По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
2 (462), 26 апреля 2009 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Антипасха. Неделя Апостола Фомы. Милосердие как ответ Бога. Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Святая праведная блаженная Матрона Московская. Сказание об обретении мощей преподобного отца нашего Александра, игумена Свирского. Месяцеслов.

НЕДЕЛЯ АПОСТОЛА ФОМЫ

о имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня день апостола Фомы. Вы помните, что Господь явился ему особо. Десять учеников были вместе, когда Господь, победивший смерть, пришел к ним и сказал: "Мир вам!" Драгоценные слова: Он принес в души человеческие мир, тот мир, который сейчас и к нам приходит. И вот Он с ними беседует, и посылает их проповедовать слово Божие. А одного среди них нет - Фомы. И когда он приходит, все бросаются к нему и говорят: "Брат наш, Фома! Мы видели Господа, мы видели Его живым, мы прикасались к Нему!" И такая боль, такая обида в сердце Фомы вскипела, что он сказал: "Не верю!" Хотя ему говорили десять человек, его братьев, он сказал: "Не поверю, пока я своими руками не потрогаю Его ран, не буду осязать Его тело, ожившее вновь".

И вот проходит время, снова собрались ученики, заперли двери, потому что они боялись преследований, и внезапно снова раздается знакомый голос, голос Иисуса: "Мир вам!" И Он стоит среди них. И первый, к кому Он обратился, - это Фома. Иисус говорит: "Фома, дай твою руку, прикоснись к Моим ранам, удостоверься, проверь". Конечно, Фома не стал этого делать, только увидя Господа он, потрясенный, пал перед Ним со слезами: "Господь мой и Бог мой!" А Иисус сказал ему: "Вот ты поверил, потому что увидел. Но счастливы те, кто верит, не видя".

Кто же это? Это мы с вами. Мы не видели Господа во время Его земной жизни. Но мы видим Его своими духовными очами, Он живой среди нас, и нам не надо прикасаться к Нему. Сколько было людей, которые видели Его собственными глазами, слышали Его слово, шли за Ним по дорогам - и не поверили, потому что сердце их не отозвалось на зов Христов. А мы с вами на этот зов отозвались - слабые, немощные - разные, все пришли к Господу со словами: "Господь мой и Бог мой".

И стоит только это сказать, как мы будто бы действительно осязаем Господа, потому что все, что нас окружает, - От Него и все - Его. Мне вспоминается один ученый, который много лет провел над изучением цветов, деревьев, трав, вообще растений и животных. Все это он записывал и составлял огромные списки, которые и через триста лет, до сих пор, во всем мире используются. И вот, когда он закончил свой труд и описал живые создания, он сказал: "Бог прошел мимо меня, я осязал Его в Его творении". И в самом деле: солнце над нами есть око Божие, дыхание ветра - голос Божий, все законы этого мира - законы Божии, все превратности и повороты нашей судьбы - это тоже Господь. Мы Его осязаем и видим и в молитве, и в Священном Писании, и в таинствах. Когда Святая Чаша выносится к нам - это живой, реальный Господь, Который присутствует здесь, в этом храме, как и во всех храмах земли. И не только в храмах: всюду, где люди молятся Ему, - далеко на севере, в пустынях и горах, в многолюдных городах, где скопище миллионов людей, - всюду есть души, обращенные к Господу, и они Его видят, осязают, поэтому они счастливее, блаженнее во сто крат, в сравнении с теми, кто жил две тысячи лет назад, но не верил в Него. Господь с нами, Он здесь, живой, воскресший, дающий нам благословение, и мы сегодня вместе с Его апостолом Фомой перед Ним склоняемся и говорим: "Господи, ты передо мной живой, Господь мой и Бог мой". Аминь.

Протоиерей Александр Мень

http://www.alexandrmen.ru/pan.html

АНТИПАСХА И ДОБРОЕ НЕВЕРИЕ АПОСТОЛА ФОМЫ

ВТОРОЕ пасхальное воскресенье - обозначается в России пугающим именем Антипасха. Услышав это слово, некоторые начинают думать, что речь идет о чем-то нехорошем: о грехах и ошибках священнослужителей, о мирских либо аскетических соблазнах: Но Церковь продолжает пасхальные торжества, а грех и соблазны, омрачающие ее земную жизнь, не слишком смущают верующих - им известно, что Церковь призвана вести к Богу людей, что все люди грешны, а раз так - нет причин удивляться, что грешников и уступки соблазнам можно найти в любом храме. Само же слово "Антипасха" означает "Противоположный Пасхе" - речь идет о противоположном первому пасхальному дню в конце пасхальной недели. В этот день в ранней Церкви крестившиеся на Пасху христиане снимали с себя крещальную одежду и заново - в качестве преображенных крещением людей - вступали в мирскую жизнь.

Всякое ли неверие пагубно для души? Кто ближе к Богу: неверующий, по зову совести исполняющий Христову заповедь любви к людям, или ненавидящий людей "верующий" фанатик? О возможности "доброго" неверия напоминает евангельский рассказ о неверии апостола Фомы. Фома долго терзался сомнениями, не решаясь поверить вести о Воскресении Христа. Но вот Воскресший зримо и осязаемо предстал перед апостолом - и сомнения разрешились. Рассказ о явлении Воскресшего Фомы читается в Русской Православной Церкви в день Антипасхи (отсюда другое название праздника - Фомино воскресенье). Фомино воскресенье как бы повторение Пасхи для тех, кто опоздал встретить Воскресшего.

Неверие Фомы было добрым - оно рождалось не из злой и пагубной для души неприязни к Богу и Христу, а из боязни трагической ошибки. За неверием Фомы скрывалась глубокая любовь к распятому Учителю. Но если возможно доброе неверие, то становится легче понять стремление тысяч и тысяч христиан молиться за живых и усопших инаковерующих, некрещеных, неверующих: Молитва "за весь род человеческий" вполне созвучна Евангелию - ведь Христос пришел спасти всех. Евангелие говорит, что Христос "просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин. 1, 9). Заметим - всякого человека, а не только христианина или только верующего. Храмовая молитва за инаковерующих и некрещеных некоторым кажется нарушением старых средневековых правил. Но всегда возможна молитва домашняя (келейная). К тому же Христова любовь выше буквы правил.

С особой силой потребность молиться за всех усопших ощущается в дни пасхального заупокойного поминовения. Многие из тех, кто почти не бывает в храмах, в эти дни стараются помянуть оставивших земную жизнь, не слишком задумываясь об их вере. В этом году пасхальное поминовение усопших (Радоница) в Русской Православной Церкви приходится на 28 апреля. Воскресение Христа - залог всеобщего воскресения, и потому богослужение Радоницы светлое и оптимистичное.

http://www.isfarinka.ru/news.php?item.552.6

АПОСТОЛ ФОМА: ИСПЫТАНИЕ СОМНЕНИЕМ

Благая весть на восточной почве

о святым апостолом Фомой у меня связано несколько впечатлений. Яркий эпизод - его уверение в воскресении Христовом. Есть интересное предание, что когда Спаситель предложил апостолу Фоме осязать Свои раны, тот не стал этого делать. Ему достаточно было просто увидеть воскресшего Учителя!

Сильное впечатление произвело то, что святой апостол Фома проповедовал в Индии. Среди моих знакомых всегда было достаточно людей увлекающихся восточной культурой и философией. Проповедь апостола Фомы в Индии стала примером того, что Благая Весть может приносить плоды и на "восточной" почве!

Третье, наверное, самое сильное впечатление об этом святом, на меня произвел эпизод в повествовании о воскрешении Лазаря (Ин.11.7-16). Когда Христос объявил ученикам Свое намерение идти к Лазарю в Иудею, то они отговаривали Его. Только апостол Фома тогда сказал: "Пойдем и мы умрем с Ним"!

Священник Алексей Борискин,

клирик храма Святых Бориса и Глеба, Великий Новгород

Небесный дворец апостола Фомы

Апостол Фома - это одно из ранних воспоминаний детства. 70-е годы прошлого века. Я тогда практически ничего не знал ни о христианстве, ни тем более об апостолах, но Фому неверующего уже тогда знал очень хорошо, от прабабушки. Я бы сказал, что в этой поговорке в раннем детстве состоялась первая моя встреча с верой - через образы народной традиции. Позже фигура апостола Фомы казалась мне очень соответствующей современному человеку, требующему всему доказательства и логического обоснования, ничего не принимающего на веру, сердцем... только через ум.

Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким. Имея маловерие в душе, надо иметь мужество просить веры. На примере апостола Фомы я понял, что это так.

Еще я вспоминаю индийского царя Гундафора, которому апостол Фома строил палаты... Это место в житии видится мне особенно важным. Все осязаемое, вещественное, что кажется в этом мире значимым, считается ценностью и целью - уступает перед ценностью Царствия Небесного. Великолепный златой дворец, задуманный на Земле, остается миражом перед дворцом, красоты которого описать невозможно. И этот небесный дворец строится милостью, подаянием, строится добрыми поступками к ближним своим.

Максим Жерновой,

лидер фолк-группы "Вереск", Санкт-Петербург

Прикосновение надежды

вятые персты Апостола, коснувшиеся живого, телесного Христа, засвидетельствовали всему миру Богочеловечество Христа, распятого и в третий день воскресшего. Прикосновения Фомы на множество веков вперед, до второго пришествия Господа разрушили злые ереси, пытающиеся исказить истинное богословие о Христе. Подвиг апостола Фомы дает надежду и нам. Вырывается уже не молитва, но крик: "Верую, Господи, помоги моему неверию!". Причина тому не только горесть собственного нераскаянного греха, не только горесть утраты близких, отпавших от Христа, но и наше подражание святому Фоме, наше дерзновение уверовать вновь и вновь, опытно испытав и сладость близости со Христом, и адамову горечь отпадения от Него. Эти слова апостола Фомы укрепляют нас перед лицом соблазнов мира сего, пытающихся увести нас от святой Церкви, соблазняя временными кумирами науки, искусства, политики. В них и наше стояние за догмат Богочеловечества, за свое спасение, за будущее всех наших близких, за будущее нашей Родины. Крестное стояние перед дикими, не имеющими ничего общего с естествознанием идеями о нашем происхождении из животных; перед дикими ложнонаучными измышлениями, что младенец во чреве может быть "спокойно" убит путем оперативного вмешательства.

Антон Сыроешкин, доктор биологических наук, профессор.

Милосердие как ответ Бога

- Помню, когда я первый раз читала Евангелие, меня очень поразил фрагмент, в котором говорится о том, как апостол Фома не поверил в Воскресение Христа, пока сам не удостоверился, увидев Его лично. Мне показалось это, по крайней мере, чересчур смелым - требовать доказательств от Бога!

Однако переживать колебания в вере действительно очень трудно. Особенно трудно тогда, когда уже верил, искренне и, казалось бы, глубоко. Сомнение как будто вдруг раскалывает вдребезги мир в душе, поселяет там разочарование, отчаяние, пустоту:

И не будь этого неверия апостола Фомы, не было бы и столь яркого свидетельства о безграничном милосердии, Божественном смирении и любви к нам Христа. Апостол Фома жаждал увидеть своими глазами - и получил! Его поступок - как будто иллюстрация к словам Христа "Просите и дано будет вам" (Мф. 7:8).

Часто на наших еженедельных молебнах с добровольцами мы просим у Бога "невозможного", превосходящего наши возможности и силы, чтобы постараться кому-то помочь. И только имея примеры из жизни святых, можно так смело надеяться на помощь Божию и потом убеждаться в том, что "все возможно верующему".

И, конечно же, образ апостола Фомы всегда заставляет меня задуматься: святой убедился однажды в реальности Воскресения Иисуса Христа и ревностнее и неутомимее всех посвятил всю свою жизнь проповеди. А я, видев столько проявлений Любви Божией, столько чудесных событий и помощи, могу ли хотя бы отчасти подражать ему? Может быть и могу, если хотя бы несколько часов в неделю отдам тем, кто давно живет в острой нехватке внимания и заботы, простого человеческого участия.

Марина Васильева,

координатор Службы добровольцев "Милосердие", (Москва)

http://www.foma.ru/articles/1868/

"Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ..."

Сегодня Русская Православная Церковь отмечает Радоницу - день пасхального поминовения усопших:

егодня православные верующие отмечают особый день поминовения усопших - Радоницу. Согласно канонам Православной Церкви, посещение кладбища в день Христова Воскресения не предусмотрено. Для этого существует специальный праздник Радоница (Радуница) - девятый день после Пасхи.

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь творит в определенные дни года поминовения всех умерших по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто, настигнутый внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.

Творится это поминовение с тем благочестивым намерением, чтобы, по совершении светлого семидневного торжества Воскресения Христова, разделить великую радость Пасхи и с умершими в надежде блаженного воскресения, радость которого возвестил Сам Господь, сойдя во ад с вестью о победе над смертью. Эта весть радостная, отсюда и Радоница, слово древнеславянское, означающее "радующаяся".

Предание гласит, что однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры вместе с диаконом на Пасху пошел покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: "Христос Воскресе, отцы и братия!", как послышалось в ответ громогласное восклицание: "Воистину Воскресе!"

Во вторник Фоминой недели во всех православных храмах совершается особое пасхальное поминовение усопших, после которого верующие идут на кладбище, чтобы символически похристосоваться с умершими близкими. В этот день также принято приводить в порядок могилы усопших, причем не только могилы своих родственников, но и те, которые по какой-либо причине оказались забытыми и неухоженными.

Весьма полезно на Радоницу и в другие памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молитв об усопшем. Во всех храмах существуют особые панихидные столы-кануны, на которые кладут жертвуемую снедь. Вкушая ее, священнослужители творят поминовение тех, за кого была принесена эта жертва.

Дни Радоницы слыли в народе также как брачные. Считалось, что в это время самое удобное для заключения брака. В старинных обычаях была и другая добрая традиция - невестки и зятья одаривали на Радоницу Богом данную родню подарками и благодарностями.

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=176717

Как относиться к могиле православного христианина

ладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.

Даже по законам языческих государств усыпальницы считались священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.

Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.

Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

олитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз.)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый. Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися души его.

Кондак, глас 8:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды), благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.

Вечная память (трижды)

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

zavet.ru http://www.pravmir.ru/article_1035.html

Святая праведная блаженная  Матрона Московская

ля церкви Успения Божией Матери по настоянию Матроны (которая уже приобрела известность в округе и просьба которой воспринималась как благословение) была написана икона Божией Матери "Взыскание погибших". Вот как это произошло.

Однажды Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, в таком-то ряду, лежит книга с изображением иконы "Взыскание погибших". Батюшка очень удивился. Нашли икону, а Матронушка и говорит: "Мама, я выпишу такую икону". Мать опечалилась - чем же платить за нее? Потом Матрона говорит матери: "Мама, мне все снится икона "Взыскание погибших". Божия Матерь к нам в церковь просится". Матронушка благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Среди прочих жертвователей один мужик дал рубль нехотя, а его брат - одну копейку на смех. Когда деньги принесли к Матронушке, она перебрала их, нашла этот рубль и копейку и сказала матери: "Мама, отдай им, они мне все деньги портят".

Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из Епифани. Имя его осталось неизвестно. Матрона спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело привычное. Матрона велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Потом она спросила: "Ты точно знаешь, что напишешь эту икону?" Художник ответил утвердительно и начал писать.

Прошло много времени, наконец он пришел к Матроне и сказал, что у него ничего не получается. А она отвечает ему: "Иди, раскайся в своих грехах" (духовным зрением она видела, что есть еще грех, который он не исповедал). Он был потрясен, откуда она это знает. Потом снова пошел к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения. Она ему сказала: "Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной" ( Икона была написана примерно в 1915 году. Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона Божией Матери находится в Москве, в Покровском женском монастыре).

На собранные по деревням деньги по благословению Матроны была заказана в Богородицке и другая икона Божией Матери "Взыскание погибших" (Она находится в Свято-Успенском монастыре Тульской епархии, в городе Новомосковске).

Когда она была готова, ее понесли крестным ходом с хоругвями от Богородицка до самой церкви в Себино. Матрона ходила встречать икону за четыре километра, ее вели под руки. Вдруг она сказала: "Не ходите дальше, теперь уже скоро, они уже идут, они близко". Слепая от рождения говорила как зрячая: "Через полчаса придут, принесут икону". Действительно, через полчаса показался крестный ход. Отслужили молебен, и крестный ход направился в Себино. Матрона то держалась за икону, то ее вели под руки рядом с ней. Этот образ Божией Матери "Взыскание погибших" стал главной местной святыней и прославился многими чудотворениями. Когда бывала засуха, его выносили на луг посреди села и служили молебен. После него люди не успевали дойти до своих домов, как начинался дождь.

На протяжении всей жизни блаженную Матрону окружали иконы. В комнате, где она прожила впоследствии особенно долго, было целых три красных угла, а в них - иконы сверху донизу, с горящими перед ними лампадами. Одна женщина, работавшая в храме Ризоположения в Москве, часто ходила к Матроне и вспоминала потом, как та ей говорила: "Я в вашей церкви все иконы знаю, какая где стоит".

Удивляло людей и то, что Матрона имела и обычное, как и у зрячих людей, представление об окружающем мире. На сочувственное обращение близкого к ней человека, Зинаиды Владимировны Ждановой: "Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира!" - она как-то ответила: "Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек..."

Но есть еще более удивительное свидетельство прозорливости блаженной. 3. В. Жданова вспоминает: "Матушка была совершенно неграмотная, а все знала. В 1946 году я должна была защищать дипломный проект "Министерство военно-морского флота" (я тогда училась в архитектурном институте в Москве). Мой руководитель, непонятно за что, все время меня преследовал. За пять месяцев он ни разу не проконсультировал меня, решив "завалить" мой диплом. За две недели до защиты он объявил мне: "Завтра придет комиссия и утвердит несостоятельность вашей работы!" Я пришла домой вся в слезах: отец в тюрьме, помочь некому, мама на моем иждивении, одна надежда была - защититься и работать.

Матушка выслушала меня и говорит: "Ничего, ничего, защитишься! Вот вечером будем пить чай, поговорим!" Я еле-еле дождалась вечера, и вот матушка говорит: "Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров..." И начала перечислять улицы, здания! Остановилась: "Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там - три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда". Я была потрясена ее ведением. Утром прибежала в институт, наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления. В десять часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: "А что, ведь проект получился, отлично выглядит - защищайтесь!"

Много людей приезжало за помощью к Матроне. В четырех километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: "Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет, доползет". Он полз эти четыре километра, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный.

Однажды к Матроне на Пасхальной седмице пришли женщины из деревни Орловки. Матрона принимала, сидя у окна. Одной она дала просфору, другой - воду, третьей - красное яйцо и сказала, чтобы она это яйцо съела, когда выйдет за огороды, на гумно. Женщина эта положила яйцо за пазуху, и они пошли. Когда вышли за гумно, женщина, как велела ей Матрона, разбила яйцо, а там - мышь. Они все испугались и решили вернуться обратно. Подошли к окну, а Матрона говорит: "Что, гадко мыша-то есть?" "Матронушка, ну как же есть-то его?" "А как же ты людям продавала молоко, тем паче сиротам, вдовам, бедным, у которых нет коровы? Мышь была в молоке, ты ее вытаскивала, а молоко давала людям". Женщина говорит: "Матронушка, да ведь они не видели мышь-то и не знали, я ж ее выбрасывала оттуда". - "А Бог-то знает, что ты молоко от мыша продавала!"

Много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство пред Богом, она помогала многим.

А. Ф. Выборнова, отца которой крестили вместе с Матроной, рассказывает подробности одного из таких исцелений. "Мать моя родом из села Устье, и там у нее был брат. Однажды встает он - ни руки, ни ноги не двигаются, сделались как плети. А он в целительные способности Матроны не верил. За мамой в село Себино поехала дочь брата: "Крестная, поедем скорее, с отцом плохо, сделался как глупый: руки опустил, глаза не смотрят, язык еле шевелится". Тогда моя мать запрягла лошадь и они с отцом поехали в Устье. Приехали к брату, а он на маму посмотрел и еле выговорил "сестра". Собрала она брата и привезла к нам в деревню. Оставила его дома, а сама пошла к Матрюше спросить, можно ли его привезти. Приходит, а Матрюша ей говорит: "Ну что, говорил твой брат, что я ничего не могу, а сам сделался, как плетень". А она его еще не видела! Потом сказала: "Веди его ко мне, помогу". Почитала над ним, дала ему воды, и на него напал сон. Он уснул как убитый и утром встал совсем здоровым. "Благодари сестру, ее вера тебя исцелила", - только и сказала Матрона брату".

Помощь, которую подавала Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых "целитель" входит в связь с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты, о чем свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни. Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. История Православной Церкви знает много примеров, когда не только священнослужители или монахи-аскеты, но и жившие в миру праведники молитвой врачевали нуждающихся в помощи.

Матрона читала молитву над водой и давала ее приходившим к ней. Пившие воду и окроплявшиеся ею избавлялись от различных напастей. Содержание этих молитв неизвестно, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными целительными свойствами обладает не только святая вода, но и вода некоторых водоемов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной жизнью близ них святых людей, явлением чудотворных икон.

Отрывок

http://tula.eparhia.ru/svyatye/matrona_seb/

Сказание об обретении мощей преподобного отца нашего Александра, игумена Свирского, Чудотворца

ог, дивный и неизследимый в делах Своих, дивно прославляет Своих святых, которых предузнал, что они будут соответствовать образу славы Его. Еще в этой жизни Он дает им власть творить преславные знамения и чудеса, ради веры и добродетельного жития их; по кончине же хранит нетленными тела их, от которых изливается благовонное миро и изобильно источаются струи исцелений.

Так прославил Он и возлюбленного Своего угодника, преподобного отца нашего Александра, которого, ради сердечной чистоты и добродетельной жизни, еще от чрева матери избрал наставником ко спасению множества душ.

Как в жизни сей Он славным сделал имя его, творя рукою его знамения и чудеса, так и по смерти не дал увидеть ему истления, но благоволил служившее при этой жизни храмом Духу Святому честное и святое его тело, как великое светило, положить в своей церкви, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами. Совершилось же обретение честных и многоцелебных мощей его таким образом:

Когда этот добрый делатель винограда Христова, насажденного им в пустыне, хорошо совершил свое подвижническое шествие и душою вошел к возлюбленному им Господу, ученики его, согласно данному от него завещанию, честно похоронили его святое тело в отходной пустыни, где и до сего времени погребаются вся братия, как об этом упомянуто в житии его.

В царствование благочестивого и христолюбивого Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, при сыне его благоверном Царевиче и Великом Князе Алексии Михайловиче, пришла мысль настоятелю Свирской обители игумену Авраамию - над телом преподобного Александра построить каменную церковь, так как существовавшая до того времени деревянная церковь была сильно тесна и приходила в ветхость. Согласившись о том с братиею, они вместе обратились с просьбою к Самодержцу о разрешении на постройку оной церкви.

Царь повелел удовлетворить их прошению, щедро пожертвовав на устройство храма деньгами.

В 7149 г. от мироздания и в 1641 г. от Рождества Христова, согласно повелению благочестивого Царя, разобрали ветхую церковь во имя преподобного отца нашего Александра, где находилась и гробница, поставленная над его телом. В то время совершилось страшное и достойное удивления чудо, побуждающее к большему познанию угодника Божия. 15 апреля, в четверг Вербной недели, вечером сделался необыкновенный гром и молния. Молния падала на землю и не исчезала вдруг, как обыкновенно бывает, а падала на землю и осиявала на долгое время. То же самое явление повторилось и в пятницу вечером. А 17 апреля, в субботу праведного Лазаря, друга Божия, во время Божественной литургии, рабочие на месте бывшей церкви копали ров для стен новой, каменной - Благолепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа - церкви с двумя приделами; по правую сторону - во имя Святителя Христова Николая Чудотворца, и по левую - во имя преподобного отца нашего Александра Чудотворца. Когда начали копать ров для передней стены, на восточной стороне храма, где было престольное место прежней деревянной церкви, расстоянием немного более полуаршина, к востоку от гробницы преподобного - обрели гроб. Земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая.

Рабочие, видя это, ужасались и дивились такому чудесному положению обретенного гроба и недоумевали, что сделать с ним.

В это время случилось мимо их проходить священноиноку того же монастыря Елисею, который, видя их стоящих долгое время без дела и удивляющихся, сказал им: "Что стоите не делающе?" Они пригласили и его взглянуть на гроб, служивший для них предметом удивления. Елисей, подойдя к ним и видя это преславное чудо, то есть что земля, наподобие пещеры, стояла над гробом, ничем не поддерживаемая, оградил себя крестным знамением и, весьма осторожно открыв немного верхнюю доску гроба (доска была уже иструхши) и видев во гробе целое, нисколько не поврежденное тело, а также и одежды целы и нетленны, пришел в великий страх, размышляя в себе, что это мощи преподобного отца Александра и, задвинув по-прежнему доску, быстро отправился в монастырь и известил о том игумена Авраамия и всю братию.

Игумен в то время служил Божественную литургию, которую совершив и причастив братию Божественных Тайн Тела и Крови Христовых, скоро отправился со всеми посмотреть на чудесное то явление. Когда услышали о том монастырские служители, то каждый, оставив свою работу, перегоняя друг друга, торопливо, с большим усердием, пошли посмотреть на предивное видение то; погода в тот день стояла весьма тихая и приятная. Когда пришли они на основание церкви, игумену сейчас же показали обретенный гроб. Он, сойдя со священноиноками в ров, снял верхнюю доску с гроба, и повсюду разлилось сильное благоухание от мощей преподобного, так что все место то исполнилось благовония, каждения же в то время не было, и увидели все лежащее тело преподобного отца Александра, цело и ничем не вредимо, в мантии и схиме по чину повитое, и аналав на нем весь цел, из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону, по чину обе обуты в сандалии. По телу его, подобно некоторым растущим цветам, разошлось благовонное миро, и излилось, как вода. Видя это, все бывшие там исполнились ужаса и радости и прославили Всемогущего Бога, прославляющего святых Своих.

И приказал игумен принести новый гроб, так как старый весь иструхнул, только нижняя доска гроба уцелела, на которой лежало многотрудное тело преподобного Александра. И, облачившись вместе с иеромонахами в священные одежды, положили честные мощи Преподобного в новый гроб, при пении псалмов и других священных песней, и на плечах своих принесли в храм великого Святителя Божия Николая, находящийся там же, в отходной пустыни Преподобного. И было много исцелений от многоразличных болезней с верою приходящим ко святым мощам преподобного Александра; из них нечто упомянем здесь.

Был там некто монах, именем Кирилл, родной брат вышеупомянутому игумену Авраамию. Этот монах несколько лет страдал грыжею, и уже приближался к концу своей жизни. Когда были обретены мощи преподобного Александра, он, придя туда и взяв немного земли с того места, где лежало многочудесное тело Преподобного, потер тою землею живот свой и тотчас же получил исцеление, сделавшись здоровым, как будто у него не было никакой болезни. Так открыл Бог угодника Своего, святого Александра.

Вскоре после того игумен Авраамий послал вышеупомянутого иеромонаха Елисея в Новгород к преосвященному митрополиту Аффонию с письменным извещением об обретении мощей преподобного Александра и о преславных чудесах, бывающих от него.

Митрополит, услышав о том, сильно удивлялся, что по прошествии стольких лет мощи Преподобного обретены целыми и нетленными и, прославив Бога, донес об этом событии Самодержавному Государю Царю и Великому Князю всея России Михаилу Феодоровичу. Царь весьма обрадовался, получив такое известие, и повелел митрополиту Аффонию освидетельствовать мощи преподобного Александра. В том же году, 29 августа, по царскому повелению, в обитель Святой Живоначальной Троицы и преподобного Александра прибыл новгородский митрополит Аффоний в сопровождении Хутынского архимандрита Пафнутия, Духова монастыря игумена Евфимия, Николаевского Вяжицкого монастыря игумена Иосифа и всего духовенства Софийского собора. А на утро 30 августа, в день памяти преподобного и богоносного отца нашего Александра, митрополит со всем Освященным Собором совершил всенощное бдение в церкви Святителя Христова Николая Чудотворца, где находились многочудесные мощи преподобного Александра. С наступлением дня и времени Божественной литургии святитель начал водосвятный молебен, и по освящении воды велел пред всем духовенством открыть гроб преподобного Александра. Когда гроб был открыт, святитель благоговейно приблизился к нему, и увидели все Преподобного отца, не как почивающего многие годы, но как новоположенного, и весьма ужасались; святитель велел звонить во все колокола, а сам, склонясь к святому, своими руками раскрыл лицо его и снял с его главы святую схиму и параманд. Когда святитель и все духовенство увидели лицо Преподобного, то исполнились страха и сильного удивления, и пролили множество слез. Архимандрит Пафнутий и игумен Евфимий раскрыли святому грудь и руки до локтей, желая подлинно увидеть святого. Святитель долгое время внимательно смотрел на мощи Преподобного и на бывший тут образ его с чудесами, написанный в очень давнее время. Затем архиерей и весь Освященный Собор возгласили: "Воистину сей есть преподобный отец Александр Чудотворец!" После чего митрополит опять возложил на главу его параманд и схиму.

Всемогущий Бог, благоволя засвидетельствовать неложное явление мощей святого, к дивному чуду присоединил другое чудо. В тот же день, в который святитель свидетельствовал мощи преподобного Александра, в девятом часу вечера с неба воссиял предивный свет и долгое время осиявал все место то, ночь же тогда была очень темна. Это знамение видел святитель и все бывшие тогда в обители Преподобного, и прославляли Бога, говоря: "Слава Тебе, Царю Святый, яко призираеши на святое место сие и прославляеши угодника Своего преподобного Александра!" То предивное знамение продолжалось до полуночи. Святитель пробыл в обители семь дней, молясь и славя Бога и угодника Его, преподобного Александра Чудотворца; затем, устроив для братии угощение и щедро пожертвовав деньгами, отправился в путь свой к Новгороду.

http://www.svirskoe.ru/ru/hallows/first_finding/index.php

От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,
единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити.
Темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,
како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,
победил еси полки страстей воздержанием
и явился еси равноангелен на земли,
Александре преподобне,
моли Христа Бога,
да спасет души наша.

Месяцеслов

Воскресенье, 26 Апреля 2009 года. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасхи или ап.Фомы
Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского. Мч. Крискента, из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды Египетской.

Понедельник, 27 Апреля 2009 года. Седмица 2-я по Пасхе.
Свт. Мартина исп., папы Римского. Мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Литовских. Мч. Ардалиона. Мчч. 1000 Персидских и Азата скопца. Виленской иконы Божией Матери.

Вторник, 28 Апреля 2009 года. Радоница, поминовение усопших.
Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима. Мцц. Василиссы и Анастасии. Мчч. Месукевийских - Сухия и дружины его.

Среда, 29 Апреля 2009 года.
Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других. Ильинско-Черниговской и Тамбовской икон Божией Матери.

Четверг, 30 Апреля 2009 года.
Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих. Прп. Акакия, еп. Мелитинского.Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Обретение мощей прп. Александра Свирского. Мч. Адриана.

Свт. Агапита, папы Римского.

Пятница, 1 Мая 2009 года.
Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана. Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и прп. Авксентия. Мч. Иоанна Нового из Янины. Максимовской иконы Божией Матери.

Суббота, 2 Мая 2009 года.
Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской. Мчч. Феоны, Христофора и Антонина. Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской. Свт. Трифона, патриарха Константинопольского. Прп. Никифора игумена.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz