"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Неделя Крестопоклонная. Отвергнись себя. О Кресте Христовом. Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Родительская суббота. Пост - это всегда труд. Положись на волю Господню. Месяцеслов. |
НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ
Третье воскресенье Великого поста -
Неделя Крестопоклонная
третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет:
"Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим".Это песнопение поется и на Литургии вместо "Трисвятого". Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов, перед Литургией вносится обратно
в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути "Древо крестное", чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, - объясняется в "Синаксарие". Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.
"Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - верующих утверждение, крест - ангелов слава и демонов язва"
. Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. "Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов", - говорится в одной из стихир праздникаhttp://orthodox.etel.ru/2005/12/voskres.htm
Отвергнись себя
дин знакомый протестант как-то говорил мне с легким укором: "Как легко быть православным! Нагрешил - покаялся - пошел дальше грешить. Зашел в церковь, помянул "за здравие", "за упокой", поставил свечку - и все в порядке. А там - живи, как знаешь".
Возражать на это трудно. У многих из нас так и есть. На груди - крестик, в кармане - "Живый в помощи...", в уголке - иконочки, перед ними - лампадочка. Вот и все Православие. Пришел праздник - сходим в храм, а потом - за стол (а чаще - сразу за стол). В Крещение - берем водичку, в Пасху - красим яички...
Если бы действительно в этом и состояло православное христианство, то правы были бы все те, кто считает его христианством искаженным и извращенным. Но, слава Богу, Православие состоит не в этом. И хотя нам бесконечно дороги обряды, обычаи, все внешние формы благочестия, но не в них главное. Главное же в Православии - Христос. Чем ближе мы к Нему, чем лучше мы Его знаем, чем больше мы Ему доверяем, чем более мы Ему верны - тем более мы православны.
Быть православным - значит следовать за Христом. Об этом напоминает Церковь в середине Великого поста, когда в центр храма выносится Крест Господень и когда на Литургии звучат властные слова Спасителя: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).
"Кто хочет идти за Мною..." А кто не хочет? Таких очень много. Не хотят все неверующие, и в этом нет ничего удивительного. Какой смысл идти за Тем, в Кого ты не веришь? Но мы, верующие, хотим ли мы следовать за Христом? Время вновь задать себе этот вопрос сейчас, на полпути к Воскресению. Хочу ли я следовать за Христом и следую ли? Вероятно, все мы, отвечая, разделились бы на три группы: те, кто не хочет; те, кто хочет, но не получается; те, кто действительно следует за Ним. Первые - вовсе не христиане, хоть и называются таковыми. Последние - святые. Большинство же из нас - посередине, среди тех, кто хочет, но не удается; пытается, но не выходит.
Нам дорог Христос, мы с волнением читаем Евангелие, восхищаемся святыми. Заповеди Христовы для нас не пустой звук, а подлинно "глаголы вечной жизни". И все же дальше желаний быть настоящими христианами дело часто не идет. Почему? Преподобный Серафим Саровский объяснял: "Не хватает решимости".
Но на что нужно решиться? С чего начать следование за Христом? Господь отвечает: "Отвергнись себя!" Как? Мы ведь так любим себя, так дорожим собою, так возимся с собою и так себя жалеем. А тут - отвергнись себя! Неужели перестать себя любить? Возможно ли это?
Думаю, что нужно и любить себя, и, тем более, уважать. Но только правильной, настоящей любовью. Я знаю, что во мне есть образ Божий и есть то, что его искажает. И я знаю, что настолько испорчен, немощен, несовершенен, что образа Божия во мне почти не разглядеть сквозь всякие наслоения, и эти наслоения так обильны и рельефны, что кажется, будто в них-то и есть весь я. Мое подлинное "я", прекрасное и богоподобное, сокрыто и забыто; но его-то и нужно любить, уважать, его-то и нужно очистить и восстановить в изначальной цельности и красоте, а потому отвергнуться ото всего, налипшего на душу, привнесенного в нее падшим миром, лежащим во зле. Возненавидеть самость, эгоизм, возненавидеть все суетное, закрывающее Небо и тянущее к земле.
Отвергнуться себя - значит понять, что не все, что во мне, - это я, что у меня нет выбора: посвятить жизнь тому, чтобы во мне восторжествовал, засиял, изобразился Христос или остаться с тем, что я представляю из себя сейчас. Или отвергнуться себя такого, какой я есть, - порочного, самолюбивого, страстного - или отвергнуться Христа. Мы же часто хотим быть и со Христом, и со своими пороками. Мы, обманывая себя, как бы говорим: "Завтра, Господи, я постараюсь быть таким, каким Ты хочешь меня видеть, а сегодня разреши мне еще побыть таким, какой я есть". Но в последнее воскресенье перед Постом мы читали призыв апостола Павла: Наступил уже час пробудиться нам от сна (Рим. 13, 11). И если мы все еще говорим: "Завтра, завтра...", то скажем, наконец, теперь, когда Церковь поклоняется Кресту: "Сегодня".
"Сегодня, Господи, я начинаю жить не для себя, а для Тебя и ближнего моего, сегодня я отвергаюсь себя, беру крест свой и следую за Тобой".
Протоиерей Игорь Гагарин:
http://www.pravklin.ru/publ/8-1-0-249
О Кресте Христовом
равославная Церковь свято чтит Животворящий Крест Господень, ибо с него возсияла любовь Божия к людям. Поэтому многие праздники посвящены ему. И в эти дни Великого поста, когда мы вспоминаем о страданиях и смерти Иисуса Христа, он вновь предлагается для благоговейного поклонения и лобзания. Потому и называется неделя Крестопоклонной.
Во времена земной жизни Спасителя казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Так наказывали самых отъявленных злодеев. Мучения распятого на кресте человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела, он испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней.
И если такими были страдания человека, совершившего преступление, то какими же были те муки, которые испытал Сын Божий.?!
Сам будучи безгрешным, Он распростер Божественные руки Свои и дал пригвоздить Себя. Не за Себя страдал Господь, а по Своей воле взошел Он на крест для нас: дабы крестною смертью Своей искупить грехи всего человеческого рода и даровать ему надежду наследования жизни вечной и блаженной.
Велик и необъятен сей Крест Христов!
Он широк, как мир, так как Спаситель умер за весь мир, за каждого из нас. Он длинен настолько, что продлится во все века, пока останется на земле один грешник, которого можно спасти, пока не исчезнет все то, что противно Господу. Он также высок, как высочайшее небо, потому что когда Христос был распят на кресте, Небо сошло на
землю, земля же вознеслась до Неба. О глубине же Креста Христова нам, людям, можно лишь предполагать. Но если Крест высотой своей доходит до небес, то глубиной своей он нисходит до ада, до глубочайшего грешника.Таким образом, через Крест создано наше спасение, потому и мы должны достигать его путем крестным - путем христианских подвигов, молитвы и труда. Сам Господь велел нам: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною". (Мф. 16, 24)
Что значит отречься от себя?
Под словами этими подразумевается то, что человек должен не иметь ничего своего и ничто не делать по своему, а подобает ему предать всего себя воле Божией.
Что значит взять крест свой?
Каждый из нас имеет крест. Это различные беды и напасти, скорби и печали, которые постигают человека в жизни этой. Крест - даяние Господа, а потому нести его надо смиренно, не ропща и не изнемогая под тяжестью его. Ибо Он дает каждому по силам его - сколько кто сможет снести.
Что значит последовать Христу?
Это означает жить по заповедям Его, начертанным в Евангелии. И согласно им распинать на кресте своем все противное Богу...
В эти дни Святой Четыредесятницы мы ищем свой путь ко спасению. Но лишь немногие из нас знают, что начало и конец этого пути - Крест Христов. Так придя в храм, с верою припади ко Святому Кресту. И по вере твоей явит он силу животворящую. Ибо с того времени, когда Пречистою Кровию Своей Господь освятил позорное древо Креста, Крест Христов получил такую силу, что стал "возстанием мертвых, путеводителем слепых, надеждою потерявших надежду, путем заблудившихся, мстителем за обижаемых, посохом хромых, утешением бедных, низложением горделивых, покаянием распутных, трофеем против демонов, победой над диаволом, учителем детей, кормчим плавающих, гаванью обуреваемых, стеною для тех, на кого нападают неприятели, отцом сирот, заступником вдов, судией неправедных, столпом праведных, успокоением страдающих, стражем детей, главою мужей, концом старцев, светом сидящих во тьме, великолепием царей, свободою рабов, мудростию необразованных, законом беззаконных, похвалою мучеников, подвижничеством монахов, целомудрием дев, радостию священников, основанием церкви, безопасностию вселенной, погибелью нечестивых, силою безсильных, врачом болящих, укреплением разслабленных, хлебом алчущих, источником жаждущих, надеждою христиан, символом нашего спасения". Напоенный же этой силой, продолжи смиренно нести крест свой и распинать на нем греховную плоть свою. И с креста твоего благодари Господа за драгоценную участь подражать Христу страданиями твоими. Ибо только так и можно спастись...
http://www.zavet.ru/kalendar/vp/n3-001.htm
http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newsПервое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
юди, предназначаемые Промыслом для великих дел в Царстве благодати, зачинаются и рождаются под особенным смотрением Божиим. Во дни Ирода, царя Иудейского, был некто Захария, священник Авиевой чреды, и жена его из рода Ааронова - Елисавета. Оба они были праведны пред
Богом, поступая во всем по заповедям и уставам Господним. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в годах преклонных. Однажды Захария служил пред Богом в свою чреду. Во время каждения явился Захарии Ангел Господень. Увидев Ангела, Захария смутился и испугался.Не бойся, Захария, - сказал ему Ангел, - ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный... и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время (Лк. 1, 13-20).
По прошествии дней службы своей Захария возвратился в дом свой. Елисавета, жена его, зачала и благодарила Господа, что Он призрел на нее, чтобы избавить ее от нарекания между людьми. Так зачатие Предтечи было чудесно и славно по особенному смотрению и обетованию Божию! В восьмой день обрезали младенца и назвали его, как предсказал Архангел, Иоанном, - именем, приличнейшим тому, который долженствовал приготовить людей к принятию благодати Иисуса Христа: "Иоанн" значит благодать.
После этого тотчас отверзлись у Захарии уста, разрешился язык, и Захария стал говорить, благословляя Бога. В шестой месяц по зачатии своем Предтеча радостным взыгранием во чреве матери, при свидании ее с Богоматерью, исповедал Господа.
В жизни Иоанна Предтечи соединены два важнейших события: от чрева материнского он исполнился Святого Духа, жил святым девственником и скончался святым мучеником. Будучи предтечею Спасителя по зачатию и рождению своему, Иоанн был Его предтечей и в проповеди Евангелия. О высоком служении Предтечи, предваряющем служение
Сына Божия спасению мира, издревле было предвозвещено пророками. Как и в случае древних пророков, о служении Предтечи предвозвестили Ангел пред рождением Иоанна и Захария по рождении его, говоря, что он предъидет пред лицем Господа приготовить пути Ему (Лк. 1, 17, 76-77). Призванный приготовить путь Спасителю, Предтеча до проповеди своей жил в пустыне, чтобы себя возвести до совершенного самоотвержения, какое нужно проповеднику правды; он носил одежды из верблюжьего волоса и опоясывался кожаным поясом. Пищею его были акриды и дикий мед.В 30 лет Иоанн послан был от Бога свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него (Ин. 1, 7). Сила проповеди Иоанна была так могущественна, что к нему для слушания учения его и крещения приходили все жители Иерусалима, Иудеи и всех окрестностей Иордана: фарисеи и саддукеи, мытари и воины. Когда Иисус Христос пришел из Галилеи на Иордан креститься, Иоанн всенародно исповедал Его Агнцем Божиим, указывая на Него и говоря: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. I, 29). Впоследствии Иоанн и еще неоднократно свидетельствовал ученикам своим и народу о Спасителе, что Он, Приходящий с небес, есть выше всех (Ин. 3, З1). Так Иоанн предшел пред лицем Господним, уготовляя пути Ему и давая уразуметь людям спасение во оставлении грехов их (Лк. 1, 76-77); и посему он назван Предтечею Христа Спасителя. Исповедавших грехи свои Иоанн крестил во Иордане, поэтому он называется Крестителем. Все почитали Иоанна как пророка, мужем праведным
и святым.Предтече Господа, предварившему Его своим рождеством и проповедью, надлежало предварить и добровольные Его страдания, смерть и сошествие Его во ад для проповеди Евангелия и во аде содержимым душам праотцев о явлении в мир чаемого Мессии. Христос пострадал за грехи человеческие; Предтеча Его, по беззаконию Иродову, предварил Спасителя своею мученическою смертью. Ирод Антипа, властитель Галилеи, сын старшего Ирода, избившего своих родственников и детей Вифлеемских, четвертовластник Галилеи, взял себе в супружество сначала дочь Арефы - царя Аравийского, но прельстившись красотою Иродиады - жены Филиппа, брата своего, беззаконно оставил свою первую жену и взял жену брата. Такого беззакония не стерпел ревнитель закона, обличитель неправд человеческих,
проповедник покаяния и Царствия Христова, святой Иоанн Предтеча Господень и обличал Ирода пред всеми: не должно тебе иметь жену брата твоего (Мк. 6, 18). Негодуя на обличителя, Ирод повелел заключить его в оковы и крепость Махерунт близ Аравийской границы. Особенно Иродиада пылала на него яростью и хотела бы тотчас погубить его, но не могла, потому что сам Ирод хранил узника от жены, дышавшей против него злобою и убийством. Ирод, считая Иоанна мужем праведным и святым, которого он прежде слушал с удовольствием, боялся предать его смерти. Впрочем, боялся он не столько Бога, сколько народа, потому что все почитали Иоанна пророком.В 32 году по Р. X., в день рождения Иродова, великий провозвестник и очевидец пришествия Христова и проповедник правды претерпел усекновение главы своей. Племянница Ирода - дочь нечестивой Иродиады, своею пляскою во время пира пред собранием вельмож, тысяченачальников и старейшин так угодила Ироду и гостям его, что он с клятвою обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины царства.
Плясунья, по наущению матери своей, просила дать ей тогда же на блюде главу Крестителя. Имея великое к нему уважение, Ирод опечалился, но ради клятвы, хотя и неправой, и ради гостей своих не хотел отказать в беззаконном требовании. Отсеченную главу обличителя принесли на блюде и подали девице, а она вручила матери своей.
В 38 году вся армия Ирода была разбита в войне с Арефою за бесчестие его дочери; иудеи это поражение приписывали наказанию Божию за смерть святого Предтечи, которого Ирод приказал обезглавить ради Иродиады. В 39 году Ирод Антипа был сослан Калигулой в заточение в Галию, а потом в Испанию.
Церковь празднует троекратное обретение главы святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова. Убийцы Предтечи не допустили положить главу его вместе с телом, боясь, чтобы страшный обличитель их, если глава его приложится к телу, не воскрес и не стал снова обличать их. Тело Предтечи погребено было учениками его в Севастии - городе Самаринском, а отсеченная глава его особо сокрыта была Иродиадою во дворце Ирода, в месте бесчестном. Зная об этом уничижении, благочестивая Иоанна, жена Хузы - домоправителя Иродова, тайно ночью взяла оттуда главу Предтечи и, положив в сосуд, погребла на горе Елеонской - в поместье Ирода. Спустя много времени после того некто Иннокентий, благочестивый подвижник, купил поместье Иродово и начал созидать церковь. Копая ров для основания, он обрел в земле глиняный сосуд и в нем главу Предтечи, которую он узнал по благодатным знамениям, бывшим от нее, и хранил ее у себя с великим благоговением. Это было первое обретение.
Перед смертью своею, желая сохранить главу Крестителя от поругания, которому она могла подвергнуться от неверующих во Иисуса Христа, Иннокентий укрыл ее в землю, в том месте, где обрел. Впоследствии, по смерти Иннокентия, церковь, им устроенная, запустела и развалилась, и таким образом честная глава опять стала никому не известна.
Во дни Константина Великого, когда вера христианская воцарилась в мире и благочестивые христиане отовсюду стали ходить ко святым местам на поклонение, двое иноков, пришедшие в Иерусалим на поклонение Животворящему Кресту и Гробу Господню, по откровению и повелению самого Предтечи, явившегося им во сне, обрели его честную главу на горе Елеонской и взяли ее с собою. Возвращаясь с нею в жилище свое, они встретились с одним бедным скудельником, жителем Сирийского города Емесы, шедшим из своего отечества в иную страну, и пошли с ним вместе. Спутнику своему иноки дали понести вретище, в котором хранилась глава Крестителя. Скудельник не знал, что сокрыто во вретище, которое он нес. Ему явился святой Предтеча и повелел удалиться от спутников своих со вретищем, бывшим в руках его. Так Бог за неверие и леность отнял святыню у недостойных иноков, сначала не веривших явлению им во сне Предтечи, а
потом не хотевших нести главу его.Удаляясь от иноков, скудельник, по повелению Крестителя, пришел с главою его в свой дом; Бог благословил дом его обилием благ. Веруя, что виновником этих благ является святой Иоанн Предтеча, скудельник с великим благоговением хранил честную главу его. Перед своей смертью он открыл людям о бывшей у него святыне и завещал сестре своей блюсти ее с особенным уважением и потом передать достойнешему из христиан. Долгое время честная глава Крестителя хранима была преемственно среди благочестивых христиан. Впоследствии приобрел это сокровище некто Евстафий - муж, зараженный Ариевой ересью, не имевший страха Божия.
Тогда Промыслу угодно было отнять святыню у недостойного и его же рукою сокрыть ее надолго в неведомой для православных пещере. Евстафий, избегая правосудия закона за зловерие свое и принужденный оставить свое жилище и скрываться, утаил главу Предтечи в пещере, чтобы затем тайно взять ее оттуда. Но выгнанный из жилища своего, он не мог уже после возвратиться и снова владеть бесценною святынею. На месте пещеры, в которой скрывалось духовное сокровище, поселись благочестивые иноки и жили, не ведая, какое сокровище таится в их мирном пристанище благочестия.
Прошло много лет; глава Крестителя опять была забыта. Из пристанища иноков в пещере образовался впоследствии монастырь. Благочестивый архимандрит этой обители - Маркелл, который сам повествует о втором обретении главы Предтечевой, сподобился явления Крестителя и извещения от него о честной главе его, сокрытой в пещере монастыря. И таким образом, она вторично была обретена в 452 году по Р. X. и, по повелению греческого царя Маркиана, перенесена была из Емесы в Халкидон, а потом в Константинополь.
Во время гонения на святые иконы в VII веке глава Предтечи перенесена была из Константинополя в Команы, место ссылки и смерти Иоанна Златоуста, и там опять сокрылась и была неизвестна до восстановления православного иконопочитания. В царствование Михаила, в 857 году, честная глава Предтечи в третий раз обретена и вторично перенесена в Константинополь патриархом Игнатием.
Протоиерей Григорий Дебольский.
"Дни богослужения Православной Церкви"
Родительская суббота
день поминовения усопших - суббота 4-й седмицы Великого поста
езграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь - это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.
Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие. Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе к ней по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече...
Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие - в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии) и других молитв.
Как важно поминовение на литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" - спросил иеромонах. - "Да, это верно, - ответил св. Феодосий, - но приношение на литургии сильнее моих молитв".
Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в
покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".
Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим...
Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).
Архиепископ Иоанн (Максимович)
http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/news/
Пост - это всегда труд во имя и во благо любви:
Cвой первый в жизни Великий пост запомню на всю жизнь. И не только потому, что он был первым для меня и для моей семьи, начинающей тогда свое воцерковление: Тот страх, который меня объял, когда я узнала, что из рациона должны исчезнуть все - без исключения! - мясные и молочные блюда, меня просто парализовал. Ведь мои мужчины - муж и десятилетний сынок - вообще не обходились без этих продуктов:
Словом, к тому посту я готовилась так, как никогда не готовилась более ни к чему (кроме Причастия, конечно): Но не хуже запомнилось и его завершение - в теле и в душе мы ощущали такую легкость, что слов до сих пор найти невозможно. Хотя эту легкость позднее мы все с большим и большим трудом чувствовали.
Итак, во-первых, я, как хозяйка, перешерстила всю свою кладовую. Если у меня и ранее было запасено много всевозможной консервации, то сейчас, кроме традиционных закруток, я добавила и массу других - по многочисленным советам "бывалых православных".
Во-вторых, я заранее (!) составила меню на месяц вперед на каждый прием пищи:
В-третьих, обсудила с мужем и сыном не только степень моего поста, ведь я была беременна младшей дочерью, а и то, что бы они хотели вкушать в этот период, в чем была у них особая нужда:
В-четвертых, закупила и массу другой продукции в магазине - включая много картофеля, круп, муки и прочего. Не покупала только конфеты и печенье - как тогда нам сказали, есть их в посту - грех:
Что ж, мы были новоначальными, и послушно взялись выполнять, на мой взгляд, невыполнимое: Ведь для нас главным тогда было - ограничить свое чрево.
Помню первый завтрак в посту: Неделя строгая. А сына в школу проводить, мужа - на работу, с собой что-то им положить - это вместо сыра с колбаской: Сердце кровью обливалось: И я уж так расстаралась, что муж, зайдя в кухню, остолбенел - стол был буквально заставлен самыми всевозможными яствами. Даже тарелки с приборами не помещались: Сели мои мужчины кушать, и не знают - с
чего начать. Даже не помню, как они потом ели, как встали. Помню только, что потом каждый прием пищи для меня проходил как экзамен, только не меня спрашивали. А спрашивала я - ну как, вкусно, наелись ли? Сытыми были, как ни странно, абсолютно все!Я не стану утомлять читателя подробностями нашего первого поста. Скажу лишь, что лишь намного позднее мы осознали, ЧТО такое настоящий пост. Это не тогда, когда ты до обеда ничего не вкушаешь, а иногда обходишься только водичкой и просфорой, это не тогда, когда ты обвешиваешься всякими правилами, доводящими тебя уже и до отчаяния. Настоящий пост - это когда совмещать приходится пост пищевой с борьбой со своими страстями, которых у каждого хватало. Вот это было по-настоящему сложно. Если пост в пище проходил терпимо, то воздержания в других, привычных, вещах были подчас невыносимыми, ведь мы отказывали себе СОВСЕМ в просмотре любимых телепрограмм (только потом поняли, что перебарщивали с этим и другим), в супружеских отношениях, в веселых компаниях, в отмечании традиционных праздников и проч., во всем том, что раньше так тесно с тобой было связано.
Как мы ни старались себе внушать, что делаем все это с благоговением, даже со страхом каким-то - потому что нужно ведь было свои прежние грехи теперь таким воздержанием как бы искупить (и мы с таким рвением все это исполняли, что сейчас вспоминаешь с умилением - Господь давал силы, видя, что мы хотим стать Его чадами), сложностей, да и осложнений было достаточно. И, как это я сейчас уже понимаю, пострадали от нашей горячечности наши детки.
Старшая дочь, после того, как папа в ревности по Бозе, нагнул ее в храме после слов "Господу Богу помолимся", так и заявила - никогда не пойду в вашу церковь, где все нужно делать по приказанию, а не по повелению души, и вообще так нельзя, как вы делаете - мама напялила косынку, юбку до пят, папа в бороде и не бреется, совсем от друзей отошли, и все теперь у вас враги, кто не молится: Кстати, это был для нас первый урок: Благо, потом, повзрослев, проанализировав, увидев, как родители ушли от крайностей, она и сама потянулась в храм. Воистину - спасайся сам, и вокруг тебя спасутся. Теперь дочь не может без того, чтобы не пойти в праздник в храм, или день ангела, и чтобы не подать записочки о упокоении и здравии своих родных. Она даже имеет свое молитвенное правило - пускай оно хоть и не такое большое, но я знаю - молится она от души. По-настоящему. А если и пост, то она его держит, ища золотую серединку, слушая свою совесть (муж не придерживается традиции поста):
Что касается сына, там было сложнее. Нам, ушедшим по уши (пускай и грубо звучит, но пускай другие поймут - как нельзя делать) в молитву, приспичило - сын должен стать только священником: Ему было только 10. В алтарь пошел с радостью. Хотя и недоволен был ранними пробуждениями по выходным, в храм он летел. И пост держал терпимо - не скучал по сладкому, по колбаске и по телевизионным передачам с фильмами. Но, как через многие годы выяснилось, сын тайком ходил к другу смотреть телевизор и играть в игры. А однажды, после 7 лет пономарства,
пришел и заявил - я больше ни-ко-гда не пойду в алтарь. Что случилось там - неизвестно и до сих пор, но мы переживали - ведь его, 17-летнего мальчика, владыка видел священником и благословил на это поприще: До сих пор не могу себе простить, что так все получилось. Наши перегибы так сказались на сыне, что он хоть и ходил в храм, но прекратил осенять себя крестным знамением, вместе с нами дома молиться: Но, видимо, Господь и попускает такие вещи, чтобы потом кто-то не обжегся. Теперь, когда сын женился, он носит на простой веревочке крестик, как и его вся семья, с любовью бережет доставшийся ему в наследство после смерти папы его серебряные цепочку и крестик, перебирает иногда его четки, по возможности заходит в храм, причащает своих дочурок, и молится - особенно когда болею я или его семейство: Делает это сам, без принуждения - когда подскажет его совесть, а не чья-то:А младшая? Да она с живота, простите, все знала. Когда кто-то видел, как эта
кроха молится и осеняет себя крестным знамением, как она, придя в храм, подбегает к каждому кресту, иконе, прикладывается к ним, как она, крохотка такая, длиннющие службы терпеливо выстаивала-высиживала, как она деловито засовывала мне в сумку подношения влюбленных в нее бабулек - чтобы не искуситься перед причастием, умилениям не было конца! Она знала каждое слово в службе. Она наизусть помнила все молитвенное правило. А любимой иконой ее была Достойно есть, которую она полюбила с младенчества: Про пост и говорить не приходится. Для нее он не был проблемой, как, собственно, и сейчас, когда ей уже 17. Когда на завтрак я готовлю ей, ученице, скоромное, она нехотя, хотя и смиренно, все старается съесть.Нужно сказать, мы всегда накануне поста собирались всей семьей и обсуждали все в деталях. Конечно, взяв у батюшки благословение, вначале решали - в какие дни будем готовиться к причастию. В нашей традиции было - подходить к причастию в первую (для того, чтобы силами запастись) и последнюю неделю длинных постов. Затем, после обсуждения ограничений и попущений в пище, мы говорили о том, как будем ограничивать свои какие-то предпочтения. К примеру, компьютер или телевизор - все единодушно высказывались за ограничение в их использовании. Забегая наперед скажу, что польза была огромная - мы успевали столько сделать полезных дел, пообщаться друг с другом, почитать душеспасительного, побегать с верным псом, поиграть на воздухе: Вечером наш папа благословлял всю семью на пост, а утром в доме царила уже иная обстановка. Почему-то не было никакого ощущения какой-то ненужности, или обязаловки. Была благоговейная тишина, отношения в семье становились даже несколько иными - мы были внимательнее друг к другу, следили за своими эмоциями и проч. Со временем так все получилось, что мы стали уже с нетерпением ожидать поста - его приближение ощущалось уже за несколько недель.
Интересная деталь. Со временем мы стали понимать, что именно в посту в каждом из нас особо выделялся тот, основной, грех, основная страсть, которая сидела в нас. Я, к примеру, и муж, становились ужасно раздражительными. Правда, когда кто-то срывался на крик, другой с пониманием относился и терпел, смягчая ситуацию: Постепенно в семье слово "прости" становилось постоянным и необходимым
, благодаря нашему папе, который всегда твердил: жизнь моя - брат мой:Если говорить о постах вообще - насколько каждый из них разный, то и тут есть свои особенности. К примеру, Великий пост для всех нас был каким-то легким и пролетал мгновенно, несмотря на свою сложность. Пост перед рождеством Христовым - сплошные искушения, несмотря на его легкость. Со временем и эти детали нами были учтены, что облегчало нам эти периоды. Где-то приходилось что-то послаблять, где-то в чем-то себе уступать - но строго по совести.
В храм в посту мы ходили всегда, когда только была служба - причем на вечерню и на сам праздник, стояли до конца. Ощущение радости не описать! Особенно радости, бываемой в канун Пасхи или Троицы, или Рождества Христова и проч. Заходишь в храм, а он - как корабль, величественен, он уверенно движется вперед. Кругом такая тишина, воздух даже как бы звенит. Все торжественно, в ожидании праздника. Такое не забывается: Необыкновенны, и просто потрясающи великопостные богослужения. Особенно в будни. Молитва идет сама. Покаяние - откуда и берется: Из храма выходить не хочется, хотя уже и пора: Во всем видится какой-то иной смысл:
Домашняя молитва наполняется какой-то особой глубиной, сокровенностью: На причастие летишь, особенно в праздник, как на крыльях.Кстати, хорошей традицией для нас становилось причастие именно всей семьей - в какой-то степени даже удобно, да и радостно. И как-то так получалось, что мы все в один момент выражали свое желание подготовиться, а затем и причаститься Святых Даров. А вот накануне причастия и пост. И молитва были в семье усилены. Причем все это было не насильно. Каждый ощущал в этом потребность.
Что самое главное старались делать постом? Когда прошел страх остаться голодным, постепенно стали учиться не раздражать другого, не искушать - ничем. Все то, что было раньше популярным в семье, заменяли духовной пищей. Старались поменьше говорить по телефону - в беседе часто можно сорваться: Стремились пост превратить не в принудиловку, а в праздник, и нам это удавалось. Старались не считать дни до окончания поста, а ожидать сам праздник. Мы искали меру не только своего поста, а и молитвы - ведь совершаемые до этого перегибы в правиле отражались на всей семье. В своей горячечности, к стыду своему, я мужу предложила жить как брат с сестрой, а он, любя свою бестолковую половинку, пошел и на эту жертву. Благо, это было не так долго, пока я не поняла, что, поскольку Господь дал мне семью, я и должна о ней, в том числе о муже, заботиться:
Со временем получится все! Главное - принять решение, уразуметь - зачем тебе этот пост нужен - то ли похудеть, то ли сэкономить, то ли оздоровиться, то ли путь к Господу очистить: Если ты понимаешь, что не ради физической формы или другой выгоды начинаешь поприще поста, тогда становится очень легко - щедро даваемая Господом благодать тебя носит буквально на руках! Это потом, со временем, становится несколько сложнее. Когда ты понимаешь, что пост не Господу нужен, а тебе. Вот когда приходится труды прикладывать! Но потом же, с приходом понимания, пост превращается в радость, которая с каждым разом изобильно преумножается, даже когда над тобой бури житейские и природные катаклизмы:
Вот уж почти 19 лет миновало с нашего первого поста: За это время мы многому научились, от многого отказались (речь о крайностях, которые допускают все вновь пришедшие к вере), найдя, наконец, каждый свою меру и поняв смысл и назначение поста. И теперь я твердо уверена - даже если мы с мужем за это время что-то и делали не
так, то совершали это по неведению, стараясь делать все по совести, стремясь очиститься от бремени старых грехов, пытаясь и других исправить, хотя это и не входило в нашу обязанность. Но я знаю и другое. Мои старшие дети сейчас тоже стали совсем иными, изменив отношение не только к посту, а и к Господу. А моя младшая дочь, выйдя замуж, сможет вместе с мужем организовать правильную духовную жизнь, в том числе и пост. Она будет помнить, что во всем нужно искать золотую серединку. Она будет знать, что пост - это не тогда, когда ты ограничиваешь свое чрево, а распускаешь язык и свои страсти. Она не забудет никогда о том, что пост - это всегда труд во имя и во благо любви, что пост - это не насилие, а чрезвычайная и неповторимая радость и ожидание праздника. Она сделает все возможное для родных, чтобы это время в году запомнилось им на всю жизнь, как и она сейчас уже с благодарностью и умилением вспоминает то, что было раньше. И чтобы не какими-то суровыми ограничениями запомнилось время это, а духовной радостью, которая обязательно посещает души тех, кто пост превратил не в орудие для побивания плоти или вышкаливания себя и семьи, а в средство, помогающее придти ко Господу с чистой душой, помогающее узнать лучше - что же такое настоящая жертва в твое же благо, что же такое настоящая любовь Господня:Лариса Брегеда
http://www.pravmir.ru/post
Положись на волю Господню
":Иной раз бывает так тяжело от всяких противоречий и перекрестных вопросов, что я боюсь даже думать: Так и, кажется, что сойду с ума от своих тяжелых дум":
"А это от гордости",- ответил о. Анатолий.
"Какая там гордость, батюшка,- возразил я,- кажется мне, что я сам себя боюсь; всегда я старался быть везде последним, боялся людей, сторонился и прятался от них"...
"Это ничего; и гордость бывает разная. Есть гордость мирская - это мудрование; а есть гордость духовная - это самолюбие. Оно и точно, люди воистину с ума сходят, если на ум свой полагаются, да от него всего ожидают. А куда же нашему уму, ничтожному и зараженному, браться не за свое дело. Бери от
него то, что он может дать, а большего не требуй: Наш учитель - смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. А благодать Божия - это все:макарьевский листок №20
http://www.makary-monastery.ru/index
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
От земли возсиявши Предтечева глава, лучи испущает нетления, верным исцелений: свыше собирает множество Ангел, доле же созывает человеческий род, единогласную возсылати славу Христу Богу.
Воскресенье
, 7 Марта 2010 года. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.Понедельник, 8 Марта 2010 года. 4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная.
Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (167). Прп. Поликарпа Брянского (1620-1621). Прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Прп. Александра монаха, первоначальника обители "Неусыпающих" (ок. 430).
Вторник, 9 Марта 2010 года.
Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1160). Обрет. мощей блгв. кн. Романа Угличского.
Среда, 10 Марта 2010 года.
Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского (806).
Четверг, 11 Марта 2010 года.
Свт. Порфирия, архиеп. Газского (420). Прп. Севастиана Пошехонского (ок. 1500). Мч. Севастиана (ок. 66).
Пятница, 12 Марта 2010 года.
Прп. Прокопия Декаполита, исп. (ок. 750). Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190). Прп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Геласия лицедея, Гелиопольского. Прп. Фалалея Сирийского (ок. 460)
Суббота, 13 Марта 2010 года.
Суббота Родительская. Поминовение усопших. Прп. Василия исп. (ок. 750). Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины, Киры и Домники Сирийск. (ок. 450).
Рассылка на новости сайта |
c Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!