"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Святой Праведный Иоанн Лествичник. Проповедь на четвертую неделю Великого поста. день памяти святителя Арсения Тверского. Икона Божией Матери "Споручница грешных". Празднование иконе Божией Матери, именуемой "Воспитание". Святитель Феофан Затворник о любви и воспитании. О христианском воспитании детей (из писем оптинского старца Амвросия). Молитва родителей о детях - залог успеха воспитания. Вопль к Богоматери. Икона Божией Матери "Благодатное небо". Икона Божией Матери "Державная". Месяцеслов. |
Святой Праведный Иоанн Лествичник
Проповедь на четвертую неделю Великого поста,
Преподобного Иоанна Лествичника
о Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В четвертое воскресенье Великого Поста Церковь вспоминает святого Иоанна Лествичника, который жил в VI веке, подвизался на Синайской Горе и был одним из авторитетнейших монахов и аскетов того времени. Свой духовный опыт он изложил в книге под названием "Лествица", которая состоит из 30 глав. Это как бы 30 ступеней лестницы по числу лет, которые Господь жил на земле, до того как вышел на свое служение.
Лествица - это древнейший образ. Про лествицу вспоминает и Бытописатель, когда говорит о лествице Иакова. По этой лествице, виденной Иаковом, сходили и восходили ангелы на небо. В виде лествицы добродетелей изображены блаженства, о которых мы сегодня и пели, и читали.
И святой Иоанн тоже изобразил восхождение к Богу как лествицу добродетелей, которые заканчиваются святостью в соединении с Богом и стяжанием Царства Небесного. Если мы вспомним житие святого Иоанна Лествичника, то оно очень похоже на жизнь многих людей, которые посвятили себя Богу и достигли высоких духовных степеней. В прошлое воскресенье мы читали в Евангелии, как Господь сказал, что "если кто хочет идти по Мне, то отвержется себя, и возьмет крест свой, и следует за Мной". В этом призыве Господа - три этапа восхождения человека к Богу: отвержение себя, взятие креста и следование за Богом. Вот эти три этапа прослеживаются и в жизни преподобного Иоанна Лествичника, как и в жизни множества других мужей преподобных, стяжавших святость и благодать Святаго Духа в своей душе.
Он сам в молодости, уже в шестнадцатилетнем возрасте уходит на гору Синайскую, несмотря на то, что был достаточно даровитым юношей. Если бы он пошел по ступенькам светского восхождения, то достиг бы, конечно, большого почета, власти и авторитета. Но он оставил все это и пошел служить Богу. В шестнадцать лет ушел он на Синайскую Гору в один из монастырей и предал
всего себя во всецелое послушание старцу. Много лет был он полностью в послушании преподобному старцу, который отсекал его страсти, следил за его духовным состоянием и вел прямым путем к Богу. И потом, когда Иоанн достиг какой-то степени бесстрастия, он опять же по благословению ушел в пустыню, где подвизался в пещере. Никто не мог видеть его слез, его покаяния, никто не видел его подвигов. Он сам перед Богом, вместе с Богом жил и подвизался и пытался угодить Богу своей непорочной жизнью.Это была уже третья ступень. Первая - отвержение мира, как нам Господь говорит в Евангелии. Вторая - "возьми крест свой" - жизнь в послушании старцам. И третий этап - это достижение глубины безмолвия, о котором мы говорили недавно, когда вспоминали о святом Григории Паламе и преподобном Серафиме Саровском и о многих святых, стяжавших в себе эту глубину безмолвия, чтобы в этой глубине встретить Бога. Чтобы Господь проник в душу человека, очищенного от страстей, и восхотевшего только общаться с Единым Богом.
Лествица добродетелей явлена нам и в жизни преподобного Иоанна. И не зря Церковь Святая дает нам его житие вот сейчас, когда мы уже перешли перевал Великого Поста, когда мы уже отметили поклонение Кресту, когда уже виден конец Великого Поста, когда уже мы втянулись в свой малый великопостный подвиг. И Господь нам дает как пример жизнь этого святого старца, чтобы мы, преодолев в себе какие-то страсти, не думали, что сделали что-то сверхъестественное. У нас впереди еще целая лествица добродетелей, которую, в общем-то, надо пройти. Может быть не сейчас, но может быть в каком-то будущем.
И те ступени, которые прошел Иоанн Лествичник, не зря нам даны, потому что каждый человек тоже должен пройти их в приобщении к Богу. Что нам нужно достичь, прежде всего, на первой ступени? Мы живем с вами в миру, а не в монастыре, у нас с вами есть работа, семья, у нас есть долг перед нашими ближними, о которых нам надо заботиться. Но, несмотря на всю суету, сопряженную с нашими земными заботами, нам нужно пребывать с Богом. Чтобы не поглощаться той суетой и теми заботами, которые всем нам необходимо предстоят в нашей жизни.
Несмотря на то, что мы живем в миру, несмотря на всю нашу суету, нам надо не поглощаться ей и не думать, что это то единственное, чем нам следует заниматься. Как сказал Господь, "Когда ты молишься, войди внутрь сердца своего и молись так: Отче Наш, иже еси на небесех:". Суета поглощает помимо нашей воли все то, что внутри нас. Но наша воля слаба, а Господь силен. Поэтому нам нужно, чтобы Господь проник в наше сердце и озарил его своей благодатью. Чтобы мы в своих заботах и в своей суете земной пребывали, прежде всего, с Богом. И тогда, как сказал Господь, "Ищите прежде Царства Божия и правды его, а все остальное приложится вам". Тогда все остальное, все мирские заботы, все мирские дела решатся благодатью Божьей. Найдется решение всех проблем, найдется разрешение забот, тех, которые нам необходимы, и которым люди, живущие в миру, но без Бога, посвящают всю свою жизнь без остатка, забывая о том, для чего они, собственно, живут.
Суета, суета, суета и вся эта суета, приводящая ни к чему. Потому что она пустая, она не наполнена никаким направлением и имеет обыкновение поглощать человека полностью. В отвержении всей этой суеты - путь к третьей ступени, который можно пройти так, чтобы, живя в миру, жить как бы и вне мира. Жить все равно с Богом. Но для того, чтобы этого достичь, нужно пройти первые две ступени. Это подразумевает отвержение мира, или, во всяком случае, желание отвержения мира. Желание отвержения тех страстей, которыми
живет мир.А чем живет мир? Страстью к наслаждениям, страстью к удовольствиям. Средствами для этого являются карьера, движение по административной лестнице и так далее, ради чего человек готов сделать все. А какова цель? Чтобы жить лучше по земным меркам, то есть, чтобы, в конечном счете, ублажать похоть плоти и гордость житейскую. Это самые главные стимулы, которыми человек живет, может быть, сам того не сознавая. Нам нужно с самого начала захотеть отвергнуться от этой суеты, и тогда Господь как-то приклонится к нам хоть немного. Отвергнуться от суеты и посвятить часть своей жизни Богу.
Мы сейчас постимся и ходим в храм, и видим в этом нашу жертву Богу. Но жертва эта нужна не Ему, не Богу она нужна, а нам для того, чтобы мы хоть немножечко могли отрешиться от тех страстей, которыми живет мир. Чтобы хоть немножко приобщиться к тому свету, которым нас согревает Бог через свою Святую Церковь.
Пребывание в послушании - вторая ступень нашей лествицы. Конечно, трудно найти сейчас ту должность, где можно быть полностью послушным, скажем своему начальнику. Он, скорее всего, омрачен теми же самыми страстями, которыми омрачены мы, и которыми живет весь мир. Но у нас есть Закон Божий, у нас есть понимание нашего долга перед своей
Родиной, перед своей семьей, перед Церковью. И когда мы живем в миру, это послушание, в какой-то мере, нам необходимо. Потому, что если нет послушания, то мы начинаем делать то, что хотим и отдаемся нашим страстям.Нам часто не хочется делать что-то по нашей лени. Тем не менее, мы должны делать. На нас возлагают какую-то обязанность, которую могли бы возложить, например, на нашего коллегу, но возлагают на нас. Вместо того, чтобы роптать и перекладывать эту обязанность на другого, мы лучше возьмем ее на себя. Вместо того, чтобы уклоняться от того, что мы можем сделать для своей семьи, лучше взять и сделать это, чтобы исполнить нашу обязанность перед своим семейством, перед своим домом, перед своими родителями. И так вот, живя все-таки в послушании, мы пройдем вторую ступень, хоть как-то пройдем эту вторую ступеньку, которую прошел во всей полноте святой Иоанн Лествичник. То, что он проходил, было гораздо более совершенным послушанием, но какая-то степень послушания должна быть и у нас.
Иоанн Лествичник прошел для достижения святости три ступени добродетели, которые описаны им в его книге "Лествица". В какой-то степени эти ступени необходимо пройти и нам для стяжания благодати Святаго Духа, хотя бы в какой-то малой ее толике, которая нас приведет к спасению и приобщению к Богу.
Эти ступеньки нам нужно проходить, по этим ступенькам нам нужно идти с верой. С той верой, которую показал в сегодняшнем Евангелии отец неисцелимо больного отрока. Без этой веры нельзя пройти ступени добродетели. Ведь вера - это не просто наше нравственное усилие или наша добродетель, а благодатный дар, который дает нам Господь. Первый шаг делаем мы, когда совершаем усилие, чтобы уверовать. Но чтобы наша вера была сильна, Господь помогает нам. Как раз это и свидетельствовал отец неисцелимо больного отрока, когда произнес слова: "Верую Господи, помоги моему неверию". Вот он веровал, хотел веровать и понимал, что без веры сделать ничего нельзя, даже в том земном, что он хотел получить - в исцелении своего сына.
Без веры ничего нельзя было сделать. И без веры Господь не может свершать над нами ничего. В Евангелии написано, что по неверию своих соотечественников, которые жили в Капернауме, Он не мог совершить там никаких чудес, потому что Божья воля откликается только на склонение воли человеческой. Лишь когда человек открывает свое сердце, Господь может туда проникнуть. Но когда хочет человек стяжать эту веру, то та греховная преграда, которая стоит между ним и Богом, не дает пройти путь от его желания до воли Бога. Однако Господь протягивает нам руку, как Он протянул ее этому человеку, который взмолился Богу о даровании ему веры. И она была ему дарована, и через это смог исцелиться его сын, который болел с самого детства какой-то формой беснования или психической болезни. В Евангелии ясно говорится, что бес кидал его в полнолуние, кидал его ночью и днем, и заставлял его содрогаться. Но вот Господь исцелил этого отрока по вере его отца. По той вере, которую дал ему сам Господь.
Господь дает нам все. Мы можем только хотеть, понимая, что наши силы немощны, и исповедуя перед Богом свою немощь. Тогда Господь даст нам, то, что мы можем получить. Потому что "сила Божия в немощи проявляется", как говорит Апостол Павел. Вот эта немощь была исповедана отцом этого отрока, и отрок получил исцеление. И вера этого человека, соединившись с той благодатной помощью, которую дал Господь, укрепилась и стала совершенной. И только таким путем можно идти. Только путем борьбы с собой, в желании угодить Богу, исповедании своей немощи и испрашивании помощи Божьей. Таким путем шли все преподобные отцы, включая Иоанна Лествичника. Таким путем шел и отец отрока, испросивший себе веру совершенную. Таким путем должны идти и мы для того, чтобы стяжать те венцы, которые Господь уготовал нам в Царствии Небесном. Аминь.
Иерей Сергий (Тришкин)
(Храм Владимирской иконы Божией Матери в Южном Бутове г. Москвы
)http://hram-vlad-butovo.ru/about/contacts.html
Преподобный Иоанн Лествичник
О происхождении Иоанна Лествичника почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. В возрасте шестнадцати лет Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. Через четыре года Иоанн принял постриг. Один из присутствовавших при этом, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние".
У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь
здесь, а Моисей находится в опасности?" Преподобный тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, Иоанн спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал..."Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему. Однажды к нему пришли некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием. Преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял Иоанн Лествичник святой обителью Синая.
Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного Иоанна, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат..." Преподобный, отличавшийся скромным о себе мнением,
сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение Иоанн так и назвал - "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения". Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. "Лествица" предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу.Примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение мыслей преподобного Иоанна, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.
Степени "Лествицы" - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12).
После четырех лет управления обителью, преподобный вернулся к уединению и безмолвию и вскоре почил о Господе.
http://velikiypost.paskha.ru/Nedeli/Ioanna_Lestvichnika/
В день памяти святителя Арсения Тверского
елико было удивление суровых подвижников Киево-Печерского монастыря, когда среди них появился этот юноша, на вид - балованный сынок из боярской семьи. Он стоял на коленях перед игуменом и умолял принять его в число братии, позволить ему замолить грехи свои. Игумен усомнился: какие особые преступления мог совершить такой юнец? - и услышал от него: Я великий грешник. Ибо нет человека, кто бы не согрешил, даже если он прожил всего один день. Знаю, что и мне некогда предстоит явиться на Страшное Судилище Христово. Какой ответ я дам Нелицеприятному Судии?
Разумность этих слов поразила старца-игумена. Уже прозревая в пришельце избранника Божия, он все же указал на трудности монашеской жизни, которые могут оказаться не по силам молодому человеку. Юноша отвечал словами Священного Писания: Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62). Тогда игумен облек его в иноческое одеяние. В обители Киево-Печерской появился новый послушник, удивлявший братию кротостью и терпеливостью, - Арсений.
В древний киевский монастырь он пришел издалека, из северо-западной Руси. Шла вторая половина XIV века. Родиной будущего святого была Тверь - город большой политики, боярских страстей и княжеских амбиций. Княжил здесь Михаил Александрович (Михаил IV) - человек самолюбивый, властный, вспыльчивый. Из-за обид сначала на родного дядю, Кашинского князя, потом на вмешавшуюся в их ссору Москву князь Михаил Тверской дошел до союза с язычником Ольгердом Литовским, коварнейшим врагом христианства и Русской земли. Ослепленный гневом, князь Михаил привел на свою родину литовские полчища. Как пишет историк, Ольгерд, как лев, свирепствовал в российских владениях. Великое княжество давно не видело подобных ужасов и сведало, что не одни татары могут разрушать государства. Семь лет длилась эта кровопролитная распря, пока наконец объединенные войска русских княжеств не смирили надменность тверского правителя.
Юность святого Арсения пришлась на разгар этой смуты. Он принадлежал к одному из знатнейших родов Твери и должен был присутствовать на боярских советах, где сжимались кулаки, звучали проклятия москвичам и новгородцам, вспоминались старые и новые обиды, вынашивались честолюбивые замыслы. Благочестивый юноша чувствовал, как его душу опаляет дыхание чужой гордыни и злобы. Предстояло еще худшее: готовились братоубийственные походы, где молодой боярин должен был обагрить меч в крови русских православных людей в угоду княжескому тщеславию. Святому Арсению опостылили политика и междоусобная война. Таинственный голос, слышанный им во сне, звал в благое уединение - туда, где воссылали хвалу Богу святые подвижники киево-печерские, где царили мир и любовь между братиями.
Когда умерли родители святого Арсения, он начал раздавать свое наследство бедным. О нем говорили: Смотрите, этот святоша разорил весь дом родительский и без дела проводит свою жизнь, - он не обращал внимания на людские толки. Юноша спешил освободиться от земного имущества, чтобы всецело посвятить себя Господу.
В Киево-Печерском монастыре, куда пришел святой Арсений, иноческий путь начинался с "черных" послушаний. Но напрасны были опасения, что тяжелый труд окажется не по силам юному барчуку. Он рубил лес, колол дрова, носил воду, стоял у раскаленных печей монастырской хлебни. Никто не слышал от него жалоб или пустословия. Опытнейшие монахи удивлялись его безгневию.
Святой Арсений чувствовал себя счастливым. Он признавал сладость иноческого подвига, при котором пост и телесный труд позволяют человеку освободиться от низких страстей и душа его окрыляется для беседы с Небесным Отцом. Ничего лучшего, чем быть последним рабом в святой обители, не хотел для себя молодой подвижник. Но дарования и добродетели святого Арсения не укрылись от монастырских старцев, а от них стали известны и святителю Киприану - возглавителю Киевской митрополии, будущему митрополиту Московскому и всея Руси.
Митрополит полюбил святого Арсения, сочетавшего в себе смирение и острый ум. Святитель Киприан приблизил к себе юношу, сделал его секретарем, воспитывал и просвещал его. Доверие святителя к молодому соратнику доходило до того, что он оставлял святого Арсения за себя - уезжая на время из Киева, поручал ему управление церковными делами митрополии.
Святитель Киприан совершал великое служение примирения: церковное объединение Южной Руси, порабощенной литовцами, и Руси Северной. Серб по национальности, он сумел горячо полюбить вверенный его попечению русский народ Божий: стал на своей новой родине мудрым архипастырем словесных овец, умирителем раздоров, утвердителем церковных уставов, составителем житий русских святых, борцом с папскими посягательствами. Это попечением святителя Киприана была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, и перед ней молился весь народ - тогда явила Матерь Божия великое чудо спасения нашего Отечества. Немало пришлось святителю Киприану вынести от княжеского произвола: его предавали поруганию, изгоняли, но с неизменным благодушием и готовностью он спешил в Москву, заслышав призыв своей опамятовавшейся паствы.
Покидая Киев ради всероссийского служения, святитель Киприан не пожелал расставаться со своим молодым помощником. Святой Арсений не хотел никуда ехать: ему милее была монастырская тишина. Наконец он согласился сопутствовать митрополиту, принял сан архидиакона - только просил не возводить его на более высокие ступени священства.
Но иначе судил Господь, предназначавший святого Арсения на умиротворение его родного города, буйной Твери. К тому времени Тверской князь Михаил уже признал старшинство Москвы, но город вновь постигла смута - уже не политическая, а церковная. Здешний епископ Евфимий Вислен возгордился и возомнил себя мирским властителем: начал вмешиваться в княжеские распоряжения, своевольно вершить суд и расправу, притеснять бояр и ратных людей, не говоря уже о духовенстве. По просьбе Тверского князя святитель Киприан в 1390 году прибыл в Тверь
- не один, а вместе с Собором русских иерархов. Освященный Собор установил вину Евфимия Вислена и лишил его епископского сана. Но сложной и неспокойной Тверской епархии нужен был новый возглавитель, который сумел бы установить среди паствы братолюбие христианское. Выбор тверичей пал на смиренного митрополичьего архидиакона. Князь и бояре били челом святителю Киприану: да дарует им в епископы святого Арсения. Город помнил и его благочестивых родителей, и самого его, знал о высоте его жизни и добродетелей, верил, что святой Арсений станет для тверичей добрым архипастырем.Для святителя Киприана было большой жертвой лишиться ближайшего помощника и задушевного собеседника, но митрополит без колебаний решил посвятить святого Арсения на Тверскую кафедру - ради блага одной из крупнейших российских епархий, ради пользы всей Русской Церкви. Однако сам избранник, услышав об этом, смутился и ужаснулся. Любитель иноческой тишины, он призывался на служение среди многих раздоров и брани; смиренник, он должен был принять на себя крест апостольский. В страхе святой Арсений отказывался от высокой чести: Простите, господа мои, я человек грешный. Призываю Господа в свидетели, что никогда не имел другого желания, кроме того, чтобы в уединении оплакивать грехи свои. Посему я и ранее отказался от сана пресвитерского; об епископстве же мне грешно и помышлять. Чтобы сломить его упорство, святитель Киприан вынужден был применить строгость: Если не хочешь повиноваться нашей воле, то мы с Освященным Собором имеем власть наложить на тебя запрещение. Только тогда, убоявшись церковной кары, принял святой Арсений епископский сан. И какие добрые плоды принесло святительство этого тихого подвижника его родному городу! Господь слышал его молитвы: Тверь процветала и спасалась от бедствий. Учительным словом он просвещал сердца, смягчал страсти, врачевал застарелые обиды. Пример истинно христианской святой его жизни был у всех перед глазами, и одного взгляда кроткого архипастыря бывало довольно, чтобы люди оставили вражду, вспомнили Завет Любви Христовой. Еще при жизни святитель Арсений удостоился от Господа дара исцелять болящих, и толпы страдальцев стекались к нему, желая получить здравие телу и мир душе.
Надменный епископ Евфимий Вислен, пытавшийся во всем подчинить себе Тверского князя, вызвал его негодование и вражду. Но святитель Арсений своей кроткой любовью сумел так повлиять на пылкую душу князя, что тот словно переродился. В юности казавшийся всей Руси хищным волком, Михаил Александрович Тверской сделался миролюбивым правителем, заботившимся
не о расширении владений, но о благе своего города и спасении своей души. Князь Михаил стал духовным сыном святого архипастыря и помогал ему строить храмы, милосердствовать обездоленным, создавать монастырь. Его правление явилось благодеянием для народа: князь истребил разбои и доносительство, уничтожил злые налоги, утвердил свой удел так, что тысячи переселенцев из других княжеств стекались в процветавшую Тверь. И в сознании тверичей былой образ неукротимого честолюбца сменился образом любящего, заботливого правителя.По совету духовного отца князь Михаил щедрой рукой слал пожертвования бедствующей Константинопольской Церкви. Во время предсмертной болезни он получил дар от Цареградского Патриарха - икону Страшного суда. С умилением приложился Михаил Тверской к этому образу, чувствуя, что под руководством святого архипастыря сумел искупить грехи своей юности и готов предстать пред Господом. Умирающий князь нашел в себе силы дойти до собора и проститься с народом. Он встал на паперти, поклонился тверичам и сказал: Иду от людей к Богу: братья, отпустите меня с искренним благословением, - и народ, рыдая, ответствовал: Господь благословит тебя, князь добрый! После этого прощания князь просил святителя Арсения облечь его в иноческий образ. Князь Михаил принял схиму с именем Матфея и мирно отошел ко Господу, оставив по себе светлую память.
Проводив в последний путь князя Михаила, святитель Арсений был вынужден мирить между собою его сыновей Иоанна и Василия. Но молодые князья то и дело затевали распри, не слушая архипастырских увещеваний. И тогда тверичи впервые увидели, что их кротчайший святитель может быть грозен: напоминанием о страшном гневе Божием и неугасимом адском огне положил святой Арсений конец вражде князей-братьев.
При всем величии святителя чудотворца, духовного наставника князей и бояр, благодетеля народа тверского святой Арсений в душе оставался тем же тихим монахом, вздыхая о временах, проведенных в Киево-Печерском монастыре. По образу любимой своей обители, воздвигнутой преподобными Антонием и Феодосием, создал святитель Арсений под Тверью свой монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Сюда часто приезжал он, чтобы отдохнуть от многих трудов архиерейства, усладиться жизнью иноческой, вдали от суеты предаться сердечной молитве. Здесь святитель Арсений собственными руками изготовил для себя каменную гробницу, и здесь легли его честные мощи, когда в 1409 году упокоился он от доблестных архипастырских трудов.
Тверичи знали, что святитель Арсений не оставил их сиротами среди земных скорбей - от гробницы его продолжали истекать чудеса исцелений. В конце XV века мощи святого Арсения были обретены нетленными и благоуханными. Среди совершившихся при его усыпальнице дивных дел - воскресение тверского рыбака Терентия, умершего и вернувшегося к жизни для того, чтобы оплакать грех своего маловерия и непочтения к святому Арсению. А в годину Смутного времени, когда поляки грабили на Руси монастыри, один из них похитил златотканый покров с мощей святителя Арсения. Святотатец вздумал использовать ткань как попону для лошади и на виду у пришедших в ужас товарищей неведомой силою был вместе с лошадью поднят высоко в воздух, а затем упал на землю и разбился. Покров же с мощами святого Арсения дивным образом поднялся на крышу Успенского собора. Много и иных славных знамений последовало от мощей святого Арсения, смиренного архипастыря Тверского.
В житии святого Арсения Тверского видим мы яркий пример того, как Господь Промыслитель устрояет пути, дарует земную славу и небесные венцы верным служителям Своим. В тихом иноческом делании очистил святой Арсений от скверны греха собственную душу - и так сделался способен принести великую пользу ближним, Родине. Тверь имела могучих воинов, хитроумных политиков, думавших прославить родной край, но их амбиции несли народу только кровь и горе, пока не явился здесь архипастырь-миротворец с чистой душою. Вот так же лишь зло людям могут принести те, кто устремляется в политику, имея сердца, зараженные гордыней и низкими страстями. Надежда же наша - на неведомых миру молитвенников, на любовь христианскую, весь мир объемлющую, на тишину, в которой совершается великое дело Божие.
Не над одною Тверью, но над всем русским народом распростер святитель Арсений Тверской чудесное свое предстательство. Ныне, чествуя память святого архипастыря, обратимся же к нему с теплой молитвою: И мы, твоея ограды словесныя овцы, любезно вопием ти: не забуди чад твоих, ихже мудре собрал и возлюбил еси.
http://www.pravoslavie.uz/Vladika/Books/Slovo1/04ArsTv.htm
Икона Божией Матери "Споручница грешных"
(20 марта)Икона названа так по надписи, сохранившейся на иконе: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну".
Поручительница за грешных! Люди согрешили, а Богоматерь выискивает способы привести человека к покаянию.
Икона прославилась чудесами в 1843 году в Николаевском Одрине монастыре, где эта икона долго оставалась без внимания. Она стояла среди других икон и от времени так потемнела, и на нее столько пыли насело, что изображение было еле видно.
В 1843 году в Одрин монастырь явилась купеческая жена Почепина с двухлетним сыном, который был подвержен ужаснейшим припадкам, и врачи не могли оказать ему никакой помощи. Почепина просила отслужить молебен пред иконой Споручницы - и мальчик получил мгновенное исцеление. Затем стали совершаться другие чудеса. Икона стала почитаться чудотворной. Икона была омыта, и на ней обнаружилась замечательная надпись в четырех углах: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну; Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну; да тии, иже радость выну Мне приносят; радоваться вечно чрез Меня испросят". "Дал руце..." - т.е. заверил Свою Мать, что всегда будет внимать мольбам Ея!
В 1848 году в Москве свирепствовала холера. К иконе Споручницы стекалось множество народа, как здоровые так и уже заболевшие. Несмотря на страшную заразность болезни, никто из приходивших не умирал, всех, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.
http://podamoforom.narod.ru/htmlfiles/Bogoroditse/sporuchnitsa.htm
***
монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный храм. Одринская чудотворная икона находилась в монастыре вплоть до Великой Отечественной войны. В годы оккупации святыню удалось вовремя унести из обители. С тех пор началось ее странствие. Лет тридцать икона переходила из рук в руки, пока не очутилась на Украине. Вернул ее в стены родной обители схимонах Макарий, проживавший в монастыре - собрав средства подаянием и выкупив икону у частного владельца. 24 октября 1996 года "Споручница грешных" заняла прежнее место в церкви монастыря.
Благодатная сила Божией Матери проявилась еще в большей степени и ясности на списке с чудотворной иконы Одринского монастыря, привезенном в 1848 в Москву одринским иеромонахом Смарагдом в дар от монастыря за его гостеприимство подполковнику Бонческулу, который жил в приходе св. Николая Чудотворца, что в Хамовниках. Привезенная копия была поставлена Бонческулом в домашнем иконостасе. В этом году первое исцеление от сей иконы получила купчиха Щербакова от болезни спинного мозга. В этом же году, в первый день Пасхи, Бонческул начал замечать, что находящаяся у него икона Божией Матери "Споручницы грешных" сделалась весьма блестящею и как бы стеклянною, а во время молитвы его по иконе мелькал какой-то отблеск.
Спустя около недели на иконе начали появляться благоуханные маслянистые капли и все больные, пользовавшиеся ими, начали получать исцеление от болезней. 30 мая того же года Бонческул икону Божией Матери пожертвовал в Москве, в храм Святителя Николая в Хамовниках, где она и помещена была на аналое близ клироса.
Вскоре странные явления начали происходить в алтаре, на горнем месте: ночью видны были разные явления огня или света в виде звезд, то ярких, то тусклых. Это повторялось и в следующие дни, в те же часы, а с 4 июня снова и в большем количестве стали появляться капли елея. По случаю необычайных явлений толпы народа, как ночью, так и днем, стекались к Николо-Хамовнической церкви - ночью для наблюдения за появляющимся в алтаре церкви светом, а днем для совершения молебствий пред иконой.
К прославлению иконы более всего послужили очень многие чудеса, какие совершались от нее. Всех чудесных исцелений, заявленных и записанных в течение первых шести лет, более 115. Списки с сей иконы распространились не только в церквах московских, сельских, но и в разных городах России и даже в Сибири, за Байкалом и в Кяхте. В Кяхте икона Божией Матери "Споручницы грешных", копия с Николо-Хамовнической иконы, прославилась чудотворениями, и в ее честь устроен придел в Троицком соборе.
http://www.sedmitza.ru/text/404976.html
Празднование иконе Божией Матери, именуемой "Воспитание" (18 марта)
"Вручаю дитя моё всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству"
(молитва).
та святая икона прославилась своими чудотворениями. Списки с неё находятся во многих храмах страны.
Название иконы говорит само за себя. Перед ней родители молятся за своих детей, прося у Пресвятой Богородицы помощи в их воспитании.
Святитель Феофан Затворник о любви и воспитании
юбовь матерняя есть не образ только, но и самое действие промыслительного о нас попечения Божия. Без неё немыслимо распространение и сохранение рода человеческого. Мать, не любящая детей, есть отверженница и Бога и людей".
"Отцовская любовь не уступает, может быть, в силе материнской, но в обнаружении имеет свой оттенок. У отца больше отрезвляющей строгости, а у матери согревающего снисхождения. Та и другая вместе, в пределах благоразумия, верно достигают цели - хорошего воспитания детей".
"Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлёт. Это повсюдный урок опыта".
О христианском воспитании детей
(из писем оптинского старца Амвросия)
ас тяготит забота, как дать детям вашим христианское воспитание: для вас довольно будет того, если вы позаботитесь воспитать детей Своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и :оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви: Необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением: это многих спасало от великих бед и опасностей".
"Пишете: "Желала бы я, чтобы мы избегли с мужем того пагубного разногласия в деле воспитания, которое почти во всех супружествах вижу я". Да, вещь это действительно премудреная! Но спорить об этом при детях: не полезно. Совет об этом и рассуждение должны быть наедине, и как можно похладнокровнее, - чтобы было действительнее".
"...Замечаете в сыне вашем сухость или мало чувства и другие недостатки. Но в детстве вообще не у многих бывает истинное, настоящее чувство: большей частью оно проявляется в более зрелом возрасте, уже тогда, когда человек более начинает понимать и кое-что испытает в жизни. Притом, избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других, а недостаток чувства и сухость невольно смиряет человека, когда он станет понимать это".
"Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: "Аще не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное" (Мф.18, 3). А святой апостол Павел протолковал это так: "Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте, умы же совершенны бывайте" (1 Кор.14, 20).
Молитва родителей о детях - залог успеха воспитания
"Просите и дано будет вам:" (Лк.11, 9).
"Первым условием успеха воспитания детей является усиленная молитва о них родителей. А если мы чувствуем слабость и невнимательность нашей молитвы, то, по учению святых отцов, качество нашей молитвы мы должны: восполнять количеством её. :О чём же прежде всего должны молиться родители в отношении детей?
Очевидно, что основное стремление родителей должно быть направлено к воспитанию ребёнка живым членом Воинствующей Церкви Христовой. И молитву об этом Господь исполнит в своё время. Но когда придёт это время, нам не дано знать; бывают случаи, что Господь вёл юношей не прямым путём, но спасал их от гордости, допускал временно уклонения их с прямого пути и падения. Пусть в таких случаях не отчаиваются родители, но ещё прилежнее умоляют Всемогущего: Надо помнить, что молитва родителей за детей имеет перед
Богом особую силу: горячая любовь движет и горячую молитву. А горячая молитва не останется не услышанной Богом:Я слышал такой рассказ из жизни наших дней. Родители отпускали своего сына от себя на три года в среду, полную опасности и для его тела, и для его духа. "Сын наш, - сказал ему отец, - где бы ты ни был - в 12 часов ночи всегда вспоминай, что твои родители в это время молятся за тебя преподобному Серафиму". И в полуночный час, когда всё затихало, сын вспоминал своих родителей. Он знал, что родители
возносили свою ночную молитву за него к Преподобному. Будучи во многих опасностях, он всегда чувствовал охранительную силу родительских молитв. И когда он вернулся через 3 года после разлуки, то первыми его словами своему отцу были: "Папа, преподобный Серафим спас меня вашими молитвами":Мы приходим к: основному выводу, который должен глубоко запасть в наше сердце - сердце родителей: судьба, счастье, спасенье наших детей зависят прежде всего от нас - их родителей: На деле докажем нашу действительную деятельную любовь к ним и прибегнем к тёплой, постоянной, усердной молитве к Богу за наших детей и о даровании нам мудрости в важнейшем для нас деле - в деле их духовного воспитания".
http://orthodox.etel.ru/2002/09/k_vospit.htm
Вопль к Богоматери
О чем молить Тебя, чего просить у Тебя?
Ты ведь все видишь, все знаешь - Сама посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно.
Ты, все претерпевшая, все перемогшая - все поймешь.
Ты, повившая младенца в яслях и принявшая Его своими руками со креста, Ты Одна знаешь всю высоту радости, весь гнет горя.
Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с материнской заботой. Из тенет греха приведи меня к Твоему Сыну.
Я вижу слезу, оросившую Твой Лик. Это надо мной Ты пролила ее и пусть смоет она следы моих прегрешений. Вот я пришел, я стою, я жду Твоего отклика.
О, Богоматерь, О Всепетая, о Владычица. Ничего не прошу, только стою пред Тобою.
Только сердце мое, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде бросаю к пречистым ногам Твоим, Владычица! Дай всем, кто зовет Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицем к лицу поклониться Тебе.
Икона Божией Матери "Благодатное небо"
(19 марта)Что Тя наречем, о Благодатная? Небо - яко возсияла еси Солнце Правды; рай - яко прозябла еси Цвет нетления; Деву - яко пребыла еси нетленна; ЧистуюМатерь - яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.
Икона Божией Матери "Державная"
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.
Воскресенье
, 14 Марта 2010 года. Неделя 4-я Великого поста.Понедельник, 15 Марта 2010 года. 5-я седмица Великого поста.
Сщмч. Феодота, еп. Киринейского (ок. 326). Преставление свт. Арсения, еп. Тверского (1409). Мц. Евфалии (257). Мч. Троадия (III). Прп. Агафона Египетского (V). Мчч. 440, иже в Италии (ок. 579). Препп. Саввы, Варсонофия, Савватия и Ефросина Тверских. Иконы Божией Матери, именуемой "Державная" (1917).
Вторник, 16 Марта 2010 года.
Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308). Прп. Пиамы девы (337). Свв. Зинона и Зоила. Волоколамской иконы Божией Матери (1572).
Среда, 17 Марта 2010 года.
Прп. Герасима, иже на Иордане (475). Блгв. кн. Даниила Московского (1303). Прп. Герасима Вологодского (1178). Прп. Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Блгв. кн. Василия (Василько) Ростовского (1238). Прп. Василия Мирожского. Мчч. Павла и Иулиании, сестры его и иже с ними: Квадрата, Акакия и Стратоника (ок. 273). Прп. Иакова постника (VI). Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (938). Свт. Григория, еп. Констанции Кипрской. Свт. Григория, еп. Ассы близ Ефеса.
Четверг, 18 Марта 2010 года.
Пятница, 19 Марта 2010 года.
Суббота, 20 Марта 2010 года. Похвала Пресвятой Богородицы
Сщмчч. в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Евферия, Елпидия и Агафодора (IV). Прп. Павла Препростого (IV). Свт. Павла исп., еп. Плусиадского (IX). Прп. Емилиана Италийского, в миру Викторина. Иконы Божией Матери "Споручница грешных", в Одрине (Орловск.) (1843) и в Москве (1848).
5 марта в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге состоялось первое заседание летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви за 2010 год
.Из материалов Священного Синода
ЖУРНАЛ № 5
СЛУШАЛИ:
Имели суждение о назначении Преосвященных.
ПОСТАНОВИЛИ:
4. Преосвященным Пермским и Соликамским быть митрополиту Мефодию, освободив его от управления Астанайской и Алма-Атинской епархией и выразив ему благодарность за понесенные труды.
5. Преосвященным Астанайским и Алма-Атинским быть архиепископу Александру, освободив его от управления Костромской и Галичской епархией и выразив ему благодарность за многолетнее служение на кафедре.
Рассылка на новости сайта |
c Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!