"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Святитель Григорий Палама. Тайна Фаворского света. Фаворский Свет Григория Паламы. Из слова о молитве. Об умной и сердечной молитве. Бедность и богатство. Святитель и чудотворец Ермоген, патриарх Московский и всея Руси. Уникальное свидетельство. Молитва перед Козельщанской иконой Божией Матери. Месяцеслов. |
Святитель Григорий Палама
о имя Отца и Сына и Святого Духа.
Нынешнее воскресенье Великого Поста Церковь посвящает памяти святителя Григория Паламы, который жил много веков назад и оставил нам свое великое завещание. Оно, в частности, заключается в том, что христианин должен любить, беречь, сохранять, пользоваться для своей духовной жизни молчанием. Святитель Григорий был ученик и наставник молчальников. Для нашего времени это очень странная вещь - молчание. Потому что мы отвыкли от тишины. Век наш - век бесконечного шума. Шумят толпы, шумит транспорт, шумит радио - кругом шум! Это вовсе не так страшно, как мы думаем. Это нормально, естественно, жизнь идет своим чередом. Сейчас уже не может быть такой тишины, которая была тогда, когда не было ни самолетов, ни шумящих машин, ни поездов. Вернуть это первобытное время уже нельзя. Но тем более именно в наше время шума, который уже создает трудности душе человеческой, мы должны дорожить
тишиной, беречь ее, беречь те мгновения, которые у нас есть. Тем более мы должны вспоминать слова Спасителя, Который сказал: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне" (Мф 6. 6). Каждый из вас может проверить на себе силу этих слов Христа-Спасителя.Мы без конца говорим, слушаем, мы без конца в суете. Но останьтесь на несколько минут в тишине, дайте утихнуть внутреннему шуму, шуму мыслей, буре чувств, и вы увидите, что в этой тишине говорит сам Господь. Он касается сердца, пробуждает его - и вы действительно услышите голос Божий. Как важно из суток хотя бы несколько минут урвать для тишины, чтобы обрести покой внутри своего сердца. И это, конечно, совсем не просто. Каждый из вас хорошо знает, как трудно нам собраться с мыслями, сосредоточиться, как трудно даже несколько мгновений побыть во внутренней тишине... Только соберемся с мыслями, как тут же возникают всевозможные суетные помыслы, бесплодные, нелепые, греховные. Все ополчается, все бросается на нас, чтобы нарушить эту тишину и этот покой. Вот и получается, что мы, трудясь, ежедневно работая, находясь в делах, не имеем отдыха для своей души, мы не можем укрепить ее, и она у нас чахнет без молчания.
Именно поэтому Церковь сегодня призывает нас подумать о том, какой это драгоценный дар. В молчании Бог говорит Свое слово. Те, кто обременены множеством забот, выделяйте время для того, чтоб побыть с Господом хотя бы 5 минут в безмолвии. Те, кто живет одиноко, кто необщителен, - Господь посетил вас Своей тишиной. Те, у кого язык необуздан, кто много говорит, кто привык к многоглаголанию, - учитесь обуздывать язык, помня о святом молчании. Не в болтовне, а в тишине приходит к сердцу Господь.
Вот этому, дорогие, сегодня учит нас святитель Григорий. Именно потому среди других святых он выбран сегодня - как человек, которого мы просим в молитве:
"Святителю отче Григорий, научи нас сосредоточенности в жизни, дай нам в сердце тишину и благословенное молчание, в котором Господь произносит Свое слово". Аминь.
Протоиерей Александр Мень
http://www.alexandrmen.ru/pan.html
Тайна Фаворского света
...И однажды вдруг понимаешь, ясно чувствуешь, что христианский праздник это вовсе не годовщина того или иного события, как это бывает в светской жизни. Это само событие. Такова удивительная, непостижимая, но реально ощутимая логика христианства. Извне ее не понять. А для человека, который внутри веры, это не абстрактная теория, а факт личной жизни.
Каждый год рождается Иисус Христос. Каждый год мы становимся свидетелями Его крестных страданий и Воскресения.
И в этом же ряду - чудо на Фаворской горе. Оно доступно нам не только в евангельских описаниях. Его можно пережить лично. Так же, как пережили в свое время апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Они были потрясены, когда увидели, как преобразился их Учитель во время молитвы.
"Вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею". При этом откуда-то появились древние пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом. А ученики были в таком духовном восторге и страхе одновременно, что не могли адекватно реагировать на происходящее.
- Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи (то есть три шалаша), одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - предложил тогда Петр Иисусу. "Не зная, что говорил",- добавляет евангелист Лука, описывая этот эпизод. "Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе", - поясняет другой евангелист Марк.
Главное, что потрясло апостолов на Фаворе, это вовсе не загадочное явление пророков, а тот свет, который преобразил Иисуса. Через несколько лет похожее потрясение испытал гонитель христиан Савл перед тем, как стать апостолом Павлом.
"Внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: "Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?"
...Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел".
Как описывал такое состояние через много веков великий богослов Григорий Палама, "видящему уже не распознать ни чем он видит, ни на что смотрит, ни что это такое, кроме только того, что он стал светом и видит свет, отличный от всякой твари".
А еще через сотни лет уже по-своему - бесхитростно, но точно - описывал тот же эффект ученик нашего знаменитого святого Серафима Саровского Мотовилов:
"Тогда о. Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:
- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?
Я отвечал:
- Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..
О. Серафим сказал:
- Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.
...Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а один только свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?"
Феномен Фаворского света - ключевой для христианства. Встреча с ним преображала множество людей. И продолжает преображать.
"Свет этот есть Бог", - сделал вывод святитель Григорий Палама.
Ему принадлежит самое полное и убедительное учение о Божественном Фаворском свете. Согласно этому учению, свет, просиявший на Фаворе, является той Божественной энергией, в которой присутствует сам Бог всей полнотой Своих совершенств.
И это умозаключение совсем не так далеко от нас, как может показаться. Недавно мы беседовали о Фаворской тайне с одним из ведущих современных богословов епископом Иларионом (Алфеевым).
- Опыт созерцания Божественного света, - сказал он, - был доступен многим святым Православной церкви и даже многим простым верующим на всем протяжении истории Церкви. В этом отношении праздник Преображения Господня особенно близок многим людям, которые в той или иной степени на своем собственном духовном опыте соприкоснулись с этим Божественным сиянием и в нем познали присутствие Божие.
- Но где же путь к этому свету? - спросил я владыку Илариона. - Что помогает человеку увидеть его?
- Заметьте, в Евангелии говорится, что Господь Иисус Христос преобразился во время молитвы. Это показывает, что молитва действует на человека преображающе. Молитва изменяет человека. Многие обращаются к Богу тогда, когда нужно, чтобы что-то устроилось в земной жизни, или чтобы какая-то беда миновала. То есть молитва воспринимается как средство для получения чего-то от Бога. Тогда как молитва прежде всего имеет ценность сама по себе. Как беседа с Богом. И встреча с Богом. Человек, который не молится, никогда не может достичь того духовного просветления, той духовной свободы, которой могут достичь люди, постоянно молящиеся и обращающиеся к Богу.
Значит, свет этот совсем близок от нас. Он остается непостижимой тайной, но при этом доступной каждому. И предстоящий праздник может стать для каждого из нас самым настоящим преображением.
Коновалов Валерий
http://www.trud.ru/article/
Фаворский Свет Григория Паламы
ригорий Палама, афонский монах (1296-1359), был одним из основателей исихазма, мистического учения о слияния человека с Богом.
По учению Паламы, человек, который достиг совершенства в любви, возлюбив Бога без всякого эгоизма и корысти, может посредством молитвы приобщиться к Божественной энергии, то есть живой и повсеместно действующей благодати Бога (с греч. еnergia - действенность) и возвыситься до самого Бога, увидев воочию Свет Его предвечной славы - обожиться.
Слава Божия - ослепительный свет, который видели Апостолы на горе Фавор. Само же слово "исихазм" происходит от греческого "исихия" - молчание, т.к. для достижения необходимого состояния духа исихасты практиковали длительную, уединенную "умную" молитву, то есть " в уме", без слов молились, особо предпочитая Иисусову молитву: "Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!" К этому они часто, чтобы целиком сосредоточиться в молитве, добавляли и определенные телесные усилия. Молясь, сидели на низких скамейках или ступеньках, согнув спину и дыша в особом ритме
. Исихазм можно было бы назвать европейским дзэном, очень похож, если бы дзэн не сформировался на полтора столетия позже исихазма.А идеологический противник Григория Паламы, католический монах Варлаам Калабриец, виденный Паламой Свет, считал обычным самовнушением, а сам исихазм определял как ряд полумагических дикарских приемов. Варлаам Калабриец утверждал, что видеть Божественный свет нельзя, потому что нельзя. Спор с Варлаамом Калабрийцем Григорий Палама вел заочно в диалогах "Триады в защиту священнобезмолствующих". Спор богословов решил ежегодный Собор в Константинополе, и Варлаам покинул Византию, уехав в родные пределы, в Рим, к Папе. В Греции исихазм сохранился на Афоне. Есть греческий монастырь молчальников св. Георгия в Иудейской пустыне.
На Руси последователем исихазма был Сергий Радонежский. Лучшие подвижники православного мира Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и Амвросий Оптинский мыслили и чувствовали во многом так же, как и Палама, который верил в то, что человек может взойти к Богу, верил
в то, что человек не должен смиряться с собственным несовершенством, а должен преодолевать его. Опыт исихастов - это, прежде всего, монастырский опыт. Григорий Палама пережил гонения за свое учение о Фаворском Свете, но затем оно было признано истинно православным, а Григорий Палама через семь лет после смерти был канонизирован. Во второе воскресенье поста Русская Православная Церковь вспоминает Григория Паламу, Искателя Бога.http://www.pskov-eparhia.ellink.ru
Из слова о молитве
Понятие о молитве. "Во время молитвы, мы беседуем с Богом. Она есть занятие общее человеку с ангелами. Все мы нуждаемся в молитве, как деревья в воде. Молитвы - нервы души нашей. Кто не молится Богу и не имеет усердия беседовать с Богом, тот мертв, бездушен, бессмыслен".
Какова должна быть молитва? "Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия. Если он в таком расположении изречет пред Ним благоугодное Ему, то отойдет от Него, все получив. Видишь, какое удобство? У людей бывает так, что приступая к кому-либо с прошением, нужно подобрать и особые слова; а здесь ничего такого не нужно; но имей ты трезвенный ум, и ничто не помешает тебе быть близ Бога. Бог приближаяйся Аз есмь, глаголет Господь, а не Бог издалеча (Иер. 23, 23), так что если мы далеки от Него, то причиною этому мы сами, а Он всегда близ есть. Но что я говорю, что здесь не нужно заботиться об искусстве в слове? Часто не нужно бывает и голоса, ибо, если и в сердце своем изречешь Его как должно, то и в таком случае Он услышит тебя. Так Он услышал Моисея, так услышал Анну".
Когда наша молитва будет услышана? "Всегда нужно помнить, что должно не просто только молиться, но молиться так, чтобы быть услышану, ибо одна молитва недостаточна для получения желаемого, если мы не будем воссылать ее так, как угодно Богу. И фарисей молился, но не получил пользы, и иудеи молились, но Бог отвратился от молений их, потому что молились не так, как должно молиться. Что же нужно? Нужны слезы, рыдания, воздыхание, удаление от людей порочных, страх и опасение суда Божьего. Скажу вообще: будем услышаны, если окажемся достойными получить просимое; если молимся согласно с законами Божиими о молитве; если молимся непрестанно, если не просим ничего
, Бога - недостойного; если просим полезного; если исполняем должное и с своей стороны. Таким образом многие были услышаны: Корнилий был услышан за (благочестивую) жизнь; сирофиникианка - за неотступность в молитве; Соломон - за достойный предмет прошения; мытарь - за смирение, другие - за другое. Не услышаны бываем - когда произносим бесполезное, - также когда, молясь, не оставляем - грехов своих, - и еще когда просим отмщения врагам".Молитвы ночью. "Когда святой Петр заключен был в темницу, и приговорен к смерти, в ночь перед тем собрались все верующие воедино и молились о нем (Деян. 12, 5)... Видишь, как бодрственна душа их? с женами и детьми и служанками они воспевали, от скорби сделались чище неба. Нет ничего светлее тогдашней церкви. Будем же подражать ей, будем соревновать. Не для того дана ночь, чтобы мы всю ее спали и бездействовали. Свидетели тому ремесленники, погонщики мулов, торговцы, Церковь Божия, восстающая среди ночи. Встань и ты, посмотри на ход звезд, на глубокую тишину, на великое безмолвие, - и удивляйся делам Господа твоего! Тогда душа бывает чище, легче и бодрее, бывает особенно способна воспарять и возноситься горе; самый мрак и совершенное безмолвие много располагают к умилению, Преклони же колена, воздохни и моли Господа твоего быть
милостивым к тебе. Он особенно преклоняется на милость ночными молитвами, когда ты время отдохновения делаешь временем плача. Вспомни о царе, который говорит о себе: утрудихся воздыханием моим, измыю на всякую нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6, 7). И в другом еще месте: полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (118, 62). Делай то же и ты - муж, и ты - жена.. Пусть дом ваш сделается Церковию. Не считай препятствием к этому того, что и ты муж только один, и что она жена только одна. Идеже бо еста два собрани во имя Мое, ту есмь посреде их, говорит Господь (Мф. 18, 20). А где Христос, там и ангелы, и архангелы и прочие силы. Посему вы не одни, когда с вами Господь всех. Если у тебя есть дети, то подними и детей, и пусть во время ночи весь дом сделается Церковью. Нет ничего прекраснее жилища, в котором совершаются такие молитвы".Место и время молитвы. "Не говори мне, что для человека, занятого делами, невозможно проводить целый день в молитве. Можно и как легко!.. В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль, не воздеяние рук, но возношение ума, не наружный вид, но внутренний смысл... Можно, идучи на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы; можно сидячему в рабочей храмине и занимающемуся работой посвящать
Богу дух свой, и входящему, и выходящему, и рабу, и купцу, стоящему у очага можно, говорю, творить продолжительную и усердную молитву".Молитва
- виновница всех добродетелей. "Что может быть святее того, кто беседует с Богом? Что праведнее, что достославнее, что премудрее? Если беседующие с мужами мудрыми от частого собеседования скоро сами становятся, подобно им, мудрыми: то что сказать о тех, которые в молитве своей беседуют с Богом? какою добродетелию, ведением, добродушием, целомудрием и кротостию должно исполнить их молитвенное о сем их к Богу прошение? Поистине тот не погрешит, кто признает молитву виною всякой дободетели и правды, и кто почтет невозможным, чтобы без молитвы душа сделалась благочестивою".Св. Иоанн, архиеп. Константинопольский, Златоуст
Об умной и сердечной молитве
Молитесь, прошу вас, по завещанию апостола Павла: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17). Святые отцы говорят: "Если ты богослов, ты молишься хорошо, и если ты хорошо молишься, то ты богослов". Действительно, святые отцы пустыни учат, что посредством различных телесных подвигов, делания и созерцания, нравственного и духовного любомудрия, трезвения и молитвы ум человека очищается, просвещается и совершенствуется и впоследствии получает дар богословия, не рассудочного богословия
, которым занимаются богословы в университетах, а богословия, происходящего и струящегося из Божественного источника, откуда поистине вечно проистекают реки Божественного богословия.Святые отцы говорят, что отступивший от Бога ум становится либо скотоподобным, либо звероподобным. Напротив, через молитву, наипаче же умную, ум становится боговидным и озаряется Божественным сиянием.
От молитвы зависит спасение человека, потому что молитва приближает его к Богу и соединяет с Ним. А когда человек с Богом, тогда он не сбивается с нравственного пути, потому что следит за каждым своим шагом. Несмотря на нашу осторожность, диавол не прекращает нас подкарауливать, чтобы, застигнув в час немощи, увлечь на свою дорогу, которая всегда довольно круто идет вниз.Посему, возлюбленные мои чада, совершенно необходимым условием является то, чтобы мы всегда были вооружены непрестанной молитвой сладчайшего Иисуса.
Мы не должны упускать из виду, что на умную молитву ополчаются и ей препятствуют демоны, чтобы с помощью рассеяния сделать ее тщетной. Мысли различного происхождения окружают ум бедного человека во время молитвы, дабы похитить плод молитвы и оставить молящемуся только листья [
1] - телесный труд и старание.Поэтому желающий хорошо помолиться должен прежде принесения самой молитвы изгнать любое попечение и любой помысл. Ум же, подобно надсмотрщику, да будет поставлен для слежения за произносимыми словами, чтобы молитва стала плодоносным источником Божественной помощи и благодати.Как говорят отцы, сатана всегда будет, наподобие рожна или скалы, противостоять святой молитве, потому что она ему досаждает и попаляет его.Итак, чада мои, понуждайте себя к молитве и поминайте и меня, вашего старца, чтобы Господь помиловал меня.Чтобы сохранить любовь - венец добродетелей, необходимо прилежание в молитве. Подвизайтесь в молитве, если желаете, чтобы Христос вселился в вас. И Он, опытнейший Полководец, будет подвизаться вместе с вами. И Он Сам победит, а победу подарит вам.
Мы становимся похожими на рыкающих львов, когда беремся за молитву не нерадиво, не теплохладно, но сильно, всей силой души! Укрепляйтесь помыслом, что молитва - это все. Без молитвы приходит всеобщий упадок сил, падение за падением. Если во время искушения мы всей силой возьмемся за молитву, то неизбежно одолеем диавола и воздадим победу всесвятому имени Христову.
Ахимандрит Ефрем Святогорец
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/06e/efrem
Бедность и богатство
бедность приносит свои искушения, почти как богатство. Богач должен спасаться великим милосердием и смирением пред Богом, а бедняк - великим безропотным терпением и непоколебимым упованием на Бога. Не спасется ни немилосердный и гордый богач, ни бедняк, ропщущий на свою судьбу и отчаивающийся в помощи Божией. Бедные и богатые существуют в мире не случайно или по неразумности устройства этого мира, но по премудрому Промыслу Божию. Во мгновение ока Бог может всех людей сравнять в богатстве, но именно это было бы настоящим безумием. В таком случае люди стали бы полностью независимы друг от друга. Кто бы тогда спасся? И как было бы возможно спастись? Ибо люди спасаются через зависимость друг от друга. Богач зависит от бедняка, бедняк - от богача; образованный зависит от неуча, неуч - от образованного; здоровый зависит от больного, больной - от здорового. Материальная жертва оплачивается платою духовною. Духовная жертва образованного оплачивается материальной платой неуча. Физическая услуга здорового оплачивается духовной платой больного, и наоборот: духовная услуга больного (напоминающего о Боге и Суде) оплачивается физической услугой здорового. Все переплетено, как нити разноцветного ковра. Однообразный цвет ослепил бы все очи. Как бы богач спас свою душу милосердием и смирением или погубил ее скупостью и гордостью, если бы не было бедняка? Как бы бедняк спас свою душу терпением и крестоношением или погубил ее ропотом, кражами и хищениями, если бы не было богача?
Год со святителем Николаем (Велимировичем).
http://www.pravoslavie.ru/put/33475.htm
Святитель и чудотворец Ермоген,
патриарх Московский и всея Руси
вященномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков, прославлен в лике святителей 12 мая 1913 года.
В течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о Патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как заступника и молитвенника за землю Русскую у Престола Вседержителя. В тяжкие годы отечественных бедствий молитвенная мысль народа обращалась к памяти Патриарха-героя. Шли русские люди к его гробнице и со своими личными скорбями, недугами и болезнями, благоговейно призывая на помощь святителя Ермогена, веруя в него как теплого молитвенника и предстателя пред Господом. И Всемилостивый Господь вознаградил эту веру....
Ко дню торжественного прославления, совпавшему с 300-летием со времени кончины священномученика Ермогена, в Москву стали стекаться верующие из всех концов России. Паломники спешили поклониться мощам святого Патриарха, находящимся в Успенском соборе Кремля, где почти беспрерывно служились панихиды. Накануне прославления совершался крестный ход, во главе которого несли икону святителя Ермогена, а вслед за ней покров с гробницы, на котором Святитель изображен в рост в мантии и с посохом. Рядом с иконой Патриарха несли икону его сподвижника в духовной и патриотической деятельности по освобождению Русской земли от польско-литовских захватчиков преподобного Дионисия Радонежского. На колокольне Иоанна Великого светилась огромная надпись: "Радуйся, священномучениче Ермогене, Российския земли великий заступниче". Сотни тысяч свечей горели в руках верующих, прославлявших угодника Божия. По окончании крестного хода у раки с мощами Патриарха началось чтение пасхального канона с присоединением канона святителю Ермогену.
Всенощное бдение совершалось под открытым небом на всех площадях Кремля. В эту ночь произошло несколько исцелений по благодатным молитвам святителя Ермогена. Так, например, один больной пришел в Успенский собор на костылях, но ощутил исцеление после того, как приложился к раке с мощами Святителя. Исцелился другой больной, тяжко страдавший расслаблением. Его принесли на полотенце к раке священномученика Ермогена, где он получил полное исцеление. Эти и другие подобные исцеления, очевидцами которых были многочисленные верующие, стали знаменательным подтверждением святости нового русского чудотворца;
В воскресенье, 12 мая, в 10 часов утра совершалась Божественная литургия в Успенском соборе. На празднование торжества прославления нового святого прибыл Блаженнейший Григорий, Патриарх Антиохийский, возглавивший служение. По окончании литургии во всех храмах Москвы были отслужены молебны святителю Ермогену и совершен крестный ход в Московском Кремле, в котором приняли участие более 20 архиереев, сопровождавших торжественное шествие пением: "Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас". Богослужение закончилось молитвой священномученику Ермогену. С этого дня началось литургическое почитание святителя Ермогена. Так исполнилось желание верующих русских людей, по молитвам которых Русская Православная Церковь получила благодатного Небесного покровителя нашего Отечества
Святейшим Синодом Русской Церкви установлены дни празднования священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси: 17 февраля - преставление (сведения о жизни и подвиге помещены в этот день) и 12 мая - прославление в лике святителей.
Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Его церковная и государственно-патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит ярким образцом пламенной веры и любви для русского человека. Церковная деятельность Первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к Богослужению. При нем были изданы: Евангелие, Минеи Месячные за сентябрь (1607 г.), октябрь (1609 г.), ноябрь (1610 г.) и первые двадцать дней декабря, а также напечатан "Большой Верховный Устав" в 1610 году. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Ермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания Богослужебных книг и покроено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении Богослужебного чина, святитель Ермоген составил "Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковнаго пения". "Послание" обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб - многогласии, а мирян - в неблагоговейном
отношении к Богослужению.Широко известна литературная деятельность Первосвятителя Русской Церкви. Его перу принадлежат: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594 г.); послание Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591 г.); сборник, в котором рассматриваются вопросы Богослужения (1598 г.); патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу (1606 - 1613) и другие произведения.
Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: "Государь велика разума и смысла и мудра ума", "чуден зело и многаго разсуждения", "зело премудростию украшен и в книжном учении изящен", "о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго закона и Новыя благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче". Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего, в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения,
положенные в основу летописных записей. В XVII веке "Воскресенскую летопись" называли летописцем Святейшего Патриарха Ермогена. В сочинениях Предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени.С этой начитанностью Патриарх Ермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя. Отзывы современников характеризуют нравственный облик Первосвятителя как "мужа благочестиваго", "известнаго чистаго жития", "истиннаго пастыря стада Христова", "неложнаго стоятеля по вере христианской".
Эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились в Смутное время, когда Русскую землю постигло несчастие внутреннего нестроения, усугубленное польско-литовским нашествием. В этот мрачный период Первосвятитель Русской Церкви самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от латинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной, перешедшей в благодатное молитвенное Небесное заступничество за наше отечество у Престола Святой Троицы.
http://proeveryday.ru/index.php?id=molitva/ugodniki/ermogen2
Уникальное свидетельство
последних днях жизни Марии Владимировны Капнист, в честь выздоровления которой была основана сначала маленькая часовня, а позднее и Козельщанский Рождество-Богородичный монастырь, удалось узнать случайно. В Полтаве проживала монахиня мать Антония - в миру Нина Николаевна Желтовская (участница Великой Отечественной войны), которая в послевоенные годы находилась в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Продолжительное время она состояла в переписке со священником, в свое время известным и в Полтаве церковным и общественным деятелем А. Г. Введенским. Он в последний период своей жизни жил в городе Троицке Челябинской области, а в годы гражданской войны проживал в Одессе, где судьба свела его с Марией Владимировной Капнист.
Ниже приводятся письма о. Александра Введенского, написанные в 1953 году м. Антонии (Н. М. Желтовской), в которых речь идёт об образе Козельщанской Богоматери и судьбе М. В. Капнист.
"Здравствуйте, возлюбленная о Христе сестра Антония!
Приношу глубокое, сердечное спасибо Вам за письмо, внимание и исполнение моей просьбы. Хотя образ еще не получен, но я верю и надеюсь, что он будет, и тогда первые молитвы перед ним я вознесу за Владыку Паладия, за игумению Иннокентию, за Вас, сестра Антония, и за всех сестер Вашей обители.
Вы просите меня описать историю моего знакомства с Марьей Владимировной Капнист и ее последние дни жизни у меня. Извольте. Я с радостью делаю это, потому что история эта весьма знаменательна, поучительна и интересна
Когда я учился в 5 классе Черниговской духовной семинарии, мне попалась в руки "История Козельщинской Божией Матери". Я прочитал и усумнился. Я не поверил, чтобы девушка, 2 1/2 года не владевшая ногами, сразу встала и пошла, едва приложившись к образу. И тут же решил, как Фома неверный: "Пока не увижусь с одним из свидетелей чуда, т. е. с очевидцем чуда, не иму веры". Таким образом червь сомнения закрался мне в душу и точил ее каждый год моей жизни. А образок все чаще и чаще попадался мне на глаза, напоминая о грехе моей юности. Например: когда я поступил в Московскую духовную академию, я спал рядом со своим товарищем, в изголовье которого висел образок Козельщинской Божией Матери. Родители невесты благословили меня Козельщинской иконой Божией Матери. Первый молебен, когда я назначен был законоучителем Одесской 2 гимназии, был заказан Козельщинской и[коне] Божией Матери. Первый вопрос, заданный мне в 8 классе учениками, был вопрос о Козельщинской иконе Божией Матери. Т. е. тот самый вопрос, который смутил мою душу. Знаменитый Фесенко, издатель хромолитографированных иконок, предложил мне написать краткую историю Козельщинской иконы Божией Матери. И так далее.
В 1920 г., когда хлынул поток беженцев в Одессу (в то время я был протоиереем Одесского собора), ко мне пришла одна беженка по фамилии Армашевская снимать комнату. Она понравилась мне, и комнату я сдал ей. Вечером того же дня она попросила меня на чаек. Я прихожу и вижу на стене образ Козельщинской иконы Божией Матери. Я немного смутился. Она
заметила моё смущение и спрашивает, в чём дело. Я рассказываю ей то, что Вам сейчас пишу. И замечаю, как её лицо меняется, глаза наполняются ужасом, она схватывает голову свою руками, потом берет меня за руку и говорит мне: - Господь услышал Вашу молитву. И перед Вами не свидетельница чуда, а сама виновница чуда. Я - Марья Владимировна Капнист.- Но Ваша фамилия Армашевская? - спрашиваю я.
- Да, но это по мужу. Надо Вам сказать, что я, получив исцеление, дала Богу обет никогда не выходить замуж. Но нарушила этот обет, и как же Господь наказал меня. Мой муж оказался горьким пьяницей. От него я имею сына и дочь. Он умер от запоя. Потом я вышла замуж за профессора Армашевского [
2], бывшего городским головою г. Киева. Как я любила его. Но его расстреляли и я бежала сюда.- Так расскажите, как же Вы исцелились,-спросил немного пришедший в себя я.
- А вот слушайте. Я училась в Полтавском институте благородных девиц. Училась хорошо. Была общей любимицей. Меня чуть ли не на руках носили, при чем отец мой, когда приезжал в институт, то всем-всем подарки привозил: и подругам, и начальнице, и воспитательницам. Любимым моим занятием было прыгать по лестнице, по ступенькам сверху вниз. Сначала через две, потом через три. А раз перепрыгнула через пять. И впервые почувствовала боль в ступне ноги. Сначала скрывала эту болезнь. Но она становилась всё острее и больнее. Воспитательница обратила внимание, пригласила врача, и оказали первую помощь. Но боль не
унималась. Появилась опухоль, стало выкручивать ногу. Пригласили профессоров из Киева. По делнем совещании забинтовали в гипс. Так пролежала до св. Пасхи. Родители мои собирались в храм. И меня звали. Но я подумала, что буду там всем в тягость, и не поехала. И хорошо сделала. Когда они уехали, со мною случилось новое несчастье. Вторую ногу стало выворачивать. И я пережила новые мучительные боли. Вызвали экстренно врачей и вторую мою ногу залили в гипс. И вот 2 1/2 года лежала я в гипсе, как труп. Сколько приезжало врачей из Москвы, Харькова, Киева, не помню уже. И вот как-то домашний фельдшер дал совет обратиться к парижскому профессору Шарко, слава которого гремела по всей Европе.Может быть, у дочери Вашей болезнь возникла на нервной почве, - говорили фельдшера. Отец мой на всё готов был, лишь бы помочь мне. И он написал Шарко. Тот ответил, что специально в Полтаву не поедет, но в Москве готов осмотреть больную дочь. Назначен был день приезда Шарко в Москву. Начались приготовления к отъезду. Мучительные были дни. Мать почти оставила меня одну. А я каждую минуту зову ее посидеть, поговорить, успокоить. Наконец, мама устала от моих просьб и раз приходит и приносит мне образ Божией Матери и говорит:
- Маша, вот наш фамильный образ. И в нашей семье живет такое предание: если кто из больных приложится к образу и почистит его, тот обязательно выздоровеет. - С этими словами и подает мне образ Божией Матери - а я тут же подумала: хочет отвязаться от меня. Но я образ все-таки взяла и полотенцем отерла его и, усмотревшись в лик Божией Матери стала молиться:
- Пречистая Богомати! Я - калека. Мне горькая жизнь уготована. Возьми меня к Себе или восстави от одра болезни.
В один миг сильная боль, появившаяся в позвоночнике, заставила меня закричать и лишила меня сознания.
Все сбежались на мой крик. Я вскоре очнулась и почувствовала, что ко мне вернулась способность владеть ногами.
- Мама! Я исцелилась! - воскликнула я.
- Перестань, Маша, этим не шутят.
- Но посмотри, посмотри, я шевелю ногами.
Действительно, я исцелилась. Позвали врача, сняли гипс, я поднялась, села на кровати, а потом бросилась на шею матери. Но ноги ослабели, и я снова улеглась на постель. С этих пор я быстро стала крепнуть и к отъезду в Москву ходила, как и все.
Я не стану описывать, как мы поехали в Москву, что говорили профессора и что говорил Шарко. Скажу только, что Шарко сказал отцу: "Если бы не профессора, лечившие больную, то я не поверил бы Вам".
Весь 1920 г. Мария Владимировна]прожила у меня, на Кузнечной ул., д. 14, кв 19. Жила она тихо, спокойно, часто посещала церковь, а вечера проводила с моей семьей в душеспасительной беседе. К концу года появились у нее нарывы на голове и оч[ень] большие. Она почувствовала надвигающуюся смерть и причастилась. Исповедь ее была на редкость глубокая - сердечная, христианская. Умерла в полном примирении со всеми. Последние ее слова были: "Господи, спаси от бед сестер моей обители. Батюшки, никогда не забывайте в своих молитвах моих дорогих сестер". И с этой молитвой умерла.
Похоронена она мною в 1921 г. на Одесском 3-м кладбище под фамилией Армашевская (по 2-му мужу).
Мир праху ея и вечный покой ея душе!
Письмо кончаю, а посылки с образом до сих пор нет.
Среди полтавского духовенства нет ли протоиерея о[тца] Григория Лысяка, моего бывшего сослуживца по Одессе? Пишут мне, будто он в Полтаве.
Еще одна просьба: 6/ХП по новому стилю помолитесь о здравии моем.
Есть ли в Полтаве сушеные белые грибы и в какой цене? Я вышлю денег, и попрошу выслать 3 кг.
Душевно Ваш протоиерей Ал. Введенский".
П. Н. "Только что получил повестку на Вашу посылку. Сколько радости, сколько благодарности наполняют мою душу. Глубокое, сердечное спасибо всем, порадовавшим меня.
Благодарим Вам молитвами".
Письмо второе, написанное А. Г. Введенским вскоре после первого, в том же 1953 году.
"Возлюбленная о Христе сестра Антония!
Еще и еще раз благодарю за присланный Вами образок Козельщинской иконы Божией Матери. При взгляде на него слезы полились из глаз моих и уже не послышались старые слова укоризны: "не буди неверен, но верен", какие всегда теснились в мою душу при взгляде на сей образ, как об этом я Вам писал.
Вот только горе. Не имею акафиста. Убедительно прошу Вас. Поручите какой-нибудь машинистке напечатать на пишущей машинке в 3-х экземплярах акафист. Все расходы я оплачиваю немедленно по получении.
Все Ваши имена я вписываю в помянник и молитва о них ежедневно будет возноситься во время литургии. Кроме того, когда получу акафист, на молебне тоже будем молиться всей церковью.
Прошу и меня поминать в своих святых молитвах.
Сообщаю, что Марья Владимировна до последних дней ходила на ногах бодро и не жаловалась на них.
Я кратко описал Вам последние дни жизни ея. По мере возможности я буду восполнять свои воспоминания какими-нибудь подробностями.
Одновременно пишу письмо и Вашему владыке за содействие, оказанное мне при обретении желаемого и любимого образа.
Да хранит Вас Пресвятая Владычица за бесценный и святой дар.
Протоиерей А. Введенский.
Передайте сестрам, что по завещанию Марьи Владимировны я всегда молюсь о сестрах ея обители. Я молюсь общей молитвой, но если Вы пришлете список всей братии, я буду рад выполнить волю покойницы до мельчайших подробностей.
http://www.wco.ru/biblio/books/skaz1/Main.htm
Молитва перед Козельщанской иконой Божией Матери
О, Пресвятая Дево Владычице Богородице, добропослушная Божественному Слову, Мати Пречистая от всех родов избранная, на небеси и на земли ублажаемая, приими и сие благодарение наше и всеблагоговейное поклонение чудотворней иконе Твоей, юже яко многоцелебный источник Твоея благодати благоизволила еси явити стране нашей православней и святей обители сей. Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Обрадованная, радуйся, с Тобою Господь и Тобою с нами! Предстательством Твоим и заступлением на Небеси у Престола Всеблагаго Бога никтоже да изыдет отсюда упования своего тощ и неуслышан.
О, Пречудная и высшая всех тварей небесных и земных Богомати Дево, благодарне поминая преславная чудеса от святаго образа Твоего дарованная, молим Тя, Всеблагая, не лиши от него и нас дивнаго знамения во спасение наше. Помяни щедроты Твоя древния, в судьбах Отечества нашего явленная, и да престанем вси от лукавств своих, имиже прогневахом Тя в век сей мятежный удалением от любве, еюже возлюби и возрасти нас Церковь Святая. О, Премудрая небесная началоводительнице ко спасению инокинь обители, именем Твоим нареченной, юже избрала еси в достояние Свое на месте сем Тобою благословеннем, яви ю пристанище тихое всем скорбящим и обремененным и чающим блаженныя вечныя жизни. Грешнии есмы, Пренепорочная Владычице, но Твои до века. Озари убо души наша светом Божественныя благодати Твоея, покрый нас от всякаго зла, скорби и печали: огради от всякия напасти, клеветы человеческия и навета вражия; немощным и болящим здравие даруй; кающихся грешников прости и от плена страстей свободи; отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом богопознания просвети и святей Апостольстей Церкви причти. Молим Тя, умиленно, сохрани и помилуй пастырей Церкви Православныя и всех верных чад ея; утверди житие наше в мире; управи пути и советы наша в правде, во еже открытися в них Царству Христову; даруй нам кончину христианскую, безболезнену, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и Сама нам в час той предстани и спаси посреди мытарств воздушных от мрака и скорби лютыя; в страшный же день Суда сподоби ны стати одесную Сына Твоего Христа Бога нашего. Молим Тя, Дево Всепетая, призри благосердием Твоим на обитель сию и сохрани ю до века целу и неврежденну, да выну чистотою возвышается и славится в ней величество Единосущныя Троицы и Твое препетое и преблагословенное имя во веки. Аминь.
Священомученик Ермоген Патриарх Московский
и всея России чудотворец
Российския земли первопрестольниче
и неусыпный о ней к Богу молитвенниче!
За веру Христову и паству твою душу свою положив,
царей наших державу утвердил еси
страну нашу от нечестия избавил еси.
Темже вопием ти:
спасай нас молитвами твоими,
священномучениче Ермогене, отче
наш.Воскресенье
, 28 Февраля 2010 года. Неделя 2-я Великого поста.Понедельник, 1 Марта 2010 года. 3-я седмица Великого поста.
Мчч. Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307-309). Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Прп. Маруфа, еп. Месопотамского (422
Вторник, 2 Марта 2010 года.
Вмч. Феодора Тирона (ок. 306). Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612). Прп. Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обретение мощей мч. Мины Калликелада (867-889).
Среда, 3 Марта 2010 года.
Свт. Льва, папы Римского (461). Свт. Агапита исп., еп. Синадского (IV). Свт. Флавиана исп., патриарха Цареградского (449-450). Прп. Космы Яхромского (1492).
Четверг, 4 Марта 2010 года.
Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии (I). Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305-311). Прпп. Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских (363). Прп. Досифея (VII), ученика прп. аввы Дорофея. Прп. Равулы (ок. 530).
Пятница, 5 Марта 2010 года.
Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Прмч. Корнилия Псково-Печерского (1570) и ученика его прп. Вассиана Муромского. Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мчч. (342-344). Прп. Агафона, папы Римского (682).
Суббота, 6 Марта 2010 года.
Суббота Родительская. Поминовение усопших. Прп. Тимофея в Символех (795). Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (337). Свт. Георгия, еп. Амастридского (802-811). Свт. Иоанна Схоластика, патр. Константинопольского. Козельщанской иконы Божией Матери (1881).
Рассылка на новости сайта |
c Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!