"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Икона Божией Матери "Скоропослушница", Святитель Нектарий, Эгинский чудотворец, Святой Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский, Терпение со смирением - корень всех благ, Месяцеслов. |
Икона Божией Матери "Скоропослушница"
К Богородице притецем сущий в бедах, и ко Святей иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: скоро наше услыши моление, Дево, яко Скоропослушница нарекшаяся: Тебе бо раби Твои в нуждах готовую помощницу имамы.
Неделя 24 по Пятидесятнице
Евангелие от Луки, 8 глава, 41-56 стихи.
огда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром..."
Мы с вами уже знаем, что женщина на библейском языке - это жизнь, церковь, жизнь религиозной общины, вообще жизнь человеческая. Также и то, что все, что написано в Священном Писании, надо рассматривать как на личностном уровне, так и в общем плане - на уровне общин, человеческой массы. В данном случае речь идет о жизни человека верующего, ибо женщина явно была из иудеев, то есть из народа веры.
Итак, кровоточивая... Сказал пророк: "Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас" (Книга пророка Исаии, 64 глава, 6 стих). Кровь на языке символов - это жизнь, душа. И в негативном плане (а здесь мы видим именно негативное значение этого знака) кровь - это жизненное, плотское, кровавое, агрессивное. Праведность человека веры должна быть чистой, белой, незапятнанной, как написано: "Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему [Богу] славу; ибо наступил брак Агнца (приход в сердца верных Иисуса Христа - Агнца непорочного, отдавшего Себя в жертву за грех мира. - Авт. ), и жена Его (жена - здесь Церковь. - Авт. ) приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый (виссон - тонкая, дорогая, льняная белая одежда. - Авт.); виссон же есть праведность святых" (Откровение, 19 глава, 7-8 стихи). "Будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди [закона] пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам" (Второзаконие, 6 глава, 25 стих). "Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло (увясло это головной убор, здесь - чистота, праведность веры и понимания. - Авт. )" (Иова, 29 глава, 14 стих).
Все, что написано в Библии, написано для нас, и о нас, посему читая евангельскую историю об исцелении кровоточивой, мы должны взглянуть через призму Слова Божьего в первую очередь на себя. Кто мы? Какие мы? Действительно ли ученики Христа? Текут ли потоки воды живой из нашего чрева (чрево, живот - синоним жизни)? Впитываем ли мы всеми фибрами души своей живительную влагу веры смиренной, действующей любовью, - веры, которая от слушания Слова Бога Живого? И являемся ли мы для окружающих источником любви, радости, мира, чистоты? Источником милосердия? Осмыслили ль мы это: "А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него:" (Евангелие от Иоанна, 4 глава, 14 стих и 7 глава, 37-39 стихи)? Может, мы все-таки кровоточим? Кровоточим духом насилия и корыстолюбия, злой похотью и любостяжанием, которые есть идолослужение; гордостью, агрессивностью, нелюбовностью, нетерпимостью, эгоизмом? Кровоточим, а потому и страдаем, и мучимся от всяких напастей: страха, болезней, бедности и других плодов проклятия греха:
А если так, если наша жизнь всё же кровоточит вот уже "двенадцать лет" (12 - число полноты человеческой натуры), то не время ли нам понять, что довольно уже надеяться на сынов и князей человеческих, ибо нет в них спасения!? Не время ли уже не только устами, а и всем сердцем приблизиться к Единственному Лекарю душ и тел наших? Не время ли, "подойдя сзади", прикоснуться к краю одежды Его, к праведности Христа? Сзади, потому что кто стал с Господом на прю, выступил против Него, и остался живым? Сзади, потому что Он впереди, а мы - за Ним. Он Бог, а мы - народ веры; Он Учитель, а мы - ученики Его; Он Отец, а мы - дети Божьи, сыны Божьи по благодати Христовой. Он Христос, а мы - христиане! Вот тогда и очистимся, тогда и станем здоровы. Тогда сила Господня войдет в нашу жизнь, и в тот же час прекратится кровотечение. И услышим из уст Того, имя Которого - Спас душ наших: "Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром".
И не будет уже стыда и страха, а праведность, и мир, и радость в Духе Святом: Аминь.
протоиерей Олег Ведмеденко
www.vedmedenko.org
Святитель Нектарий, Эгинский чудотворец
(Память 9 ноября)
"Утешайте, утешайте народ Мой" Ис. 40:1
огда Церковь ожидают страшные испытания, Господь наш Иисус Христос посылает верующим в Него обильные утешения. Таким утешением стали для верующих Греции, а затем и всех чад Божьих, подвиги, труды, молитвы и чудеса Святителя Нектария, митрополита Пентапольского.
Святитель Нектарий перенес уничижение, бедность, клевету и поругание со стороны служителей мира сего. Но Святой Нектарий и возвышен Истинным Богом в знамение для верных и неверных, и прославляется истинной славой на небесах, и ублажается служителями Бога Небесного.
Родился будущий Чудотворец в 1846 году в Силиврии Фракийской и во святом крещении был наречен Анастасием.
Бедность родителей, благочестивых Димоса и Василики, заставила Анастасия в четырнадцать лет покинуть их и отправиться в Константинополь на поиски заработка. Уже тогда проявилась простая и детская вера святого. Не имея достаточно денег, чтобы добраться до столицы, Анастасий пришел к пристани и обратился, нимало не сомневаясь, к первому попавшемуся капитану. Капитан ему отказал, но, дав приказ отплыть от берега, убедился, что корабль его не двигается с места. Увидев, что Анастасий еще стоит на берегу, моряк пригласил его на корабль. Так святой оказался в городе.
В Константинополе Анастасий нашел себе работу у табачного коммерсанта, жадного и скупого, который, видя беззащитность юного Анастасия, не платил ему чаще всего даже того жалкого жалованья, что был должен. Поэтому святой ходил голодный, оборванный и чуть ли не босой. Тогда он, зная, что Господь питает сирых и убогих, решился написать Ему письмо. Вот это письмо, из которого как из семени произросли все богословские труды Святителя:
"Мой маленький Христос!
У меня нет, во что одеться. Пошли мне, что сочтешь нужным. Ты знаешь, как я люблю Тебя. Анастасий".
На конверте было написано: "Господу Иисусу Христу, на небеса". Видя засвидетельствованную и запечатанную веру Своего ученика, Господь снизошел к нему: письмо взялся отнести на почту торговец из соседнего магазина, но увидев адрес обомлел, открыл письмо, и решил помочь юноше, к которому и без того испытывал большое сострадание, зная немилосердие своего соседа-торговца.
Тогда же, в этот нелегкий период жизни, будущий чудотворец стал печься о душах ближних: не имея никаких средств к просвещению своих единоплеменников, он стал писать на листах оберточной бумаги изречения из Священного Писания и из благочестивых книг. Когда же покупатели разворачивали покупку, то перед их глазами было Слово Божие. Потом эти изречения Святитель собрал в одну книгу под названием "Сокровище изречений". В предисловии к этой книге он пишет:
"С самого раннего возраста я жаждал сделаться учителем. Желание это было настолько сильным, что я обратился к доступным мне сокровищам и стал собирать изречения. Но самым трудным из-за недостатка средств было передать их читателю. Мне пришла в голову мысль, что я смогу использовать как листки для издания оберточную бумагу. Каждый день я записывал на этих "листках" изречения из моего собрания, чтобы покупатели, хоть из любопытства, смогли бы поучаться в том, что мудро и достойно".
Чудотворец, еще будучи юн, смог посетить Святую Землю. С этой поездкой связан замечательный случай. Корабль, на котором Анастасий плыл, стал подвергаться страшному разрушению в шторм, и моряки, видя, что спасение судна немыслимо, стали готовиться к тому, чтобы спасаться самим на подручных средствах. Анастасий же обратился к Богу с молитвой, видимо, сознавая, что ему предстоит прославить Бога еще многими трудами и молитвами. Он отправился, захлестываемый волнами, на нос корабля и стал опускать на веревке в волны свой нательный крест, который содержал в себе частицу Креста Господня. Святой произнес: "Успокойся, перестань", повторяя слова Господа, и, о чудо! буря утихла, но, о горе! крест отвязался от веревки и утонул!
Доплыв до порта, корабль пристал к берегу, но когда огорченный Анастасий спускался по трапу, послышался стук где-то у ватерлинии корабля. Озадаченные матросы спустили одного из них посмотреть, откуда идет стук и обнаружили: что бы вы думали? обрывок веревки и на нем нательный крест Анастасия.
Вскоре желание учиться и учить других тому, что мудро и достойно человека, осуществилось для Анастасия. Он становится наставником в школе братства "Гроба Господня". А затем, когда ему исполнилось двадцать лет, уезжает на остров Хиос преподавателем в сельскую школу.
Спустя семь лет - 7 ноября 1875 года - Анастасий Кефалас принимает монашеский постриг в известном монастыре "Неа Мони" и получает имя Лазаря в честь Преподобного Лазаря Галисийского. В течении трех лет святой исполнял должность секретаря при этом монастыре. Блаженной памяти Митрополит Григорий Хиосский возводит Лазаря в сан диакона и при этом рукоположении дает ему имя Нектарий.
По милости Божией, у Нектария появился богатый покровитель, Иоанн Хоремис, увидевший благочестие святого. Так Нектарий отправился в Афины, где его заметил Александрийский патриарх Софроний и направил учиться на богословский факультет Афинского университета. Проучившись там с 1882 по
1885 год, Нектарий стал бакалавром богословия и счел, что больше принесет пользы Святой Церкви в Александрии. Здесь он был возведен в священническое достоинство Патриархом Софронием, а в 1889 году - в сан митрополита, получив титул Митрополита Пентапольского. Он исполнял должность викария Патриарха в Каире. Так Святитель и Чудотворец достиг того, что люди называют славой.В греческой столице для Святителя Нектария начинается новый, может быть самый поучительный и многоплодный период служения. Он становится директором известной Ризариевской школы, которая готовила юношей к принятию священнического сана. Эта гимназия основана в начале XIX века купцами Ризариями, долгое время, кстати, жившими в России. Преподавались там и общенаучные предметы. Святитель руководил общим воспитанием будущих пастырей, преподавал в старших классах богословие. Литургисал он в семинарской церкви в честь Великомученика и Чудотворца Георгия.
Святитель, окруженный надеждой греческой нации - будущими пастырями, стремился преодолеть дух времени, который вливался в их души. Да и не могло быть иначе в Афинах, где все более и более усиливалось западное модернистское влияние. Святому Нектарию ставили в пример широкое развитие естественных наук, которые он, "отсталый" монах, по мнению некоторых преподавателей школы, был уже не в состоянии понять. Но святой взирал на небеса, и даже в занятиях агрономией, которые он хотел проводить для учеников, он видел прообраз того, как эти будущие пастыри будут взращивать в душах пасомых истины веры Христовой
.Нет, не строгостью, не сухими поучениями воспитывал этот монах своих учеников. Рассказывают о случае, когда он наказал себя трехдневным постом за... драку своих питомцев. Не стоит и говорить, что это вызвало немедленное покаяние провинившихся.
Архимандрит Иоаким (Спетсиерис), который лично знал Святителя и оставил его биографию, которой мы пользуемся, приводит такие слова святого, сказанные им в те годы: "Когда человек в конце концов поймет свое назначение, постигнет смысл своей судьбы - то есть, то, что он - дитя Небесного Отца, другими словами, постигнет бытие Высшего Блага, - он презрит все блага мира сего. Это правда, конечно, что добродетельный человек терпит много искушений и унижений в этом мире, но в глубине своего сердца он радостен, ибо совесть
его спокойна. Мир обычно ненавидит и презирает добродетельных людей, однако, он и завидует им, ибо, как сказали наши предки, даже враги восхищаются добродетелями".Подлинный Афон не просто географическое понятие. Где подлинный монах, там - и гора Афон. А монах Нектарий жил в Афинах. Казалось бы, погруженный совершенно в суету школьной жизни, забот об издании книг, в планах статей. Но была и вторая - не главная ли? - жизнь, где было молчание, пост, бдение и
молитва. И милостыня, обязательная для каждого христианина, мирянина или монаха. В одно воскресенье, служа в Богородицкой церкви Золотого Грота в Афинах, Святитель увидел, что священник рядом с ним - в изорванной рясе. Митрополит не долго думая снял с себя рясу и дал тому. Нектарий же вернулся в его потрепанной рясе обратно в школу, где получил нагоняй за "юродство". Тогда-то Святитель и сказал свои знаменитые теперь слова:"Мой дорогой друг, здесь, на земле, - время очищения. Без Господа Иисуса Христа это очищение не имело бы смысла. Если вы признаете этот факт, вы не можете ставить себе пределов: до этого я дойду и не далее. С какой стороны вы ни посмотрите на жизнь, вы найдете в ней все, кроме благоразумия".
. В 1899 году после смерти Патриарха Александрийского Софрония египетские греки предложили Святителю Нектарию выдвинуть свою кандидатуру на выборах Патриарха. Ненадолго святой вернулся в Египет и тут же покинул его, увидев, что духовенство поддерживает другого кандидата. "Исполняя просьбы моих соотечественников я отправился в Египет, но не для того, чтобы вызвать недоразумения и раздор, но чтобы принести мир и любовь",- сказал он тогда отцу Иоакиму (Спетсиерису).
Нет, не титул Патриарха Господь готовил Митрополиту Пентапольскому, а славнейшее имя Чудотворца Эгинского. Как это случилось? Святитель давно питал желание основать женский монастырь вблизи Афин, потому что он знал многих благочестивых женщин, стремившихся покинуть мiр и принять ангельский образ. На острове Эгина, как рассказал ему настоятель одного из здешних храмов Архимандрит Феодосий (Папаконстантину), было много полуразрушенных церквей и монастырей, и даже полностью брошенных обитателями. 10 сентября 1904 года Святой отправляется на этот остров и своими руками начинает восстанавливать маленький храм в честь Пресвятой Троицы, при котором были и две келлии. 1 июля 1906 года заложен первый камень в постройку Троицкой церкви. Прибыла и очень уважаемая им слепая мать Ксения (Строгилос), и еще несколько послушниц. Так начал воздвигаться светоч,
о котором говорил Святитель монахиням: "Я воздвигаю для вас маяк, и Господь возжжет в нем огонь, который просияет по всей вселенной. Многие увидят свет и придут в Эгину". При жизни это исполнилось так, что число монахинь значительно увеличилось, но лучшее Господь предусмотрел для того времени, когда Святитель почил.В 1908 году Митрополит Нектарий окончательно покидает шумные Афины и переселяется в Эгину.
2 июня бывший митрополит Пентапольский освящает церковь Пресвятой Троицы. Здесь он предстоял пред очами Господа, усматривающего и в ангелах недостатки. Здесь ему довелось подготовиться к переходу в мiр иной. А пока и на острове Нектария достигали уколы врагов, а точнее - одного врага нашего спасения. Святитель строил обитель на Эгине, как и все, что он создавал, на одном основании - Христе и верности Его заповедям. При этом человеческие часто ускользали от его внимания. Но правящий Митрополит Феоклит, давший некогда устное благословение на устройство обители, теперь наконец-то обратил внимание на труды Святителя, принял во внимание труды насельниц, то, что их число очень увеличилось, услышал о поддержке некоторых жертвователей, о паломниках на остров и... решил закрыть обитель. Только сплетение всех несчастий - Первая мiровая война, голод, оккупация французами и англичанами, нестроения в Церкви, в результате которых пришел к власти недоброй памяти Мелетий Метаксакис - все это заслонило Святителя Нектария от влиятельных врагов.
А Святитель уже удалялся от мира и телесно. Жители острова убедились в этом во время погребения священника Николая Мутсакоса, настоятеля древней церкви Свт. Николая при море. Во время отпевания дети местных рыбаков и ловцов морских губок увидели Митрополита Пентапольского поднявшимся на локоть от земли.
20 сентября 1920 года в афинскую Аретаионскую больницу для бедных был принят умирающий Святитель Нектарий. Его привезла монахиня Евфимия, когда Митрополит Пентапольский настолько ослаб от болезни и страданий, что не смог противиться своим пасомым. Целый год до этого он страдал от болезни, не переставая благодарить Бога, ожидая помощи и утешения только от Него. Через два месяца Святитель почил в 10.30 вечера 8 ноября 1920 года. Его душа отделилась от тела в мире с Богом и молитве к Нему. Святителю Нектарию было 74 года.
В день блаженной кончины святого больница, обычно смрадная, как все больницы для бедных, благоухала неизъяснимым ароматом. Больничная палата, где душа святого отделилась от тела, была наполнена этим благоуханием особенно сильно.
Исцеление соседа по палате, парализованного старика, произошло так: когда останки Святителя переоблачали, чтобы переложить в гроб, то положили его кофту на постель безнадежно больного. И паралитик начал двигаться, и спустя несколько дней смог ходить
!Монахини перевезли мощи Святителя в город Пирей, где их положили в простой деревянный гроб. Оттуда их перевезли на остров Эгину и погребли в Свято-Троицком монастыре. Так был зажжен огонь на маяке.
Спустя пять месяцев после смерти могилу Святителя открыли, чтобы переложить тело в новый мраморный гроб, и нашли тело неизмененным, источающим аромат. А рядом уже шествовала и благоухала слава нового чудотворца, столь близкого простым душам монахов, бедняков, детей.
Когда прошло еще три года, монахини снова открыли гроб и тело оставалось нетленным. Тогда приглашенный ими Архиепископ Хризостом (Пападопулос), осмотрев мощи, сказал, что такое явление случается нередко и порекомендовал выставить тело на солнечный свет и свежий воздух. Тогда, дескать, тело подвергнется разложению. Растерянные монахини так и поступили. Когда это не подействовало, Архиепископ распорядился вернуть мощи в гробницу.
Но маяк, возжженный Милостивым Богом для верных душ, нельзя уже было погасить. Отныне сюда обращены умом православные, стоящие на молитве Святому. И верующие получали, и получают исцеления душ и тел своих. Но главное чудо - тот аромат, который источает святость Митрополита Пентапольского. Он благоухает отныне для всего мiра, обращая души к Богу, к Его неизреченной милости к
смиренным и кротким сердцем. Да смилуется и над нами Христос Бог наш, по молитвам Святителя Нектария, Чудотворца Эгинского.http://deistvo.chat.ru/v6_01_2.htm
Святой Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский
вятой Иоанн родился на острове Кипре и был сыном князя Епифания. С юности он был воспитан в благочестии и страхе Божием, который был для него началом премудрости. Пришедши в возраст, он, по воле родителей своих, вступил в супружество и имел детей. Но вскоре Иоанн лишился детей, а потом и жены, ибо так благоизволил Бог, дабы Иоанн, освободившись от служения плоти, предался жизни духовной. Освободившись от уз брачной жизни, он возблагодарил Бога и с сего времени, уже без всяких препятствий, усердно стал служить Господу, упражняясь в частой молитве и во всех богоугодных делах. Особенно же он был милосерд и милостив ко всем, терпящим бедствия от нищеты. За сии добродетели Бог прославил его среди людей, и не только среди равных себе, но и самим царем он был почитаем и прославляем. Спустя несколько времени, патриарший престол Александрийской церкви остался без пастыря; тогда император Ираклий, по Божественному усмотрению, почтил Иоанна саном патриарха. Святой, хотя и не желал сего, но принужден был принять посвящение, и стал архипастырем Александрийской церкви.
Вступив на патриарший престол, Иоанн прежде всего, как пастырь словесных овец, позаботился очистить свою паству от ереси, возмущавшей стадо Христово. Эта ересь получила свое начало от некоего Петра, по прозванию Фуллона, иначе Кнафея, Антиохийского лжепатриарха; он осмелился прилагать такие хульные слова к трисвятой песни: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, распныйся за ны, помилуй нас", - как будто бы в Господе нашем пострадало Божество.
Искоренив сие еретическое учение, святой Иоанн всецело посвятил себя ревностному исполнению заповедей Божиих и делам благотворения. Ни один нуждающийся не уходил от него опечаленным и с пустыми руками; всем просящим Иоанн раздавал милостыню, всех утешал в
скорбях, не словом только, но и делом; он насыщал алчущих, одевал нагих, выкупал пленников и имел попечение о странниках и больных. Щедрость его была подобна реке, непрестанно и изобильно текущей и напояющей всех жаждущихОдин юноша, по смерти своих родителей, остался без всяких средств к существованию. Иоанн, узнав об этом, спросил находившихся при нем, каким образом этот юноша впал в нищету (ибо он слышал, что его родители были весьма богаты). Боголюбивые мужи рассказали ему, что родители сего отрока были весьма милостивы и все свое имущество раздали убогим, а своему сыну оставили только десять литр золота. Но перед смертью отец юноши (мать его умерла раньше), позвав его, предложил ему на выбор золото и образ Пречистой Богородицы и сказал:
Любезный сын! Из всего нашего имущества осталось только десять литр золота; все остальное мы передали в руки Христу. Отвечай же мне: чего желаешь ты: золото ли, или образ Владычицы нашей Богородицы, твоей помощницы и питательницы?
Отрок, презрев золото, взял икону Пречистой Богородицы, а золото просил раздать бедным. И вот нищим было отдано и последнее имущество. Когда отец умер, отрок остался бедняком, и теперь испытывает всевозможные лишения. Несмотря на это, он каждый день и ночь молится в церкви Пресвятой Богородицы.
Выслушав этот рассказ, преподобный Иоанн подивился добродетели и разуму сего отрока, душевно полюбил его и с того времени, как истинный отец сирот, имел попечение о нем и размышлял, какое бы оказать ему благодеяние. Однажды он тайно призвал своего эконома и сказал ему:
Я желаю тебе сообщить одну тайну, но смотри, никому не говори о ней.
Эконом обещал сохранить тайну, которую святой ему скажет. Тогда патриарх сказал:
- Поди, возьми старую хартию и напиши на ней предсмертное завещание от имени некоего Феопемпта так, чтобы из сего завещания выходило, будто я и сей бедный отрок близкие между собою родственники. Затем приди к тому юноше и скажи ему: "Брат, знаешь ли, что ты близкий родственник патриарху? Поэтому тебе унизительно оставаться в бедности". При сем покажи ему написанное и прибавь: "Чадо, если ты стыдишься объявить патриарху, что ты - его родственник, то я скажу ему о тебе".
Выслушал распоряжение Иоанна, эконом поступил так, как приказал ему патриарх. Он написал на ветхой хартии завещание, из которого явствовало родство бедного юноши с патриархом. Призвав затем юношу к себе, он показал ему завещание и сказал, что нашел его между старыми бумагами его отца. Прочитав завещание, отрок сначала обрадовался, но потом устыдился, что он весьма беден и одет в худое рубище, и просил эконома, дабы он сказал о нем патриарху. Эконом, пришедши к святому, сообщил ему просьбу отрока, и святой сказал:
- Скажи отроку, патриарх так говорит: я припоминаю, что мой дядя имел сына, но я не знал последнего в лицо. Ты хорошо сделаешь, если приведешь его ко мне. Принеси также и завещание с собою
Эконом привел отрока и показал рукопись преподобному. Патриарх с любовью обнял юношу и сказал:
- Хорошо, что ты пришел, ибо ты сын дяди моего.
Святой снабдил юношу большим имуществом, купил ему дом и все потребное для жизни, женил его на благородной девице и постарался сделать его богатым, славным и честным, дабы исполнились слова псалма: "не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлеба" (Пс., 36, 25)
Святой Иоанн весьма часто навещал больных, которым сам прислуживал, и напутствовал умирающих своими молитвами, помогая им при их кончине. Кроме сего, он часто совершал Божественную литургию за умерших и говорил, что совершаемая за умерших Божественная литургия приносит великую пользу усопшим. В подтверждение сего святитель указывал на событие, случившееся намного ранее сего времени на острове Кипре.
Один пленник из Кипра, - говорил он, - находился в Персии в тяжком заключении. Родителям его, жившим на Кипре, было сообщено, будто он уже умер, так что они оплакивали его, как умершего. Трижды в год они стали справлять память о нем, делая приношения в церковь за его душу, для совершения Божественной службы. По прошествии четырех лет, сын их убежал из плена и возвратился домой. Родители, увидав его, удивились, подумав, что он воскрес из мертвых. Возрадовавшись его освобождению, они рассказали ему, что три раза в год совершали о нем поминовение. Они отвечали, что в день Богоявления, Пасхи и Пятидесятницы. Он же, услыхав сие, припомнил и сказал:
В те дни приходил ко мне в темницу со светильником некий величественный муж, оковы спадали с моих ног, и я был свободен. В остальные же дни я, как узник, снова прибывал в оковах.
Блаженный Иоанн весьма опасался осуждать людей за грехи, в особенности иноков. Один раз ему случилось несправедливо осудить инока, и после этого он не принимал никаких доносов на них и не осуждал их.
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=14&id=31
Терпение со смирением - корень всех благ
отя бы кто отнял у нас имущество, хотя бы изрезал наше тело, все это для нас ничто, когда душа у нас остается здравою. Ничто случившееся с нами не в состоянии будет опечалить нас, если будем возносить молитву напряженную и усердную; посредством ее мы избавимся от всего, что бы нас ни постигло.
Если наши добродетели велики и многочисленны, а грехи малочисленны и незначительны, между тем мы потерпим какие-либо бедствия, то, сложив с себя и эти немногие грехи, мы в будущей жизни получим чистое и совершенное воздаяние за добрые дела. Будем смотреть не на скорбь и печаль настоящую, а на пользу, которая из нее происходит, на плод, который она рождает.
Покой и веселие обыкновенно ведут к беспечности, тогда как скорбь приводит к заботливости и заставляет душу, рассеянную вовне и развлеченную многими предметами, обращаться к самой себе. Для того и болезни тела, для того и скудость плодов, чтобы мы из-за этих бедствий всегда прилеплялись к Богу и таким образом через временные скорби сделались наследниками вечной жизни.
Мы (христиане) не падаем духом, испытывая скорби и бедствия, но, как бы более и более преуспевая в чести и славе, особенно хвалимся среди приключающихся бедствий. Христос не сказал: только переноси обиду благодушно и с кротостью, но: иди дальше в любомудрии, будь готов терпеть больше, чем сколько хочется обидчику, великостью твоего терпения победи дерзкую наглость его, пусть он удивится необычайной кротости твоей и с тем отойдет прочь.
Терпение при надлежащей степени развития делает своих питомцев испытанными, мужественными и решительно непобедимыми. Удостоиться претерпеть что-либо ради Христа - величайшая Благодать, венец совершенный и награда, не меньшая будущего воздаяния. Это знают те, которые умеют искренно и пламенно любить Христа. Для верующего во Христа неизбежно терпеть скорби, потому что "все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2Тим. 3, 12).
Если мы кротко и терпеливо будем переносить обиды от кого бы то ни было, то тем более великой и щедрой помощи удостоимся свыше. Ничто так не располагает душу к любомудрию, как бедствия, искушения и угрожающая скорбь.
Оскорбил ли кто тебя? Не оскорбляй его взаимно, иначе сам себя оскорбишь. Опечалил кто тебя? Не огорчай его со своей стороны, потому что прибыли от этого нет никакой, между тем ты сделаешься подобным ему. Оскорбленная душа нелегко переносит оскорбления, но если подумаем, что прощением обиды мы делаем добро не столько оскорбившему, сколь самим себе, то легко извергнем из себя яд гнева.
Не увлекайся в первую минуту, оскорбленный, - и ты тотчас исправишь всё; не поддавайся (первому) движению - и угасишь всё. Великое утешение - потерпеть что-либо за Христа.
Огорчение происходит не столько от свойства оскорблений, сколько от нас самих. Как враги, обложившие город и осаждающие его извне, когда возбуждают в нем междоусобицу, тогда и одерживают победу, так и оскорбляющий, если не возбудит в нас самих страсти, не в состоянии будет преодолеть нас; если мы сами не
воспламенимся, то он не будет иметь никакой силы.Человек терпит зло и переносит его великодушно - это есть великое приобретение: терпение зла заслуживает отпущения грехов, есть подвиг любомудрия, есть училище добродетели. Терпение - это корень всех благ, мать благочестия, отпрыск веселия, плод неувядающий, башня непреоборимая, гавань, не тревожимая бурями. Когда мы злостраждем (с терпением), диавол делается пленником и терпит зло, между тем как хочет сделать его нам.
Для меня доблестнее терпеть зло за Христа, чем принимать от Него почести; это - великая честь, это - слава, выше которой нет ничего. Если Христос, сделавшись для меня pабом и ни во что вменив славу, ничего не считал для Себя столь славным, как распинаться за меня, то чего не должен я претерпеть?
Если у тебя нет терпения по отношению к твоему ближнему, то как будет терпеть тебя Бог? Оскорбил ли тебя кто-нибудь, обидел, осмеял - вспомни, что и сам ты делаешь много подобного в отношении к другим, даже в отношении к Самому Владыке, прости же и извини обидчика.
Кто не получает чести в настоящей жизни, но терпит презрение, не пользуется никаким уважением, но подвергается оскорблениям и унижению - тот если не приобретает ничего другого, то по крайней мере освободится от ответственности за получение чести от подобных себе рабов. Между прочим он получает отсюда и другую пользу: делается кротким и смиренным и, если будет более внимательным к самому себе, никогда не станет превозноситься, хотя бы и захотел.
Когда кто-нибудь оскорбляет тебя, смотри не на обидчика, а на движущего им демона, и весь свой гнев излей на этого последнего, и того, кто возбуждается им, пожалей. Если оскорбляемый раздражается, то этим самым доказывает, что он сознает за собою то, что про него говорят; если же он смеется, то освобождается в глазах присутствующих от всякого подозрения. Если же ты желаешь и отомстить обидчику, то и это будет достигнуто с полным успехом, так как и Бог накажет его за его слова, а раньше еще этого наказания и твое любомудрие будет для него как бы смертельным ударом. Нужно переносить все с долготерпением, потому что это и значит веровать.
Ничто не может равняться с долготерпением. Такой человек никогда не оскорбляется, но как адамантовые тела не разбиваются, так и эти души - выше стрел.
Жизнь праведных блестяща, но как она делается блестящею, если не через терпение? Приобретя, возлюби его, как мать мужества.
Тот, кто терпит что-нибудь несправедливо и мужественно переносит обиду, приобретает через это большое дерзновение пред Богом.
Блаженного Иова то особенно показало чистым, то прославило, что во время испытания, болезни, бедности сохранил он твердый, непоколебимый дух, что принес Богу слова благодарности.
Принесем же и мы эту духовную жертву. Ничто не может служить таким свидетельством совершенной разумности, как долготерпение.
Ничто так не сильно, как долготерпение; такой не терпит ни от кого бедствия, так как бесстрастен по душе.
Ты хочешь получить блаженство там - потерпи здесь ради Христа; ничто не может сравняться с этим блаженством
.Свт. Иоанн Златоуст.
http://www.paraklit.ru/aktual
ПРАВИЛА ПОСТА
28 ноября по 6 января продолжается Рождественский (Филиппов) пост.
По существу своему пост - есть подвиг и связан с верою и дерзновением, это порыв души, ищущей чистоты, стремящейся преодолеть свою греховность и освободить дух от рабства телу. "Кто не любит поста, - говорят святые, - тот и на другие подвиги ленив, нерадив, бессилен и показывает этим расслабление своей души, неспособной укрощать греховные поползновения плоти и управлять ею".
Главная задача поста - это покаяние, сокрушение о грехах. Современный человек массу времени уделяет своему телу: каждый день принимает душ, используя разнообразные шампуни, мыла, дезодоранты, умащивает тело кремами. А наша душа? Она также нуждается в очищении, которое возможно только через покаяние на исповеди. Представим себе на одну минуту, что мы моемся только раз в году или еще реже. А ведь именно так мы поступаем в отношении души - главного нашего сокровища, данного нам Богом. Тело умрет, а душа будет жить вечно. Вспомним об этом в дни Рождественского поста и совершим каждый свой маленький подвиг во имя Христа.
Пост - это усиленная молитва за болящих, страждущих. Только тогда пост имеет духовный смысл, когда он соединен с молитвой, делами милосердия, воздержанием от удовольствий. В эти дни надо ограничивать себя в развлечениях и вообще стараться их избегать.
Петров и Рождественский посты не так строги, как Великий или Успенский. Но и в его дни не едят мяса, молочных продуктов, яиц, а в среду и пятницу не употребляют рыбы. После дня памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, рыбу едят только в субботу и воскресенье, а со 2 января ее не употребляют уже до самого праздника.
Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения себя чего-либо и жертве. Известно, что и из постной пищи можно приготовить изысканные блюда и таким образом в какой-то мере удовлетворить свое сластолюбие и алчность. Надо помнить, что кающемуся в своих грехах, неприлично постом есть сладко и обильно.
Общее правило воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом, пищи вкушал столько, сколько нужно для поддержания здоровья, а не сколько требует желание насыщения. Мы можем соблюсти меру поста, питаясь в определенное время и не дозволяя себе перекусывать на ходу (то же, кстати, советуют и врачи). Не забудем и совета преп. Антония Великого: "Употребляй самую простую и дешевую пищу".
Нарушающим пост по болезни или иной немощи, следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания. Нужно быть честным по отношению к себе: отказываясь от поста из-за боязни ослабить здоровье, мы проявляем при этом болезненную мнительность и маловерие. Если есть возможность, посоветуйтесь с батюшкой, как вам соблюдать пост, если же такой возможности нет, рассчитывайте свои силы.
В тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, человек не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от телевизора, от сластей или любимых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу.
Господь велит скрывать свой пост от окружающих. Если вы волею случая оказались в гостях и вам подали скоромную пищу, снизойдите к угощающим вас и этим сохраните любовь. Мы не должны укорять окружающих в пренебрежении постом. Про московского митрополита Филарета рассказывали такой случай. Как - то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. За столом подали скоромное, хотя день был постный. Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил поданное.
Бывает так, что в семье не все придерживаются поста. Не упрекайте своих близких: пост дело добровольное, возможно, придет время и они познают сладость воздержания.
Для православного верующего, отдающего приоритет душе над телом, пост всегда желанен. Время воздержания он воспринимает с духовной радостью. Кто хоть однажды предпринял попытку попоститься, и не ради похудения, а ради Бога, тот знает, насколько радостно это состояние.
http://eparhia.onego.ru/post.htm
Блокадная Заступница - Невская Скоропослушница
се дни блокады "Скоропослушница" пребывала в пределах блокадного города и явила благую милость всем, притекавшим к ней. В то время икона "Скоропослушница", находившаяся в Князь-Владимирском соборе, обрела совершенно исключительное значение и смысл для страждущего града. Во-первых, наряду с Казанской иконой, также находившейся в этом соборе, она была одной из немногих доступных святынь страждущего града, пред которыми обретали утешение верующие люди. Во-вторых, в условиях блокадного города не было ни сил, ни времени на продолжительные молитвы. И взоры верующих людей устремились к той иконе Богоматери, которую Она Сама нарекла "Скоропослушница".
Вот выдержка из блокадного дневника Веры Владимировны Быстровой, хранящегося ныне в фондах Валдайского филиала новгородского государственного музея-заповедника. "14.03.42. Ничего нового, холодно. Скудно с продуктами... Схожу в церковь, помолюсь Серафиму Саровскому и "Скоропослушнице", как они мне укажут и помогут. По радио сегодня передавали, что фашистов "посадили в горшок и накрыли крышкой". Посмотрим, что из этого выйдет. Пока нам с каждым днем становится все хуже и хуже. Я чувствую нестерпимый голод, хлеба мне не хватает".
О помощи и чудесах Казанской Заступницы в годы войны написано много. О "Скоропослушнице" - меньше.
Однако достаточно вспомнить, что именно в день "Скоропослушницы" - 22 ноября 1941 года в блокадный город отправились первые машины с продуктами, и таким образом была открыта знаменитая "Дорога жизни", чтобы понять, что именно молитвами "Скоропослушницы" были спасены жизни тысяч жителей блокадного города.
Матерь Божия Своим образом "Скоропослушницы" хранила эту дорогу, единственную ниточку, связывавшую город с тылом. В истории "Дороги жизни" есть необъяснимые на первый взгляд вещи. Как могла немецкая авиация пропускать по "Дороге жизни" машины с провиантом? Почему не была разбомблена беззащитная дорога - ведь мощности немецких авиабомб вполне хватало для того, чтобы превратить Ладожское озеро в ледяное крошево? Эти вещи можно объяснить только чудом Божией Матери.
Память об этом заступничестве Божией Матери "Скоропослушницы" блокадному граду 22 ноября 1997 года в поселке Заборье Тихвинского благочиния, откуда отправлялись машины-полуторки к Ладоге на Кобону и дальше следовали по "Дороге жизни" в блокадный город, был заложен храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушницы". Он стал первым храмом в честь Невской "Скоропослушницы" в Санкт-Петербургской епархии. В течение пяти лет храм был построен. В 2002 году на престольный праздник в нем была отслужена первая Литургия
http://scoro.spb.ru/ist/inf.html
Святитель Нектарий Эгинский
Силиврии отрасль и эгины хранителя, в последняя лета явльшагося, добродетели друга искренняго, Нектария почтим вернии, яко божественнаго служителя Христова: точит бо цельбы многоразличныя благочестно вопиющим: слава Прославльшему тя Христу, слава Давшему ти чудес благодать, слава Действующему тобою всем исцеления.
Воскресенье
, 22 Ноября 2009 года. Неделя 24-я по Пятидесятнице.Мчч. Онисифора и Порфирия. Прп. Матроны Царьградской. Прп. Феоктисты Лесбоской. Прп. Онисифора, исп. Печерского, в Ближних пещерах. Мч. Александра Солунского. Мч. Антония. Прп. Иоанна Колова. Прпп. Евстолии и Сосипатры царевны. прп. Симеона Метафраста. Прпп. Евфимия и Неофита Сербов, Афонских. Свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского. Иконы Божией Матери, именуемой "СкоропослушницаПонедельник, 23 Ноября 2009 года. Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия. Мч. Ореста врача. Сщмч. Милия, еп. Персидского и двух учеников его. Прп. Феостирикта, иже в Символех. Мч. Константина, кн. Грузинского. Свт. Нонна, еп. Гелиопольского. Колесование вмч. ГеоргияВторник, 24 Ноября 2009 года. Вмч. Мины. Мч. Виктора и мц. Стефаниды. Мч. Викентия. Прп. Феодора Студита, исп. Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Прп. Мартирия Зеленецкого. Мч. Стефана Дечанского . Свт. Мартина Милостивого, еп. Турского. Иверской-Мироточивой (Монреальской) иконы Божией Матери.
Среда, 25 Ноября 2009 года. Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Прп. Нила, постника Синайского. Блж. Иоанна Власатого, Ростовского. Прор. Ахии. Новомчч. Саввы Нигделина и Николая Константинопольских. Иконы Божией Матери Милостивая.
Четверг, 26 Ноября 2009 года. Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского. Мчч. Антонина, Никифора и Германа. Мц. Манефы. Новомч. Дамаскина Афонского.
Пятница, 27 Ноября 2009 года. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. Апостола Филиппа. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Прп. Филиппа Ирапского. Правоверного царя Иустиниана и царицы Феодоры. Новомч. Константина Идрийского (Афон)
Суббота, 28 Ноября 2009 года.
Начало Рождественского поста. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Прп. Паисия Величковского. Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия. Мч. Димитрия. Прп. Филиппа, игумена Рабангского. Купятицкой иконы Божией Матери.
Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ": |
|
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006 |