"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Слово в Неделю по Рождестве Христовом, на память Давида-царя, Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня. Обрезание Господне. Святитель Василий Великий. Николо-Кучугурские святые Мученики Александре, Стефане и Филиппе. Как проводить святки. Невидимый Гость. Месяцеслов. |
Троицы равночисленнии венценосцы, трисиянною свещею тех святую память совершающих озаряют, всем исцеление душевное и телесное подающее, яко дерзновение ко Спасу имущий.
"От Сиона бо изыдет закон".
Слово в Неделю по Рождестве Христовом, на память Давида-царя,
Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня
о имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, в Неделю по Рождестве Христовом, мы, как всегда в этот день, совершаем память Давида-царя, Иакова, брата Господня, и Иосифа Обручника. Память Иосифа Обручника появилась в этот день уже в довольно позднее время, хотя все это было еще в Византии, потому что после каждого великого праздника положено праздновать отдельно память тех, кто имел к нему особое отношение. Святой Иосиф Обручник, разумеется
, был в числе тех, кто имел особое отношение, если так можно выразиться, к Рождеству Христову, и поэтому на второй день по Рождестве Христовом был Собор Пресвятой Богородицы, т.е. праздник в честь Божией Матери, и еще есть особый праздник в честь Иосифа Обручника. А вот особый праздник в честь Давида-царя и Иакова, брата Господня, - это праздник древний; только не древняя дата его празднования, потому что в древности он праздновался в Иерусалиме 25 декабря, а Рождество Христово в этот день никогда не праздновалось; в Иерусалиме вообще только в VI веке стали его праздновать в этот день - правда, тогда уже во всем мире его в этот день праздновали. А в древности Рождество Христово праздновалось в один день с Крещением, и эти праздники не разделялись. Праздник 25 декабря в Иерусалиме был большим, и поэтому когда дата эта оказалась занятой Рождеством Христовым, праздник не отменился, а просто был перенесен на другой день - на ближайшее к Рождеству воскресенье, которое попадает в период попразднства Рождества.Что же это за праздник? Какой смысл имеет празднование памяти святых Давида-царя и Иакова, брата Господня? Ведь они жили в совершенно разное время; конечно, они имеют отношение к Рождеству Христову, но святой Иаков имеет к нему не большее отношение, чем остальные дети праведного Иосифа; а память царя Давида и так уже праздновалась и в Неделю святых отец, и в Неделю святых праотец, - и зачем же еще один праздник? А дело в том, что это был праздник Святого Сиона, и в Иерусалиме во дни праздников все верующие собирались в каком-то особом месте, где и происходило празднование. И в это день, 25 декабря, празднование происходило на Сионском холме. Почему же там? Потому что там была могила царя Давида. Давид - это тот, кто основал Сион, тот, кто выбрал его как место для будущего Храма, хотя Храм построил его сын Соломон. И именно при Давиде Сион стал святым местом. И по преданию, которое до сих пор сохраняется, именно на этом холме, которые издавна почитался христианами, находится могила Давида. И там было такое здание
, от которого археологи в 1985 году нашли фундамент, которое и было Сионской горницей. Вот там же, на Сионе, был первосвященником Иаков, брат Господень. Потому что церковное предание - и это предание очень древнее, хроника II века, Эгисиппа, сохранившаяся фрагментами у Евсевия Кесарийского, - говорит о нем, что он был первосвященником Ветхого Завета и одновременно Господним братом по плоти, т.е. сыном Иосифа Обручника от первого брака, и он стал главой - об этом говорит и книга Деяний Апостольских - христианской общины в Иерусалиме. А христианская община в Иерусалиме была, естественно, самой главной в первом и втором поколениях христиан. И поэтому Сион, Сионская горница, где изначально собирались христиане, как об этом повествуется в книге Деяний Апостолов, была не только первым постоянным святилищем Ветхого Завета, заменившим переносную скинию, сопровождавшую израильтян во время их странствия по пустыни, но стала также и первым центром христианской жизни, первым христианским храмом. И если ветхозаветный Сион был избран Давидом, то новозаветный Сион был избран Иаковом, который стал там первым первосвященником. Поэтому неудивительно, что память и того, и другого совершалась на Сионе. Таково вкратце историческое происхождение этого праздника.Что же это значит для нас духовно, прежде всего богословски? Пророк Исаия говорит: "От Сиона изыдет закон". Какой же это закон? Если буквально понимать эти слова, то можно подумать, что речь идет о Ветхом Завете. Но мы знаем, что Ветхий Закон был дан вовсе не на Сионе, а гораздо раньше, при Моисее на горе Синай. И в Послании апостола Павла к Евреям мы можем прочесть целое рассуждение о Синае и Сионе, где Синай является символом Ветхого Завета, а Сион - символом Нового Завета. И
вот, в этом месте Послания к Евреям показывается, насколько Новый Завет превосходит Ветхий, и все это говорится на языке символов, и превосходство Нового Завета показано как превосходство Сиона над Синаем. И получается, что тот закон, о котором пророчествовалось, что он изыдет от Сиона, это не только закон ветхий; хотя и ветхий закон в какой-то мере исходил от Сиона, потому что там был храм, и там были найдены книги Ветхого Завета после того, как во время Вавилонского пленения эти книги были потеряны, т.е. закон обновился на Сионе. Но все-таки главный смысл пророчества не в этом, а в том, что от Сиона выйдет новый закон, т.е. Новый Завет, - что и произошло во времена Иисуса Христа. Таково догматическое содержание христианского почитания Сиона, которое связано не только с местом - хотя с местом оно тоже связано, потому что Сион всегда был для христиан священным, и в Византии там построили базилику; сейчас, к сожалению, там никакого храма нет, а стоит только поздняя постройка, так называемая "могила Давида", и рядом неправославный армянский монастырь. Но главное в почитании Сиона - это все-таки догматика, потому что Сион является символом Нового Завета, который мы должны почитать. И вот, дарование Завета христианской Церкви, превращение ветхозаветной Церкви в новозаветную является содержанием сегодняшнего праздника.Но все догматические праздники мы должны понимать также и душевно. То есть помимо того, что для домостроительства нашего спасения этот праздник имеет то значение, о котором мы сейчас говорили, он также значит нечто и для духовной жизни каждого христианина, т.е. каждого из нас. И что такое Сион в смысле духовном? Сион - это храм, точнее говоря, это святое святых исторически, а значит, в смысле душевном, как толкуют святые отцы, это наше сердце, в котором наш ум, наш дух является первосвященником, который приносит Богу жертвы, - и это либо чистые жертвы Богу, или жертвы нечистые, о которых мы, может быть, думаем, что приносим их Богу, но которые на самом деле подобны жертве Каина и приносятся диаволу. И в этом смысле праздник Сиона - это праздник некоего внутреннего нашего храма, от которого "изыдет закон". И как из храма вещественного на Сионе сначала исходил закон ветхий, а потом новый, так и из нашего внутреннего храма исходит сначала закон ветхий, а потом новый. И не надо думать, что раз мы христиане, то мы сразу оказываемся в Новом Завете. Потому что в Новом Завете оказываются только те, кто прошел через Ветхий; только через послушание ветхому закону открывается новый. И поэтому Христос говорит, что Он пришел не разорить закон, а исполнить, а потому те, кто пошли за Христом, тоже должны не разорять и отвергать ветхий закон, а именно исполнять.
Что же значит для нас исполнить ветхий закон? Это значит исполнять заповеди. И разумеется, имеется в виду не то, чтобы исполнять буквально ветхозаветные заповеди так, как они изложены в Библии, но то, чтобы исполнять их так, как объясняют святые отцы. Все, что касается всяких внешних добродетелей, начиная от нашего распорядка дня и кончая нашим общением с ближними, распорядком молитв и богослужений, - все это относится к ветхому человеку и ветхому закону, то есть это то, что мы должны исполнять, чтобы избежать наказания, а также для того, чтобы принять новый закон или Новый Завет, который мы должны исполнять для того, чтобы наследовать Царствие Небесное. Потому что это именно то, путь к чему прокладывал ветхий закон и что даровал Христос. И поэтому единственный путь - это исполнять заповеди: такие, казалось бы, механические, такие, казалось бы, не соответствующие любви, - а они действительно соответствуют ей только косвенно, поскольку они дарованы человеколюбием Божиим, а больше соответствуют нашему нынешнему далекому от любви состоянию, нашему сердечному ожесточению,- и нам и не нужно, чтобы они соответствовали духу любви, которого у нас нет, а нужно, чтобы они соответствовали тому, что у нас есть, то есть сердечному ожесточению и всяким прочим порокам, чтобы их исправлять.
Вот это и выводит нас к тому, чтобы принять благодать Святаго Духа, то есть действительно Новый Завет. И не надо думать о том, что вот, я исполню то и то, и тогда смогу любить всех людей. Это приходит само, по мере исполнения тех самых заповедей, которые, так сказать, несколько тупые и тяжелые и состоят из Ветхого Завета. А духовная легкость наступит сама и без всякого нашего усилия, потому что то, что наступает с нашим усилием, - это во многих случаях вещи очень важные для нашего спасения, но это никогда не есть плод духовный. Потому что плод духовный не зависит прямо от этих усилий.
Поэтому будем стараться делать свое дело, которое прежде всего состоит в исполнении закона, и тогда мы можем не сомневаться, что Господь сделает Свое дело, и всяко лучше, чем это могли бы сделать мы, тем более, что мы вообще это не можем сделать. И будем смиренно сознавать себя под законом, который соответствует не тому, что заповедано в Евангелии, а тому, что заповедано в Ветхом Завете, и тогда Господь поможет нам соответствовать тому, что написано в Евангелии. Аминь.
ЕПИСКОП Григорий Луарье 29.12/11.01.2004
http://st-elizabet.narod.ru/grr_propovedi
14 Января. Обрезание Господне
а восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10-14; Лев. 12, 3).
При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии
По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установленияГосподь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом (память 28 октября). Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира
Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.
http://www.jmp.ru/svyat/jan01.htm
14 Января
.Святитель Василий Великий
вятитель Василий Великий
архиепископ Кесарии Каппадокийской, "принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим", - так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394; память 23 ноября).Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет.
Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.
В семье было десять человек детей - пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января),
Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва - диакониса (память 10 января).Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 17 ноября).
Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения.
После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: "Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому". Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - "это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы".
В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном - в учении... Нам известны были две дороги: одна - к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая - к наставникам наук внешних".
Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.
После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь.
Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, "желая снискать руководителя к познанию истины", святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им.
Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова.
Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие).
В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.
В царствование Констанция (337-361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера. "Но видя, - как повествует Григорий Богослов, - что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к
нему". Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей.С приходом к власти императора Валента (364-378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена - "предстояла великая борьба". Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был "добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова,
жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних". С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды - утром и вечером.В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике
научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на "пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное". По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций.
Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому
вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба.
Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков "оружием уст и стрелами письмен", святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.
Император Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. "Все это, - ответил Василий, - для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? - Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь".
Правитель был изумлен таким ответом. "Может быть, - продолжал святитель, - ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат".
Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: "Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви". Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия.
"В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении".
Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие.
В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои
личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии - гостиницу и странноприимный дом.Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий I января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.
По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу
в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством"http://www.jmp.ru/svyat/jan01.htm
17 Января.
Николо-Кучугурские святые Мученики Александре, Стефане и Филиппе, молите Бога о насОтец Александр
ыло 7 часов, когда я у Святого престола поднял руки горе, читая молитву Святому Духу. Вдруг затряслось, задрожало буквально все, церковь, скрипя, задвигалась, молящиеся кинулись к выходу. Я остановил их, а сам начал торопливо тушить свечи, оставив одну горящую свечу только на Святом престоле. Скоро все успокоилось, только заметно было небольшое колебание земли. Я начал обедню. В душе я усердно молил Бога и Царицу небесную даровать мне бодрость духа совершить Божественную Литургию. В 12 часов дня раздался благовест большого колокола на колокольне Кафедрального собора и все, осенив себя крестом, как по гласу Ангела, оставили свои разрушенные жилища, спеша к собору, чтобы соединиться в общей молитве с Владыкой. И все, преклонив колена, усердно молились об отвращении гнева Божия, грех ради наших, на ны движимого".
тец Александр Скальский был одним из самых деятельных священников города Верного. Его проповеди звучали в Туркестанском кафедральном соборе, он совершал с народом крестные ходы и паломничества к местным святыням, принимал участие в деятельности общества трезвости при архиерейской церкви, на пастырских собраниях выступал с докладами о деятельности сектантов. С назначением в Семиречье викарного епископа Пимена (Белоликова) отец Александр стал его верным помощником.
Отец Стефан
тец Стефан был совершенно иным. Задумчив и молчалив, он всегда был погружен в молитву. Жил он как строгий монах и служил ежедневно, не пропуская ни одного богослужения:
- Боже упаси, - говорил он, - службу пропустить.
И службы его были тихими, строгими и неторопливыми, всегда проникновенными и благоговейными.
О протоиерее Стефане известно, что родился он 14 декабря 1880 года в г. Верном в мещанской семье. Окончил курс Свято-Троицкой 4 классной церковно-приходской школы 13 мая 1895 года. Резолюцией Преосвященного Паисия (Виноградова) о т 28 июня 1904 года за № 1379 назначен исполняющим должность псаломщика к церкви с. Михайловского (ныне с. Тургень) Верненского уезда и учителем пения в церковно-приходской школе. 25 июня 1905 года Преосвященным Паисием утвержден в должности псаломщика. 24 января 1907 года в Крестовой церкви архиерейского дома был посвящен в стихарь, 20 октября 1908 года переведен в церковь села Зайцевского Верненского уезда Семиреченской области (ныне г. Чилик). В этом же году переведен в Николо-Кучугурскую церковь г. Верного. В 1909 году посвящен в сан диакона с оставлением на прежнем месте. Рукоположен во священника в мае 1913 г. С сентября 1914 г. временно исполнял обязанности священника по гарнизону г. Верного. В октябре 1916 г. в должности священника 22-го Туркестанского полка отправлен на фронт. До 1917 года был священником Красного Креста в полевом военном госпитале.
В первую мировую войну, во время боевых действий, отец Стефан долгое время находился в окопах. Была весна, шел дождь и мокрый снег, наполняя окопы водой и грязью. Из окопов батюшку вытащили едва живого, доставили в госпиталь, прооперировали и удалили носовые хрящи, отчего у отца Стефана деформировалась перегородка носа. Рассказывали, что прежде отец Стефан, имел красивую наружность и гордый нрав. Вернувшись с фронта, он сказал: "Бог шельму метит. Вот и меня Господь пометил и присмирил".
Отец Филипп
1929 года, начинает свое служение в Никольской церкви протоиерей Филипп Григорьев, калмык по национальности. Он родился 6 ноября 1870 года в мещанской семье. Окончил Омскую учительскую семинарию и в 1897 году начал свое служение в Омской епархии в должности псаломщика. 22 июня 1898 года был рукоположен во диакона и 24 октября 1902 года состоялась его иерейская хиротония.
В хрониках Омской епархии отец Филипп упоминается: в 1906 г. как священник церкви села Копьевского Тарского уезда и заведующий и законоучитель Копьевской школы; в 1911 г. как священник церкви села Ново-Рождественского Омского уезда. В 1913 г. он переведен в церковь поселка Божедаровского Омского уезда. В 1915 г. утвержден в должности члена благочиннического совета Омского уезда. В 1916 г. был награжден камилавкой и в 1917 г. переведен в церковь села Калачинского Тюкалинского уезда.
После 1917 года отец Филипп служил в церкви села Александровка Алма-Атинской области, по закрытии которой он продолжил свое служение в Троицкой церкви Алма-Аты до тех пор, пока она не стала обновленческой. Не пожелав переходить в раскол, он стал проситься к отцу Александру Скальскому в Никольскую церковь, и был радушно принят.
Отрывки из статьи Веры Королевой
От 7 января до 19 января - Святки (святые дни).
Как проводить святки
венадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 7 января до
19 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий", и возбранено совершать священнодействие брака.
Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
http://www.ierei-korenev.ru/arhiv/07-x-mas.html#9
Невидимый Гость
ом, в котором жил маленький Федя, был очень мрачен, а улица, на которой стоял этот дом, узка и грязна. В комнату никогда не заглядывало солнце, даже летом, когда его лучи яркой полосой врывались в переулочек, где жил Федя. Это был необыкновенно тихий и кроткий мальчик. Матери он совсем не помнил. Она умерла, когда Феде был всего год. Но они были большие друзья с отцом, и им очень хорошо жилось вдвоем. Больше всего на свете любил Федя сидеть около отца и слушать рассказы об удивительных вещах и событиях, совершающихся на белом свете, или о том, что было в далекие, далекие времена. Особенно любил он рассказы о жизни Иисуса Христа.
Был вечер субботы. Отец Феди, сапожник, только что кончил работу и сел перед печкой. Дрова весело трещали, в комнате было светло и тепло. Федя смотрел на огонь, а отец рассказывал о рождении Христа, о том, как Он родился в стойле, в яслях, так как в гостиницах не нашлось места для Его родителей.
- Ах, папа, - прошептал маленький Федя, - как это ужасно, что их не пустили в гостиницу! Если бы Христос пришел к нам, мы пустили бы Его. Правда?
- Конечно, мой милый.
- Ах, если бы опять настало Рождество, самое первое Рождество! И если бы Иисус попросился к нам, а не в гостиницу! Мы бы не выгнали Его, мы были бы рады впустить Его к нам! Мы положили бы Его спать на постель, а сами легли бы на полу. Правда, папа?
- Ну, конечно.
- И я отдал бы Ему самое лучшее, что у меня есть, - продолжал Федя. - Я отдал бы Ему сапоги, которые ты недавно сшил мне. Мы покормили бы Его кашей с молоком. Как ты думаешь, папа, Он был бы доволен?
- Я в этом уверен, - отвечал сапожник. Он улыбнулся и ласково поглядел на сына. У мальчика глаза горели от восторга.
- Ах, если б Иисус пришел к нам! - воскликнул Федя, захлопав в ладоши.
- Почем знать? Может быть, Он и придет, - таинственно отвечал отец. - Он ведь Сам сказал, что придет туда, где Ему отворят двери.
- Да, я знаю. Но разве Он может вправду прийти? Так прийти, чтобы я увидел Его и узнал? - спросил Федя.
- Этого я не знаю, друг мой. Я знаю только то, что сказано в Евангелии.
Федя задумался. Неужели может случиться, что Христос придёт и будет жить у них? Целый вечер он думал об этом. Когда кто-нибудь проходил по сеням мимо их комнаты или хлопал входной дверью, он вскакивал и краснел. Ему все казалось, что вот-вот к ним в дверь постучится Христос. Наступила пора ложиться спать. Федя разделся и влез на кровать. Он спал с отцом. Потом отец улегся тоже, потушил свечу, простился с сыном, и в комнате стало тихо. Федя решил не спать всю ночь, чтобы не прозевать Христа. Но вскоре он сладко заснул.
Долго ли он спал, неизвестно. Вдруг, у самого изголовья постели, Федя услыхал кроткий и ласковый голос.
- Кто тут? - спросил он.
- Федя! Я завтра приду к тебе, - проговорил тот же голос. - Ты звал Меня, а Я всегда прихожу к тем, кто зовет Меня. Но помни, Я не скажу тебе, когда приду, не скажу, как Я буду выглядеть. Поэтому будь внимательнее: когда Я пройду по улице, не забудь открыть дверь и позвать Меня.
- Это Христос! - прошептал мальчик, когда голос умолк. - Он придет ко мне завтра!
Сердце у него сильно забилось от радости. Но вскоре он опять заснул и проснулся только утром, в воскресенье. Он вспомнил ночной голос, вскочил с постели, быстро оделся, поел на скорую руку и бросился к окну, чтобы не пропустить, когда пройдет Христос.
Был холодный туманный зимний день. Снег падал хлопьями, и мороз покрыл окна такими узорами, что Федя едва мог разглядеть улицу. В узком переулке не было ни души.
- Что ты все стоишь у окна? - спросил отец.
- Я боюсь пропустить Иисуса, - таинственно ответил мальчик.
Отец улыбнулся, но ничего не сказал. Время шло, а Иисус не являлся. "Странно, отчего же Он не идет?" - думал Федя. Он ни минуты не сомневался в том, что Христос придет: ведь Он Сам обещал ему прийти сегодня. "Интересно, как Он выглядит, и как я Его узнаю? Будет ли вокруг Его головы такое сияние, как рисуют?" Вдруг Федя увидал на улице мальчика приблизительно таких же лет, как он сам. Мальчик был очень бедно одет: сапоги его были в огромных дырах, курточка в лохмотьях, а рукава были так коротки, что руки до локтя были голые и совсем посинели от холода. Он остановился как раз против их окна, и Федя заметил, что несчастный мальчик весь дрожит.
- Папа! - воскликнул Федя. - На улице стоит бедный мальчик, он дрожит от холода.
Отец подошел к окну и выглянул.
- Бедный ребенок! - сказал он.
- Папа, можно позвать мальчика к нам, чтобы он погрелся? - спросил Федя.
- Позови, - ласково отвечал сапожник, - я подложу дров в печку.
Федя выбежал на крыльцо.
- Мальчик, мальчик! - крикнул он и поманил его рукой. - Иди к нам, погрейся!
Но мальчик не двигался, он стоял и дрожал по-прежнему. Федя подбежал к нему, взял его за руку и потащил в комнату. Он усадил его перед печкой, а сапожник поставил на уголья кастрюльку с молоком, чтобы напоить продрогшего ребенка.
- Разве у тебя нет своей комнаты? - спросил Федя, с любопытством глядя на мальчика.
- Нет.
- И нет папы, который шьет тебе сапоги и кормит тебя?
- Нет.
Федя взглянул на свои новые сапоги, стоявшие около кровати, потом на дырявую обувь мальчика.
- Папа, - прошептал он, - можно отдать мальчику мои новые сапоги? У него такие рваные!
Сапожник отвечал не сразу. Он сам был беден, и ему тяжело было подарить новые сапоги. Но сын так умоляюще глядел на него, что он не мог устоять.
- Ну, что ж, отдай! - сказал он.
Федя бросился к кровати и схватил свои новые сапоги. И в ту же минуту он вспомнил, что хотел отдать их Иисусу, когда Он придет... Но маленький мальчик озяб! Сапоги его все в дырах. Иисус Христос такой добрый! Наверное, Он не рассердится, если узнает, что Федя отдал свои сапоги бедному мальчику. И он надел сапоги на маленького гостя. Они пришлись ему как раз впору. Ноги у мальчика согрелись, бледное личико раскраснелось, и глазки засияли счастьем. Он принялся за молоко, а Федя сунул ему в карман кусок хлеба. Поев, чужой мальчик встал, поблагодарил, простился и ушел. Федя подбежал к окну и видел, как быстро и легко зашагал он по переулку.
Прошло еще несколько часов. Федя терпеливо ждал дорогого гостя, но Христос не показывался.
Перед самым обедом Федя увидал на том месте, где недавно стоял мальчик, старого несчастного нищего. Он шел, шатаясь и опираясь на палку; казалось, он напрягает последние силы, чтобы не упасть.
- Позовем его к нам, пусть он отдохнет немножко, - сказал Федя отцу, который тоже стоял у окна.
- Хорошо, - сказал отец и вышел с сыном на улицу.
Они взяли старика под руки и ввели его в дом, поддерживая с обеих сторон. Здесь они посадили его перед огнем, высушили его мокрое платье, накормили и напоили.
Старик радостно улыбался, суровое выражение его глаз смягчилось. Просидев около часу у сапожника, он встал, взял свою палку и сказал:
- Теперь я могу идти дальше, мне не трудно будет добраться до ночлежного дома. Благослови вас Бог, добрые люди, за то, что вы обогрели и накормили своего брата во Христе. Господь вознаградит вас за вашу доброту.
И он простился и вышел на улицу. Федя чувствовал себя очень счастливым, у него было так хорошо и тепло на сердце. Он видел, что у старика глаза светились, как звездочки, и ему казалось, что в комнате стало светлей и веселей. Вдруг он вспомнил, что уж несколько минут не смотрит в окно. Что, если в это самое время Христос прошел мимо! Федя бросился к окну и еще пристальнее стал смотреть направо и налево по переулку.
Время шло, начало смеркаться, и за темнотой Федя едва мог различать предметы на улице.
- Он не идет! - со вздохом шептал Федя, и горькое чувство сомнения закралось в его сердечко.
- Но ведь Он обещал прийти, - рассуждал он сам с собою, - а я знаю, что Он всегда держит Свое слово. Неужели Он придет поздно вечером? Но как же я увижу и узнаю Его в темноте? Вот что: я поставлю на окно свечку. Тогда Он Сам увидит меня и догадается, что я жду Его, но не могу увидеть и позвать.
В ту самую минуту, когда мальчик слезал со стула, чтобы взять свечку, послышался стук в дверь. Федя задрожал от радости.
- Это Христос! - воскликнул он. И не успел сапожник встать с места, как Федя уж подскочил к двери и распахнул ее настежь.
Но за дверью оказался не Христос. На пороге стояла бедная женщина, вся в лохмотьях, с ребенком на руках.
- Пустите, ради Христа, переночевать, - промолвила она. - Ночь холодная, а мне некуда деваться с ребенком.
- Папа, - шепнул Федя отцу, - мы можем лечь на пол, а она пусть ляжет на нашу постель.
- Входите, входите, - сказал сапожник женщине, - обогрейтесь и расскажите, что с вами случилось.
Женщина вошла, пошатываясь. Она так ослабела, что еле держала на руках ребенка. Не говоря ни слова, она опустилась на стул.
- Откуда и куда вы идете? - спросил сапожник.
- У меня нет пристанища, - отвечала женщина, - и мне некуда идти и некого просить о помощи. Если вы не приютите меня на ночь, то мне придется замерзнуть на улице вместе с ребенком.
- Ах, папа! - воскликнул Федя.
Сапожник стоял молча. Ему не очень хотелось пускать ночевать совершенно неизвестную женщину. Но Федя с такой мольбой смотрел на него, что он уступил.
Отец и сын постелили для женщины на своей кровати. Она обогрелась у печки и легла спать. Себе же они устроили постель на полу, за печкой. Настала ночь, а Христос так и не пришел. Женщина с ребенком крепко спали. Сапожник ходил по комнате, прибирая ее, а маленький Федя опять влез на стул у окна,
прижался к стеклу и смотрел на темную улицу. Он чувствовал себя и счастливым, и, в то же время, несчастным. Он радовался, что бедная слабая женщина могла уснуть в теплой комнате, что старый нищий отогрелся у них, что несчастный продрогший мальчик получил новые сапоги, но его огорчало то, что Христос не пришел.- Добрый Христос так любит детей! Почему же Он не пришел ко мне? Ведь Он обещал! - И, думая так, мальчик положил голову на руки и задремал.
Вдруг ему показалось, что кто-то дотронулся до его плеча. Тот же голос, что и ночью, прошептал:
- Федя! Сегодня Я три раза проходил по улице мимо тебя. Вы с отцом три раза приняли Меня. Первый раз - когда ты отдал бедному мальчику новые сапоги, второй - когда вы обогрели и покормили старого нищего, а в третий раз Я и сейчас еще с вами, потому что вы приютили бедную женщину с ребёнком и положили ее на свою постель. Помни, дитя Моё, когда вы помогаете слабому, больному, бедному брату своему, вы помогаете Мне. Я люблю бедных страдальцев больше, чем Самого Себя. Утирая слезы плачущему, ты утешаешь Меня, давая ночлег безприютному, ты принимаешь Меня.
Маленький Федя проснулся. Он был вполне счастлив. Он понял, что в этот день они с отцом три раза приняли Иисуса Христа. И радостно улыбаясь, он крепко уснул.
М.Росс
http://rojdestvo.paskha.ru/children/
Поместный Собор Русской Православной Церкви состоится
27-29 января 2009 года
На состоявшемся 10 декабря заседании Священного Синода Русской Православной Церкви определены сроки проведения предстоящего Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором будет избран новый Патриарх Московский и всея Руси. Решением Синода Поместный Собор пройдет в Москве 27-29 января 2009 года, сообщает Пресс-служба Московской Патриархии.
В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви работе Поместного Собора будет предшествовать Архиерейский Собор, который состоится 25-26 января.
На состоявшемся 24 декабря 2008 г. заседании Священного Синода был одобрен и утвержден текст особого прошения
."
Призри, Всеблагий Владыко, на предстоящий Собор архипастырей, пастырей и верных чад Твоих, во еже благоугодно совершити им устроение Церкве нашея, и подай им духа премудрости и разума, духа страха Божия, духа благочестия и ревности о славе имене Твоего Святаго; огради же их от всяких искушений, соблазнов и разделений, да непреткновенно в любви и единомыслии совершат они избрание Первосвятителя Церкве нашея, молимся Тебе, Всещедрый Господи, услыши и помилуй".http://www.pravoslavie.ru/
От юности Христа возлюбил еси, преподобне,
и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,
в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,
умиленным сердцем любовь Христову стяжав,
Небесным Серафимом в песнословии споборниче,
в любви притекающим к тебе Христу подражателю,
темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,
сего ради вопием ти:
спасай нас молитвами твоими, радосте наша,
теплый пред Богом заступниче,
Серафиме блаженне.
Воскресенье, 11 Января 2009 года. Неделя 30-я по Пятидесятнице.
14 000 младенцев,от Ирода в Вифлееме избиенных. Прп. Маркелла, игумена обители
"Неусыпающих". Прав. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.
Прп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах.
Прп. Феофила Омучского. Прп. Фаддея исп.
Понедельник, 12 Января 2009 года. Седмица 31-я по Пятидесятнице.
Святки, поста нет.
Мц. Анисии. Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя. Ап. от 70-ти Тимона. Мч. Филетера
Никомидийского. Прп. Феодоры Кесарийской. Прп. Феодоры Цареградской.
Вторник, 13 Января 2009 года.
Святки, поста нет. Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Мелании Римляныни.
Среда, 14 Января 2009 года.
Каппадокийской.
Мч. Василия Анкирского. Св. Емилии, матери свт. Василия Великого.Четверг, 15 Января 2009 года.
Святки, поста нет. Предпразднство Богоявления. Свт. Сильвестра, папы Римского.
Преставление, второе обретение мощей (1991) прп. Серафима, Саровского чудотворца.
Прп. Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах. Прав. Иулиании Лазаревской,
Муромской. Сщмч. Феогена, еп. Парийского.
Пятница, 16 Января 2009 года.
Святки, поста нет. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия.
Суббота, 17 Января 2009 года.
Святки, поста нет. Суббота пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления.
Мч. Александра, Стефана и Филиппа, святых Николо-Кучугурских.
Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов,
Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии и др. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского.
Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского. Прп. Ахилы, диак. Печерского, в Дальних пещерах.
Прмч. Зосимы и мч. Афанасия.
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!