"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). День памяти святителя Николая Чудотворца. Апостол любви - Иоанн Богослов. О любви к ближнему. День праведного Иова Многострадального, день рождения императора Николая II. Месяцеслов. |
С престольным праздником!
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора
егодня Святая Церковь совершает память тех, кто защищал Христову веру и кто научил нас истинной вере в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, Троицу Единосущную и Нераздельную - ныне мы вспоминаем святых отцов I Вселенского Собора. Три дня назад мы совершали праздник Вознесения Господня, ровно через седмицу будем совершать другой праздник - праздник Святой Троицы. Не случайно именно в этот воскресный день Святая Церковь совершает память этих святых отцов. Тот, кто интересуется церковной историей, знает, что после окончания продолжительных и открытых гонений на Церковь Христову враг рода человеческого, изменив свою тактику, стремился уничтожить ее изнутри. В начале IV века в Александрии возникла т. н. арианская ересь, основоположником которой был священник Арий. Он злочестиво учил о том, что Иисус Христос не является Единородным и Единосущным Богу Отцу. Он говорил, что Иисус Христос действительно Сын Божий, но лишь - по благодати, что Он - лишь творение, лишь человек, хотя и один из самых выдающихся. Арий своим ограниченным человеческим разумом никак не мог понять тайну Святой Троицы, которая непостижима для человеческого разума, а принимается верой и сердцем. И у него возникла та же самая мысль, которая возникает и сегодня у многих людей, кто Бога хочет понять умом. Гордый ум человека говорит: "Я не могу это понять, а, значит, этого не может быть".
Примерно так рассуждал и Арий: "Я не могу понять, как Сын Божий может быть Единородным, Единосущным и Единославным Богу Отцу, а, следовательно, этого не может быть! Значит, Христос является творением Божиим". Конечно, с таким злоучением, с такой ересью не могла согласиться Церковь. Почему злоучение, почему ересь? Казалось бы, внешне все благовидно - не отрицается сыновство Иисуса Христа, не отрицается Его бытие и Его близость к Богу, Он признается величайшим чудотворцем и пророком. Но отрицалось самое главное, уничтожался самый корень христианской веры. Если не верить в Иисуса Христа как Сына Божия, равного во всем Богу Отцу, то рушится все христианство, вся сотериология (учение о спасении человека). Святая Церковь учит, что Господь Иисус
Христос снизошел с небес для того, чтобы стать подобным во всем нам человеком, кроме греха; чтобы спасти человечество и человека от греха, проклятия и смерти; чтобы человеческую плоть, которая страдала, умерла, но и воскресла, вознести на Престол Бога Отца. Мы уже говорили в праздник Вознесения, какое величайшее значение имело и имеет это событие для всего человеческого рода.Не случайно в самом начале IV века святые отцы со всего тогда известного христианского мира собрались в г. Никею, который находился недалеко от Константинополя, чтобы там дать отпор этому страшному злоучению. Если бы только один Арий так нечестиво учил, то не было бы смысла собирать Вселенский Собор. Но беда заключалась в том, что у Ария было очень много сторонников, которые разделяли
его учение. И если основоположником ереси был священник, то его последователями были и епископы, и знатные сановники при дворе Византийского императора. Все это могло привести к уничтожению Церкви. Но мы знаем, что Бог поругаем не бывает. И в 325 г. 318 епископов собрались в Никее по приглашению равноапостольного царя Константина для того, чтобы единым голосом, соборным разумом засвидетельствовать истину.Идея созыва Собора была не нова, и хотя этот Вселенский Собор считается первым, тем не менее, мы знаем, что уже в 51 г., то есть в середине I века нашей эры, ученики Христовы собрались в Иерусалиме для того, чтобы высказать соборный голос по поводу принятия в христианство иудеев. Этот Собор был созван по инициативе апостола Иакова, брата Господня - первого епископа града Иерусалима. Тогда возник вопрос: как принимать иудеев в христианство - через обрезание или достаточно только крещения. И апостольский Собор постановил, что иудеев не нужно обрезывать, достаточно лишь Таинства крещения. А в 325 г. была засвидетельствована другая истина, которую все мы и по сей день исповедуем, читая Символ веры. В первом члене Символа веры мы исповедуем нашу веру в Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого мира. Со второго по седьмой член Символа мы исповедуем веру в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Который от Отца рожден прежде всех веков, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный, единосущный Отцу, Им же вся быша. Так же мы исповедуем, что Сын Божий, являясь истинным Богом, во времени и по плоти как человек родился от Девы Марии и Святого Духа. Господь, воплотившись, не только стал человеком, но и страдал, и был погребен, воскрес в 3-й день и взошел на небеса, и воссел одесную Бога Отца. И Он же - Сын Божий - вновь придет на землю, чтобы на Страшном Суде определить участь каждого человека. Этот Символ веры утвердили и научили нас ему отцы I Вселенского Собора. Как видите, не случайно Святая Церковь этот воскресный день после праздника Вознесения и перед праздником Святой Троицы посвящает этим богомудрым отцам.
А поэтому, братия и сестры, как внимательны мы должны быть во время чтения Символа веры. Многие из нас, чего там греха таить, читают его автоматически, не вникая в глубину содержания. Но ведь за каждое его слово, за каждую формулировку святые отцы отчаянно боролись, тем самым отстаивая истинную
веру. 3 июня память святых равноапостольных царей Константина и матери его Елены. Велико значение святого Константина в утверждении Христовой веры - он был не только одним из инициаторов созыва I Вселенского Собора, но так же одним из тех, кто сформулировал богословское учение, о которое разбилась вся арианская ересь. Нам известно, что у каждой Поместной Церкви, а их было в то время уже несколько - Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Римская, был свой текст Символа веры, который читался при совершении крещения. И в некоторых Символах был такой термин, относящийся к Сыну Божию - "подобосущный" Богу Отцу. Внешне он вроде бы отражал суть православного учения о Христе. Однако, по мнению отцов, еретики могли найти различные лазейки и в этом термине, а значит - продолжать толковать по-своему вопрос о Богосыновстве Христа. И здесь величайшая заслуга царя Константина, который, предложил свою формулировку, сказав, что Сын Божий не "подобосущен", а Единосущен Богу Отцу, есть одно Существо Бога Сына и Бога Отца и это - Их Божество.Еще апостол Павел в I веке, обращаясь к пастырям Церкви и всем верующим, писал: "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой" (Деян. 20,28-29). Какие пророческие слова! А, действительно, как много восстало на Церковь Христову различных "волков", которые старались и по сей день стараются уловить верующих во Христа людей в свои "сети". Поэтому, как внимательны мы должны быть к своей вере, с каким глубоким осознанием и пониманием относиться ко всему, чему учит нас Святая Христова Православная Церковь. Не только лишь признавать себя верующим человеком. Нет, братья и сестры, этого мало! Бесы тоже веруют и трепещут, но это не меняет их сущность. Нам надо не только констатировать факт своей веры, но и постигать ее глубины, чтобы всякому вопрошающему, по словам апостола Павла, мы могли дать отчет, каждому объяснить, во что мы веруем и как веруем.
Здесь я хочу привести вам пример одного из величайших святых отцов - Макария Египетского. Я думаю, многие слышали имя этого преподобного отца, читали его житие. Так вот, в его жизнеописании описан такой случай. Однажды братия, подвизающиеся невдалеке от него, решили его искусить - проверить на прочность его смирение и кротость. Придя к нему, они сказали: "Макарий, мы слышали, что ты воровал в детстве". Преподобный отвечает: "Да, было такое". Тогда они говорят: "Макарий, мы слышали, что ты
лжец". И далее: "Макарий, ты прелюбодей". А он на все это отвечает: "Да, есть и такое во мне". "Макарий, ты - еретик", - говорят ему. Но здесь преподобный категорически возражал: "Я - не еретик". И тогда эти люди в недоумении спросили, почему, когда его упрекали во всех грехах - он соглашался, но когда назвали еретиком, он был категорически против. А святой отец ответил так: "Хотя я не участвовал в тех грехах, в которых вы меня обвиняли, делом, но некими помыслами и душою, конечно же, я к ним причастен. Но когда вы назвали меня еретиком, то вы сказали, таким образом, что я вне Церкви Христовой, вне Христа, и с этим я никак не могу согласиться. Для меня быть вне Христа, вне Церкви Христовой - это все равно, что смерть". Вот, братья и сестры, как внимателен был к своему исповеданию веры этот преподобный муж. Для него любое отклонение от истины, пусть даже небольшое, значило уход от Христа, из Церкви, и, следовательно, саму смерть. А мы очень легко поступаем: сегодня придут к нам одни сектанты, начнут беседу, и мы слушаем их, в чем-то соглашаемся, а почему бы и нет? Завтра придут к нам другие, будут говорить свое, а мы и с ними начнем соглашаться, - какая разница, ведь речь идет о Христе, о Библии! А разница есть и не малая, и она заключается в том, что у них нет истины, потому что истина лишь только одна, и она - в Святой Христовой Православной Церкви! И если так святые отцы стояли за истину, то как мы должны ее беречь, хранить и нести в своей жизни и оставить как драгоценнейшее наследие своим детям и внукам. Мы благодарны своим предкам за то, что они научили нас этой вере, и дай Бог, чтобы наши потомки были благодарны нам, что мы передали им это сокровище. Это первый урок, который мы должны с пользой для самих себя извлечь из сегодняшнего праздника. Но есть и еще один, не менее значимый момент, на который я хотел бы обратить ваше внимание.Сегодня в евангельском чтении, которое мы слышали за Божественной литургией, Господь говорит замечательные слова: "Да знают Тебя единого, истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин. 17,3). Смысл жизни верующего человека заключается в том, чтобы познавать Бога. Святые отцы учат нас, что Бога можно познавать двумя способами: верой и любовью. Подтверждение этому мы можем найти в Священном Писании. "Верою познаем, - пишет
в Послании к Евреям апостол Павел, - что веки устроены словом Божиим" (Евр. 11,3). Далее тот же апостол пишет: "Без веры угодить Богу невозможно" (Евр. 11,6). Да, вера - условие необходимое, но не достаточное. Как я уже сказал, диавол верует и знает, и, тем не менее, ничто не изменяется в его сущности. А вот любовь - совершенна. И поэтому вера для нас - лишь первый шаг по направлению к Богу. А затем должна быть любовь, которой мы должны возлюбить своего Господа, и любить Его так, как говорит об этом Сам Спаситель: "Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и являюсь ему Сам" (Ин. 14,21). И в другом месте: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" (Мф. 22,37). Святитель Иоанн Златоуст учит: "Не говорит Христос: да познаешь Господа Бога твоего, но да возлюби Его; ибо всякому любящему Бога от всего сердца невозможно не прийти к познанию Сына Его. Сама Божественная любовь, в его сердце пребывающая, просвещает его". Итак, вера и любовь - два пути, идя по которым, человек способен познавать Бога.Вот, братья и сестры, те уроки, которые всем нам сегодня, в канун праздника Святой Живоначальной, Единосущной и Нераздельной Троицы преподает Святая Христова Православная Церковь. Будем молиться святым отцам нашей Церкви, молиться о том, чтобы их предстательством Господь хранил нас в вере православной! Будем стремиться к тому, чтобы всю свою жизнь полагать без остатка за соблюдение и сохранение этой истины, и будем стремиться к тому, чтобы этой истине
научить всех наших близких, чтобы и они были православными христианами. Аминь.Протоиерей Валерий Захаров. 2002 г.
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087)
ХI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.
В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.
Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.
В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе - все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить
мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно...
8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.
Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.
Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия. В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.
В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в
котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай "многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть (знает) великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его".http://www.blagosobor.ru/node/2961
В день памяти святителя Николая Чудотворца
чень мало сохранилось свидетельств о земной жизни Пресвятой Богородицы и самого любимого в православной церкви святого - Святителя и чудотворца Николая. И, наверное, это не случайно, потому что истинное смирение не ищет способа показать себя и прославиться. Смирению хорошо и в тени. Но не оставляет нас в своих Материнских заботах и попечительстве Царица Небесная. Не оставляет нас в своей любви и Святитель Христов Николай. Из опыта личной жизни мы знаем, насколько удивительно быстро подается помощь по молитвам этого святого. В каждом храме есть образ Святителя
Николая. Иногда случается так, что человек, впервые переступив порог храма и найдя образ Святителя Николая, начинает чувствовать себя как дома. В образе этого святого всякий прибегающий к нему видит того, кто наиболее близок, дорог и любим его сердцу.Мне бы хотелось напомнить Вам об одном из тысячи чудес, которые совершались и продолжают совершаться Святителем и чудотворцем Николаем. Этот случай описан Сергеем Нилусом. В рассказе повествуется об одном воре, который каждый раз, перед тем как отправиться на преступление молился Святителю Николаю и ставил перед его образом свечу. На протяжении довольно долгого времени этому человеку, можно сказать "везло". Он успешно совершал свое греховное делание и, при этом, не переставал думать, что именно по молитвам Святителя Николая у него все так удачно складывается. Однажды, во время очередного своего преступления вор был пойман. Он попался в руки простым
мужикам, которые, и вор это понял, не дадут ему уйти до тех пор, пока не побьют его, может быть, и до смерти. Вор решил спасать свою жизнь бегством. Он помчался, что есть сил и вдруг, увидел мертвую лошадь. Нестерпимое гнойное зловоние исходило от разлагающейся лошади и распространялось по всей округе. Страх перед смертью оказался настолько велик, что перед ним отступила всякая брезгливость. Вор, превозмогая себя, залез внутрь разлагающегося животного. Как же удивились те, кто бежал за вором, который вдруг стал невидим. Они подумали, что произошло чудо, земля разверзлась и поглотила этого человека. Не найдя вора, они возвратились в свое село. Вор, лежа внутри трупа, уже почти умирал от нестерпимого зловония. В это время к нему явился Святитель Николай и спрашивает: "Как тебе здесь?". Вор отвечает: "Батюшка Николай, я едва жив от смрада". Тогда Святитель, упрекая, говорит: "Вот так и мне, смердят твои свечи".Какой можно вынести урок из этого рассказа? Может быть и наши молитвы, с которыми мы обращаемся к Святителю Христову Николаю и свечи, которые мы ставим перед его святым образом, являются далеко не благоуханием, а таким же смрадом? Возможно. Но что же делать? Как исправить ситуацию в противоположную сторону? Необходимо всю жизнь стремиться к очищению своей души, стараться преобразить свои дела, слова и мысли светом заповедей Божьих. Жить, угождая Богу, искать, прежде всего, Царства Небесного и правды его, а все остальное приложится нам. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2009г
Апостол любви - Иоанн Богослов
Крепка, как смерть, любовь
(Песн. песн. 8, 6), - воспевал некогда царь Соломон, не находя лучшего сравнения для святого чувства любви. Ни премудрый царь и никто из людей в ветхозаветные времена еще не знал, что совершенная любовь неизмеримо могущественнее смерти: такая любовь была явлена миру Страстями и Воскресением Христа Искупителя и стала наследием верных последователей Сына Божия. Бессмертная любовь всевластна в духовном мире, тем более - в мире вещественном, она есть Сила Божия, с легкостью препобеждающая законы тварной природы. Так Апостол любви святой Иоанн не только воскрешал других, но и сам однажды целых четырнадцать дней пробыл невредимым во глубине моря, а затем спокойно вышел на сушу. Жестокий гонитель Церкви император Домициан приказал в числе христианских исповедников казнить и Апостола Иоанна - ему дали выпить чашу яда, но отрава не подействовала. Тогда святого Апостола бросили в котел с кипящим маслом - однако и раскаленная жидкость не повредила телу святого Иоанна, и среди мучений лицо страстотерпца Божия сияло радостью. Это зрелище настолько перепугало нечестивого императора, что он оставил попытки умертвить любимого ученика Христова, приказав сослать его с глаз долой на отдаленный остров Патмос.Апостол Иоанн Богослов прожил на земле дольше всех остальных Апостолов. Кончина его овеяна тайной. В возрасте ста лет святитель Иоанн неподалеку от просвещенного им города Ефеса попросил нескольких учеников выкопать для себя крестообразную могилу, лег в нее, закрыл лицо платком и повелел засыпать себя землей. Узнав о кончине горячо любимого пастыря, ефесские христиане бросились раскапывать его могилу - и не нашли там тела. Был ли святитель Иоанн, подобно приемной своей Матери, Пречистой Богородице, воскрешен и вознесен Господом или, как Пророк Илия, взят живым на небо - неведомо.
От пустующей крестообразной могилы святителя Иоанна многие века исходила некая пыльца с благоуханным запахом цветущих роз, исцелявшая любые болезни - эту чудодейственную пыль блаженный Августин называет манной, сравнивая ее с ниспосылаемой Небесами пищей.
Все Апостолы Христовы были казнены гонителями Церкви - все, кроме святителя Иоанна Богослова. Господь уберег любимейшего ученика Своего от смертной муки. Но умалилось ли от этого его величие? Мученический венец - это не только доблестное соучастие в Страстях Христовых, но порою - и крещение кровью, когда страстотерпец муками смывает свои былые грехи, пятнающие его святость. Так смывал с лучезарной души своей грех троекратного отречения от Господа первоверховный Апостол Петр, распятый вниз головой. Так смиренно склонял голову под меч палача просветитель народов первоверховный Апостол Павел, помнивший, что некогда в юношеском заблуждении сам воздымал меч на христиан. Все Апостолы в грозные дни Страстей Господних малодушно рассеялись - впоследствии они выжгли из душ своих этот грех мученической кончиной и воссели на Горних престолах славы. Один святитель Иоанн, хоть и дрогнул в час Гефсиманский, но тут же восстал от слабости - и свершил подвиг любви, подвиг стояния у Креста Христова. Потому пресветлый небесный венец Апостола Иоанна не нуждался в луче мученической смерти.
Можно различать два рода боголюбия. Первый подобен реке, которой удалось прорвать поставленную у ее истока замшелую плотину, - тем стремительнее течет этот поток к заветной цели. Такой была помилованная грешница, равноапостольная Мария Магдалина, таков был Апостол Павел, оставивший жестокое кровавое заблуждение, - они возлюбили много, потому что им было многое прощено. Но есть души, подобные горным ручьям, в безудержном беге своем хранящие изначальную чистоту и свежесть, - такой явилась светлая душа Апостола Иоанна.
Отрывок из проповеди Митрополита Владимира
http://www.pravoslavie.uz/Vladika
О любви к ближнему
стинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она - в Боге. Вси едино будутъ, вещал Спаситель мира к Отцу Своему: якоже Ты, Отче, во Мне, и Азъ въ Тебе, да и тии в Насъ едино будутъ (Иоанн. 17:21).
Смирение и преданность Богу убивают плотскую любовь. Значит: она живет самомнением и неверием. Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало по мало в духовную, разумную, святую.
Если же любовь твоя - пристрастие противозаконное, то отвергни её, как мерзость. Когда сердце твое не свободно, - это знак пристрастия. Когда сердце твое в плену, - это знак страсти безумной, греховной. Святая любовь - чиста, свободна, вся в Боге. Она действие Святаго Духа, действующего в сердце, по мере его очищения. Отвергнув вражду, отвергнув пристрастия, отрекшись от плотской любви, стяжи любовь духовную; уклонися отъ зла, и сотвори благо (Пс. 33:15).
Воздавай почтение ближнему как образу Божию, - почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, - и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви - не плоть и кровь, не влечение чувств, - Бог.
Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они -- образ Божий. Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.
Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви.
В христианине воздай почтение Христу, Который сказал в наставление нам и еще скажет при решении нашей участи вечной: Еже сотвористе меньшему сихъ братий Моихъ, Мне сотвористе (Матф.25:40). В обращении твоем с ближними содержи в памяти это изречение Евангелия, и соделаешься наперсником любви к ближнему. Наперсник любви к ближнему входит ею в любовь к Богу.
Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты - в горестном самообольщении. Аще кто речетъ, говорит святой Иоанн Богослов: яко люблю Бога, а брата своего ненавижу, ложь есть... Сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего (1 Иоанн. 4:20-21).Явление духовной любви к ближнему - признак обновления души Святым Духом: Мы вемы, говорит опять Богослов, яко преидохом от смерти въ живот, яко любимъ братию: не любяй бо брата пребывает в смерти (1 Иоанн. 3:14).
Совершенство христианства - в совершенной любви к ближнему. Совершенная любовь к ближнему - в любви к Богу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии. Преуспеяние в любви к Богу - бесконечно: потому что любовь есть бесконечный Бог (Иоанн. 4:16). Любовь к ближнему - основание в
здании любви. Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата царства небесного.Святитель Игнатий (Брянчанинов)
В день праведного Иова Многострадального, в день рождения императора Николая II
6/19 мая
егодня Святая Церковь празднует день памяти святого праведного Иова Многострадального. Он прошел страшный путь богооставленности и скорбей, прошел путь таких страданий, даже смотреть на которые не могли близкие ему люди. Прошел путь, может быть, еще более страшный - полного непонимания и предательства всех, кто находился вокруг, в том числе жены, друзей. Он сохранил лишь надежду и упование на Бога, да мысль, что если Господь посылает
ему все это - значит это необходимо для чего-то в этом мире. Необходимо и для него самого. Или для людей, живущих на земле вместе с ним, или для людей будущих времен.В этом своем великом терпении, правде и уповании Иов получил то, о чем мечтает каждый богопочитатель - он получил общение с Богом: Бог лицом к лицу разговаривал с ним. Говорил ему о путях Своего Промысла.
Многие поколения людей взирают на святого праведного Иова как на учителя терпения и учителя шествия к Богу.
До самых страшных бездн отчаяния доходил праведный Иов, когда говорил: "Да сгинет день, в который я родился, и ночь, когда было сказано - сегодня зачат ребенок". Он потерял все: имущество, дом, детей, свое здоровье. А потом он потерял последнюю связь с этим миром - понимание друзей и единомышленников. Три самых близких его друга, вместо того, чтобы, как они искренне желали, утешить Иова, стали выискивать его грехи, просчеты, за которые Господь его наказал.
А Иов, зная свой путь и не отрицая своих грехов, все же говорил: "Нет, нет таких страшных грехов на мне, за которые на меня могли обрушиться столь страшные мучения. Но Господь милостив и человеколюбив, не зря Он это мне посылает". Друзья, так и не смогли утешить его, пока не утешил его Сам Бог.
Иов познал, что Господь всегда был с ним и что Господь его понимает, жалеет и любит. Хотя он, Иов, никто и ничто пред Богом. Как и каждый из нас.
На вершине этих страшных испытаний господь явился ему Сам: Он умножил дни Иова, послал ему и детей, и благоденствие: Иов, примиренный с Богом, с жизнью и самим собой, закончил свой путь.
Сегодня мы празднуем память человека, имя которого стало "пререканием в людех", "притчей во языцех", по выражению Псалтири. Сегодня день рождения убиенного Императора-страстотерпца Николая II.
И сегодня так же, как некогда друзья Иова, многие наши современники, размышляя об этом человеке, претыкаются и порой, не понимая пути Божия и особого пути этого человека, не только не понимают его, но и изрыгают страшные хулы на него.
Сегодня, когда подходит время прославления его в сонме Новомучеников российских, когда множество свидетельств о чудотворениях, происшедших по его молитвам известны в России, когда благоговейная любовь к нему и молитва умножаются, многие начинают говорит о том, что не
может быть и речи о прославлении этого святого - новомученика, страстотерпца, исповедника - и вменяют ему в грех то же самое, что вменяли Иову. Он и этим согрешил, говорят они, и в том неправильно поступил.Говорят, что ах, зачем он отрекся от престола. И в жизни у него были известные человеческие слабости. За это, рассуждают, и постигла его и Россию наказание Божие. И начинают переводить жизненный путь, житие этого великого подвижника (по другому не назвать его), великого исповедника и печальника о Русской земле и о Русской Церкви, начинают переводить разговор о нем в область политическую, совершенно чуждую тому Небесному Царству, в котором пребывают души человеческие, души, отшедшие от нас.
Так же, как Иов Многострадальный, в день памяти которого родился Император Николай II, Государь знал, что ничего случайного не бывает, и знал, что после благоденствия, трудов и мира настанут страшные испытания для него, для всей России и для его семьи. Так же, как у Иова Многострадального, последним и самым страшным испытанием, которое перенес Николай, было "предательство, трусость, обман" и полное непонимание почти всех, кто находился вокруг него. Приходили люди, пытались утешить его, давали ему какие-то советы, но все эти советы были пусты: не духовны. Все эти советы были, как советы змия, все эти советы убивали и его, и Россию, и Православие. Трусость, обман, предательство - вот что царило вокруг того, быть может, единственного Императора России, который до конца осознал свое призвание, до конца осознал, что он поставлен Богом в смирении, кротости и любви вести русский народ к Небесному Царствию через этот земной путь. Пожалуй, никто из тех, кого Господь призвал на это высокое служение, в такой степени, как Император Николая Второй, не понимал этого. И Государь сподобился величайшей милости от Бога - пострадать за Христа и за Его Церковь.
Для тех, кто пребывает в смущении от сомнений по поводу того, как же он отрекся, отошел от престола в самый страшный момент истории России, напомню: когда царь возвращался в бунтующий Петроград, он был полностью изолирован, его окружали генералы-предатели, которые давали ему ложные сведения о том, что происходит, которые ждали его отречения, ненавидели единовластие в России, жаждали гнилых и страшных свобод для падшего человеческого естества, вскоре ими в полном объеме полученных.
"Везде измена, трусость и обман", - вот что записал Государь в последний день перед отречением. Везде измена, трусость и обман. Как Спасителя предал Его ученик, а любящие апостолы бежали, так и раба Божиего, служителя Господня и подражателя Христу, Николая также предали и бежали от него. И нам ли ставить это в укор ему?
То же самое произошло и в 1917 году - настала ночь, и уже ничего нельзя было сделать, кроме того, чтобы со смирением и с терпением дальше нести свой страшный крест. Когда к одному из величайших старцев, к иеросхимонаху Аристоклию, пришли в 1918 году офицеры и сказали: "Благословите, батюшка, нас воевать против бунта, чтобы вернуть Россию на прежний путь", - он сказал: "Бесполезно, гнев Божий нашел на Россию за отступление от Бога, и что бы вы ни делали, ничего не получится, только кровь прольете". То же самое говорил и старец отец Алексей (Мечев). И в этом же духе, в духе прозорливости, пророческом духе пребывал
и Император в эти дни.Он понял, что вершатся судьбы Божии над Россией, а суета и необдуманные действия будут сейчас ей только во вред. Он не уехал из России, хотя было множество возможностей: и в Англию, во Францию отбыть и в другие страны- царь остался в России для того, чтобы до конца вместе со всеми пронести свой крест. Он так и говорил: "Если сейчас в России нужна жертва, то этой жертвой буду я". Император Николай и стал этой жертвой в 1918 году в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, приняв мученическую смерть: и сам, и его супруга, и дети.
Он знал, что не случайно родился в день Многострадального Иова. Святой праведный Иов получил воздаяние, которое мог Господь ему дать во дни Ветхого Закона (только на этой земле тогда давалась радость воздаяния людям), - умножилась жизнь его, и дети, и имение. Но последователь по жизни святого страстотерпца, праведного Иова Многострадального, Государь Император Николай II, страдавший и за свои грехи, и за грехи всего народа, получил воздаяние в Царствии Небесном. И сейчас величайшим счастьем для него является молитва за тот народ русский, за который он и поныне несет ответственность как последний Император и Самодержец России. И это страшное великое послушание он пронес через жизнь, через смерть и несет в жизни вечной.
Поэтому будем молиться, уповая на Господа, чтобы Господь просветил наши слепые очи духовные, просветил наш ум, чтобы мы могли отличать неразумное, ложное благочестие от истинного пути Божьего, который есть крест, терпение и жертвенная любовь.
http://www.rusk.ru/st.php?idar=5325
Тропарь св. Царю-Искупителю Николаю II
Царства земнаго лишение, узы и страдания многоразличныя кротко претерпел еси, свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев, страстотерпче Великий Боговенчанный Царю Николае, сего ради мученическим венцем на небесех венча тя с Царицею, и чады, и слуги твоими Христос Бог, Егоже моли помиловати страну Российскую и спасти души наша.
Сыновне приветствуем и сердечно поздравляем нашего дорогого и любимого архипастыря Высокопреосвященнейшего Архиепископа Астанайского и Алматинского Александра с Днем рождения! Вознося благодарение Всеблагому Богу, молимся о ниспослании Ему крепости душевных и телесных сил и даровании многих и спасительных лет жизни к вящей радости искренне любящей Его паствы. Ис пола эти, Деспота!
|
Апостол и евангелист Иоанн Богослов
О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елико согрешихом от юности нашея, во всем житии нашем, делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы. Во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Воскресенье
, 16 Мая 2010 года Неделя 7-я по Пасхе, Отцев I Вс.Собора.Челнской иконы Божией Матери, именуемой "Умиление" (переходящее празднование в Неделю 7-ю по Пасхе). Мчч. Тимофея чтеца и Мавры (ок. 286). Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074). Прп. Петра чудотворца, еп. Аргоссийского (X). Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085), Свенской (1288), Яскинской и Влахернской.
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в7-00 и 9-00 утра
В 9-00 службу ведет настоятель храма митрофорный протоиерей Валерий Захаров
Понедельник, 17 Мая 2010 года. Седмица 7-я по Пасхе.
Мц. Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290). Прпп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV-XV). Сщмч. Еразма, еп. Формийского (303). Сщмч. Альвиана, еп. Анийского, и учеников его (304). Сщмч. Сильвана, еп. Газского, и с ним 40 мучеников (311). Прпмчч. Афродисия, Леонтия, Антония, Валериана, Макровия и иных монахов Палестинских. Перенес. мощей прав. Лазаря и равноап. Марии Магдалины. Прп. Никифора, игумена Мидикийского. Старорусской иконы Божией Матери (1570).
Вторник, 18 Мая 2010 года. Седмица 7-я по Пасхе.
Попразднство
Вмц. Ирины (I-II). Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского (1442). Мчч. Неофита, Гаия и Гаиании. Прп. Адриана Монзенского. Иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша" (1878).Среда, 19 Мая 2010 года. Седмица 7-я по Пасхе
.Прп. Додо Давидо-Гареджийского, Грузинского (596) (переходящее празднование в среду по Вознесении). Прав. Иова Многострадального (ок. 2000-1500 гг. до Р.Х.). Прп. Иова, игумена и чудотворца Почаевского
. Прп. Михея Радонежского, ученика прп. Сергия Радонежского (1385). Мчч. Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362). Мч. Варвара, бывшего разбойника.Четверг, 20 Мая 2010 года. Седмица 7-я по Пасхе.
Прп. Давида Гареджийского (VI-VII) (Груз.) (переходящее празднование в четверг по Вознесении). Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Мч. Акакия сотника (303). Прп. Нила Сорского (1508). Прпп. Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского (VI) (Груз.). Новомч. Пахомия Патмосского (1780) (Греч.). Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери.
Пятница, 21 Мая 2010 года. Отдание Вознесения Господня.
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
(98-117). Прп. Арсения Великого (449-450). Прпп. Арсения трудолюбивого (XIV) и Пимена постника (XII), Печерских, в Дальних пещерах. Прп. Арсения Новгородского, юродивого. Прп. Иеракса Египетского.Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00 утра
Суббота, 22 Мая 2010 года. Троицкая родительская суббота.
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). Прор. Исаии (VIII в. до Р.Х.). Мч. Христофора (ок. 250). Прп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.). Перенес. мощей мч. Гавриила, младенца Белостокского. Мч. Епимаха Нового, Александрийского. Мч. Гордиaна Римского. Прпмч. Николая Фессалийского. Прп. Иосифа Оптинского.
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в7-00 и 9-00 утра
В 9-00 службу ведет настоятель храма митрофорный протоиерей Валерий Захаров
Начало вечернего Богослужения во все дни - 17-00.
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!