По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
29 (489), 15 ноября 2009 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Святый Великомучениче Димитрий Солунский. О богаче и нищем. Святитель Димитрий Ростовский и его время. Озерянская икона Божией Матери. Святогорская пустынь. Месяцеслов.

Святый Великомучениче Димитрий Солунский

 

О богаче и нищем

Беседа Святителя Иоанна Златоуста

ерковь является для нас величайшим училищем: здесь богатые вразумляются и исправляются, а бедные находят себе успокоение и утешение. Вот и сейчас, возлюбленные, нам предстоит заняться делом учения. Последуя наставлениям предыдущего евангелия, воспользуемся ныне читанным и постараемся извлечь из него полезное для всех вас. Сегодняшнее евангельское чтение изображало нам жизнь богача и бедняка: богач утопал в неге и наслаждении, а бедняк проводил жизнь в нищете.

"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.  Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях  и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его" (Лк. 16:19-21).

Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки - из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы с одной стороны богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а с  другой стороны бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей.

"Некоторый человек был богат. Некоторый человек". Он не назван по имени, не удостоился такой чести, как Иов, о котором было написано: "был человек в земле Уц, имя его Иов" (Иов 1:1). Об его имени умолчано: как бесплодный, он лишен и имени (ведь праведных имена в книге жизни, а имена грешников изгладятся бесследно), ему оставлено только общее родовое имя - человек: это имя уж конечно для всех людей является общим. Не имея отличительного собственного имени, он отличался за то особенною суровостью своего злого нрава. "Некоторый человек был богат".

Сродный бедному Лазарю по телесной природе, он был чужд ему по наследию Христову по причине озлобленной свое воли. "Некоторый человек был". Человеком он был по внешности, а по нраву это было животное, питающееся в одиночку. "Некоторый человек был богат". Богат стяжаниями, богат преступлениями, богат медью, богат греховным ядом; озарен блеском серебра, но омрачен грехами; богат золотом, но беден Христом; много одежд имел он, но душа его не имела покрова; драгоценные одежды хранились у него, но лишь множество тли питалось ими. "Некоторый человек был богат".

Цветя богатством, он не имел цвета правды: дерево осеннее, бесплодное, вдвойне мертвое. "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон". Он облачался в порфиру, но от царства Божия был отвержен; не кровью Христовою обагрена была его порфира, она была окрашена кровью морских раковин; не залогом царства небесного служила она для него, но предзнаменовала его страшный огонь геенский.

"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно". Не о Господе веселился он, как праведные (ведь для праведных радость - память о  Боге, как свидетельствует, например, Давид: "вспоминал я Бога и веселился" - Пс. 76:4); его увеселения заключались в пьянстве, распутстве, объядении, пресыщении; одним словом он был ничем не лучше свиней, валяющихся в грязи.

"Был также некоторый нищий, именем Лазарь". Бедного Господь назвал по имени, обозначением имени воздавая ему честь. "Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его", почти потопляемый волнами нищеты, а немного спустя с честью несомый ангелами на лоно Авраамово. "Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот" богатого "в струпьях" (ст. 20).

О, каким бедствиям подвергался бедный! Тягчайшей бедностью он был пригнетен как (колос) сильным градом; палящими нарывами как искрометными угольями разъедалось его тело; отовсюду устремлялись на него потоки горя, разрушая тело и разрывая сердце; никакого послабления, никакого облегчения он не находил себе ни в чем.

"Отвне - нападения, внутри - страхи" (2Кор.7:5). Совне тело истощалось нарывами, а внутри сердце грызли неотступные заботы. Ни плодоносная нива не доставляла ему семян хлеба, ни виноград не приносил ему сладких гроздьев, ни дерево осенью не давало ему своих сочных плодов, ни другое какое из произведений земли не служило для него утешением в его бедности.

И вот этот-то человек , у которого не было ни пяди  обработанной земли, ни локтя кровли для жилья, выброшен  был под открытое небо на навозную кучу! Навоз и днем и ночью служил для него покровом, зимою несколько согревая его, а летом немилосердно обжигая. Сплошными ранами покрыто было его тело. Труд земледельца был для него непосилен, путешествия и торговые предприятия для него были невозможны, да и ни к каким другим способам борьбы с нуждою он не был способен. Во всем у него был недостаток, во всем лишение.

Стоны прежде слез рождались в его сердце, подобно терниям; потоки слез стремились по его щекам, так что от постоянного течения слез его щеки покрылись бороздами. Во сне искал он смерти и наяву призывал ее, - но она не являлась. Он ждал смерти как избавления от всех трудов и забот, подобно многострадальному Иову. Ведь и тот, потеряв богатства, стада, имущества, совершенно обнаженный, снедаемый червями, лежал на гноище и желал смерти.

Вот что говорил он: "На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею,  которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад,  обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб" (Иов 3:20-23). "И желал", говорится, "напитаться крошками, падающими со стола богача" (Лк. 16:21). О, противоречие жизни! Богатый утопал в бурном потоке наслаждений, а бедный изнемогал под игом бедности, не имея ни одной капли для освежения. Отчего в самом деле течение жизни не привело их к взаимному общению? Отчего? Чтобы бедный воспринял светлые венцы за свое терпение, а богатому за то, что он довел свою душу до озверения, своими зубами пришлось грызть незрелый виноград. "И псы", говорится, "приходя, лизали струпья его".

Псы оказались человечнее богатого и добрее его. Он никогда капли масла не уделил бедному, а псы, остроту зубов укрощая человеколюбием, мягким языком своим врачевали его, удаляя с его ран всякую нечистоту и запекшуюся кровь; гладкость языка заглаживая его лютые нарывы, они незаметно облегчали тяжесть его ран. Богатый же никогда не удостоил бедняка милостивым взглядом или словом, хотя бы бесполезным; не бросил ему ни рубища, ни остатков еды, ни одного гроша, покрытого ржавчиной, ни хлеба, ни даже корки хлебной, тронутой плесенью, но все это отправлял через горло в свою утробу, как будто она была всеобъемлющей.

2. И что же? Каковы заслуги каждого, таково и воздаяние.  "Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово" (ст. 22). Едва избегнув тягосте и треволнений бедности, он прибыл в тихую пристань Авраама. "Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово". Видишь, как за порогом этой жизни бедность окружается попечением ангелов? "Умер и богач, и похоронили его" (ст. 22).

Относительно богатого тотчас упоминается и гроб, согласно со словами Давида: "и гробы их - жилища их на век" (Пс. 48:12). Поэтому и говорится тебе: бедный, не бойся, "когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:  ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его" (Пс. 48:17,18). Все оставит он здесь - рабов, прислужников, угодников, прихлебателей, льстецов, колесницы, златоуздых коней, бани, поместья, дома с раззолоченными потолками и мозаичными полами, царство, могущество, власть, - все это оставит он здесь и уйдет отсюда нагим. И находясь в аду, "он поднял глаза свои", - заметь, на какой глубине находился богатый и на какой высоте бедный, - "поднял" говорится, "глаза свои", богатый "увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его" (ст.23).

Почему, однако, не Лазарь увидел богатого? Потому, конечно, что кто находится среди света, тот не видит находящегося во тьме, а кто во тьме находится, тому видно находящегося в свете. И сказал: "отче Аврааме! умилосердись надо мною"! Говоришь: "умилосердись" теперь, когда уже прошло время милости. Разве ты не слышал говорящего: "суд без милости не оказавшему милости" (Иак. 2:13)? Каешься теперь, когда нет места для исповедания; не слышал разве, что сказал Давид: "во аде кто будет славить Тебя" (Пс. 6:6)? "Умилосердись надо мною и пошли Лазаря". Ты знаешь Лазаря? Ты узнал того, кто лежал в навозной куче, и кого ты не желал никогда удостоить равной чести с собаками? Но ведь ты -  во дни благоденствия твоего - затворил перед ним свои недра; так и я теперь - в день наказания - затворяю перед тобою недра милости. Разве ты не слышал, как Бог через всех пророков взывал к тебе, говоря: "наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда" (Ос.12:6), потому что "милости хочу, а не жертвы" (Ос. 6:6); "блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5:7), и еще: "благотворящий бедному дает взаймы Господу" (Прит. 19:17)?

Итак, где ты сеял, там ищи и пожинай; где расточил, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семян милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева. А где было сокровище твое, там пусть будет и сердце твое. "Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем" (ст. 24). Терпит наказание язык, который служил ему для наслаждения пищей; он просит каплю воды, между тем как при жизни никогда не подал жаждущему хотя бы чашу холодной воды во имя ученика.

Если бы при жизни ты поделился с Лазарем своим добром, то теперь разделил бы с ним царство; если бы тогда был сострадателен к бедным, то теперь избежал бы тяжкого осуждения, - потому что "блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь" (Пс. 40:2). Щедро бросай богатством твоим в бедных, чтобы заровнять им ту огнепальную бездну; обильным потоком пусть строуится твое милосердие, чтобы потушить тот пламень; поддержи жизнь сирот - и вот ты убил уже неусывающих червей; отри слезу вдовы - и ты освободил душу свою от гнета грехов.

Для того ведь тебе и прочтено это, чтобы ты, идя по следам немилосердного богача, не подвергся тому же самому наказанию в геенне. А ты, бедный, не унывай и не падай духом, как бы волны бедности тебя не стеснили. Взирай на славнейшего Лазаря, сюда устремляй свой взор и днем и ночью, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани, во Христе Иисусе Господне нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

Свт. Иоанн Златоуст

http://www.pravmir.ru/printer_1428.html

Святой великомученик Димитрий Солунский

ольшой праздник был в древнем городе Солуни, когда в семье римского проконсула, долго остававшейся бездетной, наконец родился сын. По этому поводу родители устроили пиршество для всего города, особенно усердно потчевали они бедных и убогих. Солуняне, разделявшие простую человеческую радость своего правителя, и не подозревали, как благодатна таинственная причина их ликования. Родившийся в тот день младенец стал даром Божиим не только для семьи проконсула, но на века сделался духовным оплотом, защитником и Небесным покровителем родного города.

Отец этого светлого ребенка, проконсул Солуни не походил на обычного римского чиновника, большинство которых было чванливыми, жестокосердными или корыстными людьми. А солунский наместник не унижал и не грабил жителей вверенной ему области: он был справедлив, щедр на милостыню, и каждый нуждающийся мог придти к нему в дом, зная, что получит помощь. Проконсул и его жена являлись тайными христианами, - то было время, когда язычество, все более лютевшее перед лицом всепобеждающего учения Спасителя, усиливало гонения. Семья солунского проконсула, не отваживаясь на открытое исповедание запрещенной религии, молилась в домовом храме, совершала добрые дела - и тем спасалась. Конечно, благочестивые родители воспитали в святой вере и своего сына, названного ими Димитрием.

С детства познавая Божественные Истины, юный Димитрий возгорелся ревностью о Господе. Его уже не удовлетворяла та скрытая христианская жизнь, какую вели его родители: пылкий юноша возжелал большего - последования Жертвенному Подвигу Христа Искупителя. Он узнавал о былой славе Фессалоникийской Церкви и скорбел о судьбе родного города, видя в нем поклонение бездушным идолам. Святой Димитрий жаждал уподобиться доблестным солунянам времен Апостола Павла, которые сделались подражателями ему и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого (1 Фес. 1, 6).

Проконсул воспитывал своего сына и для римской службы - и святой Димитрий приобрел навык в административных делах, храбрость воина и опыт военачальника. Императорский Рим был доволен наместником Солуни: эта область успешно отражала вражеские набеги, там не вспыхивали бунты, оттуда не поступало жалоб - ибо солуняне любили своего доброго правителя. Поэтому, когда проконсул умер, император Максимиан вызвал к себе его сына - и убедившись, что святой Димитрий унаследовал отцовский разум и храбрость, назначил его преемником отца.

Максимиан был свирепым врагом христианства. Напутствуя молодого наместника Солуни, император приказал ему: "Предавай смерти каждого, кто призовет имя Распятого". Гонитель не подозревал, что посылает в Солунь не убийцу-язычника, а благовестника Господня.

Вернувшись в родной город, святой Димитрий тотчас начал прославлять перед всеми Господа нашего Иисуса Христа, учить солунян святой вере. Проповедь его имела огромный успех: народ перенес свою любовь к покойному наместнику на его сына, а святой Димитрий к тому же отличался особым умом и добротой, и сердца множества людей открывались для его вести о Господе Любящем. Казалось, святой Димитрий вернул в Солунь времена апостольские: город стал Христов.

Внимание императора тогда было отвлечено войной в Причерноморье. Но вот, возвращаясь из похода, тиран Максимиан узнал, что молодой солунский наместник оказался христианином, - и впал в бешенство. Император повернул войска на дорогу в Солунь, чтобы лично расправиться со святым Димитрием и христианской общиной города.

Удостоверившись, что донос на святого Димитрия соответствует истине, император бросил его в темницу, а сам предался гнусному языческому развлечению: устроил гладиаторские бои. Поклонникам демонов, таившихся в идольских капищах, доставляло извращенную радость присутствовать при сценах человекоубийства, видеть льющуюся кровь, слышать стоны и предсмертные хрипы людей. Нечестивый Максимиан был очень жаден до подобного рода зрелищ.

Среди профессиональных убийц-гладиаторов был один боец, германец Лий, которым император особенно гордился. Этот "чемпион № 1" кровавых игрищ описывается так: "Сей Лий был вторым Голиафом: ростом он превосходил всех людей, видом и характером был подобен зверю, а голос его походил на рев рыкающего льва. От самого взгляда его и голоса трепетали все смотревшие на него. Крепость его тела была удивительна, а сила непобедима, ибо духи нечистые обитали в нем, и вследствие сего никто не мог устоять перед ним. Уже он убил бесчисленное множество людей храбрых и сильных и был весьма любим царем Максимианом. Так как сам царь никак не мог насытиться человеческой кровью, то он и любил того, кто всю свою телесную силу обратил на пролитие человеческой крови".

Этого-то своего любимца-убийцу нечестивый император решил сделать орудием расправы с солунскими христианами, совместив зверскую потеху гладиаторских боев с уничтожением последователей Распятого.

Кровожадный император и его приближенные смаковали это зрелище, а христиане тяжко скорбели, видя смерть своих братьев. Среди них был святой юноша Нестор, достойный ученик святого Димитрия. В его сердце вспыхнула решимость положить конец надругательству, сразиться с Лием и во имя Господне посрамить его силу. Но прежде чем вступить в поединок, святой Нестор пошел в темницу к своему наставнику, чтобы испросить его молитв и благословения на подвиг.

Когда из толпы солунян вышел хрупкий безбородый юноша и заявил о своем желании сразиться с Лием, император удивился. Жестокий Максимиан почувствовал даже что-то вроде жалости к этому юнцу, бывшему слишком легкой добычей для свирепого германца. Но на попытку отговорить его от поединка святой Нестор отвечал: "Если я мал и немощен, то велика и непобедима сила Христа моего, на Коего я надеюсь и во имя Коего хочу побороться с этим исполином".

Услышав ненавистное для него имя Спасителя, император заскрежетал зубами и приказал юному христианину немедленно отправляться на помост. Лий, поигрывая мощными бицепсами, встретил своего худенького соперника насмешками и с хохотом стал наступать на него. Святой Нестор оградил себя крестным знамением. Затем произошло невероятное: юноша "схватил великана, как птицу, и сбросил с высокого помоста на острые копья. Упав на них, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и погибла память его с шумом, исчезла его гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом". Народ, изумленный и восхищенный этим чудом, возгласил хвалу Христу Господу.

Смерть убийцы-"чемпиона" повергла Максимиана в лютый гнев и стыд. Император приказал немедленно казнить святого Нестора. А когда он узнал, что юноша был ободрен и послан на подвиг святым Димитрием, Максимиан решил обречь его той же смерти, какой умер его "ненаглядный" Лий. Палачи ворвались в темницу к святому Димитрию, когда страстотерпец стоял на молитве, и пронзили его копьями. Так просияли в светлых мученических венцах доблестные подвижники Христовы, святой Димитрий Солунский и ученик его святой Нестор.

Верный служитель великомученика Димитрия, святой Лупп собрал на плащаницу кровь, истекшую из его ран, в крови страстотерпца омочил он и его драгоценный перстень - знак достоинства правителя Солуни. Этими святынями, освященными честною кровью великомученика, святой Лупп стал врачевать болящих, которые, услышав о чудесных исцелениях, устремились к нему со всех концов города. Об этом донесли императору, и неистовый Максимиан приказал умертвить и святого Луппа - так верный слуга последовал в Горнее Царство за великим своим господином.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено в дорожную пыль, на съедение псам и диким зверям, однако ни одна тварь Божия не притронулась к честным останкам страстотерпца. Ночью солунские христиане взяли святые мощи и тайно предали их земле.

Когда гонения прекратились, над могилой святого Димитрия был построен небольшой храм. А в VII веке один из поклонников Солунского великомученика решил воздвигнуть на этом месте храм прекрасный и величественный. Прежние постройки разобрали, а когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого Димитрия - совершенно нетленные и источающие благовонное миро. По слову очевидцев, аромат был так силен, что весь город наполнился благоуханием.

Святое миро, истекающее от мощей великомученика Димитрия, обладало свойством исцелять любые болезни. Уже в XIV веке историк Димитрий Хрисолог писал об этой святыне: "Это удивительнее всех благовоний, не только приготовленных искусством, но и по естеству созданных Богом". По предивному чуду, проистекшему от его честных мощей, Церковь именует святого Димитрия мироточивым и воспевает ему: Твоего проливаются мира источницы приснотекущии.

Горячо любивший земное отечество, святой Димитрий по кончине своей стал могущественным небесным стражем родного города. Не раз неприятельские войска в ужасе бежали от стен Солуни, гонимые огненным сияющим мужем на белом коне в белоснежной одежде - святым великомучеником Димитрием. Во время грозного нашествия аваров один благочестивый солунянин сподобился в видении узреть святого Димитрия, молящегося ко Спасителю: Знаю я щедроты Твои, Человеколюбивый Владыко Господи; даже беззакония всего мира не могут превзойти милосердия Твоего. Ради грешных Ты пролил Свою Святую Кровь, Ты положил за нас душу Свою. Ты Сам поставил Меня стражем сего города. Позволь мне подражать Тебе, моему Владыке: дай мне положить душу за жителей сего города. Если город спасешь и людей, с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну. На следующий день после этого видения стотысячное аварское воинство без всякой явной причины обратилось в беспорядочное бегство, бросил приготовленные для штурма метательные орудия.

В середине VI века, когда в Солуни свирепствовал голод, на кораблях и пристанях стал являться Небесный воин в пернатых латах, повелевающий везти в Солунь пшеницу. Так святой Димитрий избавил свою родину от бедствия. Он спасал солунян и от чужеземного рабства: многие из тех, кто попадал в плен к врагу, взывали к любимому заступнику Солунскому и чудесной силой мгновенно переносились в родные края.

Святой великомученик Димитрий воспрещал своим поклонникам выносить из Солуни даже частицу своих мощей. Так, в VI веке византийский император Юстиниан послал гонцов, чтобы они перенесли в Константинополь часть святых останков Солунского страстотерпца, но когда те приблизились к его усыпальнице, оттуда вырвался столб пламени, осыпавший их целым снопом искр, и среди огня раздался голос: Стойте и не осмеливайтесь. Но одну из дивных святынь, связанных с его именем, великомученик Димитрий Солунский даровал России - то была доска от его гроба с чудотворной иконой святого.

В древности набеги на Солунь чаще всего совершали племена славян-язычников - это их святой Димитрий гнал от города чудесным своим явлением. И однако же просветившись светом евангельским, славяне сразу увидели в Солунском страстотерпце одного из Небесных своих покровителей.

Римская империя выбирала чиновников среди самых способных людей подвластных ей краев, не разбирая национальности. В те времена в Фессалониках селилось много славян, некоторые из них шли служить Риму. Так и проконсул Солуни, отец святого Димитрия, был не италиец и не грек, а славянин. Не случайно в Византии великомученика Димитрия Солунского считали по преимуществу славянским святым. В 907 году, когда князь Олег разбил имперские войска под Константинополем и "прибил свой щит на вратах Цареграда", - по слову летописца: "убоялись греки и говорили: это не Олег, а святой Димитрий послан на нас от Бога".

В нашем отечестве церковное почитание святого Димитрия Солунского началось сразу после Крещения Руси. Уже в XI веке в стольном Киеве был основан Свято-Димитриевский монастырь, здесь же создана знаменитая мозаичная икона святого Димитрия. А когда столицей сделался Владимир - и там был воздвигнут Димитриевский собор, на столпе которого преподобный изограф Андрей Рублев написал образ Солунского страстотерпца. Во имя великомученика Димитрия был освящен и первый каменный храм Московского Кремля, созданный святым благоверным князем Даниилом, - позднее на этом месте возник главный храм России, Успенский собор, имеющий придел в честь святого Димитрия.

Своим Небесным покровителем избирали Солунского подвижника русские великие князья Изяслав Киевский и Всеволод Большое Гнездо, принявшие в Крещении имя Димитрий. Но достойнейшим из правителей Руси, носивших это святое имя, стал благоверный князь Димитрий Донской - оплот родины и Церкви, который о храмах Божиих печаловался, землю русскую мужеством своим содержал: многих врагов, поднявшихся на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил.

В конце XII века из Солуни во Владимир была принесена чудотворная икона великомученика Димитрия, написанная на доске от его гроба. А в 1380 году, накануне Куликовской битвы, благоверный князь Димитрий Донской торжественно перенес этот святой образ из Владимира в Москву, дабы снискать благословение Солунского чудотворца на борьбу с грозным Мамаем.

Куликовская битва стала первой крупной победой русичей над татаро-монголами, но тысячи русских воинов остались лежать бездыханными на Куликовом поле. Вот тогда в русской Церкви был на все времена установлен особый день молитвенного поминовения павших за отечество, названный в честь Солунского великомученика Димитриевской родительской субботой. И первым священнослужителем, совершившим эту поминальную службу, явился Всероссийский игумен Преподобный Сергий Радонежский, а в числе молившихся об упокоении русских воинов был тогда и святой благоверный князь Димитрий Донской.

С древности и до наших дней имя Димитрий - одно из самых распространенных в русском народе Божием. Настолько родным и близким представлялся мужественный воин Христов, святой Димитрий Солунский народному сознанию, что в древнерусских сказаниях его называют не просто славянином, но русичем.

Ради спасения душ своих соотечественников, ради великой любви к ним отважился святой Димитрий Солунский на подвиг христианской проповеди среди лютых гонений, не устрашился мучений и самой смерти. Вожделенным миром и покоем сменятся тревоги нашего времени только когда мы сами обретем внутренний мир и покой, когда исполнятся наши сердца упованием на Господа Милующего. В чаянии этого воззовем же к Небесному хранителю Церкви нашей, святому Димитрию Солунскому: Кровей твоих струями, Димитрие, Церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую и соблюдая град твой невредим; того бо еси утверждение. Аминь. 

 http://www.pravoslavie.uz/

Святитель Димитрий Ростовский и его время

вятителю Димитрию было уготовано жить не просто на рубеже двух столетий XVII и XVIII, но на пограничье двух эпох - Руси царской, средневековой, Московской, патриаршей и нарождающейся России имперской, Петербургской, синодальной. Время исторического разлома всегда рождает потребность подвести итоги. Книжные труды энциклопедического характера появляются в Византии накануне ее крушения, энциклопедичным характером отмечена деятельность митрополита Макария в XVI в. Уже тогда Русь ощущала горячее дыхание рационально-просвещенной протестантской и католической Европы (и полемические религиозные диспуты русских царей с иностранными проповедниками тому свидетельство). В XVII в. в Русской Православной Церкви продолжилась деятельность по собиранию, обобщению, исправлению текстов и богослужебных, и богословских, и агиографических. Также и русские государи стояли перед выбором: или закрыть, как Китай, свои границы, или создавать государственный аппарат имперского типа вместе с прочими хозяйственными и культурными реформами. Вопрос о закрытии границ даже не ставился в России, учитывая традиционные тесные торговые и культурные отношения с соседями.

Перемены на Руси в начале XVIII в. в государственном, хозяйственном строе, в самом быте и ритме жизни, церковной жизни, были неизбежны прежде всего потому, что Европа, с XVI в., начала не на жизнь, а на смерть утверждать новый мировой порядок. С появлением протестантизма в первой четверти XVI в. появился четкий курс на экономическое и политическое процветание вместо духовного спасения. Если католики делали из христианской Церкви орудие для установления политического господства в мире, то отделившиеся от них протестанты (а это - Германия, Великобритания, страны Северной Европы) превратили Церковь в духовного арбитра, оценивающего дело спасения человека его деловыми способностями. Земной успех, жизнь в правильно организованном труде автоматически приравнивались к спасению духовному. Вся огромная духовная сила, которая давалась христианину в крещении, в Церкви, в учении, - стала расходоваться на бизнес, на материальное производство. На этом пафосе вырос весь современный капитализм. На высоком духе христианства в кратчайшие исторические сроки выросла материальная цивилизация, по техническому могуществу не сравнимая ни с одной цивилизацией за все историческое время жизни человечества. Смута начала XVII в., польская и шведская интервенция показали России воочию облик новой Европы - циничной, жестокой и прагматичной. И одними переменами в армии, как показали последующие события времен правления Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, было не обойтись.

Святитель Димитрий (в миру - Даниил Саввич Туптало) был представителем южно-русского духовенства, раньше великорусского ощутившего натиск новой Европы. Он родился в 1651 г. в Малороссии, которая в то время еще входила в состав Польско-Литовского государства, а с 1654 г., после знаменитой Переяславской рады во главе с гетманом Богданом Хмельницким, вошла в состав Московского государства, титул царя которого стал именоваться "Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец". Попытки польского правительства уничтожить Православную Церковь в своем государстве не удались. Борцами за Православие явились тогда церковные братства, которые создавали типографии, училища, больницы, занимались церковно-просветительской и благотворительной деятельностью. Воспитанником православного Львовского братского училища был Петр (Могила), будущий Киевский митрополит. В организованных им на новый лад Киево-Братской школе (коллегии) и высшего училища при Киево-Печерской Лавре получили образование и духовное воспитание многие такие прославленные в лике святых и неканонизированные деятели Русской Церкви, как святители Иоанн Тобольский (Максимович), Софроний Иркутский, Павел Тобольский, Филофей (Лещинский), Симеон (Тодорский), Арсений (Мациевич), Стефан (Яворский), которые, быв представителями южно-русского Православия, вели религиозную борьбу против римо-католицизма и поддерживали национальную и социальную борьбу русского народа против польской шляхты.

В 1668 г. семнадцатилетний Даниил Туптало принимает монашеский постриг с именем Димитрий в Киево-Кирилловском монастыре. После этого он заканчивает Киево-братскую Могилянскую коллегию. Из двух самых крупных книжных проектов митрополита Петра (Могилы): написания полного свода Житий святых на славянском языке и подготовки нового выверенного текста славянской Библии - один пришелся на долю святителя Димитрия.

Современному православному церковно-образованному человеку, привыкшему критично относиться к истории, привычно сравнивать две эпохи - до Петра I и после него. И ему нет дела до того, какая политическая и религиозная ситуация складывалась в конце XVII в. вокруг России и какая обстановка была внутри России. С интеллигентским критическим пафосом он говорит о насилии над Церковью (из-за отмены патриаршества), о насилии над традицией, бытом, внешним обликом русского человека в этот период. Аргумент здесь один, поскольку Церковь, по слову Спасителя, не одолеют и врата ада, то зачем были нужны петровские реформы? Петр I в одном из писем сравнивает положение России старой с Византией, которая не сумела организоваться для отпора врагу, в результате чего погибла. И хотя ее Церковь сохранилась, но сфера ее воздействия сузилась до минимума. Сегодняшний критик петровских реформ должен в первую очередь прислушаться к голосу великих современников Петра I - святителя Митрофана Воронежского, перечисленных выше святителей, и, конечно, к голосу святителя Димитрия, крупнейшего церковного деятеля той эпохи. Все они трудились в русле проводимых реформ, понимали значение их и убеждали своих современников поддерживать реформы. Святитель Димитрий в проповедях, богословских и епископских трудах на Ростовской кафедре обращается к самым острым темам современной ему действительности: говорит о сектантстве в старообрядческой среде, о ложности сектантского мифа о подмененном царе Петре и об антихристе, пишет о православном понимании образа и подобия Божия в человеке, утверждает, что с бородой и усами это никак не связано, призывает духовный облик христианина мерить его духовными делами и устремлениями. В проповедях в насыщенно образной форме святитель поднимает такую важную тему, как царское служение, чин царя, его символика, смысл его помазанности на царство. Идеал царя он не боится соотносить с действительностью. В образной форме, сравнивая такой недостаток Петра I, как гневливость, с бурным морем, святитель Димитрий указывает на возможные негативные последствия, если "море" не будет укрощено. Святитель Димитрий и при жизни пользовался большим уважением царя и многих аристократов, с которыми он вел переписку, которыми духовно руководил, и после кончины место его упокоения было любимо и почитаемо. Характерно, что при прославлении святителя сама императрица Екатерина II участвовала в перенесении его честных мощей. Дворянское паломничество сюда из Москвы и Петербурга было сравнимо только с паломничеством в Троице-Сергиеву Лавру. Святитель широко чтился православными как покровитель рожениц, ученичества, как помощник в болезнях нервного характера. По всей России, но особенно в Московской губернии строились церкви и устраивались приделы в честь святителя Димитрия. Многие из них, как свидетельствуют архивные документы, делались по обету.

Следует подчеркнуть и особое значение Четьих-Миней святителя Димитрия. Когда главный труд святителя, Жития святых, был опубликован, он вызвал огромный интерес и отклик в русском обществе. В монастыри и пустыни пошло много лиц, пожелавших продолжить древние духовные подвиги.

Известно, что книги святителя Димитрия широко расходились и по всем славянским странам православного исповедания и сыграли большое значение для национального возрождения. Д.С. Лихачев отмечал, что святитель Димитрий Ростовский был последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы.

Время святителя Димитрия было временем выхода России, Русской Православной Церкви на всемирную проповедь сохранившихся в чистоте христианских идеалов святости, действительной, а не альтруистской, абстрактно-правовой любви к человеку, идеалов заповеданной и переданной апостолами церковной жизни. И голос Ростовского святителя присоединился к голосу Церкви, вместе с нею возносился он в Европе, Америке, Китае, Японии и т.д. в XVIII-XX вв. Православие пришло сюда позже католичества, но пришло по-другому и с другими целями, пришло принести туда не власть иерархов Церкви или страны, а власть Бога.

Иерей Валерий Баранов, Олег Кириченко

Озерянская икона Божией Матери.

История явления иконы

сторию свою эта икона ведёт ещё с конца XVII ст., когда татарские набеги опустошали Слобожанщину.

Явилась эта икона в Озерянской местности (находится в 3 километрах от г. Мерефа, Харьковской области), когда Один из её жителей, косивший траву за лесом, за одним взмахом косы услышал человеческий стон и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и перед нею горящую свечу - при корне дерева здесь же росшего. Косарь, взявши обе половины этого образа, внёс в свою хижину и, сложивши оныя, поставил в приличном месте, и усердно оному помолился, оставив свою работу. На другой день рано утром он не обнаружил святыни в своей хижине, ибо она была на месте обретения, и была сращена, а на самом месте заструился ключ чистой воды. В то время в храме Рождества Богородицы г.Мерефы служил иерей Феодор, который и донёс об этой иконе митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию и с его разрешения построил около места явления иконы церковь Рождества Богородицы, где и была икона. Характерную особенность св. Иконы Озерянской составляет украшение из звезд, окружающее лики Богоматери и предвечного Младенца в червленой ризе, испещренной звездами. Икона, вероятно, была принесена на Слобожанщину переселенцами с Правобережья, откуда, вероятно, у неё и появились сгибы на холсте самой иконы. Богородица на иконе изображена повернувшей лицо в сторону Младенца. На ней красный платок и голубой мафорий. Правая рука её в позе моления, а левой поддерживает Младенца Христа, сидящего у Неё как бы на коленях у левой руки. Младенец одет в красную рубашку - хитон, на голове у Него такая же корона, как и у Богородицы. В левой руке Он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих жёлтые. Размер иконы был 40х34 см.

Святогорская пустынь

Благочестивый иерей Феодор видел много чудес от образа Богоматери и захотел, чтобы в его пустынном хуторе был основан мужской монастырь. В то время посетил Озерянку известный наместник Святогорского Успенского монастыря Севастиан Юхновский, который, по преданию, был тогда сильно болен. Пешком пришёл он из своей обители в Озерянку, чтобы поклониться чудотворной иконе Богоматери, и вылечился. Узнав о желании о. Феодора учредить здесь монастырь, о. Севастиан взялся помочь местному священнику. По Святогорским актам от 1696 г. видно, что благочестивый иерей Феодор передал в лице наместника Святогорского монастиря, отца Севастиана, всю свою недвижимую собственность в Озерянке Святогорскому монастырю и его настоятелю архимандриту Вассиану Василевскому для оснований в Озерянке монастыря, каковой не замедлил там устроиться ревностными трудами Святогорского наместника, отца Севастиана, и стал известен под именем Озерянской Богородичной Пустыни". Первое чудо от иконы явилось Архимандриту Севастьяну и при строителе иеромонахе Варсонофии Хвастиченко. Начало основания Монастыря относится к 1710 году. Уже в 1711 году була сооружена Богородичная церковь, что и положило начало основанию пустыни. Место это тогда было действительно пустынно. Окружали его высокие холмы и глубокие ложбины, все поросло лесом. На холме, на левом берегу реки Озерянки, и поставили деревянную церковь. Со временем поставили ещё одну церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи и колокольню с часами. Пустынь была небольшой. Братия в 1773 году владела 5 фруктовыми садами, 7 десятинами пахотной земли, 6 десятинами сенокоса, 3 десятинами леса. Численность братии тоже была маленькой. На 1787 год состав был таким: Игумен Иезекиль Туранский, 4 иеромонаха, 1 иеродьякон, 1 монах и послушники. Но существовала эта пустынь недолго, около 80 лет. В 1787 году во время пребывания императрицы в Харькове она подписала указ о передаче под руководство Григория Потемкина Харьковского наместничества. По воле "светлейшего князя Таврического" прекратили своё существование 15 монастырей Слобожанщины, среди них было закрыто Озерянскую Богородичную пустынь, Змиевской Николаевский казачий монастырь, Святогорский монастырь. Имущество их было взято в казну, а братия всех монастырей была собрана в Куряжском монастыре". Ввиду малочисленности, повелением Государыни Императрицы Екатерины II и решением Священного Синода в 1787 году пустынь была упразднена. Главный храм монастыря, освящённый во имя Рождества Пресвятой Богородицы, был разобран и перенесён в слободу Мерефу. Икона была перенесена в Куряжский монастырь, но и он был закрыт в 1788 году (не помогли даже семейные связки архимандрита Наркиса из рода Квиток), и икону перенесли в Харьковский Покровский Монастырь. Но вскоре по просьбе к Екатерине ?? украинского генерал-губернатора А.Я.Левандинова и на средства тайного советника П.Ф.Сабурова в 1796 г. Куряжский монастырь был возобновлен, а в следующем году сюда опять перенесли Озерянскую икону, где она находилась 47 лет: "Наконец, в 1796 году стараниями бывшего генерал-губернатора Харьковского и Воронежского, генерал-поручика Леванидова дозволено устроить в нём монастырь заштатный на положении общежительном. Усердием харьковских граждан обитель сия вскоре приведена была в положение изрядное; затем императором Павлом I пожалованы сему монастырю вместе с прочими мельницы, рыбные ловли и положенное число десятин земли. В 1836 году он возведён по штату во второклассный". Одной из причин улучшения материального состояния монастыря было то, что к Озерянской иконе, которая находилась здесь, все лето шёл большой поток богомольцев. Образ сей пребывал прежде в особо устроенной пустыни, верстах в 30 от Харькова, подвластной с братией харьковскому училищному монастырю, а по уничтожении перенесён в Харьков, но со времени возобновления старохарьковского монастыря в 1796 году пребывает в нём поныне.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/536449

Святый Великомучениче Димитрий Солунский

 

Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане,
посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам.
 

Месяцеслов

Воскресенье, 8 Ноября 2009 года. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Вмч. Димитрия Солунского. Прп. Феофила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах. Мч. Луппа. Прп. Афанасия Мидикийского. Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского.

Понедельник, 9 Ноября 2009 года. Седмица 23-я по Пятидесятнице. Мч. Нестора Солунского. Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах. Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском . Мцц. Капитолины и Еротииды. Мц. Марка и иже с ним. Свт. Кириака, патр. Константинопольского.

Вторник, 10 Ноября 2009 года. Мц. Параскевы, нареченной Пятница. Мчч. Терентия и Неониллы и чад их: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии. Прп. Стефана Савваита, творца канонов. Свт. Арсения, архиеп. Сербского. Прп. Иова, игумена Почаевского. Свт. Димитрия, митр. Ростовского. Прп. Нестора некнижного, Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти. Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского. Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского. Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского. Новосщмч. свящ. Михаила.

Среда, 11 Ноября 2009 года. Прмц. Анастасии Римляныни. Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его. Прп. Аврамия, архим. Ростовского. Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы. Прп. Анны Константинопольской. Прп. Аврамия, затворника Печерского. Прмч. Афанасия.

Четверг, 12 Ноября 2009 года. Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его Зиновии. Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы. Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского. Мц. Евтропии Александрийской. Мц. Анастасии Солунской. Свв. Стефана Милютина, короля Сербского, брата его Драгутина и матери их Елены. Озерянской иконы Божией Матери

Пятница, 13 Ноября 2009 года. Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха Александрийского. Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Анатолия, затворника Печерского. Прп. Мавры Константинопольской.

Суббота, 14 Ноября 2009 года. Собор Карельских святых. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии. Сщмчч. Иоанна еп. и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших. Мцц. Кириены и Иулиании. Мч. Ерминингельда, царевича Готфского. Мчч. Кесария, Дасия, Саввы, Савиниана, Агриппы, Адриана и Фомы.

версия для печати

Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ":

Рассылка CONTENT.MAIL.RU


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL (http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

Сайт управляется системой uCoz