"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Святитель Иоанн Златоуст. День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Святой князь Олег Брянский. Икона Богородицы "Призри на смирение": чудеса и верующим, и неверующим. Месяцеслов. |
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
о имя Отца и Сына и Святого Духа!
Ныне все мы собрались под своды святого храма, для того чтобы воздать должное поклонение Кресту Христову. Из церковной истории мы знаем о том, что только при правлении императора Константина Великого христиане обрели животворящий Крест Господень. Мать императора Константина, святая равноапостольная царица Елена, и патриарх Иерусалимский Макарий приложили немало усилий для обретения драгоценной святыни.
Поиски Креста Господня осложнялись тем, что к началу IV века никто уже не знал и не помнил, где именно находилась гора Голгофа. На месте распятия Спасителя, а также на месте Его погребения, к тому времени, был построен языческий храм. Среди множества жителей Иерусалима нашелся один старый иудей, который привел царицу Елену к тому месту, где находился языческий храм и, к ее величайшему удивлению, сообщил, что именно под этим храмом располагалась Голгофа. По приказанию царицы Елены был разобран храм и обнаружены Голгофа - место распятия Спасителя и пещера, в которой когда-то три дня и три ночи находилось бездыханное тело Господа и Спасителя до Его преславного Воскресения. Но Крест Господень не был найден. Продолжились раскопки. Царица Елена щедро вознаграждала тех, кто трудился над поисками святыни. Когда люди, занимавшиеся раскопками, теряли терпение и, казалось бы, опускали руки, святая Елена подбрасывала им золотые монеты, стараясь тем самым ободрить и утешить их. Милостивый Господь, видя веру, терпение и многие труды равноапостольной царицы Елены и патриарха Макария, увенчал их дела успехом. На месте раскопок были найдены три креста.
Для того, чтобы определить, который из крестов являлся тем самым, на котором был распят Спаситель, патриарх Макарий, стал, по очереди, возлагать кресты на одну тяжко болящую женщину. Как только на нее был возложен Крест Господень, женщина стала совершенно здоровой. Когда же Крест стали вносить в Иерусалим, то совершилось другое чудо. Святой патриарх Макарий, увидев погребальную процессию, решил вновь возложить три креста, теперь уже, на умершего человека, не сомневаясь, при этом, что именно от Животворящего Креста Господня умерший может воскреснуть. И вера его не была посрамлена. Покойник встал со своего одра, как только на него был возложен Крест Господень. Радости людей, обретших Животворящее Древо, не было предела. Весть о том, что обретены Голгофа, Гроб Господень, а также Честный Крест, мгновенно разнеслась по всему Иерусалиму и его окрестностям. Люди, во множестве собравшиеся в Иерусалиме, пожелали поклониться Животворящему Древу. Тогда святой патриарх Макарий вместе со святой равноапостольной царицей Еленой и духовенством, взяв Крест, стал воздвизать, поднимать его высоко, осеняя все четыре стороны света и, давая возможность всем людям видеть Честной Крест и поклониться ему.
С того самого времени, а именно с 326г., христиане стали совершать праздник, который был наименован Воздвижением Животворящего Креста Господня. Каждый раз, когда мы с вами совершаем поклонение и целование Креста Христова, нам необходимо осознать что, ради нас и нашего спасения, было совершено Господом и Спасителем Иисусом Христом. Если бы Господь не был распят на кресте, если бы Его пречистая, животворящая кровь не окропила это Честное Древо Креста, разве бы мы с вами имели сегодня этот вселенский величайший христианский символ? Только благодаря крестным страданием и смерти Спасителя, мы имеем это непобедимое оружие. Я неслучайно вновь обращаю ваше внимание на крестные страдания и смерть нашего Господа. Недавно я прочел удивительные слова преподобномученика архимандрита Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергеевой Лавры, произнесенные в одной из проповедей в 1912 году.
Прошло уже почти сто лет, а слова этой проповеди по-прежнему актуальны, они по-прежнему направлены на то, чтобы проникнуть в наши окаменелые сердца и затронуть наши души. "Други мои, если бы мы часто вспоминали о страданиях и смерти Спасителя, то нам и на мысль не приходили бы те многие грехи, которые теперь совершаем так часто, и так смело, и так безбоязненно. Если бы я часто имел в мыслях преклоненную за меня главу Спасителя, разве стал бы я гордо думать о себе, презренно относиться к другим, искать первенства перед более достойными меня:? Если бы я помнил об этих руках, пронзенных язвами, стал бы я простирать свои руки на присвоение чужого? На обиды? На всякие виды греха, совершаемыми руками человеческими? Если бы чаще представлял себе эти очи померкшие, эти уста сомкнутые, эту гортань запекшуюся, эту внутренность, палимую нестерпимым жаром, это ребро пронзенное, эти насмешки, слышанные у Креста, это оставление Отцом Его Небесным, стал бы я жить только для плоти, для чрева, для чувств:? Ходить только в места удовольствий, искать смеха, веселья, развлечений:? Своими устами произносить то, что христианину несвойственно? Своими очами смотреть на то, что возбуждает нечистые представления и пожелания:? Все тело свое только безмерно нежить
, украшать, а, тем более, употреблять в орудие греха? Дозволил бы я себе осуждение или насмешки над другими, что делали враги над Христом? О, нет! Я тогда убоялся бы всего этого, чтобы не оскорбить моего Искупителя. При каждом поползновении греху, этими воспоминаниями я бы удерживал себя от него. Тогда мысли мои были бы чисты, непорочны, поведение мое было бы безукоризненно. А, если бы и согрешил я, то скорее упал бы ко Кресту Спасителя моего и горькими слезами оплакал бы всю вину мою. Вот, что делали бы мы при частых воспоминаниях о страданиях Спасителя. Но мы часто забываем о страданиях нашего Господа, и от этого, мы пьем грехи, как воду, без греха жить не можем, не бежим от него, а ищем случая к нему, никакой не ведем борьбы с ним, и, таким образом, мы только носим имя Христа. На самом же деле, ничего не делаем для своего Господа". Как бичом ударяют нас эти слова отца Кронида. Но неужели мы так и будем продолжать жить во грехе, который мы возлюбили и без которого не представляем своей жизни? Да не будет этого с нами. Нам необходимо победить живущий в нас грех. А для того, чтобы мы смогли одержать победу, Господь даровал нам Свой Животворящий Крест. Взирая на Животворящий Крест Господень, поклоняясь Ему и употребляя Его, как самое величайшее орудие, мы становимся крестоносцами и получаем возможность одерживать победу над многими грехами и страстями, которые укоренились в нашей жизни. Аминь.Протоиерей Валерий Захаров
Святитель Иоанн Златоуст
рхиепископ Константинопольский, один из трех великих Вселенских святителей, особо почитаемых Церковью. Родился в Антиохии в семье военачальника. Его отец умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.
Епископ Антиохийский Мелетий, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 г. крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 г., Иоанн учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл "истинной философией". Вскоре Иоанна сочли достойным кандидатом для епископства, однако он решил удалиться в пустыню, избегая назначения. В это время св. Иоанн написал "Шесть слов о священстве", великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел он в трудах пустыннического жительства, в это время им были написаны три книги "Против вооружающихся на ищущих монашества" и сочинение "Сравнение инока с царем" ("Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни"), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию.
В 381 г. святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: "О Провидении" ("К Стагирию подвижнику"), "Книга о девстве", "К молодой вдове" (два слова), "Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников".
В 386 г. Иоанн был рукоположен епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался великолепным проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование "Златоуст". Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, проповедовал он в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.
В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике - науке о толковании Слова Божия. Среди его творений - толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих
и язычников).В 397 г. он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного - с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого.
Много трудов положил святитель на устроение благолепного богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Распущенность столичных нравов нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее.
В 403 г. суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за безпорядки, и других - постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император все же заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа "за все пути Его". Клеветники бежали в Александрию.
Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 г. состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 г. Евдоксия умерла. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Находясь в изгнании в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 г. святитель Иоанн был болезнью прикован к постели
. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого мученика Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика ("Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе"), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами "Слава Богу за всё!" отошел к Господу 14 сентября 407 г. Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 г.Святителю Отче Иоанне Златоусте, моли Бога о нас!
www.magister.msk
День памяти святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
(17/30 сентября)
Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать. Бойтесь того, кто может ввергнуть в геенну, ей, говорю вам, того бойтесь.
Лк. 12, 4-5
то считать умом, что почитать разумом, что именовать мудростью? Так часто называют умными людей хитрых и бесчестных, коварством добивающихся высокого положения или богатства. Так часто за разум выдают мелочные расчеты бескрылого рассудка, неспособного подняться над житейской суетой и грязью. Так часто мудростью величают лживое философствование, таящее ересь или безбожие - гнилые плоды человеческой гордыни. А между тем все эти извращения земного ума есть безумие пред Богом и конец их - вечная адская мука: В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху (Прем. 1, 4).
А истинная мудрость, дарованный Богом разум, вводящий избранников в Отчее Царство, считается сумасшествием в заблудшем, падшем мире. В мутных лужицах земного рассудка не отражается океан Правды Божией, и низменному сознанию не понять ту премудрость, которой Господь наделил любящих Его (Сирах. 1, 10).
В начале II века по Рождеству Христову в Италии жила вдова с тремя маленькими дочерьми. Имя этой вдовы стало мерилом высочайшего разума. Это была великая мать, совершившая дивный подвиг любви материнской, а житейскому рассудку она казалась лишенной сердца, беспощадной к собственным детям. Она приготовила и привела дочерей к бессмертной славе и счастью, а духовным слепцам мерещилось, что она растоптала их завидное будущее. Воспитанные ею маленькие девочки оказались несравненно умнее всех языческих мудрецов и властителей, а эти гордые невежды думали, что с легкостью победят хитрыми посулами ее детей. Имя этой святой женщины - София, что означает: Премудрость.
Святая София овдовела вскоре после рождения третьей дочери. Она исповедовала веру во Христа Спасителя, а время для христиан было страшное - над всемирной Римской империей властвовал свирепый гонитель Адриан. Вдова-христианка с тремя младенцами на руках казалась слабой, одинокой былинкой, которую неминуемо сломит необъятный враждебный мир. Однако на ней и на ее дочерях сбылось слово Священного Писания: Премудрость вошла в душу служителей Господних и противостала страшным царям чудесами и знамениями, она воздала святым награду за труды их, вела их путем дивным (Прем. 10, 16-17).
Смирение и благочестие святой Софии были таковы, что она удостоилась от Господа дара, соответствующего высокому значению ее имени - премудрости не земной, а Небесной. И что иное могло произойти от премудрости христианской, как не Богу угодные добродетели?
- вопрошает житие. Дочерей своих назвала святая София Верой, Надеждой, Любовью, и эти священные имена определили их грядущий подвиг и славу. Над колыбелями своих малюток богомудрая мать пела молитвы, с первых произнесенных ими слов учила обращаться к Небесному Отцу. Вскормленные чистым духовным молоком, дети росли - и возрастали их добродетели. Открытые для добра юные души Веры, Надежды, Любови узнавали сладость молитвы, Божественную красоту Евангелия, и всем сердцем устремлялись эти святые ветви от святого корня к Солнцу Правды, Иисусу Сладчайшему. И неустанно трудилась над просвещением дочерей святая София, дабы вера их сделалась нерушимой, надежда - несомненной, любовь - совершенной.Богомудрая София и благочестивые ее дети ни от кого не скрывали своей веры в Распятого Господа. В любой миг вездесущий императорский сыск мог обнаружить этих последовательниц запрещенной религии, но Бог хранил их под покровом Своим - до той поры, когда дочери святой Софии достигли зрелости духовной.
Как хрупки и малы казались эти девочки-христианки, когда настал грозный час их великого подвига. Святой Вере было двенадцать лет, святой Надежде - десять лет и всего девять лет было святой Любови, когда императорский гонец постучал в их двери и приказал явиться к жестокому Адриану.
Случилось то, чего богомудрая мать давно ожидала, к чему давно готовила своих дочерей. Они сразу поняли, для чего зовет их император, и встали на молитву, взывая: Всесильный Боже, пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось грозного мучителя, чтобы не убоялись мы страшных его мучений и не пришли в ужас от смерти, пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего.С поразившим всех придворных льстецов спокойствием, точно явившись на светлый праздник, предстала святая семья перед властелином империи, и на его вопрос о вере богомудрая София назвала драгоценное имя, которым могла похвалиться - христианка! Изверг Адриан ухмыльнулся в предвкушении того, как заставит эту слабую вдову с малыми детишками хулить Распятого и кланяться идолам, и отослал их прочь на несколько дней под строгий надзор: дескать, подумайте, что вас ожидает... Но гордый император не знал, что столкнулся с премудростью, превосходящей всю его власть, мощь и коварство.
Богомудрая София и ее дочери были детьми уже Нового Завета, явленного Спасителем чуда Божественного Милосердия. Они знали, что из Любви к ним сошедший на землю Сын Божий умирал мучительнейшей, позорнейшей крестной смертью - и отвечали на Любовь Господню своей любовью. Они помнили, какое несказанное счастье обещал
Иисус Христос тем, кто последует за Ним - сквозь страдания и смерть - к воскресению и вечной славе в Отчем Царстве. И святая София звала святых детей своих на Небесное брачное пиршество:Дочери возлюбленные! Ныне настал час торжества вашего, когда мученическим венцом вы будете венчаться с Небесным Женихом своим, Иисусом Христом. И когда тела ваши ради Него будут замучены до смерти, Он раны ваши сделает светлыми, как звезды на небе, Он украсит вас небесною красотой, какую глаз человеческий никогда не видел.
Дочери дорогие! Не давайте соблазнить себя прелестями вражиими, ибо, как я думаю, царь будет расточать вам ласки и сулить славу, богатство и честь. Не возжелайте ничего подобного, ибо все это исчезнет, как пыль под ветром и как засохший цветок, обратившийся в землю. Пострадав немного, вы победите врага и восторжествуете навеки.
О дочери мои прекрасные! Вспомните мои болезни при рождении вашем, вспомните труды мои, в которых я вскормила вас, вспомните слова мои, какими я учила вас страху Божию, и утешьте мать вашу в ее старости вашим добрым и мужественным исповеданием веры во Христа. Для меня будет торжество и радость, и честь, и слава, если удостоюсь я именоваться матерью мучениц. Тогда и вы будете воистину моими дочерьми, если будете стоять за Господа своего до крови и умрете за Него с усердием.
С умилением слушали юные невесты Божественного Жениха слова своей премудрой матери. С нетерпением ждали святые Вера, Надежда, Любовь часа испытания, когда смогут они заслужить Небесные венцы, - чтобы Бог испытал их, как золото в горниле, и нашел их достойными Себя (Прем. 3, 5-6).
Самому злому тирану хочется казаться милосердным в глазах окружающих. И император Адриан, как и предсказывала святая София, начал свои речи с попытки обольстить маленьких христианок прелестями вражиими: "Дети! поклонитесь нашим богам и властителям, тогда я при всех моих советниках объявлю вас моими дочерьми, и вы будете пользоваться похвалою и почетом. Иначе предам я вас лютой смерти. Итак, для вашего же блага послушайте меня, ибо я люблю вас и желал бы стать для вас отцом".
Император и впрямь готов был усыновить красивых и разумных девочек. Какой блестящий путь, по мнению житейского рассудка, открывался перед ними! Они могли стать женами первейших вельмож, купаться в роскоши и наслаждениях, повелевать десятками рабов, вести лениво-сладострастную жизнь римских патрицианок. Ради этого прельстительного будущего от них требовалось только одно: поклониться идолам, то есть продаться сатане.
Святые дочери богомудрой Софии знали, какая страшная бездна таится за этими сладкими приманками. Они знали, что предлагаемый им мирской блеск обернется в конце концов смрадной ямой, где могильные черви изгложут изнеженные тела плотоугодников, и вечным огнем преисподней, терзающим души идолопоклонников. Юные исповедницы Христовы гнушались бесами, которым хотел поработить их император своей лживой "отеческой лаской". И гордый Адриан услышал от них: Отец наш - Бог, на Небесах живущий. Он милует наши души, мы хотим быть Им любимыми и желаем называться Его детьми. Поклоняясь Ему и храня Его повеления, на твоих богов плюем и твоей угрозы не страшимся.
От этих слов девочек-исповедниц лицемерный император мгновенно обратился из "нежного отца" в кровожадного зверя. Изощренные орудия пытки: железные когти, пылающие печи, котлы с кипящей смолой и маслом, колеса с заостренными клинками - целый адский арсенал двинул изверг против трех маленьких девочек, чтобы вынудить их отречься от Христа Спасителя.
Первой прошла через ужас мучений двенадцатилетняя святая Вера. Благодать Господня явственно простерлась над нею: из ран ее вместо крови истекало молоко, на раскаленную железную решетку ложилась она, как на мягкую постель, и кипящая смола не обжигала тела мученицы. А когда Адриан, пресытившись зрелищем ее истязаний, приказал отсечь святой Вере голову, она завещала младшим сестрам: Пусть буду я для вас примером, идите обе за мною к Жениху нашему.
После ее убийства тиран вновь стал предлагать святой Надежде свои "отеческие милости", но та бесстрашно обличала его коварство: Царь! Разве я не сестра той, которую ты умертвил? Ее строгали железными когтями так, что тело падало кусками и кровь лилась на землю потоком, но от ран мученицы исходило благоухание, а лицо ее озаряла светлая улыбка - предчувствие райской награды за подвиг. Также приговоренная к усечению мечом, она успела сказать младшей сестре: Не оставайся здесь, предстанем вместе пред Святою Троицею.
Постыженный двумя детьми-христианками, император уже не требовал от святой Любови особого поклонения идолам: Только скажи, что велика богиня Артемида, и я отпущу тебя. Но ответом мучителю было звонкое восклицание девятилетней девочки: Велик Бог мой Иисус Христос, ты же со своей Артемидой погибнешь! Самую маленькую из сестер садист-император обрек на самые страшные пытки. Святую Любовь растянули на колесе так, что тельце ее отрывалось от костей, кровь, как багряница, покрывала ее. Юную мученицу пытались сжечь в раскаленной печи, но среди огня пела она славословие Господу, и из печи вылетело пламя, обжегшее палачей и опалившее самого нечестивого императора. Скрежеща зубами, Адриан изобрел для святого ребенка муку еще невиданную: ее суставы начали сверлить железными буравами. По слову жития: Кто бы мог претерпеть таковые мучения и не умер бы мгновенно?! Однако возлюбленный Жених, Иисус Христос, подкреплял святую, чтобы ей воздать большую награду и чтобы крепкая сила Божия прославилась в немощном сосуде человеческом. Наконец опозоренный властелин империи велел отрубить голову и святой Любови - к великому ее ликованию.
Самые тяжкие мучения выпали на долю святой матери богоизбранных дочерей. Коварный Адриан предназначил премудрую Софию на изощреннейшую душевную пытку: она должна была глядеть, как истязают и убивают ее любимых детей. Одному Господу Всевидящему ведомо, какое нечеловеческое страдание разрывало сердце матери в эти страшные часы. Однако велика была премудрость святой Софии, истинная мудрость высочайшей любви ее к дочерям. Гнусный замысел императора состоял в том, что мать не выдержит вида дочерних мук и своими рыданиями поможет ему сломить их святое упорство. Но богомудрая мать боялась не земной, а вечной смерти своих детей: она опасалась лишь одного - как бы душевные силы не оставили ее маленьких дочерей среди нестерпимых пыток и они не изменили Небесному Жениху. И с необычайным мужеством превозмогла святая София земную скорбь и не отречься, а мужаться среди чудовищных истязаний призывала она дочерей. И при виде их подвига лицо ее не темнело от мирского горя, но светилось высокою радостью - счастливой матери виделась их Небесная слава.
Теперь, когда ее доблестные дети достигли Горнего Царствия, горячим желанием святой Софии было принять вслед за ними мученический венец. Но намереваясь продлить пытку материнского сердца, нечестивый Адриан отпустил ее, позволив взять истерзанные тела детей. Богомудрая София похоронила их на высоком холме и не отходила от могилы, взывая к просиявшим в райских обителях, воспитанным ею святым дочерям-мученицам: Помяните и меня, мать вашу, в Царстве Жениха своего, чтобы он оказал милость и мне и не лишил меня радости участвовать и пребывать с вами в славе Его святой. По прошествии трех дней Господь увенчал и мученический подвиг души премудрой Софии: исстрадавшаяся святая мать опочила на могиле святых детей своих и воссоединилась с ними в несказанной Любви Божией.
Воспевая подвиг святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Церковь говорит, что они мудрость обуяша еллинскую, то есть показали безумие мирских представлений о разумной жизни. Увы! Почти всегда той же "еллинской мудростью" руководимся и мы, безумные, при воспитании своих детей. Так называемые любящие родители так часто подменяют святое чувство любви слепой страстью или приземленным рассудком и тем калечат судьбы и души детей, а порою становятся причиной их тяжкой загробной участи.
Во многих семьях к ребенку относятся как к живому "кусочку мяса", который должен быть накормлен, одет, обут, смотрят на него как на забавную игрушку, развлекающую взрослых своими ужимками. Подобная чисто животная привязанность к детям может доходить и до пылкой страсти: тогда ребенку все позволяют, доставляют ему всевозможные удовольствия, превращают в семейного идола. Так "любящие" родители развращают детей своих. Из подобных балованных чадушек, тело которых ублажали, а в душе позволяли прорастать семенам греха, обычно выходят жестокие себялюбцы, отплачивающие своим "нежным" отцам и матерям холодным презрением за их заботы. А несчастные родители жалуются на их неблагодарность, не понимая, что бездушие детей есть справедливая кара тем, кто слепой страстной "любовью" превратил их в духовных уродов. Лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых (Сирах. 16, 4).
В летописях русской истории есть потрясающее свидетельство того, как слепая родительская страсть может стать причиной вечной погибели "любимого" чада. В одной семье тяжко заболел трехлетний мальчик: врачи заявили, что "случай безнадежен". Мать, обожавшая младенца до безумия, упала в отчаянии пред иконами Спасителя и Богородицы, взывая о чуде - о том, чтобы выздоровел, не был отнят у нее "ненаглядный Коничка". Велика сила материнской молитвы! Внезапно несчастная женщина услышала голос свыше: Опомнись, не моли Господа о выздоровлении. Он, Всеведущий, знает, зачем нужна теперь смерть ребенка. Из благости, из милосердия Своего хочет Он избежания для тебя и для него будущих мучений. Но страстная мать воспротивилась воле Господней, она вскричала: Приму все, лишь бы он, счастье жизни моей, остался жив. И за несколько мгновений прошли перед ней картины будущего ее сына: годы ученичества, юности, затем какие-то зловещие сборища, на которых играет заметную роль ее взрослый Коничка, затем - темный занавес, виселица, бездна... И грозный Небесный вестник спросил у матери: неужто и теперь она будет просить жизни ребенку? Нет, нет, хочу, чтоб жил он! - вскричала страстная мать. И видение кончилось, она оказалась у постели ребенка: он сладко спал, щечки порозовели, исчез болезненный свист в горле - он выздоровел. Безумица вымолила у Всевышнего гибельное чудо
.Умирающий младенец был Кондратий Рылеев. Когда ненаглядный Коничка вырос, он заразился чумой вольномыслия, стал участником сатанинских ритуалов масонских лож и достиг там высоких степеней посвящения. Он стал одним из виднейших участников заговора декабристов, призывавших к убийству царя Александра 1 Благословенного. Нераскаянный преступник, закоренелый богопротивник, Кондратий Рылеев был повешен по приговору суда. Умри Коничка в младенчестве - он вечно ликовал бы с хорами Ангелов в Небесном Царстве, а безумная молитва страстной матери низвергла его в адскую бездну. Так "любящая" мать на веки веков погубила обожаемого сына. И так же губим мы своих детей, когда ищем для них не спасения души, а благ лежащего во зле мира, когда растим их, руководствуясь не святым Законом Божиим, а собственным греховным своеволием и нечистым разумением. Оставьте свою правду, поврежденную грехопадением, устремитесь к Правде Божией, изложенной в учении и заповедях Евангелия. В Правде Божией обретается любовь, сокровенная от падшего естества. И Господь, заповедав многое о любви, повелел прежде искать Правды Божией, зная, что она - мать любви, - говорит преподобный Макарий Великий.
Бездушный "цивилизованный" мир не считает преступлением худшее из убийств - умерщвление невинных детей в материнских утробах. Но любой человек, в ком еще теплится совесть, содрогнется при виде кадров документальной киноленты: абортируемый ребенок беззвучно кричит при приближении щипцов, чувствуя ужас смерти, - несчастный младенец прижимается к стенкам материнской утробы, ища защиты у матери и не понимая, что она сама открыла дорогу его гибели.
Но души рожденных нами детей так же беззвучно кричат и пытаются прижаться к душам отцов и матерей, ища спасения от духовной смерти - от демонов-душеубийц, которыми буквально кишит современный мир. Наши дети чувствуют, что души их гибнут, хотя и не могут связно высказать это, а мы не слышим и не хотим слышать их немого крика.
На своих детей родители обычно глядят свысока - дескать, "маленький, глупенький"; мы не умеем уважать их. А между тем дети заслуживают уважения гораздо больше, чем взрослые, чьи души покрыты коростой греха, - чистому зеркалу юного разума доступны самые высокие истины. Преимущество взрослого христианина над ребенком - лишь в знании основ Православия и опыте борьбы с мирскими соблазнами. Наши дети остаются беззащитны перед вселенским злом, а мы медлим оградить их спасительным щитом веры, который они не в силах обрести без нашей помощи.
Истинная вера должна прививаться к детскому сознанию с самого раннего возраста. Если благочестивые родители по-настоящему понимают и стремятся к этому, то их усилия дают порою поразительные плоды. Так было с дочерьми богомудрой святой Софии: ведь совсем юные дети ее, святые Вера, Надежда, Любовь, претерпели страдания и смерть во имя Христово как взрослые мученики, с полным пониманием смысла и цели совершаемого подвига, их детские души вместили всю полноту веры, надежды, любви. Трудами благочестивых родителей возросли к Небесной славе величайшие праведники: так из семьи преподобных Кирилла и Марии произошел Всероссийский игумен, Радонежский чудотворец Сергий, так благочестивая вдова мученика-христианина взлелеяла славного Победоносца и великомученика Георгия, так праведные Иоаким и Анна с
младенчества питали чистым млеком святой веры Саму Пречистую Богоневесту - Деву Марию.Видим, что молодое деревце в любую сторону легко склоняется и куда склонится, туда и растет. Так и ребенок - может стать и Ангелом, и диаволом. Научится ли в юности добру - добрым будет всю жизнь. Научится ли злу - злым будет всю жизнь, - говорит святитель Тихон Задонский. Итак, мы воспитываем своих детей для Бога или для беса - третьего не дано. Всякое дитя несет в себе еще не замутненный житейской грязью святой образ Божий и потому жаждет истинного добра, чистого молока святой веры. А мы, взрослые, так часто своим равнодушием и высокомерием, своей слепотою к духовной жизни детей заглушаем в них эту благую жажду. Если ребенок просит есть или пить, мы спешим удовлетворить его потребность, но детские души мы оставляем томиться лютым голодом и жаждой по Источнику бессмертия и Небесному хлебу, заключенным в Божественном Откровении.
Небесный отец любит наших детей несравненно больше, чем земные родители, и лучше знает, в чем для них добро, а в чем - зло. И истинная премудрость родительской любви заключается в том, чтобы научить детей любить Бога Всевышнего, внимать Его святой воле в себе и во всем с радостью повиноваться Промыслу Всеблагого
Создателя.Но все наши наставления, вразумления и поучения останутся бесполезными, если мы не будем подавать своим детям пример собственной достойной жизнью. Чуткие детские сердца остро чувствуют фальшь, и если жизнь родителей нечиста - все самые лучшие слова их не затронут души ребенка. Чтобы сохранить великий дар Божий - детей своих, надобно родителям блюсти себя от скверны греховной. Чтобы хорошо воспитать детей, необходимо прежде воспитать самого себя.
Великое дело и великую ответственность возлагает на нас Господь, даруя нам детей. Судьбы стран и народов, судьбы всего мира зависят от того, хорошо или дурно вершится воспитание новых поколений. По слову святителя Иоанна Златоуста: Родители, которые не заботятся о воспитании детей в добродетели, хуже детоубийц, поскольку губят их души.
Подумайте: если бы каждая семья воспитывала своих детей в святой вере и благочестии - как преобразилась бы наша жизнь, как умножилось бы боголюбие и братолюбие, какое явилось бы благоденствие и изобилие даров земных и Небесных, каким светом осветилось бы Отечество наше, сейчас блуждающее в потемках. И какие нетленные венцы готовит Небесный Отец тем доблестным родителям, которые сумели сберечь доверенные им сокровища детских душ, - на Страшном Суде Божием с непостыдным дерзновением скажут они: "Господи! Вот мы и дети, которых ты дал нам на земле (см.: Евр. 2, 13)
, - им указали мы заповеданные Тобою пути, и никто из них не заблудился среди мирской злобы, и вот, все вместе Твоею благодатью пришли мы в Царство Твое!"Истинную премудрость любви родительской явила святая София, желавшая дочерям своим не временных благ, а добра непреходящего; не мирской чести, а нетленных венцов и ради вечного счастья благословившая детей своих на подвиг мученический. Да ниспошлет же Господь и нам, неразумным, по предстательству богомудрой Софии толику ее премудрости родительской; да явимся мы для детей наших не врагами их душ, а проводниками к спасению; да возможем мы вдохнуть в них не смрад лукавого века сего, а мужество воинов Христовых, побеждающих
козни вражии и утверждающих святыни отеческие. Воззовем же к святым мученицам о благодатном их предстательстве:Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас, грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную ниспошлет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею молите Господа Бога, да сохранит под покровом Своим Церковь Свою Святую. Аминь.
Митрополит Владимир (Иким)
http://www.pravoslavie.uz/Vladika/
Святой князь Олег Брянский
Олег- греческое - "Священный".
Олег Романович Брянский
, в крещении Леонтий, в иночестве Василий (ок. 1245 - 1307), святой благоверный князь, преподобный.Память
20 сентября в день кончинынук святого князя мученика
Михаила Черниговского, сын первого Брянского князя Романа.В Ипатьевской летописи упоминается, что благоверный князь Олег в
1274 году вместе со своим отцом участвовал в войне против Литвы. Познав суетность земного счастия, он предоставил черниговское и Брянское княжества своему брату и его сыну, а сам решил служить Богу в иноческом чине. Он соорудил Петропавловскую обитель в Брянске где принял постриг с именем Василий. Церковные архивы свидетельствуют, что в этом монастыре благоверный князь скончался строгим подвижником 20 сентября 1307 года и был погребен в монастырском храме.Мощи и почитание
Вскоре после кончины князь Олег Брянский был прославлен как святой. Рака с мощами преподобного была установлена в одной из церквей сооруженного им Петропавловского монастыря и почивала там столетиями.
С началом безбожных гонений после
1917 года, мощи святого оказались в опасности осквернения. Бытует несколько версий тогдашних событий. По одной из них, когда в 1930 году Введенскую (ныне Петропавловскую) церковь, где хранились мощи, новые власти предали поруганию, настоятель епископ Даниил принял решение тайно захоронить раку с мощами.Спустя шесть с половиной десятилетий, работая над кандидатской диссертацией об истории брянских монастырей, священнослужитель Петропавловского собора отец Георгий решил узнать о судьбе святых мощей. В ходе розысков он нашел старушку, которая в молодости оказалась свидетельницей перезахоронения святого. Она указала примерное место - под алтарем. 10 августа
1995 года, благодаря усилиям специалистов-поисковиков, мощи святого князя Олега Брянского были вновь обретены. Пожертвования на гробницу собирали всем миром. Ныне святые мощи вновь покоятся в Петропавловском храме в богатой золоченой раке и доступны для поклонения.http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=2399
Икона Богородицы "Призри на смирение":
чудеса и верующим, и неверующим
Республику Саха прибыла необычная гостья. Скажи кому, не поверят: Сама Царица небесная побывала у нас с визитом.
Казалось бы, ну что произошло? Икону привезли в Якутию? Разве у нас своих нет? Таких нет, сказали. Официально признано: чудотворная. И народ пошёл - и верующий, и неверующий - за чудом. Пошёл смотреть на Ту, что более двух тысяч лет назад родила Спасителя мира; Ту, что была
свидетельницей крестной смерти Своего Сына и Его воскресения; Ту, что не только простила этот мир, распявший и продолжающий распинать Иисуса Христа, но и покрыла его Своей Любовью; Ту, что выше Херувим и Серафим молится Господу о каждом, обращающемся к Ней за помощью; Ту, что являет людям великую чудотворную силу через Свои образы.Один из них, многократно прославившийся чудесами, - "Призри на смирение". Жители Якутска, Ленска, Мирного, Айхала, Удачного, Чернышевского, Мохсоголлоха, Покровска, Нерюнгри смогли помолиться перед ним, приложиться к святой иконе. Все ли понимали, к Кому они обращаются? Все ли знали, Кого Пречистая Дева будет молить об их прошении? Наверное, нет. Но была, как на Пасху, радость и верующим, и неверующим, и уверенным, и растерянным
, и богатым, и нищим, и опытным молитвенникам, и тем, кто первый раз в жизни попытался молитвословить. Об этом необычном путешествии Необыкновенной Гостьи мы поговорили с монахом Киевского Свято-Введенского монастыря, иеродиаконом Авениром, который сопровождал икону в поездке.ВЕРДИКТ УЧЁНЫХ: ЧУДО - Отец Авенир, за всю историю христианства более тысячи икон Божией Матери прославились чудесами.
- Расскажите, пожалуйста о самых ярких чудесах этой иконы. Два-три примера хотя бы.
- В Киеве на Днепре женщина с дочкой катались в лодке. Мама отвлеклась и не заметила, как ребёнок упал в воду. Когда она спохватилась, девочки уже не было видно. Женщина взмолилась Божией Матери, и в водах реки, как на стекле, отобразилась икона "Призри на смирение". Богородица подняла малышку со дна, и та была спасена.
Однажды после молитвы перед иконой глухонемая девочка заговорила. Удивлённая бабушка стала расспрашивать её, как это произошло. - "Тётя на меня подула", - сказала внучка, указывая на чудесный образ Богоматери.
Был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом во время беременности. Врачи говорили, что болезнь губительно скажется на здоровье младенца, и требовали сделать аборт. Но женщина побоялась взять на себя грех, совершить убийство собственного ребёнка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, прося о помощи. Повторные анализы показали отсутствие в крови вируса гепатита. Родившаяся девочка была совершенно здорова.
Но самое главное - икона несёт душевное врачевание, многим людям она помогла вернуться в храм, к посещению служб, к Исповеди и Причастию.
Продолжение следует
Ирина Дмитриева
http://www.pravmir.ru/article_1542.html
Торжествует Церковь первородных, и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, яже яко мудрости тезоименитая тройст-венным богословским добродетелем равночисленныя породи. Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: Троицы побор-ницы, Веро, Любве и Надеждо, в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Воскресенье
, 27 Сентября 2009 года. Неделя 16-я по Пятидесятнице. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. День постный. Преставление свт. Иоанна Златоуста. Мч. Папы, Ликаонского. Новомч. Макария Солунского. Леснинской иконы Божией Матери.Понедельник, 28 Сентября 2009 года. Седмица 17-я по Пятидесятнице.
Вмч. Никиты. Обретение мощей свт. Акакия исповедника, еп. Мелетинского. Мчч. Максима, Феодота, Асклиада (Асклипиодоты). Мч. Порфирия лицедея. Обретение мощей первомч. архидиакона Стефана. Прп. Филофея пресвитера, в Малой Азии. Свт. Иосифа, еп. Алавердского. Виссариона I и Виссариона II, архиепп. Ларисских . Новомч. Иоанна Критского. Прп. Герасима, игумена. Новоникитской иконы Божией МатериВторник, 29 Сентября 2009 года. Вмц. Евфимии всехвальной. Свт. Киприана, митр. Киевского и всея России чудотворца. Мц. Севастианы. Мц. Мелитины. Мчч. Виктора и Сосфена. Прп. Дорофея, пустынника Египетского. Мц. Людмилы, кн. Чешской . Мчч. братьев Иосифа и Исаака. Иконы Божией Матери, именуемой Призри на смирение. Прп. Прокопия, игумена, Сазавского, Богемского
Среда, 30 Сентября 2009 года. Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Мцц. Феодотии и Агафоклии. Мучеников 156-ти: Пелия и Нила, епископов Египетских, Зинона пресвитера, Патермуфия, Илии и иных. Обретение мощей свт. Иоанна Шанхайского. Цареградской и Макарьевской икон Божией Матери.
Четверг, 1 Октября 2009 года. Прп. Евмения, еп. Гортинского. Мц. Ариадны. Мцц. Софии и Ирины. Мч. Кастора Александрийского. Мчч. Бидзина, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских. Свт. Аркадия, еп. Новгородского. Прп. Илариона, Оптинского. Молченской, именуемой Целительница, и Старорусской (возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.) икон Божией Матери.
Пятница, 2 Октября 2009 года. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта. Блгвв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Мч. Зосимы пустынника Киликийского. Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского. Сщмч. Ианнуария, еп. Беневенто и иже с ним: Сосия и Прокла диаконов, Гантиола, Евтихия, Акутия, Феста, Десидерия, в Путиолах.
Суббота, 3 Октября 2009 года. Суббота по Воздвижении.
Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта. Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и Феодора, чудотворцев. Прп. и блгв. кн. Олега Брянского. Мч. Иоанна, испов., Египетского и иже с ним 40 мчч. Новомч. Илариона Критского.
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!