По благословению Александра, митрополита Астанайского и Казахстанского
20 (529), 15 августа 2010 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Преображение Господне. Проповедь о богатом юноше. Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Святитель Митрофан Воронежский. Успенский пост. Месяцеслов.

Преображение Господне

 

Проповедь о богатом юноше

о имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Евангельское повествование апостола и евангелиста Матфея рассказывает нам о том, как однажды ко Христу подошел богатый юноша и обратился к Нему с вопросом: "Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?" (Мф.19:16). Этот вопрос является очень важным и для нас с вами. Как хорошо, если бы мы как можно чаще спрашивали себя: "Что я должен сделать для того, чтобы наследовать жизнь вечную?" Господь говорит юноше в ответ: "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Мф.19:17). Юноша, который был благочестивым и не только хорошо знал все заповеди декалога пророка Божия Моисея, но и исполнял их, подумал, что Господь говорит о каких-то новых, неведомых ему заповедях. Поэтому он и спрашивает Христа, какие заповеди необходимо исполнить. И Господь говорит: "не убивай"; "не прелюбодействуй"; "не кради"; "не лжесвидетельствуй"; "почитай отца и мать"; и "люби ближнего твоего, как самого себя" (Мф.19:18). Однако что-то подсказывало юноше, что необходимо сделать что-то большее, чем просто соблюдать заповеди для того, чтобы наследовать Царство Небесное. И тогда Господь говорит ему: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф.19:21). Услышав эти слова, юноша отошел от Христа. И Спаситель говорит: "Трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мф.19:23-24). Ученики Христа удивленно вопрошали Его: так кто же может спастись? В ответ Господь произносит очень важные слова: "Человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф.19:26).

Это евангельское чтение Церковь предлагает нам неслучайно в дни, когда мы приближаемся к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Потому что в лице Божьей Матери мы видим совершенное поведение человека, который готов ради любви к Господу оставить все в этом мире. Так поступила Пресвятая Богородица, Она всего лишилась ради любви к Своему Божественному Сыну. Конечно, нам с вами до этого совершенства очень и очень далеко. Скорее мы более походим на этого евангельского юношу, который, услышав призыв Христа все оставить в этом мире и следовать за Ним, ушел от Него раздосадованным. В житии преподобного Антония Великого рассказывается, что когда он, войдя в церковь, услышал именно это евангельское чтение, выйдя из храма, продал все наследство свое, раздал нищим и ушел в пустыню. Кто из нас способен расстаться со всем, что имеет?

Так что же нам сделать, для того чтобы наследовать Жизнь Вечную? Не готовы мы расстаться может быть, с тем малым, что имеем в этой жизни. Кто-то из нас даже может сказать: "Да ничего я не имею кроме, может быть, одной единственной рубашки или платья, истоптанных башмаков и постельного белья. Что я могу продать и раздать, с чем я могу расстаться в этой жизни, чтобы идти в след Христа Спасителя?" Конечно, материально не все мы богаты. Но давайте сейчас подумаем не о материальном богатстве, а о том, чем богата наша душа. Если каждый из нас внимательно посмотрит внутрь самого себя, то, что мы там увидим? Гордость, самолюбие, тщеславие и прочие грехи, которыми преисполнена наша жизнь.

Не имея возможности расстаться с материальными благами, быть может и самыми малыми, нам, прежде всего, необходимо расстаться с нашим "богатством" греха, для того чтобы беспрепятственно следовать за Христом. Но помимо наших грехов мы имеем величайшее богатство, которым мы одарены Богом - нашу жизнь. Как мы распоряжаемся этим богатством? Готовы ли мы употребить его на то, чтобы делиться им с теми, кто находится рядом с нами? Как и каким образом делиться этим богатством? Посвятить свою жизнь на благо тех людей, которые рядом с нами. А давайте посмотрим, на что мы употребляем это богатство? На самих себя, только на свое благо. Потому что мы себя любим более чем окружающих, на которых часто не хотим обращать никакого внимания. Господь же говорит нам о том, что величайшее благо для нас, если мы отдадим свою жизнь ради других людей: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13). Пример того, как можно отдать самого себя за других, мы видим в лице Христа Спасителя. Он отдает Себя ради нашего блага, ради нашего спасения. А если мы называем себя Его учениками, то давайте исполнять то, к чему призывает нас Господь! Будем соответствовать высокому званию христианина!

Некоторые из нас могут сказать: "Но ведь это невозможно, потому что мы немощны и слабы, мы не готовы расстаться со своими грехами, мы не готовы посвятить себя на благо ближних!" Но будем помнить - то, что невозможно людям, возможно Богу. А поэтому будем просить помощи Божьей. Чтобы Господь помогал нам достойно совершать наше христианское поприще, чтобы все усилия и своей души и своего тела мы полагали на искание Царства Божия. Чтобы еще здесь на земле мы стали насельниками Божественного Царства и чтобы во всей полноте, во всей красоте и во всем совершенстве это Царство Божие открылось нам в жизни Будущего Века. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2009г

Преображение Господа Нашего Иисуса Христа

Всех Вас, возлюбленные о Господе, братья и сестры сердечно поздравляю с великим и радостным праздником Преображения Господня!

Как повествуют святые евангелисты Матфей и Лука, на шестой день Господь Иисус Христос, взяв с собой трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна, взошел на вершину горы Фавор, для того чтобы помолиться. Евангелисты в своих повествованиях упоминают шестой день. Отчего они отталкиваются, насчитывая эти шесть дней? Если внимательнее вчитываться в текст Священного Писания, сопоставляя описываемые в нем события, то многое становится понятным, а именно то, что за шесть дней до преображения на горе Фавор, Господь в беседе со своими учениками открывает им тайну предстоящих крестных страданий. Ученики Спасителя слышат страшную весть о том, что их Господь в скором времени будет предан, поруган, оплеван и распят в Иерусалиме, а также о том, что Он умрет и в третий день воскреснет. Через шесть дней Господь восходит на гору Фавор с единственной целью - помолиться. С Собой Он берет трех возлюбленных учеников Петра, Иакова и Иоанна. Ученики Спасителя не разделяют с Ним благодатное время совместной молитвы. Вместо этого они засыпают. Пробудившись от сна, они видят Своего Божественного Учителя находящимся лучах необычайного света. Апостол Петр, еще не понимая, что происходит, хотя именно он шесть дней назад от лица всех учеников исповедовал Господа истинным Сыном Божьим, долгожданным Мессией, произносит обращенные к Христу слова о том насколько хорошо ему и двум другим апостолам находится в присутствии Господа. Он готов, забыв о себе, о своих нуждах остаться здесь навсегда и предлагает поставить три кущи (палатки) Господу, пророкам Моисею и Илие, беседующими со Спасителем. Величайший учитель нашей Церкви XIV века святитель Григорий Палама свидетельствует, что в момент Преображения человеческое естество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа пребывало в нетварном свете, в Божественной энергии.

Вспоминая события славного Преображения Господа на Фаворской горе, мы не перестаем удивляться величию и всемогуществу Господа. Однако следовало бы задуматься над более глубоким смыслом отмечаемого ныне праздника. Находясь на вершине Фавора и пребывая в молитве, Господь преобразился, но не Божественным естеством, а Человеческим. Господь свидетельствует о том, что каждый человек, живущий на этой земле, может испытать подобное состояние, может стать сопричастником Божественной благодати, Божественной энергии. Не случайно, поэтому, еще в Ветхом завете Бог призывал людей к святости. В Новом завете Господь повторяет Свой призыв: "Будьте совершенны, как Отец Мой Небесный совершен есть". Спаситель напоминает нам о необходимости стремления каждого из нас к преображению своей души, своего сердца, своего ума, то есть всего своего человеческого естества. Святые отцы единогласно говорят о необходимости исправления, преображения человеческой души, восприятия человеком Божественной благодати еще на земле. В противном случае, человеку трудно надеяться на какие-то глобальные перемены к лучшему после его перехода в мир иной. Мы должны знать и помнить, что выбор остается за человеком - начать ли борьбу с грехом и победить, или дать волю греху и погубить себя собственными страстями. Необходимо желание человека, его усилия, кропотливый труд:с одной стороны и конечно, постоянная помощь Божья с другой. Господь Иисус Христос ободряет нас словами: "Невозможное человеку, возможно Богу". Милосердный Господь, видя наше желание и прилагаемые усилия к изменению себя к лучшему, всегда подаст Свою Божественную благодать, которая немощная в нас уврачует и оскудевающая восполнит. Будем просить Господа о том, чтобы Он помог нам преобразиться в этой жизни, для того чтобы во всем совершенстве, во всей полноте и нам стать сопричастниками Его нетварного, Божественного Света в Царстве Отца нашего Небесного. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2009г

Преображение Господне

По толкованию святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Преображение и было явлением Божиего Царства - того самого Царства, которому Христос по Божеству Своему принадлежал. И свет, который воссиял на Фаворе, был не физический свет, не отражение солнца - это был Божественный свет; причем апостолы видели его не своими физическими глазами, потому что они прозревали нечто большее, чем только свет. Откуда апостолы узнали, что рядом со Спасителем - Моисей и Илия? Ведь не существовало никаких портретов, никаких описаний их внешности. Однако апостол Петр безошибочно определяет, что здесь Моисей и Илия. Апостолы видят нечто иное, нежели обычную человеческую реальность - они видят иной мир и видят его глазами духовными, которые во мгновение открылись. Свет, который они видят, - не свет, который пришел во мгновение на вершину Фавора, а затем исчез; это свет, который постоянно был со Христом, это свет Божественного Царства, это свет вечности.

Продолжая размышлять над событием Преображения, святитель Григорий Палама сравнивает два Евангельских текста - от Матфея и от Луки, и обращает внимание на то, что у Матфея сказано: после шести дней взял Господь Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору высокую. А у Евангелиста Луки сказано: на восьмой день (см. Лк. 9:28). И справедливо утверждает святитель Григорий, что не может быть здесь разночтений: в этих двух цифрах некий смысл. Действительно, если Матфей не считает первого и последнего дня, то получается, что расстояние между событиями - шесть дней. А Лука считает и первый день, и последний, и получается восемь дней. И святитель Григорий утверждает, что неслучайно это разночтение: говоря о восьмом дне, Евангелист Лука хочет сказать нечто большее, чем просто показать хронологию этих двух событий, временную дистанцию, которая их связывает. За шесть дней до Преображения Господь говорил о славе Своей, о явлении Царствия Небесного. И святитель Григорий Палама утверждает, что видение славы Преображения есть видение славы восьмого дня творения. Известно, что мир был создан за шесть дней, а в седьмой день Господь почил от дел Своих. А восьмой день - это день Преображения всего мира, которое, по слову Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, наступит тогда, когда грехом будет уничтожен физический мир. Вот тогда и явится восьмой день Царствия Божия.

Но как важно откровение, данное ученикам на горе Фавор: этот восьмой день не наступит после человеческой истории, он существует уже сейчас. Это параллельный мир, это мир Божественного Царства, который мы не видим физическими глазами, к которому мы не можем прикоснуться руками, потому что очи наши закрыты грехом; но от этого реальность Божественного мира не становится меньшей и ничем не помрачается. Этот мир существует, и каждому из нас, подобно апостолам, дана возможность прикоснуться к этому миру уже в этой жизни. Когда мы принимаем Святые Христовы Тайны, когда мы очищаем душу свою покаянием, когда во время Божественной литургии радостно бьется наше сердце, то мы прикасаемся к этому восьмому дню творения, Божественному Царству - не физическими глазами и руками, но нашими сердцами. Вот почему и начальный возглас Литургии напоминает нам о Царстве: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа". Через Церковь, через Литургию мы становимся соучастниками этого Царства, а значит, и соучастниками Преображения. Нам открывается - конечно, не в полной мере, а, как говорит апостол Павел, как бы через тусклое стекло, гадательно (см. 1 Кор. 13:12) - то, что мы увидим после своей кончины.

В тропаре и кондаке праздника Преображения прослеживается такая мысль: Господь преобразился перед Своими учениками настолько, насколько они могли воспринять это Преображение - якоже можаху. И Господь преобразился перед учениками для того, чтобы укрепить их веру - чтобы тогда, когда они будут видеть Его распинаемым, они вспоминали эту славу преображенного на Фаворе Спасителя. Вот и нам на земле дается великое счастье прикосновения к иному, Божественному миру, для того чтобы мы обретали веру и силу жить по Божиему закону.

Мир, который окружает нас и который лежит во грехе и зле (см. 1 Ин. 5:19), постоянно переориентирует наше сознание. Он уводит нас от этого видения восьмого дня. Он направляет все наши силы на достижение тех целей, которые не имеют никакой связи с вечностью. Мы погружаемся в море забот, треволнений, конфликтов; мы недоумеваем от того, что происходит в мире, как сейчас многие недоумевают и не могут понять эту цепь трагических событий, которые на наше Отечество обрушились: эти жертвы людей - от злой воли человека или от каких-то иных обстоятельств? Сердце надрывается, когда слышишь эти скорбные сообщения о трагической кончине наших сограждан. И многим может показаться: а где же перспектива? Куда мы идем? Что с нами происходит? И ведь речь идет не только о нашей стране - речь идет о всем мире, о всем роде человеческом.

Мы никогда не поймем, куда идем, и никогда не увидим правильного пути, пока у нас не откроется духовное зрение, потому что смысл человеческой жизни обретается только в перспективе вечности. Если мы видим, чувствуем славу восьмого дня, славу Божественного Царства, которое наступит не только в конце времен, а которое уже сейчас реально существует вместе с этим миром; когда мы осознаем важность того, чтобы нашу земную жизнь подчинить Божественному Царству и следовать Божию закону и Божиим заповедям, - тогда человеческими усилиями, подкрепляемые благодатью Божией, мы будем преобразовывать наш греховный мир, стараясь сблизить его с невечерним Божественным Царством. В этом задача Церкви перед лицом истории: провозглашая весть о спасении, Церковь стремится помочь каждому человеку приблизиться к Божественному Царству уже здесь, на земле, а затем, после смерти, стать наследником этого Царства. Церковь призвана воздействовать таким образом на окружающий мир, на человеческое общество, чтобы преображать это общество по Божиему закону, приближая земной, тварный мир к тому, чтобы он в полной мере отражал на себе Божественную славу. И нет никакой другой цели церковного служения, как нет никакой иной конечной цели для человека, как достижение Царствия Божия, как лицезрение этого Царствия, как подчинение законам этого Царствия в своей жизни.

Праздник Преображения Господня наполнен величайшим смыслом, который отражен в том числе и в традиции иконописания. Древние иконы Преображения изображают Спасителя на вершине горы; справа и слева - Моисей и Илия, у ног Спасителя - апостолы, а из одежд Спасителя струится свет, который пронизывает собой окружающий мир - и горы, и деревья, и животных (на некоторых иконах и таковые изображены). Это символ того, как Бог Своей энергией, Своим Божественным светом пронизывает весь космос, все творение. И человек призван, воспринимая эту Божественную энергию, по образу Божиего Царства преобразовывать себя и окружающий мир. К этому призывает нас и сегодняшнее евангельское событие, которое мы празднуем, призывает Слово Божие, призывает Божественная мудрость. И нам только остается своим человеческим злым мудрованием не противиться этой Божественной мудрости. Аминь.

Святейший Патриарх Кирилл

http://www.patriarchia.ru/db/print/722880.html

Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец

днажды на море разразилась сильная буря. Гигантские штормовые волны сорвали со скалы камень, на котором стоял преподобный Антоний. Господь явил чудо: камень не пошел ко дну, а поплыл, яко легкий корабль. Святой Антоний не испугался. Подвижник вознесся духом: его внутреннему взору предстала Владычица Богородица с Божественным Младенцем на руках. Святой Антоний уже не замечал бушующей стихии: он углубился в молитву. Три дня и три ночи плыл по морским волнам дивный камень-корабль... Затем течение понесло его по водам какого-то озера, внесло в устье какой-то реки - и преподобный Антоний на своем камне причалил к берегу.

Тут же сбежались любопытные. Из их вопросов подвижник не понимал ни слова, отвечал - поклонами. Вдали виднелся большой город, над которым во множестве возвышались главы и кресты великолепных храмов. Во все время странствия по морю преподобный Антоний не испытывал страха, но теперь он ужаснулся. В его родном краю православные молились не в больших изукрашенных храмах, а в катакомбах, в горах и расщелинах. Святой Антоний подумал, что оказался вблизи от одного из римо-католических центров и сейчас его схватят паписты, будут допрашивать, истязать. Но никто не трогал его. Собравшиеся вокруг люди оживленно толковали между собой. Некоторые становились на колени, складывали руки для принятия благословения. Преподобный Антоний молча кланялся. Под вечер народ разошелся. Святой Антоний, не сходя с камня, вновь встал на молитву и еще три дня взывал ко Господу. После этого он сошел с камня и пошел в город. Там он встретил заезжего кузнеца, разумевшего латынь и греческий язык, и от него с радостным изумлением узнал, что оказался в Новгороде - одном из славнейших городов Православной Руси. Озеро, по которому плыл он в конце чудесного странствия, было Новоозеро (Ладожское), река, на берег которой привел его Господь, называлась Волховом. Путь, на который купеческим кораблям требовалось полгода, святой подвижник преодолел за трое суток.

Преподобный Антоний вступил под своды знаменитого Новгородского храма Святой Софии, с ликованием внимал прекрасному пению на незнакомом ему языке, приобщился Животворящих Христовых Таин. Затем он вернулся на свой камень и продолжил подвиг столпничества.

Богомудре отче Антоние, дивно от Рима возсиял еси, яко солнце, и Божиим мановением на камени по водам, яко безплотен, Великаго Новаграда достигл еси, - воспевает духоносному подвижнику Святая Церковь.

Из Ветхого Рима преподобный Антоний явился в Новый Город - Новгород. Покинув отступнический Запад, угодник Божий прибыл на Русь, где расцветало Христово Православие.

Священным Писанием и Священным Преданием, деяниями Вселенских Соборов, творениями святых отцов доказывалась верность пути, избранного Церквями Востока, и обличалась кривда отпавшего Рима. Всевышний подтверждал истинность Православия дарованием чудесных знамений, величайшее из которых - Благодатный огонь, сходящий на Гроб Господень только по молитве православных Патриархов. Чудесное плавание преподобного Антония Римлянина на камне также явилось свидетельством святости православной веры, которое иноземный подвижник нес Русской земле. Прибытие святого Антония в Новгород знаменовало отъятие благодати Божией от Ветхого Рима и благословение Господне Русской державе, Новому Риму.

Любознательные новгородцы занесли в свою летопись известие о чудесном пришельце, приплывшем к ним на камне. По окрестным селениям разнесся слух о том, что на Волхове подвизается дивный угодник Божий. Русичи стали приходить к Антониеву камню, желая получить благословение преподобного отца; от них святой Антоний научился русскому языку. Бывая в Новгороде ради посещения храма Божия, он встретился со святым архиепископом Новгородским Никитой. Святитель Никита был воспитанником Киево-Печерского монастыря, "птенцом из гнезда" преподобного Антония Печерского. Через Новгородского архипастыря пролег духовный мост между двумя святыми Антониями - Киевским Первоначальником русских монахов и дивным пришельцем из чужедальних краев.

Вестники Царствия Божия на земле, подобные святому Антонию Римлянину, являют нам зрелище того, как могуч и прекрасен становится человек в единении с Всевышним. Не нам, немощным, мечтать о свершенных преподобным Антонием поразительных подвигах, но мы можем и должны усвоить уроки его жития, спасительные для каждого. Святой Антоний ценил Небесное выше земного, избегал греховной суеты, ревновал об истинной вере и отстаивал ее вопреки отступничеству большинства своих соотечественников, был благочестив, пламенел любовью к ближним и к Господу. Всем этим добродетелям мы можем по мере своих сил подражать, да сподобит и нас Милосердный Бог узреть спасение.

Оказавшись в незнакомой стране, преподобный Антоний Римлянин красотой души и великим братолюбием привлек к себе сердца народа, стал одним из любимейших святых Русской земли. И мы должны помнить: в какой бы край ни привел нас Промысл Божий, если мы отнесемся к окружающим с христианской любовью, будем жить добродетельно, нас повсюду встретят приветливо.

Преподобному Антонию Римлянину не могли причинить вреда ни морская стихия, ни дальние страны, ни злоба человеческая, ни напасти демонские, потому что святой подвижник следовал заповедям Возлюбленного Господа, и Всемогущий Бог помогал ему везде и во всем. Иноземец, святой Антоний принял русский народ в свое любвеобильное сердце, сроднился с ним и ныне перед Престолом Творца молится о всех сынах и дочерях Русской Церкви. Прибегнем же к Небесному предстательству дивного угодника Божия, воспевая: Светоносная твоя память, преподобне отче Антоние, исполнена радости и веселия явися, отонудуже священная чада твоя, сошедшася, память твою духовно празднующе, прославляем Господа, тебе тако прославльшаго. Аминь. 

Святитель Митрофан Воронежский

Чувствуя приближение смерти. Воронежский архипастырь совлек с себя блестящие архиерейские ризы и облекся в схиму, приняв имя Макарий - в честь преподобного Макария Желтоводского, подтвердив тем свою преданность Небесному наставнику в иноческом житии. Не в архиерейских ризах, а в святой схиме завещал похоронить себя схиепископ Макарий.

Через три года после случая со статуями судьбы Божии привели Петра I в Воронеж в самый день кончины святителя Митрофана. Узнав, что святой старец при смерти, царь поспешил к его одру, лобызал его холодеющую руку и не отходил от него до последнего вздоха архипастыря. Значит, искренняя и глубокая любовь к святителю Митрофану жила в мятежной душе Петра. Когда почившего отпели и наступило время выносить его гроб - царь сказал своей свите: Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем благодарности нашей сему благодетельному пастырю отданием ему последней чести, мы сами вынесем его тело. И Петр I на своих плечах нес гроб святителя до усыпальницы. Над могилой архипастыря царь сказал: Не осталось уже у меня такого святого старца.

Двадцать лет воронежская паства была укрепляема мудрыми поучениями и окружена добрыми заботами святителя Митрофана, почитание и любовь к нему укоренились в сердцах людей. Благоговейная память о святом архипастыре передавалась из поколения в поколение. У его гробницы совершались чудесные исцеления. В "Духовном завещании" смиренный старец Божий писал, что кости свои грешные предает матери всех, однако мать всех сыра земля не удержала в себе его тело: Всевышнему было угодно прославить святителя Митрофана нетлением его мощей. Дважды во время переделок в воронежских храмах гроб святого архипастыря переносили с места на место - и оба раза присутствовавшие были изумлены, увидев, что тело его почивает во гробе, словно живое. Наконец, к 1832 году для всех стала очевидна Небесная слава первого Воронежского архипастыря - и настало время церковного его прославления.

Перед самым открытием честных мощей святителя совершилось новое чудо. Собираясь на торжества прославления своего великого предшественника, архиепископ Воронежский Антоний приготовил для облачения его тела роскошные архиерейские ризы. Внезапно он почувствовал слабость во всем теле, так что вынужден был сесть. Затем архиепископ услышал тихие, неведомо от кого исходящие слова: Не нарушай моего завещания. Не сразу поняв смысл знамения, архиепископ Антоний с трудом поднялся и открыл хранилище, где лежали различные одеяния. И тут ему бросилась в глаза схима, незадолго до этого врученная ему неведомой монахиней с предвещанием, что одежда эта вскоре пригодится. Тогда-то архиепископ вспомнил, что святитель Митрофан завещал похоронить его в святой схиме. Взойдя на высоту смирения, святой Митрофан и за гробом пожелал сохранить облик смиренного схимника. Завещание его не было нарушено: честные мощи святого подвижника покоятся в монашеском облачении.

Благодетельствуя воронежской пастве с высот Небесного Царствия, святитель Митрофан не забыл и о своей земной любви к царю Петру I. Церковный писатель и историк Е. Поселянин сообщает: Есть трогательный рассказ, свидетельствующий о духовной связи между святителем Митрофаном и чтившим его Петром. Рассказ этот передан нам одним почтенным лицом, весьма достоверным. Как-то в Петропавловском соборе он встретил человека-простолюдина, усердно молившегося перед гробницею Петра Великого. "Что ты так усердно молишься о нем?" - спросил этот господин. "Вероятно, почитаешь память великого царя?" "Мне повелел молиться о нем святитель Митрофан". "Как так?" "А вот как это было. Я усердствовал в памяти святителя Митрофана Воронежского и часто призывал его в молитве. Однажды во сне я видел святителя, который сказал мне: "Если хочешь мне угодить, молись об упокоении души императора Петра Великого!"".

Так праведники благодетельствуют и за гробом душам людей, которые любили и чтили их.

Царь Петр I был совершенно прав, сказав над могилой святителя Митрофана, что такого святого старца у него уже не осталось. В России в то время было немало святых подвижников и выдающихся церковных деятелей, но такого соцветия добродетелей, каким обладал Воронежский старец Божий: сочетание христианской любви с высочайшим христианским мужеством и мудрой мерностью - не имел никто из тогдашнего русского духовенства. Не нашлось такого архипастыря или пастыря, который сумел бы удержать Петра I от дел, губительных для его души, пагубных для народа, разрушительных для Русской Церкви. Никто не обладал таким соединением любви и мужества, благодаря которому святитель Митрофан понудил царя-реформатора низвергнуть языческие статуи.

Святителя Митрофана Воронежского за его отношения с царем-реформатором можно назвать церковным дипломатом, но, конечно, "дипломатия" Воронежского старца зиждилась на высокой основе - любви и искренности. Возможно, этих христианских качеств и не хватило другим.

Светло празднуя память святителя Митрофана Воронежского, мы должны выполнить его завет: помянуть любимого Воронежским старцем императора Петра I. Представляется, что лучшим памятованием души царя Петра явится правда о его роли в русской истории. Потомки оказали памяти царя-реформатора крайне дурную услугу, идеализировав его деятельность и вылепив из личности Петра I идола - нечто вроде тех языческих болванов, низвержению которых способствовал святитель Митрофан. Этот смрад мирской славы поныне окружает царя Петра, обволакивая его душу и содействуя увековечению совершенного им зла. Петровским реформам приписывают практически все успехи Российской империи: в науке, культуре, в просвещении и экономике, в усилении военной мощи и международного влияния. Сам "царь-плотник" рисуется неким русским былинным богатырем, но беспристрастному взгляду предстает иная картина.

Петр I вовсе не был былинным богатырем. Это был человек очень несчастный и нравственно искалеченный с детства. Он еще в малолетстве познал ужасы государственной смуты. Будучи десятилетним ребенком, царь Петр видел неистовство стрелецкого бунта, изуверство раскольников, коварство царевны Софьи. Он должен был бояться за свою жизнь: это ожесточило его сердце, сделало безудержными припадки гнева, заразило жаждой неограниченной власти. Полусирота-полубеспризорник, Петр не получил ни нормального воспитания, ни систематического образования. Гувернер-иностранец заманил его в Немецкую слободу - место проживания иностранных специалистов, которых царь Алексий Тишайший отделил от остальной части города из опасения дурного влияния иноверцев на свой народ. В Немецкой слободе вместо истинных наставников и друзей Петр приобрел веселых дружков. Заезжие авантюристы вовлекли молодого царя в разгул и разврат, заразили пороками пьянства и табакокурения. Тогда же Петр I испытал восторг перед западными достижениями и западным образом жизни - восторг, переросший в одержимость. Пристрастие к изысканному импортному блуду помешало Петру оценить безыскусную любовь своей первой жены - прекрасной русской женщины Евдокии Лопухиной, и царь стал добычей авантюристок типа Анны Монс и Марты Скавронской. У Петра были порывы искренней набожности (свидетельства о которых очень тщательно собраны и акцентированы историками), но страсти толкали его на нарушение заповедей Божиих, неумеренное западничество заставляло презирать якобы невежественное русское духовенство, протестантские влияния порождали сомнения в чистоте Православия, властолюбие приводило его к посягательствам на Церковь. Большинство петровского окружения составляли лукавые, своекорыстные люди, потакавшие царским порокам и разжигавшие их в своих интересах. Редко, очень редко Петр I встречал искреннюю любовь к себе, потому-то он так трогательно привязался к любвеобильному святителю Митрофану Воронежскому.

Святитель Митрофан Воронежский учит нас мерности - мудрой умеренности в словах, делах и поступках, терпеливому и терпимому, любовному отношению к людям. Угодник Божий призывает нас видеть в каждом человеке его лучшие черты, на каждого смотреть с любовью христианской: ведь в каждой душе сокрыт святой образ Божий и за всех излил на Кресте Пречистую Кровь наш Спаситель.

Но учит нас святой Воронежский старец и тому, что есть предел христианской терпимости: для душевного спасения необходимо бегать злаго, а порой - и противостать злу мужественным обличением. Святитель Митрофан не устрашился исповедать чистую веру свою и обличить страшного во гневе царя - так и мы должны безбоязненно в любых обстоятельствах исповедовать свою веру во Христа Господа, называть грех - грехом, ложь - ложью, мерзость - мерзостью, каково бы ни было на этот счет "общественное мнение".

Во все дни хранил святитель Митрофан память смертную и был готов дать ответ Всевышнему за земные дела свои потому кончина его была блаженной, душа его вселилась в Царство Божие и даже тело просияло нетлением. И нам надлежит постоянно помнить, что в этом мире нам отмерен лишь краткий испытательный срок, что все наши земные удовольствия и имущества обратятся в ничто, что неминуемая смерть может настигнуть нас в любой миг - и вековечное горе нам, если мы окажемся беззаконниками, и вечное счастье тем, кто провел земную жизнь в благочестии.

Митрополит Владимир

http://www.pravoslavie.uz/Vladika/

Успенский пост

Почему Церковь установила посты? Почему призывает она верующих поститься? Пост был установлен Богом и Им заповедан человеку при его сотворении. Вот что сказано об этом в первой книге Ветхого Завета, книге "Бытия": Адаму и Еве "заповедал Бог не есть от плодов древа познания добра и зла". Эта первая заповедь о воздержании была основана на принципе послушания - послушания человека Творцу. От времен Адама и Евы и до наших дней подлинное послушание Богу исходит из любви к Нему и никогда не задает вопроса: "почему?". Сам Господь Иисус Христос явил миру совершенный пример смирения и послушания. Он "смирил Себя, быв послушным (воле Отца) даже до смерти, и смерти крестной", как говорит апостол Павел (Фил. 2, 8). Не послушались первые люди самой первой заповеди Божией, заповеди о посте. Непослушание было выбором свободной их воли, и именно это непослушание положило первый шаг к удалению человека от Бога, к тому удалению, которое и называем грехом.

Значение всякого поста состоит в том, что человеку дается возможность более тщательно пересмотреть свою жизнь, осветить все темные ее пятна светом молитвы и покаяния, через малый подвиг воздержания укрепить свою волю, уделить первенство духовным ценностям, углубить дар смирения и послушания воле Божией. Уже в истории Ветхого Завета пост был прочно установленной традицией духовной жизни. Эту традицию освятил Господь, когда, перед явлением Своим миру, Сам постился сорок дней и сказал о власти силы зла над человеком, что сила эта "изгоняется молитвою и постом" (Мф. 17, 21). В Евангелии пост понимается как путь к покаянию, воздержанию и к духовному возрастанию, чему примером служит весь образ жизни Иоанна Предтечи и апостолов. Сказано в книге Деяний апостольских: "когда они (апостолы) служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их" (13, 2-3). Со времен апостольских Церковь провозгласила важность поста и выделила каждую среду и пятницу как постные дни, а также установила Великий пост перед празднованием Святой Пасхи.

Подлинный пост является духовным подвигом, исходит из аскетического опыта православных подвижников и связан с сердечным покаянием и углубленной молитвой. Святитель Василий Великий сказал, что "покаяние без поста теряет свою ценность". Можно сказать, что и пост без покаяния лишается ценности, превращаясь лишь в чисто внешнее упражнение в воздержании от пищи. Сорокадневный пост Христов стал примером для всех христиан. Следуя этому примеру, христианин принимает мистическое участие в послушании Господнем, чтобы через пост "обогащаться в послушании тому, чего лишились через ослушание", как говорит святитель Григорий Назианзский. А святой Григорий Палама, великий учитель христианской мистики и аскетизма, приписывает посту христоподобное свойство - особенно Великому посту. Вот, что он пишет об этом: "Если поститесь, не только примете участие в страстях Христовых и соумрете с Ним, но с Ним и совоскреснете и соцарствовать будете в вечности. Ибо посредством постничества уподобитесь Ему в смерти, подобной Его смерти, и будете соучаствовать с Ним в воскресении и унаследуете жизнь в Нем".

Даже полностью понимая все чрезвычайно важное значение поста для духовной жизни православного христианина, важно помнить, что пост не является самоцелью, а всего лишь средством для достижения цели - святости и Царствия Божьего. К этой цели ведут многообразные пути. "В доме Отца моего обителей много", - говорит Господь, и много разных путей ведет к этим обителям. Основным правилом поста является не просто воздержание от определенных видов питания, но, прежде всего, стяжание предельного смирения и полный отказ от самовозвышения и самохвальства, в корне уничтожающих все попытки постного подвига. Потому и говорит апостол Павел: "Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест... Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен; ибо силен Бог восставить его" (Рим. 14, 3-4). И в нагорной Своей проповеди говорит Господь Иисус Христос: "когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися" (Мф. 6, 16). Подлинный пост должен быть опытом совершенной радости, ибо цель его - вести постящегося к Совершенной Любви и к Совершенной Радости, вести его к Богу.

Протоиерей Георгий Бенигсен

http://www.hram-usadba.ru/04docs/listok-125.html

 

Тропарь праздника "Преображение Господне"

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

 

 

Тропарь святителю Митрофану, епископу Воронежскому

Правило веры и образ кротости словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. Темже и во светлостех святых солнца светлейше возсиял еси, венцем нетления и славы украшаемь, моли Христа Бога стране нашей и граду твоему в мире спастися.

 

Православный Календарь с 15 Августа 2010 г. по 21 Августа 2010 г.

Воскресенье, 15 Августа 2010 года. Неделя 12-я по Пятидесятнице.

Успенский пост. Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557). Блж. Василия Спасокаменского (XV). Обрет. мощей прав. Никодима, Гамалиила и Авива. Сщмч. Стефана, папы Римского, и иже с ним (257).

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в7-00 и 9-00 утра.

Понедельник, 16 Августа 2010 года. Седмица 13-я по Пятидесятнице.

Успенский пост. Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Прп. Космы скопца и отшельника (VI). Св. мироносицы Саломии

Вторник, 17 Августа 2010 года.

Успенский пост. Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250). Прмц. Евдокии (362-364). Мч. Елевферия (IV). Новосщмч. Космы Айтолийского (Греч.). Новосщмч. Николая (Прозгрова) (1930).

***

Поздравляем Отца Андрея (Бурдина) с днем его 75- летия!
Счастья, здоровья ему желаем!
Просим у Вас отец Андрей ваших неустанных молитв о нас грешных и недостойных!

***

Среда, 18 Августа 2010 года.

Успенский пост. Предпразнство Преображения Господня. Мч. Евстигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте. Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374).

Четверг, 19 Августа 2010 года.

Успенский пост. Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Прп. Иова Ущельского (1628). Свт. Феоктиста, еп. Черниговского. Новосщмчч. Димитрия, архиеп. Гдовского (1938), иерея Николая (Прозорова) (1930), пресв. Андрея (Зимина), пресв. Сергия (Тихомирова), Домники, Лидии и Марии (Зиминых).

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в7-00 и 9-00 утра.

Пятница, 20 Августа 2010 года.

Успенский пост. Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия Персянина и двух учеников его (363). Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах (1110). Прп. Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского, в Ближних пещерах (1239). Мчч. Марина воина и Астерия сенатора (260). Прп. Ора, пустынника Фиваидского (ок. 390). Прмц. Потамии чудотворицы. Прп. Антония Оптинского.

Суббота, 21 Августа 2010 года.

Успенский пост. Попразднство Преображения Господня. Свт. Емилиана исповедника, еп. Кизического (815-820). Прп. Григория, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (XII). Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566). Второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Мчч. Елевферия и Леонида. Прп. Григория Синаита (XIV). Толгской иконы Божией Матери (1314).

Во все дни кроме воскресных и праздничных

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00 утра

Начало вечернего Богослужения во все дни - 17-00.

  

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz