По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
43 (502), 7 февраля 2010 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя о страшном суде. Святые Новомученики и Исповедники Российские. Плач и моление ко Христу. О любви. Три учителя - Василий, Григорий, Иоанн. Месяцеслов.

Святые Новомученики и Исповедники Российские

Неделя о страшном суде

о имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, Святая Церковь, продолжая готовить каждого из нас к вступлению в Святой и Великий пост, напомнила нам о событии, которому еще предстоит быть. Это событие - Страшный Суд, и не случайно этот воскресный день именуется "Неделей о Страшном Суде". Святая Церковь, зная наши пристрастия ко многим грехам, напоминает нам об этом Страшном Суде. Напоминает не с целью напугать нас предстоящим судом, а с целью, которая заключается в том, чтобы все мы, зная, что рано или поздно предстанем на нелицеприятный, справедливый Божественный суд, могли хотя бы в этот период, называемый Великим постом, задуматься о своей жизни и о тех поступках и словах, которые мы совершаем и произносим.

Сегодня апостол и евангелист Матфей передает нам слова самого Христа Спасителя, Который так говорил о предстоящем суде: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов" (Мф. 25, 31-32). Не случайно, братья и сестры, Господь дал человечеству знание о предстоящем суде, дабы никто потом не мог сказать: "Господи, я не знал, что буду судим! А поэтому был так неосторожен и к себе самому, и ко всему тому, что я совершал в земной жизни". И еще, братья и сестры, рисуя картину Страшного Суда, Господь говорит, что, как пастырь отделяет овец от козлищ, так и Он на этом суде отделит праведников от грешников. Праведников поставит по правую сторону от Себя, а грешников - по левую. Конечно, мы не должны удивляться тому, что без всяких свидетелей, допросов, следствий, обвинителей, прокуроров и адвокатов Господь Сам определит, кто должен стоять справа от Него, а кто будет стоять слева.

За какие заслуги, стоящие по правую сторону, именуются благословенными Отца Небесного и для них будет уготовано Царство Небесного Отца? А вот за какие: Господь, обращаясь к ним, далее скажет: "Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25, 35-36). И тогда праведники скажут, обратите внимание, братья и сестры, здесь Господь еще задолго до Страшного Суда говорит те слова, которые скажут праведники: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?" (см. Мф. 25, 37-39) И Господь скажет им в ответ: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25, 40). Я хотел бы остановить ваше внимание вот на чем. Если праведники, зная о том, что будет совершаться на суде, потому что все они читали Священное Писание и хорошо знают двадцать пятую главу Евангелия апостола Матфея, в которой описываются события Страшного Суда, то почему тогда с таким недоумением они будут отвечать Христу? Мало того, в этом ответе не только просматривается недоумение, а даже и несогласие с Христом. Праведники не вступают в спор, но они говорят: "Господи, да когда же мы видели Тебя таким?" Невольно может возникнуть вопрос: неужели праведники не знали или никогда не читали Евангелия? Нет, читали и знают, что именно так будет на Страшном Суде. Но почему же тогда такое недоумение в их ответе? Чтобы понять их ответ, нам необходимо вспомнить все то, о чем напоминала нам Святая Церковь в эти подготовительные недели перед Великим постом. И достаточно вспомнить притчу о мытаре и фарисее. Мы тогда говорили уже о том, что праведник или святой человек, а святой - значит оправданный Богом человек, это человек смиренный, это человек, который никогда не возгордится, который никогда не станет о себе говорить что-то такое, чего у него никогда на самом деле и не было. А у нас с вами, братья и сестры, своего ничего никогда нет, потому что все, что мы имеем, мы имеем как дар Божий. И праведники это осознали. Они проникнулись осознанием того, что своего ничего не имели, все, что было у них - это Божественный дар. А поэтому разве они могли сказать Господу, что что-то сделали для Него?! Вот почему такое недоумение просматривается в ответе праведников: смирением наполнено их сердце и вся душа. Все мы поражаемся праведности ветхозаветного праотца Авраама. А как он сам о себе говорил? "Аз есмь пепел, а не человек". Царь и пророк Давид повторяет эти слова святого праотца. Вот преподобный Антоний Великий - это величина монашеской жизни. Тех подвигов, которые стяжал в себе преподобный Антоний, многие отцы даже и достичь никогда не могли. А преподобный Антоний как о себе говорил: "Я не монах, но я счастлив оттого, что Господь сподобил меня видеть настоящих монахов". А преподобный Серафим Саровский как о себе отзывался? - "Я убогий Серафим".

Но давайте посмотрим, братья и сестры, что будет дальше происходить на Страшном Суде. А дальше будет такое же обращение к тем, кто будет стоять слева. Господь скажет: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня" (Мф. 25,41-43). Конечно, можно предположить, что праведники знали Священное Писание, а грешники никогда и не открывали Евангелие, и никто из них никогда и не слышал о предстоящем Страшном Суде и о том, как он будет совершаться. И здесь, может быть, есть и какой-то оправдательный момент в том, что грешники не знали, как нужно отвечать Христу. Однако у них был пример, они слышали, как отвечали праведники. И им действительно следовало бы сказать: "Господи! да мы и действительно для Тебя никогда ничего не сделали, потому что настолько увлеклись самими собою и той жизнью, которая для нас являлась самой главной, что забыли обо всем остальном, забыли об окружающих нас людях, забыли, конечно, и о Тебе. Прости нас!" Но ничего подобного грешники не скажут. Они так же, как и тот фарисей, который стоял у самого алтаря и хвалился Богу, будут там говорить Богу о своих заслугах и достоинствах, которых на самом-то деле и нет. И вот за это они и будут осуждены в муку вечную.

Есть еще один момент, на который всем нам также необходимо обратить свое внимание. Когда мы говорим о вечном блаженстве, мы считаем, что это так и должно быть. Правильно, блаженство - должно быть вечным! А когда говорим о вечном мучении, то здесь возникает множество вопросов, относящихся к Богу. Вопросы эти вот какого характера: все мы знаем, что Бог есть любовь, и все мы знаем, что даже на земле при несовершенном законе и при несовершенной любви за то или иное преступление человек наказывается на какой-то определенный срок, а потом освобождается от свого наказания. Но когда говорится о наказании, которое наступит в загробном мире, то говорится о наказании вечном. Здесь, естественно, возникают вопросы: неужели так жесток Бог, что Он может наказать на вечность?! Ни на какое-то время, ни на год, ни на десять лет, ни на сто, даже ни на тысячу, а на вечность! Так где же эта Божественная любовь, если она способна так тяжко наказывать? А вопросы эти, братья и сестры, возникают оттого, что мы невнимательно читаем Священное Писание. В Священном Писании Господь говорит: "И пойдут сии (то есть грешники) в муку вечную" (Мф. 25,46). Обратите внимание, на слово "пойдут": не потащат их, не Господь их туда упрячет, а сами пойдут!

В прошедший воскресный день мы вспоминали о блудном сыне. Тот воскресный день тоже можно назвать "неделей суда". Правда, для блудного сына он не был Страшным Судом. Но это тоже был суд, потому что на суд он шел к своему отцу. Он не знал, что скажет ему отец, какое определение вынесет. Почему я сейчас напомнил о прошлом воскресном дне? Мы знаем о том, что блудный сын не был отвергнут отцом. Отец принял его в свои отеческие объятья. Почему? Потому что блудный сын, придя в себя, принес чистосердечное покаяние. Он не стал ничего говорить отцу. Он не говорил отцу: "Отец! Я так молод, глуп и неопытен, и поэтому, возможно, я совершил так много ошибок в своей жизни". А в этом есть уже некое самооправдание, то есть, если бы он не был так молод и так глуп, может быть, он и не совершил ничего подобного. Нет, не так говорит блудный сын отцу своему. Он говорит: "Согрешил я пред тобою, и недостоин называться сыном твоим". И каждый из нас точно так же, если хочет, чтобы на Страшном Суде он был принят, как блудный сын (мы все - блудные сыны пред Богом), должен осознать это, а осознав это, должен принести Богу чистосердечное покаяние. И если мы принесем такое покаяние, тогда можно надеяться на то, что и на Страшном Суде Господь примет нас в Свои объятья.

Все мы сегодня будем заговляться на мясо и с завтрашнего дня начинается масленица. Очень много существует самых различных и народных, и ненародных традиций, а подчас даже языческих, как нужно проводить масленицу. Есть даже специальные рецепты того, как должно по-настоящему встретить масленицу. Я всегда поражаюсь этому. Масленица для нас с вами - одна из подготовительных седмиц к вступлению в Великий пост. В следующий воскресный день мы будем стоять на пороге Великого поста. А за этим порогом - сам Великий пост - время сугубого воздержания, покаяния и молитвы. Невозможно после широкой встречи масленицы, как нам это иногда преподносят средства массовой информации, вот так, мол, надо встречать масленицу, так ее встречали наши прапрапрадеды, войти достойно в Святой и Великий пост. Масленица должна быть для нас не широкой, не разгульной, как подчас хотят ее нам преподнести, нет. Церковь напоминает нам об истинном смысле и назначении этой последней пред Великим постом седмицы. Эту седмицу Святая Церковь именует не иначе, как преддверием покаяния, предпразднством воздержания, предочистительной седмицей Священного поста. В одной из церковных стихир в эту сырную седмицу мы услышим такие слова: "Отверзошася Божественного покаяния преддверие, приступим усердно, очистивши телеса, брашен и страстей отложение творящее, яко послушницы Христа. Постом ходы и преддверием да не оскверним телес невоздержанием и пиянством". На эти слова, братья и сестры, мы должны обратить очень серьезное внимание. Один из святителей нашей Церкви - святитель Тихон Задонский учит: "Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? - сетует далее святитель и продолжает. - Она (то есть Церковь) завещает в эти дни более благоговеть, а они (то есть мы с вами) более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, - продолжает святитель Тихон Задонский, - что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина". Прислушаемся к этим назиданиям Святой Церкви и святых отцов и в наступающую седмицу, которая именуется масленицей, давайте чаще вспоминать о Страшном Суде, о том, что всем нам, без исключения, придется предстать на этот суд и давать ответ за свою прожитую жизнь. И дай Бог, чтобы и эта наступающая сырная седмица, и этот наступающий Великий пост для всех нас был временем благоприятным и спасительным, чтобы все мы, подобно блудному сыну, придя в самих себя, принесли Богу искреннее и чистосердечное покаяние, без которого, поверьте, не будет нам оправдания на Страшном Суде. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров 2 марта 2003 г

Новомученики и исповедники Российские

XX веке одна Россия дала миру больше мучеников и исповедников, чем предыдущая история всей христианской Церкви. Множество мучеников и мучениц, всех возрастов и сословий, принесших свою жизнь в жертву Христу Богу, стали свидетельством господства духа над плотью и тлением; стали явлением расцвета христианской идеи и жизни, стали фактом непобедимости христианского терпения и мужества. Свидетельством господства духа, - потому что эти люди не захотели сохранить жизнь или приобрести блага мира во вред своей душе, ибо душа человеческая больше, ценнее всего мира.

Они были служителями животворящего Духа. Явлением расцвета христианской жизни, - ибо заповеди и повеления Божии были для них не отвлеченными истинами, а насущным хлебом их повседневной духовной жизни.

Без исполнения заповедей их жизнь была бы пуста и бессмысленна. Святая и совершенная воля Божия была навсегда неистребимо написана на скрижалях их сердец. Фактом непобедимости христианского терпения и мужества, незыблемого стояния в любви Божией, - ибо сильна, как смерть, любовь и даже сильнее смерти. Никто и ничто: ни смерть, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни опасность, ни меч - не могли отлучить их от любви Божией. Но все это они преодолевали силою возлюбившего их Бога (Рим. 8, 35-37). Их жизнь и смерть были убедительнейшей проповедью истинности и неразрушимости Христова дела. Кровь мучеников, по словам Тертуллиана, всегда была семенем, из которого вырастал новый народ Божий. Мученики и исповедники совершили нетленный подвиг, страдания перенесли со славою, были превознесены Богом и сделались похвалою Церкви. Как это перекликается с настроением, мирочувствием и подвигом первых христиан!

Достаточно вспомнить послания апостольского мужа св. Игнатия Богоносца, отдавшегося в руки мучителей, и спешившего принести себя в чистую жертву Христу Богу, и умолявшего христиан не препятствовать этому. "Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею... Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего " (Послание св. Игнатия к Римлянам, IV). Христос принес в мир новую жизнь, возжег огонь своей любви и этим сверхприродным благодатным огнем воспламенил не только сердца мучеников и исповедников, но и сердца подвижников благочестия - бескровных мучеников, ежечасно сораспинающихся и соумирающих Христу, дабы потом, очистившись и преобразившись, совоскреснуть в праведности Христовой.

Никогда не иссякала в России духовная жажда подражания Христу, стяжания праведности и святости Христовой. Не стоит город без святого и село без праведника, - говаривали в старину на Руси. И в XX веке, времени разгула безбожия и безнравственности, Промыслом Божиим в России воздвигались и сохранялись богобоязненные чистые люди, которые ставили целью своей жизни стараться всеми силами быть подобными Христу в Его преданности и послушании воле Отца Небесного, подражать Господу Иисусу в Его незлобивости, милосердии, кротости, смирении, молитвенности и бескорыстной любви. Обширен русский светлый лик преподобных угодников Божиих. Вместе с сонмом мучеников он создает полноту святости. Неземным светом сияет этот облик свидетелей над Россией и не дает ей погрузиться окончательно во тьму греховную. Наши современные мученики, святые и праведные воочию свидетельствуют, что жив Господь и жива Его святая плоть - Русская Православная Церковь.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

optina.info/main/25/

Великий Пост - это радостный период нашей жизни, когда мы очищаем себя от множества грехов. В это время, в церкви и дома, во время каждого молитвенного правила или моления читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина. По церковному уставу она читается на часах и во всю святую Четыредесятницу, кроме субботы и воскресенья

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. (Земной поклон)

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. (Земной поклон)

Боже, очисти мя грешного. (12 раз и столько же поясных поклонов)

(Потом повторить всю молитву)

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. (один земной поклон)

Плач и моление ко Христу

1 Увы мне! Спешу к небу, к Божией обители; но меня держит эта плоть: нет мне выхода из многоскитальческой жизни, из ненавистного греха, который привязал меня к дольнему, отвсюду оглушая внезапными заботами, поядающими красоту и дарования души. Но Ты, Царь, разреши, разреши меня от земных уз и вчини в небесное ликостояние!

2 Матерь моя, для чего ты родила меня, когда родила на труды? Для чего извела в эту жизнь, усеянную терниями? Если сама ты жила беспечально, как бесплотная; то это - великое чудо. А если и ты страдала; то не из любви ко мне родила меня. Всякий идет своею стезею жизни: иной - земледелец, а другой - мореплаватель; иной - какой-нибудь зверолов, а другой вооружил руку копьем; иной - искусный певец, другой - победитель на поприще. Но мой жребий - Бог; мой удел - терпеть множество скорбей, изнемогать здесь от мучительной болезни. Терзай, терзай меня, злодей, до времени! Скоро с радостию оставлю тебя, а с тобою и все тяжкие бедствия.

Матерь моя, для чего ты родила меня, когда не могу ни мыслию постигнуть, ни изречь Бога, сколько желаю? Осияло, правда, очи ума моего малое какое-то озарение пренебесной, равносветлой Троицы; но большая часть (к скорби моей) ускользнула от меня, пролетев быстро, как молния, прежде нежели насытился я светом. А если бы здесь мог я постигнуть Тебя, возлюбленная Троица; то не стал бы жаловаться на родившую меня утробу матери: это значило бы, что я родился в добрый час. Но спаси, спаси меня, Божие Слово; и извлекши из горькой тины, веди в иную жизнь, где чистый ум, не покрываемый более примрачным облаком, ликует пред Тобою, о Пресветлый!

3 О, я несчастный! Что будет со мною? Могу ли как избежать пороков, укрыв жизнь в глубинах или в облаках? Говорят, что есть страна, где нет ни зверей, ни болезней; о, если бы нашлось где место, свободное от греха, чтобы мне туда убежать! На сушу укрылся иной от тревожного моря, другой спасся под щитом от копья и под крышею дома -от хладного снега. А грех всесторонен - обширное и неизбежное царство. Илия на огненной колеснице взошел на небо. Моисей избежал некогда определения детоубийцы-мучителя. Невинный Иона спасся от безвестной смерти в китовом чреве. Даниил избавлен от зверей, а отроки - от пламени. Но мне как избыть от греха? Ты спаси меня, Царь мой Христос!

4 Увы мне, Христос мой! опять пришел ко мне змий. Увы мне! пришел ко мне, весьма устрашенному. Увы мне! я вкусил с этого древа познания. Увы мне! зависть уверила меня, что мне завидуют. Богом не стал я - и изринут из места наслаждения. Угаси несколько, о меч, палящий твой пламень и опять приими меня под сень райских дерев, как разбойника, который взошел туда со Христом с крестного древа!

5 Увы! тесно мне в этом мире; знаю, что большая часть жизни протекла, и от меня пахнет уже мертвецом; а пороки мои не хотят истребляться вместе с летами жизни. Или продли время мое, Дыхание человеков, или избавь меня от зол! Это -дело Твоей благости. А если не угодно сие Тебе; то уже я мертв. Чего же еще больше? Разве ждет меня милосердный огонь?

6 Увы! тесно мне и в жизни, и при конце жизни. Здесь грех, а там наказание. Стою в средине, боясь огненной реки. Надеюсь больше на Тебя, Христос, нежели на здешние подвиги. Если бы у меня была возможность, хотя несколько, очиститься; это было бы всего лучше. Но если непрестанно умножается во мне зло; то пора разрешиться, пока не постигла меня худшая участь.

7 Какое это принуждение! Вступил я в жизнь? - прекрасно! Но для чего же обуреваюсь треволнениями жизни? Скажу слово: оно смело, однако же скажу его. Если бы не твой был я, Христе, мне стало бы это обидой. Мы родимся на свет, утомляемся, насыщаемся, спим, бодрствуем, ходим и бываем больны и здоровы; есть у нас и удовольствия, и труды. Но временами года и солнцем наслаждается и все, что есть на земле. А умирают и согнивают телом и скоты, которые, правда, презренны, но не подлежат и ответственности. В чем же мое преимущество? Ни в чем, кроме Бога; и если бы не Твой был я, Христе, мне стало бы это обидой.

8 Обманулся я, Христе мой, и, чрез меру понадеявшись на Тебя, занесся высоко - и очень глубоко ниспал. Но опять подними меня вверх; ибо сознаю, что сам себя ввел я в обман. А если опять превознесусь; то пусть опять паду, и падение мое да будет сокрушительно! Если Ты меня приимешь, я спасен; а если нет, то я погиб. Но ужели для меня одного исчерпана Твоя благость?

Святитель Григорий Богослов.

Как нужно пользоваться принадлежащими тебе знатностью, талантами, богатством?

У тебя все не свое, и богатство, и дар слова, и самая душа; ибо и она от Господа. Посему, когда потребует нужда, отдай и душу свою. Если же ты любишь ее и не хочешь отдать, когда тебе повелевается, то ты уже не верный домостроитель. Можно ли противиться, когда повелевает Бог? Я вот что скажу: потому особенно я удивляюсь человеколюбию Божию, что Бог, имея возможность взять у тебя все против твоей воли, не хочет делать этого без твоей воли, дабы ты заслужил награду. Например, Он может взять твою душу без твоей воли, но хочет, чтобы ты отдал ее по своей воле, говоря с Павлом: я каждый день умираю (1 Кор. 15, 31). Он может лишить тебя почестей без твоей воли и сделать тебя уничиженным, но хочет, чтобы это было по твоей воле, дабы ты получил воздаяние. Он может сделать тебя бедным против твоей воли, но хочет, чтобы ты сделался таким добровольно, дабы даровать тебе венцы. Видишь ли Божие человеколюбие и наше ослепление?

Достиг ли ты высокой степени достоинства и получил власть Церковную? Не высокомудрствуй; не ты достиг этой чести, а Бог облек тебя ею; береги ее, как чуждую; не злоупотребляй ею и не употребляй на то, на что не следует; не гордись и не присваивай себе, но считай себя бедным и незнатным. Если бы тебе поручено было хранить царскую порфиру, то ты, конечно, не стал бы злоупотреблять этою одеждою и портить ее, но с великим тщанием хранил бы ее для вручившего тебе. Получил ли ты дар слова? Не гордись и не надмевайся; это не твой дар; не будь непризнателен за дары Господни, но разделяй их с подобными тебе рабами, не превозносись ими, как своими, и не жалей разделить их с другими. Имеешь ли детей? Ты получил их от Бога; если так будешь думать, то имея будешь благодарить, и потеряв не будешь скорбеть. Таков был Иов, который говорил: "Господь дал, Господь и взял" (Иов 1,21). Все мы получили от Христа; от Него имеем и самое бытие, и жизнь, и дыхание, и свет, и воздух, и землю. Если бы Он лишил нас чего-нибудь из этого, то мы погибли бы и истлели; ибо мы - странники и пришельцы.

Слова: мое и твое суть только пустые слова, а на деле не то. Например, если ты назовешь своим дом, это - пустое слово, не соответствующее предмету; ибо Творцу принадлежит и воздух, и земля, и вещество, и ты сам, построивший его, и все прочее. Если же он в твоем употреблении, то и это не верно, не только по причине угрожающей смерти, но и прежде смерти по причине непостоянства вещей. Представляя это непрестанно, будем любомудрыми, и получим от того весьма важную двоякую пользу: будем благодарными и при получении и при потере, и не станем раболепствовать предметам преходящим и не принадлежащим нам. Лишает ли нас Бог имущества, - Он берет Свое; лишает ли тебя чести, славы, тела, души, или сына твоего, - От берет не твоего сына, а Своего раба; ибо не ты, а Он сотворил его; ты только содействовал явлению его, а все сделал Бог. Будем же благодарны, что мы удостоились содействовать делу Его. Но ты хотел бы навсегда удержать то, что имеешь? Это свойственно неблагодарному и незнающему, что у него все чужое, а не свое. Как знающие, что находящееся у них не принадлежит им, расстаются со всем благодушно, так скорбящие при лишении приписывают себе принадлежащее Царю. Если мы сами - не свои, то как прочее - наше? Ибо мы в двух отношениях принадлежим Богу - и по сотворению, и по вере.

Так, Давид говорит: ты дал мне дни как пяди и надежда моя на тебя (Пс 38, 7,8). Также Павел: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем (Деян. 17, 28); и рассуждая о вере, говорит: не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою (I Kop 6,19,20). Все Божие. Посему, когда Он требует и хочет взять обратно, то не будем противоречить, подобно неблагодарным рабам, и присваивать себе принадлежащее Господу. Душа твоя - не твоя: как же имущество - твое? И как ты не свое тратишь на то, на что не должно? Разве ты не знаешь, что мы будем осуждены за то, что худо употребляли данное нам? Что не наше, а Господне, то нам следует употреблять на подобных нам рабов. За то и богач был осужден, что не делал этого, равно и те, которые не напитали Господа. Не говори же: я издерживаю свое и наслаждаюсь своим; это не твое, а чужое. Говорю: чужое, потому что ты сам так хочешь; Бог желает, чтобы то, что вручено тебе для братий, сделалось твоим; чужое делается твоим, когда ты употребляешь его на других; а когда невоздержно употребляешь на себя, тогда твое делается чужим. Ты не имеешь сострадания и говоришь, что по праву употребляешь свое только для своего наслаждения; посему я говорю, что оно - чужое. Ибо все твое есть общее - для тебя и твоего ближнего, как общее солнце, и воздух, и земля, и все прочее. Как в теле есть деятельность всего тела и каждого члена порознь, и когда какой-нибудь член действует отдельно, то теряет и собственную деятельность: так бывает и с имуществом.

Не хочешь уделять никому из своего богатства? Не бери же и сам ничего у других. А если будет так, то все придет в расстройство; потому что давать и принимать во всем есть источник многих благ, и в сеянии, и в учении, и в искусствах. Если бы кто захотел не разделять своего искусства, то погубил бы и себя и все общество. Земледелец, если бы стал хранить семена у себя дома, закопав их, произвел бы страшный голод: так и богач, если сделает тоже с имуществом, прежде бедных погубит себя самого, навлечет на свою голову страшный пламень геенны. Учителя, хотя бы имели много учеников, сообщают каждому свое знание: так и ты старайся иметь многих облагодетельствованных тобою. Пусть все говорят о тебе: он такого-то избавил от бедности, такого-то от опасности, такой-то погиб бы, если бы по милости Божией не получил его помощь; он такого-то исцелил от болезни, другого освободил от клеветы, странника принял в дом, нагого одел. Такие отзывы лучше неисчетного богатства и многих сокровищ; они привлекают всех гораздо более, нежели золотые одежды... Такие слова лучше золотых венцов и суть как бы бесчисленные проповедники твоего человеколюбия в целом городе; такие слова гораздо приятнее и сладостнее голоса вестников, предшествующих повелителям; слова: спаситель, добродетель, покровитель, - названия свойственные Богу. Ибо, если такие отзывы еще на земле делают человека столь славным и знаменитым, то, когда они будут написаны на небе и Бог провозгласит их в день будущий, представь, какая будет тебе честь, какая слава, которой да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Свт. Иоанн Златоуст

"Наставления в христианской жизни"

О ЛЮБВИ

рекрасно сказал Господь: бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Какая тяжесть, какой труд прощать брату легкие и ничтожные прегрешения, получить же прощение в собственных своих грехах и вдруг стать оправданным? Не сказал: дайте мне в дар имение, или тельцов, или козлов, или пост, или бдение, так что мог бы и ты сказать: "Нет у меня этого, не в состоянии я сделать сего", - но что легко, удобно, непродолжительно, то и повелел, говоря: "Прости согрешения брату своему, и Я прощу тебе твои грехи. Ты простишь малые ошибки, может быть, несколько оволов, или три динария; а Я дарю тебе тысячи талантов. И ты прощаешь только, ничего не давая в дар, а Я и грехи тебе оставляю, и дарую исцеление и царствие. И дар твой тогда приму, когда примиришься с враждующим на тебя. Когда не будешь иметь ни на кого вражды, когда солнце не зайдет во гневе твоем, когда со всеми у тебя будут мир и любовь; тогда и молитва твоя благоприятна, и приношение твое благоугодно, и дом благословен, и сам ты блажен. А если не примиряешься с братом своим, то как же у Меня просишь прощения? Я, Владыка твой, повелеваю тебе, и ты не внемлешь; а ты - раб, как же смеешь приносить Мне молитву, или жертву, или начатки, имея на кого-нибудь вражду? Как ты отвращаешь лицо от брата своего, так и Я отвращу очи Мои от молитвы твоей и от дара твоего".

Еще умоляю вас, братия. Ежели любы есть Бог (1 Ин. 4, 16), и что сделано без любви, то не благоугодно Ему; то как же Бог примет молитву или дары, или начатки, или плодоношение от убийцы, если он не покается прежде, как должно? Но без сомнения скажешь: "Я не убийца". А я докажу тебе, что ты убийца; лучше же сказать, Иоанн Богослов пусть обличит тебя, говоря: всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин. 3, 15). Итак, братия мои возлюбленные, ничего наконец не будем предпочитать приобретению любви, ни о чем не станем столько стараться, как о сем. Никто да не имеет ничего на другого, никто да не воздает кому-либо злом за зло. Солнце да не зайдет во гневе нашем, но будем прощать все должникам и утвердим любовь, потому что она покрывает множество грехов. Что пользы, дети, если имеет кто все, но не имеет любви спасающей? Если кто сделает большой обед, чтоб позвать царя и князей, и все приготовит богато, чтобы ни в чем не было у него недостатка, но нет у него соли, можно ли будет вкусить такого обеда? Без сомнения, невозможно. Напротив того, и траты напрасны, и труд погубил он, и навлек себе неприятность от приглашенных им. То же и здесь. Что пользы трудиться на ветер, если нет любви? А без нее всякое дело, всякий поступок нечисты. Приобрел ли кто девство, постится ли, пребывает ли во бдении, молится ли, дает ли приют бедным, думает ли приносить дар, или начатки, или плоды, строит ли церкви, другое ли что делает, без любви все это ни во что не вменится у Бога; потому что не благоугодно сие Господу. Послушай Апостола, который говорит: аще языки ангельскими глаголю и человеческими, аще имам пророчество, и вам тайны вся и имам весь разум, яко и горы преставляти, любве же не имам, никая польза ми есть (1 Кор. 13, 1-4). Кто имеет вражду на брата и думает принести что-либо Богу, тот принят будет наравне с приносящим в жертву пса, или цену блудницы. Посему ничего не предпринимай делать без любви; ибо любовь покрывает множество грехов. О, каким благом пренебрегаем мы! О, каких благ, какой радости лишаем себя, не приобретая себе любви! Не восхотев приобрести ее, Иуда удалился из лика Апостолов, оставив истинный Свет - Учителя своего, и, возненавидев братий своих, стал ходить во тьме. Потому и первоверховный Петр сказал: испаде Иуда, ити в место свое (Деян. 1, 26). И еще Иоанн Богослов говорит: ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему (1 Ин.2, 11).

Если же скажешь: "Хотя брата своего и не люблю, но Бога люблю", - то обличает тебя тот же Апостол, говоря: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть; ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити (1 Ин. 4, 20)? Посему, кто имеет любовь к брату и ни на кого вражды не имеет, кто исполняет слово Апостольское: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26), тот истинно любит Бога, тот ученик Христа, сказавшего: о сем разумеют вы, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35). Итак, явно то, что ученики Христовы познаются здесь по истинной любви. А кто имеет ненависть к брату и думает, что любит Христа, тот лжец есть и сам себя прельщает. Ибо апостол Иоанн говорит: сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего (1 Ин. 4, 21). И еще Господь говорит: возлюбиши Господа Бога твоего, яко сам себе (Мф. 22, 37. 39). Желая же показать силу любви, присовокупил Он: в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (40).

Какое необычайное чудо! Кто имеет нелицемерную любовь, тот исполняет весь закон; потому что исполнение закона любы есть, как говорит Апостол (Рим. 13, 10). О несравненная сила любви! О неизмеримая сила любви! Ничего нет драгоценнее любви, ни на небе, ни на земле. Поэтому Апостол Павел, уча, что нет ничего равноценного любви, так написал и послал во все концы вселенной: ни единому же ничимже должни бывайте, братья, точию еже любити друг друга, и полагати души друг за друга (Рим. 13, 8). Такова любовь - исполнение закона, любовь - непреложное спасение. Она первоначально обитала в сердце Авелевом. Она была кормчим Ною; она содействовала Патриархам. Она сохранила Моисея; она соделала Давида жилищем Святого Духа; она водворялась в пророках; она укрепила Иова. И почему не сказать важнейшего? - Она Сына Божия низвела к нам с неба. Ради любви Бесплотный воплощается, Безлетный для нас во времени, Сын Божий делается Сыном человеческим. Любовью все домостроительствуется ко спасению; смерть упразднена, ад низложен, Адам воззван, Ева освобождена. Любовью из ангелов и человеков соделано единое стадо. Любовью клятва разрешена, рай отверст, явлена жизнь, обещано небесное царство. Она, уловив в мрежу ловцов рыб, соделала их ловцами человеков. Она подвизалась с мучениками и укрепляла их; она пустыни обратила в благоустроенные общежития. Она горы и вертепы исполнила псалмопения. Она из человеков соделала Ангелов; она научила мужей и жен шествовать тесным и узким путем. Но где остановлюсь, преследуя недостижимое? Кто в состоянии изобразить все преимущества любви? Думаю, что и Ангелы не изобразят, как должно. О блаженная любовь, подательница всех благ! О блаженная любовь, соделывающая блаженными возлюбивших тебя! Блажен, подлинно преблажен человек, который приобрел любовь от чистого сердца и чистой совести!

Слыша же о любви, не предполагай любви мирской и плотской, в корчмах и на пиршествах, между людьми, которым слава и бог - чрево. Их любовь ограничивается временем трапезы, их любовь - вражда на Бога. Сюда зовут друзей, а не врагов; здесь нет места бедным; здесь смех, рукоплескания и шум; здесь пьянства и бесчестия. О сей любви сказал Апостол: иже восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4, 4). О сей любви, или, лучше сказать, о сей прелести, и, чтоб не выразиться еще сильнее, о сей любви, на которую не призирает Бог, сказал Сам Бог, что и язычницы такожде творят: аще бо любите любящия вас, кая вам благодать есть, или кую мзду имате (Мф. 5, 47; Лк. 6, 32)? Но мы говорим не о такой любви, не ее возвещаем, не ее домогаемся, разумеем же любовь нелицемерную, неукоризненную, нескверную, не корыстную, всеобъемлющую и отличающуюся всяким добрым делом, на какую указал Господь наш, говоря: да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Ибо Сам Господь так научил и сотворил, и душу Свою положил за нас, не только за друзей, но и за врагов. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего возлюбленнаго дал есть за нас (Ин. 3, 16). О сей любви, имея в себе божественную любовь, сказал Апостол Павел: любы не причиняет ближнему зла, не воздает злом за зло и укоризною за укоризну, но всегда долготерпит, милосердствует, не завидит, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о правде, вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, таковая любы николиже отпадает (1 Кор. 13, 4-8). Кто имеет сию любовь, тот блажен и в нынешнем, и в будущем веке. Кто имеет сию блаженную любовь, тот не гордится, не завидует, ни к кому не питает ненависти, не презирает убогого, не отвращается от нищего, не оставляет без призора сироту, вдовицу и странника. Кто имеет ее, тот любит не только любящих его, что и язычники делают, но и оскорбляющих. Имея сию божественную любовь, Первомученик Стефан молился за побивающих его камнями, говоря: Господи, не постави им греха сего (Деян. 7, 60). Еще говорю и не перестану говорить: блажен человек, который пренебрег все земное и тленное и приобрел любовь! Мзда его возрастает с каждым днем, мзда и венец ему готовы, ему даровано небесное царство. Его ублажают все Ангелы, его хвалят все Силы небесные, его с радостью примут лики Архангелов. Пред ним с готовностью отверзнутся небесные врата, и с дерзновением внидет он, и станет пред престолом Божиим, увенчается десницею Божиею, и с Богом будет царствовать бесконечные веки. Кто блаженнее его, кто выше его, кто досточестнее его? Видите, на какую высоту возводит любовь имеющих ее! Прекрасно сказал Апостол: ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга (Рим. 13, 8). Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4, 16) вовеки. Аминь.

Св. Ефрем Сирин.

http://pravbeseda.org/library/

Три учителя: Василий, Григорий, Иоанн

12 февраля Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах.

В России в храмах духовных школ в этот день по традиции совершается необычное богослужение - многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.

Святители жили в IV-V веках - это было время столкновения языческой и христианской традиций. Уже были указы о закрытии языческих капищ и запрещения жертвоприношений, но сразу же за оградой православной церкви начиналась прежняя жизнь: все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. А в храмах святители изъясняли учение о Святой Троице, боролись с ересями, проповедовали самоотвержение и высокую нравственность; они активно занимались общественной деятельностью, возглавляли епископские кафедры Византийской империи.

Святые ученики

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился около 330 года. В семье было десять детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых. Отец святого Григория Богослова (326-389) впоследствии стал епископом Назианским. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился около 347 года в Антиохии, которая дала Церкви множество светил (например, здесь начал свои труды апостол Павел).

Все три святителя были блестяще образованы. Василий Великий и Григорий Богослов, освоив все знания, доступные в их родных городах, завершали образование в Афинах, центре классического просвещения. Здесь святые друзья знали две дороги: одна вела в храм Божий, другая - в училище. Эта дружба продолжалась всю жизнь. Иоанн Златоуст учился у лучшего ритора эпохи Ливания; богословие он изучал у Диодора, впоследствии знаменитого епископа тарсийского, и епископа Мелетия. Ко всем троим приложимы слова из жития св. Василия: он изучил каждую науку до такого совершенства, как будто не учился ничему другому.

Святители не отрицали светской культуры, а призывали изучать ее, "уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым" (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).

Завидная и опасная высота

Григорий Богослов, избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, прибыл туда, когда все храмы в столице были захвачены арианами. Ариане засыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но люди в огромном количестве стекались послушать его вдохновенные проповеди. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви. После того как на престол взошел православный император и ариане были изгнаны из храмов столицы, обнаружилась ересь Македония (Македоний отрицал Божество Святого Духа). Святой Григорий боролся против нее и принимал участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: "Прощай, кафедра, - это завидная и опасная высота!" Последние годы своей жизни святитель провел в строгих аскетических подвигах.

Во единой Троице трегубо богословствуете

Хотя жили святители в IV столетии, их общий праздник стали отмечать гораздо позднее. Памяти каждого из них по отдельности праздновали и раньше, но в XI веке, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в Константинополе вспыхнул спор о значимости трех святителей. Одни ставили выше Василия Великого, другие - Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста. От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие - григорианами, третьи - иоаннитами. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил им службу, а споры и разделения в Восточной церкви прекратились.

Александра Сопова

http://www.taday.ru/text/28052.html

 

Месяцеслов

Воскресенье, 7 Февраля 2010 года. Неделя о Страшном Суде (мясопустная).
Заговенье на мясо. Святых Новомучеников и Исповедников Российских Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского (389). Новосщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918). Свт. Моисея, архиеп. Новгородского (1362). Мчч. Филицаты и сыновей ее: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (ок. 164). Прп. Поплия Сирийского (ок. 380). Прп. Мара певца (ок. 430). Новомч. Авксентия Константинопольского (1720) (Греч.). Прп. Анатолия (старшего) Оптинского. Иконы Божией Матери, именуемой "Утоли моя печали" (принесена в Москву в 1640 г.).

Понедельник, 8 Февраля 2010 года. Седмица 3-я предуготовительная (сырная).
Масленица, сплошная седмица, без мяса. Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V-VI). Прп. Ксенофонта Робейского (1262). Мчч. Анании пресвитера, Петра, темничного стража, и с ними 7 воинов (295). Прп. Симеона Ветхого (ок. 390). Перенесение мощей прп. Феодора, игум. Студийского (845). Свт. Иосифа, архиеп. Солунского (830). Блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии (1125) (Груз.). Прпп. Гавриила, игумена Иерусалимского и Аммона, ученика св. Антония Великого.

Вторник, 9 Февраля 2010 года.
Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438). Прп. Петра Египетского. Новомч. Димитрия Константинопольского (1784). Прп. Тита воина, монаха Киево-Печерского.

Среда, 10 Февраля 2010 года.
Прп. Ефрема Сирина (373-379). Прп. Феодосия Тотемского (1568). Прп. Ефрема Новоторжского (1053). Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского (ок. 1098). Прп. Палладия пустынника Сирского (IV). Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского (VII). Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери (XVI).

Четверг, 11 Февраля 2010 года.
Прп. Шио Мгвимского. Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (108). Свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах (1194). Свтт. Герасима (1441-1467), Питирима (1455), Ионы (1470), епп. Великопермских, Устьвымских. Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297). Мчч. Сильвана еп., Луки диак. и Мокия чтеца (312). Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперехия, Авива, Иулиана и Паригория, Самосатских. Новомч. Димитрия Хиосского. Прп. Афраата.

Пятница, 12 Февраля 2010 года.
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Сщмч. Ипполита, еп. Римского и с ним мчч. Кенсорина, Савина, Хрисии девы и прочих 20-ти мчч. (III). Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зинона Антиохийского, ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра, царя Болгарского (967).

Суббота, 13 Февраля 2010 года.
Всех преподобных отцев, в подвиге просиявших . Бессрр. мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее: Феоктисты, Феодотии, и Евдоксии (311). Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1108). Мчч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251). Мц. Трифены Кизической. Прпмч. Илии Ардуниса, Афонского.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

c Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz