По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
22 (482), 20 сентября 2009 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Рождество Пресвятой Богородицы. Собор святых Новомучеников и Исповедников Казахстанских. Слово в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, о любви к Богу и ближнему. Преподобный Силуан Афонский. В субботу перед Воздвижением. О праведном Симеоне Верхотурском. Месяцеслов.

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,
и разрушив клятву, даде благословение,
и упразднив смерть, дарова нам живот вечный
.

горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: "Из Назарета может ли быть что доброе?"

В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна - из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно молили Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Святой Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некоего Рувима жесткий укор: "Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!" От великого горя Праведный Иоаким удалился в пустыню для Поста и молитвы.

Узнав об этом, Праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: "Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария".

Услышав эти радостные слова, Праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: "Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!"

Тот же Ангел Господень явился и Праведному Иоакиму, сказав ему: "Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у золотых ворот ты встретишь свою жену".

Святой Иоаким тотчас же отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.

Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения Праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года Святой Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Зачатие святой Анной празднуется Церковью 22-го декабря, называя это зачатие преславным и святым. Однако Православная Церковь не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит католическая церковь, которая в 19 веке провозгласила догмат "Непорочного зачатия." Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Триденском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий 9-ый возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на то никаких данных ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.

Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом - от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам Святителя Амвросия, "из всех рожденных женами только один Свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения."

Предание свидетельствует, что Богоматери необходимо было приготовление в храме с 3-х летнего возраста. Первородный грех не мог в Ней развиваться. Воспитание при храме и молитва очищали в Ней всю душу. Окончательное же освящение было в день Благовещения. Но как мог быть очищен первородный грех, когда еще не совершилось искупление? Эта тайна благословенного Семени Жены, от века уготованного. Благодать Св. Духа могла поставить в минуту зачатия Сына Божия все существо Богоматери на такую высоту смирения и благоговения, что в зачатии не участвовало ничто человечески поврежденное."

Рождество Божией Матери для нас - особенно радостный день, потому что в нем исполнился целый ряд важнейших ветхозаветных пророчеств и прообразов. Именно Ее Бог избрал стать Той Девой, Которая, согласно предсказанию Исаии, должна была бессеменно зачать от Духа Святого и родить Сына-Еммануила, имеющего спасти род человеческий от тяготевшего на нем проклятия и смерти. Это Она стала той таинственной "лестницей", соединившей Небо с землей, которую видел во сне патриарх Иаков (Быт. 28:12). Она же стала и той "дверью заключенной", которой, согласно видению пророка Иезекииля (Иез. 44:2), прошел Господь Бог Израилев, чтобы посетить и сотворить избавление людям Своим. Она же и созидание дома Премудрости Божией (Прит. 9:1), просвещающая всякого человека, грядущего в мир (Иоан. 1:9), и рассеивающая тьму неверия и заблуждений.

Словом, для нас Рождество Пресвятой Девы Марии есть начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, - явление миру Той от веков и родов сокровенной тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого.

Вот почему настоящий Праздник, как учит Святой Андрей Критский, есть "начало праздников и служит дверью к благодати и истине." Святой Иоанна Дамаскин сказал: "день рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Ею обновился весь род человеческий, и печаль праматери Евы переменилась в радость."

  http://www.pokrovhram.ru/list/04/2a.html

Собор святых Новомучеников и Исповедников Казахстанских.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в первое воскресенье, следующее за днем памяти священномученика Пимена, епископа Верненского и Семиреченского, установлено празднование Собора святых Новомучеников и Исповедников Казахстанских. Поздравляем наших прихожан с этим великим праздником! Молитвами святых Новомучеников и Исповедников Казахстанских Всеблагий Господь да подаст народу и Отечеству нашему Свои щедрые и богатые милости!

ЗЕМЛЯ КАЗАХСТАНА И ЕЕ СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

отрывок

онения на Церковь в Казахстане начались сразу же с началом установления в крае советской власти. Это было связано с тем, что население края состояло в основном из казаческого и купеческого сословий, которые, в большинстве своем, были ярыми противниками большевизма. В центральном и северо-восточном Казахстане власть переходила из рук в руки. Начался страшный террор. И первые репрессии коснулись местного духовенства. В эти годы были уничтожены наиболее авторитетные и ревностные труженики на ниве Христовой, которые со всей очевидностью понимали, что следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом. Так, в 1918 году в г. Верном был расстрелян священномученик Пимен (Белоликов), епископ Верненский и Семиреченский, в 1921 году в г. Петропавловске заколот штыками священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский и Акмолинский. (В марте 1921 года под натиском красных пал Петропавловск. Чтобы навести страх на жителей, всех участников крестьянского восстания собрали на площадь перед Вознесенским собором. Епископ Мефодий служил в этот день Божественную Литургию. Крестьяне были вооружены вилами и прочими земледельческими инструментами. Произошло столкновение крестьян с красноармейцами, и на площади полилась кровь. В это время в церкви закончилась служба, Владыка вышел на площадь и обратился к народу со словом примирения. Он напомнил людям, что они православные и призвал остановиться, опомниться. Но ему не дали договорить. "Попа на вилы!" - раздались крики, и Владыка был заколот разъяренными красноармейцами. Уже убитому Епископу нанесли несколько штыковых ран и в одну из них воткнули крест. Это произошло 16 марта 1921 года.

До сих пор неизвестно, где покоятся останки владыки Мефодия. По одной из версий Владыка был погребен близ Петропавловска на 5-м логу, куда сбрасывали всех убиенных во время мятежа. Будущий митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), назначенный после отбытия ссылки епископом Петропавловским приложил немало усилий для установления места захоронения епископа Мефодия. Он неоднократно ездил на 5-й лог и совершал там панихиды.

По другой версии, как утверждали местные монахини, положив тело Владыки на сани и обложив дровами, они вывезли его из Петропавловска. Место погребения хранили в тайне, говорили лишь, что увезли владыку "домой".

Прошло много лет со дня гибели священномученика Мефодия, но память о нем до сегодняшнего дня свято сохраняется в сердцах верующих Петропавловцев, и небесное его предстательство доныне является покровом для всех православных жителей этого города, врученного Божиими судьбами его Святительскому попечению.)

В этом же году на горе Кзыл-Жар Аксайского ущелья близ г. Верного расстреляны местные пустынники - подвижники высокой духовной жизни иеромонахи Серафим и Феогност. Казни и расстрелы происходили по всему пространству новообразующейся советской республики. И тогда казахстанская земля впитала в себя кровь мучеников и вобрала, как залог будущего духовного прозябения, их святые останки:.

...В Казахстан, как на окраину Советского Союза, расположенную далеко от центра Церковного управления и духовной жизни России, ссылали самых авторитетных представителей церковной иерархии и лучшую часть духовенства, тем самым, отстраняя их от участия в решении насущных церковных вопросов, отлучая от управления своими епархиями, и окормляемой паствы.

На окраине Южно-Казахстанской области, под городом Чимкентом, в поселке Яны-Курган отбывал свою последнюю ссылку выдающийся иерарх Русской Православной Церкви ХХ столетия митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). В нескольких десятках километрах, в городе Мирзояне (ныне город Тараз) находился в ссылке митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых). В Чимкенте в это время отбывал ссылку епископ Ростовский Евгений (Кобранов). Все три иерарха были арестованы и расстреляны 20 ноября 1937 года близ г. Чимкента, в местности, называемой Лисья балка. С ними были расстреляны отбывавшие ссылку в Южно-Казахстанской области священники, монахини и миряне, 8 из которых причислены на Юбилейном Архиерейском соборе к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Если продолжить перечень архиереев-новомучеников, пострадавших в Южно-Казахстанской области, то необходимо назвать: священномученика архиепископа Омского Алексий (Орлова), отбывавшего ссылку в г. Мирзояне и расстрелянного в г. Чимкенте, 4 сентября 1937 года; священномученика Николая (Климентьева), архиепископа Великоустюжского, отбывавшего ссылку в селе Ванновка, Тюлькубасского района, Южно-Казахстанской области и расстрелянного 31 декабря 1937 го-да и священномученика Бориса (Воскобойникова), епископа Ивановского, арестованного в г. Мирзояне 25 ноября 1937 года на пути следования к месту ссылки в Сыры-Суйский район и расстрелянного в г. Чимкенте 6 декабря 1937 года. Все эти расстрелы производились близ Чимкента в Лисьей балке. В настоящее время на этом месте администрацией города возведен мемориальный комплекс.

В тяжелые военные и послевоенные годы Казахстан продолжал принимать мучеников и исповедников. Многих из ссыльных спасали тепло и сострадательность местных жителей, делившихся с ними хлебом и кровом. Так, отбывавшего ссылку в Актюбинской области, на глухой железнодорожной станции Челкар, священно-исповедника Николая, впоследствии митрополита Алма-Атинского и Казахстанского спас от смерти простой татарин. Осенью 1942 года он подобрал его, полуживого, лежащего без памяти на дороге, отвез в больницу, а затем приютил в своем доме.

Также и митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), находясь с 1954 года в ссылке в г. Кокчетаве был принят в многодетную казахскую семью и жил там, как уважаемый член этой семьи, тогда как русские жители Кокчетава принять в свои дома ссыльного епископа отказались.

Итак, Россия, за свое отступление от Бога, повлекшего за собой трагедию не только русского народа, но и некогда доверившегося ей народа Туркестанского края, искупила свое падение, обагрив Казахстанскую землю христианской кровью лучших своих сынов и дочерей. И промыслом Божиим, все направляющим ко благому, через эти мучительные страдания родилась "пустынная Невеста Агнца" - Церковь мучеников и исповедников Казахстанских. И сегодня, после прошедших лихолетий, над раскрытым под степным небом Антиминсом совершается непре-кращающаяся Божественная Литургия, в которой сонмы мучеников и исповедни-ков молятся за всех живущих на этой земле, призывая всех нас взять крест свой и следовать, как они, за основоположником нашей веры Иисусом Христом.

Вера Королева
24.02.2004г

Слово в Неделю 15-ю по Пятидесятнице,
о любви к Богу и ближнему

Бог есть любовь

огда фарисеи обступили Спасителя и стали допытываться, какую заповедь в Законе Божием считает Он наибольшей, Сын Божий отвечал: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37-40).

Любовь! Какое простое и сладостное чувство, и как трудно научиться ему. Гораздо легче совершать обрезание младенцев, приносить в жертву тельцов и вызубрить Пятикнижие Моисеево. Гораздо проще изнурять плоть, бить поклоны, шевелить языком, повторяя слова молитв, не проникаясь их священным смыслом. Гораздо удобнее тщеславно "спасать" других, на глазах у всех усердствовать в проповеди и благотворительности, чем в тишине и уединении просвещать собственную душу. Православие, понятое не поверхностно, а в духе и истине, потому и является сложнейшей из мировых религий, что в нем все: и пост, и обряд, и добрые дела - лишь средства к достижению внутреннего совершенства, совершенства в любви.

Как полюбить Бога? Прежде всего надо научиться быть благодарным. Благодарить за то, что Творец даровал тебе эту жизнь с каждым ее дыханием, за то, что ты вызван Создателем из небытия и обрел возможность чувствовать, мыслить и понимать. Благодарить за тихие и чистые радости, которые Господь посылает каждому человеку. Благодарить за красоту и величие этого мира, который Вседержитель создал ради тебя, благодарить за долготерпение, с которым Правосудный Бог, несмотря на совершаемое тобой зло, длит твои земные дни, ожидая покаяния и исправления твоего. Благодарить и за скорби и страдания, понимая, что Небесный Отец попускает их для пользы твоей души, очищения ее от скверны греха. Наконец, благодарить за вечную блаженную жизнь в Царстве добра и света, уготованную тебе Всемилостивым Господом, если ты научишься благодарить и любить его.

И помысли, какой ценою оплатил Вселюбящий Отец Небесный этот последний и величайший дар тебе? Позорной и мучительной смертью Единородного Сына Своего, Который умер на Кресте, чтобы ты мог брести блаженное бессмертие. Как забыть это? Как не возблагодарить за такую Жертву, за неизъяснимое это благодеяние?

Любовь познали мы в том, что Сын Божий положил за нас душу Свою (1 Ин. 3, 16), -жизнью Своей пожертвовал Сын Человеческий, чтобы избавить нас от вечной смерти.

Кто-то отдал свою кровь, чтобы врачи могли перелить ее тебе на операционном столе и тем спасти. Кто-то вынес тебя из пламени пожара, а потом сам умер от ожогов. Жестокое сердце нужно иметь, чтобы не испытывать благодарности к таким людям.

Но ведь излитая за нас Кровь Распятого Господа и ныне питает нас во Святых Дарах, чтобы души наши не погибли. За нас, за каждого из нас умирал и умирает под палящим солнцем в страшных муках Иисус Христос, чтобы мы не стали добычей адского пламени. И не для земного бытия, которое все равно рано или поздно оборвется, спасает нас Сын Божий, а для блаженного бессмертия. Как не благодарить Того, кто принес такую Жертву в дар?

Бог возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4, 10). Небесный Отец хочет от нас, заблудших детей Своих, ответной любви. Сын мой! отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои (Притч. 23, 26), - говорит Господь.

Сердце любящего воспламенено любовью: душа стремится к встрече с любимым, все помыслы его - о возлюбленном. И мы призваны возлюбить Бога всем сердцем... всею душею... всем разумением (Мф. 22, 37).

Любовь неколебимо хранит верность, стойко переносит испытания. И мы должны любить Бога всею крепостью (Лк. 10, 27), всей волей нашей.

Любящий никогда не оскорбит любимого. Нельзя любить Бога и коснеть в грехе, ибо грех есть оскорбление Божества и отлучение от Него.

Любовь, переполняя сердце, изливается в прекрасных словах и поступках. "Самое высокое внутреннее требует внешнего как выражения и как облачения своего. На деле оно и не бывает никогда одно, а всегда в союзе с внешним; только в ложных теориях отделяют их", - говорит святитель Феофан Затворник. Красота и величие православных богослужений, священная поэзия молитв, дела и подвиги благочестия - выражение нашей любви к Богу.

Возлюбить Бога - это значит породниться с Ним, уподобиться Ему. Всесовершенный Господь чужд всякой нечистоты и несовершенства - и мы должны очиститься и украситься добродетелями. Бог Всеблаг - и мы должны сделаться милостивыми и милосердными. Отец Небесный возлюбил всех людей без изъятия - и мы должны любить ближних своих, как самих себя.

Без любви к ближним становится невозможной любовь к Богу. Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).

Господь сотворил человека по образу Своему, по подобию Своему (Быт. 1, 26). И в каждом человеке, с которым сводит нас земная жизнь, под видимыми его недостатками, несовершенствами, даже смертными грехами сокрыт святой образ Божий, живая икона, требующая уважения, поклонения и любви.

Христос Спаситель распялся как за тебя, так и за ближнего твоего. Как же ты смеешь не с братской любовью, а с ненавистью и презрением относиться к тому, кого так жертвенно возлюбил Господь?

Нет, не возвышаться над ближними и не судить их призваны мы, а кротко и смиренно служить своим братья и сестрам. Умение прощать и терпеть, сострадать и благотворить - вот наука наук, обучившись которой, мы ощутим в себе всю сладость Божественной любви. Порой любая мелочь, всякий неловкий поступок ближнего вызывают в нас мучительные чувства раздражения и гнева. А в сердце любящего царит мир, постоянная тихая радость. Блаженный Диадох говорит: "Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится случай, даже какой-то незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова, но, хотя случится потерпеть какое-либо огорчение, в душе Боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается, ибо, возгревши себя теплотою любви к Богу, она тотчас возвращается к благому настроению, с великою радостью восприемлет любовь к ближнему, хотя и немалое от него получено было оскорбление или понесен большой вред, ибо тогда сладостию Божией совершенно поглощается горечь разлада".

Могут спросить: а если кто-то рядом с нами неустанно творит зло, совершает дела, оскорбляющие землю и Небо, неужели и такого любить? "Люби грешников, но ненавидь дела их", - отвечает на это преподобный Исаак Сирин.

Без живой любви к ближним, к тем, кто постоянно рядом с тобой, становится ложью "любовь ко всему человечеству", о которой так часто говорят создатели разных социальных и философских теорий. Высокоталантливый писатель Лев Толстой к концу жизни впал в прелесть гордыни, возомнил себя "спасителем человечества", начал хулить Церковь и на свой лад толковать Евангелие. Страшно читать его дневники того времени: писатель постоянно твердит о любви и одновременно пышет ненавистью к самым близким людям, к жене и детям своим. Ну а большевики, которые тоже провозглашали "светлое будущее всего человечества"? Оргией отцеубийств и братоубийств, доносами детей на родителей, жен на мужей, мужей на жен, всеобщим кошмаром обернулось это "светлое будущее".

Любовь - величайшее из чувств, даруемых нам Всемилостивым Господом. Однако в этом мире под словом "любовь" нередко подразумевают привязанности, не только не возвышающие человека, но и растлевающие его душу.

Преподобный Максим Исповедник говорит: "Человеки похвально или предосудительно любят друг друга по следующим пяти причинам: или для Бога, как добродетельный любит всех, а добродетельного любит даже и не добродетельный; или по естеству, как родители любят детей и наоборот; или по тщеславию, как хвалимый хвалящего; или из корысти, как богатого за получки; или по сластолюбию. Первая из сих похвальна, вторая обоюдна, прочие страстны".

Чаще всего за любовь принимается просто чувственное влечение мужчины и женщины. Под покровом такой "любви", восхваляемой во множестве эстрадных песен и стихов, романов и фильмов, таятся порой страсти и похоти, толкающие людей на блуд и прелюбодеяние. Любовь долготерпит, милосердствует... не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4-8), - говорит Апостол. Таковы ли плоды "свободной любви", к которой ныне призывают со всех сторон? Сколько слез и страданий, самоубийств, разрушенных семейств, поруганных домашних очагов! Дети, лишенные отцовских забот, переполненные детские дома, превращение множества женщин в жестоких детоубийц, умерщвляющих живые души в собственных утробах! И это любовь?!

Человек, не проникшийся любовью к ближним, отгородившийся от них стеной равнодушия, становится чуждым Богу Вселюбящему. Преподобный Антоний Великий, будучи спрошен: "...если кто скажет: я ничего не буду брать у братий, и сам ничего не буду им давать, - для меня достаточно моего; хорошо ли это?" - ответствовал: "Дети мои! Кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него - душа льва. Его должно считать отчужденным от сообщества всех добрых людей".

Как без любви к ближним невозможна любовь к Богу, так без любви к Господу добрые отношения между людьми неминуемо предстают в кривом зеркале низменных побуждений: тщеславия или корысти, лицемерия или угодничества.

Мы видим, как в лишенном веры обществе предается поруганию даже естественная любовь. Сердца молодых родителей черствеют к детям, которые "мешают им наслаждаться жизнью". Взрослые дети подчас смотрят на родителей как на "дойных коров", источник дополнительных денежных средств, и как на бесплатных нянек. Известно множество случаев просто вопиющего отношения таких детей к престарелым отцу и матери. Так в мире, утратившем святыню веры, постепенно вообще не остается ничего святого.

Преподобный авва Дорофей говорит, что, как точки внутри круга сближаются между собой по мере приближения к его центру, так и люди становятся ближе друг другу при приближении к Средоточию мироздания - Господу Вседержителю.

Любовь к Богу и любовь к ближним - это священное двуединство, подобное единению Божественной и человеческой сущности Христа Спасителя. По слову Господню, на этих двух величайших заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40). Без исполнения этих заповедей напрасны наши добрые дела, тщетна наша вера, бессильна наша надежда, по слову апостольскому: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1-3).

Устремимся же всем сердцем, всей душою, всем помышлением, всей крепостию к стяжанию этой высочайшей из добродетелей, Божественной любви, соделывающей людей воистину детьми Господа Всевышнего и наследниками Царства Небесного. Аминь.

Митрополит Владимир (Иким)

http://www.pravoslavie.uz/Vladika/

Преподобный Силуан Афонский

Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Силуан. Он долго молился с неудержимым плачем: "Помилуй меня," но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: "Ты не умолим!" И, когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая

Епископ Александр (Милеант)

Я никогда не прихожу к людям, не помолившись о них

1938 году на Афоне умер человек. Он был предельно прост - русский крестьянин, который пришел на Афон двадцати с небольшим лет и пробыл там около полувека. Он пошел на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Матерь Божия обещала заступиться за всякого, молиться за всякого, кто будет служить Богу в тамошних обителях. Он оставил свою деревню, сказав себе: "Если Божия Матерь готова заступиться за меня, я пойду туда, и Ее дело - спасти меня".

Он был замечательным человеком. В течение многих лет он заведовал монастырскими рабочими. Это были молодые русские крестьяне, которые нанимались на год-два работать, чтобы по грошу скопить немного денег и вернуться в деревню хоть с небольшой суммой, чтобы можно было жениться, построить собственную избу и обзавестись хозяйством. Однажды монахи, которым тоже был поручен надзор над другими монастырскими работниками, спросили: "Отец Силуан! Каким это образом твои работники так хорошо работают, хотя ты за ними не следишь; а мы все время следим за своими работниками, и они все время стараются отлынивать от работы?".

Старец Силуан ответил: "Я не знаю, почему так. Я могу только сказать, что сам делаю. Я никогда не прихожу утром к этим людям, не помолившись о них. И когда я встречаю их, мое сердце полно жалости и любви к ним; я прихожу в мастерскую, а душа моя плачет от любви к ним. Я раздаю им работу, которую каждый, как мне кажется, может выполнить за день; и всё то время, пока они работают, я молюсь о них. Я ухожу в свою келью и начинаю молиться за каждого из них. Я встаю перед Богом и говорю: "Господи! Посмотри на Николая! Он совсем молод, ему всего-то двадцать лет. В деревне он ставил жену, которая еще моложе, и новорожденного ребенка. Как же они бедны, если ему пришлось их оставить, потому что дома нечем было прокормиться! Защити их в его отсутствие. Покрой их от всякого зла. Дай ему терпения на этот год, помоги вернуться с заработком, дай им радость встречи, но и мужество, чтобы встретить любые испытания".

И - продолжал он - сначала я молюсь со слезами жалости о Николае, о его молодой жене, о ребенке, но постепенно с молитвой нарастает во мне чувство Божия присутствия, и в какой-то момент оно становится так сильно, что я теряю из вида Николая, его жену, ребенка, его нужды, его деревню, я уже ощущаю только близость Божию, все больше ухожу в глубины Божии, пока вдруг в этих глубинах я встречаю Божественную любовь и в ней - Николая, его жену, ребенка, и снова молюсь о них, но уже не своей молитвой, а Божественная любовь заставляет меня молиться. И так (говорит он) я целыми днями молюсь за каждого из работников по очереди; а когда день прошел, я выхожу к ним, каждому говорю несколько слов, мы вместе молимся, и они уходят отдыхать. А я иду к своим монастырским обязанностям.

Из этого примера можно видеть, что созерцательная молитва, полная сострадания, деятельная молитва требует усилия и борьбы. Недостаточно просто сказать: "Помяни, Господи, того-то, того-то и тех-то". Долгие часы проходили в этой молитве, полной сострадания и любви, которые сливались в одно.

Митрополит Антоний Сурожский

http://www.pravmir.ru/article_1066.html

В субботу перед Воздвижением

Когда было обретено Животворящее древо Христа Спасителя, то по желанию всего народа этот Крест был воздвигнут на высокой горе, и здесь он руками Патриарха Макария был воздвигаем пред всем народом; а весь народ и весь клир, созерцая Животворящий Крест, обагренный Кровию Христа Спасителя, со слезами и умилением взывал: "Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!". И ныне, в воспоминание этого события, совершается трогательный обряд Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Вы сейчас узрите, как святой крест будет возвышаться и опускаться долу моими грешными руками.

Что означает этот обряд?

Что означает возвышение креста?

Возвышение креста значит возвышение человека, украшенного образом и подобием Господа и живущего в раю в блаженном и невинном состоянии.

Низложение долу креста означает человека, поддавшегося искушению диавола и нарушившего заповедь, данную Господом, человека, который ниспал и совершенно погиб бы, если бы Христос Своими страданиями не искупил весь род человеческий.

Теперь, спросите, что означает вода, которая будет возливаться на крест? Эта вода означает кровь Христову, которую пролил на кресте Иисус Христос и которою Он омыл грехи всех человеков.

Теперь, спросите вы еще, что означает это постоянное многократное повторение "Господи, помилуй!"? Зачем оно нужно - повторение этой краткой молитвы? -

Зачем; оно так часто повторяется? А вот зачем: затем, что бывают такие минуты, когда самая ожесточенная душа, когда даже и самая загрубелая совесть испытывает невообразимые мучения, когда, как страшные лица, пред нею проходит все прошедшее, все содеянное в жизни, все грехи, беззакония, злоба, несправедливость, обиды, - тогда душа человека томится и тоскует, и если человек вовсе не лишен веры, тогда ему остается только одно - взывать: "Господи, помилуй! Господи, пощади! Господи, спаси!".

Но, братие, каждый человек, хотя бы он был и самый благочестивый, самый добродетельный, тем не менее без греха не проживает, хотя бы очень кратковре-менна была его жизнь. Сколько раз мы изменяли обетам, данным при крещении; сколько раз при покаянии очищали свою душу и снова падали, сколько раз дерзали причащаться Тела и Крови Христовой, этого страшного Таинства, и снова падали... И остается нам взывать: "Господи, помилуй! Господи, помилуй!".

И благо нам, если мы в этой жизни принесем покаяние: там, за гробом, нет возможности покаяться... все тогда пропало. Будем спешить приносить покаяние. В жизни все быстро проходит, все изменяется - и молодость, и счастие, и радости, - а впереди зияет пропасть.

Припадем пред Животворящим Древом Креста Христова и будем из глубины души взывать: "Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!".

(Митрополит Трифон (Туркестанов).

http://pasxa.eparhia.ru/prazdniki/vozdvigenie/vzetrnturnov/

О праведном Симеоне Верхотурском

(12/25 сентября)

Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное.

Обманчиво наше земное зрение. Рыбак, сидящий на речном берегу: ни вида, ни величия нет в такой картине. Кто мог разглядеть в этом тихом рыболове даже не ангельскую, а архангельскую духовную мощь? Кто мог угадать в этом странном бродяге ангела-хранителя Урала и Сибири?

Невесть откуда пришел он на Уральскую землю. Невесть где изучил он ремесло скорняка и портного, научился шить щегольские, по крестьянским понятиям, полушубки с вышивками. Некоторые обороты речи и белизна кожи выдавали в нем бывшего барчука; от любопытных он и не скрывал, что происходит из дворян. Но от знатности и чести ушел он в полудикий край, лишь незадолго до того присоединенный к России. Один Бог ведает, какой порыв заставил его оторваться от родного дерева и явиться сюда.

Он так и не завел собственного дома, собственного угла - не имел, где приклонить голову. Летом его кормила природа, изобильная грибами и ягодами. Часами он сидел над рекой и удил рыбу, причем доставал из воды лишь нужное для одного дня. Ярыми уральскими зимами бродил он по деревням, нанимаясь шить полушубки. По тогдашнему обычаю портной жил в избе заказчика, пока не кончит работу. Так и он жил у временных своих хозяев, ел с ними за одним столом и мастерил для них теплую одежду. Но дела своего он никогда не доделывал: то рукав не вошьет, то воротник не пришьет, то петли не смечет. До зари, когда еще все спали, покидал он хозяйский дом. Увидев недоконченную работу, хозяева принимались в сердцах ругать непутевого портняжку. Только потом спохватывались: работа сделана большая, доделка нужна пустяковая, а денег-то мастер не взял ни копейки. Выходит, трудился лишь за харчи: пустые крестьянские щи и кусок хлеба. Ни платы, ни благодарности не хотел он за свой труд.

Он был странный человек: странник и пришелец в этом мире, ничего не имевший и не желавший земных имуществ. Он скитался по окрестностям города Верхотурье, любуясь заповедными красотами Урала и возносясь душою к Всевышнему Творцу мироздания. Не приученный с детства к скудости, он подорвал здоровье грубой пищей и подвигами поста. От болезни желудка скончался он еще молодым, тридцатипятилетним. Приветливее других к страннику были крестьяне сельца Меркуши, среди них и окончилось его земное житие. Никто не знал, какая светлая и могучая душа в тот день вошла в Царство Небесное. Мало ли на свете странных людей? Его похоронили на церковном погосте - и вскоре позабыли. Даже памяти о его имени не сохранилось.

Но земля не смогла удержать в себе тело праведника. Через пятьдесят лет после его кончины меркушинцы были потрясены неслыханным чудом: прорвав кладбищенскую почву, из глубины на свет поднялся гроб с нетленными мощами. Угодник Божий не стал дожидаться всеобщего воскресения мертвых. Он зримо явился избранному им краю, неся с собою благодатную помощь и чудеса исцелений. Помазав глаза землей с его могилы, прозрел слепой. Отслужив по нему панихиду, встал на ноги паралитик. Слава о новоявленном чудотворце разнеслась по краю.

Многообразна летопись дивных чудес, проистекших от мощей праведного Симеона. Его предстательством край избавлялся от бедствий, спасались плененные и утопающие, спадала короста с человеческих глаз, начинали ходить хромые и расслабленные, приходили в разум сумасшедшие и обретали трезвость пьяницы, рожавшие мертвых уродцев женщины становились матерями здоровых детей, сделался здрав и крепок искалеченный пороховым взрывом казак... Этот родник благодеяний святого Симеона не оскудевал в веках: уже в наши дни мы слышим, как уврачевал он прибегшую к его молитвам женщину от заражения крови. Приходя на помощь людям, милосердный угодник Божий стремится не только избавить их от телесных заболеваний, но и вырвать из душ самый корень всех болезней - грех. Как некогда в земном житии, так и в чудесных своих явлениях преподает он людям простые и спасительные наставления.

Из дивных явлений праведного Симеона верующим мы узнали не только его имя, но и облик: вечно молодой и удивительно добрый, излучающий радость человеколюбия и боголюбия. Церковь воспевает ему: Возлюбив незлобие и чистоту души и тела, снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих и благодать чудотворений. На иконах святой Симеон изображен держащим в руке свиток с надписью: Молю вас, братия, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную. Так добросердечный праведный Симеон зовет нас на спасительный путь, ведущий к вечному, небесному счастью.

Величайшим из чудес праведного Симеона следует считать не его торжество над законами природы, а таинственный покров благодати Господней, осенивший целый край по его молитвам. Славнейшие его свершения - не земные исцеления, а приведение к благочестию и Вечной жизни множества человеческих душ.

Немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1, 25). Земная слава часто оказывается миражом - и в отношении к людям, и в отношении к городам и странам. Не в знаменитом Иерусалиме, а в захолустном Вифлееме благоволил родиться Христос Господь. Не какой-то центр всемирной цивилизации, а уединенный остров Афон стал уделом Пречистой Богородицы, оплотом православной святости. Так и в России: лесистый Радонеж, морозные Соловки и Валаам, провинциальные Саров и Дивеево просияли великими свершениями угодников Божиих. Так и праведный Симеон тихим подвигом своего жития озарил на земле новый остров благодати: Верхотурье.

Простота недаром зовется в народе святой. Не высокоумие и самопревозношение, а святая простота в послушании Матери-Церкви и Небесному Отцу - вот истинная мудрость христианина, делающая его светом миру и причастником Света Божественного.

Посреди сетей многих ходим мы с вами; со всех сторон окружают нас лукавые соблазны века сего. Чтобы не стать нам добычей духов злобы, на каждом шагу нужно помнить завет праведного Симеона: иметь страх Божий, беречь чистоту душевную и телесную. Где бы мы ни жили, чем бы ни занимались, прежде всего надобно нам постичь науку наук - бегать от греха, как бежал от него этот великий в смирении угодник Господень. Сплотимся же тесной семьей христианскою у святого его образа и обратимся к чудотворцу Верхотурскому за благодатной помощью в наших скорбях и искушениях, воспевая: Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу; тем же по данному ти дару испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, и моли спасти души наша. Аминь.

Митрополит Владимир (Иким)

http://www.pravoslavie.uz/

Святой и праведный Симеон Верхотурский

Преподобный Силуан Афонский

Проповедник любве Христовой
дался еси вселенней
ты сладчайший в богословех
преподобне Отче
Смиреннаго бо и Кроткаго узрел еси
и сердце Онаго познал еси
темже мы вси, Силуане преблаженне
твоими богоглаголивыми словесы просвещаеми
славим прославльшаго тя Духа.

Месяцеслов

Воскресенье, 20 Сентября 2009 года. Неделя 15-я по Пятидесятнице. Неделя пред Воздвижением
Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Собор новомучеников и исповедников Казахстанских Мч. Созонта. Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского. Прмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского. Прп. Серапиона Псковского. Апп. от 70-ти Евода и Онисифора. Мч. Евпсихия. Прп. Луки. Прп. Макария Оптинского. Новосщмч. иерея Иоанна (Масловского).

Понедельник, 21 Сентября 2009 года. Седмица 16-я по Пятидесятнице.

Рождество Пресвятой Богородицы. Прп. Серапиона, монаха Спасо-Елеазаровского м-ря. Прп. Лукиана, игумена Александровского. Прп. Арсения, игумена Коневецкого. Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская, Глинская, Лукиановская , Исааковская. Холмской, Курской Знамение, Почаевской, Леснинской и Домницкой икон Божией Матери.

Вторник, 22 Сентября 2009 года.

Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Мч. Севириана. Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца . Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Прп. Феофана исп. Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника). Блж. Никиты в Царьграде. Воспоминание III Вселенского Собора (431).

Среда, 23 Сентября 2009 года

Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах . Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского. Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента. Мч. Варипсава. Блгв. царицы Греческой Пульхерии. Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских. Прп. Иоасафа, Кубенского.

Четверг, 24 Сентября 2009 года

Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Прп. Силуана Афонского. Прп. Феодоры Александрийской. Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их . Мчч. Диодора и Дидима, Сирских. Мц. Ии (Евдокии) и 9-ти тысяч с ней в Персии. Прп. Евфросина повара. Каплуновской иконы Божией Матери. Мчч. Серапиона, Кронида и Леонтия, Александрийских.

Пятница, 25 Сентября 2009 года.

Сщмч. Автонома, еп. Италийского. Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского. Прп. Вассиана Тиксненского. Мч. Иулиана и с ним 40 мучеников. Мч. Феодора Александрийского. Сщмч. Корнута, еп. Никомидийского (Иконийского) . Прп. Афанасия, игумена Высоцкого м-ря и ученика его прп. Афанасия Серпуховского.

Суббота, 26 Сентября 2009 года. Суббота пред Воздвижением.

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее). Сщмч. Корнилия сотника. Мчч. Кронида, Леонтия и Серапиона. Мчч. Селевка и Стратоника. Мчч. Макровия и Гордиана. Сщмч. Иулиана пресвитера. Мчч. Илии, Зотика, Лукиана и Валериана. Прп. Петра в Атрои. Вмц. Кетевани, царицы Кахетинской. Прп. Иерофея Иверянина.

версия для печати

Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ":

Рассылка CONTENT.MAIL.RU


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL (http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

Сайт управляется системой uCoz