По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
8 (468), 7 мюня 2009 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

День Святой Троицы. Пятидесятница. О Святом Духе. 3-е Обретение Главы Иоанна Предтечи. Мамврийский дуб. Месяцеслов.

День Святой Троицы. Пятидесятница

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Дорогой наш Батюшка отец Валерий!
Поздравляем Вас с днем рождения! Желаем здоровья, радости душевной, Божьей помощи во всех Ваших начинаниях на благо святой Православной Церкви и народа Божия.
Многая и благая Вам лета, любимый наш отец настоятель!
Спаси Вас Господи за Ваши труды и молитвы!

Священнослужители Свято-Никольского собора, прихожане, педагоги и воспитанники церковно-приходской школы.

Святая Троица

о имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Святая Церковь, восхваляя в Троице Единого Славимого Бога, приглашает нас вспомнить и сопережить то событие, которое положило начало Церкви Христовой, - сошествие Святого Духа на апостолов. Это событие произошло на пятидесятый день после славного Христова Воскресения, и на десятый день восшествия Господа и Спасителя на Небеса. А поэтому сегодняшний день именуется не только Днем Святой Троицы, но и Пятидесятницей.

Для иудеев пятидесятый день после пасхи был так же праздничным днем. Он служил напоминанием о чудесном и великом событии, произошедшем после исхода израильского народа из Египта. Именно в этот день, на вершине Синайской горы, пророк Божий Моисей получил от Бога ветхозаветное законодательство. В день Пятидесятницы многие иудеи приходили в Иерусалим из различных мест, где они проживали, для того чтобы помолиться в храме. В этот же день люди возносили Богу хвалу и за первый урожай, который Господь даровал им собрать с полей. Когда ученики Христа вместе с Пресвятой Богородицей находились в Сионской горнице и молились, как и заповедал им Господь, раздался шум с неба и Святой Дух, в виде огненных языков, сошел на апостолов. Услышав необычный шум, многие люди, находящиеся в Иерусалиме, стали стекаться к дому, где произошло чудо. К удивлению всех, кто в это время находился у Сионской горницы, они слышали, как ученики стали говорить на разных языках. Иудеям, жившим в рассеянии, приходилось общаться и говорить на языке тех народов, среди которых они жили. Недоумение объяло этих людей, когда каждый из них услышал знакомую для них речь. Не понимая, что произошло, и, пытаясь найти объяснение случившемуся, они сказали, что апостолы выпили вина и поэтому ведут себя подобным образом. Тогда апостол Петр, от лица всех учеников Христовых, взойдя на кровлю Сионской горницы, обратился к народу с проповедью о Христе Спасителе. В своей пламенной речи он сказал, что для того чтобы получить прощение грехов, необходимо поверить во Христа, которого иудеи распяли, и принять крещение: "да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа" (Деян.2,38). После этих слов апостола Петра, совершилось явное проявление действия Святого Духа. Благодать коснулась слушающих проповедь апостола людей, и все они крестились в тот же день.

Совершая прославление этого события, все мы, как было сказано раннее, должны не только вспомнить, но и пережить и стать соучастниками того, что произошло с апостолами в Сионской горнице. Но возможно ли это? Мы все являемся учениками Христа Спасителя, приняв святое крещение и став христианами. Мы все сегодня возносили Богу коленопреклоненные молитвы, в которых испрашивали о ниспослании нам благодати Святого Духа. Некоторые из нас могут сейчас сказать, а не получили ли мы благодать Святого Духа в таинстве Миропомазания? Конечно, получили. Но, получив, не только не позаботились о приумножении благодати, но, к сожалению, растеряли ее. Не случайно, поэтому, ежегодно мы вновь и вновь с сокрушенным сердцем, с осознанием своих грехов обращаемся к Богу с просьбой даровать нам благодать Духа Святого, которая бы укрепила нашу немощь, и помогла нам не только сохранить, но и, что еще важнее, приумножить ее. Божественная благодать является, с одной стороны, огнем, пожигающим грехи, а с другой - елеем, смягчающим наше ожесточенное и окаменелое сердце. Божественная благодать - это та мощная сила, с помощью которой, мы преодолеваем наши слабости, боремся с грехом и исполняем заповеди Божьи. Получив благодать Святого Духа, мы, в свою очередь, должны потрудиться над тем, чтобы принести Богу плоды. Каковы они? Ответ на этот вопрос мы находим у апостола Павла, который плодами Святого Духа называет: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал.5,22-23). Как их приобрести? Прося помощи Божьей, стараться строго соблюдать данные Богом заповеди, осознавая, что это - обязанность каждого человека, именующего себя христианином. Будем черпать духовные силы в храме - доме Божьем, доме молитвы, в том месте, где на верующих людей изобильно изливается Божественная благодать, где Милосердный Господь через таинства Святой Церкви благословляет на духовные подвиги каждого, приходящего с верой, человека. Но не только в храме, мы становимся причастниками Божественной благодати. Нам необходимо помнить и о важности домашней, келейной молитвы. Однако, как часто мы забываем о молитве домашней, воспринимая ее, как обузу. Мы не задумываемся о том, что, оставляя домашнее правило, мы лишаем себя радости общения с Богом, а значит, возможности получить благословение и помощь Божью в своих ежедневных делах. Мы часто оправдываем свое нежелание молиться тем, что будто бы, предлагаемые святыми отцами молитвы, оказываются для нас слишком долгими и у нас часто не хватает ни сил, ни времени их прочитывать. Но так ли это на самом деле? Те молитвы, что кажутся обременительными для нас, были для святых отцов счастливой возможностью насладиться беседой с Богом. Они осознавали, что усердная молитва к Богу не убавляет, а прибавляет силы. Будем и мы стараться трудиться и молиться и всегда помнить о том, что только через молитву мы можем стать достойными причастниками той благодати, без которой жизнь человека не имеет смысла. Величайший подвижник веры и благочестия, Святой преподобный Серафим Саровский напоминает нам о цели нашей жизни, говоря: "Цель жизни человека - в стяжании Духа Святого в сердце своем". Будем стремиться к этой цели, а, достигнув ее, уповая на помощь Божью, принесем добрые плоды своей жизни. Тогда, все то, что Всещедрый Господь совершил для нас, не останется тщетным, но станет для нас спасительным. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров

БЕСЕДА О ПРАЗДНИКЕ

В праздник Пятидесятницы Святая Церковь воспоминает и прославляет сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в пятидесятый день после спасительного Воскресения Христова. Праздник Пятидесятницы отмечался и в ветхозаветной церкви, но связан он был с воспоминанием дарования Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. У иудеев Пятидесятница была одним из трех великих праздников. В этот торжественный и радостный праздник они стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.

В современной церковной практике этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась освящающая деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

В третьем часу (по нашему - в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов - "исполнишася вси Духа Свята". И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов.

Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. "Ибо, - рассуждает св. Григорий Богослов, - как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо". Но "да не подумает кто-либо, - поучает св. Лев Великий, - что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа". "Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа".

Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.

Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, "они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?" "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа", - отвечал им Петр. После сего "охотно принявшие слово" немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой "присоединилось в тот день душ около трех тысяч" (Деян.2,37-41). Так, полным торжеством Святого Духа над неверующими, окончилось это событие. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания - неявно (Мф.10,20), по воскресении через дуновение - явственнее (Ин.20,22), и ныне послал Его существенно.

Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали "Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа" - "Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную".

В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию. На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло иметь влияние и явление Бога в виде трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатер) патриарха.

Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/troiza/

ЧЕЛОВЕК КАК ОБИТЕЛЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

постол и евангелист Иоанн Богослов подробнее других Евангелистов передает то, о чем говорил Господь со Своими учениками в вечер того дня, когда Он был предан на смерть. И на этой вечери приобщения Телу и Крови Христовых Господь как никогда четко открывает Своим апостолам познание единого Бога троичного в Лицах. Иисус Христос - Бог и Единосущный Отцу Сын Божий явившийся во плоти открывает через Себя апостолам Своего непостижимого Отца и проповедует о Святом Духе, Которого Он Сам обещает послать от Отца всем верующим.

О Духе Святом проповедовал и Ветхий Завет - наитием Божиим ветхозаветные писатели говорили о Духе Божием как о Силе, Которой была сотворена вся Вселенная, Которая давала дар пророчества, Которая наставляла праведников. Сам Иисус Христос и раньше в прикровенной форме учил о Духе, причастниками Которого станут Его ученики. Например, когда Христос говорил о реках живой воды, которые потекут из чрева тех, кто верует в Него, евангелист поясняет, что сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7:38-39). Здесь же на вечери Господь говорит прямо. Христос обещает послать ученикам Святого Духа от Отца. Он называет Духа, Духом истины, Который от Отца исходит (15:26). Этот Дух истины, наставит учеников Христовых на всякую истину (16:13), научит их всему и напомнит им все, что Христос им говорил (14:26). Он прибудет с ними вовек (14:16). Кроме того, Господь называет здесь Святого Духа Утешителем.

В греческом тексте здесь стоит небезызвестное нам слово Параклитос (это наименование утвердилось за третьей Божественной Ипостасью и им называются несколько монашеских обителей, посвященных Духу Святому). Буквально этимологически это слово означает "призванный", "тот, которого призывают", но в библейском языке оно приобретает новое значение - "утешающий", "ободряющий". В Ветхом Завете Утешителем называет Себя Бог: Я, Я Сам - Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава (Ис. 51:12). В Новом Завете Бог-Отец называется Богом всякого утешения (2 Кор. 1:3). Апостол Иоанн Богослов называет Утешителем Господа Иисуса Христа: мы имеем утешителя пред Отцем, Иисуса Христа, праведника (1 Ин.2:1; в синодальном тексте здесь слово параклитос переведено как "ходатай"). Если Христос наш Утешитель, то понятно, почему Сам Господь называет Духа Святого другим Утешителем (14:16). Таким образом наименование Утешитель прилагается к Каждому из Лиц Святой Троицы, и тем самым подчеркивает их равное божественное достоинство.

Вся высота богословия, выраженная в прощальной беседе Христа со Своими учениками суммируется в замечательной стихире нынешнего праздника: "Святый Боже, вся содеявый Сыном содейством Святаго Духа, Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир, Святый Безсмертный Утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе". Познание этих действий Лиц Святой Троицы - и внутритроических, и в отношении мира - оказываются возможным только тогда, когда "Один от Святой Троицы" - Бог-Сын принял нашу плоть и стал Человеком. Ведь Сын являет не только Себя. Через Его воплощение нам открывается вся Святая Троица, все три Лица. Поскольку три Божественных Лица едины по Своему существу (как говорит Христос, Я и Отец одно), то Сын Своим явлением открывает нам Отца (как Он Сам сказал Своему апостолу: Видевший Меня - видел Отца). Также через Христа Отец посылает миру Своего Духа.

Господь не зря открывает эти тайны Божества, лишь в вечерю Евхаристии. Только в реальном приобщении ко Христу возможно познание Его, а через это - приобщение Отцу и Святому Духу. И сейчас христианин соединяясь со Христом в приобщении Его Тела и Крови, соединяется всей Святой Троицы. Так перед причастием христианин молится Христу: "Да буду дом Твой причащением Священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом", вспоминая слова Христа, что кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23) и слова Апостола: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога (1 Кор. 6:19).

Диакон Александр Гумеров

http://www.trinity-church.ru/life/listok/79.html

О Святом Духе

Отрывок из статьи

ристианство есть личная, живая и реальная жизнь человека со Христом и во Христе. Такая жизнь невозможна, если мы о Христе всего лишь "проинформированы" тем или иным образом. Христа необходимо лично и близко узнать, познакомиться с Ним - каков Он, как Он ко мне относится, что Его во мне радует, что - печалит, что Он ждет от меня, что Он хочет дать мне и прочее. Обо всем этом говорит Священное Писание, особенно - Новый Завет. Из того же Священного Писания явствует, что наш Бог есть Троица Единосущная и Нераздельная - Отец, Сын и Святой Дух. И не только, так скажем, один Иисус принимает участие в нашей жизни, - Иисуса нельзя "вычленить", обособить от Святой Троицы, - но Бог в Полноте Своей, т.е. и Отец, и Дух Святой. Трудно говорить о Боге Отце - Бога не видел никто никогда (Ин. 1,18); Он открывается нам в Сыне Своем - Господе Иисусе Христе, и в Святом Духе. О Нем у нас и будет речь.

Кто же Он? Ведь чтобы понять Его, жить Им и с Ним, нам надо также познакомиться с Ним: узнать, как Он действует, как Его принять, как сохранить. Не буду вдаваться в богословские изыскания, а засвидетельствую то, что знаю о Нем сам.

Я христианин. Мало того, я пресвитер Церкви и монах - т.е. вся моя жизнь посвящена Богу. Говорю это, не хвалясь, но чтобы вы поверили свидетельству моему. Я знаю Святого Духа. Он всегда пребывает во мне. Им я всегда исповедую перед собою (и перед другими, если к тому есть потребность) Иисуса Христа, пришедшего во плоти (1 Ин. 2,2), и называю Его Господом и Богом моим (1 Кор. 12,3). Им я ежесекундно взываю: Авва Отче (Рим. 8,15; Гал. 4,6), - взываю не телесными устами, но всею внутренностью моею (Пс. 102,1). Он свидетельствует мне, что я - дитя Божие (Рим. 8,16), возлюбленное чадо Его. Скажу сразу, что такое состояние моей души не есть чувство, в смысле человеческих эмоций; оно есть некое ощущение, подобно непосредственному восприятию, например, зрения, дыхания, движения, - ощущение глубокого "твердого камня", на который, как на фундамент, опирается душа (Мф. 16,18; 1 Петр. 2,5). - Иногда же Дух чувственно касается моего сердца, и тогда я эмоционально ощущаю, переживаю Его. Он приносит в душу мир, тишину, радость, чистоту, некую крепость и силу, которая позволяет мне быть хозяином самого себя, - быть благим, милосердным, долготерпеливым, кротким, воздержным. Он укрепляет меня в вере. Он дает мне любовь к Богу и к людям - всем, до единого человека. Он утешает меня, Он наставляет меня на всякую истину, вразумляет, просвещает, животворит меня. - Это все не ново и не необычно - все это написано в Гал. 5,22-23. Но одно дело - читать про это, и совсем другое - вкусить делом (Пс. 33,9). Но это не все, что я мог бы сказать про Святого Духа. Еще вот: Он чужд экзальтации, тусовочности, примитивного "попсового" аффектированного выражения эмоций. Он - Дух мудрости, порядка, устройства (1 Кор. 14,33), совершенства, полноты, я бы сказал - подлинной культуры. Он понуждает меня хранить Его в некоторой тайне - про это сказал Господь в Мф. 13,44: Он - то Сокровище, которое, нашедши, человек утаил. Он делает человека внимательным, деликатным и тактичным. Он скромен: Ему не хочется публично "выворачиваться наружу", рекламировать, "пиариться". Он - со мною, но Он не понуждает меня совершать внутреннее разоблачение: "глядите, вот у меня - Дух Святой!" Он, наоборот, вразумляет меня подумать: метать ли мне бисер? (Мф. 7,6). Он хочет больше, чтобы я вошел в комнату свою и затворил дверь свою (Мф. 6,6), чем говорил о Нем всем подряд. Так, во всяком случае, Он открыл Себя мне. И вот, я свидетельствую: я знаком со Святым Духом.

Но как я с Ним познакомился? Где я Его получил? Каким образом Он пришел и вселился в меня? Сколько себя помню, я всегда искал Истину. И Священное Писание я со студенческих лет читал и изучал. Но не от чтения и не от поисков вошел в меня Святой Дух. Конечно, Он руководил мною и в поисках, и в чтении, но - как бы "со вне", "ведя за ручку", тайно. А вселился Он в меня, когда я крестился, исповедовался и причастился. Я о Церкви тогда не знал ничего, и даже относился к ней иронически-враждебно. Меня отталкивала архаика, бороды, странные облачения, кадило с дымом и прочее. Но мудрый Дух привел меня к Таинствам Церкви помимо всего этого антуража. И когда я, вскоре после крещения и деликатно-незаметной исповеди, первый раз причастился Тела и Крови Христовых - то тут-то я и "попался". Я ощутил, что меня как бы вымыли и "убелили" всего изнутри (а было что вымывать), и что как будто из головы у меня выросли ноги, которыми я иду по небу. Но это так, "чувства"; а главное, в меня вселилась сила, которая позволила мне совершенно изменить свою жизнь, преодолев сопротивление семьи, полностью поменяв уклад жизни: ну и т.д. А "антураж" церковный я со временем понял и полюбил.

Итак, Христова Церковь. В ней я получил Духа Святого. И действительно, Церковь есть не иное что, а жилище, "пребывалище" Духа, Который 2000 лет назад сошел на Апостолов в виде огненных языков (Деян. гл. 2), и пребывает через Апостольское преемство в Церкви постоянно; и поэтому она есть столп и утверждение Истины (1Тим. 3,15-16).

И вот, когда я сравниваю свой опыт получения Святого Духа с тем, что содержит в качестве Священного Предания Православная Церковь, я вижу полное совпадение. Мой опыт жизни со Святым Духом подтверждает то, что об этом говорит Церковь на протяжении 2000 лет своего существования.

А говорит она, в частности, следующее:

Дух дается даром, легко и просто. Без эффектов, экзальтаций, конвульсий, озарений и всего прочего в этом роде. Дается Он не аморфно, абы как; Его не нужно "географически" искать, как ищут неизвестно что неизвестно где, экспериментируя и блуждая в потемках. Подается Он в Таинствах Церкви - при условии веры (Мк. 16,16) и покаяния (Деян. 2,37-38). То, что принятие Святого Духа может сопровождаться знамениями и чудесами - правда (Деян. 2,43 и мн. др.). Может, для успеха проповеди, или и по другим причинам; но они не являются "обязательными" - все может и без них происходить (Деян. 16,33-34), - чудеса и знамения не есть неотъемлемый признак принятия Святого Духа. - Итак, принимается Дух даром и просто. Но вот, по принятии, удержать в себе Духа, сделать Его неотъемлемым своим достоянием - это уже не просто и не легко. Почему?

Человек - существо падшее и, вследствие этого, подпавшее под власть греха и нуждающееся во спасении. Господь Иисус Христос, воплотившись, пострадав за нас на кресте и воскреснув из мертвых, спас нас от греха, проклятия и смерти. Это спасение, совершенное Иисусом, усвояется каждому из нас Духом Святым, Которого, по вознесении Своем на небо, Христос послал на землю от Отца. Святой Дух, сошедши на Апостолов в виде огненных языков, ими (Апостолами) обустроил Церковь, в Таинствах которой, начиная с Крещения, человеку прощаются грехи: человек получает в Церкви искупление от первородного греха. Но следствием повреждения человеческой природы остаются страсти - как некая болезнь наследственная, как потенциальный источник греха и нечистоты. Эти страсти должны теперь, по вхождении человека в Церковь, быть "вытеснены", исцелены и заменены Святым Духом. Но это не может произойти без нашего участия и труда, ибо страсти есть то, что препятствует Духу жить в человеке; и мы, прилагая к каждой страсти пластырь заповедей Божиих, должны потрудиться, чтобы дать в себе место Духу - не без помощи Божией, конечно (Ин. 15,5), но - сами, прилагая к тому все наше старание. И вот об этом совместном усилии человека и Бога, о пути спасения, об опыте стяжания Святого Духа как неотъемлемого своего достояния, или, иными словами говоря, об очищении души от страстей, говорит в своем Священном - т.е. от Духа Святого исходящем - Предании Христова Церковь. И это все не совершается в одну минуту - на это дается человеку целая его жизнь. Таинства можно уподобить семени, залогу, заданию, - а человек сам должен потрудиться над взращиванием семени, выкупом залога, исполнением задания. Об этом, о долгом "прорастании" Духа в нас, говорит Господь в притчах о Царствии Божием (Мф. гл.13). Поэтому Священное Писание, наряду с благовествованием о спасении, Царстве Божием, радости о вхождении в него, - ставит сразу указания на путь обретения этого спасения - или говоря другими словами, на процесс стяжания Святого Духа, на условия этого стяжания, признаки его. Вот они:

Входите тесными вратами: (Мф. 7,13; Лк. 13,24); Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возми крест свой и следуй за Мною: (Мф. 16,24); кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10,38); многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14,22). Что же это за крест? Отчего же скорби? Ведь нам благовествована радость великая (Лк. 2,10)? И что значит - отвергнуться себя? - Мы сказали уже, что для того, чтобы удержать в себе Духа, взрастить Его в себе, нужно очищать себя от того, что с Духом несовместимо - от страстей. А они в результате падения настолько срослись с нашей природой, что теперь, чтобы "отделаться" от них, человеку надлежит совершать усилие, да не простое, а максимальной напряженности.

Человек как бы рассекает себя на двое, и противится страстям, из которых, как от некоего источника, сочится грех и нечистота, - с болью отрывает от сердца, от себя самого, пристрастия, понуждая себя на делание заповедей Божиих. И это есть настоящее самоотвержение; это тяжелейший крест и самораспятие: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5,24). Об этом говорит Господь: Царство Небесное силою берется, и употребляющий усилие восхищает его (Мф. 11,12). Оттого христианское жительство есть - хоть и радостный, но подвиг: подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк. 13,24), ибо в Царство Божие входят усилием (Лк. 16,16). От этого путь спасения - или, что то же, стяжания Духа - есть, хоть и благое и легкое, но иго и бремя (Мф. 11,28). Мало того, сей путь небезопасен. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол (а он действует чаще всего не через иное что, а именно возбуждая и укрепляя в человеке страсти) ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1Петр. 5,8). Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26,41). Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Фил. 2,12), ибо если праведник едва спасается, то нечестивый и грешник где явится? (1Петр. 4,18). Для жизни с Богом необходимо нам очистить себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2Кор. 7,1), умертвить земные члены наши (Кол. 3,5), следить, чтобы сердца наши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21,34) - и обще говоря, понуждать себя на христианскую жизнь и очищать себя от всякой нечистоты, ибо в Царство Божие не войдет ничто нечистое (Откр. 21,27).

Отсюда - нравственное учение и аскетический опыт Церкви. Он, как и многое в церковной действительности, часто преувеличен, искажен, формализирован, часто в практическом осуществлении приносит живого человека в жертву "схеме" абстрактной. Но это - искажение Церковного духа (искажение, от которого мучаются и страдают люди, которое бросает тень на Церковь в глазах внешних - это горькая правда, к сожалению); мы же говорим все же о сути, об истинном учении Церкви - что так или иначе, индивидуально, для всех в разной мере, но - необходим подвиг жизни (что, собственно, и есть аскетика) для того, чтобы отложив ветхого человека, облещись в нового (Еф. 4,22), ибо только тот, кто очистит себя от всякой скверны плоти и духа (2Кор. 7,1), будет для дома Божия "сосуд в честь" (2Тим. 2,21).

Подытожим. Дух Святой получается человеком, по вере и покаянии, в Церкви - в ее Таинствах, прежде всего; в молитве, в поучении в Слове Божием и в соблюдении заповедей Божиих - всех заповедей, а не избранных. А хранится Сей Дух посредством очищения сердца от страстей, то есть посредством нравственного всеусиленного труда; этот труд есть самый настоящий подвиг: человек "отрывает" от самого себя то, к чему пристрастно его сердце, ради чистоты, ради свободы, ради Христа - и понуждает себя "соответствовать" Святому Духу. Таково Евангельское учение. Таков и опыт Церкви - ее Священное Предание.

игумен Петр (Мещеринов)

http://azbyka.ru/dictionary/17/o_sviatom_duhe-all.shtml

7 ИЮНЯ - ТРЕТЬЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

ретье обретение честной главы святого Иоанна произошло около 850 года. Во время волнений в Константинополе, связанных со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава Предтечи была перенесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин ее перенесли в Команы и там, в период иконоборческих гонений, скрыли в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию в видении было указано место, где скрыта глава Пророка. Он сообщил об этом императору, и тот направил посольство в Команы, где и была обретена честная глава. Позже она была перенесена в Константинополь и положена в придворной церкви.

"Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф. 11,11), - так говорит Господь о великом подвижнике, память которого мы сегодня празднуем. В Ветхом Завете было немало святых мужей, как, например, Илия, Елисей и другие пророки, которые вели строгую жизнь, любили проводить время в уединении и молитве. Но и среди них Креститель Господень выделяется необыкновенным подвигом всей жизни

И до сегодняшних дней святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн продолжает учить нас о Христе Спасителе, ведет нас к Нему своим примером, зовет нас всех к покаянию. "Если же Иоанн, этот столь чистый муж, светлейший неба и всех пророков, более которого никого не было и который имел такое дерзновение, - рассуждает святитель Иоанн Златоуст, - если он вел такую суровую жизнь, совершенно пренебрегая всеми излишними удовольствиями, то какое же оправдание будем иметь мы, которые после явленных нам величайших благодеяний и при бесчисленных грехах, нас обременяющих, не оказываем даже и малейшей части его покаяния". Ведь все мы, христиане, призваны быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный (Мф. 5,48), как совершен был Предтеча Христов, и в этом стяжании совершенства нести радость людям, радость искренней любви друг ко другу, радость, которая никогда не прекратится и которую никто не сможет отнять (1 Кор. 13,8).

http://orthodox.etel.ru/2003/20/k_ioann.shtml

Обретение Главы Иоанна Предтечи

Икона. Афон, Великая Лавра

лава Иоанна Предтечи, одна из важнейших христианских реликвий, обреталась трижды.

В Первом обретении (слева) показаны два монаха, открывающие саркофаг, найденный на месте дворца Ирода в Севастии; там, отдельно от тела, по преданию, была захоронена голова пророка.

В сцене Второго обретения (справа) монах и священник стоят по сторонам выкопанного глиняного сосуда с головой Предтечи.

Иконография Третьего обретения Главы Иоанна Предтечи (нижний регистр) одновременно показует положение и прославление этой реликвии. Сцена представляет собой торжественную церемонию, в которой участвуют император (Михаил III), патриарх, певцы и миряне со свечами в руках. Гигантские размеры самой Главы подчёркивают символическое значение святыни, которая, в числе прочего, "разгоняет тучи болезней и еретические ошибки дурных отцов". Она лежит на золотом блюде-дискосе подобно Свв. Дарам. Византия,Константинополь.

Вторая половина 14 в.

http://all-photo.ru/icon

МАМВРИЙСКИЙ ДУБ

в Иерусалиме есть место, Святой Троицы на Святой Земле - Мамврийский дуб на участке Русской Духовной Миссии в Хевроне. Стараниями великого подвижника на Святой Земле начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина Капустина, был приобретен у мусульман в 1868 году при поддержке русского посла в Турции графа Н.П.Игнатьева участок земли с виноградниками, неподалеку от древнего библейского города Хеврона. По преданию считается, что это старец-дуб дал приют от полдневного зноя Св.Троице в виде трех странников, гостеприимно встреченных здесь праотцами Авраамом и Сарою (Быт.XVIII, 3-8). После приобретения дуба о. Антонином было замечено, что дуб начал сохнуть и увядать. Уже в сборниках Императорского Православного Палестинского Общества XIX века отмечалось о "стремлении наших благочестивых паломников рвать себе на память с Дуба листья, ломать целые сучья для посошков и сдирать кору для написания на ней образков Святой Троицы и т.д."

Дабы избежать этого "благочестивого разграбления" святыни, вокруг Дуба выстроили железную квадратную решетку с входной дверью, дупло замазали глиной. В 1898 году средняя большая ветвь, практически уже полностью засохшая упала во время страшной бури и была разослана по частицам по многочисленным церквям Российской Империи. Две другие ветви, смотрящие на север и юг с обильной зеленой листвой были подперты массивными металлическими подпорками.

Разновидность этого дуба называется - "теревинф" и характерен для данной местности, листья этого дуба не похожи на российские, мельче по размеру на концах имеют закругление и острие. Тем не менее, отростки от библейского дуба-старца находятся внутри железной ограды и два довольно больших на сегодняшний день дуба называются "дубком Сарры" и "дубком Авраама".

http://www.ric.orthost.ru/journal/sm2005/4/

МОЛИТВЫ СВЯТЫХ О СТЯЖАНИИ ДАРОВ ДУХА СВЯТАГО

Молитвы святого праведного Иоанна Кронштадтского

Плени мя, Владыко, в сладкий плен Духа Твоего Святаго, да, яко потоки югом, потекут слова мои в славу Твою и во спасение людей Твоих! Даруй мне это сладкое и могущественное внутреннее побуждение излагать свободно на хартии полноту духовных видений и чувств! Да будет язык мой тростию книжника скорописца (Пс. 44, 2) - Духа Всесвятаго!

Господи! Се сосуд Твой есмь: наполни мя дарованиями Духа Твоего Святаго, без Тебя я пуст всякаго блага или, паче, полн всякаго греха.

Господи! Се корабль Твой есмь: исполни мя грузом добрых дел.

Господи! Се ковчег Твой: исполни его не прелестию сребролюбия и сластей, а любовию к Тебе и к одушевленному образу Твоему - человеку.

Молитвы преподобного Силуана Афонского

"Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа. Все святые, вы живете на небесах и видите славу Господню, и радуется дух ваш, - молитесь, чтобы и нам быть с вами. Влечется и моя душа видеть Господа и скучает по Нему во смирении, как недостойная сего блага. Господи Милостивый, Духом Святым научи нас смирению Твоему.

Господи, исправь нас, как нежная мать исправляет своих малых детей.

Дай всякой душе познать радость Пришествия Твоего и силу помощи Твоей. Дай прохладу страждущим душам Твоего народа, и всех нас научи Духом Святым знать Тебя. Томится душа человеческая на земле, Господи, и .умом не может укрепиться в Тебе, потому что не знает Тебя и Твоей благости".

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси божественным учеником Твоим.

Месяцеслов

Воскресенье, 7 Июня 2009 года. День Святой Троицы. Пятидесятница.

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского. Св. Додо, царя Грузинского. Собор свв. Волынских: свв. Ярополка, Стефана, Макария, Игоря и Иулианы. Понедельник, 8 Июня 2009 года. День Святого Духа.

Сплошная седмица. Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери. Апп. от 70-ти Карпа и Алфея. Влкмч. Георгия Нового, пострадавшего от царя Селима турецкого. Обретение мощей прп. Макария Калязинского. Мчч. Аверкия и Елены. Прп. Иоанна Психаита исп. Константинопольского. Новомуч. Александра Солунского.

Вторник, 9 Июня 2009 года. Седмица 1-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского. Обретение мощей прп. Нила Столобенского. Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского. Перенесение мощей свтт. Киевских и всея России чудотворцев Киприана, Фотия и Ионы. Прп. Ферапонта Монзенского. Прав. Иоанна Русского, исп. Мчч. Феодоры девы и Дидима воина.

Среда, 10 Июня 2009 года.

Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского. Свт. Игнатия, еп. Ростовского. Сщмч. Евтихия, еп. Мелетинского. Мч. Еликониды. Сщмч. Елладия еп. Новомч. Димитрия. Новомч. Захарии Прусского. Прп. Софрония . Никейской, Чухломской (Галичской), Орловской, Антиохийской и Умиление икон Божией Матери.

Четверг, 11 Июня 2009 года.

Мц. Феодосии девы, Тирской. Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского. Прмц. Феодосии девицы Царьградской . Свт. Александра, патр. Александрийского. Новомч. Андрея. Новомч. Иоанна Смирнского. Память 1 Всел. Собора. Последнего благ. греческого царя-мученика Константина. Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой "Споручница грешных".

Пятница, 12 Июня 2009 года.

Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской. Мч. Наталия. Мчч. Романа, Мелентия и Евплия.

Суббота, 13 Июня 2009 года.

Ап. от 70-ти Ерма. Мч. Ермея Команского. Мч. Философа Александрийского.

версия для печати

Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ":

Рассылка CONTENT.MAIL.RU


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL (http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

Сайт управляется системой uCoz