По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
9 (469), 14 июня 2009 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Проповедь в день всех Святых в Земле Российской просиявших. Святой Афон. Агиос Орос (Святая гора). Иоанн, святитель, митрополит Тобольский. Илиотропион или Сообразование с Божественной Волей. Житие и чудеса святого пророка Елиссея. Месяцеслов.

Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Проповедь в день всех Святых
в Земле Российской просиявших

о имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником нашей Церкви, с Днем всех святых, в Земле российской просиявших.

Сегодня за богослужением в храме мы слышали стихиры всем святым. Хочу обратить ваше внимание на заключительные слова этих церковных песнопений.

Давайте, еще раз вслушаемся в тот призыв, с которым к нам ныне обращается Церковь Христова:

"Русь Святая! Храни веру Православную, в ней бо твое утверждение!"

Обратите внимание, братья и сестры: наше утверждение в православной вере. Мы счастливы, что родились в Православии и исповедуем Православие. Но, вместе с этим, это налагает на нас большую ответственность за то звание христианина, которое мы все с вами несем.

Сегодня величайший праздник для нашей Церкви. Ликует не только вся Церковь земная, но и с ней вся Церковь небесная. Нам просто невозможно представить весь сонм святых российских, которые предстоят Престолу Божиему. Велико их число. Сколько их? - Сказать никто из живущих на Земле не может. Но нам с вами достаточно вспомнить, что одних только новомучеников и исповедников нашей земли, которые пострадали совсем недавно, несколько десятилетий тому назад - миллионы. Вот каково предстательство за нас пред Богом!

И слава Богу! - Мы благодарны им за это! - Что есть у нас предстатели и покровители, которые от первых мучеников, святых страстотерпцев Бориса и Глеба и до последнего царя - мученика!

Совсем недавно мы вспоминали еще одного мученика - воина Евгения Родионова, который 9 лет назад, мученически пострадал, исповедуя веру Христову. Их молитвами мы с вами живем, их молитвами ныне стоит вера Христова! И, надеемся, что их молитвами мы, и не только мы, но и внуки наши и правнуки по милости Божией также будут исповедовать Православную веру.

Когда мы всматриваемся в этот величайший сонм святых сродников наших, взирая на них, постараемся как можно глубже всмотреться в самих себя.

Я вспоминаю слова блаженного Августина, который говорил, обращаясь к самому себе:

Давайте, сегодня зададим себе этот вопрос, который в давние времена задавал себе этот блаженный отец Церкви.

Если спасались мои старшие братья и сестры, то почему я так мало тружусь для созидания своего спасения?

Это не праздный вопрос, который мы должны задавать самим себе не только сегодня, в день памяти российских угодников Божиих. Этот вопрос мы должны задавать себе каждодневно:

Совершая неделю назад память всех святых, мы говорили о том, что наше с вами призвание заключается в достижении святости. - Не в том, чтобы счастливо, благополучно и здраво прожить тот отрезок времени, который дарован нам Богом, - нет, не в этом заключается смысл в дарованной нам Богом жизни. Хотя многим кажется, что именно в этом наше предназначение: дай Бог нам побольше благополучия, дай Бог нам побольше счастья, ну и всего прочего. Редко, редко, когда мы задумываемся над тем, что не в благополучии, не в счастье, не во внешнем мире заключается смысл нашей жизни.

Это хорошо понимали наши святые соотечественники. Они знали, что смысл их жизни заключается в стяжании Духа Святаго Божия в сердце своем, в том, о чем нас учит величайший святой старец земли на шей русской, преподобный Серафим Саровский.

Но, почему тогда, братья и сестры, мы так редко задумываемся над целью, поставленной перед нами Церковью: приближением к Богу, достижение уже здесь на Земле в своем сердце Царствия небесного.

Помните, о чем нам говорит Господь:

Но от чего нет этого царства внутри каждого из нас? А ответ на этот вопрос мы находим в Священном писании.

Господь говорит:

Вот в чем причина!

В чем разница между нами и нашими святыми братьями и сестрами? - А разница заключается вот в чем.

Для них настоящим сокровищем был Бог. К Нему они стремились, в Нем они полагали цель и все стремления своей жизни. Бог для них был стержнем, без которого они не мыслили своего существования.

А что для нас является стержнем? Если мы сейчас нелицеприятно ответим на этот вопрос, то, что скажем? - Нашим стержнем является земное благополучие, земное счастье, здоровье, чтобы у нас всего было побольше. А приблизились ли мы к Богу, стали ли мы чище, лучше, святее? - Об этом мы задумываемся очень редко.

Но, если мы хотим быть похожи на святых сродников наших, давайте в центр своей жизни поставим Бога, а не тех ложных идолов, которые мы подставляем вместо Него. Вот о чем всем нам сегодня и в оставшиеся дни нашей жизни необходимо постоянно задумываться.

Есть только два пути. Один из них ведет к Богу. Другой - ведет от Бога. Третьего не дано.

Куда мы с вами идем? - Давайте, будем как можно чаще спрашивать себя об этом. К кому стремимся? Где та цель, которой мы должны достичь уже живя на этой Земле? Чтобы, когда мы предстанем перед Богом, мы бы сказали:

- Господи! Я все делал для того, чтобы Ты был центром моей жизни! Я стремился к Тебе и не мыслил жизни без Тебя!

Помните, как ученики спрашивали однажды Христа:

Так вот и мы должны сказать:

И, конечно же, братья и сестры, есть надежда, что Господь примет нас, как Он принял когда-то возвратившегося блудного сына. Я думаю, многие из вас прекрасно помнят эту евангельскую притчу, потому что совсем недавно, перед Великим Постом мы с вами вспоминали ее.

Господь примет нас. Только бы мы не отказывались от Него в своей жизни и полагали все наши усилия на то, чтобы жить с Богом, так как жили святые подвижники веры и благочестия.

Помолимся ныне всем нашим старшим братьям и сестрам, которые предстоят Престолу Божию и возносят о нас, - я верю в это, - свои усердные молитвы, чтобы и нас Господь сподобил стать святыми. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2007г

ПРАЗДНИК СВЯТОЙ РУСИ

Второе воскресенье по Пятидесятнице - это "Неделя Всех Святых, в земле Российской просиявших". Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.

Назидательна история праздника. Начиная с XVI столетия в нашей Церкви существовало празднование памяти "Всех Святых Новых Чудотворцев Российских". Совершалось оно 17 июля (по ст. ст.), т. е. на третий день памяти Крестителя Руси - св. князя Владимира. Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря (он составил ее текст, очевидно, в середине XVI в.). Известно два ее издания под названием "Служба всем российским чудотворцам". Но в центральной России этот праздник по каким-то причинам не получил распространения, был фактически забыт и не вошел в печатные Месяцесловы, а его текст не был издан. Очевидно, испытания, посылаемые Богом могущественной стране и государственной Церкви, многим казались преодолимыми своими силами. Лишь катастрофа 1917г. заставила всерьез обратиться к помощи Свыше.

Знаменательно, что инициатором воссоздания праздника выступил гениальный историк-востоковед проф. Петроградского университета (ныне СПбГУ) акад. Борис Александрович Тураев (+1920), сотрудник Богослужебного Отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. В своем докладе он особо отметил то обстоятельство, что "составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства. <:> В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, - представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха".

Священный Собор в заседании 13/26 августа 1918г., в день именин Святейшего патриарха Тихона, заслушал доклад Б. Тураева и, обсудив его, принял следующее постановление:

1. "Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех Святых Русских.

2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста."

Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси.

Таким образом, не случайно, что восстановлен (а фактически введен заново) этот праздник был в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю. Характерно, что и содержание его, как предлагал Б. Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить свое прошлое и извлечь из него уроки для созидания Церкви в новых условиях.

Составителями текстов службы стали сам Б. Тураев, член Собора и сотрудник его Богослужебной комиссии, и иеромонах Афанасий (Сахаров) (впоследствии епископ Ковровский, +1962; ныне причислен к лику святых как исповедник, память 15/28 октября). Первоначальный вариант службы был издан отдельной брошюрой в том же 1918 г. Позднее текст дополнялся; в работе принимали участие также митр. Сергий (Страгородский) (ему принадлежит тропарь), свящ. Сергий Дурылин и другие.

Первым храмом в честь Всех Российских Святых стала домовая церковь Петроградского университета. Ее настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году.

После прекращения прямых гонений на Церковь в 40-е годы XX в. текст службы был напечатан с цензурными искажениями, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту "правку" ревностно выполнил инспектор ЛДА проф. Л. Н. Парийский). Лишь в 1995 г. была напечатана отдельной книгой "Служба Всем Святым, в земле Российской просиявшим". Хотя этот праздник фактически продолжает тему последнего торжества Цветной Триоди ("Всех Святых"), но дополнять эту греческую в своей основе книгу не стали. В 2002 г. текст службы Всем Российским Святым включили в Майскую Минею (ч. 3).

Ю. Рубан

http://azbyka.ru/days/

Святой Афон. Агиос Орос (Святая гора).

Cвятой Афон: полуостров византийской эпохи

вятой Афон (по-гречески "Агион Орос", то есть Святая Гора) - это полуостров в Восточной Греции, в районе Халкидики. В юго-восточной части полуострова возвышается гора Афон высотой 2033 метра. Для православных всего мира Афон - одно из главных святых мест, земной удел Божьей матери.

Как все началось

Святым полуостров Афон считался еще с античных времен. Древние греки возвели здесь ряд храмов, посвященных Аполлону и Зевсу. Святилище Зевса называлось Афос, отсюда и возникло название полуострова. Во времена Александра Македонского скульптор Хейрократ предлагал высечь из горы Афон огромный портрет царя. К счастью, Александр от этого отказался.

После принятия греками христианства на полуострове начали появляться первые монашеские поселения. Согласно церковным преданиям, в 44 г. после Рождества Христова Богоматерь вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, но по дороге корабль попал в бурю как раз рядом с Афоном. Как только корабль приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы. Все видевшие это чудо мгновенно уверовали и покрестились в христианскую веру, а сам Афон с тех пор стал земным уделом Богоматери. Тогда же, по легенде, на Афон по воде пришла икона Иверской Божьей матери. Считается, что когда она покинет Святую Гору, наступит конец света.

Первый крупный монастырь основан здесь в 963 г. святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сейчас обитель св. Афанасия известна как Великая Лавра. А всего через полвека после неё, в 1016 г., появился и первый русский монастырь под названием Ксилургу. Позже русской общине передали обитель Святого Пантелеймона.

В византийскую эпоху на полуострове появилось 20 монастырей, из них один русский, один болгарский, один сербский, а остальные греческие. Кроме этого, там есть множество уединенных келий и скитов для отшельников. Говорят, в тайных кельях на Афоне с древних времен живут 12 старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим афонским монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника. По преданию, в час конца света эти 12 старцев выйдут из своих келий и будут служить последнюю литургию.

Сейчас все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся в византийскую эпоху. Даже существующие правила посещения Святой Горы основаны на Золотой булле византийского императора Константина Монаха (1060 г.), которая была лишь немного изменена за прошедшее тысячелетие.

Устав и порядок жизни

Несмотря на то, что в начале XX века православная церковь Греции перешла на григорианский календарь (новый стиль), на Афоне продолжают пользоваться юлианским календарем (старый стиль), как и в России.

Доступ на Афон женщинам строго запрещен. С этим запретом тоже связана легенда. Говорят, что в начале V в. Палакидия, дочь византийского императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Константинополь, пожелала поселить Святую Гору и в особенности один из монастырей, построенный на средства ее отца. Как только Плакидия приблизилась к входу в храм, она услышала голос Богородицы, исходивший от иконы в стенной нише. Голос приказал Плакидии удалиться, если она считает себя добродетельной христианкой и не хочет своим присутствием вводить в искушение монахов. Потрясенная царевна удалилась, а вход с тех пор запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. По народным поверьям, птицы и те не вьют на Афоне гнезд и не выводят птенцов, подчиняясь воле Богоматери.

Афон - это самостоятельное монашеское государство. Оно находится во владении особого православного монашеского объединения. Управление осуществляют сообща представители каждого из 20-ти монастырей. А высшая церковная власть на Афоне принадлежит не афинскому патриарху, а константинопольскому, как и в византийскую эпоху.

Жизнь монахов в афонских монастырях проходит в трудах и молитвах, она целиком посвящена служению Богу. Богослужения проводятся в строгом соответствии с уставом в утренние и вечерние часы. Кстати, время на Афоне до сих пор измеряется по византийскому образцу. В свободное от молитв время монахи возделывают землю, ухаживают за домашними животными, пишут иконы, изучают писания святых отцов православной церкви.

Монастыри Афона - настоящие музеи византийских времен. Это величественные крепости, построенные прямо на каменистых горных уклонах, с толстыми неприступными стенами, чтобы обеспечить защиту от врагов. Даже во время войн ни турки, ни гитлеровские войска не тронули обители из уважения к монахам. Вот почему в монастырях до сегодняшнего дня сохранились уникальные собрания древних книг, обширные библиотеки, собрания драгоценной церковной утвари, бесценных древних фресок и мозаик. Здесь же хранятся наиболее важные христианские реликвии: пояс Пресвятой Богородицы, частицы Честнаго Древа Креста Господня, нетленные мощи святых, в том числе голова святого мученика Пантелеймона в русском монастыре. Главная же афонская святыня - Дары Волхвов, находящиеся в монастыре Святого Павла. Их тайно перенесли сюда из Константинополя после падения византийской столицы в 1453 году.

В последние годы Европейский Совет неоднократно требовал от греческого правительства открыть доступ на Афон всем желающим, в том числе и женщинам. Православная церковь резко выступает против этого, ведь тогда земной удел Богоматери превратится в обычное туристическое местечко.

На сегодняшний день на Афоне 20 монастырей (один русский, один болгарский, один сербский и 17 греческих), расположившиеся по всей длине полуострова. Кроме монастырей на Афоне много монашеских скитов и уединенных келий для отшельников.

Условия доступа на Афон

В соответствии с Золотой буллой византийского императора Константина Монаха (1060 г.), который остается в силе частично и сегодня доступ на Афон обусловлен следующими требованиями:

1. Необходимо получение индивидуального или группового разрешения на посещение Святой Горы.

2. Вход женщин на Афон запрещен.

3. Посетителям запрещено оставаться на Афоне на ночь, за исключением посетителей 18 лет и старше, имеющих религиозные или научные интересы, которые должны быть удостоверены.

Афон представляет собой настоящий музей византийского и поствизантийского искусства. Здесь собраны богатая библиотека старинных книг, драгоценные изделия, церковная утварь, различные реликвии, древние фрески и мозаики.

На полуострове в ходе археологических раскопок найдены руины античных городов, множество храмов, старинные замки. Но основное достояние - это монастыри с богатой духовной и культурной традицией.

Монастыри - настоящие крепости, построенные на отшлифованных морем утесах, с амбразурами для защиты от незваного врага. Тенистые и тихие дворики, места для размышлений и созерцания. Тишина и покой. Сотни монахов, людей божьих, посвятивших себя молитве и труду. Край спасения души и духа, край любви.

Край святой :

Наталья Рожкова

http://www.greek.ru/tur/guide/halk/afon/

Иоанн, святитель, митрополит Тобольский

вятитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири - последний русский святой, канонизированный до революции. Он причислен к лику святых в 1916 году, решение о канонизации было утверждено по воле Государя Императора Николая Второго. 29 июня 1916 года в Тобольск на торжества по канонизации прибыл Григорий Ефимович Распутин, откуда он телеграфировал Императрице Александре Феодоровне: "Святитель Иоанн Максимович благословляет край, призывает к себе толпы народа, у раки солнце выходит теплое".

Святитель Иоанн родился в 1651 году в городе Нежине. После окончания Киево-Могилянской Коллегии (позже преобразованной в Киевскую Духовную Академию) он остается при ней преподавателем латинского языка и вскоре принимает монашеский постриг в Киево-Печерской обители с именем в честь святителя Иоанна Златоуста. Молодому иноку поручают послушание проповедника, и с того времени раскрываются его благодатные дарования, прежде всего - исключительный талант красноречия. Свт. Феодосии, архиепископ Черниговский, незадолго до своей кончины поставил его архимандритом монастыря Вскоре архимандрит Иоанн принимает кафедру почившего святителя Феодосия.

При Черниговской архиерейской кафедре святитель Иоанн создал Коллегиум, который, по его замыслу, должен был украсить "Черниговские Афины" - школу просвещенного благочестия. Это, по существу, была первая семинария в России, получившая широкую известность благодаря высокому уровню богословского образования, по образцу которой возникали духовные семинарии в других епархиях Русской Православной Церкви. В Чернигове святитель Иоанн открывает типографию, где издает множество книг духовно-нравственного содержания, в том числе свой знаменитый "Илиотропион".

Во время войны со шведским королем Карлом XII святитель Иоанн сказал Петру Великому воодушевленное слово, в котором предрек победу: "Благословен ты, егда входиши, и благословен, егда исходиши: предаст ти бо Господь Бог врази твои, путем единым приидут к тебе и побегут от лица твоего". А в "Сказаниях о некоторых Сибирских подвижниках благочестия" говорится, что "преосвященный Иоанн имел дар Предвидения: так, между прочим, по свидетельству тобольских преданий, он предсказал имевшее быть в 1812 году нашествие на Россию французов".

В 1710 году архиепископа Черниговского Иоанна возводят в сан митрополита с назначением на кафедру Тобольскую и всея Сибири. На него возлагается крест апостольской проповеди среди язычников Сибири. К этому времени относится издание святителем Иоанном "Илиотропиона" на славяно-русском языке. О жизни святителя в Сибири летописец повествует: "Был тих, скромен, благорассудителен, о бедных сострадателен, милостив". В день своего преставления, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн последний раз служил Литургию, после чего в своих комнатах устроил обед для городского духовенства и нищих, которым сам прислуживал за столом. Кончина святителя была открыта находившемуся в тот день вдали его предшественнику по Тобольской кафедре митрополиту Фелофею (в схиме Феодору), который сказал окружающим: "Брат наш Иоанн успе. Прейдем оттуда!" - и тотчас из Кондинского края возвратился в Тобольск.

Главный труд святителя Иоанна - "Илиотропион, то есть подсолнечник, представляющий сообразование человеческой воли с Божественною" - во всем святоотеческом наследии наиболее полно освещает этот важнейший вопрос христианской сотериологии. "Подсолнечник, или солнечник (илиотропион), есть цвет, неразлучно обращающийся к солнцу утром, в полдень и вечером не только в светлые дни, но и в мрачные, т.е. тяжелые для жизни дни. Святость всего жития человеческого, по изречению некоторого мудрого богослова, составляет совершенствование всего жития христианского и собрание в лице христианина всех по возможности добродетелей, отражающихся как бы в некотором центре, в сообразовании нашей воли с Божественною волею".

http://www.ioann.ru/?sourceid=145&pict=yes

Илиотропион или Сообразование с Божественной Волей.

Творение Митрополита Тобольского и всей Сибири

Иоанна Максимовича

Книга Третья.

Полезные плоды следования воле Божьей.

Отрывок

Глава IV. Что ведет к совершенствованию.

сякий поступок человека ценится по той конечной цели, которой он желает достигнуть. Этой-то конечной целью определяется качество наших поступков, их свойство, по которому одни поступки достигают блаженного конца, другие же приводят человека к конечной погибели.

Рассуждая о выборе из множества конечных целей в жизни самой лучшей цели, т.е. истинной и блаженной, вечно-радостной и довольной, не найдем мы другой лучшей, благороднейшей и благоприятнейшей конечной цели для стремления к ней нашей деятельности кроме исполнения воли Божьей, которое постепенно приближает нас к самому Богу, и вечному блаженству в Его бесконечном царстве. Поэтому нет лучших поступков, кроме тех, которые приближают нас к Богу и привлекают Его милосердие к нам грешным.

Итак истинно и праведно изречение Василия Великого: "предоставлять себя охотно во всех своих деяниях и поступках воле и водительству Божьему, т.е. отвергнуться собственного своеволия и принимать с благодарностью как все доброе, Богом посылаемое нам, так и все злополучное для нас, допускаемое Богом, что есть совокупность и высшая степень христианской святости. В силу этого евангельского самоотвержения и несения на себе креста Христова возвеличены и прославлены Богом все святые.

Это добровольное отвержение собственной воли, по учению святых отцов, считается единственным верным началом душевного мира и веры верующего человека в Промысел Божий, никогда не оставляющий без достижения наилучшего конца. Это начало утверждает в нас твердую надежду к нашему благополучию, так что человек не желает уже полагаться на собственные силы, перестает быть своим, но становится Божьим, и не живет для себя, но для Бога, и что ниспосылает ему Бог, тем он доволен и за все благодарит Бога, находясь как в счастливой жизни, так и в злоключениях. Такая покорность человека Богу есть благоприятная для Него жертва: за эту жертву Бог наградил Давида царя самым почетнейшим отзывом об нем: "я обрел мужа по сердцу Моему, который исполнит все желания Мои." Ибо Давид действительно до того приблизился к Богу сердцем своим, что всегда был готов доброхотно и усердно исполнят всякое повеление Божье. Примером Давида царя должен руководиться каждый человек. Предав себя вполне воле Божьей в своем сердце, он не обнаружит себя виновным в безразличных деяниях, которые сами по себе не заслуживают ни похвалы, ни порицания, как, например, необходимые человеку - еда, питье, отдых и прочее, если он употребляет их умеренно во славу Божью, а не для того он ест, или пьет, что этого он алчет и жаждет (т.е. стремится выполнить плотское к тому стремление подобно неразумному животному). Вол или осел сказал бы: ем, потому что алчу; пью, потому что жажду; но разумному существу (человеку) неприлично так говорить: ибо есть, пить, прохлаждаться, отдыхать он может желать не потому, что это ему приятно и угодно, -

но потому, что Богу было так угодно.

Сила смирения

Подсолнечник, или солнечник (Илиотропион), есть цветок, неразлучно обращающийся к солнцу утром, в полдень и вечером не только в светлые дни, но и в мрачные.

Природе этого цвета подражать должна воля человеческая, обращаясь к Богу и Его божественной воле ежечасно не только в светлые дни своей жизни, но и в мрачные, т.е. тяжелые для жизни дни. Святость всего жизни человеческой, по изречению некоторого мудрого Богослова, составляет совершенствование всей жизни христианской, и собрание в лице христианина всех по возможности добродетелей, отражающихся как бы в некотором центре, в сообразовании нашей воли с Божественной волей. Что угодно Богу - то пусть будет и тебе, о человек-христианин, угодно, чего не хочет Бог, не желай того и ты. Поступая по Его святым заповедям, при всяком недоумении (остановись в своем деле и внимательно рассмотрев его) говори мысленно перед Богом: так Господи, Ты повелеваешь это - я немедленно исполню. Когда Богом запрещается что либо, говори: так Господи, охотно оставляю это, не сделаю Тебе неугодного. В этом добровольном повиновении нашем воле Божьей выражается совершенство нашего смирения пред Богом, которому обязаны мы достойно и праведно во всем повиноваться - по словам пророка: "не Богу ли повиноваться будет душа моя"? Да, Ему она покорна, Он покой душе моей, от Него спасение мое! Он - твердыня моя, убежище мое, не поколеблюсь я ни мало (повинуясь Ему)!

Богу, как Создателю, все (кроме человека) покорно, все работает Ему, но от человека, удостоенного разума, желает Бог добровольного повиновения.

Воля Божья - указатель к достижению истинного добра

В Ветхом Завете Моисей Боговидец изложил перед Фараоном просьбу Израильтян об отпуске их из земли Египетской в следующих словах: "Бог Евреев призвал нас. Отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвой или мечом" (Исх. 5:3).

Многие восхождение на небо, т.е. в царство небесное, называют дорогой в три мили (миля равна 7 верстам; но здесь миля употреблена в иносказательном значении). Из этих трех миль первую называют исправляющей милей, вторую - просвещающей, третью - соединяющей. Действительно идти к Богу по этой дороге весьма близко, если только человек соединит свою волю с Божественной волей.

Христос Господь сказал: "никто не благ, как только один Бог" (Лук. 18:19). Это изречение Отцы святые приняли за основание того положения, что "разум Божий есть правило (основание для уразумения сущего и согласного с ним действия) всей истины и притом правило неизменное. Таким образом воля Божья должна быть для нашей деятельности к достижению истинного добра неизменным указателем. Да иначе и невозможно быть: ибо невозможно, чтобы сообразное с Божественным разумом не было бы вместе с тем и истинным добром.

Святой Иоанн Златоуст говорит верно: "то, что бывает по воле Божьей, хотя бы по виду казалось нам оно неправым и нежелательным, является всегда для Бога угодным. Напротив, то, что делается без Божьего соизволения, то есть делается иначе, нежели Бог хочет, хотя по видимости и приятное для Бога (например, какое-нибудь богоугодное дело) - оно является в очах Божьих мерзким и беззаконным.

Пример подобного поступка представляется в третьей книге Царств.

Повелением Божьим некий пророк - "один человек из сынов пророческих" (20:35 и далее) послан был для вразумления Ахава царя за то, что он простил побежденного на войне с Израильтянами царя Сирийского и побратался с ним против повеления Божьего.

Пророк этот, чтобы не быть прямым обличителем царя, но чтобы заставить царя Ахава обличить самого себя - употребил такой способ (манер). Идя к царю, встречает израильтянина и говорит ему: "бей меня по повелению Бога." Человек этот не захотел побить пророка, и в ту же минуту слышит из уст его ужасное предсказание о себе: "вот, ты отойдешь от меня и за то, что не послушал гласа Господня, убьет тебя лев," что действительно исполнилось.

Пророк, подошедши к другому, повторил свои слова: "бей меня согласно повелению Божьему." Этот человек бил его до того, что всего изранил.

Когда царь Ахав проезжал мимо места, где находился пророк, то последний, покрыв свое лице, сказал: "я, раб твой, ходил на сражение и один мой сослуживец подвел ко мне человека, и сказал: "стереги его, а если уйдет, то положишь свою душу за его душу, или же должен будешь уплатить талант серебра." Я занялся другими делами, а порученного мне человека не стало (ушел). Царь сказал ему: "таков тебе и приговор; ты сам решил" (т.е. наказание за свою небрежность).

Пророк тотчас снял покрывало со своей головы и узнал его царь, которому пророк объявил тогда известное определение Господа: "за то, что ты выпустил из рук твоих человека, заклятого Мной - душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа."

Казалось бы, говорит святой Иоанн Златоуст, что может быть неуместнее этого: кто бил и изранил пророка Божьего - остался здоровым, а кто не бил его (из уважения к его сану), - понес наказание. Но вот как ответственно и небезопасно пренебрегать исполнением заповедей воли Божьей, повелевающих или же запрещающих что-либо! Всякому, кому возвещена воля Божья неприлично расспрашивать много: зачем то предписывается к исполнению, а то запрещается?

Вездесущий, Всеведущий и Всеблагий Бог является причиной всех причин всего существующего, и Его святая воля есть высочайший, неизменный закон для воли, или свободной деятельности разумных творений. Следовать во всем Божественной воле, или, что то же, сообразовать свободные свои хотения с Нею, есть высшая конечная степень христианского совершенства.

http://www.fatheralexander.org/booklets/

Житие и чудеса святого пророка Елиссея

Святой пророк Елисей был сын Сафата из колена Рувимова. Он родился в городе Авел-Мехоле (3Цар.19:16) и был великим чудотворцем. Самое рождение его сопровождалось чудесными явлениями: в городе Силоме, отстоявшем далеко от Иерусалима, стояла золотая телица, которой совратившиеся в идолопоклонство израильтяне поклонялись, как Богу, и приносили жертвы. В самый час рождения Елиссея эта бездушная телица так громко закричала, что рев ее был слышен даже в Иерусалиме. Когда все весьма дивились этому, некий священник, исполненный Святого Духа, сказал: "Великий пророк Божий родился ныне, и он должен будет разрушить истуканов и сокрушить сильных!"

Когда же Елиссей достиг совершенного возраста, проводя жизнь свою для большего угождения Богу в девственной чистоте, Бог призвал его на пророческое служение. Призвание это совершилось так. Однажды Елиссей двенадцатью парами волов пахал землю. Святой пророк Илия, находившийся в то время на горе Хориве в собеседовании с Богом, получил повеление от Бога помазать Елиссея вместо себя в пророка. И вот, когда Елиссей был в поле, святой пророк Илия приблизился к нему, возложил на него свою милоть, и, передав ему волю Господню, нарек его в пророка, и повелел ему следовать за собой. Елиссей тотчас все оставил и готов был со всем усердием следовать за святым пророком Божиим Илиею, и только испросил у него позволения на короткое время отлучиться домой, чтобы проститься с отцом и матерью. Дома он взял ту пару волов, на которой сам пахал, заколол их, а плуг рассек на дрова, возложил их на огонь и, зажарив на нем мясо, сделал угощение прилучившимся людям и соседям; после этого, поцеловал отца и мать, Елиссей немедленно последовал за Илиею и служил ему, поучаясь у него ведению тайн Божиих; по благодати Божией он сделался пророком, не меньшим учителя и наставника своего - святого Илии. Когда же Богу угодно было взять раба Своего Илию в вихре на огненной колеснице на небо (4Цар.2:1-15) и переселить его в рай, то Илия спросил у Елиссея, какого дара он желает от Бога, который бы он, Илия, исходатайствовал ему молитвой своей.

"Проси, - сказал он, - что сделать тебе, прежде чем я буду взят от тебя".

Елиссей не просил себе чего-либо земного временного, ибо для него, оставившего все ради Бога и нищего духом, почитавшего все за ничто, не требовалось ничего на земле; он не просил у Илии ни здоровья для тела, ни долготы дней жизни своей, ибо, в чаянии наследия жизни вечной, не желал продолжительного пребывания в этой временной жизни, но испросил себе благодати Духа Святого, сугубой по сравнению с почивавшей на святом Илии.

"Пусть будет, - сказал он, - тот дар пророчества, и дар чудотворения, какой в тебе, вдвое более во мне! Дабы я мог заблудших людей, уклонившихся в служение Ваалу, словом пророческим научить, подтверждая наставления свои чудотворениями, и через сие обратить их опять к единому истинному Богу".

Илия согласился на просимое Елиссеем, но под условием, сказав ему: "Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так". И вот, когда они продолжали путь и беседовали, появилась огненная колесница и огненные кони, которые разделили их друг от друга, и Илия в вихре понесся на небо. Елиссей смотрел и взывал: "Отец мой, отец мой! Колесница Израилева и конница его!"

Наконец, когда Елиссей перестал уже видеть огненную колесницу, далеко скрывшуюся от него вместе с Илиею в высоте, то начал плакать по нем, как об отце, разодрав одежду свою пополам. Но вот он увидел спущенную с высоты Илиею милоть (плащ), которая и покрыла его, и он принял ее, как знак полученного сугубого духа Илии, и получил утешение в своей печали о нем. Он хранил ее у себя, как великое сокровище, или как драгоценную царскую порфиру, - и этой милотию сотворил такое же чудо, как ранее Илия. Желая перейти реку Иордан, он милотию ударил по воде, - вода расступилась, и Елиссей перешел посуху. Видевшие это чудо ученики пророческие, жившие в Иерихоне, убедились, что Дух Илии почил на Елиссее и, придя к нему, поклонились ему.

Святой же Елиссей пришел в Иерихон и остановился в нем, чтобы пробыть здесь некоторое время. Жители города пришли к нему и сказали: "Вот местоположение города нашего хорошо, как и сам ты видишь; но вода нехороша, и от нее и земля бесплодна!"

Елиссей потребовал, чтобы принесли ему новый водонос и всыпали в него соли. Когда это исполнили, он взял водонос и пошел к тому месту, где были ключи и, высыпав там соль сказал:

- Так говорит Господь: "Я сделал эту воду здоровой: она не будет уже теперь причиной смерти и бесплодия.":

Случилось святому пророку Елиссею проходить через город Сонам. Здесь одна богатая женщина упросила его к себе есть хлебы и со всем усердием угостила человека Божия. Пророку Елиссею очень часто приходилось проходить тем городом при путешествии от Кармила к Иордану, или в Галгалы, или в Иерихон, и оттуда возвращаться в Кармил; после приглашения женщины он постоянно заходил в дом ее есть хлеб, потому что она была благочестива и добродетельна. Однажды женщина та сказала мужу: "Я уверилась в том, что человек Божий, который часто проходит мимо нас - человек святой. Устроим ему небольшую горницу, поставим ему там постель, стол, стул и подсвечник, чтобы он, заходя с дороги к нам, мог отдохнуть".

И устроили так. И святой пророк каждый раз останавливался в этой горнице, когда случалось ему быть в этом городе. Однажды человек Божий, отдыхая в горнице, устроенной для него, размышлял, чем бы отблагодарить эту гостеприимную и добродетельную женщину. Он велел слуге своему Гиезию позвать женщину к себе. Когда она вошла, человек Божий сказал ей:

- Вот ты так заботишься о нас; чем я могу отблагодарить тебя за это? Нет ли у тебя какой просьбы до царя, или князя или военачальника?

Она отвечала:

- Нет у меня никакой просьбы к ним, потому что среди своего народа я живу.

Когда женщина ушла, святой обратился к Гиезию, спросив его совета, чем бы можно было отблагодарить ту женщину за ее благодеяние. Гиезий отвечал ему:

- Женщина эта не имеет детей, а муж ее стар, умоли Бога, чтобы Он подал ей наследника-сына.

Угодник Божий поступил так. Он усердно вознес горячую молитву о женщине той Богу и, получив извещение от Него, велел вторично призвать ее к себе. Когда она вошла и встала в дверях, человек Божий сказал ей, что она зачнет и родит сына. Женщина поклонилась ему, и как бы не веря от радости, с мольбой просила святого уверить ее в том. Святой убедил ее, чтобы она твердо верила неложному слову. Женщина действительно зачала и по исполнении времени родила сына, которого и вскормила своей грудью. Однажды, когда отрок уже возрос, летом в жатвенное время он пошел к отцу своему на поле, где была жатва. Пробыв там немного, он разболелся головной болью и закричал: "Голова болит, голова болит!"

Отец велел слуге отнести больного сына домой. Дома больной отрок пролежал на коленях у матери только до полудня и умер. Мать взяла умершего, отнесла в горницу пророка положила его на постель и, затворив двери, вышла и позвала своего мужа. Ничего не сказав ему о смерти сына, она просила у него, чтобы он прислал ей слугу и осла, так как она должна идти к человеку Божию в Кармил, откуда скоро возвратится.

Муж спросил ее: "Зачем ты пойдешь к нему? Ведь нынешний день не новомесячие, ни суббота?"

(В эти дни к святому пророку Елиссею, жившему на Кармильской горе, собирались люди для славословия Божия и поучения). Жена же отвечала, что хотя ныне не суббота, ни новомесячие, но она должна идти, - и с поспешностью отправилась к святому. Когда она приближалась к Кармильской горе, человек Божий, провидя ее приход, сказал своему слуге Гиезию:

- Это та Сонамитянка. Беги навстречу ей и спроси:" Здорова ли ты? Здоров ли муж? Здоров ли сын твой?" Она сказала встретившему ее Гиезию:

- Здоровы.

Но когда она пришла к святому на гору, то припала к его ногам. Гиезий хотел было ее отстранить от него, но Елиссей сказал:

- Оставь ее, ибо душа ее ныне скорбит; Господь же утаил от меня об ее печали и не открыл мне.

Женщина сказала:

- Просила ли я сына у господина моего? Не сам ли ты, господин мой, испросил его мне у Бога? Не говорила ли я: не дай мне обмануться? И вот сын мой ныне умер.

Человек Божий умилился над ней и, дав свой посох Гиезию, велел ему скорее идти и возложить этот посох на умершего отрока. Мать же умершего отрока не удовольствовалась этим и, припав к святому пророку, говорила ему: "Жив Господь, и жива душа твоя, я не отстану от тебя". Тогда святой Елиссей встал и пошел вместе с ней. Гиезий же, прибыв ранее его, положил посох на лице отрока, но отрок не обнаруживал признаков жизни. Тогда Гиезий возвратился и, встретив человека Божия, сказал ему, что отрок не воскрес. Наконец, прибыл в город сам святой пророк Елиссей и, войдя в дом женщины, прошел в горницу. Здесь на его постели лежал умерший отрок. Святой Елиссей затворил двери и, помолившись Господу, простерся над отроком, приникнув своими устами к его устам, и своими глазами к его глазам, и положив руки свои на его руки, и свои колена на его колена, и дышал на него, - и тело отрока стало согреваться. Пророк встал, походил по комнате и опять простерся над отроком. Так было до семи раз, после чего отрок открыл глаза. Елиссей позвал Гиезия и велел ему призвать мать отрока. Когда она вошла, Елиссей сказал ей:

- Возьми сына твоего!

Женщина припала к ногам человека Божия, и, взяв живого сына своего, радуясь, воздавала хвалу Богу.

Святой пророк Елиссей провидел происходящее вдали от него с такой ясностью, что как бы все это происходило перед его очами.

Славен был сей великий угодник Божий и в других дивных пророческих дарованиях и деяниях, как о том пространно повествуется в книгах Царств. Он предсказал семилетний голод в земле израильской (4Цар.8:10). Предусмотрев смерть Венадада царя сирийского, он предсказал переход царства Сирийского в руки Азаила. Помазав Ииуя - одного из князей израильских - на царство (4Цар.9:3), он возбудил его истребить богоненавистный идолопоклоннический Ахаавов дом..

Не только при жизни пророк Елиссей творил чудеса, но он и по смерти своей явил себя чудотворцем. Через год после его смерти несли хоронить за город одного умершего. В это время появилась толпа моавитян, которые производили набег на землю израильскую. Несшие умершего еще издали увидали неприятелей и бросили труп в близ лежащую пещеру. Это была та пещера, в которой покоился прах пророка Елисеея. Лишь только мертвец коснулся костей пророка, как тотчас ожил и, выйдя из пещеры, пошел в город.

Так и по смерти Бог прославил Своего угодника. За все сие Богу нашему слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://pravoslavie.name/

Молитва пред иконою "Достойно есть"

О, Пресвятая Дево Богородице, в скорбях наших едино утешение! Тобою, Дево Богородице, пение послушника афонского чудесне дополнися: восполни убо и наша силы духовные, яко да возможем достойно пети Тя, воистину рождшую Спасителя миру. Вознеси моление к Сыну Твоему о нас, да не оскудеет вера в нас грешных, юже диавол исхитити тщится в рабех твоих и во всем христианском роде. О сих сокрушенным сердцем помолимся. Помози нашему маловерию, еже в нас дела злонравныя посеявает, самолюбие же и гордыню, сребролюбие и сластолюбие, невоздержание и пианство, от нихже да избавимся предстательством Твоим, Пречистая, и да сподобимся спасение получити благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает честь, благодарение и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Святым и Единосущным Ему Духом, во веки веков.

Воинствословием истинным, страстотерпче, Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре, оружиями бо веры ополчился еси мудренно, и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец. Темже тя верою присно ублажаем.

Месяцеслов

Воскресенье, 21 Июня 2009 года. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех русских святых. Петров пост. Всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших. Вмч. Феодора Стратилата. Свт. Феодора, еп. Ростовского. Обретение мощей блгв. князей Василия и Константина Ярославских . Прп. Ефрема, патриарха Антиохийского.. Ярославской и Урюпинской икон Божией Матери

Понедельник, 22 Июня 2009 года. Седмица 3-я по Пятидесятнице.

Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Прп. Кирилла, игумена Белоезерского. Прп. Александра, игумена Куштского. Мцц. Феклы, Марфы и Марии в Персии. Коломенской иконы Божией Матери.

Вторник, 23 Июня 2009 года. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского. Собор Рязанских святых. Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Собор Сибирских святых. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Александра и Антонины девы. Прп. Феофана Антиохийского. Свт. Вассиана, еп. Лавдийского.

Среда, 24 Июня 2009 года. Апостолов Варфоломея и Варнавы. Прп. Варнавы Ветлужского. Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского. Перенес. мощей прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского. Иконы Божией Матери, именуемой "Достойно есть" ("Милующая")

Четверг, 25 Июня 2009 года. Прп. Онуфрия Великого. Прп. Петра Афонского. Обретение мощей и второе прославление блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения Коневского. Прп. Онуфрия Мальского, Псковского. Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких. Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. Прп. Стефана Озерского, Комельского. Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Египетских.

Пятница, 26 Июня 2009 года. Мц. Акилины. Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской. Прпп. Андроника и Саввы Московских. Мц. Антонины. Прпп. Анны и сына ее Иоанна. Свт. Антипатра, еп. Бостры Аравийской.

Суббота, 27 Июня 2009 года. Прор. Елисея. Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского. Блгв. кн. Мстислава, во св. Крещении Георгия, Храброго, Новгородского. Прп. Мефодия, игумена Песношского. Прп. Елисея Сумского. Прп. Нифонта Афонского. Прп. Иулии (Иулитты) Тавеннийской, Египетской.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz