"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Великомученик и целитель Пантелеимон. Икона Божьей Матери "Умиление". Преподобномученики Серафим и Феогност Алматинские. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (медовый Спас) Месяцеслов. |
Великомученик и целитель Пантелеимон
Неделя 11-я по Пятидесятнице
ритча о жестоком заимодавце начинается со слов: "Царство Небесное подобно царю", и это значит, что тайна прощения сокрыта в Божественной благодати, в тайне Царства Небесного. Царь, требуя отчета у своих рабов, находит среди них одного, который должен был ему десять тысяч талантов. Сумма такая громадная, что не видно, как он мог бы рассчитаться. Это как если бы к вам пришли сегодня и сказали, что вы должны немедленно заплатить десять миллионов долларов; а десять тысяч талантов - это и того больше. Христос хочет показать, что наш долг Богу совершенно превосходит наши возможности расплатиться. Царь решил взять, что он мог, и приказал продать этого человека и его семью в рабство, в работу, пока он не заплатит все.
Но человек пал на лице свое, умоляя потерпеть на нем, оставить его на свободе, обещая заплатить за все. Видя, что он хочет совершить невозможное, царь сжалился над ним и простил ему долг. Прощение было дано из-за его отношения к долгу, из-за признания справедливости этого долга, из-за решимости все исполнить по справедливости - не из-за способности заплатить долг. И вот мы видим, что виновный человек был освобожден, а невинный человек, царь, заплатил долг, ибо он вычеркнул десять тысяч талантов из того, что ему принадлежало. Этот пример приоткрывает нам тайну Христова прощения. Прощение означает невинное страдание за виновного
.Но человек по своей теперешней природе склонен скорее заковывать в долговые колодки, чем освобождать - требовать свое, чем прощать, и Господь добавляет к началу притчи продолжение.
Прощенный человек, радуясь своей свободе, вышел и встретил человека, который должен был ему относительно небольшую сумму - сто динариев. Кто-то подсчитал, что это в пятьсот тысяч раз меньше, чем долг, который ему простили. Тем не менее, он потребовал уплаты. Он схватил его за горло, стал душить, чтобы тот немедленно вернул ему деньги. Бедный должник пал у его ног, умоляя потерпеть, как этот человек сам недавно умолял, обещая все заплатить, теми же самыми словами, которые получивший прощение говорил в своем отчаянии. Но он не хотел потерпеть и бросил человека в тюрьму, пока он не заплатит свой долг. Это было столь возмутительным, что друзья бедняка, потрясенные несправедливостью, сообщили обо всем царю. Меряя суд той же мерой, какой этот человек воздал своему должнику, царь предал его на мучение в тюрьму, пока он не отдаст ему всего долга. И мы слышим: "Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его"
.Постараемся понять из этой притчи тайну прощения
. В мире существует справедливость. Царь требует отчета в долгах наших. Но его справедливость - выше справедливости, и потому должнику дается прощение. Когда этот прощенный человек, ничему не научившись - не поняв, что справедливость может быть только тогда, когда она выше справедливости - требует то, что ему по справедливости принадлежит, совершается вопиющая несправедливость. И тогда царь напоминает, что в мире существует справедливость. Оттого, что мир стремится осуществить справедливость без Бога, без высшей справедливости, столько в мире несправедливости, жестокости, и все друг друга бросают в тюрьму.Тюрьма на библейском языке означает ад. Среди этого ада греха и непрощения, в котором мы живем, мы должны остерегаться отвергать то, что мы неразумно часто называем юридизмом - то есть то, за чем стоит обыкновенная справедливость, и устремляться при этом сразу к тому, что выше справедливости. Ложное прощение - не прощение. Мы должны быть справедливыми, чтобы не перепутать утопии и пророчества. Чтобы в реальности сегодняшнего зла, достигающего последнего предела, различалась наша устремленность к высшему, последнему добру. Чтобы Апокалипсис и Страшный суд не стали жестокой карикатурой на жизнь человечества, которому предопределена история со счастливым концом, где всем все прощено, без какого-либо участия человека.
Прощение - это не мешок с деньгами, с которым радостно убегают, потому что долги прощены. Я хочу существовать совершенно человеческим образом, быть человеком - тем, кто отличает добро от зла, видит зло в мире и ненавидит его, потому что прощение - высшее противостояние злу, а не примирение со злом. Только не давая места диаволу, могу я приближаться к Богу. Как я могу простить, взять на себя последствия греха другого человека, пораженный смертельно собственным грехом? Чем мне заплатить за другого человека, когда я сам бедняк и должник кругом? Где взять мне сердце, способное прощать (то есть искренне любить, достигая высшего добра), в то время, Бог так ценит прощение, что не только Сам прощает, но обязывает всех прощать, и, поскольку Он знает, что мы неспособны дать Ему что бы то ни было, Он берет на Себя все, что происходит с нами, и возмещает отсутствие нашего прощения Своим прощением, и дает его нам. Если мы этот дар не принимаем, мы не принимаем не только наших ближних, но и Бога, и нам нет никакого прощения.
И вот здесь, в притче, заключена решающая, может быть, для судьбы каждого человека и всего человечества тайна. Прощение, которое мы получаем от Бога, открывает нам, что стоит грех. Никто не может знать до конца, как дается прощение, которое превосходит всякую справедливость, если не увидит Сына Божия, ставшего человеком. Прощение дается дорогою ценою - Кровью Христовой. Речь идет не столько о мудрости, сколько о безумии Креста. Через прощение приходит к нам глубочайшее знание греха - и покаяние, открывающее Царство Небесное, и сострадание ко всякому раненому грехом человеку
."Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты, блажен муж, емуже не вменит Господь греха его"
(Пс. 31, 1-2). Наша радость в этом даре благодати не дает нам удерживать его только для себя. Знание, какою ценою мы получили наше прощение, неужели не сохранит нас от дерзости по отношению к тем, кого мы должны прощать?Среди ада земли мы - не ангелы, мы слабые люди. Мы сражаемся с грехом, но и у нас много грехов и обид, и, если мы не прощаем друг другу, зло остается и накапливается в мире, и входит в Церковь, которая от этого перестает быть Христовою. Христианский народ - это не народ силы, это народ, который верит в Иисуса Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшее. Это прощенный народ, который, оттого что он прощенный, призван принести Евангелие Божия прощения всем людям. Мы должны со властью сказать и засвидетель¬ствовать об этом перед всеми людьми.
В мире существует справедливость, без которой не может быть того, что выше справедливости. Однако высшая несправедливость заключается в отвержении того, что выше справедливости. На последнем повороте истории мы исполним свое предназначение в той мере, в какой будем верны этой тайне. Только вместе со Христом, противостоя несправедли¬вости всякого греха, царствующего в мире, можем мы молиться на самом деле вместе со Христом о распинающих нас: "Боже, прости им, не знают, что творят!" .
Протоиерей Алексан
др Шаргуновhttp://www.verav.ru/
Великомученик и целитель Пантелеимон
рачующая любовь - вот величайшее из врачевств. Настоящий целитель человеческих страданий побеждает болезни не только и не столько лекарствами, сколько любовью к страждущим. Именно это животворящее чувство помогало юному врачу-христианину святому Пантелеимону исцелять тела и души всех, кто ни обращался к нему, торжествовать над болезнями и смертью, подняться и над собственными мучениями и смертью.
Избранник Христов св. вмч. Пантелеимон родился в 3 веке и носил другое имя. Отец-язычник назвал его Пантелеоном, что означает "лев во всем", потому что желал для сына львиной доли богатства и почестей. Казалось, нечто подобное действительно ожидало Пантелеона: сам император заметил талантливого юношу и приказал воспитывать его для должности придворного лекаря. Однако языческому блеску двора императора Максимиана, гонителя чистоты и святости, богомудрый молодой врач предпочел сырые подземелья, где томились жертвы - христиане. Он стал не "львом во всем" при свирепом римском кесаре, а кротким избранником Милостивого Спасителя и удостоился от Господа нового, благодатного имени Пантелеимона - "милостивый ко всем".
Мать Пантелеона, христианка Еввула, не успела воспитать сына в святой вере: она умерла, когда тот был еще ребенком. И отец - идолопоклонник Евсторгий - стал развлекать малолетнего наследника зрелищами языческих торжеств, угар которых затмил в его детском сознании наставления матери. Пантелеон прилежно учился, вскоре выявилось его призвание - медицина. Наставлять способного мальчика во врачебной премудрости вызвался знаменитый Евфросин, личный врач императора.
Быстрый ум и трудолюбие позволили Пантелеону достичь таких успехов в науке, что он уже немногим уступал своему прославленному учителю. Но не только разбираться в лекарственных снадобьях и владеть хирургическими инструментами учился Пантелеон, когда следом за наставником обходил дома болящих. Юноша видел, как много в мире тяжких страданий, и его чистое сердце томилось болью за людей, стремлением помочь этим несчастным. Евфросин был очень умелый и многознающий врач, но как часто все его искусство оказывалось бессильным: он не мог ни смягчить мучения пациента, ни остановить приближающуюся смерть. Сострадательный Пантелеон остро переживал такие случаи: разум его тревожила грозная тайна человеческих страданий и смерти, бывали мгновения, когда избранное им ремесло врача начинало казаться ему жалким и бессмысленным.
Среди таких томлений ищущего духа и просиял юноше Свет Божией Истины. Пантелеон встретил прозорливого старца-христианина, священника Ермолая. Эта встреча просветлила сердце и разум молодого врача, преобразила и наполнила смыслом его жизнь, становившуюся с тех пор святым житием.
Духовным взором старец Ермолай узнал в Пантелеоне избранный сосуд благодати Божией, будущего великого подвижника. А юноше полюбились речи старца, омывавшие его душу, подобно целительному елею: мучительные и грозные загадки бытия, терзавшие его сердце, в этих беседах получали светлое и доброе истолкование. Изумляясь, молодой врач слушал о чудесах исцелений, совершенных Иисусом Христом - о прозревавших слепцах, очищавшихся прокаженных, встающих на ноги паралитиках, наконец, о воскрешенных Сыном Божиим от смертного сна. О подобном врачевстве и не мечталось величайшим языческим медикам: Асклепию, Галопу, Гиппократу, которыми Пантелеон привык восхищаться. Христианским учением опрокидывалось и самое злое, что существовало в мире, - сама смерть: за ее порогом для последователей Христа Спасителя открывалась жизнь высшая и лучшая - вечность без боли и скорби, освещенная лучами Всесовершенства Божия. В памяти Пантелеона оживали исполненные любви слова матери, говорившей ему о той же святой вере, и теперь, когда разум его обрел зрелость, он все более убеждался в Истине Христовой.
Однажды, когда после беседы со старцем-священником Пантелеон возвращался домой, он увидел на дороге тельце ребенка, только что умершего от укуса змеи. Сама ядовитая гадина, огромная ехидна, находилась рядом и торжествующе шипела. Острая жалость к несчастному ребенку, так нелепо погибшему, охватила молодого врача,
но что он мог поделать, чем могли тут помочь все заветы Асклепия и советы Гиппократа? В порыве вдохновения, Пантелеон упал на колени и взмолился: Господи Иисусе Христе, хотя я и недостоин призывать Тебя, но если Ты хочешь, дабы я сделался рабом Твоим, яви силу Твою и сделай так, чтобы во имя Твое отрок этот ожил, а ехидна издохла.И Пантелеон увидел: мертвый мальчик, словно пробудившись от сна, поднимается с земли, а ядовитая гадина, будто рассеченная невидимым мечом, разваливается пополам. Чистый сердцем Пантелеон не был лукавым невером, позволяющим себе сомневаться в явных чудесах Господних. Вознеся пылкую благодарственную молитву Господу Иисусу, Пантелеон тотчас вернулся к священнику - просить Святого Крещения. Святой Ермолай крестил его, причастил Святых Христовых Таин и в течение семи дней наставлял духовного сына в спасительном Учении Любви Божией.
Просветившись Светом Христовым, обрел Пантелеон радость и мир души. Сам Господь Всемогущий наделил его даром исцелений, и врачевание для него стало не обычным ремеслом, а высоким призванием. Небесный Отец благословил сострадательного юношу нести людям освобождение от страданий - стать Пантелеимоном, "милостивым ко всем".
Одно только обстоятельство продолжало мучить Пантелеимона. Помогавший всем больным, даже умирающим, он не мог уврачевать душу родного отца, Евсторгия, продолжавшего коснеть в гибельном язычестве. Послушный и кроткий сын, Пантелеимон не дерзал вступать с отцом в споры о вере, лишь исподволь пытался рассеять его заблуждения вопросами вроде того: почему, мол, одни идолы все стоят и никак не сядут, а другие все время сидят, но никогда не встают? От подобных речей умного сына Евсторгий начал сомневаться в могуществе идолов и охладел в служении им, но еще не познал Бога Истинного.
И вот однажды к юному целителю Пантелеимону явился слепой, уже обращавшийся ко всем местным врачам, издержавший на лечение немалые богатства, но так и не вернувший зрения. Несчастный слепец пришел к молодому врачу с последней надеждой. Святой юноша понял, что медицина бессильна, лишь благодать Божия властна помочь страдальцу. И он сказал слепому: Дар прозрения, открывающий для тебя свет, даст тебе Отец светов - Истинный Бог через меня, недостойного раба Своего.
Присутствовавший при этом Евсторгий, услышав, что сын его берется врачевать в столь безнадежном случае, испугался, что юноша опозорится: Сын мой! Не решайся касаться такой вещи, которой ты не можешь сделать, иначе ты будешь осмеян. Что можешь ты сделать больше лучших тебя врачей, между которыми и учитель твой Евфросин? Вое они лечили его и не могли вылечить. Но святой Пантелеимон коснулся пальцами глаз слепца, сказав: Во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри.
Зрение вернулось к слепому, и тотчас же свершилось второе чудо - духовный взор Евсторгия раскрылся для Христова Света. Ликуя, смотрел святой Пантелеимон, как его прозревший отец своими руками разбивает идолов, сбрасывает жалкие обломки изображений лжебогов в яму и засыпает их землей. Бывший слепой, исцеленный врачом-христианином, и бывший язычник Евсторгий, просвещенный трудами святого сына, в тот же день восприняли благодать Крещения, стали сынами Царства Божия. Это произошло уже незадолго до кончины Евсторгия: святой Пантелеимон успел спасти душу своего отца для Вечной жизни.
Оставшееся ему богатое наследство святой юноша щедрой рукой раздавал нуждающимся. В том была для святого Пантелеимона новая духовная радость: теперь он мог врачевать не только человеческие недуги, но и человеческую бедность. Святой Пантелеимон одинаково радушно привечал всех, кто приходил к нему, с одинаковым состраданием относился ко всем больным - к богатым или нищим, к патрициям или рабам. Но особым счастьем, высшей честью для себя святой юноша считал посещение темниц, где по злой воле императора томились его братья и сестры по вере Христовой. Он врачевал их раны, полученные под пытками, приносил пищу и одежду, услаждался беседой с доблестными страдальцами. Святой Пантелеимон не мог не понимать, что и его как христианина в любой миг могут схватить и подвергнуть таким же мучениям, но это не страшило мужественного юношу. А тем временем завистливые врачи-корыстолюбцы готовились донести на него императору.
Император Максимиан был уверен, что среди его прислужников вот-вот появится молодой лекарь Пантелеон, полагая, что тот завершает медицинское образование. Каково же было возмущение властителя империи, когда ему донесли: юноша уже давно стал опытным врачом, но презрел зов императора ради гонимых приверженцев Распятого Иисуса.
Святого Пантелеимона схватили и повели на допрос к самому Максимиану. Но юный слуга Всевышнего не боялся земных владык - он шел, воспевая псалом Давида: Боже хвалы моей! не промолчи. Ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные... окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины. За любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь. Воздают мне за добро злом, за любовь мою - ненавистью (Пс. 108, 1-5).
Юный целитель бесстрашно исповедовал Истину Христову перед жестоким императором. Максимиан пытался было "образумить" его, прельщая посулами богатства и почестей, но чистого сердца юноши, чуждого корысти и тщеславия, не коснулась и тень сомнения. Святой Пантелеимон предложил властителю-язычнику на опыте испытать, чья вера истинна - принести во дворец какого-нибудь смертельно больного человека и посмотреть, кто сможет исцелить его - языческие божки или Христос Искупитель. Нечестивого Максимиана истина не интересовала, но он готов был поразвлечься необычным зрелищем.
Во дворец принесли паралитика, "в течение многих лет бывшего, как бесчувственное дерево". Вокруг него собрались идольские жрецы и целый день возливали перед своими истуканами вино, воскуривали перед ними благовония, воздевали руки и выкрикивали заклинания - бронзовые Юпитер, Венера, Эскулап и прочие идолы оставались глухи к их воплям. Наконец императору надоел этот затянувшийся спектакль, и он потребовал от святого Пантелеимона, чтобы тот призвал своего Бога.
Краткую молитву вознес ко Господу святой исцелитель и убедился, что Всевышний слышит его. А затем святой Пантелеимон взял параличного за руку и сказал: Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров. И "бывший, как бесчувственное дерево" поднялся со своего одра бодрый и здоровый и начал ходить по дворцовому залу, ни на что вокруг не обращая внимания от радости, что вновь может владеть своим телом.
Увидев это, жрецы заскрежетали зубами. Они приблизились к императору и стали ему нашептывать: этот молодой христианин-чудотворец очень опасен, он способен отвратить народ от служения кумирам, необходимо немедленно расправиться с ним. Тирана не надо было долго уговаривать: нечестивый Максимиан приказал своим слугам готовить орудия пытки.
Почему обрекли на страдания святого Пантелеимона - юного, прекрасного, доброго? За святость его и ополчился на него мироправитель века сего. Он был сострадателен ко всем - к нему были беспощадны. Он был бескорыстен - на него обрушилась зависть корыстолюбцев. Он был чист - его хотели затоптать в грязь. Он нес людям только добро - тем яростнее восставали на него злодеи. Вот так же некогда сыны погибели подвергли мучениям и казни Самого Спасителя мира - Иисуса Христа. И теперь Всемилостивый Сын Божий не оставил Своей помощью избранника Своего, святого Пантелеимона. Тело святого юноши терзали железными "когтями", жгли,
бросали в кипящее олово. Но мертвели руки палачей, гас огонь, мгновенно остывал расплавленный металл. Христову страстотерпцу повесили на шею огромный камень и ввергли его в море. Но святой Пантелеимон чувствовал этот камень легким, как древесный лист, и шествовал по волнам, как посуху, прославляя Господа Милующего. Свирепый Максимиан, изумленный, но и при виде такого чуда не убоявшийся гнева Божия, спросил мученика: Какова же сила волшебства твоего, что и море тебе подчиняется? - Не мне повинуется море, но своему Создателю и Владыке, Христу моему, - объяснил святой Пантелеимон злобному нечестивцу.Святого мученика бросили на растерзание диким зверям. Но вражда между людьми и животными, порожденная древним грехопадением человечества, не коснулась святого Пантелеимона, чистого и любвеобильного. Огромные львы, тигры, пантеры ластились к нему, как котята, наслаждаясь прикосновениями добрых рук святого страстотерпца. Увидев это чудо, окружавший место казни народ восклицал: Велик Бог христианский. А император Максимиан, обезумев от злобы, приказал своим воинам броситься на толпу и убивать всех, славящих Христа, - и множество людей в тот славный час приняло Крещение собственной кровью, вошло в Небесные обители в мученических венцах. Безумный тиран велел умертвить и ластившихся к чудотворцу зверей. И святой Пантелеимон возгласил: Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и звери умирают за Тебя!
Так никакие ухищрения палачей не могли сломить юного страстотерпца, великого угодника Божия Пантелеимона, но все его страдания служили к прославлению избравшего его Господа Иисуса. Наконец настал для страстотерпца славнейший час - время принять мученическую кончину во имя Христово. Император приказал усечь ему главу мечом.
Воины привязали святого Пантелеимона к масличному дереву, и он стал молиться, благодаря Господа за то, что призывает его из лежащего во зле мира в блаженные Небесные обители. В это время один из воинов ударил святого мечом, но железо прогнулось, как воск, потому что он еще не окончил своей молитвы. Вот какова сила молитвы истинно верующего, которую слышит Всемогущий Господь!
Потрясенные этим чудом, воины упали к ногам святого Пантелеимона, умоляя простить им покушение на его жизнь, совершенное в духовной слепоте по приказу императора. Милостивый ко всем, любвеобильный страстотерпец ласково улыбнулся своим палачам, помолился о них Господу, а затем повелел им совершить уготованную ему казнь. Воины в ужасе отказывались, но святой великомученик сказал: Если не исполните этого, не получите милости от Христа моего, - и они не посмели ослушаться. Еще раз поклонившись святому Пантелеимону, они исполнили волю жестокого императора - к прославлению великого страстотерпца и во славу Божию.
Вместо крови из отсеченной главы святого Пантелеимона излилось молоко. А масличное дерево, к которому он был привязан во время казни, внезапно снизу доверху покрылось ягодами, произрастив плод Господу своему. Вот так же за недолгий, но славный срок земного служения взрастил святой великомученик и целитель Пантелеимон обильные плоды благочестия Господу Вселюбящему.
И во славе Горнего Царства святой целитель Пантелеимон остается так же "милостив ко всем", так же сострадателен к людским болезням и скорбям. Избранник Божий неустанно молит Небесного Отца о помиловании страждущего и заблудшего рода человеческого.
В Волокаламском патерике есть рассказ одного крестьянина, отвергшего "помощь" бесовскую и за то удостоившегося исцеления свыше. Этот благочестивый человек очень долго и тяжело болел, но наотрез отказывался призвать знаменитого в тех краях чародея, уже "пользовавшего" многих его односельчан. Среди страданий своих благочестивый крестьянин не уставал молиться Богу и святым Его угодникам. И вот однажды ночью ему явился некий светлый муж и повелел: "Встань!" Крестьянин, до того мог лишь с трудом пошевелить рукой, встал и почувствовал, что сделался совершенно здоров и крепок. В тот же миг он увидел какое-то черное чудище, намеревавшееся броситься на него, но светлый муж отстранил чудовище, сказав: "Иди к
тем, кто якшался с чародеем". Наутро исцелившийся крестьянин узнал, что все сельчане, которые обращались к чародею, скоропостижно умерли, тела их посинели, а на лица страшно было и смотреть.Все, кто для блага призывают бесов, есть чародеи, скверноубийцы и обманщики, - сказано в "Кормчей книге". Для православного сознания чародей (как бы он ни назывался - экстрасенсом иди любым другим фальшивым именем) представляется опаснее, чем уголовный преступник, ибо он - душеубийца. Среди нынешних "экстрасенсов низших ступеней" могут оказаться и люди, неосознанно заигрывающие с силами зла, но "продвинутые экстрасенсы", несомненно, знают и не могут не знать, какому мрачному хозяину служат. Недаром Сам Господь наш Иисус Христос предостерегал не от убивающих тела, а от могущих душу ввергнуть в геену - и разуму каждого христианина должны быть внятны слова Спасителя: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26).
Истинный корень всякой болезни - грех. Если человеку удалить негодный зуб, но оставить его гнилые корни, может быть, такой больной и почувствует временное облегчение. Но потом начнет гноиться и нарывать десна, и уже не обойтись без мучительной операции. А случается и хуже: зараза от гниющей десны проникает в мозг, и человек умирает. Вот так же, залатав лекарствами внешние недуги, но продолжая коснеть в нравственных нечистотах, человек обрекает себя и на возобновление телесных болезней, и на мучительное умирание, и на вечную пагубу.
Чудеса исцелений, явленные Иисусом Христом и святыми Его последователями, были благодатным врачевством прежде всего для человеческих душ, а отсюда следовало и выздоровление тел. Недаром, обращаясь к святому врачу-чудотворцу Пантелеимону, мы просим прежде всего о духовном благе: Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим. Если же Господь сподобит нас высочайшего дара - очищения от греховной скверны, то, конечно, не откажет Небесный Отец и в таком малом даровании, как здоровье телесное.
Митрополит Владимир
http://www.pravoslavie.uz/Vladika/
Икона Божьей Матери "Умиление"
Новгороде, в Троицкой церкви находится благодатная икона Божьей Матери, известная под названием "Умиление". В 1337 г. эта икона ознаменована следующим чудом: в полдень 8 июля церковный сторож услышал шум в церкви и поспешил войти в нее. С ужасом он увидел, что находившаяся над северными дверями икона Божьей Матери, поднятая со своего места невидимою силою стояла в воздухе и слезы капали с очей Богоматери. Тот час уведомили архиепископа Алексия, и он немедленно, в сопровождении всего духовенства, крестного хода и множества народа прибыл на место чуда. Икона была поставлена архиепископом в особо устроенном киоте.
Рукописная церковная летопись упоминает еще о других чудесах, бывших от этой иконы. В 1337 г. в Новгороде открылось моровое поветрие. Народ обращался к Царице Небесной перед ее чудотворной иконой и поветрие прекратилось. В благодарность за чудесное покровительство Божьей Матери архиепископ Василий в 1352 г. установил ежегодно совершать крестный ход из Софийского собора в Троицкую церковь.
Приемник его, Алексий, был свидетелем нового чуда от иконы "Умиление": летом 1366 г. Троицкая церковь загорелась, пламя охватило всю церковь, но чудотворная икона Божьей Матери явилась стоящею на воздухе над пылающею церковью. Весь народ видел это чудо и архиепископ Алексий прибыл туда с крестным ходом. Во время молебствия икона с высоты сошла на руки епископа и пожар прекратился, а на иконе
остался след от него: задняя часть доски обгорела на половину аршина.Великий князь Иоанн третий взял в 1497 г. эту икону в Москву, где она находилась до 1508 г. и потом была возвращена в Новгород, по ходатайству княгини Марии, которой во сне явилась Божья Матерь, повелевшая возвратить чудотворную икону. В 1508 г. икона "Умиление" перенесена в Троицкую церковь.
Величайший русский старец православной церкви, подвижник земли русской, Серафим Саровский, который за свою жизнь двенадцать раз удостаивался явления к нему Божьей Матери, имел в своей убогой келье только одно сокровище - один из образов иконы "Умиление". Она сопровождала его на протяжении всего периода его подвижнической жизни, полной служения и самоотречения. Перед Ее образом он молил о защите земли русской, о спасении русского народа: "Владычица наша, Пресвятая Богородица, спаси нас". Тысячу дней, стоя на камне, Серафим Саровский возносил молитвы Божьей Матери. И в период его подвигов: столпничества, затворничества, молчальничества, лик Богородицы умилял и восхищал его душу. Святой называл ее "Радость всех радостей". Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.
Перед этим чудестным образом Божьей Матери, стоя на коленях в молитве, наполненный Ее любовью, Серафим Саровский и ушел с Земли, объятый чудным светом Ее благости. После ухода святого старца настоятель отец Нифонт отдал чудесную икону сестрам Дивеевской Серафимовской обители, где она стала Верховной игуменьей монастыря. Настоятельницы монастыря назывались наместницами Верховной игуменьи.
В настоящее время эта драгоценнейшая святыня находится в Патриаршем домовом храме.
Составители Корнейчук Е.К., Никитина Л. К.
http://www.madra.dp.ua/_frames.html?doc
Преподобномученики Серафим и Феогност Алматинские
Иеромонах Серафим (Александр Ефимович Богословский) родился в городе Глухове в 80-е годы ХIХ-го столетия. Юношей поступил в Рождество-Богородицкую Глинскую пустынь. В начале XX-го века, в числе иноков Глинской пустыни, приглашенных в Свято-Троицкий Иссык-Кульский монастырь, приехал в Туркестанскую епархию. В 1909 году переведен в город Верный (ныне Алматы), где был пострижен в монашество преосвященным Димитрием (Абашидзе), епископом Туркестанским. Два года спустя он рукоположен в иеромонаха. В 1911-м году отец Серафим был отпущен в горы для пустынножительства.
Иеромонах Феогност (Феодор Пивоваров) родился в 1873 году и происходил из мещан города Белополье Харьковской губернии (ныне Сумская область). Принял монашество в Глинской пустыне 28 ноября 1904 года, 25 августа 1905 года поступил в Иссык-Кульский монастырь Туркестанской епархии, 26 апреля 1906 года рукоположен в иеродиакона
, 22 июля того же года - в иеромонаха. Указом преосвященного Димитрия (Абашидзе) назначен благочинным монастыря. 23 декабря 1907 года награжден набедренником, 8 декабря 1908 года назначен временно исполняющим обязанности настоятеля монастыря. В 1911 году отец Феогност был награжден наперсным крестом.В ночь с 10-го на 11-е августа 1921-го года иеромонахов Серафима и Феогноста, подвизавшихся на горе Кызыл-Жар в Аксайском ущелье, расстреляли красноармейцы-пастухи, пасшие табун лошадей одной из красноармейских частей. Страдальцев погребли здесь же, на горе Кызыл-Жар, их духовные чада - монахини разоренного Верненского Иверско-Серафимовского монастыря.
Еще при жизни преподобные отцы были почитаемы за свою подвижническую жизнь. В суровое время гонений их кельи стали центром общины, в которую вошли прихожане городских храмов, монахи из закрытых монастырей, священники; для каждого здесь находилось слово наставления, слово утешения, слово мира и любви. Тем более, не были они забыты после кончины. В синодиках нескольких поколений православных верненцев-алмаатинцев их имена стояли на первом месте, об их упокоении служились обедни и панихиды. В годы государственного атеизма их могилу не венчала часовня или поклонный крест, но даже тогда она была местом паломничества и поклонения; сюда неоднократно поднимались незабвенные алма-атинские святители-исповедники митрополит Николай (Могилевский, 1955) и митрополит Иосиф (Чернов, 1975).
В августе 1991-го года, в год семидесятилетия со дня гибели, на могиле был установлен поклонный крест с основанием-голгофой из красного гранита, а 11 августа 1993-го года новомученики иеромонахи Серафим и Феогност прославлены в лике местночтимых святых. В августе 2000-го года Юбилейный Архиерейский Собор внес их имена в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Серафимо-Феогностовская мужская пустынь известна далеко за пределами епархии и давно стала местом паломничества богомольцев из разных областей страны и из-за рубежа. Нескончаемым потоком сюда идут те, кому дорога память о страдальцах за веру Христову, кто считает их ходатаями и заступниками нашими пред Богом, молящимися пред Престолом Божиим за каждого из нас. Идут люди разного возраста, стар и млад, чтобы помолиться о своих близких и о себе, попросить помощи в нуждах, найти утешение в печали.
http://www.blagosobor.ru/node/985
ТРИ СПАСА - ТРИ ПРАЗДНИКА,
ОБРАМЛЯЮЩИЕ УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Три праздника - Всемилостивому Спасу (он называется в народе медовый Спас), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (так называемый яблочный Спас), перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа - как бы связуют весь Успенский пост.
Происхождение (изнесение) Честных Древ
Животворящего Креста Господня (медовый Спас)
14 августа, в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 14 августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии "для освящения мест и отвращения болезней". 27 августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.
Русское название праздника "происхождение" - неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово "изнесение".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 14 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 14 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 14 ". В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас", "Спас на воде", "Мокрый Спас").
С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю, знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Тайн, обратился с горячей молитвой к Богородице: "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.
Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об
этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.Иерей Валерий Коренев
http://www.ierei-korenev.ru/arhiv/old-spas.html
Молитва Мученику Иоанну Воину
О, преславный угодниче Христов Иоанне Воинственниче, храбрый еси в ратех, врагом прогонитель и обидимым заступник, всем православным христианом великий заступниче и угодниче Христов!
Помяни нас, грешных и недостойных рабов, в бедах, скорбех и печалех, и во всяцей злей напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека защити нас: дана бо тебе благодать от Бога молитися за нас, грешных, зле страждущих.
Избави нас от обидящих нас, буди нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша, да твоею помощию и крепким предстательством и поборством посрамятся вси являющии нам злая! О, великий поборниче Иоанне Воинственниче! Не забуди нас, грешных, молящихся тебе и просящих твоея помощи и неоскудныя милости, и сподоби нас, грешных и недостойных рабов, получити от Бога неизреченная благая, яже уготована любящим Его, яко подобает Ему всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.Тропарь Смоленской иконе Божией Матери
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Воскресенье,
8 Августа 2010 года. Неделя 11-я по Пятидесятнице.Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля). Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138-161).
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в7-00 и 9-00 утра.
Понедельник, 9 Августа 2010 года. Седмица 12-я по Пятидесятнице.
Вмч. и целителя Пантелеимона
(305). Прп. Германа Аляскинского (1837). Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Прп. Анфисы игумении и 90 сестер ее (VIII). Свт. Иоасафа, митр. Московского. Равноапостольных: Климента, еп. Охридского (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра, учеников свв. Кирилла и Мефодия (Болг.). Новомч. Христодула (1777) (Греч.).Божественную литургию совершает высокопреосвященнейший Александр, митрополит Астанайский и Казахстанский
начало в 9-00 утра.
Вторник, 10 Августа 2010 года.
Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия. Апп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Свт. Питирима, еп. Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых. Прп. Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мчч. Иулиана Далматского (II), Евстафия воина (ок. 316) и Акакия (ок. 321). Прп. Ирины, Каппадокийской. Прп. Павла Ксиропотамита, Афонского. Гребневской (1380), Костромской (1672) и Умиление Серафимо-Дивеевской (1885) икон Божией Матери.Среда, 11 Августа 2010 года.
Прмчч Серафима и Феогноста Алматинских. Мч. Каллиника (III-IV). Прпп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мц. Серафимы девы Антиохийской (117-138). Мц. Феодотии и трех чад ее (304). Прмч. Михаила (IX). Мч. Евстафия Мцхетского (589) (Груз.). Свт. Константина, патр. Константинопольского. Прп. Романа, игумена Киржачского. Тамбовской иконы Божией Матери (1692).Четверг, 12 Августа 2010 года.
Апп. от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Мч. Иоанна Воина (IV). Обретение мощей прп. Германа Соловецкого (1484). Мчч. Полихрония, еп. Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мчч. Олимпия и Максима (ок. 251). Сщмч. Валентина (Уалентина) епископа Интерамны и трех учеников его мчч. Прокула, Ефива и Аполлония и прав. Авундия (ок. 273). Прп. Анатолия младшего, Оптинского (1922). Оконской иконы Божией МатериПятница, 13 Августа 2010 года
. Заговенье на Успенский пост. Предпразднство Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Заговенье на Успенский пост. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных сщмч. архим. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (1922). Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX). Мц. Иулиты Кесарийской (304-305). Прав. Иосифа Аримафейского.Суббота, 14 Августа 2010 года.
Начало Успенского поста. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р.Х.). Мчч. в Пергии Памфлийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III). Блж. Василия Кубенского.Во все дни кроме воскресных и праздничных
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00 утра
Начало вечернего Богослужения во все дни - 17-00.
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!