По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
17 (478), 23 августа 2009 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Успение Пресвятой Богородицы. И остави нам долги наша. Божия Матерь. Слово о святителе Тихоне Задонском. Житие св. Лаврентия. Спас Нерукотворный. Икона Божией Матери Феодоровская. Месяцеслов.

С престольным праздником!

Поздравляю вас, Боголюбивые, с Праздником Успения Пресвятыя Богородицы!

Ничего я так вам всем и себе лично не желаю, как того, чтобы при кончине нашей посетила нас и благословила в загробный путь Сама Пречистая Матерь Божия. Как была Она обрадована явлением Ангела, возвестившего Ей о пришествии Сына Ея Возлюбленного! Как ждала Она Его, уже лежа на смертном одре Своем! Как взывала к Нему: "Готово сердце мое, Боже!" И помня эту радость Свою, Она и нас может обрадовать Своим явлением в час смертный. Я вам рассказывал об одной монахине, которая часто при жизни взывала к Богородице: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!" И когда она уже отходила к Господу, все сестры видели, как просияло лицо ея светом солнечным, и она ответила: "Иду, Госпоже, иду!" Значит, Сама Пресвятая Дева явилась принять душу ее. Навыкайте прославлять Царицу Небесную, и Она, Милосердная, не оставит вас Своим заступлением и в жизни сей, и в час смертный. Сие по милости Божией вам буди, буди! Аминь.

Митрополит Алматинский и Казахстанский
Св. Николай (Могилевский),1954 г

Успение Пресвятой Богородицы

о имя Отца и Сына и Святого Духа!

"Величаем, Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое". Этими и многими другими песнопениями ныне Святая Церковь торжественно и радостно прославляет успение Пресвятой Богородицы. Казалось бы, мы сегодня мы встречаемся со смертью, но посмотрите, как Церковь именует сегодня смерть. Она называет ее успением. Это - не случайно. Мы вместе с Церковью веруем и исповедуем, что Матерь Божья не умерла. Она и поныне продолжает жить. Не случайно, поэтому, все те церковные песнопения, которые мы слышали, и вчера за Всенощным бдением, и сегодня за Божественной литургией, исполнены веры в то, что Матерь Божья, и по Своем успении, не оставила нас с вами, своих чад. Как во время Своей земной жизни Она с особой любовью относилась ко всем окружающем Ее людям, так и ныне Она с этой же любовью, любовью любящей матери, предстоит пред престолом Господа и Вседержителя и молится за каждого человека. Молится слезно, молится горячо, чтобы Господь, не смотря на многие наши прегрешения, которые мы совершаем вольно или невольно в своей земной жизни, помогал нам в нашем исправлении, нашем достижении той истинной и единственной цели, которая должна быть у каждого человека. Что же это за единственная и истинная цель? Я думаю, что верующие во Христа люди, с легкостью ответят на этот вопрос. Целью жизни человека является Господь, именно в Нем заключается стержень нашей жизни.

После многих трудов, вернувшись в Иерусалим, Пресвятая Богородица продолжала жить в доме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Она каждый день стремилась побывать или на Голгофе - месте распятия Спасителя, или на Елеонской горе, где совершилось Его Вознесение на Небеса. Пребывая на этих святых местах, Дева Мария просила Своего Божественного Сына о том, чтобы Он, как можно скорее, забрал Ее с Себе и предоставил Ей возможность вечно пребывать в Его Божественной радости. Однажды, во время одной из таких молитв, Деве Марии предстал небесный житель, Архангел Гавриил, и возвестил Ей о том, что уже совсем скоро Она вновь увидит Своего Божественного Сына и навсегда, на веки вечные, будет пребывать с Ним. С этой радостью Пресвятая Богородица возвратилась в дом Иоанна Богослова и возвестила ему и всем окружающим о чудном явлении Архангела. Во время славного успения Пресвятой Богородицы в Иерусалим собрались все ученики Христа Спасителя. Это было еще одно чудо, поскольку в то время, когда Пресвятая Богородица готовилась к переходу от земной жизни к вечной, святые апостолы находились в разных уголках земного шара, проповедуя слово вечно живой Евангельской истины. В одно мгновение все они оказались в Иерусалиме. Среди апостолов не было Фомы, того самого апостола Фомы, который когда-то усомнился в том, что ученики Христа Спасителя видели своего Господа воскресшим. Апостол Фома прибыл в Иерусалим после погребения Пресвятой Богородицы. Видно в том был промысел Божий. Апостол Фома был опечален известием о кончине Пресвятой Богородицы и стал просить апостолов позволить ему войти в гроб и воздать последнее целование Матери своего Господа. Ему была предоставлена такая возможность. От входа в пещеру, где было погребено тело Пресвятой Богородицы, был отвален камень. Войдя в пещеру, апостолы испытали трепет и ужас, не увидев на месте погребения тела Девы Марии. Они находились в растерянности, недоумевая, куда исчезло тело Божьей Матери. В тот же вечер ученики Христа Спасителя находились в горнице, совершая вечернюю трапезу. Обычно они оставляли на блюде часть хлеба, как напоминание о присутствии Спасителя, а после окончания трапезы возносили эту часть хлеба, со словами: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Спаси нас, помогай нам!". Подобным образом поступили святые ученики и в тот вечер. Неожиданно, горница наполнилась необыкновенным светом, разверзлась кровля и в небесах апостолы Христовы увидели Матерь Божью, которая была окружена сонмом ангелов и святых праведников. Царица Небесная, обращаясь к ученикам Своего Сына сказала: "Я с вами во все дни". Услышав эти ободряющие и вселяющие необычайную надежду слова, апостолы воскликнули: "Пресвятая Богородице, помогай нам!".

Мы с вами, братья и сестры, верим и знаем, что это истина. Матерь Божья, так же как и Ее Божественный Сын была воскрешена в третий день. Она не только Своей бессмертной душой, но и Своим прославленным воскрешенным телом пребывает у престола Своего Божественного Сына, совершая усердную молитву о всех живущих на земле людях. Мы из опыта своей личной жизни знаем, как горячо любит нас Царица Небесная, как Она заботится о нас, как покрывает каждого Своим Материнским омофором. И если бы не Царица Небесная, если бы не Ее каждодневные молитвы и предстательство о каждом из нас, то, наверное, мы могли бы вместе с преподобным Силуаном Афонским сказать: "Если бы не Матерь Божья, я давно бы сгорел в огне своих грехов и страстей". Да, действительно, если бы не Матерь Божья мы бы давно сгорели в огне своих страстей. Благодаря Ее молитвам Господь ниспосылает нам Свою Божественную благодать, которая немощная в нас врачует и оскудевающая в нас восполняет. Зная об этом, будем ежедневно молиться Царице Небесной о том, чтобы Она не оставляла нас и молилась за нас грешных и недостойных. Каждый из нас, обращаясь к Божьей Матери, может сказать: "Матерь Божья и моя Матерь. Я знаю свои недостоинства. Я знаю, что, согрешая, я причиняю вред не только своей душе, не только оскверняю свое сердце, но и наношу новые язвы на тело Твоего Божественного Сына. Но, несмотря на это, я верю, что только в Тебе я могу найти то упование, ту надежду, то прибежище и ту опору, благодаря которым я могу встать твердо на свои ноги и достойно нести свое христианское звание". Обращаясь к Божьей Матери с подобными словами, будем твердо верить, что Господь спасет и помилует всех нас. Так же, как Он спасал и миловал многих и многих людей.

Достаточно вспомнить жития подвижников, которых мы сегодня прославляем, как святых угодников Божьих. К примеру, преподобная Мария Египетская. Как мы помним, благодаря Матери Божьей, она, будучи падшей женщиной, пребывающей в страшном грехе, стала святой. Можно вспомнить и атамана разбойников, который всякий раз, выходя на свое разбойничье дело, читал хорошо нам известную молитву: "Богородице Дево, радуйся:". И, наверное, благодаря этому обращению к Царице Небесной, этот атаман стал святым. Обратились к Богу и его собратья, бывшие разбойники, которые ныне пребывают в Небесных райских обителях.

Мне вспоминается рассказ об одной женщине, которая, еще во время своей земной жизни, проходя мытарства в тонком сне, видела всю вражью злобную силу, которая пыталась уловить ее и оставить в аду. Когда эта вражья сила, как саранча окружила душу этой женщины и, казалось бы, уже неоткуда ей было ждать помощи, она воскликнула: "Пресвятая Богородице, спаси меня!" и тут же, получила благодатную помощь - все козни бесовские были вмиг разрушены. Помня об удивительных случаях заступничества Пресвятой Богородицы, будем и мы прибегать к молитвенной помощи Царицы Небесной, и горячо верить в то, что Матерь Божья обязательно услышит каждого из нас и откликнется на наше молитвенное к Ней обращение. В особенности, если мы будем просить Ее помощи в главном делании нашей жизни - стяжании благодати дара Духа Святого в сердцах наших.

Протоиерей Валерий Захаров, 2008 г.

Успение Пресвятой Богородицы

егодня наша Богородичная Пасха, и нам, любящим Пресвятую Богородицу, надлежит приветствовать друг друга светлым пасхальным приветствием: "Пречистая воскресе" - "Воистину воскресе!". Она - чудо чистоты, Она - чудо красоты, Она - чудо благости, Она - высота любви, неудобозримая и ангельскими очима, Она - и глубина скорби, непостижимая человеческими помыслами. В Ней почивает сокровенная тайна крестной, жертвенной, материнской любви, и поэтому о Ней можно только молчать и плакать.

И Она Сама становится в нас источником слез в лицезрении дивных Богоматерних тайн Ее. Она родилась как Дочь человеческая, жила бедно, в безвестности в Назарете. Но вот Господь призрел на смирение рабы Своей, и в благовещении Ей было открыто все великое и страшное дело спасения рода человеческого. И на призыв сраспинаться Христу Она ответила: "Се раба Господня".

Вся Ее жизнь, в таинственном неразрывном соединении с Сыном, - была постоянным Голгофским восхождением, исполненным лишений, болезней и непонимания. Но самой страшной была скорбь любви о страждущем Сыне и о погибающих людях, которая достигла своей кульминации в Ее страшном предстоянии при Кресте Господа.

Но и после воскресения и вознесения эта сокровенная печаль еще усугубилась. Как Она томилась на земле, как Ей было тяжело находиться в рамках этого темного, тесного мира. Как Она, пречистая, нескверная Голубица, скучала о возлюбленном Сыне:

Но всю сию безмерную скорбь Богородичного креста Она мужественно и кротко несла в духе послушания и преданности воле Божией. И после вознесения Она оставалась на земле в радость и утешение апостолам - как чистейшее отражение красоты Господней. И Она была светлым средоточием и нетленным вдохновением нового народа христианского.

Но вот пришел желанный час Ее - разрешиться от тела и прейти от земли на небо. И сие преставление, честное успение Ее мы благоговейно празднуем сегодня, возлюбленные братия мои. Но как же так: мы стоим у смертного одра, а Церковь призывает нас радоваться, веселиться и торжествовать? Да, ибо сегодня совершается тайно воскресение, вознесение и прославление Пречистой, а в Ее лице - и всего тварного мира, о Ней радующегося.

"Во успении мира не оставила еси, Богородице", - вся жизнь Церкви, да и всего мира, свидетельствует о сем чуде Богоматерней любви. Она всех любит о Сыне Своем, в Своем всечеловеческом существе как Мать соединяя всех и вся: в сердце Своем и в природе Своей. Нет никого и ничего, что оставалось бы чуждо этой любви, даже если кто-то не открывается в ответ на Ее любовь. Все равно любовь Богоматерняя нежно, покровно и молчаливо объемлет всех и стучит кротким призывом в двери каждого сердца. Преподобному Андрею когда то открылись небеса, в которых однако отсутствовала всегда сущая в них Богородица. Ибо Она сходила на землю, к скорбящим людям Своим.

Богоматерь ныне вкушает высшее небесное блаженство как Присноблаженная, которое, однако, растворяется непостижимо со скорбью и страданием этого мира. Ее предстояние у Креста доныне продолжается, и Она плачет о мире и с миром.

"Во успении мира не оставила еси, Богородице", - Она живет с нами, и эта Ее близость к миру, человечеству и природе и составляет дивную тайну откровения о Богоматери, сущей в мире. На ложе смертном, в болезни, на поле брани, в радостях и скорбях, из которых состоит жизнь наша, всегда с нами Она - милующая и спасающая, вдохновляющая. Она есть радостей Радость, Духоносица, ибо совершенная радость и есть сам Дух Святый, в Ней нам открывшийся.

Она - "в молитвах неусыпающая" - всегда обращается к Сыну с ходатайством, как это было на браке в Кане Галилейской: "Вина не имут" - вина жизни с подлинной радостью, бодростью, вдохновением. Все упали и погибают во грехах и страстях:

Доколе Матерь Иисусова оставалась на земле, Ее любовь была как бы ограничена земною плотию. Но уже сейчас, с Ее восшествием на небо, всякая граница снята. И это вселенское служение Богоматернего Покрова, простираемого над миром, дано ныне Ей в честном успении, в котором и Она призвана вместе с сыном на брачный пир человечества, на Пасху Христову, в успении Своем, Пасхе Богородичной.

О Царице небесе и земли, Дивная Отроковица Мария! Ты в успении мира не оставила еси. Ты зришь, в какой скорби мир совершает Твое честное погребение. К светлой радости Твоего гроба приносим мы ныне всю скорбь и мрак, нас окружающие. Будь и ныне с нами, Пречистая, буди с нами в печали нашей и во всех предстоящих нам испытаниях. Блажим Тя вси роди, милосердная Матерь наша, Богородица Дева, и славим Успение Твое, зовущее на весь мир - "Пречистая Воскресе" - и нам уже ничего не страшно. Аминь.

Валаамский монастырь

И остави нам долги наша

Евангельское чтение от Матфея, глава 18, стихи 23-35:

трашную картину рисует нам Евангелие сегодняшнего Воскресенья. Начинается оно следующими словами: "Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими." Среди этих рабов был один, который задолжал Государю огромную сумму. Сумма эта была так велика, что он при всем своем желании никогда бы не смог ее выплатить. Выход был один: Государь мог продать его, его жену, детей и все, что он имел. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: "Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу." Государь умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг ему простил. Слышите: не отсрочил выплату долга, не уменьшил его, а все, совсем, навсегда простил. Будто бы и ничего не было, все осталось по-прежнему. Началась новая, спокойная жизнь, как прежде. Даже лучше: теперь раб тот знал своего Государя: он видел в нем любящего Отца, а работать для такого Отца - ведь это блаженство.

И вдруг произошло нечто ужасное: раб же тот вышел, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему совершенно ничтожную сумму, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне все, что должен. Государь его, узнав об этом, разгневался и отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Вот так и мы. Мы все получили от Господа, но оказались неоплатными должниками. И мы просили прощения и получили его. И Господь нас принял в Свою Семью - Церковь Христову, и в ней мы можем переплыть это бушующее море жизни нашей, как в безопасном корабле. Корабль имеет все необходимое, чтобы защитить плывущих в нем от водной стихии: имеет крепкую основу, дно, борты, паруса, весла, руль. Так и Церковь Христова имеет и руль, которым управляет ее Божественный Кормчий, наш Господь Иисус Христос, имеет и паруса, весла - это Божественные Таинства, имеет и крепкую основу - Заповеди Христа, из которых главная - это любовь. И если мы будем блюсти эту главную Его Заповедь - любовь, то мы будем в Семье Его, то есть в Церкви и будем радоваться. Сколько Господь говорил об этом в своей прощальной беседе с учениками: "Сие есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас," (Иоан.15:12) "Сие заповедаю вам, да любите друг друга," (Иоан. 15:17). Да, невозможно быть в Церкви и не пребывать в Любви Его. Быть в Церкви Христовой возможно только при соблюдении Его главной заповеди, той заповеди, которая легла в основание всей Его Церкви, которая есть благоухание Христово, - а Заповедь эта - любовь.

И как тот несчастный раб потерял все: и прощенье Господне, и освобождение от всего долга, и возвращение свободы себе и жене, и детям, - все что получил... потерял в один момент: в тот страшный момент, когда он не простил должнику своему, так и мы можем потерять все: и прощение, которое мы получили в Таинстве Исповеди, и ту благодать, которую мы получили в Таинстве Святого Причастия, - в один момент: в тот момент, когда мы не простим должнику нашему.

Дай же Бог, чтобы такой момент не наступил для нас никогда. А потому, будем же ради своего спасения, своего собственного благополучия и благополучия наших ближних от всего сердца прощать нашим должникам. И будем радоваться, что у нас есть такие должники, потому что только прощая им их долги, мы можем доказать Господу, как дорого для нас Его прощение. И еще будем радоваться, потому что ведь Господь наш прощает нам огромное, а все, что мы можем простить ведь так мало и так ничтожно. Будем же радоваться всякий раз, когда мы говорим в Молитве Господней: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим."

Архиепископ Андрей (Рымаренко)

http://www.pokrovhram.ru/list/04/1a.html

Божия Матерь

... Какое-то чудо нынче случилось ... вдруг с вечера нахлынули воспоминания, размышления, которые почувствовал потребность записать. Просидел за компьютером всю ночную тишь - и вот что получилось.

... Самое удивительное - в том, что я вообще-то не являюсь истово верующим, не знаю календаря церковных праздников, не следую постам... а утром, очнувшись от этой работы, включил T.V. и с изумлением услышал, что ИМЕННО сегодня - Успение Пресвятой Богородицы!

... Мне десять лет

Грустно !

Уже больше трёх лет, как с нами нет папы. Мама очень долго не признавалась мне, что он погиб. А скорее даже - она не признавалась в этом сама себе ... ведь он, как и многие из его коллег, возвращался домой со своей последней командировки в наглухо запаянном цинковом ящике. И как было принято в то время: никакой точной информации об обстоятельствах, причинах катастрофы, последующих выводах - семьям не сообщали. Вот и появлялась почва для подозрений, домыслов ... порой самых невероятных. А близкие к безумию от горя родственники, таким образом, наверное, просто защищали свою психику - они не хотели верить в окончательный уход единожды взлетевших, но уже не приземлившихся летунов. Не хотели и не верили. Искали и находили для этого любые поводы!

На Новодевичье кладбище круглый год мы с мамой приходили каждую неделю. Поубиравшись вокруг отцовского памятника, всегда шли в церковь, а потом иногда заходили вдвоём в ресторан "Прага", где отец в своё время отмечал присвоение Героя.

Когда ещё в начале шестидесятых папа впервые слетал в Америку, он привёз маме красивую золотую брошку на длинной приколке с подвешенным к ней кулончиком - раскрывающимся сердечком. Внутрь он вложил свою маленькую фотографию и сказал ей: "Теперь я всегда буду рядом с твоим сердцем - как бы далеко не улетел!" Она потом часто раскрывала это сердечко, всматривалась в него, показывала нам - детям ... Но в тот вечер мама сказала только: "Всё! Теперь он уже точно не вернётся. Я его потеряла..." Сказала и начала сильно плакать. Мы с ней вдвоём в темноте долго ходили по кладбищенским заледенелым тропинкам, перекапывали снег вокруг могилы ... напрасно ... приколка была на мамином платье, а кулончик-сердечко с папиной фотографией почему-то отвалился. Мы его не нашли. Прямо с кладбища мы с ней пошли в церковь Новодевичьего монастыря.

После долгого перерывания снежных сугробов, когда к замёрзшим ногам стало потихоньку подкрадываться тепло, а в церковном зале, несмотря на большое количество людей на вечерней молитве, от размахиваемого кадила распространялось приятное ладанное благовоние - настроение стало лучше. Мне, юному пионеру - конечно, были чужды длинные протяжные молитвы. Нравились просто, как игрушки, зажигаемые мной свечки, у которых нужно было от другой свечи оплавить "попку" и расплавленным воском прижать к подсвечнику. Нравилась икона с очень миловидным женским ликом - она была совсем непохожей на иные строгие образы Матери Божией с Младенцем на руках.

А моя матушка мне тихо нашептывала: "Тебя охмурили - в том нет твоей детской вины. Божия Матерь будет хранить тебя. Я за тебя отмолю..."

  ... Мне тридцать лет

Стою на вышке руководителя полётов. Лётный день закончен ... странно - я жив. Пьём противный спирт, разливая его по гранёным стаканам из алюминиевого чайника ... хмель никак не пробивает воспалённый рассудок ...

... этот комплекс демонстрационного пилотажа я отрабатывал над полосой впервые. Через год после триумфального появления наших МиГов-двадцать-девятых на открытой мировой арене, нас - "фирменных" испытателей готовят всё больше к постоянно усложняющимся заданиям. Теперь уже "просто" маневрирования у самой земли с запредельными перегрузками-форсажами недостаточно. Мы всё дальше уходим в область "экзотического" маневрирования - предтече грядущей сверхманевренности, которая следующему поколению боевых истребителей призвана дать подавляющее преимущество в ближнем воздушном бою. Вчера отработал эти сложные пространственные маневры на средней высоте, а сегодня попробовал уже на малой, прямо над аэродромом. Сильное перекрёстное взаимодействие по разным осям вращения привело к большому зарыванию ... в первую секунду, когда начал "выгребать" - даже беспокойства не испытывал ... нежданно дошло: высоты НЕ хватает! Земля вдруг выросла во весь фонарь, бешено понеслась навстречу. Кусок заснеженного поля так неохотно стал проворачивать под меня свою плоскость ... высоты НЕ хватает!

Вывожу. То ли "вписываюсь", то ли нет ... но, ах ты : побери, ну надо же! На мысленном продолжении моей траектории - как раз вышка командно-диспетчерского пункта РП ... углы предельные, тяга максимальная ... до упора даю левую ногу, крен - влево. Набегающая заснеженная мёрзлая травка уже так близко! Вроде бы как ближе, чем даже бетон полосы на посадке, за борт кабины аж противно выглядывать. Вжав голову в плечи, теряю остатки высоты и : проношусь мимо вышки.

А потом на ней же мы пьём спирт. Руководитель полётов возбуждённо обрисовывает мне, как выглядел затылок моего защитного шлема, который он видел со своего рабочего места ...

Вдруг пронзило воспоминание:

"Божия Матерь будет хранить тебя. Я за тебя отмолю..."

... Еду на Новодевичье. В церковном зале тепло, на вечерней молитве, от кадила исходит приятное ладанное благовоние ... зажигаю свечку, оплавив от другой свечи "попку" и расплавленным воском прижав к подсвечнику. Напротив - уникальная икона с очень миловидным женским ликом. На ней - Матерь Божия в девичьем облике, она совсем не похожа на иные строгие образы с Младенцем на руках ... Уже больше семи лет, как моей матушки нет на этом Свете. Но я словно слышу её шепот из двадцатилетней давности: "Тебя охмурили ... Божия Матерь будет хранить тебя. Я за тебя отмолю..."  

... Мне уже под пятьдесят

Счастлив ?...

Не могу точно понять ... наверное ...

Не могу точно подсчитать, сколько раз за многие годы переходил ту грань, из-за которой, вроде как, и возврата-то нет. Не раз и не два ... много! Иногда счёт шёл на считанные секунды, их доли - а рассудок и руки-ноги сложно работали органами управления словно роботы-автоматы, и лишь много позже по анализу записей оставалось даваться диву ... как же так быстро и точно удавалось отреагировать? А когда-то аварийные ситуации развивались вроде как неспешно, но неотвратимо ... и было много секунд и минут на то, чтобы просто ждать - чем ЭТО кончится? Ждать без всяких иллюзий на хоть какую-нибудь вероятность благополучного исхода. Порой никаких возможностей для вынужденного покидания в воздухе не было. А иногда было положено и очень хотелось дёрнуть за катапультные держки ... случалось и слышать радиокоманды на ЭТО. Не дёргал ... тянул. Садился вместе со своим аппаратом. Не всегда мягко. Не всегда на аэродромную полосу. Не всегда целым-невредимым. Бывало - быстро убегал от злого огня, едкого дыма, хлюпая по безбрежно разливавшемуся топливу. Сильно мучился, прощаясь со многими товарищами, которых почему-то забирали "туда", откуда не возвращаются - и даже из более простых ситуаций. А меня вот оставили ... извините, что цел ...

"... Божия Матерь будет хранить тебя. Я за тебя отмолю..."

Но теперь могу иногда увидеть прекрасное лицо ... этот образ мне кажется знакомым. Быть может он - придуманный, из призрачной детской сказки ... или может - настоящий, из реальной бЫли.

А возможно я его видел ещё в лихой офицерской юности ... может даже и в полёте. Возможно на иконе ... или на телеэкране ... А почему бы и не наяву?

А кто сказал, что все чудеса были в прошлом?

А почему мы молимся Пророкам, покинувшим земную бренность века и века назад? Ведь они тоже когда-то реально жили, а большинство окружавших тогда их, как минимум, не хотело признавать! Иногда это же самое людское большинство путём "демократического" голосования их даже к крестам приколачивало ...

А почему мы не верим в то, что чудеса могут быть и вокруг нас - здесь и сейчас?

А почему нельзя верить в то, что немножко от Всевышнего есть и в каждом из нас, и в находящемся рядом ... в ком-то чуть меньше ... а в ком-то и побольше ... например, в этом самом образе пред моими глазами? То ли на иконе ... то ли на телеэкране ... а может и в реальном живом прекрасном облике!...

Я знаю, что сейчас за моей спиной зашепчут-пригвоздят: "Сумасшедший!" ... уже шепчут ... слышу - не впервой ...

Пускай!

А чудеса бывают не только в глубине веков. И Святыни встречаются (правда, не часто) - даже и сейчас ... и не только на иконах, не только на экранах ... но и в реальной Жизни!

Верить - лучше, чем не верить ...

Заслуженный лётчик-испытатель РФ,
Герой Российской Федерации

Александр Юрьевич ГАРНАЕВ

Слово о святителе Тихоне Задонском

вгуста 13, по церковному календарю Православная Церковь чтит угодника Божия Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Хочется вознестись душой к светлому облику души его.

Среди просторов Новгородской области в бедной семье дьячка родился мальчик Тимофей, которому жизнь, казалось, не обещала впереди не только высокого, но и вообще заметного положения. Отец его рано умер, многочисленная семья стала бедствовать. Старший брат сделался псаломщиком, второй - сапожником, сестры вышли замуж, о самом младшем брате не осталось никаких сведений.

Маленький Тимоша с раннего детства проявил способности к чтению и пению и своим тонким голоском подпевал на клиросе. А когда отец умер, мать чуть было не отдала Тимошу одному соседнему ямщику, которому понравился мальчик и который захотел воспитать себе из него помощника. Но запротестовал старший брат и сказал, что возьмет на себя расходы по воспитанию Тимоши и определит его в школу, как способного к учению.

Поместили его сперва в архиерейскую школу в Новгороде. В прежнее время при всяком архиерейском доме была не только своя домовая церковь, но и школа при ней для детей священнослужителей. Этим наши Владыки оказывали услугу и государству, которое не могло тогда создать достаточно широкую сеть учебных заведений. Ходить в школу мальчику надо было издалека, обуви и одежды хорошей у него не было. Зимой и летом шел он в самодельных лаптях и, придя на архиерейский двор, снимал их, обчищал и вешал где-нибудь в уголочке, обуваясь в ботинки. Дети более состоятельных родителей смеялись над ним, дразнили его. Один из них, сын богатого соборного протоиерея, даже позволял себе такую грубую и нехорошую шутку: он брал лапоть за веревочку, раскачивал его перед Тимошей, изображая кадило, и возглашал те слова, которыми протодиакон приветствует архиерея. Это оказалось как бы пророчеством.

Учился Тимофей отлично, и по окончании школы его сразу приняли в Новгородскую Духовную семинарию. Ее он окончил первым учеником и сразу был сделан преподавателем. Затем, постриженный в монашество, был назначен там инспектором, а позже переведен ректором в Тверскую семинарию.

И тут и там вел он жизнь подвижническую, уделяя много времени писанию своих многочисленных сочинений. Те, кто имел счастье посетить наш древний русский город Новгород и побывать в здании семинарии, могли видеть там и келью иеромонаха Тихона (как назвали при пострижении Тимофея), которая была сохранена неприкосновенной. Я лично видел там и черновик рукописи его, хранящийся под стеклом, и лист, переписанный набело, с замечательным заглавием: "Духовное сокровище, от мира собираемое", и пачку гусиных перьев, которыми тогда писали, и перочинный ножик для их очистки, и песочницу с мельчайшим песком, которая заменяла тогда клякспапир (промокательную бумагу). В то время в России уже не существовало Патриаршества, отмененного Петром I. Церковь управлялась собранием епископов - Синодом, заседавшим в Петербурге. И до Синода дошла весть о замечательном монахе, тогда уже архимандрите Тихоне, прекрасном проповеднике, духовном писателе, добром церковном администраторе. Возникла мысль рукоположить его во епископа. Но многие сомневались, не слишком ли он молод для этого. Однако большинство все же склонилось к рукоположению. Сперва сделали его епископом Кексгольмским и Ладожским, затем дали и самостоятельную кафедру в Воронеже.

Стоит упомянуть о трогательном случае во время первой его архиерейской службы, когда он приехал как викарный епископ в Новгород, где его много лет знали сперва учеником семинарии, потом как преподавателя в ней. Бывшие его товарищи по учению тоже оказались здесь. Торжественная встреча, а протодиакон с кадилом в руках не может скрыть набегающих слез. В чем дело? А это, оказывается, тот самый озорной школьник, который когда-то издевался над маленьким Тимошей и "кадил" ему лаптем. Учение не давалось ему, и не мог он выслужиться выше протодиакона. И теперь в ужасе: не будет ли мстить ему новый архиерей? Ведь он может отправить его в маленький городок, даже удалить за пределы епархии. Но Владыка узнает его и со слезами радости заключает школьного товарища в свои объятия. И ни о какой мести за детские шалости не может быть и речи.

Не ошиблись члены Синода, что сделали Тихона епископом. Еще молодой, полный энергии, он горячо принялся за дела епархии Воронежской. И в городе Воронеже, и в области той существовало еще много языческих обычаев - игрищ и гульбищ, с которыми пришлось ему бороться и которые удалось искоренить. Много сил положил он на то, чтобы поднять умственный и нравственный уровень духовенства, которое было и малограмотно, и корыстно, и склонно к винопитию. Тихон устроил Духовную семинарию и очень заботился о воспитанниках ее, постоянно рассылал духовенству свои увещания и наставления, объезжал самые дальние уголки своей епархии.

В некоторых монастырях появились жалобы на то, что плохо кормят. Приехал один раз в такой монастырь епископ Тихон и спрашивает: "Что должны вы читать сегодня во время трапезы?" Ему отвечают: житие такого-то святого. "Прочтете завтра! А сейчас принесите мне чин пострижения в монашество". И читает сам святитель вслух о том, какие обеты даются при пострижении. "Почто пришел еси, брате, и припадаеши к жертвеннику и дружине сей желаю жития постническаго! - Так как же вы после этого, добровольно придя сюда для поста и молитвы, можете жаловаться на то, что щи не вкусны, и грибы недоварены, и каша недосолена?! Так ли жили и спасались древние подвижники?!"

Труды и бессонные ночи, в течение которых епископ Тихон писал свои сочинения, за которые прозван русским Златоустом, подорвали некрепкое здоровье его, и он стал проситься на покой. Ему разрешили поселиться в тихой Задонской обители. И он жил там скромно и незаметно Стоял он в храме на клиросе, помогал петь и читать и ежедневно причащался Святых Тайн в монашеской мантии и малом омофоре, не подавляя никого величием своего епископского сана. Много писал сочинений и здесь. А когда стал чувствовать приближение смерти, то сам выбрал около церковной паперти большой камень на дороге в храм и завещал похоронить себя в простой монашеской мантии под ним, чтобы всякий идущий в церковь наступил на то место, где будет лежать тело его. Написал и завещание, в котором указал, что денег и ценных вещей у него нет, а имеющиеся полушубок и валенки оставляет он своему келейнику. Сам он при жизни и штопал одежду свою, и чинил сапоги. Прожил он недолго - всего до 59 лет.

Когда скончался епископ Тихон, все же не исполнили его желания и не похоронили под тем камнем, где он хотел, а выбрали место около алтаря. Отпевавший его Преосвященный Владыка привез с собой и митру, и полное архиерейское облачение, в котором и похоронили почившего.

Аминь.

Арх. Исаакий Виноградов.

*******

Слава Богу, что меня создал по образу Своему и по подобию!
Слава Богу, что меня, падшего, искупил!
Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял!
Слава Богу, что меня, согрешившего, в покаяние призвал!
Слава Богу, что мне подал слово Свое святое, как светильник, сияющий в темном месте (2 Пет. 1, 19), и тем меня на путь истинный наставил!
Слава Богу, что мои очи сердечные просветил!
Слава Богу, что подал мне в познание святое имя Свое!
Слава Богу, что банею Kрещения грехи мои омыл!
Слава Богу, что показал мне путь к вечному блаженству! Путь же этот есть Иисус Христос, Сын Божий, Kоторый о Себе говорит: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).
Слава Богу, что согрешающего меня не погубил, но по Своей благости терпел согрешения мои!
Слава Богу, что показал мне прелесть и суету мира сего!
Слава Богу, что помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях!
Слава Богу, что при бедственных и смертельных случаях меня сохранял!
Слава Богу, что меня от врага, диавола, защищал!
Слава Богу, что меня, лежащего, восставлял!
Слава Богу, что меня, печального, утешал!
Слава Богу, что меня, заблуждающегося, обращал!
Слава Богу, что меня отечески наказывал!
Слава Богу, что мне объявил Страшный Свой суд, чтобы я его боялся и каялся в грехах моих!
Слава Богу, что объявил мне вечную муку и вечное блаженство, чтобы одной избежать, а другого поискать!
Слава Богу, что мне, недостойному, подавал пищу, которой немощное мое тело укреплялось; подавал одежду, которой нагое мое тело покрывалось; подавал дом, в котором я упокоевался!
Слава Богу и за прочие Его блага, которые Он мне для содержания и утешения моему подавал! Столько я от Него получил благодеяний, сколько дышал!
Слава Богу за все!

Из книги "Симфония по творениям святителя Тихона Задонского"

Житие св. Лаврентия

о имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Не знаю, обратили ли вы свое благосклонное и духовное внимание на одну подробность в житии Св. Лаврентия? Когда Святителя Сикста, папу римского вели на казнь, тогда дьякон Лаврентий опоздал и встретил Сикста на дороге. Он стал со слезами взывать к отцу своему духовному: "Куда же, отче, идешь без сына своего? Разве не вместе мы служили с тобою у Алтаря Господня, не вместе ли приобщались Святых Таин, а теперь ты идешь получать один без меня венец мученический! Возьми и меня с собою!" И Святитель Сикст утешил св. Лаврентия, пообещав ему, что и он через три дня сподобится пострадать за Христа и принять венец мученический. Такова и должна быть любовь духовного сына к своему отцу, чтобы не мыслить даже существования без него, желать лучше умереть с ним вместе, чем жить без него. Так и случилось, и Церковь почитает сегодня память и Святителя Сикста, папы Римского, и архидьякона Лаврентия, через три дня после св. Сикста пострадавшего. Это особенно надо запомнить нам в связи с тем, что только что говорил отец Анатолий о почитании отцов духовных. Други мои! Ведь духовная связь должна быть крепче родственной. Мы не уверены, что встретимся на том свете с родителями нашими, с мужьями или с детьми. Но отец духовный обязательно будет около нас на Страшном Суде, чтобы дать отчет Богу за душу каждого пасомого. Велика и на земле честь епископу и священнику; достойные из них получат и великую славу на небе. Но очень велика и ответственность их перед Богом. Доверено им такое служение, которого не удостоены даже Ангелы: они возрождают людей крещением, очищают души их в Таинстве покаяния, претворяют хлеб и вино в Святые Тайны Тела и Крови Христовой, питают ими людей. И когда кончаем мы дни жития своего, кто провожает нас в будущую жизнь? Тот же отец духовный! Как должны мы любить и почитать его, поставленного Самим Богом для спасения души нашей! Он станет некогда пред Страшным Престолом Божиим и скажет Ему: "Се аз, и се дети мои, иже даде ми Бог!" (Владыка плачет...). Как хотел бы я знать, что не разлучимся мы с вами и на том свете, а будем и там едиными усты и единым сердцем славить Пресвятую Троицу во веки веков! Аминь.

Митрополит Алматинский и Казахстанский

Св. Николай (Могилевский)

"Спас Нерукотворный"

о дни явления Иисуса Христа на земле в Едессе, городе Сирийском по ту сторону реки Евфрата, жил князь Авгарь. Страдая от болезни, он, слышавший о чудесных исцелениях, творимых Христом, написал Спасителю письмо с выражением веры в Него, как сшедшего с небес Бога. Он приглашал Господа прибыть в свою столицу Едессу, предлагал Ему свою резиденцию для проповеди слова Божия и просил даровать ему исцеление и разделить с ним царство. Но Господь отклонил приглашение, уведомив царя письмом, что Его земная миссия закончена и Он восходит к Отцу Своему и по воскресении Своем обещал послать к нему одного из учеников, который его исцелит. Тогда Авгарь послал своего художника написать лик Иисуса Христа, но тот не в силах был выполнить своей задачи вследствие чудесного сияния от лика Спасителя. По Своему человеколюбию Господь, чтобы не опечалить князя, умыл руки, омочил лицо, приложил к нему плат, и запечатленный образ на убрусе (плате), принесенный к Авгарю, дал исцеление. А почитаемый плат положен в иконографии и именуется Нерукотворенным Образом.

http://www.ikona2.info/obraz4.php

 

 

Икона Божией Матери "Феодоровская"

Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матере, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, днесь бо явлейся нам пресветлое великое солнце, приидите, все Богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, Христианом похвале.

Месяцеслов

Воскресенье, 23 Августа 2009 года. Неделя 11-я по Пятидесятнице.

Успенский пост.. Мчч. архидиакона Лаврентия, свщмч. Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа, Римских. Блж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского.

Понедельник, 24 Августа 2009 года. Седмица 12-я по Пятидесятнице.

Мч. архидиакона Евпла. Прмчч. Феодора и Василия Печерских. Прп. Феодора, кн. Острожского, Печерского. Мц. Сосанны девы и с нею Гаия, папы Римского, Гавиния пресвитера, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра и Куфия. Свт. Нифонта, патр. Константинопольского.

Вторник, 25 Августа 2009 года.

Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними. Сщмч. Александра, еп. Команского. Мчч. Памфила и Капитона. Прп. Паламона, Египетского.

Среда, 26 Августа 2009 года.

Перенесение мощей прп. Максима Исповедника. Обретение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского. Свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца. Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии в Риме. Минской, "Умягчение злых сердец" ("Семистрельная") и именуемой "Страстная" икон Божией Матери. Прп. Серида, игумена Газского. Новосщмч. Вениамина, митр. Петроградского и иже с ним: архим. Сергия и мирян, Юрия и Иоанна

Четверг, 27 Августа 2009 года.

Прор. Михея (из 12-ти пророков) . Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского. Прп. Аркадия Новоторжского. Сщмч. Маркелла, еп. Апамийского. Новомч. Симеона, Трапезундского. Икон Божией Матери, именуемой "Беседная"

Пятница, 28 Августа 2009 года.

Успение Пресвятой Богородицы. Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери:

Суббота, 29 Августа 2009 года.

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образ (Убруса) Господа Иисуса Христа. Мч. Диомида врача. Мчч. 33-х Палестинских. Прп. Херимона Египетского. Феодоровской иконы Божией Матери. Прп. Иоакима, монаха, Осоговского. Новосвщмч. Никодима Метеорского. Новомч. Стаматия Фессалийского.

версия для печати

Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ":

Рассылка CONTENT.MAIL.RU


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL (http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

Сайт управляется системой uCoz