткое, но назидательное, в котором он предохраняет от лжеучителей и угрожает, что как было с Содомом и Гоморрою, "так точно будет и с сими мечтателями, злословящими то, чего не знают, ропотниками, ничем не довольными, поступающими по похотям своим (нечестиво и беззаконно); уста которых произносят надутые слова"; "это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа, - говорит апостол, - безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые, свирепые волны морские, пенящиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки"... Святой апостол Иуда далее пишет в своем соборном послании, что Господь, не пощадивший и отпавших ангелов, накажет всякого грешника, не старающегося исправить жизнь свою.

Святой апостол Иуда скончался мученически в Месопотамии: он был распят на кресте.

Обратим внимание на те страшные угрозы грешникам вечными мучениями, которые в пророческом духе изречены в послании святого апостола Иуды, и побеседуем в настоящий раз о вечных мучениях грешников в аду.

Представьте себе мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть, безотрадное место плача или ужаснейшую пещь огня неугасимого, и посмотрите там на заключенного, горящего в пламени грешника!.. Его непрестанно уязвляет там державная десница Вышнего тремя страшными стрелами и наносит ему три страшные раны: вечное раскаяние без пользы, безмерную муку без отрады, крайнее желание без надежды.

Первая стрела гнева Божия - это живое воспоминание протекшей жизни, - воспоминание горькое, которое производит еще более горькое, но бесполезное раскаяние. Нераскаянный грешник никогда не забудет грехов своих! И вечно они будут мучить его совесть, вечно он будет в них раскаиваться, но без пользы, вечно будет он лить слезы, но они уже не омоют грехов его: нет! Они еще более будут разжигать пламень мучения... Во аде нет места покаянию: заключились уже двери Царства Небесного и будут заперты во веки веков! Бедная душа грешная! Что ты такое сделала, что ты мучишься так страшно? В чем ты согрешила, что мучишься тут вечно? - "Я вкусил каплю меду и вот за это мучусь вечно!" - говорит грешник. Эти пиры и ликования, эта нечистая плотская любовь, игры и потехи - что это было, как не капля меду? А эта сатанинская радость, когда я видел ближнего в несчастии, когда я мстил ему, поносил его из зависти и по злобе - что это было, как не капля меду! И все эти богатства, ради которых я обременил совесть мою бесчисленными обидами, делами беззаконными - ведь все это было только капля меду! И слава, и знатность, и честь, и покой, все, чем наслаждался я без страха Божия, - все, все было капля меду, да и то смешанного с отравой, с суетами и болезнями! Да если бы и вся жизнь моя протекла лишь в счастье земном, - что все это в сравнении с вечным мучением?

- Одна капля меду, ничто, яко день вчерашний, иже мимо иде!..

Кто дал бы мне теперь хоть одну минуту для покаяния! Но нет уже времени: оно окончилось; теперь настала вечность, и вечно я буду плакать без пользы. Но это только первая стрела гнева Божия, поражающего грешника.

Вторая стрела, это - самая мука адская. Соберу на них злая, - угрожает Бог грешникам (Втор. 32, 20). Собрание, соединение всех зол, всех бед и мук вместе - вот состояние мучимых во аде! Все виды скорбей собраны в одну чашу, все пламени огня негасимого соединены в один пламень, все муки вечные - в одной муке! Мучение вечное - без ослабы, без конца! "Отче Аврааме, - взывает евангельский богач, - ты отец милости, окажи милость мне, горящему в огне неугасающем! О, пошли этого счастливца Лазаря, чтобы омочил он конец перста в воде и прохладил язык мой пламенеющий". И что же говорит ему Авраам? - "Нет, чадо мое, ты все получил уже в жизни твоей, не ожидай более ничего".

Третья стрела гнева Божия, уязвляющая сердце грешника, это - желание без надежды, желание Бога без надежды на Бога! Видал ли ты когда-нибудь волны морские, которые устремляются на берег, будто хотят затопить всю землю собою, но потом, ударившись о скалы, разбиваются на тысячу брызг и с пеной возвращаются назад. Вот так же устремляться будет и душа грешника к общению с Богом, но, встретив сердце Божие, точно скалу твердую, будет разбиваться от болезни лютой! Желать Бога всегда и не надеяться увидеть Его никогда - да это такое мучение, которое мы и объяснить не можем!

Подумайте только, что если бы прекраснейшее и святейшее лицо Божие на одну лишь минуту сокрылось от очей праведных, то самый рай стал бы для них адом; и если бы оно на одну лишь минуту показалось мучимым во аде, то самый ад стал бы раем. Подумайте, если бы грешники имели надежду когда-нибудь увидеть лице Божие, то мучение миллионов веков показалось бы им ни за что! Каково же их мучение, когда они будут вечно желать без надежды узреть лице Божие!

Братия! Будем помнить вечную муку, дабы избегнуть ее. В древние времена один святой отшельник терпел искушение от плоти; вот раз диавол и представил ему подобие женщины, чтобы его скорее на грех соблазнить. Что же отшельник сделал? Он протянул палец на огонь горевшей свечи, а как не мог вынести страданий, то тотчас же отдернул руку и сказал сам себе: "Если я не могу вытерпеть одной минуты, чтобы мой палец горел на огне, то как же вытерплю я муку вечную, когда буду гореть весь, телом и душою, в пламени геенны? Иди от меня, сатана!". - И тотчас женщина исчезла, отшельник победил плоть, посрамил диавола, избежал греха, спас душу... О, если бы и каждый из нас, когда будет его искушать плоть, мир или диавол, говорил сам себе: "Ведь за то, что я делаю, мне придется мучиться во аде; мучиться вечно", - подумайте: что была бы тогда за охота грешить? Нет! Повторяю: не будет мучиться тот, кто помнит муку вечную. Но многие ли помнят о ней?..

http://orthodox.etel.ru/2004/25/k_2iuda.shtml

ПАТРИАРХ ИОВ

о единодушному свидетельству современников, первый Патриарх Московский и всея Руси Иов был исключительной личностью, отличался высокой образованностью и многими дарованиями.

Он происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии, где родился в 30-е годы XVI столетия. В миру носил имя Иоанн. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный; инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571 - 1572 годах он - настоятель Московского Симонова монастыря, а затем, в 1575 -1580 годах,- Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году - Митрополитом Московским.

23 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января - торжественное поставление Митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх Иов снискал горячую любовь народа своим глубоким благочестием и праведностью, строгим соблюдением церковного Устава; ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. "Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом",- отмечает его жизнеописатель.

Он всемерно содействовал умножению славы Русской Православной Церкви, укреплению ее канонического строя, совершенствованию ее административной структуры.

В связи с учреждением Патриаршества по инициативе святителя Иова было произведено возвышение достоинства архиерейских кафедр: митрополиями признаны кафедры Новгородская, Ростовская, Казанская и Крутицкая (прежняя Сарско-Подонская); архиепископия-ми - Вологодская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Смоленская. Кроме того, возникли новые епископские кафедры: Псковская, Карельская, Астраханская.

При Патриархе Иове были канонизованы новые русские святые: Василий Блаженный (1588), преподобный Иосиф Волоцкий (1591), святители Казанские Гурий и Варсонофий (1595), преподобный Антоний Римлянин (1598), преподобный Корнилий Комельский (1600) и другие.

При Патриархе Иове было издано девять наименований богослужебных книг, в их числе Триоди Постная и Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник, Служебник.

До нас дошло несколько произведений Патриарха Иова, написанных им очень искусно. Одно из них - "Повесть о честнем житии царя Феодора Ивановича", вошедшая в Никоновскую летопись. В этой повести описываются важнейшие события времени царя Феодора: учреждение Патриаршества, покорение Сибири, шведские войны, войны с крымскими татарами.

Кроме того, сохранились послания, грамоты и поучения Патриарха Иова.

Много трудов положил Патриарх Иов на распространение христианства в Сибири и на русском Севере. По его благословению православные миссионеры возродили храмы и монастыри на окраинах России. Кроме того, несколько новых обителей было основано в европейской части России, а в самой Москве - Донской монастырь.

По просьбе царя Кахетии Александра II (единоверная Грузия уже в то время искала союза с Россией и просила о протекторате) Патриарх Иов отправил туда нескольких священнослужителей и иконописцев.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий называется своим настоящим именем бывшего монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Грамоты эти отрезвили многих здравомыслящих людей, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в Россию унию, и вступил в пределы России с немалым войском. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. Между тем Лжедимитрий быстро продвигался к Москве. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедимитрию, был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить Патриарха. Святитель молился в это время пред Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с Патриарха Иова святительское облачение и не дали окончить литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Стариц-кии монастырь. Через два года, 19 июня 1607 года, Патриарх Иов скончался. Он был погребен в Успенском Старицком монастыре. В 1652 году мощи святителя были перенесены в Москву в Успенский собор.

http://www.russia-hc.ru/rus/history/patri/patri1.cfm

Илиотропион или
Сообразование с Божественной Волей

Любое попущение Божье нужно принимать с покорностью

озволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, оглашающий весьма часто небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне, что тебя столько оскорбляет: воля ли (умысел) оскорбителя, или только его власть (возможность осуществить умысел) или и то и другое?

Ты отвечаешь меня оскорбляет и то и другое вместе.

В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение ее в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбления: злое намерение (воля) без власти ничтожно, и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, то есть от воли Божьей, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая власть от Бога, зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом, иначе бы он не мог тебя оскорбить без Божьего попущения. Скажешь: противник мой нанес мне величайшую обиду. Скажи: какую? Ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит тебя терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление тебя - и ты считаешь себя обиженным? Этого лукавого человека, скажешь, и его злобную волю я ненавижу. Но ты всегда обращаешь свое внимание на деяния других людей, а я тебе советую лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести (беспристрастному внутреннему оку).

Воля человеческая, хотя она и зла и нечестива, что же она могла тебе сделать? В чем ее успех? Ты не столько сожалеешь о том, что хотел тебе вредить твой противник, сколько о том, что он повредил и что мог повредить? От кого же это произошло, и почему он мог тебе вредить? Не по власти ли и воле Божьей? А если по власти и воле Божьей - то всегда по судьбам праведным и святым. Следовательно ты или умолкни или обрати свои жалобы к Божественному попущению, и это последнее запечатлей твердо в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь. И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго?

Прекрасно сказал блаженный Августин: "Не бойся врага, он на столько силен повредить, на сколько получил для того власти от Бога. Того же бойся, который силен столько сделать, сколько захочет, и который ничего несправедливого не делает, но что Он делает, то все - справедливо. А если что-нибудь, по мнению нашему, казалось бы несправедливым, то, если несомненно, что оно произошло по воле Божьей, веруй, что оно есть справедливо и истинно."

Спросишь: если кто убил невиновного человека, справедливо он поступил или несправедливо? Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Почему же Бог, спросишь опять, попустил такую несправедливость? Ты хочешь вести спор с Богом прежде, чем сделался достойным вопрошать Бога, по какой причине, Боже, Ты попустил это? Намерения Божьего о том или причины Его попущения не могу тебе, любезный мой, прямо объяснить (по необъятности Премудрости Божьей умом человеческим). Но утверждаю только, что и убивший неповинного человека действовал несправедливо, и что этого убийства не было бы, если бы Бог не попустил его по неведомой нам праведной причине, говоря другими словами - убийца совершил дело неправедное, требующее казни. Но попущение Божье - праведно и премудро по причине праведной, но скрытой до времени от нас.

Подобным образом рассматривает блаженный Августин дело об убиении Христа, нашего Спасителя. "Иуда, беззаконный предатель Христов (говорит Августин) - и гонители Христовы - все беззаконники, все нечестивцы и все погибшие. Однако Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за спасение всех нас." Рассуди сам, любезнейший мой, если можешь, всякое подобное дело, отдели обе его стороны (т.е. законопреступника, совершающего злое дело, от Бога, соизволяющего на попущение), потом растолкуй. Исполни перед Господом твои обещания, которые высказаны тобой перед Ним (Пс. 75:12).

Рассмотри, что сделал тебе нечестивый? Что - праведный? Тот захотел умышленно совершить зло, сознавая свою неправду; этот попустил совершиться злоумышлению, и попустил справедливо для того, чтобы воля нечестивого погибла, а праведное попущение прославилось. Не удивляйся же, что Бог попускает совершаться злу. Он попускает это по праведному Своему суду, попускает мерою, числом и весом. У него нет неправды, ты только сам всецело предайся Ему, усвойся Ему.

Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство - когда тебя кто обидел или оскорбил, то ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло - ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени. Этого обычая держались все святые Угодники Божьи - они не разыскивали кто и за что их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божьего попущения. И потому они считали нанесенные им обиды за благодеяния для себя, а своих противников - за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам. Те же, которые нас хвалят и величают нас в глаза - льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Поэтому святые всегда мысленный взор свой обращали к Богу, во всяком деле полагались на Промысел Божий, и ожидали от Бога всего доброго.

С другой стороны, оттуда же видно (из сказанного выше) что грех, учиненный против ближнего через Божье попущение, тем не менее не дает ни малейшего смягчения вины грешника, потому только, что его противозаконное деяние дало Богу повод произвести от зла большее добро. Ибо к произведению последнего подан только повод согрешившим и не от себя, но по богатству Божественной благости, намерение же у согрешившего было злое и осталось злым. Так, например, если бы кто из злодеев, подложив огонь под хижину бедняка по злобе на него, сжег ее, а другой добрый и достаточный человек, по своему сожалению к бедняку, выстроил ему на месте истребленной пожаром хижины не в пример лучший домик, то и в таком случае не могли бы служить уменьшающими вину поджигателя ни ничтожную стоимость подожженной хижины, ни то добро, сделанное бедняку, по поводу поджога и потери им хижины.

Творение Митрополита Тобольского и всей Сибири

Иоанна Максимовича

Отрывок из II. Главы

 http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/iliotropion.h

Божественная симфония

 

Тропарь

Боголюбивая Царице, Неискусномужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Месяцеслов

Воскресенье, 29 Июня 2008 года. Неделя 2-я по Пятидесятнице.

Всех русских святых. Петров пост.
Всех преподобных и богоносных отцев,

во Святой Горе Афонской просиявших

Прп. Тихона Калужского, Свт. Тихона, еп. Амафунтского

Понедельник, 30 Июня 2008 года. Седмица 3-я по Пятидесятнице.
Мчч. Мануила, Савела и Исмаила

Вторник, 1 Июля 2008 года.

Мчч. Леонтия, Ипатия и Феодула,
Боголюбской иконы Божией Матери и чтимых списков с нее

Среда, 2 Июля 2008 года.
Ап. Иуды, брата Господня, Прп. Варлаама Шенкурского,
Прп. Иоанна отшельника, Свт. Иова, Патр. Московского и всея Руси,
Мч. Зосимы, обретение мощей сщмч. Владимира, пресвитера Лепсинского.

Четверг, 3 Июля 2008 года.
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского, Блгв. кн. Глеба Владимирского,
Свт. Гурия, архиеп. Казанского, Моденской (Косинской) иконы Божией Матери

Пятница, 4 Июля 2008 года.

Мч. Иулиана Тарсийского, Сщмч. Терентия, еп. Иконийского

Суббота, 5 Июля 2008 года.

Сщмч. Евсевия, Мчч. Галактиона и Иулиании, Мчч. Зинона и Зины

версия для печати

Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ":

Рассылка CONTENT.MAIL.RU


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL (http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

Сайт управляется системой uCoz