По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
44 (503), 14 февраля 2010 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Сретение Господне. Воспоминания монахини Адрианы. Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи? Изгнание Адама и Евы из Рая. Прощеное Воскресение. Чин прощения. Чистый понедельник. О молитве Ефрема Сирина. день памяти Феодора Тирона. Симеон Богоприимец. Месяцеслов.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

ердечно поздравляю вас, отцы, братья и сестры, с праздником!

Сегодняшний праздник - Сретение Господне. Многие из вас знают священную историю о том, что праведной жизнь Симеона Богоприимца была до того момента, пока он, переводя с еврейского на греческий Священное Писание пророка Исаии, не прочитал слова "Се, Дева во чреве примет и родит Сына:" и не усомнился - как сие может быть? И тогда Ангел Божий, явившийся ему сказал, что он не узрит смерти, пока не увидит Христа Господня. И дальнейшая его жизнь была вот такой же благочестивой и молитвенной, но наполнена ожиданием исполнения этого пророчества.

И когда Богоматерь принесла в храм Младенца Иисуса, Симеон Богоприимец, увидел в нем Богомладенца, потому что Господь - я обращаю на это ваше внимание - даровал ему такую возможность. Если бы не этот дар Божий, он мог бы пропустить Богомладенца, как пропускал многих младенцев и не говорил: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое:" (Лк. 2, 29-30).

Мы же, когда приходим в храм, чтобы встретиться с Богом, чтобы душой и сердцем побыть в общении с Ним, зачастую изображаем перед своим мысленным взором то, что хотели бы видеть, а Священное Писание учит нас, что мы видим и познаем то, что Бог открывает нам. Поэтому наша молитва и наша жизнь должны быть посвящены единственному - дабы Господь открыл нам очи познания Бога и возможность видеть Его, чувствовать так, как это чувствовал и видел Симеон Богоприимец. Бог открыл ему этот дар за его благочестивую жизнь, и он увидел, что это Богомладенец и что совершается пророчество, которое он ожидал многие десятки, сотни лет - так говорит нам церковное Предание. И мы, братья и сестры, когда говорим о своем познании Бога, должны молиться прежде всего о том, чтобы Господь открыл нам этот дар - видеть, чувствовать духом и сердцем Бога и приближаться к Нему по мере очищения нашей души и нашего тела, ибо тело - это тоже храм Духа Святаго, как говорит апостол Павел.

Вот в этот праздник и подумаем о том, что прежде, чем войти в храм и вознести свою молитву к Господу, мы должны просить, и непрестанно просить, чтобы Он даровал нам - чувство Бога, Его благодать, и тогда только мы сможем приблизиться к ней. И веру Господь также дает нам как дар Свой, и об этом тоже должна быть наша непрестанная молитва.

Я поздравляю вас всех в этот праздничный день и хочу пожелать, чтобы Господь молитвами Богоматери и святых угодников Божиих открыл нам очи духовные, дабы мы видели великую благодать Божию, исцеляющую нас, и ту святость, которую должны соблюдать, чтобы иметь право обратиться к Богу, ибо ничто скверное не может приближаться к Нему. Вот об этом мы должны думать с вами, братья и сестры, потому что, не задумываясь и не размышляя, мы повторяем ошибки многих наших предшественников, а время летит безвозвратно.

Если наша молитва будет об этом, мы почувствуем, что Господь открывает нам познание Его, открывает нам то доступное в познании благодати Божией, что исцеляет и помогает каждому из нас. Аминь.

Митрополит Мефодий

http://www.vob.ru/eparchia/history/ierarxija/mefodij/

Воспоминания монахини Адрианы

огда маленькая была, мы с мамой все ходили в Страстной монастырь, пока его не сломали. И там было удивительное распятие: деревянная скульптура распятого Христа в натуральный человеческий рост. До ноготочков на ногах как живой! Я шустрая была, и начинаю по монастырю бегать, но почему-то как только к этому распятию примкну - все, устроюсь у Его ножек, и эти ноготочки все перебираю. И монахини маме говорят: "Нина Николаевна, пусть девочка у нас ночует, чтобы ей не мучаться, не ждать, мы ее в 7 утра причастим. И мама так несколько раз меня оставляла.

Так вот Спаситель вошел в мою жизнь, и где бы я ни была, что бы ни делала, я все время Его чувствовала и вспоминала... Потом Страстной монастырь взорвали, ничего не осталось, монахинь куда-то разогнали. А я после войны иногда заходила в храм около Рижского вокзала. Называется он "Знамение Пресвятой Богородицы", но там мощи мученика Трифона, и все больше его "Трифоновским" называют. Там акафист мученику Трифону, мне очень нравилось, что все прихожане в конце службы вечером сбивались в одно место, где его мощи, и пели акафист.

И вот зашла туда как-то, смотрю - нет акафиста. Спрашиваю "Что такое?" Мне говорят: "А сегодня акафист Кресту, в другом приделе". Я пошла туда, наклонилась приложиться ко Кресту и вдруг вижу эти ноготочки... Я голову кверху подняла - Боже мой! - это то самое Распятие, из моего детства! Спрашиваю: "Это из Страстного монастыря?" Они так обрадовались: "Мы пишем историю наших святынь, а откуда Распятие, не знаем. Вы точно подтверждаете?" Я говорю: "Точно. У него даже запах остался". Такой чудесный тонкий аромат розового масла. У меня сразу чувство такое было: "Зовет, зовет Спаситель".

Но я все работала тогда. А тут еще у однополчанина одного сын ушел в семинарию и стал монахом. Мы с его матерью поехали к нему в гости. Он приход получил в Ярославской области, в каком-то захолустье под Угличем. Деревня - видно, когда-то была богатая, хорошая, вдали виден храм. Тихо, пусто. Избушка стоит. Заборчика даже нет. Во дворе колодец. Вдали что-то похожее на туалет. - "Это твой дом?" (А у них квартира в Ленинграде шикарная, трехкомнатная...) "Да", - говорит, и улыбается, глаза такие глубокие, вдумчивые. Зашли. Там одна комната, терраска. Видно, бедная семья какая-то жила. А потолок весь в щелях, из щелей пакля даже висит. И, представляете, вместо какого-то ужаса, несогласия, меня вдруг такой восторг охватил. Думаю: "Господи, какую же веру надо иметь!" И тут впервые подумала: "Господи, пошли мне такую же веру, как у него!"

Утром мы пошли к нему в храм. Он служил. Я себе там купила крестик, который ношу до сих пор. И вот с тех пор я ездила по монастырям, как только у меня отпуск. Посетила почти все возможные монастыри. И когда я оттуда уезжала, у меня все время было такое чувство, что нужно вернуться, что это моя жизнь. У жены моего духовного отца, который у меня к тому времени, уже появился, в Финляндии была подруга. Она в Хельсинки в храме и просфоры пекла, и церковница она, и регент она. Священников туда присылали, как в командировку на три месяца служить. Я с ней познакомилась и очень она мне понравилась. Ходит от подсвечника к подсвечнику, будто не идет, а как конькобежец, скользит. Глаза такие ясные, необыкновенные. Думаю: "Господи, есть еще такие люди на свете!" И я ей рассказала, что в детстве, когда я в Страстной монастырь ходила, то монахини мерили на меня клобук. Она говорит: "Да?" - так серьезно. "Вы знаете, - говорит, - что есть у нас поверье, что если хоть один раз человек клобук наденет, то он будет в монастыре". Я так расхохоталась!

Так и разрывалась между работой и монастырями. И вдруг заболеваю тяжело - заболевание позвоночника, которое не лечится... Ушла на пенсию. И в это время приезжает в Москву моя приятельница, с которой мы вместе раньше по монастырям ездили. Она уже к тому времени стала послушницей в Пюхтице. Было решение Моссовета выделить какой-нибудь храм для организации здесь подворья Пюхтицкого монастыря. Ее и послали сюда, чтобы она помогла с оформлением бумаг. Она мне говорит: "Давай помогай!" Я уже не работала и ездила с ней везде по инстанциям. Наконец, дали маленькое помещение на Рождественке. Храм долго не отдавали, его архитектурный институт занимал, а дали маленький этажик. Поселились там она и еще две девочки из Иванова. Это все было уже 11 лет назад.

Стала и я к ним приезжать, помогать. А на выходные уезжала к себе домой. Потом они посадили меня на улицу перед храмом - книжками торговать. Тогда это было в новинку, 11 лет назад. И я продавала православную литературу. Вот так платок надвинула, чтобы никто меня не узнал. Потом перестала стесняться. На Рождественском бульваре сплошные были офисы, банки - они все лопнули потом. И вот идет толпа мимо меня. И никто не может пройти мимо - это все интересно, еще в новинку. А я им еще и рассказываю. Торговля пошла очень хорошо. И матушка настоятельница захотела меня посмотреть, какая я такая. И, видимо, решила меня не отпускать. И вот потихонечку, потихонечку... так вот пять лет назад меня и постригли. Вот так я стала Адрианой.

Воспоминания монахини Адрианы (Малышевой), насельницы подворья Пюхтицкого монастыря в Москве.

http://sretenie.paskha.ru/Radost_vstrechi/istorii/VospominaniJa_monahini/

Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи?

Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви - в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают - при святом Григории Великом (590-604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком (Лк. 2: 30-31). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880-1961) писал: "В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н. ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона" (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219).

В Православной Церкви сохранился только "Чин благословения свещъ на Сретение Господне". В Требнике предписывается совершать его перед Царскими вратами "по часех, прежде начатия священныя Литургiи". В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: "Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат:".

Принесенные в этот день домой сретенские свечи возжигают во время молитвы, как и другие свечи, освященные в иные дни.

иеромонах Иов (Гумеров)

http://www.blagosobor.ru/node/2058

Изгнание Адама и Евы из Рая

Прощеное Воскресение

о имя Отца,и Сына, и Святаго Духа.

В этот последний воскресный день перед началом Великого Поста святая Церковь напомнила нам о том трагическом и, пожалуй, самом страшном событии в истории человечества. Это событие произошло еще в начале нашей истории. Мы из Священного Писания знаем о том, что сотворенный Богом человек не смог, к сожалению, сохранить свое существование в Раю и, нарушив божественную заповедь, был удален или, скорее, изгнан из Рая. Ибо через тот грех, который был им совершен, он навлек на себя не только божественное проклятие, не только смерть физическую, но и потерю Рая, где он был царем. Ведь все мы хорошо знаем, что человек, сотворенный как венец творения, был поставлен в Раю как царь над всем окружающим миром. Не случайно, братья и сестры, святая Церковь в этот воскресный день напоминает нам об этом страшном и трагическом событии. Святая Церковь хочет еще раз сказать всем нам, что грех является причиной нашего разделения с Богом. Грех является причиной нашей смерти. Не только смерти физической, но и смерти духовной. Грех является причиной того средостения, которое находится между согрешившим человеком и сотворившим его Богом.

И вот сейчас, когда мы с вами вступаем на поприще поста, все мы должны отчетливо осознавать, для чего нам необходим этот пост. Ведь, к сожалению, многие из нас думают, что: "Ну вот, снова пост. Снова необходимы какие-то ограничения, снова что-то нельзя совершать в жизни:". Нам кажется, что самое главное, что нам будет запрещать Церковь сейчас, в эти дни Великого Поста - так это невкушение той самой пищи, к которой мы так с вами привыкли, и в которой, как мы видим, прежде всего, источник нашей с вами жизни. Но ведь Церковь не случайно из года в год вводит нас в это поприще Великого Поста. Не для того, чтобы наложить на нас какое-то неудобоносимое, тяжелейшее бремя, святая Церковь вводит нас в эти светлые, святые дни. Символично: сегодня началась календарная весна. Но сегодня не только начинается весна природы, Великий Пост- это, прежде всего, весна духовная. И не случайно мы сегодня слышали слова апостола Павла: "Ночь прошла, а день приблизился."

Действительно, братья и сестры, ночь завершилась, мы с вами входим в день. И поэтому не грусть, не печаль, не уныние, не тяжелое состояние от осознания того, что я должен себя в чем-то ограничить, должны пребывать в нашем сознании и, прежде всего, в нашем сердце, а легкая радость от осознания того, что у меня есть возможность, и эту возможность дарует мне Господь и Церковь, осознав свою жизнь, раскаявшись в своих согрешениях, исправить самого себя. И дай Бог, братья и сестры, я желаю всем вам этого, чтобы эти предстоящие дни Великого Поста действительно послужили нам на пользу, т.е. все мы с вами в эти дни действительно исправились, отвратились от тех грехов, которые стали для нас привычными, и исправились, начали святую и богоугодную, праведную жизнь. Ту самую жизнь, к которой призвал нас Господь, которую он и ожидает от каждого из нас. Ведь все мы с вами призваны жить в свете. Но если мы жили в грехе, то о каком свете может идти речь? И был ли этот свет в нашей жизни? И если его не было, если вместо света была греховная тьма, то святая Церковь дает нам прекрасную возможность: "Отрешитесь от этой тьмы, отрешитесь от греха! Восстаньте от греховного сна, принесите искреннее, сердечное, слезное покаяние, принесите плод исправления своей жизни". Вот как мы должны рассматривать это предстоящее время Великого Поста. Но есть одна, пожалуй, серьезная опасность.

Когда мы вступаем в Великий Пост, некоторым из нас может показаться: Великий Пост продолжается не один день и даже не одну неделю, и даже не один месяц - он продолжается около пятидесяти дней. И по этой причине некоторые думают: "Будет у меня еще время исправиться. Зачем сейчас начинать свое исправление? Где-то поближе к Страстной седмице, поближе к Пасхе. Вот тогда можно и поговеть, и покаяться и, уже как бы подготовившись, встретить светлое Христово Воскресение". Но в этом-то как раз, братья и сестры, поверьте, заключается самая страшная ошибка. Если время нашего покаяния и желание нашего исправления мы будем откладывать на завтрашний или послезавтрашний день, то, поверьте, покаяния и исправления не наступит для нас никогда. Потому что наступит и Страстная седмица, и мы будем успокаивать себя: "Да будет у меня еще время. И если уже не этим Великим Постом, то уж на следующий год, я обязательно приложу все усилия для того, чтобы исполнить все". Братья и сестры, не будем заниматься самообманом. Это наваждение диавола. Это он нашептывает на ушко и говорит: "Да повремени немножко, еще успеешь. У тебя все получится, и все будет хорошо в дальнейшем". И нам так и кажется, что все будет в дальнейшем хорошо. Но ведь из опыта и нашей личной жизни, и из опыта жизни многих и многих окружающих нас людей мы прекрасно видим и знаем, что порой человек, даже дошедший до смертного одра, не мог принести искреннего раскаяния, а значит, и не смог принести добрых плодов этого покаяния. Нам известна и еще одна тайна, которая сокрыта от каждого из нас. Это время нашего отшествия из этого земного мира в жизнь вечную и нескончаемую.

Давайте спросим самих себя : а есть ли у нас гарантия того, что мы с вами доживем до Страстной седмицы, или до следующего Великого Поста? Я думаю, что никто из здесь стоящих не сможет со стопроцентной уверенностью сказать, что обязательно доживет до того времени. Ведь кто знает, братья и сестры, когда наступит наша с вами смерть. Но пока продолжается жизнь, пока Господь терпит нас и продлевает дни, и месяцы, и годы нашей жизни, давайте же с пользой проведем это Богом дарованное нам время и принесем Богу искреннее, чистосердечное покаяние. Да, конечно, это очень непросто. Для многих из нас бывает весьма и весьма тяжело исправить самого себя. А почему? Да потому что те грехи, которые находятся во мне, не дают мне возможности по-настоящему расправить свои плечи и, по-настоящему встряхнув себя, сказать самому себе: "Хватит так жить! Хватит грешить, хватит осуждать, хватит раздражаться, хватит гневаться, хватит злословить и ругаться". Вот для чего пост, братья и сестры. Чтобы дать возможность каждому из нас еще и еще раз внимательнее, пристальнее взглянуть на самих себя и спросить самих себя: "Как ты живешь? Что ты делаешь в этой жизни? Исполняешь ли ты заповеди Божии? Живешь ли ты действительно с устремлениями к тому, чтобы приблизиться к своему Творцу и Создателю, то есть приблизиться к самому Богу?" Цель нашей земной жизни - не удалиться от Бога, а приблизиться к Нему. Давайте будем спрашивать самих себя ежедневно об этом во время этой святой Четыредесятницы . Если мы будем задаваться подобными вопросами, то у нас не будет времени думать над тем, что тяжело ли мне вместо молока пить обыкновенную воду и вместо сливочного масла вкушать простую пищу, хлеб и овощи. Тогда совершенно иные настроения и мысли будут посещать нас. И не будет это ограничение пищи нас тяготить и мучить как оно, к сожалению, продолжает мучить многих и многих людей. И потом, мы с вами должны это прекрасно понимать, что пост- это не какая-то диета. Некоторые, я знаю, мыслят примерно так: "Вот, наступает пост, а значит, избавлюсь я от лишних килограммов". Да, братья и сестры, не лишние килограммы своего веса мы должны сбросить во время поста, а, прежде всего, мы должны сбросить груз довлеющего над нами греха.

Но вот сегодня, в этот воскресный день, Святая Церковь не только нам напоминает о прародительском грехе, не только говорит о тех причинах, которые навлек на себя человек, совершивший этот грех, и даже показывает нам не только плач Адама. Мы с вами слышим сегодня слова церковного песнопения: "Сидел Адам напротив Рая и горько плакал". Я перевел эти слова на современный русский язык, но даже не об этих слезах сегодня говорит нам Святая Церковь, она учит нас еще очень важному моменту: для того, чтобы действительно возникли и в нас и родились те самые слезы, которыми Адам оплакивал свой грех, необходимо исполнить еще одно очень важное для всех нас условие. И этим условием является ни что иное, как примирение друг с другом. Нам необходимо осознать одну очень простую вещь: мы с вами никогда не сможем примириться с Богом, поверьте мне, если мы все не примиримся друг с другом. И поэтому не случайно сегодня во время Божественной Литургии мы слышали слова Христа Спасителя: "Если вы не простите от сердец прегрешений друг к другу, то и Отец ваш Небесный не простит вам прегрешений ваших". Достоевский устами одного из своих героев, старца Зосимы, сказал: "Каждый перед всеми во всем виноват". Я не случайно, братия и сестры, произнес эту фразу, прозвучавшую из уст старца Зосимы. Ведь, наверное, когда мы сейчас с вами слышали эти слова, у некоторых из нас возникла такая мысль: "Как же так? Может быть, кто-то и виноват перед всеми. А я-то? Ни пред кем и не во всем виноват". Но давайте сейчас разбудим нашу совесть. Находящуюся там, в глубине души каждого из нас и спросим ее. И пусть она нам скажет, прав ли был старец Зосима или не прав? Я думаю, что если мы сейчас достучались до своей собственной совести, то этот голос совести каждому из нас скажет: "Да, прав был старец Зосима". И эта наша вина заключается не в тех, казалось бы, неизбежных мелочных постоянных обидах, постоянных ссорах друг с другом. Нет, братия и сестры, не в этом наша вина. А наша вина знаете в чем заключается? Наша вина заключается в том, что все мы заражены грехом себялюбия. И даже когда мы любим кого-то, то эта любовь, к сожалению, очень часто бывает продиктована и пронизана спорами нашего греховного самолюбия и самости. Вот в чем мы сегодня должны попросить прощения. Прощения в том, что, к сожалению, я, любя самого себя, не замечал или не хотел заметить рядом находящегося человека, не хотел обратить на него внимания, не хотел помочь ему, не хотел сказать ему хотя бы простого ласкового слова, не хотел, может быть, даже посмотреть на него ласково. В этом - то все мы с вами, братия и сестры, виновны друг перед другом.

И осознав это, осознав, что все мы заражены грехом себялюбия, давайте приложим во время этого Великого Поста усилия к тому, чтобы прекратить наконец-то любить только самих себя, но давайте научимся любить и окружающих нас людей. И тогда действительно те ссоры и обиды, которые являются повседневностью нашей жизни, поверьте, навсегда исчезли бы из нашей жизни. Давайте научимся любить окружающих нас людей. Для чего? Для того, чтобы научиться по-настоящему любить Бога. Апостол любви Иоанн Богослов, говорит: "Невозможно полюбить Бога, если мы не любим человека". Так вот, чтобы по-настоящему научиться любить Бога, нам необходимо научиться любить человека.

Чтобы научиться любить всех, давайте начнем обращать внимание на тех людей, которые живут рядом с нами, ведь чаще всего именно с самыми родными, самыми близкими людьми у нас и не складываются взаимоотношения. Ведь чаще всего муж ссорится с женой, мать ссорится с сыном или сын находится в напряженных отношениях с отцом, братьями и сестрами. Так вот давайте начнем со своей семьи и, может быть, сегодня найдем в себе силы попросить прощения, прежде всего, у своих родных и близких. У тех людей, с кем мы чаще всего ссоримся, с кем мы живем во вражде, с кем разделяет нас неприязнь, и конечно же постараемся, примирившись с нашими родными и близкими, примириться с соседями, примириться с теми, кто является нашими сотрудниками по той работе, которую мы совершаем, примириться со всеми возможными людьми, с которыми мы находимся во вражде или в ссоре.

Братия и сестры, мы с вами сегодня во время этой Божественной Литургии все вместе пели молитву Господню. Эта молитва всем нам хорошо известна. "Отче наш, - обращались мы с вами к нашему Небесному Отцу, - да святится Имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет Воля Твоя, яко на Небеси и на земли, хлеб наш насущный даждь нам днесь, - и вот уже в пятом прошении, - и остави нам долги наша, - обращались мы к Богу, и далее ставим Богу условие, - яко же и мы оставляем должником нашим", Другими словами: "Господи, - говорим мы нашему Небесному Отцу, - посмотри на меня, ведь я готов простить всех, научись от меня, и я, зная, что я виноват перед Тобою, надеюсь получить также от Тебя прощение". Слава Богу, что Бог от нас не учится. Если бы Он научился от нас, трудно представить, братия и сестры, что было бы тогда с нами? Ежедневно мы говорим Богу эти слова: ":остави нам долги наша, как и мы оставляем:.". А оставляем мы эти долги?

Вот, братия и сестры, над чем нам всем необходимо серьезно задуматься: Если я хочу получить прощение у Бога, то и я должен научиться прощать. Вот условие - условие, данное самим Христом Спасителем: только тогда простит Отец ваш Небесный согрешения ваши, когда и вы научитесь прощать. Но если вы не простите, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешения ваши. И поэтому, братия и сестры, если мы желаем, чтобы Господь простил нас, если мы стремимся к тому, чтобы Господь своею божественной благодатью омыл те многие и многие согрешения нашего сердца и нашей души, то, конечно же, давайте научимся прощать, давайте научимся любить окружающих нас людей, потому что если мы не научимся любить людей, то мы никогда не научимся любить Бога.

И не случайно, поэтому в Церкви установилась такая прекрасная традиция, когда перед наступлением Великого поста все люди просят друг у друга прощения. Этот чин так и называется - "Чин Прощения". Свое начало этот чин получил еще от древних монахов, которые, покидая пределы монастыря на всю четыредесятницу, уходя вглубь пустыни для совершения тайных подвигов, которые были видны одному Богу, просили друг у друга прощения. Вот и мы с вами сейчас должны исполнить этот древний благочестивый обычай, эту традицию, вверенную нам от наших праотцев и отцов. Но, братия и сестры, я бы хотел предупредить вас о том, что бы то, что мы сейчас будем совершать, было бы не простой формальностью, не просто исполнением благочестивой традиции, но было бы потребностью нашего любящего сердца.

Каждый из нас должен действительно попросить друг у друга прощения, и каждый из нас должен простить друг друга - так, чтобы об этом никогда более не вспомнить, простить так, как прощает Господь. Ведь если Господь простил, то Он уже никогда не вспомнит того, в чем мы были перед Ним виноваты. Вот так и мы должны простить: простил - значит удалил из сердца всякую обиду, всякое нестроение, всякую злобу, всякую вражду. Для чего? Для того, чтобы и Бог простил всех нас. И, конечно, прежде всего, мне бы хотелось попросить прощения у всех вас. Благословите меня отцы святии, братия и сестры. И простите мне, грешному, елико согреших в сей день и во все дни жизни моей, словом и помышлением, всеми моими чувствами и самым страшным грехом - грехом себялюбия. Простите и благословите! Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2009г

Чин прощения

храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: "Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных". Священник произносит "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас".

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и целуют Крест. Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: "Бог простит ", прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.

В конце службы во многих храмах поются песнопения Пасхи ("Воскресения день", оканчивающееся словами "простим вся воскресением"), напоминая о том, что пост - это путь к Пасхе, которая уже близко.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска (с XVIII века - расположения расквартированных в столице полков), просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

"Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели, - напоминал в проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.

Не услышит Господь и наших слезных молений и воздыханий к Нему о помиловании нас, если не коснутся нашего сознания слова Спасителя: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6, 14).

Прощеное воскресенье это день проверки нашей духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки: способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его повеления?

Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя виновным.

Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему.

В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории - изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая.

Юдоль плача и печали - земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному.

Плакал Адам по изгнании своем, седе "прямо рая", плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.

Но мы - изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам - Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.

И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов: "Христос Воскресе!" и в них - изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.

Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния".  

Начинается Великий пост:

http://www.pravmir.ru/article_883.html

Чистый понедельник

истый понедельник - в русском православии нецерковное название первого дня Великого поста.

Название "Чистый понедельник" происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями. На Руси существовал обычай в этот день чистить дом от "духа масленицы" и ходить в баню, то есть наводить физическую (телесную) чистоту. Духовное очищение обычно совершалось накануне - в день Прощенного воскресенья.

В "Чистый понедельник", как и в последующие 2 дня, практикуется очень строгий пост. По самым строгим канонам в этот нужно полностью воздержаться от пищи. Либо можно поесть 1 раз (желательно вечером), не вкушая при этом масла и вареной пищи.

В "Чистый понедельник" на богослужении впервые читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Также читается молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего", которая в дальнейшем будет произноситься во все дни Великого Поста.

О молитве Ефрема Сирина

Эта молитва, принадлежащая по преданию преподобному Ефрему Сирину, особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Великого поста. Ее наиболее часто читают в храме и вся Церковь преклоняет колени перед Владыкой и Господом в усердном молении.

Прежде чем идти к цели, надо ее себе уяснить, надо понять и то, что же нам мешает вступить на путь обращения к Богу.

Основной наш недуг - праздность. Это и наша лень, небрежность, нерадение. Мы привыкли считать, что это, хотя и грех, но не очень страшный. Кажется, стоит захотеть - и всё будет, как надо. Вся беда в том, что чем дальше, тем меньше желания и сил повернуть все по-другому. Странная лень тянет вниз, пропадает всякое желание себя приневолить, заставить вопреки всему сдвинуться с мертвой точки. Кажется, это уже невозможно, а раз так, то чего же и стараться?

Праздность - не просто один из грехов, а корень всех грехов, потому что отравляет духовную энергию у самых ее истоков. Плод праздности - уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Тот, кто попал в плен уныния, видит всё только плохим и всех - только плохими. Хорошее берется под сомнение; где не видно явных изъянов, там подозреваются тайные; где только бы радоваться добру, там развивается недоверие, подозрительность, мнительность. Словом, власть уныния - власть диавола, власть его лжи. Это его стихия и он лжет человеку и о Боге (вроде того, что за все грехи Бог не простит), и о мире. Это от него наползает в душу мрак. Уныние - самоубийство души, и находящийся в этой тьме не способен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие - это любовь к власти. Как ни странно, но именно праздность, лень и уныние наполняют жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, опустошают нам душу, лишают жизнь смысла. Но ведь на этом нельзя успокоиться! Не получая правильного направления и должного питания, душа стремится восполнить недостающее за счет других. Не направленная к Богу душа стремится поставить в центре своё "я" (не имея других ценностей и даже не имея о них понятия) и заставить других подчиниться этому "я". Если Бог не Господь для меня и не Владыка мне, то я буду сам себе господином и всех людей неизбежно буду рассматривать только с точки зрения полезности для меня, удобства, выгоды. Уже не может быть и речи о каком-то отношении к другим, кроме желания подчинить себе, заставить считаться с собой, а если не выходит - то хотя бы тем или другим способом заявить о себе. Кто не способен командовать и властвовать, тот может ранить других безразличием, равнодушием, презрением, неуважением, неблагодарностью.

Наконец, празднословие. Высший дар - дар слова - дал Бог человеку. Но слово не только спасает, оно и убивает. Выражает правду и являет ложь. Открывает Бога и приближает диавола. Когда слово перестает соответствовать своему предназначению, оно становится подкреплением духа праздности, уныния и любоначалия. Жизнь тогда превращается в ад.

Вот это - преграда на пути к Богу, которую надо убрать. Но только Бог может это сделать.

Поэтому первая часть этой молитвы - крик из глубины души о своей беспомощности. Потом мольба о том, что так необходимо на том же пути к Богу.

Целомудрие! Эту добродетель понимают как целостность человеческой природы. Эта добродетель противоположна праздности. При праздности рассеяно всё - силы, мысли; всё изломано, всё неясно, всё без конца и начала. Противоположность праздности - собранность, целеустремленность; целомудренный человек сумеет направить свои силы к ясно видимой им цели и знает ценность всего. Если говорят о целомудрии в сфере личных отношений, то потому, что именно здесь ярче всего видны изломанность, неопределенность, бессилие восстановить истинную иерархию ценностей, подчинить высшие духовные стремления Богу, а душевные движения - духовным.

Чудесный плод целомудрия - смирение. Это, прежде всего, победа правды в нас самих. Только смиренные могут жить по правде, видеть все, как есть, видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем.

За смирением, естественно, следует терпение. "Падший" человек нетерпелив, так как не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других. Он не видит, не способен видеть все в истинном свете, да и не допускает мысли, что он не может чего-то понять, потому считает единственно верным свое мнение. Терпение - божественная добродетель.

Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее становимся. Он нас терпит не потому, что снисходительно к нам относится, а потому, что видит всё, что мы не можем видеть ни в себе, ни в других по духовной своей слепоте.

Наконец, плод и венец всех подвигов - любовь. Такая любовь, какую один Бог может дать. Даже малейшее приближенис к ней проверяется способностью видеть свои грехи - это первое, и не осуждать других - второе. Одно без другого - бессмысленно. Видеть грехи и даже каяться в них - мало. Кто не умеет не осуждать, тот не застрахован от самого лютого врага - гордости. Она умеет прятаться под видом ложного благочестия, сосуществовать рядом с подвигами, не боится поста. В конце концов, против нее направлено все - и целомудрие, и смирение, и терпение, и любовь. Когда это вместе объединится в душе в единое целое и вызовет самое искреннее сочувствие к согрешающему, а никак не осуждение другого, тогда твердыня адова - гордость - даст трещину. Победить ее до конца один Бог сможет в нас, но от нас требуется усилие и мы являем его, молясь молитвой преподобного Ефрема Сирина. Молитву объединить с жизнью и жизнь с молитвой поможет искреннее проникновение в богатство духовного опыта, открытого нам Церковью уже в одной этой молитве, которую с земными поклонами повторяет весь народ во всех храмах Божиих. Аминь.

http://www.bogoslovy.ru/molitva.htm

В день памяти Феодора Тирона

о имя Отца и Сына и Святого Духа!

Событие, которое сегодня мы все так торжественно воспоминаем, совершилось во второй половине IV века, точнее в 362-м году. Антиохийские христиане, вступив в Великий пост, узнали о том, что нечестивый император Юлиан-отступник издал распоряжение, согласно которому, все продукты, продаваемые на рынке, должны были быть окроплены идоложертвенною кровь. Император хотел, чтобы христиане, пусть даже невольно, осквернили пост. В то время святому епископу Евдоксию явился святой великомученик Феодор Тирон, который в начале IV века, точнее в 306-м году, пострадал за имя Христово. Святой великомученик Феодор предупредил епископа о коварном замысле императора и рассказал о том, что необходимо было сделать христианам, чтобы не вкушать пищу, окропленную идоложертвенной кровью, и в то же время не умереть от голода. Христианам нужно было собрать пшеницу, отварить и употреблять ее с медом. Святитель Евдоксий благословил всем христианам поступить так, как ему возвестил в чудесном явлении великомученик Феодор Тирон.

С тех пор, на протяжении многих столетий, в этот день после Божественной Литургии православные христиане вкушают освященные отваренные зерна пшеницы или риса с медом, сахаром, изюмом или орехами. Зерна, предлагаемые для вкушения верующим в этот день, смешиваются с медом или сахаром, как напоминание о сладостном времени Великого поста - времени покаяния, очищения души и примирения с Богом. Как глубоко заблуждение тех людей, которые считают период Великого поста тягостным, серым и мрачным. Нет! Это по истине удивительно приятное время для созидания и расцвета души. Не даром, наши предки, при встрече друг с другом в дни Великого Поста, вместо привычного приветствия "Здравствуй!", говорили "С постом приятным!", осознавая всю глубину и значимость переживаемых святых дней.

Сегодня мне бы также хотелось обратить Ваше внимание на событие, описанное в книге "Бытие", произошедшее на заре человеческой истории, о грехопадении наших прародителей Адама и Евы. Господь запретил первым людям вкушать плоды от древа познания добра и зла, которое росло в центре рая. Ева, соблазнившись красотой плода и послушав уговоры лукавого змея, вкусила плод сама и предложила Адаму. После грехопадения Адам и Ева увидели себя нагими, устыдились и спрятались в кустарнике. Бог знал, что произошло. Он начал звать Адама и Еву, тем самым, желая пробудить в них чувство покаяния. Но, к сожалению, они не признали своей вины. Более того, они пытались оправдать себя. Адам сказал, что виновата Ева, Ева пыталась переложить вину на лукавого змея. А Господь ждал, что Его чада покаются и примирятся со Своим Творцом.

Господь и от нас с Вами ждет чистосердечного покаяния. Очень часто, приходя на исповедь, мы пытаемся обличить в своих же прегрешениях кого угодно, только не самих себя. Мы видим виноватыми других, но не самих себя. Как это важно признать перед Богом свою вину и сказать: "Господи, я бесконечно виноват перед Тобой! Я хуже всех и грешнее всех! Дай мне видеть свои грехи! Даруй мне Твою Божественную благодать, которая бы омыла меня от скверны, поглотившей мою душу и мое сердце. Дай мне силы, Господи, для того, чтобы исправить мою жизнь!". Господь пришел на Землю, чтобы каждого из нас вернуть в тот рай, который когда-то потеряли наши прародители. Господь широко открывает двери рая и приглашает нас войти. Постараемся же найти в себе силы, чтобы отвернуться от греха и направиться к Богу. В этом смысл нашей жизни и главный смысл того Великого поста, в который мы с Вами вступили. Молитвами Пресвятой Богородицы, Святого великомученика Феодора Тирона и всех Святых, да поможет нам Милостивый Господь достойно пройти не только поприще предстоящего Великого поста, но и поприще всей нашей с Вами земной жизни. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров

 

Симеон Богоприимец

Симеон старец днесь веселится, восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,от уз плоти разрешитися прося и вопия: видеста очи мои спасение Твое мирови.

На 1 седмице Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверток на Великом повечерии, которое совершается за вечерним богослужением, читается канон преподобного Андрея Критского. Начало богослужения в дни чтения Великого канона - 17:00.

Согласно богослужебного Устава полные Божественные литургии в будничные дни седмицы не совершаются.

В среду и пятницу совершаются литургии Преждеосвященных Даров.

В пятницу по окончании Преждеосвященной литургии совершается освящение колива.

В субботу совершается полная Божественная литургия

Воскресенье, 14 Февраля 2010 года. Неделя об изгнании Адама из рая (сыропустная).

Месяцеслов

Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. На этот день переносится служба праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Mч. Трифона (250). Мц. Перпетуи, мчч. Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мц. Филицитаты (202-203). Прп. Петра Галатийского (429). Прп. Вендимиана, пустынника Вифинийского (ок. 512). Новомч. иерея Петра (Скипетрова) (1918).

Понедельник, 15 Февраля 2010 года.1-я седмица Великого поста, чистый понедельник.
Чистый понедельник. Начало Великого поста. Сретение Господа нашего Иисуса Христа.

Вторник, 16 Февраля 2010 года.

Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (I). Равноап. Николая, архиеп. Японского (1912). Свт. Симеона, еп. Полоцкого, 1-го еп. Тверского (1289). Блгв. кн. Романа Угличского (1285). Прор. Азарии (X в. до Р.Х.). Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308-309). Мч. Власия вукола (пастуха) Кесарийского (III).

Среда, 17 Февраля 2010 года.

Прп. Исидора Пелусиотского (ок. 436-440). Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Прп. Кирилла Новоезерского чудотворца (1532). Прпп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV). Мч. Иадора (III). Сщмч. Аврамия, еп. Арвильского (ок. 344-347). Прп. Николая исп., игумена Студийского (868).

Четверг, 18 Февраля 2010 года.

Мц. Агафии (251). Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1696). Мц. Феодулии и мчч. Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304). Елецкой-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой "Взыскание погибших" (XVII) икон Божией Матери.

Пятница, 19 Февраля 2010 года.

Прп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, патриарха Константинопольского (891). Мцц. Дорофеи, Христины, Каллисты и мч. Феофила (288-300). Мч. Иулиана (312). Мц. Фавсты и мчч. Евиласия и Максима (305-311). Мцц. Марфы, Марии и брата их прмч. Ликариона отрока.

Суббота, 20 Февраля 2010 года.

Вмч. Феодора Тирона (ок. 306). Прп. Парфения, еп. Лампсакийского (IV). Прп. Луки Елладского (ок. 946). Мчч. 1003 Никомидийских (303).

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

c Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz