По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
42 (501), 31 января 2010 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя о блудном сыне. Почитай отца и мать. Новые духовные беседы. Правило в жизни православного человека. Апостол Тимофей. День памяти Ксении Петербургской. Месяцеслов.

Неделя о блудном сыне

о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В нынешний воскресный день продолжая готовить всех нас к вступлению на поприще Святого и Великого поста, Святая Церковь предложила нашему вниманию хорошо известную нам притчу, которая называется "Притча о блудном сыне". Апостол и евангелист Лука, передавая эту притчу Христа, пишет на страницах своего Евангелия о том, как у некоторого человека было два сына. Младший сын однажды, подойдя к своему отцу, сказал: "Отче, дай мне часть того, что мне полагается, и я буду жить так, как я хочу" (см. Лк. 15,12). Обратите внимание, братья и сестры, что отец ничего не говорит на это своему младшему сыну. Он не возражает. И невольно возникает вопрос: а почему? Неужели отцу безразлично то, с какой просьбой обратился к нему его младший сын? Нет, не от безразличия молчит отец - он прекрасно понимает, что любое слово, которое бы он не сказал своему сыну, ничего уже не изменит. Отец знал, что если все время пребывания сына в доме, в отчем доме, ничему доброму его не научило, то теперь может ли какое-то слово изменить отношение сына к отцу? И поэтому отец безмолвно отдает то, что сын должен был получить по наследству. Получив все положенное, младший сын удалился в далекую страну, где, как говорит Спаситель, живя распутно, промотал все, что имел, и, придя в крайнее состояние, состояние крайней нищеты, "пристал к одному из жителей той страны" (ст. 15), который взял его пасти свиней. Единственной отрадой, утешением и мечтой этого блудного, развращенного младшего сына было желание насытиться теми рожками, то есть той пищей, которую давали на съедение свиньям. Находясь в таком бедственном состоянии, однажды этот молодой человек, как говорит Господь, пришел в себя. И от осознания того, от чего он ушел и к чему он пришел, что было у него и что стало ныне, он говорит самому себе: "Так ведь и последний раб в доме отца моего живет намного лучше, чем я. Встану, пойду к отцу моему и скажу: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим" (см. ст. 16-18). И, действительно, этот молодой человек не только так сказал самому себе, но и пошел в дом своего отца. Господь не говорит и апостол и евангелист Лука не передает нам, как долго возвращался блудный сын в дом своего отца. Мы можем с вами, братья и сестры, предположить, что весьма долго, и это предположение наше строится прежде всего на том, что он удалился в далекую страну и путь из этой далекой страны в отчий дом был не близок. Значит, вероятно, шел долго, не один день, может быть, даже не одну неделю, а может быть, даже не один месяц он возвращался в дом своего отца. Я не случайно сейчас обращаю ваше внимание на это. И вот он приходит, вернее, подходит к дому отца. Конечно, мы можем только догадываться или предполагать, что переживал в тот момент этот молодой человек. Вероятно, на его душе было неспокойно: множество самых различных и противоречивых чувств накопилось в его сердце. И что же он видит? Скорее всего, по-человечески можно было бы предположить, что он увидит закрытые двери дома отца, и не только закрытые двери дома, но и закрытые двери отеческого сердца. Но не это видит молодой человек. Он видит, что его родной отец выбежал к нему навстречу и встречает его не на пороге своего дома, встречает его не у ворот, а встречает его на дороге далеко от дома. И там, даже не в доме, а на этой дороге происходит эта встреча отца и блудного сына. Я умышленно делаю акцент на этом, чуть позже вы поймете, почему я делаю эти акценты. И как же происходит встреча? Укоряет отец своего сына? Говорит ему теперь что-либо, ведь когда сын просил дать часть полагающегося ему имения - отец молчал, а здесь, наверное, уже прорвало отца, и вся боль, вся горечь, наверное, все это потопом излилось из его уст в виде и упрека, и сожаления в адрес своего сына? Но поразительно, братья и сестры, и здесь отец молчит, и не просто молчит, а молча, с любовью берет в свои объятья заблудшего сына. Обнимает его и говорит своим слугам, чтобы они тотчас принесли перстень и лучшую одежду для сына. А затем говорит: "Приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!" (ст. 23) Почему? Потому что "сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (ст.24).

Казалось бы, отчий дом переполнен радостью? Но нет. Приходит старший сын, который никогда от отца не уходил, который всегда был вместе с ним, который так же, как и отец, много труда полагал для того, чтобы чаша дома была преисполнена всех земных благ. Казалось бы, ему, как старшему брату, так же надлежало бы радоваться оттого, что заблудший брат его вернулся, но в его сердце нет радости. В его устах мы слышим упрек, упрек не только в адрес своего младшего брата, но и в адрес своего отца. Он говорит отцу: "Отец, ведь я постоянно рядом с тобой. Я не уходил, как мой младший брат, из твоего дома. Я много труда положил для того, чтобы наш дом стоял еще крепче и чтобы имя твое, отец, не было запятнано. И что же получается? Ты никогда даже ягненка не заколол для меня, а для этого блудного сына, который предал тебя, который запятнал твое имя, ты распорядился заколоть упитанного тельца и устроить пир!" (см. ст. 25-30) А что говорит отец на этот упрек старшего сына? Он говорит ему те же самые слова: "Разве ты не знал, что младший брат твой был мертв, а теперь ожил, пропал и нашелся" (см. ст. 31-32). Вот та притча, которую сегодня, за две седмицы до наступления Великого поста, предлагает нашему благочестивому вниманию Святая Христова Православная Церковь.

Ровно седмицу назад мы говорили о том, что Церковь, готовя нас к вступлению в Великий пост, напоминает нам о важности покаяния. Мы так же говорили о том, что настоящее, искреннее, чистосердечное покаяние невозможно без стяжания смирения. И сегодня этой притчей Церковь вновь говорит и напоминает нам о необходимости покаяния. Но здесь, в этой притче, Церковь раскрывает нам всю ту тайну, которая заложена в покаянии. Знаете, что такое настоящее покаяние, братья и сестры? Я вам сейчас скажу то, что в большинстве своем вы не ожидаете сейчас услышать. Почему? Потому что нам кажется, что покаяние - это лишь только, в лучшем случае, осознание своей греховной жизни и признание себя виновным. А этой притчей Церковь Христова говорит нам нечто большее о покаянии. Мы видим покаяние как ответную любовь. Вот что такое настоящее покаяние. Покаяние - это моя ответная любовь к Богу! И если во мне нет любви к Богу, то невозможно настоящее, искреннее, полное, чистосердечное, слезное покаяние.

И еще один очень важный урок преподает нам Церковь этой притчей. Очень часто диавол, враг рода человеческого, навевает нам следующие мысли, особенно когда мы готовимся к Таинству Исповеди: "Ты - тяжкий грешник! Ты так виноват перед Богом, что Он все равно тебя не простит!" В этой притче мы видим совершенно другой пример: отец не только прощает своего сына, но с любовью ожидает его возвращения. И здесь для всех нас урок: не будем поддаваться этому дьявольскому наваждению, и чем, казалось бы, громче звучит в нас этот голос, что не надо идти и просить прощения у Бога, ибо грех твой тяжек и Господь тебя никогда не простит, - чем сильнее этот голос, тем пусть больше в каждом из нас будет решимости идти к Богу и просить у Него прощения. Помните, я вам говорил, как долго возвращался сын в дом своего отца? Я не случайно обращал ваше внимание на это. Не случайно потому, что мы сейчас вот о чем должны задуматься: если этот молодой человек действительно долго шел в дом своего отца, то, вероятно, на протяжении всего пути он не был одинок. Его встречали самые различные люди и, по всей видимости, кто-то знал или помнил его, а может, кто-то не знал его, но, разговорившись с ним, узнавал о цели его возвращения в отчий дом. Вероятнее всего, многие отговаривали его от этого поступка, рассуждая по-человечески так: да разве может отец принять тебя в свой дом?! Да разве может он тебя простить после всего того, что ты сделал?! Почему, братья и сестры, мы с вами на это должны обратить внимание? Да потому, что и в нашей жизни часто бывает то же самое. Вот согрешит человек, и естественно, если совесть не совсем потеряна у человека, она тут же начинает требовать, чтобы человек просил прощения у Бога. А другие голоса, как внутренние, так и внешние, начинают говорить нам: "Да что ты! Не надо! Не проси прощения". Но здесь, братья и сестры, мы должны иметь такую же решимость: не обращая ни на что внимания, ни на внутренние голоса, ни на внешние, которые стараются удержать нас в грехе и не дать нам возможности раскаяния в нем, будем просить у Бога прощения, в надежде на то, что Господь нас любит, что Господь готов нас простить. Он ожидает каждого из нас точно так же, как ожидал своего сына этот евангельский отец, и даже более того: нам с вами своим человеческим разумом невозможно постичь всю ту любовь, которой любит каждого из нас Господь и Спаситель.

Обо всем этом сегодня вновь и вновь напоминает всем нам Святая Христова Православная Церковь, напоминает с одним лишь только желанием, чтобы каждый из нас, вглядываясь в образ этого евангельского сына, смог принести Богу искреннее и чистосердечное покаяние. Мы должны осознать, что каждый грех, который мы совершаем, не приближает, а наоборот - удаляет нас от Бога. Мы удаляемся в ту далекую страну, где нет Бога, и владыкой этой страны является диавол, который нанимает нас на свою службу. А его служба - "пасти свиней". Это тот образ свинства, до которого иногда доходит человек, и нам очень часто, к сожалению, приходится встречать на нашем жизненном пути подобные образы, когда мы говорим о том или ином человеке, что он достиг этого страшного, крайнего, простите за выражение, свинячьего образа. Я не случайно, братья и сестры, привел сейчас для всех нас грубое и неприятное сравнение. Не случайно, чтобы каждый из нас еще и еще раз сам себе задал вопрос: а я-то на кого похож? Все мы, без исключения, сотворены по образу Божию. Все! И каждый из нас, сотворенный по образу Божию, должен достичь в своей жизни подобия Божия. Мы должны стать подобными Богу. Не подобными свинье, а подобными Богу! Вот цель нашей жизни, и об этом всем нам еще и еще раз напоминает Святая Церковь. Напоминает перед тем, как мы вступим на поприще Святого и Великого поста. Напоминает, чтобы каждый из нас, всматриваясь в свою жизнь, найдя в ней изъяны, которые , сожалению, есть у каждого из нас, имел ту же решимость, какая была и у блудного сына, - решимость вернуться в отчий дом.

Но кто-то сейчас может сказать: "Слава Богу, я не таков, как блудный сын! Я не уходил из дома своего Отца, я люблю Бога, я люблю Святую Христову Православную Церковь. Я каждое воскресенье и каждый церковный праздник бываю в храме. Я часто причащаюсь Святых Христовых Тайн. Я не таков, как все прочие люди". И как это близко тому, о чем мы говорили ровно неделю назад, когда видели образ другого человека, именуемого фарисеем, который говорил: "Я не таков, слава Тебе, Господи, как все прочие люди!" То же самое примерно говорит сейчас и старший сын этого отца: "Отче! Я не уходил из твоего дома. Я был постоянно с тобою, а ты этому блудному сыну пир устраиваешь?!" Как часто мы с вами, братия и сестры, поступаем подобным образом. Вот переступил церковный порог грешный человек. Он пришел в церковь, чтобы найти здесь не только утешение, но самое главное, прощение своих грехов, а значит - спасение для своей души. А мы что? Вместо того, чтобы как-то поддержать его, помочь ему, порадоваться тому, что он обратился к Богу, в нас живет чувство раздражения. И это опасно для всех нас, поэтому не случайно Святая Церковь сегодня рисует перед всеми нами образ не только кающегося человека, который действительно был грешным, но он - кающийся грешник. И вот другой образ человека, который праведник внешне, он не уходил из дома отца, как и многие из нас постоянно бывают в храме, почти что на всех богослужениях, но в чем собственно заключается самая главная суть пребывания в доме Отца, в доме Бога? В чем, братья и сестры? В стяжании любви! Если в наших сердцах нет любви, то - горе всем нам! И не спасут нас те богослужения, которые мы, может быть, очень часто посещаем! Стяжание любви в своем сердце - вот что для нас является спасительным, и об этом также учит нас сегодняшняя притча. Давайте задумаемся об этом, особенно тогда, когда мы будем готовиться к очень важному моменту - к моменту прощения друг друга. Две недели остается до того дня, когда мы будем подходить и просить прощения друг у друга: "Прости меня - я согрешил пред тобою". Так вот, не дай Бог, братья и сестры, чтобы это прощение было формальным, лицемерным. Самое главное, о чем мы должны задуматься и научиться, - прощение должно быть исполнено любви. Тогда это будет настоящее прощение. Вот, братья и сестры, те уроки, которые всем нам сегодня вновь и вновь преподносит Святая Христова Православная Церковь. Дай Бог, чтобы все мы, внимая тому, чему учит нас Святая Церковь, с пользой для самих себя восприняли эти уроки и приложили их к своей жизни, чтобы жизнь каждого из нас была спасительной. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров

23 февраля 2003 г.

Почитай отца и мать

амая страшная примета нашего времени: отпевать большей частью приходится молодых. На одного пожилого - 5-8 человек, не доживших до сорока. То, что у нас продолжительность жизни сейчас 53-64 года, так это за счет стариков, которые держатся. Молодые жить не хотят оттого, что забыта заповедь об уважении к родителям.

Задумался я об этом вот при каких обстоятельствах. Уронил однажды книгу святителя Иоанна Златоуста. Когда поднял, она была раскрыта так, что бросились в глаза слова (цитирую по памяти): "О родитель, какую на тебя заботу возложил Господь, от тебя зависит, сколько проживет твое чадо и как оно проживет". Воспитаешь своего ребенка, согласно заповеди "чти отца и мать - и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле". И хорошее жилье, и достойная работа, и мир в семье - все проистекает от этого. Юноша, чтящий отца и мать, страшится огорчить их, старается лучше учиться, не напиваться, найти супругу, которая будет заботиться о его родителях, - то есть выберет достойную девушку.

Тот же, кто зовет родивших его на свет людей "предками", кому не важны их страдания, - он обречен. Недавно подошел ко мне мужчина, стал просить денег на то, чтобы получить паспорт. Сказал, что недавно вышел из мест заключения, и, если я ему не помогу, он деньги украдет или отнимет у кого-нибудь. Из неполных сорока лет он провел в тюрьмах и лагерях - 19. Спрашиваю: "А где родители твои, ты знаешь?" Мужчина ответил, что вроде в Ессентуках, во всяком случае, раньше там жили. "А когда ты последний раз с ними общался?" - "Лет девятнадцать назад". И таких на зоне если не большинство, то лишь благодаря интересу к родительской пенсии. Сотни тысяч взрослых чад пропивают эти гроши. В фильме "Калина красная" главный момент - это когда герой Шукшина, бывший уголовник, плачет оттого, что ему стыдно перед матерью, больно, что из-за него она в одиночестве коротает старость. Без этих слез душе не возродиться.

Но ни школа, ни общество не придают этому значения, даже в храме редко об этом услышишь. Стержень всей нашей жизни оставлен без внимания. Задолго до революции началось разделение на "отсталых отцов" и "передовых детей", это презрение к старшим и привело к трагедии. А после народ уже вовсю разлагали и разделяли, чтобы властвовать над ним, детей искушали следовать примеру несчастного отрока Павлика Морозова. Я по себе знаю, что это такое, сам однажды едва не донес на отца. Это было во времена Хрущева, когда людям запретили держать всякую живность - коз, свиней - свыше одной головы на хозяйство. А мы держали, и как-то отправил меня отец за мукой для запрещенного поросенка. Идти нужно было далеко, по скользкой зимней дороге, потом возвращаться с немалой тяжестью - потея, изнемогая. Но еще больше мучило то, что отец нарушает закон. И было желание пойти в контору, разоблачить его, как полагается хорошему пионеру. А мне очень хотелось быть хорошим, смыть позорное пятно "сына раскулаченного". Дня три я маялся, но потом понял: предать отца - это против совести.

Не один я это понимал. Знавал немало советских работников, в том числе коммунистов, которые пришли потом к вере. Все они имели нечто общее: не отреклись от родителей, бабушек, дедушек, сохраняли к ним уважение. Через это достигается мир в душе. А ведь немного и нужно, чтобы его обрести.

Некоторое время назад женщина лет шестидесяти пожаловалась мне на свою мать. У них уже много лет были плохие отношения. Женщина - сама уже бабушка - была в положении подростка, который все что-то стремится доказать. "Не спорь с матерью, - говорю, - скажет на соленые огурцы, что они свежие, соглашайся. Того требует заповедь". Через две недели приезжает сияющая, рассказывает: "Помирились, так хорошо живем, как лет тридцать не жили. И мама спокойная такая..." Думаю, дело было в следующем. Мать этой женщины неосознанно защищала свое право на власть. Власть особую, данную ей Богом, и когда дочь стала ей уступать, утешилась. Хороший родитель чувствует - непослушание ведет к погибели, и не гордыня, а страх за чадо заставляет его стоять на своем. Но не одни дети виноваты сегодня в непослушании и непочтении. "О родитель, какую на тебя заботу возложил Господь..." - сказал Иоанн Златоуст. Но верно ли это понимается?

Несколько лет назад я оказался в университете на встрече, где присутствовали матери - педагоги со стажем, учеными степенями - и их дочери - студентки. Девушки были безапелляционны в суждениях, тверды, дерзки, матери тушевались. Поразило, как легко они отдают власть, инициативу, ссылаясь на то, что время сейчас такое. Какое?

В Ветхом Завете рассказывается, как один первосвященник - Илий - не пытался вразумить сыновей. Они тоже были священниками, надмевались над народом, обирали его, а Илий молчал. И когда пришло известие, что сыновья его погибли через свое нечестие, упал, сломав спину, и умер. Времена, может, и меняются, но не законы природы. Тот, кто, пренебрегая гравитацией, бросится вниз с высокого здания, разобьется. Кто сунется в трансформаторную будку, получит удар током.

Родитель, по слабости своей не прививающий детям почтения к заповедям, пожнет самые горькие плоды. На глазах распадается связь времен. Но счастливы те, кто сохранил старые понятия о семье, как должно в ней друг другу относиться. Крестили, помню, младенца Александра в сороковой день его жизни. Просьба совершить Таинство застала меня врасплох. И когда после совершения обряда мы разговорились с бабушкой новокрещенного, я посетовал: "Даже звонаря позвать не успели". "А детям можно звонить?" - вдруг спрашивает она. "Можно", - отвечаю... Через минуту-другую вижу: спешат Филипп, Иоанн, Сергей, Никита и еще двое малышей, всей гурьбой взлетают на колокольню. И ведь это только начало - первые внуки, будут еще. Род процветает. Радостно, что есть еще такие у нас люди, кто помнит: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе".

игумен Игнатий (Бакаев)

Православие.ru

НОВЫЕ ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ

Беседа 10, глава VIII

1. Два есть царства, царство света и царство тьмы. Какого ты царя, разберись сам в себе. С кем ты в союзе и кому даешь обеты, того ты и сообщник. В писании сказано: "Любящим Бога все содействует во благо" (Рим 8, 28). У тебя есть собственная воля, и чему ты отдаешь свой порыв и свое послушание, того ты становишься рабом и сыном и другом. Если будешь любить греховные желания и в них находить удовольствие, они сразу начнут содействовать и прилепляться к тебе, потому что грех легок на подъем и быстро опутывает (Евр 12, 1); это властелин, радующийся несчастью людей. И опять же, если ты любишь благо и в нем находишь удовольствие, оно тоже приходит и помогает. Но с ним соединяются после великого борения, ведь его царство не имеет конца (Лк1, 33); потому редка эта драгоценность и славно вечною славой с трудом достигаемое благо, что все неутомимо стремятся войти в него и соединиться с ним, но к нему ведут долгий путь и борьба, и из множеств пробиваются к цели немногие. Однако победившие дошли до Владыки и Царя мирного и кроткого, радующегося человеческому благу; такие наследуют отныне землю обетования (Мф 5, 5) и входят в пристань мира и в город святых и в покой (Евр 4, 3). Как есть небо видимое, называемое твердью, так выше его есть другое небо, световидное, где ангельское воинство (хотя, конечно, Бог и ангелы всего менее очерчены телесными пределами), и там есть храм нерукотворный. Все это божественно, несказанно и светозарно, потому что духовно и существенно, будучи не от века сего, но от иного мира, где нет ни тьмы, ни ночи, ни вражды, ни геенны. Но поскольку нельзя всем рассматривать телесным зрением те небесные таинства, то вместо занавеса сотворена эта твердь, чтобы невозможно было просто их видеть никому, кроме чистых сердцем и святившихся умом (Мф 5, 8), сограждан и сопосвященных святым; и когда затмевается это небо, тогда то, невидимое, принимает избранников. Многие, будучи частицами добра и движимые добрым духом, сочли себя уже совершенными и после этого подверглись нападению и козням злых духов, - как воины, посчитавшие себя уже победителями, отбросившие оружие и беззаботные, из которых враги, устроив засаду и внезапно подступив, одних убили, других связали, третьих взяли в плен. Так и грех сначала, воровски подкравшись, внушил их уму возомнить себя совершенным, а потом обманул их и одних заключил в свою бездну и в петли зла, других продал в рабство постыдным страстям (Рим 1, 26). И никто из людей, ни праведник, ни грешник, если не сделается свободным через закон духа (то есть через Иисуса Христа), не может освободиться от зла и вырваться из владычества диавола, как Павел говорит, описывая падение человека: "Бедный я человек! кто избавит меня от смерти? Благодарю Бога моего Иисуса Христа, что закон духа жизни освободил меня от смерти" (Рим 7, 24-25; 8,2).

2. Как бьющий из-под земли ключ не убывает, сколь бы многие ни пили из него, так имеющие внутри в уме источник и сокровище духа, сколько бы ни проповедовали, помогают слушающим своею верою, сами же остаются, какими были прежде. Для духовных уже сейчас Дух строит великие дворцы и ложа и покои; приготовляется им и одеяние различное и славное, и когда они разрешаются ко Христу, то с великой радостью принимают их свои, духи праведников и весь небесный собор. И Господь говорит: "Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего" (2 Тим 4, 18; Мф 25, 21-23); малое - это обетования, которые дано получить в веке сем верующим в Него, многое - дары вечного и нетленного века. И многие из братьев, принимающие благодать и согласные ей, с каждым днем движутся вперед, возрастая, преуспевая и достигая великих ступеней; есть, однако, другие, которые принимают дар от Бога, но даже и в присутствии благодати уклоняются в бесчинства и другие пороки. :

:4. - Отчего, когда я встаю на молитву, меня обуревает множество помыслов и я шатаюсь разумом?

- Мужественно и решительно приступай, и не леностно и словно во сне, но с трезвенной мыслью, как имеющий дело, и не блуждай помыслами, словно ничем не занятый. Как делая плотское дело ты весь погружаешься в него умом и мыслью и телом, так же надо приступать к молитве, как бы надеясь совершить какое-то духовное дело; а Бог твой ум видит и за мыслями следит. Старайся всегда сосредоточиться на своем деле, на искании Бога и на стремлении к нему; тому внимай, о том думай и заботься, чему тело молится, - в голос ли, или молча, или как еще потребно, только бы с трезвенной и сосредоточенной мыслью. Ибо как если живописец, пишущий изображение царя, все части сделает хорошо, в глазах же какую-нибудь мелочь упустит или исказит и напишет не как должно, вся работа пропала: он исказил царский образ и подлежит наказанию за свое нерадение, - точно так же мысленный образ небесного Царя пиши каждый верно и истинно в своей душе и изукрашивай всеми добрыми помыслами. Или как зодчий измеряет прямизну правила, чтобы не было отклонения, или как земледелец, склоняясь над бороздою, никоим образом не отвлекается, но весь в своем деле, чтобы провести борозду правильно. И если все так обстоит в телесных делах, то насколько сосредоточеннее душа должна быть в молитве как истинном деле, с каким великим трезвением должна всегда направлять свои помыслы и рассуждения к Богу, на добро (Рим 16, 19). Так человек сумеет, трудом выправив прямоту своего ума, удостоиться хвалы и получит духовные дары; так он сможет довести свою работу до завершения, с каждым днем продвигаясь вперед и совершенствуясь и делаясь для многих причиной спасения (Евр 5, 9); а показав себя боголюбцем и угодником Божиим, он становится наследником Царства Небесного во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки. Аминь.

Прп Макарий Великий Египетский

http://www.krotov.info/library/

Правило в жизни православного человека

 Тема беседы с о. Валентином - место правила в жизни православного человека. Почему такая тема возникла? Очень часто в адрес Православия от других христианских конфессий, да и просто от людей неверующих можно услышать упрек в излишних жестких правилах. "Вот протестанты и другие христианские учения - это любовь.  Вот мы Бога и ближнего любим, а вы лишь ограничиваете свою жизнь обязательными к исполнению и очень жесткими ограничениями - постами, долгими службами, молитвенными правилами, аскетической жизнью. Но разве недостаточно просто любить всех и хорошо относиться к людям? Разве в ваших правилах заключается любовь?"

С тем, что Господь учил именно Любви, поспорить действительно сложно. Как сложно поспорить и с тем, что без поста, молитвенных правил, участия в богослужениях немыслима жизнь православного. Но неужели Православие - это только исполнение правил?

Собственно, легко сказать, что мы любим Христа, а вы нет. Ну, хорошо, я тоже хочу полюбить, и я прошу - научите меня любить. Вот сосед меня вчера залил - как я его могу полюбить? А вот мне на ногу наступили или кто-то обозвал - как полюбить? Это легко только сказать, но ведь себя не заставишь кого-то полюбить. Даже того, кто мне ничего плохого не сделал. Я могу к человеку относиться нормально, но любить - это нечто большее.

В книге преподобного Иоанна Лествичника - "Лествице" - все добродетели представлены в виде лестницы, как ступеньки. Одну стяжал - перешел на другую. А любовь на этой лестнице стоит в самом верху. И чтобы научиться настоящей христианской любви - не той, которая сегодня любит, а завтра разлюбит, и от которой до ненависти один шаг, не об этой любви речь, - а той, о которой говорил и учил Христос. Эту любовь невозможно приобрести искусственно, невозможно себя заставить, невозможно себя уговорить полюбить кого-то. Ну, а каким же путем приобрести любовь, о которой учил Христос? Вот если возьмем "Лествицу", то увидим, что любовь приобретается путем стяжания добродетелей. Другого пути к любви нет.

Можно, конечно, рассказывать, что я всех люблю, но каждый человек по опыту знает, что это невозможно себя заставить проснуться завтра и начать всех любить. Сколько минут такая любовь продлится? Любовь - это плод всей духовной жизни человека.

Правило - это, конечно, не самоцель, это путь к стяжанию любви. Апостол Иаков пишет о вере человека, и у него есть замечательные слова, которые как раз так не любят протестанты и сектанты, он говорит: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут" (Иак.2.19). Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих" (Иак.2.18).  То есть веру, которая видна. И дальше делает такой вывод: "Вера без дел мертва есть" (Иак.2.26).  А когда мы говорим, что верим в душе и так далее - "так и бесы верят", говорит апостол Иаков. Они тоже верят, что Бог есть, что Он един. И не то что даже верят - они знают, и лучше нас знают, потому что соприкасаются с этим, а при этом они также остаются бесами и никак не меняются. Поэтому разговоры о любви - это хорошо, но на вопросы, как эту любовь стяжать, обычно те же протестанты отвечают - люби.

То есть, должно быть очень четкое понимание...

...что правило - это средство к достижению любви. А любовь - есть плод всей духовной жизни человека. И правила, и законы духовной жизни есть путь, и если человек идет этим путем, он только в этом случае может достичь любви, о которой учил Христос.

Но само по себе исполнение правил ведь не дает полноты духовной жизни. Иначе было бы ведь очень просто - вычитал утреннее и вечернее молитвенное правило и вот уже достиг высот любви. Наверняка нужно что-то большее.

Дело в том, что само правило прямого отношения к любви не имеет. Но Господь говорит: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин.14,15). Вот в чем состоит любовь.

А молитвенные правила здесь при чем? Приведу простой пример. Я хочу не злиться, не раздражаться, даю себе такое обещание, что с завтрашнего дня с этим покончено. Вот я проснулся, только до кухни дошел, а там кто-то посуду не вымыл, не так стул стоит или не там лежит ложка, и вот начинаю я сердиться. А ведь только недавно давал себе обещание. А если я уже вышел на улицу - совсем не могу себя контролировать, все пошло-поехало. Хотя искренне я хочу, конечно, сдерживать себя, искренне, по-настоящему. Мне самому это противно, но это лезет из меня и ничего не поделать. Так вот молитва, Таинства Церкви, Покаяние, Причастие - это нужно человеку, чтобы бороться со своими страстями. Апостол Павел пишет: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим.7,19).  

Сама по себе молитва, например, как вычитывание, - никакой силы не имеет. И не имеет никакого значения. И если совсем утрировать - Богу все равно, молимся мы или не молимся. Бог - самодостаточен, Он не нуждается в нашей молитве. Молитва нужна только нам. И человек должен понимать, что не Богу делает одолжение, и Ему не хуже и не лучше будет от того, что человек помолится или нет. А человек в первую очередь это делает для себя. Человек обращается к Богу с тем, чтобы Господь ему помог справиться с немощами, помог в борьбе со страстями. Вот в чем смысл молитвы.

Ведь без молитвы никакая религия не мыслится, и не только христианство. Молитва - это общение с Богом, обращение к Нему. И если нет Богообщения - то о какой религии может идти речь? Если есть признание Бога, но общаться с ним невозможно, то отпадает нужда в этой религии. Ведь такой Бог - недосягаем.

Другое дело - правило молитвы. Для каждого христианина есть минимальное молитвенное правило. Это утренняя и вечерняя молитва, чтение хотя бы одной главы из Евангелия и одна из апостольских посланий. Это минимальное и вполне естественное правило. Начать свой день с молитвы, испросить Божьего благословения на предстоящий день, закончить его молитвой - это естественное движение души и побуждение человека. Другое дело, в той ли форме и объеме это должно быть, как написано в молитвослове. Вот здесь могут быть варианты - меньше или наоборот больше. Но это нужно согласовывать со своим духовником. Потому что не человек для правила, а правило для человека. А корректировка правила зависит от конкретных условий жизни.

Иерей Валентин Ядревский,

http://www.xpampx.ru/system/files/upload

Апостол Тимофей

постол Тимофей происходил из страны Ликаонской, из города Листры. Отец его был эллином и ярым последователем язычества. Мать же Евникия и бабка Лоида - из иудейского рода. Когда апостол Павел в первый раз посетил Листру, вместе с апостолом Варнавою, то после исцеления одним словом хромого от рождения (Деян. 14:6-8), множество жителей Листры уверовали во Христа, в числе которых была и овдовевшая мать Тимофея - Евникия. Она с великой радостью приняла Павла в свой дом и отдала сына Тимофея апостолу Павлу для обучения Слову Божию. Апостол Павел дал Тимофею наставления; удаляясь из Листры, он поручил его другим христианам, видя, что юноша исполнен веры и любви ко Господу.

Когда апостол Павел второй раз прибыл в Листру, то нашел Тимофея, пришедшего уже в возраст, всякой добродетелью украшенного, всеми тамошними христианами уважаемого и сделал своим неразлучным странником и сотрудником. Он с ним вместе проповедовал и терпел гонения, посещал Ефес, Коринф и многие другие города и области Греции и Малой Азии. Тимофей ревностно помогал апостолу Павлу распространять слово Божие. Иногда апостол Павел, вполне доверяя любимому ученику, посылал его к новообращенным, для укрепления в вере. Апостол языков называет Тимофея возлюбленным, верным в Господе сыном.

Оставляя Листру, апостол Павел обрезал апостола Тимофея, ради иудеев, находившихся в тех местах, - чтобы не соблазнялись о нем, так как знали, что Тимофей происходил от эллина.

Благовестнику Тимофею была поручена церковь Ефесская. "Будь образцом для верных, - пишет ему апостол Павел, - в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением (1 Тим. 4:12-14). Держись правды, веры, любви, мира со всеми, призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают споры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников. Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое" (2 Тим. 2:22-25,  4:2-5).

Апостол Тимофей исполнил повеления своего святого учителя. Он был первым епископом Ефеса и с ревностью старался утверждать веру христианскую; пользовался также наставлениями апостола Иоанна Богослова, который проповедовал в Малой Азии и после смерти апостола Тимофея, по возвращении с острова Патмос, принял епископство ефесское.

Апостол Тимофей до конца жизни своей явил себя добрым воином Христа и скончался мученической смертью в 91 году по Рождестве Христовом.

Совершилось это в городе Ефесе, во время языческого праздника в честь Артемиды, когда народ - мужчины и женщины, наряженные в маски, с дрекольем и оружием, при неистовом пении и пляске, обносили идолов вокруг города. Апостол Тимофей вышел навстречу толпе, с увещеванием и проповедью о Христе. Разъяренные язычники бросились на апостола, кидали в него камнями и до смерти забили палками. Христиане с честью похоронили тело мученика вне города.

После многих лет, по повелению царя Констанция, одного из сыновей Константина Великого, честные мощи апостола Тимофея были перенесены в Константинополь и положены в храме апостолов, вместе с мощами апостолов Луки и Андрея Первозванного

http://www.belmagi.ru/apostoly/timofei.htm

В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ

о имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память первой святой Петербурга - святой блаженной Ксении Петербургской. И может быть, это далеко не случайно, что именно юродивая Христа ради стала первой святой Петербурга, потому что Петербург был построен Петром Первым, нечестивейшим из русских царей, для всякого поругания Церкви Божией и для того, чтобы еще больше поработить Россию западным обычаям, а Русскую Церковь - западным еретикам. И несмотря на то, что для такой цели был построен Петербург, посрамил Господь замыслы нечестивого царя, и Петербург, по словам святого Нектария Оптинского, уже в 1920-е годы стал одним из самых святых городов России. Нектарий Оптинский говорил, что это самый святой город именно потому, что там, где наиболее сгущалась тьма язычества, западных ересей и всякого нечестия, именно там и просияли многие святые, и одной из первых и первой известной нам по имени была Ксения Петербургская.

Мы знаем, в какие эпохи являются юродивые Христа ради. Подвиг юродства появляется в Церкви тогда, когда есть общество христианское, которое все само себя считает христианским, живет в мире, нет внешних гонений, но само оно внутренне вырождается, и под видом христианства на самом деле исповедуется уже совершенно неизвестно что. И вот некоторые святые начинают тогда жить в резком конфликте с обществом, но тем самым, через отрицание ценностей этого общества они утверждают христианство. Именно потому на Руси времен царей было так много юродивых, и петербургский период русской истории, и сама история Петербурга тоже начинается с юродивой Христа ради.

Насколько далеко блаженная Ксения была от общества церковного, так сказать, официального, видно из того, что мы не знаем даже даты ее кончины. Она умерла где-то на рубеже XVIII-го и XIX-го веков, скорее всего, в самом начале XIX-го века. Но народная память имеет свойство не запоминать точных дат, и поэтому естественно, что в народной памяти точная дата не осталась - она никогда не остается. Но если бы к ней было бы какое-нибудь внимание церковных властей или каких-нибудь государственных властей, то они бы точно зафиксировали эту дату. Но ничего такого сделано не было, и это несмотря на то, что она умерла далеко не в безвестности, ее святые мощи были погребены с честью, и почиталась ее могила на Смоленском кладбище все время, потому что ее еще при жизни, а тем более после смерти почитали во святых, а в 1903 году на месте ее могилы построили часовню, которая стоит и до сего дня. И потом неудивительно, что в годы советских гонений эта часовня оставалась, хотя ее и закрыли в 1961 году, местом паломничеств всей России и продолжала быть, как остается и сейчас, одной из самых почитаемых святынь Петербурга.

Но что такое подвиг юродства? В разные эпохи и в разных странах по-разному вели себя юродивые, потому что разным бывало то общество, в котором они жили и ценности которого им надо было демонстративно попирать, чтобы показать настоящие христианские ценности. Но всегда юродство предполагало бездомность, и юродивые никогда и нигде не имели своего дома. Может быть, нам случалось оказываться в чужом городе, где нет у нас знакомых, где мы не знаем, где переночевать, - и вот мы ходим по улицам, и у нас разные, может быть, не очень веселые мысли о том, как нам провести ночь (хотя, в принципе, уж всегда можно пойти на вокзал и там переночевать). Но в XVIII веке все было еще хуже: были морозные зимы, когда невозможно согреться; и вот, сознательно обрекать себя на такую жизнь - это, конечно, можно сделать только при очень последовательном отречении от мира.

Многие сейчас обращаются к Ксении Блаженной для того, чтобы она им помогала в мирских делах, - и правильно делают, что обращаются, и она помогает; и действительно, такое обращение и получение помощи Божией молитвами святой Ксении укрепляет, конечно, в людях веру. Начав обращаться с житейскими делами, они потом уже больше думают о спасении души. Все это хорошо. Но почему она имеет такое дерзновение перед Богом и, в том числе, почему она может помогать - еще и при жизни могла помогать, а тем более после смерти может помогать в житейских делах? Потому что сама она всецело отреклась житейского. И не только это в ее бездомной жизни и в отказе от получения всякой помощи от людей проявлялось, не только в том, от какой жизни она отказалась, но и в том, какой жизни она предалась, - потому что это была жизнь сосредоточенная исключительно на молитве. И потому совершенно не удивительно, что в удостоверение нас в этом, чтобы мы уж никаких сомнений не имели, некоторым людям было дано увидеть и рассказать потом, как они видели Блаженную Ксению, молящуюся в Фаворском свете. Т.е. она достигла того, чего достигают и все святые подвижники - непосредственного видения Бога, видения Бога как света, подобно тому, как Он просиял на Фаворе. Но если апостолы на Фаворе видели Христа, сияющего извне по отношению к ним самим, потому что Христос был вне их, то члены православной Церкви (которыми апостолы тогда еще стать не успели) видят сияние этого света из себя самих, потому что Христос в членах Церкви уже находится внутри. Через Святое Причащение православные верующие соединяются со Христом, и поэтому изнутри православных христиан воссияет тот свет, который они видят и который есть Бог, и видение которого есть видение Бога. Вот ради чего уклонилась блаженная Ксения от суеты мира сего, и именно потому, что она этого достигла, она и получила такое дерзновение помогать всем людям - помогать, конечно, сначала в житейских делах, потому что именно с такими просьбами обращаются обычно, но конечно, для того, чтобы отвращать их от житейского и приводить их постепенно к божественному. И в историях, которые о ней рассказываются и которые постепенно составили ее житие, содержится очень много таких случаев.

Но нам важно понимать вот что: мы продолжаем жить в Петербурге и, хуже того, мы продолжаем жить в мире, который всецело враждебен христианству. И именно когда он не занимается открытыми гонениями на христианство, тогда он еще более враждебен, потому что он разлагает христианство изнутри, говоря, будто бы и его ценности - тоже ценности христианские; на самом деле это ценности гуманистические и какие угодно другие, состоящие в угождении и порабощении миру. И мы должны в какой-то степени всегда все быть юродивыми. Конечно, в полной мере юродивыми могут быть только немногие из нас, потому что это особый подвиг, на который нельзя выходить, не имея к этому особого призвания Божия. Но какая-то мера юродства необходима, потому что мы должны внутренне не жить ценностями окружающей нас цивилизации и подчеркнуто их попирать, хотя бы только в душе. Блаженная Ксения сознательно ходила в кафтане своего мужа и говорила, что она - Андрей Федорович. И христиане тоже не должны смущаться тем, что они живут несколько юродиво с точки зрения окружающих их людей. Иначе и быть не может, если мы действительно отвергаемся от мира и хотим принадлежать Богу, как это заповедано в Евангелии не только монахам, а всем христианам вообще.

Молитвами святой блаженной Ксении Петербургской да подаст нам Господь пройти тьму века сего и достигнуть невечернего Света, нетварного света Божества, в котором она молилась. Аминь.

Иеромонах Григорий (Лурье)

http://www.pafnuty-abbey.ru/vestnik/2009

 

 

Апостол от 70-ти Тимофей

Благости научився и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избранного неизреченная и, веру соблюд, равное течение совершил еси, апостоле Тимофее, моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

Месяцеслов

Воскресенье, 31 Января 2010 года. Неделя о блудном сыне.

Свтт. Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского. Прп. Афанасия Сянжемского, Вологодского (ок. 1550). Прп. Афанасия Наволоцкого. Прп. Маркиана Кирского (ок. 388). Мч. Ксении. Свят. Максима, архиепископа Сербии, Прп. Сильвана Палестинского, монаха.

Понедельник, 1 Февраля 2010 года. Седмица 2-я предуготовительная.

Прп. Макария Великого, Египетского (390-391). Прп. Макария Александрийского (394-395). Свт. Марка, архиеп. Ефесского (1457). Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах. Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Прп. Макария Римлянина, Новгородского. Мц. Евфрасии девы (303). Свт. Арсения, архиеп. Керкирского. Прп. Антония, столпника Марткопского.

Вторник, 2 Февраля 2010 года.

Прп. Евфимия Великого (473). Прп. Евфимия молчальника и Лаврентия затворника, Печерских, в Дальних пещерах. Прп. Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465). Мчч. Инны, Пинны и Риммы - скифов. Мчч. Вассы, Евсевия, Евтихия и Василида (303). Мч. Анны Римской. Мчч. Фирса и Агны.

Среда, 3 Февраля 2010 года.
Прп. Максима исп. (662). Мч. Неофита (303-305). Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы. Прп. Максима Грека (1556). Мц. Агнии девы (ок. 304). Мч. Анастасия (662). Ктиторской и именуемой "Отрада", или "Утешение" (807) Ватопедских икон Божией Матери. Прп. Неофита Ватопедского.

Четверг, 4 Февраля 2010 года.
Ап. от 70-ти Тимофея (ок. 96). Прмч. Анастасия Персянина (628). Прмч. Анастасия, диак. Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623). Мчч. Мануила, Георгия, Петра, Леонтия епископов, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвитера и прочих 377-ми (ок. 817).

Пятница, 5 Февраля 2010 года.
Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (ок. 312). Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского (1565). Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786). Прп. Мавсимы Сирина. Прп. Саламана молчальника (ок. 400). Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431). Воспоминание VI Вселенского Собора (680-681).

Суббота, 6 Февраля 2010 года.

Прп. Ксении Римляныни. Блж. Ксении Петербургской. Свт. Герасима Великопермского (1441). Мч. Иоанна Казанского (1529). Мчч. Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия. Прп. Македония, сирийского пустынника (ок. 420). Перенесение мощей прмч. Анастасия Персидского. Прп. Дионисия Олимпийского и Платинского, и Афонского.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

c Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz