"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Рождество Пресвятой Богородицы. Собор Святых земли Казахстанской. Рождество Пресвятой Богородицы - не давнее событие, а чудо вечности. Тайна души человеческой: Что такое страсть? Курская икона Знамение Божией Матери. Месяцеслов. |
С РОЖДЕСТВОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!
Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенной:
из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш и,
разрушив клятву, даде Благословение, н,
упразднив смерть,
"Услышана молитва твоя!... У тебя родится дочь!"
Рождество Пресвятой Богородицы
одилась в семье девочка... Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим -Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия... А тогда - с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, - доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка... Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.
- Рождество Христово знаете? - Еще бы не знать нам Христово Рождество! - А ведь еще одно Рождество есть, в середине сентября, в дни последнего летнего тепла и первых робких весточек приближающейся стужи...
Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной". Родилась в семье девочка, Своим рождением - Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов.
Нередки сетования на дефицит положительных примеров для наших детей. Нет учителей, нет личностей, готовых повести за собой, научить добру и укрепить нетвердые детские души. А Иоаким и Анна?! Энциклопедия семейной жизни, в которой что ни поступок, то наука. Смиряться. Любить. Надеяться. Верить. Их презирали за бездетность, а они не роптали. Их звали праведными, а они почитали себя "грешнее всех в мире". Года серебрили их головы, а они не теряли надежды. Смиренное сердце - подарок Господу, и Он поспешает к смиренным с подарком: "Анна! Услышана молитва твоя!... У тебя родится дочь" - возвестил благую весть Ангел. Радость великая. И тут же - поспешающая благодарность Господу: обещание посвятить Ему дочь! Какое удивительное, какое смиренное и кроткое материнское сердце. Богородица Дева унаследовала его от матери, и ни разу, даже когда по человеческим меркам было невозможно терпеть и смиряться, - не изменила щедрому родительскому наследству. И почему мы так редко молимся праведным родителям Пресвятой Богородицы? Почему не взыскуем их богатейшего опыта семейной жизни? Почему не плачем перед святой их иконой, не просим вразумления и помощи? Уж они-то в праведности своей для нас те самые образчики золотые, которых мы так жаждем, и которых днем с огнем ищем в современных учебниках по педагогике и лекциях о семье и браке.
Рождество Пресвятой Богородицы лучом благодати озарило греховный земной мир. Мир затих в ожидании Спасения. Пройдет время и маленькие ножки Марии Девы легко и ловко преодолеют высокие ступени Иерусалимского храма. А пока - пока счастливые родители склонились над дорогим чадом. Пятьдесят лет они вымаливали себе дитя. А мы... Мы быстро устаем от молитвы, нам надо сразу, нам надо сейчас, нам надо быстро. А не дается быстро, - значит без толку, сколько можно расшибать лоб о церковные настилы, сколько свечей теплить, сколько серебра изводить. Заполошные, спешащие, маловерные, нетерпеливые, обидчивые, - каких Господних подарков ждем мы, на какие щедроты надеемся?
Матерь Бога нашего празднует ныне Свое Рождество. Праздником этим Пречистая будит наши заскорузлые души от спячки и маловерия. Сегодня Рождество... Сегодня светлый день светлой славы Матери Света. Почтим Ее песнями, почтим рождественским тропарем, почтим нашей недостойной молитвой. Лишь бы только сердце не впитало в себя дыхание первых, еще осторожных осенних непогод.
Наталья Сухинина
http://www.pravmir.ru/article_1336.html
Собор Святых земли Казахстанской
Благодаря молитвенному предстательству и заступничеству великого сонма святых земли Казахстанской, в нашем государстве сохраняется мир, братолюбие, взаимопонимание. А Церковь Христова, зиждущаяся на крове мучеников, как на твердом фундаменте, продолжит свою спасительную миссию в современном мире, среди всех трудностей жизни нашего общества и исполнит свой материнский долг по отношению к народу, который ждет от Нее освящения. Ибо сегодня, после прошедших лихолетий, над раскрытым под степным небом Антиминсом совершается непрекращающаяся Божественная Литургия, в которой сонмы мучеников и исповедников молятся за всех живущих на этой земле, дабы пробавил Господь милость Свою на нас, дал нашим соотечественникам время на покаяние и зажег в их сердцах огонь веры, ревности о возрождении Церкви и мирного неба над нашим земным Отечеством".
По материалам епархиальных документов
Рождество Пресвятой Богородицы -
не давнее событие, а чудо вечности
о имя Отца и Сына и Святого Духа!
Несколько дней тому назад мы с вами по милости Божией вступили в новый церковный год, а ныне празднуем первый великий праздник годового богослужебного круга - Рождество Пресвятой Богородицы.
Для того чтобы понять смысл этого праздника, а вместе с ним и других праздников церковных, нам нужно прежде всего вспомнить, что церковная жизнь есть тайна, непостижимая для тех, кто находится вне Церкви.
Не случайно ведь самое важное в жизни Святой Церкви - ее средоточие, через которое мы становимся причастниками благодати Божией, мы называем ТАИНСТВАМИ. Сами мы, своим тварным умом не могли бы постигнуть этой тайны церковной. Но Господь по Своей милости постепенно открывает ее тем, кто живет в Таинствах, кто припадает к этому источнику благодати и пьет его живую воду.
В жизни церковной есть много тайн, но одна из них постоянно открывается верующим. Мы входим в общение с ней не только тогда, когда получаем благодатные дары через Таинства, но всякий раз, когда бываем в храме и участвуем в богослужении.
Впрочем, для многих из нас, верующих, тайна эта продолжает оставаться сокрытой. Для того чтобы по-настоящему соприкоснуться с ней, нам нужно быть не простыми слушателями и зрителями того, что совершается в храме, но войти в опыт тех, кто были творцами богослужения и запечатлели его в составленных ими молитвах и песнопениях, начиная со времен апостольских, через мучеников и преподобных и кончая подвижниками нашего времени.
Творцы богослужения, в полном согласии со всеми отцами и учителями Церкви, говорят нам о том, что человек создан для Вечной жизни, что подлинной стихией, в которой только и может жить его душа, является вечность.
Когда мы погребаем наших усопших и молимся об упокоении их душ, мы просим, чтобы Господь сотворил им вечную память. Но эта молитва может относиться и к нам, живущим еще на земле, потому что и мы нуждаемся в том, чтобы Господь имел нас в Своей Вечной Памяти: ведь цель нашей жизни и есть приобщение к вечности. Поэтому самое лучшее и ценное пожелание церковное есть пожелание вечной памяти.
А мы постоянно забываем об этом. Отягощенные заботами житейскими и омраченные временными обстоятельствами нашей жизни, мы забываем о том, для чего мы созданы, забываем о вечности, в которой живет лишь то, что сотворено Господом, - ДОБРОДЕТЕЛЬ.
Все же остальное отметается и бросается в огонь - во тьму внешнюю. Нам только кажется, что оно существует, а на самом деле, как говорит один святой отец: "В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых и для них оно вовсе не существует"(1).
Воистину существует только жизнь в Боге и то, что идет по пути стяжания Царства Божия в нас.
Святые отцы говорят нам, что человек создан по образу и подобию Божию, что он есть венец природы и царь всей видимой твари и вместе с тем сотаинник Божией благодати. Они учат, что телом своим человек связан со всей земной тварью, потому что тело это Господь создал, персть взем от земли (Быт. 2,7), а своей душой он соединен с Горним ангельским миром. Человек стоит на грани двух миров - земного и Небесного. "В творении его, - говорит Григорий Богослов, - художническое слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа; созидает, из сотворенного уже вещества взяв тело и от Себя вложив жизнь, поставляет на землю иного Ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной"(2).
Но созданный по образу Божию и поставленный Господом на грани двух миров, человек не выполнил своего предназначения: он согрешил, отпав от Бога, а через него и весь видимый мир, венцом которого он является, стал отходить от Господа. Тогда на землю явился Сын Божий, Который Своею смертью упразднил смерть и Своим Воскресением открыл нам путь к Вечной жизни. Он даровал и нам вечную память, и не только нам - верящим в Него, но и всей видимой твари.
Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, очищая от греха свою душу, поднять и одухотворить также и вещество, из которого создано его тело, сделав его достойной обителью бессмертной души. Святые отцы говорят, что в день последнего воскресения предстанут пред Господом не только наши души, но вместе с ними и наши воскресшие тела. И в этой земной жизни, в своем восхождении к Богу человек может идти только путем, который указан ему Господом, поставившим его на грани двух миров. Только в общении с этими обоими мирами и вместе с ними может человек здесь, на земле, служить Богу. Об этом нам постоянно напоминает Святая Церковь в своем богослужении.
Недавно мы с вами совершали новогоднюю службу. Мы приносили в этот день хвалу Господу не только от себя, но и от всего мира видимого и невидимого, с которым мы соединены по телу и по душе.
Об этом ясно говорится в каноне этого дня: Вся дела Твоя, Господи, небеса, земля, свет и море, воды и вси источницы, солнце же, луна и тьма, звезды, огнь, человецы и скоти, со ангелы восхваляют Тя
. (3)Тот, кто верит, что слова эти соответствуют действительности и что в богослужении мы воистину соединяемся с обоими мирами, тот понимает, какая великая тайна заключена в православном богослужении.
Тайна эта состоит не только в том, что здесь уничтожается грань между человеком и всею тварью - небесною и земною, грань, которую мы так ясно ощущаем, живя в этом привременном мире, но также и в том, что через богослужение мы преодолеваем и самые границы времени текущего естества и входим в мир вечности. Стало быть, в богослужении нет ничего временного, но все живет в вечности.
Обычно смысл празднования того или иного события из жизни Иисуса Христа или Божией Матери мы видим в том, чтобы пойти в храм, прослушать там Евангелие и песнопения, рассказывающие о событиях, совершившихся когда-то очень давно, вспомнить об этих событиях. Так можем мы отнестись и к сегодняшнему празднику, церковное предание говорит нам о том, что около 2000 лет тому назад Пресвятая Дева родилась в галилейском городе Назарете от престарелых родителей - праведных Иоакима и Анны. Оно повествует, что Своим рождением Дева Мария разрешила узы их неплодства и доставила им великую радость. Об этом рассказывают нам песнопения сегодняшнего дня, и, по-видимому, весь смысл праздника сводится к тому, чтобы вспомнить об этих событиях.
Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, не понимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное. В стихирах сегодняшней вечерни мы слышали: Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет... Днесь всемирных радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство, и наконец: Днесь неплодная Анна рождает Богоотроковицу (4). Что же означает это днесь? (днесь разрешается неплодство, днесь Анна раждает Богоотроковицу). Есть ли это только приемы образной, поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл?
Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Ведь все это совершилось когда-то очень давно. Но для тех, кто мудрствует духовная (см.: Рим. 8, 5), все, что совершилось нас ради человек и нашего ради спасения не только произошло во времени, но и в вечности пребывает.
Поэтому, когда мы слышим сегодня, что ныне Дева Чистая от Анны происходит (5) , - нам открываются врата вечности.
Богослужение сегодняшнего дня говорит нам о том, что рождение Пресвятой Девы было радостью не только для Ее родителей и родственников, живших в Назарете, но стало всемирною радостью, что оно разрешило неплодство не только святых праведных Иоакима и Анны, но в нем естества нашего разрешается неплодство и рождается плод живоносен миру
(6).Богослужение открывает нам, что Рождество Богородицы имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, что с рождением Ее жизни рождается днесь мост (7) , вводящий нас в вечность.
Прославляя Господа, мы каждое славословие заканчиваем словами: ныне и присно и во веки веков. Этими словами Святая Церковь говорит нам о том, что богослужение, которое мы совершаем ныне, будет совершаться и присно и во веки веков, потому что уже и сейчас оно совершается в вечности и приобщает нас к Вечной жизни.
В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь.
Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах ныне и присно и во веки веков, и для нас закроется текущий в нем источник Вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника Вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности.
И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения.
А для этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, - все, что совершается, поется, читается за богослужением.
И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ.
И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности.
Святая Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа Ангельские Силы и вся Небесная Церковь. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, - воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях.
И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой Литургией, перед малым входом, священник молится: Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость. Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность.
Поэтому во время Божественной литургии священник после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царство Божие.
Из этого нам должно быть ясно, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть не что иное, как последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого из нас, верующих, оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни.
Поэтому и праздники церковные представляют собою не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, они связаны друг с другом, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Вот и сегодня - чтение канона сопровождается пением Воздвиженской катавасии Крест начертав Моисей. Казалось бы, она не имеет отношения к сегодняшнему дню, но на самом деле это не так. Она говорит нам о неразрывной духовной связи следующих друг за другом церковных праздников.
Это свет Воздвижения, который озаряет нас издалека, так что уже сегодня мы начинаем входить в него.
Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви. Сами мы не можем сразу постигнуть ее. Но мы знаем, что она была открыта великим и величайшим из угодников Божиих. Поэтому, входя в их опыт через те молитвы и песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи и молитв за нас грешных, можем и мы постепенно начать прикасаться к этой великой тайне.
И по мере того как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относиться и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному.
Священномученик Сергий Мечев
ПРОПОВЕДЬ НА ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНАГО И
ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
о имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Ныне все мы, братья и сестры собрались под своды святого храма для того, чтобы воздать должное поклонение Кресту Христову. Из истории нашей церкви мы знаем о том, что при правлении Константина Великого христиане обрели Животворящий Крест Господень. Совершила это обретение мать равноапостольного Константина равноапостольная царица Елена. Именно она в 326 году от Рождества Христова, предпринимая усиленные попытки при помощи патриарха Макария, который был тогда епископом града Иерусалима, обрела Крест Господень.
За время, которое прошло до обретения Животворящего Креста, на месте Голгофы и на месте Гроба Господня образовался холм, на котором был построен языческий храм Венеры, поэтому было очень трудно найти Крест Господень. Никто не знал, хотя бы примерно, где находилась Голгофа и Гроб Господень. В тех местах жил древний старик по имени Иуда. Узнав о
предпринимаемых попытках приобрести величайшую христианскую святыню, этот человек пришел к ней, и сказал ей о том, что ему известно то место, где был распят Иисус Христос.Каково же было удивление всех, когда Иуда привел их к языческому храму Венеры. Необходимо было разобрать этот храм и раскопать холм. К величайшему счастью всех тех, кто находился в это время на том месте, были приобретены Голгофа и пещера, в которой находилось бездыханное тело нашего Спасителя до его славного воскресения. Но где были кресты, оставалось тайной.
Царица Елена очень щедро вознаграждала тех людей, которые занимались раскопками. Я уже рассказывал вам, что и сегодня в Храме обретения Животворящего Креста, который находится под сводами величественного храма Вознесения Христова в Иерусалиме. Вчера мы совершали праздник освящения этого храма, которое произошло в 326 году.
Там, в этом храме, под самыми сводами находится маленькая пещерка, отделенная от остального храма небольшим окошечком. И как свидетельствует предание, именно в этой пещере во время всех поисков находилась царица Елена, наблюдая за тем, как совершаются раскопки.
Когда она видела, что люди, может быть из-за усталости, а может быть, потеряв всякую надежду найти Крест Христов, опускали руки, - в этот момент она из этого самого окошечка бросала золотые монеты для того, чтобы воодушевить на предстоящие трудные работы этих людей.
Милостью Божией тот величайший труд, который приняла на себя святая царица Елена, и святой патриарх Макарий, были увенчаны успехом. Господь дал возможность обрести свой крест.
Было найдено три креста. И возник вопрос: какой же из этих трех крестов есть Крест Господень?
Та табличка, которая была прибита к Кресту, - мы с вами об этом знаем, - та, самая, которая по распоряжению Пилата была прибита к Кресту, и, на которой было начертано на трех языках: "Иисус Назарянин - Царь Иудейский", не находилась на Кресте и лежала отдельно.
Тогда патриарх Макарий, конечно же, просветленный благодатью Божией, принял решение: внести крест в дом тяжко больной женщины. И стал по очереди возлагать на болящую эти кресты.
И когда на больную был возложен Крест Господень, она тут же стала исцеляться. Для того, чтобы все находящиеся в это время там люди могла поклониться Кресту Христову, патриарх Макарий стал высоко над собою поднимать Крест.
Когда Крест вновь стали вносить в Иерусалим, то на встречу попалась другая процессия, которая была похоронной, ибо несли на погребение умершего человека. Патриарх Макарий еще раз дерзнул возложить на усопшего три креста. Нужно отдать должное патриарху Макарию, - какова была его твердая вера. Он нисколько не колебался в том, что от Креста Господня умерший может воскреснуть. И вера его не была посрамлена.
Вначале возлагали другие два креста на покойника. Но ничего не происходило. И вот когда на умершего был возложен Крест Господень, умерший восстал. Это еще раз убедило его в том, что они действительно обрели Животворящий Крест своего Спасителя.
Весть, что найдена Голгофа и обретен Животворящий Крест, тут же разнеслась не только по Иерусалиму, но и по всем его окрестностям, и множество народу собралось к Голгофе.
По возвращении в Иерусалим, чтобы народ мог поклониться Животворящему Кресту Господню, патриарх Макарий вместе с царицей Еленой и с духовенством стал подвизать и высоко поднимать Крест Христов, осеняя им все четыре стороны света.
С того самого времени, с 326 года христиане стали в этот день совершать праздник, который был наименован Воздвижением патриаршего креста.
Из истории нам известно, что обретение Животворящего Креста совершилось не только в 326 году, но было совершено 6 марта того года.
Невольно возникает вопрос:
Почему так? На это, братья и сестры, есть свое объяснение.
Мы сегодня совершаем не только праздник обретения и воздвижения Креста, которое было совершено в 326 году, то есть в самом начале IV века.
Из истории нам известно, что в VII веке, в 612 году персидский царь Хозрой, напав на Иерусалим, вновь до основания разрушил этот город, попрал все святыни, которые находились в этом городе. Он взял в плен, - если так можно сказать, - самую величайшую христианскую святыню - Крест Господень, и перевез его из Иерусалима в Персию.
Там Крест был несколько лет. При воцарении Византийского императора Ираклия, который, объявив войну персам, совершал победу над ними, и одним из условий примирения было обязательное возвращение Креста в Иерусалим, Храм Воскресения Христова.
И когда Крест Христов вновь предстал пред Иерусалимом, на встречу Креста вышел сам император. Он принял Крест от военачальников, и взяв его в свои руки, понес по улицам Иерусалима. И, вот, когда иерарх подходил к храму Вознесения Христова, невидимая сила остановила императора. И он не мог, -хотя и предпринимал великие усилия, - не мог сделать ни единого шага вперед. Он недоумевал: что происходит? И патриарх помог императору найти ответ на этот вопрос. Он сказал:
- Года Христос нес Крест на Голгофу, был не в царской порфире, не в золотых одеждах, а был в рубище.
И тогда, император снял с себя все свои императорские одежды, и в одной нижней рубашке вновь имел возможность продолжать свой путь, неся Крест на Голгофу.
Это событие произошло 14 сентября. Поэтому неслучайно праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня Святая Церковь празднует с седьмого века сегодня, в этот самый день, 14 сентября по старому стилю или 27 сентября по новому Григорианскому календарю.
Когда мы с вами совершаем поклонение и целование Креста Христова, конечно, братья и сестры, невольно в нашем сознании должно произойти видение того, что ради нас и нашего спасения было совершено Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Ведь, если бы Господь не был распят на кресте, если бы Его Пречистая и Животворящая Кровь не окропила это Честное Древо Креста, разве сегодня мы с вами имели бы этот вселенский величайший христианский символ? - Конечно, нет. Только благодаря крестным страданиям и крестной смерти Христа мы сегодня имеем это непобедимое оружие.
Неслучайно, братья и сестры, сегодня я обращаю ваше внимание на страдания и крестную смерть нашего Господа.
Неслучайно вот по какой причине. Когда вчера я готовился к тому, о чем вам сегодня сказать, я открыл одну из проповедей замечательного священнослужителя, который совершал свое служение в конце XIX - в начале XX века. Это был о. архимандрит Кронид, который был наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. И вот, о. Кронид, - это было в 1913 году, - эта проповедь была произнесена почти сто лет назад, - он, обращаясь к христианам, произнес следующие слова, которые я зачитаю. Несмотря на то, что прошло уже почти сто лет, посмотрите, насколько они актуальны по сегодняшний день, насколько они задевают наши души и проникают в наши с вами сердца:
Да, действительно, братья и сестры, как бичом бьют нас эти очень точно подобранные слова отца Кронида.
Действительно, вроде бы мы и носим с вами Имя Христа, но очень мало, что делаем для Христа в нашей жизни.
Мне бы не хотелось на этой мрачной ноте заканчивать сегодня мое обращение к вам. Неужели мы с вами так и будем продолжать свою жизнь в том грехе, который мы так возлюбили, и без которого не представляем своего земного существования? - Нет, братья и сестры, да не будет этого с нами. Ибо, действительно, чтобы всем нам являться победителем греха, Господь и даровал нам свой Животворящий Крест. Дабы, взирая на этот Крест, поклоняясь этому Кресту, и употребляя его как самое величайшее оружие, все мы с вами без исключения, были крестоносцами в своей жизни, побеждая те многие страсти и грехи, которые укоренились в нашей с вами душе.
А, поэтому, братья и сестры, будем просить помощи Божией, непрестанно просить, надеясь на то, что с помощью Божией, Его Божественной Благодатью мы с вами сможем преодолеть воюющий против нас грех. В этом наше предназначение.
Об этом еще и еще раз, всем нам напоминает сегодняшний праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня, будем как можно чаще вспоминать о тех страданиях, которые ради нас и нашего спасения принял на себя Господь и Спаситель наш Иисус Христос.
И задавая себе вопрос:
Отвечая на этот вопрос, мы должны сказать:
Через свою смерть он освобождает меня от греха. И своим воскресением он дарует мне жизнь вечную, блаженную и нескончаемую в своем Небесном Царстве, то и я хотя бы чуть-чуть, должен иметь ответную любовь к своему Господу.
Будем просить Бога о том, чтобы Господь даровал нам свою Благодать.
А если мы будем просить Бога, как об этом говорится в Священном Писании: "всем сердцем своим, всем побуждением своим и всею жизнью своею", то, конечно же, любить окружающих нас людей. А если будет любовь, то не будет ненависти, не будет вражды, не будет зависти и не будет злобы, потому что будет любовь. Вот об этом нам еще и еще раз сегодня напоминает Святая Церковь, предлагая поклониться и облобызать Крест Христов.
Помолимся Кресту Господню, это мы совершаем неоднократно и при совершении вечерних молитв, и во время других славословий о том, чтобы Господь силою Честнаго и Животворящего Креста своего сохранил нас от всякого зла!
Аминь.
Протоиерей Валерий (Захаров)
27 сентября 2007 г.
Тайна души человеческой
Продолжение, начало в №
20,21При выяснении этого вопроса мы намерены держаться существующей восточно-аскетической системы св. отцов. Все громадное множество разнообразных страстей отцы-аскеты обычно сводят к восьми главным. Эти восемь страстей перечисляются в одинаковом порядке: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордостъ. Эти страсти всех нас тревожат и во всех людях находятся, и все согласны в том, что они составляют восемь главных пороков, которые угрожают подвижнику. Перечисленные страсти называются "главными пороками", "начальственными страстями", "родовыми производителями зла", от которых происходят все другие страсти. Преп. Иоанн Кассиан представляет даже примерную таблицу, как бы родословную, остальных наиболее заметных пороков, которые происходят от восьми главных страстей как от своих производителей и корней.
Все страсти принято разделять (по их природе) на две категории, на плотские и душевные. Плотские (somatika) - это те, по определению Иоанна Кассиана, которые "собственно принадлежат к возбуждению и чувству тела, которыми оно услаждается и питается, так что возбуждает иногда и спокойные души и невольно привлекает их к согласию со своим желанием"; к ним относятся чревоугодие и блуд. Таким образом, почву для себя плотские страсти находят в телесных потребностях и инстинктах, а душевные - в душевных. Душевными (psychika) называются те, которые, исходя из души, не только не доставляют никакого удовольствия плоти, но еще поражают ее тяжким недугом и питают только больную душу пищею жалкого услаждения. К этой категории страстей принадлежат остальные шесть: сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.
Несмотря на такое деление, отцы-аскеты, однако, признают, что страсти телесные и душевные находятся во взаимоотношении. Преп. Исаак Сирин так рассуждает: "Если страсти называются душевными, потому что душа приводится ими в движение без участия тела, то и голод, и жажда, и сон будут душевными же, потому что и в них, а равно при отсечении членов, в горячке, в болезнях и в подобном тому, душа страждет и совоздыхает с телом. Ибо душа соболезнует телу по общении с ним и тело соболезнует душе; душа веселится при веселии тела, приемлет в себя и скорби его". На этом основании часто страсти чревоугодия и блуда, коренясь в теле, возбуждаются иногда без содействия души, влекут за собою и душу по ее связи с телом. Взаимоотношение страстей объясняется всецело тесным взаимоотношением души и тела и их проявлений. И самые страсти телесные поэтому не могут быть рассматриваемы как акты физиологические, они скорее - состояния психо-физические. Сами по себе отправления организма ни в коем случае не могут быть названы страстями в порицательном смысле - таковыми являются только душевные состояния сластолюбия, сладострастия. Поэтому блуд и чревоугодие нравственному вменению подлежат не в качестве естественных отправлений организма, т. е. не в смысле явлений физиологических, но, собственно, как психические состояния падения, которые постольку греховны и гибельны, "поскольку помысл примешивается к духу и душа сочетавается с обольстительным в ней отпечатлением", т. е. поскольку названные страсти оказываются явлениями, принадлежащими к сфере психической жизни. Центр тяжести их, как и страстей душевных, лежит собственно в душе, в духовной стороне человека. Св. Иоанн Златоуст так говорит по этому поводу: "Тело без души ничего не в состоянии было бы сделать дурного, а душа и без тела многое может сделать... Объядение бывает не по нужде тела, а вследствие невнимательности души: для тела нужна пища, а не объядение... добродетель души заключается именно в повиновении тела - душе, потому что само по себе тело ни хорошо, ни худо. Все остальное (кроме необходимых потребностей тела) принадлежит душе". Почему было бы весьма трудно, даже невозможно, провести заметную грань между физиологическим и психическим элементами в страстях телесных.
Единство нашей души (человеческой) и та психологическая аксиома, что в душевной жизни одно психическое состояние тесно связано с другим, одно составляет необходимое условие для возникновения другого - эти два положения дали основание отцам-аскетам установить ту тесную связь, которую имеют между собою все восемь главных страстей. "Восемь страстей, - говорит преп. Иоанн Кассиан, - хотя имеют разное происхождение и разные действия... соединены между собою каким-то сродством и так сказать связью, так что излишество первой страсти дает начало последующей". Ибо от излишества чревоугодия необходимо происходит блудная страсть, от блуда - сребролюбие, от сребролюбия - гнев, от гнева - печаль, от печали - уныние. Остальные две страсти, т. е. тщеславие и гордость, так же соединены между собою и тем же способом, как и предыдущие страсти: от чрезмерного тщеславия рождается гордость. Но от тех шести первых страстей они совершенно отличаются и не соединяются с ними подобным союзом, и не только не получают от них никакого повода к своему рождению, но даже противным образом и порядком возбуждаются. Обыкновенно бывает так, что эти две последние страсти сильнее плодятся по истреблении первых и живее по умерщвлении их возникают и возрастают.
Итак, душевные страсти и так называемые телесные, имея общую психологическую основу, не только неотделимы друг от друга, но, напротив того, они находятся в тесной генетической связи. Это положение в дальнейшем будет иметь важное значение при определении приемов и порядка борьбы со страстями, а в ближайшем - оно является важным условием для анализа каждой страсти в отдельности.
Митрополит Николай (Могилевский)
Продолжение следует
Курская икона Знамение Божией Матери
урская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви. В XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. Однажды в окрестностях города один охотник заметил лежавшую у корней дерева икону (отчего она и получала название "Коренной"), обращенную ликом к земле. Охотник поднял ее и увидел, что изображение иконы подобно иконе "Знамение" Новгородской. Одновременно с явлением этой иконы совершилось и первое чудо. Как только охотник поднял святую икону с земли, тотчас на месте, где лежала икона, с силой забил источник чистой воды. Это произошло 8 сентября 1259 года. Охотник не решился оставить икону в лесу и построил на месте обретения небольшую деревянную часовню, и в ней поставил новоявленный образ Богоматери. Вскоре об этом узнали жители города Рыльска, расположенного неподалеку, и стали посещать место явления для поклонения новой святыне.
Икону перенесли в Рыльск и поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но икона пробыла там недолго, чудесным образом она исчезла и возвратилась на прежнее место явления. Жители Рыльска неоднократно брали ее и относили в город, но икона непостижимым образом возвращалась на прежнее место. Тогда все поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа. Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года. С иконы было сделано несколько списков, которые также прославились.
1945 -- митр. Анастасий выехал из Мюнхена с Курской Коренной иконой в Женеву
1950, 16/29 янв. -- освящена церковь Курской Коренной иконы в г. Махопак
1951, 23 янв./5 фев. -- Курская Коренная икона Божией Матери прибыла в Америку
1995 -- общие празднования семисотлетия открытия Курской Коренной иконы Божьей Матери, Одигитрии русского зарубежья
Сейчас икона находится в храме Знаменской Божией Матери при архиерейском синоде РПЦЗ и является одной из главных святынь Русской Православной Церкви Заграницей.
http://www.rian.ru/spravka/20050915/41400239.html
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое,
победы правосланым христианом на сопротивныя даруя,
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство
Воскресенье, 21 Сентября 2008 года. Неделя 14-я по Пятидесятнице.
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Собор святых Новомученников и Исповедников Казахстанских
Икон Божией Матери Курской 'Знамение',
Почаевской, Холмской и 'Софии - Премудрости Божией'
Понедельник, 22 Сентября 2008 года. Седмица 15-я по Пятидесятнице.
Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы
Правв. Богоотец Иоакима и Анны, Мч. Севериана, Прп. Иосифа Волоцкого,
Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского,
Сщмчч Захария, архиепископа Иосифа Карагандинских
Вторник, 23 Сентября 2008 года.
Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры, Прп. Павла Послушного, Печерского,
Карагандинского сщмч. Уара, еп. Липецкого
Блгв. царицы Греческой Пульхерии, Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа
Среда, 24 Сентября 2008 года.
Прп. Феодоры Александрийской, Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, Мчч. Димитрия, Еванфии и Димитриана, Прп. Силуана Афонского, Каплуновской иконы Божией Матери
Четверг, 25 Сентября 2008 года.
Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы
Сщмч. Автонома, Мч. Иулиана и с ним 40 мучеников, Прав. Симеона Верхотурского, Прп. Вассиана
ТиксненскогоПятница, 26 Сентября 2008 года.
Память Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме
Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Сщмчч. Стефана и Александра,пресвитеров Карагандинских
Сщмч. Корнилия сотника, Мчч. Кронида и иных
Суббота, 27 Сентября 2008 года.
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Преставление свт. Иоанна Златоуста, Леснинской Иконы Божией Матери
Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ": |
|
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006 |