"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Святая мученица Татиана. О мытаре и фарисее. Молитвы Святой Великомученице Татьяне. Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Святой Хитон Господень. Дары Артабана. Преподобный Антоний Великий. Месяцеслов. |
Святая мученица Татиана
О мытаре и фарисее
о имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братия и сестры! Два человека вошли в Иерусалимский храм, оба молились Богу. Один вышел просветленный и оправданный, другой - отягченный новыми грехами. Один был мытарь - сборщик налогов; это занятие считалось в Иудее постыдным, подобно ремеслу палача. Другой - фарисей, принадлежавший к секте, члены которой называли себя чистыми, избранными и святыми и
стремились к власти над иудейским народом. Два человека вошли в Иерусалимский храм. Этот храм был единственным в мире храмом Бога Истинного, Бога Всевышнего. По дивной красоте своей он считался одним из чудес света. Первый храм был сооружен пророком Моисеем, это - скиния. Второй храм соорудил царь Соломон во времена своего блистательного царствования. Третий был построен Зоровавелем в трудные и опасные годы, когда каждый из строителей опоясывался мечом и полагал около себя щит и копье на случай неожиданного нападения врагов.В Книге Левит содержится подробное описание храма, которое Господь дал Моисею, всех его принадлежностей. Поэтому храм является не произведением человеческого ума или человеческого гения, а - Откровением Божиим; ибо сам по себе храм - это великая и таинственная икона Неба, сокровенная книга о будущей вечной жизни. Храм - это голос Божий, воплощенный не в словах, а в камнях.
Братия и сестры, Иерусалимский храм, особенно на восходе и на закате солнца, сверкая золотом своих куполов, казался окруженным пламенем, казался островом, парящим в воздухе, сверкающим кораблем, плывущим от земли к небу. Иерусалим окружен горами. Восхождение богомольцев на эти горы как бы знаменовало собой трудности и опасности духовного пути. В храм вел ряд ступеней. На каждой из таких ступеней богомольцы останавливались, пели псалмы, так называемые "Псалмы восхождения". Эти ступени знаменовали собой лестницу добродетелей, заповедей Божиих, ведущую в Небесное Царство. Когда паломники видели издали Иерусалимский храм, то
они падали ниц с чувством благоговения и покаяния, целовали землю и проливали слезы от радости, что увидели заветный храм....Два человека вошли в этот храм. Мытарь, остановившись у порога, проливал слезы покаяния, бил себя в грудь. Уста его молчали, но из сердца исходил безмолвный вопль: Боже! милостив буди мне грешнику! (Лк. 18, 13). Он видел грехи свои, многочисленные как песок морской, видел грехи свои, возвышающиеся как холмы и горы. Он молча рыдал, и его слезы, падавшие на землю, достигали Престола Божиего и, как огненный поток, смывали его грехи.
Вошел в храм фарисей, вошел с самоуверенной надменностью, озираясь вокруг, ища у народа знаков внимания и уважения к себе. Фарисеи для распространения своей власти среди народа преломляли через призму своих толкований чистый свет Ветхого Завета. Они как бы обвили Святую Библию паутиной так называемых "преданий", "заповедей старцев", спасение народа полагая в исполнении множества мелочных правил. И эти правила и законы все время умножались и усложнялись. Например, как проводить субботу - было около семисот или восьмисот постановлений. Множество постановлений касалось того, как нужно чистить посуду, как готовить пищу, как вести себя в пути.
Однако все эти законы физически невозможно было исполнить, и те же самые фарисеи стали придумывать правила, как можно обойти их. Например, в субботу иудеям запрещалось ехать, но разрешалось плыть на корабле, и когда человек, который должен был отправиться в многодневный путь, приходил к фарисею и спрашивал его, как ему быть, то фарисей решал этот вопрос приблизительно так: "Возьми таз с водой, привяжи его под телегой, и ты будешь находиться над водой, значит, ты будешь плыть". Таким образом, здесь начиналась духовная ложь и духовное лицемерие. Затем, для того чтобы снискать себе популярность в народе, фарисеи стали отравлять его духом национальной гордыни. Они говорили, что все, что имеют другие народы, дали им иудеи. Что Авраам научил египтян математике, астрономии и другим наукам. Что даже первые государственные законы Греции и Рима были даны Ликургу - одному из основателей Спарты - иудеями. Свою гордыню они простирали даже к Небесам, утверждая, что Бог в некоторые дни и часы читает Тору, то есть Пятикнижие Моисея, на еврейском языке и Сам поучается в нем. Говорили о том, что воскресение из мертвых будет только лишь в Иерусалиме, а остальные народы должны будут пройти со всех концов земли к Иерусалиму по узким подземным ходам. Вот, братия и сестры, два греха фарисеев, которые обличал Христос, - это лицемерие и гордыня.
Стоял мытарь в храме, опустив голову. Он не видел ни фарисея, ни народа в храме. Он созерцал лишь свои грехи и перед ним раскрывалась бездна милосердия Божия как огромное море, глубины которого могли поглотить тяжелые камни его согрешений.
Взгляд фарисея пал на мытаря. Он содрогнулся от отвращения, как будто прикоснулся к нечистому животному. И произнес: Боже! благодарю Тебя... Святой Андрей Критский говорит: "Благодарю Тебя - безумные слова". Почему безумные слова? Потому что фарисей благодарил Бога за то, что другие люди хуже него, что другие люди - грешники. Он сказал: благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11).
Какое страшное лицемерие: с одной стороны, фарисей всячески искал славы у народа, а, с другой стороны, в глубине души презирал его!.. Фарисей говорил: пощусь два раза в неделю. Что это значит? В Законе Моисея сказано об однодневном посте очищения, а фарисей постился больше, чем нужно по Закону. Он продолжал: даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18, 12). В Законе Моисея было сказано о пожертвовании десятой части только плодов и скота. Значит, фарисей делал больше заповеданного, и теперь он как будто напоминает об этом Самому Богу в храме, считая Бога своим должником.
Мытарь стоял у порога, не смея возвести на небо очей. Фарисей стоял в горделивой позе, считая себя достойнейшим сыном Авраама, как будто в нем воплотились все доблести древних пророков и героев Маккавеев, как будто за спиной у него были ангельские крылья. Но эти крылья оказались крыльями летучей мыши.
Вышел из храма мытарь, озаренный благодатью Божией. Вышел из храма фарисей, окруженный духовным мраком, словно покрытый черной, непроницаемой пеленой.
Братия и сестры, Евангелие, которое вы сегодня слышали, предостерегает нас от гордыни и от одного из самых распространенных проявлений ее - осуждения ближнего; осуждение - отрасль проклятого, отверженного Богом древа гордыни.
Святые Отцы считали осуждение и клевету одним грехом. Уже в Ветхом Завете осуждение было запрещено. Царь Соломон говорил: "Отгони от себя наветника, и тогда утихнет вражда". Господь сказал: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Апостол Павел запрещает даже сообщаться со злоречивыми (1 Кор. 5, 11), прибавляя, что таковые Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10).
Ни один грех так не порицается в Священном Писании, как осуждение и клевета, потому что и само слово "диавол" в переводе с греческого означает клеветник. Значит, клеветник уподобляется демону. И на клеветниках, осуждающих ближнего своего, исполняется проклятие, которое произнес Господь на диавола: ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей... <семя жены> будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 14-15). Что значат эти слова? Клеветник, осуждающий своего брата, тот, кто разносит сплетни, не может духовно подняться к Небу, не может находиться в общении с Богом. Даже в церкви эти люди ищут сплетен, новостей, уподобляются змее, которая заползла в прекрасный цветник. Многие из нас в самые священные минуты Литургии слышали около своего уха вкрадчивый голос этих людей: "А вы знаете, что произошло?.. только между нами... скажу по секрету...", - и так далее. Эти люди питаются смрадом чужих грехов, как черви прахом и грязью. Они представляют себя борцами за правду, а на самом деле - испытывают тайное сладострастие от участия в подобных разговорах. Почему? Потому что их сердца испорчены и развращены.
Истинно целомудренный человек не захочет не только говорить, но и слышать ничего худого о ближнем. Пресвятая Богородица перед блаженной кончиной Своей молила Сына об одном - чтобы Он избавил Ее от гнусного и бесстыдного вида демонов-клеветников.
Братия и сестры, а как нам поступать, когда подходят к нам такие люди? Пророк Давид прямо говорил: Тайно клевещущего на искреннего своего изгоню (Пс. 100, 5). Но что нам делать, когда нам не хватает духу так же поступить? Тогда надо сказать этому человеку: "То, что ты говоришь о другом, относится ко мне, я также повинен в этих грехах, может быть, ты прочел (или прочла) их в душе моей? Я таков, как ты говоришь". И тогда ваши смиренные слова сразу же закроют ему рот. Или скажите по-другому: "Ты негодуешь на то, что брат твой сделал грех, давай встанем с тобой на молитву и помолимся об этом брате". Но этот человек вовсе не негодует, он очень рад, что другие грешны, и поэтому он не станет молиться ни за кого, а сразу ответит: "Мне некогда", - и убежит от тебя, а потом даже не подойдет к тому месту, где находишься ты.
Страшен грех осуждения, никого мы не имеем права судить. Некий монах сказал преподобному Пимену: "Я должен уйти из монастыря потому, что здесь соблазны". Авва Пимен спросил: "Ты видел их?" Он ответил: "Нет, но брат рассказал мне об этом". Авва сказал: "Лжет твой брат". Тот возразил: "Он честный человек". Но преподобный не согласился: "Честный человек никогда бы не стал передавать тебе грехи других людей". И добавил: "И глазам нашим и то не надо верить, если они видят зло".
Святитель Димитрий Ростовский о грехе клеветы и осуждения говорит: "Осуждающий брата своего - это антихрист, потому что Господь - Судия живых и мертвых, а он хочет судить до Страшного Суда, а значит, стать на место Иисуса Христа". Еще святой Димитрий Ростовский объясняет, почему в Евангелии написано: вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6, 42). "Потому, - пишет он, - что все грехи, вместе взятые, по сравнению с грехом осуждения - это то же, что сучок по сравнению с бревном". Наш суд всегда несправедлив потому, что мы видим лишь внешнее, а сердце другого человека скрыто от нас. Наш суд всегда несправедлив потому, что мы не знаем завтрашнего дня. Вот разительные примеры - разбойник и Иуда. Иуда был одним из ближайших учеников Иисуса Христа, переносил скорби и тяготы земной жизни Спасителя. Он исцелял, как и другие апостолы, больных, изгонял бесов благодатью Божьей. Он, как и другие апостолы, благовествовал Евангелие. Казалось, он уже спасен. Но Иуда из апостола превратился в самого страшного предателя. Его имя осталось мрачным символом неблагодарности и вероломства. Имя Иуды - это вечное позорное пятно на лице человечества. А вот разбойник - всю жизнь грабил, убивал, насиловал, скрывался в пещерах Иерихонской пустыни, как дикий зверь нападал на людей.
Он весь был покрыт человеческой кровью. Будучи пойман, осужден на казнь и пригвожден ко кресту, он принялся хулить Спасителя, и казалось, что он уже верная жертва ада, добыча демона. Но в последнее мгновение своей жизни покаялся, исповедал распятого Христа Господом, и покаяние своими мощными крыльями вознесло его к небу.Итак, братия и сестры, сегодняшнее Евангелие предостерегает нас от самого страшного греха - гордыни. Гордыня потрясла небеса, сделала из ангелов демонов, отверзла глубины ада и зажгла пламень в преисподней.Гордыня является и для нас началом всякого греха. Смирение и гордыня - это два пути. Один путь света, другой путь вечной тьмы. Смирение и гордыня - это два пути: жизни и смерти.
Изберем же путь смирения, чтобы обрести вечную жизнь! Аминь.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
http://lib.eparhia-saratov.ru/books
Святая мученица Татиана
одилась Святая Татьяна в Риме около 200-го года по Р.Х. Родители её были богатые и знатные граждане, которые в тоже время были и тайные христиане.
Трудно тогда было быть христианином. Рим был полон языческих храмов, и общественная жизнь была тогда тесно связана с религией. Возвращались ли римские легионы после победы над врагами, - все должны были приносить жертвы богам. Вступал ли на престол новый император, - все шли в храмы и воскуряли фимиам перед "гением императора." Начинался ли новый год, - всем следовало умилостивить богов жертвоприношениями. А сколько было других случаев в жизни, когда нужно было на виду у всех показать, что ты не безбожник, что ты чтишь богов, что ты исполняешь все обряды народной религии!
Казалось бы, велика ли важность бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, - но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках; им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали открыто, при всех, похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни, как это и случилось с отцом святой Татьяны.
Татьяну с самых ранних лет родители стали приучать к благочестию. Они брали её с собою на тайные богослужения, совершаемые ночью в катакомбах. Пробираясь по узким коридорам катакомб, едва освещённым масляными лампами, она видела, что стены этих коридоров хранят в себе мощи мучеников, тела усопших в вере и преданности Христу. В дни их памяти она слышала гимны, прославлявшие их подвиги, и трепетным сердцем внимала рассказам об их святой жизни и страданиях. Ей самой захотелось быть такой же, как эти святые мученики, так же любить Христа и так же отдать за Него жизнь.
Часто, ещё будучи маленькой девочкой, св. Татьяна, проснувшись среди ночи, поднимала руки и приносила Богу свои детские молитвы:
- Я хочу быть святой, - шептала она. - Научи меня, Господи, не любить ничего и никого так крепко, как Тебя! Научи меня, Господи, делать только то, что Тебе угодно; сделай меня Твоей служительницей! Когда св. Татьяна выросла, эта её мечта исполнилась. За свою благочестивую жизнь, за свою преданность Богу и постоянную готовность что-то сделать для других она была посвящена в диаконисы. В её обязанности входило учить вере оглашенных женщин и девушек, готовить их к святому Крещению, прислуживать при совершении этого таинства, заботиться о бедных, о больных и сиротах.
В это время опять вспыхнуло в Риме гонение на христиан. Велено было, чтобы все граждане принесли жертвы богам, и хватали всех, кто отказывался исполнить это веление. Среди схваченных оказалась и св. Татьяна.
- Принеси жертву Аполлону! - сказали ей. Вместо этого св. Татьяна стала молиться Христу. И вдруг земля заколебалась, статуя Аполлона упала и разбилась на мелкие куски, стены храма задрожали, и послышались стоны.
- Это стенают духи зла и лжи, - сказали про себя христиане, - чувствуют они, что приходит конец их обманам. Между тем св. Татьяну повлекли на место пыток. Там её стали бить по лицу и терзать железными крючьями. Мужественно перенося страдания, святая дева молилась за своих мучителей и просила Господа открыть им душевные очи и научить истине. Молитва её была услышана: небесный свет озарил их, и они увидели четырёх ангелов, окружавших святую
. Тогда они пали к ногам святой Татьяны и стали молить её:- Прости нас, служительница истинного Бога! Прости нас, ибо не по нашей воле мы терзали тебя. Разозлённые судьи приказали тотчас же схватить этих раскаявшихся воинов и предать их смерти. Новообращённые мученики громко славили Христа и после короткого, но жестокого мучения все они, числом восемь, были усечены мечём и отошли к Господу, приняв крещение в собственной крови.
На другой день сам правитель Рима Ульпиан взялся судить св. Татьяну. Когда её привели из темницы, все были поражены тем, что на ней не было видно даже и следа от вчерашних мучений. Лицо её было спокойно и радостно. Ульпиан стал убеждать св. деву принести жертву богам, но она отказалась. Тогда он приказал обнажить её и острыми бритвами резать ей тело. Как знамение её чистоты, из ран вместе с кровью истекло молоко, и воздух наполнился благоуханием, подобным благоуханию св. мира, ибо Татьяна, подобно св. миру была исполнена Св. Духа.
Затем её растянули на земле и долгое время били жезлами так, что сами мучители быстро теряли силы и часто сменялись. Она же оставалась непоколебимой, так как ангелы Божии, как и прежде, невидимо стояли около неё, ободряли её и отводили от неё удары на тех, кто пытался причинить ей страдания. Наконец, девять из числа палачей пали мёртвыми, а остальные, еле живые, остались лежать на земле неподвижно.
Святая же, встав, обличила во лжи самого судью и его служителей, говоря, что боги их - бездушные идолы, она же служит единому истинному Богу, творящему чудеса.
Так как уже приближался вечер, то Святую отправили обратно в темницу. Там она провела ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалу. Небесный свет озарял её, и ангелы Божии славословили Господа вместе с ней. Утром её снова привели на суд и снова все были поражены её прекрасным видом. В этот день святая сокрушила своей молитвой храм богини Дианы и снова претерпела за это страшные мучения. На другое утро св. Татьяну привели в цирк и выпустили на неё атласского льва. Арена Колизея, как и арены многих других римских цирков, была уже обильно напоена мученической кровью. Постоянно совершались там кровавые зрелища: бестрепетных христианских мучеников отдавали на растерзание зверям. Но теперь на эту же арену была брошена дочь одного из знатнейших и уважаемых римлян. Это сильней обычного возбуждало всеобщее любопытство.
Однако, на удивление всем, выпущенный из клетки лев не растерзал Святую. Вместо этого, он ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Толпа, подумав, будто это был какой-то ручной или слабосильный лев, заволновалась и потребовала, чтобы его убрали с арены. Некоторые зрители, возглавляемые одним знатным сановником, кинулись исполнять пожелание толпы. Но лев, кинувшись на сановника, тут же растерзал его. После того святую Татьяну увели с арены и снова подвергли мучениям; наконец, её бросили в огонь. Но огонь не коснулся не только её святого тела, но даже и роскошных волос, которыми, как плащом, святая мученица прикрывала свою наготу во время мучений. Язычники пришли тогда к заключению, что чудеса эти совершаются только силой волос Татьяны. Её остригли и заключили в храм Зевса.
Когда на третий день в храм пришли жрецы, они увидели, что идол Зевса лежит разбитый на мелкие кусочки, а святая пребывает в радости, молясь Богу. Тогда Ульпиан произнёс смертный приговор, и св. Татьяна была обезглавлена. Вместе с ней был казнён и её отец, объявивший себя христианином. Видя страдания своей дочери, он не пожелал оставаться тайным христианином и решил пострадать вместе с ней. Произошло всё это в 225 году.
Молитвы Святой Великомученице Татьяне
Для тех, кто болен, беден, находится в заключении, слаб
Молитва Святой Великомученице Татьяне помогает в самых разных жизненных ситуациях. Если у Вас не хватает силы духа что-либо сделать, слабый характер, слабая сила воли, учеба дается с трудом, есть проблемы со здоровьем - тогда читайте молитву Святой Татьяне.
Также Святая Великомученица Татьяна - Tatyana (Tatiana) является официальной православной защитницей и помощницей для всех девочек, девушек и женщин с именем Татьяна. Они могут во всяких трудных жизненных ситуациях читать следующую молитву Святой Великомученице Татьяне:
Православная молитва Святой Татьяне
О святая мученице Татиано, приими ныне нас, молящихся и припадающих к святой иконе твоей. Молися о нас, рабех Божиих (имена), да избавимся всяких скорбей и болезней душевных и телесных и благочестне поживем в настоящем житии, и в будущем веке сподоби нас со всеми святыми поклонятися в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иная молитва Святой Татьяне
Для всех нуждающихся в защите и помощи, а также для студентов, учителей, школьников, преподавателей и педагогов:
О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа, агнице Агнца Божественнаго, голубице целомудрия!
Страданьми, яко одеждами царскими одеянная, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечней! От дней младых Богу обещавшаяся святая служительнице Церкве, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая!
Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошением нашим сердечным, и не отвергай молений наших! Даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетелей веди нас, Ангельское охранение испроси у Бога нам. Наши раны и язвы телесныя сотвори безболезненны, в злострадании терпение даруй. Греховныя язвы уврачуй.
Юность нашу огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози! Поминай наши скорби, и отраду даруй! Посети нас, сущих в темнице греха: на покаяние настави скоро, возжжи пламень молитвы! Не оставь нас сирых! Да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу сил, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва Святой Татьяне способна помочь (как и все, впрочем, молитвы), если молиться Великомученице Татьяне с душой, искренне, со смыслом.
http://forum.od.ua/showthread.php?p=8507155
Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии
вятая равноапостольная Нина
родилась в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником св. великомученику Георгию. Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284-305). Находясь на военной службе у императора, Завулон как христианин содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать св. Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием). Нина была единственной дочерью в семье.Двенадцати лет от роду, Нина пришла вместе с родителями в Иерусалим. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а
воспитание девочки было поручено благочестивой старице Нианфоре. Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание.Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19:23-24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон, старица Нианфора сообщила святой Нине то, что ей самой было известно из предания: что к северо-востоку от Иерусалима есть страна Иберская и в ней - город Мцхет, и что именно туда нешвенный хитон Христов был отнесен воином, которому он достался по жребий при распятии Христовом (Ин.19:24). Нианфора прибавила, что жители этой страны, по названию Картвелы, также соседние с ними армяне и многие горные племена до сих пор остаются погруженными во тьму языческого заблуждения и нечестия. Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на
Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери).Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, св. Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: "Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею".
Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест, возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.
По пути в Грузию св. Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев, бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана (284-305). Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй - со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и прибыла в Грузию в 319 г.
Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. Слава о св. Нине вскоре распространилась в народе, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. Так, в день
Преображения Господня по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы - Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей.Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября).
Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265-342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть св. Нину жестоким мучениям. Однако в то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. Но поверженные св. Ниною идолы были глухи, и мрак
умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами". Это событие совершилось 6 мая 319 года. Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое Крещение вместе со своей свитой.После этого с помощью
византийского Императора Константина, приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений.
Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.Благоговейно приобщившись Святых Тайн, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).
Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине св. Нины, хотели перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 г. царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342-364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. При этом храме была учреждена Бодбийская митрополия, старшая во всей Кахетии, из которой евангельская проповедь стала распространяться до глубины гор восточного Кавказа. Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января, в
день ее блаженной кончины.И Русская Церковь, которая приняла к себе, как в спасительный ковчег, Иберийскую церковь, возмущаемую многочисленными нападениями со стороны иноверных соседей ее, чтит святую Нину как равноапостольную. Имя Нины распространено в русском народе. В России побывал и святой крест из виноградных лоз, который Матерь Божья вручила св. Нине. Веками он сохранялся христианами Грузии и Армении, которые прятали его от нашествий иноверных. В 1749 г. митрополит грузинский Роман, отправляясь из
Грузии в Россию, тайно взял с собою крест Нины и вручил его для сохранения проживавшему тогда в Москве царевичу Бакару Вахтанговичу. После того, в продолжение лет около пятидесяти, крест этот оставался в селе Лыскове, Нижегородской губернии, в имении грузинских князей, потомков переселившегося в Россию в 1724 г. царя Вахтанга. Внук вышеупомянутого Бакара, князь Георгий Александрович, поднес крест св. Нины Императору Александру I, которому, однако, благоугодно было снова возвратить Грузии принадлежащую ей эту великую святыню. С того времени и до сих пор этот символ апостольских трудов святой Нины сохраняется в Тифлисском Сионском кафедральном соборе.Святой Хитон Господень
Что же касается св. Хитона Господня, ради поисков которого св. Нина отправилась в Грузию, то летописи повествуют, что св. Нине, по ее молитвам, было открыто место, где сокрыт Хитон Господень, то есть могила, в которой, вместе с умершею девицею Сидонией, был зарыт и св. Хитон. Хотя кедр, выросший на этой могиле, и был срублен по повелению Нины, однако пень его, под которым был скрыт гроб Сидонии и в нем - риза Господня, оставлен был в целости по приказанию ангела, явившегося Нине, когда она ночью молилась возле этого корня. С этого времени Нина никогда уже не помышляла удалить корень кедра и отрыть гроб Сидонии, равно как не искала и в другом каком-либо месте столь дорогого для нее Хитона Господня. На месте этом был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный
собор в честь 12 святых Апостолов, Светицховели).Присутствие Хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от кедрового столба и его корня целительного и благовонного мира. При перечислении бывших от хитона Господня чудес, католикос Николай (XII в.) вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена одного турецкого султана, которая из любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимою силою. Истечении мира из упомянутого живоносного столба прекратилось, когда, по воле Божьей, в XIII веке Хитон Господень был вынут из земле.
"Это было, - говорит неизвестный по имени грузинский писатель, - в тяжкие для всей Грузии годы нашествия варварских полчищ Тамерлана, вернее же - Чингисхана, когда они овладели Тифлисом, перебили жителей его в числе около ста тысяч человек, разрушили все тифлисские храмы и храм Сионский, предали поруганию все, христианские святыни, равно как и Сионскую чудотворную икону Божьей Матери, топтать которую ногами они заставляли самих христиан. После этого они бросились на город Мцхет, жители которого бежали, вместе с своими архиереями, в леса и в недоступные ущелья гор. Тогда один благочестивый человек,
предвидя погибель Мцхета и не желая оставить на поругание варварам святыню храма его, открыл, после предварительной молитвы к Богу, гроб Сидонии, вынул из него пречестный Хитон Господень и потом передал его главному архипастырю. Храм же Мцхетский, величественное сооружение царя Вахтанга Гург-Аслана, был тогда разрушен до основания. С этих пор Хитон Господень был сохраняем в ризнице католикосов, вплоть до восстановления Мцхетского храма в прежнем величия (в котором он пребывает и до сего времени) царем Александром I, царствовавшим в Грузии с 1414 до 1442 г. Хитон Господень внесли тогда в этот соборный храм и, для большей сохранности, скрыли его в церковном кресте, и он оставался там до XVII века.В 1625 г. шах персидский Аббас, завоевав Иберийскую страну и овладев ею, чтобы заручиться расположением Российского царского двора, уже покровительствовавшего тогда Грузии, взял из Мцхетского храма Хитон Господень, положил его в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, и, при особом письме, послал его, как безценный дар, всероссийскому святейшему Патриарху Филарету, отцу царствовавшего тогда Государя
Михаила Феодоровича. Благочестивый Царь Михаил и святейший Патриарх Филарет, приняв с радостью этот великий дар, безконечно превышающий все самые драгоценные земные дары, собрали от оказавшихся тогда в Москве греческих архиереев и мудрых старцев известные им предания об одежде Господней - хитоне Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.19:23-24); предания эти согласны с тем, что изложено и здесь. Сподобившись, после молитвы и поста, удостоверения, - чрез множество чудесных исцелений, полученных после возложения этой одежды на больных, - что она действительно - одежда Христова, Царь и Патриарх приказали устроить особое, с драгоценными украшениями, помещение в правом углу западной стороны Московского Успенского собора и положили там одежду Христову. В Русской Церкви, со времен патриарха Филарета, был установлен 10 июля праздник положения ризы, то есть Хитона Господня.Хитон, однако, в это время уже был разделен на части. По описи Успенского собора 1627 г. в храме хранилось три части Ризы Господней. Небольшие частицы отделялись и рассылались как великая святыня по монастырям. О дальнейшей судьбе московской части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: "По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалеку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись
(подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов".В ноябре 2007 г. президент РФ В.В. Путин в рамках пропагандной кампании своего возвышения на роль "Национального лидера России" вернул Церкви эту часть Хитона Господня.
http://www.rusidea.org/?a=25012701
Дары Артабана
Продолжение, начало в предыдущем номере
ока мать говорила, ребенок сладко заснул, и чистая улыбка играла на его прекрасном и невинном лице. Артабан не успел еще обдумать, что ему делать, как вдруг на улице послышались дикие крики, лязг оружия и надрывающий душ) женский плач. Полураздетые, простоволосые женщины с искаженными от ужаса лицами, бежали куда-то вдоль селения, неся своих малюток, и вопили: "Спасайтесь! Солдаты Ирода убивают наших детей".
Лицо молодой женщины побледнело, глаза расширились. Прижав к себе спящего крошку, она могла сказать только:
- Спаси, спаси ребенка! Спаси его, и Бог спасет тебя. Артабан, не помня себя, бросился к двери; там, за порогом, стоял уже начальник отряда, а за ним виднелись зверские лица воинов, державших мечи, окрашенные кровью невинных младенцев. Рука Артабана как-то сама рванулась к груди; он быстро достал из-за пазухи мешок, выхватил драгоценный камень и подал начальнику отряда.
- Возьми камень и иди отсюда; оставь женщину и дитя в покое.
Тот отроду не видал такой драгоценности, жадно схватил камень и быстро увел своих воинов в другое место доканчивать страшное дело. Женщина пала перед Артабаном на колени и голосом, идущим от сердца, говорила:
- Да благословит тебя Бог за моего ребенка. Ты ищешь Царя правды, любви и добра, да воссияет пред тобою Его лик, и да взирает Он на тебя с тою любовью, с какою я теперь смотрю на тебя.
Бережно поднял ее на ноги Артабан и слезы не то радости, не то грусти текли по его щекам. "Боже истины, прости меня! Ради этой женщины и ее ребенка я отдал предназначенный Тебе камень. Увижу ли я когда-нибудь Твой лик? И здесь я опоздал опять. Пойду вслед за Тобою в Египет".И долго бедный волхв ходил, отыскивая Царя правды; прошел он много стран, много перевидал разного народу, а искомого Царя найти не мог. И больно сжималось его сердце, не раз он плакал горькими слезами. "Господи! -
думалось ему, -сколько везде горестей, муки, несчастий! Скоро ли Ты явишь Себя, облегчишь людям жизнь?"Что мог, он делал сам: лечил больных, помогал бедным (от продажи первого камня у него остались большие деньги), утешал несчастных, навещал узников, и годы его за этими трудами убегали так быстро, как бегает челнок ткача по вырабатываемой ткани. Последнюю жемчужину он бережно хранил у сердца, надеясь хотя бы ее поднести в дар Царю, когда Его отыщет. Прошло тридцать три года, как Артабан оставил родину, Стан его сгорбился, волосы побелели, глаза померкли, руки и ноги ослабели, а в сердце по-прежнему горела любовь к Тому, Кого он искал с давних пор. И прослышал тут престарелый волхв, что в Иудее появился Посланник Божий, что Он совершает дивные дела, воскрешает мертвых, а отверженных грешников и отчаянных злодеев делает святыми.
Радостно забилось усталое сердце Артабана. "Теперь, - думает он, - я найду Тебя и послужу Тебе".
Приходит в Иудею; весь народ идет в Иерусалим на праздник Пасхи. Там и Сам Спаситель, Которого чает видеть волхв. С толпами богомольцев достигает священного города Артабан и видит на улицах большое движение: людской поток куда-то неудержимо льется; все бегут, друг друга обгоняют.
- Куда это спешат люди? - спрашивает Артабан.
- На Голгофу! Так за городом называется холм. Там сегодня вместе с двумя разбойниками распинают Иисуса из Назарета, Который называл себя Сыном Божиим, Царем Иудейским.
Упал на землю Артабан и горько зарыдал.
- Опять опоздал. Не дано мне видеть Тебя, Господи! Не привелось и послужить Тебе. А, впрочем, может быть еще не совсем поздно, подойду к Его мучителям, предложу им мою жемчужину и, быть может, они возвратят Ему свободу и жизнь.Поднялся Артабан и, как мог, поспешил за толпой на Голгофу. На одном из перекрестков ему преградил дорогу отряд солдат. Воины тащили девушку редкой красоты в тюрьму. Она увидала волхва, по одежде признала в нем перса и ухватилась за край его одежды.
- Сжалься надо мною! - молила она. - Освободи меня. Я с тобой из одной страны. Мой отец приехал сюда по торговым делам, привез с собой меня, заболел и умер. За долги отца меня хотят продать в рабство, обречь на позор. Спаси меня! Избавь от бесчестья, молю тебя, спаси!
Задрожал старый волхв. Прежняя борьба, как в пальмовой роще при встрече с больным евреем и в Вифлееме во время избиения детей, снова вспыхнула в сердце: сохранить ли камень для Великого Царя или отдать в помощь несчастной? Жалость к бедной невольнице взяла верх.
Достал Артабан с груди последнюю жемчужину и дал ее девушке:
- Вот тебе на выкуп, дочь моя. Тридцать три года я берег это сокровище для моего Царя. Видно, я не достоин поднести ему Дар.
Пока он говорил, небо заволоклось тучами, среди дня тьма легла над землею; земля словно тяжело вздохнула, затряслась; загремел гром, молния прорезала небо от края до края; послышался треск; задрожали дома, стены покачнулись; дождем посыпались камни. Тяжелая черепица сорвалась с крыши и разбила голову старику.
Он повалился на землю и лежал бледный, истекая кровью. Девушка наклонилась к нему, чтобы помочь. Артабан зашевелил губами и стал что-то шепотом говорить; глаза его открылись, засветились радостью, по лицу разлилась кроткая улыбка. Казалось, умирающий видит кого-то незримого перед собою и беседует с ним. Девушка нагнулась близко к волхву и услыхала
, как он прерывающимся шепотом говорил:- Господи! Да когда же я видел Тебя голодающим и накормил; когда видел жаждущим и напоил? Когда я приютил Тебя странником, одел нагого Тебя? Тридцать три года, блуждая из страны в страну, я искал Тебя и ни разу не видел Твоего лица, не мог послужить Тебе, моему Царю, на земле. Старик замолк, грудь его тихо вздымалась. Сквозь нависшие тучи пробился луч солнца и осветил лицо волхва. Подул тихий ветерок, мягко шелестя волосами умирающего, и вместе с этим ветром, словно на крыльях его, откуда-то с выси донесся ласковый голос:
- Истинно говорю тебе: все, что ты сделал нуждающимся братьям твоим, ты сделал Мне.
Лицо Артабана преобразилось: на него легла печать величавого спокойствия и самой светлой, полной радости; он облегченно вздохнул всей грудью, благодарно поднял к небу свои очи и навеки почил. Кончились долгие странствования старого волхва; нашел, наконец, Артабан Спасителя, были приняты и его дары
http://rrojdestvo.narod.ru/text9.html
Преподобный Антоний Великий
Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель, и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога, спастися душам нашим
.
Воскресенье
, 24 Января 2010 года. Неделя о мытаре и фарисее.Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника. Прп. Михаила Клопского, Новгородского. Прп. Феодосия Антиохийского. Елецкой иконы Божией Матери. Свв. Феодора и Агапия архим. Мч. Маира. Свт. Стефана из Плакиды. Свт. Феодосия, митр. Трапезундского.
Понедельник, 25 Января 2010 года. Седмица 1-я предуготовительная.
Вторник, 26 Января 2010 года.
Мчч. Ермила и Стратоника. Прп. Иринарха, затворника Ростовского. Прп. Елеазара Анзерского. Мч. Петра Анийского. Прп. Иакова, еп. Низибийского. Прп. Максима Капсокаливита, Афонского. Мч. Афанасия
Среда, 27 Января 2010 года.
Прпп. отцев, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними. Равноап. Нины, просветительницы Грузии. Прп. Иосифа Аналитина Раифского. Прп. Феодула, сына прп. Нила Синайского. Прп. Стефана. Мч. Агнии девы.
Четверг, 28 Января 2010 года.
Прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Прмч. Пансофия. Прпп. Прохора и Гавриила.
Пятница, 29 Января 2010 года.
Поклонение честным веригам ап. Петра. Блаж. Максима, иерея Тотемского. Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы. Мч. Данакта чтеца. Прп. Ромила, ученика св. Григория Синайского и с ним свв. Нестора, Мартина, Даниила, Сисоя, Зосимы и Григория. Новосщмч. Дамаскина Хилендарского.
Суббота, 30 Января 2010 года.
Прп. Антония Великого. Св. царя Феодосия Прп. Антония Дымского. Прп. Антония Черноезерского. Прп. Антония Краснохолмского, монаха. Прп. Антония Римлянина, Новгородского. Прп. Антония Нового, из Верии Македонской. Прп. Ахилы, исп. отшельника Египетского.
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!