"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Неделя о Страшном Суде. Святая Мученица Валентина. Праздник Иверской иконы Божией Матери. Память Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378), Наш Патриарх. Про Масленицу (Сырную седьмицу). О жизни после смерти. Месяцеслов. |
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая
.Неделя о Страшном Суде
это воскресенье Мать-Церковь свершает со всеми своими чадами, дарует всем своим детям великое духовное благодеяние. Апостол Павел говорит, что у многих лежит на очах некое покрывало греха, которое, помрачая наше сердце, не дает нам видеть то, что надобно видеть. И действительно, большинство из нас, не смотря на дар веры, много помрачены заботами, печалями и сластями житейскими, так что наш взор рассеян, устремлен на многообразные предметы этого мира, всецело поглощен наблюдением за той земной жизнью, в которой все течет и все изменяется. Еще тяжелее внутреннее наше состояние, ибо мысленный наш духовный взор - взор сердечный - к сожалению, совершенно замусорен и загрязнен действием страстей и лукавых мечтаний. Об этом знает всякий, кто хотя бы на минуту закроет глаза и сосредоточится, заглянет в глубину души своей. Об этом знает всякий, кто пытается помолиться сосредоточенно и внимательно, и обнаруживает, как это трудно сделать. Насколько мрачно
покрывало, лежащее на нашем сердце, мы догадываемся и тогда, когда отходим ко сну, и наш мысленный взор тогда бывает обуреваем со всех сторон уродливыми мечтаниями, воспоминаниями, образами этого мира, так что зачастую и сон бывает не в сладость, не в успокоение. Сегодня же Мать-Церковь своей духовной рукой срывает с нашего лица это бесовское, демоническое покрывало, и мы получаем возможность, обратив очи горе, увидеть духовно то, что видеть должно, увидеть страшную картину Суда Господня, картину, которую живописал нам Сам Господь Иисус Христос в Своем Божественном Евангелии.Чем пристальнее мы будем вглядываться в эту картину, тем больший трепет и страх ощутит душа, впрочем - спасительные, и тем легче ей будет выпрямиться, дабы сделать хотя бы два-три шага вперед, ко Господу, Спасителю и Судии своему. И точно, Церковь, во мгновение ока устраняя все земное и житейское, открывает нам Престол, а на Престоле - Судию, от лица Которого бежит и небо, и земля. Мы созерцаем духовно Агнца Божия в окружении Небесных сил бесплотных, воинства Господня, которое предстоит Своему Владыке, дабы по единому мановению Его свершить последнее судебное действие, которое имеет свершиться в час кончины мира. Духовными очами, духовными ушами мы созерцаем и слышим, как от Престола исходят огненные молнии, громы, гласы, видим пред Престолом огненную реку, за которой открываются узилища и бездны ада, приуготовленные милосердным Господом для всех соблазнов, пороков, грехов, для отверженных духов и тех, кто здесь на земле пожелал им служить, соделавшись добровольным отступником от Христа и Его Закона.
Духовно должно нам созерцать Страшный Суд не только в это воскресенье, но ежедневно, в течение всех кратких дней нашей жизни, ибо это то событие, которое непременно будет иметь место, так как о нем возвестил Бог. Это то событие, которого непременно мы будем участниками, будем подсудимыми, предстанем пред Престолом Божиим, дабы на веки вечные решилась участь наша. Чем глубже мы запечатлеем в сердце образ Страшного Суда, тем проще, яснее будет наша земная жизнь, ибо нам становится ясным, что оставшееся до Страшного Суда время, прежде всего, необходимо желающему спастись, расторгнуть союз с лукавым духом, выйти из-под влияния отверженного духа. Единожды отрекшись от служения ему в Крещении, подтвердить слова отречения жизнью, которая есть не что иное, как непрестанное сражение с сатаною и его приспешниками - бесами. Тот, кто не хочет вобрать в ум и сердце всю серьезность этого противостояния, конечно же, не сможет победить сатану, хотя ему, всем нам дарованы для этого необходимые, достаточные силы и средства. Созерцая Страшный Суд духовными очами, мы начинаем понимать, что расторгнув дружество с сатаною, каждый из нас призван подвигом покаяния очиститься от внутренней скверны греха, порабощающего и душу и тело, очиститься от той тьмы, в которой находятся наш ум и сердце, иначе Господь Бог не признает в нас Своих рабов и служителей. Устремляясь очами горе, мы понимаем, что по очищении от тьмы греха, нам необходимо обновиться действием Божией благодати так, чтобы сердце произрастило Христовы добродетели, нам необходимо стяжать те свойства Господа Иисуса Христа, которые именуются смирением, чистотой, кротостью, миром и, особенно, любовью. Только в этих одеждах Христовых добродетелей и надлежит являться нам - христианам - пред очи Страшного Судии.
Немыслимо и страшно вымолвить, если Суд Господень застанет нас в ризах порока: гнева, блуда, гордости, сребролюбия, зависти, уныния и печали. Стало быть, всякий раз, когда мы приближаемся к иконе Иисуса Христа - Спасителя, раскрываем молитвослов или Евангелие, начинаем наше утреннее или вечернее правило, нам надлежит, с помощью Божией, отвергнув от себя это покрывало греха, которое не дает нам видеть Суд Господень, вступать пред Лице Божие и предварять Страшный Суд осуждением самих себя. Так молиться, чтобы подлинно восчувствовать устремленный на нас взор Владыки-Искупителя нашего. Святые Отцы, которые в течение всей жизни вот так со страхом и трепетом молились, свидетельствуют, что в день Страшного Суда не понадобится никаких свидетелей и свидетельств для осуждения грешника, но действием Святого Духа, тонким духовным действием, которое подобно мечу, рассекающему плоть и кровь, мы увидим сокрытую дотоле от нашего взора скверну
. Так что эта нечистота станет предметом ужаса и содрогания для всех воскрешенных на Суд человеков и Небесных сил. Это страшное событие совершится с теми из нас, кто здесь на земле не хотя на молитве открывать язвы сердца своего Господу, не просит Спасителя, как заповедала нам Мать-Церковь: "Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего".Вот почему молитва именуется предварением Страшного Суда. Правильна та молитва, то молитвенное делание, когда, встав пред взором Господа, мы просим, дабы Он обнажил пред нами самими сокрытую от нас скверну наших помышлений и деяний. Правильна та молитва, совершая которую мы вместе с мытарем ощущаем себя, свое недостоинство, греховность, нечистоту и проникаемся умиленным чувством близости к Судии, Который милует нас, если мы искренно осуждаем себя самих. Человек, так старающийся молиться, никогда не впадает в пагубное самообольщение, но получит в этом молитвенном делании ответы на все вопросы духа своего, разрешит все
недоумения сердца своего. И, если христианин юн и молод, то созерцание Страшного Суда покажет и докажет ему, что наша жизнь кратка и скоротечна, ибо "близ есть, при дверех", как говорит апостол о часе Страшного Суда. А если христианин прожил долгую жизнь и начинает томиться, говорит или думает о себе, что он зажился на белом свете, то памятование и Страшном Суде вразумляет и отрезвляет его. Он начинает понимать, что каждый день, каждый час, каждая минута бытия, дарованного нам - есть величайшая милость Господня, за которую должно благодарить, и проживая каждый день, час, миг, должно плакать, плакать о себе самих, дабы Бог очистил нас от всякой скверны и приготовил ко дню Суда Своего.Если иной человек, по действию мирского духа, обольщаемый сатаною, считает, что жизнь его бессмысленна, что он потерял цель в этой жизни и не знает, куда идти, то достаточно поднять духовный взор, узреть Престол и Судию на нем, услышать слова, исходящие из уст Судии: "Аз есмь Путь, Истина и Жизнь. Приидите ко Мне, вси труждающиеся и Аз упокою вас", - как это обольщение, это разочарование земной жизнью, эта кажущаяся бессмысленность бытия отходит и развеивается, словно прах, потому что Страшный Суд свидетельствует: цель нашей жизни есть служение Господу, есть исполнение Его воли,
есть покаяние и прославление Имени Господа делами, достойными нашей святейшей веры. Есть люди, которые соблазняются видимым торжеством неправды на земле, ропщут, унывают и мятутся, вопрошая Небо: "Почто благоденствуют злодеи? Почему бесправны и безответны добрые и праведные?" Памятуя о Страшном Суде, мы тотчас приемлем откровение: да, на земле правды часто не бывает, но не бывает именно потому, что есть высшая, неизменная, вечная, небесная правда, служа которой, всякий неправедно обижаемый, гонимый, злословимый, еще в этой жизни торжествует и побеждает. Если только сохраняет в непорочности свою совесть, если только не отвечает злом на зло, терпит, прославляя Создателя за попущенные ему скорби.Забывая о Страшном Суде, наконец, люди очень часто начинают роптать под бременем недугов и болезней, хворей, которые неотъемлемы от нашего земного бытия. Вспомни о Страшном Суде, и ты увидишь, что в этом мире нет случайностей, и ты поймешь, что Праведен и Благ Господь, попустивший тебе в этой жизни страдать. Только посмотри духовным взором на Судию, и ты поймешь, за какие грехи дарована тебе болезнь. Только помолись Судии, и ты поймешь, что, претерпевая эту болезнь, ты получишь величайшую выгоду, а именно, а именно - сокрушишь сатану под ноги свои, если только будешь благодарить, и будешь терпеть, и будешь беречься всякого ропота. Так что эти земные недуги мужественному крестоносцу, памятующему о Суде, когда Господь отрет от лица всякую слезу, терпение болезни своей будет в очищение, освящение и без труда - спасение.
Удержим, братья и сестры, насколько можно далее в нашем сердце откровение о Страшном Суде. Будем постоянно поддерживать памятование о Суде чрез чтение Божественных Писаний, чрез воспоминание о том, что мы прочли и знаем. И если это делание укрепится в нас, тогда мы поймем всю неоценимость дарованного откровения о Суде Господнем, ибо великая пропасть разделяет земную жизнь от той, которая будет иметь своим концом Суд Божий. Там, на Престоле ждет нас Судия нелицеприятный, здесь, в земной жизни, Господь являет Себя милосерднейшим Врачом, исцеляющим все человеческие недуги, прощающий все человеческие грехи, лишь бы только, воспомянув о Суде, мы сокрушались, покаялись, исповедовались, попросили помощи, прославляли Господа, сказали бы Ему от сердца: "Господи, я грешен, слаб и немощен, но во всех своих грехах каюсь и твердо верую, что Ты меня очистишь, помилуешь и спасешь".
Итак, не будем, братья и сестры, прогонять от себя благодатное напоминание о Страшном Суде, но примем это горькое лекарство, дабы оно претворилось в сладость, очищение и покаяние. Будем ходить пред Богом в страхе и трепете, и верен Господь, Который не лишит нас еще здесь, на земле, Своей радости и спасения. Аминь.
Протоиерей Артемий Владимиров
http://www.hram-ks.ru/p_strash_sud1.shtml
23 февраля
Святая Мученица Валентина
ведения об этой мученице очень скудны и малочисленны. Известно, что она пострадала за веру Христову в Палестине в 308 г. при Максимиане II Галерии.
Святая мученица Валентина происходила из города Кесарии. Ныне на месте этого города одни лишь развалины, но во времена правления императора Максимиана это был один из больших и великолепных городов Средиземноморья.
Мученическую смерть свою Святая Валентина приняла от Фирмилиана, правителя палестинской области.
Она была благочестивой девицей и глубоковерующей христианкой. Её доставили на суд к Фирмилиану, по обвинению в непочитании языческих богов. Правитель тотчас же велел ей принести жертву идолам и с этой целью приказал отвести её в языческий храм, находящийся неподалёку от судилища. Но, будучи приведённой в храм, Валентина, вместо того, чтобы принести жертву идолам, имела смелость бросить в пылающий огонь жертвенника камень и оборотиться у нему спиною. Тогда Фирмилиан, придя в ярость от дерзости её и непослушания, повелел нещадно бить её по рёбрам, а затем подвергнуть усечению мечом. Несмотря на то, что Святую Валентину приговорили к различным мучениям и позорной казни, она, при содействии Благодати Христовой, переносила свои мучения с великим мужеством и возносила перед казнью благодарение Богу, чтобы затем, смиренно склонившись под меч, предать дух свой в руки Его.
В те древние времена нечестивые люди служили идолам, а многие и вовсе поклонялись созданию и делу своих собственных рук, но среди них просияла вера многих святых христиан, в том числе и Святой Валентины. Она, удаляясь от всякого зла, жила свою недолгую жизнь кротко и праведно, богоугодно и безпорочно. На церковь Христову были воздвигаемы частые гонения и многие из праведников, претерпев страдальческие подвиги, удостаивались венца мученического.
Святая Валентина являет собой пример кротости и благочестия, а вместе с тем, самоотверженного мужества, такого, с каким подобает христианам защищать веру свою. Она, не убоявшись боли и смерти, не отвратилась от Господа любящего и милосердного, не уклонилась с пути истинного. И сегодня, пребывая на Небесах, Святая Валентина призвана помогать всем пытаемым за веру, а так же вводимым в сомнение.
Образ её, носимый нательно, убережёт носящего от погружения в дьявольские учения, сохраняя сердце его в чистоте и святости.
http://www.vmikhailov.ru/advisor/theme.aspx/28
25 февраля
Праздник Иверской иконы Божией Матери.
ся Православная Россия, весь мир покланяется Честной Вратарнице - древнейшей иконе Матери Божией, первообраз которой находится в Иверской обители на Афоне. А именно в нынешний день благодарная Россия приняла в XVII в. освященный список этого древнего образа, по желанию святейшего патриарха Никона, после чего установленная в нарочито отстроенной часовне, эта икона стала истинной Вратарницей, истинной Хозяйкой стольного царствующего града Москвы.
И всякий раз, когда мы читаем акафист Иверской иконе Божией Матери, то припе-ваем: "Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские нам отверзающая!" Особенно понятны сегодня эти слова нам грешным, ибо все пространнее и шире становится путь, ведущий в погибель, все большее число крещеных людей, по ослеплению, по действию лукаво-го, по обольщению, следует этим путем, вводящим в пагубу. Со дня на день умножаются соблазны, увеличивается их губительная сила, и многие от рождения так и не видят Солнца своей жизни - Господа Иисуса Христа. Как рабы, обрекают себя, по вине родителей, слу-жению греху и самому князю тьмы. Все более узким становится путь, ведущий ко спасе-нию, т. е. все больше требует он решимости, осторожности, благоразумия, любви к Богу.
Но нет воли Небесного Отца, дабы погиб и единый из малых сих, верующих в Него. Вот почему Царица Небесная, Мария Богородица, не оскудевает в своем невидимом пред-стательстве за род наш, но денно нощно подвизается, дабы чада Церкви Христовой не заблудили от пути спасительного. Просвещает, наставляет и укрепляет на этом узком пути непорочной православной веры, евангельского самоотвержения, покаяния и нелицемерной любви. Вот почему нам подобает всемерно чтить Вратарницу, Пречистую Деву Марию, по-читая Ее икону Иверскую. Она утверждает нас на избранной дороге служения Господу, свидетельствуя о том, каков этот путь, и что потребно тому, кто желает по нему истинно шествовать. Матерь Божия, держа на руках Царя Славы, Господа Иисуса Христа, своим перстом указывает, что именно в Нем спасение. Веря в него, как в Бога воплотившегося, оживает человеческая душа. Тот, кто, хотя бы и в малом, повредит эту евангельскую церковную святоотеческую веру - вовеки погибает, лишаясь живительной благодати Божией. Напротив, тот, кто содержит эту веру в непорочности, хотя бы был и немощен, и грешен, но если с покаянием воздыхает пред Богом, указуя на веру свою правую - получит от Господа благодатную помощь, силу, избавление от рабства стра-стям.
В век, когда умножаются беззакония, оскудевает любовь, христиане с головы до ног поражены страшной язвой высокоумия, соединенного с ним жестокосердия, пола-гают, что угождают Богу, однако, не имеют ни теплоты, ни снисхождения, ни сострадания, ни терпимости, ни великодушия, ни снисходительности, ни жалости, но, словно звери, уяз-вляют
друг друга осуждающими помыслами, грешными колкими словами, легко отчужда-ются друг от друга, поддаваясь ухищрениям диавола. ... , которая никого не уничижает, никого не осуждает, ни над кем не превозносится, не имеет диавольского сорадования злу, неправде, но печалится о всем недолжном и молится о всем должном. И тот, кто облекает-ся в эту ризу долготерпения, сострадания, хотя бы не на словах, но в глубине души не ос-тавлял усилия к сопереживанию, сорадованию с ближним, скорбел о грехах и немощах, общих всем нам, тот очевидно не сбился с пути. Но тот, кто затаил в сердце - хотя бы и не желая того - неприязнь, отчуждение, испытывает леденящий холод к людям, легко огорча-ется, соблазняется, отвращается от людей, считает, что не имеет сил носить их беззакония, не желает терпеть их немощи - таковой в опасном положении, близок к тому, что вечная тьма обымет его и совершенно сокроет от него свет Царства Божия.Пресвятая Богородица Вратарница напоминает нам, что единственный путь к Богу, путь исцеления души, есть непрестанная молитва. По заповеди Иисуса Христа, нам должно всегда в молитве искать милости Божией, всегда стучать в двери милосердия Господня, всегда просить Бога, дабы Он не закрыл пред нами врата Своего Царствия прежде исхода нашего из земной временной жизни.
Меньше должно сегодня христианам думать, погружаться т. е. в воспоминания, или отдаваться мечтаниям, но гораздо надежнее, отбросив бесполезные помыслы, пребывая с которыми мы поддаемся духу уныния и печали, не мудрствуя лукаво, стучать в дверь милосердия Господня, в качестве ключа от этой двери используя Имя Христово, призываемое с верою, покаянием и надеждою на помощь свыше.
Так сохранять себя от всякой скверны плоти и духа, стараясь с благоговением относиться к людям, почитая для себя потерянным тот день, в который мы кого-нибудь огорчи-ли, уязвили, поранили чье-то самолюбие, но, напротив, предпочитая быть обидимыми, нежели обижать, гонимыми, нежели гнать, осуждаемыми, нежели осуждать, скоро привлечем на душу милость Пресвятой Богородицы, а Ее всемощным ходатайством - и благоволение к нам и Единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа.
"В немногих словах, - говорит ветхозаветный пророк, - совершается спасение наше." Оно просто и доступно имеющим разум. Спасение это заключается в том, чтобы серд-цем - право веровать в Господа Вседержителя, устами - исповедывать тайну Боговоплощения, делами - свидетельствовать нашу веру, веру, которая живится лишь, меряется, верной любовью к ближнему. Матерь Божия помогает нам, братья и сестры, созерцать, содержать умом и сердцем эти спасительные истины. Не только соглашаться с ними умом, но и самой жизнью исповедывать их так, чтобы благодать Господня не оказалась бездейственной в нашем сердце, но со дня на день помогала нам меняться от худшего к лучшему и таким об-разом исполняться той радости, которая ждет всякого бескорыстно трудящегося на стезе покаяния, молитвы, любви к людям и Богоугождения.
Пресвятая Богородице, спасай нас!
Протоиерей Артемий Владимиров
http://www.hram-ks.ru/p_strash_sud1.shtml
25 февраля память Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378)
вятитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества.
Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: "Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей". С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители - старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал его преемником в 1354 году. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом "всечестнаго митрополита и экзарха". На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Алексий молился и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа. Восторженно встретила святителя Москва.
Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве - ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу - его супругу. "Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры". И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась.
Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Им основаны в 1361 году Спаса Неруко-творенного Образа монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря) по обету, который он дал, когда корабль во время его поездки в Константинополь терпел бедствие; Чудов - в Московском Кремле, восстановлены и две древние обители - Благовещенская в Нижнем Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 году также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская).
Святитель Алексий достиг глубокой старости - 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю
http://kungur-religios.ucoz.ru/news/2008-02-23-10
25 февраля День своего тезоименитства отмечал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Наш Патриарх
помню прощание с Патриархом Пименом: прохладный полумрак Елоховского собора, цепочка верующих, монотонное чтение Евангелия, восковые руки почившего Патриарха. Особая, сосредоточенная тишина, которая бывает в минуты молитвенного ожидания:
Помню всеобщую радость, когда узнали, кто избран в Лавре новым Патриархом. "Аксиос!" было единодушным.
Как всё изменилось за это время!
Первое, что поражало в новом Патриархе Алексии - его необыкновенная энергия. Сообщения из самых удалённых уголков страны: там освятил тюремый храм, там служил в маленьком разорённом монастыре, а на фото от монастыря одни стены:
СМИ начали учиться выговаривать непривычные слова, чаще всего поначалу с неправильными ударениями "Серафим Саровский", "Сергий Радонежский", "Алексий Второй", уже не считаться с тем, что в стране есть православные и у них есть Патриарх, они не могли.
Всегда спокойный, бодрый, энергичный, он всё чаще стал появляться на телеэкране. Это сейчас Рождественское и Пасхальное послание, прямые репортажи с торжественных богослужений, интервью вроде как само собой разумеющееся. Ведь не было ничего этого, и помыслить невозможно было, что Патриарху дадут слово.
Помню первые крестные ходы. Самодельные по большей части хоругви и облачения, и все знакомые лица. Не так уж и много нас, верующих, оказывалось, когда на улицу выходили.
Перенесение мощей батюшки Серафима. Мы оказались почти сразу за ракой, так и шли, следом за Святейшим, за духовенством, и такое, действительно, пасхальное, ликование! Мы вместе, мы - Церковь, мы- семья!
Освящение нашего храма. Накануне Патриарх просто заехал посмотреть, как идёт подготовка. Он совсем рядом с нами, с улыбкой говорит, что наш храм и отца Алексия и Сергия Мечёвых любил Патриарх Тихон. И Патриарх Алексей служил у нас на Маросейке часто. Всегда с любовью отзывался о нашем настоятеле отце Александре. Службы эти незабываемы. Потом обязательно очень- очень подробно осматривал храм. У него взгляд был такой- как будто всё сразу видит, насквозь. И при этом, хоть все знали (многие ещё по Пюхтицам), какой он строгий, всегда взыскивал за неблагоговение, непорядок,- он весь - милость, весь любовь ( у нас, кстати, никогда и не ругал никого, только радовался). Вот есть такие люди, с ними просто рядом стоишь, а душа ликует, и слов нет, вот хорошо и всё: Так вот радостно и торжественно всегда было:
Первые лекции в только что созданном Свято-Тихоновском Богословском институте. Мы ходили вольнослушателями сначала в Андроников монастырь, потом в МГУ на Воробьёвы горы. Лекторы - лучшие священники и богословы - отвечают на самые болезненные, животрепещущие вопросы, о которых вчера ещё говорили в основном шёпотом на кухнях: об общении с Западной церковью, о канонизации царской семьи: Просто рассказывают, что такое- быть православным, что такое православная семья:Мы же ничего этого не знаем, связь утеряна, всему надо учиться заново- вот так вот, просто каждый день жить по-христиански. Такая уж мы паства:
Появляются воскресные школы, институты, открываются семинарии. И вот- канонизация целого сонма новомучеников и Царской семьи.
И вот, наконец- то, болезненной, кровоточивой послереволюционной раной меньше- восстановление единства Церкви.
Когда оно случилось, кажется, что и не могло быть по- другому: А ведь могло, если бы не Пастырь наш Добрый:
Ощущение сиротства на молебне перед Фёдоровской иконой Божией Матери в 93году. И - надежда- говорят, Святейший организовал переговоры сторон в Даниловом. А через улицу было слышно, как стреляют. Когда всё затихло, пришло осознание, что Святейший только что удержал страну на краю ужасной кровавой пропасти. Каких сил, каких молитв это стоило- один Господь знает:
События 1991, и 1993, и изощрённая, подлая, в спину, ложь от своих и чужих, поношение и непонимание слева и справа в течение всех этих лет- всё по сердцу, всё по его сердцу:
Удержать и направлять корабль среди такой смуты и пены, среди такого поношения можно, наверное, только с помощью Божией. Это действительно был крестный путь, полного самоотречения:
:Вечерами, после работы в храме, мы с будущим мужем гуляли по Москве. На наших глазах возрождался Данилов монастырь, рос Храм Христа Спасителя, из небытия возникли Казанский собор на Красной Площади и Иверская часовня. Всё трудами и попечениям Святейшего:Всё- через тернии и препоны чиновничьего равнодушия, через трясину неверия и невежества:
И уже вокруг храмов как будто оазисы жизни возникают среди всеобщего раздора и развала- цветущие палисадники за церковной оградой, приюты, богадельни: А ведь первое, что говорилось - зачем вы, православные, стены строите, лучше бы нищим такие деньжищи раздали: Где- то такие слова уже звучали:
Прославление о. Алексея Мечёва. Поток, неисчислимая река людская вслед за ракой Батюшки, сопровождаемой сотнями священников, разве сравнится с первыми крестными ходами?!
Как он всё успевал, наш Патриарх? Немыслимо для человека: длиннейшие службы, ведь патриаршим чином- 200 литургий в год, разъезды, дела, и в то же время, он видел, не скользил взглядом, а ВИДЕЛ каждого, кто подходил к нему за благословением.
Завистливые взгляды цеплялись только за внешнее: клобук, мантию, сверкающую машину, парадную сторону власти: А что за этим всем - тяжелейший груз ответственности за всех и вся, одиночество, невозможность побыть "просто человеком", даже поболеть- это ж не замечается.
Рассказывали, что патриарх Пимен мечтал о собаке, но боялся смутить неправильно понимающих благочестие пасомых.
У Патриарха Алексея жил старенький пекинес, и почему-то чаще всего в эти дни Интернете публикуется не парадная, в блеске славы, фотография, а та, на которой Святейший в простой ряске кормит на дворе курочек, и к нему прыгает толстый меховой кот. Оттепель, лужи, талый снежок: Домашняя, простая сценка трогает почему- то до слёз. Настоящий он на ней: Наш Патриарх:
Казалось, это будет всегда, так надёжно и спокойно, что бы ни случилось, звучал Его голос:
И вдруг:
Первая мысль: "не уберегли мы его:" Всё очень остро, очень близко. Ощущение на лице дыхания Вечности, вдруг приблизившейся к нам, к которой душа не готова, а он - вот:Он- как блестяще сдавший самый трудный экзамен, с облегчением вздохнул, он- у Господа, там, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. В вечной радости:
Не могу, плачу, как будто это в нашей семье горе, Отца потеряли:
Но какие мы счастливые, что у нас был такой Патриарх!
Моли Бога о нас, дорогой и добрый наш Пастырь! Не оставь нас своими молитвами!
Вечная память!
Татьяна Любимова
Про Масленицу (Сырную седьмицу)
оследняя приготовительная ко св. Четыредесятнице неделя называется Сырною, а в просторечии масляною или масляницей, от употребления в эту неделю сырной пищи по установлению Церкви, и Сыропустною, потому что ею оканчивается пред Четыредесятницею ядение сырной пищи. Своим Богослужением, постановлениями и обыкновениями в седмицу Сырную, Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже "преддверие покаяния, предпразднество воздержания, светлое предпутие поста, седмица предочистительная". В эту седмицу Церковь предочищает нас телесно и духовно, предварительным воздержанием и пощением, соответственным времени Богослужением и примирением взаимным или обычаем взаимного прощения.
"Дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но, мало помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста". Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, постановила для православных христиан употреблять в последнюю неделю пред Четыредесятницею сырную пищу; а, по словам блаженного Симеона Фесалоникийского в противодействие, какому - то еретическому мнению. Это древнее постановление Церкви в VII веке еще более утвердилось и распространилось по обету Византийского царя Ираклия (610 - 640). Шесть лет воюя против Хозроя, царя Персидского, Ираклий, отягченный
продолжительною и изнурительною войною, дал обещание Богу пресечь совершенно, по благополучном окончании этой тягостной войны, употребление мяс в последнюю неделю пред Четыредесятницею.По благополучном прекращении брани, уважая благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь исполнила его благое желание, согласное с ея св. намерениями, подтвердив употребление сырной пищи в седмицу пред Великим постом. Кроме этого постановления о воздержании в Сырную седмицу, Церковь предписывает в среду и пятницу ея пощение до вечера, как в Великий пост, хотя это пощение состоит более во времени, нежели в пище, которая бывает сырная, как и в прочие дни настоящей седмицы. Сообразно намерениям приготовления к св. Четыредесятнице, предочищая души и тела верующих к подвигам поста, Церковь в неделю Сырную не сочетовает браков; в среду и пятницу этой седмицы не совершает литургии, а вместо ея часы, и, как во дни св. Четыредесятницы, в сии два дня Сырной недели с коленопреклонением произносит молитву св. преподобного Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего" и проч. Кроме того, в каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения приготовляемых к посту, прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах поста, по словам Господа: "обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте и в плаче и в рыдании" (Иоил. II, 12); в пятницу Сырную воспоминает крестные страдания Спасителя.
А в субботу творит память всех св. преподобных и Богоносных мужей и жен, просиявших пощением, и синаксарь в эту субботу начинается стихами:
Душам праведным, ихже память присно пребывает:
Жертвы покаяния приношу словеса.
Как воинов, ополченных и готовых на брань, воеводы одушевляют наставлением и напоминанием им о воинах, отличившихся мужеством и храбростью: так Церковь, при ополчении нас на духовную брань во дни св. Четыредесятницы, укрепляет на духовные подвиги примером св. подвижников. "Яко да к первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть", помня, что и св. подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были также люди, облеченные немощами плоти и нам подобные по естеству.
Изобразив вкратце дела Божие от начала мира и приблизив нас ко вратам св. Четыредесятницы, Церковь в воскресный день Сыропустной седмицы приводит нам на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, представляя в утрате ими невинного блаженного состояния достойный пример для слез и покаяния в св. Четыредесятницу; а бедствием, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия, внушая: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия. Синаксарь в неделю Сырную начинается словами:
Мир с родоначальники горько да восплачет:
Снедию сладкою падший с падшими.
На литургии в воскресный день Сыропустной седмицы словами Евангелия Церковь благовествует нам о том, что нужно нам для получения от Бога прощения грехов во время поста, и как должно поститься (Матф. VI, 14 - 20). Она научает нас, что для получения от Бога прощения наших грехов нам самим надобно прежде простить ближних, согрешивших против нас, Господь глаголет в Евангелии: аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Истинный же пост состоит в нелицемерном и искреннем соблюдении церковных правил пощения не пред глазами ближних, но пред очами Бога всеведущего. Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духа для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения, временных благ; - есть истинный день для делания благих дел, как говорит Церковь словами Ап. Павла, читаемыми в неделю Мясопустную: нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. Ядый не ядущаго да не укоряет: и неядый ядущаго да не осуждает (Римлян. XIII, 12 - XIV, 3).
Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день пред Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примириться со всеми, в древние времена пустынники Египетские собирались в последний день Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжении Четыредесятницы; врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно - подвижники обыкновенно возвращались в монастырь. И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни Сырной недели, по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение Сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения во храме на вечернем Богослужении, в знак примирения и освящения, постановлено Церковью для верующих лобызать священные изображения Бога и святых.
Протоиерей Г. С. Дебольский
http://www.pravpost.org.ua/page.php?al=maslyanica
Расскажите о жизни после смерти
огда умирает человек, у него останавливается сердце, дыхание, наступает клиническая, а потом биологическая смерть. В это время его душа отрывается от тела, попадает в другое измерение и чувствует себя легко, свободно и прекрасно, как это описано во многих случаях, в частности в книге Моуди.
Далее, когда он постепенно приходит в себя, когда он осваивается в другом измерении, перед ним начинают проходить картины прошедшей жизни. Человек начинает оценивать прошедшее, и вот тут-то возникают все сложности. Там тянутся за тобой твои дурные мысли, дурные поступки, тянутся последствия этих поступков. Ты обречен (или обречена) это видеть - и ничего не можешь сделать, все продолжает разрушаться...
У Крылова есть басня о том, как в преисподней какая-то ведьма варила двух грешников в котлах. Поварив одного, она открыла крышку, тот высунулся и сделал перерыв. А другого она все время варила, и тот возмутился, сидя в котле, высунулся оттуда и говорит: "Ну, чего ты меня тут держишь? Кто он такой? Он разбойник! А я мирный писатель. Почему мне сидеть тут так долго?" А ведьма сказала: "Милый мой, вот тот разбойник делал свои грязные дела, но он умер, и все уже прошло. А ты умер, но твои гнусные книги, которые разлагают людей, продолжают действовать..." Значит, здесь очень сложная штука: когда мы умрем, за нами все это будет тащиться.
Далее. Человек бездуховный, который привык жить только внешними впечатлениями, когда он отрывается от этого мира, он просто в ужасе, потому что он лишен всего, чем он жил. Чем живет такой человек? Едой, питьем, обыкновенными чувствами - поспать, поесть и прочее. Но там-то уж не поспишь - кончилось это. И с едой кончилось, и со многими другими забавами. Что же дальше? Человек как в пустоте. Вот пример. В одиночке человек сидит, лишенный всего, часто даже света. Если у него что-то в голове было, в сердце было, он еще как-то может перебиться. Но если он жил только внешним, то в этой одиночке он сходит с ума, потому что у него ничего нет в душе.
Так вот, процесс вхождения человека в иной мир очень сложен и труден, и Православная Церковь в своей традиции называет это "мытарствами". И мы не знаем многого, что там происходит, но только верим, что Творец более благ, более справедлив, более мудр, чем мы, и глубже знает нас самих, чем мы. Не надо понимать ад как уголовное наказание, что-то вроде места бессрочного заключения. Это иное - это отражение нашей черноты.
Может ли быть она там рассеяна? Многие учители Церкви убеждены, что не только может, но это должно быть. Библия говорит нам, что некогда, когда мир преобразится, Бог отрет всякую слезу и будет всем во всем. Всем во всем, в каждом из нас... Не сказано, что Он будет в некоторых, а он будет во всем. Значит, все злое исчезнет, останется полнота, красота и свет. И предчувствие этого живет во всем прекрасном, что есть на земле. И поэтому "Символ веры" христианский кончается не исповеданием
только бессмертия души, а словами: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь".Почему после смерти для человека есть только два места: рай и ад?
Это упрощенная схема. И это совсем не "место". Место находится в пространстве. Рай и ад находятся в духовном измерении. А состояний много. Те из вас, кто читал "Божественную комедию" Данте, помнят, что там описано много кругов ада, кругов чистилища и кругов рая. Почему так? Потому что посмертное состояние у людей неоднородно.
В чем состоит современное православное представление об аде?
Никакое религиозное учение не родилось как теория. Понятие об аде родилось из внутренней, духовной жизненной практики. Ад возник сначала в душе человека, который уже здесь переживал отчаяние, мрак, черноту, и он понял, что значит унести с собой в вечность черноту души. И как бы это ни изображали, это всегда остается тем же самым, то есть законом возмездия - не уголовного, не юридического, а естественного, потому что у человека, пропитанного злом, человека, память которого напоена черным, все это уходит в вечность (а ведь душа человека наполовину состоит из памяти). И у нас не хватит воображения, чтобы представить себе, насколько горько все это может быть. Средневековый человек, пытаясь символически это изобразить, рисовал огонь, физический огонь, но это был только символ. Я уверен, что настоящие, глубокие средневековые мыслители никогда не думали, что там существуют сковородки и костры, они прекрасно понимали, что речь идет о духовной реальности. Как говорил один из древних мудрецов, ад - это невозможность любить. Это утрата света, и начинается ад уже здесь, а не только за воротами смерти.
Что подразумевал Христос под "тьмой внешней, где будет плач и скрежет зубовный"?
Это образное выражение, обозначающее, что человек, несший в себе зло, вне Бога и остается наедине с этим своим злом. Представьте себе дом, в котором праздник, свет, веселье, а снаружи холодно и темно. И вот так люди, которые полны злом, они уже здесь, в этой жизни, находятся "во тьме внешней". И у них есть и плач, и скрежет зубов...
Что такое чистилище? Где оно находится? Почему в Евангелии нет такого понятия, а только рай и ад?
Чистилище - это состояние человека, который очищается от земного зла. В православной традиции это называется "мытарствами". Рай и ад мы носим в себе сегодня и поэтому уносим с собой в вечность.
Как совместить гуманизм христианства с категорией ада? Значит, попавший в ад навеки не имеет ни одного шанса на спасение?
Вечность в данном случае не имеет никакого отношения к времени. Жизнь вечная - это полнота радости, мука вечная - это мука, которую мы несем с собой по ту сторону бытия. Понимаете, это не бесконечная мука, а мука, принадлежащая к сфере вечности. Сказано, что со временем, когда мир будет иным, Бог отрет всякую слезу, всякое зло исчезнет в мире.
Из книги "Отец Александр Мень отвечает на вопросы
Да веселятся небесная, да радуются земная, яко сотвори державу мышцею Своею Господь, попра смертию смерть, первенец мертвых бысть; из чрева адова избави нас, и подаде мирови велию милость
.Воскресенье, 22 Февраля 2009 года. Неделя о Страшном Суде (мясопустная).
Заговенье на мясо.
Мч. Никифора, из Антиохии Сирской. Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Прп. Панкратия Печерского. Прпп. Никифора и Геннадия, ВажеезерскихПонедельник, 23 Февраля 2009 года. Седмица 3-я предуготовительная (сырная).
Масленица, сплошная седмица, без мяса. Сщмч. Харалампия, Ваптоса и 3-х мучениц. Свтт. Иоакима, Луки, Германа, Аркадия, Григория, Мартирия, Антония, Василия и Симеона, епп. Новгородских. Блгв. кн. Анны Новгородской. Прп. Прохора Печерского, Прп. Лонгина Коряжемского. Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы. Иконы Божией Матери "Огневидная".
Вторник, 24 Февраля 2009 года.
Сщмч. Власия, еп. Севастийского. Блгв. кн. Всеволода. Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Прав. Феодоры, царицы греческой, восстановившей почитание святых .
Среда, 25 Февраля 2009 года.
Свт. Мелетия, архиеп Антиохийского. Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца. Иверской иконы Божией Матери. Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения. Свт. Антония, патриарха Константинопольского.
Четверг, 26 Февраля 2009 года.
Прп. Шио Мгвимского . Прп. Мартиниана. Прпп. Зои и Фотинии (Светланы). Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского. Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого.
Пятница, 27 Февраля 2009 года.
Прп. Авксентия. Равноап. Кирилла, учителя Словенского. Прп. Исаакия, затворника Печерского. 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского.
Суббота, 28 Февраля 2009 года.
Всех преподобных отцев, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы). Ап. от 70-ти Онисима. Прп. Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Пафнутия и дщери его Евфросинии. Прп. Евсевия, пустынника Сирийского. Виленской и Далматской икон Божией Матери
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!