"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Страстная Седмица. Вербное Воскресенье. Великий Четверток. Воспоминания Тайной Вечери. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Страстная Пятница. Великая Суббота. Душеполезный рассказ о паломничестве во Святой Град Иерусалим. Месяцеслов. |
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвйгл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: Осанна в Вышних, благословен Грядый во имя Господне.
С
двунадесятым праздником!Вербное Воскресенье
о имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы с Вами знаем, дорогие братья и сестры, о том, что Господь неоднократно во время Своей земной проповеди вечно живой Евангельской Истины посещал Святой город, но никогда жители этого города не выходили на встречу Христа Спасителя так, как они выходят в нынешний день. Все жители Иерусалима выходят на встречу Божественного Мессии. Приближался праздник иудейской Пасхи, а поэтому множество людей собралось в Иерусалим. И не только жители Иерусалима, но
, как свидетельствуют историки и очевидцы, около 4 миллионов человек вышли на встречу Христа. Примечательно еще и то, что люди, встречая Спасителя, который въезжал на осленке в Иерусалим, радостно восклицали: "Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!". Такими радостными приветствиями обычно встречали или императоров или воинов-победителей. Почему так народ встречал Христа Спасителя? Что побудило людей выйти на эту торжественную встречу? Святая Церковь дает нам ответ на этот вопрос. Накануне Своего входа в Иерусалим Господь совершает величайшее чудо - воскрешение Лазаря. Из Священного Писания мы знаем о том, что еще во время болезни Лазаря, его сестры Марфа и Мария старались оповестить Христа о болезни своего брата, и просили о его исцелении. Но Господь медлил и пришел в Вифанию только на четвертый день после смерти Лазаря. Узнав о том, что Его друг умер и, видя Марфу и Марию плачущими, Господь говорит им о том, что Лазарь не умер, но спит. После чего, Христос идет к пещере, где был погребен Лазарь, и повелевает отвалить камень от двери гроба. Обращаясь к умершему, Господь говорит: "Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком". (Ин.11:43-44) Это чудо потрясло всех. Весть о воскрешении Лазаря тут же разнеслась по всей Вифании и, далее, по всему Иерусалиму.Вот почему люди так радостно и торжественно встречают Христа. Они встречали Его как своего Мессию, как будущего Царя Израиля. Правда, Господь неоднократно говорил: "Царство Мое не от мира сего". Но ни ученики, ни народ, не внимали словам Спасителя. Им хотелось, чтобы Христос был для них земным царем, тогда Он избавил бы их от ненавистного рабства римлян, дал им вдоволь хлеба и все блага земны. Люди ликуют и радуются, встречая Христа, а Господь плачет. Плачет об Иерусалиме и его жителях. Плачет потому, что народ не узнал в Нем истинного Мессию, не узнал в Нем того Бога, который пришел на землю ради спасения людей. Господь пришел на землю не ради того, чтобы дать человеку все блага земные, а для того, чтобы избавить его от греха, проклятия и смерти. Сын Божий стал человеком для того, чтобы через Свои страдания и крестную смерть, через славное трехдневное воскресение даровать нам жизнь
вечную, блаженную. Господь стал человеком, для того, чтобы каждого из нас обожествить. Ради нашего блага Господь входит в Иерусалим, где и начнутся Его крестные страдания. А что же народ? Пройдет немного времени и те, кто встречали Господа радостными приветствиями: "Осанна, Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне!", будут кричать: "Распни! Распни Его!" и "Если Ты Сын Давидов, сойди со креста и мы уверуем в Тебя!". Через несколько дней, та же толпа людей с руганью и насмешками будет глумиться над Христом и, одевая Его в багряные ризы, говорить: "Радуйся, Царь Израилев!".Если мы вглядимся в ликующую толпу, которая сегодня встречает Господа, мы заметим, что среди взрослых находятся и дети. Они, так же, как и их родители, восторженно, с ликующей радостью восклицают слова приветствия Христу Спасителю. Но, в отличие от взрослых, они делают это искренне. Однажды, Господь взяв дитя, поставил его перед Своими учениками и сказал: "Кто не примет Царствие Божие, как дитя, тот не войдет в него". И в другой раз, когда апостолы препятствовали детям подходить ко Христу, Он сказал: "Не препятствуйте им. Ибо таковых есть Царствие Небесное". Вот и нам с Вами необходимо уподобиться детям. И, подражая, их наивной, простой, по-детски доверчивой вере, ныне встречать Христа Спасителя, грядущего к каждому из нас.
При этом нам надо, прилагая свои усилия, и молясь Господу, просить о том, чтобы в нашей жизни не было предательства, которое побудило бы нас отречься от нашего Спасителя, как это произошло с одним из ближайших Его учеников, Иудой Искариотским и той толпой, которая сегодня ликующе встречает своего Мессию, а завтра будет требовать от Пилата Его смерти. Однако у некоторых из нас может возникнуть вопрос: "Как же я могу предать Господа, так же, как это сделал Его ученик или просить, чтобы Господь вновь был распят?". Но, разве мы с Вами не предаем Христа, не отрекаемся от Него, когда совершаем тот или иной грех? Некоторые грехи, такие как осуждение, обида, раздражение, обман, клевета уже стали неотъемлемой частью нашей жизни, и мы, порой, даже не считаем необходимым, воздерживаться от них. Но если мы осознаем, что, осуждая, обманывая, раздражаясь, мы грешим, и постараемся, с помощью Божьей, оставить эти грехи, мы, таким образом, научимся не предавать своего Господа.
Давайте спросим себя, почему плачет Господь? А Он плачет о каждом из нас. Он жаждет нашего спасения. А мы, часто по своему нерадению, не торопимся исправлять свою жизнь, думая, что еще будет время, еще успеем. Но это не так. Нам необходимо каждый день задавать себе вопрос: "Что сделано мной для того, что приблизило бы меня к Христу?". И если в конце дня, задав себе этот вопрос, мы не сможем ответить на него положительно, воззовем к Богу о помощи в исправлении нашей греховной жизни. Сегодня Господь входит в Иерусалим, а через несколько дней, Он отдаст Себя в жертву за наши грехи. Задумаемся сегодня об этом. И дай Бог, чтобы, благоговейно поклоняясь страданиям Господа, всем нам сподобиться увидеть Свет Его Славного трехдневного Воскресения. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2008г
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
Великий Понедельник
Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим. В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень
закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.Утреннее Евангелие назидает нас притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче, изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю сына Божия, распявших и Его самого, нельзя не видеть и страшного осуждения христиан, нарушающих заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающих распинать сына Божия своими прегрешениями.
В Евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как они были предызображены Иисусом Христом. Верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий "избранных ради" (Мф. 24,14-22).
Великий вторник
Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37).
На утрени этого дня вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23 глава). Но содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: "Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе" (Мф. 25,
40). В песнопениях этого дня Святая Церковь настойчиво внушает нам обязательность духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.Великая Среда
Этот день - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, - некая жена "грешница" возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. В церковной службе Великой среды прославляется жена "грешница" и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды (Мф. 26, 6-16).
Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: "Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже", которою она в продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров. В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего".
Вечером в среду традиционно бывает общая исповедь.
Великий Четверток. Воспоминания Тайной Вечери
В день опресноков Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников - Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, - самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12-17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую - великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток. По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых
Тайн.В этот день каждый год варится миро, патриарх освящает его и раздает в приходы. Миром помазуются после таинства Крещения. Существует поговорка: "Все одним миром мазаны". Смысл здесь такой: с апостольских времен из года в год в новое миро добавляется капелька старого. Таким образом, происходит из десятилетия в десятилетие, из столетия в столетие и так далее. Осуществляется связь времен.
Великий Пяток.
Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса ХристаПравославная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) - богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату - Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа; время крестных страданий Христа - шестым часом; время смерти - девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.
Все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.
Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. При каждом чтении предстоящие зажигают свечи. Это знаменательно указывает на
торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве.В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.
Вечерня Великой пятницы ("Вынос Плащаницы") посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. Во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу (плат с изображением Христа, лежащего во гробе), все еще находящуюся на престоле. Затем после "Отче наш", во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, обходит престол и выносит ее из алтаря на середину храма для поклонения. В некоторых церквах после Вечерни поется Повечерие или так называемый "Плач Пресвятыя Богородицы".
Великая суббота
Св. Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад, пребывание на престоле с Отцом и Духом - и предвещает будущее Воскресение Христово.
Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с пения "Бог Господь...", тропаря "Благообразный Иосиф..." и тропарей. Поется погребальное пение. Народ стоит у плащаницы с зажженными свечами. Поется дивный и прекрасный канон Великой субботы "Волной морскою", написанный инокиней Кассией. Последняя песнь Субботнего канона особенно умилительна и любима народом: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробу". После канона, во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия, еще раз кадит гроб Спасителя. Затем, повторяя "Трисвятую песнь", под колокольный звон народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу - совершается шествие с плащаницей вокруг храма - чин погребения Спасителя. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением "Жизни мира" в смерть. Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля, победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных. Многократное пение "Аллилуиа" сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: "Пасха наша, Христос, заклан за нас". Евангелие о запечатывании гроба читается еще раз, после ектении и благословения. Утреня заканчивается. Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции.
В Великую Субботу утром совершается литургия Василия Великого. Во время ее священники переменяют свои темные одежды на светлые. Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется умилительная песнь "Да молчит всякая плоть человеча", в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их безсмертие.
Днем в храмах освящаются куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо - все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол.
В Великую Субботу, под светлое Христово Воскресение в Иерусалиме на святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после Воскресения: "И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века"
Страстная Пятница
ак трудно связать то, что совершается теперь, и то, что было когда-то: эту славу выноса Плащаницы и тот ужас, человеческий ужас, охвативший всю тварь: погребение Христа в ту единственную, великую неповторимую Пятницу.
Сейчас смерть Христова говорит нам о Воскресении, сейчас мы стоим с возжженными пасхальными свечами, сейчас самый Крест сияет победой и озаряет нас надеждой - но тогда было не так. Тогда на жестком, грубом деревянном кресте, после многочасового страдания, умер плотью воплотившийся Сын Божий, умер плотью Сын Девы, Кого Она любила, как никого на свете - Сына Благовещения, Сына, Который был пришедший Спаситель мира.
Тогда, с того креста, ученики, которые до того были тайными, а теперь, перед лицом случившегося, открылись без страха, Иосиф и Никодим сняли тело. Было слишком поздно для похорон: тело отнесли в ближнюю пещеру в Гефсиманском саду, положили на плиту, как полагалось тогда, обвив плащаницей, закрыв лицо платом, и вход в пещеру заградили камнем - и это было как будто все.
Но вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя. А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти.
Когда мы сейчас думаем о Великой Пятнице, мы знаем, что грядет Суббота, когда Бог почил от трудов Своих, - Суббота победы! И мы знаем, что в светозарную ночь от Субботы на Воскресный день мы будем петь Воскресение Христово и ликовать об окончательной Его победе.
Но тогда пятница была последним днем. За этим днем не видно ничего, следующий день должен был быть таким, каким был предыдущий, и поэтому тьма и мрак и ужас этой Пятницы никогда никем не будут изведаны, никогда никем не будут постигнуты такими, какими они были для Девы Богородицы и для учеников Христовых.
Мы сейчас молитвенно будем слушать Плач Пресвятой Богородицы, плач Матери над телом жестокой смертью погибшего Сына. Станем слушать его. Тысячи, тысячи матерей могут узнать этот плач - и, я думаю, Ее плач страшнее всякого плача, потому что с Воскресения Христова мы знаем, что грядет победа всеобщего Воскресения, что ни един мертвый во гробе. А тогда Она хоронила не только Сына Своего, но всякую надежду на победу Божию, всякую надежду на вечную жизнь. Начиналось дление бесконечных дней, которые никогда уже больше, как тогда казалось, не могут ожить.
Вот перед чем мы стоим в образе Божией Матери, в образе учеников Христовых. Вот что значит смерть Христова. В остающееся короткое время вникнем душой в эту смерть, потому что весь этот ужас зиждется на одном: НА ГРЕХЕ, и каждый из нас, согрешающих, ответственен за эту страшную Великую Пятницу; каждый ответственен и ответит; она случилась только потому, что человек потерял любовь, оторвался от Бога. И каждый из нас, согрешающий против закона любви, ответственен за этот ужас смерти Богочеловека, сиротства Богородицы, за ужас учеников.
Поэтому, прикладываясь к священной Плащанице, будем это делать с трепетом. Он умер для тебя одного: пусть каждый это понимает! - и будем слушать этот Плач, плач всея земли, плач надежды надорванной, и благодарить Бога за спасение, которое нам дается так легко и мимо которого мы так безразлично проходим, тогда как оно далось такой страшной
ценой и Богу, и Матери Божией, и ученикам. Аминь.Митрополит Сурожский Антоний
http://www.mitras.ru/inname/in_95.htm
ВЕЛИКАЯ СУББОТА
Божественная литургия образно повторяет земную жизнь Христа Спасителя, которая есть подвиг спасения рода человеческого от греха, проклятия и смерти, и начался он с Рождества от Девы Марии и закончился славным Вознесением на небо. Проскомидия символизирует Рождество Христово, дискос является как бы теми яслями, в которых возлежал Богомладенец, чтение Евангелия ознаменовывает саму проповедь Спасителя, в которой Он возвещал слово вечно живой евангельской истины на земле в течение трех с половиной лет. Великий вход и Евхаристический канон символизируют распятие Христово и положение Его во гроб. Не случайно священник тайно в алтаре
после Великого входа произносит следующие слова: Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякого царского показался еси светлейший, Христе, Гроб Твой - источник нашего воскресения. Вслушайтесь в эти слова, священник от лица всех молящихся в храме людей обращается ко Гробу Господню, как к источнику нашего воскресения.Если бы сейчас неверующий человек вошел в наш храм и посмотрел на эту вынесенную на середину Плащаницу, символизирующую бездыханное Тело Христово во Гробе, услышал бы те слова, которые я сейчас сказал, он бы подумал: "Безумцы эти христиане! Видят бездыханное Тело, а говорят об источнике своего воскресения; знают, что Христос был распят и умер, а веруют в то, что Он восстал и Воскрес!" Да, мы веруем в эту истину, и не безумцы мы!
На протяжении всей истории христианства Святая Церковь неустанно проповедует эту истину Воскресения Христова. И если бы это было не истиной, а легендой, то человечество давно бы забыло и не вспоминало об этих событиях, которые действительно произошли 2 тысячи лет назад в святом граде Иерусалиме. Апостол Павел в одном из своих Посланий писал: А если Христос не Воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша (1Кор. 15;14). Но Христос Воскрес, и вместе с ним и мы воскреснем. И дай Бог, братья и сестры, чтобы этот Гроб Господень, в котором лежит пока еще бездыханное Тело нашего Господа (а сегодня каждый православный храм символизирует Гроб Христов), явился источником и нашего воскресения, которое, конечно же, наступит во второе страшное и славное пришествие Христово. Тогда по гласу трубы все во образ своего Бога так же воскреснут для того, чтобы предстать на Страшный Суд пред Тем Богом, Который ради нашего спасения пришел в мир и принял крестную смерть.
Я хочу вам напомнить, что была одна проповедь, которую никто из живущих на земле людей никогда не слышал. Что же это за проповедь? А ответ прост. Эту проповедь слышали люди, умершие и находящиеся своими душами в аду. Именно в этот день, в Великую Преблагословенную субботу, Господь, находясь Своим Пречистым Телом во Гробе, Своею душою был в аду и проповедовал там. Какое блаженство испытывали души умерших, когда услышали от Христа слово Божественной истины, какова же была их радость, когда Господь, разрушив вериги ада, вывел их из преисподней. Мы, к сожалению, надеяться на то, что если попадем в ад, то к нам придет Христос, уже не можем. Это событие произошло единожды, и какая в связи с этим ответственность возлагается на нас! Но мы счастливы тем, что имеем возможность постоянно слышать проповедь Христа, слышать Его слова, обращенные к нам: "Спасайте свои души, пока еще есть время! Одумайтесь, живите праведно - Я все сделал для вас. Люди, будьте моими верными учениками!" И сегодня, в канун Светлого Христова Воскресения пусть каждый из нас задумается над этим. Мы намного счастливее тех людей, которых Христос вывел из ада. Ведь нам дана возможность причащаться Самого Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя. Так будем как можно чаще стараться наполнять свои души и тела этой Божественной благодатью и через причащение соединяться с Самим Господом.
Вот какие мысли сегодня должны посетить нас. Есть и еще один урок, который надо помнить. За Божественной литургией мы слышали слова церковного песнопения: Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. А научиться этому настоящему духовному молчанию можно у жен-мироносиц. Если мы внимательно читали Священное Писание, то должны помнить, что когда Христа погребли во гробе, старейшины и первосвященники иудейские пришли к Пилату, прося его опечатать гроб печатью, что и было сделано. И жены-мироносицы еще долгое время находились около гроба, где Своим бездыханным Телом лежал Господь, в молчании взирая на гроб. Давайте, братья и сестры, так же в духовном молчании будем взирать на этот гроб Господень, как на источник и нашего с вами воскресения. Вот те уроки, которые мы должны извлечь для своего назидания, а главное - для спасения.
Я еще и еще раз искренне поздравляю вас с наступившей Преблагословенной субботой! И если Господь сподобит, сегодня в 12 часов пополуночи мы выйдем навстречу Воскресшему Христу крестным ходом с удивительным церковным песнопением: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Вдумайтесь в эти слова. Дай Бог, чтобы наши сердца были чисты. И это зависит только от нас, так как Церковь сделала для этого все. Постараемся, чтобы наше сердце, омытое слезами покаяния и впитавшее в себя Божественную благодать, оставалось чистым, и чтобы этим чистым сердцем мы славили Воскресшего Господа. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г.
Душеполезный рассказ о паломничестве во Святой Град Иерусалим и прочие святые места земли обетованной настоятеля Спасо-Преображенской Церкви села Бронница и духовника Новгородской Епархии Архимандрита Илариона.
еликая Суббота! Долгожданный день, свидетелем и участником которого жаждет оказаться каждый правоверный христианин, - День Великого чуда, данного Богом Православной Церкви - чуда схождения Благодатного Огня на Ложе Гроба Господня. На протяжении вот уже многих веков из года в год в Великую Субботу на Гробе Господнем, в Иерусалиме - на месте погребения и Воскресения, Господь милостиво являет зреть очам нашим это величайшее чудо. Об этом великом чуде свидетельствует Иерусалимский Патриарх Диодор, который сам ежегодно принимает во Гробе Господнем Небесный Огонь: "Благодатный Огонь - вопрос, который задает себе каждый православный христианин. Схождение благодатного Огня является одним из великих событий, которое происходит в Иерусалимском Патриархате и на Гробе Господнем. Какие чувства я могу испытывать, кроме тех святейших чувств, которые одни лишь могут наполнять душу, когда находишься внутри Горба Господня, принимая Благодатный Огонь и передавая его всем людям.... Какие чувства могу я испытывать, кроме чувств благодарности Богу за то, что Он не оставил нас и что Он всегда с Православием и с православными...".
В разные времена приходили, приезжали в Иерусалимский Храм Воскресения Христова получать Благодатный Огонь люди разных исповеданий - для всех людей мира это великая Святыня. И только одна католическая церковь не верит в божественное происхождение Благодатного Огня, хотя многие католические писатели свидетельствовали самовозжигание свечей у Гроба Господня в Великую Субботу.
По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет (Огонь) осветил Гроб Господень уже при самом Воскресении Христа, и его увидел Апостол Петр, прибежавший ранним утром к пустому Гробу. О том у Св. Григория Нисского читаем: "Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя - чувственно и душевно". А Св.Иоанн Дамаскин пишет: "Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся"
Таким образом, уже со времени Апостолов все православные ежегодно праздновали явление на Святом Гробе Святого Света, Благодатного Огня, схождением своим уверяющего христиан в том, что воистину Воскрес Христос. Историк Евсевий приводит упоминание о получении Благодатного Огня с самого времени основания храма Воскресения Господня в 4 веке. И теперь в этот день, как и прежде, каждый православный христианин, каждый верующий спешит прийти в храм Воскресения. Тысячи и тысячи людей приезжают из разных стран, чтобы увидеть своими глазами Благодать Божию. Благочестивые паломники приходят с вечера и всю ночь прибывают в храме, стремясь занять удобное место поближе к Кувуклии во время Пасхальной службы и стать свидетелями великого торжества.
В Великую Пятницу вечером, после службы Погребения Господа Иисуса Христа, во всем храме и в Часовне гасят свечи, лампады. Не остается ни одного огонька. Храм погружен в полную темноту. Арабские стражники (кавасы) и еврейские охранники наблюдают за этим и располагаются возле Кувуклии и по всему храму в целях обеспечения порядка. На Ложе Живоносного Гроба,
рядом с неугасимою, постоянно стоящею здесь Лампадою, ставят большую золотую лампаду, заправленную маслом, но не зажженную, а также кладут вату; а по краям Ложа прокладывается лента. После осмотра охранниками, хранитель Гроба Господня Митрополит Даниил закрывает Кувуклию и запечатывает ее двери восковой, так называемой, Кустодиевой печатью. Опечатывание Кувуклии происходит во исполнение евангельских слов об опечатании Гроба с телом Христовым: на другой день, который следует за пятницей собрались первосвященники и фарисеи и стали просить Пилата чтобы приказал охранять гроб до третьего дня, ибо Он, еще, будучи в живых, сказал: "После трех дней воскресну". Ученики Его могут придти ночью и украсть Его и сказать народу, что Он воскрес из мертвых. И получив разрешение, "пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать" (Мф.27, 62-66).Начальник Русской Миссии Архимандрит Феодосий напомнил окружающим свидетельство Священного Писания о том, что в день, когда изрек Господь Своему народу через пророка Моисея закон Свой в десяти заповедях на горе Синай, сошло густое облако на ее вершину, сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный глас (Исх. 19, 15-16).
Вдруг внутри храма над Кувуклией появилось небольшое облачко, из которого стал моросить мелкий дождичек. Я стоял недалеко от Кувуклии, потому и на меня, грешного, упали несколько раз маленькие капли росы. Подумал, наверное, на улице гроза, дождь, а крыша в храме неплотно закрыта, поэтому вода проникает вовнутрь. Но тут греки закричали: "Роса, роса..." Благодатная роса сошла на Кувуклию и смочила вату, лежавшую на Гробе господнем. Это было второе проявление Божией Силы.
Все ярче и сильнее вспышки Небесного Света. Теперь Благодатный Огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг иконы "Воскресения Господня", и вослед вспыхнула одна из лампад. Врывался в храмовые часовни, на Голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над Камнем Миропомазания (здесь также зажглась лампадка). У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей. Это несказанное чудо Божие продолжалось около двух часов. Наконец, напряжение достигло высшей точки. В храме несть числа. Шум несусветный. Радость невыразимая... Колокола звонят, люди крестятся...
Около 12-ти часов дня начинается Крестный ход, которым и мы, грешные, имели счастье следовать. Он выходит из алтаря храма Воскресения Христова, где Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины Диодор облачается и выходит, а за ним 12-ть греческих Архимандритов и Начальник Русской Миссии Архимандрит Феодосий (наше русское духовенство в этом году в ходе не участвовало). Впереди несут 12-ть хоругвей. Медленно-торжественно, под пение "Воскресение Твое, Христе Спасе..." шествие направляется ко Гробу Господню. Впереди идут армяне, за ним - копты, затем - арабы и, наконец, православные греки во главе с Патриархом, которого несли на носилках (в коляске): он был в этом году в очень тяжелом, предынфарктном состоянии. Каждой конфессии выделяется полчаса времени.
Своды храма оглашаются громким пением воскресных тропарей (поют то по-гречески, то по-арабски).
Православные арабы ведут себя весьма своеобразно и крайне непривычно с точки зрения русского христианина, пляшут, прыгают, сидят друг у друга на плечах. Бьют в барабаны, беспрерывно кричат на своем языке: "Наша вера правая, наша вера православная!" Таким бурным способом выражают ликование, восторг и своего рода молитвенное призывание Благодатного Огня.
Крестный ход трижды обходит вокруг Кувуклии, и вот процессия останавливается перед запечатанными дверьми Кувуклии. Патриарший даргоман снимает со Святых Врат восковую печать. Она тут же разделяется на множество мелких частиц и разбирается верующими. Два архимандрита с иеродиаконом снимают с Патриарха атрибуты Патриаршего достоинства, а также верхнее облачение. Без митры и всех пастырских отличий (в одном подризнике) Патриарх кланяется народу. Его осматривают - нет ли чего-нибудь воспламеняющегося. Он берет в руки пучки свеч. В храме наступает полнейшая тишина (до самого схождения Благодатного Огня). Под пение "Свете Тихий..." открываются двери и он входит в Кувуклию примерно в час дня по местному времени. За ним входят армянский Патриарх и коптский Епископ. Но вовнутрь пещеры Гроба Господня входит один Иерусалимский Патриарх. Они же остаются в Пределе Ангела в качестве наблюдателей за происходящим. С ними несколько священнослужителей, которые должны будут после свершившегося чуда вынести из Кувуклии Блаженнейшего Патриарха, а также потушить Благодатный Огонь и вынести все приготовленное для его схождения со Гроба.
В глубочайшем волнении и благоговении Патриарх склоняется над Гробом Господним и в полнейшей тишине читает от лица всех православных христиан особые молитвы о снисхождении Благодатного Огня, Святого Света. Следуют волнующие минуты - целый век трепетного ожидания. Гробовое молчание многотысячной толпы. Вопрос в душе каждого христианина: неужели из-за меня, моих грехов не сойдет Свет Божий, Огонь Благословенный.... Только человек, сам переживший эти минуты, может понять состояние ожидающих Небесного
Чуда. Не существует определенного времени схождения Благодати. Бывает, ждут 10, 15, 20 минут. Был случай, когда ждали два часа.Через 2-3 минуты после того, как роса омочила вату на Ложе, многие паломники увидели, как двумя небольшими ярко-голубыми искрящимися (как зажженные бенгальские свечи)пучками, превращающимися в синий сверкающий пламенью Благодатный Огонь сошел на Живоносный Гроб, от него зажглась стоящая на Ложе Спасителя лампада, вспыхнула голубым Огнем вата и лента. Святейший
тотчас зажег пучки свечей, подал армянскому Патриарху зажечь свои свечи и вместе они стали подавать Благодатный Огонь в особые овальные окошечки, а специально поставленные молодые люди (гонцы) молниеносно подхватили длинные пучки свеч и стремительно разбежались в разных направлениях, распространяя Благодать Огня по всему огромному храму.Тысячи рук протянулись к Святому Огню. В каждой руке по 2-3 пучка (по 33 свечи в каждом). Тысячи людей с горящими глазами и свечами вопиют: "Карик, елейсон!", "Господи, помилуй!".
Сознавая, сколь слабы наше перо и слово для выражения сего непостижимого чуда, воскликнем вслед за Святителем Игнатием (Брянчаниновым): "Священное тайнозрение!... Как сообщаемое тобой знание сильно, ясно, живо! Какого исполнено неоспоримого, непостижимого убеждения!"
Вскоре Благодатный Огонь самолетом отправляют в Грецию, на Кипр, в Европу, а в последнее время также и в Россию и другие страны
Благодатную силу Нетварного Света, Святого Огня каждый видит по-своему, в зависимости от того, как он верит, что чувствует, в меру то есть своей сердечной вместимости: одни в виде молнии, или спускающегося небольшого облачного шара, играющего разными огнями, или в виде прямых световых мерцающих линий, светящегося креста, вспыхнувшей лампадки и т.д. Причем, сходит он не только в великую Субботу. О том свидетельствуют рассказы очевидцев, а также неоднократно обнаруженные при проявлении пленок таинственные вспышки. Видя все это, убеждаешься в правоте слов Св. Иоанна Дамаскина, который говорил, что Гроб Господень озаряется Святым Светом каждый день. Но если в прочие дни года он является далеко не каждому и почти не различим для человеческого глаза, то в Великую Субботу он виден каждому, находящемуся в храме.
Благодатный Огонь совсем другого свойства, нежели обычный, тварный, в начале возникновения имеет голубоватый оттенок и в течение 5-8 минут совсем не обжигает. Искрится, сверкает, как молния, рассыпается в святом веселии в воздухе.
Представьте себе - море огня, и никогда не бывает пожара, ни одного случая не зафиксировано.
У меня в руках было 5 пучков свечей, а у моей послушницы Валентины целых 30-ть. Надо ведь довезти памятные святые знаки неизреченной милости Божией до тех, кого оставили в далеких отсюда Новгороде и Бронницах. Веселие духа так взыграло во мне, грешном, что я готов был его проглотить: поочередно водил одним за другим пучками зажженных свечей по лицу, волосам, бороде, брал в рот, торопил окружающих воспользоваться единственным, быть может, в их жизни благословенным случаем, счастьем... но... стоп... пятый пучок успел превратиться в руках в обжигающий природный огонь, засвидетельствовав таким внушительным образом свое Божественное происхождение на мне, грешном. Хорошо, что во время заметил...
Со мной произошел еще такой случай: загорелся клобук (монашеский головной убор). Думаю: вот - те на - совсем сгорел. "Валентина, - говорю послушнице своей, - смотри скорей сюда: что тут у меня на голове сделалось?" - "А ничего, отец, - отвечает, - клобук Ваш цел, ни одной на нем дырочки нет". А матушки горненские потом благодушно успокоили: "С нами такое часто бывает".
По сошествии Святого Огня, Боже мой, что происходит в Твоем храме! - Нечто невероятное. Поистине неописуем восторг собравшихся. Я такого нигде никогда не видывал и не слыхивал: ликующие крики, оглушительные возгласы, неистовые вопли, несущиеся снизу, сверху, с балконов, галерей, лож, карнизов; звон колоколов; арабы лезут друг другу на плечи, беспрерывно славя свою правую православную веру; кого-то едва не раздавили; слышны молитвенные призывания: "Кирие, елейсон!", "Господи помилуй!" "Господи, спаси сыночка моего!" "Спаси Патриарха!" "Спаси Россию". Кто смеется, кто плачет, а многие возле меня и рыдали, не в силах справиться с нахлынувшим ликованием, с обрушившимся на него счастьем. Все это передать невозможно, можно только самому пережить. Явно чувствуешь, что Сам Господь незримо присутствует в храме. Вот Он - здесь. Рядом... - Христос! О, святая, неизреченная радость! "Воистину не может быть такой радости человеку, которая бывает всякому христианину, увидевшему Свет Святой"! - повторим и мы вслед за игуменом Даниилом (XIII в).
Все наши неприятности, скорби, проблемы кажутся в этот момент такими ничтожными. Ради этого чуда, ради этой благости- все ничто: богатство, власть, слава земная. Сознаешь, что, раз увидевши, преступно оставаться прежним. Но наши "сердца, испорченные по природе, без живительной росы Духа Святого, - пишет Святой праведный Иоанн Кронштадтский, - пересохли и от крайней сухоты наконец запылали адским пламенем неверия и различных страстей, и диавол знает только воспламеняет страсти, поддерживающие этот ужасный огонь, и торжествует при виде погибели несчастных душ, искупленных кровию Того, Кто попрал его державу".По древней традиции, Благодатный Огонь поддерживается в Кувуклии и на Голгофе целый год и гасится лишь на кануне Великой Субботы следующего года. С момента Сошествия Святого Огня - предтечи Пасхальной радости - все верующие поздравляют друг друга с праздником и пучками горящих свечей с зажженными светильниками выходят из храма, разнося повсюду свет Воскресения Христова.
Архимандрит Иларион - настоятель Спасо-Преображенской
Церкви села Бронница и духовник Новгородской Епархии
Воскресенье
, 12 Апреля 2009 года. Неделя Ваий, 6-я Великого поста, Вход Господень в Иерусалим(
Разрешается рыба)Прп.
Иоанна Лествичника, игумена Синайского. Свт. Софрония, архиеп. Иркутского. Прор. Иоада. Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита. Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона. Прп. Иоанна безмолвника. Прп. Зосимы, еп. Сиракузского.Понедельник, 13 Апреля 2009 года. Страстная седмица, Великий Понедельник.
Сщмч
. Ипатия, еп. Гангрского. Свт. Ионы, митр. Киевского, Московского и всея России, чудотворца. Свт. Иннокентия, митр. Московского. Прп. Ипатия целебника, Печерского. Прп. Аполлония Египетского. Сщмчч. Авды, еп. Персидского. Прп. Ипатия, игумена Руфианского. Иконы Божией Матери "Иверской".Вторник, 14 Апреля 2009 года. Страстная седмица, Великий Вторник.
Прп.
Марии Египетской. Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца. Мч. Авраамия Болгарского, Владмирского чудотворца. Прп. Геронтия, канонарха Печерского. Прп. Макария, игумена Пеликитской обители. Мчч. Геронтия и Василида.Среда, 15 Апреля 2009 года. Страстная седмица, Великая Среда.
Прп.
Тита чудотворца. Мчч. Амфиана и Едесия. Мч. Поликарпа Александрийского.Четверг, 16 Апреля 2009 года. Великий Четверг, воспоминание Тайной Вечери.
Прп.
Никиты исп., игумена обители Мидикийской. Мц. Феодосии девы. Прп. Иллирика чудотворца. Мчч. Елпидифора, Дия, Вифония и Галика. Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет".Пятница, 17 Апреля 2009 года. Великая Пятница, воспоминание Страстей Господних.
Прп.
Иосифа песнописца. Прп. Георгия, иже в Малеи. Прп. Иосифа многоболезненного, Печерского. Прп. Зосимы Воробозомского. Прп. Зосимы, обретшего Марию Египетскую. Мцц. Фервуфы девы.Суббота, 18 Апреля 2009 года. Великая Суббота, Схождение во ад.
Перенесение мощей свт.
Иова, патриарха Московского и всея Руси. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними. Прп. Пуплия Египетского. Прпп. Феоны, Симеона и Форвина. Прп. Марка Афинского. Прп. Платона исп., игум. Студийского. Прп. Феодоры Солунской.Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!