По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
34 (443), 14 декабря 2008 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

О богатом юноше. Причастие у святой Варвары. После акафиста св. Вмчц. Варваре. Святитель Николай - скорый помощник в бедах. Современные чудеса святителя Николая - Слепые прозревают, хромые ходят и мертвые восстают... Помощник страждущих, источник исцелений. Дивен Бог во святых Своих. "Впереди тебя легионы..." Память св. пророка Наума и св. пророка Аввакума. Месяцеслов.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священно- начальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.

О богатом юноше

сегодняшнем Евангельском чтении мы узнаем нечто важное об отношении к богатству и вообще ко всякому земному имению.

 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Видимо, это был тот же самый человек, которого другие евангелисты называют богатым юношей. Задает он самый важный вопрос, какой только можно задать, из чего видно, что живой интерес к духовной жизни у него был.

Что значит "учитель благий?" - Значит "добрый в высшей степени".

Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;  

Господь дает понять, что этот некто, Его вопрошавший, в своей вере остановился на полдороги. Чтобы наследовать жизнь вечную, сначала нужно уверовать в Христа, как в Господа, а не как в благого учителя. На это ему и было указано.

"Если, говорит, Я благий, то уже не учитель, потому что благ только один Бог. А если Я только Учитель, то уже не благий, потому что учителя добры постольку - поскольку, как и все люди, и добро их не собственное, а от Бога".

А затем Господь говорит:

знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.  

То есть должно   быть и то, и другое, - и вера, и заповеди. Если мы не стараемся   следовать Божиим заповедям, то и вера в Христа, как в Господа, нам не поможет, потому что в тех, кто не живет по ней, вера мертва.

 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.  

"Я стараюсь исполнять эти заповеди, но хочу, чтобы Ты сказал, что мне еще сделать, чтобы спастись". Видите, он верил, что Христос знает что-то, о чем не сказано или слишком мало сказано в ветхозаветном законе, как оно и было на самом деле. И в этом снова проявляется его вера, хотя бы она была и далека от совершенства. Вот почему в Евангелии от Марка сказано, что в этот момент Иисус, взглянув на него, полюбил его (Мк. 10, 21).   Конечно, Господь любит всех, но Он своим видом и взглядом дал понять, что Ему приятны духовные чаяния этого человека.

  Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.  

Вот этот некто и получил то, что хотел. Такое нередко приходится видеть. Приходит человек в храм с какими-нибудь внутренними проблемами, и в конце концов узнает, что он не решит их, если не будет регулярно и внимательно молиться, исповедоваться, причащаться и вообще жить внутренней духовной жизнью, а заодно не порвет с некоторыми грехами, особо любезными его сердцу. И человек отходит в печали, потому что не за этим пришел. Так и случилось с героем наших событий. Причем ему было сказано не "продай все лишнее", а "все, что имеешь, продай". Продай и раздай нищим все, чтобы ничего у тебя не осталось.

Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

Представьте: мы с вами стараемся соблюдать все заповеди, и Господь наградил нас достатком. У нас большой дом или большая квартира, много хороших вещей, мы хорошо одеваемся, хорошо ездим. При этом и на храм что-то жертвуем. И вдруг нам говорят, что все это нужно раздать нищим. Во-первых, нам жалко лишаться нажитого. Во-вторых, не привыкли мы уже жить по-другому. В третьих, а нищие кто? Желающих-то получить свою долю сразу найдется с избытком, но только это чаще всего оказываются люди далеко не нищие. В четвертых, не навредим ли мы нищим, когда будем раздавать им свое имение? Не лучше ли дать им, говоря образно, плуг, чем хлеб? В пятых, а сами-то мы как будем жить, когда раздадим все, что имеем?

Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

Видите, не сказал "невозможно", но "трудно". Уже утешительно.

ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

По поводу игольных ушей есть несколько возможных прочтений. Одни толкователи утверждают, что имеет место неточность перевода, и что слово "верблюд" следует понимать как "канат". Получается: "Удобнее канату пройти сквозь игольные уши, чем спастись богатому". Другие толкователи относят это место к одним из ворот в Иерусалиме. Ворота эти были очень низкими и назывались в народе "игольные уши". И когда нужно было провести через них верблюда, его приходилось проталкивать чуть ли не ползком. Как бы так ни было, верблюду неудобно проходить через игольные уши, но ему это сделать легче, чем спастись богатому.

 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

Ведь все люди чем-нибудь, да богаты!

Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

А что именно возможно Богу? Привести богатого к спасению.  

Каким же образом? К тому есть по меньшей мере два пути.

Прежде всего, Богу возможно так тронуть сердце богатого человека, чтобы он буквально исполнил совет раздать все имение и идти за Христом в полном нестяжании. Так было, например, с преподобным Антонием великим. Когда он был богатым юношей, он услышал в храме за богослужением те самые слова, какие сегодня слышали мы: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Услышав, он вернулся домой, все продал, все раздал нищим, позаботился о содержании своей юной сестры, и ушел в пустыню, чтобы стать монахом. Подобным же образом поступила   блаженная Ксения Петербургская. Она раздала все имение умершего мужа и жила, где придется.

  Но не каждому это по силам, а что не по силам, то, как известно, не от Бога и не к Богу ведет.

Еще Богу возможно вразумить человека, как из собственника стать распорядителем своего богатства. Это уже всем по силам. Приятная сторона состоит в том, что продавать можно не только в прямом, но и в переносном смысле. Но, увы, если мы решились распоряжаться вверенным нам имением ради других людей, выясняется, что это тоже непросто. Чем большую часть нашего имения мы используем лично для себя и чем больше мы этому радуемся, тем в меньшей степени мы распорядители и в большей - собственники, то есть те богатые, которым спастись тяжелее, чем верблюду пройти сквозь игольные уши.

Поэтому Господь и говорит: "Как трудно имеющему богатство войти в Царство Божие". В том и преимущество у не имеющих богатства, что им легче распорядиться тем, что у них есть, и при том меньше возможности ублажать себя и грешить.

Распорядитель богатства тот, кто управляет не своим имуществом, и не для себя. То есть задача наша в том, чтобы считать все, что у нас есть - и силы, и время, и деньги - не своим, а Божиим, и пользоваться этим к общей пользе, а не для своего удовольствия. В это понятие общей пользы входит и воспитание наших детей, и успех в полезных делах, и помощь Церкви, и забота о неимущих. Но только нужно, чтобы мы управляли тем, что имеем, а не нами управляло желание иметь. Если мы - рабы своих имений и имуществ, хотя бы это была любимая вазочка или зажигалка, то спастись нам труднее, чем верблюду пройти сквозь игольные уши. От человека требуется - ни много, ни мало -   чтобы вся его жизнь была служением Богу. Но невозможно достичь этого одним своим умом и одними своими силами. Наше дело - от всего сердца стремиться к такому служению, а Господь поможет нам исполнить его.

Господь говорит: собирайте себе сокровище на небе. Но, чтобы собрать его, нужно не для себя жить на земле. Богу возможно укрепить нас, чтобы мы уделяли нуждающимся посильную часть того, что имеем. Она, эта часть, не обязательно должна быть большой, но пусть она будет. Кому, куда, как - это дело каждого. Отдадим хотя бы немногое с пользой, и будет польза и нам. Аминь.

Священник Михаил Немнонов, 16.12.2007

http://www.nemnonov.com.ru/prop/02_29.htm

Причастие у святой Варвары

азным святым дана различная благодать молиться о разных духовным и материальных нуждах христиан. Но великомученице Варваре Господь дал особый дар - молитвы и предстательства о последнем причастии. И если задумать, то это есть самый большой дар на земле. Это и есть тот самый "Хлеб насущный", о котором нам заповедовал молиться Господь Иисус Христос. На каждой службе Церковь молится о "христианской кончине". Нет христианина, который бы не желал причаститься перед кончиной. И нет горшего наказания, как смерть без причастия. Вспомним, как горевала бл.Ксения о смерти мужа без причастия. Чем более живет христианин, чем более он воцерковляется. тем более он понимает, что в этой жизни действительно есть единое на потребу, что со временем все земные ценности преходят, теряют ценность и остается самое главное; что на пороге жизни и смерти человеку уже не будет нужно ничего, кроме последнего причастия. Поэтому с возрастом и духовным ростом человек все более открывает для себя эту дивную молитвенницу о последнем причастии - святую Варвару. И в нем все более растет любовь и ее благоговейное почитание. Чем более христианин воцерковлен, тем более он чтит эту литургическую святую. Варвара - уникальная святая, единственная святая, которой Церковь усвоила на иконе держать Святой Потир, которого по канонам Церкви не может касаться никто из мирян - только священник. В православной иконографии только св.Иоанн Кронштадтский изображается с потиром в руке. Нужно отметить особую любовь Дорогого Батюшки к этой святой. Именно он благословил на Леушинском подворье устроить придел в ее честь, где он сам служил в дни памяти св. Варвары, произнося вдохновенные проповеди. Как стяжать милость и благодать св.Варвары!? Ничем иным как обязательным причастием в день ее памяти. Тогда мы будем иметь твердую надежду, что св.мученица не оставит нас без причастия и в наш последний день.

Иерей Геннадий

http://www.leushino.ru/podvorie/l55_1.html

После акафиста св. Вмчц. Варваре

о имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Други мои! Все на свете имеет свое начало и имеет свой конец. Начало жизни человеческой - в утробе матери, а конец ея - в утробе Матери-Земли. Но всякого человека занимает вопрос: а потом что? Неужели этим все и кончается, и подобно растениям и животным, от человека ничего не останется после смерти? Бессмертная душа человека, дыхание Вечного Бога, может ли исчезнуть совсем, как думают иные люди? Конечно, нет, други мои! Смерть, это не конец нашей жизни, а переход в лучшую жизнь, это - расцвет духовной жизни. Но для того, чтобы душа после смерти пошла ко Христу, должны мы заранее готовиться к смерти. Никто из нас не знает, в какой день и час призовет его к Себе Господь. Многие неожиданно умирают от разрыва сердца или другой болезни. Хорошо, если кончина настигнет нас во время молитвы и в благих и святых чувствах! Господь говорит: "В чем застану, в том и сужу". Но горе нам, если застанет нас последний час беспечными, злобными, враждующими с другими людьми! Что будет с такой душой, когда она отрешится от тела?! Я до сих пор не могу забыть одного ужасного случая, которому я был свидетелем уже много лет тому назад. Это произошло в Ниловой пустыни, и был я тогда еще простым монахом. Ловили мы зимой рыбу на озере. Невод застрял подо льдом, за что-то зацепившись. Начальник рыбацкой артели вызвался отцепить его, влез в воду, но не мог ничего сделать. В досаде он выругался на Бога матерным словом. И едва успел он произнести это богохульство, как пал бездыханным. Все мы были в ужасе и не посмели даже похоронить его по-христиански. Вы подумайте только, что сталось с душой этого безбожника?! Церковь часто молится о всех нас Богу, чтобы послал Он нам кончину живота нашего "безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну." Блажен тот человек, который сможет в последние часы свои приобщиться Святых Тайн, а перед тем поболеть, подумать о грехах своих, покаяться в них. По Своему милосердию отпустит Бог грехи такому человеку ради Крестных Страданий Возлюбленного Сына Своего. О такой кончине следует молиться святой Великомученице Варваре. Вы знаете, что после перенесенных ею великих страданий, перед самой смертью своей обратилась она к Богу с молитвою, в которой просила нам, грешным, почитающим память и страдания ея, даровать такую блаженную и мирную кончину. Изображают св. Варвару часто с Чашею в руках. Это и должно напоминать нам о том, что по молитвам ея дарует Господь нам перед смертию приобщиться Святых Таин. Молитесь же св. Варваре, и она избавит вас от неожиданной, внезапной кончины, когда не успевает человек покаяться и приобщиться Святых Таин! Я не раз рассказывал вам о том, как молитва у раки святых мощей ея избавляла многих, и меня грешного в том числе, от неминуемой, казалось бы, смерти. Обращаться почаще с молитвою к св. Великомученице Варваре и получать помощь ея и вам всем, други мои, молитвенно желаю! Аминь

Митрополит Николай (Могилевский)

Святитель Николай - скорый помощник в бедах

мя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин ( + 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города - Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором.

Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.

Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суще и на море. Иногда они получали в народе именование "Николы Мокрого." Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского - в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского - тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного спасения, по молитвам святителя, городе Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить вес благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

http://www1.pravmir.ru/2006

Современные чудеса святителя Николая
Слепые прозревают, хромые ходят
и мертвые восстают...

катулкой чудес" Николая Угодника называют Свято-Николаевский Рыльский мужской монастырь на западе Курской епархии. Здесь как нигде чувствуется присутствие Святителя, его благодатное покровительство всем: и людям, и... птицам. Недаром пара ласточек свила гнездо прямо над иконой Николая Чудотворца, над входом в храм.

- А в эту вот пещеру раньше уходили схимники в затвор, - насельник монастыря инок Иоаким показал в сторону темнеющей на взгорке глиняной пещеры. - Теперь ее вновь раскапывают по благословению настоятеля обители старца архимандрита Ипполита. После того как монастырь вернули Русской Православной Церкви, глина в пещере стала целебной, и ее стремятся увезти с собой паломники. Достоверно известно, что здесь, у пещеры, рядом со святым источником, являлся людям сам Святитель Николай. Он и меня привел в монастырь, искупить грех юности...

Как-то раз здесь завязла в грязи машина. Проливной дождь, вокруг ни души. Паломники, спешившие в дорогу, ни на что более не надеясь, взмолились: "Святитель Николай, помоги нам!" В это время двое наших монахов в келье почувствовали неодолимое желание пойти к пещере, на источник, несмотря на плохую погоду. Придя, они увидели завязшую в грязи машину и двух почти отчаявшихся мужчин, которые посмотрели на них как на чудо.

Вся братия в монастыре знает, что легче всего молиться Святителю Николаю и что быстрее всех слышит молитву Святой Николай.

Однажды к нам в монастырь привезли давно парализованную женщину. После усердной молитвы ее несколько раз окунули в святой источник, на третий раз в ее руки и ноги вернулась сила, и женщина сама, без посторонней помощи, вышла из воды.

...По просьбе родственников в монастырь заехала реанимационная машина "скорой" с мужчиной, который после автокатастрофы находился в состоянии комы. Его занесли в храм. Старец отец Ипполит отслужил молебен Святителю Николаю. Но это не принесло больному облегчения. Тогда архимандрит Ипполит сказал: "Езжайте в больницу, а по дороге читайте акафист Николаю Чудотворцу."

И вновь было явлено чудо. На полпути мужчина пришел в сознание и очень скоро излечился от тяжелых ран, грозивших ему неминуемой смертью.

Помощник страждущих, источник исцелений

а, никто другой не откликается на молитвы о помощи быстрее, чем он! Надежда безнадежных и помощь беспомощных; воистину победитель народов, Святой Николай всех ведет ко Христу великими чудесами, великой любовью.

"Я вижу новое солнце, восходящее над землей для утешения скорбящих, - пророчески возвестил о Святителе Николае Православный епископ одной из стран Римской Империи в III веке по Рождестве Христовом, - он будет усердный помощник всем бедствующим."

Женщина-казашка внезапно слегла в постель. Содержание гемоглобина в крови понизилось настолько, что она чувствовала запах своего тлеющего тела, и только молилась Богу, чтобы он продлил ей жизнь ради ее троих детей. Молилась по-мусульмански, а христианства не знала вовсе.

Впоследствии Промысел Божий привел эту женщину к протоиерею Михаилу Шурпо, который не забыл, конечно же, о чуде, которое он засвидетельствовал сам:

- Прямо в ногах больничной койки ей явился старик в необычном, даже странном для нее облачении, в золотой шапке и спросил:

- Ты хочешь, чтобы Бог продлил тебе жизнь? Если ты пожелаешь креститься, тебе станет легче, а когда крестишься, тогда выздоровеешь.

И стал невидим.

Когда ее муж пришел с работы, женщина рассказала ему о видении и спросила, что такое крещение? Муж не возражал против того, чтобы она крестилась. А когда она пришла в русский храм, то увидела за панихидным столиком большую, в полный рост, икону Николая Чудотворца. "Этот старичок мне явился! - вскрикнула она и положила перед образом земной поклон, - вот теперь я не выйду из церкви, пока не крестите!"

Она действительно выздоровела. А после крестились и ее муж, и дети.

Дивен Бог во святых Своих

овсем еще молодой священник Курской епархии отец Сергий Дерий погиб в автомобильной катастрофе. Но незадолго до трагедии Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, спас его и его супругу от не менее страшной смерти. Может быть, это чудо явилось последним предостережением перед непоправимой бедой? Нам не дано знать тайны Промысла Божьего. Мы можем лишь констатировать факт.

- Куряне встречали икону Чудотворца, которую везли через Курск в Москву, в храм Христа Спасителя, из Бари, - матушка Наталья, вдова отца Сергия, легким движением поправила на голове платок, - это случилось в селе Малое Солдатское Курской области, где служил мой батюшка, мы там жили уже почти месяц. Люди мы городские, печку топить не умели, не знали, что заслонку задвигать нельзя.

Однажды легли спать, а проснулись среди ночи от духоты. Мне стало плохо, я связывала это со своей беременностью, но через какое-то время меня стало бить в конвульсиях, и я сказала батюшке, что умираю. Он начал приводить меня в чувство, я теряла сознание и как будто проваливалась сквозь кровать. Вокруг меня уже было другое пространство, и я не понимала, зачем он бьет меня по щекам, мне же так хорошо... "Почему смерть не приходит?" - подумала я. Вдруг в голове пронеслась мысль: если я сейчас предстану перед Господом, что я скажу Ему... Что я сделала хорошего в жизни? Изо всех сил души я взмолилась к Святителю Николаю: "Святителю отче Николае, помоги!" В тот же миг все изменилось. Как бы сверху я увидела людей с иконой Святителя Николая из Бари, которых быстрой волной несет к нашему дому. Так мне Господь показал.

Дверь взломали, вошли, нашли нас в бессознательном состоянии. У меня уже пошли черные пятна по лицу, считали, что меня вообще не откачают. Когда нас выносили, я видела себя сверху и сбоку, видела все вокруг.

Господь молитвами Святителя Николая милует и спасает людей.

...Печная заслонка в их доме в ту ночь оказалась задвинута. Владыка Курский и Рыльский Ювеналий хотел везти икону чудотворца в другое село, но внезапно - сам не зная почему! - изменил маршрут. Так Святитель Николай спас жизни молодого священника, его жены и ребенка в утробе матери.

"Впереди тебя легионы..."

изнь Святителя Николая отличается пламенной верой Господу, которую он защитил очевидно, ударив по щеке еретика Ария, и неограниченной любовью к ближним, - убежден настоятель Свято-Николаевского храма в г. Курске протоиерей Николай Давыдов, - редкая семья в наши дни не обращается после Господа и Божией Матери к Святителю Николаю.

Если говорить о своей собственной судьбе, то ведь нарекли мне имя родители, не я же... Разумеется, я избрал своим Покровителем Святителя Николая. В юности он сообщил мне мой будущий жизненный путь. Вот его слова:

- Впереди тебя легионы, позади тебя тьмы тем.

Долго я над ними думал и, наконец, решил, и это все-таки правильно: впереди меня скорби постоянные, в том числе в пастырстве, а как без них? А позади, не мне говорить о себе, но, вероятно - всегда мне сопутствовала Божия помощь и благодать. Ангелов - тьмы.

Его мироточивые мощи - на Западе, в итальянском городе Бари, его дух - на Востоке, средь русских просторов. Весь мир покоряет Христу Святой Николай Мирликийский.

Великий Архиерей. Правило веры и образ кротости. Миру всему источающий многоценное милости миро и неисчерпаемое море чудес, одно перечисление которых поглотит земное время. Кто может познать тайны этого океана неземной любви? Покровитель путешествующих, заключенных и сирот, защитник униженных и оклеветанных, грозный обличитель злых, питатель нищих и богатство бедных, ревнитель Истины, Денница Незаходимого Солнца - он, Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских.

С течением времени, когда впереди нас встают легионы ада, влияние Чудотворца всея Вселенной на наши земные дела, кажется, все возрастает. В этом, несомненно, есть Высший смысл.

http://www.fatheralexander.org/

У Креста

родился в атеистической среде. Семья, школа, книги, телевидение и газеты напрочь перекрывали нашему поколению путь к познанию Истины. Перестройка и крушение старых стереотипов привели меня к мучительному поиску смысла жизни. Демобилизовавшись, я обнаружил, что идеалы, которые в армии казались ясными и неизменными, на "гражданке" оказались призрачными, фальшивыми.

Мои духовные метания тех времен сродни поискам многих молодых людей: рок-музыка, неформальные объединения, студенческие капустники, наконец, масонство - слава Богу, лишь жалкое его подобие - и сектантство. В конце концов, я решил покончить жизнь самоубийством. Но Господь уберег меня. После больницы стал много читать Достоевского, затем Соловьева, Ильина и, наконец, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Но главную роль в моем воцерковлении сыграл святитель Николай.

Это было в 1991 году. Закончив институт, я по распределению направлялся в далекий таежный городок. Мне предстояло ехать через город Минеральные Воды, и на несколько дней я остановился в Кисловодске. В последний день своего пребывания там я безцельно гулял по городу.

В кармане оставалась какая-то мелочь, и я решил зайти в кондитерскую. Там был перерыв. Неожиданно для себя я оказался возле небольшого деревянного креста, на котором висела табличка с пояснением, что на этом месте будет сооружен Свято-Никольский собор. У креста стоял подсвечник. Рядом с ящиком для пожертвований дежурила свечница.

Я уже собрался уходить, когда ко кресту подошли две женщины, мать и дочь, отличавшиеся от окружающих неизъяснимым природным аристократизмом. Невольно залюбовавшись ими, я задержался у креста. Они не спеша купили свечи, вложили в ящичек свои пожертвования и стали молиться. Это было для меня чем-то непонятным, и в то же время неповторимо красивым. По лицу девушки текли слезы. Молитвы их были горячи и искренни. Не знаю отчего, но захотелось плакать и мне. Душа наполнилась неведомым доселе умилением. Я вдруг всем сердцем ощутил нечто главное, чего так жаждала моя мятущаяся душа.

Давно ушли те женщины, давно догорели их свечи, давно закончился перерыв в кондитерской лавке, а я все стоял и стоял у креста - маленького, неказистого, в одночасье ставшего для меня дорогим. Вытащив из кармана всю мелочь, я протянул ее свечнице: "Не побрезгуйте, матушка. Это все, что я имею". Она улыбнулась и рассказала притчу о бедной вдове и ее лепте. С тех пор это место в Кисловодске особенно свято для меня. Теперь там вознеслись стены величественного храма. Каждый раз я подхожу к нему с душевным трепетом, словно иду на свидание с самим святителем.

Позже св. Николай Чудотворец спас моего сына. Именно ему я горячо молился о сохранении жизни не родившегося еще младенца. Сегодня трудно представить, что было бы со мной, если бы тем летним днем Божий угодник Никола не привел меня к небольшому кресту, на мгновение приоткрыв для меня покров величайшей тайны мироздания, имя которой - Истина.

Олег Селедцов, г. Майкоп

http://www.pravmir.ru/article_1083.html

Тайна души человеческой. (Глава 9)

ДОСТИЖЕНИЕ БЕССТРАСТИЯ

Продолжение, начало в №20-32

з анализа последних двух страстей - тщеславия и гордости - мы видели, что это самые тонкие и нередко малоуловимые духовные страсти, отличающиеся от остальных многообразием и разновидностью, так что едва самыми прозорливыми очами можно их видеть, поэтому и характеризуются они как самые гибельные и опасные для души страсти. Их опасность и гибельность состоят в том, что они, уничтожая принцип христианской жизни, любовь к Богу и ближним и смирение, тем самым разрушают нормальные отношения человека к Богу и ближним и являют человека другом диавола. Борьба с названными страстями поэтому должна быть самая упорная, самая продолжительная и самая решительная. Все внимание должно быть обращено на восстановление христианского принципа жизни. Для этого необходимо ум свой упражнять в памятовании о Боге, в страхе Божием, в стремлении, в любви к Нему; ибо когда ум и душевное расположение всегда заняты помышлением к Нему, говорит преп. Ефрем Сирин, тогда в сообразность любви Божией человек делает все во славу Божию и богатится чистыми и Богоугодными делами любви к братиям, получает совершенный успех в своем труде, имеющем увенчаться воздаянием от Бога. Поэтому, говорит Нил Сорский, нам нужно во всякое время строго испытывать себя и свои упражнения - внешние и мысленные: для Бога ли и для пользы ли душевной они совершаются. Надлежит всячески избегать похвал человеческих и, памятуя сказанное св. Давидом: Господь рассыпает кости человекоугодников (Пс. 52, 6), отгонять всякий льстивый помысел, внушающий сделать что-либо по человекоугодию. Всякое приемлемое нами упражнение в добродетели, говорит преп. Ефрем Сирин, да совершается во славу Божию, и да не окажется совершаемым к собственной нашей славе. Мы ничего не должны дозволять себе делать с тщеславным намерением, для получения суетной славы; а то, что сделано "нами вначале хорошо, должны стараться охранять с должным вниманием, чтобы страсть тщеславия не уничтожила всех плодов наших трудов, так как всякое последование заповедям свято бывает и совершается нами чисто тогда только, когда совершается при памятований о Боге, со страхом Божиим, по любви к Богу.

Итак, предание себя в волю Божию, искание во всех своих добродетелях только славы Божией и глубокое смирение суть необходимые духовные оружия в борьбе с тщеславием.

Эти же духовные средства являются столь необходимыми и при борьбе с гордостью; особенно важно здесь смирение, без которого страсть гордости ничем другим не может быть уврачевана. Преп. Иоанн Кассиан говорит: "Если рассмотрим причину начального падения и основания нашего спасения, кем и как они положены или возникли, то падением люцифера и примером смирения Спасителя научимся, как мы должны избегать столь жестокой смерти от гордости". Основным, положительным, единственным средством против гордости является принцип смирения, без которого напрасны и бессильны в этой борьбе всякий иной подвиг, всякое воздержание, всякое послушание, всякая нестяжательность, всякая многоученость.

О неимеющем смирения можно смело сказать, что он не имеет оружия против гордости .

Поэтому вся борьба должна сводиться к приобретению и развитию в себе добродетели смирения: победа над гордостию есть приобретение смирения. Желающему обучиться смирению, этой Божественной науке, говорит преп. Нил Сорский, нужно ставить себя ниже всех, т. е. почитать себя хуже и грешнее всех людей, сквернее всех тварей, потому что вышел из порядка, указанного всякому естеству тварей. Потом нужно с искренним расположением сердца изъявлять нашим братиям истинное смирение, заботясь, чтобы ни в чем не обидеть и не оскорбить, проявлять терпение, послушание ко всем и любовь, т. е. прийти в то целостное настроение смирения, которое служит основанием и охраной всех добродетелей.

Итак, если хотим здание наше довести до верха, так чтобы оно было совершенно и угодно Богу, то поспешим, говорит преп.

Иоанн Кассиан, положить основание его не по воле нашей страсти, а по точному Евангельскому учению; это основание не может быть иное, как страх Божий и смирение, которое происходит от кротости и простоты сердца.

Победа над тщеславием и гордостью дает возможность путем очищения сердца от болезненных пороков достичь чистоты. Здесь восстановливаются правильные отношения к людям и Богу; смиренное сердце исполняется чувств любви, преданности промыслу Божию и покорности воле Божией; ум утверждается в Боге. Здесь он восстановливает свое первобытное господственное положение в духовной жизни человека, чем, собственно, характеризуется чистота души - чистота сердечная.

Митрополит Николай (Могилевский)

Продолжение следует

Память святого пророка Наума

вятой пророк Наум, - один из двенадцати, так называемых, малых пророков, - происходил из Галилеи, из селения Елкоша.

Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии, предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима на Иегову. Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии (Иона 2:2) не было отменено, но лишь отстрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение.

Поводом к пророчеству послужило следующее: когда войско Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима, и Сеннахирим с угрозою удалился, Евреи, хотя и рады были этому освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, снова соберет войско, даже больше прежнего, и снова явится, как угрожал, под стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народ Еврейский, пророк Наум и выступил с своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем.

Вся книга пророка Наума представляет из себя одно последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел умысливший зло против Иеговы (т. е. Сеннахирим), а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и самое разрушение Ниневии и, наконец, разъясняется, что Ниневия вполне заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и волшебством, чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут ее, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя (Это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально. Ниневия, осажденная врагами (Циаксаром, царем Мидийским и Набопалассаром, царем Вавилонским около 600 г. до Р. Хр.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигра, подмывший городские стены, дал возможность врагам, прежде чем Ниневитяне успели воздвигнуть новую стену, войти в город и разрушить его до основания (Кн. прор. Наума гл. 3, ст. 14). Царь Ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костёр, собрал сюда все свои сокровища и сжёг себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другаго великого пророка Исаии (Исаия гл. 30, ст. 33)).

Память святого пророка Аввакума

вятой пророк Аввакум был сын Асафата и происходил из колена Симеонова, как повествует о нем святой Епифаний Кипрский в своей книге "о жизни пророков". По преданию, записанному святыми отцами, родиной Аввакума было небольшое селение Бетзохар, иначе называемое Виезахир.

Самое имя - Аввакум, - данное ему при рождении, предзнаменовало, что из него выйдет сильный духом подвижник. Придя в возраст совершенный, он, ради славы имени Божия, ревностно выступил на обличение беззаконий своего народа. Сам же он, горя духом о Господе, строго соблюдал заповеди Божии, твёрдо стоял на пути добродетели, и был удостоен от Господа дара пророческого.

Аввакум пророчествовал и жил после царствование благочестивого иудейского царя Езекии, когда на престоле царствовали нечестивые цари: Манассия, сын Езекии и потом Амон, сын Манассии3. По свидетельству Священного Писания (2Пар.33:9; 4Цар. 21:2-10), в народе Иудейском при Манассии были постоянные раздоры и злодейства: сильный угнетал слабого, и негде было искать суда справедливого. Сам царь Манассия был первым гонителем невинных: он прилил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края и до края (4Цар.21:16). По преданию, в числе невинных пострадал в это время и святой пророк Исаия, равно как пострадали многие другие обличители неправд и нечестия царя и народа.

Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа еврейского; Манассии же наследовал нечестивый сын Амон, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству.

Пророк Аввакум глубоко скорбел о развращении своих современников. Не находя нигде правды, он изливал свою скорбь, взывая ко Господу:

- Доколе, Господи, я буду взывать - и Ты не слышишь меня, буду вопиять о насилии - и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный" (Авв.1:2-4).

Так взывал пророк ко Господу, видя беззаконие людские и ожидал праведного суда от Самого Бога. В ответ на сие, Господь возвестил Своему избраннику, что скоро должно наступить наказание за всеобщее нечестие. По повелению Божию, пророк Аввакум предсказал Евреям такое страшное событие, которому в его время даже трудно было поверить, - именно разрушение храма и самого Иерусалима и пленение Вавилонское.

http://pravoslavie.name/index.php

Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши и, яко птица, избавися от них, помощию и оружием креста, всечестная.

Месяцеслов

Воскресенье, 14 Декабря 2008 года. Неделя 26-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост
. Прор. Наума. Прав. Филарета Милостивого. Мч. Анании Персянина.

Понедельник, 15 Декабря 2008 года. Седмица 27-я по Пятидесятнице.

Рождественский пост. Прор. Аввакума. Прпп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах, и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Мц. Миропии. Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила Египетских. Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского. Св. Стефана-Уроша, царя Сербского Свт. Соломона, архиеп. Ефесского.

Вторник, 16 Декабря 2008 года.
Рождественский пост. Прор. Софонии . Прп. Саввы Сторожевского (Звенигородского) Прп. Феодула Цареградского. Прп. Иоанна молчальника, бывшего еп. Колонийского. Сщмч. Феодора, архиеп. Александрийского. Новосщмч. Гавриила, еп. Ганосского).

Среда, 17 Декабря 2008 года.

Рождественский пост. Вмц. Варвары и мц. Иулиании . Прп. Иоанна Дамаскина. Прп. Иоанна, еп. Поливотского. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского. Новосщмч. Серафима, еп. Фанарского.

Четверг, 18 Декабря 2008 года.

Рождественский пост Прп. Саввы Освященного. Свт. Гурия, архиеп. Казанского. Мч. Анастасия. Прпп. Кариона монаха и сына его Захарии, египтян . Прп. Нектария Болгарина, Битопольского и его старца Филофея из Карейского скита, Афонских

Пятница, 19 Декабря 2008 года.
Рождественский пост.
Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Блж. Максима, митр. Киевского. Новомч. Николая Караманийского, в Малой Азии.

Суббота, 20 Декабря 2008 года.
Рождественский пост. Свт. Амвросия, еп. Медиоланского. Прп. Нила Столобенского. Прп. Антония Сийского. Прп. Иоанна, постника Палестинского. Прп. Иоанна, постника Печерского, в Ближних пещерах. Мч. Афинодора. Прп. Павла Послушливого. Прп. Григория молчальника, Сербского. Селигерской-Владимирской иконы Божией Матери.

 

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz