"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Слово об исцелении скорченной женщины. Святой апостол Андрей Первозванный. День памяти свмч Варвары. Памяти Святителя и Чудотворца Николая. Согреяние сущих во мразех. Месяцеслов. |
Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице,
об исцелении скорченной женщины
Иисус возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
Лк. 13, 13
о имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Как нетерпеливы бываем мы с вами и как малодушны. Болезнь, неудача, просто неприятность - и вот мы уже начинаем гневаться на людей, озлобляемся на весь мир, доходим до ропота на Всемилостивого Господа. Такими ли должны быть христиане, избранники Божии, которым многими скорбями надлежит... войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22)?
Болезни и скорби, которые должны служить закалке и просветлению наших душ, своей слабостью мы превращаем в повод к отступничеству. Преподобный Исаак Сирин говорит: "Всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служит к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отражает бедствия, а малодушие есть матерь мучения. Терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца".
Такой широтою сердца обладала и скорченная женщина, о которой повествует Священное Писание. Кто, как не эта несчастная, имел повод для озлобления и ропота? На долгих восемнадцать лет ее связал сатана (Лк. 13, 16), сделал эту женщину уродливой и беспомощной, превратив ее жизнь в постоянную физическую и нравственную пытку. Но озлобилась ли она, возроптала ли? Нет, все годы страданий хранила эта женщина в своем сердце святую веру и надежду на благость Божию. Ревностно посещала она дом Господень, внимала словам поучения, тихо молилась. Опечаленная своим уродством и немощью, она старалась быть как можно незаметнее, стояла в дальнем уголке, и люди действительно не обращали на нее внимания. Но вот однажды несчастную скорченную женщину все же заметили, и увидевший ее был Сын Божий.
Да, внешне эта женщина была уродлива, но Господь не смотрит на внешность. Восемнадцать лет доблестно переносимых страданий сделали душу скорченной женщины величественно-прекрасной. Вокруг Спасителя толпились красивые здоровые люди в богатых одеждах, кичившиеся показным исполнением обрядов и считавшие себя избранниками Божиими.
Но взор Иисуса Христа был устремлен в дальний угол синагоги - туда, где сияла светом добродетели смиренная душа скорченной женщины.Сын Божий сошел в мир ради таких, как эта женщина, - страдающих и смиренных, верящих и надеющихся. Спаситель шел к людям, которых связал сатана, души их порабощая греху и страданиям, а тела - болезням и смерти. Господь явился к тем, кто способен был слышать Его зов, как Величайший Освободитель - и кончилась власть жестокого диавола над родом человеческим.
При приближении Господа Милующего сатанинские узы спали и со скорченной женщины. Ты освобождаешься от недуга твоего (Лк. 13, 12), - сказал ей Спаситель, и она тут же выпрямилась и из сердца ее излилось горячее славословие исцелившему ее Богу. И окружавшие ее добрые люди радовались вместе с ней и славили Всемогущего Творца.
Но здесь же стоял и человек, в котором явленное Господом чудо исцеления пробудило не радость, а гнев. Это был начальник синагоги - блюститель Завета, тот, чьим долгом было заботиться о народе, о благе всех "сынов и дочерей Авраама". Кто, как не он, должен был радоваться тому, что несчастная еврейка наконец избавилась от застарелой болезни? Но нет, этот напыщенный законник негодовал и на исцеленную, и на Исцелителя, так как чудо совершилось в субботу, ветхозаветный "день покоя".
Каким холодным бездушием веет от слов этого фарисея: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний (Лк. 13, 14). Каким ледяным безверием веет от этих слов. Словно не чудо Господне свершилось на его глазах, не от долголетней неизлечимой болезни исцелена страдалица, а просто заезжий лекарь вырвал у кого-то щипцами гнилой зуб. Начальник синагоги не мог и не хотел видеть того, что перед ним - Сам Бог, потому что он и подобные ему фарисеи давно уже поклонялись не Богу Живому, а букве Закона и самим себе - блюстителям этой мертвой буквы. Законник не мог радоваться вместе с исцеленной женщиной, потому что давно уже омертвел душой и не желал добра никому, кроме себя. Собственным богатством, своей домашней скотиной он дорожил больше, чем всеми "сынами и дочерьми Авраама". И Господь, видящий глубины этой черной души, обличил его: Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13, 15-16).
Так посрамил Господь противящихся Ему, пытающихся превратить живую веру в пустой обряд. Божественной Любовью объял Спаситель род человеческий не ради показного фарисейского благочестия, а ради пробуждения той же любви в наших сердцах.
Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27), - сказал Господь наш Иисус Христос. Не человек для обряда, а обряд для человека. Вседержителю ли, Которому принадлежит вся вселенная, нужны наши свечи перед иконами, наше стояние в храме? Наше участие в богослужениях отнюдь не заслуга наша, но величайшее счастье, дарованное нам Богом, ибо в церковных обрядах и Таинствах, в соборной молитве Православной Церкви ниспосылается нам от Господа благодатная помощь, без которой ни один человек не может спастись.
Но спасительными церковные обряды и Таинства становятся лишь для тех, кто проникнут духом христианства, духом Божественной любви. Любовь к Богу, выражающаяся в молитвенном общении с Ним, любовь к ближним, проявляющаяся в заботе о них, - вот главное содержание жизни христианина.
Совершая чудеса исцелений в субботу, Спаситель показывал, что святость этого дня и в Ветхом Завете следовало чтить не просто обрядами и "ничегонеделанием", но обращением к Богу и добрыми делами. С возникновением Христовой Церкви праздничным днем стало воскресенье - еженедельная "малая Пасха", когда мы вспоминаем Воскресение Христово и избавление человечества от сетей смерти. Рядом с торжественностью этого дня померкла ветхозаветная суббота, как меркнет луна при восходе солнца. Субботний "день покоя" также остался для христиан чтимым днем, когда мы вспоминаем усопших. И дабы исполнить Господню заповедь об освящении праздничных дней, мы должны отводить их не бездумным, а то и греховным удовольствиям, но служению Богу и ближним. Дни, свободные от заботы о хлебе насущном, даются нам и для того, чтобы мы посетили храм Божий и там очистили свои души от будничной шелухи, и для того, чтобы мы оглянулись вокруг: не нуждается ли кто-нибудь в нашей помощи - и оказали эту помощь.
Дорогие во Христе братья и сестры!
Два важнейших урока преподано нам в евангельском повествовании об исцелении скорченной женщины.
Сам Спаситель указывает нам пример истинного благочестия: добро нужно творить не рассуждая, в тот миг и там, где представилась к этому возможность. Никакие "важные" обстоятельства, никакие "уважительные" и даже "священные" причины не могут служить препятствием к свершению дел любви и милосердия
, ибо человек дороже любых причин и обстоятельств.Второй урок, пример великого терпения, явлен нам скорченной женщиной, долгие годы безропотно превозмогавшей свое несчастье и вознагражденной Господом за этот подвиг. Нетерпеливость - один из основных пороков нашего времени, сам воздух которого словно бы наполнен ропотом и жалобами, стонами уныния и криками недовольства. Совсем недавно Господь освободил нас от цепей тоталитаризма, которыми сатана сковал наше отечество семь с половиной десятилетий назад. Ничего удивительного нет в том, что рубцы от этих страшных уз болят и гноятся, что стране еще далеко до желанного благоденствия. Христианам следовало бы мужественно претерпеть это смутное время, возложив свои упования на Всевышнего, смиренным трудом на ниве благочестия приближая наступление лучших времен.
Будем же молить Господа о ниспослании нам терпения и стойкости в испытаниях, дабы были они нам не во зло, а во благо, по слову преподобного Нила Синайского: "Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели". Аминь.
Митрополит Владимир
http://www.pravoslavie.uz/
Святой апостол Андрей Первозванный
вятой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды. Вместе со своим братом, будущим апостолом Петром, он занимался рыболовством. Это были простые, благочестивые люди. Когда в Израиле стал проповедовать Иоанн Предтеча, Андрей стал его ближайшим учеником. Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий. Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом (почему и был назван Первозванным), а затем привел к нему своего родного брата - Петра.
После Воскресения Христова и Сошествия Святого Духа на апостолов святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей".
Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь.
На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви,
в которых он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. Совершенные апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Он приказал распять апостола. Язычник думал опорочить святого Андрея, предав его смерти на кресте, который прославлял апостол, причем повелел сделать крест в форме Х - начальной буквы слова "Христос", чтобы доказать, что даже имя Христа не поможет его ученику. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой".
Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу. Это произошло в 62 году. Максимилла, жена правителя, когда-то исцеленная Андреем от тяжкой болезни, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.
Несколько столетий
Именем Андрея Первозванного назван высший орден Российской Империи, учрежденный Петром Первым в 1699 году. Девиз ордена - "За веру и верность". Начиная с 1998 года им награждают и сейчас за особые заслуги перед Отечеством.
Атрибуты ордена состоят из самого орденского знака, звезды и золотой цепи с эмалевыми украшениями, на которой орден носят в особо торжественных случаях. На звезде и орденском знаке - изображение распятого св. Андрея Первозванного.
www.liveinternet.ru/users/avistrix/blog
В ДЕНЬ ПАМЯТИ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ
о имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Всех вас, возлюбленные о Господе, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с нашим престольным праздником, днем памяти святой славной всехвальной и добропобедной великомученицы Варвары!
Только что, слушая акафистное чтение этой святой великомученице, мы с вами напомнили самим себе ее житие, потому что акафист составлен так, что основные моменты из жизни святой, которой посвящен этот акафист, находятся в его тексте. И, наверное, нет сейчас мне нужды напоминать вам это дивное, но весьма краткое житие святой великомученицы. Дивное по
своему содержанию и краткое по своему летоисчислению, потому что совсем юной пострадала за Христа эта великомученица.Сегодня, когда мы совершаем память святой великомученицы Варвары, вера которой сподобила ее принять мученическую кончину и пострадать за имя Христово, всем нам с вами необходимо, наверное, спросить самих себя:
По милости Божией нас сегодня не мучают за нашу веру. Никто даже не преследует нас с вами за то, что мы христиане. И, конечно, слава Богу, никто нас сегодня и не предает смерти за наши убеждения. И это, конечно, величайшая милость Божия к нам. Милость Божия потому, что все мы с вами, наверное, прекрасно знаем о том, на сколько слаба и немощна наша вера во Христа. И что там говорить о каких-то гонениях, о мучениях, о смерти за Христа!? Ведь, порой мы даже самого малого, что встречается на нашем жизненном пути, не можем достодолжно претерпеть с верой и упованием на милосердие Божие, с верой в то, что Господь любит каждого из нас, заботится о каждом из нас и желает каждому человеку спасения, то есть блага.И вот жизнь святой великомученицы Варвары должна, прежде всего, напомнить всем нам о том, как мы должны верить. Вместе с тем ее пример должен побудить нас к тому, что все, что ни встречается на нашем жизненном пути, мы воспринимали как тот крест, без которого невозможно спастись, без которого невозможно наследовать спасение.
И вот здесь, какой для нас с вами, братья и сестры, урок? - А урок заключается вот в чем. Все мы с вами без сомнения знаем, что каждый человек обречен, если можно так сказать, на несение своего жизненного креста. Каждому из нас, другими словами, дан свой крест, тот крест, который тот или иной человек должен пронести в своей жизни
. Но хотим ли мы принять этот крест? Хотим ли мы нести его с терпением и с упованием на Бога в своей жизни? Я думаю, что это не праздные вопросы, братья и сестры, потому что опыт нашей с вами жизни свидетельствует о том, что, к сожалению, очень часто мы хотели бы избежать этого жизненного креста. Нам не хотелось бы идти в нашей жизни в скорби, страданиях, разлуке. По-человечески всем нам хочется одного: - безбедного, тихого, спокойного и мирного жития. С одной стороны, казалось бы, а что в этом плохого, в этом стремлении? И не случайно, ведь, всякий раз, когда мы встречаем того или иного человека и когда мы выражаем ему свои искренние, исходящие из глубины сердца пожелания, мы желаем ему счастья, благополучия, долгоденствия, ну, и всего прочего.Мне сейчас вспоминается одно событие, которое произошло еще в Ветхом Завете. Те из вас, кто читал Священное Писание, не только Нового, но и Ветхого Завета, наверное, помнят тот момент, который произошел во время сорокалетнего странствия народа Израиля по пустыне, когда этот народ шел в Землю Обетованную.
Пустыня. Это слово о многом говорит нам.
Во-первых, там нет воды.
Во-вторых, там нет никаких растений, под тенью которых там можно было бы укрыться от изнуряющих, палящих солнечных лучей. Страшная жара. И, вот, по этой пустыне идет народ Израиля под руководством Моисея.
И, когда однажды, когда этот народ уже изнурялся от жажды, и Моисей уже не знал, что делать, неожиданно открылся водный поток, к которому, увидев его, тут же устремились все люди. Но каково же было разочарование этих людей, когда, испробовав этой воды, они поняли, что она совершенно непригодна для употребления, потому что она была горько-соленой. Пить такую воду не представлялось возможным. Тогда Моисей, помолившись Богу, и получивши Божественное откровение, опускает в эти воды - "мерры", - а слово "мерра" переводится как "горькая вода", - древо, которое символизировало собою крест. И что произошло? - Эти горькие воды "мерры" стали сладкими. Они стали пригодными для употребления людям.
Я не случайно напомнил вам об этом. И нам наша жизнь, подчас, кажется такой же горькой, как и эти воды "мерры". И мы, не имея возможности найти для себя какого-то выхода из того или иного создавшегося положения, начинаем сметаться и думать о том, что же нам делать? Неужели в этой ситуации наступит наша гибель? И при этом забываем, что только при том мы получаем спасение, а поэтому тот жизненный крест, который каждому из нас с вами дан, он прежде всего дан не для того, чтобы как бы пригнуть нас к этой земле, заставить нас употреблять нас чрезмерные внутренние силы для его несения, а для того, чтобы усладить нашу с вами жизнь, для того, чтобы сделать ее светлой, яркой и достойной в очах Божьих. Вот о чем сегодня нам напоминают жизнь и страдания святой великомученицы Варвары. Слава Богу.
Я еще раз хочу воздать вместе со всеми вами благодарность Богу за то, что мы с вами живем в удивительнейшее время, когда широко открыты двери всех православных храмов, когда сегодня строятся многие и многие новые храмы и новые святые обители. Только люди ходили бы в эти храмы, только находили бы там для себя ту сладость жизни, без которой невозможно жить человеку на этой грешной Земле.
Но, тем не менее, братья и сестры, воздавая благодарность Богу за эту милость, за то, что нас никто не преследует и не предает смерти за наше исповедание имени Христа Спасителя, будем все-таки ответственнее относиться к самим себе. Не будем расслабляться. Не будем расслабляться по одной простой причине: - "Враг рода человеческого не только вчера, не только в древности, но и сегодня, равным образом, как и завтра, так же будет ходить, как лев рыкающий", - вот так говорит Апостол в своем послании, сравнивая Дьявола со львом рыкающим, готовым поглотить любого, встретившегося ему на пути. Вот, таково коварство врага рода человеческого Дьявола. Не будем об этом забывать. Он и сегодня готов нас поглотить. Он и сегодня готов сделать все, чтобы усыпить нас с вами, чтобы мы в этой внешне, казалось бы благополучной жизни забыли о том, что существует этот враг, наш с вами враг, враг рода человеческого. А он, ведь, реально существует. Он существовал и тогда, когда гнали христиан за имя Христово, когда их предавали мученической смерти. И сегодня, когда, казалось бы, нас не гонят, но этот же враг ходит по этой Земле и ищет, кого из нас с вами поглотить. Поэтому, будем чаще и чаще молиться святой великомученице Варваре, молиться всем святым подвижникам веры и благочестия о том, чтобы их ходатайством и молитвами, их помощью господь помогал нам достойно нести свое христианское звание в этом мире и не дать врагу рода человеческого поглотить нас. Мы также с вами знаем о том, что святая великомученица Варвара испросила у Бога величайшую милость, которая заключается в том, что она, святая великомученица спасает людей от неожиданной, то есть внезапной смерти.
Чаще всего, и об этом свидетельствует наш с вами жизненный опыт, мы с вами не готовимся к смерти, потому что считаем, что смерть - это там, за горами. А, вот, народная мудрость говорит, что она не за горами, а за плечами каждого человека. И мы с вами об этом, казалось бы, должны помнить, но тем не менее, чаще всего мы об этом забываем. Нам кажется, что у нас впереди еще многолетняя жизнь, которая будет сопряжена с благоденствием и изобилием, изливающимся на нас от Бога. Дай Бог, братья и сестры, чтоб это был действительно так. Но даже при этом, казалось бы продолжающемся долгоденствии жизнь и смерть святой великомученицы Варвары, ее страдания за Христа, напоминают нам о том, что, как бы долго ни продолжалась человеческая жизнь, все равно наступит тот предел, когда необходимо будет оставить эту земную жизнь и войти в двери вечности.
Так вот, святая великомученица Варвара имеет такое дарование от Бога, - она избавляет человека от внезапной, то есть нечаянной, нежданной смерти. Это очень важно для нас, важно по одной простой причине, - по причине того, чтобы и нам была дана такая возможность приготовить себя к переходу от этой временной земной жизни к жизни вечной и нескончаемой.
Поэтому будем прибегать как можно чаще к святой великомученице Варваре и просить ее, чтобы ее молитвами Господь избавил нас от внезапной смерти. Каждому из нас рано или поздно придется умереть, и нам нужно, чтобы была у нас возможность подготовить себя к этому событию. В чем заключается эта подготовка? - В том, чтобы прежде, чем уйти из этой земной жизни каждый из нас смог испросить прощения у Бога за те многие прегрешения, которые он вольно или невольно совершает в этой жизни, и вместе с тем. конечно, испрося у Бога прощения, изменить свою жизнь к лучшему, сделать ее такой
, какой она должна быть у нас с вами, - тех, кто именует себя христианами. Вот и еще один урок, который с пользой для самих себя необходимо также извлечь из сегодняшнего праздничного события, - дня памяти святой великомученицы Варвары.Будем молиться о святой великомученице. А она с нами. Она с нами не только со своею святою душою, но с нами и своим чудодейственным нетленным телом, потому что вот здесь, среди нас, вот в этом ковчежце находятся ее святые и нетленные мощи. Вот какова любовь святой великомученицы Варвары к каждому из нас. И, давайте, сейчас, - когда будет у нас с вами возможность подойти к целованию ее святых мощей, - давайте, все мы обратимся из глубины наших любящих сердец к ней с молитвой о том, чтобы ее ходатайством, ее молитвенным предстательством Господь, избавляя нас от нечаянной смерти, помог нам быть достойными христианами, помог нам достойно нести свой жизненный крест, помня о том, что крест, который мы с вами несем, дан нам для нашего спасения.
Аминь.
Протоиерей Валерий (Захаров) 2006 г.
Памяти святой великомученицы Варвары
то можно особо выделить в подвиге великомученицы Варвары, что присуще именно этой святой и отличает ее от других прославленных Богом великомучеников? Мы знаем, что святая Варвара была знатного рода, имела хороший достаток, благодаря чему она не была обременена теми житейскими проблемами, которые часто отягчают нас. И святая великомученица, искренне и глубоко возлюбив Господа, эту любовь ни с чем больше не смешивала.
Однажды выбрав стезю богоугождения, она отринула и достаток, и богатство, и беспечную жизнь. Без колебания, без сомнений оставила Варвара все прелести мира сего, и ничто уже не могло соблазнить ее и увлечь. Даже горячая любовь язычника-отца не преклонила ее отречься от Творца и обратиться к идолам. И впоследствии ни мучения, ни страдания, ни истязания, которые претерпела святая, не могли ее устрашить и отлучить от любви Божией, ибо великомученица Варвара раз и навсегда выбрала Истину.И Господь, видя искренность ее избрания, всегда подкреплял и поддерживал святую Варвару. Ведь если только представить себе те истязания и пытки, которые претерпела она, если только мысленно перенести их на себя - кто из нас может это выдержать? Кто может это вынести без помощи Божией, без Его поддержки? И Господь, ответивший святой Варваре на ее душевное устремление, повел ее прямым путем в Царство Небесное.
Мы же с вами, братья и сестры, и в храм Божий приходим и дома совершаем молитву. Но наша молитва поверхностная. В ней нет искренности, нет глубины, нет проникновения. В ней нет соответствия слов с мыслями и чувствами, в нее не вложено единство всего нашего человеческого естества. Мы - это одно, а наши слова - это другое. Поэтому молитва наша и не несет в себе духовной нагрузки. А, стало быть, мы не получаем ответа на свои прошения, не получаем подкрепления и помощи Божией.
Помолимся же сегодня, братья и сестры, да укрепит нас милосердный Господь молитвами святой великомученицы Варвары, и наставит на путь истинный, праведный, ведущий в Царство Небесное. Аминь.
Владыка Митрополит Мефодий
www.orthodox.kz/
Памяти Святителя и Чудотворца Николая
(6/19 декабря)
Слышаша богомудре Николае, ближнии и дальнии величие чудес твоих, яко по воздуху легкими благодатными крилами навыкл еси сущих в бедах предваряти.
Из Акафиста Святителю Николаю
еликий угодник Божий, Святитель Николай просиял святостью и прославился чудесами в далеких Мирах Ликийских, в краю, овеваемом теплым морским ветром, где зимой созревают фрукты и зеленеет трава. А на российских просторах в тот декабрьский день, когда мы празднуем память Святителя Николая, обычно лежит глубокий снег, воет вьюга и трещит мороз. Почему же нет в Русской Церкви ни одного храма, где не было бы особо чтимой иконы святого Николая, нет ни одной
благочестивой семьи, не хранящей в домашней божнице образ Чудотворца Мир Ликийского Какими таинственными путями соделался Святитель Николай, грек малоазиатского происхождения, любимым святым русского народа?Из жития Святителя Николая мы знаем, как часто спасал он попавших в беду скитальцев, как милостив был к узникам. И вот с высот Небесного Царства взглянул милосердный угодник Божий на Русь, увидел, какие долгие мучительные скитания предстоят русским людям, какие страшные узы придется им перенести - и сжалился над русским народом, ступил на Землю Русскую, принявшую христианство, и обошел ее от края до края.
Первый русский князь-христианин Аскольд был крещен во имя Святителя Николая. Не довелось Николаю-Аскольду просветить светом Христовым свое отечество - князь погиб от коварной измены. Через десять веков после него падет жертвой предательства и носивший то же имя последний российский самодержец, благочестивый император Николай II. Над могилой Аскольда равноапостольная княгиня Ольга воздвигла первый на Руси Свято-Никольский храм. А через недолгое время в другой церкви, посвященной Святителю Николаю, в городе Корсуни (нынешний Севастополь) был крещен великий просветитель русского народа, святой равноапостольный князь Владимир, внук святой княгини Ольги. Так еще у колыбели Русской Церкви стоял Чудотворец Мир Ликийский, Святитель Николай.
Чувствуя в Святителе Николае могучего Небесного покровителя, молодая Русская Церковь потянулась к нему. И если во время земного жития Святитель Николай торопясь, бежал туда, где мог защитить невинных и облегчить участь страдающих, то уже из Горнего Царства на легких благодатных крыльях летел он к ждущим его заступления. Мир Ликийский Чудотворец оберегал русские города и села от бедствий и нашествий. Так было с городом Можайском: в память явленного там чуда на знаменитой Можайской иконе Святитель Николай изображен держащим в одной руке охраняющий меч, а на ладони другой - спасенный им город со всеми его башнями и домами.
А скольких скитальцев сохранил милосердный Святитель от дорожных невзгод. Стоило застигнутым бураном странникам взмолиться к Святителю Николаю об избавлении - и над снежными заносами появлялась фигура светлого старца в архиерейском облачении, указывавшего верный путь. Стоило погибающим в бурных волнах мореходам помянуть Николу-угодника - и по водам спешил к ним Святитель Николай, утихомиривая разбушевавшуюся стихию. В свое время Мир Ликийский архипастырь немало постранствовал по морям, потому особенно заботился о моряках и рыбаках, и русский народ дал ему ласковое прозвище "Никола Мокрый". Своим покровителем считали его и ремесленники - так, московская кузнечная слобода воздвигла церковь Николы в Кузнецах, ныне в этом храме один из лучших приходов первопрестольного града.
Чудотворец Николай был первым святым, о котором узнавали русские дети, он становился их защитником и хранителем. К числу самых известных чудес Святителя Николая принадлежит случай, когда он воскресил утонувшего ребенка и положил его перед своим образом на хорах киевского Софийского собора.
Всенародная любовь к великому Святителю нашла отражение в установлениях Русской Православной Церкви. Воспоминание о нем вошло в состав недельного богослужебного круга, каждый четверг наша Церковь особо прославляет память Святителя Николая. Когда мощи Мир Ликийского чудотворца были перенесены в итальянский город Бари (Бар-град), памяти об этом дне не сделала своим праздником ни одна Поместная Церковь, кроме Российской. В начале нынешнего столетия по России был объявлен сбор средств на то, чтобы построить в Бари, где покоятся мощи Святителя Николая, русский православный храм. Правящий епископ Туркестанский Димитрий (Абашидзе) также обратился с призывом к своей пастве - и, услышав имя любимого чудотворца, беднейшая из епархий Церкви Российской откликнулась щедрыми пожертвованиями, внесла свою "лепту вдовицы".
Во времена римских гонений неколебимый исповедник Имени Христова, Святитель Николай претерпел заключение в темнице, и там явился он мудрым утешителем своих братьев по узам. С тех пор он ободряет и дарует надежду людям, томящимся в неволе. Издревле в России узники острогов и каторг ставили свечи, возносили молитвы пред образом Святителя Николая.
В большевицких лагерях не было ни икон, ни свечей, но сколько заключенных там полегло в безымянные могилы, храня на груди маленькие образки Чудотворца Николая, с надеждой на воскресение в блаженной вечности.
Святая Церковь именует великого Мир Ликийского архипастыря образом кротости. Да, истинный последователь и подражатель Христа Спасителя, Святитель Николай, подобно Божественному Учителю, был кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 26).
Если нам с вами и доведется сделать какое-то доброе дело, то мы обязательно похвастаемся этим или уж, по меньшей мере, погордимся в сердце своем. Не таков был угодник Божий Святитель Николай. Вот, со страниц его жития перед нами предстает фигура какого-то человека, который крадется по ночному городу, осторожно оглядываясь. Наверное, это вор, злоумышленник, заговорщик, боящийся расплаты за преступления?
Нет, это святой Николай только что бросил деньги в окно дома бедняка и теперь страшится, как бы об этом не узнали. Как другие бегают от чумной заразы, так бежал угодник Божий от мирской славы и чести. Раздав свое богатое наследство нуждающимся, становясь все более известным своим воздержанием и благочестием, он скрылся из родных мест от этой известности. В Миры Ликийские, где никто его не знал, святой Николай пришел как бесприютный нищий. Так, в смиренных лохмотьях нищеты вошел он в Мир Ликийскую церковь, но вышел из храма в архиепископском облачении, повинуясь непреложной воле возвеличивающего его Господа.Приняв церковную власть над Ликийской митрополией, Святитель Николай остался так же скромен и тих, кроток и смиренномудр. С готовностью он прощал и миловал, терпеливо увещевал грешников, любовно наставлял паству. Уста его, изливавшие благодатную проповедь слова Божия, житие называет медоточивыми
.Однако мягкость образа кротости в святой душе Мир Ликийского архипастыря сочеталась с незыблемой твердостью правила веры. И на Никейском Соборе, когда Святитель Николай противостал еретику Арию, в его речах был уже не мед увещевания, но огонь праведного гнева. Так велико было его негодование, что Святитель Николай даже ударил совратителя Христова стада по щеке. Поступок этот показался участникам Собора столь диким, что они решили лишить Мир Ликийского Святителя архиерейства. Но в ту же ночь многим епископам было видение: Христос Спаситель и Матерь Божия возлагают на Святителя Николая омофор - и все поняли, что гнев
его был священным.Мы знаем, что Святитель Николай миловал своих врагов, ходатайствовал перед Господом о прощении даже тех, кто замышлял убийство невинных. Почему же так непримирим был кроткий архипастырь к Арию - человеку, известному чистотой своей жизни, остротой ума, и виновному "только" в том, что имел "особое мнение" о христианстве и распространял его?
Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать... бойтесь того, кто... может ввергнуть в геенну... того бойтесь (Лк. 12, 4-5), - говорит Господь наш Иисус Христос. Раскольники и еретики, разрушая единство Церкви, тем самым посягают на Пречистое Тело Спасителя, пытаясь растерзать Его на куски. Подобно древним богоубийцам-фарисеям, они длят и длят страдания распятого за нас Сына Человеческого, обрекая аду множество искупленных Им душ. Тонкая отрава лжеучений опаснее грубых приманок порока, ибо она может соблазнить и увлечь в вечную пагубу даже тех, кто взыскует истины и праведности.
Находящийся в прелести высокоумия Арий был не просто грешником, еще способным к покаянию. Возгордившись своими талантами, он превратился в слепое орудие диавола. Вот почему столь пламенно восстал на него Святитель Николай - так мужественный пастырь защищает свое
стадо от кровожадного волка.А разве ныне в наших городах и селениях не явились во множестве новейшие арии и нестории, еретики, раскольники и сектанты? Повсюду - в клубах и на стадионах, в домах и на улицах заражают эти волки в овечьих шкурах ядом лжеучений нашу паству, совращают с пути спасения наших братьев и сестер, а что же мы? Конечно, и речи нет о том, чтобы раздавать пощечины - чтобы иметь право на подобное деяние, надо обладать святостью Мир Ликийского подвижника, а мы слабы и обременены грехами.
Но для чего доверено нам слово Божие, зачем вверены устои Святой Церкви Православной? Как далеко нам до пламенной ревности по Бозе, явленной Святителем Николаем, как равнодушны мы, осмеливающиеся называть себя христианами, к сокровищу веры и душам наших ближних. Нам "недосуг" углубиться в изучение Священного Писания, без чего невозможна полемика с еретиками. Нам "некогда" познакомиться с противосектантской духовной литературой. Нам лень разомкнуть уста для проповеди слова Божия, и оттого место православного учения в людских умах занимают его протестантские суррогаты. Не к нам ли относится грозное предостережение Божие: как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3, 16)? Да вразумит нас Господь, да ниспошлет нам хоть толику той огненной ревности и каменной крепости, с какими отстаивал веру Христову Святитель Николай Мир Ликийский!
В душе Святителя Николая, как в чистейшем зеркале, отразились все христианские добродетели. В земном житии он был щедрым благотворителем и мужественным исповедником, молитвенником и постником, опорой слабых и защитником обиженных, любвеобильным многознающим наставником. Та величавая простота, с которой проходил земной путь Святитель Николай, является вдохновляющим примером для всего рода христианского.
В далеком итальянском городе Бари покоятся мощи Святителя Николая, Чудотворца Мир Ликийского. Вот уже более шестнадцати веков источают святые его останки благоуханное миро. И после окончания земного своего странствия продолжает Святитель Николай посрамлять тех суемудров, которые искажают догматы веры, отрицают чудеса Господни, отвергают почитание святых угодников Божиих. А для верных последователей Господа нашего Иисуса Христа это непрекращающееся чудо мироточения - знак неоскудевающей благодати Божией, готовой излиться на каждого, прибегающего ко Спасителю с верой и надеждой.
Возблагодарим же Господа за то, что сподобил нас называться чадами Невесты Христовой, Церкви Православной, находящейся под Покровом Пречистой Богородицы и покровительством святых угодников Божиих. И ныне, в день памяти одного из славнейших подвижников Господних, Святителя Николая Мир Ликийского, обратимся к нему с теплым прошением: О всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех, с верою притекающих к твоему заступлению, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков, губящих е; огради и сохрани нас святыми твоими молитвами. Аминь.
http://www.pravoslavie.uz/
"Согреяние сущих во мразех"
1922 году мне пришлось проповедовать в одном из храмов за Таганкой, недалеко от Рогожского кладбища. Говорил о св. Николае Чудотворце и о том, сколько им совершено чудес и какой он скоропослушник.
После службы ко мне подходит хорошо одетый человек лет сорока пяти, представляется как бывший владелец магазина готовых костюмов на Петровке П-кий и просит зайти к нему напиться настоящего кофе, который у него сохранился еще с довоенного времени, причем объясняет, что моя проповедь его растрогала и он хочет поделиться со мной двумя случаями, которые произошли с ним и из коих можно видеть, как помогает святой Николай Чудотворец.
Я согласился. П-кий с женой жили недалеко от храма. Они были бездетными; по обстановке и вещам было видно, что прежде они имели хорошие средства.
Вот что рассказал мне гостеприимный хозяин: "Отец мой жил в небольшом уездном городке Воронежской губернии. Занимался мелкой торговлей, скупая по деревням пеньку, лен, кожи и т. п. Жили мы бедно; у отца была большая семья.
Однажды в декабре, когда мне исполнилось десять лет, отец решил взять меня с собой, направляясь в селения, расположенные верстах в двадцати пяти от города, для скупки товара. У нас была старая лошадь и очень легкие санки. Стоял прекрасный зимний день. Солнце уже пригревало, дорога была хорошая, и мы не заметили, как отъехали от города более чем на десять верст. Местность там степная, и нам не попалось по дороге ни одного селения.
Вдруг ветер переменился, набежали тучи и пошел дождь. Дорога почернела. Скоро вся наша одежда намокла, и вода стала затекать нам под воротники. Также внезапно ветер перешел на северный, ударил мороз и кругом загудела метель. Буран в той местности - очень опасная вещь, и мой отец, обеспокоившись, стал погонять лошадь, которая с трудом передвигалась по занесенной снегом дороге. Буран усиливался. Намокшая одежда заледенела, и мы стали страдать от холодного ветра, проникавшего через одежду до самого тела. Лошадь замедлила свой ход и, наконец, встала. Внезапно нам стало как-то тепло и приятно, и мы стали дремать. Наконец я заснул.
Вдруг я увидел вдали какую-то светящуюся точку, которая быстро приближалась, увеличиваясь в объеме и постепенно принимая вид светлого овала, на котором вскоре обозначилось лицо пожилого человека с короткой бородой и темными волосами, однако седыми на концах.
Этот человек грозно посмотрел на меня и сказал: "Вася, разбуди отца". Я сделал попытку подняться, чтобы исполнить это, но все мои члены отказывались мне повиноваться, и я не мог пошевельнуться. Тогда старец громко закричал: "Василий, тебе говорят! Разбуди же отца, ведь вы замерзаете!" Я снова сделал попытку привстать и разбудить отца - но опять безуспешно. И вдруг я заметил, что моя рука лежит на руке отца. Тогда я изо всех сил нажал на нее ногтями через рукавицу.
Отец проснулся, и в этот момент недалеко от нас тявкнула собака. Тогда он встал, перекрестился и сказал: "Слава Богу, мы спасены!" Затем он вышел из саней и пошел на лай, не обращая внимания на буран.
Скоро мы наткнулись на плетень. Собака залаяла громче. Идя вдоль плетня, отец пришел к хате однодворца, жившего здесь на своем земельном участке. Когда тот вышел на стук, отец объяснил ему, что мы сбились с пути и начали уже замерзать.
Уже через пять минут я оказался в жарко натопленной избе, где меня растерли теплой водкой и положили, закутав в полушубок, на печь. Подоспел самовар. Мне дали чаю, и я уснул как убитый. На другой день мы встали поздно, но совершенно здоровыми и решили вернуться домой.
Я как-то совершенно забыл о видении, думая, что это был сон, и никому ничего не рассказал.
Первого января мать мне говорит: "Ты, Вася, сегодня именинник. Пойдем к обедне: ты исповедуешься и причастишься Святых Тайн". Когда кончилась служба, мать моя задержалась в церкви, не находя нигде своей поминальницы. Пока она ее искала, я стал бродить по храму и вдруг, к своему изумлению, увидел на правом столбе, поддерживающем купол, изображение того старца, который мне явился, когда мы с отцом замерзали во время нашей неудачной поездки. Меня это так поразило, что я не мог оторвать глаз от этого изображения, написанного прямо на оштукатуренной стене
.Между прочим, художник изобразил то, чего не может быть: у старца на голове темные волосы, а концы их седые. Таким привиделся мне старец, когда я замерзал. Старец был изображен во весь рост на светлом фоне медальона овальной формы, в крестчатой фелони, - как я его видел.
Мать стала звать меня домой. Я же, взволнованный, стал делать ей знаки, чтобы она подошла ко мне. Затем я рассказал ей о том, что произошло со мной, когда нас застиг в поле буран.
На мою мать рассказ произвел сильное впечатление. Она сказала мне: "Это изображение святого Николая Чудотворца. Он спас жизнь тебе и отцу". Она немедленно попросила вызвать из алтаря священника, которому передала мой рассказ и просила отслужить благодарственный молебен с акафистом святителю Николаю.
Протоиерей Константин Ровинский
Из книги "Беседы старого священника" М., 1995
http://www.svyato.info/2009/10/29/
Великомученица Варвара
Варвару святую
почтим: вражия бо
сети сокруши и, яко
птица, избавися
от них, помощию
и оружием
креста, всечестная.
Воскресенье
, 13 Декабря 2009 года. Неделя 27-я по Пятидесятнице.Апостола Андрея Первозванного
. Свт. Фрументия, архиеп. Абиссинского.Понедельник, 14 Декабря 2009 года. Седмица 28-я по Пятидесятнице.
Прор. Наума. Прав. Филарета Милостивого. Мч. Анании Персянина.
Вторник, 15 Декабря 2009 года.
Прор. Аввакума. Прпп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах, и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Мц. Миропии. Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила Египетских. Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского. Св. Стефана-Уроша, царя Сербского. Свт. Соломона, архиеп. Ефесского.
Среда, 16 Декабря 2009 года.
Прор. Софонии. Прп. Саввы Сторожевского. Прп. Феодула Цареградского. Прп. Иоанна молчальника, бывшего еп. Колонийского. Сщмч. Феодора, архиеп. Александрийского. Новосщмч. Гавриила, еп. Ганосского.
Четверг, 17 Декабря 2009 года.
Вмц. Варвары и мц. Иулиании. Прп. Иоанна Дамаскина. Прп. Иоанна, еп. Поливотского. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского. Новосщмч. Серафима, еп. Фанарского.
Пятница, 18 Декабря 2009 года.
Суббота, 19 Декабря 2009 года.
Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Блж. Максима, митр. Киевского. Новомч. Николая Караманийского, в Малой Азии.
Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ": |
|
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006 |