"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
О хлебах, рыбах и думах о насущном. Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста. УСПЕНСКИЙ ПОСТ. Праведный Иоанн Кронштадтский о посте. О болезни. память преподобномучеников Серафима и Феогноста Алматинских. Месяцеслов. |
8-я неделя по Пятидесятнице
Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Одигитрия'
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
О хлебах, рыбах и думах о насущном.
Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице
Чудо с умножением хлебов и рыб и его символический смысл: Господь напитал всех спасенных из человеческого рода; рыба как символ Христа. Аскетическое значение чуда: мы должны получить Царство Небесное еще тут, а иначе мы не войдем в него после смерти. Чаще всего нас отвлекают от молитвы помыслы о благословных вещах - всякие попечения; как с этим бороться.
о имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы слышали в Евангелии от Матфея рассказ о том, как Господь напитал пятью хлебами и двумя рыбами несколько тысяч человек. И конечно, хотя эта история когда-то произошла на самом деле, в Евангелии она рассказана не поэтому, да и произошла она в свое время тоже не для того, чтобы просто совершилось какое-то чудо, а для того чтобы через это чудо открыть некий сокровенный и символический смысл. И этот смысл раскрывают нам святые отцы в своих толкованиях на эту историю. И можно сказать, что ни одно из этих толкований не исчерпывает всего того смысла, который содержится в этой истории. Но все-таки что-то главное из того смысла, который имело каждое из чудес Господних, надо помнить, - помнить, какой в них был символический смысл, а не просто знать, что Господь мог творить чудеса (хотя, конечно, и это в какой-то степени было важно в то время, но вряд ли это важно для нас сейчас).
Многие святые отцы говорят о смысле происшедшего чуда так. Пять хлебов, кратные пяти тысячам человек, указывают на человеческую природу, которой свойственно иметь пять чувств. И поэтому то, что Христос напитал их, означает, что Он напитал в лице этих людей весь человеческий род - показал, что он может это сделать. А то, что в избытке осталось кусков, которыми наполнили еще двенадцать корзин, указывает на символическое библейское число, которое изначально появляется в Ветхом Завете как число колен Израилевых, т.е. число племен, из которых состоит избранный народ израильский; но мы знаем - и об этом говорит, в частности, Апокалипсис, - что это указывает и на тех, кто будет спасен. То есть кроме того, что Господь напитал этих людей, которые символически обозначены числом пять, в соответствии с пятью чувствами, свойственными человеческой природе, Он оставил на будущее еще 12 корзин - для других людей, которых Он тоже напитает. И это указывает на число спасенных, потому что в Апокалипсисе 12 колен Нового Израиля - это и есть все спасенные. Потому что те, кто становятся христианами, составляют Новый Израиль вместо ветхозаветного, и ветхозаветный Израиль был образом нового; и как ветхий Израиль состоял из 12 колен, так и Новый Израиль тоже состоит из 12 колен, но это не племена в буквальном смысле слова, потому что в земном смысле слова Новый Израиль это вообще не народ, а вся совокупность избранных людей, и поэтому она просто символизируется числом двенадцать. Об этом говорит Апокалипсис, на это указывают и другие тексты Ветхого и Нового Заветов и, в частности, сегодняшнее чудо, где припасенные на будущее хлебы составили именно 12 корзин. Таково, если совсем вкратце сказать и не вдаваться ни в какие подробности, основное значение этого чуда.
Может быть, тут еще следует добавить, зачем нужны были рыбы. Правда, я даже не знаю, зачем их было нужно именно две, хотя и на этот счет есть толкования у некоторых отцов. Но конечно, рыба является указанием на Сына Божия, и ранние христиане с какого-то очень раннего времени использовали рыбу как эмблему Спасителя (не как икону, а именно как эмблему), как бы иероглиф, которым записывалось имя Спасителя. Потому что греческое название рыбы по буквам было акростихом фразы "Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель". И поэтому христиане постоянно изображали вместо имени Божия рыбу. И вот поэтому Господь символически дает рыбу в этом чуде и в других, например, когда Он является после воскресения ученикам. Таково догматическое значение чуда.
И мы знаем, что все в Библии и особенно в Новом Завете имеет не только догматическое значение, но и аскетическое, т.е. применимое здесь и сейчас к жизни каждого из нас. Потому что хотя догматика, конечно, относится к жизни каждого из нас, но относится в общем; а вот у каждого в жизни возникают какие-то частные ситуации, в которых нужно
действовать каким-то частным образом, и для этого есть некие правила, которые и составляют аскетику и отличаются от догматики, как тактика отличается от стратегии в военном деле. И вот, это чудо говорит нам о том же самом, о чем нам говорит более сжато, а потому, может быть, менее понятно, молитва "Отче наш", в которой мы просим: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь", т.е. сегодня. Это прошение одновременно есть и прошение о том, чтобы нам не остаться без пищи, чтобы сегодня и каждый день Господь нас питал, - и в этом буквальный смысл прошения, - а с другой стороны, слово "насущный" означает и нечто большее - "надсущный", т.е. сверхъестественный, и это уже прошение о Евхаристии, о том хлебе, который есть Плоть Христова. А также есть и другое толкование этого греческого слова у святых отцов - хлеб грядущий, хлеб, который будет, т.е. мы просим хлеб будущего века дать нам уже сегодня - эти 12 корзин хлеба будущей жизни, - чтобы мы уже сегодня входили в Царствие Небесное. И вот, из этого мы должны понимать, что Царство Небесное после смерти мы получим только в том случае, если получим его при жизни, еще до смерти. Кто совсем не получил Царствия Небесного до своей земной смерти, тот так без него и останется. Этот вывод можно сделать из тех мест Нового Завета, которые мы сейчас вспомнили, но если бы даже мы этого вывода сами не сделали, об этом нам многократно говорят и, можно сказать, предостерегают святые оцты. И поэтому наша задача - живя здесь, на земле, уже начать жить в Царствии Небесном. Поэтому мы должны не только (хотя это и необходимо) причащаться Святых Христовых Таин в Истинной Церкви, но и жить сами так, чтобы благодатные плоды Святого Причастия в нас возрастали, чтобы мы их могли усваивать. А для этого мы должны иметь упование на Бога и молитву.И вот тут как раз возникает вопрос: а что нас чаще всего отвлекает? Потому что гораздо раньше, чем нас начнут отвлекать какие-то грубые страсти, какие-то намерения, которые мы сами будем осознавать как греховные, гораздо раньше нас будут отвлекать от молитвы какие-то вещи, которых мы не будем замечать. А не будем мы их замечать потому, что не осознаем их греховности и считаем их нормальными. И среди них самое первое, наверное, по реальной опасности и по кажущейся безопасности - это наше попечение о том, во что нам одеться, что нам есть, т.е., казалось бы, вполне благословные и необходимые попечения. Но недаром Господь в Нагорной проповеди прежде всего против них и предостерегает, говоря: "Посмотрите на цветы и на птиц, которые никаких таких попечений не имеют, и Господь о них заботится". Тут Господь, конечно, не говорит, что мы должны упраздниться от всякой трудовой деятельности и от всякого внимания к этой жизни, но показывает, что мы не должны иметь излишних попечений. Когда мы просто обдумываем какую-то задачу, которая действительно перед нами стоит, это хорошо. Например, как накормить семью. Думать об этом необходимо. Но дальше бывает так: мы нашли уже, вроде бы, решение, но продолжаем думать дальше, дальше и дальше - нельзя ли найти решение получше, или даже вообще непонятно, почему мы никак не можем остановить своих мыслей на эту тему. Или бывает так: мы не нашли на данный момент решения, хотя мы уже много думали и применили все свои интеллектуальные способности, со всеми, с кем можно, уже посоветовались, использовали всю информацию, которая у нас сейчас есть, - и все-таки не пришли ни к какому решению. Вот тут не надо думать, что если мы бесконечно долго будем крутиться в этих мыслях и переливать из пустого в порожнее, то мы что-то придумаем. Нет, мы просто будем себя изводить и отвлекать от настоящей нашей деятельности. Потому что в таких случаях тоже надо поставить если не точку, то запятую и хотя бы временно отвлечься и положиться на Бога. Это надо делать и в том, и в другом случае - и когда нам кажется, что мы нашли какое-то решение, и когда мы его не нашли. Не надо продолжать бессмысленную деятельность ума, которая просто отвлекает нас от единого на потребу, а надо в том и в другом случае предавать все Богу. Потому что, с одной стороны, если нам кажется, что мы нашли решение, все может на деле оказаться совершенно иначе, - ведь сколько раз в жизни каждого из нас бывало, что мы вроде бы понимали, как нам поступить, и ничто не предвещало чего-то плохого, но потом происходило что-то неожиданное, и все рушилось. Но если мы христиане, для нас это не может быть такой уж неожиданностью, потому что все неожиданности условны, поскольку мы всегда знаем, что может произойти все, что угодно; и потому даже неожиданности для нас не так уж неожиданны. А с другой стороны, сколько раз бывало в жизни каждого из нас, когда нам казалось, что уже все безнадежно и выхода никакого нет, а однако выход все-таки находился, потому что выход все-таки в конечном счете зависит не от того, насколько мы можем
до него дойти своим умом, а от того, что пошлет Господь и как Он нас вразумит. Поэтому надо понимать, что главное это держать молитву, потому что только при молитве деятельность нашего ума будет эффективной, и только при молитве, даже если деятельность нашего ума будет недостаточно эффективной для разрешения какой-то житейской ситуации, Господь нас все равно выведет. Поэтому наше дело - в первую очередь молиться, во вторую очередь думать, а в третью очередь вдаваться в какие-то попечения, и вообще вдаваться в них нужно поменьше, от сих до сих, понимая, что о всех попечениях не попечешься. Аминь.Иеромонах Григорий (Лурье),
настоятеля прихода Св. Елисаветы,
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Семи мучеников Маккавеев, медовый спас и успенский пост
вгуста 14 (1 августа по церковному календарю) день, изобилующий для Православной Церкви событиями.
Основной праздник этого дня называется "Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня". Впрочем, таинственное выражение "происхождение древ Креста" обозначает просто крестный ход.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I". В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.
По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника - медовый Спас).
Маккавеи
Сюжетом 15-го Слова учений Григория Богослова стал подвиг мучеников Маккавеев, память которых также совершается 14 августа.
"Слово произнесено, вероятно, 1 августа 362 г., когда Григорий только начинал свое священническое служение, а у власти в Восточно-Римской империи находился император-отступник Юлиан. Возможно, Слово 15-е является прямой реакцией на начатую Юлианом кампанию по дискредитации христианства и дискриминации христиан", - пишет игумен Иларион Алфеев в своем труде "Жизнь и учение святого Григория Богослова.
О мучениках Маккавеях повествуется во 2-й Книге Маккавеев в Библии, известно также отдельное сочинение на эту тему Иосифа Флавия. События, о которых идет речь, относятся "к периоду гонений сирийского царя Антиоха IV Епифана (176-164 до Р.Х.), который проводил политику интенсивной эллинизации Иудеи, сопровождавшуюся принуждением евреев к участию в языческих жертвоприношениях, нарушению субботы и других "законов отеческих". За отказ принять язычество тысячи евреев были казнены Антиохом". (игумен Иларион)
Так, жертвами стали пожилой учитель Елеазар, а также семь его учеников со своей матерью, которые за отказ вкушать свиное мясо были подвергнуты жестоким мучениям и смерти. Сначала был замучен Елеазар, потом братья, которых мать всячески увещевала, мужественно претерпев мучения, достойно встретить смерть, после чего гонители убили и ее. Перед лицом смерти все они твердо исповедали веру в Единого Бога и Воскресение мертвых
. Один из сыновей, умирая, говорил: "Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной". Другой, протянув руки для отсечения, сказал: "От неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их". "Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит", - уверен был еще один из братьев. И все же в те времена случались тысячи подобных историй. Что же было особенного в их подвиге, что Церковь, подробно живописав их страдания, свято помнит о них по сей день?"Рассказ о мучениках свидетельствует не только о мужестве иудеев, которые были готовы умереть за свои отеческие традиции, но и о том, что вера в Воскресение мертвых была широко распространена в еврейском народе задолго до пришествия Христа". Начиная Слово, посвященное Маккавеям, Григорий Богослов говорит о том, что немногие христиане чествуют этих мучеников, так как они пострадали до Христа. По убеждению св. Григория "Есть некое мистическое и сокровенное учение, весьма убедительное для меня и для многих Боголюбивых людей, согласно которому никто из достигавших совершенства прежде пришествия Христа не мог достичь этого без веры во Христа. Ибо Слово, хотя явно открылось лишь в известные последние времена, было и прежде известно тем, кто чист разумом, как это явствует из (примера) многих, прославленных до Христа".
Не смотря на то, что Маккавеи что пострадали до крестной смерти Христа - они пострадали "согласно Кресту", а потому, несомненно, заслуживают особого почитания со стороны христианского мира.
Несомненно, одним из наиболее ярких примеров христианского подвига в этом повествовании является мать, которая не только стала свидетельницей смерти своих детей, но и сама вдохновляла их на мученический подвиг: "Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за его законы". Святой Григорий, очевидно пораженный ее поступком, сравнивает ее подвиг с подвигом Авраама, готового, из послушания Богу, принести в жертву своего сына: "Мать, мужественная и благородная, любящая и своих детей, и Бога, переносит в сердце своем сверхъестественные страдания. Не жалеет она страдающих детей, напротив, она боится, что они не пострадают. Она не столько скорбит об отшедших, сколько желает, чтобы присоединились к ним оставшиеся... О, мужественная душа в женском теле! О, чудная и великодушная жертва! О, жертва Авраамова и, если не дерзко сказать - большая Авраамовой! Ибо он одного, хотя и единородного, приносит с готовностью, она же посвятила Богу целый народ сыновей, превзойдя и матерей, и священников числом жертв... Она приводила в пример свою седину и старость для большей убедительности увещаний не для того, чтобы спасти детей от смерти, но чтобы побудить их к страданиям".
Предсмертные слова Елеазара исполнены исповедания Единого Бога, готовности умереть за Него: "Антиох и все стоящие здесь! У нас один царь - Бог, от Которого мы получили бытие и к Которому возвратимся. Одна у нас безопасность - в соблюдении заповедей. Одно богатство - те блага, на которые надеемся; и ничто для нас не страшно, кроме того, чтобы бояться чего-либо больше Бога. Наша родина - вышний Иерусалим, которого никакой Антиох не возьмет в осаду и не сможет взять. Наш храм - великолепнейшее небо, а праздник наш - ликование ангелов. У нас одно великое и величайшее таинство - Бог, на Которого указывают и все здешние таинства".
Св. Григорий явно соотносит ситуацию в Иудее времен Антиоха Епифана эпохой Византийской империи времен Юлиана Отступника: нечестивый царь, который принуждающий людей отречься от веры в Истинного Бога и принять язычество. "И там и здесь - граждане, лояльные своему царю во всем, кроме того, что касается веры: когда есть выбор между царем земным и Царем небесным, они предпочитают последнего. В Слове 15
-м много тем, которые прозвучат в Словах 4-м и 5-м - обличительных на царя Юлиана".Живописав мученический подвиг Маккавеев, Григорий подводит нас к своей главной идее: "Мученичество не просто пример героизма отдельного человека или группы лиц - оно может быть вдохновляющим, очистительным и спасительным для целого народа. Иными словами, мученичество и исповедничество сопоставимо с искупительным подвигом Христа". Именно на подвиге исповедников веры строится и стоит Церковь, именно кровью мучеников она сохраняется и возрастает.
Очевидно, что уже в те времена духовная судьба целого народа зависела от твердости духа каждого человека в отдельности и всего народа в целом. Можно говорить о том, что благодаря таким людям, как Елеазар, его жена и сыновья, вера была сохранена.
Так же и во времена Юлиана будущее христианства зависело от того, насколько твердым окажется народ и каждый христианин в исповедании веры во Христа. А в эпоху императора Валента (164-178) от твердости защитников веры зависела судьба Церкви - выстоит ли она под натиском арианства или, покорившись, встанет на сторону еретиков.
Подвиг семьи Маккавейской (со всей многовековой очевидностью можно утверждать - не единственный) удостоверяет нас в том, что каждый христианин должен иметь в себе мужество стать, если понадобиться, исповедником, мучеником и свидетельством истинной веры. Миллионы людей в течение всей истории Церкви - начиная с апостолов и кончая мучениками наших дней - отдавали свою жизнь за веру, тем самым становясь соратниками Христа в Его
искупительном деле.С этого же дня начинается Успенский пост. По строгости соблюдения он приравнивается к Великому посту (без мясных, молочных и рыбных продуктов) и продолжается с 14 по 27 августа (до дня Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого и назван). Только 19 августа в праздник Преображения Господня - один раз за весь пост - можно есть рыбу. Впрочем, когда у одного из небезызвестных современных протоиереев спросили, существуют ли в Православной Церкви (и если существуют, то какие и для кого) послабления в посте, он ответил примерно так: "Послабления в посте есть: для новообращенных, детей, беременных, кормящих, болящих, находящихся в пути или на отпуске. Какие - вопрос индивидуальный и относящийся, скорее к личному христианскому самосознанию".
Однако не стоит расстраиваться, если вы не найдете себя ни в одной из этих групп: пост продлится всего две недели, а соблюдение церковных канонов летом - сплошное удовольствие.Мария Свешникова
http://www.zavet.ru/uspmed.htm
УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели - от 1 до 15 августа (по ст. стилю).
Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.
В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний - в седьмом месяце (Успенский), для зимы - зимний (Рождественский)".
Святой Симеон Солунский пишет, что "Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас".
Праведный Иоанн Кронштадтский о посте
еловек дорог у Господа, весь мир ему покорен; Сам Сын Божий сошел с небес на землю для спасения его от вечных мучений, для примирения его с Богом. Всякие плоды, разные плоти животных отданы ему в снедь, разные пития даны ему для услаждения его вкуса, - но не для пристрастия, не в единственное наслаждение. У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим-то наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслаждениям духовным. Значит, не для опечаливания человека запрещаются пища и питие, не для стеснения его свободы, как говорят в свете, а для того, чтобы доставить ему истинное услаждение, прочное, вечное, и потому именно и запрещаются скоромные снеди и винные напитки (в пост), что человек-то очень дорог у Бога и дабы вместо Бога не прилепилось сердце его к тленному, которое его недостойно. А поврежденный грехами человек удобно прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный, а не приятное раздражение плоти.
http://www.zavet.ru/uspenpost.htm
О болезни
Болезнь - дело Божией Премудрости
Милость Божия буди с вами! Если все от Господа, то и болезнь ваша от Него же. Если все от Господа к лучшему, то и болезнь ваша.
Болезнь ваша помешала вам ехать в Москву. Следовательно, не ехать в Москву в настоящее время для вас лучше. И успокойтесь на этом, - и не загадывайте, не смотря на болезнь ехать. Москва не уйдет, и дорога к ней после будет также открыта, как и теперь. Пройдет болезнь, и съездите в Москву.
Вот причастились св. Христовых Тайн. Слава Богу. Еслиб тут была помеха, то было бы жалости великой достойно. Но другое то - все мелочь.
Враг внушает: не выдержишь. А вы отвечайте: и не берусь сама одна выдержать, но надеюсь, что милостивый Господь не оставит меня одну, а поможет устоять, как помогал доселе.
Болезнь
Опять болезнь! Дай вам Господи терпение и благодушие, и избави от ропотливости грешной! Не смотрите мрачно на немощи. Оне указывают скорей на милость Божию и Божие к вам внимание, нежели на неблаговоление. Что от Бога, все ко благу.
Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтоб это не имело места в отношении ко мне.
Бог послал болезнь. Благодарите Господа; потому все, что от Господа бывает к добру.
Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ея тяжесть обычную от многих забот.
Даруй Господи поправиться и вашему гимназисту. Пусть гуляет побольше... чай и купанье хорошо. Молочком отпаивайте. Болящую Любовь спаси Господи!
Я лечусь молоком, и кроме молока никакой пищи. - Это для обновления крови.
Очень жалею о болезни Чернички. Помоги ей Господи справиться. - Хорошо, что скоро захватили. Это должно быть воспаление печени, или другое какое ея поражение.
Опасность тут может быть только от запущения. Но как доктор под рукой... и начато лечение; то дней через пять все пройдет. Терпение только подай Господи... Я посмотрел у Гомеопатов. Они не робеют пред этой болью. Главное у них - Аконит, Белладонна, Колокинт, Хомомила, Меркурий. Но когда доктор указал свои средства - это все одно. Благодушествуйте!
Да приближится к вам Матерь Божия с помощью! и Ангелы Хранители ваши да покроют вас крылами своими!
Я знал в С.-Петербурге одного генерала, который все болезни производил от душевных состояний. - Но все же и это милость Божия, хоть и не сладкая, но душеспасительная.
Был еще один доктор, который не брался лечить прежде, нежели больной не исповедуется и не причастится св. Христовых Тайн. Бывает, что болезнь схватывает, чтоб пробудить душу заснувшую.
Всякого благодушия желаю вам и болящей.
Болезнь! Что делать? Терпите и Бога благодарите, говоря в себе: "эта болезнь грех ради моих великих и неисчетных. Господь отнимает силы, чтоб хоть этим остепенить меня. Он уж не знает, как меня исправить. И милости, и скорбные посещения - все переиспытано, и все не в прок. Час же смерти близится; и когда придет, что делать моему окаянству? Господи Боже мой! Пощади немощное создание Свое!" В болезни -то хоть и легкой, все смерть придет на память, чтоб дать душе самым делом испытать, сколь верно слово Премудрого: "Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши" (Сир. 7,39).
Болезнь и память смертная
Б. больна... Пусть в это благовремение научается памяти смертной - спасительной... Здоровому трудно помнить... Господь для того и болезнь посылает, чтобы напомнить о смерти... а отсей памяти перевесть и к тому, чтобы болящий озаботился наконец и приготовлением к смерти.
Мысли во время болезни
Н.Н.
Воодушевитесь! Весело смотрите в глаза болезни... Но мечтайте меньше... Пойдут в голове роиться разные пустяки... Браниться будете с кем попало... Все это в мыслях... Потом все пройдет.
Благодушествуйте! Верно вас что-нибудь опасное встретило бы в дороге. Вот Господь и посадил, или положил вас дома... Благодарите Господа. А все-таки молитесь, да благоволит оздороветь вам. Спаси вас Господи! С праздником и забыл поздравить! Ваш богомолец
E.Феофан
Благослови вас, Господи!
Ропотливость ваша и упадок духа - хороший знак. Это предвещает скорое прекращение болезни. Что доктора врозь пошли - это потому, полагаю, что и болезнь изменилась: была в печени и прошла. А когда вы в другой раз простудились, явилась другая болезнь - катаральная. Это ныне повсюдная немочь: ибо грипп - катарального рода болезнь. Если в печени не чувствуете боли, то надо поверить второму доктору. Впрочем смотрите сами. Ваши мысли об отчаянном будто положении своем никуда негожи. Это враг мутит. Кто может сказать, что будет? Один Бог, но враг, богом себя нечестиво заявляя, всюду встревает с своим пророчеством лукавым, и веру возмущает и покой от сердца отгоняет. Не слушайте его, а стойте в вере, что болезнь от Бога и во благо вам, - и когда сделает свое дело, отойдет... и здравы будете, и поработаете Господу в какой-либо обители.
За все благодарите Бога; и за нездоровье благодарите. Мне со стороны легко так говорить; вам же на деле не легко, может быть, так чувствовать. Всяко при слове о терпении и молюсь да даст вам Господь благодушно перенесть болезнь, и научиться в ней чему-нибудь. Для чего связал вас Господь, кто угадает? Но то несомненно, что и это попущено вам в видах споспешествования целям жизни, которую вы избрали, и в которой хоть кое-как держать себя
стараетесь. С этой стороны можно и не пытать более дела болезни вашей. Мужества себе к благодушному терпению, в минуты отяжеления страданий, ищите, кроме сказанного, в воспоминании терпения всех святых, и особенно мучеников. Сколько и как терпели?! И вообразить трудно. Да и всем - "многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие" (Деян. 14, 22).И то, что обетовано Господом, называется венцом. Чего ради? Того ради, что туда нельзя взойти без страданий. Туда дорога одна - крест произвольный или непроизвольный.
Ангел Хранитель да приносит вам утешение и благодушие! На то, что шум в голове не дает удержать мысли, не сетуйте. Бог судит душу по тому, что от ней самой зависит, а не по тому, в чем она не властна. В сердце держите намерение не отходить от Господа, и Он примет сие дело.
Теперь вам надо оставить свое постническое правило. После отпоститесь, если Богу угодно будет поднять вас: а теперь, в болезни, в виде лекарства, можно кушать все, по совету врача.
В дни недуга
Христос Воскресе!
Воскресший Господь да подаст вам утешение и мужество: одно, чтоб утишить прискорбность положения, другое, чтоб иметь силу подъять и нести тяготу ея.
Господь близ нас, и Богоматерь, и небо с скорыми помощниками объемлет нас. А болеть все же болим и исхода не видим. Ужели это случайно?! Ужели они не видят?! И видя, ужели не состраждут, и готовы помочь, и все же оставляют нас томиться. Если они - вся любовь, то всё, конечно, допускают это не по неприязни. Если так, то что же это?!
То же, что бывает между пирогом жареным в печи, и между хозяйкою. Дайте пирогу чувство, мысль, язык... Что бы он заговорил хозяйке?! Матушка! Засадила ты меня сюда и жарюсь... Ни одной крупинки у меня не осталось не жаримой, все горит, до нетерпимости... И то беда, что исхода не вижу, и конца не чаю. Обращусь направо, обращусь налево, вперед, или назад или к верху, отвсюду заперт, а жаром несет до нестерпимости. Что я тебе сделал? За что такая неприязнь... и проч... и проч... Дайте хозяйке уменье понимать речь пирога. Что бы ответила она ему?! Какая тут неприязнь?! Я, напротив, о тебе только и радею. Потерпи немного... и увидишь, какой ты у меня выйдешь красавец! Не наглядеться!.. А какой аромат от тебя пойдет по всему дому?!.. Эко диво-дивное! Так потерпи еще чуточку и увидишь отраду. - Пирогову речь вы прописали. Теперь переймите речь хозяйки и благодушно перейдите к ожиданию благодетельного исхода. Я думаю, что этим вам и все хлопоты покончить можно. Положите себя в руки Божии и ждите. Вы - все же в руках Божиих, только двигаете руками и ногами...
Перестаньте это делать и лежите спокойно.Разъезжать же что толку. (Спрашивалось благословение: не поехать-ли к доктору какому). Уж ездили... Терпения благодушного вам желаю. Спасайтесь!
Е.Феофан
О болезни и образе жизни
Милость Божия буди с вами! Поболели? - Но славу Богу, что поправляетесь, или уже поправились. Слава Богу и за то, что не без пользы перенесли болезнь. Уроки, какие вы извлекли себе из обстоятельств сих, очень многозначительны в жизни и общей, тем паче духовной. Ничего не ожидать от людей, и все попечение свое возложить на Господа, и еще постоянно ждать смерти... и веруя, что Господь оставил еще пожить, для очищения грехов, всю заботу на то обращать. Эти пункты рычаги духовной жизни и направители. Духовного отца своего не судите строго, не зная наверно, почему он так невнимательно держал себя. Афонских отцов спаси Господи! Они хорошо действовали. - Брат же ваш и сын ... мудреныя судьи... как это у них все клеится?
Болезнь была не от образа жизни; следовательно и менять его не следует по причине болезни. Род пищи в возстановлении сил - побочное дело... Главное - пища свежая, непорченная, воздух чистый... и больше всего спокойствие духа. Непокой духа и страсти портят кровь, - и существенно вредят здоровью. Пост и вообще постническая жизнь - лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его. - Немец Гуфеланд написал науку, к долголетней жизни, где превозносит и постническую жизнь. Научники должны его слушать, а мы других имеем учителей, поважнее этого немца. Молитва вводит дух в Божию область, в коей корень жизни, - а от духа и тело причащается той же жизни... Дух сокрушен, покаянныя чувства и слезы не сокращают силы, а придают их: ибо поставляют душу в отрадное состояние. Вы хорошо сделали, что не поддались их внушениям. Впрочем в видах скорейшаго возстановления здоровья, чтоб пространнее работать Господу, можете без греха не много снизойти к немощам тела, - в сне, труде, стоянии, в пище. Это уже после страстной.
Вот лето... можете иногда молоко употреблять, и даже бульон, то же и яйца... ездить за город, ибо в городе нет чистого воздуха. Всегда в нем примесь есть. Старцы древние писали, что они сурово относились к телу: не его убить имея в виду, а чрез умерщвление плоти умертвить страсти.
Душевое настроение больного чахоткою
Милость Божия буди с вами! Желание пожить естественно живому. И тут нет греха. - Но настоящее в этом отношении расположение есть: "буди воля Божия!" Жить-ли, умереть-ли, да будет как Богу угодно. Это расположение надо усилить и довесть до того, чтоб оно не давало пораждаться какому-либо, относительно сего, безпокойству.
С чем явиться? Пред Бога лучше всего явиться с этим ничего неимением.
О холере
И к вам подошла холера? Спаси вас Господи! У нас около слышно не и шибко. А у вас сразу и в таком числе. Будем молится и просить Господа о помиловании. Однакож и то верно, что Бог бережет береженого. Есть книжки, где прописано, какие брать предосторожности, и в газетах писали. Читайте и исполняйте. Сырого не есть, воду кипяченую пить, прохладив ее немного и подобные указания
.Вы хорошо делаете, что не поехали в область холеры, чтобы не подпасть под ея злыя руки, а теперь уже делать нечего. Терпеть надо и милостей Божиих чаять... Да хранит вас Милосердый Бог.
23 августа 1892 г.
Служение больному - служение Христу
Н.Н.
Потрудились над больными! Благословенный труд: ибо и тут приложимо утешительное слово: "болен бех и посетисте Мене".
За это и Господь посещает души милости выя и доброхотныя к нуждающимся. И если увидит какую болящей, как тещу Петрову некогда, берет за руки - готовность покорствовать Ему, - и возставляет.
Уход за больными - угодное Богу
Христос воскресе!
Силы ваши хоть несовсем возвратились, однакож, их достаточно оказывается, чтоб ходить за болящим, не стоющим такого ухода. Но Господь милостивый не посмотрит на недостоинство болящего и к Себе отнесет уход сей. И потом утешение за то пошлет, или полное оздоровление, или должную отложит на будущий век.
Да будет вам сие во благо!
У постели выздоравливающей
Милость Божия буди с вами!
А я уж безпокоиться начинал, что нет вести о болящей. Ну - и слава Богу, что опасность прошла. Теперь только осторожность - во всем, паче же в пище, питии и движении воздуха вокруг болящей.
Болящая весьма хорошо сделала, что причастилась св. Христовых Тайн, кои суть истинное врачество для души и тела. Даруй ей Господи благодушие и терпение. Спокойствие душевное - великое пособие к выздоровлению. Как бы хорошо она делала, если б могла не думать... Пустяков столько лезет в голову. - Пусть молится коротенькою молитовкою ко - Господу
Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю.Потом пусть читает на память какой-нибудь псалом, какой знает, и размышляет о нем потихоньку. Евангелие хорошо прочитать ей немного, а она бы послушала.
Не оставляйте ее одну. Сидите подле, - и тут что-нибудь работайте... и другия тут бы были. Ей веселей... и мысли не бурлили б... Это теперь большие враги.
Вы крепко уморились. Теперь отдыхать будете. - И весело посматривать на выздоравливающую...27 август 1885 г.
Мысли по выздоровлении
Оправились?! Слава Богу! Но того расположения и чаяния, что вот-вот смерть не отлагайте... И вследствие того пребывайте в состоянии готовящейся поминутно отойти... Дай вам Господи еще потрудиться во славу Его.
Молитвенное обновление по выздоровлении
Очень рад, что наконец вы стали на ноги. Выздоровевший обыкновенно чувствует себя обновленным. Думаю, что и у вас было тоже чувство. Надо сделать, чтоб обновление телесное сопровождалось обновлением духовным. Вам Бог дал или указал его - в краткой молитве, которую вы творили тогда. Мне и пришло на ум подсказать вам: возьмитесь за одну коротенькую молитовку, - и все ее творите... и за делом и без дела, и ходя и сидя, непрестанно. Сначала вы будете заставлять себя творить эту молитовку, а потом она сама будет читаться... Только возьмитесь и без перерыва трудитесь... Это молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную.
Внимание же при этом держите не в голове, и не на небе, а в сердце, там внутри, под левой грудью. Когда навыкните, то этим будете разгонять все смущающее, - и призывать мир на душу.
Святитель Феофан Затворник
http://www.pravmir.ru/article_3044.html
11 августа, память преподобномучеников Серафима и Феогноста Алматинских.
За прошедшие годы канули в лету имена и дела тех, кто гнал Церковь Христову, кто мучил и убивал ее верных чад. Имена же и подвиг преподобномучеников не только не забыты, но как путеводная звезда, сияют нам с Небес.
Своим тихим молитвенным деланием они противостояли ненависти, междоусобице и вражде, обрушившимся на мир и победили их! Сегодня, перед лицом новых угроз, мы прибегаем к молитвенному заступничеству преподобномучеников и просим мира, любви, милосердия для нашей страны, для всего мира. Просим понимания промысла Божия, понимания смысла Евангелия. Просим крепости веры быть чадами Божиими и любить, уважать друг друга, не взирая на немощи, обиды и непостоянство, как заповедал нам милосердный Господь!
ПОДВИГ НОВОМУЧЕНИКОВ И СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В КАЗАХСТАНЕ
отрывок
Одна страница в истории Казахстанской Церкви связана с подвигом преподобномучеников Алма-Атинских иеромонахов Серафима и Феогноста, которые в начале прошлого столетия подвизались неподалеку от г. Верного в Ак-сайском ущелье Заилийского Ала-Тау, на горе Кызыл-Жар. Оставив мир, в тиши-не горного ущелья, молились они о раскинувшемся у подножия гор, на пути селе-вых потоков и неоднократно страдавшем от разрушительных землетрясений горо-де Верном и его
жителях. Они духовно окормляли насельниц образовавшегося в 1908 году г. Верном Иверско-Серафимовского женского монастыря, и благочес-тиво настроенных мирян, которые нередко посещали монахов в их пустынном уе-динении. И еще при своей земной жизни преподобные Серафим и Феогност почи-тались верненцами, как прозорливцы и подвижники высокой духовной жизни. Но вот, в 1921 году, теплой августовской ночью в аксайский скит поднялись люди с винтовками и расстреляли монахов, как кротких и незлобивых агнцев. Монахини Верненского монастыря похоронили их на месте убиения - в скиту на Кызыл-Жарской горе. И в течение семидесяти лет их уединенную могилу тайно посеща-ли православные алматинцы, а в день их убиения 11 августа ежегодно так же тайно там совершались панихиды.Ныне же, когда преподобномученики Серафим и Феогност прославлены в лике святых новомучеников Российских и обретены их святые мощи, это место стало явным для всех и день их памяти - 11 августа стал общим праздником для всех православных казахстанцев. Эти святые почитаются нами как покровители Казахстана, как одни из первомучеников, освятившие своим подвигом прежде не знавшую Света истины землю Российской окраины. И не только казахстанцы посещают Кызыл-Жарскую гору, здесь можно встретить па-ломников из ближнего и дальнего зарубежья. И никогда молитва, обращенная к преподобным Серафиму и Феогносту, не остается безответной, о чем свидетель-ствуют многоразличные чудеса и исцеления, совершающиеся на месте их бла-женного упокоения.
Вера Королева
Тропарь
Любве ради Христовы отечество свое оставльше, вся мира сего красная, яко скороисчезающая, презревше, горняго Иерусалима взыскующе, на горах Тянь-Шаня подвигами благочестия Святую Троицу прославили есте. И венцами добропобеднаго мученичества украсившеся, граду Алма-Ате богодарованнии покровители явилися есте, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, православия мужественнии исповедницы. Темже и мы, духовная чада ваша, любовию вопием: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подающему вами милости и исцеления.
Воскресенье, 10 Августа 2008 года. Неделя 8-я по Пятидесятницe.
Понедельник, 11 Августа 2008 года. Седмица 9-я по Пятидесятнице.
Прмчч. Серафима и Феогноста Алма-Атинских
Вторник, 12 Августа 2008 года.
Среда, 13 Августа 2008 года.
Четверг, 14 Августа 2008 года.
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего креста Господня
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородицы
(Медовый спас)
Пятница, 15 Августа 2008 года.
Суббота, 16 Августа 2008 года.
Рассылка на новости сайт |