По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
30 (490), 22 ноября 2009 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Смоленская икона Божией Матери. Одигитрия. ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО. О свойствах бесов. История Смоленской иконы Божией Матери. ШУЙСКАЯ ОДИГИТРИЯ. Преподобный Варлаам Хутынский. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Святитель Иона, архиепископ Новгородский. Месяцеслов.

Смоленская икона Божией Матери. Одигитрия

Слово в 23-ю Неделю по Пятидесятнице.

ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО

озлюбленные! Сегодня вторично (в первый раз читался в пятое воскресенье по Пятидесятнице) читается евангельский рассказ об исцелении Господом   гадаринского     бесноватого   (Лк,38,VIII,26-39). Главное в этом рассказе - картина власти зла и предостережение ученикам Христа: держаться только правого берега жизни и не уклоняться к берегу смерти. Поскольку мы настолько беспечны, что стараемся не замечать, как на наших глазах погибают в царстве зла тысячи людей, Святая Церковь вторично преподносит нам этот рассказ. В повествовании о   гадаринском     бесноватом   есть также одна очень значительная мысль, которая дается верным для укрепления их в тяжкой борьбе с грехом и злом.

Кажущаяся неистребимость зла в человеке и в окружающем мире создает впечатление какой-то безвыходности в борьбе человека со злом. Вполне естественно, что у малодушного появляется мысль: "Да где же Бог и Его Божественная помощь? Где Его благодать, истребляющая грех? Где победа над грехом, когда зло остается торжествующим?" И ползет в человеческой душе разъедающее расслабление и усиливается в дальнейшем ожесточение: "Бог далеко, и все человеческие измышления о его помощи - вымысел, и потому я принимаю жизнь, как она есть. Зло так зло; значит, так устроена жизнь".

Рассказ о   гадаринском     бесноватом   содержит мысль о действительной роли и силе зла на земле по отношению к спасающемуся. Эта мысль раскрывается через поведение зла в отношении к одержимому и место, которое отводит злу Господь. Евангелист говорит нам, что зло глубоко укоренилось в земле зла и носителям его несть числа. Об этом вопрос Господа   бесноватому  : "Как тебе имя?" - и его ответ: "Легион", потому что "много бесов вошло в него", - поясняет евангелист Лука.

Эти многочисленные носители зла претендуют на свое право распоряжаться на земле зла и потому просят Христа оставить их в покое -   бесноватый, увидев Иисуса, громким голосом кричал: "Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня" (Лк.8:28). Евангелист Матфей передает эту просьбу с новым оттенком мысли: "Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас" (Мф.8:29).

Здесь выражена мысль, что, хотя Божиему Сыну принадлежит конечная победа над злом, до момента Суда носители зла как бы свободны в своей работе и потому желают, чтобы Христос им не мешал. Они уверены, что до положенного времени они по праву обладают землею зла и ведут свою разрушительную работу. Господь дает согласие на переселение бесов в свиней (Мф.8:32), что и совершается. Бесы стремятся тут же продемонстрировать свою силу разрушения и губят свиней - те тонут в море.

Таково евангельское повествование о   гадаринском     бесноватом, указывающее на роль и силу зла на земле. Таково Божественное слово. В его свете мы должны рассмотреть свои земные пути, как они соприкасаются со злом и подчинены ему.

Вдумайтесь... Господь не истребляет бесов, а отправляет их в бездну. Бесы остаются на земле. Здесь проводится мысль о том, что пришествие на землю Божьего Сына не уничтожило самой земли зла. Если бы такое уничтожение последовало, то спасение мира было бы только простым механическим актом, совсем не ценным для разумных существ, свободно определяющих свое бытие. Такое спасение было бы даже не спасением, а актом нового творения земли и человека.

Господь разрушил лишь дела зла, т.е. дал силы и средства бороться со злом и освобождаться от его пленения. "Явился Сын Божий, - говорит апостол Иоанн, - чтобы разрушить дела диавола" (1 Ин.3:8). Самый мир зла остался на земле и после прихода Христа, и он ведет свою разрушительную работу, так как его внутренняя природа нисколько не изменилась. Насаждение зла, порча и разрушение жизни, истребление добра - вот его обычная непрекращающаяся деятельность. С приходом Христа эта работа приняла особенно обостренные формы, потому что в Христе мир зла получил явную угрозу победы над ним, угрозу уничтожения.

Об этом говорит апостол Павел, называя дьявола как "князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления" (Еф.2:2). О том же напоминает апостол Петр: "Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Пет.5:8). Итак, в мире земли и зла зло не истреблено. Легионы дьявола ведут борьбу против добра, против Христа.

Но не впадайте в уныние, прочь расслабление при нападении зла! Эти нападения были, есть и будут - они неизбежны. Более того, чем больше жизнь христианина уходит от соприкосновения с миром зла и чем она святее, тем сильнее нападения зла на этого человека.

Братия, не так ли было со всеми подвижниками и угодниками Божиими? Не так ли бывает с вами, если вы идете вслед за Христом, а не на компромисс с миром зла? Потому ликуйте, спасающиеся, когда вы терпите ради Христа. Значит, вы живы, значит, ваш свет становится таким ярким, что режет глаза сынам тьмы, значит, вы на верном пути с Богом.

Но если царство зла осталось и после Христа на земле, то продолжающаяся работа зла не уничтожает ли плодов искупления? Нисколько! Дело Христа незыблемо. Спасение человека совершено и совершается на каждом человеке в борьбе со старым, "ветхим", греховным человеком. Спасение не совершается механически, а только в борьбе со стихией зла, и душа христианина далеко не сразу освобождается от зла. Благодатные дары сеют в душе христианина лишь "семя Божие", и христианин получает лишь "начаток Духа", полное слияние с Которым может быть достигнуто только в царстве Духа-Бога.

Даже "начаток Духа" делает человека способным побеждать зло. С водворением в душе "Божия семени" кончается рабство зла. Однако земля зла остается, и борьба в душе христианина не прекращается, но постепенно суживается плацдарм зла и расширяется жизнь Духа, крепнет "новый человек".

Евангельский рассказ о   гадаринском     бесноватом   подтверждает мысль о защите человека Божественной силой и о неспособности зла противиться Богу. Господь знал о большом страдании   бесноватого   и, хотя он и не просит Христа об исцелении, Господь творит дело Своего призвания и любви.

Как только Божия сила заявляет о своем присутствии, зло уже трепещет. В невольном сознании силы Духа и в невольном подчинении ей зло готово уступить поле действия Божественной силе ("Умоляю Тебя, не мучь меня..."). Стремление отдалиться поскорее от Божественного вовсе не вызывает во зле желания бороться с Божественной силой, а только удалиться, уступив ей поле действия. Мало того. Сила зла подчиняется Божественной силе, выбирая место своего удаления. Бесы просят разрешения войти им в стадо свиней, чтобы действовать потом в том или ином месте по Божьему попустительству. Господь, щадя Свое творение - человека, попускает бесам вселиться в более низшие организмы - свиней, которые кидаются в море и тонут.

Рассказ о   гадаринском     бесноватом   раскрывает мысль о бессилии зла перед Божественным Духом. В целом же идея сегодняшнего Евангелия может быть выражена так: на земле зла зло остается и при Христе, ведет свою разрушительную работу, и не избегнуть нападений зла даже Божиим святым, но бодрствует Бог, Божия сила вяжет зло и обеспечит полную победу над ним в христианской душе.

Братия, вникните, укрепляйтесь, бодрствуйте! Ты подавляешься злом, зло всюду, всюду, и в собственной душе. Зло упорное, неистребимое, и в ночи и во дни, в молодости и в старости. Оно просачивается всюду, не щадит даже святых мгновений. Оно отравляет чистоту, наполняет душу унынием. Оно - засасывающее, гордое и захватное, как одна только мнимая правда жизни.

Вы сейчас слышали, что было в Гадарине. Это - царство смерти, царство безжизненных троп и смердящих гробов, среди которых живет пленник зла (Мк.5:5). И "сему надлежит быть". Но не бойтесь, не колеблитесь, а воспитайте в себе к этому царству отвращение, ужас, а сами стойте твердо, не вступая на берег смерти. Божией силой вы поставлены на берег жизни, а сила эта всемогуща, зло пред ней бессильно. Берегите же в себе начаток этой силы, начаток Духа, и вы будете непобедимы...

Пусть кругом бушует шквал разлившегося зла и всплески его даже тебя достигают, но будь тверд. Не шелохнись в сторону смерти! Если ты выдержишь этот напор зла и сохранишь в себе Божественное семя, то ты обессилишь зло. Как мрачный гад, оно будет извиваться у ног твоих и просить: "Не мучь меня, пощади". Зло бессильно будет против тебя, и тогда ты поймешь слова апостола: "Противостаньте диаволу, и убежит от вас" (Иак.4:7).

И в радости воскликните со святым апостолом Павлом: "И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства. Ему слава во веки веков. Аминь" (2 Тим.4:18).

Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев)

http://co6op.narod.ru/sermons/Lebedev/

О свойствах бесов

(Лк. 8, 26-39)

Евангелии находим много примеров изгнания бесов. Но сегодняшнее чтение особенно много открывает о свойствах злых духов. Во-первых, поражает их сила, и та власть, которую они могут брать над человеком, и тот ужас, который могут наводить. Гадаринский бесноватый был так страшен, "что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыню".

Но тут же видим и слабость, и даже совершенное бессилие бесов. Они не могут переступить черту, которую проведет Бог. Они так и не смогли погубить свою жертву, и даже не смогли увлечь ее подальше от берега. Бесноватый, "увидев Иисуса", "пал пред Ним", чего бесы, конечно, не могли желать.

Видим беспредельную наглость бесов: мучая человека, и не собираясь этого прекращать, они еще смеют просить не мучить их.

Узнаем, что бесы, это - духи, не занимающие пространства: вот, в одном человеке - целый легион. Но находиться они могут лишь в одном месте: сейчас они здесь, но скоро будут изгнаны, рассеются, и войдут во множество других существ.

И снова видим их бессилие пред Богом: даже в свиней не могут войти без Его разрешения. Но опять же видим и огромную силу, когда Бог предает кого-либо в их руки: вот, стадо мирных животных вдруг рванулось с места и погибло в море. Видим их нетерпеливость: они спешат наброситься на свои жертвы. Действуя более скрытно, они могли бы принести гораздо больше вреда.

Но видим и хитрость, и разум в иных случаях: они не трогают жителей Гадаринской страны, не терзают их, зная, что они и так им принадлежат. Как однажды во время недавней борьбы с алкоголем один человек сказал: "как же хочет сатана, чтобы мы пришли к нему трезвыми"! Пьяный протрезвится и опомнится. Освобожденный от бесов сядет "у ног Иисуса", одетый "и в здравом уме". Но что сказать о том, кто свободно и трезво делает бесовское дело? А ведь так и поступили гадаринские жители, спокойно и вежливо попросив Его "удалиться от них".

Видим и то, как Господь использует силу бесов во вред им же самим. Он наглядно, на низшей твари, показывает людям, что им грозит. Тех, кто создан "во Христе на добрые дела", Он учит помнить о своем достоинстве. И ужасаться надо не гибели бессловесных животных, рожденных "на уловление и истребление" (2 Пет. 2, 12), а тому, что ждет нас, разумных, богоподобных, и даже уже спасенных Господом Иисусом, если отгоним Его от себя своими делами, своей жизнью.

http://www.mepar.ru/library/

История Смоленской иконы Божией Матери

моленская икона Божией Матери - одна из самых загадочных икон в истории Русской Православной Церкви. Она написана в иконографическом типе "Одигитрия" (греч. - Путеводительница). По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой еще при жизни Самой Богоматери и показана в числе трех первых икон. Антиохийский правитель Феофил эту икону поставил в сооруженной им церкви для благоговейного почитания ее первенствующими христианами. По смерти Феофила икона оказывается в Иерусалиме, откуда привезена Евдокией, женой императора Феодосия в Константинополь, около середины V века, и помещена во Влахернском храме. По другим же источникам - в храме монастыря Одигон, отчего, вероятно, и происходит название. В монастыре Одигон (т.е. монастырь "Путеводителей") отправлявшиеся в плавание моряки имели обычай молиться перед иконой, испрашивая себе напутствия в путь или путеводительства.

Существует также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. Третий вариант появления названия иконы объясняет такое наименование тем, что икона сопутствовала в походах греческим императорам.

На Русь икона попала в 1046 г. в качестве приданого за византийской царевной Анной, дочерью императора Константина IX Мономаха, вышедшей замуж за князя Всеволода Ярославича Черниговского. После его смерти икона Одигитрии досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, рожденному от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенес икону Одигитрии - благословение своей матери - из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар: В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божией Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение.

Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: "Меркурий! изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица". Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: "Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой... Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа".

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его туфли и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

Еще не было окончательно сброшено татаро-монгольское иго, как новый враг стал теснить Русь, на этот раз с Запада. Смоленск стал одним из важнейших городов на западных границах Руси, а Смоленская икона Богоматери - защитницей и покровительницей ее западных рубежей. В XIV веке город перешел во временное владение Литовских князей. По Промыслу Божию вскоре дочь литовского князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича. В 1398 году она привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Московского Кремля, по правую сторону от царских врат.

В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов - отпустил икону, оставив в Благовещенском соборе список с нее. В воскресенье 18 января торжественно провожали Смоленскую икону из Москвы. При этом икону несли крестным ходом, великий князь и княгиня с сыновьями провожали ее до монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле.

В 1514 г., после присоединения Смоленска к Москве великим князем Василием III Ивановичем, икона стала почитаться символом единства Русских земель. В 1524 г. в Москве, в честь освобождения Смоленска от власти Литвы, был построен Новодевичий монастырь. Главный храм монастыря посвятили Смоленской иконе - собор Смоленской Божией Матери.

В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи.

В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: "Матерь Божия, спаси нас!" В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.

После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, откуда была изъята в 20-е годы XX века в музей. После 1940 года судьба Смоленской святыни неизвестна. Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году. История ее такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными, Фроловскими, воротами у Днепровского моста. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.

К началу войны 1812 года находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и Чудотворная икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.

Накануне Бородинского сражения 25 августа по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск для укрепления и поддержки мужества русских воинов, и перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением в присутствии главнокомандующего и всей армии.

Икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную Богоматерьскую церковь, где находилась до 1941 года.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально устроенном кивоте в Смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством цветных камней.

Святая икона Божией Матери именуемая "Смоленская" - одна из главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой образ заступает и подкрепляет нас указывая путь ко спасению.

Храм Смоленской иконы Божией Матери

http://pravoslavie.dubna.ru/3/history_icon.html

Молитва перед Смоленской иконой Пресвятой Богородицы, именуемой "Одигитрия".

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, госпоже Владычице Богородице, Царице небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о пренепорочная, надеждо христиан и прибежище грешным?

Приклони, о пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему. Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое: но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

ШУЙСКАЯ ОДИГИТРИЯ

Шуйская икона Богородицы находится в соборном храме города Шуи Владимирской губернии. В 1654 и 1655 годах при царе Алексее Михайловиче в России свирепствовала моровая язва, от которой умирали тысячами. Это бедствие постигло и Шую. Не находя никаких средств к своему спасению, жители прибегали к молитвам; все храмы наполнялись молящимися; не раз обходили город с крестами и иконами со слезными молениями, да отвратит Господь праведный гнев Свой. Один благочестивый человек предложил жителям одного с ним прихода Воскресенского написать общим усердием икону Смоленской Богородицы Одигитрии и поставить ее в своей приходской церкви. Лучшему в Шуе иконописцу поручено было написать икону в продолжение недели. Всю эту неделю прихожане провели в посте и молитве; в конце недели все исповедовались и причащались св. тайн, потом вместе со священником, облаченным в священные ризы, отправились в дом иконописца Иконникова, взяли уже написанную икону и, внеся в свою церковь, поставили на особо устроенном месте. С того времени моровая язва стала прекращаться сперва в Воскресенском приходе, потом и во всем городе. От иконы Богородицы стали умножаться чудеса, и благодарные жители устроили на икону сребро-позлащенный, с короною, венец, и тогда же дар усердия был ознаменован новым знаком благоволения Небесной Заступницы: одержимый долговременным беснованием юноша Иаков тут же получил исцеление. Празднование иконы совершается 28 июля с крестным ходом вокруг города - в память избавления от холеры 1831 года; 2 ноября - в память написания иконы и .прекращения морового поветрия; во вторник Пасхи - в память первого чуда от иконы, и еще в первое воскресенье Петрова поста. 

http://pokrov.gatchina.ru/ikona/huyis.htm

Преподобный Варлаам Хутынский (6/19 ноября)

отрывок

 Воистину жизнь наша кратка и непостоянна. В ней все изменяется, все вертится колесом. Она подобна сонному видению.

Преподобный Варлаам Хутынский

ести о том, что в Хутыни, прежде страшившей путников, поселился человек Божий, распространялись все шире. Сначала из окрестных селений, а потом и из самого Новгорода к преподобному Варлааму начали приходить люди за благословением и поучением. Наставления его были просты: "Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, а давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель начало и корень всякого добра". Да, проста была эта проповедь христианских заповедей, опирающихся на святыню взаимной любви, но сила слов святого Варлаама свидетельствовалась высотою его богоугодных подвигов, и потому его поучения трогали сердца слушающих. Поток паломников в его обитель возрос многократно, когда народ узнал, что Хутынский пустынник наделен от Бога даром творить чудеса.

Преподобный Варлаам очень редко и неохотно покидал свою возлюбленную пустыню. Но иногда ему все же приходилось ездить в Новгород: как ни скромны были нужды братии, все же необходимо было приобретать инвентарь, инструменты, ткани и прочее, - докучные заботы об этом брал на себя основатель монастыря. Во время таких поездок преподобный Варлаам сблизился с архиепископом Новгородским Гавриилом. Духовные беседы доставляли им обоим радость: архипастырь делился мудростью, почерпнутой из творений святых отцов, а отшельник - прозрениями, даруемыми живым опытом подвижнического жития. Однажды, прощаясь с архиепископом, на его вопрос о следующей встрече святой Варлаам ответил: "Если Бог благословит, приеду к святыне твоей на санях в пятницу первой недели поста святых Апостолов".

Странное это было обещание: явиться на санях в разгар лета. Однако накануне названного дня внезапно похолодало, выпал обильный снег и лег на землю полуметровым белым покровом. Преподобный Варлаам, как и обещал, приехал в этот день в гости к архиепископу на санях по снежной дороге и объяснил: Господь послал снегопад на погибель червям, слишком расплодившимся на полях - пусть народ не страшится, а радуется, урожай в этом году будет отменный. Владыка Гавриил рассказал своей пастве, перепугавшейся при виде летнего снегопада, о предсказании Хутынского подвижника. Действительно, на следующий день, когда снег растаял, у корней пшеницы и ржи нашли множество замерзших червей, а урожай в том году собрали невиданно богатый. (В память об этом чуде православные новгородцы начали ежегодно совершать в первую пятницу Петрова поста крестные ходы из Софийского собора в Хутынский монастырь; такие торжества проходили вплоть до революционной катастрофы 1917 года.)

После чуда летнего снегопада, явленного по молитвам преподобного Варлаама, к его келлии начали стекаться паломники из всех сословий: знатные и безвестные, богачи и нищие, воины и калеки, горожане и крестьяне, - всех любвеобильный Хутынский старец встречал одинаково приветливо. Среди паломников был князь Ярослав I Новгородский. Однажды, возвращаясь домой после долгой отлучки, князь решил по пути посетить святого Варлаама и взять у него благословение, но старец вместо приветствия поздравил его с рождением сына. Князь изумился: он отсутствовал более полугода и о рождении наследника не слышал. Однако выяснилось, что супруга князя Ярослава в это время действительно родила ему сына.

Князь проникся к Хутынскому прозорливцу пылкой любовью, начал одаривать его монастырь деньгами и земельными угодьями. Благодаря этим пожертвованиям обитель расширялась, но так же строг был пост, так же длительны ночные молитвенные бдения, так же тяжелы труды преподобного Варлаама и собранной им боголюбивой иноческой братии. Единственным днем, когда хутынская братия позволяла себе полакомиться рыбными кушаньями, был пресветлый праздник Воскресения Христова. Однажды незадолго до Святой Пасхи преподобный Варлаам поручил неким рыбакам наловить рыбы для праздничной трапезы в обители. Ловля была необычайно удачной - среди пойманного оказался гигантских размеров осетр. Рыбаки были мужичками хитроватыми, они решили утаить осетра, чтобы продать его потом в Новгороде за большие деньги, а монахам, мол, хватит рыбы помельче. Однако святой Варлаам, осмотрев доставленный ими в обитель улов, улыбнулся и спросил ласково: "Детки, малую рыбу вы привезли, а где же большая?" Рыбаки, устрашенные прозорливостью старца, упали ему в ноги, покаялись в своей хитрости и осетра возвратили.

Велика была в народе вера в силу молитв преподобного Варлаама. Один человек, живший в отдаленном от Хутыни селении, когда тяжко заболел его единственный сын, повез больного через глухие леса к святому старцу в надежде, что тот своей молитвой исцелит ребенка. Но по дороге мальчик скончался. Почти обезумев от горя, в казавшейся несбыточной надежде отец довез мертвое тело сына до обители. Преподобный Варлаам помолился: по его молитве и по вере отца свершилось дивное - умерший мальчик воскрес.

В Новгороде существовал жестокий обычай публичных казней: при всем народе осужденному привязывали к ногам тяжелый камень и сбрасывали с Великого Волховского моста в речную стремнину. Однажды, когда палач уже собирался столкнуть в воду такого несчастного, на мосту появился преподобный Варлаам и начал умолять народ, чтобы отдали ему осужденного, обещая забрать его в свой монастырь, где тот искупит свою вину покаянием. Появление всеми почитаемого старца смягчило чувства толпы, готовой к свирепой потехе - зрелищу казни; народ в один голос воскликнул: "Отдайте, отдайте его отцу нашему Варлааму!" Помилованный по просьбе Хутынского старца преступник постригся в иночество и всю оставшуюся жизнь провел в покаянии, посте и слезных молитвах.

Однако через несколько лет, когда святой Варлаам вновь подъехал к Волховскому мосту во время готовившейся там казни, на сей раз он не стал просить о помиловании казнимого, хотя и родня его устремилась к старцу с плачем, уверяя, что несчастный осужден без вины, и толпа сама вопрошала преподобного Варлаама: не отдать ли ему и этого? Но Хутынский прозорливец молча проехал мимо, и приговоренного сбросили в воду. Потом на недоуменные вопросы своих духовных детей, почему он был так милостив к первому осужденному и так бесчувственно отнесся ко второму - преподобный Варлаам ответил: "Первый осужденник, которого я выпросил у народа, был весьма грешный человек и осужден справедливо. Но как в сердце его возбудилось раскаяние, и я видел, что по вере своей он может спастись, то и выпросил его у народа и пристроил в обитель, как было угодно Богу. Другой же осужден был напрасно, и я видел, что он умирает мученическою смертью и готов ему венец от Христа. Не нужно мне было ходатайствовать о нем, потому что Сам Христос - Помощник ему и Избавитель".

http://www.pravoslavie.uz/

Собор Архистратига Михаила и прочих

Небесных Сил бесплотных

егодня, возлюбленные други мои, праздник и прославление Архистратига Божия Михаила и неисчислимого сонма Ангелов. Это великий праздник для всей Православной Церкви.

День этот (8 ноября по церковному календарю) - главный из всех праздников в честь святых Ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми. А Церковь именует его "Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных". Собор, то есть соединение, совокупность всех святых Ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, ибо они все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу.

Этот день, дорогие мои, Церковь посвятила Архистратигу Михаилу - вождю Небесных Сил, и на иконах изображают его в грозном и воинственном виде. На голове его шлем, в руке меч или копие. Под ногами пораженный им дракон. С кем и против кого воюет этот отважный предводитель?!

Мы знаем с вами, други мои, что весь ангельский мир, который был создан еще до создания человека и всего видимого мира, был наделен при творении великими совершенствами и благодатными дарами. И велико, и славно было его предназначение. Среди этого ангельского мира один из верховных ангелов - Денница - открыл в самом себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Ангелы, подобно людям, сотворены со свободной волей. И вначале они могли злоупотребить этой свободой и впасть в грех. Что и произошло с Денницей. Он пожелал быть самостоятельным, не зависящим от Бога. Мир духовный поколебался, и часть Ангелов последовала за ним.

И вот в этот момент из той же ангельской среды выступает поборник славы Божией и защитник чести ангельского мира - Архистратиг Михаил. Он властно произносит: "Никто как Бог!" - обращаясь этим призывом ко всем Ангелам. Этими дерзновенными словами он показал, что он знает Бога, признает только Его одного - Единого Бога, Творца и Властителя всей Вселенной.

"Никто как Бог!" - смело и решительно заявляет он, свидетельствуя о величии Божием. В этом его поступке проявились его личные качества: твердая вера, смелость и решительность в действиях, способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге; излучая, распространять воспринятый им Божественный свет на весь мир. Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами.

Но силы добра превозмогли над силами зла... Денница свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу. С тех пор в руках Архистратига Михаила меч, ибо сатана, свергнутый с неба, не перестает воевать против небожителей. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания. И потому они всю злобу свою устремили на людей, и в первую очередь на всех верующих в Бога.

Может ли меч Архангела Михаила при таких обстоятельствах оставаться в бездействии? Конечно, нет! Архистратиг не перестает воевать с ангелами зла и тьмы, ограждая верных чад Божиих от их коварных происков.

И борьба сия в высшей степени ожесточится перед концом мира.

Теперь всем нам должно быть понятно, почему Архистратиг Михаил изображается в таком воинственном виде. Он защитник Церкви Божией. И вид его должен приводить в страх врагов Божиих. Мы же должны радоваться, что имеем такого отважного защитника - победоносного вождя Небесных Сил. Мы должны помнить, что охранительный меч его будет всегда за нас, если только мы не вступим в союз с тем врагом, против которого борется Архистратиг Михаил. Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство Архистратига Михаила, с течением времени настолько утвердились в добре, что грех для них сделался невозможным. Не потому, что они, имея свободную волю, не могут преступить воли Божией, а просто потому, что они не захотят этого делать, не захотят грешить.

Обратите внимание, други мои, на эти слова. Не захотят грешить! Как это для нас с вами назидательно. Не захотеть грешить - значит получить возможность приблизиться к Богу и видеть Его, как видят Его Ангелы. Служить Ему и только Ему, исполняя Его повеления. Слово "ангел" означает "вестник". Такое наименование имеют бесплотные духи потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел - это тот, кого Господь может послать с поручением и который в точности исполнит то поручение.

Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Там, где Бог наиболее открывает им Свою славу, а через них и Свою волю в отношении людей. Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света. Они - светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму?..

Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовию Творца вселенной к своей твари. Некий Божественный свет широкой рекой свободно льется через них. Но не просто протекает через них, как по свободному желобу, и, не задерживаясь, истекает и пропадает. А льется так, как льется, искрясь и сияя, свет, когда он попадает на драгоценный камень. Дойдет свет до его середины и оттуда отразится ответным сиянием, и распространяется, и, множась, бьет во все стороны, преломляясь на гранях, окрашивается в изумительные цвета, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.

В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отраженном сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемненном, но сиянии приумноженном и радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаем Бога!

Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет. Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию - нам нужны посредники, которые так преобразуют ее, что она становится доступной и нам. И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.

Други мои! А отражают ли люди этот воспринятый ими Божественный свет? Способны ли люди на это?! Да! Люди безупречной жизни и пламенной любви к Богу зримо для окружающих в определенные моменты жизни светятся этим Божественным светом. Читая жития святых, мы найдем много примеров тому. Про таких людей богослужебные тексты говорят нам: "Ангельски пожив на земли... - или - житие твое равноангельно бысть". Назову вам как пример два имени наших соотечественников, живших в очень близкие к нам времена. Это всем нам хорошо известный преподобный Серафим Саровский и менее известный Харьковский святитель Мелетий. Оба они носили в своих сердцах горящий пламень любви к Богу.

Вспомните также повествование из Деяний апостольских. Когда судили первомученика архидиакона Стефана, он сказал, что видит небо отверстым и славу Божию - и все, сидящие в синедрионе, видели лицо его, как лицо Ангела. Это свидетельствует о возможности и доступности для нас еще в этой земной жизни уподобляться Ангелам. Было бы только стремление к этому с нашей стороны.

Чтобы и мы с вами реально ощущали бытие Ангелов и их постоянное присутствие, очистим свое сердце и душу от греховных помыслов, желаний и тем более дел. Стой постоянно на страже твоей души, пекись о ее чистоте - и увидишь и Ангелов, и с их помощью приблизишься и к Богу, и увидишь Его, ибо сказано: чистые сердцем Бога узрят. (Мф.5,8). Очисти свое сердце и удостоишься тогда высокой радости, как некогда праотец Авраам, принять под сенью своей Ангелов. Старайся избегать общения с грешниками и сам не твори греховных дел - и тогда, как праведного Лота, изведет и тебя за руку твой Ангел из погибельного окружения мирской суеты. Будь кротким, смиренным, побеждай зло добром. И тогда, как некогда Иакова, встретит и тебя на пути твоего шествия к Богу сонм Ангелов (Быт.32,1). Уясните себе, други мои, как важно нам зорко следить за своим поведением, чтобы не удалять от себя наших верных помощников - Ангелов.

По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как еще здесь, на земле, мы должны заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание. В тот их собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем!

Но для этого мы должны приобрести и мысли, и чувства ангельские. От нас требуется очистить место для любви, приготовить свое сердце для принятия в себя любви сверхъестественной, той любви, которой от нас ждет Бог. И это несложно! Живи по евангельским заповедям - и достигнешь необходимого. А они не являются невыполнимыми. И в этом деле опять помогают нам Ангелы, просвещая наш ум познанием Святого Евангелия. Сознавая важность нашего тесного союза с Ангелами, поставим себе, други мои, цель, чтобы каждый прожитый день не разъединял нас, а сближал с Ангелами, особенно с нашим Ангелом Хранителем.

Для этого очень полезно читать ежедневно не только молитвы к Ангелу Хранителю, вошедшие в состав наших утренних и вечерних молитв, но и специально составленные в помощь нам "Размышления на каждый день об Ангелах". Их всего 31, по числу дней в месяце. Они кратки по содержанию. И они помогут нам любить Бога, как должны любить верные чада Божии. Особенно если почаще будем произносить слова из размышления на 19-й день.

"Вдохни в мое сердце, Ангел мой, хоть несколько искр той любви, которою ты пламенеешь!" В заключение к нашему очень краткому пояснению значения нынешнего празднества в честь Архистратига Михаила и всего Собора Ангелов Божиих добавим еще следующее.

Мы знаем из Священного Писания, что в день Страшного суда Господня, в день восьмой, когда придет Сын Человеческий в славе Своей и все святые Ангелы с Ним, пошлет Господь Ангелов собрать по всему миру и сжечь плевелы, а пшеницу - то есть избранных верных чад Своих - убрать в житницу Его.

О, если бы они тогда взяли в числе этих избранных и нас, ныне с честью празднующих их Собор! Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

http://www.wco.ru/biblio/books/

***

Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от нас молниеносным мечом твоим духа лукавого, искушающего нас.

О великий Архистратиже Божий Михаиле - победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов наших, видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит нас Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Архангел Михаил

Святитель Иона, архиепископ Новгородский

Ему молятся при различных заболеваниях

Исправление веры и образ кротости и, якоже сад посреде рая, преподобными делы твоими мир просвещаеши. И сего ради к тебе любовию прибегаем и верно вопием: предстани в помощь воспевающим память твою светоносную, отче Ионо, и моли спастися душам нашим.

Месяцеслов

Воскресенье, 15 Ноября 2009 года. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними. Прп. Маркиана Кирского. Новосщмчч. еп. Викторина и иерея Василия. Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери.

Понедельник, 16 Ноября 2009 года. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Мчч. Акепсима еп., Иосифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма вмч. Георгия в Лидде. Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их. Прп. Акепсимы (Акепсима), пустынника Сирийского. Прав. Снандулии Персидской. Прп. княж. Анны, дочери кн. Всеволода I Ярославича.

Вторник, 17 Ноября 2009 года. Прп. Иоанникия Великого. Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера. Прп. Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Никандра Городноезерского. Блж. Симона Юрьевецкого.

Среда, 18 Ноября 2009 года. Мчч. Галактиона и Епистимы. Свт. Ионы, архиеп. Новгородского. Свт Тихона патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия и Филолога. Свт. Григория, архиеп. Александрийского. Мчч. Домнина, Тимофея, Феофила, Феотима, Дорофея, Евпсихия, Картерия, Памфила, Агафангела и Кастора, Палестинских.

Четверг, 19 Ноября 2009 года. Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исп. Преставление прп. Варлаама Хутынского . Свт. Германа, архиеп. Казанского. Прп. Луки, иконома Печерского. в Ближних пещерах . Прп. Варлаама Керетского. Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны. Прп. Луки Тавроменийского .

Пятница, 20 Ноября 2009 года. Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра и др. Прп. Лазаря Галисийского. Прп. Зосимы Ворбозомского . Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского. Мч. Феодота корчемника. Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина. Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии. Новосщмч. Кирилла, митр. Казанского. Иконы Божией Матери "Взыграние".

Суббота, 21 Ноября 2009 года. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных: Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Прав. Марфы, кн. Псковской.

версия для печати

Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ":

Рассылка CONTENT.MAIL.RU


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL (http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

Сайт управляется системой uCoz