По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
37 (496), 27 декабря 2009 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя святых праотец, Исцеление десяти прокаженных, Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, Преподобный Илия Муромец, Печерский, Святой праведный Иоанн Кронштадтский, Слово на новогоднем молебне, Симеон Верхотурский. Месяцеслов.

Неделя 29-я по Пятидесятнице

Неделя святых праотец

еделя святых праотец - предпоследняя Неделя перед Рождеством Христовым. Праотец (греч.) - один из ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. родоначальник, праотец). Церковь почитает десять ветхозаветных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт. 5:1-32).
В своей песне в честь святых праотцев Церковь взывает: "Приидите, да восхвалим собор праотцев - Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова".

Основными в приготовлении к празднику Рождества Христова являются службы двух последних Недель, посвященных воспоминанию прародителей Спасителя и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия. Одна называется из недель называется Неделей святых праотец, а другая - Неделей святых отец. Наименование "праотец" указывает только на то, что эта Неделя предшествует Неделе "отец".

В службе праотец и отец наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам как прообразовавшим в пещи огненной Рождество Христово, не опалившее "Утробу Девичу". В Неделю праотец положен отдельный канон праотцам. А в Неделю отец пророку Даниилу и трем отрокам посвящен тропарь. Им же посвящены в Недели праотец и отец кондак, икос и ипакои. После грехопадения всеродного Адама поток тления и греха разлился по земле. "Средостение греха" уносилось человеком в загробную жизнь. Души умерших нисходили в темницу (греч. - ад, евр. - шеол), как бы в заключение, будучи связаны еще в земной жизни узами греха и невольным рабством врагу рода человеческого - диаволу. "Узами греха" были связаны даже и праведно пожившие на земле, ибо и они не имели достаточно сил и чувств, необходимых для райской жизни: духовные силы их не были подготовлены к райскому Богообщению.

Человеку оставалась юдоль плача и воздыхания по Избавителю и Освободителю от рабства греха и диавола. "Простри руку Твою (Боже), - так, вероятно, взывал ветхозаветный человек, - не остави нас, да не пожрет нас смерть, жаждущая нас, и сатана, ненавидящий нас, но прииди и приближися нам, и пощади души наша". Обещание, что придет Избавитель - Христос, данное Богом еще Адаму, сохранилось в предании его потомков. Но не скоро пришел на землю Христос Спаситель. Потребовались многие и многие века, чтобы подготовить человечество к Его принятию. И это понятно. Человек был создан существом свободно-разумным и мог быть спасен Богом не иначе, как при своем добровольном желании. Господь подготавливал человечество ко спасению: до Авраама - через праотцев, а после Авраама - через избранный народ Израильский.

О пришествии Спасителя многие "законнии образы и пророческие проречения яве предвозвещаху". Пророки народа Израильского, начиная от Моисея и кончая "печатью пророков" Малахией, пророчествовали о Христе Спасителе. "Образы неизреченного Твоего воплощения проявляя, Щедре, умножил еси видения и пророчествия вдохнул еси". Бог, изрекая Свой суд Адаму и его потомству, предсказал и ту борьбу, которая будет происходить между семенем змия (диавола) и семенем жены. Если под первым понимаются все люди, которые через грех работают диаволу, то под вторым следует понимать лучших потомков Адама, праотцев и отцов древности, которые своей праведной жизнью противоборствовали "семени диавола" - греховной части человечества. Они жили непреложной, живой верой и ожиданием явления Божественного Посланника. Человечество могло принять Христа только верою. И первое, чего потребовал Христос от людей, была вера (Евр., гл. 11). Задолго до Рождества Христова человечество в лице праотцев и отцов, которых воспевает Церковь в своих песнопениях перед праздником Рождества Христова, явило благие плоды веры. "Верою (греч. "в вере") Бог оправдал праотцев", - говорится в кондаке Недели праотцев. Поскольку многие из праотцев не принадлежали к избранному народу, Христос через них предобручил Себе язычников, чтобы впоследствии призвать языческие народы в Свою Церковь. Христос "возвеличил их (праотцев и отцов) во всех языцех", ибо от их рода происходила Пресвятая Дева Мария, которая без семени родила Христа.

Спаситель должен был родиться на земле телесно. Насколько важно было телесное рождение, доказывается тем, что Евангелие начинается именно с родословия Христа. Хотя рождение Спасителя и было чудесным, безмужным, но оно произошло от Матери, и благословенная Дева и Матерь не могла не иметь Своих предков. "Закон наследственности, как и всякий закон, строгий и неумолимый, иногда бывает ужасен по своим последствиям. Человеку приходится страдать всю жизнь - с детства, с колыбели за грехи своих предков, мучиться от нажитых ими болезней, порочных наклонностей. Но этот же закон и весьма благодетелен для рода человеческого. Он закрепляет все хорошее, нажитое человеком, закрепляет в потомках - и не только закрепляет, но и развивает, совершенствует. Этот закон делает один род, один даже народ хорошим, честным, даже святым, другой - плохим, худшим, по крайней мере".

Особенно ярко это видно в родословии Иисуса Христа, в праотцах и отцах древности, от которых по плоти произошел Христос, - все они отличались высокой и праведною жизнью. Вот восхваляется "первый Адам, рукою Зиждителя (через создание) почтенный", всех праотец; сын его Авель, дары принесший "душою благороднейшею", "которые и принял всех Бог и Господь"; "поется в мире Сифово к Зиждителю пламенное устремление, ибо в непорочном жительстве и душевной любви Тому истинно угоди". "Чудный Еноc богомудренно положился в Духе на призывание устами, языком и сердцем Владыки всех и Бога". И Енох, "благоугодив Господу, преставился в славе, явился лучше смерти, Божий быв раб искреннейший". Бог, видя благородство и простоту нрава Ноя во всем совершенными, "соделал его главным вождем (родоначальником) второго мира". Отец верующих - Авраам, образец кротости и покорности - Исаак, пример терпения - Иаков, покорности и целомудрия - Иосиф, милосердный Вооз, преданная Руфь, мужественный Давид, премудрый Соломон, несчастный Ровоам, благочестивый Езекия, кающийся Манассия, праведный Иосия и многие другие ветхозаветные праведники. Так от одного праведника к другому передавалось благочестие на земле до Христа. От таких благочестивых предков произошла Пресвятая Дева Мария, достигшая высочайшей святости и непорочности и послужившая великой тайне спасительного Боговоплощения. К святости и высокому жребию Дева Мария была предуготована еще до Своего рождения подвигом праведной жизни предыдущих поколений ветхозаветных праведников, праотцев и отцов, ибо через них таинственно предвозвещалось явление в мир Христа, спасающего людей, "взывающа вся сущия в мире". Чем ближе становилось время пришествия Христа, тем сильнее была вера и ожидание праведников Ветхого Завета. Три отрока, находившиеся в пламени, верою побеждают огненную стихию, думая только о Боге отцов своих. И пророк Даниил, будучи брошен в ров львиный, силою веры укрощал диких зверей. Христос явился ожиданием не только избранного народа Божия, но и "чаянием (всех) языков". Наконец, когда "оскуде князь от (племени) Иуды, время наста прочее (уже) в неже явится языков упование (чаяние народов) Христос" - "пророческая проповедания, речения и видения - конец прияша (начали осуществляться)" .

"Се, время приближися спасения нашего, готовися вертепе, Дева приближается родити. Вифлееме, земле Иудова! Красуйся и веселися, яко из тебе возсия Господь наш. Услышите горы и холмы, и окрестные страны иудейские, яко грядет Христос, да спасет человека, его же созда". "Ныне чаяние языков от Девы предгрядет, Вифлееме, приими Христа! К Тебе бо воплотивыйся приходит, Едем отверзая мне".

www.portal-slovo.ru

Тропарь праотцем

Верою праотцы оправдал еси, / от язык теми предобручивый Церковь: / хвалятся в славе святии, / яко от семене их есть Плод благославен, / без семене Рождшая Тя. / Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Исцеление десяти прокаженных

егодняшнее Евангелие говорит нам о тайне благодарения. Десять прокаженных исцелились. И один из них возвращается воздать славу Богу и принести Ему благодарение. Почему же не все возвратились ко Христу, благодаря Бога за это чудо? Почему не девять из десяти? Где остальные?

Разве не тысячи людей получают исцеление каждый день - а в храме за молитвой стоят только несколько десятков. Разве не для всех дает Бог солнечный свет - а только несколько сот приходят с благодарением. Разве любовь и земной успех, и богатство, и мудрость, и веселье, и друзей, и детей имеют не многие? Где они? Один только из десяти благодарит Бога за всё.

Это общая духовная проказа - неблагодарность Богу и людям. И, очевидно, эта болезнь является причиной всех внешних бедствий, в том числе смерти. Но, может быть, эта общая беда может объединить всех? Между прочим, мы ничего не знаем о десяти прокаженных, а Евангелие говорит нам, что один из них был самарянин. Мы помним, что самаряне, по убеждению иудеев, были людьми, которым невозможно спастись, - отверженные, которых иудеи старались всячески избегать. И оттого что один из десяти, как подчеркивает Евангелие, был самарянин, остальные девять, по всей вероятности, были иудеи. Преграда, которая отделяла иудеев от этого презренного самарянина, исчезла, потому что их всех поразила общая беда. Не имеет уже значения, кто какой национальности, кто какое положение занимает в обществе, если все приговорены к смерти. Страшная болезнь соединила всех прокаженных вместе.

Промысл Божий так ведёт человечество, так ведёт наш народ, чтобы, посещая его бедствиями, всех соединить в одно. Так, чтобы все стали вместе, и из общей своей беды возвысили свой голос ко Господу: "Иисусе Наставниче, помилуй нас!" Однако этот единый вопль о помиловании может родиться из единой веры в Того, Кто имеет власть исцелять от любой смертельной язвы.

С медицинской точки зрения положение десяти прокаженных было абсолютно безнадёжным. Только чудесное вмешательство могло исцелить их и возвратить к общению со здоровыми людьми. Не было никого на свете, кто мог бы дать им хоть какую-то надежду. Всякий, кто испытал страх смерти, ужас абсолютной изоляции, отчаяния, оставленности всеми людьми, знает, что крик о милости может исходить порой из слепой надежды: кто-то где-то непонятно почему и каким образом скажет одно чудесное слово, и внезапно откроется просвет в беспросветном бесконечном человеческом горе. Десять прокаженных повернулись ко Христу, их вопль был услышан.

Господь сказал им пойти и показаться священникам. И они поверили слову Христову. Но исцеление произошло только тогда, когда они были на пути к храму. Когда они шли, они очистились, говорит Евангелие. О, если бы наш народ осознал сегодня, что все существующие человеческие средства для его спасения уже исчерпаны, и уже буквально, как нищий, встал бы перед Христом Богом, прося Его только о милости! Если бы, преодолевая диавольский мрак неверия и отчаяния, все потекли бы в храмы Божии показаться священникам, тогда уже по дороге совершилось бы чудо: всё бы изменилось на нашей земле, как непрестанно говорит об этом преподобный Силуан Афонский.

Но чудо не помогло бы, если бы девять из десяти приняли исцеление подобно Евангельским прокаженным - как нечто должное, с мыслью о том, что в конце концов рано или поздно Бог, если Он существует, должен был дать им избавление. Разве они справедливо страдали? Они не заслужили этого страдания. Если существует в мире высшая справедливость, это исцеление должно было произойти. И вот оно произошло. Они счастливы, что получили просимое. Но им и в голову не приходит принести хвалу Подателю этого блага. Только один, отверженный самарянин, остановился в изумлении перед чудесным, исцеляющим, спасающим Богом, и устремился воздать хвалу Ему. Девять из десяти обрели исцеление и утратили Исцелителя.

Кажется, Он послужил им для достижения их земных целей, а теперь зачем Он им нужен? Благо нам, если мы сегодня, дойдя до последней черты, уповаем только на чудо Божие. Но горе нам, если мы ищем только исцеление от наших внешних скорбей, избавление только от той беды, в которой мы оказались, а не ищем единственное чудо - Самого Христа, без Которого жизнь одинаково нечудесна - одинаково тусклая, на глазах загнивающая. Не имеет значения в благополучии мы или в несчастье.

Много чудес дает нам Господь и Сам, и через бесчисленных святых Своих. И особенно в последние времена столько чудес было дано нашей Церкви, в особенности через Царственных мучеников, через всех новых мучеников и исповедников Российских. И в каждом чуде милость Бога Живого, Того, Кто рождается ради нас, облекается в нашу плоть, берёт на Себя тяжесть нашей вины и греха, всей обезображенной нашей жизни, и возносит на Свой Крест, чтобы дать нам не временное облегчение от наших страданий, а новую жизнь Своего Воскресения.

Бог ищет нашего благодарения Ему не потому, что Он в этом нуждается, а потому что в этом нуждаемся мы, потому что через благодарение мы можем подлинно приобщиться Ему и всему, что есть у Него. Может быть, мы больше всего нуждаемся сегодня в том, чтобы научиться в ответ на крестную Христову любовь славить Бога за все, и прежде всего за великие скорби и болезни, которыми Он ныне нас посещает, потому что благодаря им мы не в состоянии остановиться ни на чем земном. И благодаря им мы лучше начинаем понимать, что просто не существует другого адекватного ответа на милость Божию, кроме принесения нас себя Ему в благодарении.

Протоиерей Александр Шаргунов

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

вятитель Иларион (Владимир Алексеевич Троицкий) родился в 1886 году в селе Липицы Каширского уезда Московской губернии. Будущий архипастырь рос в среде строгой церковности и благочестия: его дед, отец, а впоследствии и брат служили в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Липицах.

Любовь к родной земле, как начало любви к горнему миру, всегда наполняла сердце владыки. Он писал: ":и есть всего одно украшение: смиренных селений - Божьи храмы с колокольнями смотрятся в зеркало русских рек. :Слышишь, бывало, как несется над рекой пасхальн-ый звон, будто волны новой жизни вливаются в душу, слезы навертываются на глазах. Долго и молча стоишь зачарованный."

После окончания Тульского Духовного училища, а затем Тульской семинарии, в 1906 году Владимир Троицкий поступил в Московскую Духовную Академию. Под влиянием наполнявших его духовных переживаний он написал впоследствии богословский труд "Триединство Божества и единство человечества". Призыв преодолевать ненавистную рознь мира сего воззрением на Святую Троицу был принят сердцем будущего священномученика. В 1913 году, 28 марта (ст. стиля), Владимир был пострижен в монашество в скиту Параклит Троице-Сергиевской лавры. "Думаю: что не придется еще в жизни пережить такой радости:" - писал владыка.

В апреле того же года он был рукоположен во иеромонаха. Отец Иларион был определен исполняющим должность доцента МДА, а 30 мая (ст. стиля) назначен инспектором Академии и возведен в сан архимандрита. "Только служение Церкви, по моему верованию и убеждению, дает смысл и цену нашей земной деятельности:" - такими словами еще в 26 лет молодой преподаватель Академии определил свое призвание.

       После событий февраля 1917 года на архимандрита Илариона было возложено временное управление Академией. В новом (1917/1918) учебном году ректором МДА стал профессор А.П.Орлов. Архимандрит Иларион был единодушно избран инспектором. В этой должности он пережил закрытие Академии советской властью.

15 августа 1917 года в Успенском Соборе Московского Кремля начал работу Поместный Собор Русской Православной Церкви. Восстановление патриаршества было главной задачей этого собора. Архимандрит Иларион выступил с яркой речью в защиту патриаршества.

Почтение участников Собора к архимандриту Илариону выразилось в том, что и его кандидатура, при возрасте 32 года, была выдвинута на патриаршество. Архимандрит Иларион стал верным помощником и ближайшим сподвижником святителя Тихона.

12 (25) мая 1920 года, в день памяти святителя Ермогена, архимандрит Иларион был хиротонисан патриархом Тихоном во епископа Верейского, викария Московской епархии.

Богоборческая власть в это время уже полностью проявила себя - насильственно изымались церковные ценности, осквернялись святые мощи и храмы, народ был поставлен на грань уничтожения. Начались "процессы церковников".

Первый арест был еще в 1919 году, тогда архимандрит Иларион был в заключении около двух месяцев (в Бутырской тюрьме). С 1921 по 1923 год владыка находился в ссылке в Архангельске (по некоторым данным, в Холмогорах).
После ссылки владыка приходил в московский Сретенский монастырь, где он в облачении простого монаха пел на службе, и именно здесь, как никогда, окружающие чувствовали, что он "отдавался богослужению всей душой, всем существом своим, как главному делу своей жизни".

Летом 1923 года владыка был возведен в сан архиепископа. Не убоявшись, он принял на себя дело общения с новой властью. Опасность для Церкви теперь была не только внешней. Появилось обновленчество, грозившее новым расколом. Владыка был гибким и дальновидным политиком, и сумел найти те компромиссы с властью, которые помогали подавлять обновленчество. Рукой владыки Илариона были написаны многие послания патриарха Тихона.

Тяжелейшие и мучительнейшие компромиссы, на которые шел святитель Тихон, а с ним и владыка Иларион, были лишь пониманием того, что нельзя позволить власти осуществить все ее богоборческие стремления. Владыка был непримирим к отступникам. Сан, полученный в обновленчестве, владыка не признавал, а вернувшихся к Церкви принимал через покаяние. Обновленческие храмы освящал заново, как положено по канону освящать храмы еретические, тем самым подчеркивая еретическую сущность обновленчества.

Общественное служение владыки в это время во многом состояло в проведении публичных диспутов, в которых он всегда одерживал победы. Против него выступали лидер обновленцев Александр Введенский и нарком Луначарский. Благодаря его работе многие клирики и миряне возвращались на истинный путь православия. Пребывая в своих трудах, влпадыка постоянно молился святым угодникам Божиим. Он умел видеть все духовными очами, и благотворно воздействовал на окружающих даже в самых тяжелых условиях. На людей, многие из которых были в смятении и боязни, действовала его глубокая вера.   

Власть не могла простить владыке его преданности патриарху Тихону. В ноябре 1923 года он был вновь арестован. Известно, что до Соловков владыка находился в ссылке в Архангельске и в Кемском лагере.

Во время пребывания на Соловках святитель Иларион, нисколько не обманываясь относительно ожидавшей заключенных участи, все равно умел сохранять благодушие. Его отличала нелицемерная любовь к ближним, и всем людям, с которыми он разговаривал, становилось легче. По свидетельству О.В.Волкова, даже лагерное начальство вынуждено было проявлять уважение к владыке, и ему позволяли жить уединенно.

Святитель Иларион провел некоторое время в Филипповской пустыни. Заключенные, имевшие возможность перемещаться по острову, часто навещали владыку и находили у него помощь и поддержку. Через Георгия Осоргина святитель поддерживал связь с волей.

В конце лета 1925 года архиепископ Иларион был неожиданно переведен в Ярославль. Власти, надеясь привлечь владыку на свою сторону, полностью сменили режим содержания, позволили переписку, дали возможность читать любые книги. Сотрудник ГПУ, возглавлявший отдел по борьбе с религией, и один из лидеров раскола попытались вести переговоры с владыкой. Ему предлагали статус митрополита в новом "григорьевском" расколе. Разговор закончился словами сотрудника ГПУ о том, что "для Илариона три года на Соловках - очень мало."

Некоторое время святитель был на Поповом острове в Кеми, откуда был переведен сначала в Соловецкий кремль, а потом в штрафной изолятор на Секирную гору. Даже в заключении владыка не падал духом, и, помня всегда о своем высоком служении, делал все возможное для верующих. На Пасху 1926 года он добился у начальника СЛОНа разрешения на совершение службы.

Находясь в лагере, архиепископ Иларион продолжал бороться с внутренними врагами Церкви. Он сумел однажды собрать до пятнадцати епископов в келье архимандрита Феофана, и все собравшиеся единодушно постановили сохранять верность православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. Владыка говорил, что отделение от митрополита Сергия - "преступление, по условиям текущего момента весьма тяжкое."

В конце 1929 года власти решили выслать архиепископа Илариона в Казахстан на вечное поселение. Его перевозили этапным порядком - от одной пересылочной тюрьмы до другой. По дороге он заболел, и прибыл в Петербург уже больным. Это был день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. 6 декабря владыку перевели в больницу, причем он шел по улице пешком, теряя последние силы. Обнаружился сыпной тиф. Владыке пытался оказать помощь митрополит Серафим (Чичагов), но остановить болезнь врачи уже не могли. Владыка Иларион был уже без сознания. Незадолго перед кончиной ему стало легче, он смог написать письмо родственникам. В письме он писал: ":в субботу, 15 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу."

Перед кончиной владыку напутствовал и причастил Святых Христовых Таин келейник митрополита Серафима (Чичагова) иеромонах Никандр. 15 (28) декабря последовала кончина архиепископа Илариона. Митрополит Серафим принес свое белое облачение, белую митру. При отпевании власти запретили надгробные речи и всякую торжественность. Митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Алексий (Симанский), епископ Амвросий (Либин) и епископ Сергий (Зенкевич) молились в алтаре. Отпевание совершал епископ Николай (Ярушевич).

Ныне мощи священномученика Илариона покоятся в Сретенском монастыре в Москве.

Память священномученика Илариона совершается 15/28 декабря и 10/23 августа в день празднования Собора новомучеников и исповедников Соловецких.

http://www.solovki-monastyr.ru/pod-nov-01.htm

Молитва праведному Симеону Верхотурскому

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лике святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребываяй! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Илия Муромец, Печерский

остоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца, Печерского, сохранилось до нашего времени крайне мало. Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным действующим лицом - могучим витязем княжеского рода Ильей Русским - и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях.
С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев - калик перехожих (нищих странников), - которые предсказали, что "смерть ему на бою не писана". Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха - был "первый богатырь во Киеве", не знавший поражений. Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало "Идолище поганое" (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил "Жидовин проклятый": Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: "Я простой русский богатырь, крестьянский сын.

Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять". Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные. Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164-1182). Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. В документальном источнике имя богатыря впервые упоминается в 1574 году. В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: "Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом - яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением". В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты исследований подтверждают факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего - 40-55 лет; рост - 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти - обширная рана в области сердца.

К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ ИЛИИ МУРОМЦУ

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

одился 19 октября 1829 года в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Дед и другие предки в роду его отца были священниками на протяжении 350 лет. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел. Мать подолгу молилась о сыне, и Ваня, видя молящуюся мать, сам учился глубокой проникновенной молитве.
Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особенную любовь к богослужению. Школьные дела у Иоанна шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его молитву. После приходского училища он окончил Архангельскую духовную семинарию первым по успеваемости и Петербургскую духовную академию. Женился на дочери протоиерея Константина Несвитского Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства.
По рукоположении молодой священник был назначен ключарем Андреевского собора города Кронштадта. В то время правительство ссылало в Кронштадт убийц, воров и прочих уголовных преступников. На этих отвергнутых всеми людей и обратил внимание молодой кронштадтский священник. Ежедневно он приходил в их землянки и подвалы не на 10-15 минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти; он шел к живой бесценной душе, к братьям и сестрам, оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал, ухаживал за больными, плакал и радовался вместе с ними. Он сам отправлялся в лавочку за продуктами, в аптеку за лекарством, за доктором, отдавал беднякам все свои деньги, одежду и обувь. Уходил он оттуда радостный, надеясь, что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний. Кронштадтские жители видели, как он возвращается домой босой и без рясы и приносили матушке обувь, говоря: "Твой отдал свою кому-то, придет босым".

Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Он призывал жителей Кронштадта помочь бесприютным беднякам. Люди деятельно откликнулись на просьбу пастыря. Стараниями отца Иоанна в Кронштадте был устроен Дом трудолюбия с мастерскими, школой, детским садом, приютом, столовой, библиотекой, бесплатной лечебницей, ночлежным и странноприимным домом. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей в год. Он говорил: "У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую". Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанна считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления - Божественную литургию. Отец Иоанн совершал Литургию каждый день. "Христос Спаситель установил таинство Причащения, чтобы очистить нас огнем Своего Божества, искоренить грех, сообщить нам Свою святость и правду, сделать нас достойными рая и радости неизреченной". Когда отец Иоанн молился, казалось, он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал и даже настаивал, словно, схватившись за ризу Христову, был готов не выпустить ее из рук, пока не будет услышан. По его молитвам стали происходить чудотворения, и слухи о них распространились в Кронштадте и Петербурге; их стали публиковать и обсуждать в печати. Люди тянулись к нему сначала десятками, затем сотнями и тысячами. На исповеди, длившиеся по 12 часов, приходило до 6 тысяч человек. Андреевский собор вмещал 7 тысяч и всегда был переполнен. Такого влияния на все слои русского народа, какое имел отец Иоанн, не было ни у кого. Сила слова отца Иоанна излилась в его замечательной книге - духовном дневнике "Моя жизнь во Христе". Не только со всей России, но и из Европы, Индии, Америки присылали ему тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве. Отец Иоанн говорил: "Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тому, Кто сказал: "Я прославлю прославляющих меня". Вместе со всем русским народом чтил отца Иоанна и император Александр III, который перед своей кончиной призвал батюшку к себе в Ливадию. Отец Иоанн позже говорил: "Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у господа вымолить. Да будет на все Его святая воля".
9 декабря 1908 года отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в декабре 1902 года Иоанновского женского монастыря на р. Карповке в Петербурге. Прославлен святой праведный Иоанн Кронштадтский Собором 1990 года.

Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского

Благодарю Тя, Господи Боже мой, за дарование мне бытия, за рождение меня в христианской вере, за Пречистую Деву Марию, Ходатаицу о спасении рода нашего, за святых Угодников Твоих, молящихся за нас, за Ангела Хранителя, за общественное богослужение, поддерживающее в нас веру и добродетель, за Священное Писание, за Святые Таинства, а в особенности Тело и Кровь Твою, за таинственные благодатные утешения, за надежду получить Царствие Небесное и за все блага, Тобою мне дарованные.

Слово на новогоднем молебне

о имя Отца и Сына и Святого Духа. Перед началом нашей общей молитвы я хотел бы сказать несколько слов, чтобы затем нам молиться вместе более убежденно, единым сердцем и единой мыслью.

Из года в год я говорил о наступающем новом годе, как о ничем не запятнанной, чистой снежной равнине; и особое внимание я обращал на то, что вступать на эту еще не запятнанную белизну мы должны со всей ответственностью, потому что в зависимости от того, как мы будем по ней ступать, мы либо проложим на этой равнине дорогу, согласную с волей Божией, либо оставим на ней блуждающие следы, которые только запятнают снежную белизну.

В наступающем году, может быть, больше, чем когда-либо, мы не должны забывать одного: эту белизну, эту неизведанность окружает мрак, нависая над ней как бы сводом; мрак с малым - а может быть и большим - количеством звезд, но всё же мрак, густой и непрозрачный, угрожающий и страшный. Мы сейчас расстаемся с годом, когда мы все этот мрак могли чувствовать, и насилие и жестокость его всё продолжаются. Как мы отзовемся на это?

Было бы наивно и очень не по-христиански просить Бога защитить нас от всякого зла и сделать Церковь мирным пристанищем, когда вокруг мира нет. Вокруг - раздоры, вокруг - напряженность, обескураженность и страх, вокруг - насилие и убийства: Мы не можем просить мирной жизни для себя, если этот мир не распространяется за пределы Церкви, если он не рассеивает эту тьму, как лучи света.

Один западный писатель сказал, что христианин - это тот, кому Бог поручил ответственность за других людей. И мы должны быть готовы эту ответственность понести. Через несколько минут мы будем призывать и на грядущую неизвестность, и на этот мрак величайшее из благословений, которое произносятся в наших богослужениях: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа:" - благословен Бог царствующий... Эти слова произносятся редко: в начале литургии, в благословение Нового года и в такие моменты, когда время и вечность соединяются, когда глазами веры мы можем видеть, как вечность переплетается со временем и побеждает его.

Христианин - это тот, кто должен быть способен видеть Историю так, как ее видит Бог: как тайну спасения, но также и как трагедию человеческого падения и греха. И перед лицом того и другого мы должны найти свое место. Христос говорит в Евангелии: Когда вы услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, поднимите головы ваши... В сердце и в жизни христианина нет места для трусости, малодушия и страха: они все рождаются от себялюбия, заботы о себе - даже если это страх за любимых.

Бог есть Господь истории, но мы должны быть сотрудниками Богу, и мы посланы Им в мир для того, чтобы привести этот нестройный град человеческий в гармонию, которая назовется Градом Божиим. И мы должны помнить слова Апостола о том, что всякого, кто захочет работать Господу, поведут на судилище; и еще другие слова: Не бойтесь суда огненного... В нашем мире мы должны быть готовы, что нас могут привести на суд, и мы должны быть готовы на этом суде устоять: может быть, со страхом в душе по слабости нашей веры, но устоять непоколебимо в служении Богу и в служении людям.

И когда мы оглядываемся назад, на прошедший год, то слова ектеньи бьют и осуждают нас. Мы просим Бога простить нам всё, что мы сделали - или чего, наоборот, не сделали в прошедшем году. Мы говорим, что мы - православные. Быть православным не значит только исповедовать Евангелие в его целостности и провозглашать его во всей его чистоте, но означает нечто гораздо большее: это значит жить в соответствии с Евангелием; и мы знаем, что Христу нельзя принести ничто меньшее, чем всё величие человека в благовестии любви и поклонения.

И нам есть, в чем каяться, потому что кто, глядя на нас, скажет, как люди говорили о ранних христианах: Как они друг друга любят!.. Кто скажет, глядя на нас, хотя бы что мы обладаем пониманием жизни, любви, которая делает нас непохожими на других, которая заставляет других удивляться, откуда такая любовь, кто дал ее этим людям, как могут они выстоять испытание суда? И если мы хотим, чтобы этот год был достоин Бога и нашего христианского призвания, святого имени православия, мы должны, каждый из нас и все сообща, быть для всех, для каждого человека, у которого может оказаться нужда в нас, образом того, чем человек может стать и чем община может стать под водительством Бога.

Станем же молиться о прощении того, что мы так далеки от нашего призвания, станем молиться о силе духа, о мужестве, о решимости идти мимо себя, ставить себя ни во что, взять на себя крест свой и последовать по стопам Христа, куда бы Он нас ни позвал.

В начале войны, король Георг VI обратился к своему народу со словами, которые мы можем повторять из года в год. Он прочел цитату: "Спросил я стража, который стоял у дверей нового года: Дай мне свет, чтобы я с уверенностью мог вступить безопасно в неизвестное... И он мне сказал: Вступи во тьму, и вложи руку твою в руку Божию - это будет для тебя лучше, нежели свет, и вернее известного пути".

И мы призваны поступить так же; и, быть может, мы должны сегодня принять решение быть верными своему призванию, и начать Новый год с мужеством.

Аминь!

Митрополит Сурожский Антоний.

Симеон Верхотурский

Месяцеслов

Воскресенье 27 декабря 2009 года. Неделя 29-я по Пятидесятнице, свв.праотец. Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника (249-251). Мчч. Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха (286-251).

Сщмч. Николая пресвитера (1937).

Понедельник 28 декабря 2009 года. Сщмч. Елевферия, матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха (ок. 117-138). Прп. Павла Латрийского (955).

Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского (VIII). Собор Крымских святых. Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1929). Собор Кольских святых.

Вторник 29 декабря 2009 года. Прор. Аггея (500 до Р.Х.). Сщмч. Владимира пресвитера (1918). Сщмчч. Аркадия, еп. Бежецкого, Илии, Павла, Феодосия, Владимира,

Александра пресвитеров, прмч. Макария (1937). Сщмч. Петра пресвитера (1937).

Среда 30 декабря 2009 года. Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 до Р.Х.). Сщмчч. Александра и Николая и Сергия пресвитеров (1918).

Сщмчч. Петра и Иоанна пресвиеров (1937). Прп. Даниила исп., в схиме Стефана (X).

Четверг 31 декабря 2009 года. Мчч. Севастиана и дружины его: Никострата (казнохранителя), жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка,

диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула (ок. 287 или 304). Мч. Виктора (1936). Сщмч. Фаддея,

архиепископа Тверского (1937). Сщмчч. Николая, архиеп. Великоустюжского, Илии, Иоанна, Владимира и Николая пресвитеров (1937). Прославление прав. Симеона Верхотурского (1694).

Пятница 1 января 2010 года. Мч. Вонифатия (290). Мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян (308). Мчч. Полиевкта и Тимофея диакона (IV).

Прп. Илии Муромца, Печерского (1188).

Суббота 2 января 2010 года. Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия Богоносца (107). Прав. Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908).

Свт. Антония, архиеп. Воронежского (1846). Новодворской и Леньковской (Новгород-Северской), именуемой "Спасительница утопающих", икон Божией Матери.

версия для печати

Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ":

Рассылка CONTENT.MAIL.RU


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL (http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

Сайт управляется системой uCoz