"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, о безумном богаче. Введение Пресвятой Богородицы во храм. О правильном отношении к причастию. Тайна души человеческой. Глава 9. Достижение бесстрастия. Делай благо, бегай злаго. Завещание и блаженная кончина. Митрофан, благословивший Петербург. Месяцеслов. |
СЛОВО
в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, о безумном богаче
В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что заготовил? Лк. 12, 20
о имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Смерть часто поражает человека, как молния с ясного неба. Единый Бог, Творец всего сущего, знает сроки совершения земных судеб. Человек может строить планы, рассчитывать и высчитывать, что будет завтра, каких житейских успехов он добьется через год, какого богатства достигнет через десять лет - и не подозревать, что совсем мало времени
осталось ему до той черты, за которой теряют всякое значение ценности этого мира.Так было и с безумным богачом из евангельской притчи. Почему он назван безумным? По обычным мирским меркам этот человек действовал очень разумно и практично. Год за годом он копил деньги и расширял на них свои угодья, пока, наконец, принадлежавшие ему поля не сделались весьма обширными и не принесли такой обильный урожай, что зерно не вмещалось в амбары. Видя это изобилие, богач решил, что для него настало время пожить без забот в свое удовольствие, и сказал душе своей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 19). Но в тот же миг разнежившийся богач услышал глас Божий, сказавший ему: Безумный! (Лк. 12, 20).
Земная практичность и рассудительность богача обернулись безумием пред Господом Всевидящим. Пустыми оказались мечты богача о многих годах сытости, праздности и удовольствий, ибо в ту же ночь душе его предстояло расстаться с телом. Ничего из обильных своих запасов не мог взять с собой богач в этот последний путь. По мирскому разумению, он очень хорошо подготовился к жизни, но вот готов ли он был к смерти?
Увы, кроме суетной погони за наживой и пустых мечтаний о наслаждениях за душой у богача не было ничего. Душа, погрязшая в земном, бескрыла и не способна подняться в Царство Небесное, а потому становится добычей демонов. Так безумный богач сам себя обрек на вечные страдания. "Посмотрите, как мучительно задыхается рыба, перенесенная из воды на сушу; так будет замирать в тяжких муках
и наша душа, когда, проживши только для этого мира, она увидит необходимость остановить его", - говорит преподобный Антоний Великий.Глубоки, а порой и непостижимы земным разумом тайны Промысла Божия, отмеряющего сроки человеческих жизней. Но в случае с безумным богачом мы можем догадываться: он умер так скоропостижно, потому что душа его уже была обречена, и дальнейший его земной путь привел бы не к спасению, а завел бы еще глубже в бездны ада.
Годами этот древний "бизнесмен" стремился к прибылям. И вот, наконец, стены хранилищ ломятся, богатство скоплено, цель достигнута. Что дальше? Вокруг так много обездоленных - бедняков, сирот, немощных стариков - их можно накормить, одеть, приютить. Как много добра можно сделать людям, имея богатство! Тогда и смерть будет не страшна, ибо на крыльях добрых дел взлетит душа к Небесному Отцу! Но не об этом думает безумный богач. Он думает только о себе, одному себе он говорит: ешь, пей, веселись (Лк. 12, 20). И чем дольше жил бы этот себялюбец, тем греховнее становилось бы его "веселье". Известно, как быстро пресыщаются эгоисты обычными человеческими радостями и как начинают искать "острых наслаждений", пятная себя все новыми пороками. Немедленная смерть явилась для безумного богача единственно возможным благодеянием Божиим, ибо сделала менее страшной ожидавшую его за гробом бесконечную пытку.
Но любая область преисподней, куда ввергнуты будут погибшие души, мрачна и ужасна. И Милосердный Спаситель предостерегает нас от участи тех, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 21). Не в амбарах и кладовых, в сейфах и на банковских счетах должны мы накапливать богатства, но в душах своих взращивать золотые всходы любви к Богу и ближним. Приготовляйте себе... сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает (Лк. 12, 33), - говорит Господь наш Иисус Христос.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Тщетными оказались старания безумного богача обеспечить себе спокойную роскошную жизнь. Столь же бессмысленными могут оказаться любые приобретения и накопления, и не только тогда, когда смерть похищает владельца. Вот, в нашей стране сотни тысяч примеров того, как казавшиеся значительными сбережения инфляция превращает в жалкие крохи.
Конечно, жаль этих обманутых и обманувшихся людей. Но не нам ли сказал Спаситель: не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь... ваш... Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк. 12, 29-31).
А мы, маловеры, все не слушаем гласа Божия - мы надеемся на свои слабые силенки, заботимся и суетимся, подсчитываем и рассчитываем, впадаем от этого в уныние и отчаяние. Неужели так бессильна наша вера? Если Бог Всемогущий будет с нами, тогда будет у нас и пища, и крыша над головой, и любая опасность не будет нам страшна. Но вот если Господь за маловерие и слабодушие наше оставит нас, тогда не спасут нас никакие подсчеты и расчеты.
Многие говорят о необходимости скопить что-нибудь "на черный день". Но ведь единственный день, к которому по-настоящему должен готовиться человек, - это день его смерти. А вот будет наступление этого неизбежного срока черным или пресветлым - зависит от самого человека. Блажен тот, кто воспримет и воплотит своей жизнью совет преподобного Нила Синайского: "Почитай землю училищем, в коем путем страданий и радостей достиг ты возраста совершенного мужества. Увенчанный верою и препоясанный мечом терпения, с благодарностью и доверенностью к Промыслу продолжай далее свое странствие".
Пусть же пример безумного богача из евангельской притчи послужит нам предостережением от погони за тленными благами. Да печется каждый из нас о стяжании Божественной благодати, и пока проходим мы земное поприще, да укрепляют нас в терпении и мужестве слова Господни: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). Аминь.
Митрополит Ташкентский и
Среднеазиатский Владимир (Иким)
http://www.pravoslavie.uz/Vladika/Books/Propov/Pent26.htm
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Введение во храм Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Русской Православною Церковью 4 декабря. День этот считается великим двунадесятым непереходящим праздником, который в песнопениях церковных называется "предвестием Божия благоволения к людям". С этого
праздника начинают петь в церкви во время утрени "Христос рождается...".ладенец Мария росла и укреплялась, осеняемая благодатью Божиею и окруженная попечениями родителей. Предание говорит, что, когда Ей исполнилось шесть месяцев, мать поставила ее на землю, желая испытать, может ли Она Сама стоять на Своих ногах: Мария сделала семь шагов и возвратилась в объятия Своей матери. Тогда праведная Анна взяла Ее на руки и воскликнула: "Жив Господь Бог мой! Ты не будешь ходить по земле до тех пор, пока я не введу Тебя во храм Господень". С той поры праведная Анна устроила особенное место в своей спальной, куда не допускалось ничто нечистое, и выбрала безупречной жизни еврейских дочерей, чтобы они ухаживали за благословенным Младенцем. Когда Марии исполнился год от рождения, Иоаким созвал священников, книжников, старейшин и друзей на торжественный пир и принес в это собрание Марию, прося всех благословить Ее. "Бог отцов наших, благослови Младенца Сего и дай Ему имя славное и вечное во всех родах", - таково было благословение священников, произнесенное над главою Марии. Присутствующие ответили: "Аминь! Да будет".
Марии исполнилось два года; всех окружающих поражало необыкновенное развитие Ее ума и сердца, предупреждавшее Ее возраст: детская Ее мудрость была подобна заре благотворного солнца. Мария не похожа была на других детей Ее лет, и праведный Иоаким спешил исполнить обет посвящения дочери храму; но Анна, движимая чувством матери, упросила его отложить это еще на год.
Мудрые родители стали приготовлять дочь свою к посвящению Богу, воспитывая в Ней мысль, что Она обещана в дар Богу, что у Бога гораздо лучше, чем у родителей, и что родители не могут сделать для Нее того, что Бог силен дать.
"Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего - и возжелает Царь доброты твоея!" - так восклицал царь Давид в псалмах своих, и вот приспело время исполниться тайне, предопределенной Богом: Святая Отроковица входит во Святая Святых, чем полагает начало приведения к Богу человеческого рода, отступившего от Святилища по множеству своих прегрешений. В благочестивых преданиях сохранились подробности введения во храм Пресвятой Девы.
К торжеству посвящения собралось в Назарете много родных и ближних Иоакима и Анны, а также множество юных дев, сверстниц Марии, для сопровождения Ее во храм. Все отправились в Иерусалим, отстоявший на три дня пути от Назарета. После вступления в святой город и семидневного очищения постом и молитвою, по обычаю, предписанному приносящим жертву во храм, праведные Иоаким и Анна со всеми сопровождавшими их приблизились к храму, ведя за руки свою трехлетнюю дочь, благодатную Марию; лик непорочных дев предшествовал им; сродники и знакомые шли за ними: все спешили с зажженными свечами в руках участвовать в торжестве посвящения храму Девы Марии, единственной дочери престарелых родителей, и пели священные песнопения. Навстречу им вышли с пением из храма священники, имея во главе первосвященника Захарию.
Крыльцо, ведущее ко храму, состояло из 15 ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты (священнослужители низшего духовного сана у древних евреев) пели на каждой ступени, по одному псалму, при входе во храм. Праведные богоотцы с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень. К общему изумлению всех присутствующих, трехлетняя Мария скоро и бодро взошла, без посторонней помощи, до самой верхней ступени, где ее принял первосвященник Захария, окруженный священниками. Приняв Марию, он не остановился с Нею там, где обыкновенно стояли молящиеся, но ввел Ее за первую и вторую завесу, то есть в глубину внутреннего святилища, называемого "Святая Святых", куда не дозволялось входить не только женщинам, но и священникам, да и сам первосвященник входил туда только однажды в год, после продолжительного поста и молитвы, в день очищения с жертвенною кровью за себя и за грехи народа. Это было сделано по внушению Божию; Дева Мария введена во Святая Святых подобно древнему кивоту Божию, служившему прообразованием Матери Христа, Искупителя мира.
Первосвященник, введя Деву Марию во Святая Святых, по благодатному внушению, назначил Ей тут место для молитвы; другим же девицам, приводимым в отрочестве на служение Господу, строго воспрещалось приближаться к Святилищу: им отводилось место между алтарем и церковью, где впоследствии был убит Захария.
"Иоакиме и Анно, веселитеся ныне, во храм приводяще Господень Чистую Бога Матерь Христа, Всецаря будущаго".
Престарелые родители, вручив дочь свою воле Отца Небесного, принесли ему благодарственные жертвы и возвратились в дом, славя и благодаря Бога. Они не плакали в разлуке с возлюбленною дочерью, не беспокоила их ни печаль одиночества, ни скорбь разлуки с предметом их радости: они благодарили Бога, ниспославшего им на старости лет Божественный дар, они радовались, что удостоились принести этот дар Тому, Кто дал им познать отраду и утешение рода человеческого.
В то время при храме Иерусалимском, созданном Соломоном и возобновленном Зоровавелем, находилось кругом стены церковной тридцать прекрасных каменных зданий в три этажа, в некотором расстоянии одно от другого, с полным удобством для жизни в просторных и удобных комнатах. В одних зданиях помешались девицы, посвятившие себя на служение Богу; в других - вдовы непорочной жизни, а в отдельных кельях жили назореи (члены секты, которые, подобно пророкам, служили примером самоотвержения и святой жизни), посвятившие жизнь свою на служение Единому Богу и представлявшие собою нечто вроде иноков новозаветной Церкви. Другие покои определены были для успокоения странников, приходивших в Иерусалим для поклонения Истинному Богу.
Трехлетняя Мария, по введении во храм, была помещена в обитель девственниц, существовавшую в самые древние времена. Старшие девицы обучали Ее чтению священных книг и женским рукоделиям, по назначению первосвященника Она имела особенное место для чтения, рукоделья и отдохновения; в святилище же входила только для молитвы.
Жизнь Девы Марии при храме отличалась особенною чистотою и святостью; вся обстановка ее жизни возбуждала глубокое благоговение к Богу. Следуя установленному порядку, она вставала с утренним рассветом и, по свидетельству предания, по три раза в день совершала молитву: утром (до 9 часов), в полдень (около 12 часов дня) и после полудня (около 9 часов вечера). Таково было обыкновение всех благочестивых людей того времени и обязательное для пребывающих во храме. Остальное время она занималась чтением книг Священного Писания и рукодельем. В песнопениях Церкви свидетельствуется о явлении ангелов Пречистой Деве с небесною пищею: каждый день они посещали Ее и беседовали с Нею. Ее пребывание внутри храма было освящено Духом Святым.
Из рукоделий Дева Мария занималась пряжею льна и шерсти, вышивала шелками, особенно священные одежды. Она превосходила своих подруг искусством в рукоделиях, и ее природный разум был замечательно развит чтением священных книг, укрепляемый богомыслием и молитвою. Около девяти лет Ее пребывания во Святая Святых она жила и служила в страхе Божием и
чистоте сердца. Престарелые священнослужители смотрели на нее как на драгоценнейшее украшение святого храма и никогда не проходили мимо, чтобы не призвать на ее главу благословения Божия. Много уже лет Мария жила под кровом храма, и жизнь ее была безмятежна и безоблачна, как ясное небо. Но около девятилетнего пребывания во храме Она узнала первую скорбь на земле: Она лишилась престарелых Своих родителей. Сначала умер Иоаким (80 лет), а потом скоро умерла и Анна.Праведные Иоаким и Анна наречены Церковью богоотцами, и Церковь ежедневно, по окончании Божественной службы, испрашивает на отпусте (отпуск, т.е. прощение, отпущенье грехов, и молитва при окончании службы) выходящим из храма помилование и спасение от Господа молитвами Богородицы и святых, и праведных Иоакима и Анны. Память их празднуется ежегодно 22 сентября, на другой день праздника Рождества Богородицы
Место погребения их и теперь указывают в стороне лестницы, по которой спускаются к погребальной пещере Пресвятой Богородицы в Гефсимании.
Лишившись любимых родителей, Мария испытала горькое чувство сиротства и сознала, что ничто уже не привязывает Ее к земле. Всем сердцем Она предалась единому Богу и питала одно желание - оставаться до конца жизни рабою Господа, всегда покорною святой Его воле. Она дала обет Богу сохранить девство Свое Богу.
Нужно помнить, что наше спасение, наше искупление воплотившимся Сыном Божиим стало возможно потому, что избранная послужить для этого чудесного события Пречистая Богородица была введена своими родителями в храм Божий и получила воспитание при храме. Этот поступок родителей Марии церковь ставит в пример всем верующим, указывая, что истинные христиане должны воспитывать в своих детях любовь к Всевышнему с самого раннего
возраста, как только ребенок начинает понимать окружающее.Необходимо и нам войти в Святую Православную Церковь, ввести в храм Божий своих детей. Особенно важно приходить в храм на молитву по воскресным и праздничным дням. В Православной Церкви - наше спасение, духовное преображение
Иерей Валерий Коренев
http://www.ierei-korenev.ru/list/pb-vvedenie.html
РАДУЙСЯ, ВЕРНЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ РОД
то творит благость Божия для спасения погибающего человечества? Для спасения - одно из Лиц Святой Троицы Само восхотело сделаться Человеком, исполнить все послушание Адама и Евы и всего человечества, исполнить всю правду Божию, принять на Себя грехи человеческие, проклятие и смерть за них, чтобы смертию Своею Богочеловеческою сокрушить смерть, одолеть ее жало, воскреснуть из мертвых и дать всем Воскресение и вечную жизнь. Дивны дела смотрения Твоего, Господи, Спаситель наш!
Итак, в вечном совете Божием определено было Самому Сыну Божию сделаться человеком, не переставая быть Богом, и совершить волю Отца Своего о спасении человеческого рода. Но кто мог послужить орудием воплощения? Все люди были грешны, и Всеправедный не мог родиться от грешных. Какое общение света с тьмою, правды с беззаконием? (2 Кор. 6; 14).
Воплощение совершается сверхъестественно, ибо где хочет Бог, там побеждается и чин природы. По воле Бога Отца для воплощения Сына Божия избирается чистая Дева, предочищенная Духом Святым, воспитывается с младенчества во Святая Святых храма и, по достижении совершеннолетия, - к Ней посылается безплотный благовестник святой Архангел - возвестить Ей о зачатии в Ее девственной утробе наитием Святаго Духа Бога - Сына Божия, по человеческому естеству. Святая Дева верно и послушно приняла благовестие - и в Ней зачался Сын Божий и, по исполнении времени чревоношения, родился от
Нее Богомладенцем, подвергшись обычному закону возрастания человеческого.Вот чудо чудес Божиих, из всех величайшее, непостижимое, спасительное, но и вместе Страшное Таинство воплощения Бога Слова, Словом Своим доселе созидающего человеческий род.
Вот для чего избрана была из всех родов чистая Дева, введена торжественно во храм трехлетней отроковицей и в нем воспитывалась Духом Святым в Матерь и жилище Бога Слова.
Радуйся, верный христианский род, такому снисхождению Божию к падшему человеческому роду. Празднуйте все чистым сердцем Введение во храм Бржией Матери, и устами и сердцем хвалите и превозносите Матерь Божию, Заступницу верных христиан и Ходатаицу нашу пред Сыном Ее и Богом.
Будьте верны Церкви Божией и воспитывайтесь духовно в храме Божием для царствования небесного. Возненавидьте грех, бывший и бывающий причиною временной и вечной погибели и творите правду и святыню в страхе Божием (2 Кор. 7; 1). Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
О правильном отношении к причастию.
о имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память введения во Храм
Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. И это праздник, смысл которого, может быть, для современного человека наиболее загадочен, и тем важнее нам понимать его духовный смысл, как он объясняется у отцов Церкви и в Священном Предании церковном. Как же он объясняется? Что такое вообще вхождение во храм? Это пребывание в Святом Святых, и мы знаем из Ветхого Завета, что Иисус, сын Навинов, отрок, пребывал в скинии, в переносном храме, т.е. Иисус Навин прообразовал то, что произойдет с Божией Матерью - постоянное пребывание в святом месте. Но самое святое место, которое было в ветхозаветной Церкви, не сравнимо с той святыней, которая появилась только у христиан, т.е. с Евхаристией. Потому что главный храм, как Христос говорит в Евангелии, это храм Его Тела, которым и заменяется тот вещественный Храм, который был уничтожен. И храм Его Тела это тот храм, который дается нам в Евхаристиии, в причастии. И поэтому через причастие мы входим в этот храм, точнее говоря, сами становимся этим храмом, если принимаем Причастие с соответствующим покаянием и соответствующей верой. И таким образом, то, что раньше не было доступно никому, и даже первосвященник только раз в год входил во Святое Святых, а до этого существовали какие-то непонятные исключительные случаи, как вот Иисус Навин, а после уже Божия Матерь, то теперь это не только доступно всем, но становится обязанностью и нормой жизни всех православных христиан.
Но конечно, из веков православного одичания, если можно так сказать, мы вынесли другое отношение к причастию, когда миряне стали подолгу не причащаться, когда установился обычай приходить на литургию и стоять просто слушать, хотя в богослужении ясно говорится: "Со страхом Божиим и верою приступите", - и все молитвы идут только от лица тех, кто причащается, и богослужением не предусмотрено никакой позиции зрителя. А если знать священные каноны, то даже и мирянам по 9-му Апостольскому правилу запрещается стоять на литургии, не причащаясь, а по 2-му правилу Сардикийского Собора за это накладывается наказание в виде отлучения от причастия, до тех пор пока не явят плодов достойных покаяния, - такое же наказание, какое бывает по 8-му Апостольскому правилу клирикам за то, что они без уважительной причины не причащаются, присутствуя за литургией. И поэтому причащаться - это, конечно, наша обязанность; и то, что для многих мирян является нормальным приходить на литургию и не причащаться, - это, конечно, большой грех, который категорически запрещен церковными правилами, но который вошел в обычай в те века, когда подавляющее большинство православных христиан становились православными все более и более только по внешности и в конце концов массово отпали от Церкви - конечно
, не все, но большинство, что мы сейчас и имеем во всех когда-то православных странах, где большинство людей верят в переселение душ, гороскопы, астрологию, а в православие верят как-то наряду с этим - что надо почитать гороскоп, а потом пойти поставить в церкви свечку. Православия здесь, конечно, нет никакого. А если кто-то и более церковный, то в большинстве своем это люди, которые ходят в экуменические церкви и совершенно не разбираются в православных догматах.Конечно, у мирян не должно быть такого отношения к причастию. Но и священники относятся к этому не лучше. Хотя и сохранился обычай, что священник всегда причащается, если служит, но как он причащается? Откуда берутся священники? Они могут взяться только из мирян, и какие миряне, такие и священники. Справедлива пословица: "Каков поп, таков и приход", - но не менее справедливо было бы сказать, что каковы миряне, таковы и попы. То есть если человек, еще будучи мирянином, никогда не относился к причастию
так, как положено православным христианам, никогда этого не знал, то став священником и начиная причащаться за каждым богослужением, он это делает просто "по работе". И действительно, многие священники, в том числе и в нашей Церкви, что греха таить, до сих пор считают, что им можно причащаться без какой-либо особой подготовки, которой они требуют от мирян. Спрашивается: почему? А просто потому, что он - священник. Потому что он святой? Нет, он не святой, а просто священник. Но где написано, что священник это какой-то особый человек, "не якоже прочии человецы", и что от него не требуется такой подготовки к причастию, как от других? Священники часто говорят, что у мирян, если они не будут должным образом готовиться к причастию, по 2-3 недели или даже больше, говея и ведя особую жизнь, то они будут причащаться неблагоговейно, у них будет привыкание, и они будут пренебрегать святыней. Конечно, психологически это опасение оправдано. Действительно, если миряне не будут готовиться к причастию и стараться каяться и напоминать себе о том, что такое причастие, то все это будет развиваться. Но не раньше ли это будет развиваться у духовенства? Уж кто грешит пренебрежением к святыне, так это не миряне, а прежде всего духовенство, которое причащается просто так, потому что "по работе", совершенно не готовясь к этому. Поэтому духовенству лучше прежде всего следить за собой. Если духовенство будет относиться к причастию благоговейно, то это передастся и прихожанам. Здесь уж точно верна пословица, что "рыба гниет с головы".И поэтому будем стараться все время жить так, чтобы постоянно быть готовыми причаститься. Потому что Божия Матерь Своим вхождением во храм, как и другими поступками Своей жизни, дала нам образ, объясняющий, как надо жить по-христиански. В частности, это означает все время быть при святыни Божией. Но сейчас у нас есть уже не такая святыня, какой был ветхозаветный Храм, а гораздо большая - причащение Святых Христовых Таин. Поэтому мы должны абсолютно каждый день нашей жизни готовиться к причащению Святых Христовых Таин. Как готовиться? Прежде всего, покаянием, покаянием в тех грехах, которые мы совершили в этот день, причем желательно вообще почаще в течение дня думать о том, какие мы грехи совершили, и каяться в них, и молиться Богу, чтобы Он простил нам наши грехи. Надо настраиваться на то, чтобы причаститься, и вот это даже важнее, потому что если мы будем так настраиваться, как мы настраиваемся к причастию, то мы многих грехов даже и не будем совершать. Потому что когда мы думаем, что у нас сейчас как бы каникулы от Церкви, что сейчас мы живем сами по себе, а о Церкви мы подумаем через неделю, когда будем готовиться к причастию, у нас совсем другое отношение к себе, и мы позволяем себе то, чего мы бы себе перед причастием не позволили. И если подумать, то мы позволяем себе именно грехи. Или мы начинаем с того, что позволяем себе что-то даже и допустимое и безгрешное, но потом мы, начав, скажем, смотреть по телевизору новости, увлекаемся и смотрим уже то, что совершенно нам не нужно. Так вот начинается с чего-то допустимого, а продолжается уже чем-то совершенно недопустимым.
И поэтому надо стараться готовиться к причастию всегда. И естественно, если мы всегда готовимся к причастию, если мы понимаем, что каждый день, который мы прожили без подготовки к причастию, мы прожили не по-христиански и не для того, чтобы нам спасти свою душу, а для того, чтобы ее погубить, то тогда, конечно, мы сможем причащаться столь часто, сколько мы можем это делать физически. Конечно, здесь у всех разные возможности, потому что все по-разному заняты на работе, у всех разное здоровье, все живут на разном расстоянии от храма и имеют разные возможности до него добраться, но это все неважно, потому что все эти внешние условия от нас не зависят и каждому даны по воле Божией и для его пользы. Поэтому смущаться из-за этого мы никогда не должны, а наоборот, совершенно успокаиваться и думать: "Слава Богу!" - причем совершенно независимо от того, какие у нас условия. Если мы начинаем думать, что у
нас условия плохи, то мы уже на совершенно неправильном пути. Мы должны думать, что мы сами плохи, а не искать виноватых на стороне. Лучше уж тогда прямо сказать, что не условия у нас плохие, а Господь Бог плохой, ведь Он дал нам такие условия и вообще ничего не хочет делать для нашего спасения, - фактически ведь это такая позиция, если по-честному. Поэтому лучше все же стоять на другой позиции, что условия, какие бы они ни были, у нас хорошие, а нам надо стараться хорошо себя вести именно в тех условиях, которые Господь дал именно лично нам для лично нашего блага, но блага духовного, относящегося к жизни вечной, а не какого-то иного. И поэтому будем стараться использовать любую возможность для того, чтобы причащаться как можно чаще, не смущаясь от того, будет ли это "слишком часто", как могут сказать некоторые, или, наоборот, "слишком редко", как могут сказать другие; потому что некоторые и раз в три недели, как положено по церковным правилам, не могут причащаться, действительно не могут, а не не хотят; разные бывают условия. Но какие бы они у нас ни были, мы должны в данных нам условиях делать то, что положено, и тогда мы несомненно достигнем Царствия Небесного. Аминь.Проповеди иеромонаха Григория (Лурье)
http://st-elizabet.narod.ru/grr_propovedi/2004/prop04_12_04.htm
Тайна души человеческой. (Глава 9)
ДОСТИЖЕНИЕ БЕССТРАСТИЯ
Продолжение, начало в №20-30
орьба духовная начинается бранью со страстью сребролюбия.
Уже говорилось раньше, что сребролюбие совершенно чуждо и несвойственно нашей природе. Начинается оно часто с простой мысли о необходимости хотя небольшой суммы денег, мотивированной кажущейся нуждой. (Это подробно раскрыто у преп. Иоанна Кассиана, кн. VII, 7-11.)
Поэтому ясно, что в борьбе со сребролюбием главное состоит в том, чтобы не допустить в свое сердце вожделения даже и мелкой монеты. Истинная победа над сребролюбием и вообще вещелюбием состоит в том, чтобы не только не иметь, но и не желать никаких стяжаний; так как никакой пользы не принесет нам неимение денег, если самое желание денег останется в нас. Конец этой страсти полагается полной нестяжательностию, под которой разумеется "добровольная решимость довольствоваться малым". Для этого подвижнику нужна прежде всего добродетель терпения, которая исходит от истинного смирения. При этой добродетели человек и должен стараться быть доволен всегда всяким своим состоянием и отчуждаться не только золота, сребра и имений, но всяких вещей, кроме нужных для употребления - обуви, келлии, посуды и орудий для рукоделия; и это все должен стараться иметь немногоценное, неукрашенное, удобно приобретаемое и несоединенное с какими-либо заботами и беспокойством. Конечно, иметь некоторое имущество и попечение о нем не запрещается, ибо "не иметь попечения свойственно душе совершенной"; запрещается только сокрушение себя заботами о стяжании и распространение этого попечения о телесном на целую жизнь в ущерб заботам о будущем. Здесь необходимо соблюдать благоразумную мерность. Мерой приобретения должна служить потребность тела, а не чувство любостяжания.
Итак, путем постепенного искоренения страсти сребролюбия, которое называется "корнем всех зол" (1 Тим. 6, 10), человек достигает "бесстрастия". А это составляет чистоту или, что то же, чистоту сердца. Таким образом, в борьбе с сребролюбием путем смирения и терпения восстанавливаются: принцип отречения от своей воли и подчинение ее воле промысла Божия, принцип любви к благам небесным чрез направление ума от ложного источника жизни - к Богу и погружение в Нем. Здесь происходит заметное ослабление "самости" и перестановка
центров от земного - ложного - к небесному - истинному.В страсти гнева по преимуществу сказывается недостаток любви к ближним и терпения, а потому в борьбе с ним надо учиться терпеливо переносить оскорбления и не только в действиях подавлять гнев, но исторгать его с корнем из глубины души, образуя на его месте настроение любви, которая одна при смиренном терпении изгонит вон это чувство гнева: любовь, говорит монах Евагрий, есть узда гнева. Сперва надо удалять гневные помыслы из души и не давать водвориться раздражению в сердце; а когда оно уже образовалось, тогда надо страсть гнева удалять, исторгая и самые корни его, потому что немного будет пользы сдерживать пыл гнева на словах, не обнаруживать на деле, если Бог, пред которым не скрыты тайны сердечные, увидит его в сокровенности нашего сердца.
И одно удаление от гнева, хотя бы мы ушли в пустыню, не удаляет самого гнева, который всегда может обнаружиться как скрытый в глубине души. Гнев заключается не в других, а в нас самих; поэтому главную причину нашего исправления и спокойствия надо полагать не в произволе другого, а в самих себе - в нашем собственном состоянии. И наше спокойное состояние зависит не от несовершенства другого, а от нашего великодушного терпения. Для достижения состояния безгневия необходимо выработать в себе то убеждение, что, во-первых, никак нельзя сердиться так, что чрез это мы лишаемся света рассудительности, даже самой честности и направления правды, во-вторых, что дух наш не может быть храмом Святого Духа, если гнев овладеет им, в-третьих, что нельзя в гневе молиться, ибо гневливый если и мертвого воскресит, молитва его неприятна; в-четвертых, что ежеминутно можем умереть и за гнев подвергнуться вечному осуждению и лишиться наследия вечной жизни.
Для достижения состояния душевного спокойствия отцы-аскеты советуют: удалиться от всего того, что может послужить причиной гневного состояния, и пребывать в уединении; на уста наложить молчание и ограничивать вольность слов. При нанесении нам от других обид - прощать, примиряться с братиями нашими и не иметь памяти об обиде или оскорблении их, не только тогда, когда оскорблены ими, но и когда знаем, что они имеют нечто против нас, справедливо или несправедливо. Тем самым мы утвердим любовь, потому что она покрывает множество грехов. Если же мы настолько слабы волей, что не можем легко примириться с обидящими нас, то должны всячески обуздывать все движения гнева, и при посредстве рассудительности усмирять возникающие в нас внезапные его движения; для этого надо быть весьма внимательным и следить за тем, чтобы не увлечься мыслию или желанием мести тому, кто был причиной нашего состояния. Если же чувство памятозлобия в нас еще сильно, тогда надо молить Господа и проливать пред Его благостию слезы, чтобы водворился мир в душе. Не менее умиротворяюще действует на душу и молитва за оскорбившего нас. Нил Сорский говорит: "Великая над ними [т. е. гневными помыслами] победа бывает, когда мы молимся за оскорбившего нас брата", ибо "молитва за брата есть любовь и милование"; она - ветвь от древа кротости и безгневия. И кто ради мира терпит сердитого, а тем более молится за него, тот воистину есть сын мира. Итак, терпеливое и благодушное перенесение обид от наших ближних и молитва за них, при участии сердечного
смирения, суть вернейшие средства к искоренению в нас страсти гнева и насаждения в сердце чувства любви. Только этим путем можно достичь благодатного состояния безгневия.Продолжение следует
Делай благо, бегай злаго
(Деятельность свт. Митрофана на Воронежской кафедре)
Завещание и блаженная кончина
вятитель Митрофан, предощущая в душе и в теле своем приближение смертного часа, приготовил обширное духовное завещание, "как бы души и телу моему сотворити плод",- писал он. В начале завещания святитель исповедует пред всеми свою веру, кратко касается некоторых более важных событий в своей жизни (это единственный источник сведений о жизни святителя до его епископства). Остальная часть завещания, занимающего около
12 листов, состоит в увещаниях духовенства жить благочестно, свято и благочинно, в убеждениях судей и градоправителей судить суд праведный и нелицеприятный; святитель излагает мудрые правила жизни, основывающиеся на нерушимом сохранении веры и неуклонном следовании учению Православной Церкви."Прочее же мудрых мужей правило всякому человеку: употреби труд, храни умеренность - богат будешь. Воздержно пей, мало ешь - здрав будешь. Твори благо, бегай злаго - спасен будешь. Да пребывают же все православные христиане в благочестии праведно, в чистоте, в воздержании же и святости и покаянии. Ибо без веры правой угодить Богу невозможно, также и без Церкви Святой Восточной и светлого богопреданного ее учения невозможно никому спастись".
В заключение завещания он неоднократно обращается ко всем, и испрашивает себе прощения, и умоляет всех молиться за него ко Господу Богу: "Слезно прошу у всей Божией Церкви, и у священного собора, и у всего православного народа молитв святых, да молятся о душе моей ко Господу Богу и
Пресвятой Деве Богородице Марии, да сотворит Бог милость бедствующей моей душе и простит согрешение мое и сподобит меня царствия небесного. Сотворите милость и последний мой долг заплатите ко Господу Богу молитвами своими в душевную мою пользу, помяните душу мою грешную, да и сами поминовены будете Господом Богом в день праведного Суда. Не презрите моего прошения, слезно молю и прошу последней вашей любви ко мне, грешному, не забудьте меня в молитвах своих, по апостолу: молитесь друг за друга (Иак. 5, 16)".Но особенно трогательно прошение святителя относительно его сердечного предсмертного желания, свидетельствующего о его нелицемерном и непостижимом смирении: "Еще молю и прошу великим прошением: не презрите моего прошения, сподобите меня святого, и великого, и ангельского образа схимонашеского и, по пострижении во образ тот, положите во одеянии том по чину схимонахов, как все святые греческие архиереи, и по образу и завещанию отца нашего архипастыря, Святейшего господина Иоакима, Патриарха Московского и всея России, ибо он заповедал о себе и нам образ предал; архиерейскими же ризами отнюдь не облачайте меня".
Сподобившись приять на смертном одре напутствие в жизнь вечную, святитель с несомненной надеждой на милосердие человеколюбивого Господа непрестанно молился Ему. Перед смертью святитель по собственному желанию и по примеру Патриарха Иоакима и других Преосвященных был пострижен в схиму и наречен Макарием, в честь преп. Макария Желтоводского, к которому святитель имел особенное усердие и любовь. Блаженная кончина избранника Божия, святителя Митрофана, в схиме Макария, последовала 23 ноября 1703 года. Ему было около 80 лет. Более двадцати из них он посвятил святительскому служению на Воронежской кафедре.
Из Воронежа немедленно сообщили в Москву Государю о кончине уважаемого им Воронежского архипастыря, и Петр вследствие этого донесения немедленно отправился в Воронеж для торжественного погребения святителя. В день погребения 4 декабря
* в собор стеклись многие тысячи воздать последний долг почившему архипастырю, и сам Государь Петр Великий со всеми воинскими и морскими чиновниками и кораблестроителями благоволил быть у гроба преставившегося для участия в общественном молении о нем.И здесь Государь показал редкий, яркий пример своего благоговейного уважения к добродетельному архипастырю. Когда знатнейшие лица духовные уже готовились выносить честное тело святителя из Архиерейского дома в храм, Монарх обратился к своей свите и сказал: "Стыдно нам будет, ежели мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем тело его сами". Сказав это, Государь первый взялся за гроб святителя и с первейшими военачальниками понес его в соборный храм. Погребение совершал архимандрит Акатова монастыря Никанор со всем городским духовенством.
После совершения Литургии Государь со своими помощниками отнес тело его в усыпальницу, устроенную по завещанию самого святителя под помостом придела Архистратига Михаила Благовещенского собора, построенного самим святителем, и по окончании погребения святителя Государь сказал во всеуслышание: "Не осталось у меня другого такого святого старца, ему же да будет вечная память".
Петр I уважал святителя Митрофана в частности и за то, что тот не был противником его реформ, хотя и не отличался школьной ученостью, присущей сторонникам перемен. Также святитель был близок Петру в усердном радении о благе родной земли. В то время, когда другие архиереи неблагосклонно смотрели на нововведения Петра (например, учреждение Монастырского приказа, передачу управления архиерейскими вотчинами светским лицам и т. п.), по их мнению, разорявшие монастыри и Архиерейские дома, Воронежский епископ Митрофан благословлял намерения своего Монарха относительно заведения флота и убеждал народ всеми силами помогать Царю в его великом деле; мало того, святитель нередко приносил или пересылал Петру иногда последние свои деньги на войну с неверными или "на ратных".
Легко из этого понять, как должен был смотреть на такого архиерея Петр, не любивший жертвовать ни для кого и ничем из вновь вводимого им, изыскивавший всевозможные средства извлечения денег для успешнейшего выполнения своих предприятий. Понятно, что Петр, отнимая у других архиереев их вотчины, ограничивая их владения, Воронежскому архипастырю нередко жертвовал вотчины, распространял его епархию, так как видел, что святитель, строгий в жизни своей подвижник, по мере увеличения своих средств будет содействовать умножению государственных доходов.
В 1717 году мощи святителя Митрофана были обретены нетленными, возле них всегда происходили чудесные исцеления. Для всеобщего поклонения св. мощи угодника Божия Митрофана были открыты 7 августа 1832 года (и вновь мощи были обретены нетленными).
Память свт. Митрофана отмечается дважды в год: 7/20 августа (обретение мощей) и 23 ноября / 6 декабря (блаженная кончина). Рака со св. мощами свт. Митрофана ныне пребывает в Воронежском Покровском кафедральном соборе.
Архиепископ Димитрий (Самбикин)
http://mystudies.narod.ru/library/s/
БЛАГОСЛОВИВШИЙ ПЕТЕРБУРГ
О святителе Митрофане Воронежском
в.Митрофан (1623-1703) был первым епископом Воронежа. Он был избран на эту кафедру по желанию Царя Феодора Алексеевича на Московском соборе 1682г.
Государь Петр I почитал епископа-старца как своего духовного наставника. Когда у него возникла мысль основать новую столицу на севере России, он обратился к Святителю Митрофану. И тот также прозорливо благословил это необычайное начинание Петра. При этом Святитель сказал Царю пророческие слова "Возьми икону Казанской Божией Матери, и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесешь эту икону в новую столицу... Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего". Св. Митрофану принадлежит честь первого благословения новой столице Российской Империи. Наряду с Петром его можно назвать духовным основателем Петербурга, созидателем его духовного образа.
Небесное покровительство Святителя Митрофану впоследствии воплотилось в величественном Казанском соборе в центре столицы, ставшего ныне кафедральным собором. Казанская икона Богоматери, принесенная Царем Петром из Москвы, всегда хранила город от захватчиков. С этой иконой Петр I одержал победу на Полтавском поле, Кутузов - на Бородинском. Также Свой покров Казанская Заступница явила граду на Неве в годы блокады. Враг ни разу ступил на землю хранимую Божией Матерью. Св.Митрофану преставился в 1703 г.- в год основания Петербурга, как бы исполнив свою земную миссию, преставился, чтобы быть небесным его предстателем.
Кончина Святителя стала для Царя Петра большой духовной утратой. Прибыв в Воронеж в декабре 1703 г. Царь застал чтимого им архиерея на смертном одре. Незадолго перед кончиной Митрофан принял схиму с именем Макарий. Царь поцеловав руку схимника и тот благословил его. Царь остался при нем до кончины, затем сам закрыл ему глаза и на погребении нес гроб Святителя до склепа в Михайловском соборе. "Не осталось у меня такого святого старца - буди ему вечная память!" - так простился Царь со своим Старцем.
6 декабря 2002 года
http://www.leushino.ru/arch/l54_1.html
Яко благочестиваго корене
пречестная отрасль был еси, блаженне Александре,
яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли,
новаго чудотворца преславна и Богоприятна.
И днесь сошедшееся в память твою верою и любовию,
во псалмех пениих радующеся славим Господа,
давшаго тебе благодать исцелений.
Егоже моли спасти град сей,
и стране нашей Богоугодней быти,
и сыновом Российским спастися.
Воскресенье, 30 Ноября 2008 года. Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Понедельник, 1 Декабря 2008 года. Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Порфирия, епископа Симфиропольского. Сщмчч. Павлодарских.
Сщмчч Иакова, Димитрия, прмчч Герасима и Михаила Семипалатинских
Иконы Божией Матери 'В скорбех и печалех Утешение'
Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сщмч талды-Корганского Макария, еп Днепропетровского.
НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Сщмчч Иоанна и Афанасия пресвитеров Петропавловских.
Блгв. кн. Михаила Тверского, Мч. Прокопия,
Блгв. Ярополка (Петра), кн. Владимиро-Волынского
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!