По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
40 (449), 25 января 2009 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя по Богоявлении. Память св. Саввы Сербского. Память святой мученицы Татианы. Что такое покаяние? Преподобный Антоний Великий. Поместный Собор Русской Православной Церкви. Месяцеслов.

Агница Твоя, Иисусе, Татиана зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Неделя по Богоявлении

Мф., 8 зач., 4, 12-17

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Неделю по Богоявлении звучит краткое Евангелие от Матфея о том, как Христос приходит в Галилею, когда узнает, что Иоанн Предтеча взят и заключен в темницу. Начинается общественное служение Господа роду человеческому, и мы слышим первую Его проповедь. Когда она звучит? Когда до слуха Христа доходит весть о страданиях Его святых - большего из рожденных женами. До этого Господь не приходил в Галилею, Он давал возможность Предтече исполнить его служение - "приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его". А теперь, когда Предтеча взят, когда восходит Солнце Правды - Христос - все звезды и луна исчезают. Перед нами - только Господь.

Он приходит в эту землю, чтобы показать, что люди, которые внимают проповеди покаяния, никогда не бывают оставленными Богом. И когда у них отнимаются самые достойные мужи, Господь посылает других, еще лучших, или Сам приходит. Церковь Его никогда не бывает оставленной. Он приходит Сам, и напоминает слова Пророка: "Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет".

Этот свет называется великим, потому что исходит от Его благовестия. И он выше того света, который был прежде в Законе, открывающем естественное добро, жизнь по совести и стыду. Свет, который открывает Христос, - великий, все превосходящий свет. Он открывает глубины вечных тайн Божиих, и он далеко простирается, через все века. Он будет все ярче сиять, этот свет. То, что говорит Христос, - начало, заря нового дня, и она будет расти, пока не наступит день и не воскликнет Церковь: "Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь" - до Пасхи Господней в судьбе каждого человека и в истории всего рода человеческого.

Люди - все, кто без Христа, - находятся во тьме. Они сами тьма, и они сидят во тьме. Они могут заниматься активной деятельностью, быть какими угодно подвижниками - они сидят во тьме. У каждого человека - состояние того, кто сидит во тьме, кто не имеет никакой реальной надежды когда-либо выйти из нее. Люди - во тьме, потому что они возлюбили тьму больше света. Почему они тьму возлюбили больше света? Потому что дела их были злы, и они боятся придти к свету. Но если человек ненавидит зло, которое он творит, то свет, возвещаемый Христом, открывается ему как спасение.

"Покайтесь, - говорит Господь, - ибо приблизилось Царство Небесное". Он говорит те же самые слова, что и Предтеча, когда выходит на проповедь. Проповедник истины не ищет новых слов. Он ищет истину. Он повторяет слова, которые уже были сказаны до него, но теперь они внезапно раскрываются на новой, бесконечно лучшей глубине.

Царство Божие приблизилось - вот основание для покаяния. И чем ближе к нам Царство Божие, чем ближе кончина мира, чем больше в мире сгущается тьма, тем к большему покаянию призывает Церковь Свою, весь род человеческий, каждого из нас Господь.

Ну а как нам покаяться, если нет у нас покаяния? И разве не сказал Сам Господь: "Никто не может придти ко Мне, если Отец Небесный не привлечет его"? Но Господь также сказал: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные" - обремененные многими скорбями этой жизни, самыми великими из которых являются скорби греха. "Приходящего ко Мне не изгоню вон" - говорит Он. Всякого, кто ненавидит тьму, кто обращается ко Господу, Господь принимает. Только по дару Христа, по Его благодати бывает подлинное покаяние. Но оно открывается по мере того, как человек желает света, устремляется к нему. Это соединение совершенной, благой Божественной воли с волей человеческой, ищущей света, и есть тайна покаяния. Этим соединением сокрушается медная стена, как говорят святые отцы, отделяющая человека от Бога, которая есть смерть, и смерть вечная. Крепость этой стены - во всех наших грехах во главе с гордыней, с отказом от покаяния.

Подлинное покаяние дается только крещеному человеку. Да, крещению должно предшествовать покаяние, как Предтеча предшествует Христу - осознание человеком, что есть добро и зло, что самое главное в человеке - его совесть, его жизнь по правде, доступной ему. Но подлинное покаяние начинается только тогда, когда человек принимает крещение, когда он запечатлевается светом Божественным - все его существо, и душа и тело, все члены его тела. Этот свет судит жизнь человека, и в свете Божием человек измеряет все, что происходит с ним. И таким образом он обретает покаяние.

Кто не кается, пусть он даже крещеный человек, на самом деле он как некрещеный. Дары, которые он получил, в суд ему и во осуждение. Лучше было бы ему быть некрещеным, чем, приняв этот дар света, жить без покаяния, без устремления к совершенству, которое открывается в Богочеловеке Христе.

Но когда человек кается, он узнает радость покаяния. Преподобный Исаак Сирин говорит, что многие, особенно когда они начинают путь ко Христу, узнают, что значат слова: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся". Это дар слез, который Господь дает душе, оттого что в глубину естества человеческого проникает благодать Божия. И это слезы радостные, слезы, в которых надежда, что все обетования Божии исполнятся.

Мы должны увидеть, что на самом деле нет таких слез, которые могли бы омыть наши грехи. Ни один, самый малейший грех не может быть уничтожен самыми великими нашими усилиями. Потому что в самом малейшем грехе присутствует смерть, и смерть вечная. Это возможно только по дару Христову. По благодати, которая действует в человеке, соединяясь с его свободной волей, избирающей добро.

Покаяние и крещение - вот единая тайна всей нашей духовной жизни. Церковь Христова с самого начала была удивительно облагодатствована Богом за то, что люди приняли крещение. Как она избыточествовала благодатью, чрезвычайными дарами Духа Святого, оттого что люди были крещены. И как она запечатлелась печатью веры - мученичеством, оживотворяющим весь род человеческий. И теперь, может быть, Церковь живет в ожидании новой эпохи, нового, еще более духовно богатого периода своей истории - периода покаяния, который не уступит ни в чем ни древним временам, прославленным мученичеством, ни недавним временам, когда столько мучеников воссияло в нашей Церкви во главе с Царственными мучениками. Смысл их мученичества заключается в том, чтобы привести к покаянию всех людей, когда слава Божия открылась бы с несравненною доселе силою.

Сатана знает об этом, и потому все усилия его направлены на то, чтобы не было покаяния, чтобы как бы и не было в нем нужды. Для этого ему надо утвердить грех как норму в массовом сознании, чтобы люди не страшились греха.

Что победит - благодать Божия, или диавол, как он, кажется, побеждает сейчас? Или благодаря покаянию, которое явим мы, уже знающие крещение и знающие благодать крещения и покаяния, произойдут потрясающие, невиданные перемены?

Пусть никто не стыдится, что бы с ним ни произошло, возвратиться к Пастырю Доброму, Который всегда его радостно примет. Чтобы восторжествовала слава Креста над бесчестием греха. Чтобы прославилось милосердие Божие, которого хватит у Господа для каждого грешника.

Разумеется, мир не замечает человека, приносящего покаяние. Как будто ничего не переменилось в мире. Но великий праздник бывает на небесах, когда человек истинно кается. Как если бы это было самое благороднейшее, самое достойнейшее дело из всего, что есть на свете. А это ведь действительно так! Тот, кто кается, пусть это всего один человек, больше соответствует замыслу Божию о роде человеческом, чем все другие самые достойные люди, как будто не имеющие нужды в покаянии. Замыслу о спасении грешников, открываемому в Превечном Совете, в Откровении Агнца Божия, вземлющего грехи мира. И такой человек принимает плоды древа жизни, плоды Креста Христова, и получает освящение Божие.

Так велик дар покаяния, что святые отцы, все подвижники с самых древних времен, видя, что первыми входят в Царство Божие блудницы и мытари кающиеся, как Сам Христос говорит, стали приносить такое покаяние, как будто они сами блудники и мытари, как будто они хуже всех, ни на что не годные люди. И они так преуспели в этом, что многие стали думать, что покаяние - для святых; а что касается нас, мы будем угождать Богу прежде всего своими добрыми делами. Забывая, что все обнажено пред очами Божиими и что нет ничего доброго в человеке, как Сам Господь говорит: "Нет праведного, нет ни одного" (Пс. 52, 4), и всякая праведность наша - как грязная одежда блудницы, по выражению Пророка. (Ис. 64, 6).

Когда человеку даруется покаяние, когда он исповедует не одними устами вместе со всею Церковью перед Чашею Христовой: "От них же, грешников, я первый", когда он видит ужас своего греха, он знает, что только Кровью Христовой может он стать праведным, омыться от всякой нечистоты. Ему открывается новая жизнь, где нет места греху, и он слышит голос Спасителя, что Царство Божие приблизилось и уже сейчас входит в сердца тех, кто неложно кается.

Протоиерей Александр Шаргунов

Глинские чтения

25 января

ПАМЯТЬ СВЯТОГО САВВЫ СЕРБСКОГО

еличайший святитель братской сербской земли носил в миру имя Растко. Он родился в 1174 г. от Р.Х. и был третьим, младшим сыном великого жупана (правителя) Рашки Стефана Немани. Дарованный Богом по молитве родителей, когда уже они были в летах преклонных, Растко был особенно любим отцом и матерью. В Житии св. Саввы сказано, что с юных лет сие царственное дитя стало задумываться об окружающем его мире. Он словно не замечал родительской роскоши и богатства.

В его задумчивом тихом взоре сияла небесная красота, недетская мудрость, а кротость и смирение пораждали благочестивых родителей - Стефана и Анну. Любил святой отрок церковные службы. В храме, как свеча яркая, пламенел в молитве. Помогал нищим, отдавая им все деньги, которые получал от родителей.

Проходят в молитве, в устремлении к Богу, детство, отрочество, и наступает юность. Родители предложили сыну избрать себе супругу, поведав ему об этом желании. О, как опечалилась душа святого юноши! Ведь он с юных лет жаждал посвятить себя единому Богу и ревностно работать для Него до гробовой доски. Но, будучи послушным сыном, он боялся огорчить своих родителей. И потому лишь горячо молился, чтобы Господь избавил его от брака, привел бы на путь иноческий. И милосердный Господь внял мольбам своего юного избранника.

Однажды пришел во дворец сербского правителя русский инок со Святой Афонской горы. Юный Растко слушал его рассказы о жизни в земном уделе Царицы Небесной и воспламенялся душой. Когда же он открыл страннику свое давнее желание, монах сказал ему: "Да, ты должен оставить славу мира сего и сделаться смиренным иноком". И вот Растко тайно покидает вместе с ним родительский дом и уходит на гору Афонскую.

Велика была скорбь родителей. Без устали всюду искали царственного юношу их верные слуги. Наконец кто-то открыл им, что он находится на Афоне, в русском монастыре. Стефан Неманя послал за сыном своих вельмож, и те хотели силой увезти юношу обратно на родину. Но Пречистая Афонская Владычица не позволила похитить своего избранника. Растко уговорил посланцев помолиться вместе с братией за всенощным бдением. Непривычные к долгим ночным молениям сербские воеводы крепко уснули на церковных сидениях. В то же время совершился торжественный постриг юноши в иноческий чин. При пострижении ему было дано имя Савва - в честь святого Саввы Освященного. Когда посланцы Стефана Немани пробудились, им не оставалось ничего иного, как воротиться в Сербию, неся безутешным родителям богатую одежду сына, которую тот променял на монашеское облачение, и прядь его золотых волос, что были острижены в знак отречения от мира.

И остался преподобный Савва в русском монастыре. Будучи знатного рода, он держал себя как самый простой инок, смиренно служа остальной братии. Босой обходил он Афонские монастыри. Везде иноки встречали его с великой любовью. Вскоре все они стали почитать преподобного Савву, который подвизался в денно-нощных молитвах и трудах. Родители преподобного сначала сильно горевали, но потом, рассудивши, признали, что дитя их избрало путь совершенный, ведущий в обители райские. Стефан посылал на Афон богатые дары; Савва же все раздавал бедным обителям и нуждающимся инокам, а родителям отвечал мудрыми письмами, в коих проливал Божественный свет в их души. Под влиянием сына они сами стали задумываться об отречении от суетного мира. Впоследствии Стефан Неманя оставил престол среднему сыну Стефану. Вместе с супругою Анной облеклись они в простые иноческие одежды и были наречены именами Симеона и Анастасии.

Перед смертью монах Симеон прибыл на Святую гору к неописуемой радости своего сына Саввы. Вместе обновили они старую, разрушенную морскими разбойниками обитель. Так на Святой горе появилась сербская лавра - знаменитый Хиландар, где в 1199 г. упокоился с миром святой инок Симеон.

Савва вначале глубоко скорбел. Он остался один - один с Господом. Решив спасаться в строгом уединении, он поставил в Хиландаре другого игумена, для себя же устроил молчальную келлию5 и стал усердно молиться и поститься. Изнуряя себя, преподобный терпеливо сносил скорбии болезни, моля Господа об одном: показать ему, в каком состоянии находится душа его почившего родителя. По воле Божией преподобный Симеон явился ему в великой небесной славе, в венце, сияющем ярче солнца. После этого небесного явления возликовала душа Саввы. Он словно обновился и стал еще ревностнее трудиться во славу Божию.

Смиренный Савва долго не принимал высокого сана священника, считая себя недостойным его. С трудом уговорили его благочестивейшие отцы Горы Афонской служить Господу в священническом чине, каковой он и принял в Хиландарской обители, вернувшись туда из своей уединенной келлии.

Вскоре, однако, Савва был призван к новой деятельности для страны своей. Смуты поднялись в Сербии. Старший сын Стефана Немани Вукан, воспользовавшись начавшимся в 1202 году четвертым крестовым походом, поднял мятеж против брата своего - великого жупана Стефана, призвав на помощь папу римского и короля венгерского. Вукану удалось даже временно захватить власть в Сербии. И хотя Стефан, получив поддержку со стороны православного болгарского царства, сумел вернуть себе престол великого жупана, положение его оставалось непрочным. Тут-то и явился в Сербию монах Савва и с Божьей помощью примирил враждующих братьев, после чего Вукан уже никогда не восставал на Стефана и, будучи князем Зеты8, хранил верность своему державному брату.

Великий жупан Стефан упросил Савву остаться игуменом Студеницкого монастыря. Через Савву великим светом благочестия просветилась земля Сербская. Души людей Божиих с любовью устремлялись к святителю. Много чудес совершил святой Савва на своей родине. Однажды исцелил он расслабленного, лежащего на одре болезни в полном изнеможении. В другой раз покарал неблагодарного болгарского князя Стреза, восставшего на приютившего его великого жупана Стефана: Ангел Господень поразил Стреза его же мечом, после того, как тот не пожелал внять увещаниям святого Саввы, пытавшегося примирить его со Стефаном. Много других дивных чудес совершил святитель Савва в Сербии. Но стремясь всей душой не к славе, а к тихой монашеской жизни, он, в конце концов, воротился на Афон в свой любимый Хиландарский монастырь.

В Сербии же вновь поднялись смуты, умело разжигаемые извне. Тогда влияние Рима на Восток было очень велико. В самом Константинополе, со взятия его, был латинский патриарх.

Поддавшись слабости, Стефан решил сблизиться с Западом, женился на внучке венецианского дожа Дандоло и вскоре изъявил покорность папе, прося у него королевского венца. Обрадованный римский папа Гонорий III поспешил в 1217 г. увенчать Стефана королевской короной.

С грустью смотрел на все это инок Савва. И думал о том, как уберечь Стефана и весь народ сербский от впадения в латинскую ересь. Случилось ему однажды отправиться к императору греческому по нуждам Хиландарского монастыря; византийским императором был тогда Феодор Ласкарис, и пребывал он уже не в Царьграде, захваченном латинянами, а в Никее.

С великой честью приняли царь и патриарх Савву и стали уговаривать его принять сан святительский. Смиренный угодник Божий долго отказывался, но затем, видя в этом волю Божию, уступил их просьбам. И вот, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Савва становится первым сербским архиепископом.

Перед отшествием в страну свою он попросил у Патриарха и Императора право, чтобы впредь архиепископы сербские могли быть избираемы и рукополагаемы в самой Сербии собором сербских епископов. Просьба его была исполнена.

По пути в Сербию святой Савва посетил дорогой его сердцу Афон, с коим столь много было связано в жизни смиренного инока, а ныне Архиепископа Сербского.

Святитель приехал в свой Хиландарский монастырь, чтобы проститься с братией, которая глубоко скорбела, разлучаясь с великим угодником Божиим. И святителю было горько оставлять божественное безмолвие Горы Афонской. Но преподобному явилась в небесной славе сама Пречистая Богоматерь и благословила его на новый путь - укрепила его на великие труды для своей родины.

А в Сербии уже ожидал его с нетерпением брат его Стефан, больной, кающийся в малодушных уступках своих властолюбию папы. Никто из королевского окружения не чаял исцеления государя от тяжкого недуга. Но прибытие и благословение святого Саввы, обратившегося с горячей мольбой к Господу о своем державном брате, возвратило последнему силы и здравие. Савва и Стефан, архиепископ и король сербский, вместе довершили большую соборную церковь на месте, называемом Жича, где отныне должен был быть престол сербских архипастырей. Святитель Савва посвятил двенадцать своих любимых учеников в епископы и послал их в учрежденные им епархии, поручив тщательно поучать народ.

Затем, призвав в Жичу всех правителей и вельмож, епископов и игуменов Сербской земли, святой Савва в соборной церкви торжественно облек Стефана в царскую багряницу, возложив на голову его королевский венец, и провозгласил его милостию Божией самодержавным Королем Сербским. Сим действием он прилюдно уничтожил папское "благословение", присланное Стефану вместе с королевской короной, которое не было признано народом сербским. Все радовались, и вся Сербия торжествовала это событие.

На следующий день архиепископ снова призвал всех в церковь и со святительского престола, в присутствии короля, стал поучать народ слову Божию, убеждая его быть твердым в правой вере, бороться против соблазна ереси и чистосердечно каяться в заблуждениях своих. Затем, после чтения Евангелия, сам святитель Савва громогласно прочел Символ веры, который повторяли за ним король, духовенство и весь народ. Повторил все догматы православной веры. После чего еще два дня в том же храме поучал народ. Заключил же все словами: Ни добрая жизнь без правой веры не может принести нам пользу, ни вера без добрых дел не приведет нас к Богу.

Немало чудес совершил святой Савва, радея об отечестве своем. Однажды пришлось ему беседовать с королем венгерским, убеждая последнего не начинать войны со Стефаном.

Ожесточенный венгерец не хотел и слушать разумных речей святого Саввы. День был знойный. Святитель возжаждал и попросил дать ему чашу студеной воды. Такой не оказалось, так как от зноя весь лед растаял. Тогда стал святитель дерзновенно молиться, и вдруг, по его молитве, посыпался град и повеяло живительной прохладой. Ужаснулся король Венгрии и хорошо понял, что его убеждает не начинать войну великий угодник Божий и чудотворец. Его святыми устами Сам Творец вселенной запрещает ему начинать битву с сербским королем. Венгерец со страхом, благоговейно взирал на собеседника - избранника Божия. И душа его смягчилась и умудрилась.

А вот еще другое удивительное чудо. Король Стефан скончался, не успев принять чин иноческий - образ ангельский. Уже готовились к погребению. Великий просветитель Сербии стал горячо молиться, потом положил руку на сердце умершего. Король вдруг открыл глаза. Трепет охватил окружавших гроб покойного. Святитель постриг благочестивого короля, облек его одеждою иноческой. И новопостриженный инок в полном сознании передал царство своему старшему сыну. Его святой брат молился. И во время беседы с Господом великого святителя - тихо, блаженно отошел новопостриженный инок в жизнь вечную.

 Слава о сербском святителе Савве прошла по всем Балканам, дошла и до Руси. Сам же он в ту пору стремился душою туда, где жил и страдал Спаситель. Отправившись в Иерусалим, св. Савва поклонился святым местам, посетил палестинские обители. На обратном пути он вновь побывал на любимой Святой Горе. Вернувшись же в Сербию, застал страну охваченною политическими смутами: его племянник Радослав лишился престола и принужден был бежать; позднее он искал покровительства преподобного Саввы и, по убеждению его, решился вступить в монастырь. Святитель Савва умирил сербскую землю и венчал на царство короля Владислава - второго сына Стефана Первовенчанного.

Приближался конец земной жизни св. Саввы; он избрал себе преемника, а сам опять отправился на Восток. В это свое второе путешествие Святитель снова посетил Иерусалим, оттуда Александрию, Египетские пустыни, освященные подвигами стольких святых мужей, Синайскую гору, Антиохию и монастырь преподобного Симеона Дивногорца.

Когда Святитель возвращался к себе на родину через Константинополь, то заехал к царю Болгарскому, Иоанну Асеню, своему родственнику. Здесь, накануне праздника Богоявления, святой Савва святил крещенскую воду в кафедральном храме сорока мучеников и служил вместе с Патриархом Болгарским. Здесь же святитель почувствовал и приближение своей кончины. 12 января 1235 году он причастился Святых Христовых Тайн, и в полночь мирно почил о Господе.

 Царь болгарский с великою честью похоронил тело преподобного в церкви сорока мучеников. Позднее Архиепископ Сербский Арсений и король Владислав перенесли прах Святителя в Сербию. Ко всеобщему ликованию, при открытии гроба тело Саввы обрели нетленным, а после унесения мощей свершилось чудо: место погребения Саввы сохранило чудотворную силу исцеления больных и расслабленных.

С чувством глубокой радости и утешения встретила Сербия нетленные мощи святого Саввы, которые были торжественно перенесены в монастырь Милешево, только что построенный сербским королем Владиславом как его задушбина

Святой Савва при своей долгой святой жизни совершил много благих дел для отдельных людей, и для своего отечества. Но и по праведной кончине своей он продолжал оставаться небесным заступником родной сербской земли.

Когда Сербия подпала под власть лютых и безбожных турок, последние всеми силами пытались убить в сербском народе его православную веру, заставить забыть исконное славянское имя. Но если в Боснии какое-то количество предателей из числа еретиков-богумилов и перешло в ислам, в центральных сербских землях подобного отступничества не наблюдалось. Наоборот, немногие малодушные, поколебавшиеся было ввере, чудесным образом вновь обретали силу и крепость в исповедании ее.

Вскоре турки дознались, что причина кроется в глубоком почитании сербами памяти святителя Саввы, к чьим чудотворным мощам тайно приходили даже многие мусульмане.

Тогда, по приказу самого султана, злодей Синан-паша в 1595 г. повелел доставить мощи святителя в Белград, где они затем были сожжены на месте называемом Врачар

Однако своим преступлением турки добились лишь обратного. Пепел от сожженных нечестивыми агарянами мощей святителя, развеянный над его родной Сербией, возжег пламя священной ненависти к иноземным захватчикам в каждом сербском сердце. Не отступив от истинной веры, завещанной им святителем Саввой, сербы впоследствии избавились от чужеродного ига.

И сегодня - в пору невиданных испытаний - православный сербский народ являет пример подлинно христианского мученичества и героизма, свято храня верность завету своего великого пастыря, истинного исповедника Христова.

И. Числов

http://www.christian-spirit.ru/Pages/letter.htm

25 января

Память святой мученицы Татианы

Что такое покаяние?

Беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем.

(Пс. 37, 19).

М осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли... помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!

(Лк. 23. 41-42).

"Покаяние" - это славянский перевод греческого слова "метанойя", буквально означающего "перемена ума", "перемена образа мыслей".

Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).

Что такое покаяние? Оставление прежнего и печаль о нем.

Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его. Этой дверью входим в Божию милость; кроме этого входа не обретем милости.

Преподобный Исаак Сирин. (VII век).

Покаяние - это жалость и болезнь о грехах, содеянных после крещения, которые чрез нелицемерное и истинное исповедание и сокрушение сердца, чрез иерейское разрешение отпускаются.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Ему не нужны дары; некому взять их и остановить тебя; прямо вхлдишь к самому царю, и Он принимает тебя, потому что Непамятозлобив, Человеколюбив и сожалеет о бедствиях человеческих (Иоил. 2, 13)... Прежде нежели скажешь что-нибудь, неважное или важное, Он предвидит, о чем будешь говорить. И прежде нежели отверзешь уста свои, наперед знает, что у тебя в сердце. Не колеблись и не скрывай своего недуга.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

Дело покаяния совершается тремя добродетелями: 1) очищением помыслов; 2) непрестанной молитвой; 3) терпением постигающих нас скорбей.

Преподобный Макарий Великий (IV век).

Каяться - значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, - значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, - значит всею душою желать исправления и заглаждения их.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Осознание греха перед Богом, - т. е. не просто: что-то я не то сделал, а именно перед Богом. Это предполагает, во-первых, веру, а во-вторых, обязательно личное отношение с Богом, связь с Ним, богообщение. И это осознание - не протоколирование какого-то формального нарушения, а живое чувство того, что то, что я сделал, неприятно Богу моему, я этим огорчил, обидел, оскорбил Бога. Покаяние - не копание в себе и не холодный самоотчет, а живое ощущение, что грех разлучил меня с Богом.

Игумен Петр (Мещеринов) (XX-XXI вв.).

Покаяние имеет великую силу, оно может человека, сильно погрузившегося в грехи, освободить от бремени грехов и поставить в безопасности, хотя бы он достиг самой глубины зла... Врачевство покаяния состоит в осознании своих грехов и исповедании их.

Если ты будешь исповедовать грехи, как должно, то душа смирится, ибо совесть, терзая ее, делает душу смиренною.

:Диавол, зная, что исповедание греха есть избавление от греха, склоняет душу к бесстыдному упорству. Но ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил. Нет ничего справедливее такого оправдания. Таким образом ты умилостивишь Бога; таким образом и сам себя сделаешь более медленным на те же грехи... Ни у кого из согрешивших не бывает недостатка в бесстыдных оправданиях. Человекоубийца может сослаться на свою раздражительность, вор на бедность, прелюбодей на похоть, иной на власть; но все это - предлоги неосновательные, не представляющие никакой уважительной причины. Не от них происходят грехи, но от воли согрешающих.

Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но, чтобы простить; не для того, чтобы Ему узнать грех твой: разве Он и без этого не знает? Но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Хочет Он показать тебе великость Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы был медлительнее на грех, ревностнее к добродетели.

Блаженный Давид был царь, и однако говорил:измыю на всякую нощь ложе мое (Пс. 6, 7); ни багряница, ни диадема нисколько не причиняли ему вреда и не возбуждали в нем гордости; потому что он сознавал, что он человек; он имел сердце сокрушенное, потому и плакал. Что такое дела человеческие? Пепел и пыль, прах пред лицом ветра, дым и тень, лист и цвет, уносимые ветром, сон, мечта и баснь, пустое колебание воздуха, легко возбуждаемое, перо возметаемое, течение непостоянное...

Когда согрешишь, плачь и стенай не о том, что будешь наказан, ибо это ничего не значит; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столь кроток, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в сем состоит исповедание. Не будь же ныне весел, завтра печален, потом опять весел. Напротив - непрестанно плачь и сокрушайся.

Святитель Иоанн Златоуст (IV-V век).

Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения. Покаяние есть помысл самоосуждения и попечение о себе, свободное от внешних попечений. Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния... Покаяние есть примирение с Господом через совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного.

Покаяние есть бесскорбное отвержение всякого утешения телесного.

Воздыхания наши и сетования вопиют ко Господу; слезы, происходящие от страха, ходатайствуют о нас; а те, которые от всесвятой любви, являют нам, что моление наше принято.

Плачущим неприлично богословствовать; ибо этим истребляются их слезы.

Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольститься ею, и не принять волка вместо пастыря.

С богоугодным плачем часто сплетается гнуснейшая слеза тщеславия; и сие на опыте благочестно узнаем, когда увидим, что мы плачем и предаемся гневливости.

Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения.

Кто содержит в сердце памятозлобие и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.

Преподобный Иоанн Лествичник (VI-VII век).

Человеку свойственно падать, а дьяволу - не каяться.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

У Бога всемогущество с правдой, милость с мерой и весом - поэтому не может Бог помиловать того, кто не кается, ни дать тому, кто не просит, не ищет и сам не милует другого.

Преподобный Симеон Новый Богослов (+1021).

Просмотри всякий жизнь свою, все нечистое в ней вымой слезами покаяния и потом, до положения живота, стой твердо в трудах доброделания и очищай сердце от худых помыслов и страстей.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

В покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным, и потому постоянно нуждающимся в Искупителе.

Спаситель говорил не раз: Шедше, научитеся, что есть, милости хощу, а не жертвы (Матф. 9, 13). Это значит: Господь, умилосердившись над падшими и погибшими человеками, всем даровал покаяние в единственное средство к спасению, потому что все объяты падением и погибелью. Он не взыскивает, даже не желает от них жертв, к которым они не способны, а желает, чтобы они умилосердились над собою, сознали свое бедствие, освободились от него покаянием. К упомянутым словам Господь присовокупил страшные слова: не приидох, - сказал Он, - призвати праведники, но грешники на покаяние. Кто названы праведниками? те несчастные, слепотствующие грешники, которые, будучи обмануты самомнением, не находят покаяние существенно нужным для себя, и потому, или отвергают его, или небрегут о нем.

Отвергните от себя не только явные грехи - убийство, грабительство, блуд, клевету, ложь, но и пагубные развлечения, и наслаждения плотские, и мечтания преступные, и помышления беззаконные - все, все воспрещаемое Евангелием. Прежнюю греховную жизнь омойте слезами искреннего раскаяния.

Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение... В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует...

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867).

http://www.ioann.ru/?partid=15

30 января
Преподобный Антоний Великий

нтоний Великий родился в Египте около 250-го года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. 18-ти лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах о том, как они оставили все в этом мире, чтобы следовать за Господом и служить Ему. Входит в храм и слышит евангельские слова: "Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной (Мт. 19:21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он опять идёт в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: "Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы (Мт. 6:34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.

Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали "другом Божиим." Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказывется, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, - в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. "Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?" - воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему. "Я был здесь, - сказал ему Господь, - и ждал, пока не увижу твоего подвига."

Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: "Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне." Вдруг он видит: кто то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. "Делай так и спасешься," - сказал ему ангел Господень.

Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.

Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. "Куда ты хочешь бежать?" - был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил в, чтобы удалиться от людей. "В верхнюю Фиваиду," отвечал Антоний. Но тот же голос возразил ему: "Поплывешь ли ты вверх - в Фиваиду, или вниз - в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню." Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.

Через три для пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему больных; он молился о них и исцелял их.

Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Проходил пустыне. После братского лобзания, Павел спросил Антония: в каком положении род человеческий? какое правление в мире? остаются ли еще идолопоклонники? Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства - горькой. Пока старцы беседовали спустился к ним ворон и положил хлеб. "Щедр и милостив Господь," воскликнул Павел: "Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб."

На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, (знаменитого борьбой за Православие против арианской ереси. чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: "Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю." На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящегося на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов.

"Зачем, Павел, не дождался ты меня? - воскликнул Антоний. - Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!" Однако когда он вошел в пещеру Павла, то нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.

Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.

Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника - аввы, (авва, евр. слово - значит отец жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.

http://www1.pravmir.ru/2007/01/28/prepodobnyj-antonij-velikij/

Поместный Собор Русской Православной Церкви состоится

27-29 января 2009 года

Особое прошение

"Призри, Всеблагий Владыко, на предстоящий Собор архипастырей, пастырей и верных чад Твоих, во еже благоугодно совершити им устроение Церкве нашея, и подай им духа премудрости и разума, духа страха Божия, духа благочестия и ревности о славе имене Твоего Святаго; огради же их от всяких искушений, соблазнов и разделений, да непреткновенно в любви и единомыслии совершат они избрание Первосвятителя Церкве нашея, молимся Тебе, Всещедрый Господи, услыши и помилуй".

http://www.pravoslavie.ru

Без семене от Божественного Духа волею же Отчею, зачала еси Сына Божия. От Отца без матере прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша плотию познала еси Младенца и млеком питала еси. Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Месяцеслов

Воскресенье, 25 Января 2009 года. Неделя 32-я по Пятидесятнице.
Мц. Татианы. Свт. Саввы, архиеп. Сербского. Мч. Петра Авессаломита,
Прп. Мартиниана Белоезерского. Иконы Божией Матери 'Млекопитательница'

Понедельник, 26 Января 2009 года. Седмица 33-я по Пятидесятнице.
Мчч. Ермила и Стратоника. Прп. Иакова, еп. Низибийского.
Прп. Елеазара Анзерского. Прп. Иринарха, затворника Ростовского

Вторник, 27 Января 2009 года.
Отдание праздника Богоявления. Прпп. отцов, в Синае и

Раифе избиенных. Св. равноап. Нины, просветительницы Грузии

Среда, 28 Января 2009 года.
Прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Прпп. Прохора и Гавриила Сербских

Четверг, 29 Января 2009 года.
Поклонение честным веригам ап. Петра. Прав. Максима, иерея Тотемского

Пятница, 30 Января 2009 года.
Прп. Антония Великого. Прп. Антония Черноезерского.
Прп. Антония Краснохолмского

Суббота, 31 Января 2009 года

Свтт. Афанасия Великого и Кирилла, архиепп. Александрийских.
Прп. Афанасия Сяндемского. Прав. Афанасия Наволоцкого,
Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского
.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz