По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
7 (467), 31 мая 2009 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 7-я по Пасхе, святых отец 1 Вселенского Собора. св. Дмитрий, князь Донской. Равноапостольные Константин и Елена. Владимирская икона Божией Матери. Обретение и перенесение честных мощей Алексия, митрополита всея Руси и чудотворца. Икона Божией Матери Умиление, Псково-Печерская. Месяцеслов.

Владимирская икона Божией Матери

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Об иконе Божией Матери " Владимирская"

ладимирской икона названа потому, что долгое время находилась во Владимире, признанном некогда центре Русского государства. По преданию, она была написана еще в I в. апостолом Лукой, причем исполнена на доске от стола из жилища самой Богоматери. Еще о ней известно, что из Иерусалима ее перевезли в Царьград, а оттуда в XII в. - в Киев в качестве дара константинопольского патриарха князю Юрию Долгорукому. Из Киева ее увез князь Андрей Боголюбский, построивший в ее честь храм в селе Боголюбове, но икона вскоре была перенесена во Владимир. Свою чудотворную силу эта святая реликвия проявила дарованием побед над врагами, а также умиротворением усобиц и мятежей. Так, при осаде Москвы войсками Тамерлана в 1395 г. эта икона, перенесенная сюда, уберегла город от штурма и с тех пор находится в столице России. При Иване Грозном перед ней молился сам Василий Блаженный, и его молитвой город был спасен от разорения ордами хана Гирея.

Празднованием 21мая/3 июня вспоминается поновление образа в 1521 году и избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед иконой Божией Матери "ВЛАДИМИРСКАЯ" - молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, об укреплении православной веры, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении Отечества.

http://www.ikona2.info/molitva9.php

Владимирская

Из воспоминаний профессора-искусствоведа В.М. Василенко о своем старшем товарище и наставнике Н.Н. Пунине ("Нева" №6,1989 г.). Там описывается, ни много ни мало, беседа в условиях лагерного барака, спустя 300 лет после шуйского "морового поветрия":

"Однажды Николай Николаевич спросил: "А знаете, чем различаются Владимирская Божья Матерь и Сикстинская Мадонна?" Я немного смутился, понимая, что на такие вопросы должен отвечать тот, кто спрашивает. Он сказал: "Так вот, милостивый государь, (он так иногда обращался ко мне, младшему, и эти слова очень странно звучали, наверное, в бараке, где слышались крики, бормотанье какое-то, мат, кто-то просто бубнил) - разница в том, что когда Сикстинская Мадонна смотрит на вас, то она видит вас таким, каким я вас вижу - в вашем бушлате, с вашими голубыми глазами, видит физически. А Владимирская Божья Матерь не видит вас совсем такого, как вы есть, то есть смотрит на вас и вас не видит, она видит только душу без вашей плоти, сущность, а не физическую оболочку. Вот почему эта икона приписывается святому Луке: не за ее внешние достоинства, а за сверхчеловеческое прозрение".

http://liga-ivanovo.narod.ru/shuya.htm

Молитва

К кому возопием, Владычице; К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная; Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным; Кто паче Тебе в напастех защитит; Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего: устрой о нас, како угодно будет Святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачемся о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Евангельское чтение

(Евангелие от Иоанна, 56 зачало, глава XVII, стихи 1-13)

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить; И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое; Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть; ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои; и все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Неделя 7-я по Пасхе, святых отец 1 Вселенского Собора

Вод струями чистыми учения, Православную Церковь напоившии,
на водах покоя ныне наслаждаетеся вечно радующеся

Нынешний воскресный день, братия и сестры, Святая Церковь посвящает памяти святых отцов Первого Вселенского Собора. Многие из нас из истории нашей Церкви знают, что после окончания страшных гонений, которые испытывала Церковь Христова первые три века своего существования, после воцарения Константина Великого на Византийском императорском престоле - внешне Церковь обрела мир и спокойствие. Но, к сожалению, внутри себя она испытывала со стороны лжеучителей многие нестроения, которые стремились уничтожить ее. Уже в 1-й половине IV в. некий александрийский священник Арий учил о Христе не как о Сыне Божием, Единородном, Единосущном Богу Отцу, а как о творении, о человеке, хотя человеке и совершенном. Какой опасной была эта ересь! Если бы ариане восторжествовали, то страшно даже подумать, что было бы с Церковью! Скорее всего, она прекратила бы свое существование на земле, потому что без Христа нет Церкви. Если говорить о Христе не как о Боге во всем равном Богу Отцу и Богу Духу Святому, а как о всесовершенном творении Божием, то разрушается важный догмат христианской веры - учение о Святой Троице. Это лжеучение полностью опровергает то, о чем учит и что исповедует Святая Христова Церковь. И не случайно в 325 году 318 епископов из различных уголков мира съезжаются в небольшой пригород Константинополя в Никею для того, чтобы там осудить эту ересь и, вместе с этим, выразить истинное учение о Христе Спасителе. На заседаниях этого Собора присутствовали такие святители Церкви Христовой, как Спиридон Тримифунтский чудотворец, Николай Мирликийский чудотворец - покровитель и нашего храма, и нашего города, святитель Афанасий и другие. Соборным разумом было выражено православное учение о Христе Спасителе как Сыне Божием, Втором Лице Святой Троицы, вечном Боге, Единосущном, равном во всем Богу Отцу.

Возникает вопрос, почему Святая Церковь в этот воскресный день, именуемый Неделей 7- й по Пасхе, вспоминает то событие, которое отдалено от нас очень многими столетиями, ибо совершилось в 325 г.? Что общего у этого события с праздником Вознесения Господня? Многие святые отцы свидетельствуют, что у этих двух событий существует незримая духовная связь, которая может быть обнаружена при внимательном рассмотрении. Мне сейчас хотелось бы привести вашему вниманию отрывок из Слова одного из новомучеников нашей Церкви святителя Фаддея, архиепископа Тверского, который именно в этот день 70 лет назад, в 1930 г., произнес следующее: ''Продолжая празднество Вознесения Христова, Св. Церковь прославляет ныне память отцов Первого Вселенского Собора, засвидетельствовавших перед миром истину Божества Христова, равенства и единосущия Сына Божия с Отцом, ибо Сын во всем подобен Своему Отцу. Людям, не вникающим в жизнь Церкви Христовой, может показаться, что соединение памяти отцов Первого Вселенского Собора с празднованием Вознесения Господня совершенно внешне, потому что Вознесение Господне отделено от времени Первого Вселенского Собора (325 г.) почти тремя веками, да и события соединяемые представляются совсем разнородными. Так есть ли что общее между ними?'' И далее святитель Фаддей продолжает: ''Вознесение Господне - славное дело Божие ради нашего спасения, а деяния Первого Вселенского Собора кажутся иным, не знающим истины, делом человеческим. Но Святая Церковь, празднуя память отцов Первого Вселенского Собора после праздника Вознесения Господня, очевидно, мыслит иначе. Пусть Собор был через 300 лет после Вознесения Господня, однако, совершенное им существенно сродно с событием Вознесения Господня, имеет значение вечное и, как таковое, даже предсказано было издревле. Не без причины в день прославления св. отцов Первого Вселенского Собора Святая Церковь предлагает на паремиях чтения из Ветхого Завета о событиях, бывших прообразом того, что совершали отцы Собора: Его Вознесение, седение одесную Отца, предреченное издревле пророками, является самым неопровержимым свидетельством Его Божества. И эту истину Божества Христова нарочито собрались утвердить отцы Первого Вселенского Собора. Не видно ли отсюда, что празднование в честь отцов Первого Собора сродно с празднованием Вознесения Господня?'' Но кто-то из нас может сказать: ''Хорошо, слава Богу, что тогда, в IV в., были такие мудрые мужи, которые особо облагодатствованы Божией милостью и благодаря этой благодати Божией могли твердо свидетельствовать об истине. Но нам-то, ныне живущим на рубеже третьего тысячелетия, что это дает, кроме того благоговения, с которым мы можем вспоминать об этом событии?''

Я думаю, что ни для кого не открою секрет, если скажу, что и ныне, к сожалению, Церковь Христова так же раздираема различными ересями и нестроениями. И разве не без боли в своих сердцах мы свидетельствуем о том, что как много сегодня и здесь, на этой благословенной Казахстанской земле, так и по лицу всея земли, как после теплого летнего дождя грибы, растут различные секты, появляются предприимчивые доморощенные проповедники, приезжают и богатые заморские? Нас, православных, не может не волновать эта проблема. Но многие теряются, не зная как поступить с теми миссионерами, которые навязывают нам свои воззрения и миробытие; и не только в почтовые ящики опускают свои послания, но и стучатся в наши дома, встречают на улицах, стараясь вручить нам антицерковную, сектантскую литературу и убедить, навязать свое мнение. А мы смущаемся, боимся вступать в дискуссию, потому что не уверены в своих силах, или просто нам некогда, мы просто спешим. И получается, что некому защитить нашу Святую веру в таких житейских ситуациях, на улицах, в транспорте. Мы молчим: А вот сегодня мы слышали замечательные слова первосвященнической молитвы Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, с которой Он обращался к Отцу Своему Небесному. Я хочу привести только некоторые из Его слов: ''Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа'' (Ин.17,3). Обращаем ли мы достойное внимание на эти слова Христа Спасителя? Спросим самих себя, а знаем ли мы своего Бога и что мы делаем, чтобы познать Его? Правда, кто-то мне сейчас может сказать: ''Батюшка, делаем, и делаем очень много! Потому что каждый день открываем Библию и читаем''. Но давайте по-другому подойдем к этому вопросу. Ведь многие неверующие тоже читают Священное Писание, и те же сектанты чаще всего апеллируют к Библии, зная многие отрывки наизусть. Так значит одно чтение Священного Писания еще не достаточно для истинного познания Бога. Что же еще для этого необходимо? Есть ли другие условия для этого познания? И Святая Церковь Христова говорит всем: ''Есть!'' Этим условием вместе со Священным Писанием является не что иное, как Священное предание нашей Церкви, которое отвергают сектанты. Благодаря этому преданию мы научаемся тому, как должен жить истинно православный верующий человек, что он должен совершать в своей жизни, каким путем он должен идти, чтобы достичь поставленной перед собою цели - достичь Самого Христа Спасителя. Это предание через непрерывное апостольское преемство и содержит Православная Церковь, не изменяя и не искажая его ни в чем. Поэтому будем любить нашу Церковь Христову, будем вслушиваться в те ее поучения и назидания, которыми она к нам обращается, будем внимательны к этим научениям, и будем стремиться прилагать их к своей жизни. Не надо страшиться той экспансии (я не побоюсь этого слова) сект, которые обрушиваются на современного человека, стараясь задушить Православие на земле. Это не ново. И не нужно нам замыкаться в стены наших Православных храмов, наших собственных квартир! Почему бы нам так же смело не выйти на улицу к тем же людям и не свидетельствовать не только словом, но, прежде всего, положительным примером о своей православной вере. Ведь все из нас хорошо знают о том, что имя Христово через нашу жизнь бывает или прославляемо, или поругаемо! Но, к сожалению, очень часто через наши дела, наши слова имя Христово бывает поругаемо пред теми внешними, не церковными людьми. И если мы хотим свидетельствовать достойно о Христе Иисусе, свидетельствовать так, как об этом учит Святая Православная Церковь, так давайте научимся жить достойно Святого Православия! Вот какой урок все мы с пользой для себя должны извлечь из того события, которое ныне вспоминает Святая Христова Церковь.

И закончить это свое обращение к вам я хочу так же словами святителя Фаддея, архиепископа Тверского: ''Прославим же память отцов Первого Вселенского Собора, и не столько словами похвальными уст, сколько верностью заветам отцов в жизни: Отцы Собора не от себя вновь изрекали истину, а соткали ее в Символе веры из слов Божественного Писания, древних, вечных. Не должны ли мы потому неизменно хранить ''Никейскую веру'' как завет жизни, неизменный залог спасения? Через отцов Собора вещает сама вечная Божественная премудрость, говоря, как в дни древние: ''жаждай да грядет ко Мне и пиет: Видите, видите, яко Сам Аз есть и не изменяюся'' (икос в Неделю св. отцов I Вселенского Собора). Отцы явились продолжателями св. евангелиста Иоанна Богослова, написавшего в своем Евангелии: ''В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог '' (Ин.1,1). Это зерно Божественной истины явлено Христом в словах и делах жизни, особенно в Божественном Вознесении, потому мы, прославляя отцов, углубляем свое прославление Вознесшегося Господа''. Будем достойны своего христианского звания, будем без страха и трепета перед лжеучителями свидетельствовать о своей истине, веря в то, что Господь поможет нам, если только не будет страха в нашем сердце. Храните веру православную, любите Церковь Христову, будьте достойными чадами нашего Святого Православия и в своей жизни старайтесь подражать тем святым отцам, которых ныне так торжественно прославляет Церковь. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров. 2000 г.

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ

юня 1 (19 мая по ст. ст.) празднуется день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского. Князь, знаменитый своей победой в Куликовской битве, был прославлен в лике святых в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси

Св. Димитрий Донской, сын кн. Иоанна Красного, родился в 1350 году; оставшись 9-ти лет без отца, воспитывался под руководством свт. Алексия Московского, которому много в этом содействовал прп. Сергий Радонежский, бывший крестным отцом двоих из 12-ти детей князя (восприемником других был прп. Димитрий Прилуцкий). Христианское благочестие св. кн. Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. В 12-летнем возрасте заняв великокняжеский престол, он посвятил себя делу объединения русских земель под главенством вел. князей московских и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

 В 1380 г., собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у прп. Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. (Как повествует жизнеописатель преподобного Сергия, святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же отслужил панихиды). Перед выступлением войска произошло чудесное событие - во Владимире открыты были мощи св. благоверного кн. Александра Невского, прадеда кн. Димитрия. Ночью инок - пономарь церкви, где находилась гробница св. князя - увидел, как сами собою загорелись свечи перед иконами и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Они воззвали к св. Александру, дабы он вышел на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и сделался невидим вместе со старцами. Наутро гроб был выкопан и обнаружены нетленные мощи благоверного князя. Еще одно божественное знамение получил св. Димитрий - стоявшему на страже в ночь перед сражением воину явились св. Борис и Глеб. В вышине показалось густое облако и двое светлых юношей с зажженными свечами и мечами в руках обратились к татарским воеводам: "Кто послал вас губить наше отечество, данное нам Богом?" - и стали рубить врагов, так что ни один не остался цел. Перед битвой св. Димитрий, горячо помолившись, обратился к воинам: "Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово..." Начал битву схимник Пересвет, принявший вызов татарского богатыря Челубея; оба воина погибли в смертельной схватке.

Великий князь наравне с простыми воинами бился в жестокой сече. Некоторым открывалась в эти часы духовная сущность происходящего - видели, что христианам помогало ангельское воинство с архистратигом Михаилом во главе, по небесам шествовали рати святых мучеников; от духовных воинств летели на татар тучи огненных стрел, а на головы православных воинов опустилось из облака множество венцов. Большая часть 150-тысячного войска погибла в "сече лютой и великой", многих погребли на поле битвы и построили тут же кладбищенский храм Рождества Пресвятой Богородицы (в день этого праздника произошло сражение). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) св. Димитрий стал именоваться Донским. В благодарность Богу за куликовскую победу он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и по обету основал Николо-Угрешский монастырь на месте, где по пути на поле Куликово в лесу на дереве увидел образ свт. Николая. В Троицкой обители князь впервые совершил всенародное поминовение убиенных воинов и повелел делать это и впредь. Так были установлены Димитриевские родительские субботы.

С именем кн. Димитрия Донского связано также строительство Голутвинской обители, московской церкви Всех Святых на Кулишках и каменного Успенского собора Симонова монастыря. Не только в храмоздательстве проявлялось глубокое благочестие Димитрия. Боголюбивый князь ежедневно посещал храм, постом каждый воскресный день приступал к Св. Тайнам, носил власяницу под княжескими одеждами. После великой победы князя ждали тяжелые испытания. Летом 1382 г. новый татарский хан Тохтамыш с несметным войском двинулся на Москву, разоряя русские земли, и фактически уничтожил столицу. Татары убивали всех подряд, грабили церкви, оскверняли алтари, жгли книги: сокровищница княжеская была расхищена. По преданию, Димитрий Иоаннович плакал на развалинах города и велел похоронить убитых на свои деньги. Возобновились и внутренние междоусобицы - старая вражда с Тверью и Рязанью. Лишь преп. Сергию Радонежскому удалось убедить князя Олега Рязанского заключить мир с Москвой. Почувствовав приближение кончины, князь Димитрий послал за преп. Сергием, который был главным свидетелем при составлении духовного завещания и преподал св. Димитрию необходимые таинства (по кончине же его присутствовал на отпевании). В завещании св. Димитрий заповедал детям глубоко чтить их мать святую вел. кн. Евдокию (в иночестве Евфросинию), боярам жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь. Св. Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, едва достигнув 40 лет, и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

http://www.ierei-korenev.ru

3 ИЮНЯ - ПАМЯТЬ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ

ри святом Константине Великом, память коего вместе с его святой и равноапостольной матерью Еленой совершается ныне, христианская вера, до него гонимая, сделалась господствующей в римской империи. Когда в 306 году Константин был провозглашен западным императором, ему было 32 года от роду. Он правил подданными с любовью и кротостью. Но в других областях западных правил злой и корыстолюбивый Максентий. В 312-м году подданные Максентия, не имея сил терпеть его притеснения, стали просить Константина избавить их от тирана. Константин пошел на Максентия, и когда он приближался к Риму, вдруг, среди дня, он и его войско увидели на небесах Крест, сияющий звездами, с надписью: сим побеждай. В ту же ночь Константину явился в видении Сам Христос и повелел ему сделать знамя наподобие креста и изобразить крест на оружиях, щитах и шлемах воинов. Под знаменем Креста он победил Максентия, который, спасаясь бегством, потонул в реке Тибре.

Приняв христианство, Константин победил Ликиния, правителя восточной римской империи, не расположенного к христианству, и таким образом сделался единовластным правителем всей римской империи.

Желая всех подданных сделать христианами, он действовал на них не силою, а советами и убеждениями. Так как в Риме было еще сильно язычество, то Константин избрал себе новую столицу, в Византии, небольшом городке близ Черного моря. Этот городок он назвал новым Римом и Константинополем. Впоследствии город назван Царьградом. В Константинополе император устроил множество великолепных храмов.

При Константине Великом христианскую Церковь волновали язычники, еретики и раскольники, но защиту от них Церковь нашла в императоре, который, для поддержания Православия, созвал первый Вселенский собор.

При Константине возник из своих развалин Иерусалим, освященный проповедью, деяниями и страданиями Спасителя. Город этот более 150 лет был в запустении; на святых местах христианских были языческие храмы; город носил языческое имя Элии Капитолины. Мать императора, святая Елена, отправившись в 326 году в Святую землю, обрела там животворящий Крест Господень и построила храмы на Голгофе, в Вифлееме, в Назарете и на горе Елеонской. Церковь называет ее равноапостольной, так как она своими подвигами содействовала распространению христианства в пределах римской империи.

Константин умер в предместье Никомидии, в 337 году по Рождестве Христовом, 65 лет от роду. Тело его с торжеством перенесено в Константинополь и погребено в храме святых апостолов.

Святые равноапостольные Константин и Елена предлагают нам два великих урока для нашего подражания: первый тот, чтобы мы обращались во всех случаях своей жизни к силе честного и животворящего Креста Господня; второй тот, чтобы мы по примеру их содействовали распространению и утверждению среди неведущих истинного Бога христианской веры.

"Сим побеждай!" - гласила чудная надпись, виденная святым равноапостольным Константином при дивном небесном знамении Креста. И император побеждал им не только своих внешних врагов, но и врагов внутренних: Крест Христов был для него всегдашней охранительной и руководящей силой и в его духовной благочестивой жизни, чем он и прославился паче всего, за что он и причтен Церковью к лику святых. Да и как не быть победоносным Кресту Христову, когда им Христос, Спаситель наш, однажды навсегда, на Голгофе поразил всех врагов нашего спасения; как не быть ему победоносным, когда в нем сокрыта спасительная, непреоборимая сила Богочеловека, Христа, Спасителя нашего?

Будем же, братия мои, и мы почаще пользоваться спасительной, победоносной силой Креста Христова в борьбе с врагами нашего спасения; будем, подобно апостолу, хвалиться Крестом Христовым особенно пред теми, которые, к величайшему прискорбию, не чтят его, не пользуются его святой могущественной силой и даже позволяют себе хулить его.

"Кресте! Ты нам сила бури, крепость и держава, избавитель и предратник на борющия нас, щит и хранитель, победа и утверждение наше, присно соблюдая нас и покрывая".

"Кресте всесильне! Злочестивыя низложи враги, ненавидящия и хулящия тя безумно, - языки попали и угаси шатания их!".

Итак, подражая святым равноапостольным Константину и Елене, будем по мере сил содействовать распространению Христовой веры и во всех случаях жизни прибегать за помощью к силе честного и животворящего Креста Господня.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

Елена Равноапостольная

Жизнеописание

очный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана недалеко от Константинополя в Малой Азии. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери "прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом". Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой.

27 февраля 272 года Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.

Раскопки Елены в Иерусалиме

В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того как получила указание во сне:"имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми". Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой по преданию был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; ее десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения

За время пребывания на Святой Земле Еленой был основан ряд храмов на местах библейских событий:

на Голгофе - Храм Гроба Господня;

на Елеонской горе - церковь над местом евангельского Вознесения Христа;

в Гефсимании - церковь Святого Семейства;

в Вифлееме - базилика Рождества Христова;

на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;

на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна.

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме "как памятник для последующих историков", а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй - в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий.

Дата обретения Креста

Историки продолжают спорить, в каком году был обретён Крест. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика, - 326 год. Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его "Церковной истории" рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина (25 июля 326 года). Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю).

Русский богослов профессор М. Н. Скабалланович, основываясь на александрийской хронике VI века, относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом, так как, по его мнению, Елена умерла в год проведения Никейского собора, то есть в 325 году.

Память о святой Елене

За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной - чести, которой удостоились ещё только 5 женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

На Востоке почитание Елены как святой возникло вскоре после её смерти, в начале IX века её культ распространился и в Западной церкви.

В память о раскопках Елены в Иерусалиме и обретении ею Креста Господня в храме Гроба Господня в её честь названа нижняя церковь, в которой расположен придел обретения Креста. Она принадлежит Армянской апостольской церкви. Также в церкви имеется окно, отмечающее место, с которого Елена якобы наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги.

История мощей

"Тело блаженной Елены удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от неё преемственную и дивную отрасль [то есть за Константина]:"

В Риме Елена, согласно историческим данным, была похоронена в мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Согласно Liber Pontificalis, эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения. Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленый для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана.

Из церкви святых Маркеллина и Петра в IX веке мощи Елены были вывезены в Реймс (Франция). До 1871 года они находились в монастыре Овийе, а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж, где хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (фр. Saint-Leu-Saint-Gilles).

Оставшиеся в мавзолее мощи Елены в период папства Иннокентия II (1130-1143 годы) были перенесены из церкви Маркеллина и Петра в церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. Саркофаг Елены был использован для погребения папы Анастасия IV (1153-1154 годы), для чего его переместили из мавзолея в Латеранскую базилику.

В 1356 году император Карл IV подарил реликварий с главой святой Елены кафедральному собору города Трир. В соборе также хранится один из гвоздей от Креста Господня, который, по преданию, Елена обнаружила при раскопках в Иерусалиме.

Православная традиция считает, что через два года после захоронения в Риме прах Елены был перенесён в Константинополь, где Константином в храме Апостолов была устроена императорская усыпальница.

http://ru.wikipedia.org/wiki

ПРОПОВЕДЬ В ТРОИЦКУЮ РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ

Вопрос о будущей жизни вольно или невольно заставляет задумываться каждого благомыслящего человека, в котором еще не развращено сердце, как религиозно настроенного, так и относящегося к религии равнодушно. Всех занимает мысль о том, как мы будем жить после своей смерти, как построится наша будущая жизнь и в чем будет она проходить.

Непрочна и суетна наша жизнь, которой мы живем на земле. Самое хорошее, ясное и радостное течение ее часто омрачается неожиданными для нас житейскими скорбями и несчастьями. Ненадежно наше счастье на земле, радости наши смежны с горем: от богатства недалеко нищета, от здоровья - болезнь, и сама жизнь наша может неожиданно пресечься смертью. И все это так неудержимо и скоротечно, что и не замечаешь, как проходят дни, отпущенные нам здесь. И грустно бывает человеку, когда видит непрочность и непостоянство земных благ. Но еще грустнее становится, когда при этом остается он безутешным.

Где же искать утешения, как не в твердой надежде, что настоящая жизнь не оканчивается еще смертью, что мы должны ждать новой, будущей, загробной вечной жизни? Говоря о ней, святой апостол Павел обращается к христианам с такими словами: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4, 13-14). А для верующего человека надежда на будущую жизнь, ожидание ее, составляет источник истинного утешения и успокоения во всех приключающихся в земной жизни скорбях. И только не имеющие утешения в уповании на продолжение жизни своей по смерти сетуют, печалятся, а иногда даже и совершенно отчаиваются и не находят себе ни в чем отрады.

Таким образом, мысль о нашей участи в будущей жизни должна, по-видимому, занимать наше сердце и ум более, чем что бы то ни было. Но, к сожалению, в наши дни вследствие влияния ложного духа времени есть немало людей, которые совсем отрицают будущую загробную жизнь, и понятно, какая участь ожидает их вследствие сего отрицания. Такие неверы-отрицатели или совсем отчаиваются в земной жизни и не видят в ней никакого смысла, или, если живут, то лишь одной низменной, животной жизнью, держась эпикурейского правила: станем есть и пить, ибо завтра умрем! Господство чувственно-животных страстей и грубой материальной силы, подавление всего духовного, нравственного - вот к чему приводит отвержение веры в будущую жизнь.

Но есть люди и другого рода, которые хотя и не отрицают будущей жизни, но зато обнаруживают крайнее равнодушие к своей загробной участи, совершенно не думают о ней. Они непременно вступят в жизнь будущую, но вера их так слаба, что этот столь важный предмет совсем не тревожит их сердце и они едва-едва воспоминают иногда о нем. Они веруют, что душа безсмертна, веруют, что будет каждому воздаяние: вечное блаженство или вечное мучение - и, однако же, не размышляют, что это значит - пребывать в вечном блаженстве или в вечных муках, которые страшны и никогда, ни на минуту не ослабевают.

Будущей жизни здесь нет, она еще не наступила, как будущее блаженство и мучение, а есть жизнь настоящая, с ее удовольствиями и неудовольствиями, и потому она так легко заслоняет собой неощущаемое будущее, и потому так много людей остаются равнодушными к столь важному для нравственной жизни вопросу.

Различны бывают причины равнодушного отношения людей к вере в будущую жизнь: излишняя привязанность к миру и к его благам; порабощение себя каким-либо грехам или порокам. Но Святая Церковь, заботясь о наших усопших сродниках и о нас, пробуждает в нас веру особыми общественными богослужениями. Сегодня суббота, канун Троицына дня. И мы собрались с вами по следующей причине: в день Пятидесятницы Дух Святый сошел на Апостолов и на всю Церковь Христову, и в день Пятидесятницы испрашивают у Господа благодати Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя и для себя, и для усопших. Потому Церковь и установила молиться за них накануне, в субботу, и в самый день праздника, что в эти дни Господь особенно благоволит ко всем, и даже во аде содержимым. Господь есть Бог живых, и все у него живы. Но нет человека, который бы пожил и не согрешил, и оттого смерть застает нас должниками перед Богом. А человек может творить добрые дела лишь в земной жизни, за гробом же он для того, чтобы улучшить свое положение, ничего сделать не может. Поэтому, исполняя заповедь Христову о любви к ближним, мы молимся о прощении грехов всех, в вере скончавшихся. И многочисленные примеры неопровержимо свидетельствуют о пользе и необходимости этих молитв.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная! Аминь.

Архимандрит Кирилл Павлов

http://www.rusfront.ru/140608/index-3.html

Обретение и перенесение честных мощей Алексия,

митрополита всей России и чудотворца

о дни благочестивого великого князя Василия Васильевича, самодержца всероссийского, после того, как прошло около 60 лет со дня кончины святого Алексия, дивный во святых Своих и прославляющий их всеблагой Бог таким образом открыл бесценное сокровище, то есть, многоцелебные мощи сего святого великого святителя, митрополита Алексия.

Так как первый храм, построенной в сей обители (Под "сею обителью" разумеется Чудов монастырь, устроенный в 1365 году святым митрополитом Алексием в Кремле, на месте, которое подарила ему исцеленная им татарская царица Тайдула. Назван Чудовым в память чудесного исцеления святителем последней от слепоты.) самим святым Алексием во имя святого архистратига Михаила, в память бывшего чуда его в Хонех, был деревянный, то случилось, что крыша этого храма, пришедшая от долгого времени в ветхость, обрушилась во время совершения божественной литургии, причем по устроению Божию все бывшие в это время в храме, остались невредимыми. Тогда великий князь повелел построить каменный храм, и когда внутри прежнего деревянного храма стали копать рвы для фундамента нового храма, то нашли мощи великого святителя святого Алексия неповрежденными и даже одежды на нем неистлевшими. Вскоре после сего был выстроен каменный храм во имя святого архистратига Михаила с приделом на южной стороне в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм этот имел три ступени вверх от земли, но был меньше прежнего деревянного храма, которой хотя был и обширнее, но устроен был в одну ступень, и пол в нем был положен прямо на землю. Когда новоустроенный храм был подобающим образом украшен и освящен, то в него внесли многоцелебные мощи святого Алексия и положили в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1534 году великий князь Василий Иоаннович повелел сделать для мощей чудотворца Алексия серебряную раку, на верхней доске ее устроить из серебра образ самого святого Алексия и украсить ее золотом, камнями и бисером. Рака была окончена уже после смерти великого князя, в 1535 году, и тело святого Алексия было положено в нее при сыне его, великом князе Иоанне Васильевиче, в день кончины святителя, в 12 день февраля месяца с четверга на пятницу первой седмицы великого поста.

Рака с мощами святого Алексия стояла на указанном месте около двухсот лет, до 1686 года. Так как храм и трапеза, построенные новгородским архиепископом Геннадием, пришли в ветхость, то в 1683 году по повелению благочестивого царя и великого князя Феодора Алексиевича, самодержца всероссийского, и по благословению Иоакима, святейшего патриарха московского и всея России, старанием и усердием бывшего в то время настоятеля обители архимандрита Адриана, - который вскоре после сего был митрополитом царственного города Казани, а впоследствии по благоволению Божию возведен был в сан святейшего патриарха царствующего великого города Москвы и всея России, - была построена на новом месте новая большая трапеза.

Когда храмы и трапезы были совершенно окончены и украшены подобающим благолепием, то руками самих благочестивых царей и великих князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича, всей Великой, Малой и Белой России самрдержцев, и их царских сановников в сопровождении святейшего всероссийского патриарха Иоакима, находившихся тогда в Москве епископов, всего духовенства и множества народа многоцелебные мощи великого святителя митрополита Алексия с каждением и ароматами были перенесены из старого трапезного храма в новопостроенный и положены на приготовленном месте между двумя храмами, Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Алексия. Это произошло в 20 день месяца мая 1686 года. Храм в честь святого митрополита Алексия был освящен самим святейшим патриархом Иоакимом соборне во славу Единого Бога, в Троице прославляемого, Отца и Сына и Святого Духа.

http://pravoslavie.name/index.

В настоящее время мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Находятся в Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола

Икона Божией Матери ''Умиление'' Псково-Печерская

К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиление облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость

Месяцеслов

Воскресенье, 31 Мая 2009 года. Неделя 7-я по Пасхе, Отцев I Вс.Собора.
Память святых отцев семи Вселенских Соборов. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии. Мчч. Петра, Дионисия, Андрея, Павла, Христины, Ираклия, Павлина и Венедима. Мчч. Симеона, Исаака и Вахтисия. Мчч. Давида и Таричана. Мч. Евфрасия, Никейского. Иконы Божией Матери Псково-Печерской, Челнской икон Божией Матери, именуемой "Умиление".

Понедельник, 1 Июня 2009 года. Седмица 7-я по Пасхе.
Сщмч. Патрикия, еп. Прусского, и дружины его: Акакия, Менандра и Полиена пресвитеров . Прп. Корнилия, чудотворца Комельского. Блгв. вел кн. Димитрия Донского . Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого . Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского. Прп. Сергия Шухтомского. Мч. Калуфа Египтянина. Прп. Иоанна, еп. Готфского.

Вторник, 2 Июня 2009 года.

Мчч. Фалалея, Александра и Астерия. Обретение мощей святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца. Блгв. кн. Довмонта, во св. крещении Тимофея, Псковского. Мч. Аскалона. Прп. Фалассия мироточца, Ливийского. Прпп. Никиты, Иоанна и Иосифа, Хиосских.

Среда, 3 Июня 2009 года.
Прп. Додо Давидо-Гареджийского, Грузинского.Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены.
Владимирской иконы Божией Матери. Блгв. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца. Прпмч. Агапита Маркушевского.

Четверг, 4 Июня 2009 года.

Прп. Давида Гареджийского. Мч. Василиска. Память II Вселенского Собора. Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского. Новосщмч. Захарии Прусского.

Пятница, 5 Июня 2009 года. Отдание праздника Вознесения Господня.
Прп. Михаила исп., еп. Синадского. Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского. Собор Ростово-Ярославских святых: святителей и чудотворцев Ростовских; прп. Ефросинии Полоцкой

Суббота, 6 Июня 2009 года. Троицкая родительская суббота.
Прп. Симеона
столпника на Дивной горе. Прп. Никиты, столпника Переславльского. Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна и с ними 1218 воинов с женами и детьми. Мчч. Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz