По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
36 (445), 28 декабря 2008 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Слово в Неделю Святых Праотец. Неделя Святых праотец. Тайна души человеческой. (Глава 10) ВОИНЫ ХРИСТОВЫ. Иоанн Кронштадтский. Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Странник Виктор. Святой праведный Симеон Верхотурский. Молитва в день Нового Года. Месяцеслов.

Слово в Неделю Святых Праотец

о имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Возлюбленные о Христе братия и сестры! Приближается светлый и славный праздник Рождества Христова. Нынешний воскресный день именуется Неделей Святых Праотец. Воздаяние Церковью Православной славы и чести Рождаемому по плоти от Приснодевы Марии Господу и Спасителю Иисусу Христу предваряется прославлением всех родоначальников народа Божия, от которого Христос рожден по плоти, от Адама до Иосифа Обручника.

Взгляните, возлюбленные, на икону Воскресения Христова, которая сегодня, как и каждый воскресный день, лежит на праздничном аналое в наших храмах. Кого, протягивая свои руки, изводит из ада преисподняго воскресший Господь Иисус Христос? Это Адам, Ева и все святые праотцы, патриархи и пророки, коих память сегодня мы празднуем. "И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим" (Мф. 27. 52-53), - благовествует Евангелие.

Желая прославить человека, его близкие составляют его родословную из имён знаменитых, славных в глазах людей. Такими именами заполнена история стран и народов. Но вот что говорит о величии Церковь устами Свт. Феофана Затворника в слове на этот праздник:

"Свв. Праотцы - вот истинно великие люди! И если обобщить мысль, определяющую их величие, то выйдет: истинно великие только те, которые попадают в ряд исполнителей воли Божией о роде человеческом, - воли положительной; ибо многое бывает только по попущению Божию; бывают опять сильные деятели, действующие помимо воли Божией и даже противно ей. Могут и эти казаться великими, но не сами по себе, а по тем великим противодействиям, какие воздвигает промысел Божий для изглаждения причинённого ими зла. Прямую волю Божию о вечном спасении мы знаем; но планы Божии о временном пребывании людей на земле сокрыты от нас. Потому нам трудно определить, кто действует прямее, именно по воле Божией. Один только отрицательный критерий можно признать верным: кто действует противно определению Божию о вечном спасении людей, того нельзя считать великим, как бы ни были показаны дела его, ибо очевидно, что он идёт против явной воли Божией. Хоть эта воля ведомая касается не временного, а вечного, но то несомненно, что одна воля Божия не может противоречить другой."

Соответственно этим словам родословие Господа Иисуса Христа Св. Церковь Православная выстраивает именами истинно великими в очах Божиих, именами святых. Так что родство Иисуса Христа по плоти выстроено именами тех, кто и по духу сродни Спасителю, то есть Свв. Праотцев, Патриархов, Пророков.

В сегодняшнем же Евангельском чтении нам благовествуется притча о званых на вечерю. Званые - это, конечно, народ Израиля, воспитанный Богом в Его Святом Законе. Образ слуги, позвавшего их на вечерю, для которой они были призваны, - это образ Господа Иисуса Христа, пришедшего в благоприличное время, как толкует блаженный Феофилакт Болгарский. Призвание же произведено через Закон и Пророков. Благословляя же чтение этой притчи в Неделю Святых Праотец, Церковь обращает наше внимание более не на Праотцев, но на тех, кого они призывали, но которые отказались от своего призвания, будучи отягощены мирскими попечениями. Этим Церковь Православная наставляет нас, чтобы и мы, призванные Богом через Святое Крещение, почитая своих наставников и учителей, больше задумывались об ответственности за свое призвание и, скорбя о грехах своих отцов и братьев, учились, не осуждая их, ограждать себя от их грехов и, если возможно, потрудиться для их искупления. Мы должны помнить, что и мы можем быть отвергнуты Богом, если не будем соответствовать своему призванию, чтобы будучи званными стать избранными для вечери Любви Господней в Царствии Его.

Готовясь ко Святому Причащению Божественных Таин Христовых, мы читаем в молитве святого Симеона Метафраста: ":тридневным Твоим и Живоносным Воскресением падшаго праотца возставивый, возстави и мя, грехом поползшагося, образы мне покаяния предлагая". Взирая на восстание из ада Праотцев, мы укрепляемся в надежде на всесильную помощь Спасителя, восставляющего от греховной жизни каждого просящего помощи грешника, каковыми мы все, конечно, являемся. "Когда же явится Христос, Жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть: совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол. 3. 4-10). Так увещевает нас апостол Павел в сегодняшнем апостольском послании.

К чему еще призывает нас Господь? Разумеется, к почитанию памяти святых Праотцев. Но к какому? Фарисеи тоже их почитали. Но Господь сказал им: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: "если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков". Таким образом, вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков" (Мф. 23. 29-38). Следует ли из слов Спасителя, что они грешили, строя гробницы и украшая памятники пророкам? Нет. Но они грешили, осуждая своих предков, убивавших пророков, становясь через это осуждение причастными к грехам предков. Так они утверждали себя не сыновьями Авраама, а сыновьями тех, кто убивал своих пророков, тем самым подготавливая себя к грядущему преступному безумию: преданию на Крестную смерть своего Мессию Господа Иисуса Христа. (См. толк. на Ев. Блаж. Феофилакта Болг.)

История народа Израиля на то и священная, что предваряет духовную историю всех последующих народов, в том числе и нашего. Потому и в истории России, даже новейшей, во временах, как мы называем, новомучеников и исповедников Российских, мы можем увидеть отражение древней истории народа Израиля. Исповедники и новомученики наши при своей жизни призывали наших дедов и прадедов стоять за веру и правду Божию, и были мучимы, и были убиты нашими прадедами, соотечественниками, родными нам по плоти. И если мы будем осуждать их, мы уподобимся фарисеям, украшавшим могилы своих праведников и обличенных Господом в Евангелии. Если же, никого не осуждая, мы скорбим о тяжких временах гонений за веру, когда беззаконие торжествовало победу над правдой Божией, если мы восстанавливаем поруганные святыни и поврежденные в годы гонений узы любви Христовой, уже тысячу лет насаждаемые Церковью Православной, как в благодатном саду, в нашем народе, тогда другое дело. Мы становимся детьми не разрушителей Церкви, а детьми Авраама по обетованию, ибо и из камней Господь может сотворить детей Аврааму. И правда Евангелия подтверждается событиями последних лет в России.

"Царство Божие внутрь вас есть" (Лк.17.21), - сказал Господь искушавшим Его фарисеям. Эта Благая Весть стала главным ключом к пониманию истории человечества. Изгнанные из Эдемского сада Адам и Ева и их потомки несут в своих сердцах Царство Божие. Оно не было отнято от них и есть залог и надежда возвращения человека в Эдемские кущи, о чем своей жизнью и подвигами свидетельствовали святые Праотцы и свидетельствует Церковь и угодники Божии до наших дней.

Почитая память святых Праотцев, помолимся Богу, чтобы Он укрепил нас в вере, в обетовании Господнем, какое было у святого Патриарха Авраама, по гласу Ангела Божия готового единственного сына своего Исаака принести в жертву Богу.

Попросим дать нам терпения скорбей, болезней и невзгод житейских святого праведного Иова Многострадального.

Дать чуткость сердцам нашим, чтобы видеть Бога не в потрясениях житейских бурь, а в "тонком дуновении воздуха", в "гласе хлада тонкого", то есть в тихих, неброских явлениях нашей обыденной жизни, и мужественную решительность в борьбе с беззаконием, как у святого Пророка Божия Илии.

Даровать нам дерзновение в делании правды Божией Святого Иисуса Навина, молитвой остановившего солнце на небе, чтобы завершить сражение с врагами.

Чтобы кротость праведного Авеля, сына Адама, сопутствовала нам в отношениях с ближними и сочеталась в нас с добродетелями Царя и Пророка Давида, который, мужеством и отвагой побеждая врагов, собрал в единое царство свое отечество и покаянием побеждал внутренних своих врагов-искусителей.

Чтобы надежда на милость Божию не покидала нас никогда и нигде, как и во чреве кита не покидала надежда святого праведного Иону, как не покидала надежда святых отроков Ананию, Азарию и Мисаила в печи Вавилонской и пророка Даниила во рве со львами.

Святии Праотци, Патриарси и Пророци Божии, молите Бога о нас, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших.

В заключение, вслушаемся в слова святого епископа Феофана Затворника: "В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы начинают петь: "Христос раждается, славите:", приготовляя верующих к достойной встрече праздника Рождества Христова. Поняв это внушение, и действуй по нему. Углубившись в таинство Воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в предвечном совете Божием о бытии мира и человека в нем. Усмотри отражение его в сотворении человека. Радостно встреть первое благовестие о нем тотчас после падения. Проследи разумом постепенное его раскрытие в ветхозаветных пророчествах и прообразах. Уясни, кто и как приготовился к принятию Воплощенного Бога, под влиянием божественных воспитательных учреждений и действий среди Израиля: и сообрази, насколько избранные из всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост - соберись же поговеть, исповедуйся и причастись Святых Христовых Таин; это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого, Господь даст тебе ощутить силу Своего пришествия во плоти, то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной".

Да дарует нам, братия и сестры, Всемилостивый Господь молитвами Святых Праотцев и всех Святых возможность должным образом подготовиться в великому празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа и да сподобимся мы великой радости о Нем радости, укрепляющей и вдохновляющей нас на делание правды Божией в предвечном свете Его Славы. Аминь.

Протоиерей Александр Кузин

http://www.damian.ru/gazeta/47_apr_06/2_Kuzin.htm

Неделя Святых праотец

грядущее воскресенье, за полторы недели до Рождества молитвенно воспоминаются Святые праотцы - предки по плоти Иисуса Христа, их добрый пример жительства в Боге и соблюдения Его заповедей.

В список праотцев входят все праведники, жившие верой до пришествия Спасителя в мир, и все родоначальники народа Божия: святые патриархи, жившие до закона, данного Моисею на горе Синай, и под законом, - от Адама до Иосифа Обручника. Вместе с ними прославляются святые пророки - от Самуила до Иоанна Крестителя, все ветхозаветные праведники, оправдавшиеся верой в грядущего Искупителя. Совершая "честных ныне праотец память'', Святая Церковь поучает нас в ожидании Рождества Христова размышлять о вере и жизни святых праотцев и, подражая им, приготовлять себя, по их примеру, к достойной встрече великого и светоносного праздника.

Воспевая в службе настоящего дня богоугодное житие ветхозаветных праведников, мы воспоминаем и добродетели, присущие им: боголюбезную кротость и незлобие первого в истории страстотерпца Авеля, твердость в вере и благочестии Ноя, чудную веру и послушание слову Божию Авраама, смирение Иакова, целомудрие Иосифа, готового лучше пострадать и умереть, нежели согрешить пред Богом,терпение в скорбях многострадального Иова, покаяние Давида и прочие добродетели всех от века угодивших Богу. По учению св.Григория Богослова, каждая из добродетелей представляет собой особый путь в Царство Небесное. "Посему, - пишет он, - пусть один исполняет сию добродетель, другой - другую, иной многия, а кто-нибудь, если возможно, и все; только да шествует каждый безостановочно, да стремится вперед и следует неуклонно по стопам того доброго руководителя, который прямо направляет стезю его и тесным путем сквозь узкие врата выводит на широту блаженства небесного".

Украшая душу свою добродетелями, будем и мы заблаговременно готовы в день Рождества нашего Спасителя достойно встретить Его "со светильником веры и с елеем добрых дел, с твердым упованием жизни вечной, со светлым и радостным лицом чистоты и непорочности".

иерей Игорь Райкевич

http://www.pushkin-town.net/.gazeta/5910.html

******

очитая святого, имя которого было дано ему при пострижении в монашество, владыка Иосиф всегда совершал Богослужение в неделю святых праотцев пред Рождеством Христовым. Заканчивая однажды в этот день свое слово, он обратился к молящимся:

Так помолимся сегодня святым Праотцам, которые очень прекрасно выполняли закон, не написанный на бумаге, но начертанный в совести каждого человека - на сердце его, помолимся им, чтобы они помолились о нас Господу Богу,

Попросим же праведного Иосифа, чтобы он молился Господу Богу об укреплении семейных уз, за удержание страстей людей в молодых годах, да и в самой старости, и чтобы он благословил в каждой стране и в нашем государстве всех тех, которые думают о том, о чем молятся верующие: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь".

Как при Иосифе питался и не оскудевал Египет в хлебе, так за его молитвы и за молитвы святых Праотцев да не оскудеет никогда пшеница, вино и елей в стране нашей благодатной, русской.

Поверим всему тому и не забудем, что еще до закона, написанного в Библии, уже при рождении древних патриархов, а также и каждого младенца, рождающегося вчера, сегодня и завтра, какой-то благодатной и невещественной рукой начертывается на скрижали сердца закон веры, закон совести, закон исполнения долга.

Вера Королева

Тайна души человеческой. (Глава 10)

ВОИНЫ ХРИСТОВЫ

Окончание, начало в №20-33

омимо общих оснований, порядка и средств в борьбе с искушениями от страстей отцы-аскеты указывают еще и на некоторые частные приемы и, так сказать, правила этой борьбы, которые лично каждый подвижник должен применять к себе. Восемь пороков хотя и искушают весь род человеческий, но нападают не на всех одинаковым образом. В одном человеке преобладает дух блуда, в другом - гнев, в третьем - тщеславие; так что хотя все страсти нападают на всех, но не всем им человек одинаково раболепствует. Отсюда вытекает то правило, что главное внимание нужно обращать на искоренение господствующей страсти, "направляя против нее копья ежедневных постов, ежеминутно бросая в нее стрелы сердечных стенаний и воздыханий, непрестанно проливая слезы в молитве к Богу, постоянно особенно прося Его прекратить брань". Победив сильнейшую страсть или несколько сильнейших, дух человека сделается сильнее и брань с слабейшими скорее доставит ему успех.

Впрочем, надобно остерегаться, чтобы, противоборствуя главной страсти и не обращая внимания на прочие, не быть уязвленным неожиданно от них. Требуется поэтому особенная бдительность, и главным образом не нужно полагаться на свою силу, а ждать благих результатов от помощи Божией. Последнее положение отцы-аскеты особенно подчеркивают. Они говорят: невозможно кому-либо очиститься совершенно от плотских пороков, если он не сознает, что весь труд и старание его не могут быть достаточны для достижения такого совершенства. Ибо для получения столь величественной и столь превосходной награды за чистоту и непорочность, каков бы ни был употреблен труд поста, бдения, чтения, уединения, отшельничества, человек не может быть достоин того, чтобы получить ее по заслугам своего старания или труда. Ибо собственный труд или человеческое старание никогда не заменят Божественного дара, если он по милосердию Божию не будет сообщен желающему. Благодатиею Божиею мы укрепляемся не только в естественном состоянии, но и в ежедневном строительстве нашего спасения, ибо благодать освобождает нас от наветов врагов, содействует нам, чтобы мы могли победить плотские пороки, покрывает нас без нашего ведома от опасностей, ограждает от греха падения; иногда даже влечет нас ко спасению и, посещая своим наказанием, обращает на путь добродетели.

Однако и при участии благодати задача подвижника является поистине подвигом, ибо требует от него постоянного напряжения - и телесного, и духовного. Преп. Иоанн Кассиан говорит, что мы, прежде чем достигнем мира от страстей, должны перенести много искушений. Да и самая благодать подается от Бога за труды и подвиги только трудящемуся. Итак, человек путем неустанной борьбы со своими греховными пороками, путем труда при посредстве благодатного озарения Святого Духа может достичь победы над своими страстями; может прийти в иное, новое, состояние, называемое на языке отцов-аскетов "бесстрастием". Бесстрастен тот, кто одержал победу, перенося страдания во многих бранях, говорит преп. Нил Синайский Бесстрастие является как первый цвет деятельной жизни.

Отцы-аскеты бесстрастие характеризуют как состояние совершенно обратное страстному: когда в душе человека отсутствуют элементы, свойственные страстям, тогда человек делается ко всему окружающему нечувствительным, будучи, при уповании всегда быть с Богом, весь соединен с Ним. Признаком бесстрастия служит то, когда ум начинает видеть собственный свой свет: станет быть покойным относительно сонных мечтаний и легко (и правильно) понимать вещи; когда он настолько крепнет, что во время молитвы уже не рассеивается и не воображает ничего мирского и мало уже чувствует или совсем не чувствует движения неразумной части души, ибо ведение (созерцание) восхищает его горе и отделяет от чувственного. Душа человека бесстрастного не только не пленяется вещами мирскими, но при воспоминании о них пребывает невозмущаемою; она является дивно зоркой и тотчас замечает диавола и козни его и прогоняет; ум познает свои силы и, замечая, какая препятствует ему (своею поврежденностью), приискивает врачевательную для нее заповедь. Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудоподвижна на зло.

Отцы-аскеты различают несколько видов бесстрастия. Первое бесстрастие, говорит преп. Никита Стифат, бывает, когда по преспеянии в многообразных трудах подвижничества умирают в них страсти, останавливаются в бездействии стремления плоти и начинают действовать по естеству своему силы души, а ум возводится в первое состояние - поучаться в Божественных вещах разумно. Потом, с начатками естественного созерцания, прибывает к ним явно второе, совершеннейшее бесстрастие, в котором ум их, по безмолвлении помыслов, возводится в мирное устроение и делается зрительнейшим и прозрительнейшим: зрительнейшим в вещах Божественных - в узрениях лучшего, в раскрытиях тайн Божиих; прозрительнейшим - в вещах человеческих, кои издали еще идут и имеют случиться. В обоих сих видах бесстрастия действует один и тот же дух, который в первом властно держит и вяжет, а во втором разрешает свободу вечной жизни, как говорит ап. Павел (Рим. 6, 22). Наиболее характерно изображает нам личность человека бесстрастного тот же св. отец. Он говорит: "Приблизившийся к пределам бесстрастия... благие о всех имеет мнения, о всех всегда думает он хорошо, всех видит святыми и непорочными и правое о вещах Божеских и человеческих произносит суждение. Ничего не любит он из вещей мира сего, о коих так рачительны люди; но, совлекшись умом от всякого мирского чувства, к небесам и к Богу востекает он, чистый от всякой тины земной и свободный от всякого рабства; весь предается мысленным благам в едином духе, и, зря Божественную красоту, любит боголепно пребывать мысленно в Божественных местах блаженной славы Божией, в неизреченном молчании и радовании, и, изменившись всеми чувствами, как Ангел в вещественном теле, невещественно сообщается с людьми".

Чтобы приобретенное подвижником бесстрастие не было чем-то временным, неустойчивым, всякий подвижник должен озаботиться сделать это благодатствованное состояние достоянием своего настроения.

Это настроение добродетельное приобретает, по словам преп. Иоанна Кассиана, только тот, кто совершенно искореняет те восемь пороков, которые носят в себе всю совокупность греховных и порочных действий человека. Истинной же основой для добродетельного настроения служит, по мнению всех отцов-аскетов, смирение, проявляющееся в терпении, отречении от своей воли и в любви к ближним. Смирение, говорит тот же св. отец, есть наставник всех добродетелей; оно есть крепчайшее основание небесного здания. Дело подвижника будет непрочно и труды его напрасны, если не будут положены "твердейшие основания простоты и смирения, поддерживаясь которыми, воздвигаемая из духовных добродетелей храмина могла бы стоять неподвижной. Когда эта храмина, - говорит преп. Иоанн Кассиан, - будет утверждаться на таких основаниях, то пусть прольется дождь страданий, пусть притекут с ужасным стремлением реки гонений, пусть наляжет свирепая буря противных духов, она не только не падет, но даже не потерпит никакого повреждения от этих нападений". Проведением в жизни подвижника указанного начала - "смирения" - и обусловливается осуществление им своей ближайшей задачи - достижения бесстрастия, а через него - воссоединения с Богом в чистоте сердца, так как "смирение" является твердою основою в борьбе со всеми искушениями, и при его наличном существовании имеют значение все частные приемы и средства.

Итак, в существе дела вся жизнь подвижника есть постоянная борьба с искушениями: от своих страстей, от помыслов, от диавола и разного рода обстоятельств жизни, которые часто производятся тоже злобою диавола. И только чрез победу над этими искушениями приобретается качество доброй нравственной неизменяемости, праведник делается подобным адаманту, совершается очищение его сердца и переход из царства диавола в царство Божие.

Человек в период борьбы (в период трудничества), побеждая страсти, очищает свою духовную природу, расчищает почву и создает основание для дальнейшего построения храма добродетели, где он может чистым сердцем зреть своего Бога, так как "бесстрастие" само по себе далеко не исчерпывает христианского совершенства, но служит только его необходимым предположением, предваряющим условием. По словам св. Григория Нисского, бесстрастие служит началом и основанием жизни добродетельной. Вся последующая христианская жизнь насаждения добродетелей представляет собою лишь продолжение, развитие и раскрытие тех духовных элементов, начало которых было положено в период трудничества - борьбы со страстями, с тою только разницею, что во втором периоде область зла в человеческой природе постепенно суживается, а сфера добра параллельно с этим расширяется.

Однако и в это время, в период бесстрастия, мы все же должны бодрствовать над собой, ибо, в сущности, борьба с диаволом у нас ведется до смерти; так как он не дремлет и борется до смерти, и нам "не должно отымать рук от оружия, но непрестанно надлежит иметь их под руками, чтобы злокозненные враги не обратили нашего упокоения в случай к нападению и не пленили нас без пролития крови". Поэтому закончим наш труд словами преп. Феодора Студита: "Будем же подвизаться как воины Христовы и время свое будем почитать не иным чем, как временем схватки с врагами, когда только и слышно, что жужжание стрел и удары мечей: ибо мнози борющия нас с высоты (Пс. 55, 3), как написано, кои весь день делают нападение и ведут борьбу, ставят сети, роют ямы, устрояют засады и всякие другие ковы. Кто же избежит их, кто укроется от них, кто не поткнется ногою и не падет в сети их? Никто другой, как имеющий смиренномудрие в содружестве с послушанием, неленостную молитву, усердие к делу, непротиворечивую покорность, безропотную подвижность, неусыпно трезвенное внимание к отражению срамных помыслов и к восприятию благих созерцаний, бдение и псалмопение, поклоны.

Всем этим и подобным сему внутренний наш человек запирается, как в крепости, и враг, не имея силы действовать против него, отходит".

Задавшись целию разрешить при свете св. отцов-аскетов вопрос о страстях, мы видели в нем главным образом вопрос моральный. Но сколько интимных переживаний проходило перед нами, сколько ценных крупиц подвижнической психологии! Мы старались изложить и суммировать воззрения их. А почему именно к их водительству обращались мы: мы видели в св. отцах-аскетах пионеров духовной христианской жизни, а следовательно, наших незаменимых опытных руководителей, наших путеводителей к христианскому совершенству, оставивших нам многочисленные записи о том пути, которым они шли, и о тех наставлениях и явлениях, с которыми им приходилось встречаться и которые приходилось переживать.

Митрополит Николай (Могилевский)

Не меня ты обидел, а моих бедняков, моих нищих

Из дому о. Иоанн выходил ежедневно не иначе, как запасшись порядочным мешочком мелкой монеты, которую он специально разменивал для своих нищих. По этому случаю, в Кронштадте передавали один очень интересный случай из жизни о. Иоанна. Это было в то время, когда его слава достигла уже полного расцвета.

Недалеко от дома, где жил о. Иоанн, находилась мелочная торговля некоего Петрова. В лавку этого Петрова ежедневно и заходил батюшка и просил разменивать ему деньги на мелочь, которую затем собирал в полотняный мешок и уходил раздавать нищим. Так дело шло много времени, несколько лет подряд.

Лавочник Петров тяготился иногда ежедневным разменом денег и был недоволен тем, что возле его лавочки собирались целые толпы нищих, поджидавших выхода "батюшки". Нищие - не покупатели и только мешали настоящим покупателям. Торговля Петрова, несмотря на это, шла очень бойко; он приписывал это близости странноприимных домов.

Однажды, по обыкновению, о. Иоанн вошёл утром в лавку Петрова и попросил разменять ему 20 рублей на мелочь. В лавке в это время находилось много покупателей. Мелочь была нужна лавочнику для себя, он в душе негодовал на о. Иоанна за то, что тот заставляет его целые полчаса отсчитывать пятаки и копейки, и подумал: "Шёл бы ты себе в другое место со своей мелочью!"

Батюшка, точно угадывая мысли лавочника, как-то особенно, с укором взглянул на него, но не сказал ни слова.

На следующий день он не явился к Петрову за мелочью, и последующие дни также не заходил. Так прошёл месяц. И вот, лавочник замечает, что торговля его пошла на убыль. Что ни день, то хуже и хуже, и, наконец, дело дошло до того, что хоть прикрывай лавочку.

Затужил Петров, никак не может понять он причины неудачи и горько жаловался одному из своих друзей. Тот тоже не мог объяснить, откуда беда пришла, да вдруг и спрашивает:

- А что, о. Иоанн, всё по-прежнему к тебе ходит за мелочью?

- Нет, что-то перестал ходить, давно уже его у меня не видно.

Приятель задумался.

- Не обидел ли ты батюшку чем-нибудь? Почему он перестал ходить к тебе?

Тут лавочник вспомнил последнее посещение о. Иоанна, свою досаду на него, то, как он про себя проклинал нищих - и его, точно молния, осенила мысль. Не откладывая дела, в тот же день отправился он к о. Иоанну, бросился ему в ноги и со слезами воскликнул:

- Батюшка, простите!

О. Иоанн поднял его и успокоил:

- Я не сержусь на тебя,- сказал он,- хотя видел, что у тебя тогда были дурные мысли. Не меня ты обидел, а моих бедняков, моих нищих: А с ними Бог.

С этого дня батюшка опять стал заходить к Петрову в лавочку за мелочью, и торговля последнего быстро поправилась и расцвела по-прежнему.

Сборник "Святой праведный Иоанн Кронштадтский"

http://www.hamburg-hram.de/ioann

Святитель Петр, митрополит Московский

и всея России, чудотворец

вятитель Петр, родом из Волыни, в 12 лет принял пострижение. С малолетства был косноязычен и непонятлив, но через чудесное явление некоего святого мужа отверзлись уста его и озарились мысли светом.

В этот день в 1326 году преставился святитель Петр, митрополит Московский. Будучи боярским сыном, он презрел богатство и поступил в монастырь всего двенадцати лет от роду. Удостоенный священнического сана, после многолетних иноческих подвигов, по благословению своего наставника он удалился из монастыря и основал Спасо-Преображенскую обитель в уединенном месте на берегу реки Раты (к северу от Львова), где стал игуменом. В 1308 году был избран на главную кафедру Русской митрополии - во Владимир. В 1325 году свт. Петр по просьбе князя Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело важное значение для всей Русской земли как благословение новой столице, как прочное основание мира и будущего величия отечества. Благословив благочестивого кн. Иоанна на сооружение соборного Успенского храма, свт. Петр пророчески предсказал ему освобождение от  татарского ига и возвышение Москвы как центра всей России. Скончался святитель 21 декабря 1326 года во время пения вечерни и был положен в приготовленном им самим каменном гробе в почти уже возведенном Успенском соборе, на достройку которого он оставил деньги. Возле патриаршего места был поставлен его архипастырский жезл, в иконостасе помещен написанный им образ Успения Богоматери, а в приделе - чудотворная икона Богородицы его письма, называемая "Петровской". При нашествии Тохтамыша татары разорили гробницу митрополита, собор подвергся опустошительному пожару, но целебные мощи его сохранились невредимыми от огня. Впоследствии ни одно государственное начинание не происходило без молитвы у гроба святителя Петра. Он считался покровителем Москвы и Московской державы. Его мощи трижды обретались нетленными.

http://bogolub.narod.ru/calendar/january/3jan.htm

СТРАННИК ВИКТОР

"О своей жизни до прихода в Верный Виктор рассказывал мало. Но одно событие, круто повернувшее его жизнь, часто вспоминал. В юности он был болен настолько, что без посторонней помощи не мог ходить. И он, больной и скорченный, был привезен своею матерью к отцу Иоанну Кронштадтскому. Батюшка, помолившись, исцелил его и благословил на странничество, заповедав питаться хлебом, сахаром и чаем. Виктор распрощался с матерью и ушел странствовать.

О сокровенной жизни его внутреннего человека мы знали мало. Но не могли не чувствовать, что за внешним его чудачеством и юродством кроется самоотверженный подвиг, за неназойливым ворчанием - любовь к нам, как к детям немощным и неискусным, за видимой общительностью - великая тишина и тайна созерцания невидимого мира.

Это было в конце 20-х годов, летом. Мы с инокиней Мариамной ходили по горам. Пришли на Горельник в келью к Виктору. Неподалеку под горой была яма, в которой он молился. Был поздний вечер, Виктор из кельи ушел, мы с Мариамной стали готовиться ко сну. Не помню зачем, я вышла из кельи и пошла в сторону ямы. И вдруг вижу - Виктор стоит на коленях в воздухе, примерно в метре от земли и еще в 1,5 метрах от дна ямы и молится с воздетыми к небу руками. Я была потрясена, мне стало страшно не потому, что он стоял на воздухе - я читала жития святых и знала о такой молитве - а потому, что своим приходом мы мешаем ему молиться, нарушаем его тишину. И тихо, тихо, чтобы веточка не хрустнула, я попятилась назад, а, зайдя за гору, побежала что есть сил к Мариамне. Рассказала о том, что видела и мы ушли, оставив его.

Вспоминает А.С. Нагибина.

"Крест на красном обрыве"

Святой праведный Симеон Верхотурский

1692 на погосте с. Меркушинского, на Урале, вдруг выступил из земли гроб с нетленным телом неизвестного праведника. При гробе стали совершаться чудеса, о чем и было доложено Сибирскому митрополиту.

Комиссия, присланная архиереем, убедилась в том, что это воистину мощи святого, а имя и жизнь его вспомнились сибиряками. Праведника звали Симеоном. Он был из южнорусских дворян, но скрывал свое происхождение. Странствуя по деревням, он шил беднякам полушубки и другую верхнюю одежду, а чтобы не взимать плату, чего-нибудь не доделывал, за что терпел поношения и даже побои. Так он достиг Совершенного смирения и нестяжательства.  Созерцая величественную уральскую природу, праведник познавал ее Создателя и часто молился, стоя коленопреклоненно на камне в дремучей тайге. Кормился он рыбной ловлей. Это занятие ему напоминало об учениках Христовых - апостолах, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей. Преставился прав. Симеон в возрасте тридцати пяти лет. 

В 1702 году на архипастырский престол Сибирской епархии вступил митрополит Филофей. К нему-то и обратились верхотурские жители с просьбой о перенесении святых мощей. Митрополит благословил перенести мощи в Николаевский Верхотурский монастырь. 

12 сентября 1704 года мощи праведного Симеона в новой раке были перенесены в Верхотурье, который с тех пор стал именоваться Верхотурским.

http://www.sestry.ru

Молитва в день Нового Года

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения. Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал в Иерусалиме, и спасительною жертвою святого Тела и пречистой Крови освятил. Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здоровье, изобилие плодов земных и благорастворение воздуха дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царства Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими. Аминь.

Православныя веры поборниче, земли Российския печальниче, пастырем правило и образе верным, покаяния и жизни во Христе проповедниче, Божественных Таин благоговейный служителю и дерзновенный о людех молитвенниче, отче праведный Иоанне, целителю и предивный чудотворче, граду Кронштадту похвало и Церкве нашея украшение, моли Всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша.

Месяцеслов

Воскресенье, 28 Декабря 2008 года. Неделя 28-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост Неделя святых праотец Сщмч. Елевферия,
Прп. Павла Латрийского, Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского,
Собор Крымских святых, Прп. Трифона Печенгского

Понедельник, 29 Декабря 2008 года. Седмица 29-я по Пятидесятнице.

Прор. Аггея, Мч. Марина, Блж. царицы Феофании

Вторник, 30 Декабря 2008 года.
Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила

Сщмчч. Петра и Иоанна, пресвитеров Павлодарских

Среда, 31 Декабря 2008 года.
Мч. Севастиана и дружины его, мц. Зои, жены его, Прп. Михаила исп. Прп. Севастиана,

Сщмч Шимкентского Николая, архиепископа Великоустюжского.

Сщмч Иоанна и Владимира, пресвитеров Шимкентских.

Мч. Виктора Алматинского страника

Прав. Симеона Верхотурского, Сщмч. Фаддея, еп. Тверского

Четверг, 1 Января 2009 года.

Мч. Вонифатия Тарсийского и прав. Аглаиды Римской.
Прп. Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах.

Мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян. Мчч. Полиевкта и Тимофея диакона.
Свт
. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского. Свт. Григория, еп. Омиритского
Пятница, 2 Января 2009 года.
Сщмч. Игнатия Богоносца. Прав. Иоанна Кронштадского, чудотворца.
Прп.
Игнатия, архим. Печерского, в Дальних пещерах. Свт. Филогония, еп. Антиохийского.
Св. Даниила, архиеп. Сербского.
Новодворской и Леньковской (Новгород-Северской),

именуемой "Спасительница утопающих", икон Божией Матери.

Суббота, 3 Января 2009 года.
Суббота пред Рождеством Христовым.
Мч. Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших.
Преставление свт
. Петра, митр. Московского и всея России, чудотворца.
Сщмч. Михаила пресвитера. Сщмч. Никиты, еп. Белевского.
Сщмч. Леонтия диакона. Блгв. кн
. Иулиании Вяземской.

версия для печати

Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ":

Рассылка CONTENT.MAIL.RU


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL (http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

Сайт управляется системой uCoz