"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа. О званых и избранных. Феодоровская икона Божией Матери. Сукрест-накрест. день памяти митрополита Иосифа (Чернова). Месяцеслов. |
Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа
О званых и избранных
о имя Отца и Сына и Святого Духа!
Неслыханной кажется дерзость человеческая, о которой поведал Спаситель в притче о брачном пире. Владыка, царь созывает знатных подданных на свое празднество, а они отнекиваются: один занялся торговлей и подсчитывает барыши, другой возится с домашней скотиной, третий недавно женился и сидит с молодой женой - всем некогда. Царь вновь посылает звать этих людей на пир, но те снова уклоняются от приглашения, более того - оскорбляют и убивают гонцов царских. Тогда владыка, разгневавшись, карает этих преступников, а на пир собирает всех встречных на распутьях и дорогах. И только тогда пиршественная зала наполняется гостями.
Под царем в евангельской притче подразумевается Царь Небесный, Бог Всевышний. Это Он созывал людей на пресветлый праздник в Свое Горнее Царство. Но те, к кому прежде всех был обращен этот призыв, - первосвященники и законники иудейские, которым было вверено ветхозаветное Откровение, остались глухи к зову
Владыки. Вседержитель послал на землю Сына Своего, чтобы вознести людей в Небесный Иерусалим, а эти гордые фарисеи были заняты только земным. Земных богатств, земного царства ждали они от Бога, потому и не узнали Сына Божия в смиренном Иисусе Христе.
Не знатные и ученые, а простые люди, не кичливые законники, а раскаявшиеся грешники последовали за Спасителем. Так начала заполняться пиршественная зала Горнего Царства.
Отец Небесный зовет всех на брачный пир Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа со Святой Церковью Христовой. Мы с вами, возлюбленные братья и сестры, считаемся членами этой Церкви, мы как будто услышали глас Господень, призывающий на светозарное брачное торжество. Но действительно ли о небесном все наши помыслы? Не отказываемся ли мы в сердцах своих следовать благодатному зову Божию?
Если пригласит нас в гости земной начальник, от которого зависит наше мирское благополучие, вряд ли кто-то скажет в ответ: "Извини, мне недосуг". Нет, мы готовы со всех ног бежать на такой зов, позабыв семейные и прочие заботы. А когда зовет нас Царь Небесный? Когда нужно пойти в храм Божий, стать на молитву, сделать доброе дело? Какие только причины мы ни находим, чтобы заглушить в себе этот благодатный зов, сколько неотложных забот и работ ни изыскиваем себе - и уподобляемся нечестивцам из евангельской притчи, отвергшим приглашение царское.
А ведь как ничтожны и суетны наши постоянные заботы о земном. "Тени и колесу подобны житейские скорби и радости, потому что непостоянны, как тень, и вертят, как колесо", - говорит преподобный Нил Синайский. И ради погони за этой тенью, ради верчения в этом колесе мы забываем и о вечном блаженстве, к которому призваны, и о вечных муках, в которые будем ввергнуты, если не опомнимся.
Да, глухи мы бываем к зову Господню, зато порой очень прислушиваемся к лукавым призывам иного рода.
Когда в православном храме выносится для чтения Евангелие, верующие опускаются на колени, ибо знают: это входит Сам Господь наш Иисус Христос, желающий беседовать с нами через слово Священного Писания.
В наших домах тоже есть Евангелия, и здесь Спаситель ждет нас для беседы. Но в часы досуга в наших руках часто оказывается не Священное Писание, не творения святых отцов, не духовная литература, а ничтожные книжонки, наполненные описаниями блудных соблазнов и насилия. А в вечерние часы, когда благочестивые люди молитвенно предстоят перед Господом, мы порой не отрываемся от экрана телевизора, на котором подчас происходит такое, о чем и говорить непристойно. Пойти в храм Божий кажется нам тяжело, но зато как охотно отправляемся мы туда, где льется спиртное, где звучат соблазнительные речи и слышатся кощунственные шутки. Так, отрицаясь Милосердного Господа, мы следуем льстивым призывам человекоубийцы-диавола.
Грозным предостережением всем нам звучат слова святителя Иоанна Златоуста: "Нераскаянный христианин будет судим гораздо строже язычника. Не столько хулится Бог нечистою жизнью язычника, сколько развращением христианина".
Порой в уличной толпе нам случается видеть какого-нибудь забулдыгу, который только что спьяну вывалялся в грязи, но вот поднялся и бредет, пошатываясь, задевая плечом прохожих. С какой брезгливостью мы смотрим на него, как тщательно сторонимся, чтобы он не запачкал нашу одежду.
Но ведь мы сами во всем подобны этому несчастному, если не гораздо хуже его. Одежды наших душ замараны смрадной грязью страстей и похотей. Опьяненные сивухой удовольствий, шатаясь под ветрами соблазнов, поминутно падая в лужи смертных грехов, мы бредем к пропасти геенской. Горе нам, если не успеем протрезвиться, пока терпит наше беззаконие Милосердный Господь!
В евангельской притче о брачном пире рассказывается об ужасной участи человека, явившегося на это торжество в нечистой, непраздничной одежде: Царь... говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22, 12-13).
Так же поступит Правосудный Царь Небесный с теми, кто только называет себя христианами, но не облекается в светлые одежды христианских добродетелей. Страшно и думать об этом, возлюбленные братья и сестры!
А ведь дерзкий гость, позоривший брачный пир нечистым своим одеянием, еще мог спастись. "Друг", - так обращается к нему царь, несмотря на его нечистоту, и словно бы ждет ответа. Но он молчит. Мы знаем, что царь притчи - это Господь Милующий. И если бы грешник, осмелившийся явиться на пир веры во всей своей нечистоте, раскаялся, услышав слово обличения от Господа, он был бы прощен. Достаточно было бы ему, как благоразумному разбойнику на Голгофе, смиренно прошептать: Помяни мя, Господи, - и одежды его убелились бы, как снег, и принял бы он участие в Небесном пире. Но
он молчал, коснея в своей грязи, и потому был извержен во тьму внешнюю.Много званых, но мало избранных (Мф. 22, 14), - говорит Господь. Для спасения души недостаточно только принять Святое Крещение. Святитель Феофан Затворник пишет: "Что мы званые - это ясно, но верующие ли? Иной совсем не думает о вере, словно нет ее, иной кое-что ведает из нее, и доволен; иной криво толкует веру; иной совсем враждебно относится к ней; а все числятся в кругу христиан, хоть у них ровно ничего нет христианского. Ну а если
ты веруешь - разбери, сообразны ли с верою чувства твои, дела твои, одеяние души, ради которых Бог видит тебя брачно или небрачно одетым. Можно знать веру хорошо и ревновать по ней, а в жизни работать страстям, одеваться то есть в срамную одежду души грехолюбивой".Пока Господь дает еще нам время для покаяния и исправления, рассмотрим пристальным взором при свете совести одежды душ наших и смоем с них грязные пятна греха и порока солью слез, щелоком исповеди, чистой влагой добрых дел. И тогда мы можем оказаться не только зваными, но и избранными на брачном пиру Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Христова объемлет нас (2 Кор. 5, 14). Аминь.
Митрополит Владимир
http://www.pravoslavie.uz/Vladika/
Феодоровская икона Божией Матери
Русь - подножие престола Господня
вятыня... Этому понятию Владимир Иванович Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" дает следующее определение: "Святость; (то,) чему поклоняемся, что чтим нерушимо".
А что свято для русского человека? Что такое русский человек? И что такое Русь?
Протоиерей Иоанн Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадский) в свое время сказал: "Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский".
В конце X века вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели - русский народ, в течение шести веков вдумчиво и сосредоточенно размышлявший о месте Святой Руси в мироздании, пока, наконец, в царствование Иоанна IV не утвердился в своем национально-религиозном мировоззрении. И все это - вопреки обстоятельствам, условиям, возможностям, выгоде, расчету.
События русской истории происходят почти всегда вопреки "объективным закономерностям", свидетельствуя о том, что определяют историю не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие "чин естества" и недалекий человеческий расчет. С этого "вопреки" и начинается русская история. Ибо угодно было Господу явить здесь чудо крещения, положившего начало тысячелетнему служению соборного и державного православного народа.
Много лет назад Федор Михайлович Достоевский гениально сформулировал мысль: русский и православный - синонимы, русский без православия - дрянь. Православие объяснило русскому человеку смысл его пребывания на Земле, ибо дало ответ на вопрос - зачем живет человек? Ответ этот связан с идеей всеобщего спасения и воскресения. В русском понимании человек - это Божие создание. И испокон века на Руси считается святостью духовная непорочность, чистота, совершенство - все то, что относится к Божеству, к истинам веры.
ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ОБРЕТЕНИЕ ЧУДОТВОРНОГО ОБРАЗА
от уже более 700 лет покровительствует Костроме чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. "Настольная книга священнослужителя" утверждает, что Феодоровская - Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова. Канонический тип изображения Богородицы
на этой иконе - "Умиление" (по-гречески - "Милостливая"): Пресвятая Богородица и Богомладенец, соприкасаясь щеками, являют миру взаимную нежность, теплую заботу друг о друге и обо всем страдающем человечестве.Кем и когда она была привезена из Иерусалима в русские земли, неизвестно. Однако память людская сохранила сведения о том, что в начале XII века образ находился в часовне недалеко от города Китежа. Возле этой часовни поднялся Феодоровский Городецкий мужской монастырь. В 1263 году в нем скончался великий князь Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды. Образ хранил подступы к поволжскому городу и почитался как древний и чудотворный.
Икона имеет оборотную сторону с изображением святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей и считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест. Исследователи предполагают, что образ Параскевы был писан в XIII веке по указанию великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича к свадьбе его сына Александра (в 1240 году прозванного Невским). Эта икона как отцовское благословение стала молельным образом Александра Ярославича.
В 1239 году Городец был сожжен монголо-татарскими захватчиками, а образ Царицы Небесной с того времени "не обретеся в городе". Можно предположить, что икона была передана Александром Невским (1220-1263) младшему брату Василию Мизинному (1341-1277), князю Костромскому.
Но в памяти народной появление иконы в Костроме связано с чудом, которое было описано в "Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери" протопопом костромского Успенского собора Феодором, жившим в XVII веке. Подлинник "Сказания" не сохранился, но есть его пересказ, сделанный протоиереем Иоанном Сырцовым в 1908 году. Вот что он поведал нам.
В августе, 16 числа, князь Василий Ярославич отправился на охоту в северные лесистые окраины города, сопровождаемый свитой и псами. В сосновом лесу у речки Запрудни благоверный князь увидел образ Божией Матери, сияющий небесной славой. Испытывая страх и радость, князь спешился, приблизился к образу и решился было взять его. Но образ чудесно поднялся по дереву на недосягаемую для князя высоту. Василий Ярославич отступил от места явления, преклонил колена и начал с сокрушением сердечным и со слезами умолять Матерь Божию, чтобы сподобила Она принять образ в свои руки и унести в Кострому. Но чудный образ не дался ему в руки.
Тогда князь поспешил в город, поведал о столь необыкновенном событии духовенству и гражданам. Православные немедленно составили крестный ход и отправились к месту чудного явления. Увидев икону, все коленопреклоненно со слезами на глазах стали молить Матерь Божию, чтобы Она, в лице новоявленной иконы, оказала милость городу, перешла бы в Кострому. Затем икона была духовенством беспрепятственно снята с дерева в крестном ходе на руках священнослужителей перенесена в соборный деревянный храм во имя великомученика Феодора Стратилата.
На следующий день жители Костромы пришли в храм для поклонения чудесно явившемуся образу Божией Матери и многие из них при этом объявили, что накануне явления святыни, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, были очевидцами того, как необычайный, нездешне одетый воин прошествовал по улицам Костромы с новообретенной иконой Божией Матери. Люди с изумлением узнавали в нем святого Феодора Стратилата, словно сошедшего со стен посвященного ему городского собора. Эти свидетельства убедили князя Василия и всех горожан, в том, что сам небесный покровитель Костромы, принес в дар городу новую святыню. От имени великомученика Феодора Стратилата икона и получила свое прозвание . А на месте явления образа Божией Матери князем Василием впоследствии была основана первая иноческая обитель на Костромской земле - Спасо-Запрудненский мужской монастырь. В память этого события алтари летнего храма Успенского собора, в изъятие из общего правила, были обращены не на восток, а на север, в направлении места обретения чудотворной иконы. Опираясь на реальные исторические обстоятельства, можно считать, что явление Феодоровской иконы Божией Матери князю Василию Ярославичу совершилось между 1256 и 1262 годами.
ЧУДОТВОРЕНИЯ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ребывание Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме связано со многими чудесными событиями.
Вскоре после обретения образа (в 1262 году) Матерь Божия Сама защитила костромичей своей иконой, обратив огненную силу на врагов. Когда к городу подошли татарские полчища для очередного набега, князь Василий, не надеясь на свои силы, повелел нести впереди дружины драгоценную Феодоровскую. От лика Богоматери брызнули на татар нестерпимые огненные лучи, грабители смутились и обратились в бегство.
В память этого чудесного события и в назидание потомкам на том месте, где стояла икона Заступницы, поставлен был высокий дубовый столб, на котором вырублено было особое место для копии Феодоровской иконы. Впоследствии вместо столба была устроена каменная часовня, где список хранился в особом киоте. А озеро, на берегу которого это случилось, с той поры стало называться Святым. В 1304 году умер князь Андрей Городецкий, которого называли злым гением Северо
-Восточной Руси, и который управлял Костромским княжеством. Грозным знамением сопровождалась его смерть: "Июля 23 бысть гром велик и страшен с востока, и ударил гром во маковицу святого Феодора на Костроме и зажег ее, и горело до вечерни". Так погибла древняя соборная церковь святого великомученика Феодора Стратилата. О судьбе же чудотворного образа повествует церковный историк и краевед XIX столетия протоиерей Павел Островский (1807-1876):"Пречистая снова явила Костроме чудесное знамение Своего к ней благоволения: деревянный храм, в котором была поставлена икона, сгорел, а икона, никем не выносимая из храма, соблюлась невредима от огня невидимой силой; в непродолжительное время сгорел и вновь выстроенный деревянный храм, а святая икона также осталась невредимой, никем не вынесенная из храма. После первого пожара на третий день икона найдена совершенно невредимой в пепле пожарища; во второй пожар была видима выше пламени стоящей на воздухе".
ИСТОРИЯ СВЯТЫНИ И СУДЬБА ОТЕЧЕСТВА
собой страницей истории чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы являются события 1613 года, когда на всероссийский престол после трагических лет Смутного времени был избран первый царь из дома Романовых.
В 1610-1612 г.г. старица Марфа Ивановна Романова с сыном своим Михаилом Федоровичем находились в Москве, где они пережили осаду первым и вторым земским ополчением и страшный голод 1612 года. В октябре 1612-го мать с сыном вернулись на костромскую землю в село Домнино - родовую вотчину инокини Марфы (урожденной Ксении Ивановны Шестовой). Оттуда мать с сыном направились в Макариев монастырь на Унже, чтобы у гроба преподобного Макария Унженского и Желтоводского помолиться об освобождении из польского плена мужа и отца Федора Никитича (в иночестве Филарета). Завершив богомолье
, Романовы поехали в Кострому и остались в осадном дворе.21 февраля 1613 года начался Великий пост. Михаил Федорович, "по благочестивому древнему обычаю", затворился на время поста в Ипатьевском монастыре "для душеспасения, для сохранения и поддержания доброго христианского покаянного настроения". В этой святой обители и разыскали Романовых московские послы.
Утром 14 марта посольство Земского собора крестным ходом из Успенского Кафедрального собора в Ипатьевский монастырь принесли Феодоровскую икону Пересвятой Богородицы. Инокиня Марфа, напуганная событиями Смутного времени, поначалу приняла послов "с великим гневом и плачем". Она противилась принятому Собором решению и просила: "мое же чадо младо сущее, и не доумеет ко умножению людских злостей управляти
; молю вас, не лишите мене единороднаго чада".Тогда архиепископ Феодорит взял в руки Феодоровскую икону Божией Матери, а троице-сергиевский келарь Авраамий Палицын - образ московских чудотворцев Петра, Алексея и Ионы; поднесли святые иконы к Марфе и сыну ее Михаилу Федоровичу и сказали: "Не мозите преслушатись: но сотворите повеленное вам от Бога, воистину бо от Бога избрани ести, и не прогневайте всех Владыку и Господа". Тогда "благоверная государыня инока Марфа Иоанновна многи слези излия пред образом Пречистыя Богородицы, и вземлет сына своего, благовернаго и благочестиваго великаго государя Михаила Феодоровича, пред всеми со слезами рече: се Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству".
С этого времени Феодоровский образ Пресвятой Богородицы особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых.
Два праздника в году Феодоровской иконе. Один - от первого "столичного" князя, день ее обретения 16/29 августа. Второй - в день благословения в Костроме на царство Михаила Романова - 14/27 марта.
В дни празднования трехсотлетия Дома Романовых в мае 1913 года посещали Кострому и поклонялись чудотворной иконе Пресвятой Богородицы святой царь-страстотерпец Николай Александрович и его семья, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.
Скорбные события ХХ столетия не обошли стороной ни Кострому, ни чудотворную Феодоровскую икону; однако и в годы "огненного искушения" Промысел Божий сохранил великую святыню Костромской земли. Она не только избежала поругания от рук богоборцев, но и находилась в действующих храмах на протяжении всего ХХ века.
Возрождение Русской Православной Церкви, началом которого стало празднование в 1988 году юбилейной даты Тысячелетнего Крещения Руси, отразилось и на судьбах костромских святынь. В 1990 году - впервые после многих десятилетий - 29 августа, в день празднования явления Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, многотысячный крестный ход прошел после Божественной литургии от кафедрального Воскресенского собора через всю Кострому к храму Спаса на Запрудне; с того времени совершение общегородского крестного хода 29 августа вновь стало традицией.
18 августа 1991 года Феодоровская икона Божией Матери была перенесена в воссозданный из руин Богоявлено-Анастасиин собор, ставший новым кафедральным храмом Костромской епархии; здесь чудотворный образ Царицы Небесной пребывает и сейчас.
Россия, некогда называвшаяся Святой Русью, сегодня стоит перед выбором: преклонить колена перед "истинной" демократией или вернуться на естественный путь своего исторического развития, вспомнив о русской идее - идее православного христианства. И возрождение России исполнится, но только тогда, когда осуществится покаяние народа.
Первый после Екатеринбургского злодеяния покаянный крестный ход русского народа начался 12 июля 1999 года в Тихоно-Луховском монастыре Ивановской епархии. Паломники несли хоругви и иконы. Самыми большими были иконы Божией Матери "Державная" и "Смоленская" и мироточивая икона царя Николая II. Конечным пунктом крестоходов был Ипатьевский монастырь в Костроме.
В Богоявленском кафедральном соборе, после того, как к Феодоровской иконе Божией Матери - фамильной иконе Дома Романовых - приложили икону Государя, доставленную крестным ходом, по иконе Царя-Мученика стало обильно струиться миро. Среди потрясенных этим явлением православных была и жена священника Свято-Тихоновского прихода города Волгореченска Гуляева Марина Евгеньевна, 1968 года рождения, которая и поведала мне об этом в ноябре 2005 года.
Покаянный крестный ход достиг своей конечной цели - Ипатьевского монастыря в день убийства Государя и всей Его Семьи. Икона Царя-Мученика на аналое Успенского собора вновь мироточила.
А 14 августа 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве, принял решение "прославить для: почитания в лике святых" 860 новомучеников и исповедников Российских. Прославлена и Царская Семья во главе с Государем императором Николаем II. Канонизация состоялась 20 августа в Храме Христа Спасителя.
И вновь Феодоровская икона Божией Матери, оказалась накрепко связанной с общероссийской историей.
ПОД СЕНЬЮ ПРАЗДНИКА
ентября 6, 2003 года Феодоровская икона посетила Волгореченск. В городе проходили мероприятия, посвященные 500-летию со дня преставления преподобного Тихона Луховского. Божественная литургия шла под сенью чудотворного образа Пресвятой Богородицы, и люди ощутили на себе тихое величие происходящего.
Вот что рассказала одна из прихожанок, Корнилова Татьяна Александровна, 1972 года рождения, домохозяйка: "Еще накануне было необъяснимое желание участвовать в службе. Утром, невзирая на непонимающее недовольство мужа: вчера же в церковь ходила, сегодня-то зачем? - со все нарастающим волнением и трепетом, отправилась к строящемуся храму. К началу службы опоздала и стала с краю:
Божественная литургия завершилась, в ряду многих случилось подойти под благословение Владыки, архиепископа Костромского и Галичского Александра. Прихожане уже почти разошлись, но я в нерешительности стояла и чего-то ждала: будто держали меня. Подошла женщина, сказала: "Не уходите, сейчас икону понесут к машине, можно пройти под ней и загадать желание, просимое исполнится". Меня охватило сомнение: можно ли, достойна ли? А больше всего мучил вопрос: что пожелать? Вопрос смущал, и я решила не думать об этом: на все воля Божия. Не осознавая реальности происходящего с сокрушенным сердцем и с трепетным желание быть причастной к чуду, я склонилась под иконой.
Домой возвращалась, не чуя ног, будто крылья за спиной выросли, чувства переполняли, было невероятное ощущение: казалось, душа настолько необъятна и легка, что вот-вот вырвется из бренного тела и вознесется к небу.
Только через три дня я осмыслила произошедшую во мне перемену. В декабре 2001 года я родила третьего сына, он прожил три дня. Я сама чудом осталась жива. От полного отчаяния тогда меня спасли молитва, муж и дети. Душа мало-помалу согревалась, но сильно болело сердце. Боль была острой и постоянной; когда я волновалась, отнималась левая рука, казалось, в любой момент сердце может остановиться. И вот после поклонения Феодоровской иконе Пресвятой Богородице я поняла, что сердечная боль ушла, как не бывала. Чудо явлено!"
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, МОЛИ БОГА О НАС!
ак яркие звезды сияют на темном небосклоне, так сияют в христианском мире иконы Божией Матери. И каждая из них, маленькая или большая, древняя или современная - это вещественный знак Божией милости и благоволения Божией Матери, это святыня православной семьи, русского народа и нашего многострадального Отечества.
Иконы, как живые люди, имеют свои биографии, свои истории возникновения, прославления, чудодействия, и все являют миру одно изображение Царицы Небесной с Предвечным Младенцем и Богом, перед которым Она ходатайствует о нас в нашем спасении:
Божия Матерь - наша Ходатаица пред Престолом Царя Царствующих о том, чтобы мы достойно и праведно проводили земную жизнь, делали больше добра, любили Бога и ближнего, чтобы дорожили тем кратким временем, которое отводится нам в жизни земной, чтобы кропотливо и трепетно стяжали святость, чтобы достойно готовили себя к небесной жизни. Феодоровская икона Божией Матери защитница семейного благополучия, помощница в рождении и воспитании детей.
Феодоровская икона Божией Матери - величайшая святыня русского народа (25). Благодатный образ Пресвятой Богородицы осенял путь российского величия. Во все времена лик Небесной Владычицы на иконе был светозарным. Царские реставраторы, обновившие икону в конце XIX века, удивлялись тому, как замечательно сохранился дивный образ. Но едва лишь грянула на Руси великая смута в начале ХХ века, и был убит в Екатеринбурге император Николай II - лик Божией Матери на иконе потемнел.
Ныне скорбит Матерь Божия над российским позором. Но - просветляются иконы силой духовного подвига людей. К нему-то и призывает нас чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, главная святыня Костромской земли. Очевидно, что только в воцерковлении потерявшего духовную Родину народа,
в восстановлении постоянной молитвы и покаяния, в возрождении попранных святынь - единственный путь к спасению и преображению Человека и Отечества.Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!
Автор - Калинина Екатерина Владимировна,
Гущина Ольга Александровна
http://www.family-history.ru/
ТОРЖЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
атерь Божия явилась, держащей на воздетых горе руках плат с изображением Нерукотворного Лика Спасителя. Необходимо помнить, что этот образ имел особое значение в русской истории. Он укреплялся обычно на крепостных вратах русских городов как некий духовный щит. Икона Нерукотворного Спаса выполняла также роль воинского стяга. До Петра I у русской армии не было специальной геральдической символики. Воинские знамена заменяли иконы. Русские войска под предводительством Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Третьего, Дмитрия Пожарского сражались под стягом Спаса Нерукотворного. Икона укреплялась на древке и становилась воинской хоругвью. Спас Нерукотворный исстари осенял христолюбивое русское воинство на полях битв.
Этот образ стал воплощением русской симфонии, неразрывности Церкви и Отечества. Матерь Божия со Спасом Нерукотворенным в Своих пречистых руках явилась как Взбранная Воевода русского воинства. Эта икона стала откровением о том, что Божия Матерь, как и в древние времена, Силою Лика Своего Сына попирает земные мечи, воюющие против Святой Руси.
Матерь Божия в начале ХХ в. вознесла исконное русское знамя - Лик Спасителя, напомнила русскому воинству о его христолюбии. В одном из главных церковных песнопений Матерь Божия именуется "Взбранной Воеводой", но ни на какой другой иконе Она не представлена в такой полноте именно Воеводой как на Порт-Артурском образе. Однако смысл этой иконы не ограничивается предстательством русскому воинству. Икона останется не понятой, если не увидеть, что Матерь Божия обращена Своим Ликом к самой России, и главное - что Она не только является, но и являет всей Руси Лик Христа Спасителя. Воздевая горе плат с Ликом Спасителя, Божия Матерь обращает его ко всей Русской земле, ко всему русскому обществу, которое в то время поколебалось в Христовой вере. Эта икона своего рода - Воздвижение Лика Христова.
Увидит ли Россия сие знамя Божие Матери? Обратит ли свой взор к нему?
Порт-Артуровская икона стала единственным образом, где Матерь Божия изображена не с Богомладенцем, но с Прославленным Господом. Подобной иконографии Православная Церковь прежде не знала. Она напоминает известную в западной традиции икону "Плат Вероники", но вместо простой жены, плат с Ликом Спасителя держит Сама Пресвятая Богородица.
Вступив в XXI в., мы не должны забыть благословения и повеления Пречистой. Ведь Божия Матерь Порт-Артурская повелела, чтобы Ее образ был утвержден на самой дальней окраине России - в Порт-Артуре, на берегу Желтого моря. Но русское общество, не тогда спешило исполнить волю Богородицы. Икона долго оставалась Петербурге. Затем ее держали во Владивостоке. Только через год после видения явился герой, который взялся доставить образ в осажденную крепость. Когда икона была уже недалеко от Порт-Артура, командование не проявило должного упования на помощь Пречистой, не дождалось Ея пришествия и сдало крепость.
Воля Божией Матери не была исполнена. Эта история оставила тяжелый след в русском сердце. Именно небрежением к святыне объяснял поражение России в Русско-Японской войне святой праведный Иоанна Кронштадтский. Не случайно, существует предание о том, что сорок матросов из осажденного Порт-Артура после сдачи крепости дали обет принять монашество, затем уехали на Соловки и там приняли постриг.
Другие постарались забыть об этой истории. Однако никто не отменял и не может отменить повеление Божией Матери. 100-летие явления Порт-Артурской Божией Матери, напомнило о неисполненном обете. Вновь, как и прежде, именно в Петербурге нашлись подвижники, которые решились доставить икону в Порт-Артур. Иконописец Михаил Осипенко выполнил список мера в меру специально для того, чтобы исполнить волю Божией Матери. Понятно, что ее воплощение связано со многими сложностями - духовными, финансовыми, и даже политическими, ведь г.Порт-Артур в настоящее время находится на территории Китая. Однако на всех уровнях эта мысль неожиданно встретила понимание и поддержку. По благословению митрополита Владимира икона была освящена в Никольском морском соборе в Кронштадте, побывала в Мемориальной Квартире о.Иоанна.
На память всех препп. Киево-Печерских (подлинная икона была написана в Киеве) образ был доставлен в храм Леушинского подворья в С.-Петербурге. Отсюда начался его путь по всей Руси, она перескла по диагонали бескрайние просторы Дома Пресвятой Богородицы. Она посетила Первопрестольную, Дивеево, Екатеринбург, Омск, Томск, Читу, Приамурье, и затем перескла границу с Китаем. На русском кладбище в бывшем Порт-Артуре пред ним была совершена панихида о всех погребенных русских воинах и молебен о Спасении России и таким образом исполнилась воля Матери Божией, в полноте возсиет "Торжество Пресвятой Богородицы".
Рассказ матроса
. Божия Матерь явилась в 1903 году простому старцу-матросу именем Феодор, который 11 декабря пришел в Киево-Печерскую лавру и поведал братии о своем чудесном виденииднажды ночью Феодор был разбужен каким-то странным шумом, "как от сильного ветра". Проснувшись, он увидел: Сама Божия Матерь, в окружении чинов Ангельских, во главе с Архистратигом Михаилом и Арх.Гавриилом, стоит будто бы прямо перед ним, и в то же время на берегу какого-то морского залива, спиною к воде.
В руках Ее был большой плат или полотно, окаймленное сиреневой каймой, а посреди был изображен Нерукотворенный Лик Спасителя. Одета была Богородица в синий хитон, покрытый верхним одеянием коричневого цвета. На берегу залива в тумане был виден город в огне; на этот город и были обращены взоры Владычицы, благословлявшей его Нерукотворенным образом Спаса. Над головою Ее в облаках ослепительного света ангелы держали корону, увенчанную другою короной из двух перекрещивающихся радуг. Наверху короны был крест. Выше ангелов и корон, на престоле славы, восседал Господь Саваоф, окруженный ослепительным сиянием, по которому были видны слова: "Да будет едино стадо и един Пастырь". Богородица попирала своими стопами обоюдоострый обнаженный меч.
Потрясенный всем виденным, матрос испытал сильнейшее смущение, но Матерь Божия, ободрив его, сказала: "России предстоит вскоре очень тяжелая война на берегах далекого моря. Многие скорби ожидают ее. Напиши образ, что видишь сейчас, и отправь его в Порт-Артур. Если образ Мой утвердится в стенах города, то Православие восторжествует над язычеством и русское воинство получит победу, помощь и покровительство". Затем ослепительно-белый, необычайной красоты свет озарил комнату старца и видение исчезло.
Протоиерей Геннадий Беловолов
http://www.leushino.ru/podvorie/l62_1.html
"Сукрест-накрест!"
дин пожилой казах переходил по мосту речку. Ступил на мост и обомлел - на перилах шайтан сидит и на него смотрит. Собрался с духом старик и крикнул ему: "Эй, шайтан, уходи!"
А он не уходит. Взмолился старик: "О, Аллах, помоги, помоги прогнать шайтана! Шайтан, уходи!" А шайтан все равно не уходит.
Вспомнил тогда пожилой человек, что где-то здесь недалеко "русский бог" живет - так звали казахи митрополита Иосифа. Прибежал к нему старик, объяснил ситуацию: "Отец, помоги!" Владыка отвечает: "Ты скажи ему: "Христос воскрес!" - и увидишь, что будет. Повтори сейчас, да не забудь по дороге".
Идет старик и повторяет: "Христос воскрес!" Однако пока дошел - забыл. А шайтан сидит, будто дожидается. Тогда старик выпалил ему так, как вспомнил: "Сукрест-накрест!
"И шайтан мгновенно пропал.
Через неделю старик привел в Никольский собор всю семью креститься.
Однажды владыку спросили, можно ли иноверцам, например, казахам, дать освященной воды, помазать их святым елеем, прочитать молитвы.
Митрополит Иосиф ответил: "Можно и нужно! Долг священника - преподавать, утешать, укреплять. Эта наша живая, прямая обязанность. Нередко приходится сталкиваться с таким явлением: имам или мулла говорит: "Я в этом не могу тебе помочь, иди к "урус молла", у него проси помощи". И, когда приходят к вам, не надо ставить условия - отрекайся от своей веры и принимай нашу". Дайте то, что он просит, помня о том, что Бог Отец есть Бог и Любовь для всех".
Владыка твердо, всю жизнь стоял на том, что православие - это не конфессия, внутри которой христианин может вариться. Православный - выше всех религий, каждый, глядя на него, может сказать: "Так вот каким должен быть человек". И тогда уже поинтересоваться, какая же вера сделала его таким?
В июле 1973 года Алма-Ате угрожала страшная опасность. Архимандрит Наум Свято-Троицкой Сергиевой лавры вспоминает: "В 1973 году намечалось в Алма-Ате большое бедствие, жара очень большая (при такой жаре оттаивают льды даже на Арарате и остов корабля Ноева ковчега всем виден бывает, и туда путешествуют кто может и желает). В Большом Алма-Атинском ущелье была широкая дамба, высотою 100-120 метров. (Взрывали горы, камнями перекрывали ущелье и возили землю заранее). Но было предчувствие катастрофы - пастухи-казахи спешно гнали скот на высоту гор... Миллионы кубометров воды накопилось у плотины - земля начала пропитываться влагой, и вал-дамба вот-вот могла не выдержать, и вода, получившая простор, с огромной скоростью должна была хлынуть по ущелью в город".
И тогда власти отправили к владыке уполномоченного по делам религии с весьма деликатной просьбой. "Иван Михайлович, - сказал чиновник, - у нас вот такая критическая ситуация. Так вы ТАМ походатайствуйте". Не сказал "помолитесь", но - "походатайствуйте".
Владыка Иосиф утешал руководство республики: "Беды не будет, мне Николай Угодник поведал - молитвы ваши на земле и на небе принял Бог, и беды не будет. Хотите, я по радио выступлю и скажу слово утешения людям?"
"Укрепились начальники города духом, - вспоминал о.Наум, - организовали контроль. Все оцепили, на мотоциклах - объезды, стали перебрасывать по воздуху баржи, насосы, трубы, шланги больших диаметров и большой длины и перекачивать воду из одного образовавшегося водохранилища в речку; и постепенно включали выходные засоренные шлюзы, водопроводы. И вода стала убывать, и по молитвам Церкви жара стала спадать - катастрофы не случилось".
Все взгляды - верующих и неверующих, русских и казахов - обратились с изумлением к владыке Иосифу, верному стражу Алма-Аты.
Подготовил В.ГРИГОРЯН
http://www.rusvera.mrezha.ru/471/7.htm
Феодоровская икона Божией Матери
4 сентября день памяти митрополита Иосифа (Чернова,18
93-1975)4 сентября для православных Казахстанцев является особой датой. В этот день в 1975 году, в Алма-Ате почил выдающийся Святитель ХХ столетия митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). Память об этом дивном старце и исповеднике веры на протяжении прошедших лет не стирается из памяти народа. Напротив, почитание его растет от года в год..Во всех городских храмах 4 сентября будет совершена заупокойная Божественная Литургия, после которой будет отслужена панихида. Затем духовенство и богомольцы соберутся на Центральном городском кладбище у могилы митрополита Иосифа, чтобы "едиными усты и единым сердцем" вознести усердную молитву о упокоении в селении праведных приснопамятного митрополита Иосифа.
Воскресенье
, 29 Августа 2010 года. Неделя 14-я по ПятидесятницеПопразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образ (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Мч. Диомида врача (298). Мчч. 33-х Палестинских. Прп. Херимона Египетского (IV). Феодоровской (1239) и "Торжество Пресвятой Богородицы" (Порт-Артурской) икон Божией Матери.
Понедельник, 30 Августа 2010 года. Седмица 15-я по Пятидесятнице.
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Мирона пресвитера (250). Прп. Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещрах (ок. 1114). Мчч. Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мчч. Фирса, Левкия, Короната и дружины их (249-251). Мч. Патрокла (270-275). Мчч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303). Прп. Филиппа, монаха, Янковского. Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288).
Вторник, 31 Августа 2010 года.
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Флора и Лавра (II). Мчч. Ерма, Серапиона и Полиена Римских (II). Сщмч. Емилиана епископа и с ним Илариона, Дионисия и Ермиппа (ок. 300). Свтт. Иоанна (674) и Георгия (683), патриархов Константинопольских. Прп. Макария, игумена Пеликитского (ок 830). Прп. Иоанна Рыльского (946). Прп. Варнавы и племянника его прп. Софрония, монахов (Греч.). Прп. Христофора, игумена (Греч.
).Среда, 1 Сентября 2010 года.
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Андрея Стратилата и с ним 2593 мучеников (284-305). Свт. Питирима, еп. Великопермского (1456). Мчч. Тимофея, Агапия и Феклы (ок. 304). Донской иконы Божией Матери (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г
Четверг, 2 Сентября 2010 года.
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Самуила (XI в. до Р.Х.). Мчч. Севира и Мемнона и с ними 37-ми мучеников (304). Мч. Лукия сенатора, Кипрского. Мчч. Илиодора и Досы, Персидских.
Пятница, 3 Сентября 2010 года.
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фаддея (ок. 44). Мц. Вассы и чад ее, мчч. Феогния, Агапия и Писта (305-311).Прп. Аврамия , чудотв. Смоленского (XIII). Прп. Аврамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII-XIII). Прп. Феоклиты из Малой Азии. Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, и ученика его, прп. Авраамия. Прп. Ефрема Смоленского.
Суббота, 4 Сентября 2010 года.
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана и прочих (305-311). Сщмч. Горазда, еп. Богемского и Мораво-Силезского (1942) (Серб.). Сщмч. Афанасия еп. (270-275), прп. Анфусы (ок. 298) и слуг ее, мчч. Харисима и Неофита (270-275). Мц. Евлалии девы Барселонской (ок. 303). Прп. Исаака (первого) Оптинского. Новосщмчч. Ефрема (Кузнецова), еп. Селенгинского и прот. Иоанна Восторгова (1918). Грузинской иконы Божией Матери (1650).
Поминовение Митрополита Алматинского и Казастанского Иосифа (Чернова, 1975)
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!