По благословению Александра, архиепископа Астанайского и Алматинского
12 (521), 20 июня 2010 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Икона Божией Матери "Достойно есть". СКАЖИ ТОЛЬКО СЛОВО, И ИСЦЕЛЕЕТ СЛУГА МОЙ. Господь смотрит на сердце. Илиотропион или Сообразование с Божественной Волей. Тропарь преподобной (благоверной княгине) Анне Кашинской. Месяцеслов.

Икона Божией Матери "Достойно есть"

 

"СКАЖИ ТОЛЬКО СЛОВО, И ИСЦЕЛЕЕТ СЛУГА МОЙ"

о имя Отца и Сына и Святого Духа! "Скажи только слово и исцелеет слуга мой". Так в скорбях обратился ко Господу, как говорит Евангелие от Матфея, скорбящий человек, еще не знающий Бога, но слышавший о тех чудесах, которые совершал Спаситель. "Скажи только слово, и я верю, что по Твоему Божественному слову он исцелеет". Далее Евангелие раскрывает события этого обращения. "Ибо сам я человек под властью" - он был крупный военачальник. "Я скажу своему воину: иди - он идет, скажу рабу своему: сделай то - он делает. Все, что я по-человечески, как имеющий власть и силу скажу людям, - они исполняют. Но я-то сам недостоин напрямую обратиться к Богу". Что нам говорит Евангелие? Что по слову Христа, на расстоянии, был исцелен слуга военачальника. По вере иди - и да будет тебе, как исцелился этот болящий.

И невольно от этого далекого по времени слова Божественной правды, обратимся к нашему времени, к нашим дням, к нашим скорбям. Мы любим чинопочитание. Когда нам надо к кому-то обратиться за получением даже простой справки, мы так себя прихорошим, мы так себя настроим, мы так себя приукрасим, чтобы человек, немного стоящий над нами, обратил на нас внимание и исполнил наше просимое. А когда мы идем к Богу, мы идем расхлябанные, мы идем разболтанные, мы идем, не верующие в то, что Бог нам поможет. Мне, как священнику, на сегодня приходится очень часто, ежедневно, много раз встречаться с такими скорбящими обращениями людей, далеко стоящих от Бога. Но когда горе толкнуло, когда горе заставило, обращаются все же к Богу со словами: "Он болеет у меня, в семье непорядки, кто-то потерялся, кто-то куда-то ушел, что мне делать?" А человек по своей распущенной воле, забыв дорогу к храму, не желая всмотреться в этот мир окружающий, что Бог-то есть, и что к Богу-то надо обращаться напрямую - говорит: "А я не хочу молиться, не умею, я не верю, хочу чтоб так, кто-то, не затрудняя меня, мне помог".

Мы любим чинопочитание, очень любим, и оно закрывает от нас ту сторону жизни, когда чинопочитание нам не поможет, когда чинопочитание нас не поддержит. А что мешает на сегодня, когда мы видим много страшных, много трагических событий в жизни, самому человеку - обратиться к Богу? Потому что я не верю, что Бог мне поможет, потому что я не могу понять, как это совершится, как это получится, как это произойдет. И вот, начинается ковыряние в мозгах, в сознании данных личностей, не желающих всмотреться, оглянуться, присмотреться вокруг - а как же, есть еще, слава Богу, на сегодня прослойка людей русских, которые идут в храм Божий, которые молятся, которые, твои же сверстники, нашли Бога. "Приди и виждь", всмотрись в их подвиг веры, вглядись, а чем же ты умнее, могущественнее, толковее нас с вами? А чем? Да ничем. Своей пустотой, своей жестокостью, своим упованием на силу кулака. Убить человека ничего не стоит. Заказать убийство ничего не стоит, человека ограбить ничего не стоит, человека оболгать, обесчестить ничего не стоит. Человека толкнуть на путь преступления - ничего не стоит. И они-то, люди, князи мира сего, как животные, кувыркающиеся в своей грязной жизни, они стараются все больше и больше привлечь на свою сторону в эту грязь жизни подобных себе молодых людей. И отдаемся, и идем, улица выше оказывается той святости жизни нашей, той крепости, того могущества, чем живет на сегодня наша Родина.

Нас стремятся именно унизить, именно затоптать, именно всеми силами увести от Бога, хотя за плечами у нас на сегодня кровавый двадцатый век. Я в войну спрашивал немцев, почему же вы не жили по-коммунистически? Ведь у них все завершилось в 18-м году. Роза Люксембург - сразу с петлей на шею, сразу к стенке. А нам они дали Ленина, потому что на 13-й год мы были впереди планеты всей - и по хлебу, и по мясу, по всему, и вот это пугало Запад - от Запада бы ничего бы не осталось. Тогда еще и верили, и было много угодников Божьих, предупреждали - русский народ очень страшно будет наказан Богом за свое богоотступничество. Получили по полной программе, и когда мы сегодня вступили в 21-й век - мы видим, как сегодня зло изобильно разлилось по лицу страны. Мы видим - наркомания растет. Мы видим, как наши дети 13-15-17 лет - бутылка в руках, сигарета в зубах, утром идет на службу, качаясь. Зачем? Где ж мамка? Куда она смотрит? Где родители, куда они глядят? Что они думают? - Ешь, пей, веселись. Ведь вас предупреждали, а вы, обольщенные улицей, считаете, что с нами ничего не случится, с нами ничего не произойдет - ну и получите. По всей программе.

Потому что надо нам иметь твердость веры, нам надо понимать, что к Богу надо идти, Богу надо молиться, Закон Божий, правду христианской жизни надо исполнять. Надо верить, верить не грязи жизни, верить не тем сектантам, не той катакомбной церкви, которой никогда и не было, не тем, которые как поганки растут на теле русского народа. А верят, идут за ними, не спросив бывалых. Что, мы жизни не знаем и не понимаем? Мы прекрасно понимаем все. Зачем? Зачем еще раз унижать Мать-Россию, зачем мы сами на себя навлекаем гнев Божий. Зачем? Или мы не знаем, или мы за 1000 лет - непросвещенные светом Православия, или мы не знаем Бога, не знаем своих святых угодников Божьих?

Вот, вспоминаю, сегодня - 60-летие моей Орловской битвы, тогда бомбили нас полную ночь без перерыва - я жив-здоров, я молился Богу. В шестнадцать меня уже угнали, Бог сохранил, я шел с Богом, и никакие силы ада не уничтожат нас с вами, если мы пойдем за Богом. А учителей, наставников нашей веры - хоть отбавляй. В храм Божий надо ходить молиться. И если Спаситель помог этому военачальнику, смирившемуся перед Богом, обратившемуся к Нему с просьбой об исцелении его слуги, - неужели нам, русским, славным, православным христианам Бог не поможет? Так думать - это кощунство. А вот приди, попроси, помолись. Это ваш долг. Нельзя же так жить - вы детей не учите молитве. Не давайте детям отдыхать от Бога, научите, поднимите, поставьте маленьких перед иконой. А вы сами - далеко стоящие от Бога. Надо - значит надо. И поэтому, чтобы не плакать, чтобы не рвать кофту на своей груди, чтобы не проклинать тот час, когда вы отпустили детей - думайте, думайте, думайте крепко. Думайте основательно: заботиться надо о детях молитвою Веры, заботиться надо их духовно наполнить, чтобы они, глядя на вас, на вашу Веру, сказали, что я такой Веры нигде не видел, как у нас православных, как в нашем с вами храме. Чтоб они учились познавать Бога, чтоб они осознали - вот так надо молиться Богу, чтоб они пришли к Богу, как вы пришли, - и тогда, поймите, скорбей не будет, как их не было (были, но другого характера) в моей жизни - Бог сохранил.

Надо верить, так надо молиться, так надо обращаться к Богу - и тогда мы получим благодать Божью. А не так - "Ты молись, а я ничего не буду делать, никаких предпринимать со своей стороны усилий помощи страдающим, жаждущим, требующим - не буду". И никто из вас не скажет: "Я не знала, нас не учили". Вы скажите правду - это вам не надо, как не надо тем, которые приходят - и сразу к Чаше, как будто это таблетка. Отойди, встань туда, помолись с нашими прихожанами, в моей семье, это моя семья - вот тогда мы вас пустим к Чаше Жизни, а не так, "на ура".

Вот так надо верить, так надо искать Бога, так надо обращаться к Богу и просить, чтобы и за нас помолились, когда нам трудно, когда нам горестно, когда нам печально, когда так необходима помощь Божья Аминь!

Протоиерей Василий Ермаков

http://www.serafim-kupchino.ru/

Господь смотрит на сердце

 Сердце есть жертвенник, на котором приносится Богу благоугодная жертва.

Святитель Тихон Задонский

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно" (Быт. 4, 13). Можно ли было так говорить пред лицом Бога, строгого, конечно, в правде, но и всегда готового миловать искренне кающегося? Зависть помрачила здравые понятия, обдуманное преступление ожесточило сердце - и вот Каин грубо отвечает Самому Богу: "Разве я сторож брату моему?" (Быт. 4, 9). Бог хочет умягчить его каменное сердце молотом строгого суда Своего, а он не поддается и, замкнувшись в своем огрубении, предается той участи, какую приготовил себе завистью и убийством. То дивно, что после того он жил, как и все, имел детей, устраивал семейный быт и житейские отношения, печать же отвержения и отчаяния все лежала на нем. Стало быть, это дело внутреннее, которое совершается в совести, из сознания своих отношений к Богу, под действием тяготящих ее дел, страстей и греховных навыков. Да внемлют этому в особенности теперь! Но вместе да воскресят веру, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, хотя на умягчение сердца, конечно, потребуются и время, и труд. Но ведь - или спасение, или погибель!

 Свт. Феофан Затворник

 Видишь два яблока, извне равно красивые и приятные, но внутри не одинаковые - одно внутри гнилое и смрадное, другое такое же, как и извне. Разумей, что так бывает и в делах человеческих. У многих дела извне кажутся равно похвальными, но внутри различаются, ибо не от одинакового сердца и исходят намерения...

Например, один дает милостыню ради любви Божией и ближнего, другой ради самолюбия и тщеславия: этот тщеславен и самолюбив, а первый истинно милостив. Один у оскорбленного просит прощения, жалея, что ближнего опечалил, а другой также просит прощения у обиженного, но ради того просит, чтобы на него не искал суда, и так не причинил бы ему беды; этот страдает самолюбием, а первый истинно любит брата... Так и в прочем могут быть равны внешние дела человеческие, но внутри, в сердце, не равны. Мы их, по мнению нашему, считаем равными, ибо только на внешнее смотрим; но Бог, Который видит и испытывает глубину сердца, судит иначе, как говорит Господь Самуилу, когда тот пришел в Вифлеем помазать одного из сынов Иессеевых на царство и хотел совершить это над Елиавом: "Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце" (1 Цар. 16, 7). Этот пример и рассуждение учат тебя тому, чтобы твои дела, которые извне кажутся похвальными, и внутри, в сердце, были добрыми, и всякое внешнее доброе дело исходило от доброго сердца, если хочешь угождать Богу.

 Сердце человеческое пусто быть не может, но непременно занято или враждой, или любовью к какой-нибудь вещи. Если враждой занято, такие и плоды приносит: ссоры, драки, убийства, обиды, злословия, проклятия, ложь, обманы, клевету, осуждение, презрение, уничижение, насмешки и прочее, тому подобное. А если любовь живет в сердце, оно являет и плоды любви, приятные как чистейшим очам Божиим, так и благоразумным людям.

 Сердце подобно сосуду. Полный сосуд, наполненный водой или чем другим, ничего иного в себе не вмещает. Напротив, сосуд пустой удобен к восприятию всего. Поэтому люди освобождают сосуд, когда что другое хотят в него влить или положить. Так и сердце человеческое: когда свободно и не имеет в себе мирских и плотских прихотей, удобно к восприятию любви Божией, а когда наполнено любовью мира сего и плотскими похотями и греховными пристрастиями, тогда любовь Божия в него вместиться не может. Сребролюбием, самолюбием, славолюбием, гневом и памятозлобием, завистью, гордостью и прочими беззаконными пристрастиями исполненное сердце как может вместить в себя любовь Божию? "Что общего у света с тьмою?" (2 Кор. 6, 14)?

 Святитель Тихон Задонский

Макарьевский листок №28

http://www.makary-monastery.ru/

Илиотропион или Сообразование с Божественной Волей

Отрывок

Книга Четвертая

Отклонение препятствий, мешающих сообразоваться в с волей Божьей.

III. Способы покорности воле Божьей.

оля никакого ангела и никакого человека не может быть доброй волей, если она не согласна с Божьей волей; и насколько наша воля ближе согласуется с Божьей, тем она добрее и совершеннее, и на оборот: чем она менее подчиняется Божьей воле, - тем бывает хуже и злобнее. Одна Божественная воля есть образ и наставление для деятельности всех прочих небесных и земных воль, и ни одна из них не сделается доброю волей, если не будет в своих желаниях и действиях приближаться к Божественной воле.

Беседа блаженного Августина

арственный пророк Давид во многих псалмах хвалит правых сердцем.

Блаженный Августин, объясняя эту правоту обширнее, говорит: смотрите, сколь многие прекословят Богу, как многим неприятны дела Его? Если Бог творит что-либо против воли человеческой, то Он есть Господь, и знает, что творит. Он более обращает внимание на пользу нашу, чем на наши пожелания; желающие же следовать более своей воле, нежели Божьей, хотят склонить Божью волю к своей воле, и отказываются исправить собственную волю по образу Божьей воли.

Правым подобает похвала

то - эти правые сердцем? - Это те, которые волю свою, свое сердце, предают Божьей воле, и если смущает их человеческая немощь, то поддерживает их и ободряет Божественная Правда. Иногда смертное их сердце скрывает в себе тайное пожелание, подходящее ближе к их обстоятельствам и делам: но как скоро уразумеют они, что Бог иначе хочет, то предпочитают Высочайшую волю своей воле, Всемогущую и лучшую Волю - своей немощной и ошибочной, и охотнее следуют совершеннейшей Божественной воле, чем воле человеческой. Насколько Бог превышает человека, настолько воля Божественная благотворнее воли человеческой. Ты желаешь себе приятного, вместо того получаешь печаль, когда не сбылось твое желание - сейчас же вспомни о Боге, Который выше тебя. Ты нижний чин - Он главнокомандующий. Он Создатель - ты Его творение. Он Господин - ты раб. Он Всемогущий - ты немощный. Потому исправь себя, покорись Его воле и возгласи к Нему смиренно: Отче мой! сотвори не как мне желательно, но как Тебе угодно (Ср. Матф. гл. 26-ю). В таком смысле сердце твое - право, и ты будешь правый сердцем, и тебе подобает похвала, ибо правым подобает похвала. Не так поступают неразумные самолюбивые люди: они хвалят Бога тогда, когда им только хорошо, и ропщут, когда им не удается что-либо по их воле.

Опомнись неразумный! Ты уподобляешься несмысленному дитяти в доме его отца: оно любит отца, когда тот его ласкает, и изъявляет отцу неудовольствие, когда он обходится с ним построже и наказывает: оно не понимает, что и ласкающий, и наказывающий его отец готовит для него самую лучшую будущность. Чем же заслуживают похвалу правые сердцем? Своим богоугодным поведением. Послушай праведного исповедующегося пред Богом: "Благословлю Господа на всякое время, хвала Ему непрестанно в устах моих" (Пс. 33:2) на всякое время, везде и всегда, в благополучии и в неблагополучии. Ибо если только в счастье, а не в печали, то как же на всякое время? как же всегда? Говорят: людн при удовольствии радуются и веселятся, поют и хвалят Бога - порицать их за это не следует. Однако следует признавать в Боге и наказующего Отца, не роптать против Него, но исправлять себя, чтобы этим не лишить себя благословения Божьего и наследия в небесном царствии. Правым подобает похвала.

Кто же эти правые? Это те, которым все то приятно, что Бог посылает; это те, которые, находясь и в тяжких искушениях, хвалят Бога и говорят с многострадальным Иовом: "Господь дал, Господь и взял: да будет имя Господне благословенно" (Иова 1:21)!

Таковым правым подобает похвала, а не тем, которые сначала хвалят Бога, потом ропщут против Него. Научитесь благодарить Бога в радости и в скорби; научитесь чувствовать в сердце то же, что каждый человек повторяет машинально: "как Богу угодно." Есть даже людская поговорка, что наказание во многих случаях - спасительно. Помня наставление это, кто не станет повторять ежедневно: как было угодно Господу, так и сделалось: буди имя Его благословенно!

Пример Спасителя

редыдущая беседа блаженного Августина очень хорошо объясняет и доказывает необходимость для благоденствия человека покориться воле Божественной. Это сознавали все добродетельные и богоугодные люди. И действительно покорность во всем воле Божьей служит основанием всех добродетелей, служит добрым началом христианской жизни и блаженным переходом ее в вечную жизнь загробную. Но остановливаться на половине беседы блаженного Августина не следует, потому что этим мы лишили бы всех истинно верующих возможности воспользоваться свидетельством просвещенного Богом писателя и наставника.

Этот боговдохновенный архиерей доказывает, что и в бедах и в злоключениях, постигающих нас, мы не должны ни малейшей черты переступать из круга воли Божьей. Он говорит: многократно повторяли мы, что правые сердцем те, которые во всю жизнь свою не противятся воле Божьей, которая благоволит, чтобы ты был иногда здоровым, а иногда больным. Когда ты здоров, тебе приятна воля Божья, а когда болен, она горька тебе - и здесь ты не прав. Почему? - Потому, что не желаешь следовать воле Божьей, но хочешь, чтобы Божественная воля соглашалась с твоей. Она права, а ты не прав; ибо твоя воля обязана следовать Божественной воле, а не наоборот. В таком случае ты будешь иметь правое сердце, когда на вопрос: хорошо ли тебе живется? ответишь - "Благословен Бог утешающий." Трудно ли тебе живется? - "Благословен Бог испытывающий и исправляющий меня." Если так поступаешь, то имеешь правое сердце, и со святым Давидом поешь в тайнике твоего сердца: "Благословлю Господа на всякое время, хвала Ему непрестанно в устах моих" (Пс. 33:2).

Не только святой Августин преподаёт это наставление, но и прежде него царь Давид оставил нам поучительный пример. Когда он бежал от преследования своего непокорного сына Авессалома со священниками, несшими перед Давидом Кивот Завета Господня (Высочайшую Святыню народа Израильского), как бы в защиту от преследования, тогда царь Давид, приказывая возвратить Кивот на прежнее его место, сказал: "Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть Его и красоту жилища Его; а если Он скажет так: нет Моего благоволения к тебе; то скажу Ему: "вот я: твори со мной, что Тебе благоугодно" (2 Цар. 16:25, 26). Так говорил могущественнейший царь находясь в бегстве и величайшем унижении, но истинно понимая значение Высочайшей воли: он, всем сердцем вручая себя воле Божьей, говорит: если Богу будет угодно, мы возвратимся в Иерусалим, а если нет на то Его благоволения, да творит Он лучшее, как Ему угодно.

О, благочестивые христиане! Если бы и мы так благоразумно, согласно своему долгу, рассуждали, то удобно могли бы достигнуть всего: не было бы нам никакого неудобства в перенесении самых тяжких бедствий, ничто бы не тяготило нас, и все охотно принимали бы с радостью по воле Божьей.

Христос в Гефсиманском саду дал нам своим примером единственное истинное наставление к долготерпению во всяких скорбях, показывая, что всего для нас полезнее предавать себя всесовершенно в волю Отца Небесного, говоря: "скорбь моя велика: спаси меня Отче, но не моя воля, а Твоя да будет"! И как истинно обнаружилось это в Богочеловеке? - прежде молитвы начал Он скорбеть смертельно и тосковать, даже ужасаться предстоящей Ему смерти; после же молитвы, предав Себя всецело воле Отца Небесного и как бы получив новую силу, говорит ученикам: "вставайте, идем, мужественно встретим врагов, положим начало кровавому подвигу."

Изрядно об этом рассуждает блаженный Августин: как объяснить то, что Христос Господь, являя в Себе человека, уча нас богоугодной жизни, и вместе с тем дающий нам жизнь, обнаруживает в Себе человеческую некоторую собственную волю, которая есть как Ему, так и нам одинакова? - Ответ: Христос - глава наша, а мы - члены тела Его. Он возгласил к Богу Отцу, как человек: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия" в этом воззвании обнаружилась человеческая воля, но воля человека, желающего иметь правое сердце, и просящего об исправлении его, если бы погрешил в чем: "впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Матф. 26:39). Этим Христос желал показать нам, что в Нем было собственное (человеческое) хотение, желающее иного, нежели Бог желает.

Повелением Художника живёт Его творение

в. Екатерина Сиенская говорила о самой себе: "Христос вразумил меня устроить себе таинственный дом внутри сердца моего.

Что же это за дом? - Это соединение человеческой воли с Божественной волей. Дом этот при переходе в него кажется тесным, но желающий привыкнуть к нему находит его весьма скоро просторнейшим самого неба и безопаснейшим неприступных замков. Сюда возбранено вторгаться всяким смутам: это непреодолимая твердыня, безопасная от всех бед, которой не могут вредить ни горние, ни земные силы. Кто свою волю содержит во всем покорной и не отделенной от Божьей воли, для того весь закон его деятельности сводится в одно основное положение: "чего хочет Бог, то пусть Он и творит со мной."

Истинно сказал блаженный Августин: настанет болезнь моя, настанет и успокоение мое; за скорбью последует и радость. Золото не блестит, когда находится в горне: оно получает свой блеск уже впоследствии, в золотой монете или в золотом украшении. Однако предварительно должно пройти оно через огонь или через горнило, чтоб очиститься от ржавчины и получить свой блеск. Горнило это изображает собою весь мир: там плевелы (полова, мякина), там золото, там огонь, там распоряжается и сам художник. В горниле сгорают плевелы, а золото очищается; те в пепел обращаются, а это от ржавчины отделяется. Скажем определеннее: горнило - это мир; плевелы - беззаконники; золото - праведники; огонь - печаль; художник - Бог. И так чего хочет и что повелит художник - то я и делаю; к чему бы Он ни назначил меня - повинуюсь: Он велит терпеть, Он же знает и очистит от скверны греховной. Если и воспламеняются плевелы, желающие и меня опалить и как бы истребить - они в пепел обращаются, а я очищаюсь от грязи; почему? - потому, что Богу покоряется душа моя.

Вот истинное повиновение воли человеческой воле Божественной! Оно есть начало всякого добра. Справедливо сказал некто из писателей, что нет большей и благоприятнейшей Богу жертвы, как поручение себя во всякой скорби или бедствии всецело благоволению Божьему, т.е. Его святой воле.

В древности Авраам повиновением Богу стяжал себе громкую похвалу. Бог, чтобы показать всему миру, что Авраам самые трудные и неудобоисполнимые повеления Божьи готов был исполнять охотно и безусловно во всей точности, - Он, разнообразно изменяя одно повеление Свое и заменяя другим, более трудным и ужасающим всю душу, утруждал дом его, испытывая покорность его. Но Авраам, по всякому мановению воли Божьей, готов был беспрекословно, усердно, всеми силами своего духа исполнить каждое повеление Божье и исполнял в точности, поручая себя всецело воле Божьей. Священные книги Ветхого Завета повествуют, что Авраам десять раз был жестоко испытываем в том, всегда ли он будет покорен Богу; вот те испытания:

Бог повелевает Аврааму оставить свою родную землю (Месопотамию), родственников и дом отеческий и идти в неизвестную землю (Быт. 12. 1).

Авраам является в земле Ханаанской пришельцем, странником и терпит скудость в пище, и потому временно поселяется в Египте (Быт. 12:10).

В Египте Авраам в отчаянии от угрожающего ему лишения жизни, а жена его Сарра - от лишении ее целомудрия (Быт. 12:10-20).

При возникновении споров и несогласия между пастухами скота Авраамова и пастухами скота Лотова, Авраам принужден был разлучиться с Лотом, которого любил как сына (Быт. 13:7-18).

Для освобождения из плена Лота, принужден был Авраам с домашними своими (которых было у него 318) идти сражаться против четырех царей (Быт. 14:11-23).

Авраам, по настоянию Сарры, принужден был выгнать из дому верную служанку и уже жену свою (Быт. 16:5-16).

В старости принимает Авраам обрезание по повелению Божью (Быт. 17:9-11).

Авимелех, царь Гератский, отнимает у Авраама жену его Сарру (Там же гл. 20); но во сне ночью в следствие угрозы Божьей Авимелех не прикасается к Сарре и возвращает ее Аврааму с выговором за то, что он назвал жену свою сестрою.

По повелению Божьему вторично изгоняет Авраам Агарь с ее сыном Измаилом (Быт. 21:12-20).

Последнее и самое ужасное испытание Аврааму было повеление Божие принести в жертву единородного, возлюбленного своего сына Исаака, на котором сосредоточивались все надежды Авраамовы (Быт. 21:2-18).

 Вот указание явных бедствий и печалей Авраама, исключая многие другие случаи, встречающиеся каждому в жизни. Однако Авраам остался тем же Авраамом без всякой перемены, самому себе подобным, истинным и совершенным исполнителем воли Божьей. Он хорошо понимал, что только в совершенной преданности себя в волю Божью находить можно благонадежную отраду в окружающих нас бедствиях.

Примечание. Здесь прилично заметить, что гора Мориа, на которой должна была быть принесена жертва Богу, обратилась в поговорку; с тех пор и до сего времени говорят: "на горе Господь усмотрит"; "вот гора: Господь усмотрит" (Быт. 22:14).

Все скорбящие и обремененные, взойдите на эту гору для своей отрады! Да будет известно всем страдальцам, что Бог прежде веков предвидел все теперь случающееся с нами, и с тем вместе определил, что это сбудется в свое время; поэтому то же провидение Божие управляет и ходом самого события.

Лучшее противодействие злу

овершающиеся разорения и многоразличные бедствия бывают попускаемы Богом. Это открывается из следующего сравнения и из отдельного рассмотрения каждого вида этих бедствий.

Очень хорошо всем известно, что ни государство не отвратит наступающей на него войны, или угрожающей заразы (напр. чумы, холеры и т.п.), ни отдельный человек не предотвратит - один болезни своих ног, другой - расстройства желудка, а тот - горячечного бреда. Все эти бедствия зависят от воли или от попущения Божьего. Каким же образом государство не допустит военного разорения, когда война уже в разгаре, и что сделают люди для излечения своих болезней, когда они их уже постигли? Могут ли они противиться воле Божьей? - не могут. Неужели не предоставлено им никаких средств для своего спасения? Предоставлено, но с условием, если будет на то Божье благоволение и допущение. Как поступил Авраам на горе Мориа, когда он, повинуясь воле Божьей, должен был вонзить жертвенный нож в сердце Исаака? Он, слыша от Ангела голос Божий об отмене Божьего прежнего повеления, увидел ягненка, запутавшегося в ветках рогами, пошел и принес его, и возложил на жертвенник вместо сына своего Исаака.

Подобным образом царство, отягощенное войной, страна - мором, человек - мучимый болезнью, да рассмотрят, какие средства приличны для прекращения того или другого бедствия, и потом пусть употребляют их. И если Богу будет угодно все означенные бедствия предупредить, удалить или облегчить, Он пошлет овна жертвенного (т.е. спасительное средство) для утоления того, другого или третьего зла. Если же ничто не поможет, то будет явно, что Бог желает, да принесется в жертву Исаак, т.е. царство будет завоевано, страна опустошена язвой, человек умрет от болезни.

Таким же образом судить следует и о всех других бедствиях и печалях. Где посылает Бог помощь, там освобождается Исаак, а где нет Божьей помощи, Исаак неизменно будет заколот на жертвоприношение. Итак человек должен во всех приключениях своей жизни повиноваться охотно Божьей воле. Наилучшее средство противодействовать всякому злу - это всегда просить Господа, чтобы помог Ему повиноваться, и во всех своих обстоятельствах ум свой покорять Высочайшему Разуму.

Ременский архиерей Ремигий, предвидя страшный неурожай хлеба и большой голод на будущий год, собрал большие запасы пшеницы для пропитания убогих. Но негодяи из числа тех же людей, о коих он заботился: пьяницы, развратники, говорили между собою: что задумал наш веселый старик (ибо архиерей уже более 50-ти лет священствовал): не новый ли город хочет строить, что столько приготовил пшеницы? Не хочет ли установить новые налоги? Соберемся вместе на совет, как бы ему сделать вред: выбрали они удобное время, сделали заговор поджечь архиерейские житницы. Решили привести в исполнение злую свою волю; вышли из домов своих к житницам, один из них подложил огонь, говоря: посмотрим, как вмиг все это богатство обратит огонь в пепел! Этот дерзкий поступок безумных людей тотчас же достиг ушей архиерея; не теряя времени, сел он на коня и с необыкновенной скоростью прибыл на пожар. Но видя, что огонь уже всюду распространился, и никакими силами уже не может быть погашен, архиерей, хотя ему больно было о потере, а еще больнее о безумных поджигателях, не опечалился, не произнес какого-либо безрассудного слова, или ругательства на виновников злодеяния. Он слез с коня, подошел ближе к пожару, на сколько было возможно, как бы желая погреться, и произнес эти слова: "тепло всем и всегда приятно, тем более мне, старику." Вот сердце незлобного человека, предавшего себя всесовершенно воле Божественной; а поэтому никаким возмущениям не подверженного. Он очень хотел бы погасить пламень огня, но как никакой разум, никакая сила недостаточны для этого, то он предоставил все на волю Божью, произнося слова Иова: "Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! " (Иов. 1:21).

Так должно поступать во всяком приключении. Если не можем сами ничего сделать в желаемом деле, то предоставим его Богу, говоря от всего сердца: буди воля Божья, да пожрется Исаак, когда не случится ягненка - если Бог это повелевает. Да погибнет дом, пусть разорится имение, только да будет воля Твоя, Господи, в нас.

Никогда не следует роптать

еснопевец, настраивая свои гусли, до тех пор натягивает или ослабляет на них струны, пока они не будут гармонически согласны одна с другой.

Так всякий, желая всего себя поручить управлению воли Божьей, обязан обучать, принуждать, покорять и приспосабливать собственную свою волю воле Божественной столь долго, пока она привыкнет быть согласной во всем с ней, говоря словами Давида: "Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое" (Пс. 61:2).

Слова эти в Еврейском тексте имеют такое значение: Так не станет противоречить, промолчит, душа моя Богу; ибо у Него спасение мое. Это вполне согласно как с нашей темой (о соглашении нашей воли с Божьей), так и с расположением сердца царя Давида. Он как бы говорит: "во всем, что ни случится со мной благоприятном, или неблагоприятном - Божьей воле во всем я не противлюсь, и определения Божьи принимаю. И если бы обрушились на меня все бедствия, не возропщу я. На всякое попущение Божье ни одного не пророню слова, распоряжением Божьим я всегда буду весьма доволен. Все непереносимые и горькие приключения могут быть вполне переносимы и умеряемы мужественным терпением."

Всякий, кто захочет подражать кроткому царю Давиду, легко может это сделать, если только смирит он собственное сердце свое по примеру кротости Давидовой. Воистину, он все ему противное или злые с ним приключения, претерпит мирно и без неудовольствия, никакое слово огорчения или недовольства не выйдет из его уст.

Изволение Божье во всех приключившихся ему неудоботерпимых бедах будет для него отрадой; никогда не будет он отягощен до того невыносимыми бедами, чтобы он пал под ними и не возгласил бы с благочестивым мужем: Отче святый! Ты так устроил, Твоя была на это воля, и это совершилось по Твоему мановению. Без Твоего соизволения и предведения Твоего и без причины (которая во мне) ничего со мной не случилось бы неприятного, как и вообще без причины ничего не бывает на земли: вот я, возлюбленный Отче; я весь в Твоих руках, и преклоняюсь под жезл (палицу) Твоего наказания: бей меня по хребту, по шее, чтобы я неправоту мою исправил, и покорился благой и всесвятой воле Твоей, и паче всего, всегда, везде и во всем стремился бы к познанию оной и безропотному исполнению ее. Отвергающие это наставление не будут преуспевать в благочестии, всегда будут учиться и не возмогут достичь истины. Напротив, ищущие прилежно познания воли Божьей и исполняющие ее на деле, все неприятное не только переносят терпеливо, но и с благодарностью обращаются к Богу за низпосланное им вразумление.

Некто из мудрых учителей справедливо выразился: "считайте тот день потерянным, в который вы, ради любви к Богу, не победили себя самих (т.е. своеволия своего)."

Митрополит Тобольский и всей Сибири Иоанн Максимович

http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/iliotropion.htm.sav1

"Достойно есть"

ей чудотворный образ пребывает в удивительном, единственном в мире городе - в административном центре Святой Горы, носящем имя Карея. Некогда именно здесь С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери "Достойно есть". Вместе с храмом она пережила многие невзгоды, но оставалась невредимою и вот уже второе тысячелетие озаряет весь православный мир.Как явствует из самого ее названия, история этой иконы связана с православным песнопением "Достойно есть". В X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник этому не удивился - обителей на Афоне много, многие отшельники живут и в горах, порою спускаясь к своим собратьям. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов "Честнейшую Херувим" таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному, добавляя перед "Честнейшую" слова "Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего". И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери "Милующая", стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, сделался невидимым, а икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет. Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери - еще одну в чреде тех, что люди узнавали от ангелов ("Слава в Вышних Богу", "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф", Трисвятое "Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас").

С тех пор ангельская песнь "Достойно есть:" поется во время каждой Божественной литургии по всему миру - везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на соборе, вознесли молитву Богородице "Достойно есть:", камень же с начертанными на нем словами отправили в Константинополь патриарху как свидетельство чуда. А икона, перед которой впервые на земле была воспета сия молитва, с тех пор и стала называться "Достойно есть". Вскоре икону с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне.

http://images.google.ru/

Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы "Достойно есть"

О, Пресвятая Дево Богородице, в скорбях наших едино утешение! Тобою, Дево Богородице, пение послушника афонского чудесне дополнися: восполни убо и наша силы духовные, яко да возможем достойно пети Тя, воистину рождшую Спасителя миру. Вознеси моление к Сыну Твоему о нас, да не оскудеет вера в нас грешных, юже диавол исхитити тщится в рабех твоих и во всем христианском роде. О сих сокрушенным сердцем помолимся. Помози нашему маловерию, еже в нас дела злонравныя посеявает, самолюбие же и гордыню, сребролюбие и сластолюбие, невоздержание и пианство, от нихже да избавимся предстательством Твоим, Пречистая, и да сподобимся спасение получити благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает честь, благодарение и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Святым и Единосущным Ему Духом, во веки веков.

 

Тропарь преподобной (благоверной княгине) Анне Кашинской

Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине, Анно: яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши в лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя: моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Православный Календарь с 20 Июня 2010 г. по 26 Июня 2010 г.

Воскресенье, 20 Июня 2010 года. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Петров пост. Сщмч. Феодота Анкирского (303). Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304-310). Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в7-00 и 9-00 утра

В 9-00 службу ведет настоятель храма митрофорный протоиерей Валерий Захаров

Понедельник, 21 Июня 2010 года. Седмица 5-я по Пятидесятнице. Петров пост. Вмч. Феодора Стратилата (319). Свт. Феодора, еп. Ростовского и Суздальского (ок. 1023). Обретение мощей блгв. князей Василия и Константина Ярославских (1501). Прп. Ефрема, патриарха Антиохийского (545). Прп. Зосимы Финикийского (VI). Новомч. Феофана Константинопольского (1559) (Греч.). Ярославской (XIII) и Урюпинской (1827) икон Божией Матери.

Вечером, акафист вмц. Варваре

Вторник, 22 Июня 2010 года. Петров пост. Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского (444). Прп. Кирилла, игумена Белоезерского (1427). Прп. Александра, игумена Куштского (1439). Мцц. Феклы, Марфы и Марии в Персии (346). Коломенской иконы Божией Матери.

Вечером, акафист Успению Божией матери

Среда, 23 Июня 2010 года. Петров пост. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (361-363). Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Собор Рязанских святых. Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). Собор Сибирских святых. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313).

Вечером, акафист свт Николаю архиепископу Мир Ликийских чудотворцу (нараспев)

Четверг, 24 Июня 2010 года. Петров пост. Апостолов Варфоломея и Варнавы (I). Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572). Перенес. мощей прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского. Иконы Божией Матери, именуемой "Достойно есть" ("Милующая") (X).

Вечером, акафист вмч. Пантелеимону

Пятница, 25 Июня 2010 года. Петров пост. Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734). Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения Коневского (1447). Прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV-XVI). Прп. Стефана Озерского, Комельского (1542). Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Египетских (IV).

Вечером, акафист священноисповеднику Николаю митрополиту Алматинскому (нараспев)

Суббота, 26 Июня 2010 года. Петров пост. Мц. Акилины (293). Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370). Прпп. Андроника (ок. 1395) и Саввы (XV) Московских. Мц. Антонины (284-305). Прпп. Анны (826) и сына ее Иоанна (IX). Свт. Антипатра, еп. Бостры Аравийской.

Утром, акафист Божией Матери в честь иконы "Почаевская"

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00 утра

Начало вечернего Богослужения во все дни - 17-00.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz