По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
12 (472), 5 июля 2009 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Святые Первоверховные Апостолы Петр и Павел. Изгнание Бесов. Собор 12 Апостолов. Преподобный Андрей Рублев, ЖИТИЕ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ. Свпмч вкл. княгиня Елисавета и инокиня Варвара Месяцеслов.

Святые Первоверховные Апостолы Петр и Павел

 День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учитилие,
Владыку всех молите, мир вселенней даровати
и душам нашим велию милость!

егодня Церковь Христова прославляет двух великих апостолов, Петра и Павла. Сами имена их учат нас быть твердыми в вере (ибо Петр означает "камень", что указывает на прочность, непоколебимость) и одновременно быть смиренными (ибо Павел значит "малый" и указывает на невысокое о себе мнение). Так св. Петр и св. Павел показывают, что нам надлежит быть твердыми в христианском житии и вместе смиренными и кроткими, почитая себя менее всех.

Чему еще поучиться нам у первоверховных апостолов, которые воспеваются Церковью как "друзи Христовы", "реки премудрости" и "всего мира предстатели"? Есть ли такая добродетель, которой мы не видим в них? Бесчестия и оскорбления за проповедь они искали больше, нежели мы чести, смерти больше, нежели мы жизни, бедности больше, нежели мы покоя, печали больше, нежели другие радости, и молились за врагов больше, нежели другие молятся против врагов. Одно лишь страшило их - как бы не оскорбить Бога, равно и вожделенным для них было лишь угождение Богу, любовь ко Христу. Оба апостола приняли мученическую кончину. Более других потрудившись над созиданием Церкви Христовой, сегодня они принимают от нее достойную хвалу и славу.

http://www.sestry.ru/

Святые апостолы Петр и Павел

юля 12 Церковь празднует Память первоверховных апостолов Петра и Павла. Подошел к концу Петровский пост, который готовил христиан к этому дню. Зачастую в Церкви праздниками становятся события, которые   в мирском понимании скорее трагичны, а не радостны (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Вот и сегодня тот   день, когда, по преданию, главные христианские апостолы, "учителя среди учителей", Петр и Павел были казнены в Риме.

Петр и Павел - два столпа веры - два   диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор - приходят к единому окончанию своего земного пути.

Петр первоначально назывался   Симоном, имя Кифа (Петр) - еврейское слово, означающее "скала, камень", было дано ему самим Христом. Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного.

Не отягощенный образованием или ученостью Петр был очень простым и искренним человеком,   его образ мышления очень живой, в характере - горячность.   Для него была характерна речь, побуждающая к немедленным действиям. Петр становится участником многих событий, описанных в Евангелии. Именно его тещу исцелил Христос - и это было одно из первых чудес. Петр участвовал   в чудесном ловле рыбы, когда, после долгих безрезультатных попыток поймать хоть что-нибудь, по слову Христа,   сети рыбаков наполнились рыбой настолько, что стали рваться под тяжестью улова. В тот момент Петр впервые признал во Христе Господа, ужаснулся и в священном, благоговейном страхе стал умолять Христа: "Выйди от меня, ибо я человек грешный".

Апостол Петр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор и через некоторое время - его страданий в Гефсиманском саду. Там   горячный Петр отсек ухо одному из стражников, пришедших схватить Христа. Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него. И отрекся несколько часов спустя.   А потом к нему приходит осознание совершенного, раскаяние и горькие слезы.

Петра называют Апостолом надежды христианской. Ведь он находит в себе силу признать свое предательство и сокрушенно плакать о своей, столь знакомой всем нам, слабости. И после покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами - "паси овец моих".

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.

По преданию, вдохновившему Генриха Сенкевича на написание целого романа "Камо грядеши" , римские христиане очень боялись, что Петра подвергнут   тяжелейшим пыткам и издевательствам и уговорили его спастись бегством. Но, покидая Рим, на дороге Петр увидел идущего к нему навстречу Христа.

"Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг.

Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:

- Христос! Христос!

И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика:

- Quo vadis, Domine?* * Куда идешь, Господи? (Лат.)

До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:

- Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие.

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города.

Видя это, юноша повторил как эхо:

- Quo vadis, Domine?

- В Рим, - тихо отвечал апостол.". (Г Сенкевич "Камо грядеши?")

Павел, по нашим понятиям, - совершенно противоположен Петру: сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, "книжник и фарисей".

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.

Господь, усмотревший в нем "сосуд избранный Себе", на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: "Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?" На вопрос Савла: "Кто Ты?" - Господь ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь". Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов убить его, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.

Обращение Павла состоялось на 30-м году жизни, после этого - еще 30 лет апостольского служения. Пережив личную встречу со Христом, Павел свидетельствует о нем перед народами. Он совершает   несколько миссионерских путешествий и проповедует в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в Афинах и многих других городах. Всюду творит чудеса и: терпит гонения. Он основал множество поместных Церквей, к ним он и обращает свои знаменитые послания.

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним "столпом" Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

Главная особенность православных праздников в том, что в каждом дне заложен свой особый смысл - просто   вспоминать даже очень важные события - едва ли принесет много пользы человеку. Поэтому каждый праздник православной Церкви несет в себе особый смысл, помогает понять, что именно человек должен сделать в своей жизни, чтобы та пустота, которая находится в душе каждого, заполнилась не тьмой, отчаянием и унынием, а   Богом.

День апостолов Пера и Павла - это призыв к миссионерству - если ты сам получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрел дар веры, то не храни его только для себя - поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом увидеть то, чего он пока не знает. Конечно немногие сегодня ходят в миссионерские походы и не для всех это возможно. Но есть одно миссионерство, которое доступно каждому человеку - быть для всех солнышками, как говорил прп. Амвросий Оптинский: "Жить - не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - мое почтение"!

Святитель Филарет Московский пишет, что праздники святых в Церкви зовутся днями памяти не случайно, но по апостольскому завету "поминайте наставники ваша, подражайте вере их". В день памяти святых апостолов Петра и Павла полезно вспомнить, что долг апостольства лежит на каждом христианине,   Все мы, в какой бы среде не находились, являемся апостолами, т.е. "посланниками".   Церковь христианская называется апостольской,   а значит члены ее, христиане, имеют великую честь свидетельствовать о Христе   и делиться радостью о Господе.

http://www.pravmir.ru/article_1195.html

5 неделя по Пятидесятнице. Изгнание Бесов

Евангелие от Матфея 8. 28-34

о имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Евангелии мы часто читаем о том, как к Господу Иисусу обращались различные люди: с просьбой, вопросом, требованием или даже с упреком и укором. Вот несчастный отец больного мальчика говорит со слезами в голосе, с надеждой и в то же время с сомнением: "Верую, Господи. Помоги моему неверию". А вот римский сотник, который просит Господа, чтобы Он исцелил его слугу, - у офицера нет никаких сомнений. Он говорит: "Как я приказываю своим солдатам, так и Ты имеешь власть приказать, и болезнь оставит моего любимого слугу". А другой подходит и спрашивает: "Что делать, чтобы достигнуть жизни вечной?" Третий приходит благодарить за совершенное Господом исцеление. И каждый из нас, читая Святое Евангелие, легко может узнать себя в одном из этих людей, потому что мы так же и ныне продолжаем обращаться к Господу.

Недаром мы сегодня слышали слова апостола: "Иисус Христос - вчера, сегодня и завтра тот же". Тот же. Как будто бы Он здесь с нами, как будто бы Он здесь стоит, а мы к Нему обращаемся, каждый со своей нуждой, со своей думой, со своими сердечным страданием, радостью или благодарностью. Каждое такое движение нашей души это есть вид молитвы, обращенной к Господу

Но в сегодняшнем чтении Евангелия мы слышим удивительное, странное, казалось бы непонятное обращение: молят Его жители гадаринские, чтобы Он ушел от них, покинул, отошел от пределов их. Почему же они просили, чтобы Он ушел? Вспомним, как это было. Бурный ветер разыгрался над озером, и лодка, на которой плыл Господь с учениками, была отнесена к западному пустынному берегу, где жили язычники гадаринские. И когда Господь вступил на этот берег, навстречу Ему выбежали два полуголых человека, оборванных, страшных, диких, которых все боялись в окрестностях. Они жили в пустынных пещерах, куда клали покойников, люди сторонились этих мест, опасались этих одержимых. Их пытались связывать, но они рвали все веревки и цепи.

И вот эти два бесноватых, одержимых, бросились навстречу Христу, исступленно крича: "Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин! Ты пришел сюда прежде времени мучить нас". Прежде времени... Казалось, темные силы язычества знали, что они будут повержены, они как бы вселились в этих людей и говорили с Господом: "Прежде времени пришел мучить нас, сокрушать нас". Господь исцелил этих двух одержимых. А пастухи, которые пасли свиней, там, на берегу озера, видели все, они побежали в город и рассказали народу, и, как говорит евангелист, весь город высыпал посмотреть на такое чудо. Что же они увидели? Они увидели больных, безумных, одержимых, спокойно сидящих у ног учителя. И что же они сделали? Вместо того, чтобы прославить Бога, благодарить чудотворца-исцелителя, они просили Его покинуть их местность. Они испугались, не захотели слушать Его слов, это чудо их потрясло и устрашило.

Вот так и у нас: на души, которые не имеют веры, чудо действует не укрепляюще, а напротив, устрашающе и разрушающе. Все равно человек не хочет знать, все равно человек отворачивается: "Отойди от нас, не беспокой нас, нашу душу, наш сон". Но так думают и так чувствуют не только древние язычники гадаринские, а и многие из нас. Потому что, когда Господь стучится в наше сердце, нам не хочется отозваться, мы отмахиваемся, мы думаем, мол, оставь нас.

Блаженный Августин до своего обращения к Богу, как он сам рассказывает, молился так: "Господи, спаси меня, избавь меня от греха, но только не сейчас. Сейчас дай мне побыть так"... Многие из нас так и рассуждают. Мы не хотим, чтобы нас тревожил Господь. И даже когда мы приходим в Церковь, и делаем все что нужно, мы не хотим пошевелить и пальцем, чтобы жить подлинно христианской жизнью, совершая поступки, которые соответствуют воле Христовой. Нам лучше от себя это отодвинуть, отмахнуться, отвернуться. Мы прямо не говорим: "Оставь нас", но поступаем именно так, как будто бы нам хочется избавиться от этой, словно, давящей на нас власти, воли Господней. Но Господь ведь никого не давит и ни на кого не накладывает тяжкого бремени, Он только говорит: "Вот путь жизни, иди по этому пути, и обретешь счастье такое, более которого нет на земле". А мы по косности, холодности, нерадивости и лености своей души часто бываем неспособны услышать этот голос, воспользоваться указанием пути в Царство Небесное.

Итак, вы видите, что слова людей, которые обращались к Господу, могут нас многому научить: одни в нас поддержат веру - "Господи, помоги моему неверию", другие научат благодарить, третьи научат вопрошать Господа о тайнах жизни и пути, а четвертые, как слова гадарян, предостерегут нас, чтобы мы не упустили своего момента, своего времени и, когда Господь посылает нам Свой дар, чтобы мы приняли его всем сердцем и отозвались на него всей своей жизнью. Аминь.

Протоиерей Александр Мень

http://www.alexandrmen.ru/pan.html

Собор 12 Апостолов

обор святых славных и всехвальных 12 Апостолов Христовых - древний праздник. Святая Церковь, чествуя каждого из 12 первых апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.

Греческое слово "апостол" означает "посланник, слуга", то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому - за три года до Своей крестной смерти. Чтобы открыть м?ру Свое всемогущество Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.

Имена 12 апостолов в Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1:13-26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется жребием на Матфия).

Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время. Первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон (нареченный Петром), Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35-49), из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя (Ин. 1:35-40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него (Ин. 2:11), после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (Лк. 4:31-5:1). Переломным событием, после которого рыбаки

превратились в "ловцов человеков", явился чудесный улов рыбы (Лк. 5:2-12). Они решили "оставить всё" и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь позже пополнил число Своих первых апостолов до двенадцати, которые вплоть до ареста Христа уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь.

Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра (Мф. 16:16) была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф. 14:25-31; 16:8; 17:20; Мр. 4:37-40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф. 15:15-16; 26:7-13; Лк. 9:45; 18:34; Ин. 12:16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля (Мр. 10:32-37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф. 20:20-24; Мр. 9:33; Лк. 9:46). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию (Мф. 26:56; Ин. 16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69-75). Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются (Мф. 28:17), продолжают по земному понимать учение о Царствии (Деян 1:6). И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога.

Окончательно апостолы стали теми, кем Христос "уловил вселенную" (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который "научил их всему" (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников - и устояли в этих испытаниях.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома - проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе - окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

1.

Петр Первоверховный - первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египете, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи - в Риме. Память 29 июня.

2.

Андрей Первозванный, брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября.

3.

Иаков Заведеев, брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля.

4.

Иоанн Богослов, евангелист, проповедывал в Мал. Азии, Иерусалиме, Ефесе, на о. Патмос. В нач. II в. (ок. 106 г.) мирно почил в Ефесе. Память 8 мая и 26 сент.

5.

Филипп проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука - во Флоренции. Память 14 ноября.

6.

Варфоломей проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.

7.

Фома проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука - в Венгрии. Память 6 октября.

8.

Матфей (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября.

9.

Иаков Алфеев, брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября.

10

Иуда Иаковлев, или Фаддей, - брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня.

11

Симон Зилот проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая.

12

Матфий избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа.

Выше шла речь о первых 12 апостолах, которым посвящен сегодняшний праздник. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь "избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти" (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: "Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою" (Лк. 10:2). Церковь чествует их 4/17 января как Собор 70 апостолов.

Еще позже, через несколько лет после Вознесения Господа, Им был призван на служение Савл, ставший апостолом Павлом. Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный.

Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два "взвода" в армейском понимании), но, при помощи Божией, они своим учением победили весь м?р и утвердили основанную Господом Церковь. "Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их". Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовали святые апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие другие страны были оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Русская земля, которую посетил и благословил апостол Андрей Первозванный, особо чтимый за это Русской Церковью. В этом можно видеть и особый Божественный знак будущего особого призвания России.

Вспоминая близость апостолов ко Господу, их великие труды и страдания во славу Божию ради нашей святой веры, многие святые последователи старались подражать им, если не в просветительской апостольской деятельности, которая не для всех была доступна, то, во всяком случае, в жертвенном служении Богу. Особо мы чтим святых, которых Церковь величает равноапостольными - в их числе св. равноапостольного Владим?ра, Крестителя Руси.

 свящ. Константин Польсков

http://palomnic.org/history/ort/sv/apostol/12/sobor/

ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ РУБЛЕВА, ИКОНОПИСЦА

4 июля /17 июля

о Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Уже давно, уже многие столетия у нас, в Троице-Сергиевой Лавре сложилась традиция почитать - как преподобного - великого древнерусского иконописца Андрея Рублева. Но традиция эта была местная, и только недавно на поместном Соборе было принято его почитание по всей нашей Церкви. То, что только имя его было славно, а жизнь его оставалась малоизвестной, говорит о том, что он был как бы на время потерян, полузабыт. Имя его, повторяю, никогда не было забыто, а вот его великие труды были почти забыты.

Как же могло так случиться? Он был известный на всю Русь иконописец, которому поручили расписывать соборы в Кремле, который расписывал белокаменный собор в Лавре, современник преподобного Сергия, быть может знавший его в юные годы. В память и похвалу преподобному он написал свое великое творение - Живоначалъную Троицу, копию которой вы все видели в Лавре в Троицком соборе (а оригинал ее хранится в Третьяковской галерее).

И вот об этом человеке остались нам только отдельные летописные упоминания и сказания, а в настоящее время - повести, рассказы и кинофильмы. Кто из вас не видел художественного кинофильма "Андрей Рублев", советую пойти и посмотреть. Этот фильм суровый, жестокий, потому что время, когда жил преподобный, было жестоким, а, впрочем, любая эпоха всегда полна греха, озлобления, ненависти...

Мастер, который создавал этот фильм, хотел показать, что, несмотря на мрачное окружение, несмотря на войны, предательства, страшные пытки - несмотря на все это, был человек, который среди тьмы на земле видел Небо, видел Божие страдающее присутствие - Крест Христов в мире, где так мучительно и тяжко.

Преподобный Андрей Рублев был не только великим художником, он был тайновидцем, его душе открывалось то, что не всякому видно, поэтому и почитали его, как человека, имеющего прозрение в тайны Неба.

Подойдите к иконе Святой Троицы в соборе в Лавре, не уходите сразу, постойте около нее несколько минут, а может быть и полчаса - и она вас к себе приворожит! Потому что от нее исходит великая сила примирения, любви, победы Божественного начала над черным, сатанинским, пытающимся убить образ Божий в человеке.

И вот что удивительно - сто лет назад никто не знал, каков художник был этот преподобный Андрей Рублев, потому что иконы его были записаны другими иконописцами, покрыты драгоценными украшениями. Троица была скрыта тяжелой позолоченной ризой, и лики были черными, а его великие иконы - Спаситель, Архангел Михаил, апостол Павел вообще валялись в забвении, как почерневшие доски, о которых никто не знал. И только в наше столетие, такое же трудное, которое было во времена Андрея Рублева, - полное таких же трагедий, страданий, бесчинств, насилий, попрания человечности, - руками мастеров были открыты эти иконы, и мы увидели тот Божественный свет, который преломился в иконах Рублева.

И теперь мы с радостью его прославляем, радуемся, что мы увидели его творения; и я думаю, что он тоже теперь радуется, потому что его иконы - это его сердце, которое он отдал людям, это его Божественное вдохновение, которое он принес к нам на землю. Скрытые, они теперь открылись, а он прославлен, как всероссийский святой.

Вот так бывает, что во времена внешнего мира и благополучия Божественное окно, которое ведет в вечность, закрыто, а когда приходят дни испытания, и все основы колеблются, - открывается это окно, и Свет во тьме светит, и тьма Его не объяла. Аминь

Протоиерей Александр Мень

http://www.alexandrmen.ru/pan.html

 ЖИТИЕ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ

отрывок

воскресенье 14 июля, за три дня до мученической кончины, по просьбе Государя в доме разрешили совершить богослужение. В этот день впервые никто из Царственных Узников не пел во время службы, они молились молча. По чину службы положено в определенном месте прочесть молитву об умерших "Со святыми упокой". Вместо прочтения дьякон на этот раз запел молитву. Несколько смущенный отступлением от устава, стал петь и священник. Царская Семья опустилась на колени. Так они подготовились к смерти, приняв погребальное напутствие.

Великая Княжна Ольга писала из заточения: "Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него - он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь". В письме Государя к сестре как никогда проявилась сила его духа в тяжкие дни испытаний: "Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля".

По Промыслу Божию Царственные Мученики были взяты из земной жизни все вместе, в награду за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое.

В ночь мученической кончины Царской Семьи Дивеевская блаженная Мария бушевала и кричала: "Царевен штыками! Проклятые жиды!". Неистовствовала страшно, и только потом поняли, о чем она кричала. Под сводами Ипатьевского подвала, в котором Царственные Мученики и их верные слуги закончили свой крестный путь, были обнаружены оставленные палачами надписи. Одна из них состояла из четырех кабалистических знаков. Она расшифровывалась так: "Здесь, по приказанию сатанинских сил. Царь был принесен в жертву для разрушения Государства. О сем извещаются все народы".

Не случайна и сама дата изуверского убийства - 17 июля. В этот день Русская Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который своей мученической кровью освятил единодержавие Руси. По свидетельству летописцев, заговорщики убили его самым жестоким образом. Святой князь Андрей первым провозгласил идею Православия и Самодержавия основой государственности Святой Руси и был, по сути, первым русским Царем.

В те трагические дни Святейший Патриарх Тихон в Москве, в Казанском соборе, во всеуслышание заявил: "На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но он не сделал этого, желая страдать вместе с Россией".

Вскоре после революции у митрополита Московского Макария было видение Государя, стоящего рядом со Христом. Спаситель сказал Царю: "Видишь, в моих руках две чаши - вот эта, горькая, для твоего народа, а другая, сладкая, - для тебя". Царь упал на колени и долго молил Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Спаситель вынул из горькой чаши раскаленный уголь и положил Государю в руку. Николай Александрович начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом просветлялся, пока не стал, как светлый дух... И вновь увидел святитель Макарий Царя среди множества народа. Своими руками он раздавал ему манну. Незримый голос в это время произнес: "Государь взял вину русского народа на себя; русский народ прощен".

"Прости им грех их; а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал" (Исх. 32,32), - подчеркнул Николай Александрович строки в Священном Писании. Государь мужественно взошел на Голгофу и с кроткой покорностью Воле Божией принял мученическую смерть. Он оставил в наследие ничем не омраченное Монархическое Начало как драгоценный Залог, полученный им от своих Царственных Предков.

Святой Серафим Саровский еще в 1832 году предсказал не только падение Царской власти, но и момент ее восстановления и воскрешения России: "...но когда Земля Русская разделится и одна сторона явно останется с бунтовщиками, другая же явно станет за ГОСУДАРЯ и Отечество и Святую Церковь - а ГОСУДАРЯ и всю Царскую фамилию сохранит Господь невидимою десницею Своею и даст полную победу поднявшим оружие за НЕГО, за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской - но не столько и тут крови прольется, сколько когда правая за ГОСУДАРЯ ставшая сторона получит победу и переловит всех изменников и предаст их в руки Правосудия, тогда уже никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят, и вот тут-то еще более прежнего крови прольется, но эта кровь будет последняя, очистительная кровь, ибо после того Господь благословит люди Свои миром и превознесет Помазанного Своего Давида, раба Своего, Мужа по сердцу Своему"

http://hram-vlad-butovo.ru/libr/life/tsar.html.

СВЯТЫЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИСАВЕТА И ИНОКИНЯ ВАРВАРА

О жизни великой княгини Елисаветы Феодоровны, как и о жизни других членов семьи последнего российского царя Николая II, известно многое. Не будем повторять здесь многочисленные публикации о ней самой и крестном пути, лишь кратко напомним о ее подвиге.

Немка по национальности, родившаяся в протестантской семье, юная Елисавета в 1884 году вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, сына российского императора Александра III, и уже позже, по зрелом размышлении, приняла Православие. В 1891 году Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы, а через несколько лет он погиб от взрыва бомбы революционера-террориста.

После случившегося Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Богу и служению людям и создать в Москве обитель милосердия и молитвы. Так она основала Марфо-Мариинскую обитель, где были воздвигнуты два больших храма, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. Кроме того, во время Первой мировой войны великая княгиня организовала помощь фронту: формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Весной 1918 года после прихода к власти большевиков Елисавету Феодоровну арестовали и вместе с другими великими князьями привезли в сибирский город Алапаевск. Здесь за городом через некоторое время все они приняли мученическую кончину в заброшенной шахте. До самого конца с княгиней осталась инокиня Варвара (Яковлева) и, несмотря на разрешение властей покинуть город, была убита вместе со своей наставницей.

Через некоторое время тела новомучеников были извлечены из шахты и доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

Память святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5(18) июля.

http://www.utoli-hram.ru/today/relics/svelisaveta/

Молитва

О святыя новомученицы Российския, великая княгине Елисавето и сестро ея крестовая пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, евангельския заповеди делом во обители милосердия совершившия, веры ради православныя подвизавшиеся до смерти в последняя времена сия и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем, Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякаго зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Священомученики Серафиме и Феогносте

молите Бога о нас! 

Любве ради Христовы отечество свое оставльше, вся мира сего красная, яко скороисчезающая, презревше, горняго Иерусалима взыскующе на горах Тянь-Шаня подвигами благочестия Святую Троицу п `ославили есте. И венцами добропобеднаго мученичества украсившися, граду Алма-Ате богодарованныя покровители явилися есте, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, православия мужественыя исповедницы. Темже и мы, духовныя чада ваша, любовию вопием: Слава давшему вам крепость, Слава венчавшему вас Слава подающему вами милости и исцеления.

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися: мужески в пустыню вселился еси и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси. Тем, быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою, и исцеления всем подая обильно. Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Месяцеслов

Воскресенье, 12 Июля 2009 года. Неделя 5-я по Пятидесятнице.

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Прп. Петра, царевича Ордынского. Обрет. мощей прп. Никандра Псковского. Касперовской иконы Божией Матери.
Прпп. Тихона, Василия и Никона, Соколовских. Свт. Арсения, еп. Тверского. Собор Тверских святых.

Понедельник, 13 Июля 2009 года. Седмица 6-я по Пятидесятнице.

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Прп. Прославление свт. Софрония, еп. Иркутского. Балыкинской и Горбаневской икон Божией Матери. Св. блгв. кн. Андрея Боголюбского.

Вторник, 14 Июля 2009 года.
Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших. Мч. Потита. Прп. Петра патрикия, Константинопольского. Прав. Ангелины, деспотиссы Сербской. Прп. Никодима Святогорца. Перенес. мощей прп. Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльск.

Среда, 15 Июля 2009 года.
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Свт. Фотия, митр. Киевского. Свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского. Пожайской, Феодотьевской и Ахтырской икон Божией Матери.

Четверг, 16 Июля 2009 года.
Обретение мощей прмччСерафима и Феогноста Алматинских.
Мч. Иакинфа. Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России чудотворца. Прпп. Анатолия, в Ближних пещерах, и другого Анатолия затворника, в Дальних пещерах , Печерских. Блгвв. князей Василия и Константина Ярославских. Свт. Василия, еп. Рязанского. Прп. Иоанна и Лонгина Яренгских . Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского

Пятница, 17 Июля 2009 года

Память свв.Царственных Мучеников: Царя - Мученика Николая II и иже с ним убиенных. Свт. Андрея, архиеп. Критского. Прп. Марфы, матери Симеона Дивногорца . Прп. Андрея Рублева, иконописца. Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского. Обретение мощей прп. Евфимия, Суздальского чудотворца. Мчч. Феодота и Феодотии . Сщмч. Феодора, еп. Киринейского . Прп. Тихона, Василия и Никона, Соловецких. Новомч. иеромон. Нила (Полтавского). Галатской иконы Божией Матери

Суббота, 18 Июля 2009 года.

Прп. Афанасия Афонского. Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского. Мцц. Анны (Агнии) и Кириллы (Киприллы). Прп. Лампада Иринопольского. Прпп. Афанасия и Феодосия, Череповецких. Новопрпмч. Киприана Афонского (Греч.). Новомчч. кн. Игоря Константиновича, кн. Иоанна Константиновича, кн. Константина Константиновича, кн. Владимира и кн. Сергия (Палея). Иконы Божией Матери, именуемой "Экономисса".

версия для печати

Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ":

Рассылка CONTENT.MAIL.RU


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL (http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

Сайт управляется системой uCoz