По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
26 (486), 25 октября 2009 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Преподобный Севастиан Карагандинский, Закон любви, преподобный старец Амвросий, Собор преподобных старцев ОптинскихМесяцеслов.

 Преподобный Севастиан Карагандинский

преподобный Севастиан Карагандинский

Троицы Святыя служителю, земне ангеле и небесне человече, духовнаго Оптинскаго старчества преемниче. Христов священнотаинниче и исповедниче. Духа Святаго, обитель всечестная, преподобне отче Севастиане, досточтиме, испроси мирови мир и душам нашим великую милость.

Закон любви

Якоже хощете да творят вам человецы,

и вы творите им такожде. Лк. 6, 31

Прижизненный портрет святого праведного Иоанна Кронштадтского

огоглаголивый евангелист Лука в ныне читанном Евангелии предает нам наставление и заповедь Господа нашего Иисуса Христа, как мы должны поступать с людьми в общежитии, чтобы нам и Богу и людям угодить, и себе приобрести доброе имя и незазорную совесть и сподобиться обещанного, нетленного Отечества Небесного за благоразумное поведение наше в отечестве земном (Лк. 6, 31-36).

Какие премудрые, возвышенные, спасительные, истинно божественные наставления и заповеди! Но так несогласна с ними ежедневная обыденная жизнь наша! Господь научает нас обращаться с людьми так, как мы желали бы, чтобы с нами обращались люди, т. е. простосердечно, доброжелательно, сочувственно, терпеливо. Он мерилом наших отношений к людям поставил нас самих, а эта мера, этот масштаб есть любовь, ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5, 29). Но в общежитии часто бывает напротив; отношения людей друг к другу бывают весьма часто неправильные, превратные, не отличающиеся духом простоты и искренности, любви и благорасположения, миролюбия, кротости и снисхождения, чистоты и святости, сочувствия и милосердия и христианского терпения. Они нередко отличаются духом неискренности и двуличности, холодности и высокомерия, лукавства и недоброжелательства или нечистоты и сладострастия, низкого эгоизма и корыстности.

Корень, или причина, источник такого или другого обращения людей одних с другими находится в сердце человека, ибо благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благая и лукавый человек от лукаваго сокровища сердца своего износит лукавая (Мф. 12, 35), и происходит или от природных его качеств, или от воспитания счастливого или превратного, от различных страстей, наклонностей, привычек, например, к некоторым удовольствиям, от добрых или худых примеров, от жизненной обстановки, от большей или меньшей обеспеченности материальной или от среды, в которой кто живет, от положения в обществе, от разных житейских уроков или искушений, оттого, наконец, насколько кто проникнулся или не проникнулся духом Христовым, евангельским, церковным.

Так, мерилом отношений к другим у иных людей бывают простота и искренность, доброжелательство, любовь ко всем - это наилучшая сторона отношений одних к другим, но нередко характером отношений одних к другим бывают хитрость, подозрительность, неприязнь, грубость, зависть, крайнее самолюбие, корысть, лицеприятие, суетность, тщеславие, честолюбие, сладострастие или крайнее высокоумие, т. е. высокое о себе мнение, ищущее унизить других. Это другой, противоположный первому вид отношений людских.

паси овцы моя

Вообще говоря, между людьми больше можно приметить отношений друг к другу неискренних, чем чистосердечных, потому что все сердца заражены больше или меньше нечистотой греха, покрыты тлею страстей. Ибо кто похвалится чисто имети сердце, говорит Писание? Так, иных слова бывают мягки, как елей, а между тем они стрелы язвительные. Итак, по учению Спасителя нашего, мерой наших отношений к другим должна быть правильная любовь наша к самим себе; как желаем, чтобы поступали с нами люди, так будем поступать и мы с ними, т. е. просто, чистосердечно, кротко, любовию, неподозрительно, снисходительно, сочувственно, терпеливо.

Сам Господь предлагает Себя в образец нам, на который мы должны непрестанно взирать и, взирая, всегда поучаться. Научитесъ от Меня, - говорит Он, - ибо  Я  кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Апостол Павел говорит: Старайтесъ иметъ мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12, 14). Еще он научает: Любовь да будет непритворна. Будъте братолюбивы друг к другу с нежностию; в почтителъности друг друга предупреждайте; в нуждах святых, т. е. братий христиан, принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесъ с радующимися и плачьте с плачущими. Будъте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будъте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Всякая душа да будет покорна высшим властям (Рим. 12, 9-21; 13, 1).

Вот какие правила обращения христиан между собой начертал апостол Павел в послании своем к римлянам. Они для всех нас обязателыЁы. Где высшее побуждение поступать нам таким образом друг с другом? В образе и подобии Божием, по которому человек сотворен, и в том, что мы чада единого Отца Небесного, члены Христовы, ветви единой лозы Христа, овцы единого словесного стада Его; вкушаем единого животного хлеба Христа, пьем из одной чаши божественную Кровь Его; напоены все единым Духом Святым; ждем одного нетленного, вечного наследия. Вот побужденис к взаимному, искреннему, любовному обращению!

Если любите любящих вас, - говорит Господь в нынешнем Евангелии, - какая вам за то благодарность? ибо и грешники, т. е. идолопоклонники, любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают, т. е. доколе пользуются благодеяниями, а это значит любить только себя, ибо в благодетелях любят только благодеяния или пользу себе.

И если взаймы даете тем, от которых надеетесь  получить обратно, какая вам за то благодарностъ? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же, и в этом случае вы любите только себя, свои выгоды, а не пользу ближнего, не удовлетворяете его нужде совершенно. Если же этих естественных добродетелей христиане не исполняют, то они хуже гораздо и язычников, которые естеством законная творят (Рим. 2, 14), не имея благодатных сил, христиане же, как известно, получили вся божественныя, сверхъестественные силы от Бога к животу и благочестию (2 Пет. 1, 3), к исполнению всех Христовых заповедей.

Посмотрись, христианин, в это зерцало божественных заповедей и познай, каков ты, любишь ли ты хоть тех, кои тебя любят, или даже и их иногда не любишь? Делаешь ли добро благотворителям твоим? Даешь ли в долг тем, которые возвращают долг? Не уклоняешься ли по корыстолюбию и недоверию? Многие хотят довольствоваться только любовью к любящим и не хотят понудить себя любить ненавидящих или враждебно к ним настроенных; с такой любовью языческой, христианин, останешься на Страшном суде в стыде. Но вы  любите врагов ваших, - продолжает Господь, - благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышняго; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Трудное дело, по-видимому, предписывает нам Спаситель наш, заповедуя любить врагов наших и делать им добро; растленное сердце человеческое скажет: это невозможно, это противно природе и здравому смыслу! Трудное дело, правда, только для растленного сердца, не обновленного и не укрепленного благодатью, но для сердца, возрожденного  благодатью, это дело легкое, ибо Господь помогает верующему во всем; и мы в жизни святых видим тому много примеров.

Но кому взаймы давать, не ожидая ничего? Людям бедным, несостоятельным, для которых возвращение долга крайне трудно и часто невозможно. А люди состоятельные должны непременно возвращать долг, и заимодавцы нимало не погрешают, если ищут получения долга честным способом или судом. В противном случае было бы вредное потворство людям недобросовестным, думающим легко разжиться на чужой счет. Итак, будьте милосерды, - сказал Господь, - как и Отец ваш милосерд. От христиан, Своих чад по благодати, Господь требует милосердия, подобного милосердию Отца Небесного. И в самом деле, если христиане - чада Отца Небесного, искупленные кровью Сына Его, и им обещаны нетленные, бесконечные блага в Небесном Отечестве, то они должны являть в этой жизни братии своей любовь и милосердие, соответственные величию к ним любви и милосердия Божия и беспредельному величию обещанных им нетленных благ, величайших почестей и венцов небесных.

Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любитъ друг друга, - говорит святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 11). Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Любовь к ближнему служит средством достижения

любви к Богу

Спаситель мира совокупил все частные. Свои заповедания в две главные общие заповеди: Возлюбиши Господа Бога твоего, сказал Он, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыс-лию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе. В сию обою заповедаю весь закон и пророцы висят (Мф. 22: 37-40). Хотя заповедь о любви к Богу столько возвышеннее заповеди о любви к образу Божию - человеку, сколько Бог возвышеннее Своего образа, однако заповедь о любви к ближнему служит основанием заповеди о любви к Богу. Кто не положил основания, тот тщетно трудится о построении здания: оно никак не может устоять, не имея основания. Любовию к ближнему мы входим в любовь к Богу. Любовь к Богу христианина есть любовь ко Христу (1 Ин. 2:23), а любовь к ближнему есть любовь ко Христу в ближнем: полюбив ближнего, полюбив его о Господе, то есть, по заповедям Господа, мы стяжаваем любовь ко Христу, а любовь ко Христу есть любовь к Богу. Союз любви к Богу с любовью к ближнему превосходно изложен в посланиях святого апостола евангелиста Иоанна Богослова. Невозможно возлюбить Бога, по учению Богослова, не возлюбив прежде брата. Любовь же к брату заключается в исполнении относительно него заповедей Господа (2 Ин. 1:6). То же учение возвещается и святыми наставниками монашества. Преподобный Антоний Великий говорил: "От ближнего зависят и жизнь и смерть (души). Приобретая брата, приобретаем Бога; соблазняя брата, грешим против Христа"107. Преподобный Иоанн Колов, один из величайших отцов Египетского Скита, сказал: "Нет возможности выстроить дом, начав сверху, но надо начать постройку с основания и возводить к верху". Его спросили: "Что значит основание?" Он отвечал: "Основание есть ближний наш: мы должны приобретать его и начинать с него. На нем основываются все заповеди Христовы"108. Преподобный Марк Подвижник: "Невозможно иначе спастись, как чрез ближнего"109. Согласно этому рассуждают и научают все святые отцы; это общее христианское учение, учение Церкви, учение Христово. Обрати все внимание на стяжание любви к ближнему твоему как на основание твоего жительства и монашеского подвига. Возлюби ближнего по указанию евангельских заповедей, отнюдь не по влечению твоего сердца. Любовь, насажденная Богом в наше естество, повреждена падением и не может действовать правильно. Никак не попусти ей действовать! Действия ее лишены непорочности, мерзостны пред Богом как жертва оскверненная; плоды действий душепагубны, убийственны. Следующим образом возлюби ближнего: не гневайся и не памятозлобствуй на него; не позволяй себе говорить ближнему никаких укорительных, бранных, насмешливых, колких слов; сохраняй с ним мир по возможности своей; смиряйся пред ним; не мсти ему ни прямо, ни косвенно; во всем, в чем можно уступить ему, уступай; отучись от прекословия и спора, отвергни их как знамение гордыни и самолюбия; говори хорошо о злословящих тебя: плати добром за зло; молись за тех, которые устраивают тебе различные оскорбления, обиды, напасти, гонения (Мф. 5: 21-48). Никак, ни под каким предлогом не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он или худ, имея пред глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать пред Богом, - себя. Поступай относительно ближних так, как бы ты желал, чтоб было поступлено относительно тебя (Мф. 7:1-12). Отпускай и прощай из глубины сердца человекам согрешения их против тебя, чтоб и Отец небесный простил тебе твои бесчисленные согрешения, твой страшный греховный долг, могущий тебя низвергнуть и заключить навечно в адские темницы (Мф. 18: 23-35). Не стяжи пристрастия, в особенности блудной страсти к ближнему твоему; под именем ближнего разумеется не только мужеский, но и женский пол. Если же, устроенный стрелою врага, как-нибудь неожиданно заразишься ими, то не унывай, зная, что мы в себе самих носим способность заражаться всякими страстями, что это случалось и с великими святыми; приложи все старание уврачевать себя. Наконец, не повреждай брата своего многословием, пустословием, близким знакомством и свободным обращением с ним. Ведя себя так по отношению к ближнему, ты окажешь и стяжешь к нему заповеданную Богом и Богу угодную любовь; ею отворишь себе вход к любви Божией. Святой Симеон, Новый Богослов, сказал: "Особенной любви с каким-либо лицем да не стяжешь, особливо с новоначальным, хотя бы тебе и показалось, что это лице жития весьма хорошего, а не зазорного. Ибо по большей части духовная любовь прелагается в страстную и впадешь в бесполезные скорби. Это наиболее случается с подвизающимися. Тебе должно вменять себя странным по отношению ко всякому брату в общежитии, в особенности по отношению к тем, с которыми ты был знаком в мире, а всех любить равно"110. Святой Исаак: "Любовь к юным есть блуд, которым гнушается Бог. Для этой раны нет пластыря. Любящий же всех равно по милосердию и без различия, достиг совершенства. Юный, последуя за юным, приводит рассудительных к плачу и рыданию о них. Старец же, последующий юному, стяжал страсть, которая смраднее страсти юных; хотя бы он беседовал с ними и о добродетели, но сердце его уязвлено"

Святитель Игнатий Брянчанинов.

http://www.klikovo.ru/db/book/msg/

Преподобный Севастиан Карагандинский

(1884-1966 гг.)

преподобный Севастиан Карагандинский

ктября 28/10 ноября 1884 года в селе Космодемьяновское Орловской губернии в бедной крестьянской семье у Василия и Матроны Фоминых родился третий сын. При Святом крещении младенец был назван Стефаном, в честь преп. Стефана Савваита, творца канонов.

В 1888 году благочестивые родители привезли детей в Оптину Пустынь к старцу Амвросию. Четырехлетний Стефан на всю жизнь запомнил лицо и ласковые глаза старца. Вскоре после поездки умирает отец семейства, а через год от болезни легких умирает и мать. Семнадцатилетнему Иллариону, старшему брату Степана, пришлось сразу жениться, так как он не справлялся с хозяйством и заботами о младшем брате, однако жена брата, не смогла заменить сироте мать. Пятилетний Стефан очень привязался к среднему брату Роману. Но Роман, с ранних лет стремившийся к иноческой жизни, через три года после смерти родителей, пожелал уйти в монастырь, и Илларион отвез его в Оптину Пустынь. Роман вскоре был пострижен в монашество с именем Рафаил. Стефан очень скучал по брату и мечтал уехать к нему и поступить в монастырь. В зимние месяцы, свободные от работ в деревне, он посещал своего брата.

Когда Стефан подрос, то стал просить брата отпустить его в монастырь. Наконец, в 1905 году Стефан, освобожденный от воинской службы по состоянию здоровья, получил паспорт и уехал к брату Рафаилу.

В 1909 году молодого послушника определили келейником к старцу Иосифу, в Иоанно-Предтеченский скит. Скит находился в полукилометре от монастыря. Впоследствии он часто вспоминал о том времени: "Жили мы со старцем, как с родным отцом, вместе кушали, вместе читали, слушали его наставления".

9 мая 1911 г. скончался старец Иосиф, и в его келью перешел старец Нектарий. Стефан остался при нем келейником и стал его духовным сыном. В этой келье он прожил со старцем Нектарием до закрытия монастыря.

В 1917 году Стефан принял пострижение в монашество с именем Севастиан. Под руководством двух старцев о. Севастиан воспитал в себе кротость, рассудительность, высокий молитвенный настрой, милосердие, сострадание и другие духовные качества. В 1923 году, за два месяца до закрытия Оптинской Пустыни, о. Севастиан принял рукоположение в иеродиаконы.

После закрытия монастыря о. Севастиан, по благословению старца Нектария стал приходским священником: служил в Козельске, затем в Калуге. В 1927 году он был рукоположен в иеромонаха. По промыслу Божиему о. Севастиану пришлось некоторое время служить в Тамбове. Наконец, в 1928 году он получает назначение на приход в г. Козлов (Мичуринск) в Ильинскую церковь, где настоятелем был протоиерей о. Владимир Нечаев (отец Владыки Питирима), здесь он прослужил пять лет. В 1933 году о. Севастиан был осужден на десять лет, и отправлен в Карагандинские лагеря, в Казахстан.

О своем пребывании в лагере о. Севастиан позже рассказывал своим духовным детям: "Когда меня принуждали отречься от Православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража менялась через два часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила надо мной такой "шалашик", что мне в нём было тепло". Безбожникам стало ясно, что силой сломить волю праведника не возможно, и тогда его решили отправить на "перевоспитание" в барак к уголовникам. Со временем слабый, больной священник своей кротостью и любовью покорил всех: привел к вере в Бога весь барак.

Верные духовные дочери старца последовали за любимым старцем, они устраивались на работу в колхозе, расположенном недалеко от лагеря, работали в медицинских учреждениях. Они опекали своего духовника все десять лет его заключения: носили еду, покупали ему все необходимое. Позже ими был куплен в г. Караганде домик в Михайловке (район города) на Нижней улице.

Из воспоминаний духовной дочери старца Татьяны В. Тортенстен: "В конце 1943 г. поехали за батюшкой. И в начале 1944 г. привезли его в свой собственный дом. Он ходил по дому, все по-хозяйски осматривал и говорил, что нужно переоборудовать.

- Да зачем же, батюшка, не в Казахстане же нам вековать, вот кончится война и поедем с Вами на родину.

- А кто нас там ждет? - спросил батюшка... Здесь вся жизнь другая и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя... Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая родина, ведь за десять лет уж и привыкли.

Вот так и остались все до смерти в Караганде и похоронили мечту вернуться домой... Когда батюшка обосновался на Михайловке, к нему стали съезжаться монашествующие со всей страны, и не только монашествующие, но и глубоко верующие, ищущие духовного руководства миряне. Ехали и из Европейской части, и с Украины, и из Сибири, и с дальних окраин Севера и Средней Азии. Он всех принимал с любовью и помогал устроиться с жильем... Хлопотали об открытии церкви не один год. Наконец разрешили в 1952 г. открыть молитвенный дом. В нем разрешалось выполнять все требы: крестить, венчать, отпевать покойников, собираться читать молитвы, исповедовать. Но службы церковные совершать не разрешалось. Причастия не было. Матушка Агния стала писать большие иконы для иконостаса... Священников батюшка подобрал себе сам. Сначала приглядывался к кому-нибудь из прихожан, потом звал к себе и говорил: "А Вам надо быть священником".

Через три года, по молитвам старца, было получено разрешение на открытие церкви в Михайловке. В 1955 году состоялось освящение храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Из воспоминаний духовной дочери старца Татьяны Изюмовой:

- Как такового монастыря не было, но дух монастырский был присущ. Община была небольшая, монахинь было 10-12, но были и тайные. Батюшка очень любил длинные службы. В нашем храме ничего не опускалось, не сокращалось. Дух Оптиной Пустыни Батюшка старался возводить в этом храме... Великий был он, великий угодник Божий, великие чудеса творил, но тайно, скрыто от людских глаз. Свою прозорливость Батюшка скромно выражал... Он порой говорил так: "Я вас знаю больше, чем вы сами себя"... Батюшка мог лечить человеческие души своим словом, своим прикосновением. Погладит по голове, или такое вот слово скажет, которое сразу растворяет душу, приносит мир и покой...

Он был такой благообразный. Необыкновенно добрый и очень ласковый. С людьми обращался очень добродушно. Всех встречал с душевной теплотой, особенно, если человек приходил к нему впервые... Очень болезненно всё переживал, каждое человеческое горе было ему близко, как его собственное. Он говорил: "Я сам рос сиротой, и сиротское горе я воспринимаю как своё, чужое горе близко моему сердцу".

Из воспоминаний келейницы старца Севастиана Веры (Ткаченко):

- Батюшка был исключительный человек. С плачущими он плакал, с радующимися - радовался. Он всегда держал умную молитву, она была в его сердце... Когда мы жили на Нижней улице, мы кушали из одной миски. Садились за стол 5-6 человек и Батюшка с нами... Мисочку поставят одну на всех... И прямо чудо было! Ещё оставалась в миске еда, и все были сыты. Как это Батюшка умел делать?

По свидетельству духовных чад старца, он оказывал помощь верующим, призывавшим его имя, даже на большом расстоянии.

Из воспоминаний Татьяны В. Тортенстен:

- Батюшку отмечали безупречная верность церковным установлениям, постоянная забота об устроении в людских душах глубокого мира и высокая требовательность ко всем, а, прежде всего, к самому себе.

Не снисходительной была любовь его, дар большой и глубокой рассудительности был у батюшки. И всегда и во всем - умеренность. Батюшка часто говорил: "Тише едешь - дальше будешь". Или: "Самая большая добродетель - рассудительность". А главное, всегда была в нем полная вверенность Промыслу Божию. Вот каков был его пастырский облик.

Все батюшкины дети не ступали шагу без его благословения. Батюшка очень огорчался, если кто не слушался и не выполнял его советы, потому что это всегда во вред, а часто и к несчастью этого человека. Батюшка в таких случаях часто плакал. Часто батюшка плакал и во время исповеди...

Батюшка считал, что очень важно прикладываться к иконам и ставить свечи. Иногда он звал к себе кого-нибудь из своих духовных детей или прихожан и давал пучок свечей. Иной раз большой, иной раз меньше. И говорил: "Молись и ставь свечи почаще"... Если батюшка замечал, что кто-либо не прикладывается к иконам, он говорил ему: "Ты, дорогой, когда-либо размышляешь или отвергаешь, имей в своем сердце и уме правильную рассудительность. Рассудительность есть самая высшая добродетель".

Мне он как-то рассказывал, что старец Нектарий говорил всегда, что премудрость, разум, рассудительность - это дары Святого Духа, они приводят к благочестию. И что человек, лишенный рассудительного дара, часто помышляет в себе превосходство над другим.

При общении с батюшкой само собой, неоспоримо и даже наглядно ясно становилось без лишних слов, что душа живет вечно. Что со смертью наша жизнь не кончается, основная наша сущность не умирает, а только изнашивается наше тело. Что душа не есть что-то неясное, а это - весь человек, истинный, внутренний человек. И было это так просто, так понятно потому, что он говорил об этом просто, как о чем-то обычном, всем давно известном. Батюшка высоко чтил св. Иоанна Богослова, память которого он совершал особенно торжественно, благоговейно и требовал этого от своей паствы...

Особенно он благоговел перед праздниками Пресвятой Троицы и Вознесения, как завершения искупительного дела.Преодолевая болезни, слабость, старость, он до последнего дня своей жизни выполнял свой пастырский долг, отказавшись от заветного желания своей души отойти от настоятельства на покой и принять схиму.

Тринадцать с половиной лет была я духовной дочерью батюшки. Это было счастье ни с чем не сравнимое. Такая полная во всем защита, такая любовь. Ведь что бы ни случилось, только бы успеть добежать до него, только бы успеть сообщить ему - и все, он отведет всякую беду, исправит. Даже и жизнь продлит. Как-то он сказал мне, вернее проговорился, во время откровенной беседы: "Скольким я продлил жизнь"...

От многих бед спасал нас батюшка, когда мы того и не знали, а когда знали, было это поразительно... Тихое было батюшкино водительство и заступничество. Три раза подходила в Караганде смерть к моему порогу, но батюшка не отдавал и продлял мою жизнь. Прослужил батюшка настоятелем храма одиннадцать лет, с1955 по 1966 г., до дня своей смерти. В 1957 г. он был возведен в сан архимандрита, был награжден патриархом Алексием грамотой - "За усердное служение Святой Церкви". А в конце 1965 г., ко дню именин был награжден митрой и посохом. Перед смертью, за три дня, батюшка был пострижен в схиму...

Тяжело больной старец в пасхальную ночь 10 апреля 1966 года, прощаясь со своими духовными детьми, сказал: "Прощайте, дорогие мои, я ухожу уже. Простите меня, если я в чем-либо огорчил кого из вас. Ради Христа простите... Об одном умоляю, одного требую: любите друг друга. Чтобы во всем был мир между вами. Мир и любовь! Если послушаете меня, а я так прошу вас об этом, будете моими чадами. Я недостойный и грешный, но много любви и милосердия у Господа. На Него уповаю. И если удостоит меня Господь светлой Своей обители, буду молиться о вас неустанно...

19 апреля 1966 года кончились тяжкие страдания нашего батюшки...

Случаи исцеления по молитвам старца Севастиана

( из воспоминаний духовных чад старца):

- В 1955 г. у м. Марии стала болеть верхняя губа. Губа деформировалась растущей опухолью... Хирург сказал, что надо срочно оперировать и дал направление в онкологическое отделение. Пошла матушка брать благословение на операцию, а батюшка сказал: "Опухоль уже большая, губу срежут, а в другом месте может появиться место такое. Нет, не надо делать операции. Прикладывайся к иконе Святой Троицы, что в панихидной, Бог даст, так и пройдет". Мать Мария обрадовалась... Вскоре я уехала на два месяца в отпуск. Вернулась и увидала м. Марию... На губе и следа опухоли не было. "Как же Вы губу вылечили? - спросила я. "А я не лечила ее, только к иконе Святой Троицы прикладывалась, как батюшка благословил, и опухоль постепенно уменьшаться стала и совсем пропала. Слава Богу!".

- В 1960 году из г. Ижевска приехала к Батюшке Пелагия Мельник. Уже в течение полугода она не могла есть ни хлеба, ни других продуктов. Питалась исключительно молоком и сырыми яйцами... Она просила, чтобы её пропустили без очереди, но всё безрезультатно. Внезапно открылась дверь, вышел батюшка и сказал: "Пропустите эту женщину, она очень больна". Старец дал больной стакан воды, свежую просфору и яблоко, попросил сесть на широкую скамейку и благословил всё это есть. По послушанию Пелагия всё съела и сразу же заснула. Проснулась она через сутки совершенно здоровой.

- После смерти Батюшки приехала одна женщина из Новосибирска. У неё было раковое заболевание. Она упала на могилу батюшки и громко рыдала. Потом помолилась, призывая его помощь, и, уходя, взяла с могилы земли... Постепенно у неё болезнь исчезла, и она своё исцеление засвидетельствовала.

Высказывания старца Севастиана:

"Золотая середина нужна во всем и умеренность. А в отношении служения Богу и своего спасения постоянство нужно. Оно - главное, а не спешка, не чрезмерность". "Тише едешь - дальше будешь". "Гордость страшнее всего..."

"Благодать Божия - это радость от Бога... И должен человек свой жизненный путь пройти для чего? Для любви, для добра и страдать за них должен и терпеливо страдания сносить, перейти в вечную жизнь для радости, а не для муки. Там надо радости ждать, к радости вечной стремиться. Ошибается человек жестоко, и не прощается ему. И теряет он все, что приобрел... От ропота, все пропадает и не дает заслуг".

"В деле своего спасения не забывайте прибегать к помощи святых Отцов и святых мучеников. Их молитвами Господь избавляет от страстей. Но никто не думайте своими силами избавиться от них. Не надейтесь на себя до самой смерти в борьбе со страстями. Только один Господь силен избавить от них просящих у Него помощи. И покоя не ищите до самой смерти".

"На иконах благодать Божия. Они защищают нас от темной силы. Они - помощь нам от Бога. Есть особые святыни, где накопляется благодать Святого Духа. И иконы есть особые во славе благодати, намоленные веками - чудотворные иконы. Иконы, как ручейки, от Господа несут нам благодать. К иконе надо относиться с благоговением, любовью и благодарностью Богу".

"Крестное знамение надо полагать правильно, со страхом Божиим, с верою, а не махать рукой. А потом поклониться, тогда оно имеет силу".

"Молиться можно на всяком месте, во всякое время: стоя, сидя, лежа, во время работы, в пути. Только разговаривать в храме грешно".

"За несоблюдение без причины постов, придет время - постигнет болезнь. Тогда не по своей воле будешь поститься. Господь попустит за грехи".

"В утешение старым и больным, скорбящим, что не могут в храм Божий ходить: Благословляю молиться умом молча: "Господи помилуй", "Боже, милостив буди мне, грешной". Господь услышит. Терпи болезни без ропота. Болезни очищают душу от грехов".

В октябре 1997 года по решению Синодальной комиссии по канонизации святых и благословению патриарха Алексия 11состоялось поместное прославление в лике святых преподобного старца Севастиана Карагандинского, исповедника.

22 октября 1997 года совершилось обретение мощей преп. Севастиана.

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе преп. Севастиан Карагандинский прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

http://pravoslavie.name/index.php

Что такое счастье в понимании современного человека?" (радиобеседа с игуменом Мелхиседеком,настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла - подворья Свято-Введенской Оптиной Пустыни )

то такое счастье в понимании современного человека?

- Если откроем Священное Писание, то увидим, что слово "счастье" там не встречается. А слово "радость" только в Новом завете звучит около 33 раз! Мы слышим от апостола Павла: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите". И еще говорит он: "Скорби нынешнего времени  ничто по сравнению с той радостью, которая ожидает вас". Поэтому можно провести параллель между словами "радость" и "счастье". Слова "всегда радуйтесь" апостола Павла - это  не преувеличение, а показатель  состояния его души. Апостол понимал, что это норма для любого последователя Христова. В самом деле, именно таково должно быть нормальное, повседневное состояние христианина, который идет путем евангельской жизни, искренне верит во Христа.

Возникает вопрос, где же этот путь  к радости. Апостол отвечает: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь. За все благодарите. Я думаю, что пути, к радости, к счастью -  они заключаются для нас, православных людей, именно в этом.  Во всяком случае, могут заключаться. Благодарение и непрестанное памятование о Боге. Когда  живо это чувство, что мы все находимся под кровом небесного Отца, это дает уверенность в жизни, что бы мы ни принимали - горькое или сладкое. Это дает уверенность в том, что промысел Божий совершается над нами, поэтому ничто не должно нас из духовной колеи выбить. Однажды, я сам задумался над этим словом. Ведь наше русское слово имеет глубокое внутреннее, сущностное содержание. Оно еще глубже, чем кажется на первый взгляд. Счастье,  "с - частью". Когда ты смог стать частью? Положим, я самодостаточная единица. Самозамкнутый механизм, ни в чем не нуждающийся. И во мне пусть тоже никто  не нуждается - таков светский взгляд.  А вот недаром  говорят новобрачным: мы желаем счастья в семейной жизни. И супругов называют половинками.  Говорят: это моя половина. Почему? А потому что это показывает единство их душ и тел. И вот я думаю, это и есть начаток этого счастья, когда мы смогли стать частью. Частью чего?

Когда я совершаю таинство венчания, то произношу такие слова (перевожу на современный русский, чтобы было  понятно): "Пошли им Господи единства тела и души". Стать едиными по телу -   не такая уж большая премудрость. А вот чтобы стать едиными по душе:Порой, на это уходит вся жизнь. И вот почему сейчас  кризисы, катастрофы, распад семейной жизни. Именно из-за этого, что единство тела  было, а единства души не было.

В житии Евфросиньи Московской, великой княгини Московской и Димитрия Донского, рассказано, как они были  супругами. Церковь  видела в них подвиг святой благочестивой жизни. В летописи есть такие слова: "Это были два голубка. Было такое впечатление, что они в двух телах носят одну душу и одну добродетель". В двух телах одну душу и одну добродетель. Вот это и есть счастье. Это касается семейной жизни. А монашествующие? Стать частью Церкви, частью Бога, частью братства, Божьей идеи, частью своего дела, своего послушания, которому предан человек - это разве не счастье?

- Когда вы исповедуете, вам приходится сталкиваться с тем, что человек, который пытается выстроить жизнь в одиночестве, самодостаточности, гордости - этот человек несчастен?

- Конечно. Несчастен от своих претензий: меня  не любят, меня не понимают, меня не уважают, со мной не советуются,  со мной не считаются. А ты начни с себя. Вот этого нет. И поэтому вся беда именно от этого - от эго. Эгоизм. А счастье как раз нам напоминает, что есть другой подход к жизни. Не о себе надо думать, а слиться, подстроиться, найти компромиссное решение, золотую середину. Первым протягивать руку.

Есть такая легенда. Однажды шло счастье и вдруг неожиданно провалилось в яму. Люди проходили мимо, смотрели в яму и говорили: ой, какая беда, ой, какая беда. Счастье попало в яму. Слушай, может, ты свои обязанности выполнишь? Счастье спрашивало: какие?  - Ну, дай мне здоровья. И счастье давало здоровье. Другой просит: дай денег. И счастье давало денег. Еще просит женщина: дай хорошего мужа. Скажу, это большая редкость. Но оно давало хорошего мужа. Еще: дай престижную работу. И счастье давало. И только однажды один человек, проходя мимо, увидел, что счастье валяется в яме. Подошел и спросил: "Счастье, ты сюда угодило?" - "Да". "Слушай, а ты-то чего хочешь,  счастье?". И тогда счастье сказало: "Побыстрее выбраться отсюда". Человек загадал желание, чтобы счастье побыстрее выбралось из ямы. И оно выбралось, потому что человеку была дана возможность  загадать одно желание. Он думал не о машине, не о работе, не о деньгах. Он загадал - пусть счастье выберется из ямы. Оно выбралось. Пошло за человеком. И уже никогда от него не отступало. Вот что такое счастье.

Вот об этом, кстати, евангельская притча: кто  мой ближний? А кому ты нужен - тот и есть твой ближний. Иди и ты поступай также. Кто живет для себя, тот тлеет, Кто живет для других, тот горит. Один из наших поэтов написал стихотворенье: " В чем счастье? В жизненном пути. Куда твой долг велит идти. Врагов не знать. Преград не мерить. Любит, надеяться и верить".

Вот, несколько ступенек к счастью - любить, надеяться и верить. Вера - это тот стержень, тот якорь, который нас в любую бурю, в любой жизненной ситуации нас удержит, потому что Бог не обещал безбедного плавания. Но Он всем нам обещал тихую пристань. А это дает не знание. Это дает вера. Ведь без проблем, без болезней, без напраслины, в полном благополучии жизнь наша христианская не проходила ни у подвижников, ни у святых, ни у апостолов. Что далеко ходить? Из 12 учеников христовых, даже из 11, кроме  Иуды, один только своей смертью умер, Иоанн Богослов. А остальные - насильственную кончину приняли. Все ученики Христовы через это прошли.

Надеяться и верить. Верить, что этот путь временный. Ищите Царство  Божие. Все остальное приложится вам. И когда мы себя считаем частью неба, это и делает нас счастливыми. А то мы считаем, что мы - часть  земли, и что вот здесь, сейчас надо обустроиться, все силы отдавая этому.  Как один человек спросил другого: вы в храм входите? - Да нет, мне некогда, работа и дела не позволяют. А вот старец Афонский сказал: "Любить  Бога никакие дела не мешают". Спросил эконома из другого монастыря: " А ты, когда трудишься, ты молишься?" - "Нет, я  утром помолюсь и вечером.  У меня много людей в послушании, в подчинении. И мне некогда молиться ". И он был удивлен. Потому что старец сам был эконом Афонской обители. Огромное количество братии, забот, послушаний. А он был в Боге.

Еще пример. Юноша и девушка пылко любят друг друга. Они едят, спят, работают, заняты своими проблемами. А из головы у них один или другая не выходит. Почему? А это любовь, человеческая любовь. Всем понятный житейский пример. Если ты любишь, то думать о предмете любви ничего не мешает.

- Кто является автором молитвы оптинских старцев? Несколько старцев или кто-то один? И почему она в современных молитвословах, в том числе издаваемых издательством Оптиной Пустыни, печатается в сокращенном виде?

-Точных сведений найти не удалось. Никаких анкетных материалов, сведений, летописных  замечаний нет, в дореволюционных оптинских изданиях она не появлялась. Единственно, что  когда к нам в 90-х годах приехали иммигранты первой, второй и третьей волны, их родственники привезли из Франции оттиск молитвы оптинских старцев, набранной еще на церковнославянском языке.

Они  говорили, что впервые за рубежом начали  печать эту молитву. Как раз она и пролила свет на те варианты, которые ходили в разночтениях. Потому что было несколько разных концовок. Тот, о котором идет речь,  был сокращенный вариант: "Научи меня надеяться, верить, терпеть, прощать и любить. Аминь". Но она есть и в расширенном  варианте.

Но это уже поздние вставки, Потому что этот привезенный оттиск со старинной типографии, показал, что она была  такой, какой сейчас мы в большинстве случаев ее мы встречаем. Там шесть прошений  в конце - "научи меня верить, терпеть, прощать и любить. Аминь". Это   и есть подлинная, настоящая оптинская молитва. Авторство, пока, к сожалению, не известно. Она полюбилась нам, эта молитва, она отвечает запросам человеческой души. Особенно сейчас, в наши дни потрясений внешних и внутренних, духовных и экономических: "Дай мне, Господи, со спокойной душой встретить все, что принесет настоящий день. Дай мне, Господи, всецело предаться  воле Твоей святой. Какие бы известия я ни получал в течение  дня, помоги мне их принять  со спокойно душой. На все Твоя святая  воля".

После таких служб как Рождественская, Пасхальная, выходит из храма множество народу, у всех лица светятся радостью. Это каждый, я думаю, замечал в своей жизни. Поэтому вот эта радость со Христом, она, наверное, в эти минуты дает человеку быть частью, испытывать чувство счастья.

Есть еще величайший момент богослужения, тот, когда мы становимся причастниками. И опять же  смотрите, какое слово - причастник. То есть, мы приобщимся  к части - чего? Части Христовой, части Вселенской церкви. Ты соединился с Богом в момент святого причащения. Ты стал частью вселенского тела, Церкви. Потому что Церковь  - тело Христово. Через причастие мы соединились все вместе.

От единой чаши мы стали  единокровными по Христу, как сказал кто-то один из святых отцов. Почему мы  друг друга называем братьями и сестрами? Потому что  Его кровь течет в нас. И вот это причастие  - еще  один  шаг, еще одна ступенька к этому счастью. Все, казалось бы, перед нами. Все для нас доступно. Только надо жить этой жизнью.

Продолжение следует

Радонеж http://www.blagosobor.ru/node/2103

ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ АМВРОСИЙ

отрывок

оптинский старец Амвросий

отца Амвросия можно было искать разрешения всех вопросов. Ему поверяли как самые заветные тайны внутренней жизни, так и денежные дела, торговые предприятия, всякое жизненное намерение.

Люди, которые не понимали ни старчества, ни отца Амвросия, ни его духовных детей, решались осуждать старца и говорили "Его дело - душа, а не разные предприятия. Тот, кто говорит с ним о таких вещах, не уважает религии".

Но отец Амвросий прекрасно понимал, что там, где умирают с голода, прежде чем толковать о праведности, надо подать хлеба, если он есть. Сам человек высшей духовной жизни, погасивший в себе все собственные требования, он больше, чем кто-либо другой заслужил похвалу Христову за попечение о несчастных: "Я был голоден - вы накормили Меня, жаждал - вы напоили Меня, наг был - вы одели Меня". Он, как умел, служил людям своими сокровищами, а величайшие его сокровища были любовь, мудрость, прозорливость, которыми полны были его советы.

Люди, бояшиеся Бога и ищущие спасения, так зорко следят за всяким своим поступком, зная, что для внутренней жизни он отзовется бесчисленными последствиями, что они хотят, чтоб всякий их шаг был одобрен духовником, которому они доверились, - старцем.

От такого благословения у них является сознание, что этот поступок нужен и хорош, а вследствие этой уверенности достигаются для дела -смелость, твердость и настойчивость, вообше же - спокойное и ясное состояние души.

А христианство имеет бесконечно широкие взгляды, обнимая все разнообразие человеческой деятельности. Тем и велико христианство, тем и доказывается его божественный источник, что оно всеобъемлюще. Христианство, с бесконечною ширью своих светлых взглядов, благословляет труд учителя, воина, врача, землепашца, ученого, судьи, торговца, писателя, слуги, чиновника, ремесленника, адвоката, чернорабочего, художника. Оно провозглашает святым всякий честный труд и учит, как лучше всего его исполнить. Тому же учил и отец Амвросий.

Если к нему подходили люди и рассказывали, что их семьи беднеют и надо подумать о том, как бы их обеспечить, отец Амвросий не говорил: "Это не мое дело, я занимаюсь только душами". Он весь начинал гореть тем же желанием, выслушивал все предположения, внимал, расспрашивал, утверждал или дополнял то, что было задумано, или предлагал свое. А все, что благословлял отец Амвросий, не могло не удаться, потому что все было открыто.

Это громадное сочувствие, благодатная способность принять чужое горе и нужду ближе своего и поясняют все то значение, которое имел отец Амвросий для тех, кто его знал.

Среди общей холодности и равнодушия, при совершенном нежелании людей видеть и чувствовать дальше собственного существа, многим трудно живется. Нужен человек, к которому бы можно было сносить все, что волнуется в душе, которому бы без утайки можно было открыть все думы и надежды, доверть всякую тайну, чтоб стало легче и счастливее. И нужно, чтоб это чувство было разделенное, чтоб за вежливым словом не слышалось удивления тому, что ищут участия, а чтоб это участие, которого труднее всего добиться в жизни, светило во всяком звуке, во всяком движении. Нужен в жизни сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище,- сердце внимательное.

Такое сердце билось в отце Амвросии. И, конечно, такие люди, как он, не могут относиться с презрением ни к чему, что входит в жизнь их ближних.

Мелочей для отца Амвросия не существовало. Он знал, что все в жизни имеет свою цену и свои последствия. Не было ни одного вопроса, на который бы он не ответил с неизменным чувством добра и участия.

Евгений Поселянин

http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru

 

преподобные старцы оптинские

Собор Оптинских старцев

Православные веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наша

Месяцеслов

Воскресенье, 18 Октября 2009 года. Неделя 19-я по Пятидесятнице.
Мц. Харитины. Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена и Тихона, Московских и всея России чудотворцев. Прпп. Дамиана пресвитера, целебника , Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского. Мц. Мамелхвы Персидской. Прп. Григория Хандзойского.

Понедельник, 19 Октября 2009 года. Седмица 20-я по Пятидесятнице.
Апостола Фомы. Мц. Еротиды. Новомч. Макария Кионского, Афонского. Иконы Божией Матери, именуемой "О Всепетая Мати".

Вторник, 20 Октября 2009 года.

Мчч. Сергия и Вакха. Прп. Сергия Послушливого, Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Сергия Нуромского (Вологодского). Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского . Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона. Мц. Пелагии Тарсийской. Мч. Полихрония пресвитера. Мчч. Евсевия пресвитера и Феликса, в Террацини. Свт. Ионы, еп. Ханькоуского (Маньчжурия), прославленного в 1996 г. Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой Умиление .

Среда, 21 Октября 2009 года.

Прп. Пелагии. Прп. Трифона, архим. Вятского, чудотворца. Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского. Прп. Таисии. Св. Пелагии девицы Антиохийской. Мч.Игнатия Болгарского.

Четверг, 22 Октября 2009 года.

Обретение мощей прп Севастиана Карагандинского исп Ап. Иакова Алфеева. Прпп. Андроника и жены его Афанасии. Прав. Авраама праотца и племянника его Лота . Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов. Св. Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской. Прп. Петра Галатийского. Корсунской иконы Божией Матери. Прп. Стефана Нового (Серб.).

Пятница, 23 Октября 2009 года.
Мчч. Евлампия и Евлампии. Прп. Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца. Собор преподобных Оптинских старцев. Собор Волынских святых. Блж. Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского. Мч. Феотекна. Прп. Вассиана Константинопольского. Прп. Феофила исп. Страдание 26 прпмчч. Зографского м-ря от латин.

Суббота, 24 Октября 2009 года.
Ап. 70-ти Филиппа, единого от семи диаконов . Прп. Феофана исп., творца канонов. еп. Никейского. Прп. Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах . Мцц. Зинаиды и Филониллы. Прп. Льва (Леонида) Оптинского.

Начало богослужений, совершаемых в Свято-Никольском соборе Божественная литургия: будни - в 8 часов; праздники и воскресные дни - в 7 и 9 часов.

Вечерние богослужения в 16 часов.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz