"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Hеделя о мытаре и фарисее. Собор Новомучеников и Исповедников Российских. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. День памяти прп. Ефрема Сирина. Покаянная молитва. Житие преподобного отца нашего Лаврентия, затворника Печерского. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Значение и сущность смирения. Больны ли вы гордыней? Святой мученик Трифон. Месяцеслов. |
Днесь радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.
|
ПРИГОТОВЛЕHИЕ К ПОСТУ
СМИРЕHИЕ (Hеделя о мытаре и фарисее)
ледующая неделя называется: "Hеделя о мытаре и фарисее". Hакануне этого дня, в субботу на вечерне, впервые открывается Триодь Постная, книга богослужений Великого Поста, и к обычным воскресным стихирам и канонам прибавляются стихиры и каноны недели мытаря и фарисея. Они посвящены главным образом смирению, необходимому для истинного покаяния.
В Евангельской притче (Лука, 18, 10-14) показан человек всегда довольный собой, думающий, что он исполняет "весь закон", все требования религии. Он самоуверен и гордится собой. Однако на самом деле он извращает н не понимает смысл требований религии. Он видит в них только исполнение внешних обрядов и оценивает свое благочестие согласно количеству денег, которые он жертвует на храм. Мытарь, напротив, унижает себя, и его смирение оправдывает его перед Богом. Если и есть нравственное качество, на которое теперь совершенно не обращают внимания и даже отрицают, то это именно смирение. Культура, цивилизация, окружающая нас постоянно, возбуждает в нас чувство гордости, самохвальства, самооправдания. Она построена на том понятии, что человек может достичь всего сам, и даже изображает Бога как Того, Кто вознаграждает, как бы платит человеку за его достижения и добрые дела. Смирение - как качество личное или общее, этническое или национальное - считается признаком слабости, недостойным настоящего человека. Hо разве даже в церквах наших нет того же фарисейского духа? Разве нам не хочется, чтобы всякое наше пожертвование, всякое "доброе дело", все, что мы делаем "для Церкви", было принято, оценено, стало бы известным?
Hо что такое смирение? Ответ на этот вопрос может показаться парадоксом, так как он основан на странном утверждении: Господь Сам смиренен! Однако каждому, кто знает Бога, кто созерцает Его в Его творении и в Его спасительных действиях, ясно, что смирение - действительно божественное свойство, сама суть и сияние той Славы, которой, как мы поем за Божественной литургией, исполнены небо и земля. В нашем человеческом понятии мы склонны противопоставлять славу и смирение, видеть в последнем какой-то изъян или слабость. По человеческому понятию, только наше невежество, отсутствие знаний могут вызывать в нас чувство смирения. современному человеку, воспитанному на общественной гласности, самоуверенности, бесконечном самохвальстве, почти невозможно объяснить и втолковать, что то, что по-настоящему совершенно, подлинно, прекрасно и хорошо, в то же время естественно смиренно, так как именно благодаря своему совершенству оно не нуждается в гласности, внешней славе, какой-либо пропаганде. Бог смиренен потому, что Он совершенен; Его смирение и есть Его слава и источник всего действительно прекрасного, совершенного, источник добра и совершенства, и каждый, кто приближается к Богу и узнает Его, немедленно приобщается к божественному смирению и его красоте. Именно благодаря своему смирению Дева Мария, Матерь Божия, сделалась радостью всего мира, величайшим откровением красоты на земле; то же можно сказать о всех святых и о каждом человеке в редкие минуты его соприкосновения с Богом.
Как можно стать смиренным? Для христианина - простой ответ: созерцание Христа, воплощенного божественного смирения, Того, в Котором Бог показал раз и навсегда всю славу Свою в смирении и все смирение Свое в славе. Христос сказал в ночь Его наивысшего смирения: "Hыне
прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в нем" (Иоанн, 13,31). Смирению учишься, созерцая Христа, Который сказал: "Hаучитесь от Меня, ибо Я кроток и смиренен сердцем" (Матф. 11,29). В конце концов смирению учишься, соразмеряя и сравнивая каждое свое слово, каждый поступок, всю свою жизнь с Христом. Потому что без Hего настоящее смирение невозможно, тогда как у фарисея даже вера становится гордостью; в своем фарисейском тщеславии он гордится своими человеческими, внешними достижениями.Приготовление к Посту начинается прошением, молитвой о получении смирения, так как смирение - это начало настоящего покаяния. Смирение - прежде и больше всего восстановление, возвращение к настоящему порядку вещей, правильных понятий. Его корни питаются смирением, и смирение, прекрасное божественное смирение - его плод и завершение. "Фарисейского избежим высокоглаголания (напыщенного многословия)",- говорится в Кондаке этого дня,- и "научимся высоте смиренных слов мытаря...". Мы у дверей покаяния, и в самый торжественный момент воскресной всенощной, после того как возвещено Воскресение и явление Христа, "Воскресение Христово видевше", первый раз поются тропари, которые будут сопровождать нас в течение всего Великого Поста: Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
Hа спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Множества содеянных мною лютых помышляю окаянный, трепещу страшного дне судного: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.
Отвори мне двери покаяния, Податель жизни, потому что моя душа с раннего утра стремится к святому храму Твоему, так как храм моего тела весь осквернен: но ты, Щедрый, очисти меня Твоею милостию.
Hаставь, меня, Богородица, на путь спасения, потому что постыдными делами я осквернил мою душу и в лености провел и истратил все дни моей жизни: но Твоими молитвами избавь, еня от всякой нечистоты.
Думая о множестве дурных дел, которые совершил я, несчастный, я трепещу при мысли о дне страшного суда. Hо, надеясь на Твою исполненную любви доброту, как Давид, я взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.
Протоиерей Александр Шмеман
httр://www.krotov.info/libr_min/25_sh/shmе/mаn_12.html
8 февраля
Собор Новомучеников и Исповедников Российских
озлюбленные братья и сестры! Сегодня Святая Церковь светло празднует собор Новомучеников и Исповедников российских, пострадавших от безбожного гонения в XX веке. В этот день мы должны прислушаться, к чему они призывают, посмотреть, какой они дают пример.
Каждый святой имеет особую благодать помогать в тех наших жизненных обстоятельствах, с которыми он сам сталкивался в своем житии, а время Новомучеников так близко к нам!
Посмотрим на историю России. В течение последних 300 лет это сплошные испытания, постоянные искушения. Начиная со времени царствования Петра I до начала Первой Мировой Войны население России выросло более, чем в 10 раз, но в то же время число православных храмов увеличилось лишь в 4 раза, причем на царствование двух последних российских Царей приходится половина этого прироста. Если же мы посмотрим на положение монашества, этой души Церкви, то увидим ошеломляющие цифры. В 1701 году было 1200 монастырей, ко 2 половине XVIII в. - только 380, и лишь к концу царствования Царя-Мученика это число почти восстановилось (1025). Число монахов с 25 тыс. снизилось до 6 тыс., но при последнем Императоре в России было уже 95 тыс. монашествующих. Обратите внимание: это похоже на то, что мы видим сейчас - та же картина большого роста числа храмов и монастырей после гонений. Но это внешний рост, который еще не вполне достигает необходимой внутренней глубины. Мы еще далеки от той духовной высоты, на которой стояли наши предки.Но, к сожалению, время возрождения России в начале XX века и в наши дни имеет еще одно сходство: сейчас, как и тогда, наряду с отрадным явлением возрождения духовности, развивается так называемая "свобода", но это свобода для греха. Сейчас мы столкнулись с массированной пропагандой насилия и разврата. То же было и в начале того века, когда даже открывались такие заведения, дома, "о которых срамно есть и глаголати". И тогда средства массовой информации шли в наступление против Церкви, против законной власти, используя деньги врагов России, в том числе воюющих с Россией Германии и Японии. Сейчас мы не знаем, на чьи деньги, но приемы у СМИ те же. Клевета на Церковь, священство и власть. Эти аналогии подводят нас к страшным прогнозам, как бы не повторились такие же гонения.
И тогда распространялось пьянство, курение, карточные и другие азартные игры, различный оккультизм, спиритизм, теософия. И тогда деньги повсюду начинали становиться во главе всех ценностей. Эти страшные явления духовной деградации затрагивали в том числе и Церковь. Например, когда весь день и всю ночь шло прощание с находившимся в храме телом Пушкина, тогда после похорон весь пол в храме был усеян окурками. В этих условиях борьбы возрождения и разложения, борьбы святости и соблазна наши новомученики явили пример личной победы над этими грехами. Если бы не так, если бы они сами были подвержены этим грехам, тогда Господь не сподобил бы их пролить за Себя кровь и не венчал бы их мученическим венцом. Изучая жития каждого из Новомучеников, а так же биографии тех людей, которые враждовали с ними, снова и снова убеждаешься в этом. В ком была слабинка, тот предал Церковь, Царя, Отечество, стал сотрудничать с большевиками, ушел в обновленческий и другие расколы.
Новомученики явили нам пример великой любви, любви к Богу и к людям.
Как они любили Господа? Это выражалось в первую очередь в молитве, в церковных службах. Мы вас постоянно призываем совершать утренние и вечерние молитвы. Но сможете ли вы прочесть все эти молитвы от начала и до конца без книги, на память? А если нам придется попасть в тюрьму и
не будет книг? Вы отвечаете мне, что будем читать Иисусову молитву. Это, конечно, выход. Но наши Новомученики знали наизусть не только ежедневное правило, но совершали по памяти все церковные службы: вечерню, утреню и даже Божественную Литургию. Вы видите, что мы совершаем Литургию на Престоле. В условиях же лагеря бывало: один из страдальцев ложился, и Литургия совершалась на его груди, как на живых мученических мощах. Сможете ли вы молиться, зная, что завтра расстрел? Они же молились и в самое время, когда их расстреливали. И отец с сыновьями говорил: "Расстреляйте сыновей на моих глазах, что бы я помолился о них, а потом меня" (прот. Философ Орнатский). Мы должны взять с них пример, и так напитать молитвословиями свою душу, чтобы уметь молиться в любых условиях.Новомученики явили нам и великий пример любви к людям. Возлюби ближнего, как самого себя, глаголет Господь, а мы привычно вопрошаем: "и кто есть ближний мой". Ближними для Новомучеников оказались уголовники, и среди них самые отъявленные. Лагерное начальство умышленно помещало верующих среди самых отбросов воровского мира. К пыткам охраны прибавлялись изощренные побои и издевательства этих, казалось бы, совсем потерявших образ Божий людей. Но именно в этих условиях они молились и совершали эти службы Богу по памяти. И происходило самое великое чудо, которое только возможно на этой земле - чудо преображения человеческих душ. Когда эти вчерашние мучители начинали любить заключенных батюшек или епископов, заботиться о них, подкармливать. Особенно страшной была жизнь
матушек-монахинь, попавших в такие условия. Но когда они выходили на свободу, оставшиеся там люди тосковали и плакали.А мы с вами не то, что врагов, и друзей то любить не можем малой частью той любви.
Лик Новомучеников - это многие тысячи. Причислены к лику святых около полутора тысяч, и это число постоянно растет. Чтобы их страдания не остались тщетными, чтобы их подвиг не пропал даром, мы с вами, малое стадо верных христиан, хотя и грешных, но старающихся посещать церковные службы, исповедываться, причащаться, должны обязательно воспользоваться этим примером любви. Еще раз призываю вас выучить наизусть утренние и вечерние молитвы. Конечно, мы надеемся, что Господь избавит нас от гонений за веру, как слабосильных, надеемся, что не будем заключены в тюрьму без молитвенника. Но каждому из нас предстоит смертный час. Сего никто не избежит. И в момент, когда уже и "глазки не видят, и ножки не ходят", сможем ли мы молиться или будем думать только о своих болях? Сможем ли мы не капризничать и с благодарностью принимать заботы о нас наших ближних? Сможем ли мы непрестанно возносить Богу - не упреки и сетования - но повторять лишь слова: "Слава Богу за все!" - и на самом смертном одре???
Будем же усерднее молиться нашим Новомученикам - и да помогут они нам в самый ответственный момент - при переходе в вечность! И да сподобит нас Господь - как и их!!! - мирной кончины. Да, это поразительный факт - у мучеников кончина была мирной! На мир - вокруг нас - надеяться нечего: мирность эту мы должны иметь внутри нас - как ее имели наши святые и в самый час мученической смерти!
Священник Константин
htt
р://www.st-nikolаs.orthodoxу.ru9февраля
Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438).
вятитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах. В 438 году Прокл, Патриарх Константинопольский (434-447 гг.), совершая Богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков.
Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408-450 гг.) и от лица Церкви и народа просил его об этом.
Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу. Когда же императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды).
Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его
мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: "Прими престол свой, отче!" - и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес "Мир всем!"В IX веке Иосиф Песнописец, Косма Веститор и другие написали песнопения в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, которые и поныне поются Церковью в воспоминание этого события.
htt
р://hrаmnаgorkе.ru/саlеndаr/2008/2/9/2432/10 февраля
День памяти прп. Ефрема Сирина
Покаянная молитва
еликий Пост - это радостный период нашей жизни, когда мы очищаем себя от множества грехов. В это время, в церкви и дома, во время каждого молитвенного правила или моления читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина. По церковному уставу она читается на часах и во всю святую Четыредесятницу, кроме субботы и воскресенья.
Святой Ефрем (ок. 306-373) был сыном земледельца из города Низибии в Месопотамии. Он родился в царствование Константина Великого от христианских родителей и дожил до царствования Феодосия Великого.
В юношестве он был безрассудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по ложному обвинению в краже овец, прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился.
После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание и вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Эдессы, поучал народ, проповедовал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложеннаго ему св. Василием Великим в Кессарии.
Преподобный отец наш Ефрем, прожив богоугодно много лет и приведши многих ко спасению, заблаговременно провидел свою кончину и написал для своих учеников поучительное завещание. Проболев немного, он в глубокой старости отошел ко Господу в сане диакона. Случилось это в 373 году.
Честное тело его было погребено в его обители, находившейся в пустыне, в пределах Эдесских в Сирии, а святая душа его предстоит ныне престолу Владыки, ходатайствуя о нас, чтобы мы получили прощение грехов наших, по его молитвам, благодатью и милосердием Господа нашего Иисуса Христа.
Св. Ефрем оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, а также умилительные молитвы, песнопения и много сочинений аскетического характера.
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
(Земной поклон)Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.
(Земной поклон)Боже, очисти мя грешного.
(12 раз и столько же поясных поклонов)(Потом повторить всю молитву)
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. (один земной поклон)
11 февраля
Житие преподобного отца нашего Лаврентия,
затворника Печерского
осле искушения, постигшего преподобных затворников Печерских Исаакия и Никиту
1, приобрел известность подвизавшийся в том же святом Печерском монастыре блаженный Лаврентий, который также возымел дерзновение, как добрый воин Христов, одними собственными силами вести борьбу с противоборствующим душе губителем-дьяволом, врагом подвижников. Он пожелал посвятить себя молитве в строгом затворе, утвердившись в той мысли, что именно о затворническом житии Господь говорит в словах: "когда ты молишься, войди в дом свой, затвори за собою дверь и помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:6). Но преподобные отцы решительно не советовали ему делать это в святом Печерском монастыре, где дьявол наиболее строил козни спасающимся отцам. Они вспоминали, как здесь враг одолел Исаакия и Никиту, боровшихся с ним наедине, в затворе; их обоих, едва лишь после многих молитв, привели в чувство. Тогда Лаврентий, простившись с братией, отошел в монастырь святого великомученика Димитрия, построенный князем Изяславом2, и там подвизался в затворе. Он начал вести самую строгую жизнь и проявлять величайшую ревность о своем спасении, предпринимая с каждым днем все большие труды, умерщвляя все страстные вожделения воздержанием и голодом, искореняя их мечом духовным, то есть - силою молитвы, и угашая разожженные стрелы врага водою своих слез. Так, по благодати Божьей, он не только сам избежал бесовских стрел, но и получил от всещедрого Господа дар чудесно исцелять различные язвы и недуги людей, а равно изгонять бесов.Раз к преподобному Лаврентию, среди многих других, был приведен из Киева для исцеления один человек, одержимый бесом, настолько свирепым и сильным, что то дерево, которое с трудом могли понести десять человек, он один брал легко и отбрасывал вдаль. Блаженный затворник, желая прославления благодатью своему духовному отечеству, святому Печерскому монастырю, повелел отвести этого человека туда. Тогда бесноватый начал вопить:
- К кому ты посылаешь меня? Я не смею даже приблизиться к пещере, так как в ней почивает много святых. В самом же монастыре есть тридцать святых черноризцев, которых я боюсь, - а с прочими я веду борьбу.
Когда бесноватый поведал это о благодати, почивающей на святом Печерском монастыре, блаженный снова повелел отвести его туда насильно, чтобы лучше удостовериться во всем, сказанном им. Ведшие бесноватого, зная, что он никогда не бывал в Печерском монастыре и никого не знает там, спрашивали его:
- Кто эти подвижники, которых ты боишься?
В это время всех братий в Печерском монастыре было сто восемнадцать.
Бесноватый перечислил по именам тридцать из них и сказал:
- Все они одним словом могут изгнать меня.
Тогда ведшие его сказали ему снова:
- Мы хотим заключить тебя в пещере.
Он на это ответил им:
- Какая мне польза вести борьбу с мертвыми? ибо они имеют гораздо большее дерзновение молиться Богу о своих черноризцах и о всех приходящих к ним. Если же вы хотите видеть мою способность вести борьбу, то ведите меня в монастырь: кроме указанных тридцати мужей, я могу бороться со всеми остальными.
Затем он начал показывать свои способности, произнося речи по-еврейски, по-римски, по-гречески, словом - на всех языках, которых он никогда и не слышал. Провожавшие его устрашились и много дивились изменению его речи и способности говорить на разных языках. После этого, прежде чем они вошли в монастырь, нечистый дух оставил бесноватого; исцелившийся начал со смыслом рассуждать, и бывшие с ним пришли в радость. Затем, все вместе, они вошли в святую чудотворную Печерскую церковь воздать хвалу Богу. Узнав об этом, игумен пришел со всею братией в церковь. Исцеленный не знал ни игумена, ни кого-либо из тех тридцати мужей, именами которых называл во время беснования. Тогда стали спрашивать его:
- Кто исцелил тебя?
Он, взирая на чудотворную икону Пресвятые Богородицы, ответил:
- С нею встретили нас святые мужи, числом тридцать, и я исцелился.
При этом имена всех их он помнил, а в лицо не знал ни одного.
Тогда они все вместе воздали хвалу Богу. Его Пречистой Матери и святым угодникам его.
Так прославилось святое место Печерской обители по благо устроению Божьему, возвещенному блаженным затворником Лаврентием, который, по прошествии некоторого времени оставил Печерскую обитель и был возведен на Туровскую кафедру
3. По блаженной кончине святого Лаврентия4, тело его было перенесено в Киево-Печерский монастырь и с честью положено в пещерах, в которых и доселе его чудотворные мощи пребывают нетленными, в честь видящего втайне, но воздающего затворникам явно, прославляемого в Троице Бога, Которому слава во веки. Аминь.htt
р://рrаvoslаviе.nаmе/indеx.рhр?downloаd/sаints/Jаn/2912
февраляСобор вселенских учителей и святителей Василия Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоустого
[ Историческая справка ]
царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнена, который принял царскую власть после Никифора Ботаниата, был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости.
Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его искусным оратором, так как он всех превосходил словом и делом, причем видели в нем мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их
к покаянию.Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова.
Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так, одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости.
Спустя некоторое время после того, как возникли споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, - притом не во сне, а наяву, - Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью. Они сказали ему едиными устами:
- Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога.
Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством (4). В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого мужа, так как он усмотрел, что в январе совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день - Василия Великого, в двадцать пятый - божественного Григория, а в двадцать седьмой - святого Златоуста, - то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало.
Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к Боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея 40 лет от рождения, и в течение 8 лет
был предстоятелем Церкви.Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своей святой жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван Богословом. Он был святителем в Константинополе 12 лет, утверждая Православие. Пожив затем малое время на Патриаршем престоле (как об этом пишется в его житии), он оставил престол по преклонности возраста и, будучи 60 лет, отошел в горные обители.
О божественном Златоусте по справедливости можно сказать, что он превзошел всех еллинских мудрецов разумом, убедительностью слова и изяществом речи; Божественное Писание он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным образом, в добродетельной жизни и боговидении он далеко превзошел всех. Он был источником милости и любви, был исполнен ревности учительства. Всего он прожил 60 лет; пастырем Христовой Церкви был 6 лет.
htt
р://www.раtriаrсhiа.ru/db/tеxt/362261.htmlОдеяние Божества. О том, как приобрести смирение
Значение и сущность смирения
Глава I
Значение и сущность смирения
мирение побеждает козни диавола
Все мы, живущие на земле, находимся в большой опасности. Почему? Потому что, по словам апостола Петра, в окружающем нас мире диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8).
Ни одни из нас не может спасти свою душу, не победив в борьбе с падшими ангелами. Злобные демоны, сами низвергнутые в ад, поставили перед собой цель и человечество погубить в его безднах. Они соблазняют человека, опутывают его страстями и доводят до грехопадений. Для этого нечистые духи используют все доступные им средства. Не имея возможности насильно заставить людей совершать беззакония, демоны действуют хитростью. Что же мы можем противопоставить коварству диавола? Этот вопрос беспокоил христианских подвижников с древних времен.
Однажды преподобный Антоний Великий духовным взором увидел все сети диавола, раскинутые по земле. Вздохнув, он сказал:
- Горе роду человеческому! Кто может освободиться от этих сетей?
В ответ преподобный услышал голос свыше:
- Смиренномудрый спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему.
Все козни диавола разрушаются смирением. Чем более мы с помощью Божией совершенствуемся в смирении, тем менее подвергаемся опасности быть обольщенными и погубленными коварными демонами.
Невидимо бесы борются с нами через помыслы, а осязаемо посредством других людей, от которых мы терпим несправедливые оскорбления и притеснения. Если демонам удается полностью овладеть каким-нибудь человеком, тогда они начинают использовать его для еще более грубых нападении на нас. Об одном из таких искушений рассказывается в "Отечнике".
К старцу-отшельнику пришел человек, одержимый бесом. Из уст несчастного постоянно истекала пена, и его внешний вид был ужасен. Увидев старца, он ударил его по щеке. Отшельник подставил другую. Демон, не вытерпев смирения подвижника, тотчас вышел из бесноватого.
Диавол, нападая на нас через других людей, стремится возбудить в наших сердцах по отношению к ним гнев и вражду. Во время подобных искушений нам необходимо проявлять особую любовь к человеку, притесняющему нас, и смирением перед ним побеждать диавола. Конечно, это относится к нашей личной жизни. Зло, которое сознательно стремится уничтожить общественные устои, стереть с лица земли целые народы или погубить хотя бы одного человека, должно пресекаться самыми жесткими методами.
В истории Церкви были случаи, когда диавол лично являлся великим святым и пытался выместить на них свою злобу. Так, однажды преподобный Макарий Египетский нес в келлию пальмовые ветви для плетения корзин. Неожиданно на своем пути он встретил диавола, который замахнулся серпом и хотел ударить его, но не смог. - Макарий! - обратился он к святому. - Из-за тебя я терплю великую скорбь, потому что не в состоянии победить тебя. Вот и я делаю все, что делаешь ты. Ты постишься - ничего вовсе не ем и я; ты бодрствуешь - и я никогда не сплю. Одно, впрочем, есть, в чем ты превосходишь меня.
- Что это такое? - спросил его преподобный.
- Смирение твое, - отвечал диавол, - вот почему я и не могу бороться с тобой.
Обольщая людей, сатана может принимать образы Христа, ангелов и святых. Являясь в таком обличим христианам, он пытается привести их в состояние духовного прельщения. Однажды в древности диавол предстал в виде ангела перед одним египетским подвижником и, возбуждая в нем тщеславие, сказал:
- Я, архангел Гавриил, послан к тебе!
Смотри! - смиренно и простодушно молвил старец. - Не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне ангелы. После этих слов диавол тотчас исчез. Демоны, будучи чрезвычайно наглыми и гордыми, приближаясь к смиренномудрому человеку, теряют всю свою злобную силу, и все их казни превращаются в ничто. Египетский подвижник авва Моисей говорил, что имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмеивается демонами1.
Смирение - основа всех добродетелей
Предания Церкви хранят немало повествовании о великом значении смирения для духовной жизни человека. Вот одно из них.
В далекие времена христианка попала на необитаемый остров, где сорок лет провела в подвигах поста и молитвы, терпя различные лишения. Наконец к острову пристал корабль, и она вернулась на материк. Придя к одному из великих подвижников, женщина поведала ему про свои отшельнические подвиги. Внимательно выслушав ее, старец спросил:
- А можешь ли ты принимать поношения от людей, как благовония?
- Нет, отче, - смущенно ответила христианка.
- Тогда ты ничего не приобрела за все сорок лет своих подвигов, - сделал неутешительный вывод старец.
Таким образом, проведя долгие годы вне человеческого общества, невольная отшельница не приобрела самого главного - смирения, без которого все остальные добродетели теряют свою силу. Знаменитый духовный писатель древности преподобный авва Дорофей сравнивал процесс спасения души со строительством дома. Он писал, что строитель должен на каждый камень класть известковый раствор, ибо без него камни распадутся и здание обрушится. Для духовного дома христианина кирпичами являются добродетели, а известью служит смирение 1. Любое доброе дело, совершаемое без него, не приносит человеку никакой пользы. По этому поводу мудрая египетская подвижница блаженная Синклитикия сказала, что как деревянный корабль невозможно построить без гвоздей, так и спастись нельзя без смиренномудрия2 . В нашей духовной жизни доски - это добродетели, а гвозди - смиренные мысли о них.
Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения жить одной, чтобы без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:
- Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, а все в бездне живет, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всем воле Божией - вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби - это выше всяких подвигов!
Другой своей духовной дочери, попросившей у него благословение на приобретение Евангелия и Псалтири, преподобный Анатолий посоветовал:
- Купить купи, но, главное, неленостно исполняй послушание, смиряйся и все терпи. Это будет выше поста и молитвы.
Значение смирения для успешного духовного роста христианина заключается и в том, что оно имеет свойство охранять душу от гордости. Сколько бы человек ни приобрел добродетелей и как бы близко ни приблизился к Богу, смирение не только не дает ему видеть свою святость, но, наоборот, еще более погружает в сознание собственной греховности.
Схимонах Никодим, афонский подвижник XIX века, получил от Бога великий дар слез: он мог плакать по своему желанию столько, сколько хотел. Его духовник, заметив у него такую добродетель, спросил:
- Давно ли ты имеешь этот дар?
- Два года с половиною, - ответил схимонах Никодим, - с того времени, как я после беседы с тобой об этом даровании Божием сделал тебе поклон и испросил у тебя благословения искать этот дар Божий. А до того времени я три года с трудом понуждал себя к ежедневным слезам.
На это признание духовник сказал ему:
- Ты получил этот дар за послушание, а не за твои заслуги. Знай, что всякий дар Божий сохраняется смирением. Берегись от возношения, не осуждай никого и постоянно укоряй себя. Другие тоже имеют этот дар, но считают себя хуже всех.
Святые отцы отмечали, что Бог дает христианину добродетели не за духовные подвиги, а за смиренномудрие. По мере же возрастания в человеке смирения Господь приумножает и Свои дары.
Смирение - источник мира и радости.
Одна из сестер Шамординской обители за невольный проступок получила от настоятельницы строгий выговор. Сестра попыталась было объяснить причину своей провинности, но разгневанная начальница не хотела ничего слушать и тут же при всех пригрозила поставить ее на поклоны. Больно и обидно стало шамординской насельнице. Однако она подавила в себе самолюбие, замолчала и смиренно попросила прощение у настоятельницы. Придя к себе в келлию, сестра вдруг вместо стыда и смущения ощутила в своем сердце неизъяснимую радость. Вечером того же дня она сообщила о всем случившемся преподобному Амвросию Оптинскому, который, выслушав ее рассказ, сказал:
- Этот случай промыслителен. Помни его. Господь захотел показать тебе, как сладок плод смирения, чтобы ты, ощутив его, всегда понуждала себя к смирению: сначала к внешнему, а затем и к внутреннему. Когда человек понуждает себя смиряться, Господь утешает его внутренне, и это-то и есть та благодать, которую Бог дает смиренным. Самооправдание только кажется облегчающим средством, а на самом деле приносит в душу мрак и смущение.
Слово "смирение" имеет в своей основе слово "мир". Это указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми. Известный египетский подвижник авва Пафнутий рассказывал, что в дни своей молодости постоянно ходил к великим старцам, хотя они жили в пустыне на расстоянии двенадцати миль от него. Авва Пафнутий открывал им все свои мысли. Они же говорили ему всегда одно и то же:
- Куда бы ты ни пришел, храни смирение, и будешь спокоен.
Смирение приносит человеку мир, радость и благодатную безмятежность. Оно же делает эти чувства в христианине непоколебимыми, даже несмотря на скорби и житейскую суету. Если мы в любых искушениях будем прибегать под покров Смирения, то найдем единственно правильное решение всех своих проблем.
Протоиерей Вячеслав Тулупов
htt
р://www.рrаvmir.ru/аrtiсlе_533.htmlДушевный лекарь
Больны ли вы гордыней?
Иное дело превозноситься; иное дело не возноситься; а иное смиряться. Один целый день судит (обо всех и о всем); другой ни о чем не судит, но и себя не осуждает, третий же, будучи неповинен, всегда сам себя осуждает.
Преподобный Иоанн Лествичник (VI-VII век)
Гордый тех, которые почитают его, считает за ничто, а честь, которую они ему воздают, дорого ценит.
Святитель Иоанн Златоуст (+
407).Как узнать, что я горд и самолюбив? Это сейчас можно узнать. Если кто-нибудь из моих знакомых сухо и небрежно обойдется со мною, и я обижусь этим: это значит, что я горд и самолюбив. Если негладкое слово оскорбит меня: значит тоже, что я горд. Если кто против возразит мне, и я тем обижаюсь и раздражаюсь: тоже я горд.
Кто заражен гордостью, тот ко всему склонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Гордость можно узнать по плодам: гнев, лицемерие, досада, ненависть, зависть, прекословие, своенравие, непокорство и корень хулы... Позабыл еще свойство гордости: она строгий судья немощи других.
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).
Юношеские сомнения от гордости:
1. "Нужно сделать что-то решительное, выйти из компромиссов, отдать Богу все".
2. "Нельзя часто приобщаться - чувство своего недостоинства".
3. "Гордое чувство своей необычайной греховности".
4. "Нельзя выходить замуж, т. к. слишком много берешь на себя - создание новых людей".
Общее место гордых - возмущаться чужой ложью, протестовать против неправды, восстановлять истину. Они и не замечают в своем ослеплении, что сами опутаны ложью, что они не выносят истины даже в слабом ее растворе, что надо заслужить право на истину.
Священник Александр Ельчанинов (1881-1934).
Очень древний священник с большой седой бородой, сгорбившись, шёл по улице, вокруг него бесилась куча мальчишек, прыгали, бросали в старика грязью и всё кричали на него: "Поп, поп, поп!" Он шёл молча, сгорбившись, и только уж когда грязь попадала к нему в лицо, крестился, поднимал голову и повторял вовсе незлобиво: "Ах, деточки, деточки!"
Писатель Михаил Пришвин (1873-1954).
htt
р://www.ioаnn.ru/indеx.рhр?id=246&раrtid=7
Святой мученик Трифон
вятой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии - Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.
Когда на царский престол вступил император Некий (249-251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям: били палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона
. Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божии. Это событие произошло в городе Никее в 250 году. Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в которой он пострадал, но святой Трифон, в видении, повелел перенести его тело на свою родину в селение Кампсаду. Это и было исполнено.Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви.
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю - мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета, и этот юноша произнес: "Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься". Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Через некоторое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
*Просвирнин А. Святой мученик Трифон
Журнал Московской Патриархии. 1969. № 2. С. 59-64.*
Воскресенье, 8 Февраля 2009 года. Неделя о мытаре и фарисее.
Собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских
Прпп. Ксенофонта, Марии, Аркадия, Иоанна. Прп. Феодора Студийского.
Блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии.
Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову
Понедельник, 9 Февраля 2009 года. Седмица 1-я предуготовительная.
Вторник, 10 Февраля 2009 года.
Прп. Ефрема Сирина
. Прп. Исаака Сирина.Среда, 11 Февраля 2009 года.
Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца.
Свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского.
Свтт. Герасима, Питирима и Ионы, епп. Великопермских.
Мч. Романа и иже с ним
Четверг, 12 Февраля 2009 года.
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Пятница, 13 Февраля 2009 года.
Бесср. мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дочерей ее,
Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского
Суббота, 14 Февраля 2009 года.
Предпразднство Сретения Господня
Мч. Трифона. Мцц. Перпетуи и иже с нею.
Прп. Петра Галатийского
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!