"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Где искать помощи во время болезни. Скоропослушница. Тайна души человеческой. Глава 9. Достижение бесстрастия. Собор Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных. О молитве к Архистратигу Михаилу. Возвращение патриаршества в Русскую Православную Церковь. Месяцеслов. |
Богородице притецем, сущии в бедах, и святей иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: скоро наше услыши моление, Дево, яко Скоропослушница нарекшаяся. Тебе бо рабы Твои в нуждах готовую Помощницу имамы.
Где искать помощи во время болезни
нынешнем Евангелии говорилось о двух чудесных благодеяниях, оказанных Спасителем нашим кровоточивой женщине и начальнику еврейской синагоги Иаиру. Первую Господь исцелил в один миг - через прикосновение ее к Его одежде; у другого воскресил из мертвых единородную двенадца-тилетнюю дочь. В этом евангельском сказании поучительна для нас, во-первых, вера Иаира, начальника синагоги. У него при смерти единородная дочь, и он обращается с просьбой о помощи не к врачам, а к Иисусу Христу, веруя, что Он одним словом может исцелить ее. Так и вы, братья мои, когда заболеваете или когда у вас заболевает жена или дети или кто-либо из родных или знакомых или слуг, обращайтесь прежде всего с молитвой о помощи к Иисусу Христу, Врачу душ и телес наших, скорому в заступлении всех с верой к Нему прибегающих; приглашайте в дом духовного отца с божественными Тайнами Тела и Крови Господней и верьте, что, как Иаир, не будете посрамлены в вашем уповании. Сколько примеров было и при моем духовном требоисправлении, что больные, обращавшиеся прежде всего за помощью к Богу, прибегавшие к покаянию и причащению, быстро поправлялись по приобщении святым Тайнам! Я могу назвать вам многих, сподобившихся такой великой милости Божией. Упоминаемого в Евангелии Иаира не посрамила вера его в божественного Чудотворца. Не бойся только, веруй, - сказал ему Господь, когда Иаиру донесли, что дочь его умерла, - и спасена будет. И он, по слову Господа, несомненно веровал, что дочь его будет воскрешена - и действительно увидел ее воскресшей. Так, когда душа твоя, собрат мой, будет умерщвлена грехом, страстями, впадет в глубину зол, не отчаивайся в своем спасении, но веруй, что Господь, пришедший в мир грешников спасти, может спасти и тебя и воздвигнуть тебя из глубины греховной
; воспряли от сна греховного; востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5, 14). Далее, в этой евангельской истории поучительна вера женщины, страдавшей двенадцать лет кровотечением; поучительны обстоятельства ее болезненного состояния. Эта женщина, по сказанию другого евангелиста, прежде прикосновения к одежде Спасителя думала в себе: "Если я только прикоснусь к одежде Его, то я исцелюсь", - и с такой верой прикоснулась к краю одежды Его и тотчас исцелилась; между тем как прежде, лечившись у врачей около двенадцати лет и предававши им все свое имение, она не получила ни от одного из них пользы, а, напротив, пришла еще в худшее состояние. Как много есть и ныне таких из христиан, которые в болезни своей обращаются лишь к врачам, забывая обратиться к Иисусу Христу, Который и врачей, особенно верующих в Него, умудряет, и, подобно кровоточивой женщине, долго болеют и лечатся и раздадут врачам едва не все имение свое и все-таки пользы не получат или - пользу малую, между тем как если бы вскоре по заболевании они обратились к Спасителю и пригласили к себе служителя Его с животворящими Тайнами и вкусили животворящей Пищи, вскоре получили бы исцеление и прославили бы Господа за силу и благость Его. Но за свое маловерие они наказываются продолжительностью болезни и тратой имущества на лекарства и на врача. Замечательно, что кровоточивая женщина тотчас исцелилась по прикосновении к одежде Спасителя. Это служит образом нашего исцеления душевного. Наши души тотчас исцеляются, когда мы с верой, в покаянии призовем всеспасительное имя Иисуса Христа или когда мы вкусим пречистого Тела и Крови Спасителя - какая вдруг жизнь, сладость, тишина разольются в душе и теле по причащении святых Тайн! Течение греховных помыслов и страстей мгновенно останавливается, место их заступают помыслы святые, небесные; душа вся делается здоровой и радостно славит Господа Жизнодавца. Так, так прикасайтесь сердечной верой и покаянием к Господу, к Телу и Крови Спасителя, так вкушайте их - и исцелеете. А как мало искренне прикасающихся к Спасителю, искренне, с глубокой верой и пламенной любовью вкушающих Тело и Кровь Его! В святой Великий пост, в субботы на литургиях народ окружает и теснит Господа в святых Его Тайнах, ища вкусить пречистого Тела и Крови Господа, но многие ли приемлют Его с той верой, с которой прикоснулась означенная женщина. Я думаю, что и ныне Господь вопросил бы этих причастников: "Кто прикоснулся из вас ко Мне?", т. е. "Кто прикоснулся ко Мне из вас с верой и получил через веру силу, исшедшую из Меня, - силу очищающую, освящающую, умиротворяющую, просвещающую, укрепляющую?" Не многие ли причащаются без живой веры и, причастившись, уходят такими же больными духовно, какими и прежде были, а иногда и хуже? Но причащающиеся с живой верой получают очищение грехов и умиротворение совести, ибо они в своей совести ясно слышат голос Спасителя: "Дерзай, человече! Вера твоя спасла тебя; иди в мире".На что еще обратить ваше внимание в предложенном чтении из Евангелия? Вот еще на что обратим внимание: когда Господь увидел плакавших и рыдавших родных и знакомых умершей дочери Иаира, Он сказал: "Не плачьте; она не умерла, но спит". Эти слова весьма для нас утешительны. Жизнодавец Господь называет смерть нашу сном. Почему? Потому что будет общее воскресение мертвых, как общее пробуждение от сна, и это - в силу Его смерти и Воскресения, ибо Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть (1 Кор. 15, 20), как из-за Адама все умирают, так из-за Христа все оживут.Но что же последовало, когда Иисус Христос назвал смерть девицы сном (не умерла, но спит)? Смеялись над ним, зная, что она умерла. Неудивительно: они не знали еще тайны воскресения. Но удивительно, как ныне могут некоторые глумиться, слыша о воскресении, - ныне, когда воскресение мертвых сделалось для нас так несомненно, как несомненен нынешний день! Впрочем, не будем дивиться: так поступают христиане только по имени, но язычники по делам, рабы чрева, богатства неправедного, поклонники мира сего, для которых нет высшего удовольствия, кроме удовольствия гортани, вкушающей сладкие брашна и напитки, кроме удовольствия поклонения золотому тельцу. Но им и конец будет по делам их. А мы посмотрим на величественное зрелище, как Жизнодавец наш воскрешает дочь Иаира.
Выслав всех вон из комнаты, где лежала умершая, кроме Петра, Иакова и Иоанна да отца и матери умершей, и, взяв ее за руку, возгласил: "Девица! Встань". И что же? Вот, братья, образ нашего будущего воскресения: подобный глас Сына Божия услышат мертвецы во второе пришествие Сына Божия и, услышавши, оживут, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая - в воскрешение суда (Ин. 5, 29).Вот вам урок о воскресении, затвердите его хорошенько, помните, что вы воскреснете. И только? Нет, и живите по-христиански, чтобы достигнуть блаженного воскресения: будьте воздержны и целомудренны, терпеливы, незлобивы, смиренны, снисходительны, милосерды, единодушны. Друг друга подвизайте, друг друга влеките в Царство Небесное. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
http://www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=66
Скоропослушница
ы очень нетерпеливы и хотим всего и сразу. А духовный опыт приобретается очень медленно, по чуть-чуть. Но мы и тут в нетерпении - скорее, скорее, времени совсем нет! Оказывается, и здесь Господь снисходит к нашей немощи, посылая нам особую, удивительную икону.
Впервые я узнала о ней несколько лет назад, когда пришла на венчание друзей. Друзья были немолодые, успевшие обзавестись тремя детьми, старшему из которых уже отметили совершеннолетие. Батюшка благословил "молодых" иконами. Мужа по древней традиции иконой Спасителя, жену иконой Божьей Матери удивительно прекрасного лика, красок сдержанных и благородных. Глава Пречистой Девы была венчана резной короной, во взгляде кротость и любовь. На левой руке Она держала Предвечного Младенца, поднимающего десницу в благословляющем жесте. "Скоропослушница" - прочитали мы на иконе непонятное слово. Пожали плечами, никто ничего об этой иконе не знал. Почему-то "Скоропослушница" не шла из памяти. И, бывая у теперь уже венчанных друзей, я всегда заглядывала в ту комнату, где висели благословенные венчальные иконы, и всматривалась в прекрасный лик "Скоропослушницы". Мне очень хотелось узнать о ней, и Господь вскоре такую возможность предоставил. По делам (надо было встретиться с одним священником) пришла я в храм на Ходынском поле у метро "Октябрьское поле". Меня просили подождать, и я отошла в сторонку, наблюдая, как прихожане один за другим собираются у амвона. Служба уже кончилась, может, будет молебен? Оказывается: акафист. Кому?! "Скоропослушнице"! Обрадовалась, вот так встреча! Подошла к иконе, которую сразу и не приметила. Точно: она такая же как у моих друзей. Только большая, в дорогом окладе, в обрамлении горящих свечей. Я осталась на чтение акафиста и впервые открыла для себя "Америку" высоких акафистных слов: "Не отвержи нас, Мати Божия, нас, сирых и безпомощных..." Рядом стояли совсем незнакомые люди. Молодой мужчина с маленькой окладистой бородкой, старушка, державшая за руку пятилетнюю девочку, полная женщина с ярко накрашенными губами, две молоденькие девочки в спортивных курточках и брюках. Разные люди, прибитые к тихому берегу храма покаянной молитвой. Нас, совсем разных, и, может быть, первый и последний раз встречающихся, собрала возле себя икона. Каждому надо свое
. Каждый просит о своем. Каждый молится о своем. А слова акафиста, как покров Божьей Матери, одни на всех. И все мы под ним, покровом этим, потому что все "сирые" и "безпомощгые". И я просила о своем. Просила о весточке, которую никак не могла дождаться от сына из армии. Ожидание измучило, дурные мысли лезли настойчиво, но опыта молитвы не было еще никакого, только "помоги" повторяла.Уже подходя к дому в тот вечер, почувствовала, как оттянуло от сердца такую привычную уже тревогу. А когда увидела в почтовом ящике что-то весело-беленькое, обнадеживающе поглядывающее сквозь ажур дырок, знала: не газета это, не почтовый перевод - письмо. То самое, которого заждалась. Так скоро, так щедро, так великодушно было отвечено мне на мое неуклюжее "помоги". "Скоропослушница"! Вот почему "Скоропослушница". И тут же вспомнила, как мои друзья, совершенно не думающие идти под венец (зачем на старости, и так живем не хуже людей), вдруг одним вечером перерешили. Все: завтра идем венчаться. Не через месяц, не через неделю - завтра. И будто в благодарность за скорое их решение "Скоропослушница" вошла в их благополучный и светлый дом, чтобы сделать его еще благополучнее и светлее. Скоро помогающая икона - так, что ли, получается? Я стала искать ответ в духовных книгах и, конечно (может быть, тоже помогла "Скоропослушница"?), скоро его нашла.
В Греции, на Святой Афонской Горе, в монастыре Дохиар находится первообраз этой чудной иконы. Помещена она в нише на наружной стене храма перед входом в монастырскую трапезную. Трапезарь Нил как-то ночью проходил с зажженной лучиной мимо, да так близко к иконе, что закоптил ее святой лик.
- Впредь не ходи сюда с лучиной..., - услышал голос. Нил посмотрел по сторонам, никого не увидел, решил, что кто-то из братии подшучивает над ним. На другой день опять с зажженной лучиной проходил мимо и услышал на этот раз:
- Монах, недостойный этого имени, долго ли тебе так безстыдно коптить Мой образ?
Нил содрогнулся от услышанного. А еще от того, что все стало черно вокруг, будто провалился он в темное подземелье. Понял: ослеп. А еще понял, Чей голос возбранил его и за что он наказан. Упал без чувств перед образом. Утром там и нашла его монастырская братия. Придя в себя, здесь же перед иконой, поведал Нил
о том, что с ним приключилось. Поклонились монахи чудотворному образу, выбрали нового трапезаря, в обязанности которого входило каждый вечер кадить перед иконой фимиамом. А Нил плакал, молился. А Нил просил простить его грех м вернуть его из темноты в созерцание Божьего света. Вскоре опять услышал голос, но не грозный и требовательный, как первый раз, а тихий, милостивый:- Не плачь, Нил, услышана твоя молитва. Возвращаю зрение очам твоим. И отныне будет икона Моя именоваться "Скоропослушницей", потому что всем, притекающим к ней, буду являть милость, и услышание скорое.
Прозрел Нил. О чуде быстро узнали монахи-святогорцы. Пошли к иконе на поклонение. Тогда же было установлено и чествование "Скоропослушницы". Проход в трапезную был закрыт, образовалась часовня. А справа от иконы был выстроен храм во имя "Скоропослушницы". С тех пор (а было это в 1664 году) поныне перед иконой несет послушание особый монах, неотлучно находящийся перед образом. Он следит за лампадами, чтобы горели неугасимо днем и ночью, утром и вечером совершает перед ней молебны, наблюдает за чистотой в часовне и в храме.
Списки с "Скоропослушницы" разошлись по всей России. Один из чудотворных списков - в Лютиковом монастыре в Калужской епархии, возле города Премышль. Местный крестьянин Александр Фролов отправился на Афон и стал иноком монастыря Руссик. Он-то и прислал землякам прекрасно исполненный список "Скоропослушницы", просил поставить его в храме, а деньги, вырученные за три дня пребывания иконы в Лютиковом монастыре, прислать ему, так как он очень задолжал иконописцам. В первый же день от иконы получили исцеление несколько женщин из близлежащего села. На второй день к ней пришли сотни страждущих. Хромые, слепые, бесноватые. Молебны служились непрерывно. За три дня собрали 150 рублей
- по тем временам ( а было это в 1872 году) деньги немалые. Икону выносили на пожары. Пожаров было много, но всегда, едва только подносили икону к горящему дому, пламя затихало. Помогла "Скоропослушница" тонувшей в Оке девушке. Стала она, уже совсем ослабшая, просить помощи у иконы, о которой была наслышана, и откуда ни возьмись - мужики на лодке, подцепили ее на весло, вытащили."Скоропослушница" на чудеса не скупилась. Думается, не все они дошли до нас: кто это в глухих русских деревнях записывал их, регистрировал? Помогла - помолились, поблагодарили и не удивлялись особенно. Потому что как же иначе? Ведь икона-то чудотворная. Это уже лукавый ум, поднаторевший в осторожности, в страхе быть осмеянным, наивным, примитивным, чудеса не воспринимает, а если и воспринимает, то конфузится как-то, винится вроде - простите: но ведь правда чудо...
Конечно, икона "Скоропослушницы" чудотворна. В святой обители Дохиар появилась она, говорят, еще при основателе той обители преподобном Неофите. А святой Неофит жил в XI веке, вот и считайте. Но краски иконы, это утверждают все, кто был на Афоне, видел "Скоропослушницу", прикладывался к ней, удивительно яркие. Видимо, Господь хранил и хранит икону, являя через нее на нас дивные Свои милости.
Конечно, нас очень устраивает такой расклад. Есть икона "Скоропослушница", которая приходит на помощь, не обременяя нас на долгий молитвенный подвиг. Нам всегда надо быстро. Быстро выполнить работу, быстро добиться прилежности ребенка, быстро выучить иностранный язык, одолеть технику быстрого чтения, быстро приготовить обед, быстро сообщить новость. Чего только не напридумываем. Недаром говорят, что самый надежный стимул в цивилизованном мире - человеческая лень. Именно она испокон веков побуждала умы придумывать, прилаживать разные штучки-дрючки в помощь нам и поспешание. Даже на собственное здоровье не остается времени. Надо быстро, и идем к тем, кто обещает за сутки вылечить от запойного пьянства, кто предлагает панацею, начиная от зубной боли до заворота кишок. Денег стоит? Ничего. Здоровье дороже. Нам надо быстро, а традиционная медицина развезет свои анализы и процедуры на месяцы. Не дай нам Бог поставить в этот же ряд "Скоропослушницу". Поспешая по жизни, как по блестящему льду коньком, мы и к ней, запыхавшись: помоги скоро, помоги быстро, помоги сейчас. Без анализов и процедур, где на них время взять? Но давайте еще раз вчитаемся в акафист "Скоропослушнице": "Радуйся, Всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая"... Да - прошения. Да - исполняющая. Но - во благо. И вот тут и ставится под сомнение то, что кажется нам несомненным. Уж нам ли не знать, что нам во благо? Уж нам ли сомневаться в пользе того, что просим? Не враги же мы себе, не враги... Но сколько раз в погоне за очередной удачей, встречей, событием, покупкой мы, достигая желаемого, испытываем удивительную пустоту. И жаль было потраченных слов, потраченных чувств. Отчего происходит с нами подобное? Может, как раз от того, что не всегда во благо нам наши манящие миражи? Господь знает, что нам во благо. И надо признать со смирением - знает лучше нас. Божья Матерь, взирающая на нас с чудотворной иконы, тоже зрит наши сердца и наши помыслы. Слукавить можно только перед человеком. И как ни убеждаем мы себя, что нам
полезно, важно, обязательно то или другое наше устремление, как ни умоляем мы прийти на помощь и поддержать нас, Господь поможет только в том, что нам во благо. И жить торопимся, и чувствовать спешим? Это дело, как говорится, хозяйское. Но недолго призывать Богоматерь, если слышит Она наш сердечный искренний стон. Точно так мать земная бросится к ребенку, если ему больно и тяжело, и постарается не заметить пустяковый каприз или вредное желание.Вот такая она, "Скоропослушница", удивительная икона, как и все другие, призванная нам в помощь и утешение. В скорую помощь, в скорое утешение. Дабы утвердить вас в этой мысли, расскажу вам удивительную историю дней сегодняшних.
Чудотворная икона всегда на посту. С древних времен Неофита простирала она свои милости к немощным людям, и в наши дни не иссякает Ее сила и благодать. Все мы помним, как прошлым летом притихшая столица встречала мощи целителя Пантелеимона. Со Святой Горы Афон из русского монастыря ковчег с мощами великого Божьего угодника прибыл самолетом в Москву. Это потом самолетом, а сначала с Горы Афон надо было добираться монахам, сопровождавшим ковчег, по морю.
В день встречи по православной радиостанции "Радонеж" сообщили, что по дороге в Москву произошло чудо. Какое, когда - не сказали. Но прошло время, дошла до меня удивительная весть. Кто знает, может, именно "Скоропослушница" и помогла. Один афонский монах, сопровождавший мощи, рассказал, что рано утром с мощами на берегу моря ждал пароход. А по морю вдоль Горы Афон ходят небольшие и большие пароходы, как пассажирские, так и для перевозки грузов. Называются они по-разному, и нередко по названию афонских икон "Троеручица", "Достойно есть".
Правда, режут морскую гладь и другие, названные в честь языческих богов. Именно такой корабль "Посейдон" подрулил к маленькой афонской пристани, дабы забрать машину с ковчегом. Посейдон, напомню, в греческой мифологии - бог, правивший морем и его обитателями. Мореплаватели-язычники призывали его обеспечить безопасность плавания. Посейдон мог гневаться, а в гнев доходил даже до бурь и кораблекрушений. Машина с мощами осторожно въехала на судно. Поплыли. Уже и отплыли прилично от берега, как вдруг капитану по рации приказ: срочно вернуться. Зачем, почему? Срочно вернуться - требует греческая полиция.
Капитан вынужден был подчиниться, развернув свой "Посейдон" опять к афонскому берегу. Строгие полицейские на берегу обрушились на монахов с бранью: почему отправились без документов? Монахи в недоумении пожали плечами, протянули стражам порядка все документы, подтверждающие законность отправления святых мощей целителя Пантелеимона в Россию. Теперь уже жали плечами полицейские: действительно, все было в порядке, не подкопаешься. Стали куда-то звонить, что-то выяснять. Созвонились, выяснили, принесли извинения. Оно бы и ничего страшного, - все бывает, но пока выясняли, нетерпеливый "Посейдон" отчалил от берегов и слился с морской лазурной гладью. Следующий пароход зайдет в порт только через сутки, а через несколько часов у монахов билет на самолет до Москвы, где уже в нетерпении смотрят на часы, готовятся к встрече. "Что делать?" - сокрушались монахи. А что сделаешь, жаловаться некому. И вдруг заметили они в море маленькую точку, быстро приближающуюся к пристани. Пароход! Неужели? Но ведь по расписанию ближайший через сутки. Может, показалось? Нет, пароход. Вот уже и буквы на крутых его боках. Прочитали да и ахнули - "Скоропослушница"! Да, да, грузовой небольшой кораблик "Скоропослушница" поспешал к афонской пристани. Откуда взялся? Оказывается, причалил, чтобы забрать машину с дровами из ближайшего монастыря. И вот еще одно чудо: машина с дровами на пристань не приехала. Единственное не занятое место в грузовом отсеке заняла машина с ковчегом. Поспешно набрала "Скоропослушница"
ход, дабы успеть доставить по назначению безценный груз. Успели. Москва встречала святые мощи, и над Богоявленским собором висела, говорят, в этот день радуга. Да, целитель Пантелеимон не захотел отправляться в православную Россию с оказией на языческом "Посейдоне". "Скоропослушница" бросилась на помощь святому и - помогла. И - утешила православных. Вот такая Она, "Скоропослушница". Икона, обитающая на Афоне в монастыре Дохиар и списками разлетевшаяся по миру помогать, успокаивать, врачевать. Думается, нам следует взять "Скоропослушницу" на свое духовное вооружение. Не лишней будет она в нашем доме, как и не лишним будет в нем написанный Ей Акафист. Иконы, большие и маленькие, писанные и на картоне, не редкость в православных иконных лавках. Давайте "пропишем" в своих домах "Скоропослушницу", и, кто знает, и наш дом не обойдет Она Своим скорым утешением. А может быть, и чудом.Сборник рассказов"О помощи Богоматери в наши дни!"Натальи Сухининой
http://pasxa.eparhia.ru/zhurnal/?ID=641
Тайна души человеческой. Глава 9
ДОСТИЖЕНИЕ БЕССТРАСТИЯ
Продолжение, начало в №20-29
орьба с блудною страстию, по преданию отцов, более других продолжительная, постоянная, жестокая... Она начинает беспокоить человека с первого времени зрелости возраста и до старости. Велик наш подвиг в борьбе с духом блудным и крайне труден-лют зело; ибо борьба эта обнимает и душу, и тело - все существо наше.
Поэтому нам надо помнить, что победить этого духа мы можем только надеясь на помощь Божию, а не на свои силы И так как нападение (диавола) бывает двоякое, т. е. на тело и на душу, то и сопротивляться надо двояким оружием, т. е. должны бороться и тело, и душа. Для борьбы с блудом нужны почти те же духовные и телесные средства, как
и для искоренения страсти чревоугодия, - телесное воздержание и духовная бдительность. Одного телесного поста, говорит преп. Иоанн Кассиан, недостаточно для приобретения и сохранения целомудрия, если не будет предшествовать сокрушение духа; потом продолжительное размышление о Священном Писании, также труд и рукоделие, обуздывающее непрестанное блуждание сердца, а прежде всего, если не будет в основание положено истинное смирение, без которого нельзя победить никакого порока Кто телесными трудами и потами ведет брань, тот подобен связавшему врага своего слабым вервием; кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами; а кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждою, тот подобен убившему своего супостата и скрывшему его в песке. Под именем песка разумей, говорит преп. Иоанн Лествичник, смирение, потому что оно не произращает пажити для страстей, но есть земля и пепелМитрополит Николай (Могилевский)
Продолжение следует
Собор Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных
разднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым," ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый," и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф. 25:31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Архангел Михаил.
Архангел Михаил (кто как Бог), вождь небесного воинства.
Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого.
Празднование 8 ноября с.с, 21 ноября н.с.
Упоминается в канонических книгах: Дан. 10:13; 12:1.Иуд. ст. 9. Откр. 12:7-8.
В книге "Руководство к написанию икон святых угодников" говорится о том, что святой Архангел Михаил "изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом." (Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр.226).
Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: "Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.
... Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением" (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6).
Архангел Гавриил.
Архангел Гавриил (с еврейского - муж Божий)
.Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете - о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан - от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.
Церковь прославляет его 26 марта и 13 июля (Упоминается в канонических книгах:
Дан. 8:16 и 9: 21;Лк. 1:9 и 26. Святой Архангел Гавриил, как поясняется в "Руководстве к написанию икон", "изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало". (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества. Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия .Архангел Варахиил.
Архангел Варахиил (благословение Божие)
.Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.
Переводится на русский язык имя сего Небесного посланника Варахиил - Благословение Божие .
В книге "Руководство к писанию икон" говорится о нем следующее: "Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном." (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.
"Поелику благословения Божии различны, - пишет Святитель Иннокентий Херсонский, - то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие." (Цит. соч., стр. 14).
Архангел Салафиил.
Архангел Салафиил (молитва к Богу)
.Упоминается в неканонической книге: 3 Ездр. 5:16. "И вот господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, - пишет Херсонский владыка Иннокентий, - чтобы они чистым дыханием уст своих согревами наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил." (Цит.соч.,стр.11-12).В книге "Руководство к писанию икон" говорится: "Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся." (Фарусов, стр. 226-227).
Архангел Иегудиил.
Архангел Иегудиил (хвала Божия)
.Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия, ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, "имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние".
Как поясняется в "Руководстве к писанию икон", Архангел Божий Иегудиил "изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам." (Фартусов, стр. 227).
"Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией, - пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию." (Цит. соч., стр. 13).
Архангел Рафаил.
Архангел Рафаил (помощь Божия) .Упоминается в неканонической книге: Тов. 3:16; 12:12-15.Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим - наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский (Цит. соч., стр.9). Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие .В "Руководстве к написанию икон" вкратце поясняется, что: "Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец , то есть остриженное птичье перо для помазывания ран." (Фартусов
, стр.226).Архангел Уриил.
Архангел Уриил (огнь Божий)
.Упоминается в неканонической книге:3 Ездр. 4:1; 5:20.Согласно Преданию православной Христианской Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий .
По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий "изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень." (Фартусов, стр. 226).
"Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные," поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский. (Цит. соч., стр.10).
Архангел Иеремиил.
Архангел Иеремиил (высота Божия)
.Упоминается в неканонической книге: 3 Ездр. 4:36."В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия)", - пишет архимандрит Никифор в "Библейской энциклопедии " (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие. Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной. (см. Ин. 12:24). Изображается он, держащим в правой руке весы.
Епископ Александр (Милеант
pravmir.ru/article
О молитве к Архистратигу Михаилу
рхистратиг (великий полководец) Михаил - предводитель небесных воинств, возглавивший ангелов и изгнавший падшего ангела (денницу) Люцифера с небесных сфер. С падением трети ангелов возникла сфера космоса, область "воздушных мытарств", которую должны миновать души, возвращающиеся в Лоно Небесного Отца. Ангелы-хранители помогают вести брань с грехом и искусителями при жизни и сопровождают души после смерти, на мытарствах.
Могущество Михаила, предводителя ангельских воинств, необоримо. Молитва архистратигу, по откровению Свыше составленная католическим первоиерархом, едва не наисильнейшая в брани православная молитва в XX-м веке. Расколотое пополам, раздробленное на куски сердце церкви сегодня собирается по крупицам. Святые обеих ветвей давно соединились на небесах. Как счастливы соловецкие архиереи - отцы наши приветствуют в своем соборе великого Падре Пио! И как часто исконно православный пастырь Иоанн Кронштадский посещает Франциска Ассизского с его нищими братьями, благовествующими Царство Божие в иных мирах...
Значение архангела Михаила для России едва ли не первостепенное после Пресвятой Девы. Державная Царица, в Своих ста пятидесяти явлениях новомученикам на Соловках, часто была сопровождаема могущественным небесным полководцем. Архангел Михаил полагался личным ангелом-хранителем Пресвятой Девы в Ее земные дни, личным ангелом-хранителем императорского дома Романовых, а по российскому слову Царицы Небесной после августа 1991-го года, с началом преображения России в великую Державу мира, воздвигнут ангелом-хранителем Новой Святой Руси.
Царица явилась на Соловках старцу-архиепископу Серафиму Поздееву и указала на необходимость молитв к архистратигу Михаилу в лествице, особой православной молитве, которой по представлению старца должна совершится победа сил Божиих на земле. "Дивный страстотерпче Серафиме, - сказала Пресвятая Дева, - призывай в час скорби молитвенную помощь архистратига Михаила и молись так: "Архистратиг небесных воинств Михаил, ангел-хранитель..." (далее Царица дала молитву). Ею будут отогнаны вражьи силы и Россия превратится в могущественную Державу мира".
Согласно христианскому преданию архангел Михаил сковал Люцифера и других падших ангелов после их восстания, воспретив им уничтожить адамов род. Ему же, согласно Откровению апостола Иоанна (Отк.20:2), определено сковать дракона чугунной цепью на тысячелетие и сбросить в ад перед Вторым Пришествием Господа. В благочестивой традиции Святой Руси архангела Михаила славили едва ли не наравне с облеченной в золотую порфиру великой Женой, Богоматерью, как первого военного министра при Ее дворе, благовестника победы сил Божиих и сокрушительного триумфа Жены Облеченной в Солнце над Ее врагом - сатаной.
В Российском откровении 1997г. Пресвятая Дева обещала помощь архистратига Михаила при охране российских границ - защитный пояс Богородицы ляжет вдоль них. Молитва архистратигу помогает победить дьявольские рати колдунов, фарисеев, масонов. С ее помощью Небо рассчитывает одержать блистательную победу над силами зла и водворить на Святой Руси светлую Державу мира.
Однако Бог действует только в свободе; от нас зависит - принять ниспосылаемую спасительную помощь, последовать пути святых, или
http://user.transit.ru/~maria/molitv9.htm
Молитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе*
Господи Боже Великий Царю, Безначальный!
Посли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъятии мя от враг моих видимых и невидимых.О, Господень Михаиле Архангеле! демонов сокрушителю: запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицеем ветра.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылатый первый княже, воеводо небесных сил Херувим и Серафим. О, угодный Михаиле Архангеле
, буди ми помощник во всех обидах, в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях - тихое пристанище.Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей диавольских, егда услыша мя грешнаго раба своего (имя) молящегося тебе и призывающаго тебя и призывающаго имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву мою.
О, великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне силою Честнаго и Животворящаго Небеснаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святаго Андреа юродиваго, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святых святителей, мучеников и всех святых Небесных сил
. Аминь.*Молитва сия древняя, написана на паперти Чудова монастыря в Кремле - в Церкви Михаила.
Аще который человек прочитает сию молитву - того дня не прикоснется к нему ни диавол, ни зол человек, лестью не обольстится сердце его. Аще ли преставится
Возвращение патриаршества в Русскую Православную Церковь
.18 ноября день избрания Патриархом Свт. Тихона
Этот день русским православным людям следует праздновать особо - благодать Божия явно проявила себя среди смуты и крушения многовекового русского Царства. В то время, когда Россия потеряла своего Царственного правителя, ей был дан правитель духовный. Сами обстоятельства возвращения Патриарха на престол российских Первосвятителей свидетельствуют о его богоизбранности. В результате голосования на Поместном Соборе, открывшемся в Москве 28 августа 1917 года, митрополит московский Тихон был предложен только как третий кандидат в Патриархи (по числу голосов), но при определении воли Божией, путем открытия жребия после молитвы перед Владимирской иконой Божией Матери, он был назван первым.
Воскресенье, 16 Ноября 2008 года. Неделя 22-я по Пятидесятнице.
Понедельник, 17 Ноября 2008 года. Седмица 23-я по Пятидесятнице.
Сщмч. Исмаила, пресвитера Карагандинского
прп. Иоанникия Великого, Сщмч. Никандра, еп. Мирского и Ермея пресвитера,
Прп. Меркурия Печерского, Прп. Никандра Городноезерского
Вторник, 18 Ноября 2008 года.
Мчч. Галактиона и Епистимии, Свт. Ионы, архиеп. Новгородского,
Свт. Григория, архиеп. Александрийского, Апп. от 70-ти: Патрова, Ерма и прочих,
Собор карельских святых
Среда, 19 Ноября 2008 года.
Сщмчч. Анатолия и Николая пресвитеров, прмч. Гавриила,
прмцц Нины и Серафимы Шимкентских
Четверг, 20 Ноября 2008 года.
Сщмч. Шимкентского Кирилла, митрополита Казанского
33 мчч. иже в Мелетине, Прп. Лазаря Галисийского. Прп. Зосимы Ворбозомского,
Прп. Кирилла Новоезерского. Мч. Феодота Корчемника,
Мчч. Меласиппа, Касинии и Антонина, Иконы Божией Матери 'Взыграние'
Пятница, 21 Ноября 2008 года.
Суббота, 22 Ноября 2008 года.
Сщмчч. Нестора, Виктора и Константина, пресвитеров Семипалатинских
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!