"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Преображение Господне. Хождение по водам. Преображение Господне: вольный путь от Фавора на Голгофу. По Святым местам святителя Митрофана. О КРАСОТЕ. Как питаться и проводить дни Успенского поста. Тропарь святым семи отрокам, иже во Ефесе.Месяцеслов. |
Преображение Господа нашего Иисуса Христа
Тропарь
С Праздником Преображения Господа нашего Иисуса Христа!
Хождение по водам
(Евангельское чтение недели 9-ой по Св. Пятидесятнице)
тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
Для чего Господь пошел по водам? Для чего сделал это видимым образом, так что в конце концов ученики подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий
?Он вряд ли желал показать ученикам Свои возможности Сына Божьего. Вряд ли желал поразить их эффектом, или ввергнуть их в страх. Это чудо было чисто педагогическим.
В нем налицо символика: Христос идет по водяной бездне, по бушующему морю, в котором холод, неизвестность и смерть. С морем бушующим ассоциируется наша жизнь - земное бытие. В нашем житейском море неизвестность, ничем от нас независящие бури и волнения, проблемы, скорби и смерть. Мы можем выбрать, в какую сторону нам идти из
нашего подъезда, но не можем ни знать ни выбирать то, что нас ждет на наших путях. Очень мало в мире зависит от нас - море нашей жизни преподносит нам ежедневные сюрпризы.И вот он - Сын Божий и Сын Человеческий идет СВЕРХУ этой бездны, НАД ней. Для Него нет неожиданностей - Он Всеведущ, для него нет сюрпризов - Он Сам Режиссер и Автор вселенной.
Но педагогичность истории не в том, что Христос прошел по водам: для Него такое состояние НАД морем житейским есть норма. Весь смысл в том, что по воде пошел Петр.
Обычный человек оказался НАД морем бушующим, показав этим, что есть, возможно, такое совершенно сверхъестественное состояние НАД. И, конечно, мы видим в этом знак того, что и над морем нашей жизни можно так же возвыситься, подняться, оказаться недоступным для его волнений, бурь и опасностей. Такое состояние называется ВЕРА.
Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Господь говорит: Иди! Вера словам Христа выводит Петра из корабля и ведет его по воде над морем.
Что есть вера? Вера - это чудо Божие - особое состояние духа, и, поскольку дух у нас не отдельно от всего остального, это - особое состояние всего человека, даже и тела! Она как на крыльях возносит человека над земным, переносит через преграды, которые непреодолимы. Петра она несла над
водой, многих верующих несет по жизни через совершенно непреодолимые по земным понятиям преграды.Но этот дар Божий, это чудо Зависят от человека. Человек даром получает веру от Бога но он должен взгревать ее в себе, подпитывать делами веры.
Петр шел по водам пока смотрел на Христа, а не под ноги, пока он жил ВЕРОЙ Его словам, пока его дух и ум были нацелены на Бога. Но когда он посмотрел вниз и увидел кипящие воды под ногами - вера пропала. Вступило в действие рациональное мышление: "так ведь не бывает", и вера ушла и он начал тонуть. Пока Он верил Христу - он жил по этой вере Богу, сказавшему ИДИ, когда он поверил своим глазам и своему жизненному опыту - он стал жить по этой вере себе и стал тонуть.
То есть ВЕРА бывает разная, и мы можем выбрать "уровень" веры!
Есть такой народный афоризм - во что веришь то и сбывается. Он на самом деле выражает серьезную истину: человек существо сложное и свободное.
Он может поверить в приметы - и увидит как они сбываются.
Он может верить в атеизм - и будет убеждаться, что в мире все совершается по законам случайности и необходимости.
Он может поверить в гороскопы сонники, и скоро с радостью заметит, что так и есть - все решают звезды!
Он может поверить в заговоры и пророчество деревенской колдуньи, и они тоже могут начать для него сбываться!
А может человек на все наплевать и сказать: Господи! На все Твоя Святая воля!
И это будет самый высший уровень веры - вера в Истину, так как только одно Существо в мире обладает полнотой Силы, Власти и Жизни. Веря Ему мы поднимаемся на самый верх НАД всеми знаниями, опытом и верами, НАД морем жизни и даже над смертью.
Маловерный! зачем ты усомнился? Укоряет Христос Петра. Как бы спрашивая: зачем спустился с вершины к подножью? Зачем поверил ветру и воде и не поверил словам Того, кто их создал? Зачем поверил глазам своим, своему уму, своему опыту? Глаза врут - они видят только внешнюю часть мира - глубины же его знает только Творец. Ум - обманывает - он не познал и миллионной доли вселенной. Опыт - ничтожен, он - капля в океане бесконечности.
А для Бога мир другой. В нем вообще НЕТ никакого моря - ни водного ни житейского. Есть Бог и есть человек. Есть только воля этого человека, его свобода. Свобода поверить Богу или верить себе.
игумен Игнатий ( Душеин )
http://www.izglubinki.ru/pro_016.html
Православие - это религия Преображения
19 августа
- Преображение Господа нашего Иисуса Христане знаю, почему именно девятнадцатого августа празднуется Преображение. Но я - хотя бы отчасти - понимаю, почему Преображение празднуется вообще.
Религией Преображения нередко называют само православие. Христианство не согласно видеть в мире тюрьму, из которой душе надо совершить побег (быт самой тюрьмы при этом предоставив тлену и безмыслию). Но еще менее намерено христианство в нынешнем состоянии мира видеть именно те чертоги, в которых человек должен поселиться навечно. Оно стремится соединить человека с горним миром - тем самым освятив мир дольний. В Евангелии Царство Божие сравнивается с закваской. Дрожжевая закваска, брошенная в тесто, должна взойти. Но, дорожа закваской, не следует ее все же слишком усердно извлекать из теста. Она на своем месте и, поглощаясь окружающей массой, делает свою незаметную и вроде бы медленную работу - заставляет тесто дышать.
Это стремление изъять дух из мира, отделить христову закваску от мира людей подметил у гностиков (раннехристианских еретиков, стремившиеся совместить языческий оккультизм с некоторыми библейскими сюжетами) В. Соловьев: исход мирового становления "во всех гностических системах лишен положительного содержания: он сводится, в сущности, к тому, что все остается на своем месте, никто ничего не приобретает. Мир не спасается; спасается, то есть возвращается в область божественного, абсолютного бытия, только духовный элемент, присущий некоторым людям (пневматикам), изначала и по природе принадлежащим к высшей сфере.
Он возвращается туда из мирового смешения цел и невредим, но без всякой добычи. Ничто из низшего в мире не возвышается, ничто темное не просветляется, плотское и душевное не одухотворяется... Мир не только ничего не приобретает благодаря пришествию Христа, а, напротив, теряет, лишаясь того пневматического семени, которое случайно в него попало и после Христова явления извлекается из него. С выделением высшего духовного элемента мир навеки утверждается в своей конечности и отдельности от Божества" (Соловьев В. С. Гностицизм. // Собрание сочинений. Т. 9 (дополнительный). - СПб., 1907, 99-100 с
.).А Преображение Христа произошло так: "Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвел их на гору высокую одних, и преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег" (Мф. 17,1-2). Это не было фокусом или простым чудотворством. Вскоре после этого дня Христос пойдет в свой последний путь в Иерусалим. Там ученики увидят Его оплеванным, бессильно падающим под крестом... А потом увидят воскресшим, сияющим, непобедимым... Проще всего, услышав о пасхальных метаморфозах Христа, сказать: "Этот Иисус, мол, был хорошим человеком, праведником, а потому после его смерти Бог наградил его Своим сиянием и силой. Богом-то Иисус, конечно, не был, а если и стал - то после смерти, совершив подвиг восхождения из нашего мира в мир астралов"... Нет ничего более далекого от христианства, чем популярное ныне "астральное" богословие. И, чтобы апостолы не заразились какой-нибудь формой "рерихианства" первого века, Христос еще до Голгофы показывает им полноту Божественной силы, которую Он несет в Себе; чтобы ученики, видя Его униженным и распятым, не усомнились в Нем - Он прежде являет им подлинную Свою славу. Сейчас, на Фаворе, они должны увидеть в Нем Бога, чтобы видя затем униженного человека, понять добровольность Его отказа от собственного всемогущества. "Страдание убо разумея вольное" - поется в праздник Преображения о смысле фаворского откровения для апостолов.
Лишь на одно мгновение приоткрылась "завеса плоти Его" (Евр.10,20) - и сквозь смиренный облик сына назаретского плотника проглянул неприступный свет Сына Божия.
...Апостолы потрясены - "они были в страхе" (Мк. 9,6). Древнерусские иконы, обычно столь сдержанные в передаче человеческих чувств и движений, представляют апостолов опрокинутыми навзничь, пытающимися заслониться от пронизывающего их света... Но проходит первая потрясенность. Дар речи возвращается к ним. Разум, пожалуй, несколько запаздывает с возвращением. Из уст Петра вырывается искреннее, но странное предложение: "Господи! Хорошо нам здесь быть! Если хочешь, сделаем здесь три кущи", т.е. останемся здесь навсегда.(О том, почему неразумно его предложение о вечном пребывании на Фаворе - будет сазано особо.) Но вот что удивительно: апостол предлагает сделать лишь три кущи (палатки): одну для Иисуса и две для явившихся в божественном свете пророков Ветхого Завета, Моисея и Илии. Петр, надеясь остаться в их обществе навсегда, не предлагает поставить жилище для него самого!
В мистической литературе часто сравнивают состояние человека, приведшего свою любовь к созерцанию любви Вечной, с опьянением. Он не помнит себя от радости, он говорит странные вещи, потому что слова бессильны перед полнотой видения... Но пьяный, как известно, еще и не лжет. То, что у него на сердце, или точнее, в глубине сердца - выходит к нему на язык. Очем же говорит "опьяненный" Петр? Оказываетсяи в изумленном состоянии он не помнит своих "интересов", не заботится о себе, не ждет личных выгод. Он хочет делать добро (или хотя бы знак любви и почтения) - другим: Илии и Моисею...
Но Христос отклоняет этот добрый порыв Петра. На Фаворе нельзя оставаться. С Фавора уже видна Голгофа, и надо идти к ней. Единственные слова, которые Христос сказал ученикам на горе Преображения - были о Его предстоящих смерти и воскресении. Евангелист Марк отмечает, что сходили апостолы с горы, пораженные уже не столько тем, что они видели, но услышаннымпредсказанием о Распятии.Да, поистине, главная тайна христианства является и в этом небольшом повествовании о Фаворе.
На горе Нагорной проповеди Иисус рассказал людям, чегождет от них Божественная любовь; раскрыл глубочайший смысл древних заповедей; обновил их новыми призывами. Разве большего можно требовать от пророка?
На горе Фавор Иисус явил людям Бога, осиял их Божественным светом. Разве большегоможно ждать от Божества, пришедшего к людям?
Оказывается, этого мало. Без третьей Евангельской горы - Голгофы - пришествие Христа неполно и бессмысленно. Мало однажды увидеть Бога. Надо суметь еще сохранить в своем сердце горний луч; надо вырваться из-под власти не мира, но смерти... Фаворское чудо пока осияло лишь апостолов, но не вошло в страдающий мир. И как бы в подтверждение этого, у подножия горы Иисуса и его учеников встречает самое очевидное и страшное проявление греха и исковерканности нашего мира. Им встречается бесноватый мальчик. Не просто больной - но одержимый, то есть человек, в котором вся его воля и сила испепелена, а сам он превращен в пустышку, в игрушку в руках беса. И не просто бесноватый - но ребенок. Не человек, который
своими грехами и "астрально-колдовскими" играми сам опустошил свою душу и сделал ее смрадным жилищем, а мальчик, который стал оружием греха еще до того, как сам начал умножать в мире грех. Вся униженность человека, все бесстыдство зла явились на эту встречублиз Фавора... Мальчика Христос освободил. Но, чтобы освободить все человечество - нужно было чудо большее - нужна была искупительная смерть самого Посланца.Именно поэтому доброе желание Петра было безумно. Останься он, и по его мольбе Христос на вершине горы - и не было бы чуда у подножия Фавора. И не было бы таинства спасения на вершине Голгофы... На древних иконах Преображения, о которых я уже упоминал, есть проповедь об этом, самом главном в христианстве. Христос на них трижды изображается стоящим на одной и той же горе. Слева Он подводит апостолов к вершине, рукой приглашая их к подъему. Это понятно: чтобы увидеть Бога, надо приложить труд, взойти, как говорится в одном церковном песнопении, "на гору высоку добродетелей". Затем, в центре - миг самого Преображения. А в правой части иконы уже в третий раз мы встречаем Христа, и обращаем внимание на Его приглашающий жест - на этот раз призывающий к спуску. На Фаворе нельзя оставаться не потому, что - трудно, а потому что Бог не разрешает. От средних веков дошел к нам простой совет: если в молитве твой дух вознесен даже до третьего неба и ты видишь самого Творца, а в это время к тебе здесь, на земле, подойдет нищий и попросит накормить его - для твоей души полезней отвернуться от Бога и приготовить похлебку... "Бывает, - приоткрывает мир своего сердечного опыта преподобный Иоанн Лествичник, - что когда стоим на молитве, встречается дело благотворения, не допускающее промедления. В таком случае надо предпочесть дело любви. Ибо любовь больше молитвы".
На заре православного монашества преподобныйМакарий Египетский предупреждаетпылких учеников: "Совершенная мера духовного созерцания потому и не дается человеку, чтобы имел он время заняться попечением о братиях".
И на этой иконе Христос посылает своих учеников в мир - на преображение мира...
В свете Христовом мир меняется, а не отменяется. Фавор не оставляет места мрачному нигилизму всевозможных йог. На фаворской вершине сверкнул нетварный, неотмирный свет- и мир не был сожжен им. Одежды Христа стали белыми как снег - но остались одеждами. Тело Христа блистало как солнце - но Христос не развоплотился. Петр видел Единый свет мироздания - но не превратился в ангела или в Моисея, остался Петром, со своими реакциями и устремлениями.
Можно не соглашаться с тем, что на евангельских горах человеческая жизнь была вырвана из под власти вечного и необратимого умирания. Но трудно не заметить, как под действием евангельских лучей изменилась человеческое самопонимание. Во всяком случае без краткого и, казалось бы, не очень понятного евангельского повествования о Преображении Христа не появились бы простые строки Мандельштама, безыскусно удивляющегося, что человеку, живому и целому, есть место перед Творцом:
Дано мне тело - что мне делать с ним
Таким знакомым и таким моим?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла Вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло...
Спустя десять лет после написания этих, строк Мандельштам скажет - "Я христианства пью холодный горный воздух". Напоенный светом воздух горы Фавор.
диакон Андрей Кураев
http://www.pravmir.ru/article_611.html
Преображение Господне: вольный путь от Фавора на Голгофу
Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос начал говорить Своим ученикам, что скоро Ему предстоит пострадать, быть распятому и в третий день воскреснуть. Видя, что они смутились от этих слов, Господь добавил: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем." Значение этих слов вскоре открылось им, когда Он снова собрал их недалеко от Галилейского озера.
Взяв с Собой трех апостолов: Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос взошел с ними на гору. Гора эта не названа евангелистами по имени, но древнее предание указывает на гору Фавор, находящуюся в Галилее, в шести километрах на юго-восток от Назарета. Недалеко от этой горы Иисус Христос провел Свою юность, и, вероятно, не раз поднимался на нее и на ней молился. Высотой почти в один километр гора Фавор величественно возвышается над окрестными равнинами, привлекая к себе взоры путников со всех сторон. С вершины ее открывается вид на Галилейское море и реку Иордан, которые находятся на восток
от нее. От основания и до средины гора покрыта великолепными дубами и фисташковыми деревьями.Восходя крутыми тропинками и достигнув ее вершины, Христос оставил учеников отдохнуть, а Сам, отойдя немного дальше, начал молиться. Утомленные ученики тем временем прилегли на землю и заснули. Пробудившись от яркого света, они увидели своего Учителя в совершенно необычайном виде: Он был окружен неземным светом, лицо Его сияло, как солнце, одежды были белее снега и также необычно светились. Рядом с Ним стояли явившиеся с неба ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Ним. Озаряемый неземным светом, Петр почувствовал неизреченное блаженство и воскликнул: "Господи! Как хорошо нам здесь! Сделаем три палатки: Тебе - одну, одну Моисею и одну Илии."
Не успел он закончить своей фразы, как с неба спустилось таинственное облако, которое осенило их. Тогда из облака послышался голос Бога Отца, который сказал: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте!" Испугавшись, ученики пали ничком на землю. Но Господь, подойдя, коснулся их и сказал: "Встаньте, не бойтесь!"
Поднявшись, ученики увидели только одного Иисуса Христа, но уже в Своем обычном, не преображенном виде. Моисея и Илии уже с Ним не было. Когда они спускались с горы, Господь приказал ученикам никому ничего не рассказывать об этом видении до тех пор, пока Он не восстанет из мертвых. Ученики же, не поняв слов Христа, стали спрашивать друг друга: "Что значит воскреснуть из мертвых?" Значение этих слов они должны были понять позднее, после предстоящих Спасителю крестных страданий. И тогда беседа пророков Моисея и Илии с Христом об этих страданиях, как и Его славное преображение, должны были укрепить их веру в Христа. Апостолы думали о страданиях своего Учителя, как о чем-то позорном и недостойном Мессии. А пророки Моисей и Илия называли это Его "славой," потому что именно в Своих добровольных страданиях Господь явил всю непостижимую красоту Своей любви к погибающим людям и, одновременно, Свое божественное могущество над мрачным царством демонов, которые держали людей в греховном плену.
Преображение Спасителя было, в первую очередь, откровением "Царства Божия, пришедшего в силе." Действительно, на Фаворе впервые засиял перед людьми духовный свет Божественной природы Христа, до этого времени скрываемый под кровом Его человеческой плоти. Чудо состояло в том, что с физических очей апостолов как бы спала пелена, закрывавшая от них тот мир, и они своими духовными очами увидели Христа в Его Божественной славе. Тогда их сердце наполнил такой несказанный мир и такое блаженство, какие они никогда до этого не испытывали.
От сошествия Святого Духа на апостолов и до наших дней многие христиане, в особенности, святые приобщались к фаворскому чуду и удостаивались чувствовать в себе и видеть отблески Божественного света. То всегда были для них незабываемые и счастливейшие моменты их жизни. Но Божественный свет не есть удел только некоторых избранников. Он вселяется в каждого христианина в момент его крещения и с тех пор таинственно пребывает в нем, руководя его мыслями и чувствами. Он усиливается по мере духовного совершенствования христианина и по мере его внутреннего приближения к Богу, что особенно явно осуществляется в таинстве Причащения.
Обычно в начале своего обращения к вере, глубокого покаяния или после крещения человек чувствует большой приток духовных сил, неизреченную радость и легкость, которые делают легким для него христианский образ жизни. Однако это состояние не долго продолжается. Чтобы человек не расслаблялся и не надмевался своими успехами, от него как бы отнимается чувство радости общения с Богом. Вдохновение уходит, христианская жизнь становится значительно труднее. Это потому, что блаженство предназначено для будущей жизни. Однако Божественный свет продолжает пребывать и действовать
в усердном христианине, хотя он и не ощущает этого. По временам, однако, для ободрения и укрепления Господь дает ему почувствовать радость общения с Собой. И это всегда незабываемое состояние, которое нельзя объяснить тем, кто его не испытывал. В сравнении с этим блаженством все земные радости кажутся ничтожными и жалкими.Господь Иисус Христос обещал, что после этого временного мира начнется вечная жизнь, когда "Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мт. 13:43).
Епископ Александр Милеант
Древний обычай освещать плоды восходит к VIII веку. Колосья и виноград приносили в храм в благодарность Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Но таинственно-символическое значение этой традиции состоит еще и в том, что природа, искаженная после грехопадения человека, нуждается в обновлении не меньше самого человека. Освещение плодов - символ будущего преображения природы, символ преображения человека, пошедшего за Христом, символ Праздника Преображения Господня
http://www.pravmir.ru/article_2237.html
По Святым местам святителя Митрофана
инувший год мне особенно запомнился поездкой по тем местам российской глубинки, где жил и трудился великий угодник Божий - святитель Митрофан Воронежский. Как раз в 2007 году мы отметили 175 лет со дня прославления этого святого. Газета "Православная Москва" уже рассказывала, что в Петербурге находится чудотворная икона святителя Митрофана "Мученица". В прошлом веке она находилась в храме Преображения Господня в слободе Замостье возле города Суджа Курской губернии. А когда богоборцы стали грабить дом Божий и топором ударили по иконе, то спас ее от уничтожения мой прадед, настоятель того храма - митрофорный протоиерей Алексий Дьяконов. Святыня же спасла его от расстрела. Прадед назвал икону "Мученицей", другие верующие - "Рубленой":
И вот мы с этой иконой по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия и архиепископа Костромского и Галичского Александра отправились в путь. Руководил поездкой игумен Свято-Успенского Космина монастыря иеромонах Серафим (Котенков). Вообще о жизни святителя Митрофана до его епископства сохранилось не так много сведений. Известно, что родился он в селе Антилохово Владимирской губернии (ныне это Ивановская область) в семье священника и был назван Михаилом в честь архистратига Божия Михаила. Став, как и отец, приходским священником, иерей Михаил служил вначале в храме Рождества Иоанна Предтечи в селе Сидоровском, куда мы поехали в первую очередь. Удивительная картина открылась перед глазами: на высоком холме, на левом берегу реки Молохты стоял чудесный Предтеченский храм. Казалось бы, сотни селян должны туда ходить на богослужения, но, увы, от некогда большого села осталось лишь несколько жилых домов.
Потеряв жену, священник Михаил ушел в Золотниковскую Успенскую пустынь, где в 1663 году принял иноческий постриг с именем Митрофан - в честь святителя Митрофана, Патриарха Константинопольского. Золотниковская общежительная пустынь, расположенная в 34 верстах от Суздаля, пользовалась в свое время известностью. На ее развитие жертвовали средства и царевна Софья, и император Петр I. Инок Митрофан так полюбил эту милую его душе пустыньку, что хотел провести в ней всю оставшуюся жизнь. Но братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшая в то время настоятеля, обратилась к церковной власти с просьбой поставить игуменом их обители известного своей строгой жизнью иеромонаха Митрофана. И в течение десяти лет игумен Митрофан управлял потом Яхром-ской обителью.
Сегодняшние насельники (к слову сказать, энергично ведущие восстановительные работы) торжественно встретили чудотворную икону святителя Митрофана Воронежского. Приложиться к ней пришли целыми семьями и жители села Небылое. В храме Спаса Нерукотворного, построенном святителем, был отслужен ему благодарственный молебен.
А на родине святого возводится храм в его честь. Там мы с пением тропаря обошли с иконой "Мученица" будущую церковь крестным ходом и затем продолжили путь в Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь в Костромской области, куда игумена Митрофана - "как мужа благоговейного и добродетельного" - по приказу Патриарха Иоакима перевели управлять этой обителью.
Основал Макариеву новую пустынь в 1439 году в унженских лесах на берегу реки Унжи преподобный Макарий. Он ископал источник, который все минувшие столетия был наполнен прозрачной водой. Многие люди и сегодня получают от него исцеление по вере своей. Монастырь особо чтили члены царского дома Романовых. В 1613 году, в тот момент, когда благочестивая мать и сын Романовы молились у раки с мощами преподобного, отряд польской шляхты обдумывал способ убийства молодого Михаила Романова как основного претендента на российский престол. Помешал им крестьянин Иван Сусанин, который намеренно завел поляков в лес и принял мученическую смерть.
Трудами архимандрита Митрофана в монастыре был возведен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы каменный храм с трапезной и шатровой колокольней. Позднее в обители были построены Никольский храм над Святыми вратами и Успенская теплая церковь. Святитель Митрофан много сил и труда вложил в процветание Унженского монастыря. В храме Преподобного Макария находился образ Спасителя с надписью: "1680 года, по обещанию монаха Митрофана".
Тяжелое время для обители наступило с приходом
советской власти, которая в Макариевской и Успенской церквях разместила машинно-тракторную станцию, а в братском корпусе устроила общежитие для трактористов. Богоборцы сбросили с колокольни Благовещенской церкви колокола, сожгли иконы. Они стерли с лица земли монастырское кладбище и вырубили плодовый сад. Для постройки городской бани рабочие разобрали монастырскую стену. Мощи преподобного были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей. Возрождение обители началось в 1994 году: 7 августа, в день преподобного Макария, была совершена здесь первая Божественная литургия после многолетнего перерыва, а в 1995 году святые мощи унженского старца вернулись в монастырь.Теперь это женская обитель. Встретила нас ее настоятельница, игумения Вера (Морева). Икону святителя Митрофана мы внесли в Макариевский храм, где находится рака с мощами преподобного Макария. И всех охватило чувство, что в храме встретились два святых - преподобный Макарий Унженский и Желтоводский и святитель Митрофан, епископ Воронежский.
Бедный, разрушенный монастырь постепенно возрождается, но даже не надо быть специалистом, чтобы понять, какие огромные средства требуются для восстановления поруганных святынь. Требует серьезной реставрации Благовещенский храм. Предстоят большие труды по восстановлению шатровой колокольни.
:С теплотой вспоминая нашу незабываемую поездку, я думаю о том, что она показала мне и другим участникам крестного хода, какую огромную роль сыграл дивный святитель в православной жизни России.
В ПОНОМАРЕНКО,
http://www.orthodoxmoscow.ru
О КРАСОТЕ
оброта" - слово славянское и означает Красоту как одно из имен Бога. Значит, любовь к красоте есть любовь к Богу. Духовное делание, очищение себя, приготовление к тому, чтобы быть храмом Божиим, храмом Святого Духа - это искусство из искусств, наука из наук. Красота Бога - это прежде всего красота духовная, совершенная Любовь, об этом свидетельствуют писания святых отцов. Выражаясь со временным языком, Бог шел на риск, создавая человека. В каком-то вечном плане ему были известны судьбы мира, как, конечно, и судьба каждого человека, однако, весь смысл в том, что Бог - совершенная любовь; создавая человека, веря в него, Он понимал, что потребуется искупительная жертва Христа.
"Красота спасет мир" - сказано у Достоевского, потому что сам человек спасти мир не может. Красота - понятие отвлеченное: одному нравится одно, другому - другое. Но Достоевский, я думаю, имел в виду красоту как одно из имен Божиих или как богоподобие. Бог еще именуется Художником, ведь одним из видов аскетического делания является созерцание видимого творения. Если этот мир, даже пораженный и испорченный грехом человеческим, так прекрасен, так органичен, то как же должен быть прекрасен Творец этого мира! В широком смысле слова художником быть обязан каждый христианин. Дар творчества выделяет человека из всех живых существ, ставит его даже выше ангела.
Архимандрит Зинон. БЕСЕДЫ ИКОНОПИСЦА
Как питаться и проводить дни Успенского поста
о время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качества постной пищи. Все строго рассчитано с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а - напротив -
сделать ее легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.Пост есть необходимое средство для успеха в жизни духовной и для получения спасения, ибо пост, отнимая у плоти излишнюю пищу и излишнее питие, ослабляет силу чувственных влечений. Отсюда видно, что и польза поста многоразлична:
а) пост скоро и ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи и пития;
б) пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит;
в) пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и Божественном. "Кто постится, тот с добрым духом молится", - говорит св. Иоанн Златоуст.
Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди - всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи - ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".
Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг - "сварением пищи, но без елея", то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, "если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август".
В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там - оставление пищи скоромной - более питательной и употребление пищи постной - менее питательной; здесь - оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим".
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям - в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/5g9_20-all.shtml#s63
Воскресенье, 17 Августа 2008 года. День памяти Семи отроков, иже во Ефесе,
Молитва О пречуднии святии седмочислен-нии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя. Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне. Болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастати. И всех нас, святей иконе вашей предстоящих рабов Божиих (имена), и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. |
Тропарь святым семи отрокам, иже во Ефесе
Велия веры чудесе, в пещере яко в чертозе царском святии седмь отроцы пребыша, и умроша без тли, и по мнозех временных восташа яко от сна, во уверение воскресения всех человеков: тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас
Тропарь апостола Матфия Апостоле святый Матфие, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим. |
Воскресенье, 17 Августа 2008 года. Неделя 9-я по Пятидесятнице.
Понедельник, 18 Августа 2008 года. Седмица 10-я по Пятидесятнице.
Вторник, 19 Августа 2008 года.
Среда, 20 Августа 2008 года.
Четверг, 21 Августа 2008 года.
Пятница, 22 Августа 2008 года.
Суббота, 23 Августа 2008 года.
Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ": |
|
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006 |