"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Антипасха. Фомино Воскресение. Радоница - день особого поминовения усопших. Последний путь души человеческой. Из бесед преподобного Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Икона Божией Матери "Неувядаемый цвет". Апостол Фома. Месяцеслов. |
Антипасха
Христос Воскресе!
Фомино Воскресение
Христос Воскресе!
о имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
В этот первый воскресный день, после праздника Светлого Христова Воскресения, святая Церковь напоминает нам о событии, произошедшем на восьмой день после Пасхи. Уже в первый день после Воскресения, Господь явился к своим ученикам, находящимся в Сионской горнице, и боящихся гонений от иудеев. Явившись ученикам, Господь обратился к ним с приветствием: "Мир вам!". Увидев своего Учителя воскресшим, ученики, радуясь общались с Ним. Но среди них не было одного - того самого, кого сегодня вспоминает Святая Церковь - Фомы. Когда обрадованные ученики, видевшие своего воскресшего Учителя, рассказали об этом Фоме, он ответил, что не поверит в это до тех пор, пока не увидит ран на теле Христа, более того, пока не вложит
перстов своих в эти раны. (Ин 20,25). На восьмой день, Господь вновь является ученикам. На этот раз Фома находится среди них. Господь сразу обращается к Фоме: "Возьми перст свой и вложи в руки и в ребра мои". И Фома, пораженный видением воскресшего Христа, тут же упав на колени перед своим воскресшим Учителем, воскликнул: "Господь мой и Бог мой!"(Ин. 20,19-28).В эту первую пасхальную седмицу Святая Церковь говорит нам об очень важных проявлениях земной жизни человека - о вере и о неверии. С первого пасхального дня мы слышим о неверии Фомы: "Пока не увижу - не поверю". Но уже во второй день после Пасхи мы слышим еще одно Евангельское повествование о женах мироносицах, которые после своего прихода ко гробу Господню и беседы с Ангелами, возвестившими им о воскресении Христа Спасителя, тут же с радостью бегут к ученикам Христовым, чтобы возвестить им эту радостную новость (Лк.24, 1-8).
Но разве все ученики начинают верить в эту радостную новость? Только двое их них, Петр и Иоанн решили побежать ко гробу, чтобы проверить правдивость слов этих женщин. Иоанн пришел первым и только заглянул внутрь гроба, и тут же поверил. А Петр вошел в самый гроб, за ним следом вошел и Иоанн. Обнаружили они там пелены, которые были на теле Господа и сударь (головной убор), сложенный и лежащий отдельно (Ин.20,3-8). И в этот момент Петр не поверил, он только удивился тому, что увидел. Также и двум другим ученикам является Христос после Своего воскресения - Луке и Клеопе. В этот день они идут в Еммаус, небольшой городок, находящийся в 25-ти километрах от Иерусалима. Господь спрашивает их, отчего они так переживают, отчего у них такой нерадостный вид. Лука и Клеопа принимают Христа за человека, который только что пришел в Иерусалим и не знает о произошедших там событиях, и рассказывают Ему о них. Воскресший Учитель идет рядом с ними, а они ничего не подозревают и не узнают Его. Только, когда вошли они в горницу, и Господь преломил и дал им хлеб, только тогда они узнают Его.Не случайно Святая Церковь напоминает нам об этих событиях. Если внимательно читать Священное писание, то видно, что не только Фома не поверил. Исключая Иоанна Богослова, никто не хотел верить в это величайшее чудо Воскресения Господня. К сожалению, и по сегодняшний день люди сомневаются в Воскресении Христовом. Сейчас никто не пытается отрицать факт существования Христа Спасителя. Этот факт документально подтвержден. Сегодня спорят только о том, в чем сомневались и две тысячи лет назад: Кто был Христос? Бог или человек?
Для нас, Христос является истинным Богом, и истинным Человеком. Для нас Он - Богочеловек! Он - Второе Лицо Святой Троицы, Слово Божие - Логос, Сын Божий, воплотившись от Духа Святого и Девы Марии, стал во всем подобный нам человеком, в одном Лице соединил и Божество естество и человеческое. Он - Богочеловек.Теперь давайте посмотрим на самих себя. Казалось бы, что все мы веруем во Христа, ходим в Церковь, участвуем в церковных Таинствах и Богослужениях. Внешне все хорошо. Но если всмотреться в нашу жизнь, в поступки, которые мы совершаем, можно сделать страшный вывод - Христос не только не воскресал, но даже и не приходил на эту землю! Жизнь христианина должна быть исполнена любви, сострадания, милосердия, кротости, воздержания. А чем наполнена наша жизнь?
Она наполнена злобой, ненавистью, завистью, раздражением, желанием исполнять не волю Божью, а свою собственную волю.Не случайно в эти пасхальные дни Церковь вновь говорит нам о вере и неверии. Давайте зададим себе вопрос: "Верю ли я в воскресение Христа Спасителя? Или это так, по привычке? Все верят, ну и я вроде бы верю?" Ученики Господа знали, что должно произойти. Господь сам говорил им, что Ему надлежит пострадать, умереть и воскреснуть. Христос говорил ученикам: "Мне нужно идти в Иерусалим", а Петр говорит: "Господи, не делай этого! Ведь и Ты, и мы, все знаем, что Тебя там ожидает". (Мф.16, 21-23) Только Фома говорит: "Пойдем с Ним и умрем вместе с Учителем!". (Ин. 11, 16)
Он не говорит "воскреснем", он говорит: "умрем". Они не верят, что Христос воскреснет. Но как нам осуждать их? Они знали, что будет и не верили. А мы знаем, что это было, и говорим: "Я верю в воскресение Христа!", а живем так, как будто и не было Воскресения Христова. О нашей вере в Воскресшего Христа мы должны свидетельствовать не только словами, но прежде всего нашими делами и поступками. Чтобы внешний человек, глядя на нас, православных христиан, мог сказать: "Это верующий человек! Потому, что так, как он поступает, так, как он говорит, так, как он мыслит, может поступать, говорить и мыслить только верующий в Бога человек!" Но, глядя на нас, нашу жизнь говорят совсем другое: "Вот они, христиане. Посмотрите, как они живут, что они делают!" Как жаль, что люди, глядя на нас, не зажигаются огнем веры. Мы ропщем: муж у меня, или жена, или дети мои продолжают оставаться неверующими. Хожу в церковь, учу, заставляю их, но ничего не получается. Не надо им и говорить о своей вере. Надо свидетельствовать своей жизнью о вере. Чтобы они видели нашу веру явленную каждодневно в нашей жизни. Это самая красноречивая проповедь о воскресшем Христе! Какая польза в цитировании страниц Священного Писания нашим родным, если, отложив книгу Писания, с легкостью, не задумываясь, совершаем грех? Вот о чем напоминает нам в эти дни Святая Церковь. Она перед каждым ставит вопрос: являешься ли ты верующим человеком?Обратите внимание как изменилась жизнь учеников Христовых, когда они поверили в Его Воскресение. И как поверили! Апостол Петр, всего несколько дней назад был в числе тех, кто предал Христа. Но через несколько лет он, ради своего Учителя, ради Христа, отдает свою собственную жизнь! И все апостолы стали мучениками, они пролили кровь свою ради проповеди о Воскресшем Христе Спасителе! Каждого сердца касается Христос! Каждодневно Он стоит и стучится у двери нашего сердца! Ждет, когда же мы проснемся и откроем Ему, и впустим в свое сердце. Почему же мы продолжаем оставаться такими холодными, безразличными, бесчувственными к этому стуку в наши сердца Христа Спасителя? Почему наше сердце продолжает оставаться каменным, и что нужно, чтобы это каменное сердце наконец-то растопилось? И снова должен прозвучать вопрос: "Верую ли я, или не верую?" В тот момент, когда мы можем взять чужое, оскорбить кого-то, или еще какой
-то грех совершить, в этот момент давайте остановимся, и спросим себя: "Верую я в Воскресение Христово, или не верую?" Если "Верую", тогда остановись и не совершай этого! И так надо постоянно спрашивать самого себя. В душе каждого из нас коренится грех, подталкивающий нас на плохие поступки. Но ведь Христос Воскрес!!! А поэтому разве не излечены мы от этой заразы? А если исцелены, если мы здоровы, то давайте постараемся вырвать этот корень греха, и начнем совершать добрые, богоугодные святые дела, начнем исполнять заповеди Христовы! Это и будет наше свидетельство о Христе Воскресшем! Аминь!Протоиерей Валерий Захаров. 2009г
Радоница - день особого поминовения усопших
Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой Пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - Жизнь Вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших. Распространившийся же в советское время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. В первый день Пасхи не положено совершать ни отпеваний, ни панихид.
Первое поминовение усопших совершается в понедельник второй седмицы, после Фомина воскресенья. Поэтому и возник обычай во вторник после Фомина воскресенья совершать пасхальное поминовение усопших. Верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (краткую панихиду) или просто личную молитву об усопших. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Затем - прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо и дико лить водку на могильный холм. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является языческим и не должен соблюдаться в православных семьях.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они восстанут из гроба.
Покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это лишь дань традициям. Самое главное, что мы можем сделать для усопших - помолиться за них, ведь живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, так как сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре. Лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем, в знак омовения его грехов, опустят в Чашу со Святыми Дарами. После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
http://www.pravklin.ru/publ/11-1-0-298
Во вторник второй седмицы по Пасхе
Сердечно поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сестры с днем поминовения усопших, которое совершаем мы после Светлого Христова Воскресения. Это день радости, потому что воспоминание и поминовение усопших соединяется в нашем сознании с Воскресением Христовым. От нас сокрыто и, наверное, никогда до скончания века никто не будет знать, что такое рай и что такое ад. Но из Священного Писания мы можем предугадывать нечто. Мы узнаем о том, что ветхозаветные праведники томились в аду даже будучи святыми людьми, потому что на них лежал нераскаянный и неискупленный грех - как прародителей, так и их собственный.
Когда Церковь прославляет воскресение Спасителя, то она свидетельствует о том, что Христос, воскреснув, совоскресил с Собою Адама. И в Великую субботу мы воспоминаем великое и таинственное событие ― как Господь, снизойдя во ад, вывел из этого ада праведников, там томившихся. Вот это действие и называется Совоскресением. Каждый человек обладает бессмертной душой, и в этом смысле и до Христа души человеческие жили, но находились в аду. И если в Воскресение Христово обретается совоскресение Адама и всех праведников, то это значит, что ад ― это не жизнь. Ад ― это смерть. Мы не знаем, что означает эта смерть, от нас это сокрыто. Это жизнь и это смерть: жизнь в том смысле, что души существовали, и смерть в том смысле, что это существование нельзя назвать жизнью. Сила Воскресения и его особое значение для всех нас в том, что Господь совоскрешает с
Собой и всех нас. Он разрушает тяготение, притяжение смерти. Вот почему и говорит святой Иоанн Златоуст, что смерти нет, - в том смысле, что совершена победа над злом, над дьяволом, и ад разрушен. Конечно, не каждый человек обретает эту жизнь во Христе, и грешный человек опять-таки наследует адские мучения, то существование, которое нельзя назвать жизнью. Но для тех, кто верит во Христа, для тех, кто исповедует свои грехи, для тех, кто привлекает в Таинствах благодать Божию и, опираясь на эту благодать, преодолевает грех, - для тех нет смерти, нет ада.В молитве заупокойной мы говорим о том, что несть человек, иже жив будет и не согрешит. Это означает, что каждый человек согрешает, даже самый святой человек. Исповеданием своих грехов, причащением Святых Христовых Таин мы получаем прощение грехов. Но никто не знает, все ли грехи прощены у тех, кто ушел от нас в иную жизнь. И потому Церкви дана великая сила ― испрашивать у Бога прощения грехов тех людей, которые уже умерли. На чем основывается эта молитва за умерших? Она основывается на Воскресении Спасителя. Ведь Христос и воскрес для того, чтобы дать нам жизнь вечную, чтобы нас не пустить, не допустить в ад. И если кто-то по грехам своим нераскаянным все-таки обретает эти вечные муки, то у Церкви остается возможность взывать к Разрушителю смерти Господу и Спасителю, прося Его простить грехи умерших. Это прошение основывается на нашей вере в то, что в Воскресении Своем Господь разрушил смерть и дал возможность наследовать жизнь вечную каждому человеку.
Вот почему так важна молитва за усопших. В Пасхальные дни эта молитва обретает особое вероучительное значение. Она особо подчеркивает то, что наша вера и наши убеждения, возможность испрашивать прощение грехов умерших основывается на факте Воскресения и победе Христа над смертью. Вот почему так важно в эти Пасхальные дни всегда вспоминать умерших людей. И Церковь учинила специальный день ― сегодняшний день ― чтобы мы молились об умерших наших родителях, о близких и о дальних.
Сегодня в этом соборном храме мы молились о правителях земли нашей, о великих князьях и княгинях, о царях и царицах, о Предстоятелях Церкви нашей, о всех, кто созидал великую Русь, кто защищал и укреплял Церковь Православную, о всех тех, кто внес непреходящий вклад в историю и созидание земли нашей. Но одновременно мы молились за всех ― за знаемых и незнаемых, за родных, близких и за всех тех, кто в вере и надежде жизни вечной и воскресения во Христе переступил границу жизни и смерти и кто сейчас там, за той чертой, которая отделяет нас от другого, неведомого для нас мира.
Будем молиться за наших родственников, близких, родных ― за тех, кто просит за нас молиться. Если живой человек ― а ведь мы и за живых молимся ― сам еще может о себе молиться, то тем людям такая возможность закрыта. Они не могут о себе молиться, о них может молиться только Церковь, на земле пребывающая. Кроме того, у каждого из нас есть какие-то долги перед теми, кто ушел. Мы иногда чувствуем угрызения совести в отношении родных,
близких, родителей, которым не отдали должной любви, внимания при земной жизни, и чувствуем, как, молясь за покойных наших близких и родных, сами получаем облегчение на сердце, потому что так и должно быть. Молясь за усопших людей, мы тем самым как бы и свой долг перед ними выполняем, а, может быть, и свою вину перед ними искупаем.Вот почему день поминовения усопших так всегда почитается в нашем народе, ведь даже люди не очень церковные почитают этот день, приходят на кладбище; иногда, не зная церковных обычаев, в первый день Пасхи идут на кладбище. Потому что такова внутренняя потребность людей ― помолиться о своих близких и родных в светлые дни Христова Воскресения.
Дай Бог, чтобы по молитвам нашим, по молитвам Церкви Господь преклонил гнев на милость к нашим родителям, к тем, кто ушел ранее нас, дабы сила Святого Воскресения оживотворила тех, кто находится в духовной смерти, и совоскресила их со Христом и дала им надежду жизни вечной.
Я еще раз всех вас поздравляю с этим особым днем в церковном календаре, призываю всех вас никогда не забывать в молитве своих близких и родных, таким образом участвуя в их загробной жизни. И верим, что Господь услышит нашу молитву. Аминь.
Христос воскресе!
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www.patriarchia.ru/db/text/606641.html
Последний путь души человеческой
Бога все живы". Для православных христиан это не образное выражение, а твердая уверенность. Человеческая душа создана для вечности и бессмертия, а значит, люди не умирают, они просто временно покидают нас, чтобы вновь встретиться с нами в жизни вечной. Поэтому и обряд погребения в Православной Церкви особенный. Он пропитан и печалью, и умилением, и мыслью о бессмертии одновременно. К сожалению, за долгие годы безверия русские
люди утратили христианское отношение к смерти, поэтому и сам обряд погребения "оброс" неимоверным множеством суеверий, искусственно созданных обычаев и обрядов. Что же на самом деле важно для души умершего? Как правильно похоронить близкого человека и что поставить на его могиле? Об этом и о многом другом мы попросили рассказать настоятеля Преображенского храма в пос. Нудоль, протоиерея Аркадия Штейнберга.- Сначала мне хотелось бы заострить внимание на том, что предваряет церковное отпевание и как приготовиться к христианской кончине, потому что об этом сейчас мало кто вспоминает. Если человек - православный христианин, он всю жизнь готовится к тому, чтобы достойно встретить конец своей жизни. Если человек жил не очень близко к Церкви, то у него остается еще последняя возможность приобщиться к христианскому воинству. Для этого его надо снабдить благодатными церковными таинствами. То есть, если он в состоянии, он должен исповедаться за всю свою жизнь, причаститься, и его нужно пособоровать. Это называется последним напутствием, и это - самое лучшее, что родственники и близкие могут сделать для умирающего человека. Есть еще и специальные церковные последования, которые призваны помочь человеку перейти границу жизни. Одно из них - так называемая отходная молитва. Она состоит из умилительного канона Спасителю и Божией Матери. Этот канон читают от имени умирающего, который уже сам не в состоянии говорить, он может только слышать.
Бывает и такое состояние, когда человек умирает и не может умереть. Чтобы умереть, нужны силы, потому что душа должна выйти из тела, к которому она так привязалась в своей земной жизни. Конечно, когда Господь пошлет ангела, то разделятся все составы, и душа выйдет, ничто ее там не удержит. Но бывает так, что душу Господь не насилует. Она должна сама освободиться и быть подготовленной к жизни в духовном мире. И вот когда человек мучается, страдает и не может умереть, ему можно прочитать специальное последование, которое называется "О душе судимой или страждущей". В этом последовании мы просим, ходатайствуем перед Господом, чтобы Он разрешил узы, простил человеку все грехи, из-за которых он страдает, и отпустил человеческую душу.
Ну и, безусловно, за человека нужно молиться. Хорошо, когда в комнате умирающего стоит икона, горит лампадка, и это не атрибутика, а то, что действительно создает благодатное, тихое, мирное настроение.
И вот человек умер. Что ему теперь нужно? В первую очередь, за него нужно молиться. Покропить комнату святой водой, и, самое важное, совершить над ним чин церковного отпевания. Для этого хорошо принести умершего в храм, особенно если он был его прихожанином. В храме происходит последнее прощание. Освящают крест, который будет стоять над могилой. В гроб никакие предметы покойного типа очков, папирос или любимых чашек класть не надо. Все это чистое язычество и для души умершего никакой пользы не имеет.
Пока отпевание не состоялось, если есть возможность, над мирянином читают псалтирь по усопшему, это тоже очень полезно для души скончавшегося.
Что еще важно при отпевании? Когда прощаются с усопшим, важно простить ему все. Простить, даже если на душе камень, и у него заодно попросить прощения, чтобы душа его отошла с миром, и ты здесь с миром остался, потому что неизвестно, когда за тобой придут.
Часто спрашивают: "Что поставить на могиле христианина?" Есть две традиции: надгробный камень и крест. Крест ставится обязательно, даже на надгробном камне. В христианской традиции надгробный камень символизирует тот камень, что был привален ко Гробу Спасителя после Его погребения. И раньше в России на надгробных камнях писали целую летопись жизни человека: когда жил, чем занимался и т. д. Но это все меняющиеся традиции, а крест - это то, что вечно и должно сопровождать христианина не только при его жизни, но и после смерти.
С погребением и пребыванием на кладбище связана масса суеверий. Например, есть такая привычка у людей становиться спиной к могиле и бросать в нее через себя горсть земли, мол, уходи и все забирай с собой. То же самое касается переворачивания табуреток, на которых стоял гроб, мытья полов, рук после посещения кладбища и тому подобное. Считать все, что касается мертвого тела, нечистым - это ветхозаветная традиция, и она совершенно чужда христианскому отношению к усопшему. Мы знаем, например, что у святых чудеса происходят не только от их мощей, но и от их вещей.
Насчет поминок. Поминки сейчас превратились в очередные застолья с возлияниями. О покойном - два слова: "вечная ему память" и "земля ему пухом". И все - "поехали". На самом деле поминки должны быть скромными, и никакой водки и вина на них быть не должно, потому что душе усопшего это противно. Откуда же взялось поминовение? В Церкви есть такая традиция - в воспоминание усопших жертвовать. Поэтому поминки - это такой благотворительный обед, пожертвование за усопшего. Можно за него в церковную кружку пять копеек положить, а можно бедных накормить. И часто на поминки звали именно бедных, кормили их от лица покойного, чтобы они за него молились. Поэтому стол поминальный был хоть и скромный, но вкусный, чтобы все поели и благословили покойного. А теперь родственники делают поминки для себя (да еще с алкоголем), а нужно-то стараться для души усопшего, чтобы ей было хорошо.
Протоиерей Аркадий Штейнберг
http://www.pravklin.ru/publ/8-1-0-8
12 Апреля день памяти Преподобного Иоанна Лествичника
О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви.
1. Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, все связующие и содержащие: вера, надежда и любы, больше же всех любы, ибо ею именуется Бог (1 Кор. 13, 13).
2. По моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость.
3. Первая все может творить и созидать; вторую милость Божия ограждает и делает непостыдною; а третья никогда не падает, не перестает от течения, и не дает опочить уязвленному ее блаженным упоением.
4. Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных.
5. Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения.
6. Любовь есть Бог (Иоан. 4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской.
7. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения.
8. Любовь собственно есть отложение всякого противного помышления; ибо любы не мыслит зла (1 Кор. 13, 5).
9. Любовь, бесстрастие и сыноположение различаются между собою одними только названиями. Как свет, огонь и пламень соединяются в одном действии, так должно рассуждать и о сих совершенствах.
10. По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою.
11. Нисколько не будет противно, как я думаю, заимствовать сравнения для вожделения, страха, тщательности, ревности, служения и любви к Богу от человеческих действий. Итак блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной. Блажен, кто столько же боится Господа, сколько осужденные преступники боятся судии. Блажен, кто так усерден и прилежен в благочестии, как благоразумные рабы усердны в служении господину своему. Блажен, кто столько ревностен к добродетелям, сколько ревнивы мужья, лишающие себя сна от ревности к своим супругам. Блажен, кто так предстоит Господу в молитве, как слуги предстоят царю. Блажен, кто подвизается непрестанно угождать Господу, как некоторые стараются угождать человекам.
12. Мать не так бывает привязана к младенцу, которого кормит грудью, как сын любви всегда прилепляется к Господу.
13. Истинно любящий всегда воображает лицо любимого, и с услаждением объемлет образ его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной. Некто, уязвлен будучи такою любовию, сказал о самом себе то (чему я удивляюсь): аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит (П. Песн. 5, 2) по великой любви моей.
14. Заметь, о премудрый брат, что когда олень душевный истребит ядовитых змей, тогда душа желает и скончавается (Пс. 83, 2) от любви ко Господу, будучи жегома огнем ее, как неким ядом.
15. Действие голода бывает как-то неопределенно и неясно, а действие жажды ясно и ощутительно; ее узнают по внутреннему жару. Посему любящий Бога и говорит: возжада душа моя к Богу крепкому, живому (Пс. 41, 3).
16
. Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет, и делает веселыми, радостными и беспечальными: то какого изменения не сделает присутствие Небесного Владыки, невидимо в чистую душу приходящего.17. Страх Божий, когда он бывает в чувстве души, обыкновенно очищает и истребляет нечистоту ее. Пригвозди, говорит Пророк, страху Твоему плоти моя (Пс. 118, 120). Святая же любовь в действии своем иных снедает, по оным словам Песни Песней: сердце наше привлекла еси, сердце наше привлекла еси (Пс. Песн. 4, 9). А некоторых она просвещает и радует действием своим, по сказанному: на Него упова сердце мое: и поможе ми, и процвете плоть моя (Пс. 27, 7); и сердцу веселящуся, лице цветет (Прит. 15, 13). И когда человек весь бывает внутренне соединен и срастворен с любовию Божиею, тогда и по наружному своему виду, на теле своем, как в зеркале, изъявляет светлость души своей. Так прославился Моисей Боговидец.
18. Достигшие сей равноапостольной степени часто забывают телесную пищу; думаю же, что они очень часто и не желают оной. И это не удивительно, потому что нередко и противным сему желанием томимые отвергают пищу.
19. Еще думаю, что и тела сих нетленных не подвергаются болезни по обыкновенным причинам; ибо они уже очистились, и некоторым образом сделались нетленными от пламени чистоты, которая пресекла в них пламень страстей. Думаю также, что и самую пищу они принимают без всякого услаждения; ибо как подземная вода питает корни растений, так и сии души питает огнь небесный.
20. Умножение страха Божия есть начало любви; а совершенство чистоты есть начало Богословия.
21. Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с Богом еще не совершилось, тогда и беседовать о Боге трудно.
22. Слово, соприсносущее Отцу, творит чистоту совершенною, пришествием Своим умертвив смерть; а когда она умерщвлена, ученик богословия получает просвещение.
23. Слово Господне, дарованное от Господа, чисто, и пребывает в век века; непознавший же Бога разглагольствует о Нем по догадке.
24. Чистота соделала ученика своего богословом, который сам собою утвердил догматы о Пресвятой Троице.
25. Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого.
26. Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня.
27. Кто говорит, что любит Господа, а на брата своего гневается, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.
28. Сила любви в надежде; ибо надеждою ожидаем воздаяния любви.
29. Надежда есть обогащение невидимым богатством; надежда есть несомненное владение сокровищем еще прежде получения сокровища.
30. Надежда есть упокоение в трудах. Она - дверь любви; она убивает отчаяние, она - залог будущих благ.
31. Оскудение надежды есть истребление любви; с надеждою связаны наши труды; на ней зиждутся подвиги; ее милость Божия окружает.
32. Монах с благою надеждою закалает уныние, мечем первой умерщвляя второе.
33. Вкушение даров Господних рождает надежду; ибо невкусивший оных не может не иметь сомнений.
34. Надежду разрушает гневливость; ибо упование не посрамит, муж же ярый неблагообразен (Притч. 11, 25).
35. Любовь есть подательница пророчества; любовь - виновница чудотворений; любовь - бездна осияния; любовь - источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь - утверждение Ангелов, вечное преуспеяние.
36. Возвести нам, о Ты, прекраснейшая из добродетелей, где Ты пасеши овцы твоя? Где почиваеши в полудне (Песн. Песн. 1, 6)? Просвети нас, напой нас, наставь нас, руководи нас: ибо мы жаждем придти к Тебе. Ты владычествуешь над всеми. Ты уязвила душу мою, и не может стерпеть сердце мое пламени Твоего. Итак, воспев Тебя, иду. Ты владычествуеши державою морскою, возмущение же волн его ты укрощаеши и умерщвляеши. Ты смиряеши, яко язвена, гордый помысл; и мышцею силы Твоея расточив враги Твоя (Пс. 88, 10.11), делаешь любителей Твоих непобедимыми от всякой брани.
37. Но желаю я узнать, как видел Тебя Иаков утвержденною на верху лествицы? Скажи мне, какой был вид оного восхождения? Что означает самый образ лествицы, и расположение степеней ее, тех восхождений, которые полагал в сердце своем (Пс. 83, 6) некий любитель красоты Твоей? И сколько их числом, жажду узнать? И сколько времени требуется на восхождение оной? Тот, который Тебя видел и боролся с Тобою, возвестил нам об одних только по одной лествице руководителях (Ангелах); но ничего более не восхотел, или, лучше сказать, не возмог открыть. Тогда Она, сия царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо души моей беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она. Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, на верху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник мой говорит: ныне же пребывают три сия: вера, надежда, любы; больше же всех любы (1 Кор. 13, 13).
"Лествица или Скрижали духовные"
Преподобного отца нашего Иоанна Лествичника
игумена Синайской горы
14 Апреля день памяти преподобного Варсонофия Оптинского
Из бесед преподобного Варсонофия Оптинского с духовными детьми
озведи окрест очи твои, Сионе, и виждь, се бо приидоша к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя", - вот теперь, как сказать можно. От разных мест в поисках Христа съехались сюда вы, детки мои. Да вознаградит вас Господь за это и пошлет мир и радость о Дусе Святе в ваши сердца.
А может быть кто-нибудь из вас впоследствии и сподобится ангельского чина. Я не зову вас в монастырь, и в миру можно спастись, только Бога не забывать, но в монастыри идут для достижения высшего совершенства.
Правда, здесь больше искушений, но зато дается и большая помощь от Господа. Один святой желал узнать, как Господь помогает инокам, и ему было видение: он видел инока, окруженного целым сонмом Ангелов с горящими светильниками.
В миру искушений меньше, но представим себе человека, за которым гонится злодей. Положим, он успел ускользнуть от него, но тот грозит ему издали кулаком со словами: "Смотри, только попадись мне". А, положим, идет человек, и на него нападают целой толпой враги. Бежать некуда. Но вдруг, откуда ни возьмись, - полк солдат, и бросаются в защиту ему, а враги разбегаются с окровавленными физиономиями. Не правда ли, пожалуй, последний находится в большей безопасности, чем первый.
Трудно спастись, живя среди развращенного общества.
В Святом Писании говорится: С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17,26-27).
Греховные страсти губительно действуют и на душу, и на тело. Читая св. отцов, я, уже находясь в монастыре, впервые узнал, что страсти так же заразительны, как заразные болезни, и как последние могут передаваться через предметы, так и первые. Когда св. Спиридон, епископ Тримифунтский, ехал на Вселенский собор, то на пути остановился в одной гостинице. Сопровождавший святого инок, войдя к нему, сказал: "Отче, не могу понять, отчего это наша лошадь не ест". "Оттого, -
ответил св. Спиридон, - что животное чувствует нестерпимый смрад, исходящий от капусты, который происходит от того, что хозяин наш заражен страстью скупости".Человек, не просвещенный Духом Божиим, этого не замечает, но святые имеют дар Божий распознавать страсти. От вещей человека страстного можно заразиться его страстью.
Много назидательного дает нам и окружающая нас природа. Все знают растение подсолнечник. Свою желтую головку он всегда обращает к солнцу, тянется к нему, отчего и получил свое название. Но случается, что подсолнечник перестает поворачиваться к солнцу, тогда опытные в этом деле люди говорят: "Он начал портиться, в нем завелся червь; надо срезать его".
Душа, алчущая оправдания Божия, подобно подсолнечнику, стремится, тянется к Богу - Источнику света, если же она перестала искать Его, следовательно, такая душа гибнет. Необходимо в этой жизни ощутить Христа; кто не узрел Его здесь, тот никогда не увидит и там, в будущей жизни.
Но как увидеть Христа? Путь к этому - возможно непрестанная молитва Иисусова, которая способна вселить Христа в души наши.
Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий.
Есть разные пути ко спасению. Одних Господь спасает в монастыре, других в миру. Святитель Николай Мирликийский ушел в пустыню, чтобы подвизаться там в посте и молитве, но Господь приказал идти в мир: "Это не та нива, на которой ты принесешь Мне плод", сказал Спаситель. Святые Таисия, Мария Египетская, Евдокия также не жили в монастырях. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову и Христос не оставит вас.
Да, великие наши дни. И в миру радуются в эти дни, но не по духовному: один радуется, что получил деньги, другой - чины и ордена, третий по другим причинам. Некоторые радуются, что пост прошел и наступило разрешение на все - это, пожалуй, законная радость, если только в пище не полагать главного счастья. Но в святых обителях радость о воскресшем Иисусе. Не оставляйте посещать, особенно в праздники, святых обителей, когда и меня не будет: здесь таится духовная жизнь, которая согревает душу человека.
Мне вспоминается такой случай. В одном богатом семействе был праздничный вечер. На нем одна талантливая девушка исполнила удивительно хорошо лучшее произведение Моцарта. Все были в восхищении, а у притолоки стоял лакей, подававший папиросы и вообще прислуживавший гостям, и позевывал: "И что это господа слушают такую скучнейшую музыку, вот если бы поиграли на балалаечке!". Он был прав в своем суждении, так как серьезная музыка была для него совершенно непонятна. Чтобы понимать произведения, даже земного искусства, надо иметь художественный вкус.
Напев пасхального канона составлен Иоанном Дамаскиным, и так дивно величественно составлен, что он только возвышает душу и исполняет духовной радости по мере восприемлемости каждого. Но является вопрос: где ключ для открытия радостей духовных? На это ответ один: в молитве Иисусовой.
Великую силу имеет эта молитва. Она имеет разные степени: самая первая - это простое произнесение слов: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного". На высших же ступенях она достигает такой силы, что может и горы переставлять: Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй мя, грешную, - каждому нетрудно, а польза громадная. Это сильнейшее оружие для борьбы со страстями.
Нынче радостное время - Пасха. "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Кто это - "сущие во гробех"? Это - все люди грешники, раньше мертвые для Бога, но воскрешенные к новой жизни смертью Христа Спасителя.
Ищущие Христа обретают Его, по неложному евангельскому слову: "Толцыте и отверзется вам, ищите и обрящете"; "В дому Отца Моего обители многи суть".
И заметьте, что здесь Господь говорит не только о небесных, но и земных обителях, и не только о внутренних, но и о внешних.
Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию. Это и есть внешняя обитель, исполняет же душу покой мира и радования - внутренняя обитель, которую готовит Господь любящим и ищущим Его.
***
Хорошо в Раю! Достоевский, который бывал здесь и сиживал на этом кресле, говорил о. Макарию, что раньше он ни во что не верил. "Что же заставило вас повернуть к вере?", - спрашивал его батюшка о. Макарий. "Видел Рай. Ах, как там хорошо, как светло и радостно! И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необычайной лаской. Не могу забыть я того, что пережил там, и с тех пор повернул к Богу!".
Нынче христиан не мучают на площадях, не сжигают на кострах, храмы открыты, в них совершается Богослужение, но вот грустное явление - многие и без мук отрекаются от Христа. Преследует мир рабов Христовых насмешками и презрением, и они не переносят сего. "А ты стала что-то часто в церковь ходить!", - замечают язвительно. Молчит. "Конечно, отчего не сходить в праздник, но ты, кажется, чуть ли не каждый
день ходишь да и посты начала соблюдать". Снова молчит. А иная начнет приставать: "Ты вот все читаешь святые книги, а читала ли ты Ницше и т.д., вот почитай только и сама увидишь, что они говорят", да так и засыплет неопытную именами своих богов (у них ведь тоже свои боги). "Если ты религиозна, то должна рассмотреть вопрос со всех сторон, а не бояться услышать противоположное мнение".Не надо слушать их. Не читайте безбожных книг, оставайтесь верными Христу. Если спросят о вере, отвечайте смело. "Ты, кажется, зачастила в церковь?" - "Да, потому что нахожу в этом удовлетворение". - "Уж не в святые ли хочешь?" - "Каждому этого хочется, но не от нас это зависит, а от Господа". Таким образом вы отразите врага.
Нужно помнить, что Господь всех любит и о всех печется, но, если по-людски, - нельзя нищему дать миллион потому, что он и сам погибнет, и других погубит, а рублей сто могут его поставить на ноги. И Господь лучше знает, кому что на пользу.
Нельзя научиться исполнять заповеди Божии без труда, и труд этот трехчастичный - молитва, пост и трезвение.
Старец Макарий обладал в высшей степени даром властного слова, и речи его оказывали громадное влияние на душу слушателя.
Выйдя от старца, Гоголь говорит: "Да, мне сказали правду, это единственный из всех до сих пор известных мне людей, кто имеет власть и силу повести на источники воды живой". И Гоголь переродился, он сам говорил: "Пошел я к старцу одним, вышел другим".
Умер Гоголь истинным христианином. Есть предание, что незадолго до смерти он говорил своему близкому другу: "Ах, как я много потерял, как ужасно много потерял:" - "Чего? Отчего потеряли вы?" - "Оттого, что не поступил в монахи: Ах, отчего батюшка Макарий не взял меня к себе в скит:"
Мне приходится слышать жалобы на то, что мы переживаем теперь трудные времена, что теперь дана полная свобода всяким еретическим и безбожным учениям, что Церковь со всех сторон подвергается нападкам врагов и страшно за нее становится, что одолеют ее эти мутные волны неверия и ересей. Я всегда отвечаю: "Не безпокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда - гибель".
Преподобный Варсонофий
"Преподобные старцы Оптиной пустыни. Жития. Чудеса. Поучения"
Икона Божией Матери "Неувядаемый цвет"
Апостол Фома
Ученик Христов быв божественнаго собора апостольскаго сопричастник: неверствием бо Христово воскресение известив, и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости
.Воскресенье
, 11 Апреля 2010 года. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасхи или ап.ФомыПонедельник, 12 Апреля 2010 года. Седмица 2-я по Пасхе.
Вторник, 13 Апреля 2010 года.
Радоница, поминовение усопших.Среда, 14 Апреля 2010 года.
Прп. Марии Египетской (522).
Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок 830). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прав. Ахаза. Свят. Макария, схиепископа, исповедника (1944). Преп. Варсонофия Оптинского.Четверг, 15 Апреля 2010 года.
Пятница, 16 Апреля 2010 года.
Прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (824). Мц. Феодосии девы и Ирины (307-308). Прп. Иллирика чудотворца. Мчч. Елпидифора, Дия, Вифония и Галика. Новомч. Павла (1683). Прп. Нектария Бежецкого. Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет".
Суббота, 17 Апреля 2010 года.
Прп. Иосифа песнописца (883). Прп. Георгия, иже в Малеи (IX). Прп. Иосифа многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Прп. Зосимы, обретшего Марию Египетскую (ок. 560). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341-343). Cщмч. Никиты Албанского. Прп. Феоны, митр. Солунского.
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!