"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Об исцелении Гадаринского бесноватого. образ св. мученицы Параскевы, нареченной Пятницею. С чего начинать день? Жизнь и деяния святых бессребреников Космы и Дамиана. Тайна души человеческой. Шуйская Одигитрия. Месяцеслов. |
Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.
Об исцелении Гадаринского бесноватого
сегодняшнем Евангельском чтении вы слышали об исцелении Господом Иисусом Христом гадаринского бесноватого.
В него вселился легион бесов. Что значит легион? Это крупная часть древнего римского войска, приблизительно соответствующая современной армии. Армия бесов вселилась в несчастного жителя гадаринского и сделала его бесноватым, поистине сильнейшим из всех бесноватых.
Может кто-нибудь спросит, как целая армия может поместиться в одном человеке? Может, потому что бесы не материальны, это духи бестелесные, места в пространстве не занимают, может поместиться их сколько угодно в одном месте - в сердце человеческом.
Его одержимость бесами выражалась буйством и неистовством необыкновенным, он рвал, как нитки железные цепи, день и ночь бился о камни. Но не всегда одержимость бесами проявляется в такой форме. Гораздо чаще бывает она в другой форме.
Бесы вселяются в сердце человека и ведут себя там тихо, человек не подозревает, что в сердце его живут бесы, особенно если этот человек отрицает все духовное, само существование бесов: он лишает себя возможности замечать присутствие того, во что не верит.
Тем хуже для него. Если человек не хочет знать о бесах, не верит в их существование, для них полная свобода действовать в его сердце, ибо не принимает он мер предосторожности, не борется с ними, как боролись все святые, которые решительно отражали бесовские нападения в сердце своем, которые умели отличать в сердце своем действия бесов от действия ангелов, от действия Святого Духа.
А люди обыкновенные, даже христиане, не отвергающие существования бесов, не сознают, что они одержимы бесами в такой мере. Много одержимых, но они беснуются гораздо более тонко, и бесы действуют совсем не так грубо, как в душе и теле несчастного гадаринского бесноватого.
И надо всем знать, что нет дня, когда бы бесы не старались увести нас с пути добра на путь зла, на путь лжи.
Всеми силами стараются об этом, изо дня в день, из часа в час тонко и лукаво действуют в сердцах наших, ибо в них они живут, ибо и мы одержимы бесами. Нужно знать, как распознать нам присутствие бесов в своем собственном сердце, ибо если не будем уметь распознавать их присутствие, не сумеем и бороться против них.
Знайте, что всякий раз, как совесть ваша тревожит, беспокоит и мучает вас, - это она вас предупреждает, что бесы уводят вас с пути истины.
Знайте, что всякий раз, когда злитесь, ругаетесь, враждуете против близких своих, когда в сердце вашем кипит зло и ненависть - знайте, что действуют бесы в сердце вашем. Спохватитесь, осените себя крестным знамением и начните борьбу с бесами.
Знайте, что каждый раз, когда лжете, клевещете, поносите доброе имя ближних своих, ходите доносить, стараетесь причинить зло своим ближним - знайте, что бесы действуют в сердце вашем.
Вспомните о гадаринском бесноватом, поймите, что и вы одержимы бесами. Каждый раз, когда неспокойно у вас на душе, когда чувствуете нечистое жжение в сердце своем, когда не ощущаете в сердце мира, знайте, что бесы живут в нем.
Люди, которые всегда боролись с бесами, люди, не испытавшие злобы в сердце своем, всегда мирны, всегда живут в глубоком, невозмутимом святом Божием мире, и совесть не терзает их.
Знайте, что когда не чувствуете мира в сердце своем - знайте, что бесы живут в нем - оно нечистое жилище бесов. Наблюдайте за собою, как святые, которые всегда испытывали свое сердце, всегда следили за его состоянием, всегда бдели, чтобы не нарушился мир и покой в сердцах их.
В этой борьбе против бесов, борющих вас, есть единственное укрепление - Господь и могущество силы Его, пред которым преклоняются все бесы
. "Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое. Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое" ( Псалом 61).. Вот где прибежище наше, вот где противоядие от того яда, который воспринимаем мы из окружающей нас среды.Если мы будем заняты полезной для ближних работой, всегда стремясь к собранности души, чистоте и святости, живя в любви к Богу и людям, тогда не будем мы игралищем бесов, тогда бесы, которые живут в каждом из нас с позором должны покинуть сердце наше.
"Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом"
(Ефес.ст 18). Молитва, как ничто другое защищает нас от бесов."Старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых"
(ст 18). Не только о себе - молитесь о всех ближних ваших, о всех тех христианах, которые стремятся идти по пути Христову.Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
http://www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=65
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ ИЗ СЕЛА ИЛЬЕШИ
В
Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры есть старинная икона... Справа от алтаря, большая, барельефная, она помещена в массивный киот и заметно выделяется на фоне писаных икон своей древностью. Это образ св. мученицы Параскевы, нареченной Пятницею. Икона, принадлежавшая ранее храму свт. Николая Чудотворца в селе Ильеши Ямбургского уезда С.-Петербургской губернии (ныне - Волосовского района области), издавна почитается чудотворной. По местным преданиям она была явлена и обретена чудесным образом более трехсот лет тому назад (это событие вероятнее отнести к XVI-XVII вв.), недалеко от деревни Лаговицы в приходе б. Григорьевского погоста (с. Ильеши) и является классическим примером явленных икон, посвященных вмц. Параскеве-Пятнице и Богородице.Св. мученица Параскева пострадала за Христа при Диоклетиане в Иконии в 282 году. Ее память отмечается Православной Церковью 28 октября/10 ноября.
В народе именем св. Пятницы часто называется мученица Параскева. В Четьях-минеях повествуется, что родители ее всегда чтили пятницу как день страданий и смерти Спасителя, за что и даровал им Господь в этот день дочь, которую они назвали Параскевой, т. е. Пятницей; в прежних наших месяцесловах при упоминании св. Параскевы упоминалось и название Пятницы, церкви, освященные в честь ее имени, до сих пор называются пятницкими. В "обетные" пятницы, народ издавна собирался для празднования св. Параскеве в одно означенное место, они выносили образ Параскевы мученицы, обвешанный платками и лентами. На дорогах, при распутиях и перекрестках, издавна ставили на столбах небольшие киоты с иконою св. Параскевы
; киоты эти также назывались "пятницами".Сохранился древний обычай изображать святую в виде изваяния из дерева. Наряду с ее изображением, на Руси известны деревянные иконы прп. Нила Столобенского, свт. Николая Чудотворца, апостолов, иных святых, ангелов, Божией Матери и даже Самого Господа Иисуса Христа.
Иконы Пятницы, охраняющие святые колодцы, признаются (за малыми исключениями) явленными, а стало быть, и чудотворными, причем преимущество отдается скульптурным изображениям святой, но скульптура эта, разумеется, младенческая, она составляет древнейшую форму русского искусства..."
История чудесного обретения нерукотворного образа в селе Ильеши такова. Место обретения св. иконы в древности представляло собой край огромного поля, где всегда пасли скот, рядом с небольшим леском. Однажды в Ильинскую пятницу местный пастух увидел на березе маленькую девочку в старинной одежде, которая смотрела на него сквозь ветви дерева. На все приглашения со стороны пастуха спуститься девочка отвечала молчанием. Тогда пастух попытался согнать ее вниз кнутом, а затем сбить камнями. Но кнут и камни прилипли к дереву, не задев девочки. Пастух испугался и понял, что "дело не простое", помолился, залез на березу, аккуратно снял девочку, посадил ее в сумку и понес к местному священнику.
По дороге девочка из сумки исчезла, но священник собрал людей, и они с хоругвями и молитвенным пением двинулись к чудесной березе, где все увидели прилипшие к дереву камни и кнут. Под деревом стояла деревянная икона св. Параскевы Пятницы - точная копия маленькой девочки, явившейся пастуху. Икону поместили в местный храм свт. Николая Чудотворца (тогда еще деревянный), посвятив один из приделов вмц. Параскеве (другой был посвящен св. Илии Пророку). На месте обретения, недалеко от березы, был найден камень с углублениями в виде детской головки и ступни. Открылся родник, что было истолковано, как добрый знак, и в скоре неподалеку здесь построили деревянную часовню, которая была всегда открыта; береза, камень, родник почитались святыми. Молитва, вознесенная здесь, помогала в устроении семейной жизни, при детских болезнях, люди излечивались от глазных недугов, паралича. Страждущие приходили в часовню в любое время и писали просьбы на стенах, приносили подношения в виде венков с лентами. Внутри часовни круглый год висело много пучков кудели, мотков ниток, тканых полотнищ и изделий из них. В углублениях камня постоянно стояла вода, этой водой промывали глаза и пили ее, к глазам и больным местам прикладывали также мох, росший вокруг камня и родника.
День обретения иконы - Ильинская пятница - стал местным праздником, на который стекались паломники со всей округи. Пол в церкви, часовне, а также весь путь, по которому следовал крестный ход с иконой, устилался ковром из трав и цветов, преимущественно душицы, - она особенно хороша в этих местах. После праздника эту траву собирали, сушили и в течение всего года использовали в лечебных целях. Местная традиция даже стала причиной своеобразной трактовки сюжета самой иконы. Позднее, после того как во время небольшого пожара была утрачена левая рука святой, в которой по канону находился свиток Священного Писания, некоторые богомольцы стали утверждать, что изначально в этой руке вмц. Параскева держала стебелек душицы.
Храм свт. Григория в Ильешах, упоминаемый впервые под 1500 годом, возведен был, вероятно, на месте более древней церкви, да и само название села, похоже, указывает на очень древнее почитание в этой местности прор. Илии и Ильинской пятницы. Пожалуй, эти обстоятельства и почитание здесь св. источника и вмц. Параскевы могут позволить причислить Ильеши к древнейшим погостам Северо-Запада.
Каменная церковь во имя свт. Николая Чудотворца возведена здесь в 1792-1798 гг. и после пожара 1824 г. отстроена вновь в 1832 г., с приделом вмц. Параскевы. Позднее перестроена в 1855-1864 гг. (арх. К.И. Брандт, К.Е. Егоров) с добавлением придела прор. Илии.
В 1937 г. храм не действовал, и был закрыт перед войной, в 1941 г. В 1940-х гг. службы были возобновлены.
Икону трижды увозили и возвращали обратно. Все это время, ознаменованное гонениями на веру, часовня оставалась местом постоянного паломничества. В 1960-х гг. в хрущевскую "оттепель", часовня была взорвана, источник "ушел". Люди, совершившие святотатство, были наказаны: никто из них не
умер своей смертью. Воронка, оставшаяся после взрыва часовни, стала новым местом паломничества, возле нее выросла новая береза. Камень, пострадавший от взрыва - вода уже не держалась в нем постоянно, - верующие укатили в тайное место. Паломничества же к месту явления иконы продолжаются до сих пор... По словам местных жителей, на этом святом месте по-прежнему подается помощь притекающим сюда, происходят чудеса и исцеления по вере просящих помощи. На березе богомольцами укреплены кресты, на камне под ней оставляют цветы и монеты. Вопреки безбожной власти, дары невещественной благодати, не умаляясь и не иссякая, текут здесь, подобно струям живого источника, для всех жаждущих христиан.В 1988 г., в год 1000-летия Крещения Руси, чудотворная икона св. мц. Параскевы, явленная в Ильешах, усердием нынешнего настоятеля Николо-Пятницкой церкви села Ильеши свящ. Владимира Кузьмина была передана из Русского музея в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Начиная с этого года, по просьбе прихожан, на приходе была восстановлена прежняя традиция свершения в Ильинскую пятницу (выпавшую в 1988 г. на 29 июля) крестного хода с иконой вокруг храма.
Главный праздник Ильешского прихода - Ильинская пятница, переходящий, празднуемый в последнюю пятницу перед Ильиным днем (прор. Илии, 20 июля/2 августа), и по сей день собирает здесь множество богомольцев.
c журнал "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости"
http://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty
С чего начинать день?
дна из основ христианской жизни - умение правильно построить каждый свой день, дабы оградить его от суетного и наносного, и чтобы он принёс пользу не только себе и близким, но и многим окружающим. Что для этого надо? Прежде всего - помнить заповедь Владимира Мономаха
, данную всем русским людям: "Да не застанет вас солнце в постели!"Мир праздный и лукавый внушает нам, что часы утреннего сна это нечто неприкосновенное, чуть ли не святое: "Утренний сон - самый сладкий. Ах, мне не дали с утра поспать!". Это не христианское рассуждение. Христианское - иное: "Кто рано встаёт, тому Бог подаёт". Даёт силы, разум, чувство лада на весь день. Поэтому надо к своим утренним заботам прибавить один час, встать раньше, прочесть утренние молитвы, обратиться мыслями к Богу и своему Ангелу-хранителю, к своему святому, чьё имя мы носим, испить святой воды, съесть частичку освящённой просфоры:
А ещё очень хорошо открыть Четьи-Минеи и почитать о святых, коих в тот день поминает Русская Православная Церковь. Ведь именно для того они и составлены - Жития Святых - дабы мы с них начинали день свой, дабы подвигами светочей Христианства день сей был озарён.
Удивительна эпоха Петра I, чего только не произошло в эти годы рубежа XVII-XVIII веков! Ведь и самые любимые наши Жития Святых созданы были святителем Димитрием в то же время - с 1684 по 1709 годы. Многие деяния царя Петра Алексеевича заслуживают порицания. Гораздо больше достойных восторга и почитания. Горячие головы склонны провозглашать его чуть ли не антихристом, забывая, что он укрепил почитание святых мощей, он пел в церковном хоре, подмечал и в церковной среде людей не праздных, полезных, выделял их и поощрял.
Так, когда патриарх Адриан обратил внимание Петра на достойные изумления труды Димитрия, настоятеля нескольких монастырей и одновременно писателя, живущего в стенах Киево-Печерской лавры, царь вызвал того в Москву и 23 марта 1701 года в Успенском соборе Кремля Димитрий был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Через некоторое время до царя дошло, что Димитрий слаб здоровьем, сибирский воздух вреден для него, и ради успешного завершения великого труда митрополит был переведён в Ростов-Ярославский.
:В декабре 1651 года неподалёку от Киева, в местечке Макарове, родился Даниил Саввич Туптало. Родители его были ревностными христианами и с детства привили мальчику нерушимые правила православного благочестия. Когда ему было одиннадцать лет, отец и мать переехали в Киев и отдали Данилушку в Киево-Могилянскую коллегию. Таланты мальчика вскоре стали известны всему городу - он мгновенно всё схватывал и отличался немереным трудолюбием. В совершенстве изучил греческий и латинский языки, многие классические науки, наизусть запоминал огромные тексты. Ему ещё не было и семнадцати, когда он принял монашеский постриг, взяв себе имя в честь Димитрия Солунского. Ещё через семь лет Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия во иеромонаха. Около десяти лет иеромонах Димитрий подвизался в разных монастырях, был
игуменом Максимовской обители, Батуринского Никольского монастыря. Наконец, наступил значительный для русской православной книгописи год 1684-й. Настоятель Киево-Печерской лавры Варлаам (Ясинский) призвал иеромонаха Димитрия к себе и высказал ему важнейшее поручение - составить Четьи-Минеи на целый год. Димитрий покорно взялся за это дело. Как оказалось - подвластное только ему.О карамзинской "Истории государства Российского" Пушкин сказал, что древняя Русь открыта Карамзиным подобно тому, как была Колумбом открыта Америка. Православному человеку "Жития святых" Димитрия Ростовского не грех поставить выше "Истории" Карамзина. По масштабу сей труд грандиознее. По духовному значению - величественнее.
Двадцать лет, не покладая рук, он составлял свои Четьи-Минеи, сопоставляя различные источники, стараясь изложить жития святых языком, доступным сердцу читателя. Сам он говорил, что душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. А ведь ему одновременно приходилось ещё исполнять архипастырское служение! Уму непостижимо, как один человек мог делать столько!
Более семи лет он являлся митрополитом Ростовским. В шестьдесят восемь лет, изнурённый трудами, святитель предсказал свою скорую кончину, определил место для погребения и предал душу Господу 28 октября 1709 года. В 1752 году в соборной церкви монастыря святителя Иакова производили ремонт, могилу вскрыли. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нём рукописи полностью истлели, зато тело Димитрия, а также омофор, саккос, митра и шёлковые чётки сохранились нетленными.
После обретения у святых мощей происходили исцеления, о них сообщалось Синоду, и в 1757 году Димитрий был причислен к лику святых.
Прекрасен и величествен труд его! И начиная день свой с чтения "Житий святых", мы поминаем добрым словом их создателя - святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
Александр Юрьевич ЛУКИН
http://www.russdom.ru/2007
Жизнь и деяния святых бессребреников Космы и Дамиана
о дни царствия Господа нашего Иисуса Христа к окончанию пришло всякое заблуждение и почитание демонов. Во времена те жила некая благочестивая и богобоязненная женщина по имени Феодота. Все дни жизни своей она придерживалась всяческого благочестия и, живя по заповедям Божиим, родила святых Косму и Дамиана. Когда они родились, блаженная Феодота растила их во всяческом благочестии и обучила Священному писанию. А Дух Святой вразумил врачебной науке, чтобы исцеляли по слову Евангелия "всякий недуг и [40] всякую немощь не только в человеках, но и в скотах", так что исполнилось реченное пророком: "Человеков и скотов хранишь Ты, Господи" . А недуги, которые врачевали Косма и Дамиан, таковы: именем Иисуса Христа слепым они возвращали зрение, хромым способность ходить, увечных делали здоровыми, изгоняли демонов и по дарованной им благодати исцеляли всякую немощь в теле человеческом. За врачевание никогда не брали они ни с кого мзды: ни с богатого, ни с бедного, исполняя заповеданное Спасителем: "Даром получили, даром давайте".
В дни те жила некая женщина по имени Палладия, прикованная к постели недугом. Она истратила все деньги, но не получила облегчения от ходивших к ней врачей. Услышав о врачевании и исцелениях, которые совершали Косма и Дамиан, женщина, обратившись к ним с верой, попросила прийти к ней. А святые рабы Христовы Косма и Дамиан, увидев веру ее, с готовностью пришли и помогли ей. Когда женщина узнала, что исцелилась благодаря их помощи и
приходу, она восхвалила Бога, даровавшего им венец целений; зная же, что они никогда не брали ни с кого мзды, ни с богатого, ни с бедного, ибо исполняли заповеданное Спасителем, Палладия украдкой подносит Дамиану три яйца; когда же он отказался их принять, женщина пала перед ним на колени и уговаривала его со страшными клятвами, и святой Дамиан взял от нее те три яйца, чтобы не пренебречь клятвой, ибо женщина закляла его Господней силой. Святой Косма, узнав об этом, весьма опечалился тем, что брат его взял те три яйца, и велел после своей смерти похоронить врозь с ним. Той ночью Господь во сне явился своему слуге Косме, [41] говоря: "Зачем ты так сказал? Брат твой взял те три яйца не как мзду, но взял их, будучи заклят Моим именем, не смея пренебречь клятвой, ибо женщина закляла его именем Моим".Когда братья явили множество чудес и знамений, святой Дамиан почил в мире и удостоился венца вместе со всеми святыми. Святой Косма совершал исцеления не только в городе, но и в пустынях призревал на бессловесных, так что все твари, страдающие каким-нибудь недугом, шли за ним следом. Придя в одну местность, он увидел верблюдицу, покалеченную диаволом, и призрел на нее, и уврачевал, и отпустил восвояси. Явив множество чудесных исцелений и знамений в пустынях и в городе
, святой Косма тоже почил и удостоился венца со всеми угодниками Христовыми. Великая толпа стекалась к его останкам. Люди сомневались, не зная, где и как похоронить святого, но вдруг прибежала верблюдица, крича и человеческим голосом говоря: "Люди Божии, вы видели множество чудес и знамений святых и славных рабов Христовых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, твари, данные вам в услужение. Потому, благодарная им, как все, я прибежала возвестить вам, что Господь дал слуге Своему Косме откровение - братья не должны быть разлучены друг с другом, но покоиться рядом". Весь народ, окружавший останки святого, услышав это, воздал хвалу Богу, открывшему тайну через бессловесную тварь, наделенную человеческой речью; Косму похоронили рядом с братом в месте, называемом Фереман. Эти братья по крови и по вере до сего дня продолжают совершать исцеления. [42]Когда их похоронили в месте, называемом Фереман, некий живший там землепашец во время жатвы пошел работать на свое поле. Страдая от жары, он скрылся под деревом, чтобы там найти прохладу. Когда землепашец крепко заснул, в открытый рот ему вползла змея и попала в желудок его. Он проснулся и, не зная о случившемся, поспешил на поле работать. Вечером он возвратился в дом свой, и домашние, приготовив ему еду, поставили
перед ним и он поел, и попил, и лег спать на постелю свою. Только землепашец заснул, змея стала терзать ему внутренность, а он закричал. Все пробудились, и оглядывали его, и не могли понять, какая ему приключилась болезнь. Землепашец же вскричал громким голосом говоря: "Боже святых Космы и Дамиана, помоги мне". А так как змея еще сильнее стала терзать его он побежал в место, называемое Фереман, где покоились святые, и вскричал громким голосом, говоря: "Боже святых Космы и Дамиана, помоги мне" Услышав это, слуги Господни Косма и Дамиан навели на землепашца глубокий сон, чтобы изгнать из него начальника зла, диавола в образе змеи, той же дорогой, которой он вошел. Когда святые стали изгонять змею, она высунулась изо рта его, чтобы выйти. Весь народ видел это чудо, сотворенное святыми. Когда же змея целиком вышла, человек тот проснулся и вскричал, говоря: "Пусть никто не поднимет руку на змею, ибо ей приказано уйти в геенну". При этих словах его змея исчезла.Был некто по имени Малх. Он постоянно пребывал в храме святых Космы и Дамиана и видел чудеса творимые ими. Собираясь в далекий путь, он пришел в дом свой и сказал жене: "Пойдем в храм святых [43] Космы и Дамиана". Она же, услышав это, охотно последовала за мужем. Когда же они пришли в место, называемое Фереман, Малх сказал жене своей: "Вот, я собираюсь в далекий путь и поручаю тебя святым Косме и Дамиану. Оставайся в доме своем, и вот тебе условные слова, и, когда Господь захочет, я пошлю за тобой и возьму тебя к себе". Сказав так, этот человек отправился в путь, а жена его возвратилась в дом свой. Спустя немного дней диавол, зная условные слова, которые муж сказал жене своей, оборотился юношей и, придя к ней, предстал перед женщиной и сказал ей: "Вот, муж твой послал меня, чтобы из этого города я отвел тебя к нему". Так как она не хотела идти, диавол сказал ей условные слова. Женщина ответила ему: "Я узнаю эти слова, но не могу пойти за тобой, ибо муж поручил меня святым Косме и Дамиану. Но если хочешь, взойди в храм их и, возложив руку на престол, подтверди мне, что не сделаешь мне ничего дурного". А начальник зла, диавол, охотно согласился, решив презреть могущество святых, и, взойдя в храм, возложил руку на жертвенник и сказал: "Клянусь могуществом святых Космы и Дамиана, я не сделаю тебе ничего дурного, но, уведя отсюда, передам тебя мужу твоему". Она же, заставив его поклясться, охотно последовала за ним. Когда они пришли в какое-то место, куда не ступала нога человеческая, диавол набросился на сидящую на лошади женщину, чтобы убить ее. Она воздела глаза к небу и вскричала громким голосом, говоря: "Боже святых Космы и Дамиана, помоги мне, ибо по вере в вас я последовала за этим человеком. Скорее поспешите прийти мне на помощь и спасите от руки кровожадного диавола". Когда она так вскричала, [44] вот появились святые в образе всадников и толпа народа. А начальник зла, диавол, увидев их, побежал к круче и бросился оттуда вниз, и все кости его рассеялись в разные стороны, и ад раскрыл пасть свою, и пожрал его, и исполнилось реченное Давидом: "Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил. Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя". А слуги Христовы, Косма и Дамиан, взяв ее за руку, отвели в дом ее. Тогда они рассказывают ей:
"Мы - Косма и Дамиан, в которых ты уверовала. Поэтому мы поспешили прийти тебе на помощь и спасти от руки кровожадного диавола". Услышав это, женщина задрожала, и простерла к ним руки, и, ликуя сердцем, сказала: "Господь, Бог отцов моих, Авраама, Исаака, Иакова, и их благого семени, Ты умерил жар пещи трем отрокам и обратил его в росу, Ты спас в театре Феклу, Ты, Господь Бог, не презрел меня, рабу Свою, и избавил от руки кровожадного диавола через угодников Своих, святых Косму и Дамиана. Потому восхваляю и славлю тебя, Бога всяческих, ибо царствие Твое, сила и слава Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь".http://images.google.ru
Тайна души человеческой. (
Глава 9)ДОСТИЖЕНИЕ БЕССТРАСТИЯ
Продолжение, начало в №20-28
лавная задача подвижника в борьбе со страстями сводится к тому, чтобы страсти непременно были побеждаемы и изгоняемы, с тем чтобы, очистившись от них, войти в общение с Богом; не нужно ограничиваться только тем, чтобы избегать поводов к их обнаружению. Все страсти не потому обнаруживаются в человеке и происходят, что только вовне существует какая-либо причина, или, вернее, повод к ним, а потому, главным образом, что корень их - внутри человека, в самом сердце скрыта как бы материя греха, без которой и дурной пример не может произвести греха; да и греховным считается не само дело по себе, а воля и намерение. Поэтому-то страсти и нужно изгонять из глубины сердца, исцелить самый корень, иначе они будут только прикрыты, а не истреблены, и при удобном случае заявят себя снова с еще большей силой, вырвутся на свободу, как отстоявшиеся кони. Вот почему и Евангельское учение заповедует пресекать корни пороков более, нежели плоды, которые, по истреблении корней, без сомнения, никак уже не будут произрастать.
Итак, говорит преп. Иоанн Кассиан, нам надобно стараться лучше очистить наши пороки, исправить нравы. Если они будут исправлены, то не говорю с людьми, даже и с зверями и животными очень легко сойдемся. Ибо не убоимся отвне приходящих оскорблений, и ничто со стороны не может ввести нас в соблазн, если внутри нас не будут насажены корни грехов.
Греховные наши страсти суть психические состояния и преимущественно факты проявления нашей болезненной воли: отсюда и борьба с ними, сосредоточиваясь в области нашего духа, должна направляться к оздоровлению греховной воли, к освобождению ее от самолюбия и эгоизма ("самости"). Эта цель должна проходить красной нитью чрез весь период борьбы подвижника. Цель борьбы - очищение живого родника (сердца), из которого бьют постоянно струи мутной, зловонной воды, т. е. - достижение сердечной чистоты. По мнению отцов-аскетов, сердце признается основным источником и живым родником всего как доброго, так и дурного в религиозно-нравственной жизни человека. По
словам преп. Макария Великого, "сердце" является как бы "сосудом", где сосредоточены "все сокровища порока", но, с другой стороны, "там Бог, там и Ангелы, там жизнь и царство, там свет и Апостолы, там сокровища благодати, там есть все", есть там смерть, есть там и жизнь; есть там добрая и противная ей купля. Главное предназначение сердца, по мысли этого св. отца, быть чертогом Христа, но так как оно наполнено всякой нечистотою (страстями) и многими толпами лукавых духов, то поэтому надобно возобновить и перестроить его, приготовить внутренние горницы и ложницы. Ибо Царь Христос с Ангелами и святыми духами идет успокоиться там, и пожить, и походить, и основать Свое Царство. Эта серьезная работа внутренней перестройки, по мысли того же св. отца, должна падать на долю "кормчего", каким у сердца является "ум" и "обличающая совесть". Ум и совесть "дают вразумления и направления сердцу и усыпляют естественные помыслы, возникающие в сердце". Таким образом, работа очищения сердца производится действием ума чрез направление ослабевшей греховной воли в сторону добра, чрез приучение ее к добрым навыкам.Общие приемы и порядок борьбы могут быть определены на основании причинной зависимости между собою "В борьбе нужно переходить от предыдущего к последующему, ибо и всякое вредное древо, - говорит преп. Иоанн Кассиан, - толстое и высокое, скорее завянет, если наперед корни его, на которых опирается, будут обнажены или высушены". И потоки вредной воды мало-помалу пересохнут, когда порождающий их источник и проточные жилы с тщательною аккуратностью будут засыпаны. Посему, чтобы победить уныние, сначала надобно подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, надо попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надобно укротить блудную
похоть; чтобы подавить блудную похоть, должно обуздать страсть чревоугодия. И так все страсти как от усиления предыдущих рождаются, так уменьшением их подавляются. Таким же образом поступать надо и с остальными двумя, душевными, страстями: чтобы истребить гордость, надо сперва подавить тщеславие.Отсюда и понятно, что внутренняя борьба подвижника должна начинаться борьбою со страстью чревоугодия, а потом уже переходить к борьбе с другими пороками. А так как страсти блуда и чревоугодия относятся к так называемым "телесным страстям", а остальные - к разряду именуемых "духовными", то, естественно, брань начинается со страстей телесных, и именно с чревоугодия. Основанием, почему надо начинать с чревоугодия, а не с какой-либо духовной страсти, служит то соображение, что чревоугодие, по мнению отцов-аскетов, является корнем и источником для других страстей, а потому, не освободившись от этого порока, никак нельзя приступить к внутренней борьбе с движениями и возмущениями души.
Последнего рода брань труднее и требует, чтобы человек весь вошел внутрь себя, поэтому необходимо сначала покорением плоти приобрести свободу, чтобы, освободившись от рабства плоти, уже беспрепятственно войти внутрь себя и заняться исправлением чисто душевных вредных движений. Сытому чреву нельзя вступать в борьбу внутреннего человека, ибо нельзя сражаться с сильнейшим тому, кто может быть низлагаем в более легком сражении. Поэтому каждый подвижник должен сперва одержать победу над своею плотию, которая отвлекает ум человека от духовных предметов к земным, повергнуть ее как бы к своим ногам и на этом основании вступить в борьбу с сильнейшими врагами.
По общему и согласному мнению отцов-аскетов, чревоугодие врачуется воздержанием, которое состоит и проявляется собственно в том, что человек сознательно принятие пищи допускает не столько для удовольствия, сколько уступая непреодолимой потребности тела. Воздержание в пище однако должно быть благоразумное - "по силе своей", т. е. не такое, чтобы оно обессиливало тело, а такое только, чтобы забота о плоти не переходила в угождение похоти. Забота о том не считается у отцов предосудительной - она необходима, потому что чрез небрежение к телу человек может потерять силу и быть не в состоянии исполнить "необходимые духовные наши обязанности". Пищи надо принимать столько, сколько потребно для поддержания жизни, а не для удовольствия; поэтому, говорит преп. Нил Сорский, каждый должен назначить себе такое количество пищи, которое может поддержать силы тела, служа
не сластолюбию, а истинной нужде. Отцы-подвижники заботе об искоренении страсти чревоугодия придавали важное значение и различали время, количество и меру пищи. Преп. Иоанн Кассиан говорит: "Не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь". Конечно, всем одну меру назначить невозможно, потому что тела имеют различные степени в силе и крепости, подобно меди, железу, воску; впрочем, лучшею мерою считалась та, чтобы оставить пищу тогда, когда чувствуешь еще алкание; такая мера сохранит душу и тело в одинаковом состоянии и не попустит человеку вдаться ни в чрезмерный пост, ни в пресыщение, подавляющее дух. Плодом же ее бывает такая трезвенность, что человек иногда не чувствует или не помнит, что он вкушал пищу. Что касается времени приема пищи (когда ее принимать), то была разная практика по разным условиям жизни подвижников. По общепринятому порядку для лиц небольных сроком вкушения пищи считался вечер (по заходе солнца) и вкушать полагалось один раз в сутки, а кто больше сего благорасположится оставаться без пищи, тому - добрая воля.Выбор для себя того или иного рода и качества пищи должен руководиться всецело глубоким благоразумием. По словам Григория Синаита, "благоразумные и рассудительные понемногу вкушают всякого яства, как бы оно ни было вкусно и сладко: у них нет того, чтобы одно избирать, другое отринуть, чрез это они и Богу за все благодарение воздают, и душу свою предохраняют от надмения. Немощным же (верою или душою) полезнее воздержаться от некоторых яств, особенно сладких, т. е. им нравящихся. А для того, чтобы чревоугодие ослаблялось, человек лучше "должен довольствоваться всякою пищею низшего сорта".
При этом, говорят отцы, необходимо принимать во внимание и то, кто каким обладает здоровьем. Кто имеет здоровое и крепкое тело, тому нужно утомлять его, как и чем только можно; а у кого тело немощно и недужно, тот должен давать ему некоторое упокоение, да не вовсе изнеможет для делания. Во время же искушения телу от врага
ему наиболее требуется воздержание. Кто по причине утруждения от путешествия или какого-либо тяжелого дела окажет телу своему несколько снисхождения и даст ему нечто более, сверх обыкновенной меры, в пище ли то или в питии, - то это не зазорно и осуждения не заслуживает, ибо он поступил так с рассуждением и по благословенной надобности.Итак, каждый подвижник в борьбе со страстью чревоугодия в вопросе необходимого питания своего тела должен управляться "благоразумной осторожностью", чтобы не перейти должных границ, и, давая своему чреву пищу достаточную, удобоваримую, должен принимать ее столько, сколько требуется для поддержания жизни и для свободного упражнения в духовном нашем доброделании, так как сущность воздержания состоит не в том только, чтобы соблюсти время употребления пищи, и не в качестве только пищи, но прежде всего в рассудительном употреблении оной. Каждый должен поститься столько, сколько нужно для укрощения плотской брани.
Таким образом, пост в смысле благоразумного воздержания в пище признается основным средством в борьбе с чревоугодием. Вообще же пост, по учению отцов-аскетов, как воздержание не ограничивается одною только пищею, - он простирается и на сон, и на одежду, и на разговоры, и на многое другое. Говоря о посте как воздержании в пище, отцы-аскеты предупреждают подвижников от неумеренности в нем, боясь чтобы из-за неумеренного воздержания, сопровождаемого расстройством или слабостию тела, не было необходимости опять возвращаться в землю Египетскую, т. е. к прежней страсти чревоугодия. Только благорастворенный "благоразумной рассудительностью" пост может быть полезен подвижнику, неумеренный же пост всегда приносит существенный вред и телу и душе. Неполезным окажется для подвижника и тот "пост", который для борющегося, вместо средства приобрести чистоту, становится самоцелью. Настоящее свое значение телесный "пост" приобретает постольку, поскольку он служит средством достижения поста духовного; мы должны знать, говорит преп. Иоанн Кассиан, что труд воздержания телесного мы подъемлем для
того, чтобы этим постом можно было достигнуть чистоты сердца. Поэтому один телесный пост, говорит тот же св. отец, не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте, если не будет с ним соединен и пост душевный, который делает полезным пост телесный. Утверждение плоти должно соединяться с сокрушением духа, и тогда оно составит приятнейшую Богу жертву и достойную обитель святости, ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Святого Духа. Следовательно, постясь по внешнему человеку, вместе нужно воздерживаться от пищи и по внутреннему человеку. Ум наш, говорит преп. Иоанн Кассиан, до того должен быть утончен не только постом, но и бдением, и чтением, сокрушением сердца о том, в чем сознает себя прельщенным или побежденным, то сокрушаясь от страха пороков, то воспламеняясь желанием совершенства и непорочности, пока занятый такою заботою и размышлением не сознает, что принятие пищи допущено не столько для удовольствия, сколько послужило в тягость ему, и считает ее более необходимою потребностью тела, нежели вожделенною душе. Занятые таким упражнением ума, мы скорее подавим сладострастие плоти; обилием слез и сердечным плачем мы скорее истребим страсть объядения и чревоугодия.Итак, в борьбе со страстью чревоугодия требуется двоякое упражнение: телесное и духовное, пост телесный и пост духовный, т. е. воздержание от грехов, пороков и рассеянности, соединенное с сердечным сокрушением. Для того же, чтобы подавить самое чревоугодие при воздержании в пище, нужно так стараться устроить свою жизнь, чтобы ни в какое время не отвлекаться от духовных понятий, ибо мы никак не можем презреть удовольствия настоящей пищи, если ум, предавшись Божественному созерцанию, не будет больше услаждаться любовию добродетелей и красотою небесных предметов.
В качестве пособий при борьбе с чревоугодием отцы-аскеты советуют: при вкушении пищи размышлять о том, что и праотец Адам, вкусив от запрещенной снеди, ради невоздержания своего, нашел вместо жизни смерть; и что "оттоле даже и доныне многие, поработившись чреву, пали и падают велиим падением"; при питии - вспоминать оцет и желчь Владыки своего; сидя за столом, исполненным снедей, представлять пред мысленные очи свои смерть и Суд, - и таким образом, говорит преп. Иоанн Лествичник, или пребудешь
в пределах воздержания, или, по крайней мере, восстенав, смиришь свой помысл. Закончим словами преп. Нила Сорского: так побеждай страсть чревообъядения, употребляя пищу и питие в надлежащей мере и в надлежащее время.Митрополит Николай (Могилевский)
Продолжение следует
Шуйская Одигитрия
Празднование в честь иконы совершается 15 ноября н. ст
царствование Алексея Михайловича, в половине XVII столетия, в России свирепствовала страшная моровая язва. Особенно сильные размеры эта болезнь приняла в городе Шуе. Жители города, потеряв всякую веру на избавление человеческими средствами, возложили свои надежды на одного Господа, и вот весь град огласился молебным пением и ежедневными богослужениями во всех храмах. Несколько раз крестный ход обходил город.
В это-то время прихожане Воскресенской церкви воспламенились общим желанием написать для своего приходского храма Смоленскую икону Богоматери. Написание образа поручили одному благочестивому подвижнику - шуйскому изографу Герасиму Тихонову сыну Иконникова. Уже на другой день после написания иконы Герасим увидел образ измененным, он пытался исправить изображение, но на следующий день повторилось то же самое.
Пока писалась икона, прихожане Воскресенского храма целую неделю провели в молитве и посте. В конце же недели все они исповедались и приобщились Святых Таин. Потом вместе со своим священником они отправились в дом иконописца, взяли написанный им образ и, внеся его в свою приходскую церковь, поставили на особо устроенном месте. С этого же дня моровая язва начала ослабевать в г. Шуе, прекратившись сначала в Воскресенском приходе, а потом и во всем городе.
От образа этого тогда начали истекать и другие чудотворения. Всего их было записано 109. Икона была признана чудотворной в 1667 г. особой государственной комиссией, состоящей из 5 архимандритов, 2 игуменов и протоиерея. По преданию, Петр I в 1722 году посещал Шую только для того, чтобы поклониться Шуйской иконе, якобы излечившей его от тяжелой болезни, и что царь хотел забрать икону в Москву, да шуйские купцы на коленях отговорили.
Благодарные верующие украсили икону сребропозлащенным венцом с короной. Во время возложения этого венца исцелился одержимый долголетним беснованием юноша Иаков
Празднество этому образу совершается несколько раз в год: 15 ноября (н.ст.) в память написания иконы и прекращения морового поветрия от холеры в 1831 году; во вторник на Светлой Неделе в память первого чуда от образа и в первое воскресенье Петрова поста.
Икона Шуйско-Смоленской Божией Матери находилась до 1922 года в Шуйском Воскресенском соборе, который по праву считается шедевром русского зодчества первой половины 19 века. В комплекс Воскресенского собора входит всемирно известная 106-метровая колокольня - первая в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. Колокольня заложена в 1810 году по проекту итальянского архитектора Марицелла, но доведенная им до 3-го яруса, обрушилась в 1819 году, и приведена к окончанию уже русским крестьянином Владимирского уезда, Михайло Саватеевым. "Зданием каменная, о пяти ярусов, ярусы украшены башнями, колоннами и лепными украшениями". В 1891 году на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов - около 21 тонны). Он был отлит в Москве на средства крупнейшего фабриканта М.А. Павлова. Высота его 5 аршин, диаметр 4 аршина. (Для сравнения: главный колокол собора Св. Петра в Риме весит "всего" 700 пудов).
С 1991 г. Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря.
Подготовила Галина Дигтяренко
Тропарь Димитрию, митр. Ростовскому
Православия ревнителю и раскола искоренителию, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси, цевнице духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Воскресенье, 9 Ноября 2008 года. Неделя 21-я по Пятидесятнице
Прп. Нестора летописца, Печерского, Мцц. Капитолины и Еротииды,
Мч. Марка и иже с ним, Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского
Понедельник, 10 Ноября 2008 года. Седмица 22-я по Пятидесятнице.
Мц. Параскевы Пятницы,
Прп. Стефана Савваита, Свт. Арсения, архиеп. Сербского,
Свт. Димитрия, митр. Ростовского, Прп. Иова Почаевского
Вторник, 11 Ноября 2008 года
Прмц. Анастасии Римляныни, Прп. Авраамия-затворника,
Прп. Авраамия Ростовского, Прп. Анны
Среда, 12 Ноября 2008 года.
Сщмч. Зиновия и Зиновии, Сщмч Матфея, протодиакона Карагандинского
Апп. 70-ти: Тертия, Марка, Иуста и Артемы, Мц. Анастасии Солунской,
Озерянской иконы Божией Матери
Четверг, 13 Ноября 2008 года.
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула,
Мч. Елимаха, Прпп. Спиридона и Никодима Печерских,
Сщмч. Иоанна Царскосельского, протоиерея
Пятница, 14 Ноября 2008 года.
Сщмчч. Иоанна и Иакова, в Персии пострадавших, Бесср. и чудотворцев Космы и Дамиана,
Сщмч Карагандинского Сергия, архиепископа Елецкого Мцц. Кириены и Иулиании
Суббота, 15 Ноября 2008 года.
Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста,
Прп. Маркиана Киринейского, Шуйской (Смоленской) иконы Божией Матери
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!