По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
20 (480), 6 сентября 2009 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Обретение мощей свт Николая, ситрополита Алмаатинского и Казахстанского, Воскресная проповедь по притче о неблагодарных виноградарях. О Славе земной. Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца. Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Усекновение главы Иоанна Крестителя. житие преподобного Александра Свирского. Свт Александр Невский. Месяцеслов.

Воскресная проповедь
Притча о неблагодарных виноградарях

о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали притчу, о злых виноградарях, которая была обращена главным образом к вождям еврейского народа. Притча следующего содержания: Один хозяйственный человек насадил виноградник, оградил его, соорудил точило, чтобы давить из винограда сок, соорудил башню для охраны виноградника. Все это передал виноградарям. Через некоторое время он послал своих рабов, чтобы виноградари отдали ему должную часть урожая, но виноградари оказались людьми неблагодарными, злыми и завистливыми. Они прогнали этих рабов. Тогда он послал других рабов, а они и тех, кого побили, а кого и прогнали. Обращаясь к их совести, хозяин винограда послал своего единственного сына, чтобы виноградари, увидев его, устыдились и отдали должную часть урожая хозяину виноградника. Виноградари подумали, что это наследник, и если они его убьют, то виноградник достанется им, и они вывели его вон из винограда и убили его. И по окончании этой притчи Спаситель задаёт вопрос к народу, что сделает хозяин виноградника с этими виноградарями. И народ ответил, что злых виноградарей погубит, а виноградник передаст добрым, хорошим виноградарям.

Эта притча была обращена к еврейскому народу. Виноградник - это был богоизбранный и любимый Богом народ израильский. Ограда - тот закон, который был дан этому народу для того, чтоб охранять, беречь от греха и приумножать народ. Точило - это церковь, в которой приносились жертвы Богу. Богоизбранный народ, которому было дано всё необходимое, оказался неблагодарным, несмотря на то, что Господь сделал для них всё. Им было дано всё что нужно было для их жизни и благоденствия. Этот народ постепенно развратился и стал вести себя неблагодарно по отношению к Богу, нарушать закон, забывать Бога и Его благодеяния. Тогда Господь стал посылать пророков, которые указывали на их недостатки, на пороки богоизбранного народа, чтобы он исправился, но народ не исправлял своей жизни, а прогонял их, или даже убивал пророков. Евреи убили пророков Исаию, Иеремию, Иезекииля, Захарию. Мы помним, что народ ответил на вопрос Спасителя о том, что сделает хозяин с этими виноградарями? Народ сказал, что отнимет у них виноградник и отдаст другим. И действительно, когда Спаситель шёл на свои крестные страдания в Иерусалим, Он посмотрел на этот прекрасный город, заплакал и со скорбью сказал: "Се, оставляется вам дом ваш пуст"(Мф.23.38), т.е. Господь оставляет этот дом, оставляет свой любимый народ, и этот богоизбранный народ остаётся без Бога, то есть становится безбожным народом. И действительно, этот безбожный народ пошёл на страшное преступление и распял своего Бога и Спасителя. А другими виноградарями стали языческие народы, к которым пошли апостолы, проповедовали Христа, и которые восприняли Его учение.

Язычники стали новым виноградником, новым Иерусалимом, который должен верно служить Богу. Прошло уже 2000 лет с Рождества Христова и можно посмотреть, как новые виноградари воздают дары своему Хозяину. Мы видим, что и новые виноградари, то есть мы с вами, к сожалению, уподобились по своему поведению злым виноградарям. И это, не смотря на внешний расцвет церковной жизни. Потому что в христианстве главное не внешние плоды христианской веры, но внутренние. "Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера"(Гал.5.22). Мы забываем Бога, мы удаляемся от Бога и не собираем духовных плодов для Него. В этом нас убеждает нехристианские проявления в поведении современных христиан. Это касается нас всех.

Все меньше и меньше становится истинных христиан. Христиан не по имени, а христиан по сути. Почему это происходит? Виноградари, вероятно, много потрудились в винограднике, и посчитали, что они сделали очень много и все плоды виноградника - это достойное воздаяние за их труд. Труды хозяина виноградника они вменили ни во что. Человеку свойственно высоко ценить свои труды и принижать труды других людей, то есть ставить себя выше окружающих, выше предшественников.

Христиане по имени воспринимают христианство чисто внешне и совершают чисто внешние деяния. Они подстраивают христианство под свою жизнь так, чтобы было легко и комфортно им жить, чтобы христианство не трогало их слабостей, немощей и страстей. Но они забывают то, что Спаситель сказал: "Царствие Божие нудится"(Мф.11.12). То есть Царствие Божие приобретается понуждением себя, усилием, которое должен прилагать человек, чтобы достигнуть Царствия Небесного, чтобы стать наследником Царствия Небесного. Спаситель заповедовал нам трудиться и понуждать себя на добрые дела и понуждать себя на борьбу с грехом, со злом, потому что "Царствие Божие внутрь вас есть"(Лк.17.21). Только тот, кто борется с греховными желаниями и делами становится наследником Царствия Небесного. Подтверждение этой мысли находим в Евангелии. Спаситель, продолжая Свою речь, говорит: "И нуждницы восхищают е" (Мф.11.12), т.е. те, кто понуждает себя на удаление от зла, на добрые дела, тот наследует Царствие Небесное.

Значит, если мы не понуждаем себя на борьбу с нашими греховными привычками, если мы себя ни в чем не ограничиваем и продолжаем жить потакая своим греховным слабостям, то мы являемся христианами по имени, а не по сути. Мы являемся внешними христианами. И многие святые отцы указывали на недопустимость такого христианства, на то, что такое христианство не спасает человека и не приближает его к Богу. Преподобный Серафим Саровский говорил о том, что человек может причаститься на земле, а у Бога он останется не причащенным. Т.е. даже видимое Причастие, которое совершается на земле, в некоторых случаях Богом не принимается как Причастие, и человек не получает той благодати, которую Господь готов даровать каждому из нас. Господь посылает нам благодать при причащении в том случае, когда мы подходим к этому Таинству, выполнив не только внешнюю форму приготовления, но главным образом внутреннюю. Внешняя форма должна только помочь достигнуть верного внутреннего устроения. Правильное внутреннее устроение делает человека достойным этого величайшего Таинства. А верное устроение - то, когда человек осознает свое недостоинство перед этим великим даром Божиим. Мы можем исполнить все необходимое: поститься, совершить молитвенное правило, посещать храм, во время говения приступить к исповеди, но при этом не почувствовать своего недостоинства, а наоборот подумать в себе: "Ну все. Слава Богу! Я совершил все, что необходимо. Я достойно подготовился и достойно подхожу к Чаше Христовой". Причащение с таким настроем является недостойным. Ибо даже если бы мы всю свою жизнь провели в молитве, в посте, в бдении, пролили море слез, но при этом не почувствовали своего недостоинства, все равно мы подступили бы к этой Чаше недостойно, ибо нет ничего равного и ничего достойного на земле Тела и Крови Христовой. Только осознание своего недостоинства делает человека достойным причастником великого таинства. Подвиги, приготовления к этому Таинству истинный христианин несет не как правило, которое делает его достойным, а как труды покаяния, которые он приносит Богу, чтобы Господь простил его и допустил к Чаше Христовой и при этом не наказал, так как наказал человека явившегося на брак к царю в небрачной одежде (Мф. 22.13). Если христианин приступает к этой Чаше таким чувством, то это делает его достойным. И чем глубже осознание своего недостоинства, тем более достойным он оказывается пред Чашей Христовой.

Внешняя обрядовая форма важна и необходима. Но она важна и необходима постольку, поскольку она помогает исправить наше внутреннее устроение. Постольку поскольку оно дает нам дух покаяния и смирения. И если мы этого не получаем, то эти подвиги не полезны, а подчас даже и вредны для нас. Свт. Игнатий Брянчанинов говорил о том, что внешние подвиги в наше время, т.е. в его время - это около 150 лет назад, весьма опасны. Почему? Потому, что внешние подвиги видны и заметны и самому подвижнику и окружающим людям. Человек, совершающий более строгие подвиги, чем другие, непременно видит это и непременно к нему приходит мысль о его подвижничестве, о том, что он выше и совершеннее других. Эту мысль укрепляют похвалы окружающих людей. И не всякий подвижник может отбросить эту мысль, может победить ее. Многие принимают и оказываются в страшной прелести, которая губит самых строгих подвижников.

Я желаю всем вам стать верными виноградарями винограда Христова и стать достойными нашего великого Хозяина, который дал нам и доверил свой виноградник и надеюсь, что все мы принесем достойные плоды покаяния, станем наследниками Царствия Небесного.

Архиепископ Вологодский

и Великоустюжский Максимилиан

Святитель и исповедник

иколай Могилевский (27.3.1874, с. Комиссаровка, Верхне-Днепровского у., Екатеринославская губ., - 25.10.1955). Сын сельского дьячка, Феодосий Никифорович Могилевский окончил семинарию в Екатеринославе, преподавал в сельской школе, а в 29 лет принял монашестве в Тверской Ниловой пустыни. Монастырь он выбрал, помолившись, попросту наугад - справочник по обителям на этой именно открылся.  В октябре 1905 г. он был рукоположен во иеромонаха, в 1911 г. окончил Московскую духовную академию и начал карьеру "учёного монаха": был помощником инспектора в Москве, инспектором в Полтаве, заведующим миссионерской школой в Иркутске, 12 июня 1917 года стал ректором Черниговской семинарии - первый (и, кажется, последний) выборный ректор.  Но тут - революция. 26 октября 1919 г. в Чернигове Могилевский был поставлен в епископы с титулом Стародубского, однако во время гражданской войны он часто исполнял обязанности главы всей Черниговской епархии. Однажды, когда Чернигов был под властью белых, епископ узнал о готовящемся еврейском погроме. Могилевский явился к командующему и пригрозил анафемой, если кровопролитие не будет остановлено. Позднее он объяснял:

"Мы, христиане, не имеем права осуждать никого, тем более целую нацию. Если у кого-то есть вина перед Богом, то Господь Сам и осудит Своим судом, а нам дана заповедь: "Не суди, да не судим будешь". Да, евреи предали и распяли Христа, но ведь Господь по плоти родился от еврейки, и Апостолы тоже были евреи, и первые христиане, которые уверовали во Христа после проповеди Апостола Петра тоже были евреями. И не силой оружия мы должны проповедовать Христа, а любовью к Богу, к ближнему и чистотою своей жизни, поэтому я и запретил это безумное кровопролитие".

Епископа отправили на пять лет в концлагерь, который размещался в зданиях бывшего Саровского монастыря. Порядки были ещё мягкие, заключённому духовенству удавалось даже служить литургию и чувствовать себя словно на особо суровом послушании у Серафима Саровского. После освобождения он жил в Егорьевске под Москвой, но часто бывал у митр. Сергия Страгородского, руководившего тогда легальной Церковью: исповедовал его, занимался в библиотеке Патриархии. Однако, кафедры ему не давали, а через пять дней после нападения немцев на Россию арестовали. Его обвинили в том, что он говорил епископам с Западной Украины, которые приезжали в Москву в марте 1941 года, что будущее их нехорошо, что советская власть нещадно преследует Церковь. Обвинение наверняка не было ложным, слава Богу, только самого интересного следователи не знали: Могилевский считал, что репрессии - вина не гонителей, а верующих: "Благодарение Богу, что мы могли жертвовать собой ради того, чтобы искупить грехи священства, - говорил он. - Потому что за последние годы было много неправедных священников. И Господь даровал нам такую возможность, чтобы мы могли искупить эти грехи". А на допросе он отвечал: "Правда, я в беседе говорил, что большинство епископов в СССР находятся в тюрьмах и ссылках, но я считаю, что это не клевета, а, по моему убеждению, действительное положение". Его сослали в Казахстан на пять лет. Феодосий решил не искать единоверцев, а терпеливо переносить все испытания, а кончилось это тем, что через полтора года он изнемогший свалился на обочине дороге помирать. Очнулся в больнице: его подобрал татарин, привёз, а потом ещё и привозил поесть. Потом епископ спросил, с чего вдруг иноверец-инородец проявил доброту, а тот ответил вполне по-евангельски: "Я ехал по своим делам, Бог сказал мне: "Возьми этого старика, его нужно спасти"". Проблема в том, что говорит Бог всем, а слышат его почему-то далеко не все. Когда в сентябре 1943 года Сталин изменил свою церковную политику, митр. Сергий просил освободить Могилевского, то тот был освобождён почти через год. Впрочем, он остался в Казахстане, только уже не ссыльным, а митрополитом всей республики. Звание было громкое, только церквей почти не было. В Алма-Ате сперва отдали один храм, потом второй. Архиереем он оказался необычным и по дореволюционным представлениям, и по советским: без ограничений принимал всех, всех сам поил чаем. Прихожане любили его безумно, сотни людей приходили именно в ту церковь, где он служил, и люди вспоминали после его смерти: "Захотелось просто подойти к нему и рассказать все, что есть на душе". И подходили. А главное: "Он никогда никому ничего не приказывал. Он всегда просил. И, если дело было серьезное, просил со слезами". На дни памяти преп. Сергия Радонежского и других святых монахов он часто служил как священник, в холщёвом облачении и объяснял: "Как подумаю, кем были эти святые старцы, так стыдно мне становится одевать наши парчовые облачения. Они в простых облачениях служили, а какой святости достигли! Нам бы хоть чуточку их святости...". Случалось, у епископа просили благословения и казахи - мусульмане и мусульманки. Он благословлял, православные поражались: как же, они ведь нехристи, а Могилевский не ленился объяснять: "Все труждающиеся и обремененные вправе уповать на милость Божию".

Яков Кротов

О Славе земной

исус Христос запрещает о Нем говорить, сим подавая нам образ избегать земной славы и похвалы.

Слава земная скоропроходящая, а слава, полученная от Отца Небесного, вечная и истинная. Как вредят нам земнае похвала и земная слава - развивает тщеславие, гордость, презрение к другим. Люди, добивающиеся славы, уничтожают других, отсюда - ссоры, вражда, войны.

Слава земная, что пузырь мыльный, а мы ее ищем, добиваемся, обижаемся, если нас не хвалят...

А как смотрит Иисус Христос? Он ищет славу Отца Небесного. Он спокойно относится к тому, что Его поносят. Он жаждал другого - исполнить волю Отца: "Не ищу воли Моея, но воли пославшаго мя Отца...".

Он жаждал страдать за род человеческий. Он хотел, как Добрый Пастырь, душу Свою положить за овцы. Вот для сего пришел, сего искал - уничижался и прославился.

Ему подражали святые мужи: Апостолы, Мученики, особенно Преподобные и все истинные Ему подражатели, чтобы снискать славу небесную.

Они могли хвалилиться подвигами, добрыми делами, молитвой, постом, - а мы чем же? Нечем нам себя хвалить!Если что хорошее и есть у нас, то не наше, а Божье. Что худое - грехи - это наше.

Избегайте всякой похвалы. Ждите похвалы от Христа.

Аминь.

Митрополит Алматинский и Казахстанский

Николай (Могилевский)

6 сентября

Перенесение мощей свт. Петра,

митр. Московского, всея России чудотворца.

ревняя Русь XIII - XIV веков была раздроблена, разобщена, разделена на множество враждующих между собой княжеств. Карой за кровь междоусобных войн пало на Русь монголо-татарское иго Орды. Попытку объединить Русь под знаменем Креста Христова впервые предпринял святитель Петр, митрополит Московский.

Будущий митрополит родился на Волыни. В детстве, как впоследствии преп. Сергий Радонежский, он плохо успевал в учебе и был освобожден от этой беды чудесным образом: однажды он увидел некоего архиерея, который повелел ему открыть уста, тогда этот таинственный муж вложил в уста Петру горящий уголь. После этого святой получил дар премудрости и разумения Священного Писания. В двенадцать лет святой оставил родной дом и ушел в монастырь. В монашестве он занимался тяжелым трудом и служил братии, полюбил иконопись (известны иконы, написанные им: Петровская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богродицы - ныне хранятся в Московском Кремле). Впоследствии святой стал игуменом и основал монастырь на реке Рате.

Промыслом Божиим игумен Петр был назначен митрополитом Киевским и Всея Руси, а впоследствии поселился в тихом городке Москве, своим возвышением обязанном именно святителю Петру. Заранее предсказав свою кончину духовному сыну - князю Московскому Ивану Даниловичу (Калите), святитель Петр мирно отошел к Богу во время пения вечерни, 21 декабря 1326 года. Почитание святителя Петра как святого началось уже через год после его кончины, а в 1339 году он был канонизирован Вселенской Православной Церковью.

 

8 сентября

Сретение Владимирской иконы Божией Матери

(1395)

1395 году завоеватель Востока Тамерлан вступил на русские земли и привел всех в ужас. Когда он приближался к берегам Дона, Великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, выступил с войском к Коломне и остановился на берегу Оки, вблизи Москвы.

Не столько надеясь на силу оружия, сколько на помощь Божию, князь призвал всех своих воинов к молитве, мало того, он послал своих людей во Владимир, чтобы привезли оттуда в Москву чудотворную икону Богородицы, с которой победил болгар князь Андрей Боголюбский. В день встречи (по-славянски "Сретения") Владимирской иконы Божией Матери, Тамерлан видел во сне в ослепительном сиянии величественную Жену, окруженную молниеобразными воинами. Проснувшись в сильном страхе и узнав от своих вельмож, что эта Жена - "Богоматерь, защитница христиан", Тамерлан велел своим воинам идти обратно, сказав: "Если у русских такая сильная защита, то мы их не одолеем!" В память этого чуда на месте встречи иконы был основан Сретенский монастырь и установлен праздник "Сретения Владимирской иконы Божией Матери".

Календарь

"Нет судьбы более величественной и более трагичной - Усекновение главы Иоанна Крестителя"

о имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, - быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что мы ни сделали бы доброго для любого было человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк - это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? - и пророк встал и сказал: Меня, Господи...

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть - Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: "Он глас вопиющий в пустыне". Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, - словно этого человека нет. Он и его призвание - одно и то же; он - голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он - друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он - друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: "Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос." Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее - страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди - мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он - Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он - Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто 'обманул'. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивших его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: "Ты ли Тот?", Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: "Да, Я Тот, иди с миром!" Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, - ничего, кроме одного грозного предупреждения: "Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну". И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех - самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения: Празднуем... Слово "праздновать" мы привыкли понимать как радость, но оно же значит "оставаться без дела", а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: "Верь до конца, и будь верен до конца!". Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

http://www.sedmitza.ru/text/416009.html

Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца

одился прп. Александр 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на "северный Афон". Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать - с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек. Сохранилась и ископанная преподобным Александром для самого себя могила. Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос: "Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися". Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это было в 1485 году. Там он нашел "бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше". Хижину свою Преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделенное от него Стремниной горой. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, "а зелием зде растущим". Бог открыл свой светильник боярину Андрею Завалишину, а через него потом и многим людям. Обитель стала возрастать, а слава о даре прозорливости и врачевания недугов телесных и духовных, данном ее настоятелю, облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный еще при жизни ублажил Александра Свирского как святого.

На 23 году поселения Преподобного в пустыни большой свет явился в его храмине и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною "паче солнца". Из уст их святой услышал повеление: "Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти".

На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.

За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезою. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила Преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом бесплотных сил небесных. Преподобный пал лицем на землю пред величеством Славы Ея, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.

"За год до кончины своей Преподобный, призвав к себе всю братию и объявив им, что скоро наступит время преставления его от временной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них во игумена. Затем до самой кончины не переставал поучать свою братию богоугодному житию. Скончался же преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-ти лет от рождения и, согласно предсмертному завещанию его, погребен был в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря. В 1547 году он был причислен к лику святых.

Все, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали обильно исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись в членах, страдавшие другими болезнями получали совершенное выздоровление, из бесноватых прогонялись демоны, бездетным подавалось чадородие. Дивный во Святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий Угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как великое светило, положить в Церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами"

Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня.

Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии

http://www.svirskoe.ru/ru/alsvirsky/habitation/index.php

*****

Белые ризы Преображения - так можно сказать о нетленных мощах преподобного Александра Свирского. Тело этого необыкновенного подвижника в течение 470 лет не только не тронуло тление - оно сохранило прижизненный объем, совершенно цело лицо, кожные покровы, имеющие светло-янтарный цвет от выступающего миро. Внутри, под кожей плоть снежно-белая и практически невесомая - мощи весят около 10 килограммов. Ученые, проводившие экспертизу плоти чудотворца всея Руси, были изумлены и заявили, что ничего подобного никогда не видели, никакими научными методами достигнуть такой сохранности и такого состоянии плоти невозможно.

*****

Святой благоверный князь Александр Невский

ся жизнь благоверного князя Александра Ярославича была посвящена служению своему отечеству. Своею беспримерною храбростью и воинскими доблестями он сохранил свой северо-западный удел от постоянных притязаний на него западных католических народов; силою меча и мудростью охранил он православную Церковь и от нападений латинян и от происков римских пап; осторожностью и мудрою правительственною деятельностью облегчил он татарское тяжелое иго, дал возможность русским людям спокойнее его переносить, поддержал в них веру в могущество Руси, вселил надежду на лучшие времена; самих поработителей заставил с уважением относиться к покоренной стране и ее князю. Это великое служение благоверного князя прекрасно определил его современник-биограф следующими словами: "Он много потрудился за землю Русскую, и за Новгород, и за Псков, и за все великое княжение живот (жизнь) свой отдавая, и за православную веру".

Тотчас же почти после блаженной кончины святого князя началось и церковное его прославление. Уже самое чудо, происшедшее при его погребении, ясно свидетельствовало всем о его святости, богоугодности. "23 ноября в соборном храме Владимирском митрополитом и священным чином торжественно, в присутствии массы народа, был совершен чин погребения. Господь ниспослал утешение оплакивавшим кончину благоверного князя. Во время совершения погребального чина произошло следующее чудо.

Когда эконом митрополита Кирилла Севастиан приблизился ко гробу и хотел разнять руку усопшего, чтобы митрополит мог вложить в нее "прощальную грамоту" (разрешительную молитву), то благоверный князь, как бы живой, сам простер свою руку, принял свиток и затем снова сложил свои руки крестообразно на груди. Благоговейный ужас объял всех присутствовавших. Все удивлялись и прославляли Господа, показавшего такое чудесное знамение. Благоговейно взяв раку с телом благоверного князя, погребли его в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы."

О его святости, богоугодности свидетельствовали и другие чудеса, изливавшиеся непрестанно, как из неиссякаемого источника, от раки святых его мощей. В 1547 г. по желанно царя Иоанна Васильевича в Москве происходил церковный собор, под председательством знаменитого митрополита всероссийского Макария, на котором установлено было всероссийское празднование русским святым, почитавшимся до того времени местно. На этом соборе был установлен и всероссийский праздник в честь благоверного князя Александра Невского и, по распоряжению митрополита, составлена была служба (на 23 ноября, на день преставления благ. князя) и новое, более пространное житие. В начале XVII в. в Москве имелся и храм в честь благоверного князя Александра.

В 1724 г. был установлен и новый праздник - 30 августа, по случаю перенесения мощей благоверного князя из Владимира в С.-Петербург.

На берегах Невы спустя около 500 лет после кончины святого Александра императором Петром I были одержаны новые блестящие победы над старым врагом России - шведами. Здесь в 1703 г. было положено начало новой столице Русского государства, а в 1717 г. и новой русской святыне - Александро-Невской лавре. Император Петр I желал, чтобы из Владимира перенесены были в С.-Петербург мощи благоверного князя, и как только Россия почувствовала себя прочного в новозавоеванном крае, было сделано распоряжение о перенесении мощей. Император сам составил подробный указ о том, как совершить это перенесение, и сам внимательно следил за устройством новой обители и храма, где должны были быть положены святые мощи благоверного князя Александра. Но войны со шведами и турками замедлили исполнение этого распоряжения и только уже в 1723 г. преступлено было к его исполнению.

Торжественно проводил Владимир свою достопамятную святыню, около пяти веков составлявшую драгоценное украшение этого древнего града. С 10 на 11 августа во всех храмах было совершено всенощное бдение, а наутро божественная литургия. Духовенство города и окрестных монастырей, при многочисленном стечении народа, отправилось в Рождественский монастырь, и после молебствия рака со святыми мощами на руках священнослужителей была вынесена из храма и проведена за город. 17 августа мощи благоверного князя были с еще большею торжественностью встречены в Москве, а затем церковная процессия направилась через Тверь и Новгород в С.-Петербург. Перенесение мощей благоверного князя Александра представляло собою общерусское торжество. Во всех городах и селениях совершались богослужения, толпы народа на всем пути сопровождали святыню. В С.-Петербург предполагалось внести святые мощи 30 августа, в день, в который праздновался недавно перед этим заключенный со шведами Ништадтский мир. Но дальность пути не дала возможности осуществить точно этот план, и только уже 1 октября святые мощи прибыли в Шлиссельбург. По распоряжению императора они были поставлены в тамошней соборной церкви Благовещения и перенесение их в С.-Петербург было отложено на 30 августа следующего (1724) года.

Встреча святыни в С.-Петербурге отличалась особенною торжественностью. Император со свитою прибыл на галере к устью реки Ижоры. Благоговейно поставив святые мощи на галеру, Государь приказал своим вельможам взяться за весла, а сам, стоя у кормы, управлял рулем. В Петербурге была устроена особая пристань, где и остановилась галера со святыми мощами. В сопровождении духовенства и народа знатнейшие вельможи несли раку святых мощей. Колокольный звон и пушечная пальба увеличивали торжественность. Мощи были поставлены в церкви, посвященной благоверному князю. На другой день в Александро-Невской обители продолжалось торжество: Государь раздавал присутствовавшим план предположенных в монастыре построек и тогда же было установлено навсегда праздновать перенесение мощей 30 августа.

Так исполнилось заветное желание царя. Ему не удалось закончить начертанный им план устройства новой обители: через полгода после этого торжества Петр скончался. Но преемники Петра докончили начатое им. Его дочь, императрица Елизавета Петровна, устроила великолепную серебряную раку, в которой почивают и ныне святые мощи. Императрица Екатерина II на месте старого собора повелела построить новый, и 30 августа 1790 г. произошло освящение нового храма и перенесение в него мощей благоверного князя. И ныне благоверный князь Александр Ярославич хранит Богом врученный ему удел - отечество наше. И ныне близок и скоропослушлив он всем, с верою призывающим святое его имя, изливает свою милость и предстательствует пред престолом Вседержителя Бога - Ему же, прославляющему святые Своя, честь и слава во веки веков. Аминь.

http://pravoslavie.name/

Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о Пречудная Владычице, Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Милосерд.

Месяцеслов

Воскресенье, 6 Сентября 2009 года. Неделя 13-я по Пятидесятнице.
Сщмч. Евтихия, ученика ап. Иоанна Богослова. Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца. Прп. Арсения Комельского. Мч. Татиона. Мц. Сиры (Киры), девы Персидской. Прп. Георгия Лимнеота. Петровской иконы Божией Матери.

Понедельник, 7 Сентября 2009 года. Седмица 14-я по Пятидесятнице.
Возвращение мощей ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского. Свтт. Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена, еп. Каррийского, исповедника и др. с ними. Свт. Мины, патриарха Цареградского.

Вторник, 8 Сентября 2009 года.
Обретение мощей свт. Николая исп., митр Алма-Атинского и Казахстанского Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Мчч. Адриана и Наталии и с ними 23-х. Прп. Адриана Ондрусовского. Блж. Киприана Сторожевского. Прп. Адриана, игумена Пошехонского. Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой "Умиление" .

Среда, 9 Сентября 2009 года.
Прп. Пимена Великого. Прпп. сщмчч. Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах. Свт. Осии исп., еп. Кордубского. Свт. Ливерия исп., папы Римского. Прп. Пимена Палестинского. Мц. Анфисы. Прп. Саввы, иже в Венефалех. Вмч. Фанурия, в Родесе.

Четверг, 10 Сентября 2009 года.

Прп. Моисея Мурина. Обретение мощей прп. Иова , игумена и чудотворца Почаевского. Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих. Прп. Саввы Крыпецкого, Псковского. Прав. Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском

Пятница, 11 Сентября 2009 года.

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День постный. Прп. Александра, игумена Вочского. Новомч. Анастасия Болгарского.

Суббота, 12 Сентября 2009 года.
Свтт. Александра, Иоанна и Павла Нового, патриархов Константинопольских. Прп. Александра Свирского (преставление ). Перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского
. Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского. Прп. Христофора Римлянина. Прп. Фантина чудотворца, в Солуни. Святителей Сербских: Саввы I, Арсения I, Саввы II , Евстафия I, Иакова, Никодима, Даниила , архиепископов, Иоанникия II , Ефрема II, Спиридона, Макария, Гавриила I, патриархов, и Григория епископа. Прп. Вриены Низибийского. Свт. Евлалия, еп. Кесарийского.

версия для печати

Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ":

Рассылка CONTENT.MAIL.RU


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL (http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

Сайт управляется системой uCoz